Современная поэтесса сола монова. Юлия соломонова, муж

© Монова С.

© ООО «Издательство АСТ»

* * *

#1997

#Вот_и_спокойствие


Вот и спокойствие, вот и уехал,
Некого больше искать.
На рукаве, отороченном мехом,
Чёрною змейкою – прядь.
Кружатся листья, кружатся дружно,
Их не поймать на лету.
А почему? Потому что не нужно -
Скоро их в кучи сметут.
Пламя забьётся, пламя остынет,
Выпадет первый снежок.
[Может быть, белый, может быть, синий,
Может, какой-то ещё…]
Станет прозрачно, станет искристо,
Будет конец ноября,
А на дорожках нетронуто-чистых
Буду со мной только я.

Я без желаний, я без запросов,
Я без забытых стихов.
Как ни старайся, лето – не осень,
Жажда иметь – не любовь.
Как ни препятствуй, мёртвые листья
Все долетят до земли.
Не возвращайся: сладко мне спится,
Если ты где-то вдали.

#Всё_моё_веселье


Всё моё веселье – это только маска,
Всё моё веселье – лживый макияж.
Ты целуешь в губы – мартовская сказка,
Но, целуя в губы, ничего не дашь.

А мои ресницы, как паучьи лапы,
(Сколько паутины нужно им сплести?)
В маленькой прихожей надеваю шляпу:
Ты меня боишься, лучше мне уйти.

Ты меня боишься, как боятся дети
Надкусить зубами неизвестный плод.
И смотрю спокойно, думая о лете:
Как оно начнётся, как оно пройдёт.

По твоим ступеням, вытертым и скользким,
Не люблю спускаться пару этажей.
Я надела туфли, стала выше ростом,
Так хочу остаться, но нельзя уже.

Я молчу и медлю, кровь застыла в вене…
Помолчав немного, лучше разойтись -
Вся немая прелесть этой глупой сцены
В том, как ты сжимаешь на прощанье кисть!

#Мне_кажется,_что_я_схожу_с_ума


Мне кажется, что я схожу с ума:
Днём грежу сном, во сне его не вижу,
Иду, куда идти я не должна,
Чтоб только быть немножечко поближе.

И на ступеньках, среди разных лиц,
Его поцеловать печальным взглядом
И скрыть за занавесками ресниц
Воды солёной лёгкую прохладу.

Подснежники, что в парке расцвели,
Я б для него безжалостно срывала,
И облако, что нежится вдали,
Ему стелила вместо покрывала.

И самый первый изумрудный хмель
Из маленьких травинок придорожных
Как чёрный кофе приносила бы в постель:
Я – сумасшедшая, а значит, мне всё можно.

#Муха


Ложное успокоение -
Дым табачный.
Для меня одно мгновение
Стало пачкой.
И туман, никем не понятый,
Начал плакать:
В бесполезном полузимнем городе
Дождь и слякоть.
Две луны – два заблуждения,
Две печали.
Я молюсь, чтоб их затмения
Не совпали.
Я молюсь о чём-то истинном,
Чём-то третьем,
И сжимаю в пальцах WINSTON’а
Сигарету.
Но она уже истлевшая,
Дым не тает.
Я, конечно, больше грешная,
Чем святая.
Я держусь, но я не выдержу,
Давят стены!
Всё себе сегодня выскажу -
Вскрою вены!!!
Назову себя по имени!
Боль для слуха?
Я такая же, как все они, -
Просто… муха
Залетела… гостья поздняя.
И маячит.

Сдохнет, здесь ведь вместо воздуха -
Дым табачный!!!

#Ты_не_тот


Ты не тот, кто мне сейчас так нужен,
Ты не тот.

Город мой в который раз простужен,
Всё пройдет.

Говорят, что всю неделю дождик
Будет лить.

Развести руками тучи можно.
Надо ли?

Принесу из светлой церкви ладан
В тёмный дом.

Поначалу всё легко и складно.
А потом?

Кто-то должен быть сильней и выше.
Это я.

И роняют золото на крыши
Тополя.

О тебе последняя из строчек,
Как кинжал.

Я любила только оболочку.
Очень жаль!

#Я_купила_хризантем


Я купила хризантем,
Скромно, для себя самой.
Не искала общих тем
С тем, кто вёз меня домой.

Тучи ссорились вдали,
Очерняя небосклон,
Две снежинки сорвались
И ударились в стекло.

Я пыталась угадать,
Что творится на земле:
То ли город зарыдал,
То ли город заболел…

И подумала: «Ты ждёшь,
Наблюдая стрелок бег,
А во мне последний дождь
Переходит в первый снег».

#Я…_его


Я люблю его.
Снова осень.
Я люблю его.
Рыжий снег.
Я люблю его.
Кто-то спросит.
«Я люблю его», -
Весь ответ.

Я ищу его.
Вечер стынет.
Я ищу его.
Лестниц тьма.
Я ищу его.
Вздох нахлынет.
Я ищу его.
Я одна.

Я хочу его.
Мягкий бархат.
Я хочу его.
Легкий сон.
Я хочу его.
Врут все карты.
Я хочу его.
Ну а он?

Я люблю его.
Слишком поздно.
Я люблю его.
Черный мех.
Я люблю его.
Гаснут звезды.
Я люблю его…
К черту всех!!!

#1999

#Девушки,_с_которыми_Вы_спите


Девушки, с которыми вы спите,
Забывают кольца под кроватью.
Вы потом в руках их теребите,
Вспоминая нежные объятья.

Камни, заключённые в металлы, -
Лишь творенья ловких ювелиров.
Девушки, с которыми вы спали,
Много ли они вам подарили?

Тысячи секундных удовольствий
И десятки легких пробуждений?
Хорошо, когда легко и скользко,
И экстаз зависит от движений,

Хорошо, когда не слишком долго,
И вино в соседнем магазине
Дорого, но ровно не на столько,
Чтобы не осталось на резину.

Вы, конечно, скажете: «Цинично!»
Искривите рот в усмешке грозной.
Хорошо, пусть будет романтично,
Вот, к примеру: в небе были звёзды…

Звёзды были, как большие астры
На осенних пожелтевших клумбах.
Глаз её несмешанные краски,
У зрачков – серебряные луны.

Как скользило под руками платье,
Как легко соприкасались плечи,
Скрыла темнота, но под кроватью
Утром вы нашли её колечко.

Вы теперь довольны? Но едва ли.
Ну тогда, пожалуйста, простите.
Вы со стен мои портреты сняли -
Мне теперь не важно, с кем вы спите!

#Собачья_элегия


Мы с псом гуляем очень здорово:
Он писает, а я пишу.
Он – на столбы и под заборами,
А я – про падшую душу.

И я имею подозрение,
Что пёс мой писает стихи,
Поскольку одухотворения
Его характеру близки.

Он напряжённый и нацеленный
В моменты задиранья лап,
И льётся на бордюр побеленный
Лирический собачий крап.

А как он бережно относится
К произведениям своим:
Немного по двору поносится
И вновь добавит строчку к ним.

И это, видно, исторически,
Что наши связи так легки:
Мой пёсик гадит поэтически,
Я гадкие пишу стихи!

#2004

#Как_к_бёдрам_прилипает_шоколад


Как к бёдрам прилипает шоколад,
Ну, просто хоть совсем забудь о сладком!
Невидимая глазу шоколадка
Заметнее на теле во стократ!

Мне двадцать пять, я стала приседать
В утяжках на аэробных тренировках,
И, как гигантский кроль, пилю морковку,
Лишь только б эти прелести согнать.

Живот и попа проиграли бой -
Схуднули под напором напряженья,
Но бёдер роковые отложенья
Незыблемы, как памятник какой.

О, мода, как с тобою нелегко!
Ведь вроде я не пышка от рожденья:
Расплакавшись над «Птичьим молоком»,
Завидую эпохе Возрожденья.

Моя подруга выдумала ход:
Чревоугодьем организм изнежив,
Она идёт и попросту блюёт
И дальше жрёт ни капельки не реже.

В программе интересной «Би-би-си»
Назвали это словом «булимия»!
От этого, о Господи, спаси,
В Европе умирают. Мамма Миа!

Мне способ не подходит. Что за бред -
Дарить деликатесы унитазу.
Есть в бёдрах польза: на краю экстаза
За них держаться мягко – или нет?

#2005

#Blossoming


Мне нужен любовник с голубыми глазами,
Без биографии и лишних вопросов.
Мы будем вгрызаться друг в друга, нос прижимая к носу,
А не классифицировать прегрешения пред образами.

Мне нужен любовник, который взрывается сразу,
Без вселенского повода и планов на вечер,
Мы вырвем пуговицы, мы войдем в бесконечный
Коридор – от касания пальцами до оргазма…

Мне нужен любовник, который сквозь зубы скажет
Финальные заклинания и испачкает простыни протеином.
Днём я буду писать его сладкое-соленое имя
Мысленно на лбах собеседников и становиться влажной.

Мне нужен любовник, которого я потеряю без грусти,
Без боли, без смеха, без обсуждений с мамой.
О боги, за что мне проклятье! За что мне холодный мрамор!
В возрасте самого-самого blossoming!

Вы говорите по-русски?

#Грустно


Знаешь, мне сегодня было грустно

Говорят, искусственно искусство,
Я не знаю… слышишь, дует ветер.

Он срывает лист с печальных клёнов…
Ночью, чтоб никто не видел кражу.
Говорят, что даже нет влюблённых,
Говорят – и поцелуев… даже…

Вот придёт зима, чтоб мёрзли птицы -
На балконе стану сыпать крошки.
Невозможно, говорят, влюбиться -
Полюбить… тем боле невозможно.

Значит, всё бессмысленно и скучно…
Говорят… не знала… молодая…
Я засуну в рукавицы ручки
И испорчу хрупкий лёд следами…

А весною речка сменит русло,
В ней кораблики запустят дети…
Знаешь, мне сегодня… стало грустно
Оттого, что нет любви на свете…

#Далеко


Он, наверное, где-то есть,
Далеко, там, где нет меня,
Гладит рыжей собаки шерсть
У тускнеющего огня.

В его комнатах полумрак,
Смотрят грустно портреты в зал,
У него несчастливый брак
И искрящиеся глаза.

А за окнами тот же век,
Тот же месяц и тот же Бог.
Незнакомый мне человек
С рыжим псом у согретых ног

Пьёт горячее молоко,
Отдыхая от желчи дня.
Очень жаль, что он далеко,
Далеко, там, где нет меня.

#Запомни_меня_надолго


Запомни меня надолго,
Как лучшую из набора,
Как лучшую из брюнеток,
Как лучшую из ненужных…
Запомни меня и только.
Я вместе сложу приборы,
К губам приложу салфетку,
И кончится этот ужин.

Запомни меня по стонам,
По вспоротым бритвой нервам,
По странным мечтам о клетке,
По чистому цвету кармы.
Из тысячи лжеисторий
Мою напечатай первой,
Читай её очень редко
И плачь вне предела камер.

Запомни меня дикаркой,
Запомни меня своею,
(Я в чём-то твоей останусь.)
Читай мою переписку…
Запомни меня подарком
Кому-то на день рожденья…
Мне кажется, я теряюсь
И больше не буду
Близко…

#Звёздная_болезнь


Я любила его:
Он был молод, здоров и опрятен,
Просыпался с рассветом,
Бежал на турник даже в стужу.
Я любила его:
Он не ставил на скатерти пятен,
Восхищался Коперником -
Древним продвинутым мужем.
Я любила его:
Он был с детства отличным спортсменом,
На комоде пылились
Десятки пластмассовых кубков.
Я любила его:
Я пришла предыдущей на смену
И спала на плече,
Притворяясь хорошей и хрупкой.
Я любила его:
Он был истинным жителем Мира.
В его спальне Гагарин
Уставился в постер Венеры.
Я любила его:
Я узнала про чёрные дыры,
Про каких-то сверхновых и карликов мегаразмеров.
Я любила его:
Я любила его перегрузки,
Невесомость, статьи о кометах, сюжеты с орбиты.
Я любила его:
Он ко мне обращался по-русски,
А к коллегам, как будто бы на диалекте иврита.
Я любила его:
Я мечтала о сплаве с кострами,
Я нашла по дешёвке на лето приличные рафты.
Я любила его:
Он считал, что любить – это странно.
Я любила его…

Он готовил себя в космонавты!


Милый, Вы чем-то похожи на ястреба:
Где-то над лугом, но где неизвестно.
Между людьми слишком много неясного -
Каждый стремится занять своё место.

Там в облаках нужно спорить с потоками.
Зелено-зелено дно Вашей выси,
Речка видна с нитевыми истоками.
Крупные планы такого не втиснут.

Люди всё ждут неустанно прекрасного,
Ждать слишком долго, конечно же, трудно.
Милый, Вы чем-то похожи на ястреба,
Я – на крольчонка в траве изумрудной.

#На_расстоянии


можно, я буду любить тебя на расстоянии…
выстрела!
ты же общественное достояние?
чистою!
буду любовью пылать, словно девочка к мальчику…
на расстоянии всё, как ни странно, заманчивей!

можно, я буду желать тебя на расстоянии…
образа!
как незнакомца с загадочным обаянием?
голоса
лучше не слышать, чтоб чувства остались невиннее!
так же поступим с фамилией, отчеством, именем…

#Не_из_пластмассы


А можно, я буду хорошей и нежной:
Без грубых движений, без резких батманов,
Смеяться над вечным всё реже и реже,
Не думать о свинге и марихуане…

Смотреть на детей в странных комбинезонах,
С тележкой бродить в супермаркете долго,
Любить равномерно четыре сезона,
Постель расстилать не по принципу долга.

А можно, я вычищу память, как сумку,
Где множество мусора там, за подкладкой,
И прошлые комиксы – чьи-то рисунки -
Безжалостно вырву из общей тетрадки.

А можно, я снова, как будто впервые,
Сто раз ошибусь, зарекусь. Мне же часто
Так хочется верить, что люди живые,
А не из пластмассы, а не из пластмассы.

#Однажды


Однажды мы встретимся где-нибудь на вечеринке,
И мне будет тридцать, а Вам – посчитайте сами.
Вы будете с юной и очень худой блондинкой,
А я – с седоватым мужчиной с подстриженными усами.

Вы мне поцелуете руку – так надо по этикету,
А я расскажу Вам о детях, оставленных с няней дома…
И я буду в чёрное-чёрное платье одета
[Его любимое], Вы скажете – я бесподобна…

Потом я поздравлю Вас с чем-то ужасно важным,
Успешным, хорошим, полезным и очень нужным…
А Вы мне протянете прямоугольник бумажный,
Который, конечно же, ляжет в бумажник к мужу…

И встреча продлится минут, ну, от силы… восемь…
И всех позовут к столам, в лампах вспыхнут стразы…
Мы больше друг друга уже ни о чём не спросим,
Как миллионы любовников, не подобравших пазл…

#Ревность


Когда я иду по улице,
и мимо меня пролетают красивые женщины,
с золотистой кожей
и волосами нежно-медового или совершенно
чёрного цвета,
говорящие по мобильным телефонам
и улыбающиеся в трубки,
не видящие ничего, кроме того далекого собеседника,
я уверена, что они спешат к Тебе,
и Твой голос несётся незримыми волнами
от одного электронного устройства к другому…

Я уверена, что эти прекрасные украшения
на их тонких шеях – Твои подарки,
и Ты нежно поднимал их волосы,
когда пытался защёлкнуть маленькие застёжки,
и говорил что-то очень нежное и искреннее,
такое, чего бы никогда не сказал мне…

Что все эти эсэмэски в твоём телефоне,
даже подписанные мужскими именами, -
тайные послания,
кодированные послания,
так что только двое могут понять их особенный смысл,
и искры сверкают в твоём сердце
при каждом сигнале,
разрывающим ночь…

Когда я сплю одна,
и подвыпившая компания под окнами
пытается подражать современным исполнителям,
а Ты отдыхаешь в своей спальне без меня
или от меня,
я уверена, что Ты не один,
что кто-то прижимается спиной к Твоему горячему животу
и просит натянуть одеяло повыше,
чтоб ни один килоджоуль
Твоего тепла не был потерян…

А утром Ты улыбаешься,
и в незаметных морщинках у глаз
мигают блёстки стёртой помады -
следы поцелуев:
вечерних,
ночных,
утренних,
я уверена, Ты будешь вспоминать их днём…

Мне кажется,
что эта ревность,
как раковая опухоль,
разрывает меня изнутри,
она, словно змея, проникла в мою печень,
промытую вином и отравленной кровью,
и растёт-растёт-растёт,
говорят, от рака нет лекарства…
А боль,
эта постоянная невыносимая боль
и треск разрываемых тканей.
Ты сказал, что я стала такой тяжёлой,
а ведь я почти ничего не ем…

я уверена, эта ревность убьёт меня
рано или поздно…
поздно…

#С_кем_она?


C кем она? Она свободна.
Только очень крепкий чёрный.
Это модно – то немодно.
Мода даже на девчонок.

Все мы в чём-нибудь трофеи,
Кто – гордыни, кто – порока.
Если ты живёшь в кофейнях,
Значит, просто одиноко.

Всё должно быть очень модным:
От мобильников до смерти…
С кем она? Она свободна.
Сомневаетесь – проверьте.ц

#Серый_день


Серый день. Мокнет серый асфальт в сером городе,
Едут в серых авто в свои серые офисы люди,
Прячут серые мысли в седые от времени бороды…
Серый дождь по прогнозам суровых синоптиков будет.

Photoshop. New. Grayscale… настройка контрастности.
Где цвета RGB? Где оттенки для веба?
Серый день. Не хватает до коликов страстности.
Эта страшная серость спускается с самого неба.

Серый день. Светофор (трижды серый) моргает водителям.
Поцелуй слишком серый, чтоб день перекрасить мгновенно.
Этот серый костюм Вам идет – он почти восхитителен,
Но под ним бледно-серая кровь в тон подобранных венах.

#Ты_не_бойся


Ты не бойся, я уйду неслышно -
Ты не станешь от меня усталым.
Взяв мобильник с туфлями под мышку,
Выйду из подъезда и растаю.

Люди существуют параллельно,
Людям не нужны пересеченья,
Ты не бойся, я уйду мгновенно.
Дважды не войду в твоё теченье.

Я не буду по телам скитаться
От раската реплики финальной.
Ты не бойся, мне ведь не пятнадцать -
Ухожу я профессионально!!!

#Я_Вас_люблю


Я Вас люблю. Вам хотелось не этого?
Что я ещё могу сделать? Скажите…
В маленьком-маленьком сердце поэтином
Должен же быть хоть один небожитель…

Чтобы пространство наполнить иконками,
Предохраняясь от мира фатального.
Я люблю песню о белом шиповнике,
Я люблю Вас…
только Вас…

идеального.

#Я_люблю_его_так


Я люблю его так, как волчицы – своих волчат,
Языком лобызая им морды в норе просиженной.
Я люблю его так, как пугливые жители Чад -
Бегать с тонким копьём за животными краснокнижными.

Я люблю его так, как бывалый рыбак – свою сеть,
Починяя её каждый вечер, ворочая скулами.
Я люблю его так, как приговорённые – смерть
В своей мягкой постели, а не на электрическом стуле.

Я люблю его так, как любит слепой растаман
Приближение к Джа, превращая прозренья в мелодии.
Я люблю его так, как меланхоличный туман -
Коренной англичанин, пять лет не бывавший на Родине.

Я люблю его так, как туристы – горячий Восток,
Пожирая червей в пятизвёздном отеле за ужином.
Я люблю его так, как любит свой первый цветок
Запоздалая девственница, мечтающая о муже.

Я люблю его так, как сверканье короны – тиран,
Как принцессы – себя, как летящие деньги – нищие.
Я люблю его так, как седой мусульманин – Коран,
Как художник – холсты, как голодный – тарелку с пищею.

Я люблю его так, как свободная птица – крыло,
Как глубины – моллюск, и как уж – свою узкую трещину.
Я люблю его так, как бездомные дети – тепло.
Я люблю его так, как простая земная женщина.

#2006

#25_сантиметров_любви


Если он сделал туда-сюда -
Знак «тебе очень рады».
Можно подергать, но не всегда.
(Всяким чужим не надо!)

Он может загнутым быть весьма,
И отличаться цветом.
Может – прямым, и Прутков Козьма
Что-то писал об этом!

Также бывает мохнат, ребрист,
В юных годах обрезан.
После мытья он обычно чист,
Вздернут и чуть помпезен.

У «моего» он торчком, смешной!
Где-то на четверть метра…
Любит! Виляет! Арто, за мной!
Дама с собачкой!
Ретро!

#Адаму


А мы будем гулять по листве в ноябре,
Бросив бизнесы и машины.
Мне так нравится вся эта чушь о ребре
Богом созданного мужчины.

И я руки сомкну под твоим пальто,
Вроде как на законном месте.
Под рубцом забинтованная бинтом
Богом созданная невеста.

#Алое


Он вышел из сини простых электронных знаков,
Но был настоящим и плотским, как хлеб и мёд.
И веки его пахли сном самых алых маков,
И чем-то воскресно-молитвенным пах живот.

Он вышел и где-то стоял: далеко, но рядом,
И номер его мой мобильный хранил в груди.
Но, видимо, я надевала не те наряды,
Не знала, что делать в разгаре, внутри, среди…

Он вышел из сини, но в мой не причалил портик,
Он вышел из сини и в эту же синь ушел.
А юнга метал свой матросский погнутый кортик
В высокие мачты, что красный держали шёлк.

#Беги


А куда ни беги -
Гравитация, время, молва.
Спросишь пить – три цены за верёвку возьмут у колодца.
А куда ни беги,
Языки плодоносят слова.
Людям хочется есть, людям хочется с кем-то бороться!

А куда ни беги,
Это социум – ты обречён
В грубом мире локтей обучиться искусству толканья.
А куда ни беги,
Понадеясь на чьё-то плечо,
Можно больно упасть и разбиться об острые камни.

А куда ни беги,
Слишком суетно, слишком большой
Спрос на быстрые деньги и лёгкое счастье в наследство.
А куда ни беги,
Кто-то эту ячейку нашёл
За момент до тебя – привыкай к непростому соседству.

А куда ни беги,
Мир заполнен и держит в зубах
Голубую мечту, словно вырезку лев в зоопарке.
А куда ни беги,
От пелёнки до плюша в гробах
Можно корчить принцессу с руками прожженной кухарки.

А куда ни беги,
Всё равно от себя не сбежать:
Чипы встроены, совесть найдёт оправданье инстинкту.
А куда ни беги,
Ощущая азарт дележа,
Могут палец отнять за кольцо с бутафорской блестинкой.

Но куда ни беги,
Будь добрее и чаще прощай
Недолюбленных женщин и недомедаленных воинов.
И куда ни беги,
Даже если бежишь натощак,
Не бросайся на пищу пусть с лёгким, но признаком… вони!

#Будьте_трепетны_к_Миру


Будьте трепетны к Миру -
Он так же обидчив и мал,
И любите его не весною, а в мерзкую слякоть.
Представляете, Миру, случается, хочется плакать:
Будьте трепетны к Миру -
Он тоже имеет финал.

Будьте трепетны к Миру -
Он так удивительно свеж,
И так почвы его ожидают весеннее семя.
Будьте трепетны чаще: во всех областях и со всеми.
Будьте трепетны к Миру -
Мы – дети, а Он – наш манеж.

Будьте трепетны к Миру,
А Он воплощён в мелочах:
В необидье обид и в непамяти памятных кличек.
Будьте трепетны к Миру – он тоже страдал от отмычек.
Будьте трепетны к Миру,

Сокрытому в чьих-то очах.

#Знаешь_2


Знаешь, пройдут незаметно месяцы,
Будешь звонить… но намного реже… и…
Люди живут по законам местности:
Континентальные и побережные.

Всё хорошо. И, конечно, сложится
Всё. Хорошо. Пояса затужены.
Я, часовых поясов заложница,
Сяду обедать, когда ты – ужинать.

Осень чудесна континентальная.
Осень чудесно-единовременна.
Есть пояса, да не видно талии -
Вечно планета моя беременна.

Листья разносит по побережию,
Листья резные… с твоим бы профилем…
Быть мне хотя бы немного смежною -
Хоть секретаршею с черным кофеем.

Или тебе… да куда нам… Разные
Зрители, сцены, софиты, реплики.
Осенью листья такие красные.
А совпаденья такие… редкие…

Можно синхронно с твоими стрелками
Бегать по кругу лошадкой чёрною.
Кто одержим, тот не терпит мелкого.
А одержимые – обреченные.

#Мужчины,_что_годятся_нам_в_отцы


Тонка невинность: восторг от луж,
Таинство в обветшалости.
Кто же мне нужен? Любовник? Муж?
Для восхищений? Жалости?

Юность волшебна – любой гарсон
Сказочным принцем чудится.
Что же мне нужно? Нутро? Фасон?
В небе агентство трудится.

Зрелость отрадна – кладет свой блик
Месяц на город маленький.
Кто же мне нужен? Юнец? Старик?
Для заполненья спаленки.

Запрограммирован алгоритм -
Бейсик – язык классический:
If not, then go to… в строке лимит
Тридцать – предел критический.

Хочется воду лакать с лица,
В зарослях слушать иволгу.
Девочки ищут во всём отца!
Может, расширить выборку?

Поэтесса Сола Монова: "Есть люди, которые созданы, чтобы спасать других"

3 октября в Москве состоится поэтический вечер #СамоеВремяЖить, где выступит популярная поэтесса Сола Монова. Эта поэтическая история - про легкую благотворительность. Про то, что помогать можно легко и с удовольствием. HELLO.RU узнал у поэтессы, как стать популярной, избавиться от навязчивых сетевых поклонников и почему важно помогать взрослым.

Юля (настоящее имя поэтессы - Юлия Соломонова. - прим. ред.), во сколько лет вы начали писать стихи? Кто был вашей первой аудиторией?

Стихи я начала писать в шесть лет, научил меня папа. Он показал, что есть ритм, а есть рифма, и можно складывать слова в озорные четверостишия на разные темы. Мы так баловались. Сначала писали про фломастеры, потом про маленького мальчика, а потом я прочла эти стихи на семейном застолье и сорвала овации. С тех пор я пишу почти каждый день.

В школе переделывала академическую программу, используя нехорошие слова, и на переменах веселила одноклассников, в театральном писала для капустников, в самые сложные периоды жизни писала для снятия стресса, в стол или в сеть.

В какой момент и почему вы решили сделать стихи своей основной профессией? Насколько известно, у вас несколько высших образований: менеджмент, два режиссерских - одно из которых ВГИК. Вы даже успели поучиться в голливудской киношколе! Почему стихи и куда делась любовь к режиссуре?

Так получилось. Я всегда писала стихи и никогда не придавала этому большого значения. Был у меня, правда, период, когда я писала поздравления на заказ, но это тоже было несерьезно.Заказчики говорили: "Юля, у тебя такое чувство юмора!". Однажды я написала песни для школьного выпускного про всех учителей за одну ночь.За сто долларов. Учителя рыдали.

А вот к режиссуре я всегда относилась трепетно. Я училась много, долго, более семи лет работала на телевидении, режиссером и главным режиссером, ставила спектакли, массовые зрелища, я мечтала о большом кино. Но легкости никогда не было, это был труд, самопожертвование, что угодно, но не баловство.

Когда я родила первого ребенка, то на несколько лет ушла в декрет и стала выкладывать свои стихи в соцсети: "Я поэт, зовусь я Цветик, я пишу стихи в соцсети". Однажды мой муж узнал, что у меня 200 000 подписчиков ВКонтакте, удивился и сказал, что это круто и нужно обязательно издать книгу. Я издала две: ЛЕВУЮ и ПРАВУЮ, опубликовала в блоге ссылку на онлайн-магазин, и в первые дни продаж все пункты самовывоза были завалены моими книгами.

Когда я вышла из второго декрета, я поставила небольшой спектакль по своим стихам,опубликовала объявление, и ко мне пришли зрители. Это были настоящие живые зрители, самые замечательные, о которых я мечтала в театральном и во ВГИКе, и они пришли послушать мои стихи. Поэтому я Юля-режиссер теперь работаю у Солы-поэта.

Не могу не задать вопрос, который занимает множество начинающих авторов: как стать популярным в интернете? Как вы достигли такого успеха?

Сейчас сотни тренингов о том, как стать успешным в интернете, с этим вопросом - к их авторам. Я правда не знаю. У меня работает - заниматься творчеством несерьезно, не для вечности, а для себя, не думая о трендах или хештегах. И выкладывать все!Никогда не угадаешь, что выстрелит. У меня есть стихотворение, очень популярное в интернете, так я его написала на пробежке. В тот же период я создала несколько добротных произведений, которых никто не заметил.

На одни мои стихи написали веселую песню для Аллы Борисовны, и она подарила песню Шнурову. Должна выйти скоро. Никогда бы не подумала, что этот текст так далеко пойдет.

Приносит ли вам популярность счастье? Или доставляет наряду с радостью неприятные эмоции? Как вы справляетесь с назойливыми или грубыми поклонниками?

Это такой кайф, когда ты ночью написала крутые стихи, и прямо руки чешутся выложить их в свой миллионный (!!!) блог! Просыпаешься утром, открываешь один глаз, делаешь пост. И что ты видишь? Медленно растут жиденькие лайки, комменты от мамочек, которые зарабатывают по 30 000 с малышом на руках. Не зашло. Но я научилась забывать все неприятное. Поэтому плохое быстро забываю. В моих соцсетях нет троллей.Но это не точно.

Вы - публичная персона, сетевая поэтесса. Как соблюсти баланс частной и общественной жизни?

Про мою жизнь из интернета можно узнать только одно - я пишу стихи. Я думаю 50% публики даже не знают, что у меня есть дети. А некоторые вообще пишут, что я - трансвестит. Я ни с кем из них не спорю. Интернет это маскарад. Все под масками. Как на Венецианском карнавале. Очень комфортно.

Сейчас в тренде делать семейные блоги, вести в сторис беременность, показывать родителей, мужа. Мужья женам пишут комментарии "поздравляю, любимая, с нашей годовщиной" и жены публично отвечают. Это современно, это увеличивает охваты. Но у меня в семье только сын Ваня иногда снимается в сторис, остальные против. Семья в сборе - телефон выключен. А у мужа даже Инстаграма нет.

У вас двое детей. Изменилось ли как-то ваше творчество под влиянием материнства?

Да, конечно. Я написала детскую книгу, которая скоро выйдет. В этой книге, правда, больше про отцовство, чем про материнство. Называется она "Недовольный папа".

Проживал по адресу: Анапа,
Улица Шевченко, дом один, -
Постоянно недовольный папа -
Недовольный папа Константин.

Был ничем не болен, не уволен,
И накормлен рыбным и мясным,
Но при этом страшно недоволен
Всеми, проживающими с ним.

Второй год подряд вы поддерживаете "Фонд борьбы с лейкемией" . В прошлом году вы принимали участие в акции #краснаяшапкапротивлейкоза, в этом стали одной из героинь благотворительного поэтического вечера . У вас есть какая-то личная история, связанная с этим заболеванием? Что побуждает вас идти по пути благотворительности?

Нет. Слава Богу, нет. Есть люди, которые созданы, чтобы спасать других. Они отдают себя полностью благородным идеям. Я не умею спасать, зато я могу выступить на благотворительном концерте, сделать публикацию, написать стихи. Я делаю все, что могу. Чувства благодати при этом не испытываю. Однажды поняла, что большинство жалостливых картинок в сети и слезы благодарности сборщиков онлайн-пожертвований - фейк.

Настоящая доброта не должна ждать благодарности. Если можешь помочь - просто помоги.Доброта - это когда твоя пожилая соседка болеет и выглядит совсем не умилительно, а ужасно, неприятно, и ведет себя, как многие больные, капризно, неблагодарно, отвратительно, а ты все равно ей помогаешь. Вот что такое настоящая доброта.

Текст: Елена Радченко.

Юлия Соломонова родом из Владивостока. Там она родилась в 1979 году и именно там прошло ее детство. В настоящее время девушка проживает в США. Юля получила несколько высших образований, окончив ВГИК, Институт экономики и менеджмента и Дальневосточную академию искусств. Все это дало ей возможность расширить круг своей деятельности и заниматься творчеством в более широком спектре.

В настоящее время Юля — одна из наиболее популярных поэтесс на интернет просторах. А начиналось ее творчество с распространения своих произведений в социальной сети Вконтакте. Основное, за что народ любит ее стихотворения — это то, что в них люди могут найти частички своей пережитой жизни. Большинство стихов Юли посвящены любви, однако присутствует и другая тематика. В читательских кругах она более известна под псевдонимом Сола Монова.

Помимо писательской деятельности Юлия Соломонова выступила также как режиссер. Нельзя сказать, что ее картины имели огромный успех и популярность, однако они обрели своего зрителя. Возможно, это были все те же поклонники ее писательского таланта, однако народ смотрел ее фильмы и они ему понравились. Судя по отзывам в интернете, люди хотели бы видеть ее работы еще и еще.

В настоящий момент Юля, которая проживает в США, состоит в официальном браке. Со своим супругом она познакомилась еще в родном Владивостоке. Он тогда был депутатом в местной думе, а сейчас является простым обычным бизнесменом. В будущем супруге Юлю больше всего покорила его амбициозность и рискованность.

Супруг знает о творческих увлечениях жены и не запрещает ей этим заниматься. Единственное, что он внес для нее в табу — это политика и использование нецензурной брани в своих стихах. Если первое удается выполнять без особого труда, то со вторым у Соломоновой иногда все же возникают проблемы.

На страницу загадочной темноволосой красотки Солы Моновой в соцсети «ВКонтакте» подписаны свыше 325 тысяч пользователей. Её стихотворения, сопровождаемые яркими фотокарточками, расходятся по Сети десятками тысяч репостов. Поэзия уроженки Владивостока Юлии Саломоновой близка каждой второй барышне, пережившей любовь и предательство, тоскующей из-за увядающей внешности и злящейся на вечно молодых любовниц своих ухажёров. Критики негодуют, как столь поверхностные стишки без зазрения на рифму и литературность могут собирать столько поклонников. При этом даже в Челябинске высказать благодарность поэту пришли не только напудренные девушки, но и суровые мужчины.

Екатерина Степанюк, сайт: Юлия, вас не обижает, что многие вообще не считают ваши стихотворения литературой?

Соломонова: Нет такого представителя искусства, которого бы не ругали. Вспомните, как провалилась «Чайка» Чехова. Если тебя ругают, значит, ты существуешь. В обратном случае, может оказаться, что никто тебя и не заметил. Любой отклик и комментарий — это плюс. Например, как мой любимый поэт Игорь Северянин стал « королём поэтов » и опередил Маяковского? Он издал маленькую брошюрку «Электрические стихи», которую разослал по издательствам. В итоге стихи попались на глаза Льву Толстому, и он разнес их в пух и прах. После этого Северянина начали печатать и хвалить абсолютно все, это было отправной точкой его карьеры. Так что пусть меня ругают, я только за. Хотя признаюсь, что пишу в основном я в поп-жанре.

Фото: АиФ/ Екатерина Степанюк

— Вы живёте в США. Что окружает и вдохновляет вас на поэзию там?

— Последние два года я жила в Майами. Окружало меня море, пеликаны, орлы и русские эмигранты со смешным до ужаса акцентом, где русские и английские слова перемешаны в разнобой. Например, приходишь в русский магазин купить сыр, а тебе говорят: «Ага, а вам чиз (cheese — «сыр» по английски) как сделать: писом (piece — «кусок») или послайсать (slice — «тонкий ломтик»)?». Русские люди берут американские слова и делают с ними всё, что захотят. Другой пример: прихожу с подругой в кафе, и она предлагает: «Давай купим пирожное и пошерим (share — «делить») его». Довольно интересно получается. Поэтому для эмигрантской публики я написала стихи с использованием иностранной лексики. Но писать специально для американских читателей я не планирую, потому что не настолько владею языком. Я понимаю русскую ментальность, поэтому и пишу для земляков. Замечу, что в Америке жить довольно интересно, потому что сложно. Это только кажется, что за границей жизнь сладка.

— Иногда вы позволяете себе использовать в произведениях нецензурную лексику. Считаете это оправданным? (Отсюда и далее приводятся вопросы челябинцев, заданные 3 апреля на творческой встрече в книжном магазине, — прим. ред.).

— Думаю, что ненормативную лексику по праву запретили использовать в произведениях литературы. Но для меня полного запрета нет. Может быть, я не настолько крутой автор, чтобы написать без таких слов. Ведь всем понятно, что с матом намного проще передать эмоции. На самом деле русский язык богат, и в бранных словах есть своя красота, как и в карликах. Они уродливые и в то же время прекрасные. Признаюсь, моя свекровь с ужасом ждёт момента, когда учительница в школе попросит дочь Нину рассказать стихотворение, и она прочитает что-то из моего саркастического, в недетском жанре.

— Расскажите, Юлия, кто ваш муж, и как он относится к вашему увлечению?

— Мы познакомились во Владивостоке, когда он еще был депутатом местной думы. Такой амбициозный, рискованный. Сейчас он просто бизнесмен. К моему хобби супруг относится положительно, за исключением двух вещей: запрещает писать о политике и употреблять нецензурные слова.

Творческая встреча с Соломоновой в Челябинске. Фото: АиФ/ Екатерина Степанюк

— Не все ваши стихи читала, но в большинстве, которые мне попадались, мужчина предстает ужасным мудаком. Каким же должен быть ваш идеальный мужчина?

— Мне кажется, вы просто попали в тот период. Целый месяц на волне читательских откликов я могу публиковать только саркастические стихи. А потом начинается другой период, лирический, где много боли, и пользователи, переориентируясь, воспринимают её также доброжелательно, как и сарказм. Я вообще пишу разные стихотворения, самое главное — в них много личных подробностей. Но есть в моей копилке и философские произведения. Например, стихотворение про Тадж Махал «Довези меня, Рикша, до Агры», о моем путешествии в Индию, — это настоящая литература.

— Кем видите себя через 10 лет?

— Сейчас живу в Москве, лишь наездами появляюсь в Америке. Поэтому и ближайшие планы связаны со столицей. Вообще у меня три высших образования, два из них — режиссерские: закончила театральную режиссуру во Владивостоке и ВГИК в Москве. Поэтому через десять лет вижу себя режиссером драматического театра, в котором на материале своих произведений буду ставить спектакли.

— А Челябинск вам не навеял какие-нибудь рифмы?

— Сложно сымпровизировать, каждое стихотворение следует обмумывать. Но мне однозначно понравилась розовая дымка Челябинске. Она такая романтичная.

Соломонова читала стихи в Челябинске под аккомпанемент музыкантов. Фото: АиФ/ Екатерина Степанюк

Сола Монова – самая популярная поэтесса русского сегмента Интернета. Автор ярких запоминающихся стихов «продает рукописи», монетизирует таланты и растит детей.

Юлия Соломонова (Сола Монова - это псевдоним) родилась в столице Приморского края в 1979 году. Сочинять стихи начала раньше, чем пошла в школу. К литературному творчеству девочку подтолкнула увлеченность поэзией родителей. Поэтесса благодарна за поддержку папе Валере, сумевшему увидеть в первых дочкиных опусах, отличавшихся черным юмором, дар.

Судя по количеству дипломов о высшем образовании, любимое занятие уроженки Владивостока – учеба: Юлия – дипломированный менеджер, режиссер, актриса.

В начале 2000-х Соломонова вела на Приморском телевидении популярные программы, ее узнавали на улицах благодарные зрители. Однако дальневосточные просторы стали тесны разносторонней девушке, и она устремилась в Москву, поступила во ВГИК в мастерскую .

Поэзия

Хотя за плечами Моновой кинокартина «911», поставленная в Соединенных Штатах, единственное занятие, позволяющее ей общаться со Всевышним - поэзия. Самые известные стихотворения Солы – «Чувствую, рядом бабы» и «Морозко». В целом все произведения дамы-литератора адресованы представительницам прекрасного пола, их можно озаглавить «Стихи про мужиков».

Сола Монова читает стихотворение «Вы женаты, мой милый?»

Критики ругают стихи Солы за то, что после знакомства с ними читатели не переживают катарсис, а лишь радуются узнаванию ранее пережитых эмоций. В бойких виршах встречаются грамматические ошибки. Однако миллионная аудитория подписчиков поэтессы в соцсетях в восторге от опусов любимого автора.

Сола остроумна, чувствует ритм, подбирает яркие, неожиданные рифмы. Поэзия Моновой стилистически похожа на творчество Игоря Иртеньева, но посвящена не политике, а отношениям полов. Читательницы узнают в строках поэтессы элементы своих биографий.

Личная жизнь

В интервью Сола Монова рассказывает, что с будущим мужем – тогда политиком, а сейчас бизнесменом – познакомилась благодаря поэзии: Николай Морозов вручал поэтессе диплом за победу в литературном конкурсе. Потом судьба свела молодых людей вновь на девичнике приятельницы Солы. От предложения руки и сердца до бракосочетания прошел один день: связи позволили жениху оперативно организовать регистрацию в городе Владимире, куда влюбленные поехали полюбоваться старинной архитектурой.


Монова кокетливо комментирует личную жизнь, утверждая, что Коля полюбил ее, потому что она умеет делать то, что ему нравится - поэзию. Единственное, против чего возражает спутник жизни в творчестве Солы - ненормативная лексика.

Муж на 5 лет старше поэтессы, он автор более полусотни научных книг, успел поработать и помощником , и проректором главного дальневосточного вуза. Фото Николая в Интернете свидетельствуют о вкусе поэтессы: у мужчины приятная внешность, гармоничное телосложение и густая шевелюра. У супругов двое детей. Рождение Вани и Нины сделало поэзию Моновой лиричнее.

Сола Монова сейчас

В мае 2018 года поэтесса выступила на главной площади России. 29 и 30 декабря 2018 года креативная дама дала концерты в московском «Гнезде глухаря», билеты на которые стоят от 2 до 3 тыс. руб.


Сола Монова в 2018 году

Каждое выступление Солы – это моноспектакль, на котором она предстает в эффектных (как правило, черных) нарядах. Благодарная публика рыдает, а после представления приносит кумиру книги, чтобы украсить их автографами.

Поэтесса порадовала поклонников: выложила в «Инстаграм» новое стихотворение, посвященное 2019 году – году Свиньи.

Книги

  • 2014 – «У одуванчика белая кровь»
  • 2014 – «Левая книга»
  • 2014 – «Правая книга. Сетевая поэзия»
  • 2016 – «Стихи про мужиков»
  • 2018 – «Стихи для дамской сумочки»
  • 2018 – «Стихи»
  • «Жалобная Книга»
  • «Розовая книга»