Теория познания платона. Познание как припоминание Познание припоминание души

Припоминание по-гречески звучит как anamnesis, и Платон описывает его как созерцание идей еще до нашего рождения, которое только и дает возможность нашей душе (или нашему Я, как бы мы сказали сегодня) познавать.

Познание возможно только потому, что истину о вещах, т. е. их идеи, мы всегда уже имеем в душе: познание есть припоминание. Если освободить платоновское учение об anamnesis от его орфико-пифагорейских мифологических одежд, то можно, выражаясь по-современному, утвердить в качестве точки зрения Платона то, что всякое познание имеет в себе факторы, которые в свою очередь появляются не из опыта, а, напротив, конституируют опыт как таковой. Выше цитированное положение Локка «Nihil est in intellectu, quod non fuerit in sensu» в платоновском смысле - как это было замечено позже Лейбницем - следует дополнить 20 выражением «nisi ipse intellectus». 21 То, что у Платона припоминание не ограничивается познанием пред-

17 Там же. С. 302.

18 Там же. С. 305.

20 Ср.: Gundert Н. Der Platonische Dialog. Heidelberg, 1968.

21 Leibniz О. W. Die philosophischen Schriften. Bd5. Hildesheim, 1971. S. 100.

мета, видно из диалога «Менон», в котором речь идет об определении сущности добродетели:

А раз душа бессмертна, часто рождается и видела все и здесь, и в Аиде, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому ничего удивительного нет в том, что и насчет добродетели, и насчет всего прочего она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. 22

Что Платон подразумевает под словом anamnesis, припоминание, он более точно поясняет затем в диалоге «Федон»:

Это припоминание. Если человек, что-то увидев, или услыхав, или восприняв иным каким-либо чувством, знает не только это, но примысливает еще нечто иное.. 23 .

Так, у любого, кто, к примеру, имеет дело с похожими вещами, постепенно возникает осознание похожести и непохожести, только оно и позволяет нам отделить похожие вещи от непохожих, равные вещи от неравных и констатировать их эмпирическое подобие:

Ну, стало быть, мы непременно должны знать равное само по себе еще до того, как впервые увидим равные предметы и уразумеем, что все они стремятся быть такими же, как равное само по себе, но полностью этого

не достигают 24 .

Конститутивный характер этой идеи равного Платон формулирует для познания, отказывая равному как идее самой по себе в любом самостоятельном бытии и признавая ее только во взаимодействии с чувственным познанием, с опытом:

Но мы, конечно, согласимся и в том, что такая мысль возникает и может возникнуть не иначе как при помощи зрения, осязания или иного чувственного восприятия 25 .

Чтобы констатировать равенство или подобие двух деревьев, мы должны, «прежде чем начать видеть, слышать и вообще чувствовать... каким-то образом узнать о равном самом по себе - что это такое, раз нам предстояло соотносить с ним равенства, постигаемые чувствами». 26 Таким образом, Платон, в отличие от Юма, рассматривает идею равного или подобного как возникшую не из опыта. Определив ее негативно, он считает ее возникшей из созер-

22 Платон.

Менон. 811c-d.

23 Платон. Федон. 73с.

24 Там же. 74е-75а.

25 Там же. 75а.

26 Там же. 75b.

цания, которое имело место еще до нашего рождения, точно так же как и Декарт, правда, говорит об этом не в связи с возникновением осознания равного -его он стремится понять мифологически, а в связи со сверхэмпирическим характером этого представления.

Если мы зададимся вопросом, почему Юм так упорно отбивался от априорных идей, от представления Я, то можем ответить: потому что невозможно доказать ни ideae innatae Декарта, ни Я как предмет опыта. То, что противники Юма, английские рационалисты, не придавали значения декартовскому различию между res cogitans и res extensa, было решающей причиной такой позиции шотландского эмпирика. Платоновская философия, излагая свое доказательство гипотезы об идее равенства для обоснования процесса познания равных вещей, пользовалась языком мифа, в результате чего оставила нерешенной затронутую проблему, лишь сформулировав ее. Только Кант 27 соединил эти явно противоположные мотивы Юма и Платона, а также Декарта, стремясь охарактеризовать Я как трансцендентальную предпосылку всего познания. Для Канта, как мы еще увидим, это означало:

Должно быть возможно, чтобы я мыслю сопровождало все мои представления; в противном случае, во мне представлялось бы нечто такое, что вовсе нельзя было бы мыслить, иными словами, представление или было бы невозможно, или по крайней мере для меня не существовало бы. 28

Я как условие возможности всякого познания, в свою очередь, не может быть обнаруженным в чувственном опыте предметом. По своему конститутивному характеру оно рассматривается только как причина познаваемости предметов, само же по себе не может быть познано

27 Иммануил Кант родился в семье шорника в 1724 г. в Кенигсберге. В 1740-1745 гг. изучал в Кенигсберге теологию, философию и естествознание. В 1746-1755 гг. был домашним учителем. В 1755 г. защитил докторскую диссертацию и право на преподавание в университете; после этого преподавал в качестве приват-доцента в Кенигсбергском университете. В 1770 г. стал профессором логики и метафизики в этом же университете, ректором которого был в 1786-1788 гг. Кант умер в 1804 г. в своем родном городе. Важнейшие работы: «Критика чистого разума» (1781, 2-е издание - 1787), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). О Канте см.: Kroner R. Von Kant bis Hegel. Tübingen, 1961; Martin G. Immanuel Kant. Berlin, 1969; Lütterfelds W. Kants Dialektik der Erfahrung-Zur antinomischen Struktur der endlichen Erkenntnis. Meisenheim am Glan, 1977; Kaulbach F. Immanuel Kant. Berlin; New York, 1982; Hoffe O. Immanuel Kant. München, 1983.

28 Кант И. Критика чистого разума. С. 191.

независимо и вне их познания. Оно станет итогом нашего рассмотрения кантовской трансцендентальной онтологии, которая возникла как теория познания, а не как теория бытия. Я для Канта есть arche, но не как высшая причина бытия, а как причина познаваемости сущего. Сущее, природа, в свою очередь рассматривается им преимущественно как объект механистического естествознания и понимается только «как определение явлений в пространстве и времени». 29 Онтологический вопрос в «Критике чистого разума» отделяется от теоретико-познавательного.

Литургическая молитва

История болезни

АНАМНЕЗИС – ПРИПОМИНАНИЕ

Учение о припоминании, или теория припоминания (греч. άνάμνησις) – учение Платона в области (теории познания).

Платон считал, что истинное познание – это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души . При этом различается чувственное и интеллектуальное знание (умопостижение, мышление).

Платоновское учение о припоминании указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души.

В диалоге «Менон» Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с неким юношей. Мальчик никогда до этого не изучал математику и не имел никакого образования. Сократ же настолько хорошо поставил вопросы, что юноша самостоятельно сформулировал теорему Пифагора. Из чего Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с идеальным отношением сторон треугольника, которое и выражено теоремой Пифагора.
Научить в этом случае – это не более чем принудить душу к припоминанию.

АНАМНЕЗИС и МАЙЕВТИКА

Анамнезис был одной из глубоко продуманных идей Платона, ее он разрабатывал неоднократно и многообразно. Анамнезис лежит в основе уже перечисленных приемов воспарения и восхождения к неизведанному. Наиболее яркой демонстрацией роли и веса анамнезиса в платоновском учении выступает майевтический метод Сократа.

Если диалог можно считать средством выведения из потемок чужой души на всеобщее обозрение ее содержимого образов и внутренней речи, то майевтика позволяет вывести из души на свет также и то, что пребывало в ней неявно даже и для самого ее обладателя .
Майевтика сопровождается критикой выведенных на обозрение суждений. В сферу действия критики вовлекаются также и цитаты из древних и новейших авторов , а кроме того, ходячие сентенции и обыденные представления .

Диалоги, которые по биографической модели реконструкции корпуса относятся к ранним или сократическим, получили даже в науке специальное название изобличительных, причем имеется в виду обличение неправых концепций оппонентов или идеологических конкурентов. Таковыми, вероятно, они и были с точки зрения социального статуса философии, однако сократическая критика вместе с майевтикой составляют существенную сторону платоновской диалектики.

Данное в «Федре» определение диалектики предполагает многоступенчатый процесс выявления все более и более крупных общностей и обратное расчленение многообъемлющего на естественные члены. Понятно, что такое обратное движение не может быть обеспечено одним дихотомическим методом. Естественные сочленения выявляются не рассечением, они отыскиваются на ощупь, прощупыванием скрытого под живой кожей и плотью опорного скелета исследуемого тела. Майевтика и критика как раз и выполняют роль такого естествоиспытательского прощупывания, предваряющего рассечение .

ПРИПОМИНАНИЕ – ИДЕНТИЧНОСТЬ

Идентичность – слово привычное, без которого мы сегодня не мыслим описание мышления, поступка, социальных процессов и т.п., тем более касаясь феномена «Я», индивида, личности, мы с изрядной долей уверенности считаем, что тематизируем с помощью идентичности некую единичность, «одно».

Термин «идентичность» ведет свою родословную от позднелатинского слова (IV в.) «identitas» – тождество, которое в свою очередь производно от местоимения idem, eadem – «тот же самый», то есть по-русски identitas означает «то же самое», «тожество», «тождество».

Именно способность к сохранению придает идентичности регрессивный и редукционный характер . Она отсылает совершенно все к «тому же самому», выделяя и охраняя привилегированность этого «того же самого».
Вместе с тем утверждение «одного и того же» позволяет производить операции замещения, ставить одно вместо другого. Тождество оказывается самым интимным образом связано с принципом репрезентации «aliquid stat pro aliquo». Именно принцип замещения, смещения, вытеснения позволяет место субъекта занять его предикату как дубликату, двойнику, «синониму».

Как происходит такое замещение?
Идентичность – это то, что я говорю себе и другим: «Я один и тот же, или же это Я, который был, есть и будет». Или же другие говорят мне: «Ты один и тот же». Но за всем этим стоит тезис Лакана: «Я – это речь Другого» – тезис который требует припоминания, узнавания, признания. Тогда идентичность предстает как эффект анамнезис .
И здесь совершенно нет никакого противоречия. Да, идентичность – это и амнезия, и анамнезис. Это забвение себя и припоминание иного, Другого как себя, что в принципе опять-таки втягивает нас в амнезию .

Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминает о мире идей». Знание есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия материальных предметов напоминают душе позабытые ей знания. Здесь Платон имел в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь, судьба. Таким образом, Душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделеющая. Разумная часть души - основа добродетели и мудрости, пылкая - мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия. Как для Космоса в целом, источник гармонии есть мировой разум, сила, способная адекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным началом, кормчим души, управляющим телом, которое само по себе лишено способности к движению. В процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна. «Мысля, она делает не что иное, как рассуждает, сама себя, спрашивая, утверждая и отрицая». 4 Гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости. 5

Победа разумной части над страстями и вожделениями возможна при соответствующем воспитании. Так как люди не могут личными усилиями приблизится к совершенству, то необходимо государство и законы. Государство основано на разделении труда между разрядами свободных граждан.

Разумной части должен соответствовать разряд правителей-философов, эффектной - воинов, вожделенной - ремесленников. Каждый разряд должен быть ограничен выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства в дела других.

4. Познание как припоминание

В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Он даже советовал для познания истины «закрыть глаза и заткнуть уши», дав простор разуму. Платон подошел к познанию с позиций диалектики. Что такое диалектика? Это понятие происходит от слова «диалог» - искусство рассуждать, притом рассуждать в общении, значит - спорить, оспаривать, что-то доказывать, а что-то опровергать. В общем диалектика - это искусство «поисково думать», при этом думать строго логично, распутывая всевозможные противоречия в столкновении разных мнении, суждений, убеждений.

Особенно подробно Платон разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя и т.д. Для философии природы Платона характерна ее связь с математикой. Платон анализировал диалектику понятий… Это имело огромное значение для последующего развития логики.

Признав со своими предшественниками, что все чувственное «вечно течет», непрестанно изменяется и постольку не подлежит логическому уразумению, Платон отличал знание от субъективного ощущения. Связь, вносимая нами в суждения об ощущениях, не есть ощущения: чтобы познавать предмет, мы должны не только ощущать, но и понимать его. Известно, что общие понятия являются результатом особых умственных операций, «самодеятельности нашей разумной души»: они не приложимы к отдельным вещам. Общие определения в виде-понятий относятся не к индивидуальным чувственным предметам, а к чему-то другому: они выражают род или вид, т.е. нечто такое, что относится к определенным множествам предметов. По Платону же получается, что нашей субъективной мысли соответствует объективная мысль, пребывающая вне нас. В этом-то и состоит суть его объективного идеализма. 6

Онтология Платона.

Введя в онтологию понятие идеи, Платон разделил сущее на идеальное и материальное и, соответственно, сформулировал две точки зрения в философии: идеалистическую и материалистическую.

Онтология Платона:

Платон перешел от анализа предметов к анализу понятий как основы вещей.

Учение о двойственности мира:

Мир двойственен. В основе всего лежит мир идей (эйдосов), которые создаются и движутся с помощью Бога (мастера). Идеи в отличие от предметов истинны, вечны, неизменны, например, идея «добро», «человек».

Есть также мир предметов (вещей), он вторичен и производен от мира идей (эйдосов), т.к. вещи временны, возникают и погибают, движутся и изменяются. В них нет ничего прочного и, следовательно, истинного.

Предметы - это как мерцающие от костра тени на стене пещеры. Например, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева неизменна и вечна. (Вещь=идея + материя. Когда душа была в мире идей она всё знала, но когда попала в мир вещей она всё забыла, и задача её вспомнить)

Познание как припоминание.

Учение о припоминании (теория припоминания) - учение Платона в области эпистемологии (теории познания).

Платон считал, что истинное познание - это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. При этом различается чувственное и интеллектуальное знание

Платоновское учение о припоминании указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души.

В диалоге «Менон» Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с неким юношей. Мальчик никогда до этого не изучал математику и не имел никакого образования. Сократ же настолько хорошо поставил вопросы, что юноша самостоятельно сформулировал теорему Пифагора. Из чего Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с идеальным отношением сторон треугольника, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом случае - это не более чем принудить душу к припоминанию.

Учение о государстве.

Создал проект идеального государства:

1. Государство основывается на разделение труда. Государство должно состоять из трёх, обособленных друг от друга по типу замкнутых каст, сословий: правителей-мудрецов, подчинённых им воинов и низшего, трудящегося класса. Каждый занимается своим делом. В этом гарантия справедливости и гармонии общества.

2. Нормальная семья в идеальной республике Платона отменяется. Сношения между полами тоже регулируются государством. Дети сразу после рождения передаются в общественные воспитательные дома, так что они не знают своих родителей, а взрослые – тех, кого они родили.

3. Материальные блага, выработанные низшим, трудящимся классом, распределяются под государственным контролем.

В общем, политическая философия Платона ратует за всецелое порабощение всякого индивида обществом – так, чтобы он служил только коллективным, а не своим личным интересам. Форма правления- Аристократическая Республика.

Гегель о Платоне: он принадлежит к всемирно-историческим личностям, а его философия – одно из тех всемирно-исторических творений, которые с момента возникновения «оказывали во все последующие эпохи величайшее влияние на духовную культуру и ход её развития».

Идеи – это архетипы, модели вещей объединяющие в единство комплекс вещей. Идея, поскольку она является образцом вещи, её сущностью, логически предшествует вещи. Идеи обладают своим собственным существованием в особом мире, вещи существуют только постольку, поскольку они подражают идее.

Душа играет важную роль в формировании «припоминания». В учении о «припоминании» (диалог «Федон») Платон показывает, откуда появляются рациональное мышление, знание. Средством его возникновения является душа. До тех пор пока человек живёт во власти чувств и мнений, он как бы существует, он – забыл свой другой аспект – способность рассуждать. Платон - «Тело – могила души». Но когда человек просыпается и «начинает диалог души с душой», тогда человек с помощью самого себя обретает идеи, которые делают возможным познание. «Знать – это вспоминать» - допустить предыдущее существование души, в ходе которого она созерцала идеи, т.е. идеи предшествовали вещам, которые созерцал человек.

Диалог «Менон» - человек может развить рациональные суждения по вопросам, ранее ему не известным. Здесь Платон интерпретирует выражение Сократа «познай самого себя». – результатом является способность души, исходя из самой себя, найти истину и рациональное значение вещей. Поэтому знание есть воспоминание, и что душа существует до и независимо от тела → она бессмертна. Идея – причина бытия, образец, цель, к которой стремится все сущее.

Учение о душе. Бессмертие души понимается Платоном как существование рациональной души, предшествующей всем телам, воплощающейся в них, проходящей через остальные тела, через отдельные жизни; аргумента бессмертия души: противоположности, воспоминания, сходство, душа как витальность.

1. Взаимопереход противоположностей. Все противоположности переходят друг в друга, и смерть переходит в жизнь. Если бы этого не было, все бы давно умерли. → после смерти душа не уничтожается, а переходит в иное состояние. Знание есть воспоминание душою того, что она созерцала до рождения.

2. Некоторые идеи не происходят из самих данных (мы не можем сказать, что две вещи равны, если не вспомним само понятие равенства).

3. Т.К. душа невидима, она подобна идеям, и как идеи неизменна и бессмертна.

4. Душа – источник жизни, т.к. она регулирует и господствует над телом. → Душа есть жизнь, она присутствует в идее жизни, → не может принять в себя противоположную идею, идею смерти.

Понимание блага. Благо и справедливость у Платона совпадают. Познать, что такое благо, означает выход за пределы отдельного, понять, что есть благо для всех, т.е. понять, что такое общее, «публичное» благо. Такое благо является формой гармонии, согласия. Зло порождается недостатком знания. Если люди усвоят, что есть правильное с помощью необходимого знания, они обретут благо. Если человек будет направляться людьми, обладающими знанием блага, будет подражать им, то он станет вести добродетельную жизнь. → Знание блага – критерий образа жизни. Правильная жизнь только одна и она для всех. Принципы морали стоят выше Бога: добродетель предшествует Богу, и Бог есть благо тогда, когда он действует в соответствии с добродетелью. Бог – совершенное благо. Условия высщего человеческого блага: 1)участие в вечной природе идей 2)воплощение идей в действительности 3) наличие разума о обладание знаниями 4) владение ненаучным 5) чувственные удовольствия (противостояние мира идей и мира небытия)

Теория «идеального государства». Политические мотивы (несправедливое осуждение Сократа) во многом определили характер платоновской философской системы. Первый вывод – в государстве, основанном на изменчивых и субъективных мнениях и на частных интересах, не может быть справедливости. Работа «Государство» - создание портрета идеального государства. Образец – Республика, управляемая философами, аргументы обращены к человеческому телу.

Три части человеческого тела голова, туловище, конечности. Голова – вместилище разума, туловище – воли, конечности – желаний. Каждому из этих качеств души соответствует добродетель. Цель разума – мудрость, воля – мужество, желания – должны быть обузданы. Конструирование государства по образу человеческого организма: три части – три класса. Класс правителей – класс философов (рациональная душа, добродетель – мудрость), класс воинов (добродетель – мужество), класс ремесленников (желания должны быть обузданы).

Справедливость основана на природных дарованиях. Люди отличаются между собой врождённой одарённостью, в зависимости от того, из чего состоит их душа: золото, серебро, бронза. Этой зависимостью определяется принадлежность к классу. Чтобы преодолеть неравенство, нужно, чтобы никто из людей не знал, чей он сын, а родители не должны знать своих детей.

Другие черты Государства – общность имущества, общность женщин, правителей, воинов, чтобы избежать алчности и соперничества. Идеальное государство не должно иметь обширную и заселённую территорию, чтобы избежать источника внешних войн и внутренних распрей.

Критика этой концепции за абстрактность, утопичность, тоталитаризм. Платон выделяет 5 форм правления – аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания, отдавал предпочтение аристократии, устроенной по принципу правления лучших (аристократов) и самых мудрых. Характеристика каждой из форм дана через анализ политич. Строя Афин и Спарты.

Государство – воплощение справедливости, которое не может воплощаться через отдельных индивидов и их добродетели, она может существовать только в той связи, которая ведёт к всеобщему. Никто не может быть тем, кем он должен быть, т.е. справедливым сам по себе. В государстве каждый теряет себя как частного индивида в рациональности государства.

Критика теории государства Платона. Общество, управляемое избранными, сводит на нет развитие общества. Согласно платоновскому учению, правителей можно готовить к принятию безошибочных решений. Но неошибающихся людей нет, и люди учатся на опыте своих ошибок. Тираническое правление приведёт к тому, что люди никогда не реализуют своих возможностей, т.к. им не будет предоставлена возможность нести ответственность самостоятельно за совершённые действия.→ общество никогда не достигнет нравственной самостоятельности, которое присуще зрелому обществу.