Сердце традиции йоруба. Наго (йоруба) - вежливые люди, свято почитающие и живых, и мертвых Фонетика и фонология

Этот африканский народ проживает во многих частях континента. На юго-западной стороне, йоруба встречается в районе или Кету. На юго-восточной стороне этот народ проживает в Того, в районе Атакпаме.

Общая их численность составляет не много, не мало - почти 27 млн. человек. Из них 25 млн. располагаются непосредственно в Нигерии.

Йоруба имеет различные подразделения, например:

  • экити,
  • ондо,
  • эгба,

Их языком служит язык йоруба группы ква нигеро-кордофанской семьи, а литературный язык лежит в основе ойо.

Большинство людей этого народа считают себя христианами. В их число входят и баптисты, и протестанты и даже англикане. Небольшая их часть - мусульмане - сунниты. Но есть и приверженцы местных традиционных верований.

На данный момент нельзя сказать, что этногенез этого народа изучен до конца. У йоруба насчитывается несколько этногенетических преданий. Но предположительно, данный имеет либо азиатское, либо и появился в 12 веке. Уже доказано, что культура йоруба даже в средние века имела высокий уровень развития культуры.

Раньше, основным занятием этого народа являлась охота. Создавались целые отряды охотников. Причем каждый отряд имел свою специфику. Например, отряд по охоте на или отряд по охоте на . Тогда же началось развитие и других занятий: кузнечное дело, плетение, гончарство и даже ткачество. Со временем мало что изменилось, но все-таки некоторые новшества пришли и сюда. Несмотря на то, что основным занятием йоруба считается земледелие и рыболовство, народ уже начал осваивать новые специальности. Таким образом, жители с успехом экспортируют какао, земляной орех и бананы. Началось развитие рабочего класса, появилась буржуазия и интеллигенция. А в городе Ибадан, где проживают йоруба, сейчас работает крупнейший по всей Африке университет.

Если говорить о скотоводстве, то, к сожалению, у этого народа существует большая проблема. Причина вся в отсутствии нужного количества пастбищ и в , которые заполонили буквально все территории проживания африканцев.

Большая часть йоруба живут в деревнях. Но надо отметить, что у этого народа во все времена были крупные города-крепости, которые выполняли свои административные и торговые функции. В наше время, они так же продолжают играть свою роль.

Постройки в деревнях и в городах построены линейным типом поселения. Все дома вытянуты в одну, а иногда в две полосы вдоль всей улицы. В деревнях бывает, проживает 20 человек, а бывает и более 4 тыс. Жилище одноэтажное, покрыто пальмовыми листьями или железом. У большинства есть свои хозяйственные постройки.

Здесь очень ценится одежда из ткани, которая сделана не по машинной технологии, а ручной выделки. А так же различные головные уборы и яркие просторные одежды.

Говоря о кулинарных пристрастиях, йоруба очень любят различные специи. Их пища зачастую острая и жирная. Из кукурузы, тростника и бананов варят местное пиво.

Как и большинство народов, жители очень любят праздновать различные маскарады и ритуалы. Кстати, так же, как и сотни лет назад, народ искренне верит одновременно в существование нескольких богов.

Йоруба — это широко распространенный язык, относящийся к бенуэ-конголезской семье, самоназвание — наго. По преданиям, отцом народа йоруба является Одудува, сын Олодумаре — высшего божества йоруба. Народ, чья история уходит корнями в древнейшие времена, получил свое название «дети Одудувы» лишь во второй половине XIX века. До запрета торговли рабами йоруба были известны европейцам среди освобожденных рабов Фритауна как аку — название, произошедшее от первого слова в приветствии на языке йоруба. Позже в обиход вошло название «йоруба», но сначала оно относилось только к королевству Ойо. Название это было в ходу на языке хауса, его происхождение неизвестно. Благодаря представителю йоруба Сэмюэлу Аджаю Кроутеру (Samuel Ajayi Crowther), а позднее миссионерам и в результате развития письменности йоруба название «йоруба» распространилось на всех говорящих на диалектах этого языка.

В наши дни понятием «йоруба» (или ede Yorùbá — язык йоруба ) обозначается диалектный континуум в Западной Африке, число говорящих — более 30 миллионов. Йоруба — язык народа йоруба, им владеют преимущественно на юго-западе Нигерии и частично в Бенине и Того.

Помимо этого, носители языка есть также в Бразилии и на Кубе, где он известен под самоназванием — наго. В Нигерии на йоруба говорят 18,85 миллиона человек — более 20 % населения в штатах Квара, Лагос, Огун, Ойо, Ондо и Осун, а также в западных округах штата Коги. Эту исконную территорию языка йоруба в Нигерии обычно называют «земля йоруба». Она расположена на плато, на высоте 366 метров, и граничит на севере и востоке с Республикой Нигер. Территория эта в основном покрыта лесами, а на севере (включая Ойо) раскинулась саванна.

На языке йоруба также говорят в пограничных районах Бенина, Камеруна, Сьерра-Леоне, Того, и здесь он называется аку. В одном только Бенине на нем общаются 465 000 человек в Порто-Ново и других частях страны. Предположительно язык йоруба происходит из региона между озером Чад и верховьями Нила. Он распадается на 20 сильно различающихся диалектов. Стандартный йоруба основан на диалекте ойо.

Йоруба — один из важнейших языков Западной Африки. Это изолированный тоновый язык, имеющий три смыслоразличительные ступени тона.

Первое печатное издание на одном из диалектов йоруба вышло только в 1819 году. То был тоненький словарик Боудича (Bowdich), английского дипломата в государстве Ашанти. Для столь распространенного языка, каковым является йоруба, это достаточно поздно, если сравнивать с другими западноафриканскими языками. Так, публикации на языке акан относятся к XII веку. Возможно, это связано с тем, что до XIX века на побережье, где проживал народ йоруба, практически отсутствовала торговля с Европой.

Благодаря методам сравнительного языкознания, глоттохронологии, диалектологии и других дисциплин и традиционным устным историческим источникам лингвистические исследования смогли пролить свет на историю народа и языка йоруба до указанного времени. Северо-западные диалекты йоруба, например, обнаруживают больше лингвистических инноваций. Этот факт, а также то, что старейшие поселения находятся на юго-востоке и в центральной части, позволил некоторым ученым сделать вывод о более позднем заселении северо-западных областей.

Стандартный язык йоруба, разновидность одной из групп диалектов, имеет свою письменность, изучается в школе, используется на радио. Начало стандартизации языка йоруба было положено в середине XIX века, когда Сэмюэл Аджай Кроутер, представитель народа йоруба и первый африканский епископ, опубликовал грамматику йоруба и начал перевод Библии, что стало мощным фактором формирования этнической самоидентификации. В основе стандартного языка йоруба лежат диалекты ойо и ибадан, однако он обнаруживает и признаки многих других диалектов.

Кроме этого, ему свойственны черты, не принадлежащие ни к одному из диалектов, например упрощенная система сингармонизма, а также структуры из иностранных языков — кальки из английского, восходящие к ранним переводам религиозных произведений. Так как употребление стандартного языка йоруба не является результатом целенаправленной языковой политики, существует множество противоречащих друг другу версий о том, что является аутентичным языком йоруба. Ряд исследователей считает, что диалект ойо — самая чистая его форма, другие — что аутентичной формы йоруба вообще не существует.

Материал подоготовлен в Prima Vista, Москва.

Народ йоруба живет на западе Африки. Земли, называемые Йорубаленд, в наше время входят в состав Нигерии, Того, Бенина и Ганы. Предки этого народа создали оригинальную культуру Нок, первую на африканском континенте культуру железного века. Терракотовые и бронзовые статуэтки культуры Нок являются гордостью ведущих музеев мира. Культура Нок возникла за 900 лет до рождества Христова и неожиданно исчезла в 200-м году нашей эры. Народ йоруба, являющийся наследником древней культуры, насчитывает в наше время около 30 000 000 человек.

Культура народа йоруба, в отличие от большинства африканских культур, не претерпела нашествия белых эмигрантов. Англичане, чьи колонии охватывали земли народа йоруба, эмиграцию в эти свои колонии не поддерживали. Именно по этому традиции народа йоруба остаются практически неизменными. Одной из самых удивительных традиций йоруба является «расширенная семья». Все взрослые мужчины считаются отцами, а женщины матерями. Поэтому у йоруба понятие сиротства отсутствует. Важной традицией народа также являются сексуальные контакты до брака. Для белых христиан это обычай кажется не только странным, но даже кощунственным. Дело в том, что в процессе выполнения ритуала ухаживания женщина должна доказать свою способность к рождению детей. То есть первые сексуальные контакты обязательно наступают до брака. Однако, когда женщина забеременела, отец ребенка просто обязан на ней жениться. Уклониться от этой обязанности невозможно, все общество заставит отца следовать закону. Таким образом, матери–одиночки у йоруба тоже отсутствуют. Формально большая часть народа является либо мусульманами суннитами, либо христианами. На самом же деле в основе религиозных верований йоруба лежит традиционный африканский культ. Религиозная традиция йоруба достаточно сложна, и насчитывает, по разным оценкам, до 10 000 лет. Она признает наличие единого главного бога-творца. Правда, в представлении йоруба, бог-творец Олорун от дел устранился и в человеческую жизнь не вмешивается. Поэтому ему крайне редко молятся, и культ поклонения Олоруну практически отсутствует. Молятся йоруба ориша. Ориша - своеобразное африканское понятие, это некие эманации бога-творца, помогающие поддерживать взаимоотношения между людьми и небом. Одним из главных ориша является Обатал. Именно он создал Землю, и он привел на нее тех первых шестнадцать людей, которых предварительно вылепил из глины. Он же ответственен за появление горбунов, альбиносов и прочих уродств. Согласно религиозной традиции йоруба, уродства не есть кара или несчастье, это всего лишь напоминание более удачливым о необходимости поклонение Обаталу. Правда, в процессе изготовления Земли и людей, осуществлявший замысел Олоруна, Обатал регулярно прикладывался к пальмовому вину, и многое сделал плохо. Олоруну пришлось устранять за ним недостатки, с тех пор у народа йоруба существует жесткое табу на употребление вина. Основная часть чернокожих рабов поставлялась в Америку из земель Йорубаленда. Там они смогли сохранить свои религиозные традиции. Причудливо переплетя их с католицизмом, они даже создали новые культы. Среди чернокожих жителей Кубы, а также кубинских эмигрантов в США широкое распространение получила сантерия, синтезировавшая в себе древние африканские верования и христианство. Интересно, что посчитать количество приверженцев сантерии невозможно – они искренне считают себя католиками. Однако христианскими их обряды назвать сложно.
Основной церемонией сантерии является «кормление» священных камней. Три раза в год каждый поклонник религии должен участвовать в церемонии, длящейся три дня. В процессе «кормления» на камни разбрызгивают кровь жертвенных животных. Потом их омывают магическим настоем. Каждому камню соответствует свое животное и свой настой. По воскресеньям и праздникам поклонники сантерии собираются в оборудованных в домах их священнослужителей молельных помещениях. Во время этих обрядов под стук специальных, выдолбленных из целого ствола дерева ритуальных барабанов, называемых бата, осуществляются ритуальные пляски. Зачастую они заканчиваются впадением одного или нескольких танцоров в состояние транса. Такие люди начинают произносить фразы, состоящие из несвязанных между собой, а зачастую и не имеющих значения слов. Считается, что в человека, впавшего в транс, вселился один из ориша. И задача колдуна истолковать его пророчество. Последователи традиционного христианства сочли бы такие моления святотатством или «ведьминым шабашем». Однако наследники йоруба считают себя правоверными католиками. На слиянии древних африканских верований и христианства основана и возникшая среди рабов йоруба на Гаити религия вуду, с ее мрачными ритуалами и воскрешением мертвецов в виде зомби. Интересно, что большая часть живущих в Африке йоруба занимается сельским хозяйством, но живет при этом в городах. Поля окружают каждый город йоруба. На удаленных участках даже иногда возводят домики. Но они не идут ни в какое сравнение с главным городским домом, в котором находится алтарь, на котором глава семейства регулярно приносит жертвы ориша.

Я узнала много нового для себя. Вот, например, с правого берега Нигера пришли в бенинский Акпаси и его окрестности еще несколько веков назад люди из народности йоруба. Вначале продвигались йоруба на запад, но абомейцы дали им отпор и осели тогда эти люди в окрестностях Банте, Савалу, Саве. До сих пор йоруба сохранили свои традиции, обычаи и язык, не ассимилировались полностью с местным населением.

Местные жители прозвали их наго. Это название закрепилось за народностью йоруба в Бенине. А название языка осталось прежним - язык йоруба. На различных диалектах этого языка говорят и йоруба, оставшиеся в Нигерии (10-12 млн. чел.) и наго в Бенине (200 тыс. чел.) и немногочисленные йоруба, пробравшиеся позже до Того.

Интересно описаны в книге Н. Баратова особенности приветствий в языке йоруба.

"Наго, наверное, один из самых вежливых народов в мире - только формул приветствий у них насчитывается несколько сот. Слова приветствий видоизменяются в зависимости от занятия, возраста, настроения, состояния здоровья, профессии человека, которому они адресуются, времени года и дня, погоды и так далее и тому подобное. Есть приветствия для холодной, жаркой, дождливой и солнечной погоды, для времени, когда дует харматтан; с сидящим человеком здороваются не так, как с идущим или, к примеру, умывающимся.

Они варьируются от простого « ку аро» - « добрый день» до « ку ишегун» -так здороваются с тем, кто долго боролся за достижение своей цели и добился победы. Торговцу, чьи дела идут не блестяще, скажут « ку инанжу“, болтуну - “ку ирегбе», старому другу, которого давно не видели, - « ку атижо». Наконец, есть и еще более сложные формулы.

Словом, в то утро, когда мы с Бруно отправились на прогулку по Акпаси, мой спутник, похоже, ни разу не повторился, здороваясь со своими односельчанами. Но и он порой затруднялся, что же все-таки сказать. Например, во время визита к старой ткачихе, работавшей в соседнем квартале. Посудите сами, каковы данные задачи: стоит утро, погода жаркая, но ночью прошел дождь и земля мокрая, ткачиха старая, к тому же она соседка и дальняя родственница, а Бруно недавно приехал и пришел не один, а с гостем - и все это требует особых слов. Но Бруно быстро нашел выход, он сказал просто: « Ку ово э» - и мне пояснил - так здороваются с теми, кто занят работой. "

Интересен факт, что в странах Карибского бассейна, включая и Кубу, чернокожих людей, невзирая на их настоящее этническое происхождение, называют "конго" или "йоруба". Причина понятна - во времена работорговли большинство "товара" было привезено на американский континент с Западного побережья Африки. Также существуют свои общины йорубу в Бразилии и в Англии (долгое время Нигерия находилась под эгидой Британской империи).

Наго в Бенине, они же йоруба, имеют в своих верованиях невероятно огромный пантеон божеств (Ориша). По их мировозрениям существует 401 божество. Так, самое главное, верховное, божество - Олорун - "хозяин неба", "Одудува" - божество земли, он же первый предок и правитель йоруба, Огун - бог железа и войны, издавна покровительствовал охотникам, кузнецам, воинам. В настоящее время его "функции" становятся шире. Теперь Огун и покровитель водителей. Есть божество Ифа - это предсказатель судьбы. И т.д.

Адепты религии йоруба верят, что необходимо общение с предками, чтобы поддерживать неразрывную семейную связь между родителями и детьми. Йоруба уверены, что хорошие люди могут воплощаться в новом рождении. А те, кто много нагрешил в земной жизни, смогут воплощаться только в птиц или рептилий. Если человек умирает молодым в какой-нибудь аварии, то его дух переносится в другую местность на Земле, где он продолжает жить, но уже не своей жизнью. Так верят йоруба.

Смерть молодого считается преждевременной и может быть причиной жалости или боли, в то время как смерть пожилого человека считается радостной, так как человек «вернулся в свой дом». Смерть считается, как пойти в путешествие, и, следовательно, умершие должны быть снаряжены предметами, в которых могли бы нуждаться в течении путешествия. Через покойного можно передать послание для тех, кто ушел раньше. Только после смерти, когда осуществлены обряды погребения, покойник получит свое место в компании предков. В судный день решится, будет ли он жить в компании своих предков или, наоборот, вдали.

В религии и религиозных практиках вуду за основу взяты многие поверья и верования йоруба.

Если говорить о происхождении народности йоруба, то помимо бытующей версии что на территории Нигерии (а затем Бенина, и немного Того) йоруба и жили всегда существует любопытная версия об их происхождении, по крайней мере предков властвующей элиты (одудуа), из... Египта. Дело в том, что в древних городах-государствах йоруба были найдены скульптуры и другие артефакты, имеющие большое сходство с материальной культурой Древнего Египта.

Многих людей из йоруба до сих пор можно отличить по трем традиционным глубоким надрезам на коже щек, сделанных в детстве.

Увы, традиции и религиозные обряды африканских народов, все чаще в наши дни превращаются в увеселительные маскарады для туристов. Отступают языческие верования под натиском полчищ туристов, христианства и ислама... Не обходит беда и йоруби, затихает голос их предков. Но так хочется верить, что культурное ядро этого народа сумеет противостоять времени, сохранит свои традиции и обычаи. Поживем - увидим.

В туристических лавочках африканских стран (не только Нигерии и Бенина) можно встретить сувенирные реплики масок Геледе. Маски Геледе неразрывно связаны с религией йоруба, с обрядами, танцами и песнями. Это непременный атрибут их повседневной жизни. Маска - символическое отражение верований, преданий и опыта этого древнего народа. С помощью маски обращаются с посланием, обучают молодежь, предостерегают от неверного шага и даже наказывают. Но главное маска через многочисленные обряды помогает йоруба сохранять баланс между людьми и их предками, добрыми и злыми духами, богами и смертными.

Геледе - одно из могущественных тайных обществ йоруба. У йоруба существуют и другие тайные союзы - закрытые организации культового характера - Огбони, Эгунгун, Оро и другие. Членами Геледе являются мужчины, а во главе обычно стоит женщина - Ийяляше, обладающая большой властью и принимающая участие в церемонии возведения на престол нового правителя.

"В далеком прошлом целью ритуальных церемоний Геледе были умилостивительные обряды, посвященные женщинам - «Великим Матерям», или адже, которые рассматривались как потенциальные колдуньи. Цель танцев Геледе - «умиротворение колдуний», так говорит каждый танцор Геледе. Во главе общества стоят женщины, однако, все танцоры - мужчины. Они называют Геледе «секретом женщин». «Мы, мужчины,- говорят они,- просто их рабы. Мы танцуем, чтобы умиротворить наших "матерей", колдуний.

Колдуньи могут убивать во тьме, и от их могущества нет защиты, потому что бог дал им разрешение убивать. Бог не возражает против убийства, потому что за каждого умершего мужчину он может создать нового». Вот еще два характерных высказывания танцоров Геледе.

Один из них сказал: «У меня уже есть трое детей, и я не вижу причины, почему бы мне не расстаться с жизнью. Ничто не мешает мне умереть хоть завтра. Но так как я член общества Геледе, колдуньи пощадят меня».

Другой танцор пытался объяснить возникновение Геледе следующим образом: «Бог отдал мир колдуньям. Им было разрешено убивать. В старые времена они причиняли много зла нашим отцам. Наши отцы долго думали, пока им удалось найти способ умиротворить их и завоевать их благосклонность - так начались танцы Геледе. Страх смерти заставил нас вступать в это общество. Потому что колдуньи не могут причинить зла тому, кто состоит в обществе ».

И танцует эти ритуальные пляски... В ритуальных масках.

Предлагаемая читателю работа В.К. Яковлевой « Язык йоруба» входит в серию очерков по языкам зарубежного Востока и Африки, публикуемую Институтом народов Азии Академии наук СССР. Отдельные очерки посвящены характеристике языковых групп, например: «Языки Индии, Пакистана, Цейлона и Непала», «Иранские языки» , «Языки Юго- Восточной Азии», «Монгольские языки и диалекты Китая»,« Языки Африки» и др.
Очерки предназначены для широкого круга языковедов и историков - научных работников и аспирантов, преподавателей и студентов восточных, филологических и исторических факультетов высших учебных заведений.

Язык йоруба и его диалекты.
Язык йоруба распространен главным образом в Нигерии (западные и юго-западные районы страны). Кроме того, на языке йоруба говорит население центральных и западных областей Дагомейской Республики и восточных районов среднего Того. Есть отдельные поселения йорубов в Гане и Камеруне.

Согласно материалам переписи населения 1952-1953 гг., на языке йоруба в Нигерии говорило 6 млн. человек, в Дагомее и Того - более 200 тыс. человек. По последним приблизительным данным, на языке йоруба говорит 32% населения Нигерии, что составляет более 11 млн. человек.

На языке, очень близком языку йоруба, говорят также представители одной из небольших народностей Кубы. Этот язык, как и народ, говорящий на нем, называется лукуми. Имеется ряд данных, свидетельствующих о том, что лукуми являются потомками завезенных на Кубу рабов из Западной Африки, в частности из Нигерии.

Язык йоруба распадается на ряд диалектов (основных диалектов - 8). Различия между ними в основном фонетические. Деление на диалекты приблизительно соответствует племенному делению, а в Нигерии - в какой-то степени современному делению на провинции.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Язык Йоруба, Яковлева В.К., 1963 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Раннее обучение иностранному языку, Учебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной работы, Леонова Е.В., 2015
  • Искусство создания языков, От вымершего языка высших классов до наречия кровожадных воинов-кочевников, Питерсон Д.Д., 2018