Сценарий свадьбы в белорусском стиле. Свадьба в славянском стиле сценарий проведения торжества

Некоторые люди по разным причинам покидают свою родину. Но в душе и сердце она остается навсегда. Поэтому выбирая стиль торжества, свой выбор можно остановить на традиционной свадьбе с соблюдением давних обрядов и обычаев. Свадьба в белорусском стиле понравится не только вам, но и вашим гостям и оставит в сердцах ностальгические нотки.

Подвенечный наряд

Ответственно необходимо отнестись к выбору свадебного наряда невесты. Серьезность вопроса заключается в том, что платье одновременно должно выглядеть не старомодно и в то же время иметь характерные особенности традиционного колорита. Эта проблема легко решается. Белое классическое платье легко можно превратить в национальный свадебный наряд за счет:

  • декоративных орнаментов (на рукавах, подоле, в области тали или декольте);
  • расписного шлейфа;
  • металлического обруча с росписью;
  • ленточек в волосах, перчаток, пояса;
  • веночка из полевых цветов.

Но если невеста желает во всем соблюдать традиции, тогда она может надеть сарафан (любого покроя, но с длинными рукавами и прикрытой грудью), вышитый национальными орнаментами и украсите еще кружевом.

Национальный наряд жениха состоит из льняных штанов и белой рубахи, которую также можно украсить вышитыми узорами. Но если молодой человек все, же хочет надеть костюм, тогда вместо обычной рубашки он одевает вышиванку.

Издавна принято, что кольца молодожен изготовляют из разных металлов без каких-либо узоров и надписей, у жениха – это золото, а у невесты – это серебро. Тем самым символизирует союз Солнца с Луной.

Стиль свадьбы по-белорусски

Конечно, церемонию свадьбы лучше проводить на природе с живописным пейзажем и при этом фото получатся красочными и «живыми». А застолье организовать в большом шатре, где удобно разместятся гости за деревянными столами и лавками. Если подходящее место тяжело найти, тогда подойдет зал, оформленный в деревенском стиле, а украсить его можно национальными белорусскими рушниками и венками из полевых цветов и веточек с ягодами.

Свадебный кортеж


В нынешнее время, традиционным транспортом воспользоваться проблематично, так как это повозка запряженная лошадьми. Тем более что добираться жених должен со своими друзьями отдельно от невесты с подружками. Минимальное количество кортежей – 7. Машины, как и свадебное помещение, можно украсить рушниками и полевыми цветами с лентами.

После того как рассядутся по машинам все гости и молодожены, отец со стороны невесты должен обойти с иконой всю процессию по ходу солнца. Вслед за ним должна идти мать и при этом обсыпать всех зерном. Затем процессия направляется в храм на венчание. А родители могут сразу ехать в заведение, где будет проходить свадьба с застольем. На венчании они не присутствуют, так как согласно традициям могут нарушить этот круг-оберег, лишь только его создав.

Церемония венчания


Следуя традициям, молодожены в момент венчания стоят на заранее подготовленном полотенце, а под него стелют красный пояс. Также на полотенце кладут медные пятаки, на которых стоят влюбленная пара, что венчается. В конце церемонии вся эта атрибутика забиралась с собой и взамен в храм отдавали другое полотенце. В конце свадьбы из них делался оберег на счастливую и долгую жизнь. А именно, родители в полотенце заворачивали две монеты, фужеры и ложки молодожен, затем с помощью красной ленты и пояса все это перевязывали в виде «восьмерки».

Также на венчании у каждого была своя сторона, которая символизировала женское и мужское начало. Так для жениха – это правая, а для невесты – левая.

Клятвы молодожен

Согласно древним традициям, молодожены дарили друг другу символические подарки и произносили при этом клятву. Это можно включить и в свой сценарий свадьбы при выездной церемонии, в момент обмена обручальных колец или перед первым танцем молодожен, если регистрацию проводить в ЗАГСе.

Застолье

Сценарий для свадьбы в белорусском стиле должен включать старые традиции, а также обрядовые песни. Встреча молодожен проводится также традиционным обрядом, где главные элементы – это каравай и медовуха. Напитка при этом выпевали немного, а все остальное выливали через плечо, как бы оставляя за собой все плохое.

Традиционные блюда:

  • каравай;
  • домашняя колбаса;
  • отварной картофель со шкварками;
  • драники со сметаной;
  • разнообразные салаты.

Молодая пара согласно обычаю должна идти к столу по часовой стрелке, а соответственно выходит в обратном направлении. Молодоженам столовые приборы (отсутствует нож), фужеры и тарелки кладут одинаковые. Начать застолье можно с традиционного съедания яичницы женихом и невестой при помощи только одной ложки (яйцо – символ плодовитости, один прибор – любовь).

Для того чтобы уберечь жениха с невестой от нечистой силы и людской зависти, гости кричат им «Горько!», после чего молодожены целуются.

Традиционно полагается дарить молодоженам тряпичные куклы, имеющие одну общую руку. Так и влюбленные должны все время на свадьбе держать друг друга за руки. Считается что это делается для того чтобы их никто не смог разлучить.

Одной из завершающих традиций – это деление каравая. Затем свекровь, подходя к невесте, начинает обряд снятия фаты, а голову потом покрываю косынкой, и одевают фартук. Фата передается свидетельнице для того чтобы следующая свадьба была у нее.

Видео по теме

Почему на свадьбах кричат «Горько!», ставят молодоженов на рушник или надевают невесте на голову платок? И вообще: в чем суть свадебного торжества? Может быть, лучше на сэкономленные на свадьбе деньги купить что-нибудь в дом или поехать путешествовать?.. Наших предков такие сомнения не посещали. Не провести обряд свадебный обряд означало лишить себя поистине волшебной возможности запрограммировать будущую семейную жизнь на счастье, достаток и мир в доме.

Белорусское «вяселле» («свадьба») ― один из древнейших обрядов белорусов. Он имеет глубокий сакральный смысл, в котором переплелись языческие и христианские традиции. Участники обряда свадьбы наполняют его положительной энергией и эмоциями, а ритуалы имеют магическое значение и служат гарантией духовной защиты будущей семьи.

Относиться к народным традициям можно по-разному: как к суевериям, пережиткам прошлого или пыльным музейным «экспонатам», а можно считать источником с живой водой многовековой мудрости, наблюдений и знаний жизненных закономерностей.

Когда справлять свадьбу?

Считается, что нельзя устраивать свадьбу и венчание во время поста: Рождественского, Великого, Петровского или Успенского. А также во вторник, четверг, в канун больших церковных праздников, в високосный год, в мае и год после смерти родственника. Благоприятными периодами для свадьбы считается время от конца августа до Рождественского поста, кроме поминальной недели (третья неделя после Покрова) и Мясоед, который длится с конца декабря до Маслиничной недели.

Свадебные наряды. К выбору платья невесты подходили очень внимательно. Наряд для свадьбы должен был закрывать грудь, плечи, ноги. Покупали его в среду, а туфли ― в пятницу. Нельзя было давать примерять фату или платье другим девушкам. Белое платье разрешалось надевать только девственницам. В случае, если невеста беременна, а также на второй день свадьбы, после первой брачной ночи, надевали платье красного цвета. Красный в народной традиции ― это цвет защиты от нечистой силы.

Важным атрибутом свадебных нарядов считались обереги. На одежду прикалывали булавки, прятали иконки, в обувь клали листья рябины, а ее плоды ― в карман. У невесты должна была быть освященная на Пасху соль.

Фата. В конце свадьбы мать жениха подходила к невестке, снимала с нее фату и повязывала символ женской доли ― платок и фартук. Фату передавали шаферке (свидетельнице), она надевала ее и делала три поворота вокруг себя. Этот обряд символизировал передачу жизненной эстафеты: считалось, что именно свидетельница станет следующей невестой. Потом фата оказывалась у других девушек, они повторяли ритуал. Затем мать жениха забирала фату и вешала ее в доме под иконами. Передавать, дарить или продавать фату нельзя, потому что она обладает мощной и надежной силой, охраняющей семейную пару. С ее помощью можно лечить будущих детей.

Кольца.
По традиции у жениха должно быть золотое кольцо, а у невесты ― серебряное. Это означает союз Луны и Солнца. Кольца должны быть куплены в одном месте и не иметь никаких рисунков, их нельзя надевать на перчатки. Нельзя использовать найденные кольца, переплавлять родительские.

Застолье. Встречали молодоженов с караваем и медовухой. Медовуху нужно было только пригубить, а остальное вылить через плечо, чтобы все плохое осталось позади. Жених и невеста целовали каравай и кланялись. Затем они замыкали на пороге замок ― символ прочного счастья. А на сам порог ступать запрещалось, чтобы избежать ссор в семье. Молодые шли по самотканому полотну, которое за ними скручивали, чтобы никто на него случайно не наступил и таким образом не разлучил их.

К столу жених и невеста подходили по ходу часовой стрелки (по солнцу), а выходили в обратном направлении. Сидели они на одной скамейке или диване так, чтобы их не разделяли ни ножки стола, ни подлокотники. Чтобы обеспечить богатство, на протяжении застолья молодожены сидели на тулупе, вывернутом мехом вверх, чтобы «были молодые богаты, как тулуп косматый».

Для молодоженов специально готовили одинаковые приборы: два фужера красного цвета, две тарелки с одинаковым узором, две одинаковые ложки и вилки. Ножи старались не класть: старые люди говорили «меньше резаться будут», т.е. ругаться между собой.

Один из застольных ритуалов ― совместное поедание женихом и невестой яичницы одной ложкой. В белорусской народной традиции яйцо символизирует плодовитость, а есть что-то одной ложкой ― значит любить.

На протяжении всей свадьбы молодые сидели только вместе, держались за руки, чтобы между ними никто не проходил, в обратном случае брак мог быть недолговечным. Никакие обряды свадьбы или танцы не должны были разлучать пару. В некоторых районах Беларуси была даже такая традиция: сразу после венчания крестный отец соединял руки молодоженов и перевязывал их специальным рушником.

В конце застолья происходил еще один исключительно символичный обряд. К столу молодоженов подходила мать жениха, стелила на него рушник, на котором жених и невеста стояли во время венчания (или теперь регистрации в ЗАГСе). Затем вытирала салфеткой тарелки, ложки, фужеры, которыми они пользовались, и, вместе с венчальными свечками и куском каравая, складывала на рушник и перевязывала его поясом-оберегом. Это ― еще один символ счастливой семейной жизни, его складывали в шкаф или сундук и никогда в жизни не развязывали.

«Горько!» Пировали гости от души, искренне желая молодым семейного счастья, взаимопонимания и сладких поцелуев. А «Горько!» кричали, чтобы сберечь их от людской зависти, сглаза, чтобы сбить нечистую силу с толку.

Кстати, много пить на свадьбах считалось плохим знаком. Веселье заключалось не в выпивании спиртного, а в обрядовых песнях, танцах и играх. С выпивкой на свадьбе связаны определенные правила: первая рюмка всегда поднималась за самых старейших представителей родов, вторая ― за родителей и только на третьей внимание переключалось на виновников торжества.

Во время застолья молодоженам преподносили «чашу терпения» ― ее нужно было выпить, чтобы она никогда не переполнялась. А родственники, в свою очередь, пили из одного бокала, таким образом объединяя семьи.

Свадебный каравай. Обрядовый хлеб ― обязательный атрибут белорусской свадьбы, символ семейного счастья, благополучия, достатка. Началом свадьбы считалась выпечка каравая, а окончанием ― когда каравай делили и одаривали им всех присутствующих. Пекли свадебный каравай обязательно замужние женщины с благославления родителей молодоженов. Выпечка сопровождалась обрядовыми песнями-заклинаниями, которые должны были благоприятно повлиять на судьбу молодой пары. В пасмурный день тесто начинали замешивать только когда выглядывало солнце, иначе можно было навлечь несчастье.

Подарки. Жениху и невесте дарили обрядовые свадебные куклы ― «неразлучницы». Эти куклы имеют одну руку на двоих и служат талисманом будущей семейной паре.

Гости одаривали молодых, чем могли, приговаривая пожелания: «дарю конфеток, чтоб было много деток», «дарю пятаков, чтоб купили себе сынков», «зерно под пятку, чтобы жизнь была в достатке» и т.д.

Заговор на долгую счастливую жизнь. Брали две свечки, оставляли их на время в теплом месте, чтобы воск подтаял, потом скручивали в одну и подпаливали. При этом повторяли слова: «Я не свечки палю, а два сердца соединяю на хлеб-соль за столом, на хорошую жизнь, на семейное счастье. Аминь».

Народные свадебные традиции возвращают свадебному торжеству его первоначальный смысл. Это не просто красивое сопровождение официального оформления отношений, а священный обряд, который настраивает на долгую счастливую семейную жизнь.

Вкладывайте в свадьбу не только деньги, но и душу, и это знаменательное событие превратится в светлый семейно-родовой праздник, который останется в сердце навсегда.

Белорусские свадьбы уже давно ломают стереотипы и старые традиции.

Современные невесты отказываются от привычных нашим мамам выкупов и рюмок в туфельках и открывают для себя американские идеи.

Так на свадьбах появляются великолепные арки для выездной регистрации, candy бары и фотозона, ведущий заменяет тамаду, а курирует это торжество свадебный распорядитель.

Как проходит стильная белорусская свадьба?

Об этом рассказ недавней невесты Ольги и ее мужа Олега.

Ольга:

Наша свадьба была в классическом стиле, но мы придали ей современный вид с помощью декора и аксессуаров. У нас были кэнди бар, дерево и книга пожеланий. Мы оба программисты и делали сайт о нашей свадьбе, коллеги оценили.

Еще в гостях у нас были друзья, у которых был ровно год с их собственной свадьбы. И мы готовили для них поздравление. Для них это было неожиданно и очень приятно.

Подготовка к свадьбе длилась 9 месяцев. Строгого разделения обязанностей в подготовке к свадьбе у нас не было. Продумывали каждую деталь я, мои родители и мой свадебный распорядитель. Я, наверное, больше думала об общей тематике свадьбы, о декоре, о фотосессии.

Подрядчиков мы выбирали вместе. Вообще муж очень помогал и вроде даже добровольно. Я старалась не просить его делать то, что ему не интересно. А вот участвовать в создании сайта, делать дизайн пригласительных и карт рассадки ему даже нравилось.

Распорядок дня был не таким, как привыкли его видеть родители - фотосессия до росписи и без гостей, поздняя роспись. Но мы рассказали о всех плюсах и с нами согласились. Был вопрос, брать видео или нет. Тут мы искали компромисс и нашли его: видео брали, но ненадолго.

Пожалуй, самым трогательным моментом на свадьбе были слова благодарности родителям. Мы подготовили для них корзины цветов и держали это в строгом секрете. Но не обошлось без жертвы моего шлейфа: на нем поскользнулась и упала тетя жениха.

К сожалению, ресторан показал себя не очень хорошо в вопросах честности. Но он был красивый, так что я бы его все равно взяла.

Возможно, мне бы хотелось свадьбу на меньшее количество гостей.

Но я считаю, что это праздник и для родителей. А впереди у нас много годовщин, так что простор для фантазии есть.

Олег:

Когда я увидел Олю в свадебном платье, то подумал, что сегодня она особенно красива.

Она молодец, взяла на себя огромную часть работы. Поэтому мне оставалось немного: подготовить к печати материалы, вместе с женой встретиться с ведущим, фотографами, съездить за алкоголем и напитками и прочие мелочи.

Сейчас уже стираются впечатления, но мне кажется, самым трогательным эпизодом на свадьбе было поздравление родителей.

В национальной традиции какой-либо страны, в частности Белоруссии, требует очень тщательного подхода во многих моментах планирования мероприятий на свадьбе. О том, как все сделать правильно, вы узнаете в этой статье.

Свадебный наряд

Наш портал Свадьбаголик.ru сначала расскажет вам о наряде белорусской невесты. Свадебный наряд девушки должен отличаться изяществом и тонкостью. Для создания образа невесты используйте кружева и вышивку. Наденьте белую сорочку и юбку из плотной ткани. Сверху юбки наденьте фартук с различными декоративными элементами. Важно, чтобы все гармонично вписывалось в ваш образ. Поверх сорочки по традициям одевается жилетка с вышивкой.

Жениху следует надеть белую рубаху и льняные штаны. Не забывайте и про яркие аксессуары, например, пояс с национальным узором.

Рушники на свадьбу

Рушник на белорусской свадьбе является неотъемлемой частью церемонии. По белорусскому обычаю необходимо запастись не меньше чем 40 рушниками. Ими одаривают родителей невесты, украшают ими свадебный кортеж (машины, лошадиную повозку), на котором будут ехать счастливые молодожены. Рушники держат молодожены в пути в церковь и перевязывают ими свои одежды. Вот отсюда и появилась традиция повязывать их на одежды свидетелям на свадьбе.


Свадебная флористика

Одним из очень важных моментов является свадебный букет и свадебный венок. Эти элементы должны быть тщательно подобраны. Они должны подчеркивать весь замечательный колорит свадебного торжества и не должны выбиваться из образа прекрасной невесты.

Можно использовать любые вариации при составлении букета невесты , лучше конечно выбрать полевые цветы (ромашки, васильки и др.). Для венка необходимо использовать живые цветы и веточки с ягодами, такие как рута, барвинок, калина и другие.


Свадебный кортеж

Жених со своим друзьями должен ехать на одной машине, а невеста по обычаю садится в другое средство передвижения. Это может повозка, запряженная лошадью или просто свадебные автомобили. Свадебный кортеж должен состоять не меньше чем из семи машин, потому что семь - это символическое число в Белоруссии.

Как только все расселись в кортеже, отец прекрасной невесты обходит кортеж с иконой, двигаясь по ходу солнца. За ним идет мать, которая должна обсыпать кортеж зерном. Родители не должны присутствовать на венчании в церкви , потому что по белорусскому обряду они могут разрушить тот круг, который так старательно создавали.

Венчание

В храме молодоженов ставят на специально приготовленное полотенце, а на те места, где будут стоять молодожены, кладут две монеты. После свадьбы эти полотенца забирают с собой, потому что их нельзя по традициям оставлять в храме и необходимо их сохранять всю счастливую совместную жизнь. В течение венчания жених обязательно должен стоять справа, а невеста - слева.

Застолье

На пороге ресторана или кафе молодых встречают родительским хлебом-солью и двумя рюмочками водки, напоминает портал www.svadbagolik.ru. Держать хлеб с солью можно только родителям, счастливо живущим вместе, также можно доверить эту процедуру посаженным родителям. В это время можно обсыпать молодоженов небольшим количеством конфет и зерна.

Все свадебные торжества белорусов можно разделить на три этапа: предсвадебные ("запыты", сватовство, помолвка), свадебные (венчание и свадьба) и послесвадебные (пироги и "медовый месяц").

Время проведения свадеб было не произвольным, а строго определено. Проведение свадеб строго запрещалось во время постов, а также в период с 7 по 21 января ("крывыя вечары", в это время игрались только "волчьи свадьбы"). Наилучшим временем считалось время после уборки хлебов, а также во время зимнего мясоеда (от Крещения до Масленицы). Но и в эти двухмесячные периоды время для проведения свадьбы определяли в соответствии с фазами луны. Наиболее благоприятным считалось время "маладзiка" и полнолуния. Во время подготовки и проведения свадеб учитывали бесконечное множество примет и суеверий, которые выполняли роль предсказаний на будущее. Например, бывали случаи, когда сваты возвращались домой, если им дорогу перебегала черная кошка или заяц. А если конь начинал бить копытом, то в этот день даже не думали отправляться со двора.

Перед отъездом из дома жениха хлопот хватало всем. Юноши и девушки из дружины молодого украшали брички, фурманки, тарантасы (в зависимости от местности и социального положения семьи). Особенно яркой была первая повозка, в которой ехал жених. Дугу оплетали хвоей (ветками ели, сосны, можжевельника), а сверху прикрепляли несколько разноцветных лент. Ленты были белого (в тон одежды невесты, как символ целомудрия и невинности) и красного (как символ перехода, перерождения, нового статуса) цветов. Главным атрибутом композиции украшения были колокольчики: посередине большой, по краям - меньше. Праздничный перезвон колокольчиков извещал жителей окрестных деревень об очередном праздничном событии, а кроме того, уничтожал любые чародейства и очищал путь от всякой скверни.

Когда в доме жениха все было готово к отъезду, родители ставили в центре хаты стол, накрывали его белой льняной скатертью, клали хлеб-соль, ставили ведро с водой и зажигали громничную свечу. Отец брал домотканое полотенце, перевязывал им руки сына, трижды обводил его вокруг стола и вел к порогу. Затем давал ему в руки небольшую икону с изображением Христа, а мать, держа в руках громнчную свечу и домашнюю икону, благословляла сына в дорогу. Икону оставляли дома, а "грамнiцу" сват брал с собой, чтобы обезопасить свадебный кортеж в пути. Кроме того он брал с собой деньги, водку, конфеты, печение, мед, пояса, которые понадобятся для выкупа невесты.

Помимо молодого и свата в состав дружины входили: крестная мать, "паджанiшнiк" (родной брат или лучший дуг), еще две, три повозки с молодежью и музыкантами.

А тем временем "сябрына" молодой готовилась встречать гостей. Родные невесты готовили праздничный стол, а подружки наряжали главную героиню торжества. Обычно невесту наряжали не в своем доме, но выбор дома не был случайным. Прежде всего невесту нельзя было переводить через улицу, поэтому выбирали дом, который находился на стороне родителей. Кроме того, жених со своей свитой должны были проехать мимо дома невесты. Категорически запрещалось наряжать невесту в доме вдовы или вдовца, разведенных, или где умирали дети, или был пожар. Лучше всего было, когда в доме жила дружная, счастливая и богатая семья.

Подружки заплетали молодой косу, обували красивые красные сапожки, окончательно подгоняли платье, перевязывали невесту самотканым красным поясом. В последнюю очередь одевали фату (вэлюм). Фата состояла из трех основных частей. Одна часть фаты закрывала длинную косу. Другая часть - тонкая короткая вуаль - собиралась пелериной и опускалась через лоб на глаза и лицо невесты. Поверх пелерины крепили венок. Венок мог быть как из живых цветов, так и из искусственных. Искусственные цветы делали из ленты и бумаги и крепили на картонный обруч. Для плетения венка из живых цветов использовались мята, рута, калина, барвинок. По форме и цветовой гамме веночка можно было судить о социальном положении невесты. Обязательно в венке присутствовала рута - символ девичьей невинности. Если невеста была сиротой, то в венок вплетали зеленый листок мяты. И конечно же, венок имела право надеть только та невеста, которая сохранила невинность.

Выкуп невесты являлся одним из наиболее эмоциональных моментов свадьбы. В нем присутствовали характерные черты белорусского "кiрмаша": одной стороне нужно было побольше выторговать за необычный "товар", другой - сбить цену до минимума. Каждая из сторон могла прибегнуть к "запретным" приемам: попытаться унизить соперника, задеть за живое, уличить в скупости и прижимистости.

Существовало две разновидности выкупа. Более древним является тот вариант, когда дружина жениха выкупала невесту у ее старшей сестры; позднее "торговаться" доводилось с ее родным братом.

Когда обе стороны оказывались удовлетворенными "сделкой", жених брал невесту за руку и вел в ее родной дом. Там родня невесты уже ждала гостей. Дружина молодого рассаживалась за столом вдоль стены от улицы, а родные невесты - вдоль стены от двора. Старший сват давал команду налить по чарке и произносил тост. После непродолжительного угощения начинали готовиться к отправлению в храм.

На Минщине отец опоясывал свою дочку специальным полотенцем, трижды по солнцу обводил ее вокруг стола и вел к порогу, возле которого уже стоял жених. Затем отец и мать брали по буханке хлеба, заворачивали их в красные концы полотенца, которым отец только что выполнил ритуальное действие. Одной рукой родители держали хлеб, а другой приподнимали полотенце в виде подковы. Молодые проходили через врата бессмертия, обязательно пригнув головы, то есть поклонившись порогу - древней зоне захоронения предков.

Жених со своей дружиной садился в одну повозку, молодая (она шла за него замуж) - во вторую. Кортеж должен был состоять из семи повозок, так как символика семерки лежит в основе функционирования семьи и рода. Как только молодые рассаживались, отец невесты брал иконку и, держа в руках две зажженные свечи, обходил вокруг свадебного кортежа, двигаясь по ходу солнца. Следом за ним шла мать и обсыпала повозки зерном. Так они "замыкали" участников венчания в магический круг, чтобы по пути туда и обратно никто не мог навредить молодым. Родителям молодых категорически запрещалось присутствовать на венчании в храме. Тем самым они могли разрушить магический круг, который перед отправлением в храм возвели вокруг своих детей.

В храме молодых ставили не на голый пол, а на специально припасенное для этого полотенце. Но прежде чем расстелить полотенце на пол клали красный пояс, а на то место, где будут стоять молодые, необходимо было положить два медных пятака. После венчания все эти атрибуты забирали с собой. Оставлять их в храме нельзя, их необходимо сохранить у себя всю жизнь. После окончания свадьбы родители молодых собирали в эти полотенца металлические основания двух цветков, ложки, фужеры которыми пользовались молодые, перевязывали "восьмеркой" красной лентой, а сверху перевязывали поясом, на котором стояли молодые. Делалось это для того, чтобы молодая семья прожила долгую совместную и счастливую жизнь. Для того чтобы отблагодарить храм сваты брали с собой специально еще одно полотенце.

Во время регистрации брака и во время венчания невеста должна находится слева от жениха. Сватам необходимо повязывать полотенца: мужчинам - узлом под правую руку, женщинам - под левую. Аналогичным образом повязывают ленты и свидетелям молодых. Потому что в мифопоэтической модели мира белорусов верх является мужским началом, низ - женским. Соответственно разделена и горизонтальная ось пространства: правая сторона - зона несущая мужское начало, левая - женское.

В прошлые века у белорусов существовала непоколебимая традиция: сразу же после венчания новобрачные шли к могилам своих предков, которые находились рядом с храмом. В коммунистические времена молодые стали посещать мемориальные комплексы, памятники вождям революции, братские могилы. Все это было созвучно времени и идеологии. Но стоит отметить, что специалисты в области биоэнергоинформации утверждают, что над братскими могилами доминирует вовсе не праздничная аура.

Навестив могилы предков, молодые возвращались домой. По дороге молодые должны были "проехать семь мостов" (при этом по каждому мосту жених проносил невесту на руках). Никто не должен был переходить дорогу молодым. Возвращались молодые и сваты в одной повозке. На перекрестке дорог или недалеко от дома невесты соседи старались перегородить им путь. Посреди дороги ставился стол, на него ведро с водой, хлеб-соль и требовали от сватов плату за ввоз чужого человека. К дому невесты кортеж должен был подъезжать только со стороны восхода солнца.

Молодые сидели в повозке до тех пор, пока родители не появлялись на пороге дома. Первый шаг в совместную жизнь с повозки новобрачные должны были сделать не на голую землю, а на какое-нибудь покрывало. А лучше всего на вывернутый кожух.

Даже если свадьба была осенью или летом, мать выходила встречать молодых в вывернутом кожухе и валенках (символ умерших предков, которые из мира мертвых оказывают помощь живым), держа на руках полотенце с хлебом-солью. Отец выносил графин с водкой и две рюмки. Молодым он наливал по рюмке и предлагал выпить. Молодые должны были пригубить питье, но пить его не имели права, потому что у них впереди была первая брачная ночь. Выливать спиртное нужно было правой рукой через левое плечо (то за которым находятся черные силы). Это действо повторялось два раза, а на третий раз молодые, не пробуя, бросают рюмки за спину. Теперь молодым предлагают поцеловать хлеб-соль и приглашают в дом.

Порог - зона смерти. Дотрагиваться до него запрещено. Поэтому жених брал невесту на руки и переносил через порог. Присутствующие гости в это время осыпали молодых зерном.

Обычно свадьба длилась три дня. Гуляли отдельно в доме жениха и невесты. Но если семьи были бедными, то организовывали совместную свадьбу либо в доме жениха, либо в доме невесты.

Заключительным этапом свадьбы было деление каравая. Обычно каравай невесты делили между родственниками молодой, а каравай жениха между родственниками молодого.

Сразу после деления каравая мать жениха подходила к невесте, снимала с нее фату и передавала старшей шаферке, чтобы та следом вышла замуж. Невестке же она повязывала атрибуты женской доли - косынку и фартук.

На девятый день после свадьбы игрались пироги - застолье для родителей, которые не имели возможности на свадьбе посидеть за свадебным столом. С девятого по сороковой день длился "медовый месяц" молодых. А через год семья ждала первенца.