Схема функциональные разновидности языка. Основная функция текстов этого стиля - сообщение информации

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ
И
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ
русского литературного языка
1

Цель лекции – сформировать
представление об основных
разновидностях русского
литературного языка и о том, что
выбор конкретной
разновидности зависит от
ситуации общения.
2

План лекции

1.
2.
3.
4.
5.
6.
Схема речевого общения
Функции языка
Функциональные разновидности
литературного языка
Функциональные стили литературного
языка
Нейтральная и стилистически
окрашенная лексика
Оценочная лексика
3

Основные понятия

Книжная речь
Публицистический
стиль
Разговорная речь
Функция
Функционировать
Функциональная
разновидность
Функциональный
стиль
Язык
художественной
литературы
Научный стиль
Официальноделовой стиль
Оценочная лексика
Стилистическая
окраска
Стилистически
окрашенный
Стилистически
нейтральный
Эмоциональная
окраска
4

Повторение

Русский национальный язык состоит из
нескольких частей:
территориальных диалектов;
социальных диалектов;
просторечия;
литературного языка.
Только литературный язык считается
правильным и престижным языком.
5

Человек, говорящий на
литературном языке, должен
выбирать те речевые
средства, которые
соответствуют ситуации
общения.
6

Речевое общение

С помощью речи люди общаются и
взаимодействуют. Ситуаций, в которых
происходит общение, очень много и все
они очень разные. Но можно выделить
три компонента, присутствующих в
каждой ситуации. Это
адресант,
адресат,
текст.
7

Адресант – это человек,
который говорит или пишет.
Текст – это речь, устная или
письменная.
Адресат – это человек,
который слушает или читает.
8

Схема речевого общения

9

Восприятие – это процесс понимания
текста.
Адресат слушает (читает) и старается
понять текст.
Адресант наблюдает за восприятием
адресата, то есть осуществляет
контроль.
Если адресат не понимает, то адресант
дополняет или изменяет текст.
10

Общение может быть непосредственным и дистанционным

11

Если адресант и адресат разделены во времени (например, в процессе чтения старой книги или исторического документа), то

контроль за
восприятием отсутствует.
12

Адресантом может быть…

13

Адресатом может быть …

человек или коллектив
14

Текст может быть …

текст
монолог
устный
письменный
диалог
полилог
15

Функции языка

Всё, что создаётся человеком, имеет своё
назначение. Язык тоже имеет своё
назначение.
Назначение, обязанности мы называем
функцией.
Язык имеет несколько функций.
В процессе общения язык всегда
выполняет одну или несколько
функций.
16

Функции языка:

сообщать
информацию
сообщать мнение,
чувство Какой
красивый цветок!
воздействовать на
мысли, чувства
других людей Ты
Этот
цветок называется
лотосом.
должен понять, что
лотос очень красивый
цветок.
17

Радоваться красоте
слов и выражений
Я думал, сердце позабыло
способность лёгкую
страдать, я говорил:
Тому, что было, уж не
бывать! уж не бывать!
Прошли восторги, и
печали, и легковерные
мечты... Но вот опять
затрепетали пред
мощной властью
красоты.
18

общаться с
людьми
Здравствуйте! Вы
уже видели эту
картинку?
побуждать
другого человека
действовать
Посмотрите на эту
картинку!
19

Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности
языка – это части литературного
языка, которые отличаются друг от
друга функцией языка и набором
используемых речевых средств (слов,
грамматических форм слов,
синтаксических конструкций и т.п.).
20

Функциональные разновидности литературного языка

21

Сравнительная характеристика

Разговорная речь
Язык
Художественной
литературы
Функция
Общение
Радость от красоты
слов и выражений
Адресат
Один-два человека,
друзья или знакомые
Все люди
Общение
Непосредственное
Дистанционное
Ситуация
Неофициальная,
бытовая
Неофициальная
Форма речи
Устная
Письменная
Форма
текста
Диалог
Монолог
22

Разговорная речь и язык художественной литературы

Разговорная речь
используется при
неофициальном
общении (чаще всего
дружеском или
бытовом), имеет
преимущественно
устную форму. Её
главная функция –
общение.
Язык художественной
литературы - В языке
художественной
литературы могут
использоваться все
средства языка, в том
числе элементы
диалектов и просторечия.
Язык художественной
литературы оказывает
огромное влияние на
литературный язык в
целом. Именно писатели
формируют в своих
произведениях нормы
литературного языка.
23

Разговорная речь используется в таких ситуациях…

24

Книжная речь

Книжная речь
Функция
Сообщение информации; сообщение
мыслей и чувств; воздействие
Адресат
Один человек, коллектив, все люди
Общение
Непосредственное, дистанционное
Ситуация
Официальная
Форма речи
Письменная, устная
Форма текста
Монолог, диалог, полилог
25

Книжная речь используется в только
официальных ситуациях.
Таких ситуаций множество, и они разные:
это и бизнес, и наука, и общественная
деятельности, и средства массовой
информации (телевидение, радио,
газеты). Поэтому книжная речь очень
разнообразна и неоднородна.
Обычно внутри книжной речи выделяют
три функциональных стиля.
26

Функциональные стили литературного языка

27

Таким образом, русский литературный язык
состоит из пяти частей:
1. Разговорная речь
2. Язык художественной литературы
3. Официально-деловой стиль речи
4. Научный стиль речи
5. Публицистический стиль речи
Здесь две функциональные разновидности и
три функциональных стиля.
Функциональный стиль – это часть книжной
разновидности литературного языка
28

Литературный
язык
Научный
стиль
Книжная
речь
Разговорная
речь
Официальноделовой
стиль
Публицистический
стиль
Язык
литературы
29

Устная форма официально-делового стиля используется…

… на собраниях и переговорах
30

Письменные тексты официально-делового стиля – это заявления, объяснительные записки, договоры, отчёты, приказы – словом, все

документы.
31

Основные функции текстов этого стиля - сообщать информацию и побуждать другого человека (или людей) действовать.

32

Устная форма научного стиля используется…

…на научных конференциях, во время лекций,
семинарских занятий и экзаменов.
33

Письменные тексты научного стиля – это диссертации, дипломные работы, учебники, научные статьи и доклады.

34

Основная функция текстов этого стиля - сообщение информации.

35

Устная форма публицистического стиля используется …

… на телевидении и радио, во время публичных
выступлений на общественно-значимые темы.
36

Письменные тексты публицистического стиля – это статьи в газетах и журналах.

37

Основные функции текстов этого стиля – сообщение информации и воздействие на мысли и чувства людей.

38

Чем функциональные стили отличаются друг от друга?

Функциональные стили отличаются друг от
друга прежде всего лексикой.
В русском языке есть слова, которые могут
использоваться в любой ситуации, в любом
стиле. Они называются нейтральными
словами. И есть слова, которые могут
использоваться ограниченно. Такие слова
называются стилистически окрашенными.
39

Стилистически окрашенная лексика

В толковых словарях русского
языка рядом со
стилистически окрашенным
словом ставится специальная
пометка:
Разг. – разговорная речь
Книжн. – книжная речь
Офиц. – официально-деловой стиль
Спец. – научный и официально-деловой стиль
Высок. – язык художественной литературы и
публицистики
40

Нейтр.
лексика
Разг.
Книжн.
идти
плестись
шествовать
выразить
Высок.
изыскать
физиономия
небо
лик
небосвод
освещени
е
солнцем
инсоляция
трудное
время
доллары
США
Спец.
изъявить
найти
лицо
Офиц.
лихолетье
зелень
41

Нейтральн. Разг.
лексика
богатый
Спец.
Высок.
несравненный
незабывае
мый
незабвенный
полно
навсегда
случайно
Офиц.
денежный имущий
замечательный
много
Книжн.
навеки
ненароком
42

Сравните тексты

Разговорная речь
- Я хочу познакомить
тебя с партнёром.
Он человек
денежный. У него в
банке полно зелени.
Книжная речь
- Я хочу познакомить
Вас со своим
деловым партнёром,
который
принадлежит к
классу имущих. В
банке у него много
долларов США.
43

Эмоционально окрашенная лексика

Эмоционально окрашенная лексика – это
слова, выражающие чувства, эмоции.
Например: отличный, прекрасный, плохой,
скверный.
Одновременно с эмоциями эти слова выражают
оценку.
Оценка может быть:
1) положительной (отличный, прекрасный);
2) отрицательной (плохой, скверный).
44

Сравните:

О хорошем человеке:
прекрасный,
превосходный,
чудесный,
изумительный,
деликатный,
умница,
герой,
богатырь,
орёл,
лев.
О плохом человеке:
безобразный,
отвратительный,
гадкий,
нахальный,
противный,
глупец,
трус,
пигмей,
ворона,
заяц.
45

Сравните:

У него прекрасный
вид.
У неё превосходное
чувство юмора.
Мой брат –
настоящий герой.
Да ты орёл!
У него безобразный
вид.
У неё
отвратительное
чувство юмора.
Мой брат –
настоящий трус.
Ну ты и ворона!
46

Эмоционально окрашенной, оценочной лексики не может быть в текстах официально-делового и научного стилей. Но такие слова могут

Эмоционально окрашенной,
оценочной лексики не может
быть в текстах официальноделового и научного стилей.
Но такие слова могут быть в
текстах публицистического стиля
и в разговорной речи.
47

Вывод

Средства русского литературного языка распределяются
неравномерно. Выделяют три разновидности: язык
художественной литературы, разговорную речь и книжную
речь. В рамках книжной речи существуют функциональные
стили: научный, публицистический и официально-деловой.
Стили и разновидности имеют ряд отличий, прежде всего в
лексике. Например, эмоционально окрашенную лексику можно
употреблять только в бытовом общении и в выступлениях на
телевидении, радио, в газетных статьях и т.п.
На следующих лекциях вы подробно ознакомитесь с признаками
каждой разновидности литературного языка, за исключением
языка художественной литературы, который мы рассматривать
не будем.
48

Вопросы для самопроверки

Из каких компонентов складывается речевое
общение?
Какие функции языка вы знаете?
Что такое функциональная разновидность языка?
Какие функциональные разновидности языка вы
знаете?
Что такое функциональный стиль?
Какие функциональные стили вы знаете?
Что такое нейтральная лексика?
Что такое эмоционально окрашенная лексика?
Что такое оценочная лексика?
49Культура русской речи. Под ред. проф.
Л.К.Граудиной, 1998.
Бердичевский А.Л., Соловьёва Н.Н. Русский
язык: сферы общения. Учебное пособие по
стилистике для студентов-иностранцев, 2002.
Балыхина Т.М., Лысякова М.В., Рыбаков М.А.
Учимся общению: учебный курс русского
языка и культуры речи для учащихся высших
учебных заведений России, 2004

Язык и речь

1) Язык. 3.1. Нормативный аспект к. р.

1.1. Функции языка 3.1.1. Литературный язык

1.2. История происхождения русского языка 3.1.2 Кодификация

1.3. Язык - знаковая система 3.1.3 Норма

2) Речь 3.2 Коммуникативный аспект к.р.

3) Культура речи 3.3 Этический аспект культуры речи

Все наши мысли выражаются посредством языка Язык – это система фонетических, лексических, грамматических единиц, являющаяся средством общения людей и выражения их мыслей, чувств и волеизъявлений.

Язык как система реализуется только в речи и через нее выполняет свое коммуникативное назначение. Быть средством общения – это первая функция языка (коммуникативная ). Вторая функция языка – когнитивная (познавательная) – язык участвует в формировании мышления. Третьяфункция языка – аккумулятивная (накопительная). Язык помогает сохранять и передавать информацию, которая хранится в письменном виде (летописи, документы, мемуары, газеты, журналы и т.д.) и в устной форме – фольклор (устное народное творчество). Четвертая функция языка – эмотивная (выражение чувств).

Современный русский язык по происхождению связан с общеславянским языком, который выделился несколько тысячелетий назад из индоевропейского языка-основы и служил средством общения славянских племен до V – VI вв. н.э.

На основе общеславянского языка образовались восточнославянский (древнерусский) язык, а также языки южнославянской группы (болгарский, сербский, хорватский) и западнославянской группы (чешский, польский, словацкий).

На древнерусском языке говорили восточнославянские племена, образовавшие в IX веке древнерусскую народность в пределах Киевского государства. В XIV – XV веках в результате распада Киевского государства на основе единого языка древнерусской народности возникло три самостоятельных языка: русский, украинский и белорусский, которые с образованием наций оформились в национальные языки.



Русский язык, как и любой другой язык, представляет собой систему (от греч. systema– целое, составленное из частей).

Язык состоит из единиц: фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. Единицы языка связаны друг с другом; однородные единицы (звуки и т.д.) объединяются и образуют уровни языка:

Язык – знаковая система . Знаки могут состоять из одной единицы или их комбинаций. Наименьшим самостоятельным является слово. Морфема самостоятельно не функционирует в языке. Она проявляет себя только в слове, поэтому считается минимальным, несамостоятельным языковым знаком. Предложение, высказывание, текст – составные знаки разной степени сложности.

Речь – это последовательность единиц языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями передаваемой информации. Но речь – это не только средство выражения мыслей и чувств. Это постоянная реклама наших способностей, нашей работы над собой. По тому, как мы говорим, наши собеседники делают вывод, кто мы такие, т.к. речь, независимо от воли говорящего, создаёт его портрет, раскрывает его личность. Речь – это своеобразный паспорт человека, который точно указывает, в какой среде общается говорящий, как он относится к людям, каков его интеллектуальный и культурный уровень.

В. Шекспир обращался к молодым: «Следите за своей речью, от неё зависит ваше будущее». Действительно, если человек владеет речью, если умеет говорить доходчиво, логично и убедительно, - он легко устанавливает контакты с людьми, уверенно чувствует себя во всех жизненных ситуациях; у него удачно складывается карьера; он всегда лидер, всегда – ведущий.

Человеку же, не умеющему говорить грамотно и убедительно, суждено быть ведомым. Он чувствует себя скованным, ущербным; почти всегда в общении терпит поражение, его карьера складывается труднее. Поэтому необходимо учиться культуре речи.

Культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач .

В определении понятия «культура речи» подчёркнуто три аспекта культуры речи: нормативный, этический и коммуникативный.

Нормативный аспект культуры речи связан с литературным языком.

Литературный язык – это высшая форма национального языка, которая отличается нормативностью от разговорного. Становление современного русского литературного языка неразрывно связано с именем А.С. Пушкина. Язык русской нации к моменту появления литературного языка был весьма неоднородным. Пушкин сумел на основе разных проявлений народного языка создать в своих произведениях такой язык, который был принят обществом в качестве литературного языка. Одна из главных функций литературного языка – быть языком всей нации, встать над отдельными локальными или социальными ограниченными языковыми образованиями.

Литературный язык – это то, посредством чего создаётся, наряду с экономическими, политическими и другими факторами, единство нации. Литературный язык – это язык культуры, язык образованной части народа, сознательно кодифицированный язык.

Кодифицированные нормы языка – это те нормы, которым должны следовать все носители языка. Любая грамматика языка, любой его словарь есть не что иное, как его кодифицирование.

Культура речи начинается там, где язык как бы «предлагает» выбор для кодификации: (кило´метр - киломе´тр). Язык не остаётся неизменным, он постоянно нуждается в норматировании (19 в. – матерь, дочерь, 20 в. – мать, дочь).

Норма – это исторически принятый в данном языковом коллективе выбор одного из вариантов употребления как рекомендуемого и предпочтительного. Норма подразделяется на императивную (обязательную) и диспозитивную (вариантную). Императивная норма предусматривает жёсткий выбор одного варианта как единственно правильного (ложить – неправ.; класть – прав.). Диспозитивная норма предусматривает выбор вариантов, два из которых признаются нормативными (маневр - манёвр).

Коммуникативный аспект культуры речи – это изучение текста с точки зрения соответствия его языковой структур задачам общения. Главное требование к хорошему тексту таково: из всех языковых средств должны быть выбраны такие, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленные коммуникационные задачи.

Главная функция этического аспекта культуры речи – контактоустанавливающая. Этическая основа культуры речи - это речевой этикет. Этические нормы касаются в первую очередь обращения на ты или вы, выбора полного или сокращённого имени, выбора обращений и способов приветствия и прощания.

Роль этических норм в общении можно прояснить на примере сквернословия. Это тоже «общение», в котором, однако, грубейшим образом нарушены именно этические нормы.

Т.о., высокая культура речи, связанная с умением правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка, невозможна без соблюдения определённых языковых норм правил общения.

Функциональные разновидности литературного языка

1. Типология Д.Н. Шмелёва

2. Разговорная речь

3. Книжный язык

3.1. Научный стиль речи

3.2. Официально-деловой стиль речи

3.3. Публицистический стиль речи

4. Язык художественной литературы.

Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживает разные сферы общения. Одно дело – обыденная разговорная речь, и совсем другое – язык науки. Каждая сфера общения в соответствии с теми коммуникативными задачами, которые ставятся в ней, предъявляет к языку свои требования. Поэтому в коммуникативном плане невозможно говорить о культуре владения языком вообще. Речь должна идти о культуре владения функциональными разновидностями языка.

В последнее время широкое признание получила типология функциональных разновидностей языка Д.Н. Шмелёва. Эта типология такова:

Литературный язык


Разговорная речь Язык художественной лит-ры

Книжный язык

Научный Публицистический

Официально-деловой

Разговорная речь – это особая функциональная разновидность литературного языка, которая реализуется спонтанно (без всякого предварительного обдумывания), в неофициальной обстановке, при непосредственном участии партнёров общения.

Поскольку языковые особенности разговорной речи (Р.р.) не зафиксированы в словарях и грамматиках, её называют некодифицированной, противопоставляя тем самым кодифицированным функциональным разновидностям языка.

Запишем диалог. Некодифицированная норма:

Извините… Казанский вокзал… Как доехать?

Казанский? Четырнадцатый троллейбус тебе лучше.

Кодифицированная норма:

Извините. Как лучше доехать до Казанского вокзала?

До Казанского вокзала удобнее доехать, если воспользоваться троллейбусом маршрута № 14. (Это высказывание противоестественно для разговорной ситуации).

Второй отличительный признак Р. р. состоит в том, что разговорное общение возможно только при неофициальных отношениях между говорящими.

Третьим признаком Р.р. является то, что она может реализоваться только при непосредственном участии говорящих.

Кроме того, Р.р. реализуется преимущественно в виде диалога.

Книжный язык обладает следующими основными чертами:

1. Реализация преимущественно в виде монолога.

2. Письменная форма выражения. Именно из-за письменной формы выражения эта функциональная разновидность получила название «книжный язык».

Главное свойство книжного языка – это свойство сохранять текст и тем самым служить средством связи между поколениями. Все виды непрямой коммуникации осуществляются с помощью книжного языка. В нём есть все средства, необходимые для разнообразных целей коммуникации, для выражения абстрактных понятий и отношений.

Поскольку книжный язык обслуживает разные сферы жизни общества, он подразделяется на функциональные стили.

Функциональный стиль – это такая разновидность книжного языка, которая свойственна определённой сфере человеческой деятельности и обладает определённым своеобразием в использовании языковых средств.

Каждый функциональный стиль реализуется в речевых жанрах. Жанр – это конкретный вид текстов, обладающих специфическими чертами, отличающими жанры друг от друга, а также общностью, которая обусловлена тем, что определённые группы жанров принадлежат одному функциональному стилю.

Научный стиль характеризуется отвлечённостью, строгой логичностью, точностью обозначения понятий и реалий, определёнными особенностями лексики и синтаксиса. В нём выделяют следующие жанры: аннотация, рецензия, статья, диссертация и др.

Официально-деловой стиль отличается высокой стандартностью, большим количеством клишированных фраз, точностью формулировок, сухостью, строгостью изложения. В этом стиле существует большое количество жанров: закон, приказ, резолюция, нота, договор, инструкция, заявление и др.

Публицистический стиль характерен прежде всего для средств массовой информации. Его специфичность состоит в сочетании двух функций языка: информационной и агитационной. Он характеризуется использованием экспрессивно-оценочной лексики, а также фразеологии. Выделяют следующие жанры публицистического стиля: статья, очерк, репортаж, интервью и др.

Главной отличительной особенностью языка художественной литературы является его особая по сравнению с другими функциональными разновидностями предназначенность: вся организация языковых средств подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами. В языке художественной литературы могут использоваться элементы других функциональных разновидностей языка, а также нелитературные формы языка: просторечие, жаргоны, диалекты.

Особое положение языка художественной литературы в системе функциональных разновидностей языка состоит ещё и в том, что он оказывает огромное влияние на литературный язык в целом. Не случайно в название нормированного национального языка включено определение «литературный». Именно писатели формируют в своих произведениях нормы литературного языка.

Нормативный аспект культуры речи.

Культура речи. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

С литературным языком тесно связано понятие культуры речи.

Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме.

Культура речи содержит три составляющих компонента:

Нормативный,

Коммуникативный,

Этический.

Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи. Языковая норма - это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших.

Коммуникативный аспект культуры речи . Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств, необходимых для данной цели. В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка.

Точность речи. Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления. Точность речи определяется:

Знанием предмета,

Логикой мышления,

Умением выбирать нужные слова.

Нарушение точности речи в результате недостаточного знания особенностей русского языка - это употребление слов в несвойственном им значении; неустранённая контекстом многозначность; порождающая двусмысленность; смешение паронимов, омонимов.

Каждое знаменательное слово выполняет номинативную функцию, т. е. называет предмет или его качество, действие, состояние. Это обязывает говорящих обращать внимание на значение слов, правильно их использовать.

Снижает точность речи незнание о существовании в языке паронимов и омонимов, неумение нейтрализовать эти явления в речи.

Паронимами называются слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Наличие в языке паронимов приводит к тому, что в устной и письменной речи одно слово ошибочно употребляется вместо другого.

Омонимами называют слова, различные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию (ключ). Употребление в речи омонимов может также привести к смысловой неточности, двузначности высказывания.

Понятность речи. Общепонятность языка определяется, прежде всего, отбором речевых средств, а именно необходимостью ограничить использование слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости.

Огромный словарь русского языка с точки зрения сферы употребления можно разделить на две большие группы - лексику неограниченной сферы употребления, в которую входят общеупотребительные, понятные для всех слова, и лексику ограниченного употребления, в которую включены профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины, т.е. слова, употребляемые в определённой сфере - профессиональной, социальной и т.д.



Профессионализмы - слова и выражения, используемые людьми одной профессии (журналисты, электронщики и др.). Для них характерна большая детализация в обозначении специальных понятий, орудий труда, производственных процессов, материала.

Диалектная лексика - слова, ограниченные в территориальном отношении, входящие в словарный состав отдельных диалектов, понятные лишь жителю данной местности (векша-белка, курень - дом ).

Жаргонизмы - слова и выражения, принадлежащие какому - либо жаргону. В современной лингвистической литературе слово жаргон обычно употребляется для обозначения различных ответвлений общенародного языка, которые служат средством общения различных социальных групп.

Термины - это слова, которые являются точным обозначением определённого понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни (речевой дефект, онтогенез) и т. п.

Понятие -это мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности.

Заимствование - это слова, которые появляются в языке в результате общения одних народов с другими, в результате политических, экономических и культурных связей между ними. Это нормальное, естественное явление для любого языка.

Ясность и понятность речи зависят и от правильного употребления в ней иностранных слов. Место иноязычных слов в русском языке, их дальнейшая судьба неодинакова и определяется их назначением.

Заимствования по степени их проникновения в словарный состав русского языка можно разделить на три группы.

Первую и з них составляют иноязычные слова, прочно вошедшие в русский язык. Они заимствованы давно, усвоены всем народом и не воспринимаются как иноязычные (девиация).

Вторую группу составляют слова, широко распространённые в русском языке и также являющиеся единственными наименованиями обозначаемых понятий, но осознающиеся как иноязычные (толерантность, креативность).

В третью группу входят иноязычные слова, которые не получили широкого распространения. К ним относятся и слова, имеющие русские параллели, но и отличающиеся от них объёмом, оттенком значения или сферой употребления.

В процессе общения людям часто приходится разъяснять, как следует понять то, что обсуждается, уточнять, какой смысл имеет то или иное слово, выражение. Речевая практика выработала несколько способов объяснения слов.

Способы объяснения слов .

1. Наиболее рациональным способом толкования слов считается логическое определение , т.е. определение понятия через ближайший род и видовое отличие.

2. Распространённым является синонимический способ , т.е. объяснение с помощью слов, различных по звучанию, но имеющих общее значение.

3. Довольно часто при объяснении слова применяют описательный способ, при котором его смысл передается посредством описания самого предмета, понятия, явления.

4. Поясняя значение слова, иногда хорошо обратится к его этимологии . Этимология учит нас понимать истинный смысл слова, уточняет его. Наука не только устанавливает исходное значение слова, его первоначальный смысл, но и исследует историю его применения, причины изменений, которые оно претерпело.

Богатство и разнообразие речи. Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.

Богатство любого языка определяется, прежде всего, богатством словаря. Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях, определяется смысловой насыщенностью слова, т.е. его многозначностью. Чаще всего в речи реализуется одно из значений многозначного слова. Если было бы иначе, то люди часто не понимали бы друг друга или понимали неправильно. Однако многозначность может быть использована как прием обогащения содержания речи.

Наш язык очень богат синонимами, т.е. словами, близкими по своему значению. Каждый из синонимов, таким образом, отличаясь оттенком значения, выделяет какую-то особенность качества предмета, явления или какой-то признак действия, а в совокупности синонимы способствуют более глубокому, всестороннему описанию явлений действительности. Синонимы делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль.

Немало в русском языке слов, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, т.е. обладают экспрессией.

Очень много в русском языке слов эмоционально окрашенных . Это объясняется тем, что наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение. Необыкновенно богат русский язык образной фразеологией.

Словарь русского языка постоянно обогащается новыми словами. В сравнении с другими языками, он выгодно отличается по разнообразию и количеству способов образования новых слов.

Новые слова создаются с помощью приставок, суффиксов, чередования звуков в корне, сложением двух или нескольких основ, путем переосмысления, расщепления слов на омонимы и т.д. Наиболее продуктивным является морфологический способ образования, с помощью которого от одного и того же корня создаются десятки новых слов.

Богатством, гибкостью и выразительностью отличается и грамматический строй языка. Богатство, разнообразие, оригинальность и самобытность русского языка позволяют каждому сделать свою речь богатой и оригинальной.

Выразительность речи. Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей.

Выразительность речи во многом зависит от ситуации общения. Помогают говорящему сделать речь образной, эмоциональной специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.

Прежде чем анализировать различные изобразительные средства языка, следует уточнить, какими свойствами обладает слово. Понятие образности слова связано с явлением многозначности. Слова, называющие только один какой-либо предмет, считаются однозначными, а слова, обозначающие несколько предметов, явлений действительности – многозначными (ручка).

Первое значение, с которым слово появилось в языке, называется прямым, а последующие - переносными.

Прямые значения непосредственно связаны с определенными предметами, названиями которых они являются.

Переносные значения, в отличие от прямых, обозначают факты действительности не непосредственно, а через отношение к соответствующим прямым.

С понятием переносного употребления слов связаны такие художественные средства, как метафора, метонимия, синекдоха , широко используемые в ораторских выступлениях, устном общении.

Метафора основана на переносе наименования по сходству. Метафоры образуются по принципу олицетворения, овеществления, отвлечения и т.д. Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать эмоциональные ассоциации, помогать глубже осознать, представить событие или явление.

Метонимия в отличие от метафоры основана на смежности. При метонимии два предмета, явления, получившие одно название, должны быть смежными. Слово смежные в этом случае следует понимать не просто как соединение, а несколько шире - тесно связанные друг с другом.

Синекдоха - троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого или, наоборот, целое - вместо части, множественное число - вместо единственного.

Сравнение - это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнение предполагает наличие трех данных: предмет, образ и признак.

Эпитеты - художественные определения. Они позволяют, более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащают содержание высказывания. В научной литературе обычно выделяют три типа эпитетов: общеязыковые (постоянно употребляются в литературном языке, имеют устойчивые связи с определяемым словом); народно - поэтические (употребляются в устном народном творчестве); индивидуально - авторские (созданы авторами).

Для оживления речи, придания ей эмоциональности, выразительности, образности употребляют также приемы стилистического синтаксиса, так называемые фигуры: антитеза, инверсия, повтор и др.

Прием, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков, называется антитезой (в гостях хорошо, а дома – лучше). Антитеза широко представлена в пословицах и поговорках. Антитеза - действенное средство речевой выразительности и в публичной речи.

Ценное средство выразительности в выступлении - инверсия , т.е. изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью.

Нередко для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма прибегают к такой стилистической фигуре , как повторы. Начинают несколько предложений одним и тем же словом или группой слов. Такой повтор называется анафорой, что в переводе с греческого языка означает единоначатие.

В устной речи повторы встречаются и в конце фразы. Как и в начале предложения, повторяться могут отдельные слова, словосочетания, речевые конструкции. Подобная стилистическая фигура называется эпифорой.

В практике ораторского искусства выработаны приемы. Один из таких приемов - вопросно - ответный ход . Помимо вопросно - ответного приема нередко применяют так называемый эмоциональный или риторический вопрос (В судьи – кто?). Риторический вопрос усиливает воздействие речи на слушателей, пробуждает в них соответствующие чувства, несет большую смысловую и эмоциональную нагрузку.

К средствам выразительности относят и прямую речь . Дословно переданная чужая речь называется цитатой. Как форма передачи чужого высказывания в выступлении употребляется и косвенная речь, передающая чьи - либо слова от третьего лица.

Богатый материал для выступлений содержит устное народное творчество . Настоящий клад для оратора - пословицы и поговорки . Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа - творца, опытом многих поколений.

Для создания образности и эмоциональности речи служит фразеология русского языка.

Необходимо помнить, что правильность нашей речи, точность языка, четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря, эффективность общения, усиливают действенность устного слова.

Широкое признание получила типология функциональных разновидностей языка, предложенная академиком Шмелевым. Выделяют следующие функциональные разновидности:

1)научный стиль

2)официально деловой

3)публицистический

4)разговорная речь

5)язык художественной литературы

Научный и официально-деловой относится к разряду строгих. Они имеют немало общего, это прежде всего использование терминов, точность, логичность, отказ от смысла в неявном выражении. Не строгими разновидностями признаются разговорная речь и язык художественной литературы. Разговорная речь противопоставляется как некодифицированная разновидность всем другим функциональным разновидностям языка, так как её особенности не фиксируется не в словарях не в грамматиках. На границе между строгими и не строгими разновидностями находится публицистический стиль, так как он соединяет в себе две противопоставленные тенденции. тенденцию стартонтизации свойственную строгим стилям и тенденцию конспресивности свойственную разговорной речи и языку художественной литературы.

1)научный стиль – это книжный стиль литературного языка, языковые особенности научного стиля объясняются предназначенностью научных текстов для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Научный стиль должен обеспечивать ясность, точность, объективность, недвусмысленность, логичность и доказательность изложения.

Языковые особенности научного стиля:

лексические особенности

1)использование терминов, общеупотрибельных и узкоспециальных

2)наличие абстрактной лексики

3)наличие собственной научной физиологии или составных терминов

4)ограниченное использование эмоционально экспрессивной лексики, которая имеет здесь не конкретно общие значение, а используется в терминах.

Морфологические особенности

1)использование более коротких вариантных форм, что соответствует принципу экономики языковых средств

2)потребление формы единственного формы единственного числа в значение множественного

3)потребление вещественных

4)использование вместо глаголов, глагольно именных сочетаний

5)часто использование причастий и деепричастий

Синтаксические особенности

1)наличие прямого порядка слов

2)использование сложных предложений

3)наличие составных подчинительных союзов

4)использование словосочетаний указанных на тесную логическую связь частей текста

Подстили научного стиля

1)собственно научные (монография, статья, доклад)

2)научно-информативный (реферат, аннотация, техническая инструкция, патентное описание)

3)научно-справочный (словарь, энциклопедия, справочник, каталог)

4)учебно-научный (учебник, словарь, энциклопедия, методическое пособие)

5)научно-популярный (лекция, очерк, книга)

Официально деловой стиль

Это книжный стиль литературного языка, обслуживающих сферу письменных официально деловых отношений, это стиль государственных актов, законов, международных документов, уставов, инструкций, административно канцелярской документации и деловой переписки. Функции данного стиля: функции сообщения и административного воздействия. Официально деловой стиль выделяется среди других функциональных разновидностей, своей стабильностью, традиционностью, замкнутостью. Неотъемлемыми специфическими чертами данного стиля являются точность, лаконичность, конкретность, объективность и доступность.

Официально деловой стиль характеризуется частой повторяемостью, и единообразием языковых средств и использованием Клеше.

Языковые особенности официально делового стиля:

1)лексические особенности, использование профессиональной терминологии

2)использование сложносокращенных форм

3)наличие слов и выражений вне деловой речи как правило не употребляющихся

4)употребление устойчивых словосочетаний не фразеологического характера

Морфологические особенности

1)преобладание от глагольных существительных причастий и деепричастий

2)преобладание пассивных форм выражения над активными

3)скопление большого количества родительных падежей

4)существительные обозначающие должности в деловом стиле, как правило, употребляются только в мужском роде

5)частое употребление глаголов в повелительном наклонении

Синтаксические особенности

1)наличие строго и определенного порядка слов

2)преобладание сложных предложений

3)употребление стандартных синтаксических моделей с отоименными предлогами

4)использование условно инфинитивных конструкций со значением долженствования

5)преимущественное использование косвенной речи

Официально деловой стиль включает в себя следующие подстилы:

1)законодательный (право, правовые отношения между гражданами, а также между отдельными организациями и учреждениями)

2)обиходно-деловой (

3)дипломатический

Главные функции законодательного подстиля предписывающая-регулирующая в законах и организационно регулирующая в уставах. Законодательный подстиль включает в себя следующие жанры: закон, конституцию, акт гражданские и уголовные, указ, кодекс, уставы. Одной из характерных черт данного подстиля является использование лексики связанные с работой административных органов.

Обиходно-деловой подстиль связан со служебной перепиской (деловой письмо, коммерческая корреспонденция) связанно с официально деловыми бумагами, справка, удостоверение, акт протокол и связан с частными деловыми бумагами, заявление, доверенность, расписка, автобиография, отчет. Функции организационно содержательные и административно регулирующие.

Дипломатический подстиль схемы функционирования международные отношения. Включает следующие жанры: конвенция, коммюнике, меморандум, декларация и нота (дипломатическое послание одного правительства, другому). Функция организационно регулирующая. Организационно воздействующая и информационно содержательная. Специфическими являются лексика и фразеология дипломатических документов. Значительная часть этой лексики носит интернациональный характер, некоторые слова передаются как русскими буквами, так и в латинском написании. Дипломатическому языку нечуждые некоторые элементы образности, языку дипломатии в целом присущи использование книжной, высокой лексики. Которая служит для создания известной торжественности и приданию документов подчеркнутой значимости. Используется также выражения связанные с этикетом. И представляющие собой общие принятые формулу вежливости.

Публицистический стиль

Публицистический стиль это исторически сложившийся функциональная разновидность литературного языка обслуживающая широкую службу общественных отношения политических экономических, культурных, спортивных, повседневного быта. данный стиль используется в общественно политической литературе, периодической печати, радио и телепередачах, документальных кино и некоторых видов ораторской речи. Неоднородность задач и условий приводит к единству двух функций: информационной и воздействующей.

С одной стороны газетно-публицистические тексты характеризуется логически последовательным изложением точным словоупотреблением, терминологической строгостью и использованием своеобразных газетных клеше необходимых для быстрой передачи информации. С другой стороны неотъемлемыми чертами публицистической речи являются побудительность., призывность, речевая выразительность стремление к новизне выражения и некоторая рекламность.

Лексические особенности публицистического стиля:

1)употребление слов книжных, слов высокого стиля

2)употребление слов разговорных стилистически сниженных

3)частое использование общественно-политической лексики

4)частое использование заимственных слов

5)использование тропов, стилистических фигур


Похожая информация.


Функциональный стиль, или функциональная разновидность языка, функциональный тип речи

– это исторически сложившаяся, общественно осознанная речевая разновидность, обладающая специфическим характером (своей речевой системностью – см.), сложившимся в результате реализации особых принципов отбора и сочетания языковых средств, это разновидность, соответствующая той или иной социально значимой сфере общения и деятельности, соотносительной с определенной формой сознания, – наука, искусство, право и т.д. См.: Ф. с. научный, оф.-деловой и др. – по А.Н. Васильевой, "макростили". Или иначе – это исторически сложившийся тип функционирования языка, отложившийся и существующий в сознании говорящих, который, реализуясь в речи в процессе общения, представляет собой крупные композиционные типы речи, обладающие спецификой. Ф. с. создается под влиянием комплекса базовых экстралингвистических стилеобразующих факторов (см.): наряду с видами деятельности и формами общественного сознания – функции языка; типовое содержание, характерное для соответствующей сферы общения; цели общения, связанные с назначением в социуме той или иной формы сознания и вида деятельности и др. (Эти две формулировки опираются на понимание стиля В.В. Виноградовым, М.М. Бахтиным и Б.Н. Головиным). По Виноградову, Ф. с. – явление литературного языка.

В русской лингвистической и чехословацкой традиции выделяют следующие Ф. с.: научный (научно-технический – см.), публицистический (или газетно-публицистический, политический – см.), официально-деловой (законодательный – см.), разговорный (обиходно-разговорный – см.), художественный (беллетристический – см.), религиозный – см. Эти Ф. с. представлены почти во всех современных европейских (и не только) языках. При этом закономерности функционально-стилевой системы (Ф. стиля) носят вероятностно-статистический характер. Они создаются не столько за счет готовых в языке стилистически маркированных средств, сколько за счет различной частоты употребления тех или иных языковых единиц и их организации, речевой системности (см.), образующейся под действием своей в каждом Ф. с. доминанты (или иначе: конструктивного принципа – см.). Напр., для оф.-дел. Ф. с. доминантой является императивность; точность, не допускающая инотолкования; стандартизация речи; для газетно-публиц. сочетание экспрессии и стандарта, яркая социальная оценочность, установка на новизну выражения.

В русистике нет единого мнения о статусе (возможности выделения наряду с другими в качестве Ф. с.) художественного стиля речи (см.); в известной мере это касается и разговорного стиля (см.).

Вероятностно-статистическая модель стиля разрабатывалась Б.Н. Головиным, О.Б. Сиротининой, Г.А. Лесскисом, М.Н. Кожиной, А.Я. Шайкевичем и др.). Она обладает предсказуемостью в отношении использования тех или иных единиц языка (включая грамматические явления).

В русской и чехословацкой лингвистике Ф. с. обычно рассматривается как явление речевое (текстуальное), т.е. как стиль речи. Но существует и т. зр., согласно которой Ф. стили – это разновидности лит. языка (строя языка) – (Д.Н. Шмелев; Н.А. Кожин, А.К. Панфилов, В.В. Одинцов и др.). Очевидно, правомерно объединение обеих позиций: Ф. с. речи – это реализация в живом речевом общении потенциальных возможностей языка (наличие в языковом сознании говорящих представлений о правилах создания Ф. стилей языка). Правда, при этом в процессе использования языка в речи появляются дополнительные "прибавки". Ср. слова М. Елинка о Ф. с. как явлении именно речевом (1965).

Ф. с. не является монолитным, его можно рассматривать на разных уровнях абстракции: высшем – как макростиль (Ф. стиль) и низших, более конкретных (подстили и другие более частные разновидности). В этом плане следует говорить о ядре стиля и его периферии, в связи с чем целесообразно моделировать Ф. с. в аспекте полевой структуры С. (см.). С учетом не только базовых, но и других экстралингвистических факторов Ф. с. подразделяются, т. о., на подстили, жанры, на другие, в том числе периферийные, разновидности, отражающие взаимодействие стилей (пограничные "области" Ф. с.), так как в реальной речевой действительности стили взаимодействуют и пересекаются. Тем самым в стилевой стороне речи (текста) можно найти как инвариантные для данного Ф. с. (основные) (см.), так и черты, "идущие" от экстраоснов подстиля или жанра; кроме того, в некоторых периферийных – стилевые черты и элементы других Ф. стилей.

Ф. с. – явление историческое и социальное; становление их и развитие связано с изменениями социально-культурных условий жизни общества и использования языка. Ф. с. реализуются в письменной и устной формах, но по-разному. Известна особая точка зрения (О.А. Лаптевой) о существовании устной публичной речи (см.) вне зависимости от Ф. с., т.е. объединяющая ряд стилей в их устной форме. Другая позиция по этому вопросу принадлежит Е.А. Земской, Е.Н. Ширяеву, О.Б. Сиротининой.

Научное изучение Ф. с. – центрального понятия современной стилистики – начинается в 20-х гг. XX в. в трудах ученых Пражского лингвистического кружка, в работах Г.О. Винокура, В.В. Виноградова, М.М. Бахтина и позже – Ю.С. Степанова, В.П. Мурат, Т.Г. Винокур, А.Н. Васильевой, Б.Н. Головина, В.Г. Костомарова, М.Н. Кожиной, К.А. Роговой, Н.М. Разинкиной, О.Б. Сиротининой, Г.Я. Солганика, Т.В. Матвеевой и мн. др. Развитию учения о Ф. с. способствовал поворот языкознания от структурной парадигмы к коммуникативно-функциональной, которому в свою очередь содействовала функц. стилистика.

Ф. с. – существенный признак лит. языка; историческое развитие последнего связано с расширением его функций и тем самым формированием различных Ф. стилей, их постепенной "кристаллизацией" (более ярко выраженными стилевыми чертами каждого Ф. с., закономерным характером стилостатистических частот языковых единиц, стилевой "чистотой" его речевой системности , а также – подстилей и других более частных стилевых разновидностей). Специфическая речевая системность Ф. с. обнаруживается в тексте; стиль, таким образом, выступает как свойство текста, поэтому изучение Ф. с. не должно ограничиваться анализом функционирования в речи дотекстовых единиц. Тем самым (см.) представляет собою один из разделов функциональной стилистики (см. ). См. также .

Лит. : Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики. – ВЯ . – 1955. – №1; Его же: . Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963; Винокур Г.О. О задачах истории языка // Избр. работы по рус. языку. – М., 1959; Кожина М.Н. К основаниям функциональной стилистики. – Пермь, 1968; Ее же: О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. – Пермь, 1966; Ее же: О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. – Пермь, 1972; Ее же: Стилистика русского языка.– 3-е изд. – М., 1993; Развитие функциональных стилей современного русского языка. – М., 1968; Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. – М., 1971; Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. – М., 1974; Рогова К.А. Синтаксические особенности публицистической речи. – Л., 1975; Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Общие понятия стилистики, разговорно-обиходный стиль речи. – М., 1976; Ее же: Курс лекций по стилистике. Научный стиль речи. – М., 1976; Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. – М., 1979; Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. – М., 1980; Головин Б.Н. Основы культуры речи. Гл. II. – М., 1980; Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980; Солганик Г.Я. Лексика газеты. – М., 1981; Кожин Н.А., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. – М., 1982; Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка. Лексика. – Саратов, 1983; Грамматика. – Саратов, 1992; Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. – Свердловск, 1990; Функциональные стили и формы речи / Под редакцией О.Б. Сиротининой. – Саратов, 1993; Салимовский В.А. Жанры речи в функционально-стилистическом освещении (научный академический текст). – Пермь, 2002; Havranek B. Studue o spisovnem jazyce. Praha, 1963; Jelinek M. Definice pojmu "jazykovy styl" // Sbornik praci filosofické faculty Brnĕnske university, 1965, A 13; Hausenblas K. Výstavba slovesných komunikatů a stylistyka // Československé přednašky pro VI mzn. sjezd slavistů. – Praha, 1968 (см. там же ст. Jelinka M.); Fleischer W., Michel G. Stilistik der deutschen Gegenwartssprache. – Leipzig. 1975; Mistrik I. Štylistika slovenského jazyka. – Bratislava, 1985; Tošovic B. Funkcionalni stilovi. – Sarajevo, 1988; Его же: Функционални стилови. – Београд, 2002.

М.Н. Кожина


Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М:. "Флинта", "Наука" . Под редакцией М.Н. Кожиной . 2003 .

Смотреть что такое "Функциональный стиль, или функциональная разновидность языка, функциональный тип речи" в других словарях:

    функциональный стиль - (функциональная разновидность языка, функциональный тип речи) Исторически сложившаяся, общественно осознанная речевая разновидность, обладающая речевой системностью, специфическим характером, сложившимся в результате реализации особых принципов… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Функциональный стиль - (функциональная разновидность языка, функциональный тип речи) Исторически сложившаяся, общественно осознанная речевая разновидность, обладающая речевой системностью, специфическим характером, сложившимся в результате реализации особых… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

    функциональный стиль - и. Разновидность литературного языка, обусловленная различием функций, выполняемых языком в определенной сфере общения. Понятие ф. с. является центральным, базовым при дифференциальном делении литературного языка, своего рода точкой отсчета для … Учебный словарь стилистических терминов

    - – одно из центральных направлений стилистики, изучающее закономерности функционирования языка в различных сферах речевого общения, соответствующих тем или иным разновидностям деятельности и представляющих прежде всего функц. стили (см.), а также… …

    - (от лат. stilus, stylus – остроконечная палочка для письма, затем –манера письма, своеобразие слога, склад речи). В языкознании нет единого определения понятия С., что обусловлено многомерностью самого феномена и изучением его с различных точек… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    - – один из функциональных стилей (см.), характеризующих тип речи в эстетической сфере общения: словесных произведений искусства. Конструктивный принцип Х. с. р. – контекстуальный перевод слова понятия в слово образ; специфическая стилевая черта –… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка - – одна из стилистико речевых разновидностей науч. функц. стиля, выделяемая (по сравнению с собственно научным) на основании реализации дополнительных задач коммуникации – необходимости перевода специальной науч. информации на язык неспециального… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    Франция - (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия