То что мы не знаем о природе. Чего мы не знаем о Вселенной? Стихотворение Евгения Евтушенко

Все, что мы видим вокруг нас, все, что нас окружает и при этом не создано руками человека - это живая и неживая природа. Она отличается большим разнообразием явлений и процессов. Узнаем, каковы особенности природы, и чем живая природа отличается от неживой.

Живая природа

Все объекты живой природы обладают важными качествами: они рождаются, растут, питаются, дышат, передвигаются, умирают. Для жизни им необходима пища, тепло, вода, воздух. К живой природе относится не только человек, но также животные, растения и даже микроорганизмы. Исследованием объектов живой природы занимается очень обширная и важная наука - биология.

  • Микроорганизмы

Задолго до того, как на нашей планете появились животные, ее уже населяли крошечные, незаметные глазу организмы: бактерии, грибы, вирусы. Они могут существовать практически в любых условиях, где есть хотя бы немного воды. Главная особенность всех микроорганизмов - способность очень быстро размножаться.

Рис. 1. Бактерии

  • Растения

Мир растений очень большой и разнообразный. Без них на Земле не было бы жизни, ведь растения вырабатывают самый важный для дыхания газ - кислород. Также они поглощают вредный углекислый газ, который очень плохо влияет на здоровье человека и климат планеты.

Растения - это важный источник пищи для человека и животных. Но нужно быть очень внимательным, так растения бывают съедобные (фрукты, орехи, злаки, овощи) и несъедобные (цветы, декоративные кустарники травы).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Животные

К животным относятся все звери, птицы, земноводные, насекомые нашей планеты. За всю историю Земли какие-то животные исчезали, какие-то очень сильно менялись.

Много лет назад хозяевами нашей планеты были динозавры - огромные ящеры, которые не знали себе равных. Но из-за резкого изменения климата почти все они вымерли, и только немногие представители древних животных смогли приспособиться к новым условиям обитания.

Животные могут быть хищными и травоядными, домашними и дикими. Они приспосабливаются к тем условиям, где живут, и животных можно отыскать в любой точке земного шара, от знойных пустынь до ледяной Арктики.

Рис. 2. Белый медведь

  • Человек

Конечно же, к объектам живой природы относится и человек. Благодаря своему интеллекту, находчивости и разумному планированию своей деятельности ему удалось покорить себе всю планету. Но, точно так же, как животные, растения и микроорганизмы, он не может прожить без пищи, воздуха, воды.

Неживая природа

К объектам неживой природы относят воздух, воду, почву, минералы. Они были первыми при создании нашей планеты, и именно потому объекты неживой природы часто называют первичными.

Они могут находиться в трех состояниях:

  • твердое (камни, горы, песок, лед);
  • жидкое (вода, облако, туман, нефть);
  • газообразное (пар, воздух).

С объектами неживой природы не происходят никакие изменения в течение многих десятков и сотен лет. Они не дышат, не размножаются и не питаются. Их размер может увеличиться или уменьшиться, они могут передвигаться в пространстве, но только под влиянием внешних факторов. Поскольку они не рождаются, то никогда и не умирают.

Некоторые объекты неживой природы могут менять свое состояние. К примеру, вода может быть твердой в виде льда, привычной всем жидкой и газообразной в виде пара. Но она никуда не исчезает и не появляется из ниоткуда.

Таблица “Признаки живой и неживой природы”

Связь живой и неживой природы

Рассмотрев примеры живой и неживой природы, можно сделать вывод, что на нашей планете все взаимосвязано, и все находится в гармонии друг с другом. Живые существа не могли бы существовать без объектов неживой природы. А если бы не было растений и животных, Земля выглядела бы как безжизненная пустыня.

Рис. 3. Схема взаимосвязи живой и неживой природы

Что мы узнали?

При изучении одной из интересных тем по программе окружающего мира 1-2 класса, мы выяснили, что относится к живой и неживой природе. Доступный план конспекта помог определить основные отличия между объектами живой и неживой природы, их тесную взаимосвязь друг с другом.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 375.

Океаны нашей планеты поражают нас, и не только потому, что соленая вода занимает около 70 % всей поверхности Земли, но также и потому, что в глубинах вод скрываются миллионы, если не миллиарды еще не открытых морских существ. Наверняка каждый из нас знает больше о нашей галактике и бесконечной Вселенной, чем о подводном мире в недрах морей и океанов.

А знаете ли вы, что акулы существовали около 450 миллионов лет назад, и если бы вам показали вашего далекого родственника, жившего 370 миллионов лет назад, вы бы бесспорно сказали, что это акула? В океанах Земли насчитывается более 470 видов акул, и большинство из них очень похожи на своих доисторических предков. Конечно, не все рыбы этого семейства представляют опасность для людей, но действительно в природе имеются очень странные экземпляры. Вот некоторые из самых причудливых акул, которые известны ихтиологам.

Если вы не можете вспомнить ее название, то хотя бы вспомните, что у этой акулы очень большой рот. Отбросьте ее толстые губы, и вы получите самый красивый шарф в море. Но не бойтесь этого большого монстра, так как он в основном питается планктоном.

Эти гиганты вырастают примерно на 13-16 футов (4-5 м), а их вес составляет около 2600 фунтов (1200 кг). И это почти все, что мы знаем об этих рыбах, поскольку они были открыты только 40 лет назад, а ученые встречали менее 60 экземпляров.

Опять же, если это акулы, то автоматически не означает, что они являются хищниками, которые будут атаковать при удобном случае все, что движется в воде. Некоторые виды, к примеру, такие как гренландская акула, предпочитают плавать со скоростью 1 миля в час (1,6 км/ч) или намного медленнее. Этот вид - самый медленный в мире. У этой акулы все еще имеется загадка- тайна ее существования. Морские биологи обнаружили тюленей, угрей и других животных, которые передвигаются в воде намного быстрее гренландской акулы.

3. Акула-пила

Акула-пила - одна из самых страшных океанских монстров. У нее имеется удлиненная морда с острыми зубами по бокам, которые рыба использует как пилу, чтобы убить добычу. Подогните свои голени и лодыжки, если вы увидите эту маленькую машину смерти. Она может не убить вас, но определенно нанести серьезные увечья.

4. Акула куки-каттера

Многие называют это чудовище куки-каттером. Это звучит довольно мило. Несмотря на то что длина этой рыбы составляет всего 50 см, это один из самых злобных хищников. В это трудно поверить, но она охотится на китов, акул, дельфинов, тюленей, лучей, дюгоней и т. д. И если вы знаете, как функционируют обычные резаки (они режут тесто в разных формах), то можете представить себе это сердитое существо. Нападая на жертву, акула в основном вырезает круглые куски мяса. Не правда ли, очень страшно?

5. Акула-молот

Акула молот - опасный хищник. Этот вид обладает внушительными размерами и слывет отличным пловцом. Эта рыба способна развивать высокую скорость.

Акула-молот обладает массивным хвостом, который может достигать до 50 % ее общей длины (примерно до 20 футов). Акула будет увеличивать количество добычи и использовать при этом свой хвост как хлыст, потрясающий окружающих ее рыб. После этого наступает время обеда!

Случалось, что рыба поедала и крупных океанских обитателей, и даже отдаленных сородичей хвостоколов, абсолютно не испытывая страха перед их ядовитыми шипами. В желудке у одной особи даже обнаружили останки ее четырех сородичей.

6. Оборочная акула

Одна из самых узнаваемых акул в Интернете - оборочная акула. Из-за своего примитивного облика она долгое время считалась существующей разновидностью, вымерших видов. К счастью для нас, людей, эти акулы предпочитают черную тьму и сокрушительные глубины.

7. Акула-гоблин

И последнее, но не менее важное — природа создала этот уродливый вид рыбы. Акула-гоблин потрясает всех своим необычным внешним видом. Этот глубоководный обитатель на самом деле не заботится о своем ужасном носе.

Кроме того, у него имеется ксеноморфная челюсть с острыми зубами, которая используется для поимки добычи. Излишне говорить, что если вы увидите этот экземпляр в дикой природе, не протягивайте к нему руку, и все будет в порядке.

Часто мы произносим слово «природа» , когда собираемся отдохнуть за городом или пытаемся охарактеризовать среду своего обитания.


Иногда мы сожалеем, что человечество не может покорить природу, или радуемся, осознавая, что она еще не уничтожена окончательно. Что же означает это слово? Определений ему множество. Самое простое гласит, что природа – это объект изучения естественных наук. Но оно вовсе не раскрывает сущность понятия. Так что же такое природа?

Что означает слово «природа»?

Термин «природа» имеет древнерусские корни. По сути, понятие состоит из двух слов – приставки «при» и корня «род», что означает «при Роде». Род – это божество в древнерусской мифологии, выступавшее воплощением рода, единства потомков от общего предка. Именно от имени этого бога произошли такие понятия, как «родиться», «новорожденный», «роженица».

Некоторые историки связывают термин с латинским словом natūra , указывающим на рождение или миропорядок, то есть на внешний мир, который существует многие миллионы лет и не может изменяться в результате человеческой деятельности.

Современная трактовка слова «природа» подразумевает естественную среду обитания человека или биосферу Земли, то есть оболочку нашей планеты, охваченную жизнью. Иными словами, природа – это всё, что нас окружает, за исключением вещей, созданных человеческими руками.


К ней можно отнести леса, моря, поля, речные русла, цветы и, в конечном счете, самого человека. Существует множество наук, которые занимаются изучением всего, что относится к природе. Это и география, и биология, и , и даже физика с химией.

Из чего состоит природа?

К природе можно отнести любые явления и объекты, не созданные человеком. В первую очередь, земной шар. На сегодняшний день Земля является единственной известной планетой, на которой существует жизнь. Появившись 4,54 миллиарда лет назад, она претерпела значительную эволюцию, превратившись из газопылевового облака в живую планету со своей атмосферой, водной средой и твердой земной оболочкой, состоящей из тектонических плит. Биологические и геологические процессы, происходившие на Земле, и сформировали ту природу, которую мы знаем сегодня.

Неотъемлемыми составляющими природы являются погода и климат, различающиеся в зависимости от региона и высоты над поверхностью планеты. К природе относится вода – химическое соединение, без которого не может существовать ни одно живое существо. Вода наполняет озера, моря, океаны, течет в реках и ручьях, в твердом состоянии покрывает горные склоны, а в парообразном содержится в атмосфере.


Кроме того, природа – это почвы, растительный и животный мир, околоземное пространство, пустыни, горы, атмосферный воздух и многие другие компоненты, которые в совокупности создают наиболее оптимальные условия для существования жизни на Земле.

Что такое живая и неживая природа?

Все нерукотворные явления нашей планеты подразделяются на живую и неживую природу. К первой относятся живые существа, то есть флора и фауна. В понятие живой природы входят человек, животные, насекомые, грибы, вирусы и бактерии, растения всех видов и родов.

Неживой природой называют всевозможные вещества и поля, наделенные энергией. Она представлена целым рядом организационных уровней – от элементарных частиц до планет и Вселенной в целом. На Земле к этому понятию можно причислить камни, воду, вулканы, ледники, острова, континенты и многое другое.

Важное отличие между живой и неживой природой состоит в том, что объекты первой имеют короткий срок жизни, неустойчивы и изменчивы, тогда как объекты второй могут существовать миллиарды лет, при этом меняются очень медленно.

Что такое природные явления?

Все природные объекты на Земле подвергаются определенным явлениям, которые также называют природными. Дождь, снег, ветер, течение воды в реке, затмение Солнца или звездопады – эти события относятся к природным явлениям, а их перечисление можно продолжать до бесконечности. Они могут быть как позитивными, так и достаточно негативными, наносящими существенный урон и разрушения.


В числе последних смерчи, наводнения, извержения вулканов, лавины, землетрясения, цунами. Но независимо от их проявления, в природе всё находится в гармонии и равновесии.

Игра-викторина: «Что мы знаем о природе».

Цели:

1.Закрепить знания детей о природе.

2.Способствовать формированию у детей разумного поведения в лесу.

3.Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, развивать доказательную речь.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход игры

Здравствуйте ребята! Вы готовы принять участие в игре «Что мы знаем о природе».

Знаете ли вы ребята, что наша Родина – это страна лесов. Они составляют 1/3 часть всех лесных богатств на планете.

Конкурс нашей викторины под названием «Лес – наше богатство».

Каждой команде задаются вопросы. Если участники команды затрудняются с ответом или их ответ неполный, право ответа переходит к соперникам или они могут вносить свои добавления.

Какова польза леса?

Деревья выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес ещё называют «лёгкими земли».

Используют как строительный материал (брёвна, доски), для строительства железных дорог (шпалы).

Для изготовления бумаги (целлюлозы).

Крепёжный лес (для крепления шахт, забоев).

Из отходов древесины получают древесный уголь, дёготь, из бересты плетут корзины.

С деревьев и кустарников можно собирать плоды (яблоки, груши, кедровые орехи, ягоды).

Назовите правила поведения в лесу.

Не ломать ветви деревьев и кустарников.

Не повреждать кору деревьев.

Не рвать без надобности цветов, не мять траву.

Срезать грибы ножом, чтобы не повредить грибницу, не сбивать ядовитые грибы, они нужны животным как лекарство.

Не обрывать паутину и не убивать пауков, не ловить других насекомых.

Не разорять гнёзда птиц и муравейники.

Не ловить животных и их детёнышей, не уносить их домой.

Не шуметь в лесу, чтобы не испугать птиц и животных.

Разводить костёр только на специальных площадках, из сухих веток. Уходя гасить.

Не оставлять после себя мусор (уносить с собой или закапывать).

Растёт ли дерево зимой ? (Нет, оно замирает).

Как дерево помогает ориентироваться в лесу? (Мхи и лишайники покрывают северную сторону деревьев. Смола больше выступает на южной стороне хвойного дерева).

Как определить возраст дерева ? (По годичным кольцам).

У кого ещё можно определить возраст по годичным кольцам ? (У рыб на каждой чешуйке есть кольца).

Молодцы!

Следующий конкурс покажет нам, что вы знаете о диких животных.

Каждая команда называет по одному животному и его детёнышу. Выигрывает та команда, которая назовёт больше животных; но повторяться нельзя.

Молодцы, вы много знаете животных и их детёнышей, а вот сможете ли вы изобразить животное, чтобы соперники смогли узнать его? Для этого вам потребуются актёрские умения. (Каждая команда под музыку изображает по 2 каких- либо животных. Соперники отгадывают. Оценка ставится и за артистизм и за правильный ответ).

Конкурс «Угадай кто это?»

А теперь по два вопроса каждой команде.

1.Почему весной не охотятся на диких зверей? (1. Звери линяют, теряют густой и тёплый подшерсток, без него мех обесценивается. 2. У животных появляются детёныши.)

2. Куда зайцу удобнее бежать в гору или с горы? (У зайца передние ноги короткие, а задние длинные. В гору бежать удобнее, а с горы он катится кувырком через голову.)

3. Какого зверя зовут «шатуном»? (Медведя, которого выгнали из берлоги и он вся зиму шатается по лесу.)

4. Какая птица выводит птенцов в любое время года? (Клёст, так как они кормят своих птенцов семенами из еловых и сосновых шишек, поэтому корма им хватает и зимой и летом.)

Следующий конкурс называется «Четвёртый лишний».

Вам надо не только назвать лишнее слово, но и объяснить, почему вы так считаете.

Снегирь, гусь, скворец, аист.

Подберёзовик, подосиновик, рыжик, мухомор.

Берёза, елка, осина, клён.

Лиса, заяц, медведь, лось.

И последний конкурс нашей викторины называется «Собери картинку».

Детям даётся два одинаковых набора с разрезными картинками под названием «Половодье».

Стихотворение Евгения Евтушенко.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.

Занятие «Что мы знаем о природе?»

Цель:

    Закрепить, обобщить, систематизировать и уточнить знания детей о природе родного края, образе жизни животных, птицах, растениях; совершенствовать экологические знания

    Развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, умение логически мыслить, правильно формируя выводы.

    Формировать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь.

    Воспитывать чуткое отношение к природе родного края, потребность любить и беречь ее. Продолжать совершенствовать речь как средство общения.

Предшествующая работа:

1. Беседы: лес - растения и животные леса, река и ее обитатели, болото - обитатели и растительный мир болота.

2. Заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадывание загадок.

3. Чтение художественной литературы:….,рассматривание иллюстраций, картинок, чтение журналов.

Материалы: Иллюстрированный материал (дикие животные леса, зимующие и перелетные птицы, картина зимнего леса, знаки «Чего нельзя делать в лесу», картина «Цепочка взаимосвязи животных»); игра «Лото. Кто – где живет», эмблемы для команд.

Оборудование : ноутбук, медиапроектор, муз. центр, спокойная музыка с пением птиц.

Ход занятия.

Ведущий-воспитатель:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце – доброте.

Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год

Обучаться нужно

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Приветствие команд:

1 команда

2 команда

Ведущий: Соревноваться будут две команды. Команда «Осинки», команда «Березки». Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки. Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает.

Давайте выберем жюри. (Выбирается жюри из 2 человек).

Готовы мы сегодня поиграть,

Все вместе о природе рассуждать

Молодцы, ребята, в добрый час!

Пусть удача встретит вас!

1 конкурс «Разминка».

1 Команде

1) У какого животного есть иголки? (ёж).

2) Кто в лесу зимою спит? (медведь, еж, барсук). Почему их нельзя будить?

3) В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной)

4) От чего птицы страдают больше: от холода или голода? (От голода.) Как помочь птицам зимой?

5) Как заяц готовится к зиме? (меняет шубу)

2 Команде

1) Какая ягода бывает красной, белой, черной? (Смородина.)

2) Ласточка остаётся зимовать или нет?

3) Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

4) Назовите признаки начала осени в живой природе.

5) Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)

1 конкурс «Кто больше?».

Цепочка названий диких животных: выигрывает тот, кто назовет большее количество (медведь, заяц, волк, лиса, соболь, барсук, рысь, белка, лось, норка, бурундук, куница и др.)

2 конкурс «Найди спрятавшегося зверя».

Дети должны обнаружить в рисунке зверей, птиц, рыб, насекомых и обвести их.

Желтый конверт (для болельщиков)

1. У какого дерева ствол белый? (Береза.)

2. Для чего птице хвост? (Держаться на деревьях, управлять полетом.)

3. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? Можно ли из-за этого плохо относиться к этой птице? (Кукушка.)

4. Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета. (Заяц.)

3 конкурс «Угадайте по описанию».

«Осинки».

“Это удивительный зверек. Слуху него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей”.

Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
Ответ: еж.

“У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.

Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.

«Березки».

“Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами”.

Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы). Ответ: лиса.
«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу. Зимой впадает в спячку».

Подсказка: очень любит мед и малину. Ответ: медведь.

4 конкурс «Чьи следы» - задание командам

Ведущий: - Ребята, а как красив зимний лес! Посмотрите на эту картину, все деревья покрыты снегом, на снегу видны чьи-то следы.

Вопросы болельщикам

Воспитатель: Внимание, отгадайте загадку:

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик - в роднике,

А широкий – в море. (река)

1. Назовите самую большую реку нашего края. (Дон)

2. Какая рыба водится в реке Дон? (, щука, окунь, плотва, судак, лещ, карась)

3. Почему налима называют «донной рыбой»? (налим держится вблизи дна)

4. Назовите рыбу – хищницу, обитающую в реке Дон. Как ее еще называют? (щука, «речной волк», «санитар реки».

Воспитатель:

- Ребята, какое значение имеет река для человека?

Ответы детей:

Река дает нам рыбу

На реке мы отдыхаем, купаемся

По реке ходят пассажирские и грузовые теплоходы

По реке сплавляют лес

Вода нужна фабрикам и заводам

Река – это дом, еда для рыб, животных, птиц и растений

Воспитатель:

- Чем мы можем помочь реке и ее обитателям?

Ответы детей:

Чтобы вода не загрязнялась, нужно строить очистные сооружения

Необходимо сохранять лесные массивы по берегам рек, чтобы таежные реки были полноводными.

Опасны для реки моющие средства (много фосфатов)

Пока растут водоросли, особой беды для реки нет (как только они начинают разлагаться, сокращается количество кислорода, страдают рыбы.

В зимнее время делать на реке лунки. Для насыщения воды кислородом.

Воспитатель:

Река – это ценный дар природы, необходимый для жизни.

5 конкурс «Лес» Вопросы командам:

В лес гулять мы пошли,

В брод ручей перешли,

Небывалой высоты

У ручья растут цветы.

Посмотри по сторонам

Что же лес подарит нам?

Наклонись, сорви малинку

И клади ее в корзинку.

Крепкий беленький грибок

Мы положим в кузовок.

Внимание, на экран!

1. Что такое лес?

Ответы детей:

Лес – это родной дом растениям и животным

Лес – это зеленый наряд нашей Земли

Там где лес, всегда чистый воздух

Лес- это наш друг, задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай

Лес- это кладовая природы, щедро отдающая свои плоды: грибы, ягоды, орехи, травы

Лес – это богатство и краса, береги наши леса!

Воспитатель:

Лес – это все равно, что многоэтажный дом, в котором живет много разных обитателей, деревьев, кустарников, ягод, трав и цветов. Они хорошо приспособлены к жизни в лесу, и все нужны друг другу.

Ребята, а как вы понимаете эту пословицу: «Возле леса жить – голодному не быть»

2. Какие деревья растут в нашем крае? (Хвойные: ель, сосна, кедр, лиственница, пихта; лиственные: береза, осина, тополь, рябина, черемуха)

3. Какое дерево называют «Символом России», «Русской красавицей»? (береза)

4. Ягодами какого дерева зимой питаются птицы, его ягоды обладают лечебными свойствами? (рябина)

5. Листья какого дерева «и без ветра трепещут»? (осина)

6. Какое дерево называют поющим? Почему? (ель)

7. Кору какого дерева никогда не обгладывают зайцы? Почему? (черемухи, она ядовита)

8. Чей дом может занять лиса? (барсука, он прекрасный строитель, чистюля и не любит когда сорят возле его жилья)

9. Почему волки воют? (передают послания о добыче, сообщают, что лесная территория уже занята их стаей)

10. Кто становится вожаком волчьей стаи? Почему в народе говорят «Волка ноги кормят»? (самый сильный, умный и опытный волк; волки не делают запасов на зиму, серому приходится пробежать много километров, чтобы найти добычу)

11. Что делают белки, если корма в лесу не хватает? (они переселяются на новые места, ищут леса, где много корма)

6. «Как вести себя в лесу?» по знакам «Чего нельзя делать в лесу?».

Воспитатель:

Ребята, давайте вспомним и назовем правила «Друзей природы»

Ответы детей:

Не ломать деревья

Не сбивать грибы, даже несъедобные

Не обрывать паутину и не убивать пауков

Не разорять птичьи гнезда

Не разорять муравейники

Не оставлять после себя мусор

Не разжигать костров.

Воспитатель:

Правильно, ребята, если вы пришли в лес, будьте внимательны, смотрите под ноги, не шумите, не беспокойте лесных обитателей. И тогда лес откроет вам свои секреты.

Чтобы лес приносил пользу, нужно беречь и охранять его!

М. М. Пришвин сказал «Охранять природу – значит охранять Родину!»

Воспитатель: А теперь встаньте в круг и давайте поиграем в игру "Доброе животное". Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук - шаг назад. И еще раз тук - шаг вперед, тук - шаг назад».

Подведение итогов. Заключение.

Ведущий. Как хочется, чтобы сегодняшний праздник оставил в вашей душе, ребята и взрослые, хотя бы маленький след. След Любви. След Заботы. След Ответственности за всё живое на Земле.

Что значишь ты без трав и птиц?

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы - твой конец.

Воспитатель-Юршина М.А.

4 конкурс «Чьи следы»