Тема: «Тайны воздуха. Опыты с воздухом» в подготовительной группе

Разделы: Работа с дошкольниками , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Задачи занятия:

  • способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
  • развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  • закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
  • развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
  • воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Ход занятия

– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

– Что это?

– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.

Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.

– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.

– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?

(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).

НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)

– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)

– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)

– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)

– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)

НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.

– А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?

А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)

– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)

ВЫВОД : Воздух находится везде.

НАБЛЮДЕНИЕ 4. Воздух есть во всех предметах.

На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)

– Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)

– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)

– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.

НАБЛЮДЕНИЕ 5. Воздух занимает место.

– У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?

Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

(ответы детей)

– В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (слайд 3)

  • Воздух повсюду.
  • Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
  • Легче воды.

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?

(нет, нос бал закрыт)

Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

Человек может прожить

Без пищи – 30 дней;

Без воды – 14 дней;

Без воздуха – несколько минут. (слайд 4)

– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?

А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).

Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 5)

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

НАБЛЮДЕНИЕ 6.

– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.

– А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание) (слайд 6)

НАБЛЮДЕНИЕ 7. Ветер – это движение воздуха.

Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.

Откуда взялся ветер?

Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)

– Что такое ветер? (движение воздуха)

Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышатся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев)

– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? (слайд 7)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Что вы сегодня узнали о воздухе? (слайд 8)

  • Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
  • Воздух невидим, прозрачен.
  • Воздух может двигаться.
  • Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.
  • Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
  • Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей…)

Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.

Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться.

Литература:

  1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
  3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  5. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006.
  6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
  7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.
  8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.

Анна Алексеенко
Конспект НОД «Воздух и его свойства» в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр образования «Каразей»

Детский сад «Земляничка»

Непосредственно образовательная деятельность.

Познавательное развитие. Подготовительная группа

Тема : «Воздух и его свойства » .

Выполнила : Алексеенко Анна Петровна

воспитатель I квалификационной категории

Цель : развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Задачи :

Формировать представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

Развивать умение делать выводы и умозаключения.

Методы :

Словесные (загадывание загадки, беседа, вопросы к детям, ответы детей, похвала)

Наглядные (показ слайдов)

Игровые («У кого быстрее» )

Практический (проведение опыта)

Оборудование : мультимедийное оборудование; картонные листы, бумажные листы, пластмассовая бутылка, таз с водой, апельсин, флакончик духов, мыльные пузыри, кружочки красные и зелёные.

Ход занятия.

Организационный момент (воспитатель предлагает детям образовать круг)

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лабораторию. Мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте догадаться, что это.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это? (воздух )

Первый слайд.

Правильно, это воздух . Для чего нужен воздух ? (ответы детей : чтобы дышать)

Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

Что мы с вами вдохнули? (воздух )

А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (нет некомфортно, плохо)

Какой вывод можно сделать? (ответы детей : Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может ).

А кто еще дышит воздухом ? (птицы, звери, растения) .

Второй слайд.

Что было бы, если на земле исчез воздух ? (не было бы жизни на земле)

Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.

Ребята, где и как люди используют воздух ? (ответы детей : воздух помогает человеку : летать на самолетах, запускать воздушные шары , передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).

Третий слайд.

Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопросы : «Есть ли воздух ? Где и как его обнаружить?» . А для этого я предлагаю вам стать учеными и приглашаю в нашу лабораторию.

А что такое лаборатория и для чего она нужна? (ответы детей)

Как нужно себя вести в лаборатории? (ответы детей)

Да правильно, здесь нужно соблюдать определенные правила : соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, приступать к выполнению опыта только после показа взрослого.

(воспитатель предлагает детям пройти к первому столу)

Эксперимент №1. «Почувствуй воздух » .

Есть ли воздух вокруг нас ? (ответы детей)

Скажите, а как мы его должны почувствовать? (ответы детей)

Давайте мы это узнаем. Возьмите лист картона и помашите им на себя (дети выполняют задание) .

Что вы чувствуете? (Ответы детей : дует ветер) .

Четвёртый слайд.

Какой вывод можно сделать? (Ответы детей : воздух есть , и мы его чувствуем.)

(воспитатель предлагает детям пройти ко второму столу)

Эксперимент №2. «Бумажные гонки» .

- Воздухом можно двигать предметы. Как вы думаете, как и чем? (Ответы детей) - Давайте возьмём лист бумаги и картона. Согните лист бумаги пополам, положите его на стол и помашите на него картоном. Запомните : лист бумаги должен быть повернут к вам отогнутым краем (дети выполняют задание) .

Что происходит? (ответы детей)

Давайте поиграем в игру «У кого быстрее» . По команде 1-2-3 машите картонками на бумажный лист. Чей лист дальше «убежит» тот и выиграл.

Ребята, что вы увидели? (Ответы детей) . Да воздухом можно двигать предметы.

Дыхательная гимнастика :

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

(медленный вдох-выдох на 4 сек)

Подыши одной ноздрей

И к тебе придет покой.

(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

(воспитатель предлагает детям пройти к третьему столу)

Эксперимент №3. «Есть ли воздух » .

(Воспитатель показывает детям пустую пластиковую бутылку) .

Что вы можете сказать о предмете? Опишите его? (дети отвечают : бутылка пластмассовая, прозрачная, пустая)

Посмотрите внимательно, что в ней вы видите? (Ответы детей)

А сейчас мы это проверим. Возьмём пустые бутылочки и таз с водой. Опустите бутылку в таз с водой, чтобы она начала заполняться (дети выполняют задание) . - Что вы видите? (дети отвечают : наполняется водой и выходят пузыри) .

Да, из горлышка выходят пузырьки.

А почему это происходит? (ответы детей : это вода вытесняет воздух из бутылки .

Почему же мы сначала думали, что бутылка пустая? (дети отвечают : воздух невидим , он прозрачный)

Правильно, воздух прозрачный , поэтому воздух называют невидимкой . И все пустые предметы на самом деле заполнены воздухом .

Пятый слад :

Физкультминутка

Воздух-невидимка , руки вверху вправо-влево

Выходи гулять! «зовут»

Воздух-невидимка , руки вверху вправо-влево

Как тебя поймать? хлопки руками в разных местах

Если быстро-быстро в поле убегу, бегут на месте

Чистого-пречистого воздуха найду ! потирают руки

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, шаги на месте

Самого полезного воздуха найду ! руки накрест к плечам

Если вместе с папой в горы я пойду, тянутся вверх на носочках

Самого кристального воздуха найду ! «фонарики»

(воспитатель предлагает детям пройти к четвёртому столу)

Эксперимент №4. «Имеет ли воздух запах » .

Ребята, как вы думаете, воздух пахнет ? (Ответы детей)

(воспитатель предлагает закрыть глаза, очищает мандарин)

Вдохните воздух . Что почувствовали? (запах мандарина) .

(Воспитатель предлагает детям сделать вывод)

Вы правы, собственного запаха воздух не имеет , абсолютно чистый воздух ничем не пахнет . Запах ему придают окружающие его вещества.

Шестой слайд :

Седьмой слайд :

Рефлексия. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе . Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.

Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.

Воздух прозрачный , поэтому мы его не видим. Да.

Человек может жить без воздуха . Нет, красный.

Воздух - это вещество , не имеющее цвета. Да.

Воздух можно почувствовать . Да.

Воздух можно услышать . Да.

Воздух имеет свою форму . Нет.

Молодцы! Вам понравились опыты? (Ответы детей)

Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо за работу. И я дарю вам мыльные пузыри, с которыми вы можете поиграть в свободное время.

Задачи:

  • Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах.
  • Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.
  • Развивать навыки проведения опытов, умение самостоятельно делать выводы.
  • Развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
  • Расширять и активизировать словарь детей.
  • Воспитывать экологическую культуру, заботливое отношение к природе.

Оборудование: емкости с водой, пустой стакан, бумажный круг, стаканы с водой, соломинки, пакеты, шары, вертушки, веера, мыльные пузыри, чеснок, пустая, пластиковая бутылка.

Воспитатель: Дети послушайте и отгадайте загадку:

Всю жизнь с ним живем,

А ни разу не видели.

Воспитатель: что это?

Дети: Воздух. (Показ иллюстрации «пузырьки воздуха».)

Воспитатель: Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе.

Я предлагаю посмотреть видео ролик «Зачем нужен воздух?» (Просмотр.)

Воспитатель: понравился вам фильм? О чем говорится в этом фильме?

Дети: О воздухе.

Воспитатель: Воздух есть везде и на воде и на суше, наша планета Земля окружена толстым слоем воздуха. Эта оболочка называется атмосфера. (Показ иллюстрации земли окруженной атмосферой.)

Воспитатель: Дети воздух можно потрогать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, воздух состоит из смеси газов: кислорода, углекислого газа, азота, из частичек воды, пыли…

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ,

Невесомую косынкой

Он окутывает нас.

Воспитатель: У воздуха есть цвет, мы можем увидеть его? Давайте проверим это, наберем воздух в пакетики. (Дети выполняют здание.)

Воспитатель: Что у вас в пакетиках?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Какого цвета воздух, мы его видим? Почему?

Дети: Нет, потому что воздух бесцветный, прозрачный.

Воспитатель: Через воздух мы видим все предметы, которые нас окружают.

Воспитатель: Воздух имеет запах? Давайте сделаем вдох носом.

Дети: Воздух ничем не пахнет.

Воспитатель: Правильно, сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. Запах распространился в воздухе, мы его вдохнули и почувствовали. Давайте проверим.

Игра «Узнай по запаху»

Воспитатель: Дети закройте глаза и зажмите нос.

Я пронесу мимо вас продукт (лук, чеснок, лимон и т.д.) а вы попробуйте узнать по запаху.

Дети: Нет.

Воспитатель: А теперь откройте нос, что чувствуете?

Дети: Запах чеснока.

Воспитатель: А вкус есть у воздуха? Давайте сделаем вдох ртом, а теперь лизнем воздух.

Дети: У воздуха нет вкуса.

Воспитатель: А у воздуха есть форма?

Дети: Нет.

Воспитатель: Воздух принимает форму тела в котором он находится. Давайте попробуем надуть шарики. (Дети надувают.) Потрогайте шарики, что внутри?

Дети: Воздух, шарики приобрели форму.

Воспитатель: Да, воздухом можно заполнять любые бесформенные предметы.

А еще какие предметы можно заполнить воздухом?

Дети: Мячи, шины, надувные игрушки, матрасы, спасательные круги….

Воспитатель: Воздух можно почувствовать? Давайте проверим.

Если создать движение воздуха, то его легко обнаружить. Давайте подуем на ладошку, а теперь помашем веером, ладошками на лицо. Чувствуете что - то легкое?

Дети: Легкий, прохладный ветерок.

Воспитатель: Да, мы чувствуем кожей ветерок.

Воспитатель: Воздух может быть сильным? Давайте проверим. Возьмите в руки вертушки, и подуйте на них (тихо, сильно). Что происходит?

Дети: Они крутятся.

Воспитатель: Что заставляет их крутиться?

Дети: Ветер.

Воспитатель: Значит у воздуха есть сила, а что такое ветер?

Дети: Ветер - это движение воздуха.

Воспитатель: Мы видим ветер? Где можно наблюдать ветер?

Дети: Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный,

но мы можем наблюдать, как плывут облака, колышутся листья на деревьях, качаются ветки, идет дым из трубы, ветер приводит движение ветряную мельницу, надувает паруса…

Воспитатель: Человек давно научился использовать свойства воздуха. Где работает воздух?

(Показ иллюстраций: пылесос, вентилятор…)

Воспитатель: Как мы обычно надуваем шарик? (Ответы детей). Сейчас посмотрим, как шарик можно надуть по другому. А вы знаете, что происходит с воздухом при нагревании? Давайте посмотрим.

Беру пустую бутылку на которую одет шарик, опускаю в горячую воду – шарик надувается, при опускании в холодную воду – сдувается. Почему так происходит?

Дети: Теплый воздух поднимается вверх.

Воспитатель: Воздух нагрелся, расширился, вышел из бутылки и надул шарик, а потом охладился и снова возвратился в бутылку. Воздух состоит из множества маленьких частичек.

Воспитатель: давайте превратимся в частички воздуха, при комнатной температуре частичкам хорошо, они двигаются по всему пространству (дети двигаются). Вдруг стало холодно, воздух сжимается и частички замерзли, стали прижиматься друг к другу. (Сколько заняли места? Мало.) Снова стало тепло, частичкам жарко, и они располагаются по всему пространству. Сколько занимают места? Много.

Воспитатель: Давайте посмотрим, еще в каких предметах есть воздух.

У меня есть банка с водой. Я сейчас буду опускать в воду разные предметы (зернышки, камушки, пуговицы и др.) Опускаю, предметы падают на дно, при этом образуются пузырьки. Есть ли воздух в этих предметах?

Дети: Да есть, пузырьки - это воздух.

Воспитатель: Пузырьки воздуха поднимаются вверх, это значит воздух легче воды.

Воспитатель: А еще воздух можно увидеть, если подуть через соломинку в стакан с водой.

Давайте подуем. Что выходит из воды с пузырьками?

Дети: Воздух, он находится внутри пузырьков.

Воспитатель: Это значит, что воздух есть внутри нас, мы дуем в трубочку и он выходит.

А, еще какие вы знаете пузыри?

Дети: Мыльные (шоу мыльных пузырей).

Воспитатель: Давайте еще поищем воздух. (Показать пустой стакан.) Есть ли в стакане воздух, как узнать? Опускаю медленно стакан в воду вверх дном (стакан надо держать прямо). Вошла вода в стакан, почему?

Дети: Нет, потому что в стакане находится воздух, он не дает воде войти в стакан.

Воспитатель: Даже в пустом стакане есть воздух, и он мешает воде войти в стакан.

Воспитатель: А сейчас я опускаю в воду пустой стакан на дне которого закреплен кружок бумаги.

Бумага намокнет, как вы думаете? (Стакан держать прямо).

Дети: Нет, воздух не даст намочить бумагу.

Воспитатель: Правильно, сейчас я опущу стакан с кружочком бумаги в воду под наклоном. Что появилось в воде?

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: Что произошло с бумагой?

Дети: Она стала мокрой.

Воспитатель: Да, воздух вышел из стакана, и его место заняла вода.

Воспитатель: Мы с вами вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы его видим?

Дети: Нет, как мы дышим, можно увидеть зимой, изо рта выходит пар.

Дыхательная гимнастика

Воспитатель: Сейчас сделайте глубокий вдох, наберите побольше воздуха и задержите его, на счет «пять» выдохнете. (Дети выполняют.) Трудно было вам без воздуха?

Дети: Да трудно, хочется сразу вдохнуть воздух.

Воспитатель: Человек не может жить без воздуха, он ему нужен каждую секунду.

Как надо правильно дышать?

Дети: Через нос.

Воспитатель: положите ладошку на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание.

1. Тихо – тихо мы подышим.

Сердце мы свое услышим. (Вдох через нос, пауза 4 секунды, плавный выдох через нос.)

2. Мы вдохнули глубоко

Дышим мы легко – легко, (Медленный вдох, пауза 4 сек. Выдох.)

3. Подыши одной ноздрей.

И к тебе придет покой. (Продолжительный вдох – выдох левой-правой ноздрей.)

4. Нужно глубоко вздохнуть,

Чтобы свечку нам задуть. (свободный вдох, задержка дыхания, «губы трубочкой», три коротких выдоха.)

5. Что бы правильно дышать,

Нужно воздух нам глотать. (Вдох через нос, втягивая живот, сделать глотательное движение, пауза 2-3 сек., выдох.)

Воспитатель: для чего человеку надо правильно дышать?

Дети: Чтобы не болеть.

Воспитатель: Для здоровья человека полезен только чистый воздух. За чистотой воздуха следят ученые - экологи.

Как вы думаете, что загрязняет воздух? (Показ картинок пожар, машины…)

Дети: Пыль, выхлопные газы, пожары, дым заводов, фабрик, сигарет….

Воспитатель: Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

Дети: Протирать пыль, проветривать помещения, сажать деревья, кусты, цветы, поливать дорожки, тротуары, на заводах и фабриках ставят фильтры для очистки воздуха.

Воспитатель: Молодцы, правильно.

Воспитатель: Что мы узнали о воздухе?

Дети:В – особый, невидимый газ, находится вокруг нас, мы им дышим, человек не может жить без воздуха. Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи. Может передвигаться.

При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Воспитатель: Все правильно, молодцы. А теперь давайте нарисуем воздух.

Дети рисуют «пузырьки» воздуха.

Литература:

1. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов

Издательство, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2012 год.

2. Воздух невидимка. И. А. Рыжова.

3. Большая книга экспериментов. Издательство Эксмо. 2010 год.

4. Моя первая энциклопедия. Планета Земля. М. Эксмо 2013 год.

5. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей. М. Щетинин. Издательство Метафора 2011 год.

6. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей № 198»

Конспект занятия «Свойства воздуха»

в подготовительной группе

Выполнила: Сагитова М.В.

воспитатель МБДОУ № 198

г. Оренбург

Тема: «Свойства воздуха»

Цель: Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах.

Задачи:

    расширять знания и представления детей о воздухе, его значимости в жизни человека, животных, растений;

    научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;

    развивать познавательную активность, логическое мышление, фантазию;

    организовать познание детей через самостоятельный поиск;

    добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Предварительная работа:

Беседа: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому»,

рассматривание иллюстраций в энциклопедии;

наблюдения на прогулке за ветром.

Методы и приёмы:

словесные (беседа, рассказ) ;

наглядные (показ карточек-схем, предметов-заменителей)

практические (проведение опытов) ;

Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный.

Материал и оборудование : презентация, полиэтиленовые мешочки, стаканы с водой, тазики, стаканы с бумажной ленточкой, трубочки, веер, фен, карточки – схемы.

Ход занятия.

1. Орг. момент

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же,

Без него мы жить не можем.

Воспитатель: Правильно!

Воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.

Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух?

Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка». Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы? (прозрачный).

Первое его свойство – прозрачность .

Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Опыт №1:

Воспитатель: Ребята, помашем ладошкой в лицо.

Что вы чувствуете? Чувствуем, как воздух движется. Воздух мы не только можем почувствовать, но и поймать.

Еще раз помашите веером и скажите ветер какой? (холодный)

Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (на лице, около печки, костра, если включить фен)

Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.

Следовательно, воздух упругий.

А какого цвета воздух? (бесцветный).

Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный).

Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов.

Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

А как вы думаете, можно ли воздух услышать?

Когда его можно услышать? (дует ветер).

Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Давайте, послушаем, как дует ветер. (Запись шума ветра).

Ветер – движение воздуха.

Воздух способен двигать предметы.

Опыт №2:

Воспитатель: салфетка на столе, подуем на неё.

Ребята, а есть ли воздух внутри нас?

Опыт №3: Коктейльный трубочки и вода в стаканах.

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и отпустите в него трубочку. Теперь вдохните носом, а затем выдохните в трубочку ртом.

Что вы увидели? (Я увидел пузырьки воздуха).

Как вы думаете, откуда взялся воздух? (Это мы дуем в трубочку воздух)

Так скажите мне, есть ли внутри вас воздух? (Внутри меня есть воздух)

Вывод: Мы с вами выяснили, что внутри каждого из нас тоже есть воздух.

Рисунок «Чем мы дышим».

Мы им дышим при помощи носа. Воздух попадает в нос, там согревается и проходит через гортань в наши лёгкие. Воздух проходит через лёгкие и выходит обратно.

Воздух бывает тёплым и холодным. Если мы долго будем дышать холодным воздухом, то можно заболеть. Поэтому необходимо беречься и заботиться о своём здоровье.

Стихотворение:

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе,

Одеваться по погоде.

С воздухом будем дружить,

Чтоб здоровыми нам быть.

Ребята, а где ещё может прятаться воздух? (В предметах, воздушные шары).

Воздухом можно наполнить шарик.

Опыт №4

Воспитатель: с воздушным шаром.

Какую форму имеет шарик? Круглую.

А если шарик чуть сдавим. Какую он форму приобрёл? Овальную.

Воздух не имеет формы. Он приобретает лишь форму предмет.

Опыт №5

Воспитатель: Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)

Значит воздух какой? (невидимый)

Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)

Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)

Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.

Что в пакете? (воздух)

Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)

Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)

Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

Воспитатель: А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)

Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)

А теперь давайте представим с вами, что мы летим на воздушном шаре.

На большом воздушном шаре

Над Оренбургом пролетая

Видим реки и луга,

Лес, поля и дом родной.

Где живем мы всей семьей.

Мама, папа, ты и я.

Очень дружная семья.

На большом воздушном шаре.

Край родной мы пролетали.

Шар воздушный как земля, Где живем и ты и я.

ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?

(нет, нос бал закрыт)

Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Воспитатель: А для чего нужен воздух человеку? (Воздух нужен человеку, чтобы дышать)

Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

Но не только человеку нужен воздух.

Как вы думаете, кому еще нужен воздух каждую минуту? (Воздух нужен животным, рыбам, птицам)

Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.

Посмотрите внимательно на экран, (изображения природы)

Какой в лесу воздух? (ответы детей)

Почему он там чистый? (ответы детей)

(там чистый воздух, нет веществ, которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)

Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .

(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)

Как вы думаете, вблизи заводов, машин и курящего человека какой воздух? (ответы детей)

Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.

А у нас в Оренбурге какой воздух? (ответы детей)

В каких местах у нас чистый воздух? (ответы детей)

А в каких грязный? (ответы детей)

Что же надо делать, что бы воздух был чище в нашем Оренбурге?

(Можно закрыть заводы, фабрики, и тогда и воздух станет чище, но заводы закрыть нельзя, на них делают то, что необходимо людям: мебель, продукты, игрушки и т. д. На трубы фабрик и заводов необходимо ставит фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.)

Воспитатель: У нас в группе воздух сравнительно чище, чем у дороги.

Назовите еще места, где может быть грязный воздух, которым опасно дышать. /Около заводов, рядом с гаражами, рядом со стоянкой автомобилей, у дороги, где проезжает много машин, около свалок мусора, которые обычно горят, на бензозаправке и т.д./

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на эти рисунки и скажите: в каком городе хотели бы вы жить? Почему? Выставляются два рисунка: чистый город: все цветет, растет, зеленая природа и т.д., другой - заводская труба дымит, все заволокло дымом и т.д.

Другой такой же на свете нету.
Развеет над нею пожары и дым,
В обиду ее никому не дадим!"

Воспитатель: - Вы маленькие и не можете сделать так, чтобы не дымили заводские трубы, не было огромных свалок, но позаботиться о своем здоровье вы можете. Как? / Не гулять возле дорог, у гаражей, стоянок автомобилей, заводов, свалок, не совершать дальних прогулок в ветреный, пыльный день и т.д./

Если бы не было воздуха, всё живое погибло бы на нашей Земле. Воздух нужно беречь, не в коем случаи нельзя его загрязнять.

Итог занятия:

Воспитатель: Вы сегодня узнали, что воздух бывает самым разным, и вы мне назовете, каким же он может быть.

Если мы не видим воздух, значит он какой? (Невидимый)

Если сквозь воздух мы видим все предметы, значит он какой? (Прозрачный)

Если он не имеет цвета, значит он какой? (Бесцветный)

Если воздух может быть в шаре, прямоугольном стакане, в спасательном круге, значит воздух (приобретает форму предмета)

Если мы дышим, значит? (есть внутри нас)

С помощью веера мы узнали, что воздух какой? (холодный)

А фен нам помог узнать, что воздух бывает каким? (горячим)

В лесу воздух, какой? (чистый)

А около завод воздух, какой? (грязный)

Мы с вами сегодня на занятие много узнали о свойствах воздуха.

Цель : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе;

Познакомить со свойствами воды;

Расширять и активизировать словарь детей(исследование, жидкость, растворитель, газообразное состояние).

Систематизировать и углублять представления о значении чистого воздуха и воды как о факторе экологического благополучия.

Развивающие:

Способствовать развитию навыков наблюдения и экспериментирования, творческой исследовательской активности детей.

Способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Материалы и оборудование :

Глобус, мячик, игрушка капелька и воздушный шар, вещества для растворения в воде: сахар, соль, сок лимона. Прозрачные стаканы, трубочки, шарики из ваты, подвешенные на ниточке, одноразовые мешочки и ложки, камешки большого и маленького(цветные) размера, бруски деревянные; пищевой краситель(разного цвета), салфетки, фартуки – по количеству детей.

Методы и приемы :

Беседа, сюрпризный момент, физкультминутка «Капелька», опыты.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мои загадки:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем. (Воздух)

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без (воды)

Воспитатель: Ребята! К нам на занятие пришли гости – воздушный шар и капелька. Они не ходили в детский сад, и еще ничего не знают. Давайте расскажем и научим их.

Шар земной внесли в автобус, оказался это. .. (глобус)

Что изображает глобус? (планету)

Как называется наша планета? (Земля)

А какие мы еще планеты знаем? (Меркурий, Плутон, .. .)

А что поддерживает жизнь на нашей Земле? (солнышко)

Солнце - это планета? (звезда)

Кто мне про солнышко загадку скажет?

«Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь

И заглядываешь в оконца И зовут тебя все. ..» (Солнце)

В какое время суток оно нам светит? (днем)

Целый день солнце освещает землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по другую сторону Земли.

(Работа с глобусом.)

Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой - это моря и океаны. Может быть кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан, Индийский океан, Черное море, Азовское море. ..)

А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывает серебристые рыбы, а это самолеты. Догадались?

Да, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

Исследователи, ваша задача - получить как можно больше сведений о воде и воздухе. А как можно это сделать?

(Ответы детей).

Правильно, провести эксперименты. Ребята, но прежде чем приступить к опытам, вспомним с вами правила работы:

Внимательно слушать и правильно выполнять задание.

Не мешать друг другу во время опытов.

Нельзя пробовать на вкус и нюхать неизвестные вам вещества.

Аккуратно, не торопясь проводить опыт.

(дети проходят и садятся за рабочие места)

Опыт 1

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. А теперь давайте попробуем воду на вкус. Скажите, ребята, вода имеет вкус? Значит делаем

вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт 2

Воспитатель: А теперь мы проверим есть ли у воды запах. Понюхаем воду. Что вы, можете сказать, имеет ли вода запах?

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 3

Воспитатель: Возьмём пустой стакан и попробуем перелить воду в этот стакан. Получилось? Да. Ребята, воду можно переливать. А мы свами знаем, можно переливать только жидкости.

Вывод: вода это жидкость.

Опыт 4

Воспитатель: продолжим эксперименты с водой. Возьмите камешек в стакан с водой,

вы видите свой камешек в воде? Значит, вода какая? (ответы детей)

вывод: вода прозрачная.

Опыт 5

Воспитатель: А сейчас мы узнаем, может ли вода изменить свой цвет. Возьмём вещество, они у всех разного цвета, насыпаем в воду, перемешиваем. Вещество, которое мы, насыпали в воду, растворилось и окрасило воду.

Вывод: вода – растворитель.

Воспитатель: ребята, я хочу провести еще один эксперимент с водой, но для этого мне нужны помощники (трое ребят). Перед вами три стакана с водой, каждому по одному и для каждому я даю вещество: сахар, соль, лимон. Надо положить в стакан с водой и размешать. А теперь попробуйте и скажите ребятам какой вкус у воды получился?

Ответы детей, проводивших опыт: сладкая, соленная, кислая.

Воспитатель: Мы с вами ребята, провели эксперименты с водой. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей) А каких еще свойствах воды вы знаете?

Ответы детей:

Вода может превращаться в лед, пар, быть холодной, теплой, горячей.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вода помогает человеку?

(ответы детей)

Воспитатель: А вы знаете, где можно встретить воду в природе?

(ответы детей)

Воспитатель: Послушайте ребята, стихотворение о воде.

Вы, слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить.

Воспитатель: Ребята, Капельке, очень понравились опыты с водой, она узнала много интересного. А теперь немного передохнем.

Физкультминутка «Капелька»

Капля-раз, капля-два, очень медленно сперва (хлопки на каждое слово)

А потом, потом, потом- всё бегом, бегом, бегом.(бег)

Стали капли поспевать, капля каплю догонять(хлопки на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап(свободные движения раками)

Капли с холодом встречаются,

И в снежинки превращаются.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложиться.

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас мы поговорим о воздухе.

Скажите мне, а для чего нам нужен воздух? Мы ребята, исследователи и сейчас мы попробуем обнаружить воздух и почувствовать его.

(дети проходят на свои места)

Опыт1

Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)

Вывод: Чтоб почувствовать воздух, надо привести его в движении.

А теперь покажем вздушному шару и капельке этот предмет. Что это? (мячик)

Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

Вот видите, ребята, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал - дул по воде, чтобы он плыл дальше?

А сейчас мы с вами будем фокусниками.

Игра «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко». Упражнение на дыхание.

Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом. Дуем сильнее и видим, как шарик красиво отлетает вверх.

Опыт 2

Воспитатель: Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы детей). Камень-это твердое тело. А можно ли взять в руки воздух и сжать его? Значит можно сделать

Вывод: воздух не твердое тело.

Опыт 3

Воспитатель: Возьмем мешочек и начнем скручивать его с открытого края. Что происходит с пакетом? (пакет надувается). Почему это происходит? (пакет наполняется воздухом). Действительно, пакет наполнился воздухом, но мы его не видим. А через воздух мы можем разглядеть предметы, друг друга?(Да, через него все видно)

Вывод: воздух невидимый, прозрачный.

Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит, он не твердое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. Продолжим наши исследования.

Ребята, вы сказали что воздух нам нужен, чтоб дышать. Мы проверили ряд исследований и убедились, что воздух невидим, но его можно ощущать, он занимает место. Теперь давайте убедимся, что мы дышим воздухом.

Опыт 4

Воспитатель: На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим и покажем капельке и шару воздух.

Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)

Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря). Это доказывает, что вы выдыхаете воздух.

Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).

Вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются.

Мы сейчас покажем капельке и воздушному шару, что означает «Выйти сухим из воды». Возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Сейчас мы это проверим.

Что это? Стакан. А это салфетка. Потрогайте ее, она сухая?

Больше в стакане ничего нет? Давайте проверим.

Переворачиваем стакан вверх дном, осторожно погружаем в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимаем его из воды, даем воде стечь, не переворачивая стакан. А теперь определим, намокла ли салфетка. (не намокла) Почему? (потому что там есть воздух, и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух.

Опыт 5

Воспитатель: Ребята, возьмём камешек и опустим в стакан с водой. Что мы увидели? (пузырьки)

И еще что? (он утонул)

А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (он не тонет)

А почему он не тонет? (потому что он легкий)

Вывод: Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.

Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в помещении, там где ездит много машин, от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему?

Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

Воздушный шар много про себя узнал и очень вам благодарен.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодня на нашем занятии? Что вы узнали нового о воде и воздухе? Что вам понравилось? Какими свойствами воздух обладает? Каково его главное назначение?

Ответы детей: воздух бесцветный, прозрачный, без запаха, но, хотя мы его не видим, мы его ощущаем.

Воспитатель: А что вы можете рассказать о воде?

Вода прозрачная.

Вода это жидкость.

Воспитатель: Что можно делать с водой? (наливать, переливать)

А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)

А когда вода превращается в лед? (зимой, в морозы)

А когда превращается в пар? (летом, в сильную жару)

А может ли вода изменить свой цвет? (может, если в нее положить краску)

Воспитатель: Ребята, а есть ли вкус у воды? (безвкусная)

А если положить сахар? Какая будет вода? (сладкая)

А если соль? (соленая)

Лимон? (кислая)

Воспитатель: а мы сможем без воды прожить?(нет, без воды нам не прожить)

Капелька и воздушный шар очень много про себя узнали. Они вам очень благодарны.

Воспитатель подводит итог занятия.