Возражения на акт. Дополнительные мероприятия после подачи возражений

Денис Лысенко,
Президент НП “Ассоциация Профессиональных Бухгалтеров Содружество“,
к.э.н.

Не позднее чем через два месяца со дня оформления справки, свидетельствующей об окончании налоговой проверки (п.8 ст.89 НК РФ), проверяющие составляют акт выездной налоговой проверки (абз.1 п.1 ст.100 НК РФ), по форме, утвержденной приказом ФНС России от 25.12.2006г. №САЭ-2-06/892.

Важно отметить, что после составления справки представители налоговой инспекции не вправе находиться на территории предприятия, истребовать документы и проводить какие-либо мероприятия налогового контроля (п.3 письма ФНС России от 29.12.2012 г. № АС-4-2/22690). Инспекторы обязаны с оставить акт, даже если по результатам проверки они не выявили никаких нарушений (абз.1 п.1 ст.100 НК РФ, письмо ФНС России от 16.04.2009г. №ШТ-22-2/299). В данном случае указывает в акте на отсутствие нарушений налогового законодательства (пп.12 п.3 ст.100 НК РФ).

Экземпляр акта выездной налоговой проверки должен быть вручен организации в течение пяти рабочих дней с даты его подписания (п.5 ст.100, п.6 ст.6.1 НК РФ).

При этом вручить акт инспекция может лично законному или уполномоченному представителю компании под расписку, либо иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Получая акт налоговой проверки, представитель предприятия должен поставить в нем две подписи: о получении акта и об ознакомлении с его содержанием. Если представитель организации откажется ставить подпись на акте, то в акте будет сделана соответствующая отметка об отказе от подписи (п.2 ст.100 НК РФ).

В том случае, если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта выездной проверки, налоговая инспекция отражает данный факт в акте и направляет его по почте заказным письмом по местонахождению организации (обособленного подразделения). При этом датой получения акта считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма (абз.2 п.5 ст.100 и п.6 ст.6.1 НК РФ). Отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п.2 ст.6.1 НК РФ).

Пример:

20 сентября 2013 года налоговой инспекцией был подписан акт выездной налоговой проверки. 26 сентября инспекция направила его по местонахождению организации заказным письмом. Шестым рабочим днем после 26 сентября является 4 октября 2013 года. Следовательно, этот день и будет признан датой получения акта выездной проверки.

Заказное письмо с актом налоговой проверки инспекция обязана направить по юридическому адресу организации. Это объясняется тем, что вся почтовая корреспонденция, предназначенная российским организациям, их филиалам или представительствам, должна направляться налоговой инспекцией по адресам, которые указаны в ЕГРЮЛ (п.5 ст.31 НК РФ). Какие-либо иные варианты законодательством не предусмотрены.

Что касается обязанности инспекции прикладывать к акту, вручаемому организации, доказательства нарушений, которые были выявлены в ходе выездной или камеральной налоговой проверки, необходимо учитывать следующее.

Если доказательством нарушения служат документы, полученные от проверяемой организации, то прикладывать такие доказательства к акту проверки инспекция не обязана.

В случае, если доказательством нарушения являются документы, полученные от других источников (например, протоколы опроса свидетелей, документы контрагентов и пр.), то такие доказательства инспекция обязана приложить к акту налоговой проверки, даже если сведения, полученные от третьих лиц составляют банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, а также содержат персональные данные граждан. В этих случаях к акту налоговой проверки должны быть приложены не полные копии документов, а выписки из них, заверенные инспекцией (п.3.1 ст.100 НК РФ, п.1.13 приложения 6 к приказу ФНС России от 25.12.2006г. №САЭ-3-06/892).

Возражения по акту налоговой проверки

Если организация не согласна с фактами и выводами, изложенными в акте налоговой проверки, она может представить в инспекцию возражения по акту в целом или его отдельным положениям (п.6 ст.100 НК РФ). Причем это правило действует в отношении актов, составленных как по результатам выездных, так и камеральных проверок.

Даже, если в ходе проверки налоговики допустили массу процедурных ошибок, оформляя возражения важно сосредоточиться на содержательной стороне акта, то есть на выводах контролеров.

Обосновывая свою позицию, компания должна обязательно ссылаться на нормы Налогового кодекса РФ и письма чиновников: Минфина или ФНС России. Кроме того, следует использовать письма регионального управления ФНС, и тем более письменные ответы своей инспекции в адрес организации, если таковые имеются.

При подготовке возражения можно приводить судебную практику в пользу налогоплательщиков, которая соответствует рассматриваемой ситуации. В первую очередь необходимо ссылаться на решения Высшего Арбитражного Суда постановления ФАС вашего округа. Излагать свои доводы нужно последовательно, четко и лаконично, следуя порядку, в котором налоговая инспекция представила выявленные нарушения в акте. Для ясности можно цитировать отдельные позиции или приводить ссылки на конкретные пункты акта.

Возражения представляются в налоговую инспекцию в течение одного месяца со дня получения организацией акта налоговой проверки (п.6 ст.100 НК РФ). Месячный срок действует в том случае, если организация готовит возражение на акт, который поступил в организацию 24 июля 2013 года и позже (п.1 ст.6 Закона от 23.07.2013г. №248-ФЗ, письмо ФНС России от 15.08.2013г. №АС-4-2/14794).

Напомним, что срок подготовки возражений по актам налоговых проверок, полученным до 24 июля 2013 года, составлял 15 рабочих дней. К моменту вступления в силу новой редакции пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ (24 августа 2013 года) этот срок уже истек. Его продление Законом от 23.07.2013г. №248-ФЗ не предусмотрено. В любом случае срок отсчитывается со дня, следующего за тем, когда был получен акт проверки (п.2 ст.6.1 НК РФ).

Например, если организация получила акт налоговой проверки 25 сентября 2013 года, возражения нужно представить не позднее 25 октября 2013 года.

Если акт налоговой проверки был направлен в организацию заказным письмом по почте, месячный срок на подачу возражений отсчитывается с седьмого дня с момента отправки заказного письма. Дело в том, что датой вручения акта, направленного заказным письмом, считается не день его фактического получения, а шестой день с момента его отправки по почте (абз.2 п.5 ст.100 НК РФ).

Возражения по акту налоговой проверки оформляются в письменном виде, к которым можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений. Вместе с тем, подтверждающие документы можно передать в налоговую инспекцию и отдельно от возражений в заранее согласованный срок. Возражения и документы к ним направляются в ту инспекцию, сотрудники которой проводили проверку (п.6 ст.100 НК РФ)

Поскольку типового образца для оформления возражений по акту налоговой проверки нет, их можно составить в произвольной форме. Как уже было отмечено выше, главное, чтобы в возражениях были перечислены конкретные пункты акта, с которыми организация не согласна, и дано четкое обоснование такой позиции со ссылками на прилагаемые документы. Если точка зрения организации подтверждается письмами Минфина России, налоговой службы или судебной практикой, то следует указать ссылку и на них. Подписать возражения по акту может либо руководитель организации, либо уполномоченное им лицо (например, ).

Возражения составляются в двух экземплярах, один экземпляр организация передает в инспекцию, а второй оставляет у себя. Возражение в налоговую инспекцию можно передать либо через канцелярию, либо направить его по почте, главное, чтобы у организации имелось подтверждение о своевременной отправке возражений и о том, что эти возражения получены инспекцией.

Руководитель инспекции (его заместитель) должен рассмотреть возражения по акту, сам акт и другие материалы налоговой проверки и вынести по ним соответствующее решение.

Между тем, отсутствие письменных возражений не лишает организацию права представлять свои устные пояснения непосредственно во время рассмотрения материалов налоговой проверки (п.4 ст.101 НК РФ).

После проведения налоговой проверки организация в установленный срок получает акт по её итогам. При несогласии с содержанием акта налогоплательщик вправе представить мотивированные возражения. Возражения – это выражение несогласия с выводами проверки со ссылкой на официальную законодательную базу. Письменные возражения сопровождаются устными пояснениями, предоставлением необходимых документов.

В результате может последовать отмена решения налоговой инспекции целиком либо в отдельной части по результатам камеральных и выездных проверок. Очень важно правильно выстроить стратегию. В связи со сложностью этой задачи, её можно решить лишь в команде. Понадобится помощь налогового консультанта, адвоката. Оптимально участие антикризисного и арбитражного управляющего, аудитора.

Этапы обжалования

Выразить претензии и возражения допустимо в определённые сроки после ознакомления с актом проверки. Их направить необходимо в налоговую инстанцию (вышестоящую), при отсутствии желаемого результата – обратиться в суд.

Получение акта выполненной проверки

По результатам контроля (выездного или камерального) следует составление акта с указанием фактов обнаруженных нарушений с подписью проверяющего. На это даётся два месяца с периода оформления справки о выполненной налоговой проверке. А по результатам контроля камерального на данную процедуру отводится всего 10 дней при обнаружении нарушений в начислении сборов (налогов). При отсутствии таковых акт вовсе не актуален.

В течение пяти календарных дней акт обязаны вручить субъекту проверки. Если он отказывается его получить, то это отмечается в акте, который отправляется заказным письмом. Временем вручения его положено считать шестой день со дня отправления. Налогоплательщик владеет правом не подписывать акт, но это косвенно может вызвать подозрения в его недобросовестности. К тому же, подписание его вовсе не означает безоговорочного согласия с выводами.

Налогоплательщик может не согласиться с актом, предъявив свои возражения. В таком случае он может воспользоваться правом предоставления в налоговый орган своих пояснений и несогласия с результатами. Мотивированные возражения необходимо представить в месячный срок. Началом такого срока считается следующий за вручением данного акта день.

ВАЖНО: Уже на этапе вручения акта необходимо проявлять внимание с целью отслеживания возможных процедурных нарушений со стороны проверяющих. Это может помочь в дальнейшем в отстаивании своих прав. Ведь серьёзные нарушения уже на данном этапе могут служить причиной отмены (полной или частичной) решения налоговой комиссии.

Предполагаемые ошибки в акте могут быть следующими:

  • арифметические – ошибки в подсчётах; как следствие – неточный расчет начисленных штрафов и пени;
  • ошибочная оценка документов, фактов;
  • неверная оценка хозяйственных операций.

Многие ошибки в процедуре инспекционных работ могут устраняться ещё в процессе изучения итогов проверки. Дополнительные мероприятия с этой целью могут быть инициированы руководителем инспекции. Потому в это время основные претензии озвучивать не рекомендуется. Ими воспользоваться лучше в период принятия заключительного решения по акту, обратившись в инстанцию вышестоящего органа либо в суд.

Нарушения налогового контроля условно можно дифференцировать на две группы: процессуальные, материальные (неверное толкование нормативов). Если предъявляются возражения по процессуальным действиям, возможно принятие решения о добавочных мероприятиях по контролю, а это рискованно.

Досудебная процедура обжалования

Или — предъявление возражений в вышестоящий орган. По разным видам налоговых проверок разработан порядок досудебного разрешения налоговых разногласий. Обратиться в суд лицо имеет право по завершению попытки решить вопрос в вышестоящем органе. Прежде чем решиться на обжалование результатов, необходимо всё серьёзно взвесить, разобраться в сути своих претензий.

Последовательность разработки

  • внимательное изучение представленного акта проведённой проверки;
  • вычленение пунктов, по которым имеются разногласия;
  • составление собственно возражений на содержание акта либо на определённые его части в свободной форме.

Возражения необходимо представить письменно в свободном виде. Не согласиться с выводами проверяемый субъект имеет право по всему акту либо по одной из его частей, подвергнуть сомнениям, как факты, так и выводы. Возражения могут формулироваться по существу либо по процедурным вопросам.

Приводить разделы акта, с которыми нет согласия, рекомендуется по порядку. Позицию озвучивать чётко, убедительно аргументируя, основываясь на законодательных нормах, которые действовали в период проверки (ведь они могут изменяться). Использовать примеры судопроизводства, делая ссылки на них. Существует два способа подачи возражений: лично в налоговый орган либо по почте.

Правила оформления претензий в вышестоящий орган

  • оформлять возражения в письменном виде;
  • использовать понятную последовательную аргументацию;
  • обосновывать каждое возражение;
  • представлять доказательства с использованием копий документов;
  • приводить после доводов ссылки на нормативно — правовую базу;
  • строго соблюдать сроки, установленные законом;
  • направлять документы именно в проводившую проверку инспекцию.

По итогам изучения возражений руководитель инспекции должен вынести решение. Варианты его могут быть следующими:

  1. Привлечь к ответственности лиц, совершивших налоговое правонарушение.
  2. Отказать в привлечении к ответственности указанных лиц в связи с не подтверждением фактов.

Почему надо присутствовать на комиссии

Делать этого не обязательно. Однако повредить это точно не может. К тому же, при личном присутствии есть возможности:

  • к письменным требованиям добавить устные комментарии, аргументы;
  • предоставлять дополнительную документацию;
  • отказаться от возражений, но привести смягчающие обстоятельства с целью снижения размеров штрафных санкций.

Действия после предъявления возражений

После досудебного обжалования выводов органов налогового контроля (предъявления возражений) инспекция обязана вынести соответствующее решение. По проведённой проверке вышестоящая инстанция привлекает налоговую организацию к ответственности за предъявляемое правонарушение либо отказывает в этом.

Привлекаемые налоговые организации получают информацию о решении, где отражаются:

  • обстоятельства совершённого нарушения;
  • основания и документы, позволившие сделать именно такой вывод;
  • решение о возможности привлечения к ответственности согласно определённой статье НК РФ;
  • финансовые размеры обнаруженной недоимки.

Инициирование иска с пакетом возражений в суд

Вышестоящая налоговая организация часто подтверждает решение нижестоящей организации. Для оспаривания результатов организация вправе обратиться в суд в течение трёх месяцев. Этот способ оспаривания считается более эффективным, хотя и непростым. Часто мотивация налогоплательщиков признаётся формальной. Поэтому необходимо тщательно собирать доказательства отношений с контрагентами, экономической обоснованности сделок.

Составление документа

При составлении документа обязательно должны соблюдаться следующие правила:

В конце документа обычно следует подобный текст: «Считаем, что предложенные выводы не являются отражением фактического положения дел, вступают в противоречие с налоговым законодательством по таким основаниям.…» Далее следуют обоснованные доводы. И в завершение пометить: «Принимая во внимания наши обоснования, подкреплённые приложенными документами, настаиваем на отмене акта проведённой налоговой проверки (либо определённых его пунктов) и до начислений налоговых сумм (указать конкретные суммы)».

Правила оформления приложений

  1. Разрешается прилагать используемые документы, помогающие в обосновании возражений. Они могут быть переданы в инспекцию и отдельно.
  2. Каждая копия одно страничного документа заверяется отдельно (а не в виде подшивки).
  3. Многостраничные документы заверяются одной подписью вне зависимости от количества страниц. Однако листы должны быть сшиты и пронумерованы.

Форма возможного возражения

Оформить возражения разрешается в произвольной форме. Важно, чтобы все пункты акта, которые вызвали несогласие, были перечислены, причины несогласия обоснованы, ссылки на документы приложены. На документе требуется наличие подписи руководителя, присутствие печати организации.

Составляются возражения обязательно в двух экземплярах (первый для инспекции, другой хранится в организации). При отправлении документа по почте, необходимо получить уведомление о его получении.

Примерные части документа

Общая или вводная часть. По-другому её называют информационной составляющей проверки. Эта часть должна содержать следующие моменты:

  • указание точных реквизитов проверяемого лица;
  • указание времени предъявления (предложения) возражений;
  • временные характеристики проверки;
  • направления контролирующих мероприятий.
  • указание конкретных частей акта проверки, вызвавших несогласие;
  • обоснование представленных возражений со ссылками на официальную законодательную базу;
  • анализ арбитражной практики, сложившейся в регионе, по рассматриваемому направлению.

Резолютивная часть. Заключительная часть содержит следующую информацию:

  • Общая сумма возражений, итог. Требования возражающего лица, просьба об отмене акта проверки.

Ознакомиться с примерной формой возражения можно по ссылке ниже:

ВАЖНО: Обосновывая собственную позицию по рассматриваемому вопросу, нужно учитывать нормы НК РФ, разъяснения ФНС и Минфина РФ.

Порядок подачи

  1. Взвесить своё решение и суть претензий, ещё раз сверить все разногласия с налоговым законодательством.
  2. Все возражения по акту либо по некоторым его пунктам изложить в письменном виде, используя специальную форму.
  3. Письменные аргументированные возражения представить в соответствующую инспекцию.
  4. Для обоснования возражений приложить необходимые документы (копии).

Особенности рассмотрения имеющихся материалов проверки

При рассмотрении представленных материалов проверки предоставляется право присутствия каждому налогоплательщику либо его представителю. Но это не обязательно. Во время заседания представление дополнительных документов к имеющимся письменным возражениям допускается. Дополнительные требования, дополнения будут зафиксированы в протоколе. Их примут и изучат.

Вариант протокола комиссия обязана выдать на руки. В случае присутствия лица на заседании без письменных возражений, всегда можно выразить их в устной форме. На комиссии можно так же отказаться от предъявленных ранее письменных возражений.

Если возражения несущественные, имеет смысл ходатайство об уменьшении размера штрафных санкций в связи с указанными налогоплательщиком смягчающими обстоятельствами, позволяющими снизить размер штрафа. Посетив комиссию, можно добиться хотя бы минимального улучшения положения дел, так что сделать это рекомендуется.

Сроки рассмотрения

Акт по результатам проведённой проверки формируется за два месяца (три месяца для консолидированной группы), даже при факте не выявления нарушений. Ещё пять дней даётся на вручение его должностному лицу с приложенными документами (десять в случае группы). В случае отправки почтой документа, его вручение датируется шестым днём с момента отправки.

Срок подачи обоснованных возражений по акту в письменном виде проведённой проверки измеряется по НК РФ одним месяцем с периода получения акта (со следующего дня или с седьмого дня в случае получения такового заказным письмом).

Руководитель проверяющего налогового органа рассматривает возражения в десятидневный срок. Он начинается по окончании срока, предусмотренного на предоставление претензий, независимо от того, когда они были фактически предъявлены. Продление срока возможно, но не дольше, чем на месяц.

Место и период рассмотрения итогов контроля должно быть известно налогоплательщику. Он имеет право принимать участие в рассмотрении представленных материалов. Принятие решения до истечения положенного месяца считается нарушением порядка рассмотрения.

Возражения способны помочь компании: отменить или снизить штрафные санкции. Но важно учесть все за и против, ведь возможны в результате и осложнения оформления итогов проверки, дополнительные мероприятия, проведение экспертизы.

Возражения на акт камеральной проверки - образец их можно вполне составить самостоятельно. Для этого достаточно учесть несколько факторов, о которых пойдет речь в данной статье.

Когда следует подавать возражения на акт камеральной проверки

Если у налогоплательщика есть сомнения в правомерности позиции налогового органа по итогам камеральной проверки, ему следует подать возражения. Причем составлять документ надо обязательно в письменной форме, потому что:

  • так вы демонстрируете серьезность намерений;
  • в другом виде инспекция или управление ФНС его рассматривать не будут;
  • он может понадобиться в суде.

Естественно, следует подобрать очень убедительные доводы, способные склонить мнение вышестоящей инстанции или суда в вашу сторону.

Вместе с тем налогоплательщик должен иметь в виду, что подача возражений чревата дополнительными проверками — налоговая инспекция, согласно п. 6 ст. 101 НК РФ, обязана отреагировать на сигнал. Подобная ситуация отражена в нескольких судебных решениях, в частности в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.07.2009 № А58-4792/08, ФАС Московского округа от 09.09.2009 № КА-А40/8644-09 и ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2009 № А56-26710/2008.

Может случиться так, что налоговые инспекторы в ходе дополнительной проверки найдут еще более серьезные нарушения. Поэтому, подавая возражения на акт камералки, следует еще раз тщательно убедиться в том, что вы правы и все документы в порядке.

О сроках камеральной проверки вы узнаете из статьи .

В каких ситуациях не стоит подавать возражения на акт камеральной проверки

Не следует отмечать в возражениях формальные нарушения, допущенные инспекторами, как то: сроки начала и окончания мероприятия, процедурные рамки, неточности в оформлении протокола. Лучше сосредоточиться на сути акта.

Если же у налогоплательщика есть замечания лишь по формальным поводам, то возражения подавать лучше не стоит. Их можно оставить для обжалования решений, принимаемых по итогам камеральной проверки. В суде таким образом можно будет попытаться дискредитировать акт. Если же сделать это раньше, то налоговый орган устранит недочеты и лишит налогоплательщика аргументов.

О том, к чему нужно быть готовым при проверке декларации по налогу на прибыль, читайте в материале .

Возражения на акт камеральной налоговой проверки: образец

В Налоговом кодексе и других законодательных актах нет отдельных требований к оформлению возражений на акт камеральной налоговой проверки. Поэтому налогоплательщик может излагать аргументы в произвольной форме.

Приведем образец возражения на акт камеральной проверки.

Пример

Налоговый орган в лице старшего налогового инспектора Зайцевой И. И. провел камеральную проверку декларации по НДС, поданной ООО «Омега» за 3 квартал 2017 года. В акте от 18.01.2018 № 18-4/23 Зайцева предлагает доначислить НДС за 3 квартал 2017 года и начислить пени по налогу. Претензии у налоговой инспекции возникли по договору поставки с ООО «Геркон».

Руководитель, бухгалтер и юрист компании ознакомились с актом и посчитали, что найдут весомые аргументы для убеждения налоговиков в исправлении суммы претензии. В результате был составлен документ — возражение на акт камеральной проверки.

Руководителю

ИФНС России № 23 по г. Санкт-Петербургу

196158, Санкт-Петербург,

ул. Пулковская, д. 12, литера А

от ООО «Омега»

ИНН 7801378904, КПП 771801991

196158, г. Санкт-Петербург,

пр-т Московский, д. 136

Возражения

ООО «Омега» на акт камеральной налоговой проверки

от 18.01.2018 № 18-4/23

ИФНС России № 23 по Санкт-Петербургу в лице старшего государственного налогового инспектора И. И. Зайцевой провела камеральную проверку налоговой декларации по НДС ООО «Омега» за 3 квартал 2017 года.

В составленном инспектором Зайцевой И. И. акте от 18.01.2018 № 18-4/23 нашему обществу предложено оплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 172 800 руб. и начисленные в этой связи пени в сумме 4 354 руб. Помимо этого, общество за допущенное нарушение предлагается привлечь к налоговой ответственности.

Полагаем, что выводы инспектора Зайцевой И. И. необоснованны по следующим причинам:

В п. 2.4 оспариваемого акта указано, что сумма вычета в размере 172 800 руб. заявлена неправомерно, поскольку наше общество не получило товар от ООО «Геркон» (ИНН 77876091011 / КПП 778609001). По этой причине не состоялась и реализация данной продукции.

В подтверждение этому инспектор сослался на тот факт, что товар нашим обществом не оплачен, а контрагент имеет все признаки фирмы-однодневки, зарегистрированной для извлечения неправомерной налоговой выгоды.

Однако ООО «Омега» способно подтвердить документами реальность и правомерность сделки. На основании приложенных к возражениям документов можно убедиться, что товар в объеме 48 тонн был получен, оприходован на склад, а затем реализован другим контрагентам. Прилагаются следующие документы:

  • копия счета - фактуры от 184 28.09.2017, выставленного ООО « Геркон » в адрес нашего общества на общую сумму 1 132 800 руб ., в том числе НДС 172 800 руб ., за удобрения компании « Сингента » в объеме 48 тонн ;
  • копия товарной накладной от 28.09.2017 184/14, выписанной на сумму 1 132 800 руб ., в том числе НДС 172 800 руб ., за удобрения компании « Сингента » в объеме 48 тонн ;
  • копия договора поставки товара в объеме 56 тонн от 15.09.2017 49, заключенного между ООО « Омега » и ООО « Геркон » на общую сумму 1 321 600 руб ., и дополнительно заключенного к указанному договору соглашения о снижении партии до 48 тонн .
  • копия счета - фактуры от 28.11.2017 337, который выставлен в адрес ООО « Сельхозцентр » на сумму 1 359 360 руб ., в том числе НДС 207 360 руб .;
  • копия товарной накладной от 28.11.2017 337, которая выставлена в адрес ООО « Сельхозцентр » на сумму 1 359 360 руб ., в том числе НДС 207 360 руб .;
  • копия налоговой декларации по НДС за 4- й квартал 2017 года ;
  • копии платежных поручений о перечислении денежных средств ООО « Геркон » от 14.11.2017 532 и от 28.12.2017 664;
  • копии запросов о налоговых реквизитах ООО « Геркон » и ответы по этим запросам , свидетельствующие , что эта компания не является фирмой - однодневкой .

Кроме того, поясняем, что поставленная продукция действительно не была оплачена в 3 квартале 2017 года, поскольку в п. 4.2 договора поставки срок оплаты указан до 31.12.2017.

Директор ООО «Омега» Павлов Павлов Е. И.

Итоги

Акт камеральной налоговой проверки оформляется налоговиками только в том случае, если при контроле декларации были обнаружены нарушения. Вы можете письменно отправить в инспекцию свои возражения, если сумеете аргументированно обосновать ошибочность выводов, изложенных в акте проверки.

Если аргументов недостаточно, оформлять возражения опасно - они могут спровоцировать дополнительные мероприятия налогового контроля.

Проведенная налоговая проверка (в том числе и выездная) завершается составлением акта налоговой проверки. В нем должны быть отражены все выявленные в ходе проведения проверки налоговые правонарушения. Такой результат налоговой проверки с суммой доначислений по налогам должны быть указаны в акте налоговой проверки, на основании которого руководитель налоговой инспекции примет решение о привлечении компании налогоплательщика и его руководителя к налоговой ответственности. Один экземпляр акта налоговой проверки обязательно должен быть вручен проверенному налогоплательщику, а последний, в свою очередь, вправе подать на такой акт свои письменные возражения. Также немаловажным является то, что отраженные в акте факты совершения налогового нарушения влияют на окончательное решение руководителя налоговой инспекции.

Требования к оформлению акта налоговой проверки поименованы в статье 100 Налогового кодекса РФ. Ранее в нашей статье «Оформление результатов налоговой проверки» (статью можно посмотреть тут ) мы уже рассказывали о том, как составляется акт налоговой проверки и в какой момент налогоплательщиком могут быть поданы на такой акт письменные возражения. Пункт 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ устанавливает двухмесячный срок на составление акта налоговой проверки с момента оформления справки об окончании проведенной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки – это документ информационного характера, который абсолютно не несет никакой правовой природы. Он всего лишь содержит зафиксированные проверяющим налоговым инспектором факты совершенных налогоплательщиком нарушений и в дальнейшем подлежит проверке руководителем налоговой инспекции при рассмотрении материалов налоговой проверки в совокупности со всеми другими собранными при проверке доказательствами.

Право проверяемого налогоплательщика на подачу письменный возражений на акт налоговой проверки закреплено в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым, срок на подачу таких возражений составляет 30 (тридцать) дней, причем сделать это налогоплательщик может как на весь акт в целом, так и на его отдельные положения, с которыми он не согласен.

К письменным возражениям налогоплательщик может прикладывать заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность таких возражений. Пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ установлен десятидневный срок для вынесения руководителем налоговой инспекции решения по результатам проведенной налоговой проверки, который начинает исчисляться после истечение 1 (одного) месяца, оговоренного в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

В данной статье мы более подробно расскажем о порядке подачи налогоплательщиком возражений на акт выездной налоговой проверки , а также о сроках рассмотрения поданных на акт налоговой проверки возражений налоговой инспекцией.

Порядок подачи возражений на акт выездной налоговой проверки

При несогласии проверяемого налогоплательщика с фактами, изложенными в акте выездной налоговой проверки, в том числе с его выводами и предположениями проверяющих налоговых инспекторов, налогоплательщик или его уполномоченный представитель вправе подать в налоговую инспекцию, проводившую проверку, возражения на акт налоговой проверки, как в целом, так и по его отдельным положениям (см. п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ). Возражения на акт налоговой проверки подаются налогоплательщиком в территориальное отделение налоговой инспекции, проводившей соответствующую налоговую проверку. Руководитель юридического лица-налогоплательщика или его уполномоченный представитель вправе подать возражения на акт налоговой проверки лично на бумажном носителе через канцелярию налоговой инспекции, а также путем направления возражений по почте в установленном порядке, однако в последнем случае, должно учитываться время пересылки (см. п.5 ст. 100 Налогового кодекса РФ). Если одновременно с возражениями на акт налоговой проверки передаются приложения, налогоплательщиком должны быть соблюдены требования, установленные статьей 93 Налогового кодекса РФ, а именно:

  • документы на бумажных носителях предоставляются в виде их заверенных копий;
  • формы должны быть заверены подписью и печатью руководителя организации (или ИП);
  • листы копий документов должны быть прошиты и пронумерованы;
  • в случае подачи документов в электронном виде они должны быть заверены электронной цифровой подписью (ЭЦП).

Определенно установленных требований к оформлению налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки законодатель не устанавливает, существуют лишь практически сложившийся порядок. Например, содержание письменных возражений на акт налоговой проверки должно быть примерно следующим:

  • реквизиты налогоплательщика (ИНН, КПП, адрес регистрации и т.п.);
  • дата и место представления возражений;
  • даты начала и окончания проверки;
  • период проведения проверки;
  • наименование налогов, в отношении которых проводилась налоговая проверка.
  • конкретные пункты акта проверки, с которыми налогоплательщик не согласен;
  • законодательное обоснование возражений (ссылки на нормы НК РФ, письма Минфина РФ, размещенные на официальном сайте ФНС РФ);
  • сложившаяся в регионе подачи возражений на акт налоговой проверки арбитражная практика (см. Письмо ФНС России от 11 мая 2007 года № ШС-6-14/389@).

В случае если налогоплательщик не подал письменные возражения на акт налоговой проверки, он не лишается права дачи пояснений при рассмотрении ее материалов (см. п. 4 ст. 101 Налогового кодекса РФ). При этом данное правило применимо к оформлению не только выездной налоговой проверки, но и камеральной . Если же налогоплательщик в установленный законом срок не представил свои возражения на акт налоговой проверки, но принимал личное участие в рассмотрении материалов проверки, добиться отмены итогового решения налогового органа он сможет, только доказав, что у него не было возможности надлежащим образом подготовиться к рассмотрению материалов проверки и соответственно привести аргументированные объяснения.

Права налогоплательщика при подготовке и подаче возражений на акт налоговой проверки. Подготовка к рассмотрению материалов проверки

Нередки случаи, когда проверяемый налогоплательщик по тем или иным причинам не представил в установленный сроке свои письменные возражения на акт выездной налоговой проверки. В таком случае он может руководствоваться пунктом 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ и принимать участие в обсуждении содержащихся в акте налоговой проверки данных при рассмотрении материалов проверки и вносить свои устные замечания/пояснения под протокол. Проверяющая налоговая инспекция обязана уведомить проверяемого налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки (п.2 ст.101 Налогового кодекса РФ).

Основная задача налогоплательщика грамотно представить свои возражения по существу, например в отношении:

  • Несоответствия фактических данных предприятия указанным в акте с точки зрения положений налогового законодательства. В ряде случаев факты хозяйственной деятельности неверно истолковываются проверяющим инспектором.
  • Процедуры проведения проверки. Нарушения процессуального порядка встречаются, но крайне редко. На принятие решения нарушение процедуры не влияет. Отмена решения осуществляется в судебном порядке.
  • Нестыковки данных. В материалах акта иногда приводятся сведения неполного объема.
  • Арифметики расчетов проверяющих. Ошибки могут возникнуть при проведении расчетов пени, штрафа и при определении величины недоимки с учетом переплаты.

При этом налогоплательщику желательно одновременно с возражениями на акт налоговой проверки подавать документы, подтверждающие его возражения, хоть налогоплательщик формально и не обязан этого делать, но приобщать их все же рекомендуется. Доводы, приведенные налогоплательщиком в форме возражения по проверке, рассматриваются только при их существенности. Налогоплательщику при предъявлении своих аргументов о несогласии с актом налоговой проверки необходимо избегать частых ошибок:

  • Отсутствие в документе данных, позволяющих рассмотреть позицию налогоплательщика (основания для возражений должны быть аргументированными).
  • Отклонение от правил написания делового письма. В обращении неприемлемы эмоциональные выпады и аргументы, не имеющие указаний на законодательные акты или доказательную базу.
  • Нарушение установленных сроков представления. При подаче возражений позже отведенного срока рассмотрение акта производится без принятия в расчет опротестовывающих данных.

Суть в том, что по смыслу пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ в решении о привлечении проверяемого лица к налоговой ответственности приводятся доводы проверяемого лица, которые он использует в свою защиту, а доводы проверяемого лица налоговой инспекцией проверяются на основании доказательств, поэтому лучше подстраховать себя и приобщить к возражениям все имеющиеся у Вас доказательства. Налоговый орган, в свою очередь, не несет обязанности доказывать обстоятельства, на которые ссылается проверяемое лицо как на основание своих возражений. Задача налогового органа в таком случае, обеспечить проверяемому лицу возможность представить имеющиеся у него доказательства, а не собирать их за него самостоятельно.

Срок подачи возражений на акт выездной налоговой проверки

Как уже указывалось ранее, если налогоплательщик не согласен с содержанием или выводами, содержащимися в акте налоговой проверки, то налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию, проводившую проверку, письменные возражения к такому акту (п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС РФ от 07.08.2015г. № ЕД-4-2/13890).

Срок подачи возражений определяется со дня, следующего за днем вручения акта налоговой проверки лично налогоплательщику, либо на седьмой день при получении по почте. Письменные возражения к акту налоговой проверки проверяемым лицом предоставляются в следующие сроки:

  • в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки;
  • в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки (для консолидированной группы налогоплательщиков).

Точная дата рассмотрения материалов проведенной налоговой проверки устанавливается в пределах десятидневного срока, установленного пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ, в которой уточнено, что десятидневный срок рассмотрения материалов налоговой проверки начинает исчисляться со дня истечения пятнадцатидневного срока, установленного для подачи возражений по акту налоговой проверки проверяемым лицом. Здесь важно отметить, что окончание пятнадцатидневного срока для подачи возражений, влечет за собой лишь начало исчисления десятидневного срока для рассмотрения материалов налоговой проверки.

Срок проверки представленных налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки

За налоговым органом закреплена обязанность по уведомлению проверяемого налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки. По результатам рассмотрения представленных возражений руководитель налоговой инспекции или его заместитель выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, или же об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. п.7 ст.101 Налогового кодекса РФ).

Вызов осуществляется в форме письменного уведомления. При отсутствии вызова решение по акту, может быть отменено по формальному признаку в порядке судебного разбирательства. В качестве представителя предприятия может выступать руководитель или иное лицо, обладающее доверенностью на право присутствовать при рассмотрении материалов и давать пояснения по возникающим вопросам.

При определении срока рассмотрения материалов акта и возражений проверяемого налогоплательщика должны учитываются следующие периоды:

  • рассмотрение в течение десяти дней со дня окончания срока, установленного для внесения проверяемым лицом возражений на акт налоговой проверки;
  • срок исчисляется в рабочих днях;
  • при назначении углубленных мероприятий десятидневный период исчисляется со дня окончания углубленных мероприятий;
  • период может быть увеличен в пределах одного месяца.

Налогоплательщик, не успевающий представить свои возражения в установленный законодательством срок, вправе обратиться в налоговую инспекцию с просьбой о переносе срока на основании веских доказательств. Такое обращение должно быть осуществлено до наступления предельного срока подачи возражений на акт налоговой проверки. Налоговая, в свою очередь, имеет право вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п.6 ст.101 Налогового кодекса РФ). На проведение таких дополнительных мероприятий может быть отведен всего один месяц сверх месячного срока, установленного п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ. Срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля является самостоятельным сроком.

Письменные возражения на акт налоговой проверки рассматриваются руководителем налоговой инспекции, проводившей налоговую проверку или его заместителем. Решение по ним должно быть принято в течение десяти дней со дня истечения срока на представление возражений, а не со дня фактического представления проверяемым налогоплательщиком возражений по акту проверки.

В завершение отметим, что в Определении Арбитражного суда Республики Алтай от 19 февраля 2016г. № А02-1081/2015 говорится, что на основании акта налоговой проверки у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате налогов, равно как и у налогового органа не возникает на основании одного лишь акта налоговой проверки права на обращение в суд с требованиями о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов и т.п. Поэтому, если налогоплательщик не согласен с фактами или выводами, изложенными проверяющим инспектором в акте выездной налоговой проверки, ему необходимо составить письменные возражения на такой акт (п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС России от 07 августа 2015 года № ЕД-4-2/13890).

Образец возражений на акт налоговой проверки пригодится в том случае, если вы не согласны с позицией, которую сформировали проверяющие. О том, как им правильно возразить, читайте в нашей статье.

Акт налоговой проверки и его правовая сущность

Акт налоговой проверки — это документ, который фиксирует результаты проведенной проверки и содержит позицию контролеров по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов налогоплательщиком.

Акт составляется как при выездных, так и при камеральных проверках. Однако при выездных это происходит всегда, а при камеральных только в том случае, если налоговики выявили нарушения (п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ).

Подробнее об акте камеральной проверки читайте в статье , об акте выездной проверки — в материале .

Отметим, что акт не является итоговым документом. Он информирует налогоплательщика о предварительных выводах налоговиков, но не содержит каких-либо требований к нему и не порождает правовых последствий — а значит, не может быть обжалован в вышестоящем налоговом органе или суде (см. определение Конституционного суда РФ от 27.05.2010 № 766-О-О). Итоговым документом выступает решение, принимаемое в ходе рассмотрения материалов проверки, к которым относится в том числе и акт.

Об обжаловании «проверочного» решения читайте в статье .

На случай несогласия налогоплательщика с мнением проверяющих, изложенным в акте, НК РФ предусматривает возможность подачи возражений на него (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Посредством подачи возражений налогоплательщик может выразить свое несогласие:

  • с фактами, изложенными в акте налоговой проверки,
  • выводами и предложениями проверяющих.

На подачу возражений НК РФ отводит 1 месяц. Срок начинает исчисляться со дня получения налогоплательщиком акта проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Возразить можно на акт в целом или на его отдельные положения. Все возражения необходимо подкреплять ссылками на нормы законодательства. Кроме того, к возражениям нужно приложить копии документов, подтверждающих обоснованность возражений.

Заметим, что подача таких документов — право, а не обязанность, однако прилагать их стоит всегда. Возражения войдут в материалы проверки и будут изучены и учтены в ходе рассмотрения этих материалов. Наличие подтверждающих документов при этом, как правило, позволяет снять лишние вопросы.

Где взять образец возражений на акт налоговой проверки

Специального бланка для возражений на акт налоговой проверки не предусмотрено, поэтому составляются они в свободной форме. Их образцы можно найти в справочно-правовых системах, а также на нашем сайте.

Образец возражений на акт камералки ищите в материале «Возражения на акт камеральной налоговой проверки - образец» , на акт выездной проверки — в материале .

Возражение оформите в 2 экземплярах: первый отправьте в инспекцию, второй оставьте у себя. Отправлять лучше заказным или ценным письмом с уведомлением и описью вложений - так у вас будет доказательство того, когда и что было отправлено вами и получено налоговиками. Так контролеры не смогут обвинить вас в несвоевременной подаче возражений и сделать вид, что не видели подтверждающие документы, приложенные к возражениям.

Возражения и документы под опись также можно подать в ИФНС лично или через представителя.

Если же вы не подали письменные возражения и не согласны с принятым налоговиками решением по результатам налоговой проверки, у вас есть возможность в устной форме пояснить свою позицию. Сделайте это во время рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Итоги

Возражения на акт налоговой проверки оформите в произвольном виде - специальной формы для них не предусмотрено. В этом документе аргументировано изложите, с чем вы не согласны, со ссылками на нормы законодательства, разъяснения Минфина и ФНС, подкрепите свои выводы решениями судов. Приложите подтверждающие документы.

На оформление возражений у вас есть 1 месяц с момента получения акта проверки. Если вы вовремя этого не сделали, у вас остается право в устной форме пояснить свою позицию при рассмотрении материалов налоговой проверки в инспекции.