Сущностные характеристики и этапы педагогического процесса. Сущностные характеристики и этапы педагогического процесса К этапам педагогического процесса относятся

Педагогические процессы имеют повторяющийся, циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы – это не составные части, а последовательность развития процесса. Главные этапы – подготовительный, основной, заключительный. Когда процесс или его отдельная часть проходят все эти этапы, процесс завершается, а потом в новом процессе начинается всё сначала. Если урок представить себе отдельным процессом или частью общего процесса, то хорошо понятно, как всё это происходит.

На подготовительном этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. При этом решаются следующие важные задачи: выделение и постановка конкретных задач, изучение (диагностика условий) развития процесса, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Выделение и постановка задач состоит в том, чтобы преобразовать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса в имеющихся условиях. Это всегда «привязано» к конкретной системе осуществления педагогического процесса – школе, классу, уроку и т.д. На этом этапе выявляются противоречия между требованиями общей педагогической цели и частными возможностями учеников данного учебного заведения и т.д., намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.

Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика (от греч. «диа» - прозрачный, «гнозис» - знание) – это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Её главная цель – получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их подготовки, условиях протекания процесса, многих других важных обстоятельствах. Необходимо подчеркнуть, что первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза: очень часто конкретные условия заставляют пересматривать задачи, приводить их в соответствие с реальными возможностями.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования (приставка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы заранее, предварительно, ещё до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях.



Завершается подготовительный этап скорректированным на основе диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План, как и сам процесс, всегда «привязан» к конкретным условиям. В педагогической практике применяются различные планы – руководства учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работы в классе, планы проведения отдельных воспитательных дел уроков и т.п. Планы педагогических процессов имеют определённый срок действия. Таким образом, план – это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.

Основной этап осуществления педагогического процесса можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Эффективность процесса зависит от того, насколько рационально эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели, и друг другу. Так, например, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный педагогический контроль, призванный играть стимулирующую роль. Но если его направленность, объём, задачи не подчинены общей цели и направленности процесса, не учитываются при этом множество других конкретных обстоятельств, то контроль из стимула может превратиться в тормоз.



Важную роль на основном этапе педагогического процесса играют обратные связи, служащие фундаментом для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь – основа качественного управления процессом, её развитию и укреплению каждый педагог придаёт приоритетное значение. Только опираясь на неё, удаётся найти рациональное соотношение педагогического управления и управления своей деятельностью со стороны учеников. В этой связи напомним ещё раз, что педагогический процесс в значительной степени система саморегулирующаяся, поскольку занятые в ней учителя и ученики обладают собственной волей и свободой выбора. Оперативная обратная связь способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.

Завершается цикл педагогического процесса – завершающий этап - анализом достигнутых результатов. Зачем это нужно? Почему важно ещё раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения? Ответ очевиден: чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя, обучаемся. Растёт тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ – верный путь к вершинам педагогического мастерства.

Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, определить, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего появляется ошибок тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и работает «впотьмах, на ощупь», надеясь достичь положительного эффекта. Кроме разочарования, неудовлетворения, потери времени и интереса, такой процесс ученикам ничего дать не может.

Следует иметь в виду, что учебно-познавательный процесс не развивается стихийно. Многовековая практика воспитания выработала определённую форму его организации. Педагогический процесс разбивается на отдельные отрезки, циклы. Внутри каждого цикла существует своя логика. Этапы педагогического процесса следующие: подготовительный, основной, заключительный. Каждый из них имеет свои конкретные задачи и осуществляется в определенном порядке. Если учитель пытается что-то изменить в своём процессе, то он должен хорошо понимать, к чему могут привести его изменения.

Для Ресторана «Карелия», былразработан стильный, оригинальный и эксклюзивный интерьер как фасада здания, так и торгового зала и бара.

При входе здания в кафе, расположены неоновые вывески, с изображением повара держащего блюдо с пельменями, что отображает самое главное направление кафе по реализации своих фирменных блюд и показывает тематику заведения (пельменная). Кроме того такая вывеска, играет большую роль в рекламной деятельности, делает заведение заметным с значительного расстояния даже в светлое время суток. Все эти факторы неоновой вывески привлекают новых посетителей.

Зал, рассчитанный на сорок посадочных мест, представляет собой просторное, светлое помещение. Стены кафе выдержаны в светло- бежевых тонах, что обеспечивает светлость помещению и оказывает расслабляющее действие на гостей, пришедших пообедать и отдохнуть. На нежно окрашенные стены нанесены оригинальные рисунки (графика). Рисунки представляют собой изображения различных форм и видов пельменей (что также воссоздает главный замысел предприятия), кроме того все рисунки подписаны названиям разновидностей. Пол выложен отполированным белым гранитом, а оправой отполированных плит, служат медные вставки. Стойка бара, выполнена из камня и прочного стекла.

Мебель кафе изготовлена также по специальному заказу, дабы подчеркнуть изысканность обстановки и создать некую гармонию между деталями интерьера. В зале имеются как удобные стулья, так и полу-кресла с мягкими подлокотниками. Столы изготовлены из дерева и композитного металла из которого изготовлены ножки столов. Столы в зале установлены различных размеров (двух-, трех-, четырехместные), для обслуживания разного количества людей в группах отдыхающих.

На подоконниках выставлены цветочные горшки, с различными декоративными растениями, для оживления обстановки в зале. На стенах, у которых располагаются мягкие зоны, размещены крупноформатные фотографии с различными тематическими изображениями.

На территории зала расположены технические средства, для поддержания благоприятного микроклимата, установлены кондиционеры, и системы подачи свежего воздуха. Для поддержания освещения после наступления темного времени суток, в зале зажигается стильные бра, находящиеся над каждым столом, что создает более интимную обстановку и благоприятно влияют на посетителей, т.к. обстановка располагает к отдыху и неторопливой беседе в кругу друзей.

Этапы педагогического процесса

Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы - это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный,

На этапе подготовки педагогического процесса (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На этом этапе решаются следующие важные задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой образования, в конкретные зада­чи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях.

Целеполагание всегда «привязано» к конкретной системе осуществления педагогического процесса - школе, вузу и т.д. На этом этапе функционирования педагогического процесса вы­являются противоречия между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями контингента обучаемых учебного заведения, намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.

Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики/Педагогическая диагностика (от греч. «диа» - «прозрачный» и «гнозис» - «знание») - это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в кото­рых будет протекать педагогический процесс.

Ее главная цель - получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и обучаемых, уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания процесса, многих других важных обстоятельствах.

Важно подчеркнуть, что первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соот­ветствие с реальными возможностями.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования (приставка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях.

Применяя научное прогнозирование, мы можем узнать о том, чего еще нет, заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по довольно сложным методикам, но затраты на получение прогнозов окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным или приведет к нежелательным последствиям. С конкретными примерами диагностики и прогнозирования педагогического процесса познакомимся ниже.

Под закономерностями целостного педагогического процесса (воспитания и обучения) понимают существенные, устойчивые связи в развитии и формировании личности, реализация которых позволяет добиваться высоких результатов в ее воспитании и обучении. На основе закономерностей, которые характеризуют научную (теоретическую, объективную) сторону педагогического процесса, формируются принципы (лат. слово, означает первооснова) его практической реализации.

Принципы педагогического процесса – руководящие нормативные требования, предъявляемые к практической организации обучения и воспитания.

Наиболее продуктивно система общепедагогических закономерностей была раскрыта в работах академиком И.Ф. Харламовым. В частности, к числу важных закономерностей (принципов) педагогического процесса, он относил:

1) Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личностное развитие человека происходит только благодаря «присвоению» им ОО в самых различных его проявлениях.

2) Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Данная закономерность, обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности. Стимулы активности личности:

Потребность как понятие означает психологическое переживание человеком нужды в том, чего ему недостает.

Интерес – это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер.

Мотив как понятие обозначает такое субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель.

Процесс обучения - это движение по пути познания, от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному. В процессе обучения накапливаются знания, формируются творческие способности, познавательные и практические умения и навыки, научное мировоззрение. Основные звенья процесса обучения: подготовка обучаемых к восприятию материала, создание активной установки в учебной работе, формирование положительных мотивов обучения; «живое созерцание», которое выражается в восприятии фактического материала: текста литературных произведений, исторических фактов, событий; растительного и животного мира (на занятиях по биологии); временных и пространственных отношений (на занятиях по математике) и т. д. Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Прежде всего, это обусловленность содержания, форм и методов педагогической деятельности уровнем развития производительных сил общества и соответствующих им производственных отношений и надстройки. Уровень образования определяется не только требованиями производства, но и интересами господствующих в обществе, направляющих политику и идеологию социальных слоев. Эффективность педагогического процесса закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и т.п.). Во многом эти условия зависят от социально-экономического положения в стране, а также от действий субъективного фактора - руководителей органов образования. Закономерность динамики педагогического процесса.

Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер: чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.

Закономерность развития личности в педагогическом процессе . Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:

1) наследственности;

2) воспитательной и учебной среды;

3) включения в учебно-воспитательную деятельность;

4) применяемых средств и способов педагогического воздействия. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.

Эффективность педагогического воздействия зависит от:

1) интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами;

2) величины, характера и обоснованности "корректирующих воздействий на воспитуемых. Закономерность стимулирования.

Продуктивность педагогического процесса зависит от:

1) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности;

2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и других) стимулов.

Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от:

1) качества педагогической деятельности;

2) качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых. Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в принципах. В современной науке принципы - это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Принципы педагогического процесса, таким образом, отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов:

1) организации педагогического процесса;

2) руководства деятельностью воспитанников. Принципы организации педагогического процесса: Принцип гуманистической направленности педагогического процесса - ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Она несовместима с теориями стихийного, спонтанного развития детей. Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизнью и производственной практикой. Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами. Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу - принцип, тесно связанный с предыдущим принципом организации педагогического процесса. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств. Принцип научности является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией.

Принципы управления деятельностью воспитанников. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество. Принцип сознательности и активности, учащихся в целостном педагогическом процессе отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе. Применительно к учению значение сознательности и активности удачно выразил Л.В.Занков, дав расширительную трактовку этого принципа: в обучении решающее значение имеет овладение теоретическими знаниями, а это значит их осмысление и усвоение на понятийном уровне и осознание прикладного значения теоретических идей; учащиеся должны осознавать технологию учения и владеть приемами учебной работы, т.е. технологией по усвоению знаний. Важнейший принцип организации детской деятельности - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Он вытекает из сущности гуманистического воспитания.

Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна. Практическая реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. Успешная реализация указанных принципов возможна лишь при соблюдении еще одного принципа - согласованности требований школы, семьи и общественности. Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Сущность параллельного действия состоит в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. В соответствии с принципом доступности и посильности обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. С предыдущим принципом теснейшим образом связан принцип у чета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности. Возрастной подход прежде всего предусматривает изучение уровня актуального развития, воспитанности и социальной зрелости детей, подростков и юношей. Индивидуальный подход требует глубокого изучения сложности внутреннего мира школьников и анализа сложившегося у них опыта, а также тех условий, в которых происходило формирование их личности. Организующим принципом руководства деятельностью воспитанников является принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы - это не составные части, а после­довательности развития процесса. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.

На этапе подготовки педагогического процесса (подготови­тельном) создаются надлежащие условия для протекания про­цесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи: целепола-гание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в кон­кретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогичес­кого процесса и в имеющихся конкретных условиях. Целеполагание всегда «привязано» к конкретной системе осуществления педагогического процесса - школе, классу, уроку и т. д. На данном этапе функционирования педагогического процесса вьывляются противоречия между требованиями общей педаго­гической цели и конкретными возможностями контингента учеников учебного заведения и т. д., намечаются пути разреше­ния этих противоречий в проектируемом процессе.

Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика (от греч. «диа» - прозрачный и «гнозис» - знание) - это иссле­довательская процедура, направленная на «прояснение» усло­вий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогичес­кий процесс. Ее главная цель - получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возмож­ностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей под­готовки, условиях протекания процесса, многих других важных обстоятельствах. Важно подчеркнуть, что первоначально наме­ченные задачи корректируются по результатам диагноза: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, при­водить в соответствие с реальными возможностями.



За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования (пристав­ка «про» указывает на опережение) заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных усло­виях. Применяя научное прогнозирование, мы можем узнать о том, чего еще нет, заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по до­вольно сложным методикам, но затраты на получение прогно­зов окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход пе­дагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется мало­эффективным или приведет к нежелательным последствиям. С конкретными примерами диагностики и прогнозирования педагогического процесса познакомимся ниже.

Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План, как и сам процесс, всегда «привя­зан» к конкретной системе. В педагогической практике приме­няются различные планы - руководства учебно-воспитатель­ным процессом в школе, воспитательной работы в классе, пла­ны проведения отдельных воспитательных дел, уроков и т. п. Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. Таким образом, план - это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.

Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: по­становка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание бла­гоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимули­рования деятельности школьников; обеспечение связи педагогичес­кого процесса с другими процессами. Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связа­ны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу. Например, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется опера­тивный педагогический контроль, призванный играть стимули­рующую роль. Но если его направленность, объем, цель не подчинены общей цели и направленности процесса, не учиты­вают при этом множества других конкретных обстоятельств, контроль из стимула может превратиться в тормоз.

Важную роль на этапе осуществления педагогического про­цесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь - осно­ва качественного управления процессом, ее развитию и укреп­лению каждый педагог обязан придавать приоритетное значе­ние. Только опираясь на нее, удается найти рациональное со­отношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых. В этой связи напомним еще раз, что система педагогического процесса - в значительной степени система саморегулирующаяся, поскольку занятые в ней люди обладают собственной волей и свободой выбора. Оперативная обратная связь в ходе педагогического процесса способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.

Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов (заключительный). Зачем это нужно? Почему важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения? Ответ очевиден - чтобы в будущем не повторить ошибок, не­избежно возникающих в любом, даже очень хорошо организо­ванном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффек­тивные моменты предыдущего. Анализируя - обучаемся. Рас­тет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ - вер­ный путь к вершинам педагогического мастерства.

Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, опреде­лить, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтвер­ждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педа­гог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и ра­ботает «впотьмах», «на ощупь», надеясь достичь положительно­го эффекта. Кроме разочарований, неудовлетворения, потери времени и интереса, такой процесс ученикам ничего дать не может.

IV. Составим вместе итоговую табличку этапов педаго­гического процесса. Заполните пропущенные строчки. Если у вас возникнут проблемы, обратитесь за по­мощью в блок коррекции

Этапы педагогического процесса

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Контрольный тест

1. Что такое педагогический процесс?

2. Что представляет собой педагогический процесс как систе­ма?

3. Охарактеризуйте компоненты педагогического процесса.

4. Почему педагогический процесс рассматривается как трудо­вой?

5. Что означает целостность педагогического процесса?

6. Что такое доминирующие и сопутствующие функции процес­сов?

7. В чем специфика процессов, составляющих педагогический процесс?

8. Как вы определите динамику педагогического процесса?

9. Как развивается личность в педагогическом процессе?

10. Как управлять педагогическим процессом?

11. Дайте определение закономерности стимулирования.

12. Сформулируйте закон единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.

13. В чем сущность закономерности единства внешней и внут­ренней деятельности?

14. Сформулируйте закономерность обусловленности педагогичес­кого процесса.

15. Выделите и проанализируйте основные этапы педагогического процесса.

16. Что такое диагностика, прогнозирование, проектирование?

17. Что такое педагогическое взаимодействие?

18. Какие основные идеи развивает педагогика сотрудничества?

Литература для самообразования

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагоги­ческого процесса. - Минск, 1990.

Волков ИЛ. Цель одна - дорог много. - М., 1990.

Ибука Масару. После трех уже поздно. - М., 1991.

Иванов А.Ф. Сельская школа. - М., 1987.

Ильин Е.Н. Герой нашего урока. - М., 1991.

Ильин Е.Н. Рождение урока. - М., 1986.

Ильин Е.Н. Искусство обучения. - М., 1982.

Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988.

Караковскип В.А. Любимые мои ученики. - М., 1987.

Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. - М., 1981.

Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М., 1988.

Педагогический поиск. - М., 1988.

Соловейчик С. Л. Вечная радость. - М., 1986.

Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. - М., 1987.

Соловейчик С. Л. Учение с увлечением. - М., 1976.

Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М., 1987.

В качестве сущностных характеристик педагогического процесса выделяются: субъектность, организуемость, целостность, полиструктурность, непрерывность, цикличность.

Субъектность педагогического процесса заключается в том, что как педагоги, так и обучающиеся (воспитанники) рассматриваются как субъекты, активно действующие участники этого процесса, способные к самопознанию и самосознанию, которые могут проявить инициативу, ответственность, самостоятельность, принять и реализовать решение, оценить последствия своего поведения, дать отчет за свои действия.

Организуемость педагогического процесса связана с тем, что этот процесс, несмотря на его субъектность, собственную активность его участников, все же управляется, направляется, организуется педагогами на достижение определенных целей.

Целостность педагогического процесса заключается во внутреннем единстве составляющих его компонентов, их взаимодействии. В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в его цели и содержании опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношения к окружающему миру. Системообразующим фактором при этом является интеграция и координация усилий всех субъектов педагогического процесса в комплексе мероприятий обучения, воспитания, подготовки.

Целостность педагогического процесса предполагает компонентную и функциональную полноту его структуры, а также гармонизацию всех видов связей и отношений, что позволяет получать оптимальный педагогический результат. Процесс со значительными отклонениями от целостности (односторонность, отсутствие целенаправленности и целесообразности) не способен обеспечить достижение намеченной педагогической цели.

Полиструктурность педагогического процесса обусловлена его сложной структурой, его системностью, включающей совокупность взаимосвязанных компонентов.

Непрерывность педагогического процесса заключается как в целом в непрерывном характере передачи опыта человечества от поколения к поколению, так и непосредственно в непрерывном характере образования современного человека.

Цикличность п едагогического процесса связана с наличием в нем определенных повторяющихся этапов, представляющих последовательность решения задач этого процесса и в своей совокупности составляющих цикл.

Основными этапами педагогического процесса являются:

· целеполагание - подготовительный этап - организация педагогического процесса (целеполагание; диагностика; прогнозирование; проектирование; планирование);

· целеосуществление - основной этап - осуществление педагогического процесса (педагогическое взаимодействие; обратная связь; диагностика, контроль, регулирование и корректировка деятельности);

· анализ и оценка результатов - заключительный этап - анализ результатов педагогического процесса (выявление степени достижения целей, оценка результатов и ошибок; анализ причин достижений и отклонений; определение мер по совершенствованию обучения, воспитания, подготовки).

Самые важные педагогические категории - воспитание, образование и обучение. Они охватывают совокупность реальных явлений, теоретических и практических вопросов, которые относятся к предмету педагогической науки. Правильное их понимание необходимо, прежде всего, для познания педагогических закономерностей.

Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами педагогического процесса можно назвать подготовительный, основной и заключительный.

На этапе подготовки педагогического процесса создаются надлежащие условия для его протекания в заданном направлении и с заданной скоростью. Здесь решаются следующие задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях.

Поставить правильную цель, задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика – это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Ее сущность – получить ясное представление о состоянии личности (или группе) путем быстрой фиксации его определяющих (важнейших) параметров. Педагогическая диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъекта на объект педагогического процесса.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях.

Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План всегда «привязан» к конкретной системе. В педагогической практике применяются различные планы: руководства педагогическим процессом в школе, воспитательной работы в классе, проведения уроков и др.

Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

Постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

Взаимодействие педагогов и учеников;

Использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

Создание благоприятных условий;

Осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности учеников;

Обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Эффективность педагогического процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу.

Важную роль на этапе осуществления педагогического процесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь – основа качественного управления процессом.

На заключительном этапе осуществляется анализ достигнутых результатов. Анализ хода и результатов педагогического процесса необходим для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего.