Толкования на Мк. Алексей ледяев - уверовавших будут сопровождать сии знамения Верующих в меня будут сопровождать сии знамения

«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мар. 16:17-18).

Каждый из нас, наверное, не раз задумывался над этим местом Нового Завета. Если мы искренно уверовали во Христа, то, смотря на эти стихи, нас должны сопровождать знамения. Если их нет, тогда неужели у нас что-то неправильно? Или это опять связанно со временем, культурой? Почему апостолов знамения сопровождали, а нас нет? Разве Бог изменился или Слово Его? С этим вопросом мы обратились к некоторым служителям города.

Скрипник Александр Андреевич, пастор:
- Евангелист Марк в этих стихах перечисляет пять знамений, которые будут сопровождать уверовавших. Здесь говориться о сверхъестественных явлениях, призванных подтвердить, что Евангелие, передаваемое апостолами, исходит от Самого Бога (Марк 16:20).

Знамения будут сопровождать не личную веру первых христиан, а ту весть спасения через Иисуса Христа, которую они были посланы проповедовать миру. А посему, способность творить чудеса во имя Господа дана была верующим для успешного исполнения порученной им миссии. В свете всего этого, а также с учётом исторических свидетельств, есть основания полагать, что как норма упомянутые знамения действовали лишь в апостольское время (2Кор.12:12; Евр.2:3-4). И притом, исследуя Св. Писание, ясно видно, что все эти знамения совершались апостолами Господа Иисуса Христа (Дн. 2:43; 5:12; Рим. 15:17-19); через диаконов Стефана (Дн. 6:8), Филиппа (Дн. 8:5-7,13), через Варнаву и Павла (Дн. 14:3-4; 15:12). Везде знамения свершались не просто ради показания чуда, но "во свидетельство слову благодати" Божией (Дн. 14:3).

Сегодня же мы, христиане, имеем полное Евангелие, удостоверенное жизнью и историческим опытом многих христиан и Бога Духа Святого, могущественно действующего и покоряющего вере многие души. В наше время нам просто нет нужды, чтобы говорить на каких-то новых языках, проповедуя Евангелие, так как оно переведено на сотни и тысячи других языков и наречий. Но это необходимо было в день Пятидесятницы (Дн. 2:4-11), и затем повторялось в первоапостольской Церкви (Дн. 10:46; 19:6; 1Кор. 12:10), как необходимое свидетельство для разных групп людей со всех местах того мира (для иудеев, самарян и язычников). "Брать змей" и "пить смертоносное" предполагало случай, когда гонители будут принуждать верующих это делать. Это не распространяется на те случаи, когда люди сознательно и добровольно делали подобные вещи. В раннехристианской Церкви это не практиковалось. Когда на острове Мелит на руке у Павла повисла смертоносная змея (Дн. 28:3-5), то он вышел невредим из этой опасной ситуации, возникшей не по его инициативе. Других подобных случаев в Новом Завете не встречаем.

Ещё одним из "удостоверяющих знамений" было исцеляющее возложение рук на больных. Об этом снова же читаем в книге Деяний Апостолов (28:8). Так же известно, что дар исцелений практиковался в ранней Церкви (1Кор. 12:30). И всё-таки, это было не частое действие даже в жизни самих апостолов. Читаем следующие места: 2Тим. 4:20; 2Кор. 12:7-9. Опыт же молитвы и веры об исцелении больных через пресвитеров (Иак. 5:14-15) (т.е. через их молитвы и помазание елеем) совершается и сегодня по мере того, насколько Господь проявляет Свою милость и волю в этом.

Также апостолы получали способность изгонять бесов, демонстрируя этим победу Христа над сатаною. Это видно и следующих мест: Дн. 8:7; 16:18; 19:15-16. Но я верю, что по Слову Бога (Мф. 17:21) это совершается и сегодня через сосуды, посвящённые Богу в молитве.

Итак, мы видим и знаем, что некоторые знамения больше не сопровождают верующих, хотя, часть из них -да, сопровождают. Основание этому Слово Божие и благочестивая жизнь детей Божиих, повинующихся Духу Святому. Мы же, христиане, "ходим верою, а не видением..." (2Кор. 5:7), поэтому, для нас главное - вера в искупительную жертву Христа и сопряжённое с ней оправдание и спасение. Поэтому мы не ищем знамений, а стремимся верою возрастить в благодати и познании Господа (2Петра 3:18). Да благословит нас всех в этом Господь!

- Хорошо, но ведь мы можем любое место Писания прокомментировать как относящееся к прошлому, только для апостолов. Христос сказал: "Уверовавших...", т.е. - всех. Он ведь не сказал: «только апостолов». Почему так?<.b>

Тарасюк Владимир Романович, пастор:
- В данном месте Священного Писания перечисленные знамения выступают в роли сопровождающих- "будут сопровождать" (Мар. 16:17). И как сопровождающие, они имели определённую цель. Её можно увидеть на следующем примере из 4Цар. 5:1-15, где описывается, как больной проказой военачальник царя Сирийского Нееман прибыл с сопровождающими его лицами к дому пророка Божия Елисея, что бы исцелиться от проказы. Елисей выслал слугу, через которого дал Слово от Бога, как очиститься от болезни: "Пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновиться тело твоё у тебя, и будешь чист" (4Цар.5:10) Нееман этому слову не поверил и удалился в гневе. (4Цар. 5:11-12) Видя это, сопровождающие его люди стали упрашивать его: "Отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? А тем более, когда он сказал тебе только: "Омойся и будешь чист". Вполне возможно, что если бы Нееман не имел таких сопровождающих, то он бы остался бы в неверии, гневе и проказе. Но, благодаря их поддержке, - уверовал.

Такую же задачу выполняли сопровождающие проповедь Слова Божьего знамения, перечисленные в Евангелии от Марка. Они должны были подкрепить сказанное Слово, чтобы люди уверовали и спаслись. "А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении Слова последующими знамениями" (Мар. 16:20). В настоящее время Священное Писание "...живо и действенно..." (Евр. 4:12). Поэтому, если люди не верят авторитетному, записанному в Библии, Слову Божию, то не поверят и знамениям. Пример - (Лук. 16:31).

- Ну, а всё-таки, по вашему мнению, могут ли эти знамения сопровождаться в наше время?

Если Бог видит, что необходимо подкрепить Своё Слово знамением - это Ему не трудно, и Он совершит. Мне известны такие житейские примеры. Конечно, необходимо относиться весьма осторожно к знамениям, больше сосредотачивая внимание своё на Слове, так как мы живём во время, когда на поверхность выходят лжехристы и лжепророки, которые дают великие знамения, чтобы прельстить (Мф. 24:24).

От редакции. Дорогие друзья, может кто-то из вас имел в своей жизни пример, когда Бог особенным образом показывал свое могущество поддержку? Очень хотелось бы услышать такое свидетельство. Думаю, оно будет полезно для всех читателей. Ждем ваших писем.




Алексей Ледяев Проповедь:- Уверовавших будут сопровождать сии знамения.

Евангелие от Марка 16 прочитаем с 17 стих - Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; Будут брать змей; и если, что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. и так Господь, после беседования с ними, вознёсся на небо и воссел одесную Бога. а они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.

Итак Евангелие от Марка заканчивается этим важным на мой взгляд словом – знамения. Это печать, это последнее слово, это точка в нашем служении. Я хотел подчеркнуть здесь несколько мыслей и обозначить проповедь таким названием:- Уверовавших же будут сопровождать сии знамения . Это не вопрос, а это заявление Самого Господа. Друзья нам нужно сегодня такое служение о котором пишет Евангелие.

При Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Я не хочу проповедовать так, как проповедует человек. Я понимаю, что служение Богу это не монолог и не сольный концерт проповедника. Служение Богу это дуэт. Бог хочет содействовать каждому служителю и подтверждать, и подкреплять каждое сказанное слово – последующими знамениями.

Если я уверовавший, если я верующий, если я служитель Божий. То, что-то должно происходить в моём служении. Писание говорит – что уверовавших будут сопровождать. Если ты идёшь тебя сопровождает твоя тень и ты от неё не оторвёшься. Я глубоко убеждён друзья, что мы оставляем своё детство. И однажды мы выйдем на платформу профессионального служения. Когда за каждым нашим сказанным словом будет стоять духовный и серьёзный авторитет.

При Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Марк перечисляет здесь разные знамения. Изгнание бесов, новые языки, змеи и их бессилие перед верой. Смертоносное, которое не вредит, возложат руки на больных. Господи спектр Божьих знамений, он настолько велик и настолько безграничен. Какова главная мысль. Братья и сёстры, и уверовавшие.

Мы должны просить у Бога не только откровения слова. Мы должны просить у Бога знамения. И молитва должна состоять в том, чтобы наше служение было не в убедительных словах человеческой мудрости. Но в явлении Духа и силы. Бог может, Бог даёт не только слово и откровения. Он даёт авторитет помазания и власть.

Вопрос здесь в другом. Нужно ли тебе откровение? Нужно ли тебе помазание? Нужно ли тебе знамение? Я убеждён друзья, что время христианской демагогии закончилось. Время бесплодных церковных дискуссий закончилось. И на арену выходит духовный авторитет. Перед тем, как Израиль вышел из Египта. Там не было дискуссий, чья вера правильна, а чья вера не правильна.

Возможно вам понравятся следующие проповеди:

1–8. Воскресение Христа. – 9–11. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине и ее выступление перед ученикам с вестью о воскресении Христа. – 12–13. Явление Христа двум ученикам и возвещение последними вести о воскресении в среде апостолов. – 14–18. Явление Христа двенадцати апостолам и Его обетования для верующих. – 19–20. Вознесение Христа и замечание о миссионерской деятельности апостолов.

Мк.16:1. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

Мк.16:2. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,

Мк.16:3. и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

Мк.16:4. И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

Мк.16:5. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

Мк.16:6. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

Мк.16:7. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

Мк.16:8. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

В повествовании о воскресении Господа Иисуса Христа евангелист Марк имеет некоторые особенности по сравнению с Матфеем. Он упоминает о трех женщинах, ходивших помазать тело Христа, а Матфей – о двух. Имена этих трех женщин те же, что названы в Мк. 15:40. Только вторая Мария названа не матерью Иакова, а просто Иаковлевой. Один евангелист Марк (да еще Лука) говорит, что женщины пошли для того, чтобы «помазать тело Христа ароматами», т.е. душистыми мазями, которые они купили по миновании субботы. Очевидно, хотели со своей стороны намастить тело Христа как можно больше, хотя, вероятно, знали, что об этом уже позаботился Иосиф, погребавший Христа. Тогда они этого сделать не успели, так как наступил уже субботний покой. Теперь же могли это сделать, так как к вечеру субботы разрешалось открывать лавки, начинался уже новый день.

«И весьма рано... при восходе солнца» (стих 2). Было так рано, что солнце еще только начинало восходить (ἀνατείλαντος – причастие настоящего времени, совершенно точно обозначающее очень раннее время, ср. Ин.20:1; Лк. 24:1). Небо чуть забелелось (блж. Августин). Та же мысль выражена и евангелистом Матфеем в выражении: «на рассвете».

«Войдя во гроб» (стих 5). Гробница представляла собой довольно большое помещение, куда можно было войти сразу двум-трем.

«Юношу...» т.е. Ангела (ср. Мф. 28:2).

«На правой стороне». Это не тот Ангел, о котором упоминает евангелист Матфей: тот сидел на камне, отваленном от гроба и, значит, вне гроба.

«Ужаснулись». Очевидно, вид Ангела в белом одеянии произвел ужас в женщинах. Может быть, евангелист хочет сказать, что их повергло в ужас и отсутствие тела Иисуса во гробе.

«И Петру» (стих 7). Это упоминание о Петре вполне естественно в Евангелии Марка, написанном со слов апостола Петра. Может быть, Ангел и действительно велел прежде всего или особенно сообщить о воскресении наиболее огорченному смертью Христа ученику.

«Как Он сказал вам» (см. Мк. 14:28). Господь сказал это Своим ученикам, но и женщины, очевидно, не были лишены надежды увидеть Его в Галилее.

«Трепет и ужас» (стих 8). Евангелист Марк вовсе не говорит о чувстве радости; которое, согласно Матфею, наряду со страхом, испытывали в это время мироносицы. Точно так же евангелист Марк оттеняет то обстоятельство, что они ничего никому не сказали по причине овладевшего ими страха. В этом он опять отличается от Матфея (Мф. 28:8). Разрешить это противоречие в сказаниях двух евангелистов, кажется, лучше всего тем соображением, что евангелисты имеют в виду различных женщин: один говорит о тех, которые рассказали, другой – о тех, которые смолчали.

Мк.16:9. Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.

Мк.16:10. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим;

Мк.16:11. но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили.

См. «О подлинности заключения к Евангелию Марка», с. 96.

Об этом явлении Христа Марии Магдалине не говорит и евангелист Матфей (а также и Лука). Только евангелист Иоанн с гораздо бо́льшими подробностями описывает его (Ин. 20:11-18).

«Сперва». Евангелист, очевидно, противополагает это явление двум, описываемым далее (стихи 12:14).

«Из которой изгнал» семь, т.е. очень много «бесов». Вероятно, эта Мария за полученное ею исцеление сделалась наиболее ревностной последовательницей Христа.

«Бывшим с Ним». Значит не только апостолам, но и другим верующим (ср. Деян. 1:21).

«Не поверили». Ясно, что апостолы опасались вдаться в заблуждение, так как женщины, с их точки зрения, не являлись достаточно твердыми свидетельницами истинности воскресения. Им могло представляться странным и то, почему Христос явился не им, а женщинам. С другой стороны, евангелист Марк дает понять, что неверие не осталось в душе апостолов как что-то постоянное, об этом говорит то обстоятельство, что он употребил здесь аорист (ἠπίστησαν), показывающий, что действие, обозначаемое глаголом, не имело продолжения, а было, так сказать, временным (однократным).

Мк.16:12. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.

Мк.16:13. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.

То, о чем здесь так кратко сообщает евангелист Марк, со всеми подробностями описывает Лука, – это явление Христа двум ученикам по пути в Эммаус (Лк. 24и сл).

«В ином образе». Христос изменил Свой внешний вид (ἑτέρα μορφή).

«И им не поверили». Евангелист Марк оттеняет это новое проявление критицизма апостолов в отношении к свидетелям о воскресении Христа, вероятно, для того, чтобы показать, что если уже в конце концов апостолы уверовали в воскресение Христа, то эта вера была обоснована их собственным опытом, что она не явилась в них чем-то пришедшим со стороны. Но как примирить с этим сообщением евангелиста Марка сообщение Луки, который говорит, что апостолы в это время уже веровали в воскресение Христа (Лк. 24:34)? Можно полагать, что апостолам показалось странным, как Господь одновременно мог явиться и в Иерусалиме, и по дороге в Эммаус. Они не могли понять, что Господь теперь имеет особое тело, отличное от прежнего, способное преодолевать границы пространства (ср. Лк. 24:37). В этом и состояло в настоящем случае их неверие...

Мк.16:14. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.

Мк.16:15. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

Мк.16:16. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

Мк.16:17. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;

Мк.16:18. будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

«Наконец» (стих 14) – правильнее: «позже» (ὕστερον). Это явление, бывшее во время трапезы учеников, конечно, было не последним. Но так как евангелист Марк хочет здесь закончить свое Евангелие, то он ко времени этого явления относит и те следующие слова Христа, которые Он высказал перед самой Своей разлукой с учениками на Елеонской горе. Об этом же явлении говорят Лука (Лк. 24:36-49) и Иоанн (Ин. 20:19-23).

«Упрекал их за неверие», т.е. за то, что они не поверили вести о Его воскресении, сообщенной им женщинами и двумя учениками. Теперь же, конечно, апостолы являются уже верующими в воскресшего Христа.

«Идите по всему миру... всей твари» (стих 15). Первое слово, с которым здесь обращается Христос к апостолам, уничтожает те ограничения, которые Он ранее (Мф. 10:5) высказал относительно миссионерской деятельности апостолов. Отныне, по совершении искупления, весь род человеческий (тварь) призывается ко вступлению в Царство Христово (речи о «неразумной твари» здесь нет, как показывает употребленный здесь глагол «проповедуйте»: неразумной твари нельзя «проповедовать»).

«Кто будет веровать...» (стих 16). Во-вторых, Христос говорил апостолам об условиях спасения для тех, кто будет слушать их проповедь. Желающие спастись на последнем суде (ср. Мк. 8:35, 10:26, 13:13-20) должны с верою принять предлагаемое им Евангелие и в знак своей веры во Христа принять крещение. Напротив, кто не уверует и, следовательно, не примет крещения, тот навлечет на себя осуждение от Высшего Судьи и погибнет. Таким образом, главной задачей апостолов будет проповедовать людям и внедрять в них веру во Христа. О том, что они должны при этом крестить, прямо не сказано, но это должно подразумевать здесь. Ведь они и ранее уже совершали крещение (Ин. 4:2).

«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения...» (стих 17). Апостолы по собственному опыту должны были знать, что уверовать в воскресшего Христа – дело нелегкое: они два раза обнаружили свое неверие в этот факт. Поэтому Господь обещает, в-третьих, посылать уверовавшим особые чудесные знамения, которые будут укреплять их в вере. Эти чудеса будут творить как апостолы, так и простые верующие. Последние же, видя, как творят чудеса их проповедники, будут убеждаться в истинности их послания Богом.

«Именем Моим», т.е. Моей силой (ср. Мк. 9 и др.).

«Новыми языками» (ср. Деян. 10:46, 19:6; 1 Кор. 12:10), т.е. языками, которых ранее они не знали.

«Брать змей» (стих 18). Пример этого см. в Деян. 28:3-6 и в истории Моисея (Исх.4:2-4).

«Смертоносное выпьют...» По одним преданиям в Эфесе, по другим – в Риме апостол Иоанн Богослов был принужден гонителями христианства выпить кубок с ядом, который нисколько не повредил его здоровью...

«Возложат руки на больных» (ср. Деян. 28 и сл.; Евр. 6:2; 1 Кор. 12:9; Иак. 5:14).

Мк.16:19. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.

Мк.16:20. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.

«После беседования с ними...» Не тотчас после беседы за трапезой (стих 14), а спустя 40 дней по воскресении Своем Господь Иисус Христос вознесся на небо (см. Деян. 1:2-11) и воссел одесную Бога, т.е. и по вознесении Своем получил власть, равную с властью Бога Отца. Но через это Он сделался источником чудесных сил для Своих апостолов, которые пошли, согласно повелению Христа, проповедовать Евангелие по всему свету, совершая, где нужно, чудесные знамения (ср. 1 Кор. 1:6, 2:4).

О Подлинности заключения к Евангелию Марка (Мк. 16:9-20)

Подлинность, т.е. принадлежность этого раздела евангелисту Марку, подвергается библейской критикой серьезному подозрению. Основания для такого подозрения следующие.

1. Этого раздела не имеется в таких уважаемых кодексах, как Синайский и Ватиканский, и некоторых армянских, эфиопских и арабских переводах Евангелий. Точно так же Евсевий Кесарийский («Вопросы евангельские к Марину»: Eusebii Caesariensis, Quaestiones evangelicae ad Marinum, PG.22, c. 937, 19–33) говорит, что Евангелие от Марка во всех почти списках заканчивалось словами нашего 8-го стиха 16-й главы. То же почти свидетельствуют блаженный Иероним (письмо 120-е к Гедибии), святитель Григорий Нисский (2-я речь о Воскресении Христа) и некоторые другие.

2. Эти исторические основания подкрепляются и характером рассматриваемого отрывка. В нем критики вовсе не находят характерных для евангелиста Марка выражений («тотчас», «опять») и, напротив, находят достаточно такого, что совершенно чуждо Марку в языке и изложении. Поэтому-то новейшие критики считают этот раздел неподлинным, а Тишендорф в 8-м издании своего Нового Завета совсем исключил этот раздел из текста.

Но вышеприведенные основания недостаточны для того, чтобы утверждать, что стихи 9–20 16-й главы Евангелия Марка представляют добавление, сделанное каким-либо другим лицом, а не самим Марком. Во-первых, спорный раздел имеется во всех древних греческих кодексах Нового Завета (исключая Синайский и Ватиканский), а также в древнейших переводах – сирийском Пешитто, древнеиталийском и Вульгате. Далее, о нем знает святитель Ириней (Ириней Лионский. «Против ересей», III, 10, 6). Свидетельство же Евсевия, Иеронима и др. значительно ослабляется сообщением Виктора Антиохийского и многих бесед о том, что «палестинское Евангелие» имело этот раздел. Притом неестественно предположить, чтобы Евангелие Марка заканчивалось словами: «потому что (женщины) боялись». Дело в том, что событие Воскресения Христова представляло собой, несомненно, самый важный факт евангельской истории. Между тем значительность этого факта очень бы ослаблялась, если бы евангелист Марк ограничился только приведением свидетельства Ангела женщинам и ничего бы не сказал о явлении Христа по воскресении всем Его апостолам. Затем. Для объяснения отсутствия заключения к Евангелию Марка можно допустить одно из двух – если, конечно, признать более правильным свидетельство тех кодексов, где этого заключения не имеется, – или что заключение это бесследно затерялось, или же что Марк не сделал такого заключения, скончавшись в то время, когда ему еще приходилось дописывать свое Евангелие. Но оба эти предположения неприемлемы. Против второго говорит церковное предание, согласно которому Марк, окончив свое Евангелие в Риме, оставил этот город и отправился в Александрию, и там проповедовал (Евсевий Кесарийский, «Церковная история», 11, 16 и др. писатели). Из этого предания мы видим, что древней Церкви чужда была мысль о том, что Марк мог оставить свое Евангелие незаконченным. Что же касается первого предположения, то против него говорит невероятность такого окончания Евангелия, какое имеется в тех рукописях, где Евангелие кончается словами: «ибо они боялись». Но об этом сказано уже выше.

Что касается внутренних оснований, на которых основывает новейшая критика свое сомнение в подлинности последнего раздела Евангелия от Марка, то мы должны признать, что, действительно, не находим в этом разделе тех своеобразных черт стиля, какие вообще характеризуют евангелиста Марка, что здесь не встречается любимых Марком частиц «опять», «вдруг». Но нужно, с другой стороны, не упускать из внимания и того обстоятельства, что содержание этого раздела и не давало повода к употреблению указанных любимых Марком слов. Три явления Воскресшего изображены здесь в форме «лестницы», а эта форма Марку не чужда, и, с другой стороны, она требовала тех соединительных частиц (μετὰ ταῦτα и ὕστερον), которые он здесь употребляет вместо частицы «опять» (стихи 9, 12, 14). Также употребление глаголов ἀπιστεῖν и ἐφανερώθη, которые у Марка в других местах не встречаются, требуются здесь самим предметом повествования. Глагол ἀπιστεῖν мы находим также в Евангелии от Луки только в Лк. 24:11, 41 и глагол ἐφανερώθη в Евангелии от Иоанна только Ин. 21:1, именно в повествовании о явлениях Воскресшего. Глагол ἐθεάθη, также впервые употребленный здесь Марком (стих 11), является вполне точным обозначением созерцания людьми Воскресшего в Его прославленном теле. Трижды употребленный здесь Марком глагол πορεύεσθαι (стихи 10, 12, 15) также не может быть назван вполне чуждым Марку выражением, так как сложный глагол παραπορεύεσθαι употребляется им нередко (Мк. 2:23, 9:30, 11:20, 15:29). Притом этот глагол πορεύεσθαι является во всех трех случаях вполне подходящим термином. Остальные выражения, не встречающиеся прежде у Марка, или и не могли быть ранее употребляемы евангелистом (например, γλώσσαις λαλεῖ ν καιναῖς, – стих 15), или же представляют собой крайне незначительное отступление от встречающихся у Марка выражений (например, κόσμον ἅπαντα, стих 15, ср. с ὅλον τόν κόσμον в Мк. 15:36). Странным только представляется, что евангелист Марк употребляет в 9-м стихе выражение πρώτῃ σαββάτου – «в первый день недели», тогда как во 2-м стихе он употребляет о том же самом другое выражение τῇ μιᾷ σαββάτου. При этом выражение τὸ σάββατον в смысле «недели» у него, да и в других Евангелиях, не встречается, за исключением Лк. 18:12. Но и эта странность может быть объяснена тем, что в том кругу верующих, к которому принадлежал Марк, могло уже войти в употребление слово σάββατον в смысле «недели» и евангелист здесь употребил это, так сказать, новое выражение, тогда как во 2-м стихе употребляет другое, старое, параллельное выражение, которое, вероятно, употреблял апостол Петр, когда рассказывал Марку о Воскресении Христа.

Указывают еще на то, что евангелист упоминает об изгнании из Марии семи бесов (стих 9). «Зачем бы, – говорят, – Марку упоминать об этом, раз он уже сказал об этом прежде?» Но здесь это повторение весьма уместно. Евангелист хочет этим объяснить, почему Господь по Воскресении Своем явился именно, раньше чем другим, Марии Магдалине. Указывают затем на излишнюю краткость и неясность этого раздела. Но и раньше мы встречаем у Марка такое же краткое обозрение событий, именно, в рассказе о крещении и искушении Христа (Мк. 1:9-13), который, однако, критикой не признается неподлинным. Говорят еще, будто бы заключение Евангелия дает впечатление повествования, совершенно не имеющего отношения к предшествующему, оно будто бы возникло совершенно независимо от стихов 1–8 16-й главы. Но выражение 9-го стиха: «восстав же» (ἀναστάς δέ), напротив, говорит за то, что заключение писатель Евангелия намеревался поставить в связь с предыдущим. Он хочет сказать: «Доселе я говорил о Воскресении Христа, а теперь должен повествовать о Его явлениях».

С другой стороны, нельзя не отметить тех черт, имеющихся в заключении к Евангелию Марка, которые являются характерными вообще для всего Евангелия Марка. Так, в 9-м стихе евангелист опускает имя Иисус, как делает он и в других местах (Мк. 1:21, 2:1, 23, 3:1), называет учеников и последователей Христа: τοῖς μετ´ αὐτοῦ γενομένοις (стих 10), что напоминает собой выражение: οἱ παρ´ αὐτοῦ (Мк. 3:21), описывает порицание Христом «жестокосердия» учеников (стих 14), согласно с Мк. 6:52, 7:18, 13 и сл. Трудно сказать что-нибудь веское по вопросу о том, каким образом могло случиться то обстоятельство, что во многих древних кодексах заключение к Евангелию Марка оказалось опущенным. Может быть, некоторые переписчики намеренно его опустили, соблазняясь теми же соображениями, какие выставляет и новейшая критика...

Нужно заметить, что в некоторых древних кодексах вместо нашего заключения имеется более сокращенное, которое гласит: «а все, что им (женщинам) поручено было, они возвестили вкратце Петру и его сотоварищам. Потом же явился Иисус и послал Сам от восхода (солнца) до запада чрез них (т.е. через апостолов) святую и непрестающую проповедь о вечном спасении. Аминь». Есть еще краткое заключение к Евангелию Марка в сочинении блаженного Иеронима «Против Пелагия» (II, 15), представляющее собой продолжение 14-го стиха 16-й главы. Апостолы в этом заключении на упрек Господа в недостатке веры указывают на силу сатаны, от которого и просят Христа освободить их. Та же мысль проведена в памятнике христианской письменности, найденном в Египте в 1907 г. и известном под именем λογία. Здесь Христос в добавление к вышеприведенному у Иеронима говорит апостолам, что Он скоро поразит все враждебные силы. Понятно, что все эти заключения не имеют за себя никаких достаточных свидетельств в церковном предании.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Апостольские постановления

Справедливо Он говорит всем нам как посвященным о дарах Святого Духа: Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы . Прежде всего эти дары проявились в нас, апостолах, когда мы готовились проповедовать Евангелие всей твари; позднее же они должны были быть сообщены также тем, кто уверовал через нас. Не на пользу творящих их даны они были, но для убеждения неверующих, чтобы тех, кого не убедило слово, устыдила сила знамений.

Свт. Амвросий Медиоланский

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками

Бог послал апостолов, послал пророков и учителей, дал дар целительства, который, как ты уже знаешь, дается Духом Святым, дал многие языки. Однако не все - апостолы, не все - пророки, не все - учители, и не все, как Он говорит, имеют дар исцеления, и не все говорят на языках (ср. 1 Кор. 12:30). Ибо все дары Божии не могут пребывать в отдельном человеке. Каждый получает то, к чему стремится или чего заслуживает.

Отец поставил учителей, поставил их и Сын в Церкви. Как Отец наделяет даром исцеления, так и Сын. Как Отец дает дар языков, так и Сын подает обильно.

О Святом Духе.

Свт. Григорий Двоеслов

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками

Неужели, братья мои, вы так мало верите из-за того, что таких знамений не совершаете? Но они нужны были, когда Церковь создавалась: пока вера росла, ее надо было подкармливать чудесами. Вот и мы, когда сажаем виноградник, то поливаем его водой, пока не увидим, что растения прижились в земле; а как корень приживется, поливаем меньше… Совершающие эти внешние знамения жизнь вечную из-за них не обретают. Ведь эти телесные чудеса указывают на святость, однако святости не дают.

Следует тщательно поразмышлять об этих знамениях и силах. Конечно, Святая Церковь ныне духовно совершает то, что некогда совершала через апостолов телесно. Когда, священники ее, возлагая на верующих руки, благодатью изгнания бесов воспрещают злым духам обитать в их разуме, разве не бесов они изгоняют? Когда, оставляя мирские речи прежней жизни, верующие изрекают святые тайны и воздают, насколько могут, хвалу и силу своему Создателю, разве не на новых языках они говорят? Когда они своими добрыми наставлениями изгоняют зло из сердец других людей, не змей ли берут они?.. Не величественнее ли эти чудеса, потому что они духовные, потому что ими воскрешаются не тела, а души? Вот такие знамения, братья возлюбленные, вы совершите, если того пожелаете - Бог свидетель (ср. Пс. 90:13 , Ин. 14:12-14 , 1 Кор. 13).

Гомилии на Евангелия.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками

Между непостижимыми, чудными свойствами имени Иисуса находится свойство и сила изгонять бесов. Это свойство объявлено Самим Господом. Он сказал, что верующие в Него, «именем Его бесы ижденут ». На это свойство имени Иисуса необходимо обратить особенное внимание, потому что оно имеет важнейшее значение для упражняющихся молитвой Иисусовой. <…>

Молитва Иисусова и открывает присутствие бесов в человеке и изгоняет их из человека. При этом совершается нечто подобное тому, что совершилось при изгнании беса из беснующегося отрока, после преображения Господня. Когда отрок увидел пришедшего Господа, «дух стрясе » отрока, «и пад на земли, валяшеся, пены теща ». Когда Господь повелел духу выйти из отрока, дух, от злобы и лютости движения, при которых он вышел, возопил, сильно и продолжительно потрясал отрока, от чего отрок сделался как бы мертвым (Мк. 9:17 -27). Сила сатаны, пребывающая в человеке при его рассеянной жизни непримечаемой и непонимаемой, когда услышит имя Господа Иисуса, призываемое молящимся, приходит в смятение. Она воздвизает все страсти в человеке, посредством их приводит всего человека в страшное колебание, производит в теле различные, странные болезни. В этом смысле сказал преподобный Иоанн Пророк: «Нам немощным остается только прибегать к имени Иисуса: ибо страсти, как сказано, суть демоны – и исходят от призывания сего имени». Это значит: действие страстей и демонов – совокупное: демоны действуют посредством страстей. Когда увидим при упражнении Иисусовой молитвой особенное волнение и воскипение страстей, не придем от этого в уныние и недоумение. Напротив того, ободримся и уготовимся к подвигу к тщательнейшему молению именем Господа Иисуса, как получившие явственное знамение, что молитва Иисусова начала производить в нас свойственное ей действие.

Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 17-18 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы

Вера есть сила, и верою-силою человек вдвигается в новую сферу жизни по Боге, в жизнь Духа и Бога. В верующем сеется «семя Божие» , и он становится «рожденным от Бога» , и «Бог в нем пребывает» (1 Ин. 3:9 , 4:12) . А «что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» (1 Ин. 4:13) . Когда же верующий носит в себе от Духа Божия, тогда, конечно, он выше мира и его условных порядков, выше законов земли, «ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4) . Вот почему «рожденный от Бога побеждает мир» (1 Ин. 5:4) . При этой победе рожденного от Бога над миром зла совершенно естественны «знамения» , сопровождающие жизнь истинно верующего. Чем живее и глубже вера, чем решительнее вдвинут человек в стихию Духа, тем обязательнее «знамения» , сопровождающие его жизнь. Так жизнь праведника идет в бесконечном кольце этих «знамений» .

«О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего» (тропарь 9-й песни пасхального канона).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Блж. Феофилакт Болгарский

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками

Еп. Михаил (Лузин)

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками

Знамения верующим : и пр.: знамения или чудеса, которые будут свидетельствовать об истине проповедуемой и приемлемой веры, и будут вызваны силой этой веры для большего уверения верных и для большего убеждения к вере еще неверующих. Верующими здесь называется прежде всего сами Апостолы, первые проповедники Евангелия, которым и обещаются эти знамения, потом - и все истинно верующие, которые силой своей веры всегда могут совершать чудеса для высоких целей проповеди Евангелия и пользы верных. Это обетование относится впрочем преимущественно к первым проповедникам Евангелия и верующим, как и действительно мы видим преимущественно в истории первохристианской Церкви обилие чудес; но и во все времена даже до наших дней, чудеса в Церкви Христовой совершаются высоковерующими, святыми членами Церкви.

. Наконец, явил­ся самим один­надцати, воз­лежав­шим на вечери, и упрекал их за неверие и жестоко­сердие, что видев­шим Его воскресшего не по­верили.

И сказал им: идите по всему миру и про­поведуйте Евангелие всей твари.

Кто будет веро­вать и креститься, спасен будет; а кто не будет веро­вать, осужден будет.

Уверовав­ших же будут сопровождать сии знаме­ния: именем Мо­им будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;

будут брать змей; и если чтó смертоносное выпьют, не по­вредит им; воз­ложат руки на больных, и они будут здоровы.

И так Го­с­по­дь, по­сле беседования с ними, воз­несся на небо и воссел одесную Бога.

А они по­шли и про­поведовали везде, при Го­с­по­днем содействии и подкрепле­нии слова по­следу­ю­щими знаме­ниями. Аминь.

1. Что ученики медленно веровали воскресению Господню, причиной тому были не столько их колеблемость, сколько наша, так сказать, непоколебимость. Ибо самое воскресение, при их сомнении, подтверждено многими доказательствами. Когда мы, читая, узнаем о них, тогда что другое делаем, если не укрепляемся от их сомнения? – Ибо для меня Мария Магдалина, которая скоро уверовала, менее исполнила свой долг, нежели Фома, который долго сомневался, потому что он, сомневаясь, осязал признаки бывших ран и на нашем сердце очистил рану сомнения. Для внушения же нам истины воскресения Господня нам надобно заметить то, о чем повествует Лука, говоря: «и, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня» (). И немного ниже: «сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (). Замечайте слова, уразумевайте таинства. «Собрав их, Он повелел им» . Поел и вознесся для того именно, чтобы через действие ядения явна была истина плоти. А Марк упоминает, что прежде, нежели Господь возносится на небо, Он укоряет учеников за неверие и жестокосердие. В этом событии на что должно обратить внимание, если не на то, что Господь в это время укорил учеников для того, чтобы, по телесном оставлении их, слова, сказанные при отшествии, оставались в сердце их тверже напечатленными? – Итак, послушаем, что Он говорит этому укоренному их жестокосердию, повелевая: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» .

2. Неужели, братие мои, Св. Евангелие должно быть проповедано как вещам бесчувственным, так и бессловесным животным, так как будто об этом говорится ученикам: «проповедуйте Евангелие всей твари» Но именем «всей твари» означается человек. Ибо есть камни, но не живут, не чувствуют. Есть травы и дерева; они хотя и живут, но не чувствуют. Живут, говорю, не душой, но зеленостью; потому что и Павел говорит: «безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» (). Следовательно, то живет, что умирает для того, чтобы ожить. Итак, есть камни, но не живут. Есть дерева, которые, хотя и живут, но не чувствуют. Но есть бессловесные животные; они живут, чувствуют, но не мыслят. Но есть и Ангелы, (которые) живут, чувствуют и мыслят. Но от всякого творения нечто имеет человек. Ибо с камнями он имеет общее бытие, с деревами – жизнь, с животными – чувствование, с Ангелами – разумение. Итак, если человек имеет нечто общее со всей тварью, то поэтому-то под всею "тварию" и разумеется человек. Следовательно, Евангелие проповедуется «всей твари» , когда проповедуется одному только человеку; потому что принимает учение именно тот, для которого на земле все сотворено и которого не чуждо все, по некоторому сходству. – Под именем «всей твари» может быть еще обозначена всякая нация язычников. Ибо прежде было сказано: «на путь к язычникам не ходите» (). А ныне говорится: проповедите Евангелие всей твари, дабы проповедь Апостолов, прежде отвергнутая Иудеей, послужила нам во спасение именно тогда, когда та, по гордости, отвергла ее во свидетельство своего осуждения. Но когда Истина посылает учеников на проповедь, тогда что другое делает она в мире, если не рассевает зерна семени? И мало «зерен посылает в семени» для того, чтобы получить плоды многих жатв от нашей веры. Ибо во всей Вселенной не было бы столь великой жатвы верующих, если бы от руки Господней не присланы были на разумную землю оные избранные зерна проповедующих.

3. Далее следует: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» . Может быть, каждый из вас скажет самому себе: «Я уверовал, следовательно, спасен буду». Тот говорит истину, кто веру оправдывает делами. Ибо истинная вера состоит в том, чтобы выражаемому в словах не противоречили нравы. Поэтому-то о некоторых, ложно верующих, Павел говорит: «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (). Поэтому Иоанн говорит: «кто познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (). Если это так, то мы должны познавать истину веры нашей по суду о жизни нашей. Ибо мы тогда истинно верующие, когда в делах выражаем то, что обещаем на словах. Потому что в день крещения мы обещались отречься от всех дел древнего врага и от всех излишков. Итак, пусть каждый из вас обратит умственный взор на рассмотрение себя; и если он исполняет после Крещения то, что обещал до Крещения, то пусть радуется несомненности в том, что он уже верующий. Но вот кто ниспал до нечестивых дел, до пожелания мирской славы, тот не исполнил обещанного; посмотрим, сумеет ли он, по крайней мере, оплакать то, в чем согрешил. Ибо перед милосердым Судией и тот будет признан не обманщиком, кто возвращается к истине даже после лжи; потому что Всемогущий Бог, принимая добровольное наше покаяние, Сам скрывает на суде Своем то, в чем мы согрешили.

4. Затем следует: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» . – Неужели, братие мои, вы не веруете, потому что не творите этих знамений? – Но они были необходимы в начале Церкви. Ибо для того, чтобы Вера возрастала, надобно было воспитывать ее чудесами; потому что и мы, насаждая дерева, дотоле поливаем их водою, доколе уверимся, что они уже укрепились в земле; и если они пустили уже корень, то мы перестаем поливать. Поэтому и Павел говорит: «итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих» (). – Имеем и мы эти знамения и силы, если должны судить о них утонченно. Ибо Св. Церковь ежедневно творит духовно то, что телесно творила тогда через Апостолов. Ибо священники ее, по благодати для изгнания духов, возлагая руки на верующих и запрещая злым духам жить в сердцах их, что другое делают, если не изгоняют бесов? А те верующие, которые уже оставляют мирские слова ветхой жизни, а громко говорят о Святых Таинствах, повествуют, сколько могут, о славе и могуществе Своего Создателя, что другое делают, если не говорят новыми языками? – Добрыми своими увещаниями уничтожая злость в сердцах других, они истребляют змиев. А когда, слушая гибельные советы, не увлекаются однако же к нечестивому делу, тогда они, хотя и пьют смертное, но оно не вредит им. Те, которые как только увидят ближних своих ослабевающими в добром деле, всей силой содействуют им и примером своей деятельности подкрепляют жизнь тех, которые в своей деятельности колеблются, – что другое делают, если не возлагают руки на больных, чтобы эти (последние) были здоровы? – Эти именно чудеса тем важнее, чем духовнее, – тем важнее, что ими восстановляются не тела, а души. Эти-то знамения, братия мои, творите, если хотите, при помощи Божией. Ибо теми внешними знамениями не может быть поддерживаема жизнь в совершающих оные. Потому что те чудеса телесные показывают иногда святость, но не производят ее; а эти духовные, совершаемые в душе, не обнаруживают добродетели жизни, но производят ее. Те могут иметь и злые (люди), а эти могут совершать только добрые. Поэтому Истина о некоторых говорит: «многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (; ). Итак, возлюбленнейшая братия, не любите знамений, которые могут быть почитаемы общими с нечестивыми; но любите те чудеса любви и благочестия, о которых теперь только мы сказали; они тем безопаснее, чем сокровеннее: и за них у Господа тем большее должно быть воздаяние, чем у людей меньшая слава.

5. Далее следует: «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» . В Ветхом Завете узнали мы, что Илия восхищен был на небо. Но иное небо воздушное, а иное – эфирное. Потому что небо воздушное близко к земле: поэтому мы и птиц называем небесными, потому что видим их летающими по воздуху. Итак, Илия вознесся на небо воздушное так, что внезапно был отведен в некоторую потаенную область Вселенной, в которой жил бы уже в великом спокойствии плоти и духа дотоле, доколе при кончине мира не возвратится назад и не заплатит долг смерти. Ибо он разорвал смерть, но не убежал (от нее). А Искупитель наш, не разорвал, но победил, и Воскресением попрал ее, и славу Воскресения Своего проявил Вознесением – И надобно заметить, что об Илии повествуется, что он вознесся на колеснице, дабы ясно показать, что чистый человек имел нужду в посторонней помощи. Потому что через Ангелов устроена и показана эта помощь, так как и на воздушное небо не мог сам собой вознестись тот, кого тяготила слабость природы его. Но об Искупителе нашем повествуется, что Он вознесся не на колеснице, не на Ангелах, потому что Своей силой возносился Тот, Кто все сотворил и выше всего. Ибо Он возвращался туда, где был, и возвращался оттуда, где имел временное пребывание, потому что когда Он по человечеству возносился на небо, тогда по Божеству Своему равно содержал и землю, и небо.

6. Но как Иосиф, проданный братьями, предобразовал продажу нашего Искупителя, так «преложенный» Енох и «взятый» на воздушное небо Илия предобразовали вознесение Господне. Следовательно, Господь имел провозвестников и свидетелей Своего вознесения, – одного прежде Закона, другого под законом, – для того, чтобы прийти Самому, Могущему уже истинно пройти небеса. Поэтому-то и самый порядок в вознесении их, – и того, и другого, – различается некоторыми степенями. Ибо повествуется, что Енох "преложен" (), а Илия "взят" (), дабы после прийти Тому, Кто ни "преложен" , ни "взят" , но Своей силой проник бы в эфирное небо. Чтобы даровать нам, верующим в Него, и чистоту плоти, и через то возрастить силу чистоты через «продолжение времен» , Господь показывает это в самом даже вознесении тех, которые предобразовали Вознесение Господне, именно, как слуги, и в Себе Самом, возносящимся на небо. Ибо Енох имел жену и детей, а об Илии повествуется, что он не имел ни жены, ни детей. Итак, обсудите, каким образом постепенно возрастает чистота святости; потому что это ясно открывается и через вознесенных слуг, и лично через возносящегося Господа. Ибо Енох, и рожденный от соития и рождавший через соитие, – "преложен" . Илия, рожденный от соития, но не рождавший через соитие, – "взят" . Но Господь ни рождавший через соитие, ни рожденный от соития, – "вознесся" .

7. Но нам надобно размыслить о том, что значат Марковы слова: «сел одесную Бога» , а Стефан говорит: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (). Что значит, что, по свидетельству Марка, Он сидит, а Стефан видит Его стоящим? Но вы, братие, знаете что сидеть свойственно Судии, а стоять – сражающемуся или помогающему. Итак, поскольку Искупитель наш вознесся на небо и ныне все судит, а в конце явится Судиею всех, то Марк, по вознесении, описывает Его сидящим, потому что после славы вознесения Его, наконец увидят Его Судиею. А Стефан, поставленный на подвиг сражения, видел стоящим Того, Кого имел Помощником, потому что Сей сражался за него с неба, дабы он на земле победил неверие гонителей.

8. Далее следует: «они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» . На что надобно здесь обратить внимание, что заслуживало бы памятования, если не на то, что за повелением следовало повиновение, а за повиновением (последовали) знамения? Но поскольку мы, при помощи Божией, кратко пробегаем Евангельское чтение изъяснением, то остается сказать нечто о самом величии такого торжества.

9. Но первый вопрос представляется нам следующим: что бы это значило, что при рождении Господа являлись Ангелы, но не говорится, что они являлись в белых одеждах, а при вознесении Господнем повествуется, что посланные Ангелы явились в белых одеждах? Ибо так написано: «сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде» (). Но в белых одеждах выражается радость и торжество души. Итак, почему Ангелы при рождении Господа являются не в белых одеждах, а при вознесении Господнем в одеждах белых, если не потому, что великое торжество у Ангелов было тогда, когда Богочеловек проник в небеса? Потому что при рождении Господа Божество казалось уничиженным, а при вознесении Господнем человечество возвышено. Ибо белые одежды более приличествуют возвышению, нежели уничижению. Итак, при вознесении Ангелы должны быть видимы в белых одеждах: потому что Бог, Который в рождестве Своем явился уничиженным, в вознесении Своем явился Человеком превознесенным.

10. Но на этом торжестве нам особенно надобно подумать о том, возлюбленнейшая братия, что сегодня истреблено рукописание нашего осуждения, отменен приговор на наше повреждение. Ибо та природа, которой сказано: «ибо прах ты и в прах возвратишься» (), сегодня вознеслась на небо. Ибо за это самое возвышение нашей плоти блаженный Иов образно называет Господа птицей. Поскольку он предвидел, что Иудея не уразумеет тайны вознесения Его, то произнес суд о неверии ее, говоря: «стези туда не знает хищная птица, и не видал ее глаз коршуна» (). Ибо правильно Господь наименован птицею, потому что он плотское тело уравновесил с эфиром. Стезю этой птицы не познал тот, кто не уверовал в вознесение Его на небо. Об этом торжестве через Псалмопевца говорится: «величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!» (). О нем еще говорится: «восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном» (). И еще о нем же сказано: «ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков» (). Потому что, восходя на высоту, Он вел с Собой плененную пленницу, ибо наше повреждение Он пленил силой Своей невредимости. А дал дарования людям потому, что, послав свыше Духа, Он даровал иному слово премудрости, другому слово знания, иному благодать добродетелей, иному благодать врачеваний, иному разные языки, иному истолкование языков (). Итак, Он дал дарования людям. Об этой славе вознесения Его и Аввакум говорит: «солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих» (). Кто обозначается именем солнца, если не Господь, и кто – именем луны, если не Церковь? Ибо доколе Господь не вознесся на небеса, Святая Церковь Его, противная миру, отовсюду была объята страхом; а после Вознесения Его, она укрепилась, открыто проповедала то, чему тайно веровала. Итак, «солнце и луна остановились на месте своем» , потому что когда Господь вознесся на небо, тогда Святая Церковь Его возросла «силою проповеди». Поэтому голосом той же Церкви через Соломона говорится: «вот, он идет, скачет по горам, прыгает по холмам» (). Ибо она обсудила высокость столь многих дел и говорит: «вот, он идет, скачет по горам» . Потому что шествуя к искуплению нашему, Он делал некоторые, так сказать, "скачки" . Хотите ли, возлюбленнейшая братия, знать о "скачках" Его? С неба перешел Он в чрево, из чрева перешел в ясли, из яслей перешел на Крест, с Креста перешел во гроб, из гроба возвратился на небо. Вот, явившаяся во плоти Истина для того чтобы расположить нас к последованию за Ней, сделала для нас некоторые скачки; потому что Он скакал, «радуется, как исполин, пробежать» (), для того, чтобы мы от сердца говорили Ему: «влеки меня, мы побежим за тобою; – царь ввел меня в чертоги свои, – будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!» ().

11. Посему, возлюбленнейшая братия, нам должно сердцем последовать туда, куда, по вере нашей, Он вознесся с телом. Будем убегать земных пожеланий; да ничто уже на земле не услаждает нас, имеющих Отца на небе. И об этом надобно нам особенно подумать, потому что Тот, Кто возносится кротким, возвратится страшным; и что Он заповедал нам с кротостью, в том потребует от нас отчета со строгостью. Итак, никто не должен пренебрегать временами, дарованными для покаяния, никто не должен оставлять без внимания заботы о себе, сколько может, потому что Искупитель наш тем строже придет тогда на суд, чем более имел долготерпения прежде суда. Итак, братие, об этом вы помышляйте сами с собой – это обсуживайте в уме тщательным размышлением. Хотя душа еще волнуется от возмущений вещей, однако вы уже закидывайте якорь надежды вашей в Вечную Жизнь, внимание ума крепко содержите в Истинном Свете. Вот мы слышали, что Господь вознесся на небо. Итак, будем сохранять в мыслях то, чему веруем. И если слабостью тела мы еще удерживаемся здесь, то последуем за Ним, по крайней мере, любовью. Не презирает нашего желания Сам Тот, Кто дал его, – Господь наш , Который живет и царствует с Богом Отцом, в единении Св. Духа, Бог, через все веки веков. Аминь.