Убитая сыном актриса завьялова голодала, хоронить было не на что. Александра завьялова умерла от рук сына Актриса завьялова личная жизнь

3 февраля в Санкт-Петербурге на Выборгской стороне разыгралась страшная трагедия. В своей квартире была убита актриса Александра ЗАВЬЯЛОВА. Ту самую Пистимею из фильма «Тени исчезают в полдень» зарезал собственный сын в состоянии алкогольного опьянения (следственные органы уже предъявили обвинение 40-летнему Петру ЗАВЬЯЛОВУ в убийстве матери и заключили его под стражу). Дочь актрисы Татьяна, питерская художница и дизайнер, поначалу попыталась скрыть подробности кровавой драмы.

Всюду вранье у Татьяны, - выпалила в негодовании сотрудница питерского отделения Союза Кинематографистов Анна Татаринцева . – Таня прибежала ко мне вся в слезах, сказала, что мама умерла у нее на руках. А через два часа после ее ухода я узнала об этой страшной трагедии. Соседи из дома напротив позвонили нам в Союз кинематографистов и рассказали, что по адресу Гаврская 6, убита актриса Александра Завьялова . Я тут же набрала номер ее дочери. «Ой, - запричитала она сквозь слезы, - Анна Григорьевна, я соврала! Извините, но я не знала, как рассказать о том, что брат зарезал маму. Он позвонил мне ночью и признался, что натворил. Мы с мужем тут же собрались и рванули к ним на квартиру. Через двадцать минут были уже на месте. Увидев маму, я поняла, что медики смогут лишь зафиксировать ее смерть. Все выглядело ужасно. Тело мамы увезли в морг, а Петра погрузили в полицейский бобик и отправили в отделение».

Она ни разу не обмолвилась о том, что ее мать живет в страшных условиях (с сыном-алкоголиком – М.С.Ш. ) А у нас же есть возможность и лечение организовать, и в Дом престарелых, если нужно, определить. Откликнулись мы и на просьбу Татьяны помочь ей с похоронами. Союз кинематографистов написал ходатайства на несколько кладбищ. В результате место нашлось на Смоленском. Там, в воскресенье, Александру Семеновну Завьялову отпели и похоронили. Светлая ей память!

ТАЛАНТ ПОЛЫХАЛ ЯРКО, НО НЕДОЛГО

Евгений ЛЕОНОВ-ГЛАДЫШЕВ, экс-президент Гильдии киноактеров Санкт-Петербурга:

Александра Завьялова, к сожалению, страдала серьезным заболеванием. Когда начинался рецидив, она пропадала на шесть-восемь месяцев, иногда на год. Говорила, что за ней до сих пор следит КГБ... Как-то мы решили устроить ей творческий вечер в Доме кино. Собрался полный зал, а она не пришла... Однажды я пожурил ее сына: «Что же маме не помогаете? Она же иногда попросту голодает». Он отмолчался. Это странный молодой человек без определенных занятий... Мне жаль до слез Александру Семеновну: талант ее, как Северное сияние, полыхал ярко, но недолго.

3 февраля в Санкт-Петербурге была убита актриса Александра Завьялова. Всенародную известность она приобрела, когда сыграла роль суровой Пистимеи в монументальном советском сериале «Тени исчезают в полдень».
Как подозревают следователи, за сутки до 80-летия ее зарезал в собственной квартире 40-летний сын, якобы находившийся в состоянии опьянения. Но люди, хорошо знавшие Петра ЗАВЬЯЛОВА и его знаменитую маму - соседи по дому №6 по Гаврской улице, не могут в это поверить.

В последние годы звезду советского экрана было не узнать.
- Накануне гибели Завьяловой по телевизору показали документальный фильм «Затворница», посвященный ее юбилею, - рассказывает соседкаАлиса Юровская. - Ленту снимали в загородном доме дочери актрисы Татьяны, старшей сестры Петра. «Пистимея» на экране выглядела ухоженной, расхаживала в добротной одежде, хотя мы давно привыкли видеть ее в совершенно ином образе. Это раньше она шиковала, наряжалась в элегантные платья и сапоги со стразами, а потом вдруг перестала следить за собой: без зубов, всклокоченная. В таком виде и бегала по району. Именно бегала. С тех пор как у нее обнаружили душевный недуг, в моменты обострения Александра Семеновна передвигалась очень быстро.
По словам Юровской, погасшая звезда кино (последний раз Завьялова сыграла в начале 90-х в сериале «Белые одежды»), несмотря на свой преклонный возраст, обладала недюжинной силой.
- Однажды я от нее пострадала, - вздыхает Алиса Юрьевна. - Встретились около входной двери. Мне бы подождать, пока она уйдет, а я уставшая была после работы, вот и шагнула за ней. Ну, она и заехала мне со всей силы железной дверью по ноге. С тех пор палец так и остался изуродованным.
Из всех родственников рядом с матерью постоянно оставался только сын Петр. А старшая дочь, которая давно вышла замуж и завела свою семью, по словам соседей, навещала Александру Семеновну и брата очень редко.


Председатель правления дома, где жили ЗАВЬЯЛОВЫ, написала для суда положительную характеристику на Петра
- «Пистимея» дожила до преклонных лет именно благодаря Пете, - считает Юровская. - Он не хотел определять мать на постоянное лечение в специализированную клинику, хотя я неоднократно ему советовала. «Не могу этого допустить, ведь она моя мать!» - качал головой сосед. И делился, что перед глазами постоянно всплывает картинка из детства, как на глазах у него, четырехлетнего мальчишки, санитары тащили родительницу в психушку, когда у нее случилось первое обострение. А его самого отправили в дом малютки, где он пробыл месяц. Алиса Юрьевна заверила, что очень переживает и за то, что дочка актрисы Татьяна недавно отвела мать к нотариусу и оформила на себя дарственную на ее с Петром квартиру.
- С этим должны разобраться эксперты, - продолжает соседка. - Нужно выяснить, была ли адекватна Александра Семеновна в момент подписания документов. Обидно, что Петя теперь никаких прав на свою квартиру не имеет. Где же он будет жить, когда выйдет из тюрьмы? Ведь пока недвижимость можно сдавать, а вырученные деньги тратить на адвокатов. Сестра же отказалась нанимать защитника для брата. «Что от государства заключенному положено, то пусть и будет», - сказала она. Узнав об этом, добрые люди скинулись на хорошего адвоката. Мы, соседи, Петру посылки отправляем в СИЗО, а еще написали коллективное ходатайство в суд, что Петя не мог совершить умышленное убийство родительницы. Его подписали 30 жильцов. Лично я знаю Завьялова много лет. Видела его и трезвым, и пьяным, сидела с ним за одним столом, но совершенно не помню его агрессивным. И хотя ему было очень тяжело жить с больной матерью, он ее любил. Что трудно сказать про Татьяну. Знаете, как она отреагировала на звонки соседей, пытавшихся выразить ей соболезнования? Язвительно заявляла, что люди в доме живут странные и «все вынюхивают».


Заботы по уходу за больной матерью Татьяна взвалила на брата. Сейчас сестра признана потерпевшей по делу об убийстве мамы, в котором обвиняется Пётр (в круге). Фото Руслана ВОРОНОГО

Уколы от агрессии

Другой сосед Завьяловых, Дмитрий Голубовский, тоже не может поверить в виновность Петра:
- Он прекрасный человек, деликатный, отзывчивый, всегда помогал окружающим. Кому сумки донесет, кому мебель передвинет. Причем денег за свои услуги не брал, хотя они с матерью часто голодали: сестра отобрала у матери банковскую карточку, куда переводили пенсию, а Петр нигде постоянно не работал, перебивался случайными заработками, так как с мамой надо было сидеть 24 часа в сутки. Из-за нехватки еды у артистки и ее сына даже конфликты случались. Петя рассказывал, что стоит наварить (он прекрасно готовит) несколько литров супа в расчете на три дня, как тот к утру скисает. А все потому, что мама не из тарелки ест, а прямо из кастрюли.


Письмо Петра из «Крестов» своей подруге
В основном Александра Семеновна проводила время в своей комнате у радиоприемника. Слушала или с ним разговаривала. В периоды обострений болезни она бегала вокруг дома и просила прохожих «отвезти ее к мужу в Америку». Или пыталась позвонить в США по домофону.
Личную жизнь Петька не устроил. Первая его жена Жанна была очень хорошим человеком. Увы, она умерла. «Пистимея» ненавидела невестку и даже внука - Жанниного с Петей сына. Другая зазноба Пети работала медсестрой. Мой друг был раздавлен, когда та его оставила. А последняя его девушка, Катя, ушла от Завьялова год назад. Когда они жили вместе, Петя завел собаку, которой радовался, как ребенок… К несчастью, всем его вторым половинкам не давала покоя его мама.
Еще одна жительница дома, Анастасия Виноградова, согласна с соседями:
- По моим наблюдениям, Александра Семеновна, светлая ей память, была очень тяжелым человеком. Наверное, из-за душевной болезни, - вздыхает она. - Женщина много раз лежала в клинике, а в последнее время стала очень агрессивной. Петя водил маму на уколы, которые хотя бы на время снимали у нее это состояние. Не верится, что убийство совершил Петр. Это добрейший человек. Если он выпивал, то становился совсем мягким и всех жалел.



Оксана ШИШКОВА, адвокат Петра ЗАВЬЯЛОВА:

- Сейчас проводится предварительное следствие. Своей вины мой доверитель не отрицает. Момента нанесения удара Петр Завьялов не помнит. Он мне пересказывал свою жизнь. Обстоятельства жизни обвиняемого будут учитываться в суде. Пока я не буду пересказывать вам свои беседы с Петром… Он обвиняется по статье 105 Ч.1 УК РФ, по которой предусмотрено наказание от шести до 15 лет лишения свободы. Да, разрыв огромный, поэтому все будет зависеть от изучения личности, обстоятельств, как все произошло. Будут проведены ряд экспертиз, в том числе психиатрическая. Будет приниматься к сведению мнение потерпевшей стороны. Потерпевшей по делу признана Бучкина Татьяна Дмитриевна, сестра моего доверителя.

Дмитрий, внук Александры ЗАВЬЯЛОВОЙ:

- Пока ничего не буду говорить. Вся информация секретная. Мы обязательно наймем адвоката для Пети. Никто его не бросал. Передачу передали, общались с ним через стекло. Но это делал не я и не моя мама, а там… люди есть.

Яркие роли сильных героинь мгновенно снискали для Александры Завьяловой славу «звезды» советского кино. Вершиной ее творчества стала роль монахини Пистимеи в эпопее «Тени исчезают в полдень», а затем актриса исчезла с экранов. Негласный бойкот, объявленный режиссерами и студиями, продолжался десятилетия.

Уже в пожилом возрасте Завьялова сыграла в картине «Белые одежды», но после вновь наступило забвение. Трагическая судьба артистки, так и не сумевшей оправиться от творческой изоляции, оборвалась не менее печально. Она была убита накануне дня рождения, и в преступлении обвинили ее собственного сына.

Детство и юность

Родилась Александра Семеновна Завьялова в 1936 году в семье крестьян села Титовки в Тамбовской области. Дата рождения – 4 февраля. Училась девочка средне, могла пропустить урок или не выполнить домашнее задание. Как вспоминают земляки будущей артистки в документальном фильме «Александра Завьялова. Затворница» (ТВЦ), Саша была «боевой, с наглинкой».


Уже в школьные годы с удовольствием участвовала в постановках, концертах, выступлениях, читала стихи и, рассказывая истории, показывала их в лицах. Девочка нравилась многим одноклассникам, но мальчики подойти к ней боялись.

Окончив школу, девушка перебирается в Ленинград и поступает в театральный институт (позднее переименован в ЛГИТМиК). Учась здесь, она не мыслит себя актрисой кино – ее привлекает работа на театральных подмостках. И когда по распределению ей достается служба в Драмтеатре Бреста, Завьялова довольна поворотом судьбы.

Фильмы

Играя в театре, актриса отвергает предложения сняться в кино. Но режиссеру Александру Зархи удается уговорить артистку: в независимой Александре кинематографист видит своенравную Лену, героиню его предстоящего фильма «Люди на мосту». И точно: прилетевшая на съемки в Красноярск Завьялова столь удачно попадает в образ, что следом за ней в Сибирь прибывает увидевший отснятый материал сценарист Сергей Антонов. Позднее он вспомнит, что воплощенная Завьяловой героиня оказалась живее и объемнее, чем созданный им образ.


Уже в Москве Антонов знакомит Александру с писателями и мастерами кино. Ее поклонниками становятся и . После дебюта в 1959 году предложения по съемкам сыплются на 23-летнюю актрису как из рога изобилия. В том же году выпускает «Песню о Кольцове» - биографическую ленту о поэте, где Завьяловой снова достается главная женская роль.

В 1960 году биография артистки пополняется сразу тремя фильмами, самым заметным из которых становится «Алешкина любовь». Мелодраму, снятую двумя режиссерами под руководством , посмотрели 24 миллиона зрителей. Александра Завьялова, снявшаяся в картине со знаменитым , превращается в звезду советского кинематографа.


Ее лицо не сходит с обложек журналов и первых полос газет. Актрису снимает фотограф американского «Лайфа», работающий только с главами государств и голливудскими артистами. Фотосессия проводится в одном из номеров гостиницы «Националь». Во время кинофестиваля в Москве ее приглашают на званый ужин в посольстве США.

Любимой ролью актрисы становится Фро – главная героиня одноименного фильма Резо Эсадзе. Основа сценария – рассказ . В отличие от предыдущих работ, когда Завьяловой доставались своенравные, сложные персонажи, в мелодраме Эсадзе она играет нежную, любящую героиню. Ради этой роли Александра соглашается стать блондинкой.


Роман с режиссером картины привел к тому, что в 1967 году Завьялова появляется в другой его ленте – фильме «Четыре страницы одной молодой жизни». Но пиком карьеры становится многосерийная картина « », показывающая жизнь народа в первой половине 20-го столетия.

Игра Завьяловой, которую приглашают на роль Серафимы Клычковой, впечатляет не только создателей фильма, но и коллег актрисы по съемочной площадке. В интервью для фильма «Затворница» артисты рассказывают, что Александра Семеновна не играла, а действительно проживала перед камерой каждый эпизод.


При этом ей удавалось передать нюансы возраста: в первых сериях Серафима предстает 17-летней наследницей владельца сибирских приисков, а по ходу фильма превращается в злобную, отталкивающую старуху-монахиню.

После громкого успеха обрушивается тишина: Завьялова вдруг оказывается в негласной изоляции. Ей больше не предлагают ролей, не приглашают на светские мероприятия. Артистка переживает сильнейший кризис. Пытаясь выбраться из него, несколькими годами позже Завьялова посещает киностудии, но никто не дает ясного ответа о причине негласного бойкота.


Только 30 лет спустя, когда артистку приглашают на встречу с поклонниками кино, ее замечает режиссер Леонид Белозорович. Кинематографист включает Завьялову в актерский состав предстоящей ленты «Белые одежды» с и в главных ролях. Увы, это возвращение на экран в 1992 году оказывается для актрисы последним. Больше Александра Семеновна не снимается.

Личная жизнь

Еще в годы учебы в институте Александра знакомится с будущим супругом Дмитрием Бучкиным. Молодой человек учился в художественном училище имени В. И. Мухиной, куда студентки ЛГИТМиКа приходили на культурно-массовые мероприятия. В 1963 году пара женится, хотя родители Дмитрия выступают против его выбора, предвидя будущие трудности.


В том же году на свет появляется дочь Таня. Заботясь о ней, Александра делает паузу в карьере. Но уже в следующем году у нее разгорается роман с Резо Эсадзе. Завьялова признается в этих чувствах супругу, и, несмотря на маленькую дочь, пара решает развестись спустя два года после регистрации брака.

Отношения с Эсадзе оказываются такими же недолговечными. С одной стороны, Завьялову не устраивает ревность возлюбленного, с другой – дочь Татьяна отказывается воспринимать нового спутника мамы как отца. Пара расстается.


Следующий роман Завьяловой стоит ей карьеры. Вскруживший ей голову бизнесмен из США проводит с актрисой две недели в Одессе. Однако обоим ясно, что роман обречен: Александра не переедет в Америку, ее избранник не останется в СССР.

После того как иностранец возвращается на родину, Завьялову вызывают на допрос в КГБ, а после устанавливают слежку. Случайно или нет, поток предложений по съемкам иссякает после допроса в правоохранительных органах.


В 1976 году у Александры рождается сын Петр. Кто отец ребенка, актриса не признается ни журналистам, ни родным. В 90-е мамой становится Татьяна – у Завьяловой появляются внук Дмитрий и внучка Дарина. А в последние годы жизни актрисы в семье Дмитрия рождается правнучка Александры, названная Анной.

Смерть Александры Завьяловой

В 2016 году, накануне 80-летия, актрису в принадлежащей ей квартире. Смерть наступила от раны, нанесенной ножом. Как позднее выяснили следователи, трагедия разыгралась в момент ссоры матери с сыном. Известно, что Петр присваивал деньги, которые выделяли Завьяловой в качестве материальной помощи.

Документальный фильм «Александра Завьялова. Затворница»

В убийстве признали виновным Петра. Приговором суда ему определен . Восемь лет сын Александры проведет в колонии строгого режима.


Могила актрисы находится на Смоленском кладбище в Северной столице. Средства на похороны собирал Союз кинематографистов.

Фильмография

  • 1959 – «Люди на мосту»
  • 1959 – «Песня о Кольцове»
  • 1960 – «Алешкина любовь»
  • 1960 – «Ждите писем»
  • 1964 – «Фро»
  • 1967 – «Клятва Гиппократа»
  • 1967 – «Сергей Лазо»
  • 1971 – «Тени исчезают в полдень»
  • 1992 – «Белые одежды»

ГСУ СКР по Санкт-Петербургу подтвердило данные о гибели исполнительницы одной из главных ролей в известном советском фильме "Тени исчезают в полдень". За два дня до 80-летия Александры Завьяловой ее убил сын.

"Около часа ночи в своей квартире дома 6 по Гаврской улице 40-летний неработающий гражданин во время внезапно возникшей ссоры ножом убил свою 79-летнюю мать. Подозреваемый задержан сотрудниками УМВД России по Выборгскому району на месте происшествия, по сообщению граждан", - сообщили в ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области.

Как стало известно следователям, Петр Завьялов нередко злоупотреблял спиртным. В ночь на 3 февраля мужчина также был пьян. Он находился дома с матерью - заслуженной артисткой России. Между ними произошел конфликт, и сын ударил актрису ножом. Она скончалась на месте.

Завьялов плохо помнит, как и почему зарезал мать. Утром он позвонил сестре и сообщил, что "похоже, убил мать".

Он уже дал признательные показания. Возбуждено уголовное дело по статье 105 УК РФ ("Убийство"), мужчине предъявлены обвинения.

Завьялов арестован. Следователи разбираются в обстоятельствах дела.

По некоторым данным, Завьялов работал на строительстве. Однако знакомые семьи утверждают, что актриса с сыном жили бедно и часто конфликтовали - нередко в нетрезвом состоянии Петр бил мать.

У Александры Завьяловой была еще дочь Татьяна.

Актриса сыграла в кино немало запоминающихся ролей. А фильм "Люди на мосту", снятый Александром Зархи, моментально сделал 23-летнюю актрису известной.

Также Завьялова была занята в таких картинах, как "Люди на мосту", "Ждите писем", "Хлеб и розы", "Будни и праздники".

Фото актрисы постоянно появлялись на обложках журнала "Советский экран", а однажды ее снимок попал на обложку американского журнала Life.

В 1969 г. она начала сниматься в фильме, который стал одновременно и пиком ее карьеры, и ее финальным аккордом.

В нем 34-летняя Завьялова исполнила роль одной из главных героинь - Серафимы Клычковой (Пистимеи Морозовой), причем в первой серии ей пришлось играть 17-летнюю девушку, а в последней серии по сценарию ей было уже 70 лет.

Лента вышла автобиографичной для Завьяловой: отец актрисы, как и отец ее экранной героини, был выходцем из богатого купеческого рода и также был раскулачен после революции.

Фильм, вышедший на экраны в 1971 г., оказался последним в жизни Александры Завьяловой - после него актрису не снимали более 20 лет.

Отсутствие ролей и тоска по сцене вылились в глубокую депрессию, в результате чего женщина на несколько месяцев попала в психиатрическую больницу. "Что я там вытерпела, страшно вспоминать. Мне не давали спать. Делали укол со снотворным, а потом будили. Детей ко мне не пускали. Я кричала, умоляла, но они закрывали двери", - рассказывала актриса.

В 1994 г. Завьялова была удостоена звания заслуженной артистки России. Однако это не сильно отразилось на ее жизни: женщине приходилось выживать на крошечную пенсию.

В последнее время она крайне редко выходила из квартиры и почти не давала интервью.

Звезду сериала «Тени исчезают в полдень» два года держали в психиатрической больнице

Слава пришла к Александре ЗАВЬЯЛОВОЙ после роли Пистимеи в многосерийной ленте «Тени исчезают в полдень». Ее не по-советски красивое лицо украшало обложки западных журналов, критики прочили ошеломляющую карьеру, а мужчины мечтали взглянуть на нее вживую хоть одним глазком. Но прошло два года, и актриса перестала появляться на экране. Об этом ходило много слухов, потом и они затихли. Остался только один - Завьялова ушла в монастырь и дала обет молчания. Накануне ее 75-летия, которое Александра Семеновна отметит 4 февраля, «Экспресс газете» удалось разыскать одну из самых загадочных актрис советского кино.

Телефон Александры Завьяловой в ее петербургской квартире на Выборгской стороне упорно не отвечал. Свет в окнах не горел, а соседи уверяли, что Александра Семеновна здесь давно не была - переписала жилплощадь на сына Петю, который вроде бы работает охранником.

Да вот он и сам, - показали нам на приближающегося крепкого молодого человека.

Все вопросы про маму задавайте моей сестре Татьяне, она ею занимается,- пробурчал Петр и, протянув листок с мобильным телефоном сестры, скрылся в парадном.

Старшая дочь Завьяловой, питерский художник Татьяна Бучкина , уверила, что Александра Семеновна живет не в монастыре, а на даче, но разговаривать с журналистами не может.

Ей трудно говорить. У нее нет зубов. Не успели вставить к юбилею, - объяснила Бучкина. - Если хотите поговорить с мамой, то можете сделать это по Интернету. Она умеет пользоваться. Мы с ней сейчас потихоньку пишем книгу ее воспоминаний. К сожалению, память у нее уже не та, какие-то события она уже вспоминает с трудом. У мамы же была страшная депрессия из-за того, что ее перестали снимать. Успех после картины «Тени исчезают в полдень» был ошеломительным. Но ей больше не предлагали главные роли. Актрисе с такой внешностью очень тяжело было в советское время. По типажу она не трактористка, не доярка и не передовик производства.

Выход для нее был: ей надо было соглашаться на любую работу, но она этого не делала, решив, что героини второго плана не для нее. Она нашла спасение для себя в материнстве. Ей казалось это очень правильным поступком. Однажды она поехала к себе на родину, познакомилась там с каким-то молодым красавцем и в 39 лет родила от него Петю. Отца Петра она больше никогда не видела. Петя уже не помнит маму здоровой. Все хлопоты по воспитанию ребенка легли на мои плечи. Петр может быть хорошим и интеллигентным, но до тех пор, пока не выпьет. Очень жалко, что в то время я была еще ребенком и не понимала, как ее поддержать. Мой папа, известный художник Дмитрий Бучкин , тоже ничего не смог сделать. У них сохранились хорошие отношения, но прожили они всего два года. Сейчас папе 84 года, я ему тоже помогаю. Вам он ничего не расскажет, кроме того, что у него маленькая пенсия.

Меня пугает наш кинематограф

Из-за отсутствия зубов Александре Завьяловой пока сложно разговаривать, кроме того, актриса стесняется своего временно непрезентабельного вида. Зато она с удовольствием пользуется новыми технологиями и любит Интернет. С его помощью мы и «поговорили».

- Александра Семеновна, как вы собираетесь отметить свой день рождения?

Пышных торжеств не будет. Все-таки женщине о том, сколько ей лет, лучше не вспоминать. А черту под своей жизнью я еще не подвожу... Соберемся в кругу своей семьи. У меня двое прекрасных детей - дочь Татьяна и сын Петр. Татьяна подарила мне замечательных и красивых внуков - Дмитрия и Дашеньку. Дочь моя - молодец, всего в жизни достигла сама, я ничем ей помочь не могла. Сегодня Татьяна - состоявшийся и востребованный художник-дизайнер. Как она при этом успевает заниматься детьми и мужем, для меня загадка. Я, к сожалению, никогда не могла совместить семью с профессией. К счастью, по моим стопам пока никто не пошел. Я бы для своих родных этой судьбы не хотела.

- Ваша самая яркая роль - Пистимея в сериале «Тени исчезают в полдень»...

Роль Пистимеи - это большая проверка на талант и индивидуальность. Ведь мне пришлось играть три возраста: в начале фильма моей Серафиме-Пистимее - 17, затем я играла 40-летнюю женщину, а в конце фильма гримеры меня превращали в 70-летнюю. Я никогда не ассоциировала себя со своими героинями. Просто была художником, создавала образ и работала на площадке с полной отдачей. Помню, снимали сцену, когда Устин Макарович смотрит на Пистимею 70-летнюю, а ему мерещится она же, но молодая. Тогда мне делали сразу два грима - для старой и молодой. Вернувшись в гостиницу, я обнаружила, что все морщины на месте, не исчезли они и утром. Срочно побежала к гримеру с криками: «Что ты со мной сделала? Я навечно останусь старухой?»

А в картине «Алешкина любовь» я играла с Леонидом Быковым . Жена Лени страшно ревновала меня. Она даже приехала на съемку вместе с мужем. Но для ревности не было причин. Леня был очень порядочный человек и прекрасный семьянин. Фильм имел оглушительный успех. На представлении картины зрители встречали нас стоя. Но наше «триумфальное шествие» закончилось тем, что мы оба остались без работы. Не знаю, чем это было вызвано в отношении Быкова, но в последнюю минуту обязательно раздавался телефонный звонок и Лене сообщали, что на роль утвержден кто-то другой. Леня жаловался мне: «Кормить семью нечем». И он переехал в Киев. В последний раз мы с ним случайно встретились на Киевской киностудии. Леня сказал: «Я подкову прибил к косяку двери. На удачу. Сам буду снимать фильм и играть главную роль». И он снял необыкновенное, удивительно теплое кино «В бой идут одни «старики».

- Как вы оказались в Москве, в кино?

Меня пригласил Александр Зархи в фильм «Люди на мосту». Он увидел мою фотографию на «Мосфильме». Сначала я не хотела ехать: не люблю больших городов, боюсь их. Но он уговорил...

На заре вашей карьеры вы служили в Брестском театре. Как дальше складывались отношения с театрами? Нет сомнений, что кто-то из худруков хотел получить вас в штат.

После фильма «Алешкина любовь» меня пригласил в Малый театр сам главный режиссер Михаил Царев . Я уже сдала документы в отдел кадров и об этом даже рассказала в прессе. Но вскоре поступило предложение с киностудии «Ленфильм» от режиссера Владимира Шределя - сняться в фильме «Будни и праздники». Это первая картина, сделанная по сценарию писателя Юлиана Семенова .

В Ленинграде я и встретила своего будущего мужа, художника Дмитрия Петровича Бучкина . Я осталась в этом городе и была принята в штат киностудии «Ленфильм».

Вы фантастически красивая женщина. Понятно, что актрисе необходимо быть привлекательной, но вот с такой уникальной красотой каково жить?

Внешность я унаследовала от родителей. Мой папа - смуглолицый кареглазый красавец, а мама - словно дворянка: утонченная, у нее бабушка - гречанка. А я получилась такая... исламская. Красота помогает не только в актерской профессии, но и в жизни: она - как лекарство. На мой взгляд, актриса, обладающая и талантом, и красотой, - большая редкость. Поклонников у меня хватало не только среди актеров и режиссеров, но и среди писателей, поэтов и художников. У меня до сих пор хранится книга, подписанная поэтом Расулом Гамзатовым : «Моей независимой республике - Завьяловой», а Кайсын Кулиев написал: «Если бы люди не придумали бога, я бы молился на тебя!»

Но я считала, что пока ничего не сделала в профессии, поэтому мужчины уходили на второй план. А потом у меня появилась семья, родилась дочка... Какие уж здесь поклонники!

Ваше фото публиковалось на обложках самых престижных американских журналов. Наверняка актрису такого масштаба могли принять за рубежом. Рассматривали вы когда-нибудь отъезд за границу?

В то время, когда я работала актрисой, любое упоминание о загранице перечеркивало всю дальнейшую биографию. Да и сегодня наших актеров в Голливуде не ждут. К сожалению, сегодняшний российский кинематограф меня пугает. Особенно сериалы, состряпанные на скорую руку. И полное отсутствие запоминающихся лиц.

- Александра Семеновна, были разговоры, что вы оказались неугодны властям из-за романа с иностранцем.

Из меня искусственно сделали врага. Пострадала за любовь. Я всю жизнь любила одного человека, наверное, поэтому замуж больше не вышла. Он был иностранцем. Мы с ним познакомились в самолете. Это был потрясающей красоты американец. Высокий, статный... Меня укачало, и он наливал мне боржоми. Наутро в гостинице я выхожу из своего номера - отдохнувшая, свежая, в белоснежном костюме. И нос к носу сталкиваюсь с ним. Он глаз не может отвести. Спрашивает меня: «Вы полячка?»


Говорили мы на немецком. Я помнила его со школы, а мой знакомый знал шесть языков. Начались встречи, прогулки по набережной, ночные ужины в ресторане под шум прибоя....

Его звали Отелло. Прямо как по Шекспиру! Отелло Черезолли . Бывший адмирал военно-морских сил США, владелец пароходной фирмы, которая поставляла пшеницу в Одесский порт. Он был вдвое старше меня, в Америке его ждала жена. Отелло говорил, что она очень красива, но любит он меня. Если бы у нас не подозревали во всех иностранцах шпионов, я бы вышла за него замуж и уехала. Однако тогда я знала, что за эту связь могу дорого поплатиться, поэтому на встречи с ним частенько брала с собой знакомую жену местного прокурора. Но это не помогло.

Наш роман длился всего две недели. Однажды утром в номер ворвались люди и схватили моего Отелло. Оказывается, за нами следили, все разговоры записывали на магнитофон... Показали кучу фотографий, на которых мы вместе... Все это страшно. Я не знаю, кому понадобилось нас разлучать. Когда мы расставались, то оба рыдали. Отелло сразу же объявили персоной нон грата и даже не разрешили лететь в Нью-Йорк через Париж, как он собирался. Пришлось ему тащиться через океан на собственном пароходе. От мужа я ничего скрывать не стала. Сказала честно, что полюбила другого.

- Вы считаете, из-за вашего романа с иностранцем вас перестали снимать в кино?

Думаю, что я встала у кого-то на пути. Кому-то не нравился мой талант, моя независимость. А еще знаете - есть такие несчастливые судьбы... Просто однажды замолчал телефон, который до этого момента разрывался без перерыва. Не скрою, для меня это было неожиданно и непривычно. Все двери передо мной сразу закрыли. Два года меня держали в психиатрической больнице. Что я там вытерпела, страшно вспоминать. Мне не давали спать. Делали укол со снотворным, а потом будили. Детей ко мне не пускали. Я кричала, умоляла, но они закрывали двери. Профессия актрисы, которая составляла смысл всей моей жизни и которой я хотела посвятить всю себя, была прервана. Я пережила тяжелый период забвения. Не скрою, было сложно. Сегодня я смирилась с тем, что не снимаюсь, хотя это трудно. Жаль... Я совсем себя не раскрыла. Всю жизнь мечтала сняться в костюмированном, историческом фильме, в сказке.

Мне иногда снится съемочная площадка с софитами, направленными прямо на меня...

И это все о ней

Владимир КРАСНОПОЛЬСКИЙ, второй режиссер фильма «Тени исчезают в полдень»:

- Фильм «Тени исчезают в полдень» мы снимали на Урале целых полтора года. Саша была поразительно трудоспособной. Она очень хорошо знала, чего хочет. Входила в роль настолько, что если кусалась в кадре, то кусалась до крови, если любила - до слез, а укоряла так, что хотелось сквозь землю провалиться. Саша, даже когда молчала в кадре, была неотразимой. Не произнося ни слова, она могла выразить и ненависть, и бескрайнюю нежность. Своей героине Саша очень много отдала. Я думаю, что оттого ее сознание и не выдержало потом обыкновенных житейских передряг. В красоте этой женщины всегда сквозило что-то сюрреалистически демоническое.

Евгений ЛЕОНОВ-ГЛАДЫШЕВ, президент Гильдии киноактеров Санкт- Петербурга:

- У Александры Семеновны, к сожалению, серьезное заболевание. Когда начинается рецидив, она пропадает на шесть - восемь месяцев, иногда на год. Уверена, что за ней до сих пор следит КГБ... Как-то мы решили устроить ей творческий вечер в Доме кино. Собрался полный зал народа, а она не пришла. Однажды я пожурил ее сына: что же маме не помогаете, она же иногда попросту голодает. Он отмолчался. Это странный молодой человек без определенных занятий...

Мне жаль до слез Александру Семеновну: талант ее, как Северное сияние, полыхал ярко, но недолго.