Урания муза астрономии. Урания урания (ο ρανία, лат

Урания, греч. («небесная», «небожительница») - дочь Зевса и Мнемосины, муза астрономии (см. также статью «Музы»).

По нашим представлениям, музы, богини поэзии и искусства, вряд ли могут иметь что-либо общее с такой точной наукой, как астрономия. Однако в те времена, когда образы муз рождались в греческой мифологии, астрономия еще не была точной наукой. С течением времени она ею стала, и греки достигли в астрономии замечательных успехов. По иронии судьбы сегодня наиболее известна ошибочная геоцентрическая теория Клавдия Птолемея (2 в. н. э.), которая в 12 в. стала фундаментом учения христианской церкви о строении вселенной; зато куда менее известен Аристарх Самосский, который в начале 3 в. до н. э. первым высказал идею гелиоцентризма; или Эратосфен Киренский, который в конце 3 в. до н. э. своими астрономическими вычислениями заложил основы нашего календаря; или Гиппарх из Никеи (2 в. до н. э.), взваливший на свои плечи титанический труд «сосчитать звезды в небе» и составивший первый каталог «неподвижных звезд», и многие другие любимцы музы Урании.

Уранией называли также Афродиту как богиню чистой, возвышенной, «небесной» любви.

На иллюстрации: «Муза Урания», Пьетро Либери


Начало этой статье положил разговор двух школьников, случайно подслушанный в коридорах учебного заведения. Двое мальчишек отчаянно спорили, кто является музой танца - Урания или Терпсихора. Они приводили доводы и даже ссылались на определенную главу в учебнике истории. Школьники горячились, и создавалось впечатление, что назревает драка. Но, наконец, спорщики заглянули в спасительный интернет и разошлись по домам. А вы знаете, ответ на вопрос, который стал причиной раздора ребят? Если нет, то наша статья будет вам очень полезной.

Кто такие музы

Про этих эфемерных созданий слышали абсолютно все люди. Древнегреческие богини вдохновляли людей на создание невероятных произведений искусства и щедро одаривали их талантами. Кто же на самом деле эти женщины, совмещающие в себе все самое светлое, нежное и прекрасное в этом мире?

Древние греки считали прекрасных муз дочерьми Зевса и Мнемозины. Сама она была рождена от титанов Урана и Геи, и являлась весьма почитаемой в Элладе богиней памяти. Согласно легенде, Зевс был очарован Мнемозиной и от их любви появились на свет девять прекраснейших дочерей, нареченных музами. В переводе с греческого языка это слово переводится как "мыслящие". И неудивительно, если вспомнить, что их матерью стала богиня памяти.

Музы были столь важны в жизни эллинов, что каждой из них была отдана одна из сфер жизни обычных людей. Причем даже люди, не обладающие особенными талантами, почитали дочерей Мнемозины и просили их благословения на те или иные поступки.

Музы: сколько их было

Сегодня принято считать, что муз всегда было девять. Но на самом деле в этом вопросе много загадок. Впервые о музах упомянул Гомер, а вот их количество и имена он не назвал. В его бессмертных произведениях писалось то об одной, то о нескольких богинях. В дальнейшем у муз появились имена, а их количество выросло до трех. В некоторых письменных источниках упоминались и четыре музы, но довольно часто их путали с харитами, богинями плодородия. Спустя некоторое время Гесиод в своей поэме, посвященной музам, перечислил их всех вместе с именами. Именно в таком виде они и дошли до наших дней:

  • Каллиопа.
  • Клио.
  • Мельпомена.
  • Талия.
  • Полигимния.
  • Терпсихора.
  • Эвтерпа.
  • Эрато.
  • Урания - муза науки.

Обычно богини появлялись перед людьми в образе юных и прекрасных девушек, которые имели массу талантов. Особенно эллины ценили невероятную способность муз заглядывать в прошлое и будущее. Они могли предсказывать судьбу тем, кому они благоволили.

Музы с особенной любовью относились к поэтам, художникам и музыкантам. Они приходили к ним во снах или наяву и одаривали вдохновением, после чего творить становилось намного легче. Немного особняком в этой компании покровительниц искусств стоит Урания, муза астрономии. Но о ней мы поговорим немного позже.

Где обитали музы

Эллины считали, что все музы живут под покровительством Аполлона. На горе Парнас в тени вечнозеленых деревьев они предаются веселью, поют и танцуют. У подножия горы расположен источник - Кастальский ключ. Если музы угощали кого-то водой из этого священного источника, то он обретал способность творить и дарить людям свое творчество.

Довольно часто древнегреческие мастера изображали муз вместе с Аполлоном, который управляет их шумным хороводом. Этот сюжет встречался на барельефах в домах знати и на различной утвари. Также археологи находили его в развалинах храмов, посвященных Аполлону.

Часто музы принимали участие в празднествах Диониса. Они пели и танцевали для него, а также вдохновляли многих богов на различные поступки во благо людей.

Культ почитания муз

Музы считались необыкновенными существами, которые связывают мир людей и мир богов Олимпа. Все они, веселые и шумные (и даже серьезная муза Урания), следили за чистотой человеческих помыслов. Ведь только человек, который готов отрешиться от всего темного и суетного, может рассчитывать на помощь древнегреческих муз.

Музы были настолько почитаемы в Греции, что в их честь возводились храмы. Они строились по особенному архитектурному плану, а восхваление богинь происходило весьма необычным образом. Храмы в честь муз, мусейоны, были не столько местом служения культу, сколько средоточием культурной и научной жизни.

Археологи нашли развалины храма муз в святилище Пифагора. Девять скульптур муз окружали богиню Гестию и олицетворяли одну из наук. Например, считалось, что Урания - девятая муза астрономии и астрологии, занимает в этом храме одну из самых главных ролей. Она благословляет тех, кто наблюдает за звездным небом, описывает созвездия и составляет различные карты.

Александрийский мусейон

Самым знаменитым среди всех храмов, посвященных музам, был Александрийский мусейон. Он представлял собой подобие обширного научно-исследовательского центра. На большой территории под сводами храма располагались библиотеки, философские залы, зверинцы и музеи. Сюда приходили самые известные деятели Эллады, они имели возможность общаться, работать вместе и совершать открытия. В наше время широко известны труды Евклида и Архимеда, которые работали именно в Александрийском мусейоне. Согласно преданию, после смерти Александра Македонского его тело в саркофаге перенесли в это сооружение, но в дальнейшем тело великого полководца пропало и до сих пор его местонахождение не найдено.

На всей территории Древней Греции археологи находили развалины мусейонов, также подобные сооружения встречались и среди римских храмовых комплексов. Это свидетельствует о том, что научная мысль развивалась отчасти благодаря выдуманным богиням, которые объединяли ученых на одной территории и вдохновляли их на работу.

Музы Древней Греции: Урания

Урания считалась младшей дочерью Мнемозины. Она сильно отличалась от своих сестер и была самой серьезной из них. Многим нашим современникам кажется немного странным, что в сонм веселых и талантливых девушек попала серьезная Урания - муза астрономии. История возникновения этой науки и отношение к ней древних греков может пролить свет на эту тайну.

На самом деле астрономия для эллинов является базовой наукой, которая служила объяснением мироздания и источником возникновения многих философских идей и течений. Эту науку изучали в Египте, Месопотамии и Вавилоне. Именно через нее древние греки стремились проникнуть в великие тайны космоса.

Муза Урания призывала отринуть все земное и погрузиться в абсолютно новый мир, открывающийся только избранным. Именно им богиня была готова помогать и всячески благословлять на тяжелый труд научных изысканий.

Урания, муза астрономии в древнегреческой мифологии: описание

Археологи нашли большое количество изображений покровительницы научных дисциплин. Обычно муза Урания на полотнах и найденных барельефах - это серьезная девушка со сферой и измерительным прибором. С его помощью она определяет расстояние между небесными телами.

Родители назвали ее в честь бога Урана, ведь он являлся одним из самых древних божеств этого мира, и даже великий Зевс относился к нему с большим почтением. Муза Урания покровительствовала не только астрономии, но и иным наукам. Поэтому эллины считали, что она являет собой полную гармонию и совершенство. Ведь наука не может быть обособлена от искусства, в этом древнегреческие мыслители были убеждены. Именно Урания была самой сильной прорицательницей среди своих сестер. Она умела проникать в тончайшие слои прошлого и будущего быстрее и точнее всех остальных богинь.

Сами музы считали Уранию самой знающей и строгой, она была именной той богиней, которая наказывала глупых людей за соперничество с музами. И в этом она была хладнокровной и безжалостной.

Легенда о дочерях Пиэра

В мифах сохранилась история о царе Пиэре, который жил в Македонии и имел девять прекрасных дочерей. Девушки были не только удивительно красивы, но и талантливы. Каждая из них обладала приятным голосом и идеальным музыкальным слухом. Однажды тщеславные принцессы решили посоревноваться с самими музами и вызвали их на творческий поединок. Однако в этой борьбе талантов первенство досталось Каллиопе, но упрямые девушки отказались признавать ее победу и объявили результаты соревнования недействительными. В ответ на такую дерзость Урания превратила девятерых красавиц в сорок, которые были призваны вечно оглашать окрестности своими резкими и неприятными голосами.

Именно поэтому эллины считали, что только с чистыми помыслами и сердцем можно обращаться к музам.

Образ Урании в искусстве

Во многих музеях мира выставлены скульптуры и барельефы с изображением муз, в том числе и Урании. Но мало, кто знает, что поэты часто посвящали ей поэмы и прозу. Например, Ломоносов упоминал музу в одной из своих од императрице. А Федор Тютчев и Иосиф Бродский выпустили целую серию стихов, посвященных музе астрономии и наук.

Древнегреческая мифология крайне запутана, и непосвященный человек может легко запутаться в пантеоне богов и различных эфемерных созданий. Но музы - это особенная страница в мифах Древнего мира. Мало кто имеет представление о том, насколько важное место занимала Урания среди своих сестер и других богинь. Мы собрали самые интересные факты о покровительнице наук:

  • Урания вместе с богинями моря сопровождала умершие души на остров Счастливых.
  • На территории нашей страны существует музей Урании.
  • Пифагор написал научный труд, где объяснял схожесть правил построения музыкальных композиций с расстоянием между небесными сферами, которое умела измерять муза астрономии.
  • Уранию часто сравнивали с Афиной Палладой, покровительницей греческих Афин.
  • В древних мифах есть упоминание о том, что сам Аполлон был пленен умом Урании и полюбил ее, от этого союза она родила сына.

Многие современники считают, что история с древнегреческими музами не лишена смысла. И в наш сегодняшний век прогресса человечеству не помешало бы придумать еще одну музу, которая направляла и вдохновляла бы нас. Но вряд ли стоит выдумывать что-то новое там, где все уже сделано за нас. Ведь муза Урания - это не только покровительница наук, но и всего того, что они дают. А, следовательно, именно ее можно считать музой прогресса, вызванного научной революцией в умах людей.

В руках Урании всегда небесная сфера и циркуль, одета в звездный плащ, на голове – корона из созвездий. Урания вместе с сестрами сопровождает, вдохновляя, греческого бога Аполлона , она с удовольствием веселится и танцует на праздниках в честь Диониса , и при этом она олицетворяет силу познания и созерцания.

Муза Урания всех зовет отдалиться от хаоса обыденного существования для того, чтобы погрузиться в созерцание и изучение величественной жизни Космоса и движений звезд, отражающих земные судьбы.

Сейчас нам трудно представить, как такая точная наука, как астрономия может пересекаться с поэзией или другим искусством. Однако астрономия во времена формирования греческой мифологии и возникновения культа муз была больше искусством, нежели точной наукой.

Астрономия - наука музы Урании, одна из самых древних дисциплин. Её изучали вавилонские маги и предсказатели, греческие философы и сказители, астрологи, мистики, монахи, знатные особы эпохи Возрождения, великие мыслители более близких к нам времен. Содержание и концепции астрономии всегда находились в эпицентре противостояния идей и служили основой мировоззрения того или иного времени.

Прошло уже не одно столетие со времен расцвета Древней Греции , но муза Урания всегда вдохновляла не только астрономов и ученых, с ней связанных. Образ Урании можно встретить на полотнах художников. Не обошли ее вниманием писатели и поэты.

Ломоносов, проявляя в области астрономии свои громадные знания и исключительные способности, верил в то, что именно у нас, в России «с сонмом всех прочих наук возрастёт и астрономия», и что «славнейшая из муз Урания утвердит преимущественно жилище своё в нашем отечестве».

Он упоминает Уранию в своей оде на день рождения императрицы Екатерины:

Сие гласит тебе Россия

И купно с ней наук собор.

Предведущая Урания

Возводит к верьху быстрый взор,

Небесны беги наблюдает

И с радостию составляет

Венец тебе из новых звезд.

Тебе искусство землемерно

Пространство показать безмерно

Незнаемых желает мест.

Фёдор Тютчев посвятил музе стихотворение «Урания» (текст приведен в конце статьи).

Иосиф Бродский выпустил в 1987 году книгу стихов «К Урании».

В планируется установка памятника поэту в виде трех стел с выгравированными на них стихами «К Урании». Московский планетарий даже создал музей Урании, где экспонируется звездный глобус, созданный Яном Гевелием, на котором нарисованы известные в XVII веке созвездия.

Лёсюёр Эсташ французский художник. Урания.

В честь Урании назван астероид (30) Урания, открытый в 1854 году.

Стихи, посвященные Урании

Фёдор Тютчев

Открылось! - Не мечта ль? Свет новый!

Нова сила

Мой дух восторженный, как пламень, облекла!

Кто, отроку, мне дал парение орла!-

Се муз бесценный дар - се вдохновенья крыла!

Несусь,- и дольный мир исчез передо мной,-

Сей мир, туманною и тесной

Волнений и сует обвитый пеленой,-

Исчез! - Как солнца луч златой,

Коснулся вежд эфир небесный...

И свеял прах земной...

Я зрю превыспренних селения чудесны...

Отсель - отверзшимся таинственным вратам-

Благоволением судьбины

Текут к нам дщери Мнемозины,

Честь, радость и краса народам и векам!..

Безбрежное море лежит под стопами,

И в светлой лазури спокойных валов

С горящими небо пылает звездами,

Как в чистом сердце - лик богов;

Как тихий трепет - ожиданье;

Окрест священное молчанье.

И се! Как луна из-за облак, встает

Урании остров из сребряной пены;

Разлился вокруг немерцающий свет,

Богинь улыбкою рожденный...

Несутся свыше звуки лир;

В очарованьях тонет мир!..

Эфирного тени сложив покрывала

И пояс волшебный всесильных харит,

Здесь образ Урания свой восприяла,

И звездный венец на богине горит!

Что нас на земле мечтою пленяло,

Как Истина то нам и здесь предстоит!

Токмо здесь под ясным небосклоном

Прояснится жизни мрачный ток;

Токмо здесь, забытый Аквилоном,

Льется он, и светел и глубок!

Токмо здесь прекрасен жизни гений,

Здесь, где вечны розы чистых наслаждений,

Вечно юн Поэзии венок!..

Как Фарос для душ и умов освященных,

Высоко воздвигнут Небесныя храм;.-

И Мудрость приветствует горним плененных

Вкусить от трапезы питательной там.

Окрест благодатной в зарях златоцветных,

На тронах высоких, в сиянье богов,

Сидят велелепно спасители смертных,

Создатели блага, устройства, градов;

Се Мир вечно-юный, златыми цепями

Связавший семейства, народы, царей;

Суд правый с недвижными вечно весами;

Страх божий, хранитель святых алтарей;

И ты, Благосердие, скорби отрада!

Ты, Верность, на якорь склоненна челом,

Любовь ко отчизне - отчизны ограда,

И хладная Доблесть с горящим мечом;

Ты, с светлыми вечно очами, Терпенье,

И Труд, неуклонный твой врач и клеврет...

Так вышние силы свой держат совет!..

Средь них, вкруг них в святом благоговенье

Свершает по холмам облаковидных rop

В кругах таинственных теченье

Наук и знаний светлый хор...

Урания одна, как солнце меж звездами,

Хранит Гармонию и правит их путями:

По манию ее могущего жезла

Из края в край течет благое просвещенье;

Где прежде мрачна ночь была,

Там светозарна дня явленье;

Как звезд река, по небосклону вкруг

Простершися, оно вселенну обнимает

И блага жизни изливает

На Запад, на Восток, на Север и на Юг...

Откройся предо мной, протекших лет вселенна!

Урания, вещай, где первый был твой храм,

Твой трон и твой народ, учитель всем

Восток таинственный! - Чреда твоя свершенна! ..

Твой ранний день протек! Из ближних Солнце врат

Рожденья своего обителью надменно

Исходит и течет, царь томный и сомненный...

Где Вавилоны здесь, где Фивы? - где мой град?

Где славный Персеполь? - где Мемнон, мой

глашатай?

Их нет! - Лучи его теряются в степях,

Где скорбно встретит их ловец или оратай,

Бесплодно роющий во пламенных песках;

Или, стыдливые, скользят они печально

По мшистым ребрам пирамид...

Сокройся, бренного величья мрачный вид!..

И солнце в путь стремится дальный:

Эгея на брегах приветственной главой

К нему склонился лавр; и на холмах Эллады

Его алтарь обвил зеленый мирт Паллады;

Его во гимнах звал Певец к себе слепой,

Кони и всадники, вожди и колесницы,

Оставивших Олимп собрание богов;

Удары гибельны Ареевой десницы,

И сладки песни пастухов;-

Рим встал,- и Марсов гром и песни сладкогласны

Стократ на Тибровых раздалися -холмах;

И лебедь Мантуи, взрыв Трои пепл злосчастный,

Вознесся и разлил свет вечный на морях!..

Но что сретает взор? - Куда, куда ты скрылась,

Небесная! - Бежит, как бледный в мгле призрак,

Денница света закатилась,

Везде хаос и мрак!

"Нет! вечен свет наук; его не обнимает

Бунтующая мгла; его нетленен плод

И не умрет!.."-

Рекла Урания и скиптром помавает,

И бледную, изъязвленну главу

Италия от склеп железных свобождает,

Рвет узы лютых змей, на выю ставши льву!..

Всего начало здесь! .. Земля благословенна,

Долины, недра гор, источники, леса

И ты, Везувий сам! ты, бездна раскаленна,

Природы грозныя ужасная краса!

Все возвратили вы, что в ярости несытой

Неистовый Сатурн укрыть от нас хотел!

Эллады, Рима цвет из пепела исшел!

И солнце потекло вновь в путь свой даровитый!..

Феррарскому Орлу ни грозных боев ряд,

Ни чарования, ни прелести томимы,

Ни полчищ тысячи, ни злобствующий ад

Превыспренних путей нигде не воспретят:

На пламенных крылах принес он в храм Солимы

Победу и венец;-

Там нимфы Tara, там валы Гвадалквивира

Во сретенье текут тебе, младой Певец,

Принесший песни к нам с брегов другого мира;-

Но кто сии два гения стоят)

Как светоносны серафимы,

Хранители Эдемских врат

И тайн жрецы непостижимых?-

Един с Британских вод, другой с Альпийских гор,

Друг другу подают чудотворящи длани;

Земного чуждые, возносят к небу взор

В огне божественных мечтаний!..

Почто горит лицо морских пучин?

Куда восторженны бегут Тамизы воды?

Что в трепете святом вы, Альпы, Апеннин!..

Благоговей, земля! Склоните слух, народы!

Певцы бессмертные вещают бога вам:

Един, как громов сын, гремит средь вас паденье;

Другой, как благодать, благовестит спасенье

И путь, ведущий к небесам.

И се! среди снегов Полунощи глубокой,

Под блеском хладных зорь, под свистом льдистых вьюг,

Восстал от Холмогор,- как сильный кедр, высокой,

Встает, возносится и все объемлет вкруг

Своими крепкими ветвями;

Подъемлясь к облакам, глава его блестит

Бессмертными плодами.

И тамо, где металл блистательный сокрыт,

Там роет землю он глубокими корнями,-

Так Росский Пиндар встал! - взнес руку к небесам,

Да воспретит пылающим громам;

Минервы копием бьет недра он земные-

И истекли сокровища златые;

Он повелительный простер на море взор-

И свет его горит, как Поллюкс и Кастор!..

Певец, на гроб отца, царя-героя,

Он лавры свежие склонил

И дни бесценные блаженства и покоя

Елизаветы озарил!

Тогда, разлившись, свет от северных сияний

Дал отблеск на крутых Аракса берегах;

И гении туда простерли взор и длани,

И Фивы новые зарделися в лучах...

Там, там, в стране денницы,

Возник Певец Фелицы!..

Таинственник судеб прорек

Царя-героя в колыбели...

Он с нами днесь! Он с неба к нам притек,

Соборы гениев с ним царственных слетели;

Престол его обстали вкруг;

Над ним почиет божий дух!

И музы радостно воспели

Тебя, о царь сердец, на троне Человек!

Твоей всесильною рукою

Закрылись Януса врата!

Ты оградил нас тишиною,

Ты слава наша, красота!

Смиренно к твоему оклоняяся престолу,

Перуны спят горе и долу.

И здесь, где все - от благости твоей,

Здесь паки гений просвещенья,

Блистая светом обновленья,

Блажит своих веселье дней!-

Здесь клятвы он дает священны,

Что, постоянный, неизменный,

В своей блестящей высоте,

Монарха следуя заветам и примеру,

Взнесется, опершись на Веру,

К своей божественной мете.

Очень часто в нашей жизни встречаются такие фразы как: “посетила муза”, “муза поэзии” и множество других, в которых упоминается слово муза. Однако что оно означает? Данное понятие исходит из античной мифологии. Греческие музы - это девять сестер, покровительниц искусств и наук. Они являются дочерьми самого Зевса и каждая из них обладает своими уникальными божественными возможностями. Давайте рассмотрим их подробнее.

Итак, как было сказано ранее, музы являются дочерьми Зевса и титаниды Мнемосины, которая является богиней памяти. Само же слово музы (мусы) происходит от греческого слова «мыслящие». Музы обычно изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности. Однако за особые провинности музы могли лишить человека вдохновения. Дабы этого не произошло, древние греки строили специальные храмы в честь муз, которые назывались мусейонами. Именно от этого слова и произошло слово “музей”. Покровителем же самих муз являлся бог Аполлон. Давайте теперь рассмотрим каждую из муз подробнее.

Муза Каллиопа - муза эпической поэзии

Имя этой музы с греческого может быть переведено как “имеющая прекрасный голос”. По мнению Диодора, это имя возникло в тот момент, когда было произнесено “прекрасное слово” (кален опа). Она является старшей дочерью Зевса и Мнемосины.

Каллиопа - мать Орфея, муза героической поэзии и красноречия. Она вызывает чувство жертвенности, побуждающее человека преодолеть свой эгоизм и страх перед судьбой. Каллиопа носит на челе золотую корону — знак того, что она главенствует над другими музами, благодаря своей способности приобщать человека к первым шагам на пути его освобождения. Каллиопа изображалась с вощеной дощечкой или свитком и грифельной палочкой в руках - стилос, который представлял собой бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец делался плоским, чтобы стирать написанное.

Муза Клио - покровительница истории

Сопутствующими атрибутами этой музы являются свиток пергамента или скрижаль - доска с письменами. Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.

По Диодору имя произошло от слова “Клеос”- “слава”. Этимология имени - “дарующая славу”. От Пиера греческая муза Клио имела сына Гиакинфа. Любовь к Пиеру была внушена Афродитой за осуждение ее любви к Адонису.

Муза Мельпомена - муза трагедии

В греческой мифологии Мельпомена считается музой трагедийного жанра. Имя, по Диодору, означает “мелодия, радующая слушателей”. Образ антропоморфен - описывалась как женщина с повязкой, виноградным или плющевым венком на голове. Всегда имеет постоянную атрибутику в виде трагической маски, меча или палицы. Оружие несет символику неотвратимости божественного наказания.

Мельпомена является матерью сирен - морских существ, олицетворявших собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. От матери-музы сирены унаследовали божественный голос, которым приманивали мореплавателей.

Муза Талия - муза комедии

Талия или в другом варианте Фалия — в греческой мифологии муза комедии и лёгкой поэзии, дочь Зевса и Мнемосины. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове.

От Талии и Аполлона родились корибанты - мифические предшественники жрецов Кибелы или Реи во Фригии, в диком воодушевлении, с музыкой и танцами, отправлявших служение великой матери богов. Согласно Диодору, получила имя от процветания (таллейн) на многие годы прославляемых в поэтических произведениях.

Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностью Геры муза скрылась в недрах земли, где от неё родились демонические существа — палики (в этом мифе она именуется нимфой Этны).

Муза Полигимния - муза торжественных гимнов

Полигимния - в греческой мифологии муза торжественных гимнов. Согласно Диодору, получила имя от создания многими восхвалениями (диа поллес химнесеос) известности тем, чье имя обессмертила славой поэзия. Она покровительствует поэтам — писателям гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов, также считается, что она изобрела лиру.

Полигимния часто изображается со свитком в руках, в задумчивой позе. Полигимния покровительствует в изучении людьми риторики и ораторского искусства, которое превращает оратора в орудие истины. Она олицетворяет силу речи и делает речь человека животворящей. Полигимния помогает познать таинство слова как реальную силу, с помощью которой можно вдохновлять и оживлять, но одновременно ранить и убивать. Эта сила речи является вдохновляющей на пути к истине.

Муза Терпсихора - муза танца

Терпсихора — муза танца. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Её имя среди Муз называет и Цец. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.

Характерные атрибуты: венок на голове; в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чём гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).

Муза Урания - муза астрономии

Урания — муза астрономии. Атрибутами Урании являлись: небесный глобус и циркуль. Согласно Диодору, получила имя от устремленности к небу (уранос) тех, кто постиг ее искусство. По одной из версий Урания является матерью Гименея.

Урания олицетворяет силу созерцания, она зовет покинуть нас внешний хаос, в котором существует человек и погрузиться в созерцание величественного бега звезд, который является отражением судьбы. Это сила познания, сила, которая тянет к таинственному, тянет к высокому и прекрасному — к Небу и Звездам.

Муза Эвтерпа - муза лирической поэзии

Эвтерпа (др.-греч. Εὐτέρπη «увеселяющая») — в греческой мифологии одна из девяти муз, дочерей Зевса и титаниды Мнемосины, муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с лирой или флейтой в руках.

Мать Реса от речного бога Стримона. Согласно этимологии Диодора, получила имя от наслаждения (терпейн) слушателей, которые получают блага образования. Ее имя среди Муз называет и Цец.

Муза Эрато - муза любовной поэзии

Эрато является музой лирической и любовной поэзии. Ее имя производное от имени бога любви Эрота. По Диодору - имя получила в честь умения быть “эперастой” (желанной для любви и страсти) .

Родилась в результате союза Мнемосины и Зевса. От Мала Эрато родила Клеофему. Атрибут музы - кифара. Эта божественная героиня греческой мифологии достаточно часто упоминается в сказаниях эллинов.

Кроме того, к символике, связанной с образом греческой музы Эрато, прибегают в своих произведениях Вергилий и Аполлоний Родосский. Она умеет вдохнуть в душу любовь ко всему живущему своим искусством преображать все в красоту, скрывающуюся за пределами физического.

По материалам Википедии

В современном мире не принято говорить об искусстве науки так, как мы рассуждаем о хореографии, поэзии, театре или вокале. Дело в том, что древние греки, в отличие от нас, воспринимали Космос как самое совершенное произведение искусства и муза Урания воспринималась ими как вдохновительница его познания. Впервые ее имя в западной литературе встречается в работе Гесиода. Прежде чем узнать больше о самой Урании, познакомимся с ее божественными родственниками.

Согласно представлениям эллинов, музы — это девять дочерей верховного бога Зевса и Мнемосины, богини памяти. Каждая сфера деятельности, считавшаяся важной, по мнению древних греков, должна была иметь свою покровительницу — музу, и благодаря ей развиваться и процветать. Кроме того, все музы, в том числе и муза Урания, сопровождали и вдохновляли Мусагета-Аполлона, бога искусств и гармонии, олицетворяли собой все самое мудрое, светлое и прекрасное, включая мораль, науку и все виды искусства.

Сферы покровительства

Самое первое упоминание о музах встречается в произведениях Гомера, в других источниках также содержатся сведения о девяти дочерях Зевса и курируемых ими областях науки и искусства:

  1. Каллиопа («чудный голос») — муза жертвенности и патриотизма, эпической поэзии. Именно ее эллины считали верховной музой и изображали с лавровым венком или короной на голове.
  2. Клио («славу дарующая») — муза истории, которая, по мнению древних греков, записывала в свои свитки любые, даже самые незначительные события, чтобы память о них не стерлась.
  3. Мельпомена («песня, пение») — муза трагедии, облачена в театральную мантию, в руке держит драматическую маску.
  4. Талия («добродушие») — муза комедии, с простым венком из плюща на голове и с комедийной маской в руках.
  5. Полигимния («много песен») — муза священных гимнов и покровительница ораторов.
  6. Терпсихора («веселый танец») — муза танцев, в том числе и свадебных. Одета в простую тунику, на голове — венок из плюща, в руках держит лиру.
  7. Эвтерпа («радость»)- муза лирики и поэзии, голова которой украшена венком из живых цветов. Ее инструмент — двойная флейта.
  8. Эрато («милая»)- муза любовной и свадебной поэзии. Ее изображали в венке из роз и всегда с каким-либо задорным и веселым музыкальным инструментом в руках, например, тамбурином или лирой.

  9. Урания — муза науки и астрономии. Самая младшая из всех дочерей Зевса и мудрая наравне с Афиной Палладой. В руках Урании всегда циркуль и небесная сфера, одета в звездный плащ, на голове — корона из созвездий.

Самая серьезная муза

Как уже говорилось, муза Урания (фото ее скульптуры вы видите) — самая младшая среди девятерых сестер, но она же и самая знающая и умная из них. Она красива, как и все остальные музы, ведь греки исповедовали принцип калокагатии, заключавшийся в том, что внешне прекрасное так же прекрасно и внутри. Поэтому у покровительниц искусств и наук просто не могло быть неприглядного внешнего облика.

Несмотря на то, что Урания вместе с сестрами сопровождает, вдохновляя, Мусагета, с удовольствием танцует и веселится на праздниках в честь Диониса, она олицетворяет силу познания и созерцания. Муза Урания зовет всех отдалиться от хаоса обыденного существования для того, чтобы погрузиться в изучение и созерцание величественной жизни Космоса и движений звезд, отражающих земные судьбы. Как уже говорилось, все музы владеют определенными атрибутами, у Урании это небесная сфера и циркуль.

За что она отвечает?

Наши современные представления о такой точной науке как астрономия не допускают каких-либо точек пересечения с поэзией или другим искусством. Однако во времена формирования греческой мифологии и возникновения культа муз астрономия была больше искусством, нежели точной наукой. Урания — муза астрономии, начинавшей вместе с математикой и астрологией свое развитие в древней Греции.

Со временем эллины сумели достичь значительных высот в изучении небесного свода, звезд и Космоса. Именно в древней Греции в III веке до н. э. Аристарх Самосский первым сформулировал гипотезу о гелиоцентризме, а вычисления Эратосфена Киренского, произведенные примерно в то же время, легли в основу календаря, которым мы пользуемся сегодня. Гиппарх из Никеи во II веке до н. э. сумел составить первый каталог «неподвижных звезд» по их яркости и выполнил таблицы движения Луны и Солнца. Но сестра Урании, Клио, особа довольно ироничная: сегодня широко известна ошибочная геоцентрическая теория, выдвинутая во II веке н. э. Клавдием Птолемеем, и послужившая основой церковного христианского учения о строении Вселенной, а не более ранние открытия греческих ученых.

Как уже говорилось, астрономия — наука музы Урании, одна из самых древних дисциплин. Ее изучали вавилонские предсказатели и маги, греческие философы и сказители, монахи и знатные особы эпохи Возрождения, астрологи, мистики и великие мыслители более близких к нам времен. Содержание и концепции астрономии всегда служили основой мировоззрения того или иного времени и находились в эпицентре противостояния идей.

Афродита Урания

Действительно, в греческой мифологии использовался эпитет «Урания» п

рименительно к дочери бога неба — Афродите, олицетворявшей физическую силу природы. Афродита Урания — Небесная почиталась эллинами не только как покровительница чистой любви и семьи, но и как богиня плодородия и растительных сил, в ведении которой находились поля, сады, рощи и виноградники.

Образ Урании в искусстве

Со времен расцвета Древней Греции прошло уже не одно столетие, но муза Урания всегда вдохновляла не только астрономов и ученых, с ней связанных. Образ Урании можно встретить на полотнах Симона Вуэ «Музы Урания и Каллиопа», Луи Токке «Муза Астрономии», Ангелики Кауфман и Луи де Булонь, Иоганна Генриха и Евстафии Ле-сур, гравюрах Яна Гевелия и Хендрика Гольциуса. Конечно, муза на этих картинах изображена в одеяниях по моде времени, когда творил художник, но вот небесная сфера и циркуль в руках, либо стило и карта звездного неба присутствует обязательно.

Писатели и поэты также не обошли ее вниманием: Урания — муза астрономии, вдохновившая Ломоносова и Тютчева на «одические рассуждения». Наш знаменитый современник Иосиф Бродский выпустил в 1987 году книгу стихов «К Урании». В Санкт-Петербурге планируется установка памятника поэту в виде трех стел с выгравированными на них стихами «К Урании».

Московский планетарий даже создал музей Урании, где экспонируется созданный Яном Гевелием звездный глобус, на котором нарисованы известные в XVII веке созвездия. Кроме того, в музее представлено множество интересных предметов, связанных с изучением космического пространства и звезд.