Великий четверг - поверия и обряды. Что нужно знать верующим о чистом четверге Служба в церкви на чистый четверг

Чистый четверг считается одним из наиболее величественных и важных православных событий. Его еще называют Великим четвергом, подчеркивая божественность и священную силу праздника. По преданию, именно в этот день, во время Тайной Вечери, Иисус Христос показал собственным ученикам урок смиренности и братской любви, омыв им ноги. Что касается даты проведения торжества, то она не является постоянной из года в год, а зависит исключительно от дня проведения другого великого праздника – Святой Пасхи. Великий четверг всегда припадает на Страстную неделю, которая проходит перед Пасхой. Исходя из этого, если Воскресение Спасителя в 2015 году отмечается 12 апреля, значит, торжество Великого четверга приходится на 9 апреля.

Какие существуют традиции во время празднования Чистого четверга? Во-первых, очень важно помнить, что Великий четверг считается наиболее строгой частью поста, которая продолжается три дня, вплоть до наступления Великой Пасхи. Это значит, что нужно значительно себя ограничить в употреблении алкоголя и курении. Если вы зависимы от вредных привычек, постарайтесь воздержаться от них хотя бы эти дни. Также Православная Церковь накладывает много запретов и на пищу, рекомендуя в эти дни строго поститься.

Нельзя не упомянуть и хозяйственные дела. Во время Чистого четверга верующие делают капитальную уборку дома и затевают стирку. Ведь ни на следующий день, ни на выходные, нельзя заниматься любыми хозяйственными делами. По преданию, если пренебречь этой традицией, то «пыль и грязь может попасть в глаза Христу». После уборки, нужно уделить время и пасхальному столу: испечь разнообразные куличи, приготовить творожную пасху и заняться покраской яиц. Последнее очень популярно среди младшей половины населения, так что если вы хотите сблизиться с вашими детьми, то обязательно займитесь с ними покраской и ручной росписью яиц.

Исходя из названия праздника, можно понять ещё одну традицию. В этот день каждый верующий должен очистить не только своё жилище и омыть тело, но и заняться очищением души. Это возможно сделать в том случае, если вы пришли на Таинство Исповеди и Причастия. Во время службы прихожане чтят память Тайной Вечери, получая от священнослужителя просфору и небольшой глоток священного кагора.

Что символизирует праздник Чистого четверга? Великий четверг для православного человека является неотъемлемым символом полного духовного и физического очищения. Как мы писали ранее, по правилам все христиане должны посетить церковь, причастившись и исповедавшись в собственных грехах. На рассвете Чистого четверга все желающие могут искупаться в проточных водах. Это может быть озеро или река вблизи вашего дома, также можно пойти в баню. Библия гласит, что в день праздника вода приобретает мощные магические свойства, которые существенно помогут в укреплении духа и полном очищении души. Что касается бани, то горячий пар в день Великого четверга тоже приобретает силу, который оказывает впечатляющее воздействие в области оздоровления тела.

Очень важно осознать суть данного торжества – Иисус в этот день хотел показать всем людям, насколько нужно быть терпимым, сострадающим, искренним по отношению к себе и другим людям, которые вас окружают. Поэтому важно чтить и помнить все традиции Великого четверга и не забывать посещать церковь, чтобы стать ближе к Богу.

Отец Всеволод Чаплин: «Главное в Великий четверг - не половая тряпка, а воспоминание о Христе»

Как нужно отмечать Чистый четверг? Согласно церковной традиции, каждый день Страстной недели посвящен воспоминанию о конкретном событии из жизни Христа и называется Великим. Но четверг на этой неделе является особенно почитаемым у православных и называется не только Великим, но и Чистым четвергом.

В этот день прошла Тайная вечеря, когда Христос омыл ноги своим апостолам, и накормил их хлебом со словами: «Ешьте, это - тело мое». У славян в четверг перед Пасхой традиционно проходили очистительные обряды. И до сих пор многие полагают, что в Чистый четверг необходимо сходить в баню и провести влажную уборку дома. Но так ли это? Об этом мы спросили у настоятеля храма Феодора Студита у Никитских ворот Отца Всеволода Чаплина.

Чистый четверг - это название народное. Церковь каждый из дней Страстной седмицы называет Великим, - говорит Отец Всеволод. - Главное в этой день - причастие Святых Христовых Тайн. Потому что в Великий четверг вспоминается Тайная вечеря, когда господь предложил своим ученикам хлеб и вино, сказав: «Это есть мое тело», «Это есть моя кровь».

Данное событие вспоминается каждый раз, когда происходит причащение, но именно в четверг перед Пасхой люди особо призываются в храмы. Литургия специально начинается раньше обычного, чтобы люди успели причаститься и не опоздать на работу, или опоздать, но не очень сильно. Причастие с мыслью о Христе является главной особенностью этого дня.

Но многие думают иначе. Я недавно спрашивал одну женщину, которая пришла и вызвалась дежурить в храме в Великий четверг, о том, что в этот день самое главное? И она сказала: «Главное - помыть полы».

Так вот, это совсем не главное, особенно - именно в этот день. Главное - причаститься Святых Христовых Тайн. Потом у людей рабочий день, а вечером еще одна, особая служба. Читаются 12 отрывков из Евангелия, в которых говорится о страстях Христовых. Это долгая служба, но я заметил, что прихожане стремятся прийти на эту службу даже после утомительного рабочего дня.

Поэтому если посвятить день причастию и двум службам, а между ними еще и поработать, то времени на баню и влажную уборку дома уже не останется. Следовательно, полы лучше вымыть еще до Чистого четверга, или после него.

Главное в эти дни - не половая тряпка, а воспоминание о Христе, скорбь, но скорбь светлая, потому что мы плачем над гробом Спасителя, но уже знаем, что он воскреснет. И мы благодарим его за то, что он победил смерть и открыл нам всем путь в рай. Без его искупительной жертвы мы не могли бы себя вытащить за волосы из болота греха.

- Я правильно Вас понял, что в Чистый четверг мыть пол и идти в баню не просто необязательно, но и не нужно?

Я именно это и сказал. Это - просто народное поверье, которое плохо рифмуется с богослужениями и заботами такого дня. И я даже не очень понимаю, откуда возникла странноватая традиция посвящать этот день мытью полов, а тем более хождению в баню. Храм в этот день важнее бани.

Если человек все-таки не сможет зайти в храм по причине крайней занятости или даже лени - как он может отметить Великий четверг?

У нас страна всеобщей грамотности. Поэтому утром стоит прочесть евангельское повествование о Тайной вечере - 26 главу Евангелия от Матфея, а вечером - слова о страданиях Христа, которые содержатся в двадцать седьмой главе Евангелия от Матфея, или в Евангелии от Иоанна.

Службы в Великий Четверг проходят во всех православных храмах одинаково, или каждый настоятель пытается привнести что-то свое, сделать службу отличной от других?

На Литургии я стараюсь вводить элементы общего пения. Чтобы в некоторых песнопениях звучал не только хор, но и прихожане мощно включились в богослужение. Я, кроме того, скажу краткую проповедь - это я стараюсь делать по ходу каждой службы. И вижу, что прихожанам это интересно, когда есть проповедь - их становится больше на службах. Мы будем раздавать всем желающим Евангелия, но сделаем это не в Великий Четверг, а в Великую Субботу, накануне Пасхи.

Важно, чтобы люди видели: храм - это не только место, где совершаются богослужение, но и культурный центр, там идет жизнь и рады каждому человеку. Поэтому мы пытаемся дать людям возможность делиться с другими своим творчеством, на этот раз - откроем небольшую выставку народных промыслов.

По русскому обычаю в этот день нужно переделать много дел. И при этом, согласно православным канонам, надо не забыть о душе и покаянии, ведь Великий (Страстной) четверг посвящен Тайной вечере, во время которой Христос провел обряд, который мы называем Святое Причастие.

И сегодня сайт расскажет, чем принято заниматься в Чистый четверг и как провести этот день с пользой для души, тела и дела.

Омовение и стрижка

В Чистый четверг принято вставать очень рано, до рассвета, и первым делом заниматься очищением тела – принимать ванну или душ. Делается это в память о том, как Христос на Тайной вечере омыл ноги своим ученикам. Кроме того, считается, что вода в этот день очищает не только от грязи, но и от грехов, и от дурных намерений, и от вероятных болезней. Поэтому во время купания мысли должны быть светлыми, тогда омовение благодатно скажется и на здоровье, и на психологическом настрое, и на духовном развитии личности.

Многие в Страстной четверг не только моются, но и подстригаются. Есть поверье, что вместе с отстриженными прядями уходят недуги, сглазы и зло. В старину именно в этот день матери впервые стригли малышей, чтобы к ним не пристала порча , и чтобы волосы были мягкими и здоровыми.

Исповедь и причащение

В Великий (Чистый, Страстной) четверг верующие после омовения отправляются в храм, где отстаивают утреню, исповедуются и причащаются. Это нужно для того, чтобы избавиться от груза грехов и очиститься, а также вспомнить о том, как Христос на Тайной вечере преломил хлеб и нарек его телом своим, а вино – кровью своей. Священнослужители в память об этом дают прихожанам на причастии просфоры и по глотку кагора.

Кстати, по некоторым данным, в Чистый четверг к исповеди и к причастию приходят даже те, кто обычно избегает этих традиционных обрядов. Дело в том, что, проведенные именно в этот день, они обладают огромной очистительной силой, и можно отмолить серьезный (но не смертный) грех.

В текстах, которые на утрене читают священники, содержится упоминание не только о начале обычая Евхаристии (Святого причастия), но и о предательстве Иуды, который, уже замыслив злодеяние, тем не менее, взял предложенный Иисусом хлеб . Говорится там и о том, что даже закоренелый преступник рано или поздно обращается к Богу с мольбой о прощении.

Эти священные тропари и повествования о Тайной вечере призваны пробудить в прихожанах смирение и любовь к Богу, а также показать, что Христос милостив и милосерден.

Как правило, верующие в Страстной четверг после утрени, исповеди и причащения возвращаются домой, где приступают к приготовлениям к Пасхе. Однако некоторые остаются и на литургию.

Стирка и уборка

Чистый четверг: традиции и обычаи

В Страстной четверг даже в долг не дают, и кухонной утварью не делятся ни с соседями, ни с родственниками, которые живут в другом месте. Раньше хозяйки предпочитали заранее запасаться всем тем, что им может понадобиться, так как знали, что в этот день у окружающих ничего не допросишься. Правда, следование этой традиции как-то не вяжется с милосердием, о котором говорится в церковных текстах.

Затевается в Чистый четверг и большая стирка – хозяйки снимают весь текстиль (занавески, покрывала, постельное белье) и тщательно отстирывают его. Принято мыть половики и перины, выбивать ковры и дорожки. Раньше все это развешивали во дворе, и в ночь на Страстную пятницу вся семья спала на соломе. Это была не только бытовая необходимость, но и религиозная аскеза, ведь, согласно Евангелию, в последнюю пятницу перед Пасхой Христос принял смерть на кресте, поэтому после пятничной полуночи любые излишества неприемлемы.

Куличи, творожная пасха и пасхальные яйца

Чистый четверг: традиции и обычаи

Именно в Великий четверг обычай предписывает печь куличи , готовить из творога пасху и красить пасхальные яйца. Это делается с молитвой, с положенным смирением и со светлыми мыслями. Нельзя начинать приготовление куличей в дурном расположении духа, иначе тесто не поднимется, да и яйца потрескаются, если поставить их варить, злясь на кого-то или с кем-то ругаясь.

Раньше было принято печь много куличей, чтобы угостить ими не только родственников, но и соседей, друзей, простых прохожих. В богатых домах куличи и пасхальные яйца жертвовали храму, сиротским приютам, богадельням, угощали ими и всю прислугу в доме, и работников.

В наше время многие тоже пекут по 15-20 куличей, чтобы и разговеться всей семьей, и оставить праздничную выпечку в церкви, а также чтобы просто обменяться угощениями с теми, с кем они будут справлять Пасху.

Четверговая соль

Кроме того, в Чистый четверг готовят четверговую («черную») соль. Есть несколько способов приготовления:

  • В чугунной посуде крупную соль смешивают с квасной гущей или с мякишем черного хлеба (тогда соль надо предварительно намочить), ставят в печь и ждут, пока смесь не превратится в один очень твердый комок и не почернеет. После этого откалывают по кусочку и толкут в ступке.
  • Это самый подходящий для городских хозяек способ: крупную каменную соль просто перекаливают на сковороде до темного цвета, постоянно помешивая. Кстати, есть поверье, что если соль начинает очень сильно трещать и «стрелять», значит, на человеке, который ее «жарит», или на его доме лежит

– такое именование четверга Страстной седмицы хорошо известно в народе. Даже совершенно нецерковные люди с уважением относятся к этому дню.

Я знаю многих людей, далеких от Церкви, которые тем не менее каждый раз в Чистый четверг затевают дома уборку – что-то протирают, моют окна, пылесосят, отдавая таким образом своеобразную неосознанную религиозную дань Чистому четвергу.

Всё это само по себе неплохо. Но наша задача – тех, кто называет себя христианами, – по мере возможности разъяснять нашим близким и друзьям (если, конечно, они спрашивают и готовы нас слушать) христианский смысл Чистого четверга.

Чистый четверг – это четверг на Страстной седмице, которая вся представляется нам единым событием. И среди этих дней Чистый четверг выделяется особо. Понедельник, вторник – это дни напряженные, дни проповеди, дни борьбы, среда – предательство Иуды, пятница – страшный день распятия.

У каждого дня Страстной седмицы есть какой-то свой смысл, свой особый знак, причем знак трагический. А четверг – день чистый, светлый.

Конечно, он и печальный, но эта печаль внутри, она только у Спасителя на сердце. Он снова и снова говорит ученикам: «Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас»; «Я назвал вас друзьями»; «Я возлюбил вас» – очень большая степень дружеской любви. И вплоть до Гефсиманского сада, где Он просит учеников побыть рядом, Он с ними.

И Он видит, что они как дети – Он говорит, что Ему предстоит страдание, и вроде бы что-то чувствуют, но ничего толком не понимают. И Он не может объяснить им словами, что происходит, почему Его ждет смерть, почему нельзя Ему миновать смерть, так как ученики еще не подросли, не получили Духа Святого.

Я представляю себе такую ситуацию: Россия, 1937 год, муж и жена сидят дома, и они знают, что сегодня ночью за мужем должны прийти, что он – следующий… Вокруг них играют дети, которые не понимают, что происходит – мать всплакнет украдкой, отец пытается шутить, пытается быть ласковым, мягким, но внутри они знают, что будет дальше, и тревогу не скрыть…

Вот это семейная атмосфера пасхального седера, во время которого Христос с учениками празднуют Песах, праздник исхода народа из Египта, и на этом праздновании Господь «исполняет правду», доводит ситуацию до конца.

Он не просто вспоминает то событие, но говорит: это Я вывел вас из Египта. Это Я даю вам Свое Тело и Свою Кровь. Он полностью отдает всё, что только может Бог отдать человеку.

И теперь остается вторая половина задачи – Бог-то отдал, а человеку нужно всё это принять. Если человек не примет – всё пропадет даром. Великая тайна, великая трагедия и великая радость, что отношения Бога и человека – это отношения Отца и сына, отношения любящих друг друга, а не просто Творца и Его создания.

И вот, когда Господь с учениками собрались на Тайной вечере, Он сказал, что пришел не для того, чтоб Ему служили, но чтобы Самому послужить. Ученики спрашивают: как послужить, мы не понимаем?

И Он дает им знак, ритуальный иудейский знак – омывает им ноги. Всякому путнику, который устал, шел по жаре, по камням большое расстояние, как любимому гостю оказывали этот знак уважения, любви и почитания. Как у нас, например, мы бы дали зимой к печке прислониться, погреться.

И Господь омывает ученикам ноги, служит им, а затем благословляет пасхальную трапезу – преломляет хлеб и благословляет вино, говоря: «Это Тело Мое, это Кровь Моя». И эта общая трапеза за столом – высший момент единения.

Очень часто православные люди, не в меру и не по разуму постящиеся, имеют к еде некое манихейское отношение – еда чуть ли не скверна, нечто тленное, плотское. Это, конечно, не так. Еда – это благословение Божие, основа нашей жизни.

Другое дело, что в нашем порченом мире и еда бывает порченая – в падшем мире пала и еда. И Господь на Тайной вечери восстанавливает, очищает процесс пищи, исправляет древний грех чревоугодия – то безобразие, когда Адам и Ева съели плод с эдемского дерева. Он говорит, что пища свята, потому что самая главная пища, первая на вашем столе, – это «Тело Мое и Кровь Моя».

Как мать, которая в силу биологических причин отдает материнское молоко, часть себя, Господь отдает Свое Тело и Кровь, но не в силу некой механической причины, а по любви, потому что Он абсолютно свободен, Он может всё. Мать не может отдать себя на съедение детям, даже если очень захочет, а Он может, и Он это делает.

И оказывается, что сидение за столом, совместная трапеза – это не обыденщина и гулянка, которую привыкли порицать некоторые православные христиане, а вечеря любви, священнодействие. Причем священнодействие не как набор знаков, которые напоминают нам о чем-то (как, например, рипида, которой машет дьякон, прообразуя действие Духа Святого. Этот образ остался от опахала на Востоке – в жару было много мух, и надо было обмахивать священника и престол страусовыми перьями при совершении Литургии), а реальное, простое и понятное без перевода: Я даю тебе пищу с любовью.

И это отношение сохраняется у многих народов, например, грузинское застолье. Помните, как пел Окуджава: «Виноградную косточку в теплую землю зарою, и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву, и друзей созову, на любовь свое сердце настрою, а иначе зачем на земле этой вечной живу»? Вот примерно это, древний архетип, не в смысле знака, а живое действие, которое живо в нас до сих пор: вместе сесть за стол, вместе преломить хлеб.

Во многих народах люди, даже враги, которые посетили твой дом, и вместе с которыми ты преломил хлеб, – отныне твои друзья, ты их должен защищать ценой своей жизни, потому что священный обычай гостеприимства и преломления хлеба гораздо выше, чем наши земные распри.

И то же самое происходит в Чистый четверг – священный, живой обряд, который не надо объяснять – Господь отдает Себя.

И конечно, Чистый четверг – это день, когда было установлено таинство Евхаристии. Хотя мы знаем, что пасхальный седер совершался ранее долгие века в память об исходе из Египта, но именно Сам Сын Божий, пришедший в мир, выявил его истинный смысл, завершил его до конца.

Не то что этот смысл был скрыт – о нем прикровенно говорили пророки, о нем постоянно напоминается в Ветхом Завете, – но некому было его исполнить. Пока не пришел, не родился Сам Богочеловек, некому было положить этот последний кусочек сверху, подлить последнюю капельку вина в чашу, взять в руки, подать и сказать: «Это Тело Мое, это Кровь Моя, которые Я отдаю вам, во оставление ваших грехов».

Поэтому, конечно, людям, которые приходят в эти дни в храм, хорошо бы об этом помнить. Напомнят ли им об этом православные родственники, посылая их в этот день в храм, прочтут ли они об этом в книге, или еще каким-то образом – не знаю.

Но мы знаем одно – любящим Бога вся споспешествует во благое, и человек, который действительно хочет знать смысл того, что происходит в храме в Страстную седмицу, всегда найдет возможность это узнать.

Чистый четверг – это именно день чистоты, потому что это день братства, любви, вот этой пасхальной трапезы. Пусть даже на сердце самого Спасителя горечь, боль и предчувствие тревоги, потому что Он знает, что будет дальше, но Он отдает Свою Любовь.

В этот день пасхальной трапезы, в день чистоты христиане, как и всегда, стараются подойти к Чаше Господней с чистыми руками, то есть очистить душу в таинстве исповеди, покаяния. И обычай наводить чистоту и мыть квартиру на Чистый четверг – в общем-то неплох. Но, намывая полы, окна и сметая паутину, всё-таки хорошо бы не забыть о паутине в нашей собственной душе.

23.04.2008

Чистый Четверг

В страстную седмицу - каждый день в православныхцерквях отмеченособыми службами. Четвертый день страстной седмицы…

Уже прошла среда, когда Иуда предал Христа, впереди - пятница, когда Он возьмет крест свой, пойдет на муки и страдания, а между этими днями – Великий Четверг. Об этом дне рассказывает о. Алексей Макаров– священник храма преподобногоСергия Радонежского.

- Великий Четверг посвящен воспоминанию умовения Иисусом Христом ног своим ученикам, Тайной Вечери, молитвы Иисуса Христа в саду Гефсиманском и предание Его Иудой.

На утрени этого дня поется тропарь: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведного Судию, предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благийГосподи, слава Тебе».

В первой части этого тропаря говорится о том, что ученики просвещаются на Тайной Вечери, а Иуда омрачается сребролюбием, любовью к деньгам и единственного праведного Судию отдает судиям беззаконным.

Вторая часть не менее важная, в ней содержится обращение к каждому из нас. «Виждь имений рачителю» - посмотри ты, который заботишься о приобретении, об имуществе, на того, кто ради имений, ради приобретений употребил удавление, кто из-за любви к имуществу и деньгам покончил с собой. «Бежи несытыя души,Учителю таковая дерзнувшия» - убегай этого, стремись, чтобы у тебя не было такой несытой души, которая на такое решилась, ради любви к деньгам, решилась предать Учителя. Этот тропарь являет нам одну из самых ярких особенностей Страстной седмицы. В этой седмице присутствует одна очень важная, постоянная тема. Все центральные тексты, самые знаменитые, самые яркие, возникающие на пике службы, обращены к каждому из нас, к нашей душе. Казалось бы, вместе с Четыредесятницой прошло время аскезы, самовоспитания и самоуглубления, и мы теперь должны полностью обратиться к тому, что было в жизни Христа, однако важнейшие тексты обращены в глубь души, сегодня говорится о каждом из нас.

На чтении канона мы слышим следующие стихи: «Умываетучеников в вечер Бог ноги, Егоже нога попирая бе во Едеме прещение древле». Непостижимо, как Бог умывает ноги ученикам, в то время как Его нога попирает древнее прещение, древнее запрещение входить в рай. Он сам побеждает древнюю клятву, попирает ее ногой, но он же наклоняется к ногам Своих учеников и их омывает. Тут нам явлено одновременно непостижимое величие Божества и его самоуничижение.

Далее идут следующие стихи: «Сугубая вечеря, Пасху бо закона носит, и Пасху новую, Кровь, Тело Владычне». Сугубая вечеря значит двойная вечеря. Эта трапеза носит двойной смысл – она является исполнением ветхозаветного указания о совершении Пасхи, мистической трапезы, связанной с воспоминанием исхода Израиля из Египта, и являет нам Пасхуновую – вкушение Тела и Крови Господа.

«На преестественную молитву стихи» - следующая тема Великого Четверга. Ведь Господь и ученики после Тайной вечери пошли, воспевшее псалом, в Гефсиманский сад. Молитва в Гефсиманском саду называется преестественной – превыше естества, потому что она сопровождалась кровавым потом Спасителя.

А в народе прочно бытует мнение, что в этот день надо обязательно все перемыть в доме, перестирать белье и сходить в баню! В этот деньвсе бани переполнены посетителями. И все говорят друг другу: «А как же, сегодня же Чистый четверг!» Неплохо, наверное, в квартирной и телесной чистоте встречать такой день, ноне это главное.

Народное название «Чистый Четверг», означает чистоту души после исповеди и причастия. Традиция причащаться в день установления Тайной Вечери существует у православных в России много веков.Литургия Великого Четверга – это совершенно уникальная служба. Это день установления таинства Евхаристии, поэтому назначен самый торжественный чин, совершается литургия Василия Великого.Такой же древний обычай омовениеПатриархом или Архиереем, ног священников, в память о том, как, проповедуя смирение и служение людям, Иисус Христос омыл ноги апостолам перед Тайной Вечерей.

В этот день Святейший Патриарх совершает освящение мира, употребляемого для совершения Таинства Миропомазания, для освящения храмов и антиминсов.

В этот день благочестивые христиане приготовляясь к Пасхе наводили в домах порядок и чистоту, по традиции в этот день принято готовить пасхальные куличи и красить яйца. В некоторых местах по местным поверьям, люди не взирая ни на какую погоду, окунались в речную воду, мылись в бане, что само по себе и неплохо, но совершенно не является обязательным для того, чтобы прожить этот день свято и исполнить то, что необходимо для нашего спасения. С четвергомособенно много народныхобычаев.Русскиелюди по своему принимали этот день. Вместе с верой укоренились и различные традициии обычаи этого дня:купание в реке, по поверьямдает человеку здоровье,есть ещетак называемая«четверговая соль». Что людиделали? Заворачивали соль в чистую тряпочкуи обжигали в печи. Часто в соль добавляли квасные дрожжи. Такую сольпо народной традиции считала очищенной.Это, видимо, пошло оттого, чтона Тайной Вечере Иудойв солило был омочен кусок хлеба, который был ему дан.Этим самымГосподь указал, что кто омочит в «солило», тот и будет предателем. Вот и сложилась такая традиция, чтобы это предательство омыть,сольтаким образом очищают.Ее использовали, как средство для лечения, но ничего общего с настоящими традициями православия это не имеет. Но об одной доброй и можно сказатьтеплой традиции, хотелось бы рассказать особо.

Вечером в Великий Четверг совершается Утреня Великого Пятка, которая имеет особое название: Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. На этой службе читаются 12 «Евангелий», то есть 12 частей из четырех Евангелий, в которых описываются страдания Иисуса Христа перед распятием, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечери и заканчивая погребением Его в саду Иосифа Аримафейского и приставлением воинской стражи к Его гробу. Во время чтения Евангелия все стоят с зажженными свечами, показывая этим с одной стороны то, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны горячую любовь к своему Спасителю. После богослужения все подходят к Распятию и, сделав три земных поклона, лобызают его и расходятся по домам. Существует благочестивый обычай отнести с собой свечу с пламенем (с которым была выстояна вся служба) из церкви домой и на пороге своего дома,наверху начертать дымом от огня – крест.

Такой вот это день - Четверг «Чистый», Четверг Великий. Те, кто достойно провел этот особый день: причастился утром, выстоял вечернюю службу, донес до дома евангельский огонек, испытывают особую благодать. Огонек затепленной от свечи лампады, стараются сохранить в доме до Пасхи. А Евангельской свечеможно дать догореть дома, аможно погасить, и зажигать для особых домашних молитв.

Ольга Кремлянская

Пресс-служба Иркутской епархии