День создания трубопроводных войск. Так ты воевал против шурави

276-я отдельная трубопроводная бригада - военное формирование (бригада) специальных войск в составе Вооружённых сил СССР, в период Афганской войны (1979-1989). Сокращённое наименование - 276-я отпбр. Условное наименование - Войсковая часть 38021. 276-я отпбр была создана для выполнения задач по строительству, ремонту и эксплуатации топливных трубопроводов вдоль главной автомобильной дороги связывавшей города Кабул и Термез в целях полноценного функционирования воинских частей 40-й Армии в период Афганской войны. История бригады Предпосылки для организации трубопроводного снабжения топливом 40-й Армии Спустя три месяца после ввода советских войск в декабре 1979 года в Афганистан, оппозиция активизировала свою деятельность. Перед перед руководством ВС СССР стал вопрос налаживания инфраструктуры и материально-технической базы по более надёжному обеспечению ГСМ формирований 40-й Армии. Требовалось разворачивание полевых топливных хранилищ с резервом горючего которое обеспечило бы автономность боевой деятельности войск (сил). Управлением Тыла ВС СССР на территории ДРА были развернуты 30 полевых складов горючего общей вместимостью 93 тысяч кубометров. Последовательное наращивание резервуарных емкостей к 1984 году позволило содержать запасы горючего: по автомобильному бензину на 90 суток, по дизельному топливу и авиационному керосину на 60 суток. При этом суточный горючего колебался в диапазоне от 700 до 1 500 тонн (автомобильного бензина 200 - 500 тонн, дизельного топлива 150 - 200 тонн, авиационного керосина 350 - 700 тонн). На первичном этапе после ввода войск, подвоз горючего от перевалочных баз и их отделений осуществлялся автомобильным транспортом ТуркВО и 40-й Армии, суммарная грузоподъёмность которого составляла на направлении Термез - Кабул - 5 000 тонн, на направлении Кушка - Шинданд - 2 400 тонн. В первую очередь горючим снабжались войска на восполнение расхода и только после этого - на пополнение запасов на армейских складах и их отделениях. Оборачиваемость колонн по времени была значительной: на один рейс затрачивалось от 4 до 10 суток и даже более. Для обеспечения рейдовых действий воинских частей комплектовались специальные подразделения подвоза с необходимыми запасами горючего (на 1 000 километров) на автомобилях повышенной проходимости. Учитывая сложный горный рельеф на большей части территории Афганистана, в которой изобиловали высокогорные перевалы, сложные серпантинные участки, а также участки сложные для прохода колесной техники, особенно в период снегопада и гололеда, в ряде случаев приходилось осуществлять доставку горючего войскам (силам) средствами Военно-транспортной авиации. Также доставка горючего осуществлялась воздушным транспортом частям, действовавшим на изолированных направлениях, в отрыве от основных сил. Для подачи горючего использовались в основном самолёты Ан-12, Ан-22 и вертолёты Ми-6 и Ми-8. В среднем за год ими подавалось около 9 тысяч тонн горючего и 300 - 350 тонн масел и смазок. По мере совершенствования системы наземных транспортных коммуникаций объём подачи горючего воздушным транспортом значительно сократился и к 1986 году составил всего 2 200 тонн. Средняя масса разовой заправки всех транспортных средств, летательных аппаратов и боевой техники 40-й Армии горючим составляла по автобензину 2 700 тонн, по дизельному топливу 3 000 тонн, по авиационному керосину 2 200 тонн. Общий расход горючего и смазочных материалов за время пребывания советских войск в Афганистане составил около 4 миллионов тонн. В сравнении - это составляет около 25 % от того количества ГСМ, которые были израсходованы в Великой Отечественной войне всеми Вооруженными силами СССР. Масштабы поставок ГСМ воинским частям 40-й Армии, которые на момент ввода войск требовали ежедневного передвижения большого количества автомобильного транспорта через понтонные мосты на реке Амударья, которые были и без того перегружены (Мост Дружбы был построен только в 1985 году), вынудили Управление Тыла ВС СССР оперативно рассмотреть вопрос о переходе на организацию трубопроводного снабжения топливом через Государственную границу СССР. Первый этап организации трубопроводного снабжения Первоначальной задачей поставленной Управлением Тыла ВС СССР стала прокладка трубопроводов через реку Амударья в Афганистан в районе г. Термез. Прокладка трубопроводов предполагалась по двум направлениям. Для снабжения группировки войск (сил) 40-й Армии на восточном направлении - Термез - Хайратон. И для снабжения группировки войск на западном направлении - Кушка - Герат. Для восточного направления был сформирован 95-й отдельный трубопроводный взвод (95-й отпв). Взвод выполнил поставленную задачу и проложил три линии трубопровода от склада горючего в г. Термез до его отделения на территории Афганистана в речном порту н.п. Хайратон. Работы по наведению перехода трубопровода через Амударью были завершены к концу января 1980 года. Развертывание системы, включая линии трубопровода, завершилось 13 февраля 1980 года. После чего тыловые подразделения подвоза горючего стали получать его на отделении склада горючего в Хайратоне, не пересекая государственную границу СССР. После этого последовало сооружение топливного трубопровода через реку Кушка на направлении Кушка - Герат. Здесь работала часть личного состава того же 95-го отпв, который выполнял задачу на участке Термез - Хайратон. Позднее для обслуживания этого участка трубопровода был сформирован 2062-й отдельный трубопроводный взвод (2062-й отпв). Второй этап и формирование 276-й трубопроводной бригады Прокладка трубопровода через Амударью решали проблему снабжения только частично. На территории Афганистана доставка горючего выполнялась автомобильным транспортом. По маршруту Хайратон - Баграм автомобильные колонны подвоза ГСМ совершали рейсы за 3 - 4 суток в летнее время и 4 - 6 суток в зимнее. При этом только для преодоления участка Пули-Хумри - Баграм протяжённостью в 220 километров, где узким местом являлся перевал и тоннель Саланг, требовалось от 1,5 до 2 суток летом и 2 - 3 суток зимой. Кроме фактора длительности доставки и высоких материальных затрат на доставку ГСМ автомобильным транспортом, спецподразделения автомобильного подвоза несли постоянные потери в технике и в людях из-за обстрелов автомобильных колонн афганскими душманами, что вынудило Управление Тыла ВС СССР рассмотреть вопрос об организации трубопроводного снабжения топливом далее вглубь территории Афганистана. В первую очередь рассматривался вопрос о продвижении полевого магистрального трубопровода (ПМТП) в направлении Кабула. Для этой цели в ГСВГ, из состава 7-й трубопроводной бригады, дислоцированного в г. Фюрстенвальде, был выведен 14-й отдельный трубопроводный батальон (14-й отпб). 20 мая 1980 года 14-й отпб (войсковая часть 38021) по понтонному мосту через Амударью был введён на территорию Афганистана под н.п. Хайратон, откуда и началась прокладка трубопровода для авиационного керосина на первом участке от 1565-го склада горючего ТуркВО в Хайратоне до 1386-го склада горючего 40-й Армии южнее г. Пули-Хумри, которая была закончена к августу 1980 года. К 3 декабря 1981 года была развернута параллельно вторая линия трубопровода для подачи по ней дизельного топлива и автобензина на армейский склад в Пули-Хумри. В соответствии с Директивой Генерального штаба № 314/8/0547 от 30 июля 1982 года - 28 августа 1982 года на базе 14-го отпб была сформирована 276-я отдельная трубопроводная бригада (276-я отпбр) с дислокацией управления в так называемой Килагайской долине близ г. Пули-Хумри. Организационно бригада состояла из управления и 3-х отдельных трубопроводных батальонов (отпб) с общей численностью личного состава в 898-ь человек. К августу 1982 года силами 276-й отпбр была проложена первая линия трубопровода на участке Пули-Хумри - Баграм. В мае 1982 года 276-й отпбр проложила вторую линию трубопровода Пули-Хумри - Баграм. В 1986 году в штате 276-й отпбр дополнительно сформированы 3-и эксплуатационные роты (по одной в каждый отпб), в результате чего численность личного состава достигла 1038-ь человек. 1 января 1987 года в состав бригады был передан и 95-й отдельный трубопроводный взвод. Общая протяжённость топливных трубопроводов на восточном направлении возведённых 95-й оптв, 14-й оптб и 276-й оптбр к маю 1984 года составила 921 километр. Третий этап На третьем этапе трубопроводного снабжения топливом воинских частей 40-й Армии, Управление Тыла ВС СССР занялось вопросом продвижения трубопровода в западном направлении Кушка - Герат. Осенью 1984 года в г. Смела Черкасской области Украинской ССР Киевского военном округа, был сформирован 1461-й отдельный трубопроводный батальон (1461-й оптб) численностью 360 человек. К 30 ноября 1984 года 1461-й оптб двумя воинскими эшелонами прибыл на станцию Кушка и сосредоточился в районе начального пункта трубопровода у н.п. Турагунди провинции Джаузджан. 1461оптб не вошёл в состав 276-й отпбр, но для дополнительного обучения его личного состава, к нему было временно откомандировано 30-ь специалистов из 276-й отпбр - офицеров, прапорщиков и солдат. Они на практике передавали свои навыки личному составу батальона и помогли им быстрее адаптироваться к условиям Афганистана. К январю 1985 года 1461-й оптб проложил линию трубопроводов от н.п. Турагунди до г. Шинданд, включая ответвления на аэродромы общей протяжённостью в 256-ь километров. С учётом трубопроводов через реку Кушка возведённых в начале 1980 года 95-го отпв - общая протяжённость топливных трубопроводов на западном направлении составила 286 километров. Состав и дислокация 276-й отпбр Бригада была рассредоточена по трубопроводу идущему вдоль автомобильной дороги Хайратон - Пули-Хумри - Баграм. Участки дороги были поделены по зонам ответственности по отдельным трубопроводным батальонам (отпб). Эксплуатационные роты в отпб были разделены в организационно-штатном порядке повзводно на стационарно дислоцированные Гарнизоны насосных станций (ГНС). На каждом ГНС устанавливались передвижные насосные установки, которые позволяли поддерживать необходимое для перекачки давление в трубопроводе. В различные годы в состав каждой роты входило от 5-и до 8-и ГНС. Всего на ПМТП было создано к 1987 году 44-е ГНС в составе 6-и эксплуатационных рот. На каждом ГНС имелся патрульно-аварийный автомобиль с расчётом ПАК (патрульно-аварийная команда) в чью задачу входил экстренный выезд на место повреждения ПМТП и его восстановление. Кроме ГНС в штатах эксплуатационных рот в чьей зоне ответственности где деятельность вооруженных отрядов оппозиции отличалась высокой активностью, на насосные станции были приданы бронетранспортеры для сопровождения патрульно-аварийных команд. Состав Состав 276-й отпбр (войсковая часть 38021) на 1 января 1987 года с пунктами дислокации: Управление бригады. 161 человек по штату. Дислоцировалось в Килагайской долине близ г. Пули-Хумри провинции Баглан Рота связи Авторемонтный взвод Комендантский взвод 95-й отдельный трубопроводный взвод (95-й отпв). Дислоцирован в н.п. Хайратон провинции Балх 1-й отдельный трубопроводный батальон (1-й отпб). 313 человек по штату. Штаб в н.п. Хайратон провинции Балх Рота связи Автомобильный взвод Пожарное отделение две эксплуатационные роты (эр) 2-й отдельный трубопроводный батальон (2-й отпб). 314 человек по штату. Штаб в г. Пули-Хумри провинции Баглан 3-й отдельный трубопроводный батальон (3-й отпб). 242 человек по штату. Штаб в н.п. Доши провинции Баглан Личный состав: офицеры - 111, прапорщики - 77, сержанты - 203, солдаты - 645. Всего 1 036 человек (с заштатным составом). Зоны ответственности 1-й отпб - от речного порта в н.п. Хайратон провинции Балх до г. Айбак провинции Саманган 2-й отпб - от г. Пули-Хумри провинции Баглан до н.п. Дошах провинции Баглан. 3-й отпб - от н.п. Дошах (Dosakh) провинции Баглан до г. Баграм провинции Парван. Вооружение и техническое оснащение Вооружение: БТР-60ПБ - 20 ед., БРДМ-2 - 11 ед., зенитные установки ЗУ-23 установленные на грузовые автомобили - 5 ед., Техника: Передвижная насосная установка для горючего ПНУ-100/200 - 185 ед., Перекачивающая станция горючего на базе ЗИЛ-130 ПСГ-160 - 39 ед., Передвижная компрессорная станция ЗИФ-55 - 17 ед., Грузовые автомобили - 164 ед., Всего АТТ и БТТ - 456 единиц. Боевое охранение 276 отпбр Для поддержки действий бригады, боевое охранение обеспечивали подразделения от 4-х мотострелковых полков (мсп) 201-й и 108-й мотострелковых дивизий. Приказом Командующего 40 А № 026 от 1 февраля 1985 года - были распределены зоны ответственности по участкам трубопровода и количество ежедневного выделяемой бронетехники, с последующими изменениями в протяжённости участков: 122-й мсп 201 мсд - 152 км (190 км) - 28 ед. БТР, 395-й мсп 201 мсд - 140 км (125 км) - 24 ед. БТР, 177-й мсп 108 мсд - 122 км (126 км) - 30 ед. БТР, 682-й мсп 108 мсд - 26 км (16 км) - 4 ед. БТР, Итого выделенной для боевого охранения 276-й отпбр БТТ: 86-ть БТР. Потери В Афганистане 276-й отпбр провела 6 лет 5 месяцев 8 дней. Безвозвратные людские потери за это время составили: Управление бригады - 4 человека. 1-й отпб - 19 человек. 2-й отпб - 25 человек. 3-й отпб - 42 человека. Итого потерь по 276-й отпбр - 90 человек. В 14-й отпб до переформирования в 276-ю отпбр погибло - 24 человека. Итого общие людские потери личного состава 14-й отпб и 276-й отпбр - 114 человек. Вывод и расформирование бригады С 12 декабря 1988 года подразделения 276-й отпбр начинают планомерную передачу пунктов дислокации ГНС со штатной техникой под управление сформированного в составе правительственной армии ДРА 240-й трубопроводного полка. В период с 19 января по 25 января 1989 года закончилась практическая передача ПМТП 240-му тп ВС ДРА. С 23 января по 25 января часть личного состава 276-й отпбр убывает в СССР воздушным транспортом. 9 февраля 1989 года оставшийся личный состав бригады в количестве 912 человек на 56 единицах техники пересекла государственную границу СССР. По выводу бригада была расформирована. На этом боевая деятельность 276-й отпбр в Афганистане завершилась. Награды Всего через ряды 276-й отдельной трубопроводной бригады за период эксплуатации трубопровода в Афганистане на апрель 1988 года прошли службу 636 офицеров, 470 прапорщиков, 773 сержантов, 3932 солдат. Всего 5 811 человек. За выполнение боевых задач на территории ДРА, военнослужащие 276-й отпбр были награждены следующими орденами и медалями: Орден Красного Знамени - 2 человека, Орден Красной Звезды - 259 человек, Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» - 55 человек, Медаль «За отвагу» - 320 человек, Медаль «За боевые заслуги» - 497 человек, Медаль «За отличие в воинской службе» - 429 человек. Командиры 276-й отпбр Мемех, В. И. - 1982-1983; Бойко, Владимир Владимирович - 1983-1985; Каграманьян, Борис Рубенович - 1985-1987; Коваленко, Сергей Николаевич - 1987-1989.

25 декабря исполнилось 38 лет со дня ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан. О той войне много чего известно, но некоторые факты мы узнаем впервые. Сегодня мы расскажем вам о «трубачах», которые после окончания войны получили самое большое количество орденов и медалей…

Водитель афганец лет 60-ти лихо вел по пыльным улицам Кабула свой старенький «Мерседес». Несмотря на то, что у него не было одной руки, он умело управлял автомобилем.

- Руку потерял на войне? Янки? - спросил я.

Нет, шурави…. Но я на них зла не держу, - ответил афганец.

- Так ты воевал против шурави?

Да, но сегодня сожалею об этом…

- Почему? У тебя же нет теперь руки?! - уже удивился я.

Афганец ответил коротко: «шурави принесли на нашу землю не только войну, но и строили, обучали, советские воины с афганцами общались как равными, а большинство янки нас и людьми не считают».

Я потерял руку в бою с «трубачами» из шурави, но потом понял, что убывал тех людей, кто трудился во благо моей страны, моего народа.

Тогда я не спросил афганца кто такие «трубачи» из шурави, чем они занимались там, на чужой земле. Лишь спустя некоторое время, я узнал, кто они…

Советские солдаты в Афганистане.

Уникальные «трубачи»

«Трубачами» в годы афганской войны называли солдат и офицеров трубопроводных войск. Войска - поистине уникальные, - входящие в военно-инженерные структуры, способные обеспечить подачу пресной воды или жидкого топлива на внушительные расстояния, как по земле, так и по дну водоёма. Изначальной задачей, ставившейся перед военнослужащими трубопроводных войск, была задача по обеспечению тех или иных подразделений исключительно горюче-смазочными материалами, для чего использовались трубопроводы как стационарного (постоянного), так и временного характера.

Трубопроводные войска (ТВ) играли огромную роль во время военных действий. Неоценимую пользу принесли они во время войны в Афганистане, когда, жертвуя жизнями, солдаты трубопроводных войск прокладывали трубопроводы через горные массивы и реки для бесперебойного обеспечения горючим отдельных групп советского военного контингента.

Советские войска афганцы называли "шурави", что с языка дари переводится как "советский"

Поистине неоценимый вклад в осуществление поставок ГСМ боевым подразделениям и соединениям в Афганистане внесла 276-я трубопроводная бригада, созданная для выполнения целого ряда задач: от строительства до обслуживания топливных трубопроводов, связавших в итоге советский Термез с афганской столицей Кабулом. С помощью этих трубопроводных линий велось полноценное обеспечение частей 40-й армии на протяжении всего периода войны в Афганистане.

Одной из первых задач, которая была поставлена Управлением тыла Вооружённых сил СССР перед бойцами трубопроводных подразделений в Афганистане, стала задача по прокладке трубопроводов для транспортировки топлива через Амударью. Огромной проблемой оказалось то, что Амударья - река, многократно меняющая своё русло. Подводные участки трубопровода постоянно деформировались и приходили в негодность. Работы по созданию трубопровода через крупную реку были завершены в начале 1980 года. В общей сложности участок трубопровода на Амударье пришлось менять 38 раз!

На охране трубопровода

Нужно отметить, что нелёгкое дело не только наладить трубопровод фактически в условиях непрекращающихся боевых действий, но и сохранить его в целости и сохранности.

Военнослужащие, проходившие службу в Афганистане, рассказывают о том, что на 1985-1986 годы только на одном трубопроводе были отмечены более двух с половиной тысяч попыток диверсий. 7-8 попыток поджогов, повреждений из огнестрельного оружия, подрывов, пропилов в сутки стали обыденной ситуацией.

При этом для многих афганцев целью было не столько нарушить работу советского объекта как таковую, сколько попытаться получить топливо для своих бытовых нужд даром. Местные жители сливали топливо и затем либо продавали его, либо использовали в собственном хозяйстве.

При этом местные действовали очень аккуратно, дело в том, что настоящей ценностью для любого афганца является питьевая вода. Пролив авиационного керосина или дизельного топлива даже в небольшой арык мог оставить на долгие месяцы без воды целые афганские поселения, что приводило к всплеску смертности. Душманов такие проблемы местного населения не особенно заботили, а потому со временем в Афганистане даже были сформированы отряды местного ополчения, которые помогали советским войскам охранять трубопроводы с перетекающим по ним топливом.

Но трубопроводам вредили не только люди, часто они деформировались, разрывались или попросту засыпались оползнями и камнепадами. Нередко военнослужащим приходилось ежесуточно восстанавливать участки по 15-20 км длиной, и при всем этом за ними самими вели охоту афганские боевики.

…Поставки топлива шли не только для нужд советского военного контингента, находившегося в Афганистане. Топливо распределялось по объектам афганской гражданской инфраструктуры, включая больницы, школы, интернаты, другие муниципальные учреждения в качестве помощи, как на тот момент было принято говорить - братскому афганскому народу.

По итогам афганской войны, именно «трубачи» больше всех представителей других родов войск советской армии в Афганистане, были награждены орденами и медалями СССР.



Недавно в Наро-Фоминске, в клубе Центральной базы горючего, отмечалось 50-летие трубопроводных войск. В конце научно-практической конференции, посвященной этому событию, показали документальный фильм о военных трубопроводчиках на афганской войне. Фильм о мужественных людях, которые в боевой обстановке обеспечивали подачу нефтепродуктов нашим воюющим частям и соединениям, а также афганской армии.

На экране - картинка боевой страды горючников: по узкому каменистому ущелью мчится бронетранспортер на ликвидацию последствий очередной диверсии моджахедов "на трубе". На броне в шлеме - молодой офицер, рядом с ним - солдаты. И тут зал взорвался аплодисментами - узнали своего... Горючники-то представляют, что будет через несколько минут: предстоит борьба с пламенем, вырывающимся из прошитой автоматной очередью трубы. Да еще в условиях, когда, возможно, где-то рядом таится замаскированная мина, а в расщелине скалы припал к автомату душман, поджидая тех, кто прибудет к месту аварии.

И аплодисменты раздались с удвоенной силой, когда по окончании фильма был зачитан приказ министра обороны о поощрении трубопроводчиков, и прозвучали слова: "Присвоить очередное воинское звание полковник досрочно подполковнику Титко Валерию Леонидовичу".

Да, это был тот самый офицер, который в фильме лейтенантом стоял на бронетранспортере и вместе с подчиненными спешил погасить пожар на трубопроводе.

Начальник Тыла Вооруженных Сил - заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Владимир Исаков, вручив полковничьи погоны стройному подтянутому офицеру и тронув его за плечо, проговорил: " Помню, все помню..."

Сам воевавший в ту пору в "Афгане", получивший там серьезное ранение Владимир Ильич потом, выступая на конференции, сказал:

- "Трубачи" - так мы их звали - сделали большое дело. Если б горючее шло только в цистернах по афганскому бездорожью, то туго нам бы пришлось. Да и цистерн немало бы взлетело на воздух... А трубопровод "двумя нитками" протянулся на целых 1.200 километров. По нему перекачано 80 процентов всего поставленного в Афганистан горючего! А какие ребята там трудились: смелые, хваткие, боевые. И наград немало заслужили.

Валерий Титко - один из них. Афганской страды досталось ему через край. Награды - ордена и медали - свидетельство тому.

Валерий родом из Барановичей Брестской области. Отец -строитель научил браться за любую "черную" работу. Школьником Валера ходил в походы, играл в "Зарницу". Любил физику, химию. Это и определило выбор - Ульяновское высшее военно-техническое училище. При выпуске до золотой медали не хватило одной пятерки... Получил назначение в ТуркВО, сам напросился в "Афган". В 1986 году там полным ходом шла война. В Пули-Хумри, в штабе 276-й трубопроводной бригады, его и двух друзей - лейтенантов Андрея Зырянова (позже подорвался на мине) и Виталия Енаке встретил командир бригады Борис Каграманьян, уже обстрелянный и продутый афганскими пыльными ветрами полковник. Познакомившись с новичками, он произнес слова, которых не найти в уставе:

Им сразу же показали, чем живут офицеры, вся бригада. Днем и ночью - нескончаемый труд: перекачка горючего, обходы, объезды, проверка работы насосных станций, поддержание в исправном состоянии техники - КамАЗов, бронетранспортеров. Тут не только знание, но и мужскую силу надо иметь недюжинную: труба весит 80 килограммов, а задвижка - 136...

Вскоре Валерий и первую должность получил - командир взвода. А это не только - прапорщик, 25 солдат и сержантов, но и продолговатый приземистый домик из самана, где хотя и в микроразмерах, но все было: и спальное помещение, и комната для хранения оружия, и столовая, и даже банька... Взводный участок - 15 километров "трубы" - вот и надо было всей мощностью насосных станций гнать по ней горючее, беречь ее как зеницу ока, тем более, что уже устоялась статистика: в среднем 7-8 диверсий в сутки. И каждый раз первейшим делом надо закрутить задвижку, днем на КамАЗе, а ночью на бронетранспортере стремительно "лететь к огню". Ведь в минуту, если не принять меры, как правило, проливается или прогорает до 1.200 литров горючего. Десять минут - и нет 12 тонн. Поначалу при малой аварии дырки забивали деревянными "чопиками", а потом жизнь показала, что это не надежно, стали заменять трубы.

Хотя и помнил Валерий инструкцию медиков, как надо уберечься от "афганских" заболеваний, - не уберегся. Скрутил гепатит, а потом и тиф. В Кабульском инфекционном госпитале офицер, метался и бредил при 40-градусной температуре...

Но все вынес лейтенант, выздоровел. И снова Пули-Хумри. Оценило способности и деловую хватку командование: прослужившему год лейтенанту дали роту. Теперь и участок побольше - 37 километров, на котором три, как их называли, "гарнизона насосных станций" и подчиненных 90 человек. Тут уж только поворачивайся. Для сна подчас оставалось 3-4 часа.

Да и сама окрестность не радовала глаз. Бурый песок, развеваемый ветром, да редкие верблюжьи колючки. Называли это место еще "долиной смерти". Но предаваться унынию времени не было. Горючее гудело по трубам бесперебойно, споро и безостановочно делали свое дело солдаты.

Наступила пора замены - должен был прибыть офицер-сменщик. Одновременно пошел разговор о выводе войск. Но сменщик почему-то не появлялся. Вызвал Валерия уже новый командир бригады полковник Сергей Коваленко. Впервые назвал по имени:

Валерий, вы на одном из самых ответственных участков. К тому ж не секрет - вывод войск приближается, все наше инженерное сооружение сдавать придется. Не каждый в нем с ходу разберется. Да и неизвестно, кто и когда появится. А вы вросли в эту работу. Я бы вас просил остаться...

Хорошо, останусь.

У полковника потеплели глаза:

Даю вам 15 суток отпуска. Хоть завтра поезжайте.

В отпуск-то Титко съездил, родину навестил. А вот по поводу вывода войск, пока шли сложные дипломатические переговоры "наверху", пришлось ждать еще полгода.

Но долгожданный день настал. Сначала по акту Титко сдавал свое "инженерное сооружение" афганцам (все ведь им оставляли), а потом 9 февраля 1989 года начала выходить бригада в составе 40-й армии.

Из Термеза организованно проследовали в город Акташ Самаркандской области. Коваленко представил старшего лейтенанта Титко на майорскую должность начальника штаба отдельного трубопроводного батальона. Через два года Валерий поступил в Военную академию тыла и транспорта, окончил ее с отличием. И личную жизнь устроил: привез землячку Диану из Барановичей. Забегая вперед, скажем, что сегодня уже их сыну Саше 11 лет, а дочке Ане - два годика.

"Афганца", войсковика и "академика" безо всякой "пересадки" забрали в аппарат горючего на должность заместителя начальника 1-го представительства Министерства обороны (ЦУ РТГ), а через два года Титко стал начальником этого военного органа. Суть обязанностей - планирование и организация обеспечения горючим Вооруженных Сил по стационарным магистральным нефтепродуктопроводам. Товарищи по службе называют Валерия проще - "командующий трубопроводными войсками"...

Масштаб у молодого полковника весьма широкий: надо курировать находящиеся в войсках трубопроводные бригады и батальоны, а проблем там в избытке и прежде всего от того, что финансовых средств не хватает...

А посему развертывание подразделений, специальная подготовка вольно или невольно проходят в усеченном виде. Но трубопроводчики руки не опускают. Для практики широкое поле деятельности и в гражданской среде. Перспективы тоже богатые: там, где бездорожье, вечная мерзлота, там и трубопроводчики. В Якутии, в Ненецком автономном округе на всю мощь работают наши военные магистральные трубопроводы.

В настоящее время в армии начался интенсивный процесс закладки в стационарные трубопроводы горючего. Это обеспечит повышение защищенности запасов, освежение их без дополнительных затрат, своевременность их выдачи. Что, кстати, будет способствовать и более оптимальному реформированию службы горючего. Этим сейчас и занимаются в 1-м представительстве ЦУ РТГ Минобороны, возглавляемом Валерием Титко.

На снимках:полковник В. ТИТКО в наши дни; Афганистан, 1987 год, лейтенант Валерий ТИТКО с подчиненными устраняет последствия диверсии на трубопроводе.