В День рождения Беллы Ахмадулиной. Борис Мессерер «Промельк Беллы»


Чем отличаюсь я от женщины с цветком,
от девочки, которая смеется,
которая играет перстеньком,
а перстенек ей в руки не дается?

Я отличаюсь комнатой с обоями,
где так сижу я на исходе дня
и женщина с манжетами собольими
надменный взгляд отводит от меня.

Как я жалею взгляд ее надменный,
и я боюсь, боюсь ее спугнуть,
когда она над пепельницей медной
склоняется, чтоб пепел отряхнуть.

О, Господи, как я ее жалею,
плечо ее, понурое плечо,
и беленькую тоненькую шею,
которой так под мехом горячо!

И я боюсь, что вдруг она заплачет,
что губы ее страшно закричат,
что руки в рукава она запрячет
и бусинки по полу застучат...

Белла Ахмадулина. 1950-е годы


10.04.1937 - 29.11.2010

Борис Мессерер сотворил к 75-летию Беллы Ахмадулиной
поистине живой памятник: фактически написал талантливый
документальный роман «Промельк Беллы». Издал роскошный
альбом с собственными рисунками и со стихами Беллы,
посвященный белым ночам Петербурга и поэтам-петербуржцам.

С 74-го года любящий и любимый мужчина тайно и добровольно
стал преданным летописцем непредсказуемой женщины,
в которую влюбился с первого взгляда, даже не прочитав
ни одного ее стихотворения.

Он любил в ней женщину! Яркую, способную одним беглым
взглядом пронзить сознание и позвать за собой. Даже
фрагменты романа дают почувствовать, какая страсть
и увлеченность скрепила этот союз.

Мессерер позволял себе бывать крохобором - собирать за безгранично щедрой Беллой рукописные наброски, записки, дарственные надписи друзьям на книгах. И ведь все ему пригодилось! Книга набита интереснейшими встречами, поэтическими вечерами, где звучал, как плачущая флейта, ее волшебный голос, а своей манерой чтения она повергала слушателей в какой-то экстаз пылкого поклонения. Почитаем отдельные фрагменты книги:

Старый Дом кино на Поварской. Вестибюль первого этажа. Быть может, он назывался «Кассовый зал». На полу талый снег. Толпится много людей, томящихся в ожидании предстоящих встреч. Мы тоже с Левой Збарским стоим в ожидании кого-то. Дверь постоянно открывается, пропуская входящих.

Прекрасная незнакомка как бы впархивает в пространство зала. Она в соскальзывающей шубке, без шляпы, со снежинками на взъерошенных волосах. Проходя мимо, она мельком окидывает нас взглядом и так же мельком шлет нам рукой едва уловимый привет.

Кто это? - спрашиваю Леву.
- Это Белла Ахмадулина!

Первое впечатление. Сильное. Запоминающееся. Именно таким и останется в памяти. Мимолетно, но возникает чувство влюбленности…

Весна 74-го года.

Двор Дома кинематографистов на улице Черняховского, около метро «Аэропорт». Я гуляю с собакой Рикки, тибетским терьером. Она принадлежит красавице киноактрисе Элле Леждей, любимой мною женщине, с которой я живу в этом доме.

Во дворе появляется Белла Ахмадулина с коричневым пуделем. Его зовут Фома. Белла живет через один подъезд от меня, в бывшей квартире Александра Галича. Белла в домашнем виде. В туфлях на низких каблуках. Темный свитер. Прическа случайная.

От вида ее крошечной стройной фигурки
начинает щемить сердце.

Мы разговариваем. Ни о чем. Белла слушает
рассеянно. Говорим о собаках.

О собаках, которые далеко не такие мирные, как кажутся сначала. Рикки старается затеять драку. Это ему удается, и он прокусывает Фоме нос. Капли крови. Белла недовольна. Я смущен. Вскоре она уходит. И вдруг я со всей ниоткуда возникшей ясностью понимаю, что если бы эта женщина захотела, то я, ни минуты не раздумывая, ушел бы с ней навсегда. Куда угодно…

Проходит два месяца.

Смешанная компания. Мы с Беллой встречаемся в квартире писателя Юлиу Эдлиса, в доме на углу Садовой и Поварской. Много людей, много выпито вина. Все в приподнятом настроении. Все хотят продолжения вечера. Вдруг Эдлис говорит:

Ребята, пойдем в мастерскую к Мессереру.
Это здесь рядом, на этой же улице.

Неожиданно все соглашаются. Я счастлив. Мы с Беллой возглавляем шествие. Я веду компанию прямо по проезжей части Поварской. Улица совершенно пустынна. Идем до моего дома - номер 20 на Поварской. Поднимаемся на лифте на шестой этаж, группами по четыре человека. Четыре подъема. У меня много разнообразных напитков. Замечаю, что гости находятся под впечатлением от мастерской. И Белла тоже…

Белла уезжает в Абхазию на выступления.
Две недели томительного ожидания.

Телефонный звонок: - Я вас приглашаю в ресторан.

И мой ответ: - Нет, это я вас приглашаю в ресторан.

Мы идем в ресторан Дома кино на Васильевской улице.

Обычно в подобной ситуации я что-то беспрерывно говорю своей спутнице и полностью завладеваю ее вниманием. Здесь происходит все наоборот - мне не удается вставить ни одного слова.

Мы едем ко мне в мастерскую. И жизнь начинается
сначала. Со своей новой страницы…

В том декабре и в том пространстве
Душа моя отвергла зло,
и все казались мне прекрасны,
и быть иначе не могло.

Любовь к любимому есть нежность
ко всем вблизи и вдалеке.
Пульсировала бесконечность
в груди, в запястье и в виске…


В первые дни нашего совпадения с Беллой мы отрезали себя от окружающего мира, погрузились к нирвану и, как сказано Высоцким, легли на дно, как подводная лодка, и позывных не подавали… Мы ни с кем не общались, никто не знал, где мы находимся.

На пятый день добровольного заточения Беллы в мастерской я, вернувшись из города, увидел на столе большой лист ватмана, исписанный стихами. Белла сидела рядом. Я прочитал стихи и был поражен - это были очень хорошие стихи, и они были посвящены мне. До этого я не читал стихов Беллы - так уж получилось.

После знакомства с ней мне, конечно, захотелось прочитать, но я не стал этого делать, потому что не хотел сглазить наши нарождавшиеся отношения. Я признал, что Белла пишет прекрасные стихи, но не хотел, чтобы на мое чувство влиял литературный интерес к ее поэзии.

Я, конечно, очень обрадовался и стихам, и порыву, толкнувшему Беллу к их созданию. Я был переполнен радостью и бросился к ней…

Белла всегда писала в каком-то неистовом
порыве подлинного чувства.

Прохожий, мальчик, что ты? Мимо
иди и не смотри мне вслед.
Мной тот любим, кем я любима!
К тому же знай: мне много лет.

Зрачков горячую угрюмость
вперять в меня повремени:
то смех любви, сверкнув, как юность,
позолотил черты мои.

Иду… февраль прохладой лечит
жар щек… и снегу намело
так много… и нескромно блещет
красой любви лицо мое.

Возникшая любовь запечатлена в дивных стихах, написанных в мастерской на Поварской… Любовь при отсутствии быта… В мастерской никто ничего не варил и не готовил. Она напоминала корабль, который скользит поверх волн, почти не касаясь их, скользит поверх быта, практически не соприкасаясь с ним:

Войди же в дом неимоверный,
Где быт - в соседях со вселенной,
Где вечности озноб мгновенный
Был ведом людям и вещам,

И всплеск серебряных сердечек
О сквозняке пространств нездешних
Гостей, когда-то здесь сидевших,
Таинственно оповещал.

Пик безумия наших отношений совпал с полным отсутствием денег. Их, как нарочно, в это время мне не платили. Они просто отсутствовали. Причем у Беллы тоже. Ей тоже никто ничего не платил.

Звонила начальнику книги,
Искала окольных путей
Узнать про возможные сдвиги
В судьбе моих слов и детей.

Там - кто-то томился и бегал,
Твердил: его нет! Его нет!
Смерклось, а он все обедал,
Вкушал свой огромный обед…

Другие фрагменты книги Бориса Мессерер, опубликованные в журнале «Знамя», можно почитать на Сайте «Журнальный зал» здесь:

В марте 2013 года в эфире телеканала «Культура» состоялась премьера документального фильма «Монолог свободного художника», посвященного 80-летию Бориса Мессерера. Цикл из 5 небольших фильмов о жизни и творческой судьбе театрального художника, сценографа, народного художника РФ., необыкновенном и трогательном муже, с которым Ахмадулина прожила последние 36 лет.

Документальный фильм «Монолог свободного художника» - не только о любви двух выдающихся людей - поэта Беллы Ахмадуллиной и художника Бориса Мессерера, но и история отношений на фоне эпохи. Он представляет собой не просто двойной портрет Ахмадулиной и Мессерера, но и своеобразную многофигурную композицию, галерею грандиозных портретов, представленную зрителям: Всеволод Абдулов и Александр Митта, Микеланджело Антониони и Тонино Гуэрра, Владимир Высоцкий и Марина Влади, Венедикт Ерофеев и Эдуард Володарский.

Эти портреты нарисованы не кистью Бориса Мессерера, а его столь же ярким и искренним словом, это целая история ХХ века, увиденная глазами большого художника и прочувствованная сердцем по-настоящему большого человека.

«Я назвал свои воспоминания «Проблеск Беллы», - рассказывает Борис Асафович. - Еще до знакомства с Беллой я встречался со многими интересными людьми, которых правильно было бы вспомнить... Белла подарила мне целый круг замечательных литераторов, а я радовался ее вхождению в художественные и театральные сферы... Я был не сторонним наблюдателем, а участником этой безумной, но счастливой жизни».

Посмотрите видео «Монолог свободного художника. Борис Мессерер. Промельк Беллы». Фильм наполнен стихами Беллы Ахмадуллиной, которые она сама декламирует в своей неподражаемой манере. Приятного просмотра!




Сама Белла признавалась, что для нее самыми важными
всегда были «достопочтимые читатели».

«В последние годы меня занимает лишь один вопрос, - говорила Ахмадулина. - Я думаю, как отблагодарить своих драгоценных друзей и слушателей, которых я так глубоко и нежно почитаю, за доброту и любовь, столь расточительно подаренные мне».

Апрель

Вот девочки - им хочется любви.
Вот мальчики - им хочется в походы.
В апреле изменения погоды
Объединяют всех людей с людьми.

О новый месяц, новый государь,
Так ищешь ты к себе расположенья,
Так ты бываешь щедр на одолженья,
К амнистиям склоняя календарь.

Да, выручишь ты реки из оков,
Приблизишь ты любое отдаленье,
Безумному даруешь просветленье
И исцелишь недуги стариков.

Лишь мне твоей пощады не дано.
Нет алчности просить тебя об этом.
Ты спрашиваешь - медлю я с ответом
И свет гашу, и в комнате темно

На сайте Библиотека поэзии можно дополнительно
почитать о замечательной женщине, поэте с большой буквы, творчество которой еще предстоит осознать и понять.

Борис Мессерер выпустил книгу воспоминаний о своей жене Белле Ахмадулиной и их друзьях-шестидесятниках

Текст: Михаил Визель
Фрагмент книги и обложка предоставлены издательством АСТ «Редакция Елены Шубиной», 2016

Судьбе было угодно, чтобы Мессерер пережил всех своих гениальных друзей. Сам он, признанный и мастеровитый театральный художник, пожалуй, всё-таки не гений - но он сполна наделен вкусом, тактом и, главное, достаточной душевной щедростью, чтобы вспоминать о них без горечи. А свою жену, гениальную поэтессу, вспоминать с неизменным рыцарственным восхищением.

Борис Мессерер «Промельк Беллы. Романтическая хроника».

М., АСТ, «Редакция Елены Шубиной», 2016

Встреча

Старый Дом кино на Поварской. Вестибюль первого этажа. Быть может, он назывался “кассовый зал”. На полу талый снег. Толпятся люди, томящиеся в ожидании предстоящих встреч. Мы тоже с Левой Збарским стоим в ожидании кого-то. Дверь постоянно открывается, пропуская входящих. Прекрасная незнакомка как бы впархивает в пространство зала. Она в соскальзывающей шубке, без шляпы, со снежинками на взъерошенных волосах. Проходя мимо, она мельком окидывает нас взглядом и так же мельком шлет нам рукой едва уловимый привет.
- Кто это? - спрашиваю Леву.
- Это Белла Ахмадулина!
Первое впечатление. Сильное. Запоминающееся. Именно таким и останется в памяти. Мимолетно, но возникает чувство влюбленности…
Весна 1974 года. Двор Дома кинематографистов на улице Черняховского, около метро “Аэропорт”. Я гуляю с собакой Рикки, тибетским терьером. Во дворе появляется Белла Ахмадулина с коричневым пуделем. Его зовут Фома. Белла живет через один подъезд от меня, в бывшей квартире Александра Галича. Белла в домашнем виде. В туфлях на низких каблуках. Темный свитер. Прическа случайная.
От вида ее крошечной стройной фигурки начинает щемить сердце. Мы разговариваем. Ни о чем. Белла слушает рассеянно. Говорим о собаках. О собаках, которые далеко не такие мирные, как кажутся сначала. Рикки старается затеять драку. Это ему удается, и он прокусывает Фоме нос. Капли крови. Белла недовольна. Я смущен. Вскоре она уходит. И вдруг я со всей ниоткуда возникшей ясностью понимаю, что если бы эта женщина захотела, то я, ни минуты не раздумывая, ушел бы с нею навсегда. Куда угодно. Потом Белла напишет:

В чем смысл промедленья судьбы между нами?
Зачем так причудлив и долог зигзаг?
Пока мы встречались и тайны не знали,
Кто пекся о нас, улыбался и знал?
Неотвратимо, как двое на ринге,
Встречались мы в этом постылом дворе.
Благодарю несравненного Рикки
За соучастие в нашей судьбе…

Между людьми порой происходит что-то, чего они не могут понять сами. Таких встреч во дворе было три. В последнюю из них Белла предложила:
- Приходите через два дня на дачу Пастернака. Мы будем отмечать день его памяти.
Я мучительно представлял свое появление в этом священном для меня доме, имея только устное приглашение Беллы. В семь часов вечера назначенного дня я появился в Переделкине возле дома Пастернака. Ворота были, как всегда, распахнуты. Меня встретил большой рыже-коричневый чау-чау. По морде пса невозможно было прочитать его отношение ко мне. Я направился к дому. Позвонил и вошел. Вокруг стола сидела большая компания. Из гостей хорошо помню Александра Галича, Николая Николаевича Вильям-Вильмонта, Стасика Нейгауза и его жену Галю, Евгения Борисовича Пастернака и его жену Алену, Леонида Пастернака и его жену Наташу. В центре сидела Белла. Гости, кажется, были удивлены моим приходом. Одна Белла радостно воскликнула:
- Как хорошо, что вы пришли!
И в пояснение окружающим добавила:
- Я пригласила Бориса в этот торжественный день и очень рада, что он сегодня с нами.
Мне пододвинули стул и предложили рюмку водки. Мой приход прервал чтение Галичем стихов. Чтение продолжилось. Но вдруг Белла резко перебила Галича и начала вдохновенно читать свое посвящение Пастернаку:

Ожог глазам, рукам - простуда,
любовь моя, мой плач - Тифлис!
Природы вогнутый карниз,
где Бог капризный, впав в каприз,
над миром примостил то чудо…

Стихотворение, прочитанное на одном дыхании, ярко и стремительно, прозвучало как вызов монотонному чтению Галича. Несомненно, его политизированные стихи под переборы гитары Беллу раздражали. Хотя она тут же принялась обнимать и хвалить Галича, стремясь загладить свой неукротимый порыв. Он продолжил выступление.

Вспоминается неожиданная встреча с Беллой на даче драматурга Александра Петровича Штейна и его жены Людмилы Яковлевны Путиевской. Там были мой близкий друг Игорь Кваша и его жена Таня, дочь Людмилы Яковлевны. Я был очень рад снова увидеть Беллу, бросился к ней, мы весь вечер проговорили и решили увидеться в Москве.
Проходит два месяца. Смешанная компания. Мы с Беллой встречаемся в квартире писателя Юлия Эдлиса, в доме на углу Садовой и Поварской. Много людей, много выпито вина. Все в приподнятом настроении. Все хотят продолжения вечера. Вдруг Эдлис говорит:
- Ребята, пойдем в мастерскую к Мессереру. Это здесь рядом, на этой же улице.
Неожиданно все соглашаются. Я счастлив. Мы с Беллой возглавляем шествие. Я веду компанию прямо по проезжей части. Улица совершенно пустынна. Идем до моего дома - № 20 на Поварской. Поднимаемся на лифте на шестой этаж, группами по четыре человека. Четыре подъема. У меня много разнообразных напитков. Гости находятся под впечатлением от мастерской. И Белла тоже… Белла уезжает в Абхазию на выступления. Две недели томительного ожидания. Телефонный звонок:
- Я вас приглашаю в ресторан. И мой ответ: - Нет, это я вас приглашаю в ресторан.
Мы идем в ресторан Дома кино на Васильевской улице.
Обычно в подобной ситуации я что-то беспрерывно говорю своей спутнице и полностью завладеваю ее вниманием. Здесь все происходит наоборот - мне не удается вставить ни одного слова. Мы едем ко мне в мастерскую. И жизнь начинается сначала. Со своей новой страницы…
В том декабре и в том пространстве душа моя отвергла зло, и все казались мне прекрасны, и быть иначе не могло. Любовь к любимому есть нежность ко всем вблизи и вдалеке. Пульсировала бесконечность в груди, в запястье и в виске…

Борис Мессерер

Промельк Беллы. Романтическая хроника

И вот я думаю теперь, что мы не успеваем узнать свое счастье. Собственно, что такое счастье? Это и есть осознанный миг бытия. И если ты это поймешь, то тебе уже довольно…

Белла Ахмадулина

В книгу вошли письма и фотографии из семейного архива Бориса Мессерера, а также работы фотографов В. Ахломова, В. Баженова, Ю. Королева, М. Ларионовой, В. Малышева, А. Осмульского, М. Пазия, И. Пальмина, В. Перельмана, В. Плотникова, Ю. Роста, А. Саакова, М. Трахмана, Л. Туголева, Б. Щербакова

© Мессерер Б. А., 2016

© Бондаренко А. Л., художественное оформление, 2016

© ООО “Издательство АСТ”, 2016

Старый Дом кино на Поварской. Вестибюль первого этажа. Быть может, он назывался “кассовый зал”. На полу талый снег. Толпятся люди, томящиеся в ожидании предстоящих встреч. Мы тоже с Левой Збарским стоим в ожидании кого-то. Дверь постоянно открывается, пропуская входящих. Прекрасная незнакомка как бы впархивает в пространство зала. Она в соскальзывающей шубке, без шляпы, со снежинками на взъерошенных волосах. Проходя мимо, она мельком окидывает нас взглядом и так же мельком шлет нам рукой едва уловимый привет.

– Кто это? – спрашиваю Леву.

– Это Белла Ахмадулина!

Первое впечатление. Сильное. Запоминающееся. Именно таким и останется в памяти. Мимолетно, но возникает чувство влюбленности…

Весна 1974 года. Двор Дома кинематографистов на улице Черняховского, около метро “Аэропорт”. Я гуляю с собакой Рикки, тибетским терьером.

Во дворе появляется Белла Ахмадулина с коричневым пуделем. Его зовут Фома. Белла живет через один подъезд от меня, в бывшей квартире Александра Галича. Белла в домашнем виде. В туфлях на низких каблуках. Темный свитер. Прическа случайная.

От вида ее крошечной стройной фигурки начинает щемить сердце.

Мы разговариваем. Ни о чем. Белла слушает рассеянно. Говорим о собаках.

О собаках, которые далеко не такие мирные, как кажутся сначала. Рикки старается затеять драку. Это ему удается, и он прокусывает Фоме нос. Капли крови. Белла недовольна. Я смущен. Вскоре она уходит. И вдруг я со всей ниоткуда возникшей ясностью понимаю, что если бы эта женщина захотела, то я, ни минуты не раздумывая, ушел бы с нею навсегда. Куда угодно.

Потом Белла напишет:

В чем смысл промедленья судьбы между нами?
Зачем так причудлив и долог зигзаг?
Пока мы встречались и тайны не знали,
Кто пекся о нас, улыбался и знал?
Неотвратимо, как двое на ринге,
Встречались мы в этом постылом дворе.
Благодарю несравненного Рикки
За соучастие в нашей судьбе…

Между людьми порой происходит что-то, чего они не могут понять сами. Таких встреч во дворе было три. В последнюю из них Белла предложила:

– Приходите через два дня на дачу Пастернака. Мы будем отмечать день его памяти.

Я мучительно представлял свое появление в этом священном для меня доме, имея только устное приглашение Беллы. В семь часов вечера назначенного дня я появился в Переделкине возле дома Пастернака. Ворота были, как всегда, распахнуты. Меня встретил большой рыже-коричневый чау-чау. По морде пса невозможно было прочитать его отношение ко мне. Я направился к дому. Позвонил и вошел. Вокруг стола сидела большая компания. Из гостей хорошо помню Александра Галича, Николая Николаевича Вильям-Вильмонта, Стасика Нейгауза и его жену Галю, Евгения Борисовича Пастернака и Алену, Леонида Пастернака и его жену Наташу. В центре сидела Белла. Гости, кажется, были удивлены моим приходом. Одна Белла радостно воскликнула:

– Как хорошо, что вы пришли!

– Я пригласила Бориса в этот торжественный день и очень рада, что он сегодня с нами.

Мне пододвинули стул и предложили рюмку водки. Мой приход прервал чтение Галичем стихов. Чтение продолжилось. Но вдруг Белла резко перебила Галича и начала вдохновенно читать свое посвящение Пастернаку:

Ожог глазам, рукам – простуда,
любовь моя, мой плач – Тифлис!
Природы вогнутый карниз,
где Бог капризный, впав в каприз,
над миром примостил то чудо…

Стихотворение, прочитанное на одном дыхании, ярко и стремительно, прозвучало как вызов монотонному чтению Галича. Несомненно, его политизированные стихи под переборы гитары Беллу раздражали. Хотя она тут же принялась обнимать и хвалить Галича, стремясь загладить свой неукротимый порыв. Он продолжил выступление.

Предисловие

Идея записывать, фиксировать свои наблюдения и впечатления укрепилась в моем сознании после того, как совпали наши с Беллой жизненные пути.

Еще и до этого события я встречался со многими интересными людьми, которых правильно было бы вспомнить. Но после того как мы с Беллой стали проводить время вместе, число таких встреч неизмеримо возросло. Белла подарила мне целый круг замечательных литераторов, а я радовался ее вхождению в художественные и театральные сферы. И процесс этот был совершенно органичным, в нем не было никакой преднамеренности, он протекал естественно.

Я был не сторонним наблюдателем, а участником этой безумной, но счастливой жизни. У меня всегда было много друзей, общение с которыми занимало значительную часть моего времени. Но главным моим жизненным инстинктом было стремление хранить Беллу и ограждать ее от различных бытовых неурядиц, чтобы уберечь ее редкий талант.

Рассказ о человеческих взаимоотношениях и событиях нашей общей с Беллой жизни — не главное для меня в этой книге. Важнее образ самой Беллы, который я хотел бы донести до читателя.

Пусть говорит сама Белла, чтобы читатель снова был увлечен ее изумительной, неповторимой интонацией, заворожен гипнотическим влиянием ее речи.

Для этого я старался записывать на диктофон многое из того, что рассказывала Белла, когда удавалось это сделать.

К более ранним и удачным записям следует отнести описание поездки Беллы во Францию в 1962 году, воспоминания о Твардовском, об Антокольском, о Высоцком.

Возникшее у Беллы желание рассказать о своем детстве, о своем происхождении, о пребывании в Казани в годы войны, замечательные рассказы о целине стали записями 2010 года.

Хроника жизни, проявляющаяся в расшифрованных с диктофона текстах, относится уже к самому последнему времени, когда я постоянно записывал Беллу.

Как всегда, Белла говорила все это не для записи, а просто разговаривая со мной. Когда эти беседы были расшифрованы и легли на бумагу, то, перечитывая их, я заново начинаю понимать всю безмерность таланта Беллы. И еще мне хочется сказать об отсутствии у нее всякого тщеславия, что, быть может, было главным ее качеством.

Со своей стороны я стараюсь максимально достоверно излагать факты, точно указывать даты, места событий, участниками которых мы были, оставляя Белле простор для лирических оценок и просто для того, чтобы ее голос звучал с этих страниц.

Именно поэтому я и считаю правильным начать с рассказа Беллы о ее детстве, о жизни в эвакуации и о ее первых шагах в поэзии. И лишь потом попытаться дать свое описание череды встреч с замечательными людьми, с которыми мы дружили. Я стараюсь это сделать еще и потому, что остаюсь зачастую единственным свидетелем нашего общения с ними и считаю своим долгом рассказать об этом.

Белла. Воспоминания

Осталась где-то жалкая, убогая фотография: две унылые женщины — это мать моя, моя тетка, — а вот в руках у них то, что они только что обрели, то, что появилось на свет в апреле 1937 года. Есть ли фотография сейчас, я не знаю, но я ее хорошо помню. И это жалкое существо, и эти две несчастные женщины, а впрочем, тогда добрые, думающие, что они обрели что-то хорошее, — все ошибаются, все трое. Они не обретут в себе то, что умеют обретать счастливые родители, нет, это уже видно по крошечному и какому-то несчастному лицу. Знает ли это мало сформированное несчастное личико, что же предстоит, что же дальше будет? Всего лишь апрель тридцать седьмого года, но вот этому крошечному существу, этому свертку, который они держат, прижимают к себе, как будто что-то известно, что творится вокруг. И довольно долгое время в раннем, самом раннем начале детства меня осеняло какое-то чувство, что я знаю, несмотря на полное отсутствие возраста, что я знаю что-то, что и не надо знать и невозможно знать, и, в общем, что выжить — невозможно.


С этой книгой постоянно что-то не так, всё время что-то царапает дно восприятия постоянно нарастающим дискомфортом. Хотя, на первый взгляд, рассказ Мессерера, состоящий из баек и историй, вполне пригодных для задушевного застолья (и там же многократно обкатанных), обаятельный и бесконфликтный, не особенно должен трогать, но только катиться от одной известной фигуры к другой. Ведь главное богатство Мессерера – знаменитые люди, коих он знал в изобилии, мало кому доступном: тут и легендарная его мастерская на Поварской, 20 помогла, став одним из главных мест встречи московской богемы и 36 лет совместной жизни с Беллой Ахмадулиной, главной и едва ли не единственной настоящей дивой позднесоветской поры.

С какого-то момента, правда, понимаешь, что расхождение между формой и содержанием – главный движитель подспудного интереса к книге, её тайное топливо, не позволяющее бросить пудовый том, несмотря на то, что Мессерер говорит совсем мало нового и неизвестного.
Рема в его «романтических хрониках » возникает лишь когда, постоянно находившийся в тени знаменитых знакомцев, он начинает рассказывать о себе и о своих родственниках – что, кстати, тоже ведь достаточно заезженный, со стороны Майи Плисецкой и Асафа Мессерера, материал.

Дело даже не в том, что Мессерер больше умалчивает, чем откровенничает (например, Евтушенко упоминается в «Проблеске Беллы» всего пять раз, причем, в основном, «списочным составом », а Нагибин, второй муж Ахмадулиной не упоминается вовсе, как и сын Кайсына Кулиева, от которого у нее родилась дочка), сам избранный им стиль намеренно бежит конкретики. Её в мемуарах мало – «острый взгляд » художника цепляет, в основном, внешность героев, а события подаются им в назывном порядке – поехали, пришли, выпивали, общались. Но о чём говорили и что происходило между персонажами, чаще всего, остаётся за кадром.

Даже когда Мессерер владеет эксклюзивной информацией (вот они с Беллой посещают в Монтре Набокова, который умрёт всего через пару месяцев, ну, или едут на юг Франции к Шагалу , наносят визит к Ионеско, гостят у Берберовой), благость и слепое поклонение скользят по поверхности встречи и особой информации не несут. Даже когда рассказчику крайне хочется отличиться и донести до читателя свет давным-давно угасшей звезды.
Читаешь очерк о Набокове (ну, или о Параджанове, Высоцком или Бродском) и встречаешь там то, что уже знал, понимал, слышал. Такой рассказ, поддерживаемый винными парами и обаятельными интонациями рассказчика с нетерпением в сердце, хорош в застолье, но не в книге – из которой если фрагмент вытащить (допустим, для отдельной публикации), всё посыплется.

Эта пустопорожность связана и с фигурой Ахмадулиной на которую у Мессерера, казалось бы, карт-бланш. Но и тут рассказчик не выходит за границы давным-давно сформированного надмирного образа, чтобы читатель окончательно убедился: его книга не про правду жизни, но про миф, ваяемый всеми доступными способами.
Самое важное опускается и пропускается – те самые мелкие и повседневные телодвижения, становящиеся, на время, главной целью жизненного периода и, поэтому, способные рассказать о человеке и о времени, выпавшем на его долю, много важного и интересного.
Однако, Мессерер всё время округляет и обобщает, ему важно совсем другое.

В книге трижды упоминаются две дочки Ахмадулиной. Информация, очевидная автору, но не читателю, не расшифровывается, несмотря на то, что понято же – девочки играли большую роль в самоощущении поэта, которому, вроде, посвящена эта книга. Даже самоубийству внука Аксенова выделен вместительный абзац (про него можно – и история достаточно известная и действующих лиц нет в живых), а вот Анна и Лиза мелькают лишь именами, да и то, чаще всего, в чужих текстах (таких вставок в книге Мессерера много).
Ну, или же история обретения роскошной (и действительно легендарной) мастерской, ставшей центром шестидесятнической вселенной, подаётся впроброс, точно у каждого второго московского художника существовала схожая возможность обрести уникальное помещение в центре столицы.
Можно только догадываться какие усилия прилагались для того, чтобы получить и обустроить это место, какие связи задействовались и какие люди притягивались для того, чтобы заполучить для строительства мастерской, например, строительные краны.
Мессерер же гораздо больше уделяет внимания Илье Глазунову, который научил его как найти в центре Москвы запущенный чердак и даже показал на один из них, разумеется, не подошедший.

Во-первых, участие Глазунова – это cool и смешно (самоиронично). Во-вторых, Глазунов – до сих пор влиятельный человек и тоже "представитель отряда звезд", которых в мемуарах должно быть как можно больше: ведь больше всего Мессерера волнует и трогает именно статус. Как его собственный, так и его гостей, приходивших без звонка и без стука, тусивших до утра большими компаниями, чтобы утром, пока Москва еще спит, отправиться завтракать в ресторан старого «Дома кино».

Гости стремились на Поварскую, их всегда здесь ждали радушные хозяева и обильные «закуски в холодильнике ».
Фраза про закуски, которые всегда обязательно были – у Мессерера одна из самых любимых. Многократно повторяемых.
Обильные закуски, существенная черта гостеприимного дома (Мессерер много пишет об грузинских и армянских застольях, проводя параллель между своим домом и безбашенными кавказскими обычаями, при этом, не уставая отмечать скудность и скромность закусок в других, важных ему, домах) тоже подаются им как данность, увлекать ведь должно не это продуктовое излишество (само по себе не значащее теперь практически ничего), но горний полёт дружбы. Обаятельной и будто бы беспричинной.

Такой рассказ не терпит критического к себе отношения – он работает лишь на полном доверии, иначе начнёшь спотыкаться на каждом шагу.
Теперь уже нужно объяснять, что продуктов (закусок) в застойной стране было мало, их нужно было доставать, прикладывая сверхусилия, порой, не меньшие, чем добыча разрешения на строительство.
Конечно, все эти цепочки доставания дефицита (знакомый товаровед, завскладом, чеки в «Березку») – материя презренная и мелкоскопическая в рассказе о Булате и Белле, Марине и Володе, но она (точнее, её отсутствие) маркируют лукавство рассказчика, знающего как правильно выставить софиты.
Дело не в «презренной прозе » быта (о которой, впрочем, есть кое-что в заключительной главе про Тарусу), знаменитом хроническом пьянстве, болезнях или «раскованных сексуальных экспериментах », волнующих досужую публику, но в формировании (с помощью умолчаний и недоговоренностей) обманчивой картинки, не соответствующей характеру самого Мессерера, человека чёткого и хваткого.

Тем более, что мне сложно представить Беллу, занимающуюся приготовлением закусок на целую театральную труппу или на всех участников «Метрополя», значит, были помощники? Служанки? Кухарки? Прислуга в советском доме (постоянно страдающем от безденежья) – сенсация не меньшая, чем самовольная поездка супругов из Парижа в Америку (да ещё чуть ли не на полгода): вот как она была оформлена?
Почему получилась у них, но не могла случиться у миллионов соотечественников Ахмадулиной и Мессерера в забюрократизированном государстве рабочих и крестьян, когда даже в Болгарию выпускали с немыслимым скрипом?
Но об этом, как и о добровольных помощниках в книге – ни слова. Вероятно, это правильно (где «печень трески » и баночки с майонезом, а где волхование Беллы?), не следует требовать от автора то, что ему скучно (суди его по законам им самим над собой писанным), однако, именно такие мелочи (обмолвки, оговорки, на которые Мессерер – большой мастер) помогают лучше понять авторские фундаменты, на которых строился «Промельк». Его сокровенный авторский интерес.

Да, он завязан именно на репутационный капитал – «Промельку Беллы» интересны те люди, которые интересны максимальному числу народа ( или же за ). Более того, объём авторского внимания прямо пропорционален медийному вкладу изображаемых лиц.

Если мода на Высоцкого или на Бродского () сохраняется до сих пор, то их имена выносятся в подзаголовки промежуточных глав, даже если главы эти посвящены совсем другим событиям и людям. Глазунов – фигура сомнительная, поэтому он и появляется лишь в эпизоде, зато, например, про Окуджаву или Параджанова следует сказать как можно больше. Даже если особенно нечего.
И тогда в ход идут стихи Ахмадулиной, наглядно растягивающие объем, отрывки её воспоминаний или свидетельства третьих лиц, превращая личные воспоминания в выхолощенный литературный коллаж.

Мессерер зря мешает свой текст с чужим, так как книга его делалась будто бы с голоса, и присутствие других рассказчиков, поставленных встык с авторскими фрагментами, делает такое соседство особенно наглядным.
Несмотря на то, что в послесловии автор чётко обозначает рукописный характер своих записок, пишет он – как дышит, точнее, так же, как говорит. А говорит он (пытается говорить) голосом жены – со всеми её кружевными особенностями, точно встав на котурны. Но то, что кажется естественным для Ахмадулиной, у Мессерера получается неорганично. Натужно и с массой канцеляритов (коих Белле, все-таки, удавалось избегать).

Кстати (точнее, не кстати) Мессерер начинает том «Проблеска Беллы» большим, едва ли не на четверть тома, куском устных воспоминаний Беллы Ахатовны, записанных им в последние годы её жизни (к ним автор возвращается и в последней главе).
И этот блок, рассказывающий про детские и молодые годы Ахмадулиной, вольно или невольно, тоже вступает в состязание с точно такими же рассказами Мессерера о военной поре и о своей семье – маме-красавице Анель Судакевич, актрисе немного кино и о папе Асафе – выдающемся балетном актёре (позже – не менее выдающемся танцевальном репетиторе), и, конечно же, о кузине Майе.

Боренька, выросший в элитном театральном доме на улице Немировича-Данченко, среди выдающихся соседей, даже рассказы о детстве превращает в доску почёта, тогда как устные воспоминания Ахмадулиной (умолчаний в них, впрочем, не меньше, чем у мужа – вот она пишет, что живёт на Старой площади, но как же она с семьей там, в совершенно непростом, заколдованном месте оказалась? Или дважды упоминает, что мама присылает ей платья из Америки, но как и почему мама уехала в Америку-то?) касаются, в основном, людей простых и малозаметных. Описанных, впрочем, не менее велеречиво, чем Набоков и Шагал.

Тут же, помимо прочего, очередной раз вскрывается интонационная зависимость мужа от жены (вряд ли наоборот), нет, не подражающего «лебединому строю » Беллы, но снимающего его как ещё одну данность, доставшуюся ему по прямой – впрочем, как и всё остальное. Ибо главным мотором этой истории оказываются не собственные дарования (безусловные, но достаточно скромные), но стечения обстоятельств, которые можно, каждый раз, вывернуть в собственную пользу.
Неслучайно самые громкие и знаковые достижения Мессерера созданы в сотрудничестве с другими людьми. Как и положено сценографу, Мессерер создает декорации к спектаклям ефремовского «Современника» и любимовской «Таганки», выдающимся балетам Большого театра периода «большого стиля», обрамляет выставки в Пушкинском, сначала по просьбе Рихтера, устраивавшего театральные постановки «Декабрьских вечеров», а, после, перешедшего по цепочке и к Антоновой; придумывает эмблему опального «Метрополя».

Рассказывая про творческую дружбу с ГМИИ, Мессерер с гордостью приводит список оформленных им экспозиций. В нём я узнаю выставки, напрочь загубленные агрессивным оформлением, его тёмно-зелёными или буро-бордовыми колерами, мода на которые приводит к тому, что и напрочь убивающем впечатление от самих экспонатов.
Рассказ об оформлении «Кармен-сюиты» или ) помогают понять главное свойство искусства Бориса Мессерера, пригодившееся ему и при строительстве нынешних мемуаров – обобщать, сгущая пространство промежутка, до выхолощенного иероглифа.

Мессерер – мастер фона, пытающегося выйти на авансцену и вмешаться в развитие основного действия; это почти всегда перпендикуляр к основному замыслу, уводящий соглядатая куда-то в бок. Тем, где суггестия, впрочем, и не ночевала, но только подразумевалась. Мессерер – мастер подразумеваний: два пишем, а двадцать два – в уме. Вполне нормальная тактика для советского человека, выживающего между кровожадными жерновами с видом гордым и неподкупным. Находящего удовольствие в ограничениях, наваливающихся на столичную богему со всех сторон.
Заграничные люди постоянно задают им с женой один и тот же вопрос: почему вы, такие класснючие, тем не менее, всё время возвращаетесь обратно в СССР? Да потому что только там, как в мелкорослой тундре, и можно стать заметным.

Главная жизненная коллаборация Мессерера, впрочем, связана с Ахмадулиной, а обаяние «устной речи», хотя бы и записанной, необходимо для того, чтобы не вдаваться в детали, разрушающие целостность мифа. Авторское (сугубо художественное, литературное) письмо вводит автора в необходимость различения, тогда как обаятельный рассказчик может легко скрыться за безличными оборотами, типа «красоты неописуемой » или всё тех же «закусок в холодильнике ».
Неземные тропы Ахмадулиной, легко кочующей из речи в прозу и в стихи (жила как писала), и закреплённой там магическим синтаксисом, словно бы оторванным от реальности и создающем реальность совершенно иную – это одно, а «закуски в холодильнике » и «фешенебельные курорты », эксклюзивность которых автор не устаёт фиксировать (описывая своих гостей, он уточняет даже их родственные связи, типа «сын знаменитой актрисы » или же вот характерное: «неожиданно в квартире возник юноша с вихрастой головой – сын футболиста Андрея Бибы (звезды киевской команды «Динамо» …») – совершенно другое.

Одной ногой описания Мессерера витают в облаках бескорыстной дружбы, но другой – твёрдо стоят на земле. Так ему важно подчеркнуть, что болгарская дублёнка, которую пропила Верка, была «удивительного розового оттенка. В то время московские интеллигенты чрезвычайно ценили дублёнки, которые были редкостью, стоили очень дорого, но решали проблему зимней одежды. Морозы в Москве тогда были изрядные. Так вот, свою единственную ценную вещь – болгарскую дублёнку – Лева хранил в шкафу у Красного в целлофановом пакете на вешалке …»

Описанию дублёнки автор уделяет места примерно столько же, сколько внешности очередного персонажа. Возможно, это традиция идущая от гоголевской «Шинели», но, скорее всего, проявление того самого советского «вещизма», позволявшего выделяться не творческими достижениями, но связями и, значит, социальной продвинутостью, хитроумной включённостью в социум.
Иметь возможностей больше, чем у других, смаковать свои приобретения, примерно так же сладко, как общение с Булатом и с Володей – для темы статуса это примерно одинаково. У других ведь и этого нет. Ночные бдения, заканчивающиеся в ресторане старого «Дома кино» – это тоже про статус нерядового человека, только мечтающего про ресторан «Дома кино» или про посиделки в ЦДЛ как о самом смачном и возвышенном. Но кто-то - лишь мечтает, а для кого-то – всё это называется «будни», понимаешь. Сермяга.
Неслучайно, рассказывая о бедности Параджанова, которого Борис и Белла принимали в мастерской, Мессерер впроброс зачем-то уточняет: «Небольшой компанией мы отправились в ресторан. Для Сережи это был подвиг – он очень редко бывал в ресторанах ».

Общество взаимного восхищения – механизм не только бытового скрепления, но и социальной поддержки в самопродвижении: пока мы едины – мы непобедимы.
В «Проблеске Беллы» практически отсутствуют негативные персонажи и отрицательные характеристики, точно книга писалась в режиме всё того же застолья, в присутствии любимых друзей – и это нормальная московская практика, на существование которой (ещё одна данность) никто не обращает внимания: она – взаимовыгодна.
Даже Михаил Луконин, отказываясь помочь Высоцкому попасть в Союз писателей, выглядит премилым соседушкой.

Перечисляя тбилисских художников, автор вставляет высокопарный спич посвящённый до сих пор всемогущему Церетели, ибо, ну, положено же, а реальный культурный выхлоп и результат – дело сто десятое. Да и кто вам считает – мы будем продолжать творить своё искусство до изнеможения, а вы должны потреблять нашу местечковую культуру, тем более, что других писателей и художников у нас всё равно нет.

«Наши взаимоотношения прошли долгий путь и выдержали испытание временем. Я всегда восхищался мощным талантом Зураба и при этом четкостью уклада его жизни, когда он, вставая рано, неизменно утром занимался живописью. Будучи занят разнообразными делами в течение дня, он успевает решать неимоверно трудные задачи, связанные с руководством Академии художеств, всегда оставаясь в душе творческим человеком, и всегда проявляет неимоверную широту в отношении нуждающихся в его помощи …»

Лукавая избирательность станет ещё более понятной после слов Андрея Битова, приведённых в книге. «Выпивали мы, любя и хваля друг друга. На похвалу не скупились, как и на вино. Допивали и то, и другое до конца (медные трубы). Славу мы не делили, потому что сами её выдавали. Слава выдавалась за поведение, а не за произведение. У Мессерера была слава «короля богемы». И он был строг, но справедлив. Он знал, как себя вести ».

«Проблеск Беллы» и есть, в основном, кодекс правильного московского поведения, принятого в определённых кругах и не позволяющий лезть в частности. Тем более, когда ты – «король богемы », самолично задающий правила игры и выдающий индульгенции. Задающий дискурсы. Будь милым и приятным во всех отношениях.
Тогда к тебе, во-первых, потянутся люди, во-вторых, сделаешь завидную карьеру, а, в-третьих, если повязать всех взаимностью, миф будет крепчать на глазах с такой силой, что никто уже не посмеет выкрикнуть: «король-то голый », даже если сильно захочет. Затопчут, не поймут.

А то, что некогда уникальные возможности стали общедоступными – и теперь у любого в холодильнике закуски, в паспорте – шенген, в гардеробе – дублёнка, а в ресторан «Дома кино» даром не надо – делает некогда статусные вещи наивными и, может быть, даже забавными.
При желании, им можно умилиться, если уже позабыл какой свинцовой мерзостью разливался развитой социализм.
Беда, а не вина человека, ухлопавшего биографию на разные степени самовыделения, в том, что они нивелировались и более уже не работают.
Зато визита к Шагалу и Ионеско, конечно, до сих пор не отнять: Розенкранц и Гильдерстерн мертвы, даже став фактом чужой биографии.

Про это, в основном, всё наше шестидесятничество, и есть – «человеческое лицо социализма » понималось им как возможность демонстративного индивидуализма с закусками в холодильнике и розовыми дублёнками. Но когда оно, при этом, цветёт не само по себе, а на фоне тотальной униженности, заглядывающей в рот единицам, имеющим доступ к спецраспределителям.
Сама по себе, суть индивидуализма, впрочем, не слишком приятна (думай о себе, а не о других), от этого никуда не денешься.
Да только честным такой индивидуализм оказывается только тогда, когда все в нём равны, а если же он доступен лишь избранным и заработан из-под прилавка, как в СССР водилось сплошь и рядом – это, выходит, квинтэссенция советской власти, продолжающейся и сейчас, не имея ничего общего ни с демократией, ни с чувством собственного достоинства.

Но что поделать, если все поколения (в том числе и наши) заключены в капсулы конкретных исторических обстоятельств.
После выжженной земли, оставленной Сталиным, иначе, как у шестидесятников, и быть не могло – государство эволюционировало медленно, бытовой дискурс пробивался, как трава сквозь асфальт, только через избранных.
К сожалению, общественная эмансипация не может пропускать в развитии те или иные звенья, как это вышло у Монголии, якобы перепрыгнувшей от феодализма, минуя капитализм, сразу к социализму.
Откат в постмодернистский «консерватизм», наблюдаемый сегодня, говорит как раз об этой самой незрелости «российской демократии », которую, подобно английскому газону, ещё стричь и стричь. «На волне перестройки » ненадолго вдруг показалось, что можно почти беспроблемно, невзирая на традиции и многолетнюю отрицательную селекцию, перейти к частной собственности и свободному рынку, но, к сожалению, логику (она же инерция) развития не обманешь.

Нынешний искусственный, намеренно сконструированный всплеск интереса к шестидесятникам, как кажется, говорит ровно об этом же самом откате общественного развития на заранее заданные позиции – после некоторых избытка и опережения, обернувшихся небывалым приливом, начался неизбежный отлив и все мы вновь оказались там, где развитие страны свернуло с протоптанной Сталиным тропинки.
Где-то я прочитал, что Борису Мессереру сильно не понравился (автору его Мессерер посвятил отдельную главу), но штука в том, что в своих мемуарах он занимается примерно тем же, чем и презренные кинематографисты – полирует и лакирует, делая окончательно условным миф о шестидесятниках, выказывая себя при этом человеком не мелочным, но мелким и достаточно поверхностным.

Его книга, задуманная гимном празднику непослушания, оборачивается антропологическим свидетельством об особом строении советского человека, вдохновенно обустраивающего казарму.
Своих предшественников следует любить – без них нас, меня, бы не было.
К сожалению или нет, так или иначе, но шестидесятники оказываются важной эволюционной ступенькой, приводящей нас к тому, что выросло теперь, из-за чего их попросту не миновать, даже если хочется – они сидят в нас как дополнительный орган. И отрицать это глупо, бессмысленно.

«Промельк Беллы», как раз, и говорит о том, что время (и человек) изменились. Хотя и не так сильно, как хотелось бы, но подспудность мотивировок, вылезающая в книге на поверхность и становящаяся заметной, фиксирует именно эти микроскопические изменения русской культуры, устремившейся, наконец, к разнообразию. Или, как минимум, к его подобию.
Вот уже и Мессерер особое внимание уделяет внесистемным, внетусовочным героям (Венедикту Ерофееву, Параджанову, Набокову, Шагалу), достижения которых как раз и связаны с выходом за границы «сюжета усреднения».
Самое интересное в культуре и искусстве возникает именно вне общества взаимного восхищения, способного держать шишку лишь в определённых исторических условиях и сходящего со сцены, как только эти обстоятельства меняются.

Кажется, Бориса Мессерера в его книге подводит самонадеянность всезнающего человека, пропустившего момент, когда время всевластья родного дискурса, ушло.
Наивна не всеохватность центрового из поднебесья (всех хороших людей знаю, со всеми дружу) и победительность (видели мы художников и похуже), но именно что претензия на собственную особость, зарабатываемую за чужой счёт.

Жаль, конечно, что мой текст получился, э-э-э-э, несколько жестковатым, критиковать автора мне не хотелось, несмотря на потерянное над книгой время, сглаживал формулировки как мог, да только, если книга написана именно об этом – о статусе, об демонстративной исключительности, на которую, вроде, право имеешь (а не тварь дрожащая), то и читаешь её соответственно.
Не про промельк и не про проблеск, но про «обильные закуски » да про розоватую болгарскую дублёнку, что ушла с перекрёстка Усиевича и Черняховского, да более уже не вернулась. То, что я замечаю и описываю в Мессерере, говорит кое-что и обо мне тоже – раз я именно это вижу, значит, оно и во мне сидит.

Как и понимание того, что, на пути к личной свободе, всё смакуемое и восхваляемое на 833-х страницах «Промелька Беллы», правильнее всего было бы выжигать калёным железом или выдавливать из себя по капле, но Борис Мессерер – человек пожилой и заслуженный, быть другим он уже не сможет, да и не захочет, но мы-то, мы-то ещё можем измениться?