Всегда радуйтесь. Радость в Господе

Жизнерадостность - это не просто свойство темперамента. Это качество, которое очень нужно мне и нашим сестрам в работе, поэтому мы должны научиться радоваться, выращивать радость в наших сердцах.

Радость умножает наши силы, душевные и физические.
Радость - лучшая защита от искушений диавола. Диавол подобен носильщику, который тащит на плечах мешок с грязью. Он использует любую возможность, чтобы бросить в нас грязью. Радостное сердце знает, как защититься от этой грязи.

Бог может полностью завладеть нашей душой, только если душа с радостью отдается Ему. "Святой, который печален, - плохой святой, - любил повторять Святой Франциск де Салес. Святая Тереза волновалась о своих сестрах только тогда, когда замечала, что они в плохом настроении. Детям и бедным, всем тем, кто страдает и одинок, не нужны наши кислые физиономии. Им нужны наши счастливые улыбки, радость, исходящая из наших сердец, влюбленных в Бога. Радость очень заразительна, поэтому я всегда призываю сестер "наполнить" сердце радостью перед тем, как идти к людям.

Радость - это сила, радость - это любовь. Лучший способ выразить свою благодарность Богу и людям - это принимать все, что случается в жизни, с радостью. Если все проблемы и неприятности принимать стойко, с радостью и улыбкой, Бог поможет вам справиться с трудностями. Сердце, в котором живет любовь, радостно.

СЛОВО "РАДОСТЬ" В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ ОЗНАЧАЕТ ЕЩЕ И СЛОВО "СЧАСТЬЕ". ЧЕЛОВЕК БЕЗ БОГА СЧАСТЬЯ НЕ ИМЕЕТ, ИБО ПЕЧАЛЕН ЕГО УДЕЛ И ТРАГИЧЕН ФИНИШ ЖИЗНИ, ЗАКАНЧИВАЮЩИЙСЯ ВЕЧНЫМИ МУКАМИ В АДУ. ГРЕШНИК НИКОГДА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ, ИБО ДУХ ЕГО ДЕМОНИЧЕСКИ УГНЕТЕН. А МЫ С ГОСПОДОМ ИДЕМ РАДОСТНО И ВЕСЕЛО, ДАЖЕ УЛЫБАЯСЬ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ. ГОСПОДЬ В ДУШЕ-ЭТО НЕИЗРЕЧЕННАЯ РАДОСТЬ И ПРИБЛИЖЕНИЕ К ДОЛГОЖДАННОЙ РАДОСТНОЙ ВСТРЕЧЕ С НАШИМ СПАСИТЕЛЕМ. ВЕЧНАЯ СЛАВА НАШЕМУ ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ.
«Ожидание праведников - радость, а надежда нечестивых погибнет.» Прит. 10:28
«Коварство - в сердце злоумышленников, радость - у миротворцев.» Прит. 12:20
«человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость;» Еккл. 2:26
«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.» Рим. 14:17
«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах:» Мф. 5:12
«Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.» Лук. 10:20
«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.» Фил. 4:4

Радость является исключительно важной составляющей христианской жизни. Нам заповедано не просто радоваться, а радоваться всегда.
Мы читаем в Библии:
"Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь." (1Фес. 5.16-17) Можно ли после этих слов молиться без радости?

В нагорной проповеди Иисус объясняет как правильно поститься:
"Также, когда поститесь, не будьте унылы,
как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и
Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно." Мат 6.16-18

Почему столько внимания уделено радости?
Служение Богу невозможно без радости.

"За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь, в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя." Второзаконие 28.47-48

Это важно для нашего здоровья. Мы сотворены Богом, чтобы жить в радости!
"Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости." Притчи 17.22

Радость придает нам силы.
"И не печальтесь, потому что радость пред Господом - подкрепление для вас." Ниемия 8.10

В радости достигается понимание и единство с людьми.
"Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе. Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена- в книге жизни. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь." Фил 4.2-4

Как можно всегда радоваться?

Прежде всего это Сам Господь Бог! Невозможно пребывать в общении с Богом без радости.
"Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем." Псалом 31.11

Обещание вечной жизни с Богом для верующих.
"но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах." Луки 10.20-21

Жизни других верующих.
"Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы-- слава наша и радость." 1 Фес 2.19-20
Радуйтесь!

Призыв апостола к "всегдашней радости" нередко вызывает некоторое недоумение и смущение: как же возможно смиренному христианину, постоянно пребывающему в состоянии сердечного сокрушения и "плача о грехах своих", тем не менее "всегда радоваться"? Непонимание, как же совмещать эти два, казалось бы, несовместимых состояния души, приводит зачастую к полному отрицанию самой возможности присутствия какой-либо радости в жизни православного христианина. Иногда само упоминание о радостном чувстве в церковной среде признается недопустимым (например, в греческом тексте знаменитого песнопения "Свете тихий…" говорится вовсе не о "тихом", а о "радостном" свете (ilaron - веселый, радостный )).
Для "обоснования" такого "безрадостного" мировоззрения часто приводятся многочисленные места Свщ. Писания и творений свв. Отцов, с одной стороны осуждающих радость и веселье, а с другой - восхваляющих сетование о гресех: "Сердце мудрых - в доме плача, а сердце глупых - в доме веселья" (Еккл.7:4), "горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете" (Лк.6:25), "Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь" (Лк.6:21). Исходя из подобной эклектической экзегезы Свщ. Писания можно прийти к выводу, что любые проявления радости в принципе недопустимы, а скорбь душевная является несомненной добродетелью.

1. Два типа "радости" и "печали"
Тем не менее, опыт Церкви говорит о существовании двух родов "радости" и "печали": "о Господе", т.е. имеющие свой источник в Боге, и "мирские", ведущие к отрыву от Божественной жизни.
1.1. Мирская радость
Действительно, "мирская радость" часто несовместима не только с покаянными чувствами, но и вообще с памятованием о Боге: "Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: "будем есть и пить, ибо завтра умрем!" (Ис. 22:13). Для такой "радости концом бывает печаль" (Прит. 14:13) и именно такая "радость" неприемлема для христианина: "Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль" (Иак. 4:9).

1.2. Чрезмерная печаль
С другой стороны, "чрезмерная печаль" (2Кор. 2:7) также осуждается Церковью, ибо граничит с проявлениями таких смертных грехов как уныние и отчаяние. По словам архим. Кирилла "Павлова), "человеку в унынии все в жизни показывается лишь с темной стороны. Он ничему не радуется, его ничто не удовлетворяет, обстоятельства кажутся ему несносными, на все он ропщет, по всякому поводу раздражается - словом, сама жизнь бывает тогда ему в тягость… очень часто само уныние приводит к другому, более опасному душевному состоянию, называемому отчаянием, когда человек нередко допускает мысль о преждевременной смерти и даже почитает ее уже существенным благом на пути своей земной жизни" . По словам ап. Павла "печаль мирская производит смерть" (2 Кор. 7:10).

1.3. Печаль ради Бога и подмены на пути к ней
Если же говорить о "печали и радости" в религиозном контексте, то необходимо признать, что настоящим христианином, может стать и является лишь тот человек, который видит свое духовное и нравственное несовершенство, свою греховность, страдает от нее и ищет исцеления. Только такой, смирившийся внутри себя человек способен к правильной, спасающей вере во Христа. Именно это является "печалью ради Бога", которая "производит неизменное покаяние ко спасению", в то время как неумеренная скорбь о грехах, сопровождаемая внешней "суровостью" и "угрюмостью" очень часто свидетельствует скорее об ущербности покаяния или же об его полном отсутствии: "те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения... они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан, т. е. себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Посему когда (смиренный) впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако ж не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость" (Невидимая брань) .
Внешнее сетование часто есть лишь признак самолюбования. Ведь намного проще вместо подвига самоиспытания, ведущего к сердечному сокрушению и к обновлению души, иметь просто "вид благочестия" (2Тим. 3:5), "принимая на себя мрачные лица, чтобы показаться людям" (Мф. 6:15-18) - а иногда и самим себе - кающимися. Подобный самообман и лицемерие во "всплеске эмоций" не имеют никакого отношения к истинному покаянию, которое есть поворот, обращение к Богу в глубине своего "я". Таким образом "сетование" не довлеет само по себе - оно лишь средство к достижению Богообщения: "печаль по Богу не ввергает человека в отчаяние, напротив того, приносит радость и утверждает человека в воле Божией", - говорит авва Исаия . А все внешние проявления покаяния являются лишь средством или следствием этой личной встречи человеческой души со своим Спасителем. По слову преп. Серафима Саровского "не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего".

1.4. Радость духовная как следствие искреннего покаяния
И как бы естественным следствием обращения к Богу является радость духовная: "Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня" (Пс. 50:14). Даже пост - время сугубого покаяния - должен проявляться не в духовным бесплодии, а в особом подъеме на пути к Богу. И Бог Сам обращает это время сетования в радость: "так говорит Господь Саваоф: пост … соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир" (Зах. 8:19), "им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его" (Ис. 61:3, 58:14).

2. Тема перемены плача в радость в Свщ. Писании
Можно заметить, что тема перемены плача в радость является одной из ключевых в Свщ. Писании. Особо изобилуют подобными обетованиями мессианские пророчества Ветхого Завета. И вот, приходит исполнение обетований и архангел Гавриил взывает к Деве Марии: "радуйся, Благодатная!" (Лк. 1:28). В греческом тексте слово c¼r= (корень слова "радость") звучит дважды: в слове "радуйся" (ca_re) и в слове "Благодатная" (kecaritwm1nh). Получается, что-то напоминающее русское "радуйся, обрадованная" или "радуйся, полная радости" - ведь с приходом Христа миру действительно была дарована полнота радости и "радости вечной" (Ис. 35:10). Эту же радостную весть принес ангел и вифлеемским пастухам "не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лк. 2:10-11).
Пасха же Христова без всякого сомнения является самым радостным, самым светлым "праздником праздников и торжеством всех торжеств" для всех православных христиан. В этот светлый день каждый приобщается небесной радости по обетованию Христа: "радость Моя в вас пребудет, и… радости вашей никто не отнимет у вас" (Ин. 15:11; 16:22).

3. Феноменальность христианской радости. Источник истинной радости - в Боге
Эта Божественная радость не обусловлена никакими житейскими факторами, наоборот, - она помогает перенести все житейские испытания: по слову пророка Аввакума "хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего" (Авв. 3:17-18). Ап. Иаков советует при впадении в различные искушения принимать их "с великою радостью" (Иак. 1:2). "Радуйтесь и веселитесь", - говорит Христос Спаситель мученикам за Имя Его (Мф. 5:11-12) - в этом и заключается феноменальность христианства: христиане "при всей скорби… преизобилуют радостью" (2Кор. 7:4), причем "радостью неизреченною и преславною" (1Пет. 1:8). Св. Игнатий Богоносец в Послании к эфесянам назвал ее "радостью непорочною о Иисусе Христе" .
Таким образом, именно благодать Божия является источником "радости о Господе", той пасхальной радости, которая наполняет любящее сердце и "изливается" на всех окружающих. Человек становится как бы проводником благодати Божией. По свидетельству ап. Павла такая радость является "плодом Духа" (Гал. 5:22 в пер. еп. Кассиана), причем именно "радость во Святом Духе" является одним из признаков воцарения Бога в сердце человеческом (Рим. 14:17). "Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий дает радость всему, к чему бы Он ни прикоснулся", - говорит преп. Серафим Саровский , который всей своей жизнью показал возможность "совместимости" горечи покаяния и самоуничижения с глубокой радостью "о Господе". То, что такая радость имеет свое начало в Боге подтверждает и то, что Самому Богу приписывается радость о Своем народе: "Господь Бог возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием" (Соф. 3:17).

6. Житейские радости
Следует отметить, что и в повседневной жизни не всякую радость можно отождествить с грехом. Если человек воспринимает окружающий мир как чудесное творение Божие, а ближних как детей Его, то и в обычных "житейских мелочах" он будет радостно замечать проявление благости Божией. Так что такая радость опять-таки иметь источником Божию благость: "когда благодать Божия с человеком, тогда всякое явление в мире поражает душу своею непостижимою чудесностью, и душа от созерцания видимой красоты приходит в состояние чувствования Бога, живого и дивного во всем" .

Заключение
Таким образом, рассмотрение проблемы совмещения в духовной (и житейской) жизни христианина покаянных чувств с непрестанной радостью показывает, что эти два состояния не противоречат, а органично дополняют друг друга, ибо в конечном счете покаяние означает, что прощение дает возможность жить, что снова можно стать чадом Божиим, поэтому покаяние - это радость. Эта "радость о Господе" имеет духовную природу, ибо даруется благодатью Святого Духа. Но человек не должен удерживать этот дар в себе. Познав пасхальную радость он должен его дарить окружающим, "радуясь с радующимися и плача с плачущими" (Рим. 12:15). Ведь только в новом эоне все верные Христу войдут "в радость Господина" своего (Мф. 25:21), а "печаль и воздыхание удалятся" (Ис. 35:10).

Признаюсь честно, что забыл о таком месте в Новом Завете, пока брат не использовал его на уроке.

Что примечательно, в самом описании?

Человек небольшого роста, который не пользовался особой популярностью в народе из-за своей работы (он «обирал» своих братьев налогами) ищет Иисуса. И чтобы увидеть Его, запланировал опередить толпу и залез на смоковницу.

Я думаю, что Закхей не предполагал, что из всей толпы Иисус сможет обратить на него свое внимание и уж тем более разделить с ним пищу.

И то, что он поспешил на призыв Христа и радовался, еще раз подчеркивает трепет в сердце Закхеи. А такие слова Иисуса, как «и он сын Авраама», сказанные в защиту на ропот окружающих, разве не вдохновляют?!

Иерихон был богатым городом и важным центром. Он лежал в долине реки Иордана и контролировал дороги, ведущие в Иерусалим и переправу через реку Иордан, которые вели в земли восточного берега реки. Около города находился большой пальмовый лес и всемирно известная роща бальзамовых деревьев, запах которых наполнял воздух на многие километры вокруг. Далеко за пределами Иерихона были известны его розовые сады.

Иерихон называли «городом пальм». Иосиф Флавий называет Иерихон «божественной землей», «самой тучной и плодородной в Палестине». Римляне стали вывозить из Иерихона финики и бальзам, которые приобрели мировую известность.

Это привело к тому, что Иерихон еще больше разбогател и приносил казне большие доходы с налогов и пошлин. Мы уже видели, какие налоги собирали мытари как они их собирали и хищнически при этом обогащались (Лук. 5,27-32). Закхей находился в зените своей карьеры и был самым ненавидимым в округе человеком. Сказанное о нем распадается на три части.

1. Закхей был богат, но несчастлив.

Он был одиноким, потому что выбрал занятие, сделавшее его презираемым, Он слышал об Иисусе, о Его добром отношении к мытарями грешникам, и думал, что, может быть, у Иисуса есть и для него доброе слово.

Презираемый и ненавидимый людьми Закхей стремился к любви Божией.

2. Закхей решил, во что бы то ни стало увидеть Иисуса, и ничто не смогло остановить его.

Уже одно то, что оказался в толпе, потребовало от него мужества: ведь каждый мог бы воспользоваться случаем, чтобы пихнуть, ударить или толкнуть ненавистного сборщика налогов!

Но Закхей не заботился об этом, хотя бы и не осталось живого места от ушибов, синяков и кровоподтеков. Ему не давали взглянуть на Иисуса — уже одно это доставляло удовольствие людям. Поэтому Закхей забежал вперед и взобрался на смоковницу, дерево с низким стволом и раскидистыми ветвями, на которое можно было легко взобраться.

Один путешественник пишет, что «дерево это дает приятную тень… И поэтому его очень любят сажать вдоль дороги».

Коротышке Закхею, конечно было непросто взобраться на дерево, но сильное желание придало ему мужества.

3. Закхей продемонстрировал всем, что он теперь стал иным человеком.

Когда Иисус заявил, что проведет этот день в доме Закхея, а тот узнал, что обрел верного друга, то принял решение, отдать половину своего состояния бедным; вторую половину он тоже не намерен был оставить себе, а решил употребить на то, чтобы загладить причиненное им людям зло.

В своем решении воздать людям, что принадлежало им, Закхей пошел дальше, чем того требовал от него закон. Возмещение вчетверо полагалось по закону лишь за умышленный и насильственный грабеж (Исх 22,1). В случае обычной кражи если украденное не могло быть возвращено хозяину полагалось уплатить возмещение в размере двойной стоимости украденного (Исх. 22,4.7). Если кто добровольно признался в содеянном и добровольно предложил возместить стоимость украденного и еще одну пятую часть этой стоимости (Лев. 6,5; Числ. 5,7).

Закхей же был готов возмещать причиненный им ущерб в объеме гораздо большем, чем того требовал от него закон. Этим он доказал на деле, что стал совсем другим человеком.

Один доктор рассказал очень неприятное событие о том, как во время одного судебного заседания несколько женщин давали показания перед судом. Но одна женщина настойчиво молчала и отказывалась давать показания. Когда ее спросили о причине такого поведения, она сказала: «Четыре из этих свидетельниц должны мне деньги, но не отдают, а мне самой нечем кормить голодную семью, потому что у меня нет денег».

Показание, не подкрепленное делами, доказывающими его искренность является неправдоподобным.

4. Весь рассказ об обращении мытаря Закхея кончается великими словами, что Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Всегда следует осторожно толковать слово погибший и помнить, что в Новом Завете это слово не имеет значения проклятый или осужденный . Оно просто означает не на должном месте .

Вещь потеряна, если она пропала со своего места и находится на другом, не своем месте, и если мы находим эту вещь, мы возвращаем ее на место, которое она должна занимать.

Погибший человек свернул с истинного пути и отошел от Бога; он найден и спасен, когда снова, как послушное дитя, займет свое надлежащее место в семье своего Отца.

) – они вкушают блаженство.

Почти 70 раз в Новом Завете упоминается радость наших первых братьев, ибо, несмотря на их отступления, грехопадения, трудности жизни и гонения, их радость была и их же отличительной особенностью. Радость была и у обращенных и у обращающих (, ). Послание к недавно обращенным в Филиппах, хотя и написанное в узах, буквально пропитано радостью. Апостолы Павел и Сила, заключенные в темницу, пели от радости. Братья радовались тогда, когда несли на себе бесчестие Христово (). Апостол Павел ежедневно “хвалился” (радовался) крещенными Коринфянами ().
Каждая литургия начинается с молитвы «Возрадуется душа моя о Господе…» и заканчивается «…Исполни радости и веселия сердца наша», хотя большинство молящихся и не слышат их.

Радость веры

Верой мы постигаем тайну Церкви, основанной Христом для нашего спасения. Все, что происходит в Церкви и связано с ней – дело Божие. Слова законоучителя Гамалиила: «Ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его» () – подтвердились и оправдались двухтысячелетней историей Церкви.

Христос указал нам путь, по которому мы должны следовать, возносясь сердцем к горнему, к вечной радости. Вера соединяет нас со Христом и друг с другом: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (). Вера объясняет нам смысл жизни с ее победами и поражениями, с удачами и неудачами, с ее радостями и скорбями. Все посылается к нашему благу и совершенству. Терпением и добродетелью человек созидает себе доброе, злом – злое. На земле даны нам все возможности созидать свою будущность.

Вера дает нам радость молитвы, беседы с Богом. Молитва, и частная и общественная, окрыляет верующих людей, соединяет их со святыми небожителями в общем славословии, прошениях и благодарениях, воссылаемых Богу, на которые Господь всегда по-отечески отвечает.

Только вера может привести к искреннему и спасительному покаянию, которое прощает и очищает нас. Вера приводит нас к великой радости единения с Господом в таинстве святого Причащения, единения с Тем, Который не перестает призывать людей: «Придите ко Мне все… и Я успокою вас» ().

Ветхозаветные пророки имели от Бога откровение о Христе, о Божией Матери. Они очами веры видели будущее, мы же имеем настоящее. С нами Бог! «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», – говорит нам Господь (). Святые пророки, особенно псалмопевец Давид, предвидели величие Божией Матери: «Стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. В испещренной одежде ведется она к Царю» (). Но они не знали полноты той радости, которую знаем мы, прибегая к Ней, Заступнице усердной рода христианского, Царице неба и земли, всегда являющей нам Свою любовь, покров и защиту. Пророки только предсказывали грядущее, а мы живем свершением. И эту радость дает нам вера.

Не исчесть тех радостей, которые дает христианину вера. И потому, чтобы в жизни ни случилось с нами, верующими людьми, всегда и всюду надо радоваться, радоваться о Господе (), радоваться в скорби (), радоваться с радующимися () радостью неизреченною (), радоваться в огорчении (), радоваться в немощи (), в страданиях (), всегда радоваться ().

Необходимо благодарить Бога за радость веры, радоваться и беречь веру. Вера никогда не посрамит нас, а возвеличит и прославит. Живя здесь, на земле, с верой, мы уже предвкушаем вечное блаженство в Царствии Небесном:

«Царствие Божие внутрь вас есть» (). Царство Божие и есть плод веры христианской, дарующей нам все святое, радостное, чистое, временное и вечное.

Концепт радость в православном дискурсе

Н. А. Дьячкова

Сие сказал я вам,
да радость Моя в вас пребудет
и радость ваша будет совершенна
.

Земная жизнь не представляет
ничего радостного,
ничего утешительного,
кроме надежды спасения
.
Приношение современному монашеству.

Концепт радость, по мнению некоторых ученых, «остается плохо описанным в русской и мировой культуре» . Это замечание представляется нам справедливым, хотя и нельзя сказать, что концепт радость, а также репрезентирующие его слова не привлекали внимания исследователей. Данный концепт и соответствующие лексемы рассматривались многими учеными и притом в разных аспектах. Нас же интересует вопрос о лингво-богословской составляющей концепта радость, поскольку именно она не нашла, на наш взгляд, должного освещения, между тем радость – это одно из ключевых понятий Православия. В одном только 50-ом Псалме, по своему содержанию покаянном, начинающемся со слов «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей…» лексема радость и ее дериваты употребляются четырежды. Очевидно, что в современных лексикографических и культурологических описаниях православно-христианский дискурс почти не учитывается. Например, в «Новом объяснительном словаре синонимов» глагол радоваться рассматривается в ряду с ликовать, торжествовать. В словарной статье представлена развернутая сопоставительная характеристика данных слов – имен соответствующих концептов, однако здесь нет никакой информации о духовной составляющей этих чувств , хотя очевидно (и в некоторых работах на это указывается), что чувство радости «тяготеет к сфере высокого, духовного, небесного» .
Употребление имен абстрактных понятий – таких как радость, веселье, любовь и др. имеет богатую традицию употребления именно в христианской литературе. И если одна из задач концептуального анализа выявление «культурной памяти» (выражение Е. С. Яковлевой) , которая хранится в семантике слова, то необходимо обращение не только к художественной литературе, светским текстам, но и к сочинениям религиозных философов, богословов, проповедников. Обращение к христианскому дискурсу необходимо для того, чтобы реконструированный концепт был объективным.
Концепт радость рассматривался учеными в основном применительно к поэтической картине мира – общеязыковой или индивидуально-авторской. Так, А. Б. Пеньковский показал, что в русской поэтической картине мира в образе радости сопрягаются языческие и христианские представления. По мнению ученого, в русском языке представление о радости сформировалось «под влиянием великой христианской идеи Радости и с участием мощных токов европейской культурной традиции. В русской поэтической картине мира, – пишет автор, – сложился и достроился мифологический образ радости». Согласно этому мифологическому представлению, радость – «прекрасное женственное существо, живущее на грани двух миров, земного и небесного, с лицом неземной красоты, с глазами-очами, излучающими небесный свет, с несущим тепло «легким дыханием», с добрыми теплыми руками, с легкими ногами-стопами, на которых радость приходит и уходит, и с легкими, но мощными крыльями-крылами, на которых она улетает и прилетает, окрыляя человека и одаряя его способностью лететь на крыльях радости. Легкий и мягкий свет, который может усиливаться до степени ослепительного сияния восторга, и мягкое живительное тепло, способное превращаться в очистительный огонь, – две основные эманации Радости и одновременно две стихии, которые образуют двуединую […] субстанцию Радости в двух ее взаимосвязанных ипостасях: радости души и радости сердца. Первая одухотворяет и освящает человеческое, поднимая его к горнему свету. Вторая вочеловечивает небесное, принимаемое и постигаемое умным сердцем» . Безусловно, это впечатляющий поэтический образ радости! Однако – именно мифологический, языческий. В православном дискурсе, в частности в аскетических произведениях, христианский образ радости таким быть не может. Тот, кто знаком с сочинениями святых отцов Церкви, православных подвижников благочестия, современных богословов, знает, что христианское представление о радости не может быть сопряжено с образом женщины, да еще и «прекрасной, с легкими стопами, с крыльями-крылами» и т.п.
Как было сказано выше, концепт радость рассматривался и применительно к индивидуально-авторским поэтическим картинам мира. Например, В. А. Маслова исследовала лирические тексты М. И. Цветаевой. В них зафиксированы понимание радости как: 1) внутреннего состояния человека (радостное настроение) и 2) состояния, перенесенного на материальный мир (радос тный день), что в целом совпадает с узусом, на который указывает, в частности, Ю. С. Степанов. Он пишет, что в языке «прилагательное радостный имеет два разных значения. Одно представлено в словосочетаниях радостное настроение, радостное чувство, а другое – в словосочетаниях радостный день, радостное событие, радостный повод для чего-либо» . В. А. Маслова отмечает, что в лирике Цветаевой отразилось «христианское представление о радости: радость – это источник жизни и вдохновения» (Мне, чтобы жить, надо радоваться) . У Цветаевой сочетаются два представления о радости: мирское (радоваться луже) и религиозное (за гробом радость велика) .
Последнее совсем не удивительно, поскольку в индивидуально-авторской картине мира поэта, носителя православного мировоззрения, отразилось общехристианское пред-ставление о радости, которая ждет праведников после смерти. Об этом писал, например, преподобный : «Тот же, кто увидел и познал Бога, и чрез это не позволяет себе легкомысленно и бесстрашно вдаваться в грех и тем показывает, что он не только боится, но и любит Бога, такой человек перейдет в другую жизнь с надеждою и чаянием воскресения мертвых, воскреснет к радости неизглаголанной, для которой одной и рождаются, и умирают люди» (преп. . Слово четвертое, рус. пере-вод) .
Концепт радость рассматривался и в художественной картине мира, созданной Ф. М. Достоевским. По данным исследователей, в произведениях Достоевского лексема радость «выступает в довольно неожиданных кластерах, например: радость обиды; онемела от радостного изумления («Преступление и наказание»), к величайшему моему недоумению и радостному смущению; радостное изумление («Неточка Незванова»), радостный испуг («Дя-дюшкин сон»). «Видно, – иронически замечают авторы статьи, – что необычные комбинации доставляют радость великому писателю» .
Однако в таких сочетаниях нет ничего необычного. Для Достоевского как выразителя христианской идеи сочетания типа радость обиды, радостный испуг, радостное изумление не являются странными. Это вполне обычные для христианского дискурса сочетания. Согласно православному учению, земные скорби сулят человеку радости небесные, поэтому земных обид и унижений не стоит бояться. Радость обиды – это чувство, которое хорошо знакомо ревностным христианам, подвижникам, которые умеют принять обиду не только со смирением, но и с радостью. Известный русский старец XX века, протоиерей Николай (Гурьянов) наставлял своих духовных чад: «Радуйтесь и веселитесь, когда кто обидит-то. Имя знаете, помолитесь за него: «Господи, прости, какой счастливый, что все-таки ты благословил радоваться!» (Воспоминания о старце Николае (Гурьянове)) . Обижаться – грех, тот, кого обидели, должен радоваться и молиться за обидчика. Радость обиды – это то, о чем прямо сказано в девятой заповеди блаженства: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах» ().
Что касается радостного испуга / изумления / смущения, – то это известный евангельский образ: именно так описывают евангелисты чувства жен-мироносиц и апостолов, узнавших о воскресении Христа. Испуг и радость; радость и смущение; изумление и страх, смешанные с радостью великой – все эти слова в том или ином сочетании употребляют евангелисты. См., например, у Матфея: «выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостию великою побежали возвестить ученикам Его» о воскресении Господа (). Ревностный христианин может испытывать радость и страх одновременно. Вот как описаны эти чувства в «Житии Сергия Радонежского»: Нужно ли говорить, с каким сердечным умилением впервые приносил преподобный Сергий бескровную жертву собственными руками? Он весь исполнен был благоговейного страха и весь сиял неземною радостию ( . Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского) .
Заметим, что в православно-христианском дискурсе часто встречаются не только такие, казалось бы, необычные для мирского контекста сочетания, как радость обиды, радостный испуг, радость и страх, но и такие, например, как радость разлуки, радость разлучения. См. фрагмент из проповеди , которая называется «Радость разлуки»: Радость нам оставил Господь, радость Он нам завещал, и сегодня мы празднуем праздник таинственной радости, – радости разлучения […] есть радость и в разлуке. Вспомните слова Спасителя на Тайной вечери. Говоря о том, что Ему надлежит умереть, и воскреснуть, и уйти от своих учеников, Он увидел, что они стали скорбны, и сказал им: Если бы вы Меня действительно любили, вы радовались бы, что Я иду к Отцу … () . Таким образом, сочетания типа радость обиды, радость разлуки, кажущиеся некоторым читателям необычными, в православно-христианском дискурсе вполне обычны – они являются интертекстуальными вкраплениями, отсылающими к тексту Священного Писания.
В сочинениях святых отцов Церкви встречается слово радостотворный (обычно в словосочетании радостотворный плач) и словосочетание радостная печаль – также как будто необычные. Одно из сочинений преподобного называется «Радостотворный плач», в котором, он, в частности, пишет: «С усилием держи блаженную радостную печаль святого умиления, и не переставай упражняться в сем делании, пока оно не поставит тебя выше всего земного и не представит чистым Христу». (И. Лествичник. Лествица, рус. перевод) . Радостотворный плач, если исходить из внутренней формы прилагательного, означает «плач, творящий радость», т. е. плач сокрушения о своих грехах и о любви к Богу. Радостотворный плач рождается от действия Божьей благодати и «творит» духовную радость.
Хорошо природу такого плача, изъясняет преп. . См.: Чем больше кто-либо нисходит в глубину смирения и презирает самого себя как недостойного спасения, тем в большей степени он плачет и дает свободу потокам слез; по мере их пробуждается в сердце духовная радость, а вместе с ней изливается и возрастает надежда, которая укрепляет абсолютную уверенность в спасении ( , . Аскетические произведения) . Радостная печаль, плач, творящий радость – это не оксюмороны, а своего рода термины, вполне обычные для православно-христианского дискурса. Ср. также: …да возвеселится сердце мое боятися имени Твоего (Псалом 85).
Концепт радость рассматривался лингвистами также в сопоставлении с концептом удовольствие. Было установлено, что в современном русском языке понятие радость противопоставляется понятию удовольствие по признакам ‘духовное’ – ‘телесное’. Радость – это чувство, живущее в душе человека. Удовольствие воспринимается в первую очередь как «радость тела» . К сожалению, современные словари не учитывают этого существенного различия и толкуют данные слова одно через другое. Ср.: радость – «чувство удовольствия, ощущение большого душевного удовлетворения»; удовольствие – «чувство радости, довольства от приятных ощущений, переживаний» .
Концепт радость рассматривался, наконец, и в диахроническом аспекте. . При рассмотрении концепта радость в православно-христианском дискурсе мы учитываем этимолого-исторические данные.
Русские письменные памятники ХI–ХVII вв. свидетельствуют о том, что различение двух представлений о радости (земной, телесной, с одной стороны, и духовной, небесной, – с другой) сложилось в языке относительно поздно. Ученые отмечают, что «лексема радость, вплоть до Нового времени продолжая быть именем того, что чувственно открывается человеку в земном, с известного момента становится также обозначением умопостигаемой эмоции, внутреннего переживания, приписываемого индивидууму» . Именно это, второе обозначение (не телесная, не чувственная, а умопостигаемая эмоция, внутреннее переживание) является концептуальным признаком, который актуализируется в православно-христианском дискурсе. Например: Возрадуемся о Воскресении Господнем, и не будем бояться. Свет Христов, который так торжествующе, так ослепительно озарял нас в пасхальную ночь, теперь превратился в тот тихий свет, о котором мы поем на всенощной: Свете тихий святыя славы Небесного Отца ().
Определения к слову радость, которые встречаются в православном дискурсе, дают представление о природе христианской радости. Она здесь всегда небесная, неземная, духовная, несказанная, благодарная (Господу), пасхальная, вечная, дивная… Примеры: Небесная радость наполнила сердце смиренного Сергия; он пожелал разделить свою духовную радость с кем-нибудь из присных учеников своих (Житие…); Старец всегда был исполнен благодарной радости Господу, поэтому и в немощи находил возможность ласковой шутки, веселости (Воспоминания…); Осознаем же теперь, что нам дает Господь в этой дивной радости церковной любви, осознаем, как велико призвание человека, которое только мы, верующие, можем знать до конца, до самых глубин, возрастем в меру роста Христова! ().
В православном дискурсе радость – это эмоция, имеющая неземную, духовную природу, причем такая, источник которой всегда известен. Ю. С. Степанов пишет: «Внутренняя форма концепта «Радость», по данным этимологии, в русском языке такова: «ощущение внутреннего комфорта, удовольствия бытия, возникшее в ответ на осознание (или просто ощущение) гармонии меня со средой, «заботы» кого-то обо мне (это причина; причина здесь может быть и «неведомой»), и сопровождающееся моей готовностью проявить такую же заботу в отношении к другому (это – мотив, цель); как и причина, цель и ее объект – «другой, другое» могут быть также неведомыми, лингвист сказал бы «референтно неопределенными», – «другое» здесь, по отношению к которому я проявляю готовность, – это сама жизнь» . Источником того, что ученый называет «гармонией со средой», «ощущением заботы кого-то обо мне» является для христианина Господь, который есть любовь, потому что все от Него и Его любви. Например: Блажен тот, кто познал, что ничего у него нет; даже то, что кажется его собственностью, – не его. Жизнь, тело, ум, сердце и все, чем богата наша жизнь, – все это от Бога. И если почувствовать совершенную нашу нищету, почувствовать, что ничего у нас нет, тогда вдруг хлынет в сердце такая несказанная радость: хотя нет этого у меня, хотя оно не мое, но – Господь дает! ().
Этимологическое значение концепта радость, о котором сказано выше, в полной мере выявляет православный контекст. См.: Особенно яркой, характерной чертой его [старца] внутреннего устроения на фоне подавляющего уныния наших дней является «веселие вечное», – сияющая, радостная благодарность Господу: «Слава Богу за все!» (Воспоминания…). Как видно из примера, источником радости является Господь.
«Неведомой» – причина радости может быть только в мирском, светском дискурсе. Ср. примеры, приводимые А. Б. Пеньковским: Я вдруг почувствовал беспричинную радость жизни (Л. Толстой); Без всякой причины в груди ее шевельнулась радость (Чехов) . Основываясь на подобных примерах, ученый делает вывод о том, что в языковой картине мира современного русского языка радость может быть и беспричинной, «ни от чего» . Однако, как уже было сказано, это примеры из мирского дискурса, и они не могут свидетельствовать о концептуализации данной эмоции в языке в целом.
В «культурной памяти» слова радость и его производных есть представление не только о причине этого чувства, но и о его цели. Косвенным свидетельством этому являются опять-таки этимологические данные. В русском языке есть целевой предлог ради (Христа ради, ради детей), восходящий к древнерусской форме косвенного падежа c локативным значением имени рад . Христианский дискурс сохраняет эту «память». См.: Это [первоначальное познание Бога, предпочтение духовного всему остальному] есть всего лишь – лично испытанный и сердцем узнанный край Ризы Божией или благодарно и радостно принятый дар Его Благодати (И. Ильин. Аксиомы религиозного опыта) . В этом примере речь идет о том, что радость Его Благодати является целью, ради которой человек предпочитает духовное всему остальному.
Объекты любви в христианском дискурсе, казалось бы разнообразные.
Православные радуются:
– о Господе (Боге), о благости и милости Его к ним, о надежде вечнаго живота, о Воскресении Господнем, о вознесении Господнем. Например: Тогда преподобный поведал ему все, что сам видел и слышал [о небесном знамении], и оба они, по слову Псалмопевца, возрадовались о Господе с трепетом (Житие…); Господь вознесся человеческой плотью Своей. И не только мы можем радоваться об этом, но радуется вся тварь ();
– процветанию обители, Божиим излучениям. Например: Преподобный Сергий гостил у своего друга несколько дней, он обходил с ним пустыню и радовался процветанию его обители (Житие…); Человек должен воспринимать излучения Божии, узнавать их, радоваться им, искать их, пребывать в них (Ильин. Аксиомы…);
– от духовного опыта, духовного состояния. Например: Вслед за тем он [религиозно-ищущий человек] должен совершить приятие духовности и духа – сердцем: предпочесть духовное, испытать от него радость, полюбить его и обратиться к нему с тем, чтобы служить ему, беречь и умножать его (Ильин. Аксиомы…);
– оттого, что есть на свете духоносные старцы. Например: Образ настоящего духоносного батюшки так меня поразил, что на следующий день в пять часов утра мы с Николаем отплыли на остров. На сердце было необычайно радостно, душа чувствовала особую бодрость, легкость, покой (Воспоминания…);
– радуются тому,
1) …что сын [их] будет избранным сосудом Духа Божия и служителем Святой Троицы (Житие…);
2) …что Бог благословил [их] таким детищем: Он предызбрал [их] сына еще прежде его рождения (Там же);
3) …что можно в будущем послужить украшению храмов (Воспоминания…);
4) …что [можно петь в храме и значит быть] с Господом! (Там же);
– при одной только мысли о том, что Бог через воплощение породнился с нами: Мы можем думать с радостью, что Господь Бог не только человеческую судьбу взял на Себя, не только так породнился с нами, что Он один из нас, человек среди нас, но что вся тварь, все породнилось через воплощение с Живым Богом ().
Понятно, однако, что разнообразие это кажущееся, и «объект», вызывающий чувство радости, ее источник во всех случаях, по сути дела, один и тот же – Бог.
Интересно в этом смысле сравнить описываемый источник радости с «объектами радости» в мирском дискурсе, который хорошо отражают речения из Словаря сочетаемости: радоваться сыну, дочери, Анне…письму, встрече, свиданию, удаче, успеху, весне, теплу, солнцу… ; за брата, за сына, за Анну, за класс… . Аналогичные примеры приведены в «Новом объяснительном словаре синонимов». См.: радоваться победе в изнурительной войне, новому костюму, спасению детей, хорошей погоде; тому, чего долго ждали, случайному подарку судьбы, завершению своей работы, успехам другого человека. Радоваться можно без всякой конкретной или видимой причины – от ощущения физического здоровья, полноты жизни . Светские тексты отражают также и тот факт, что источником радости может быть зло. См.: – Товарищ Сталин, мы можем взять его через час, – с радостной готовностью отозвался Берия (Искандер); Только теперь я понял великую радость войны, это древнее первичное наслаждение убивать людей – умных, хитрых, лукавых, неизмеримо более интересных, чем самые хищные звери (Андреев); Тут, может быть, примешивается и некоторая радость мести,- и им, господам нашего сегодня, и моей ненужной науке, моим лишним знаниям, моему напрасному уму (Осоргин); – Ну, взялись, – негромко, с ехидной радостью сказал Владимир Семеныч своей новой подруге (Шукшин).
Представления о так называемых мирских радостях отражаются в православном дискурсе, однако они подчеркнуто противопоставляются радостям духовным. Например: Видишь, в чем должна проводиться на земле жизнь христианина! Увидишь это, читая Евангелие Христово. Имеется здесь и для христианина веселие, но духовное. Они радуются не о злате, сребре, пище, питии, чести и славе, но о Бозе своем, о благости и милости Его к ним, о надежде вечнаго живота ( . Приношение современному монашеству) ; …всякий человек, рожденный в мире сем, тем паче христианин, пусть не думает, будто родился для того, чтобы наслаждаться сем миром и вкушать его радости, потому что если б этот был конец и эта цель его рождения, то он не умирал бы ().
Таким образом, можно сказать, что в православно-христианском дискурсе Бог является одновременно и причиной радости, и ее целью, и ее объектом. Следуя логике рассуждений Ю. С. Степанова, можно заключить: причина, цель и объект христианской радости являются «референтно определенными». Еще одним подтверждением этому является приводимый ниже пример. См.: Воспринимая благодатный свет, духовный человек ищет его источник, чтобы поклониться ему. Еще не зная Его […], он несет Ему радость и благодарность, призывая Его к усилению и умножению Его лучей (Ильин. Аксиомы…).
Важным «параметром» христианской радости является также ее деятельный характер. Рассуждая об этом, мы вновь обращаемся к истории языка. По данным этимологии, первичное значение старославянского и русского рад – это «готовый к благодеянию – его совершению или восприятию» (выделено мной – Н. Д.). Современный русский язык сохраняет это значение. Ср.: Я рад Вам помочь – субъект приводит в определенное состояние объект. Я рад Вашему приходу – субъект приведен в данное состояние приходом объекта. . Ср. также: Я радуюсь / мне радостно, что я могу вам помочь; я радуюсь / мне радостно оттого, что вы пришли. Мало сказать, что православный дискурс сохраняет эту «культурную память», но именно «готовность к совершению или восприятию благодеяния» является одним из основных признаков концепта радость в православном дискурсе. См.: Чтобы вести достойную жизнь, полную духовного смысла и творчества, человек должен воспринимать излучения Божии, узнавать их, радоваться им, искать их, пребывать в них; и потому он должен приобрести необходимый для этого духовный опыт (Ильин. Аксиомы…); Радостно вступает в свой подвиг отшельник пустынный: никто не понуждал его к тому, горячая ревность к подвижничеству увлекала его в пустыню. Все скорби и лишения – для него вожделенны (Житие…). Человек может испытывать радость уже от одного только религиозного созерцания мира, готовности воспринять религиозный опыт. См.: Человек, умеющий трепетно и благоговейно предстоять, сумевший утвердить свое духовное достоинство через жажду священного и познавший радость верного ранга , уже научился чувству ответственности и вступил в сферу религиозного опыта, совершенно независимо от того, принял ли он какой-либо догмат или остался с протянутой и пустой рукой (Ильин. Аксиомы…).
Радость – это не только чувство, но и поведенческая реакция. Об этом пишет Е. В. Рахилина: «В наивной картине мира чувства находятся внутри человека, причем главным сосудом для человеческих чувств является душа» . Именно поэтому в русском языке невозможна метафора глубокая радость, поскольку глубокая – «это метафора дистантного расположения. Она возможна только с именами чувств, не переходящими в поведение. Поведенческие реакции не шкалируются, поэтому к ним не применимы ни метафорическое глубокий, ни метафорическое высокий» . В православном дискурсе радость – это чувство, переходящее в поведение. См.: После беседы с ним [старцем] я вышел из его дома совершенно другим человеком. Словно гора спала с плеч. Какая радость! Жизнь стала казаться совершенно иной, появилась твердая уверенность в будущем (Воспоминания…); Мы сошли с катера и пошли в сторожку церкви. Вдоль улицы навстречу нам очень бодро шел батюшка Николай. Отец Николай был необыкновенно радостный, деятельный (Воспоминания…).
Для исследования концепта, его объективной реконструкции необходимо изучение текстового окружения его лексических репрезентантов. Л. Г. Бабенко пишет: «…исследование концепта в тексте предполагает учитывать наряду с парадигматическими преимущественно синтагматические связи слов» . Синтагматические связи слов-имен концепта радость (радость, рад, радоваться, радостный, возрадоваться) в православно-христианском дискурсе со всей очевидностью обнаруживают богословскую компоненту. Современные толковые словари не учитывают православный дискурс, поэтому дефиниции слов-имен отвлеченных понятий типа радость, любовь и др. оказываются обедненными. По этой же причине невозможна объективная реконструкция одноименных концептов. Характерны в этом смысле замечания Ю. С. Степанова, которыми он предваряет статью «Радость» в книге «Константы…».
«Что может быть более естественным, – пишет ученый, – как не описать – после длинного ряда концептов, следующих выше, и концепт «Радость»? Но, к удивлению для меня самого, в моих подготовительных, долгое время собираемых материалах не оказалось на этот счет почти ничего (не есть ли это – «значимое отсутствие»?)» . В этом высказывании ученого есть риторический вопрос, оформленный как вставная конструкция, а значит имеющий статус необязательного попутного замечания. Однако именно это замечание и представляется существенным. Рискнем предположить, что отсутствие полного описания концепта радость в современном русском языке является, действительно, значимым и имеет свое объяснение. Повидимому, радость будет оставаться «неуловимой материей» до тех пор, пока исследователи не обратятся к христианскому дискурсу, потому что эта эмоция имеет не только душевно-телесную природу, но и духовную.
Слова-имена данного концепта (радость, радостный, радостно, радоваться и др.) – это, по сути, слова-термины, которые именуют одно из ключевых переживаний православного христианина. В христианской картине мира радость имеет божественную природу, ибо это Господь нам завещал радость. В основе данного чувства лежит любовь к Богу и благодарность Ему за жизнь. В этом смысле можно говорить о том, что православно-христианский дискурс сохраняет и актуализирует это исконное значение слова радость. В. В. Колесов пишет, что «в древнерусских текстах радость представлена как благодать, исходящая от Бога […], такая благодать дает здоровье и силу, а это и есть счастье» .
Получается, что не радоваться о Господе, то есть унывать, – значит грешить.

«Радость пред Господом – подкрепление для вас» (Неем. 8:10). В то время, когда были провозглашены эти слова, израильтяне только что возвратились из вавилонского плена. Под руководством Ездры и Неемии народ отстроил разрушенные стены Иерусалима, и теперь их целью было восстановление храма и нации.

Чтобы объявить это, Неемия созвал специальное собрание у Водяных ворот города, внутри уже отстроенных вновь стен Иерусалима: «Тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами» (Неем. 8:1). На этом собрании присутствовало около 42360 израильтян. С ними было 7300 рабов, включая 245 певцов. Всего было собрано около 50000 человек.

Вначале шла проповедь Божьего Слова. Писание говорит, что люди изголодались по слышанию его: «(Они) сказали книжнику Ездре, чтоб он принёс книгу закона Моисеева… И принёс священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин и всех, которые могли понимать» (8:1-2).

Эти люди не нуждались, чтобы Божье Слово подталкивало их. Их объединял общий голод, и они были полностью готовы подчиниться авторитету Божьего Слова. Они хотели быть под его управлением, чтобы привести свою жизнь в согласие с его истиной.

Удивительно, что Ездра проповедовал этой толпе в течение пяти или шести часов – «от рассвета до полудня» (8:3). Но никто не обращал внимания на время: «Уши всего народа были прикованы к книге закона» (8:3). Эти люди были полностью захвачены Божьим Словом.

Какая поразительная сцена! Такое не увидишь сегодня ни в одной американской церкви. Однако, я скажу вам, что истинное пробуждение не может иметь место без такого всеохватывающего голода по Божьему Слову. Действительно, когда Божий народ устаёт от проповедуемого Божьего Слова, начинается духовная смерть – и Господня радость уходит.

Может, вам приходилось слышать выражение «дегустаторы проповедей». Этому термину почти 200 лет, и он впервые появился в Лондоне в середине 19-го века. В то время каждое воскресенье 5000 человек слушали в «Метрополитен Скинии» проповеди великого проповедника Ч. Г. Сперджена. На другом конце города также произносил помазанные Духом проповеди Джозеф Паркер. По всему Лондону проповедовали другие пламенеющие духом пасторы, произнося глубокие, пророческие слова, открывающие истины Библии.

Для богатых лондонцев стало популярным видом спорта – вскочив в свой экипаж, мчаться через весь город от одной церкви к другой, чтобы послушать для сравнения проповеди этих служителей. Каждый понедельник в Парламенте проводились особые заседания, посвящённые обсуждению того, какой проповедник произнёс наилучшую проповедь и кто изрёк самое глубокое откровение.

Этих слоняющихся бездельников окрестили «дегустаторами проповедей». Они всегда претендовали на знание какой-либо новой духовной истины или откровения, но только некоторые из них практиковали то, что они слышали.

У Водяных ворот в Иерусалиме, однако, не было ни красноречивой ни сенсационной проповеди. Ездра проповедовал непосредственно из Писаний, читая целые часы подряд, и когда стоящий народ слушал Божье Слово, возбуждение в нём росло.

Время от времени Ездра был настолько взволнован тем, что он читал, что останавливался, чтобы «благословить Господа, великого Бога» (8:6). Могущественно сходила Господня слава, и все воздевали руки, прославляя Бога: «И весь народ отвечал: «аминь, аминь», поднимая вверх руки свои» (8:6). По мере того, как были прочитываемы некоторые места, они «поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли» (8:6). Люди смирялись пред Богом, сокрушаясь сердцем и раскаиваясь. Затем, через некоторое время, они вставали, чтобы испытать ещё большее.

Заметьте, пожалуйста: на этом собрании не было никаких захватывающих историй, которые возбуждали бы эмоции слушателей. Там не было никаких манипуляций с кафедры, никакого драматического свидетельства. Там даже не было никакой музыки. Эти люди просто имели ухо, чтобы слышать всё, что говорил им Бог.

Я верю, что Господь желает сегодня действовать среди Своего народа таким же образом. Я вижу, как Его Дух производит движение в церквях, где существует голод Его Слова.

Но я также бывал в церквях, где люди постоянно поглядывают на часы, ещё до начала проповеди. Затем, когда пастор произносит своё заключительное «аминь», эти люди, обгоняя друг друга, устремляются на автостоянку, где припаркованы их автомобили. В такой церкви нет настоящей радости. Как же мы можем ожидать, чтобы закоренелые грешники когда-либо захотели стать её частью?

Тот род пробуждения, который мы видим в 8-й главе Неемии, требует пастора, который будет так же взволнован при чтении Писания, как Ездра. Однако, это также требует и народа, который так же будет взволнован, слыша Божье Слово, и будет повиноваться ему. Даже самый пламенный проповедник не может расшевелить самодовольную общину, если она не жаждет больше слышать Божью истину.

Результатом этой мощной проповеди была волна сокрушения среди слушателей.

Для изголодавшихся израильтян было недостаточно даже длившейся полдня проповеди. Они хотели больше Слова Божьего, поэтому они сформировали группы с семнадцатью старейшинами, помимо Ездры, которые руководили библейскими занятиями остаток этого дня: «(Они) поясняли народу закон… И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неем. 8:7-8).

Когда эти люди уразумели Божий закон, они начали оплакивать свои грехи: «Весь народ плакал, слушая слова закона» (8:9). Представьте эту сцену: 50000 людей лежат, распростершись на земле, единодушно оплакивая свои грехи. Божье Слово, подобно молоту, сокрушило их гордость, и теперь их плач эхом отдавался на окрестных холмах.

Я спрашиваю вас – не это ли суть пробуждения? Не заключается ли оно в том, что слово настолько касается сердец, что люди повергаются на колени, плача и раскаиваясь пред Богом?

Я сам переживал такие святые собрания. Когда я был ещё ребёнком, наша семья посещала «палаточные собрания» в летнем лагере «Живые Воды» в Пенсильвании. Второе пришествие Иисуса проповедовалось с такой силой и авторитетом, что все были убеждены, что не пройдёт и часа, как Иисус возвратится. Сердца охватывал святой страх, и люди повергались на свои лица. Некоторые кричали так, как если бы они были подвешены над адом на тонкой нити – рыдая, сокрушаясь и печалясь о своих грехах.

Часто Божье Слово проповедовалось весь день до поздней ночи. На следующее утро людей всё ещё можно было застать лежащими, простершись на полу молитвенной комнаты, и скорбящими о своих грехах. Некоторых даже приходилось выносить.

Именно в один из таких вечеров Господь призвал меня, восьмилетнего мальчика, быть проповедником. Я часами был в Духе, сокрушаясь и плача; Божье Слово было живым для меня. Сердце моё горело в предчувствии скорого возвращения Христа и это было для меня неизбежной реальностью. Я никогда не забуду этого чудесного переживания.

И всё же, какими бы славными не были эти проявления, будь то летний лагерь «Живые Воды» или столетия назад иерусалимские Водяные ворота – ничто из этих вещей не может привлечь грешников в Божий дом.

Представьте себе неспасённого человека, который пытается справиться со своими жизненными стрессами. Он имеет проблемы в браке, он изранен и находится в смятении, он боится, что жизнь его бесцельна и бессмысленна. Такой человек безрадостен и испытывает отвращение к жизни; ничто из того, что он пытается делать, не может насытить его жаждущую душу. Он убеждён, что не может обойтись и дня без поддержки себя алкоголем.

Если вы возьмёте этого человека на церковное служение, где люди лежат повсюду, простершись и плача о грехах, он не поймёт, что происходит. Возможно даже, он уйдёт ещё более удручённым, чем пришёл.

Мы должны понять: пробуждение у Водяных ворот Иерусалима было не для грешников. Оно было исключительно для отпадших Божьих детей. Подобным же образом, не так уж много было неспасённых людей среди тех, кто посещали палаточные собрания «Живых Вод». В обоих случаях Господь стремился восстановить Своих детей – спасти их от осквернения, крестить их радостью и сделать их сильными.

Божье свидетельство никогда не заключается в том, чтобы люди лежали на своих лицах, проливая реки слёз. Нет, свидетельство, которым Он хочет наделить Свой народ, – это радость – искренняя, постоянная радость: «Радость пред Господом – подкрепление для вас» (Неем.8:10). Эта радость – следствие библейской проповеди и истинного покаяния, она приносит истинную силу Божьему народу, привлекая грешников в Божий дом.

У большинства христиан радость никогда не ассоциируется с покаянием. Но покаяние, фактически, является матерью всякой радости в Иисусе. Без этого не может быть настоящей радости. Но всякий христианин или церковь, которые ходят в покаянии, будут преисполнены радости в Господе.

Чего не хватает сегодня во многих церквях, так это того, в чем больше всего нуждаются погибшие: искренней, удовлетворяющей душу радости.

Я часто слышу, как христиане говорят: «Мы достигли пробуждения в нашей церкви своими молитвами». Но я скажу, что это не может произойти вследствие одной лишь молитвы. Никакого подобного пробуждения не может быть, если только пастор и народ не возжаждут Божьего Слова. Они должны всецело подчинить свою жизнь, чтобы она управлялась Писанием. Мы просто не можем получить небесную радость, доколе чистое слово не обличит нас о грехе, ломая всякую гордость, предубеждения и ложное чувство собственного достоинства.

Когда Давид проявил непослушание, он потерял радость в Господе, и эта радость могла быть вновь обретена только благодаря истинному покаянию. Поэтому он молился: «Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною… окропи меня…» (Пс. 50:4-5,9). Давид также умолял вернуть ему то, что он потерял: «Возврати мне радость спасения Твоего» (Пс. 50:14).

Я думаю, что это объясняет, почему на многих церквях сегодня лежит покров смерти. Говоря коротко, там находится грех в стане, и невозможно сохранять радость в Господе, если присутствует грех. Как может Дух Святой изливать радость на народ, который продолжает предаваться прелюбодеянию, пагубным привычкам и материализму, живя как неспасённый?

Господь отнял славу у Силома, потому что первосвященник Илий отказался бороться с грехом в Божьем доме. Илий привык к лёгкой и спокойной жизни – и если вы привязаны к наслаждениям, у вас не будет желания обличать грех. В конце концов, Бог написал над входом во святилище «Ихавод», то есть «отошла слава». Затем Он поставил Силом как пример того, что происходит с церковью, когда игнорируется грех. Божья слава, включая всякое веселие и радость, развеивается – как в жизни отдельного верующего, так и в жизни церкви.

Неизменный результат благоговения пред Божьим Словом – Это излияние подлинной «радости во Иисусе».

Ездра сказал толпе: «Вы взволнованы Божьим Словом – жаждете его, любите его и позволяете ему работать в ваших сердцах. Вы каялись, плача и рыдая – и это угодно Богу. Но теперь пришло время радоваться. Достаньте свои носовые платки и вытрите слёзы. Настало время для великой радости и веселья».

Слава Господня сошла на Израиль, и следующие семь дней прошли для народа в радости: «И пошёл весь народ есть и пить… и праздновать с великим веселием; ибо поняли слова, которые сказали им» (Неем. 8:12).

Еврейское слово, переведённое здесь как «веселие», означает «ликование, веселье, радость, счастье». Такого рода веселие означает не только приятное чувство – это внутренняя радость, глубокое изобилие её. Она может выражаться по-разному в каждом из нас, потому что такая радость находится глубоко в нашем сердце, но для всех окружающих нас ясно, что источник нашей радости – небесного происхождения.

Когда Израиль обращался ко греху и идолопоклонству, Господь отнимал у них радость: «И прекращу у неё всякое веселье» (Осия 2:11). «И прекращу у них голос радости и голос веселия… и вся земля эта будет… ужасом» (Иер. 25:10-11). «Помрачилась всякая радость, изгнано всякое веселие земли» (Исаия 24:11).

Временами Израиль, пытаясь прикрыть свой грех, облачался в ложную радость. Мы видим, как это происходит сегодня также во многих церквях. Мы можем быть свидетелями пения, танцев, духовных проявлений, громкой хвалы – но те, кто любят Божье Слово, могут распознать, истинная ли это радость или ложная.

Вы можете вспомнить крики Израиля, когда они плясали вокруг золотого тельца. Когда Иисус Навин услышал голоса народа, он сказал: «Военный крик в стане» (Исх. 32:17). Но Моисей отвечал: «Это не крик побеждающих» (32:18). Моисей говорил: «Это крик людей, всё ещё находящихся в рабстве. Они не являются победителями, господствующими над своими грехами». Золото стало богом для Израиля, и это вызвало крик, вырывавшийся из уст народа, но это был крик ложной радости – шум, который предвозвещал неотвратимый Божий суд.

Однажды я проповедовал в большой церкви, исполненной такого рода шумом. Во время поклонения пастор и органист довели народ до неистовства, так что они громко пели и хлопали в ладоши в течение целого часа. Спустя некоторое время я почувствовал себя физически больным. Я молился: «Господи, здесь творится что-то неладное. Это не похоже на народ, который господствует над своими грехами».

Год спустя этот пастор и музыкант, игравший на органе, были изобличены как гомосексуалисты. Однако люди так и не распознали своих лидеров, так как не были укоренены в Божьем Слове. Вместо этого они последовали шуму, который казался шумом радости, но вёл их к разрушению.

Когда мы основывали церковь на Таймс-Сквер в 1987 году, мы быстро поняли, что пасём своё стадо в современном Коринфе. И мы должны были проповедовать сильное слово, обличавшее всякий грех.

Наши служения посещали многие христиане, работавшие в отрасли развлечений – в театре, на телевидении и в кино. Эти люди выкрикивали громкую хвалу, но в некоторых случаях это не было выражением победы и господства над грехом. Некоторые предпочитали продолжать заниматься тем, что явно бесчестило Господа, играя в пьесах и спектаклях, которые были богохульными.

Мы были в недоумении, как мы можем евангелизировать неспасённых людей из шоу-бизнеса, если наши собственные члены церкви всё ещё были вовлечены в его греховные аспекты. В конце концов, мы решили, что не можем позволять двойные стандарты, поэтому мы проповедовали святое отделение – и Господь начал действовать среди этих людей. Многие из них отказались от выгодной карьеры в области развлечений, и Бог удивительным образом благословил их. Один бывший актёр теперь является пастором церкви в Иерусалиме, проповедуя Христа на горе Кармил.

Нам пришлось столкнуться с другими значительными проблемами среди народа. Гомосексуалисты, не оставившие свой образ жизни, хотели петь в хоре. Кривляющиеся в барах музыканты хотели играть в оркестре. Чтобы бороться со грехом, мы вынуждены были проповедовать закон, но мы всегда умеряли свои проповеди милосердием.

Также мы должны были покончить с грехом в среде своих собственных сотрудников. Одного музыканта видели, как после наших собраний он посещал театры, где публике предлагают эротику и порнографию. Один из участников нашей группы поклонения – белый мужчина – похвалялся: «любой чёрный, который попытается почистить ветровое стекло моего автомобиля, надеясь заработать, получит в зубы мой кулачный сэндвич». Мы немедленно уволили этого человека.

Нам нужно было также бороться с заблуждениями и лукавством в своей общине. Один женатый мужчина сообщил мне, что он верит, что Господь заберёт от него жену. Он сказал, что Бог уже открыл ему, на какой женщине в нашей церкви он женится. Я без обиняков сообщил этому человеку, что любое откровение такого рода, которое он мог бы получить, не от Бога.

Мы продолжали проповедовать святость, неделю за неделей, и через время наши проповеди отпугнули многих людей. Однако Господь сохранял для Себя богобоязненный остаток – людей, которые любили Его Слово. Эти люди каждое служение усаживались, подобно голодным птичкам, рты которых широко раскрыты, чтобы принимать пищу. После служения они брали домой кассеты с записями проповедей, чтобы вновь и вновь прослушать их. Мы видели в них дух покаяния, страстное стремление быть послушными Божьему Слову и готовность ему подчиняться.

Одна состоятельная супружеская пара, позвонила в наш офис, сказав: «Пришлите, пожалуйста, завтра грузовик с несколькими рабочими. Мы хотим убрать из нашего дома свой ликёро-водочный бар, вместе с нашими телевизорами».

Как только люди приходили под власть и владычество Божьего Слова, радость мощно наполняла их. Вскоре наши служения становились наполненными чем-то большим, чем слёзы раскаяния. Неожиданно церковь задрожала от криков победы, ликования и радости. Это была великая радость – потому что мы начинали понимать великую истину Божьего Слова.

Чтобы поддерживать радость в Господе, Бог призвал к более глубокой работе Духа.

Бог услышал плач израильтян и явил им милость. Он обратил их плач в веселие, позволяя им восклицать и радоваться. Во время этого Он призвал их собраться уже на другое собрание.

Ради того только, чтобы радость Израиля была сохранена – чтобы она не была потеряна снова – Бог должен был копнуть чуть глубже. Некоторые области жизни народа ещё не были подчинены Его Слову, однако Господь позволил всем радоваться в течение некоторого периода времени, потому что хотел, чтобы они знали, что находятся в безопасности. Теперь же, во время переживаемого ими состояния Божьего удовлетворения, Его спасения и радости, Он просил их совершить более великое отделение от мира.

Бог сказал этим радующимся душам: «Я очень доволен вами. Вы почтили Моё Слово, раскаиваясь в ваших грехах, радуясь Моей милости и обещая быть послушными Мне. Теперь для вас настало время, чтобы поступать по Моей любви. Я хочу, чтобы вы отделились всецело – совершенно порвали с мирскими влияниями, которые вползли в ваши сердца и дома».

Видите ли, когда израильтяне находились в плену, они стали привыкать к язычникам, постепенно перенимая их язык и манеры. Израильские мужчины женились на язычницах, а израильские женщины, благодаря своему приданому, приобретали язычников-мужей. Израильтяне также допустили, чтобы неосвящённые вещи стали частью поклонения в Божьем доме.

Возлюбленные, мы не можем идти дальше к полноте во Христе, если мы не будем всё более отделяться от этого мира. Если наши мысли и устремления не становятся всё более направленными к небу, мы постепенно будем терять всякую радость нашего покаяния.

Израиль не хотел терять свой великий дух радости, поэтому они собрались снова, повинуясь в этом вопросе Богу: «И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедовались во грехах своих» (Неем. 9:2). «…и вступили в обязательство с клятвою и проклятием – поступать по закону Божию… и не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих» (Неем. 10:29-30).

Этот остаток израильтян также пренебрегал десятиной, и теперь Бог требовал от них также и это. Вы можете недоумевать: «Неужели Бог в самом деле удержал бы Свою радость и веселие от церкви, если бы народ не давал десятину?». Я отсылаю вас к Малахии 3:8-10:

«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» – десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища… испытайте Меня… не открою ли я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка».

Бог говорил Израилю: «Перестаньте обкрадывать Меня. Если вы послушаетесь Моего повеления давать десятину, Я изолью на вас такое благословение, что вы не сможете вместить его». Народ торжественно обещал, что «начатки из молотого хлеба нашего, и приношений наших, и плодов со всякого дерева… и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие» (Неем. 10:37).

Божье обетование излить благословения с неба истинно и для нас сегодня.

Когда мы располагаем своё сердце к тому, чтобы повиноваться Божьему Слову, позволяя Духу Святому обличать и умерщвлять всякий грех в нашей жизни, Сам Господь даёт нам радоваться: «Бог дал им великую радость» (Неем. 12:43). Я верю, что это изливаемое благословение включает преизобилующую радость, даже посреди наших испытаний. Господь открывает небеса и крестит нас «радостью Иисуса» – с восклицаниями, радостью и пением – невзирая на наши обстоятельства.

Неемия напомнил радующимся израильтянам о том, как Бог обеспечивал их праотцев в пустыне. Господь изливал на них множество различных милостей. Он научал их Своим Духом и вёл их, находясь в облачном и огненном столпе. Он сверхъестественно обеспечивал их манной и водой, и чудесным образом не давал изнашиваться их одежде и обуви (см. Неем. 9:19-21).

Как вы смотрите на подобного рода благословения? Многочисленные милости, ясное направление, наставление Духа Святого, обеспечение всех физических и материальных нужд – это звучит для меня чудесно. И действительно, все эти благословения продолжают оставаться в силе и для нас сегодня. Господь, в Своей великой милости, обещал обеспечивать всем этим Свой народ.

Однако, мы всё ещё предпочитаем жить в пустыне, как Израиль. Неемия указал, что их праотцы восстали против Господа, игнорируя Его закон: «И сделались упорны и возмутились против Тебя, и презрели закон Твой… ожидая их обращения, Ты медлил многие годы… но они не слушали» (Неем. 9:26-30).

Можете ли вы представить, какую ужасную духовную смерть навели на себя эти люди? Сорок лет суббот без всякой радости или веселья, сорок лет похорон, не входя в обетованную землю. Эти израильтяне были богаты благословениями, имели много добра, ни в чём не нуждались – но они были тёплыми в духе.

Это картина Иеговы-ире – Бога, Который верно заботится о Своём народе, даже если они стали нечувствительны к Его Слову. Израильтянам наскучило то, что Божье, и они просто механически исполняли свои обязанности. В Своём милосердии, Господь продолжал руководить их повседневными делами и обеспечивать их, но эти люди никогда не хотели войти в Его полноту. Что же удивительного в том, что их одежда и обувь никогда не изнашивались? Они просто никуда не шли.

Такое печальное состояние сегодня у многих церквей. Бог может продлевать Своё милосердие для церкви – освобождать от долгов, направлять на добрые дела, обеспечивать финансами для строительства нового здания. Но церковь может оставаться в духовной пустыне, никогда и никуда не продвигаясь. Народ может испытывать меру Божьего благословения – достаточную только для того, чтобы не умереть от жажды – но оставаться слабым, изнурённым, еле живым, и всё это потому, что он всё ещё сосредоточен на вещах этого мира. Он не имеет ни духа, ни жизни.

Говоря просто, только радость в Господе даёт нам истинную силу. Мы можем говорить что угодно о своём десяти или двадцатилетнем хождении со Христом. Мы можем красоваться своими одеждами праведности, но если мы не позволяем Духу Святому поддерживать в наших сердцах радость в Господе – если мы не жаждем постоянно Его Слова – тогда мы теряем свой огонь, и не будем готовы к тому, что грядёт на этот мир в эти последние дни.

Как мы можем поддерживать радость в Господе? Мы делаем это таким же образом, как получили её вначале: во-первых, мы любим, почитаем Божье Слово и с волнением жаждем его. Во-вторых, мы постоянно ходим в покаянии. И третье: мы отделяем себя от всякого мирского влияния. Вот как, исполненные Духа Святого, христианин или церковь поддерживают «радость в Иисусе» – всегда радуясь, полные утешения и веселия. Аминь!
________________
Давид Вилкерсон

Copyright © 2001-2008 — Russian Edition, New Life Ministries International, Seattle, Washington, USA

Э то не грех — иметь скорбь.

Если кто-то вам когда-либо скажет, что христиане никогда не должны грустить, не верьте им, потому что даже Иисус иногда грустил… и плакал.

Уже в первой главе книги Иова мы читаем о том, что скорбь Иова была велика. На самом деле, его скорбь была так велика, что в третьей главе мы видим, что он больше не хочет жить.

Вы когда либо переживали подобное?

Это не грех — переживать скорбь, — но вопрос заключается в том, куда ваша скорбь приводит вас?

Для некоторых, их скорбь приводит к алкоголю и наркотикам.

Одних она приводит к депрессии, и они ищут утешение в телевидении, еде, книгах или видеоиграх.

А другие изнуряют себя работой, чтобы не чувствовать боль. И так поступала я.

У меня два сына (Божий подарок для нас!) и, на самом деле, я бы сказала, что они — чудо-малыши, потому что до того как я родила первого сына, у меня было два выкидыша. После рождения второго сына было еще два выкидыша.

После третьего выкидыша я была настолько потрясена и глубоко огорчена, что даже не могла говорить об этом. Казалось, что достаточно было произнести слово «выкидыш», чтобы это стало для меня реальностью. Но я не хотела, чтобы это действительно было так.

Скорбь во мне была настолько велика, что я боялась утонуть в ней. Я искала свое успокоение в работе. Я поднималась рано утром, в полпятого-пять, и окуналась с головой в работу. У меня работа на дому, поэтому уже есть сложности в соблюдении правильных рабочих часов.

Я часто работала целыми днями напролет, до ночи.

Я шла спать примерно к одиннадцати часам вечера, но от всей этой нагрузки не могла спокойно спать.

Мои дети и муж страдали от того, что я не заботилась о домашних делах… и о себе.

Но это была ловушка.

И пока изнурение заглушало боль и скорбь, в тот момент, когда я снижала темп, боль возвращалась. Почему? По той причине, что я не шла к Тому Единственному, Кто мог послать радость — непередаваемую и полную славы!

Только в Иисусе Христе мы сможем найти исцеление для наших душ!

12 библейских стихов о радости, которые нужно вспоминать в трудные времена

1 Петра 1:8-9 «Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ.»

Филиппийцам 4:8 «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.»

Псалом 42:5 «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего»

Римлянам 14:17 «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.»

Иакова 1:2-3 «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение»

Псалом 26:6 «Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.»

Иоанна 16:22 «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;»

Евреям 12:2 «Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.»

Псалом 29:6 «Ибо на мгновение гнев Его, на [всю] жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость.»