Василий Стасов: от складов до Эрмитажа. Русский архитектор василий стасов Архитектор спасов

СТАСОВ, ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ (1769–1848), русский архитектор, один из основоположников русского ампира.

Родился в Москве 24 июля (4 августа) 1769 в семье небогатого дворянина-чиновника. Первоначальное художественное образование получил в гимназии Московского университета. После смерти отца (1783), вынужден был идти работать для поддержки семьи и поступил на службу (в звании «архитектуры капрала») в Экспедицию архитектурных дел местной управы благочиния. В 1794 приехал в Петербург для прохождения воинской службы. Выйдя вскоре в отставку, вернулся в Москву (1797) и работал архитектором Главной соляной конторы. Представленный Александру I в качестве оформителя Сокольнического поля для коронационных торжеств (1801), по личному указу императора был направлен во Францию и Италию «для усовершенствования знаний». Возвратившись на родину в 1808, получил ответственный пост при петербургском генерал-губернаторе и окончательно перебрался в новую столицу в 1812. С 1816 – член «Комитета для приведения в лучшее состояние всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге».

Много строил и в других городах империи – гостиный двор в Костроме (1812–1820), собор Александра Невского в Саратове (1815–1826; снесен в 1930-е годы), усадьба Грузино в Новгородской губернии (1815–1820-е годы, разрушена во время Второй мировой войны), Провиантские склады в Москве (при участии Ф.М.Шестакова; 1821–1835), перестройка Путевого дворца в Новгороде (1824–1828) и дворца генерал-губернатора в Вильнюсе (при участии Г.В.Гаврилова и К.Греготовича; 1825–1832) и др. Составил в 1810-е годы свыше 100 образцовых проектов жилых и хозяйственных построек, а также оград. Однако с максимальной полнотой его творческая манера – стилистически унифицированная, строгая, основанная в первую очередь на монументальной выразительности самих архитектурных форм, а не декоративных скульптурно-орнаментальных акцентов (обычно достаточно сосредоточенных и лаконичных), – раскрылась в зданиях, возведенных в Петербурге и его окрестностях: казармы Павловского полка, (1817–1820), главенствующие в ансамбле Марсова поля; комплекс Конюшенного ведомства (1817–1823); Ямской рынок (1819–1820); провиантские склады – в самой северной столице (1819–1821) и в Царском селе (ныне Пушкин; 1819–1822); царскосельские мемориальные ворота «Любезным моим сослуживцам» (чугун, 1817–1821), Манеж (1819–1821), Большая оранжерея (1820–1823) и Конюшенный корпус (1823); петербургские соборы (Преображенский, 1827–1829, и Троицкий, 1828–1835) и триумфальные ворота – Нарвские (1833) и чугунные Московские (1834–1838).

В 1832–1835 под его началом был завершен ансамбль Смольного монастыря, который строил в 1748–1764 В.В.Растрелли. Вместе с А.П.Брюлловым Стасов возглавил работы по восстановлению Зимнего дворца после пожара 1837, воссоздав важнейшие интерьеры, включая обе дворцовые церкви и Иорданскую лестницу, и надстроив Малый Эрмитаж; проявил себя здесь не только как виртуозный декоратор, но и как замечательный инженер, применив целый ряд передовых для своего времени металлических конструкций. Реставрировал также массу дворцовых помещений в Царском Селе, Петергофе и Ораниенбауме. Последним его официальным занятием был строительный контроль за возведением примыкающего к Зимнему здания Нового Эрмитажа (по проекту Л.фон Кленце; с 1839).

Василий Стасов родился 4 августа 1769 в Москве, в небогатой дворянской семье. Его отец Петр Федорович Стасов служил мелким чиновником в Вотчинной канцелярии. Мать архитектора Анна Антипьевна занималась воспитанием детей. Кроме Василия в семье было ещё два ребенка — сын и дочь. Зимой Стасовы жили в Москве, а летом выезжали под Серпухов, где у них было небольшое родовое село Соколово.

Архитектурная деятельность Василия началась 14 февраля 1783 года, когда он был зачислен в Экспедицию архитектурных дел Московской управы благочиния учеником в звании «архитектуры капрала». Экспедиция занималась составлением планов частных строений, их обмерами, утверждала проекты зданий, отводила места под застройку. Возглавлял Экспедицию архитектор Семен Антонович Карин, крупный знаток русского зодчества. Новый ученик понравился ему своей исполнительностью и трудолюбием. Сперва подростку поручали делать несложные чертежи, снимать планы участков. Василий охотно учился у старших, много читал. Через год ему присвоили звание архитектуры сержанта, а начал он архитектуры капралом. Стасов любил бывать на стройках, особенно тех, что велись в Москве по проектам Баженова и Казакова. Возможно, он изучал их чертежи, представляемые в Экспедицию для утверждения. С 1790 года Василий стал архитектуры фурьером (помощником архитектора). Он проверял чертежи, составленные сотрудниками Экспедиции, самостоятельно выполнял ответственные проектные работы. Это была хорошая школа. Она побуждала к творчеству, воспитывала вкус, звала к интенсивной умственной жизни.

Стасову повезло. Друзья ввели его в дом Хлебниковых. Эта просвещенная семья имела одну из крупнейших в стране библиотек. Через дочь Хлебникова — Анну Петровну, в замужестве Полторацупо, Стасов сблизился с Алексеем Николаевичем Олениным, президентом Академии художеств, и стал постоянным посетителем оленинского дома, где собирались поэты, художники, музыканты — Державин, Жуковский, Карамзин, Крылов, Вяземский, Боровиковский, и многие другие.

Казармы Павловского полка

В начале 1794 года Стасов оставил Москву и отправился в Петербург для прохождения воинской службы. Как дворянин он был определен в Преображенский гвардейский полк в чине унтер-офицера. Его недолгая военная служба проходила относительно спокойно. Полк постоянно находился при дворе, в столице, и Стасов, воспользовавшись своими московскими связями, попал в круг передовых людей петербургского просвещенного общества. Общение в Петербурге с людьми, думавшими о будущем русского искусства, укрепило намерение Стасова связать свою дальнейшую жизнь с архитектурой.
Ровно через год, 1 января 1795, Стасов, получив чин подпоручика, вышел в отставку и вернулся в Москву. Одно время он работал при департаменте Герольдии, но очень скоро ушел оттуда и два года числился не у дел, то есть не находился на службе в государственном учреждении. В 1797 указом Сената его зачислили в Главную соляную контору в чине коллежского секретаря для постройки соляных заводов.

Все это время не прекращалась архитектурная деятельность Стасова. Он выполнил несколько официальных заказов, среди которых — проект гостиниц на бульварах. Кроме того, Стасов осуществил несколько частных построек.
Активная архитектурная деятельность Стасова в Москве в последние годы 18-го столетия позволила ему принять участие в оформлении коронационных торжеств по случаю вступления на престол императора Александра I. Осенью 1801 года Стасов оформил Сокольническое поле. Архитектор был представлен Александру I и произвел на него приятное впечатление, следствием чего было «высочайшее соизволение» отправить его в заграничную командировку во Францию, Италию и Англию «для усовершенствования знаний примерами славнейших древностей» за счет правительства сроком на три с половиной года, с выплатой стипендии по три тысячи рублей ежегодно.

Отъезд задержался, и только осенью 1802 года Стасов выехал в Париж, где собирался пробыть два года. Этот срок был сокращен из-за обострения отношений между Россией и Францией, что в дальнейшем помешало Стасову попасть в Англию. С весны 1804 года Стасов жил в Италии. В связи с началом военных действий между Францией и Россией командировка Стасова в Италию затянулась на четыре года. Это время молодой архитектор использовал для посещения итальянских городов и изучения итальянской архитектуры, как античной, так и эпохи Возрождения.

Стасов был знаком со многими итальянскими архитекторами пользовался среди них заслуженным авторитетом. Это подтверждается тем фактом, что в 1807 году Стасов, вторым среди русских зодчих после Баженова, был удостоен диплома и почетного звания профессора Римской академии живописи, скульптуры и архитектуры Св. Луки. В начале 1808 года Стасов отправился домой через южную Италию и Австрию и прибыл в Петербург осенью того же года, проведя вдали от России шесть лет.

В январе 1810 архитектора ознакомили с указом императора. Отныне ему предписывалось служить при генерал-губернаторе столицы «для переделки фасадов и наблюдения за строениями по оным». Стасов должен был отвечать за строительство в центре города — в Адмиралтейских частях (территория между Невой и Фонтанкой) и на Васильевском острове.

К 1811 относится преобразование Садовой улицы города, начавшееся с замены ветхого деревянного моста через канал перед Оранжереями и строительства Лицея. 23 апреля 1811 был утвержден разработанный Стасовым проект нового мостика, главное украшение которого - решетка из пересекающихся дуг с орнаментальными вставками — этот прием архитектор использовал в различных вариантах.

Осенью 1811 Стасов за проект памятника-мавзолея над могилой русских воинов, павших в Полтавской битве, был удостоен звания академика Санкт-Петербургской Академии художеств. Это ещё больше подняло его авторитет архитектора и позволило вступить в среду столичных зодчих не новичком, а архитектором с именем, уже добившимся европейской известности.

После 1812, когда дом Стасовых в Москве сгорел во время пожара, вместе с матерью и сестрой он переселился в Петербург. В эти годы Стасов строит много общественных сооружений, в которых его талант зодчего проявляется с наибольшей силой. Среди самых значительных работ Стасова этого периода можно отметить здание Царскосельского лицея, корпуса Российской Академии на Васильевском острове, соборную церковь в Саратове, Торговые ряды в Костроме, Ямской рынок в Петербурге. Архитектор очень простыми, выразительными средствами добивается необычайно сильного эмоционального воздействия. В этих постройках зодчий отрабатывал свой собственный градостроительный подход в решении любой локальной задачи, проявляя глубокое понимание архитектурного ансамбля, заметное уже в его ранних московских работах. В мае 1816 года Стасова назначили членом «Комитета для приведения в лучшее состояние всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге и прикосновенных к оному местах».

Значительна роль Стасова в создании ансамбля Марсова поля , где он построил казармы Павловского гвардейского полка и неподалеку от них Главные конюшни. Оба проекта были выполнены в 1816. Казармы строились с 1817 по 1819, а конюшни — с 1817 по 1823. Павловские казармы — одно из лучших произведений архитектора.

Все выдержано в простых и строгих пропорциях. Какие же это казармы? Фасадом в сторону Летнего сада стоит красивый дворец. Посредине центральной части выдвинута вперед колоннада строгого, монументального дорического ордера в двенадцать стволов. Она несет высокий аттик — стену над карнизом, украшенную щедро барельефами. Колоннада поставлена на высокую аркаду первого этажа. Фасад заканчивается с обеих сторон шестиколонными портиками с фронтонами, также поставленными на аркады первого этажа. На фасаде по Миллионной улице тоже поставлен десятиколонный портик с фронтоном и за ним высокий аттик с барельефами военных доспехов. В центре аркады первого этажа расположены ворота, украшенные по обе стороны нишами.

Осенью 1816 Стасов снова работает в Москве. Ему было поручено составление проекта на восстановление царского дворца в Московском Кремле, пострадавшего во время пожара 1812. Его проект совершенно изменил внешний вид здания благодаря расширению третьего, мезонинного этажа на всю площадь дворца. Надстройка вызвала появление двух новых каменных лестниц. Отделка фасадов была очень простой, только фасаду со стороны Москвы-реки придавалась большая парадность.

Свято-Троицкий Измайловский собор

Вскоре жизнь Стасова круто переменилась. В слободе Семеновского полка в бревенчатом доме с мезонином жила семья Марии Федоровны Сучковой, вдовы гвардейского поручика. Стасов познакомился с её дочерью, двадцатилетней красавицей Машей, и страстно влюбился в нее. Больше года продолжались встречи — в Семенцах и в Москве, где Маша гостила у родственников. Признаться в своем чувстве у него долго не хватало смелости: такая разница в летах. В начале года Василий Петрович сделал девушке предложение, а 6 августа 1817 Василий Петрович и Мария Абрамовна поженились. Супруги поселились в одном из кавалерских флигелей, рядом с Лицеем. А к зиме сняли квартиру в доме коллежской советницы Ошметковой, на углу 1-й линии и Большого проспекта Васильевского острова.

В мае 1818 года у Стасовых родился первенец. Его нарекли Николаем. Спустя год, в июле, — сын Александр, в 1820 — дочь Софья, в 1822 — дочь Надежда, а через два года, 2 января — сын Владимир, 20 января — Дмитрий. В июне следующего года семья Стасовых снова увеличилась: родился мальчик, которого назвали Борисом. Стасовы переехали с Васильевского острова к Семеновскому мосту, где заняли большую квартиру в доме Цыгарова, на углу Гороховой и Большого Казачьего переулка. Воспитывать детей помогали мать зодчего Анна Антипьевна и его сестра Вера Петровна. Она до конца своих дней прожила у брата.

Царскосельский лицей

Легко работалось Василию Петровичу в Царском Селе. Казалось, не было такой творческой задачи, которую он не решил бы успешно и быстро: будь то павильон для парка или манеж на Садовой улице, провиантские склады на Гатчинской дороге или Дежурные конюшни, воздвигнутые на Гоф-интендантском дворе. Эти произведения, имеющие облик величавый и праздничный, отмечены печатью самобытности, безупречного вкуса и таланта. Объектов множество. И оригинальных, и тех, что надлежало привести, как тогда писали, в «первобытное состояние». После пожаров, которые нередко случались, он восстановил в Большом дворце Китайскую гостиную и Белую столовую, а позже — дворцовую церковь, апартаменты, примыкающие к ней, и Лицей. По его проектам достраивалась и реконструировалась Китайская деревня, переделывались другие помещения в загородных резиденциях. С 1817 по 1820 год зодчий восстановил после пожаров и перестроил в Царском Селе, Петергофе и Ораниенбауме 850 комнат.

В Петербурге по его проекту был возведен Ямской рынок с галереей из дорических колонн по периметру. Это здание стало здесь своеобразным архитектурным центром. Сооружение рынка завершилось в 1819. А ещё раньше Стасов построил на Невском проспекте здание с портиком в центре и колонными лоджиями по углам, украсившее главную магистраль города. По заказу купца Косиковского он создал четырехэтажный дом на Большой Морской. Органично вписал зодчий в панораму Невского проспекта и площади Казанского собора дом священнослужителей.

Спасо-Преображенский Собор

Ещё в 1825 Стасов создал проект пятикупольного собора Спаса Преображения, который предстояло возвести взамен сгоревшей церкви XVIII века. Тогда проект не был утвержден. Через два года последовало разрешение на строительство храма, и зодчий разработал чертежи. При этом Стасов, учитывая местоположение здания, на которое открывался вид с Литейной улицы, предусмотрел с этой стороны фронтонный портик из ионических колонн, что придало всему сооружению величавость и спокойную сдержанность, свойственную античной классике; белая гладь стен храма, нечасто прорезанных полуциркульными окнами, ассоциируется с древнерусскими соборами. Панно из воинской арматуры на стенах и ограда из трофейных турецких пушек, захваченных в кампании 1828-1829, подчеркивают патриотическое значение здания, посвященного победам русской армии.



Эти творческие принципы — сплав черт древнерусской архитектуры и греческой классики — Стасов развил ещё в одном монументальном творении — Троицком соборе. Проект его зодчий завершил осенью 1827. В нем он учел требование, согласно которому нужно было сохранить особенности старой церкви, стоявшей тут с середины XVIII века: главы этой церкви располагались на перпендикулярных осях по сторонам света. Строительство предстояло начать весной будущего года.

В число служебных обязанностей Василия Петровича входило проектирование построек для военных нужд. Наибольшего успеха при этом зодчий добился во время работы над так называемыми Провиантскими магазинами, или складами.

Щусев так писал в свое время о Провиантских магазинах в Москве: «Простота архитектурного решения здесь не знает себе равной. Немногочисленные детали убранства прорисованы с исключительным совершенством. Три здания складов, несмотря на тривиальную форму участка, образуют неразрывное единство. Можно смело сказать, что эта группа сооружений чисто утилитарного порядка, окрашенная в простой белый цвет, — одна из лучших в архитектуре Москвы. По совершенству своих форм она стоит рядом с лучшими произведениями русской архитектуры».

Летом 1831 года на семью Стасовых обрушилось страшное горе. Холера «морбус» металась по улицам столицы, проникала во дворцы и обывательские дома. 30 июня умерла Мария Абрамовна, через пять дней — её сестра Татьяна, а ещё через двадцать — их мать Мария Федоровна. Печаль надолго поселилась в семье зодчего. Только горячее участие друзей, которые в те месяцы были рядом и окружили сирот заботой и лаской, помогло устоять на ногах. Да ещё работа — Стасов заставлял себя трудиться упорнее, чем прежде.

Триумфальные ворота у Нарвской заставы в Санкт-Петербурге

…С первых дней августа 1827 у Нарвской заставы стали рыть котлован, а 17 августа 1834 состоялась церемония открытия Нарвских ворот. Гвардейские полки, поименованные на пилонах триумфальной арки, прошли под ней торжественным маршем. Их приветствовали тысячи горожан. Впереди гвардейцев шла рота дворцовых гренадеров, сформированная из ветеранов Отечественной войны.
Стасов со свойственной ему скромностью писал, что ворота на Петергофском тракте возводились по его чертежам, «сходственно с проектом архитектора Кваренги, но только в большем против прежнего размере». Однако уже современники отмечали его огромную роль в создании этого памятника воинскому героизму, имея в виду величавую строгость, мужественную простоту и монументальность сооружения.

Василий Стасов. Московские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге. 1834—1838.

Менее чем через месяц после торжества на Петергофской дороге, 14 сентября, состоялась закладка других триумфальных ворот — за Московской заставой. Торжественное открытие памятника, отличавшегося художественным совершенством, состоялось 16 октября 1838 года.
До последних лет жизни Василий Петрович Стасов трудился на избранном им поприще. Ему было далеко за семьдесят, когда он руководил строительством здания нового Эрмитажа.
Весной 1848 года Василий Петрович Стасов захворал. Летом болезнь отступила, но силы возвращались к нему медленно. 5 сентября Василий Петрович скончался.

По книге Д. Самина «100 великих архитекторов»

Краткая биография

Василий Петрович Стасов (4 августа 1769 – 5 сентября 1848 года) – один из выдающихся русских архитекторов XIX века, сторонник классицизма и раннего русского стиля.

Родился Стасов в небогатой дворянской семье. Отец, Петр Федорович, служил в канцелярии помощником писца, мать, Анна Антипьевна происходила из рода Приклонских.

Замечание 1

Известно, что семья Стасовых владела небольшим родовым селом Соколово, располагающимся недалеко от Серпухова.

Василий Петрович до 1783 года учился в гимназии при Московском университете. В 1783 году умирает его отец, а следом за ним и старший брат, который служил в то время в морском флоте. После этих событий Василий Стасов поступает на службу в Экспедицию архитектурных дел, которой руководит А. Карин. Здесь Стасов занимает должность чертёжника (архитектора капрала). К 1790 году становится помощником архитектора. Известно, что через 4 года после получения этой должности Василий Петрович отправляется отбывать воинскую повинность на несколько месяцев в Преображенский полк Санкт-Петербурга. Через год поступает на службу в Департамент герольдии, а с 1797 года Стасов начинает работать коллежским секретарем в Главной соляной конторе.

В 1797 году обер-полицейместером Москвы П. Н. Кавериным Стасову было поручено заняться несколькими проектами гостиниц на въезде в Белый город. Через год после поручения данные проекты были утверждены Павлом I. В эти же годы Стасова пригласили поучаствовать в создании комплекса зданий в рязанской усадьбе Н.П. Хлебникова. Известно, что Василий Петрович Стасов участвовал в оформлении народных праздников в Сокольниках, посвященных коронации Александра I.

В период с 1802 по 1807 год Стасов посетил ряд европейский стран в рамках ознакомления с архитектурой Франции, Италии, Австрии и Польши. Через год после возвращения в Россию Василий Петрович получает диплом римской Академии живописи, скульптуры и архитектуры Святого Луки и становится архитектором императорского Кабинета.

Стасов в 1811 году участвовал в конкурсе на проект памятника над могилой погибших в Полтавской битве и за победу в нём получил звание академика Петербургской Академии художеств.

Жизнь в столице

Известно, что с 1812 года Василий Стасов окончательно переезжает в Санкт-Петербург и первым его общественным сооружением в столице становится комплекс зданий Российской академии на Васильевском острове. В этот же период Стасовым были созданы и другие не менее интересные проекты:

  • проект окончания возведения Казанского собора;
  • проект благоустройства территории близ Мытного двора на Калашниковском проспекте;
  • проект дома Котомина (ныне Невский проспект, дом 18).

В период с 1817 по 1819 год Василий Стасов занимался возведением здания казарм Павловского полка на Марсовом поле. В этот же период Василий Петрович работает над проектом перестройки соседнего Конюшенного двора. Данные сооружения были органично включены в окружающий архитектурный ансамбль, их архитектурная концепция вписалась в уже сложившуюся на тот момент городскую среду. Можно сказать, что именно в этот момент сложился градостроительный талант зодчего.

Известно, что после пожара 1820 года в царскосельском дворце Стасов занимался восстановлением интерьеров, им же был восстановлен и Лицей. В последнем проекте архитектор внес небольшие коррективы в конструктивную систему здания, улучшил его планировку и устроил воздушное отопление вместо печного. За комплекс работ, проведенных в Царском Селе Стасов был награжден 3000 рублей.

На протяжении нескольких лет до 1834 года зодчий составлял проект реконструкции Нарвских триумфальных ворот, а к 1838 году им были созданы Московские ворота.

Помимо других интересных проектов примечателен вклад Василия Петровича Стасова в организацию строительства Ямского рынка, некоторых складов Инженерного департамента, а также в реконструкцию здания Училища правоведения и восстановление интерьеров Зимнего дворца и Малого Эрмитажа.

Рисунок 2. Спасо-Преображенский собор. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Последним занятием Стасова в строительстве принято считать надзор за строительством здания Нового Эрмитажа. Василий Петрович Стасов скончался 24 августа 1848 года и был похоронен в некрополе Александро-Невской лавры.

Наиболее известные сооружения Василия Стасова

Из наиболее известных сооружений Стасова следует выделить такие, как:

  • Нарвские триумфальные ворота. Этот памятник архитектуры был запроектирован в стиле ампир и расположен в Санкт-Петербурге. Возведение этого сооружения было посвящено памяти героев Отечественной войны 1812 года;
  • Троице-Измайловский собор. Сооружение было закончено в 1835 году и расположено в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Стасову после наводнения 1824 года было предложено разработать проект нового каменного храма на месте старого. Известно, что строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I и казенные деньги. Стоимость возведения храма составила 3 миллиона рублей, основные несущие конструкции были готовы после четырех лет строительства, после чего была начата внутренняя отделка помещений;
  • Китайская деревня. Комплекс данных сооружений расположен в Александровском парке Царского села и являлся попыткой создания деревни в китайском стиле, дабы следовать последним тенденциям в европейской архитектуре, прославляющим шинуазри (или дословно «китайщину»). Некоторые здания уже были выстроены до участия Стасова, ему было поручено перестроить деревню, сделать её местом встречи гостей Александра I;
  • Спасо-Преображенский собор. Строительство данного собора было закончено в 1829 году, сооружение было возведено на месте более раннего храма. Собор на сегодняшний день является памятником архитектуры классицизма. Примечательно, что от названия Спасо-Преображенского собора образовано название одноименной площади, на которой он расположен. Восстановленный Стасовым храм был освящен 17 августа 1829 года митрополитом Серафимом.

Василий Петрович Стасов - великий архитектор, отпрыск древнего рода, «певец» русских военных побед, любимец Александра I, отец знаменитых детей — и все это об одном человеке! Великий творец и .

Детство и юность Стасова

Василий Петрович Стасов родился 24 июля (4 августа) 1769 года в Москве в небогатой, хотя и принадлежавшей к одному из древнейших родов, дворянской семье. Согласно преданию, его предок охранял Дмитрия Донского во время Куликовской битвы 1380 года.

С детства у мальчика проявился художественный талант. Он увлеченно занимался рисованием и черчением, знакомился с азами архитектуры. Эти знания пригодились в 1783 году, когда один за другим умерли его отец и старший брат. Подросток вынужден был сам зарабатывать себе на жизнь, и тут его выручили художественные способности.

В 14-летнем возрасте он поступил в Экспедицию архитектурных дел, где за 11 лет прошел путь от «архитектуры капрала» (самого нижнего чина) до помощника архитектора. Огромную роль в его становлении сыграло знакомство с семьей Хлебниковых — обладателей одной из самых роскошных библиотек России. Через них он обзавелся полезными связями, познакомившись с Г. Р. Державиным и Н. М. Карамзиным, а также с ректором Академии художеств А.Н. Олениным.

Наследие Василия Петровича Стасова

По проектам архитектора в 1810— 1820-е годы возвели множество самых разных сооружений. Так, именно Стасов был автором здания Царскосельского лицея. Среди построенных им в Петербурге зданий выделяется корпус Академии наук на Васильевском острове, казармы Павловского гвардейского полка...

Летом 1831 года, во время холерной эпидемии, Василий Петрович овдовел. Чтобы заглушить боль утраты, он с еще большим рвением взялся за работу. Спустя три года по его проекту воздвигли триумфальную арку у Нарвской заставы, а в 1838 году торжественно открыли триумфальные ворота за Московской заставой. Кроме того, в 1835 году распахнул свои двери «стасовский» , который, как и Спасо-Преображенский храм, тоже стал памятником русскому воинству.

Не забывал Стасов и о родной Москве. Ему поручили составить проект восстановления сгоревшего в 1812 году царского дворца в . Построил он также известные Провиантские склады. Знаменитый архитектор первой половины XX века А. В. Щусев с восторгом писал об этом создании стасовского гения:

«Простота архитектурного решения здесь не знает себе равных... Можно смело сказать, что эта группа сооружений — одна из лучших в архитектуре Москвы... Она стоит рядом с лучшими произведениями русской архитектуры».

Творения Стасова украсили и другие города Российской империи. В Саратове по его проекту возвели собор Александра Невского, в Костроме — одно из зданий Гостиного двора. Современный дворец президента Литвы в Вильнюсе — это не что иное, как бывший дом генерал-губернатора в Вильне работы Стасова. Оставил он творческий след и за границей — зодчим был создан, например, храм Александра Невского в Потсдаме.

Дети Василия Петровича Стасова

Василий Петрович Стасов умер 24 августа (5 сентября) 1848 года в Петербурге, его похоронили в . Дети архитектора не посрамили памяти отца, во многом унаследовав его таланты. Так, Владимир Васильевич Стасов стал знаменитым искусствоведом и критиком, он стоял у истоков «Могучей кучки», к нему как к непререкаемому авторитету на протяжении десятилетий обращались в литературных спорах. Дочь архитектора Надежда Васильевна Стасова внесла огромный вклад в развитие женского образования. Еще один сын, Дмитрий, был известнейшим адвокатом.

Мы больше знаем и слышали о иноземных архитекторах,построивших в России "памятники культуры", поэтому мне хочется напомнить о нашем "самородке"- Стасове В.П. По его проектам строились дома не только в Москве и Санкт-Петербурге, а по всей стране. Напомню о некоторых его работах:

Василий Петрович Стасов родился 24 июля 1769 года в Москве в дворянской семье. Будущий архитектор начинал своё образование в гимназии при Московском университете. В четырнадцать лет Василию Стасову из-за смерти отца пришлось оставить гимназию и поступить на службу в Экспедицию архитектурных дел на должность чертёжника. Работая здесь до 1794 года молодой человек получил необходимые навыки в рисовании, знания в области архитектуры, начал самостоятельную проектную и строительную практику.

В 1794 году Василий Стасов уехал в Санкт-Петербург для службы в Преображенском полку, где находился несколько месяцев и получил звание подпоручика. Далее он снова вернулся в Москву и начал выполнять первые частные заказы.

Большую роль в жизни Василия Стасова сыграло участие в оформлении коронационных торжеств по случаю взошествия на престол Александра I. Зодчий подал прошение на имя императора с просьбой отправить его для окончания учёбы в Парижский национальный институт. Такое прошение было удовлетворено. Василий Стасов выехал за границу в 1802 году, посетил Францию, Италию, Австрию и Польшу. 26 апреля 1808 года он получил диплом Римской Академии живописи, скульптуры и архитектуры святого Луки. Академия внесла его в свой список профессоров.


После возвращения Стасова в Россию он поступил на службу в Кабинет Его Императорского Величества. С января 1810 года зодчий начал вести преподавательскую деятельность.
С 1812 года Василий Стасов стал жить в Санкт-Петербурге. Советом Академии художеств архитектор был избран академиком архитектуры, чему послужил поводом разработанный им проект памятника на месте Полтавской битвы.


Первым построенным Стасовым общественным зданием в Санкт-Петербурге стал комплекс зданий Академии наук на Васильевском острове (1-я линия ВО, 52).

После пожара в царскосельском дворце в 1820 году восстановление интерьеров было поручено именно Стасову. Им же восстанавливался и Лицей. В Царском Селе зодчим были установлены Триумфальные ворота "Любезным моим сослуживцам".


В 1817-1819 годах Василий Стасов возвёл здание казарм Павловского полка на Марсовом поле.


В это же время он работал над перестройкой комплекса зданий Конюшенного двора.


В 1827-1834 годах зодчий реконструировал Нарвские триумфальные ворота.


в 1834-1838 годах создал Московские ворота


Василий Стасов входил в Совет по строительству Исаакиевского собора. В 1829 году он продолжил строительство комплекса зданий Смольного монастыря, рядом с которым также проложил ряд новых улиц. В августе 1827 года Василий Стасов был назначен "членом Комитета о возобновлении Преображенской всей гвардии собора по составленному им проекту".


Одновременно с возведением Спасо-Преображенского собора архитектор занимался строительством и Троице-Измайловского собора на Измайловском проспекте. За создание этого храма зодчий был удостоен ордена святого Станислава второй степени.


Кроме всех этих проектов Стасов возглавлял строительство Ямского рынка, перестройку здания Училища правоведения, дома Котомина, восстанавливал интерьеры Зимнего дворца и Малого Эрмитажа.

Последним официальным занятием зодчего был контроль над строительством здания Нового Эрмитажа.


В.П.Стасов является представителем позднего классицизма.
Для его архитектурного почерка характерны лаконичные, чёткие линии, простые, массивные объёмы, спокойная статика, монументальность и торжественность. В его искусстве нашли выражение гражданский патриотизм и тема воинской героики, связанные с событиями Отечественной войны 1812 г.
Основа его пластического языка – монолиты колонн, спокойная гладь стен, оттенённая лепниной (в интерьере – росписью). Среди мотивов декора – излюбленные мастерами стиля ампир венки, воинские доспехи.

Архитектору не пришлось заниматься обширными градостроительными преобразованиями, однако ему было поручено руководство разнообразными и важными постройками. Технические знания зодчего, его опыт, участие в разработке "образцовых" проектов оказали большое влияние на строительную практику во многих городах России. Он строил сам и корректировал многие проекты жилых, административных, хозяйственных, военных, культовых, торговых и других сооружений

Василий Петрович Стасов умер 24 августа 1848 года, был похоронен в некрополе Александро-Невской лавры.