Дробные числительные. Количественные числительные, обозначающие дробные числа

Целые числительные — это числительные, обозначающие целые числа и обычно сочетающиеся со счетными существительными (три, сорок пять, пятьсот и т.п.).

Целые числительные изменяются по падежам, имея, как правило, окончания какого-то одного числа — единственного (как семь, двад-цать, сорок, пятьдесят) или множественного (как четыре, двести, восемьсот). Числительное два изменяется не только по падежам, но и по родам: форма два может сочетаться с существительными мужского и среднего рода (два стола, два окна), а если существительное жен-ского рода, то данное числительное ставится в форме две (две парты). Числительное один изменяется по падежам, родам и числам.

Склонение целых числительных представлено несколькими типами:

  • два, три, четыре относят к смешанному склонению, отмечая при этом, что у этих числительных имеются некоторые особые флексии;
  • числительные от пяти до двадцати, тридцать и все, заканчи-вающиеся на -десят, склоняются по субстантивному III склонению;
  • числительные двести, триста, четыреста и все на -сот склоня-ются по субстантивному I склонению;
  • числительные сорок, девяносто, сто имеют по две падежные формы: именительный падеж, совпадающий с винительным, и одну форму для всех остальных падежей (сорока, девяноста, ста).

В словосочетаниях с именами существительными числительные ведут себя следующим образом:

  • числительное один согласуется с существительным в роде, числе и падеже;
  • в именительном падеже (и в совпадающем с ним винительном при неодушевленных существительных) именно числительное оказывает-ся главным словом, требуя от существительного формы родительного падежа — либо единственного числа (при словах три, четыре), либо множественного числа (начиная с пяти);
  • особый случай наблюдается с числительным два, где в имени-тельном падеже (и в совпадающем с ним винительном при неодушев-ленных существительных) мы имеем дело с взаимным подчинением одного слова другому, т.к. числительное требует от существительного формы родительного падежа единственного числа, а существительное, в свою очередь, управляет грамматическим родом числительного (два мальчика, но две девочки);
  • в других падежах существительное оказывается главным словом, требуя от числительного согласования в падеже;
  • числительные тысяча, миллион, миллиард, триллион в словосо-четаниях ведут себя как существительные.

Дробные числительные — это числительные, обозначающие дробные числа. Они обычно состоят из двух частей: первая часть, называющая числитель дроби, представляет собой количественное числительное, вторая часть, называющая знаменатель, — чаще всего порядковое числительное (одна пятая, две восьмых), но может быть и существительное типа треть, четверть (одна треть, три четвер-ти). Иногда этот разряд слов понимается достаточно широко — как любое название для дробных чисел, и тогда в качестве дробных чис-лительных могут также рассматривать и целые словосочетания, напри-мер: пять с половиной, три целых две десятых. К дробным числитель-ным относятся также слова полтора/полторы, полтораста.

Данная группа числительных имеет падежные формы. При их склонении изменяются обе части: одна вторая, одной второй, одну вторую и т.д.; три седьмых, трех седьмых, трем седьмым, тремя седь-мыми и т.д. Числительное полтора имеет также форму женского рода полторы и одну форму для косвенных падежей — полутора.

Существительное, сочетающееся с дробным числительным, ста-вится в форме родительного падежа: две третьих круга, шесть деся-тых участка.

Порядковые числительные — это числительные, называющие порядковый номер предмета при счете (восьмой, двадцать пятый, две тысячи десятый). Формально почти все порядковые числительные (кроме первый и второй) образованы от соответствующих количе-ственных числительных: шесть -> шестой, тридцать -> тридцатый, сорок -> сороковой и т.д.

В академической традиции, в отличие от школьных учебников, порядковые числительные часто рассматриваются как разновидность относительных прилагательных, поскольку они обозначают признак предмета, выражающий отношение к числу. И по своим синтаксиче-ским свойствам этот разряд числительных совпадает с прилагатель-ными: порядковые числительные обычно являются определениями или именной частью сказуемого и согласуются с существительными в роде, числе и падеже.

Количественные числительные — это числительные, называю-щие абстрактные числа или количество предметов и отвечающие на во-прос сколько? В некоторых контекстах количественные числительные могут обозначать порядковое место предмета при счете: вагон десять, место двенадцать; дом двадцать два, квартира пять.

В ряде работ предлагается выделять два типа количественных чис-лительных — определенно-количественные (два, десять, сто и др.) и неопределенно-количественные (столько, сколько, несколько, мно-го, немного, мало, немало). Вторая группа слов в школьной традиции обычно трактуется как местоимения. Эти слова обладают признаками обеих частей речи, т.к. у них есть значение количества (как у числи-тельных), но они это количество конкретно не называют, а лишь указы-вают на него (подобно местоимениям). Количественные числительные подразделяются на целые, дробные и собирательные.

Простые числительные — это однокомпонентные числительные, представляющие собой одно слово. Они могут быть как непроизводны-ми (три, сорок, сто), так и производными (шестнадцать, двадцатый).

Сложные числительные — это числительные, имеющие в своем составе более одного корня (шестьдесят, семьсот, двухсоттысяч-ный). В некоторых работах их рассматривают как разновидность про-стых числительных.

При склонении сложных числительных от пятидесяти до восьми-десяти, а также от двухсот до девятисот изменяются обе части: семь-десят, семидесяти, семьюдесятью и т.п.; четыреста, четырехсот, четыремстам, четырьмястами и т.п.

Составные числительные — это многокомпонентные числитель-ные, состоящие из нескольких слов, каждое из которых является про-стым или сложным числительным (сорок восемь, три десятых, двести пятьдесят третий).

В составных количественных числительных склоняются все слова, их образующие: триста двадцать два, трехсот двадцати двух, трем-стам двадцати двум и т.д.; три восьмых, трех восьмых, трем восьмым и т.д. В составных порядковых числительных склоняется только по-следнее слово: триста двадцать второй, триста двадцать второго, триста двадцать второму и т.д. Материал с сайта

Собирательные числительные — это числительные, обозначаю-щие количество предметов в их совокупности, как единое целое. В от-личие от других разрядов количественных числительных, собиратель-ных слов насчитывается немного. Наиболее употребительные — это двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро; иногда к этому разряду относят местоименное слово оба/обе. Числительные данного разряда не могут быть названиями чисел, и они не используются при счете.

Особенностью собирательных числительных является их употребле-ние скорее в разговорной, чем в литературной речи, а также их ограни-ченная сочетаемость. Собирательные числительные могут сочетаться:

  • с названиями лиц мужского пола или с существительными обще-го рода (двое старшеклассников, трое работяг), с существительными женского рода встречается только слово обе;
  • со словами лица (в значении ‘люди’), люди, дети, ребята, людишки, детишки, ребятишки (четверо детишек, трое подозрительных лиц);
  • с названиями детенышей (трое котят);
  • с существительными, имеющими только множественное число, — pluralia tantum (двое суток, трое очков);
  • с существительными, называющими парные предметы (двое сапог);
  • с личными местоимениями (нас было семеро).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какприбовлять целое число к дробному
  • простые количественные числительные
  • собирательное числительное в названия сказок
  • количественное собирательное дробное
  • числительное двадцать простое или сложное

· При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе: двух (каких?) третьих; трем (каким?) седьмым .

14. Формы имен прилагательных. Употребление форм сравнительной и превосходной степени сравнения. Согласование имен прилагательных в сочетании с существительными, употребляемыми для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, персона, личность, бездарность). Согласование имен прилагательных в сочетании с существительными общего рода (недотрога, самоучка, бедняга, жадина, тихоня).

трудные случаи употребления местоимений. Формы у нее у ней . Нормы употребления.

16. Трудные случаи именного и глагольного управления.

Тема №11. Управление при однородных членах предложения. Часто в предложении при двух или нескольких управляющих словах имеется общее дополнение. Такие конструкции вполне правильны, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу.

Но стилистически неверны предложения, в которых общее зависимое слово имеется при словах, требующих разного управления, например: трест организовал и руководил предприятиями (организовал что , руководил чем ).

Тема №12. Нанизывание падежей. К числу стилистических недостатков так называемое нанизывание падежей, т.е. расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Такое скопление падежей затрудняет понимание фразы. Чаще всего происходит нанизывание родительных падежей, в силу большой распространенности родительного приименного.

Следует избегать падежных форм с одинаковыми предлогами. Недопустимо сочетание в одном предложении родительного субъекта и родительного объекта. Под первым понимается родительный падеж, обозначающий субъект действия, например: приезд брата; второй родительный указывает на объект действия, например: чтение рукописи.

Тема №13. Выбор падежа в конструкциях с близкими по значению и однокоренными словами. Следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-то, но тревожиться за кого-то.

Тема №14. Выбор правильного падежа и предлога. Для построения предложения имеет значение правильный выбор падежа и предлога.

Тема №15. Трудные случаи употребления местоимений. Формы у нее у ней . Начальное –н- местоимений 3-го лица.(У) НЕЕ, ЕЕ – РОД. П. (С) НЕЮ, ЕЮ- ТВ. П., (В) НЕЙ- ПР.П. Определительные местоимения всякий- каждый- любой. Сам-самый . Нормы употребления.



17-19. Синтаксические нормы - это нормы правильного построения словосочетаний и предложений. Соблюдение синтаксических норм - важнейшее условие правильности речи.

17. Согласование - это вид связи, при котором зависимое слово уподобляется главному по своей форме, то есть ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное слово – существительное или любая часть речи в функции существительного: «Уважаемые провожающие» или «Не понять не ждавшим им», или «Не всякое «то» пишется через дефис» - и изменяется при изменении главного: «Недавно я перечитывал куски из вашей «Метаполитики». Там хорошо написано об издержках свободы. О том, какой ценой свобода достается. О свободе как постоянной цели, но и тяжком бремени... <…> Обидно думать, что вся эта мерзость - порождение свободы. <…> Десятилетиями мы жили в условиях тотальной несвободы. Мы были сплющены наподобие камбалы тягчайшим грузом всяческих запретов. И вдруг нас подхватилразрывающий легкие ураган свободы» (С. Довлатов).

Особый случай - количественные числительные в составе словосочетаний. В словосочетаниях они обычно выступают в роли зависимых слов, однако не всегда. В именительном ивинительном падежах такие числительные являются главным словом, в остальных пдежных формах - подчиненным. Сравните: «Двадцать лет проработал в охране» – «А вы, - перебил меня капитан, - служите Родине только до шести часов?!». В словосочетании до шести часов стоящее в форме родительного падежа числительное шесть является зависимым словом: до часов (скольких?) шести – это согласование. В словосочетании двадцать лет числительное двадцать является главным словом: двадцать (чего?) лет – это управление.

Управление - это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное или любая часть речи в функции существительного: местоимение, субстантивированное слово, числительное (посмотреть на друга / на него / на сидящих / на обоих) ставится в той падежной форме (без предлога или с предлогом), которая обусловлена лексико-грамматическим значением главного слова (глагола, существительного, прилагательного, количественного числительного в именительном или винительном падеже, наречия или слова категории состояния). Иными словами, главное требует от зависимого определенной падежной формы - в самом термине управление есть намек на то, что господствующее слово управляет подчиненным.

Зависимые слова при управлении отвечают на вопросы косвенных падежей: «Я припоминаю одну невероятную лагерную историю. Заключенный Чичеванов, грабитель и убийца,досиживал на особом режиме последние сутки. Назавтра его должны были освободить. <…> Я, согласно той же инструкции, расположился в кузове у борта. В дороге мне показалось нелепым так бдительно охранять Чичеванова» (С. Довлатов). Связь управление обнаруживается в словосочетаниях припоминаю (что?) историю, досиживал (на чем?) на режиме, досиживал (что?) сутки, расположился (в чем?) в кузове, расположился (у чего?) у борта, показалось (в чем?) в дороге, показалось (кому?) мне; показалось (чем?) нелепым, охранять (кого?) Чичеванова, должны были освободить (кого?) его.

Обратим особое внимание и на то, что в некоторых словосочетаниях, несмотря на возможность постановки других, обстоятельственных, вопросов (досиживал (где?) на режиме, расположился (где?) в кузове, расположился (где?) у борта, показалось (где?) в дороге), перед нами управление, на что указывает наличие в этих сочетаниях предлогов. Предлог – всегда признак того, что перед нами управление, а не примыкание.

Ошибки в построении простого предложения (нарушения синтаксических норм)
Ошибки в постро-ении простых неос-ложненных предло-жений 1. Личное местоимение дублирует подлежащее Это автор, он всегда ставит острые вопросы.
2. Расположение слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам русского языка Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить) Была организована выставка работ детей из природного материала (вм. выставка детских работ из природного материала).
Ошибки в постро-ении простых пред-ложений, ослож-ненных однородны-ми членами 1. Рассогласование времен Учебник дает знания, научит выделять главное (вм. дает, учит).
2. Объединение в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий Он принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди. В зоопарке мы видели птиц, страусов, слонов.
3. Парное сочетание несопоставимых понятий Родители и друзья, коллеги и дети, поздравляем вас…
4. Несочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов Проявления заботы и помощи радовали всех (нельзя проявлять помощь).
5. Объединение в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных Комната просторная и светла.
Ошибки в построе-нии предложений, осложненных при-частными и деепри-частными оборотами 1. Ошибки в построении предложений с причастными оборотами Автор знакомит нас с Базаровым, ведущего трудовой образ жизни. (вм. ведущим) Полученные нами знания, умения и навыки при освоении русского языка… (отрыв причастного оборота от определяемого слова)
2. Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами Проезжая мост, у меня закружилась голова (главное и дополнительное действие относятся к разным лицам) Проезжая мост, мне стало грустно (нельзя употреблять деепричастный оборот в безличном неинфинитивном предложении) Убежав от родителей, мальчик был найден… (два субъекта действия)

– Количественные числительные обозначают количество предметов (пять яблок, три дерева) или отвлеченное число (сто, два) и отвечают на вопрос сколько?

Количественные числительные делятся на три разряда:

1) целые числительные (обозначают целые числа), например: три километра, сто книг;

2) дробные числительные (обозначают не целые числа, а часть от целого или целое и его часть), например: две третьих огорода, одна пятая процента;

3) собирательные числительные (обозначают определенное количество предметов как одно целое), например: трое друзей, четверо зайчат, обе подруги.

200. I. Прочитайте сказку В. Даля и рассмотрите иллюстрации на с. 147. Попробуйте отгадать загадки.

Старик-годовик

Вышел старик-годовик. Стал он м..хать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – стало жарко.

Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половинапера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?

II. Выпишите слова с пропущенными буквами. Объясните их правописание.

III. Найдите числительные, назовите их морфологические признаки. Определите, к какому разряду по составу они относятся.

В. Конашевич. Иллюстрации к сказке “Старик-годовик”

201. Выпишите из сборника русского фольклора несколько пословиц и поговорок, в состав которых входит числительное пять. Укажите постоянные и непостоянные морфологические признаки этого числительного. Каким членом предложения оно является в каждом случае?

202. Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы. Укажите количественные числительные. Отгадайте загадки.

1. Один пастух тысячи овец п..сет. 2. Две сестриц.. в ряд бегут, вместе не сойдутся. 3. Четыре брата одним кушаком* подп..ясаны, под одной шляпой стоят. 4. У маленькой ск..тинки сто серебряных монеток на спинке. 5. У матери двадцать деток, все детки однолетки.

ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРЬ

Кушак – пояс.

203. I. Запишите количественные числительные, распределив их в колонки по разрядам.

Тридцать, семеро, две пятых, шесть седьмых, двести сорок один, одиннадцать, полтора, оба, двое, шестеро, пятьдесят семь, девятнадцать.

II. Придумайте и запишите с двумя-тремя числительными по предложению.

204. Со словами в рамке и количественными числительными составьте три словосочетания, запишите их, определите главные и зависимые слова.

Дробные числительные и 1,5 можно прочитать: одна целая и одна вторая; один с половиной; одна целая и пять десятых. Но можно все эти выражения заменить одним словом – полтора у которое тоже относится к дробным числительным, как и слово полтораста (150).

Слово полтора сочетается с существительными мужского и среднего рода (полтора часа, полтора яблока, полтора килограмма). Слово полторы – с существительными женского рода (полторы минуты, полторы ложки, полторы тонны).

205. Прочитайте. Запишите сочетания слов, заменяя цифры числительными. Объясните правописание числительных.

1,5 года ребенку; 1,5 тонны груза; 1,5 часа перерыва; 100,5 килограмма веса; опоздание на минуты.

ПИШЕМ ГРАМОТНО

Секретарь

Программа

Портфель

206. Спишите, вставляя числительное полтора в нужной форме.

1. К… километрам пути неожиданно прибавилось еще и поле. 2. Лес находится в… километрах от лагеря. 3. До цели осталось около… километров. 4. Наша прогулка сегодня… километрами длинней прежней.

– Собирательных числительных небольшое количество. Это числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро и оба (обе).

Первые девять собирательных числительных сочетаются: а) с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола (трое малышей, пятеро мальчиков) или детенышей животных (семеро козлят, трое поросят); б) с именами существительными, употребляющимися только во множественном числе (трое суток, шестеро ножниц).

Числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода и имеет в формах косвенных падежей букву о (оба мальчика – обоих мальчиков).

Числительное обе употребляется с существительным женского рода и имеет во всех падежах букву е (обе девочки – обеих девочек).

207. Запишите словосочетания, раскрывая скобки и заменяя числительные словами.

2 (ребята), 5 (болгарин), 2 (учительница), 3 (мужчина), 7 (котенок), 6 (теленок), 4 (сани), 3 (ножницы), 4 (сутки), 4 (солдат), 6 (подруга), 4 (студент).

208. Составьте и запишите с собирательными числительными двое, трое, четверо предложения, подчеркните числительные как члены предложения.

209. Назовите в данном списке существительные, с которыми сочетаются собирательные числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Докажите, что вы правильно выполнили задание.

Мальчишки, дома, книги, сутки, девочки, женщины, мужчины, туфли, козлята, очки.

210. Запишите данные числительные в одну колонку. Переведите их с русского на украинский язык, запишите украинские числительные в другую колонку, сопоставьте написание.

Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.

211. Образуйте нужную форму от слов оба, обе и запишите получившиеся словосочетания.

С (оба) друзьями, с (обе) подругами, к (оба) братьям, с (обе) сестрами, (оба) щенков, (обе) мышей, (оба) воронят.

212. I. Спишите, вставляя числительные оба, обе и согласуя их с существительными. Расставьте пропущенные знаки препинания в пятом предложении.

1. На… стенах висели карты. 2. Мы путешествовали… странами. 3. Договор был заключен с… государствами. 4. … детей, брата и сестру, приняли в секцию. 5. Держитесь крепче, … руками сказала мама. 6. С… сторон нависали густые кроны деревьев. 7. У… ребят отличные оценки.

II. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

213. I. Прочитайте текст. Выпишите слова со значением числа, количества. Спишите второе и последнее предложения, записав цифры словами.

Колли – очень старая порода собак шотландского происхождения. Первые упоминания о ней относятся к XIII веку. Колли пережила несколько взлетов популярности и бурного распространения: впервые при королеве Виктории, во второй раз – накануне Второй мировой войны и в третий раз – вскоре после войны.

Колли – чуткие и даже нервные собаки, отличные товарищи, которые любят детей и верны своим хозяевам.

Высота взрослой особи колеблется от 53 до 61 сантиметра, а вес – от 20 до 29 килограммов.

(Из книги “Собаки”)

II. Рассмотрите иллюстрацию и устно опишите изображенную на ней собаку, используя имена числительные.


(No Ratings Yet)



Схожі записи:

    4 класс Предложение Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать предложения. Подчеркнуть однородные члены предложения. 1. На...

    РЕЧЬ ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ § 60. ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ: ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ, ЗАМЕТКА В ГАЗЕТУ О ПОСТУПКАХ ЛЮДЕЙ – Публицистический стиль реализуется в форме...

    Урок 42. ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА Учимся называть и обозначать значимые части слова 255. Прочитай. Какое настроение передает это стихотворение? Белый снег-снежок Жжется, колется, Выходи, дружок,...

    ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ § 28. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. НЕ С ИМЕНАМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ. БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Прочитайте слова, данные в...

    Урок 45. РАЗЛИЧИЯ В ОБРАЗОВАНИИ СЛОВ В РУССКОМ И УКРАИНСКОМ ЯЗЫКАХ Учимся переводить слова с украинского языка на русский и определять, как они образованы 280....

    Урок 47. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ПРОЧИТАННОМУ МОЛЧА ТЕКСТУ Развиваем умение составлять вопросы к тексту, находить нужный отрывок при просмотре текста 294. Прочитай, правильно проговаривая звуки:... ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ § 26. СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В СРАВНИТЕЛЬНОЙ И ПРЕВОСХОДНОЙ СТЕПЕНИ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Прочитайте... 38. Однородные члены предложения (продолжение). Говорим: подбираем тематические группы слов. Читаем выразительно 302. Прочитайте текст. Слова в языке можно объединять в группы по разным признакам....

Что мы делаем в случае, когда «два» - это мало, а «три» - много? Мы используем дробные числительные. Как правильно это сделать, вы узнаете на данном уроке.

1. Значение дробных числительных и их сочетаемость с именами существительными

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа и дробные количества (две третьих, 0,7 и пр.). Эти числительные сочетаются как с названиями предметов, поддающихся счету, так и с вещественными и собирательными существительными. Две третьих стола. Одна десятая молодежи. Две пятых золота.

Однако числительные данного разряда не могут сочетаться с одушевленными существительными. Исключение составляет слово полтораста (= полторы сотни = 150). Мы не можем сказать, например, полторы собаки и можем сказать полтораста собак .

Из полу́тораста собак южнорусских овчарок было всего пять.

Слово полтораста хоть и является дробным, поскольку полтораста - это полторы сотни, но называет целое количество, т. к. полторы сотни - это 150. Именно поэтому полтораста является единственным дробным числительным, которое сочетается с одушевлёнными существительными.

2. Структура дробных числительных

По своей структуре все дробные количественные числительные являются составными, т. е. состоят из 2-х и более слов. Три десятых, семь восьмых, три четвёртых. При этом первая часть дробных числительных представлена целым количественным числительным, а вторая часть - порядковым числительным.

Исключение составляют числительные полтора/полторы и полтораста , поскольку они состоят из одного слова, в отличие от остальных дробных числительных. При этом полтора - простое, полтораста - сложное.

3. Морфологические признаки

Все дробные количественные числительные изменяются по падежам.

Числительное полтора изменяется по родам и имеет формы м. и ср. р. и форму ж. р: полтора и полторы . Полтора месяца, полтора яблока, полторы недели.

Как вы помните из предыдущего урока, числительные один и два тоже имеют категорию рода (один - одна - одно, два - две ). Попадая в состав дробного числительного, эти слова сохраняют родовую характеристику, но используются только в форме ж. р.: одна десятая, две десятых, одна восьмая, две восьмых и т. д.

4. Склонение дробных количественных числительных

С точки зрения структуры в группе дробных количественных числительных представлено 2 подгруппы:

§ простые (несоставные) числительные (полтора, полтораста )

§ составные числительные (все остальные, напр. 2/5).

Числительные первой подгруппы полтора/полторы и полтораста имеют 2 формы: И. п. и В. п. (полтора/полторы и полтораста ) и форму для остальных падежей (полу ́тора, полу ́тораста ).

Таблица 1. Склонение числительных полтора, полторы, полтораста

В числительных второй подгруппы - в составных дробных числительных - склоняются обе части: первая часть склоняется как соответствующее целое числительное, вторая - как порядковое числительное во мн. или ед. ч. (одна седьмая, три седьмых и т. д.).

Таблица 2. Склонение составных дробных числительных

5. Синтаксические характеристики

Существительные, употребляющиеся с дробными количественными числительными, стоят в форме Р. п. ед. или мн. ч. Форма числа существительного зависит от смысла.

Сравните: Одна вторая груши и одна вторая груш , две третьих стакана и две третьих стаканов . Т. е. ед. ч. = часть одного предмета, мн. ч. = часть общего количества предметов.

В предложении дробные количественные числительные составляют один член предложения с существительным, при котором они стоят.

Мы не виделись полтора года .

Мировой океан занимает три четвертых планеты .

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. О правописании дробных числительных ().
  2. О дробных числительных ().

Домашнее задание

Задание №1

Перепишите текст, заменив цифровые обозначения словами. Определите падеж числительных.

Карат

Карат - единица веса драгоценных камней.

Когда-то при взвешивании драгоценностей употреблялись зерна, почки или бобы. Карат - это вес боба. Он равен 0,2 грамма.

Большинство алмазов имеет небольшой вес. Камни в 1-2 карата считаются уже большими. Алмазу больше 20 каратов присваивают имя, как человеку. Такие камни известны во всем мире.

Самый большой алмаз - «Куллинан», найденный в начале XX века в Южной Африке. Весил он 3106 каратов. Никто в мире его не мог купить. Его пришлось расколоть на части. Получилось 105 разных по весу бриллиантов. Самые крупные из них: «Звезда Африки» - весит 530,2 карата, «Куллинан II» - 317,4 карата. Они украшают теперь корону и скипетр королей Англии (По С. Кордюковой).

Задание №2

Просклоняйте числительные пять шестых, две восьмых