Тест на тему грибы классификация.

Грибы

Задания с выбором одного верного ответа.

А1. Главное отличие грибов от растений состоит в том, что они:

1) имеют клеточное строение,

2) поглощают из почвы воду и минеральные соли,

3) бывают как одноклеточными, так и многоклеточными,

А2. Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями?

1) накопление в оболочках клеток хитина,

2) неограниченный рост в течение всей жизни,

3) потребление готовых органических веществ,

4) минерализация органических остатков.

А3. Сходство жизнедеятельности грибов и животных проявляется в том, что они:

1) всасывают минеральные вещества поверхностью гиф,

2) питаются готовыми органическими веществами,

3) ведут неподвижный образ жизни и расселяются при помощи спор,

4) растут в течение всей жизни.

А4. Грибы, по сравнению с бактериями, имеют более высокий уровень организации, так как:

1) по способу питания они являются гетеротрофными организмами,

2) их можно встретить в разных средах обитания,

3) они выполняют роль разрушителей в экосистеме,

4) их клетки имеют оформленное ядро.

А5. Органоиды, отсутствующие в клетках грибов - это:

1) пластиды,

3) рибосомы,

4) митохондрии.

А6. Оболочка грибной клетки в отличие от растительной состоит из:

1) клетчатки,

2) хитиноподобного вещества,

3) сократительных белков,

4) липидов.

А7. Для питания грибы-сапротрофы используют:

1) азот воздуха,

2) углекислый газ и кислород,

3) органические вещества отмерших тел,

4) органические вещества, создаваемые ими в процессе фотосинтеза.

А8. Микориза гриба представляет собой:

1) грибницу, на которой развиваются плодовые тела,

2) совокупность клеток, выполняющих сходные функции,

3) сложные переплетения гифов между собой,

4) сожительство гриба и корней растений.

А9. Грибы в отличие от растений:

1) имеют неограниченный рост,

2) не имеют клеточного строения,

3) не способны к фотосинтезу,

4) имеют в клетке оформленной ядро.

А10. Взаимодействие дерева и гриба-трутовика является примером:

2) симбиоза,

3) конкуренции,

4) комменсализма.

А11. Микоризу образует:

2) шампиньон,

3) подберёзовик,

4) спорынья.

А12. В клетках растений, грибов и бактерий клеточная стенка состоит:

1) только из белков,

2) только из липидов,

3) из белков и липидов,

4) из полисахаридов.

А13. Грибы являются:

1) отдельной группой растений,

2) симбиозом растений и бактерий,

3) особой группой животных,

4) особой группой живых существ.

А14. Грибы опята, питающиеся мёртвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относят к группе:

3) автотрофов,

4) симбионтов.

А15. Отношения между грибом и водорослью в лишайнике называются:

2) квартирантством,

3) симбиозом,

4) нахлебничеством.

А16. Для приготовления антибиотиков в промышленности используют:

1) дрожжи,

2) плесень,

3) грибы-трутовики,

4) шляпочные грибы.

А17. Дрожжи получают энергию для жизнедеятельности путём:

1) хемосинтеза,

2) фотосинтеза,

3) биосинтеза белка,

4) спиртового брожения.

А18. Тонкие, бесцветные многоклеточные нити, образующие грибницу, называются:

1) корневые волоски,

3) ситовидные трубки,

4) спорангии.

А19. Группы, на которые подразделяют шляпочные грибы по строению нижнего слоя шляпки:

1) низшие и высшие,

2) однослойные и многослойные,

3) трубчатые и пластинчатые,

А20. Функция плодовых тел шляпочных грибов состоит в:

1) поглощении воды и минеральных веществ,

2) запасании органических веществ,

3) образовании органических веществ,

4) образовании спор.

А21. Дрожжи используют в хлебопечении:

1) как источник витаминов,

2) для обезвреживания вредных примесей,

3) для получения пористого, лёгкого хлеба и ускорения выпечки,

4) для более длительного хранения хлеба.

А22. Признак сходства грибов и растений:

1) образование гликогена,

2) наличие пластид,

3) образование крахмала,

4) поглощение веществ из почвы путём всасывания.

А23. Что представляют собой шляпка и ножка гриба?

1) клетки, содержащие хлоропласты,

2) микоризу,

3) плодовое тело,

4) организм гриба.

А24. Для производства лекарственного препарата пенициллина с помощью биотехнологии в специальных условиях выращивают:

1) бактерии,

2) водоросли,

3) вирусы,

4) плесневые грибы.

А25. Грибы и растения сближает:

1) автотрофный способ питания,

2) гетеротрофный способ питания,

3) наличие органов и тканей,

4) наличие клеточной стенки и размножение спорами.

Задания с выбором нескольких правильных ответов.

В1. По каким признакам грибы можно отличить от животных?

А) питаются готовыми органическими веществами,

Б) имеют клеточное строение,

В) растут в течение всей жизни,

Г) имеют тело, состоящее из гифов,

Д) всасывают питательные вещества поверхностью тела,

Е) имеют ограниченный рост.

В2. Грибы, как и растения:

А) растут в течение всей жизни,

Б) имеют ограниченный рост,

В) всасывают питательные вещества поверхностью тела,

Г) питаются готовыми органическими веществами,

Е) имеют клеточное строение.

Задания на установление соответствия.

В3. Установите соответствие между группами грибов по способу питания и их примерами.

ГРУППЫ ГРИБОВ ПРИМЕРЫ ГРИБОВ

А) сапротрофы, 1. мухомор,

3. фитофтора,

4. головня,

5. дрожжи,

6. спорынья.

В4. Установите соответствие между группами грибов по строению плодового тела и их примерами.

ГРУППЫ ГРИБОВ ПРИМЕРЫ ГРИБОВ

А) Трубчатые грибы, 1. белый гриб,

Б) Пластинчатые грибы. 2. волнушка,

3. подосиновик,

4. подберёзовик,

5. шампиньон,

6. сыроежка.

В5. Установите соответствие между признаками организмов и группой, для которой он характерен.

ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ

А) Грибы, 1. выделяют в особое царство,

Б) лишайники. 2. тело представляет собой слоевище,

3. имеют плодовое тело,

4. по способу питания - авто-гетеротрофы,

5. вступают в симбиоз с корнями растений,

6. представляют симбиоз грибов и водорослей.

Задания на установление правильной последовательности.

В6. Установите последовательность фаз развития шляпочного гриба, начиная с попадания спор в почву.

А) Прорастание спор и образование грибницы,

Б) созревание плодового тела и образование спор,

В) образование плодового тела,

Г) распространение спор.

Задания со свободным ответом (С1-2 - краткий, С4-5 - развёрнутый)

С1. Какое основное правило необходимо соблюдать при сборе грибов для сохранения их численности?

С2. Почему в лесопосадках почву заселяют микоризными грибами?

С3. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

С4. Почему грибы выделяют в особое царство органического мира?

Грибы Ответы к заданиям части А

Ответы к заданиям части В

Ответы к заданиям части С

С1. Нельзя повреждать грибницу, так как на разрушенной грибнице не вырастут новые плодовые тела.

С3. Элементы ответа:

Ошибки допущены в предложениях:

  1. 2 - среди грибов есть и одноклеточные, например, дрожжи;
  2. 3 - среди грибов отсутствуют автотрофы (так как их клетки не имеют хлорофилла);
  3. 4 - клеточные стенки грибов состоят из хитина, а не из целлюлозы.

С4. Элементы ответа:

  1. грибы нельзя отнести к растениям, так как в их клетках нет хлорофилла и хлоропластов;
  2. грибы нельзя отнести к животным, так как они всасывают питательные вещества всей поверхностью тела, а не заглатывают в виде пищевых комочков;
  3. грибы, в отличие от животных, растут в течение всей жизни;
  4. тело грибов состоит из тонких ветвящихся нитей - гифов, образующих мицелий, или грибницу;
  5. клетки мицелия запасают углеводы в виде гликогена.

С5. Элементы ответа:

  1. их клетки не имеют хлоропластов и не содержат хлорофилла;
  2. они гетеротрофны, не способны к фотосинтезу;
  3. они имеют клеточную стенку из хитина.

Тест содержит ряд заданий, направленных на проверку знаний о Царстве Грибов. Первое задание - это работа с рисунком. Второе задание - вопросы с одним верным ответом. третье задание -работа с пищвыми цепочками. Четвёртое задание - выбрать верные утверждения.

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме "Общая характеристика Царства Грибов"»

Задание 1 Рассмотрите рисунок и подпишите части гриба (работа выполняется в тетради )

Задание 2 Выбери один правильный ответ в каждом вопросе теста

1. Грибы схожи с растениями, так как

а)способны к фотосинтезу; б)способны неограниченно расти;

в) потребляют готовое неорганическое вещество; г)содержат целлюлозу.

2. Грибы схожи с животными, так как

а)неподвижны; б)поглощают пищу путём всасывания;

в)являются гетеротрофами; г)содержат хитин.

3. К трубчатым грибам относится

а)волнушка; б)опёнок; в)рыжик; г)подосиновик.

4. К пластинчатым грибам относится

а)белый; б)сыроежка; в)маслёнок; г)подберёзовик

5. Какие из перечисленных грибов являются несъедобными?

а)трутовик; б)строчёк в)сморчок г)вешенка.

6. Вегетативное тело грибы образует

а)микоризу; б)шляпку; в)мицелий; г)ножку

7. Симбиоз грибницы и корней растений называется

а)микориза; б)мицелий; в)плодовое тело; г)грибница.

8. Фитофтора относится к классу

а)несовершенные грибы; б)оомицеты; в)базидиомицеты; г)сумчатые грибы.

9. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что они

10. Грибы размножаются

а)спорами; б)семенами; в)частью корня; г)частью стебля.

11. К ядовитым грибам относится

а)опёнок осенний; б)сыроежка; в)бледная поганка; г)трутовик.

а)образуют на свету органические вещества; б)поселяются на продуктах питания;

в) поселяются на других живых организмах; г) питаются готовыми минеральными веществами.

13. У грибов в отличие от бактерий в клетках есть

а)оформленное ядро; б)цитоплазма; в)пластиды; г) нет клеточной оболочки.

14. Грибы питаются

а)кислородом; б)углекислым газом; в)готовыми органическими веществами; г)минеральными солями.

15. Гриб при помощи грибницы получает от дерева

а)минеральные соли; б)кислород; в)органические вещества; г)воду.

16. Гриб снабжает дерево

а) кислородом; б)водой и минеральными солями; в)органическими веществами; г)крахмалом.

17. К плесневым грибам относится

а) мукор; б)лисичка; в)дрожжи; г)головня

18. К шляпочным грибам относят

а) дрожжи; б)сыроежку; в)головню; г)мукор.

19. Для получения лекарства разводят гриб

а)головню; б)дрожжи; в)мукор; г)пеницилл.

20. Дрожжи размножаются

а) яйцеклетками; б) зооспорами; в)почкованием; г)сперматозоидами.

Задание 3 Составьте разветвлённую цепь питания по схеме.


Тренировочные тесты по теме «Грибы»

1. В чем сходство грибов и растений?

1)они создают органические вещества из неорганических

2)они не могут активно передвигаться

3)их клетки имеют хитиновую оболочку

4)они имеют хорошо развитую корневую систему

2. Какую функцию выполняет грибница, расположенная в почве?

1) поглощает воду, минеральные соли и органические вещества

2) образует споры, участвующие в размножении

3) участвует в образовании половых клеток

4) формирует корневые волоски

3. Грибы с помощью гифов, проникающих в клетки корней деревьев, получают от растения

1)воду 2)витамины 3)органические вещества 4)минеральные соли

4. Грибы, как и животные,

1)всасывают минеральные вещества с помощью гиф

2)питаются готовыми органическими веществами

3)ведут неподвижный образ жизни и расселяются при помощи спор

4)растут в течение всей жизни

5. Какие организмы вступают в симбиоз с деревьями и обеспечивают их водой и минеральными веществами?

1)шляпочные грибы 2)плесневые грибы 3)дрожжи 4)бактерии

6. Хлоропласты не содержатся в клетках

1)тополя белого 2)белого гриба

3)сфагнума (белого мха) 4)листьев свеклы

7. К какому царству относят организм, тело которого

представляет собой мицелий, состоящий из гиф?

1)растений 2)бактерий 3)грибов 4)лишайников

8. Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба?

1)разных по строению и функциям клеток 3)различных тканей

2)плотно переплетенных гиф 4)специфических органов

9. Главная функция плодовых тел шляпочных грибов —

1)обеспечение клеток гриба минеральными веществами

2)снабжение гриба органическими веществами

3)вегетативное размножение частями шляпки

4)образование спор для размножения

10. Белый гриб в биогеоценозе леса

1)разрушает органические вещества до минеральных

2)вступает в симбиоз с корнями деревьев

3)обогащает почву перегноем

4)служит индикатором загрязнения окружающей среды

11. Расщепление мертвых органических остатков до минеральных в биогеоценозе осуществляют

1)плесневые грибы 2)клубеньковые бактерии

3)грибы-трутовики 4) белые грибы

12. Микориза представляет собой

1)гифы гриба, на которых развивается плодовое тело

3)заболевание растений, вызываемое грибами

4)гифы гриба, сросшиеся с корнями растения

13. В чём состоит отличие грибов от растений?

1)наличие ядра 2)одноклеточные и многоклеточные организмы

3)поглощают воду из субстрата 4)отсутствие хлорофилла

14. Какой способ размножения характерен для дрожжей?

1)половой процесс 2)вегетативное 3)почкование 4)конъюгация

15. Возбудитель стригущего лишая относится к

1)вирусам 2)бактериям 3)грибам 4)лишайникам

16. Какой организм НЕ является многоклеточным?

1)дрожжи 2)шампиньон 3)трутовик 4)пеницилл

17. Какой гриб живет в симбиозе с корнями дерева?

1)спорынья 2)березовая чага 3)подберёзовик 4)дождевик

18. Почему белые грибы часто можно найти в дубовом лесу?

1)В дубовом лесу много света.

2)Белые грибы с корнями дубов образуют микоризу.

3)У белых грибов в дубовом лесу нет конкурентов.

4)В дубовом лесу отсутствуют животные, которые питаются белыми грибами.

19. Одним из признаков, по которым грибы выделяют в самостоятельное царство, является то, что они

1)обитают в почве 2)неподвижные гетеротрофы

3)способны к фотосинтезу 4)состоят из клеток, не имеющих ядер

20. Какой газ поглощают грбы в процессе дыхания?

1) озон 2) азот 3) кислород 4) углекислый газ

21. Для производства лекарственных препаратов выращивают гриб

1) мукор 2) пеницилл 3) фитофтору 4) шампиньон

22. Подавляющее большинство грибов по способу питания:

23. Плодовые тела каких грибов имеют пенек и шляпку:

1)строчок 2)трюфель 3)дождевик 4)подберезовик

24. Дрожжи относятся к:

1)водорослям 2)грибам 3)лишайникам 4)бактериям

25. Клеточная стенка грибов состоит из:

1)хитина 2) гликогена 3)белка 4) целлюлозы

26. Микроорганизмы, изображенные на рисунке — это:

1)дрожжи 2)хламидомонада

3)кишечная палочка 4)сфагнум

27. К шляпочным грибам относится:

1) бледная поганка 2)пеницилл 3)мукор 4)дрожжи

28. Микоризу образует:

1)мукор; 2)шампиньон; 3)подберезовик; 4) спорынья.

29. Плодовое тело — это часть:

1)подберезовика 2)дрожжей 3)мукора 4)пеницилла

30. К трубчатым грибам относится:

1)бледная поганка 2)дождевик 3)подберезовик 4)мухомор

31. Что изображено на рисунке:

1)одноклеточная водоросль хлорелла 3)пеницилл

2)плесневый гриб мукор 4) хламидомонада

32. Способностью к фотосинтезу обладают:

1)бактерии-сапротрофы 2)вирусы 3)растения 4)грибы

33. Грибница гриба состоит из:

1)органов и тканей 3)множества отдельных клеток

2)одной ткани 4)множества переплетающихся нитей (гиф).

34. Заболевание растений, которое изображено на рисунке, называется:

1)головня 2)спорынья 3)мучнистая роса 4) ржавчина

35. Многие шляпочные грибы живут только во взаимосвязи с деревьями, поэтому их относят к

1)хемотрофам 2)фототрофам 3)автотрофам 4)симбионтам

36. Грибы являются:

1)отдельной группой растений; 2)симбиозом растений и бактерий;

3)особой группой животных; 4)особой группой живых существ

37. Для сохранения многообразия грибов при их сборе нельзя повреждать грибницу, так как она

1)улучшает плодородие почвы

2)служит местом образования спор

3)защищает почву от размывания водой

4)поглощает из почвы воду и минеральные вещества

38. О принадлежности грибов к гетеротрофным организмам свидетельствует

1)отсутствие в клетках пластид

2)отсутствие в клетках хромосом

3)наличие в клетках ядра и цитоплазмы

4)наличие в клетках плазматической мембраны

39. Споры грибов, как и споры растений, — это

1)клетки, служащие для размножения и расселения

2)удлиненные клетки, выполняющие функцию питания

3)клетки, из которых образуются сложные переплетения

4)множество вытянутых клеток, выполняющих функцию

газообмена с окружающей средой

40. Консервированные грибы сохраняются дольше, чем свежие, так как

1)в них мало питательных веществ: белков, жиров, углеводов

2)они находятся в банке, закрытой крышкой

3)отсутствуют условия, необходимые для жизни гнилостных бактерий

4)они перед консервированием были чисто вымыты

1)обрабатывать перед посевом стимуляторами роста

2)не выращивать растения на участках, расположенных рядом с лесом

3)обрабатывать семена перед посевом ядохимикатами

4)убирать урожай в короткие сроки

42. Какой процесс жизнедеятельности дрожжей лежит в основе их использования для приготовления теста?

1)выделение кислорода

2)быстрое размножение

3)образование органических веществ из неорганических

4)выделение углекислого газа в процессе брожения

43. О более высокой организации грибов по сравнению с бактериями свидетельствует

1)наличие в их клетках ядра, преобладание многоклеточных организмов

2)наличие в их клетках оболочки, цитоплазмы, рибосом

3)способность грибов вступать в симбиоз с растениями

4)участие в круговороте веществ в природе в качестве разрушителей органических веществ

Три ответа из шести

В 1. В чем сходство грибов и растений?

A)составляют группу гетеротрофных организмов

Б) составляют группу ядерных организмов

B)выполняют роль разрушителей органических веществ в экосистеме

Г) имеют клеточное строение

Д) имеют сходный процесс обмена веществ

Е) размножаются бесполым и половым путем

В 2. Чем отличаются грибы от бактерий?

A)составляют группу ядерных организмов (эукариот)

Б) относятся к гетеротрофным организмам

B)размножаются спорами

Г) одноклеточные и многоклеточные организмы

Д) при дыхании используют кислород воздуха

Е) участвуют в круговороте веществ в экосистеме

В 3. Грибы неправильно относить к растениям, так как они

A)питаются готовыми органическими веществами

Б) растут в течение всей жизни

Г) выполняют роль разрушителей органических веществ в экосистеме

Д) составляют группу ядерных организмов (эукариот)

Е) дышат кислородом воздуха

В 4. Чем грибы отличаются от растений?

A)неподвижны и растут в течение всей жизни

Б) питаются готовыми органическими веществами

B)ядерные организмы (эукариоты)

Г) не имеют хлоропластов и не способны к фотосинтезу

Д) синтезируют хитин в клетках

Е) всасывают питательные вещества всей поверхностью тела

В 5. Функция грибов в круговороте веществ состоит в том, что они:

1)разлагают органические вещества

2)синтезируют органические вещества из неорганических

3)в составе трофических цепей являются консументами

4)в составе трофических цепей являются редуцентами

5)потребляют кислород и выделяют углекислый газ

6)потребляют углекислый газ и выделяют кислород

Установите соответствие

В 6. Установите соответствие между характеристикой гриба
и группой, к которой ее относят.

Характеристика грибов Группы грибов

1) образуют плодовые тела А) шляпочные

2) состоят из мицелия и ножки Б) плесневые
с головкой или кисточкой

3) часто вырастают на пищевых продуктах, вызывая их порчу

4) применяют для получения лекарств

5) вступают в симбиоз (сожи-тельство) с корнями растений

6) многие человек использует в пищу

В 7. Установите соответствие между характеристикой гриба и группой, к которой его относят.

Характеристики грибов Группы грибов

1) многоклеточные А) шляпочные

2) одноклеточные Б) дрожжи

3) размножаются почкованием

4) размножаются частями мицелия

5) образуют плодовые тела

6) используются при выпечке хлеба

В 8. Установите соответствие между примером гриба и груп-пой организмов, различающихся по способу питания.
Примеры грибов Группы организмов

2) пеницилл Б) сапротрофы

3) фитофтора

5) головня

В 9. Установите соответствие между функцией и частью гри-ба, которая выполняет эту функцию.

Функции гриба

1) поглощает воду и минеральные вещества

2) накапливает в клетках органи-ческие вещества

3) образует споры

4) осуществляет вегетативное раз-множение

5) вступает в симбиоз с корнями деревьев

В 10. Установите соответствие между признаком организма и его принадлежностью к царству.

ПРИЗНАК ОРГАНИЗМА

A)по способу питания — автотрофы и гетеротрофы

Б) по способу питания — только гетеротрофы

B)клетка имеет оформленное ядро

Г) тело образовано гифами

Д) ядерное вещество расположено в цитоплазме

В 11. Установите соответствие между признаком и царством живых организмов:

А) синтез органических веществ из неорганических

Б) разделение тела на корень, стебель и листья

В) гетеротрофный тип питания

Г) наличие тканей

Д) тело состоит из переплетающихся нитей

Е) наличие хитина в клеточной стенке

В 12. Установите соответствие между признаком и царством живых организмов:

А) всасывание пищи всей поверхностью тела

Б)отсутствие настоящих тканей

В)способность существовать в симбиозе с растительными

организмами

Г)активное захватывание пищи

Д)отсутствие жесткой клеточной стенки

Е)размножение спорами

В 13. У многих видов покрытосеменных растений молодые

корни срастаются с гифами грибов и образуют________. Такие взаимоотношения организмов называют____________.

Перечень терминов:

1— конкуренцией

2— симбиозом

3— клубеньки

С 1.1. Какой вред березе приносит гриб-трутовик?

С 1.2. Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?

С 1.3. Какое основное правило необходимо соблюдать при сборе грибов для сохранения их численности?

С 1.5. Почему грибы выделяют в особое царство органического мира?

С 1.6. Каковы особенности строения и жизнедеятельности грибов?

С 1.7. Что представляют собой споры растений и грибов?

С 2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними.

2. Все грибы - многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница.

4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы.

5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.

Прочитайте текст и выполните задания

МИКОРИЗА

Микориза — это симбиоз гриба с корнями древесных растений. Установлено, что без микоризы деревья хуже развиваются, отстают в росте, ослаблены, чаще подвержены заболеваниям.

Мицелий гриба, который можно сравнить с корневыми волосками корней растений, образует чехол вокруг корня или же проникает в ткани растения-хозяина.

Микориза встречается, главным образом, у ели, сосны, березы, осины, дуба и других деревьев. В этом случае плодовые тела грибов можно увидеть вблизи деревьев. При этом гетеротрофный гриб получает от дерева углеводы и витамины и, в свою очередь, расщепляет до аминокислот белки почвенного гумуса; часть аминокислот при этом поглощается и используется деревом. За счет мицелия гриба увеличивается площадь всасывания воды и минеральных веществ.

С З Прочитайте текст «Микориза». Заполните в таблице «Симбиоз гриба и растения» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

СИМБИОЗ ГРИБА И РАСТЕНИЯ

С 4 Используя текст «Микориза» и знания о почвенном питании растений, сравните гифы гриба и корневые волоски растения. Что у них общего и чем они различаются?

С 5 По материалам текста «Микориза» выскажите предположение, зачем при искусственных посадках древесных пород в питомниках, при лесовозобновлении после вырубок в почву вносят кусочки грибницы или отдельные гифы микоризных грибов? Чем питание грибов отличается от питания растений?

Вариант 1

А1.Биологи объединяют все грибы в систематическую группу

1)род 2)отдел 3)царство 4)семейство

А2.По типу питания грибы являются организмами

1)гетеротрофными 2)автотрофными

3)фотосинтезирующими 4)хемосинтезирующими

А3.Вегетативное тело грибов образовано

1)корнями 2)побегом 3)мицелием 4)системой органов

А4.Грибы размножаются бесполым способом с помощью

1)гамет 2)семян 3)спор 4)спермиев

А5.Взаимовыгодные отношения между растением и грибом-это пример

А6.Плесневый гриб, весь мицелий которого состоит из одной клетки, - это

1)гриб мукор 2)белый гриб 3)дрожжи 4)пеницилл

А7.Сморчки и строчки близки по систематическому положению к грибам

1)шляпочным 2)пенициллу 3)дрожжам 4)мукору

А8.В плодовом теле шляпочного гриба

1)созревают споры 2)сливаются гаметы

3)созревают семена 4)закладываются почки

А9.В круговороте веществ в природе грибы играют роль

1)производителя органических веществ

2)фотосинтезирующего организма

3)растительноядного организма

4)разрушителя органических веществ

А.В клетках грибов запасается питательное вещество гликоген.

Б.Грибница шляпочных грибов имеет клеточное строение.

Б.Плодовое тело шляпочного гриба образовано гифами.

1)верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждения 4)неверны оба суждения

В состав клетки грибов входит

1)наружная мембрана 3)неоформленное ядро 4)цитоплазма

2)хлоропласт 5)клеточная стенка 6)жгутик

1)фитофтора 4)трутовик 3)спорынья 6)подосиновик

2)мукор 5)дрожжи

А.Образуют органические вещества на свету 1.Грибы

Б.Запасают питательное вещество- гликоген 2.Растения

В.Запасают вещество-крахмал

Г.Питаются, поглощая готовые питательные вещества

Б6. Установите соответствие между видами шляпочных грибов и систематическими группами, к которым их относят.

ВИДЫ ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБОВ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

А.Трутовик 1.Сумчатые грибы

Б.Сморчок 2.Шляпочные грибы

В.Дрожжи

Г.Бледная поганка

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

В1. Задание на работу с рисунком 1.

Рис.1

1)шляпочный гриб на почве 3)почвенные бактерии

2)дрожжи в тесте 4)мукор на хлебе

Вариант 2

А1.Изучением грибов занимается наука

1)зоология 2)микология 3)ботаника 4)анатомия

А2.В клетках грибов отсутствует

1)ядро 2)цитоплазма 3)хлоропласт 4)наружная мембрана

А3.Плодовое тело грибов образуют

1)гифы 2)корни 3)плод с семенами 4)стебель с почками

А4.Дрожжевые грибы размножаются путем

1)половым 2)почкованием 3)слиянием ядер 4)оплодотворения

А5.Нити грибницы и корни растения вместе образуют

1)плодовое тело гриба 2)спороносную ткань растения

3)микоризу 4)споры гриба

А6.Плесень или белый налет на хлебе образует

1)шляпочный гриб 2)гриб мукор 3)дрожжи 4)бактерии

А7.Тело пекарских дрожжей состоит из

1)шляпки и ножки 2)тканей 3)одной клетки 4)почвенной грибницы

А8.Гриб спорынья, обитающий на злаках, питается

1)в процессе фотосинтеза 2)как симбиотический организм

А9.Гриб сыроежка является близкородственным организмом

1)пенициллу 2)мухомору 3)дрожжам 4)мукору

Б1.Верны ли следующие утверждения?

А.В соста клеточной оболочки грибов входит углевод хитин.

Б.Заболевание стригущий лишай вызывают хемосинтезирующие бактерии.

1)верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждения 4)неверны оба суждения

Б2.Верны ли следующие утверждения?

А.Гифы трутовика произрастают в древесине деревьев.

Б.Фитофтора представляет собой гриб, осуществляющий процесс фотосинтеза.

1)верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждения 4)неверны оба суждения

Б3.Выберите три верных утверждения.

Представители царства грибов размножаются

1)спорами 2)семенами 3)частями мицелия 4)корнями 5)гаметами 6)почкованием

Б4. Выберите три верных утверждения.

В состав шляпочного гриба входит

1)почвенная грибница 2)корни растения 3)шляпка плодового тела 4)корневище

5)ножка плодового тела 6)побег

Б5.Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности организмов и их принадлежностью к царству живой природы.

ОСОБЕННОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

А.Питаются путем заглатывания пищевых частиц 1.Грибы

Б.Неограниченный рост у большинства организмов 2.Животные

В.Активное передвижение

Г.Питаются путем всасывания веществ

Д.Неподвижны, ведут прикрепленный образ жизни

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

Б6. Установите соответствие между видами шляпочных грибов и группами, к которым их относят.

ВИДЫ ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБОВ ГРУППЫ

А.Подберезовик 1.Трубчатые

Б.Сыроежка 2.Пластинчатые

В.Белый гриб

Г.Мухомор

Д.Подосиновик

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

В1. Задание на работу с рисунком 2.

Рис.2

А.Какой организм изображен на рисунке?

1)шляпочный гриб 2)дрожжи 3)пеницилл 4)сморчок

Б.Названный организм питается

2)расщепляя органические вещества 4)как симбионт

В.Роль изображенного организма в хозяйственной деятельности людей заключается в том, что он

3)съедобный 4)ядовитый

Данный материал можно использовать для проведения урока по теме: "Грибы"

За неделю до урока учащимся было дано задание вырастить дома на любом питательном субстрате плесневый гриб. Прекрасно достигаются несколько задач: дети самостоятельно формируют материал для лабораторной работы, они вовлечены в процесс подготовки к уроку, легкость, с которой споры попадают на субстрат, помогает наглядно доказать, сколь они малы по размеру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

На уроке использовала ПК и проектор. Используя мультимедиа проектор показывала презентацию, которая позволила учащимся вспомнить ранее изученный материал, получить новую информацию по изучаемой теме. В качестве закрепления и самостоятельной работы учащиеся выполняют определенные задания с последующей проверкой. Использование видеофрагментов из документального кинофильма "Плесень" позволило наглядно, в увеличенном виде показать микроскопические грибы.

За неделю до урока, учащимся было дано задание вырастить дома самостоятельно плесень на любом субстрате и принести в класс. Легкость, с которой споры оказываются на субстрате, наглядно доказывает насколько малы споры.

Аннотация: пятый урок (из шести) в теме "Бактерии и грибы". Для достижения поставленных целей и задач использовала индивидуальный ответ у доски с применением наглядных пособий; фронтальную беседу с классом; рассказ с элементами беседы; демонстрацию натуральных объектов: гриб мукор на хлебе, гриб трутовик, дрожжи сухие, сырые, распущенные в воде с добавлением сахара; выполнение тестового задания; самостоятельная работа учащихся с учебником, заполнение таблицы "Роль грибов в природе и жизни человека". Так как изучаемые объекты микроскопически малы, презентация и видеофрагменты фильма "Плесень" помогают наглядно показать их в увеличенном виде, узнать много интересного о "проклятье фараонов", изготовлении сыра "рокфор", открытии пенициллина в России.

Цель урока: продолжать знакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их различными представителями.

Задачи:

Оборудование: муляжи плодовых тел шляпочных грибов, таблицы: "Строение шляпочного гриба", "Грибы съедобные и несъедобные", "Плесневые грибы и Дрожжи", "Головневые грибы" и т. д., натуральные объекты - плодовые тела трутовиков, колонии плесневых грибов на различных субстратах, дрожжи, изображения грибов, готовый микропрепарат "Плесневый гриб мукор", компьютер, мультимедийный проектор, экран, указка.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Ответьте на вопросы:

  1. Почему грибы принято выделять в отдельное царство?
  2. Какие признаки грибов характерны и для представителей царства растении?
  3. Какие признаки грибов характерны и для представителей царства животных?
  4. Какой тип питания характерен для грибов?
  5. Какие способы добывания пищи встречаются у грибов?
  6. Какие способы размножения встречаются у представителей царства грибов?
  7. Какие грибы называют шляпочными? Расскажите о строении шляпочного гриба. Что такое мицелий? СЛАЙД 1.
  8. Какова функция плодового тела грибов?
  9. В чем состоит основное отличие трубчатых грибов от пластинчатых? СЛАЙД 2. Какие грибы относятся к трубчатым, а какие - к пластинчатым? (на примере муляжей).
  10. Какие грибы относятся к съедобным, а какие к ядовитым? СЛАЙД 3.
  11. Что такое микориза? СЛАЙД 4.

II. Изучение нового материала.

Плесневые грибы, среда их обитания. Отличия плесневых грибов от шляпочных. Роль плесневых грибов в природе. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация плесневых грибов на субстратах, таблицы, кинофильма "Плесневые грибы".

Учитель. Вы уже знаете, что среди грибов встречаются и такие, которые не образуют плодовых тел. Попробуйте привести примеры таких грибов.

(Дети отвечают.) Плесневые грибы, дрожжи.

Учитель. Многие из этих грибов живут рядом с нами, в наших домах и квартирах. Часто мы их даже не замечаем, пока они не проявят себя слишком уж явно. Как вы думаете, о каких грибах идет речь?

(Дети отвечают.) Речь идет о плесневых грибах.

Учитель. А какие грибы человек использует в хлебопечении?

(Дети отвечают.) При печении хлеба человек использует дрожжи.

СЛАЙД 5.

1) Учитель. Обратите внимание, какие разные грибы. Давайте более подробно с ними познакомимся. (Демонстрация видеофрагмента) . Когда говорят о черной плесени, имеют в виду гриб Аспергилл черный (Aspergillus niger). СЛАЙД 6. Грибы рода аспергилл развиваются как на почве, так и на различных продуктах растительного происхождения. Колонии грибов в виде плесени могут быть белыми, голубоватыми, зеленоватыми или других оттенков. Споры грибов рассеяны в воздухе, поэтому если оставить на несколько дней хлеб, варенье, другие пищевые остатки, на них вскоре образуется плесень. Аспергиллы развиваются на мокрой выделанной коже, гниющих растительных остатках, влажных обоях.

Аспергилл черный находит широкое применение в паромышленности (используют для изготовления красок, чернил), однако в ряде тропических стран этот гриб вызывает болезнь ростков арахиса, сорго, хлопчатника, винограда.

Для человека этот гриб опасен. Наверное, все вы слышали о "Проклятье Фараонов"? Многие из тех, кто вскрывал гробницы фараонов, погибали. Это приписывали проклятью фараонов. На самом деле оказалось, что на стенах гробниц, на предметах, на мумии фараонов был жив (тысячи лет!) гриб Aspergillus niger. (Видеофрагмент).

2) СЛАЙД 7 . Гриб мукор наиболее часто можно обнаружить на старом хлебе, особенно если он некоторое время находился во влажном теплом месте (например, в полиэтиленовом пакете). Если проследить за развитием этого гриба, можно заметить, что на хлебе сначала появляется пушистый белый налет. Как вы думаете, что это такое? (Дети отвечают.) Это начал расти плесневый гриб.

Грибница гриба мукор состоит фактически из одной сильно разросшейся и разветвленной клетки с большим количеством ядер в цитоплазме. Нити мицелия тонкие, бесцветные, поэтому и молодая плесень имеет вид белого пушка.

СЛАЙД 8. Но некоторые гифы растут вертикально вверх. На их концах возникают шарообразные расширения. В этих шариках созревают споры гриба. После того как споры созреют, спорангий разрывается, и споры высыпаются. Споры очень мелкие, невидимые простым глазом, их можно разглядеть только в достаточно мощный микроскоп. Кроме того, споры крайне легкие. Как вы думаете, как распространяются эти споры?

(Дети отвечают.) Они разносятся ветром.

Попав в благоприятные условия (тепло и определенная влажность), споры прорастают, в результате чего образуется новый мицелий.

Как вы считаете, какой из способов добывания пищи характерен для гриба мукор? Это гриб-сапрофит. Он питается готовыми органическими веществами неживых растений. Но этот гриб поселяется не только на хлебе. Он встречается и на других продуктах питания, например, на фруктах и овощах, варенье и т. д.

Некоторые виды мукора могут вызывать заболевания человека и животных. А мукор китайский издавна использовался в качестве закваски при приготовлении соевого сыра и некоторых других блюд. (Демонстрация натурального мукора на хлебе).

Но некоторые плесневые грибы приносят пользу, их называют благородной плесенью. (Видеофрагмент) .

3) СЛАЙД 9. В наших домах достаточно часто можно обнаружить еще один гриб. Это гриб пеницилл . Этот гриб может обитать на продуктах питания и на почве. В отличие от мукора мицелий пеницилла состоит не из одной клетки, а разделен перегородками на отдельные клетки. Клетки пеницилла одноядерные. Отдельные гифы, как и у мукора, поднимаются вертикально вверх, образуя на концах особые разветвления в виде кисточек. Эти разветвления заканчиваются цепочками спор, которые по мере созревания отделяются и разносятся током воздуха. Некоторые виды этого гриба специально разводят в лабораториях для медицинских целей. Дело в том, что в клетках некоторых видов пеницилла содержатся вещества, убивающие или подавляющие жизнедеятельность некоторых болезнетворных бактерий.

Из этого гриба изготовляют лекарство пенициллин. СЛАЙД 10. Чаще всего это лекарство используют при возникновении различных инфекций, возникающих в открытых ранах. Кроме того, пеницилл широко используется при легочных заболеваниях, менингите. Пенициллин является антибиотиком, то есть веществом, угнетающе действующим на болезнетворные бактерии и некоторые вирусы. Пенициллин был открыт в 1929 году английским бактериологом Александром Флемингом.

Работу над пенициллином продолжили Говард Флори и Эрнст Чейн. А. Флеминг, Г. Флори и Э. Чейн в 1945 году были удостоены Нобелевской премии.

В нашей стране тоже шли работы по изготовлению пенициллина. (Видеофрагмент).

Дрожжи, их строение, питание, размножение. Использование дрожжей в пищевой промышленности. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация дрожжей сырых, сухих, распущенных в воде с добавлением сахара).

СЛАЙД 11. Кроме того, к грибам относятся и дрожжи . Это одноклеточные организмы, обладающие всеми основными свойствами грибов. Тем не менее, дрожжи не образуют мицелия. Дрожжей известно около 500 видов. Представьте себе, что продающиеся в магазинах пачки дрожжей являются живыми организмами, спрессованными в виде брикета и замороженными. Если небольшое количество дрожжей из пачки развести в воде и посмотреть под микроскопом, можно увидеть множество овальной или продолговатой формы клеток. Это клетки дрожжей. Внутри клеток находятся вакуоли жировые капли. Отдельные клетки дрожжей часто бывают соединены в ветвящиеся цепочки причудливой формы.

СЛАЙД 12. Дрожжи размножаются в результате почкования. Сначала на материнской клетке появляется бугорок, который постоянно увеличивается в размерах. Затем делится ядро материнской клетки. Часть ядра остается в материнской клетке, а часть отправляется в отпочковывающуюся дочернюю клетку. Новая молодая клетка может совсем отделиться от материнской или остаться радом с ней. Постепенно молодые клетки растут и образуют новые, дочерние клетки. В результате может возникнуть достаточно длинная разветвленная цепочка, состоящая из отдельных клеток дрожжей.

Когда же дрожжи начинают размножаться?

Если в воду с дрожжами добавить немного сахара и капельку соли, клетки дрожжей начнут активно расти, размножаться. Дрожжи растут очень быстро, что обусловливается очень высокой скоростью обмена веществ. При этом сильно изменяется химический состав окружающей среды. Дрожжи питаются сахаром, разлагая его на спирт и углекислый газ. В результате этого химического процесса высвобождается энергия, которую грибы используют для обеспечения своей жизнедеятельности. Эти особенности дрожжей издавна использовались человеком в виноделии (дрожжи вызывают спиртовое брожение), а также в хлебопечении СЛАЙД 13 (углекислый газ, выделяемый дрожжами, образует в тесте пузырьки, в результате чего тесто становится мягким и воздушным). (Демонстрация натурального объекта: дрожжи, распущенные в сладкой воде).

Какой способ питания был характерен для описанных нами ранее грибов?

(Дети отвечают.) И плесневые грибы, и дрожжи являются сапротрофами.

Что это значит?

(Дети отвечают.) Это значит, что эти грибы питаются останками живых организмов или их выделениями.

Как вы думаете, как люди борются с этим грибом на сельскохозяйственных растениях? Для того, чтобы гриб не развивался на сельскохозяйственных растениях, необходимо уничтожить его споры, прилипшие к посевному зерну. Это делают с помощью центрифугирования, а так же некоторые зерна протравливают химическими веществами, например, раствором формалина.

3) Злаки, в том числе и культивируемые человеком, поражает и гриб, называемый хлебной ржавчиной. СЛАЙД 16. Название свое гриб получил благодаря тому, что поражает преимущественно хлебные злаки. Цикл развития этого гриба очень сложен. Этот гриб сначала развивается на других растениях (часто на барбарисе), а в начале - середине лета на различных злаках, преимущественно на пшенице. За одно лето гриб образует несколько поколений спор. Споры окрашены в ржаво-коричневый цвет, за что гриб и получил свое название. Иногда спор образуется так много, что они, разлетаясь при помощи ветра, ложатся слоем красноватой пыли на различные предметы. Хлебная ржавчина поражает листья и стебли растений. Но какой же вред от этого человеку? (Дети делают свои предположения.) На зараженных этим грибом растениях колосья могут вообще не образовываться или они оказываются мелкими и зерно не созревает. Споры этого гриба могут переноситься ветром на сотни и даже тысячи километров, что сильно затрудняет борьбу с ним.

Какие пути решения этой проблемы вы могли бы предложить? (Дети делают свои предположения.) Агрономы научились выводить сорта злаков, устойчивых к заражению этим грибом.

(Дети отвечают.) Эти грибы чаще всего можно обнаружить в лесу на стволах деревьев.

Как вы думаете, какая часть гриба нам обычно видна?

(Дети отвечают.) Обычно на поверхности дерева находится плодовое тело гриба.

- Какова его функция?

(Дети отвечают.) В нем образуются споры гриба.

А где же находится мицелий гриба (грибница)?

(Дети отвечают.) Мицелий гриба находится внутри ствола дерева. Гифы гриба разрушают древесину дерева, нанося ему большой вред. Древесина зараженного грибом дерева постепенно становится трухлявой, в этих деревьях часто образуются дупла и деревья ломаются. Появление этих грибов может сильно сократить срок жизни дерева.

Но как же дерево может заразиться этим грибом?

(Дети отвечают.) Споры этих грибов распространяются ветром. Они оседают на различных предметах в лесу: на почве, траве, стволах деревьев. Если на стволе дерева имеется ранка или повреждение, споры проникают под кору, прорастают и образуют мицелий. Мицелий постепенно разрастается и через некоторое время образуются плодовые тела грибов.

Плодовые тела трутовиков многолетние. Они нарастают каждый год, образуя концентрические наплывы. Что можно сказать о грибе по количеству этих наплывов? (Дети отвечают.) По количеству наплывов можно судить о возрасте плодового тела гриба.

На клубнике и землянике - серая гниль. СЛАЙД 21 . На яблоках часто поселяется плодовая гниль. СЛАЙД 22. Гриб, называемый мучнистой росой , СЛАЙД 23 часто поражает листья, молодые побеги и плоды крыжовника, а также и других растений, таких как картофель, смородина, помидоры.

III. Закрепление знаний и умений (Выполнение тестового задания).

1. Грибница мукора - это:

А) многоклеточные образования;

Б) одна многоядерная клетка;

В) одна одноядерная клетка;

Г) неклеточное образование.

2. Пушистый белый налет мукора через некоторое время становится черным, потому что:

А) его нити погибают и загнивают;

Б) с возрастом в нитях образуются вещества черного цвета;

В) в его головках образуются споры.

3. Гриб-кистевик, из которого вырабатывают лекарство:

А) пеницилл;

Б) трутовик;

В) головня;

Г) фитофтора.

4. Микроскопические грибы, издавна применяемые человеком:

А) дрожжи;

Б) Трутовик;

В) мукор;

Г) фитофтора.

5. Дрожжи размножаются:

А) спорами;

Б) почкованием;

В) мицелием;

Г) гифами.

А) спорынья;

Б) трутовик;

В) головня;

Г) фитофтора.

А) мукор;

Б) трутовик;

В) головня;

Г) фитофтора.

8. Споры какого гриба, попав с мукой в пищу, могут вызвать отравление?

А) спорынья;

Б) головня;

В) трутовик;

Г) фитофтора.

9. Плодовое тело какого гриба имеет форму копыта?

А) фитофтора;

Б) трутовик;

В) головня;

Г) спорынья.

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Пользуясь текстом учебника (учебник В.В. Пасечника 9,10), а также знаниями, полученными на уроке и записями в тетради, заполните таблицу.

Представители

Биологические особенности

Значение в природе и жизни человека

Мукор

Мицелий представлен крупной сильно разветвленной клеткой со множеством ядер. Размножается участками мицелия и спорами. Споры образуются в головчатых спорангиях

Участвует в разложении растительных остатков. Наносит большой ущерб хозяйственной деятельности человека, портя продукты питания при хранении

Пеницилл

Мицелий многоклеточный, ветвистый. Размножается участками мицелия и спорами. Споры образуются на веточках спорангиеносцев

Вызывают порчу продуктов при хранении. Используются для получения антибиотиков (пенициллин)

Дрожжи

Мицелий состоит из овальных или вытянутых палочковидных одноядерных клеток. Обитают в средах, содержащих сахар. Размножаются почкованием и спорами

Участвуют в разложении органических соединений, вызывая брожение. Используются в хлебопечении, кондитерской промышленности, в производстве кормовых продуктов, белков, витаминов. Являются объектами изучения биохимиков и генетиков

Трутовик

Сокращают сроки жизни деревьев. Участвуют в разложении растительных остатков. Разрушают деревянные постройки. Один из видов (чага) используется в медицине

Головня

Наносит ущерб сельскому зерновому хозяйству. Снижает урожайность злаков или практически полностью уничтожает его

Спорынья

Поражают луговые и хлебные злаки, снижают урожайность зерна. Споры гриба ядовиты и могут вызывать отравления. Некоторые химические вещества гриба используют в медицине

Фитофтора

Поражает листья и клубни картофеля, а также листья и плоды томата. Наносит ущерб сельскому хозяйству

IV. Итоги урока. Домашнее задание.

П. 9, 10 Заполнить до конца таблицу, используя материал учебника и дополнительную литературу.

Использованная литература:

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника "Биология. Бактерии, грибы, растения": Пособие для учителя / Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2002.