Эксперимент "филадельфия". Филадельфийский эксперимент: вымысел и факты Эксперимент филадельфия

В 1980-х годах, когда количество американских кинолент на советских экранах было довольно ограниченным, настоящим хитом проката стала картина «Секретный эксперимент». Советские мальчишки, затаив дыхание, следили за приключениями американского моряка, который во время научного эксперимента угодил во «временную воронку» и попал из 1943 в 1984 год.

Отечественным любителям фантастики было невдомек, что в США многие рассматривают этот фильм как снятый «на основе реальных событий».

Бортовой номер DE-173

До сих пор некоторые конспирологи уверены — в 1943 году американские физики и военные провели эксперимент, результаты которого оказались настолько грандиозными, что были засекречены на многие десятилетия.

Все события, связанные с так называемым «филадельфийским экспериментом» происходили вокруг эсминца «Элдридж». Этот военный корабль с бортовым номером DE-173 вошел в состав американского флота летом 1943 года. С 4 января 1944 года по 9 мая 1945 года корабль выполнял боевые задачи в Средиземном море. 28 мая 1945 года он направился в акваторию Тихого океана для поддержки американского флота в войне с Японией. В 1951 году судно было передано греческому флоту и переименовано в Leon. Военную службу эсминец нес вплоть до 1990-х годов, когда был списан и утилизирован.

У «Элдриджа» довольно обычная биография боевого корабля, но в ней есть одна загадочная дата — 28 октября 1943 года.

В погоне за невидимостью

В этот день эсминец, на борту которого находился экипаж из 181 человека, использовался на базе ВМФ США в Филадельфии для проведения особо секретного эксперимента.

Американские военные, заинтересовавшиеся работами знаменитого физика Альберта Эйнштейна , поставили перед ним задачу — обеспечить невидимость боевых кораблей, как минимум на экранах радаров, а как максимум — и визуально. Эйнштейн полагал, что такой результат может быть достигнут при помощи электромагнитного поля высокой мощности, сгенерированного вокруг материального объекта определенным образом.

Сам великий физик был «теневым куратором» проекта, а непосредственные опыты проводили его менее известные коллеги. Четыре мощных генератора электромагнитных колебаний были смонтированы на новейшем эсминце «Элдридж».

Первые опыты были проведены летом 1943 года, непосредственно у причала. Генераторы не были задействованы на полную мощность, но, тем не менее, результаты получились обнадеживающими. Побочным эффектом стало тяжелое состояние многих членов экипажа — головная боль, рвота, ожоги тканей.

Спуск на воду «Элдриджа» 25 июля 1943, штат Нью-Джерси. Источник: Public Domain

Телепортация с тяжелыми последствиями

Командование ВМС США, поколебавшись, решило, что игра стоит свеч. 28 октября 1943 года в 9 утра генераторы на «Элдридже» были включены на полную мощность. Вскоре эсминец окутала мутная зеленоватая дымка, после чего он исчез — и с экранов радаров, и с глаз совершенно потрясенных наблюдателей.

Но это было только начало. Исчезнувший в Филадельфии «Элдридж» возник из воздуха в Норфолке — на главной базе ВМФ США в Атлантике, что примерно в 300 километрах от места проведения эксперимента. Затем корабль «вернулся» в Филадельфию.

Когда генераторы были отключены, и наблюдатели вместе с учеными поднялись на борт «Элдриджа», их глазам предстала жуткая картина. Часть команды погибла, причем тела некоторых моряков как будто «вросли» в корпус корабля. Те, кого эта участь миновала, получили ожоги и находились в состоянии безумия. Несколько десятков человек просто пропали без вести. Относительно здоровыми оказались не более 20 членов экипажа.

Такой результат убедил флотское командование, что эксперименты пора сворачивать. События 28 октября 1943 года были строго засекречены, и гриф секретности не снят до сих пор.

Доктор Джессуп срывает покровы

В 1955 году американский уфолог Морис Джессуп выпустил книгу под названием «Доводы в пользу НЛО». После ее выхода автор получил письмо от некоего Карлоса Мигеля Альенде , который уверял, что стал свидетелем кое-чего такого, что не уступает по своей значимости загадке НЛО. И далее мистер Альенде привел описание «Филадельфийского эксперимента», приведенное выше.

Спустя пару лет в Управление военно-морских исследований бандеролью прислали книгу Джессупа с пометками на полях, которые касались, в том числе, и загадочного экспертимента. Озадаченные военные вызвали Джессупа, чтобы он объяснил, что все это значит. Уфолог заявил, что заметки на полях сделаны рукой Карлоса Мигеля Альенде.

20 апреля 1959 года Морис Джессуп покончил с собой. До этого он заявлял друзьям, что продолжает «расследование Филадельфийского эксперимента». Более того, уфолог уверял знакомых, что в Управлении военно-морских исследований военные признались ему, что эксперимент на самом деле имел место!

Для сторонников версии о реальности «Филадельфийского эксперимента» смерть Джессупа — доказательство правдивости этой истории. Дескать, военные решили избавиться от настойчивого искателя истины.

Непонятно, однако, зачем они ждали несколько лет? И не проще ли было отправить Джессупа в тюрьму как шпиона — в эпоху «Холодной войны» такие вещи практиковались сплошь и рядом.

Те, кто знал Мориса Джессупа, ничего странного в его суициде не видели. У уфолога были серьезные проблемы с финансами, нелады в личной жизни, и все это на фоне не самой устойчивой психики.

Перевод эскортного миноносца Eldridge в Греческий королевский военно-морской флот, 15 января 1951 года, Бостон, штат Массачусетс. Источник: Public Domain

«Власти все врут»

Однако его трагическая кончина подогрела интерес к «трагедии на «Элдридже». Со временем счет новых исследователей «филадельфийского эксперимента» пошел на десятки, а потом и на сотни. Кто-то находил косвенные намеки на опыты на борту «Элдриджа» в переписке Эйнштейна, другие обнаруживали неких свидетелей, третьи пытались установить, кем на самом деле был таинственный Карлос Мигель Альенде. Последние выдвинули версию о том, что под этим псевдонимом скрывался Карл Аллен , действительно служивший на базе в Филадельфии в 1940-х годах. Правда, Аллен страдал самым настоящим расстройством психики и считать его объективным свидетелем мог только человек, также не имеющий справки от доктора, но энтузиасты по раскрытию тайн на такие мелочи внимания не обращали.

Представители ВМС США долгое время никак не реагировали на происходящее. Лишь самым настойчивым, бомбардировавшим ведомство запросами, коротко отвечали — никакого эксперимента в 1943 году на эсминце «Элдридж» не проводилось.

Но в 1980-х годах, на фоне выхода кинофильма, который в американском прокате, в отличие от советского, назывался «Филадельфийский эксперимент», в СМИ США началось нечто несусветное. «Свидетельства» и «доказательства» стали публиковаться в массовом порядке, а «вишенкой на торте» стало интервью некого Альфреда Билека . Этот гражданин заявил, что в 1943 году служил на «Элдридже», и на нем действительно ставили опыты. Билек уверял, что лично перемещался в будущее, правда, ненадолго, а заодно и встречался с пришельцами.

Еще несколько лет флотское командование держало оборону, а затем рассекретило документы 1940-х годов, связанные с «Элдриджем», в том числе его бортовой журнал. Мало того, что в документах не оказалось никаких упоминаний об опытах, так еще выяснилось, что эсминца вообще не было и быть не могло в указанный период на баз в Филадельфии.

Но любители тайн — народ крепкий. «Власти все врут», — заявили они, обвинив ВМС США в фальсификации документов.

HNS Leon D-54, ранее USS Eldridge DE-173, вскоре после передачи, 25 июля 1951 года, Бостон, штат Массачусетс.

Филадельфийским эксперимент – засекреченный опыт ВМС США, поставленный 28 октября 1943 года с боевым эсминцем «Элдридж». Суть эксперимента заключалась в создании сверхмощного электромагнитного поля вокруг корабля, который в результате этой манипуляции должен был стать невидимым для радаров вражеской техники. Проект, по которому проводился Филадельфийский эксперимент, носил рабочее название «Радуга».

На фоне идущей в то время войны с фашисткой Германией Филадельфийский эксперимент имел решающее значение. Секретная технология создания невидимости для крупных военных объектов могла значительно повысить уровень их выживаемости в боевых условиях.

Как стал невидимым эсминец «Элдридж»

На борту «Элдриджа» находилась секретная установка, которая создавала сверхмощное электромагнитное поле вокруг всего корпуса корабля. Предположительно оно имело форму эллипса. Наблюдавшие эксперимент рассказывали, что видели вокруг эсминца сильное свечение и зеленоватый туман.

Результатом проведенных учеными манипуляций стало буквальное исчезновение «Элдриджа» из порта, в котором он стоял. Через некоторое время эсминец был замечен в Норфолке. Расстояние между ним и Филадельфией - более 320-ти км. Это позволяет предположить, что эксперимент вышел далеко за рамки первоначального замысла. Корабль не просто стал невидимым для радаров противника. Он в буквальном смысле слова телепортировался в другое место на карте.

Что стало с командой «Элдриджа»

В начале эксперимента на борту эсминца находился 181 член команды. По его завершении полностью здоровым остался только 21 человек. 13 матросов умерли от полученного во время работы установки облучения. Остальные пропали без вести. Почти все члены экипажа, пережившие Филадельфийский эксперимент, испытали сильнейший стресс и были сильно напуганы. Они переживали странные галлюцинации и рассказывали неправдоподобные вещи.

Что говорит военное ведомство

ВМС США официально не подтвердило факт проведения Филадельфийского эксперимента. Но доподлинно известно, что работы в этом направлении велись. Их результатом стало появление военной технологии невидимости «Стелс» (Stealth). Она представляет собой целый комплекс способов, которые позволяют военным морским судам и самолетам-истребителям быть невидимыми для электроники противника.

Стелс имеет несколько иную сферу воплощения. Кораблю придается особая геометрическая форма, позволяющая ему стать для радаров максимально незаметным. Но главное достижение заключается в особой обшивке судна, которая поглощает радиоволны и превращает боевую машину для эхолотов в «невидимку».

Как просочились слухи о секретном эксперименте в прессу

Большинство военных, служивших на «Элдридже», не подтверждают слухов об эксперименте с телепортацией. И все же они просочились в прессу и стали достоянием широкой мировой общественности. Это произошло в 1955-ом, когда вышла в печати книга известного американского уфолога М. Джессупа. В ней автор приводил разные доводы в пользу реального существования НЛО.

В ответ на издание книги Джессупу пришло письмо от одного из читателей, некоего К. М. Альенде. Авто письма утверждал, что своими глазами видел телепортацию военного морского судна. Так и стала известная история эсминца «Элдридж». На основании рассказов Альенде в 1984 году был снят фильм «Филадельфийский эксперимент». Он наделал много шума и содействовал огромной популярности «Элдриджа».

Могла ли произойти телепортация

Противники теории телепортации утверждают, что между Норфолком и Филадельфией военная субмарина вполне могла пройти по Чесапикско-Делавэрскому каналу. Гражданскими судами эта водная артерия между рекой Делавэр и заливом Чесапик давно не использовалась, но для военных была всегда открыта.

Возможность корабля оказаться незаметным для радаров врага с помощью электромагнитного поля многие ученые подтверждают. Это возможно благодаря явлению дегауссизации, или размагничивания. Амплитуда колебаний магнитного поля, создаваемого катушкой мощного электромагнита, четко регулируется. Переменное поле способно размагничивать электронику, находящуюся в пределах доступа источника электромагнитного излучения.

Ввиду таинственности и фантастичности Филадельфийского эксперимента вокруг него ходило много слухов. Предполагали, что такой грандиозный опыт мог поставить только гениальный ученый А. Эйнштейн, который в то время был еще жив. Но едва ли ВМС США могли прибегнуть в его услугам в своих секретных разработках. Эйнштейн симпатизировал коммунистам, что априори делало его неблагонадежным в глазах американского военного ведомства.

Пролить свет на Филадельфийский эксперимент могли бы реальные его участники – члены экипажа «Элдриджа». Но все они единодушно отрицали факт существования проекта "Радуга". Даже если опыт с телепортацией эсминца и имел место на самом деле, наверняка оставшиеся в живых моряки были связаны узами военной тайны. О реальном положении вещей остается только догадываться по косвенным «уликам».

Вооружение

Однотипные корабли

Всего было построено 72 корабля:

USS Gandy (DE 764), USS Acree (DE 167), USS Alger (DE 101), USS Amick (DE 168), USS Atherton (DE 169), USS Baker (DE 190), USS Bangust (DE 739), USS Baron (DE 166), USS Booth (DE 170), USS Bostwick (DE 103),USS Breeman (DE 104), USS Bright (DE 747), USS Bronstein (DE 189), USS Burrows (DE 105), USS Cannon (DE 99), USS Carroll (DE 171), USS Carter (DE 112), USS Cates (DE 763), USS Christopher (DE 100), USS Clarence L. Evans (DE 113), USS Coffman (DE 191), USS Cooner (DE 172), USS Curtis W. Howard (DE 752), USS Earl K. Olsen (DE 765), USS Ebert (DE 768), USS Eisner (DE 192), USS Eldridge (DE 173), USS Garfield Thomas (DE 193), USS Gaynier (DE 751), USS George M. Campbell (DE 773), USS Gustafson (DE 182), USS Hemminger (DE 746), USS Herzog (DE 178), USS Hilbert (DE 742), USS John J. Van Buren (DE 753), USS Kyne (DE 744), USS Lamons (DE 743), USS Levy (DE 162), USS Marts (DE 174), USS McAnn (DE 179), USS McClelland (DE 750), USS McConnell (DE 163), USS Micka (DE 176), USS Milton Lewis (DE 772), USS Muir (DE 770), USS Neal A. Scott (DE 769), USS O"Neill (DE 188), USS Osterhaus (DE 164), USS Oswald (DE 767), USS Parks (DE 165), USS Pennewill (DE 175), USS Reybold (DE 177), USS Riddle (DE 185), USS Rinehart (DE 196), USS Roberts (DE 749), USS Roche (DE 197), USS Russell M. Cox (DE 774), USS Samuel S. Miles (DE 183), USS Slater (DE 766), USS Snyder (DE 745), USS Stern (DE 187), USS Straub (DE 181), USS Sutton (DE 771), USS Swearer (DE 186), USS Thomas (ii) (DE 102), USS Thornhill (DE 195), USS Tills (DE 748), USS Trumpeter (DE 180), USS Waterman (DE 740), USS Weaver (DE 741), USS Wesson (DE 184), USS Wingfield (DE 194),

USS Eldridge (DE-173) - эскортный миноносец типа Cannon , названый в честь капитан-лейтенанта Джона Элдриджа младшего, убитого в воздушном бою в районе Соломоновых островов 2 ноября 1942 и посмертно награжденного Морским Крестом. Корабль принимал участие в сопровождении конвоев в Тихом и Атлантическом океанах во времена Второй мировой войны , был награжден 5-ю медалями. Так же стал объектом всеобщего внимания, благодаря мифу о «Филадельфийском эксперименте» . Продан Греции 17 июня 1946 года, а 11 ноября 1999 года сдан на слом.

История создания

Предпосылки к созданию

Способность вражеских субмарин блокировать линии поставок и уничтожать их являлась единственной причиной наличия эсминца в конвое. Так как он был единственной надводной быстроходной единицей, которая могла эффективно определить местонахождение, напасть и уничтожить субмарину, было логично создать корабль, который сконцентрировался бы на уничтожении подлодки и таким образом освободил бы эсминцы для выполнения быстроходных задач. Поэтому и был создан один из эскортных миноносцев Eldridge (DE-173) .

Энергетическая установка и ходовые качества

Двигатель модели 16-278A GM

В оснащение эскортных миноносцев входили различные энергетические установки (ЭУ). Поскольку эскортные миноносцы не являлись более востребованными, чем авианосцы , линкоры и эсминцы, то не было необходимости устанавливать на них паровые турбины. Ставился любой тип ЭУ, который был доступен в то время, когда поступал заказ. Таким образом, эскортные миноносцы могли быть снабжены приводом дизельного, дизель-электрического, турбо парового двигателей и турбо парового электродвигателя.

Корабль Eldridge (DE-173) довольствовался дизельными двигателями 16-278A GM, выпускаемыми инженерами завода Cleveland Diesel Engine Division компании General Motors Corporation в Кливленде, штат Огайо. Двигатели General Motors, также известные, как Winton V-тип, развивались в течении нескольких лет, и их более поздние модели оказались весьма надежными в использовании в период военного времени. Двигатель модели 16-278A General Motors являлся 16-цилиндровым V-типом двигателя с 2 банками по 8 цилиндров в каждой. Двигатель работал по принципу 2-тактного цикла и был рассчитан на 1600 л.с. при 750 оборотах в минуту. Диаметр и глубина цилиндра двигателя 16-278A GM 8 дюймов 3/4 и 10 дюймов 1/2 соответственно.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Минно-торпедное вооружение

3 х 21" Mk.15 TT торпедные аппараты

1 × Hedgehog Mk.10 (144 штук) мины

8 x Mk.6 глубинные бомбы

2 x Mk.9 глубинные бомбы

История службы

После того, как корабль Eldridge (DE-173) был введен в эксплуатацию 27 августа 1943 года, он оставался в Нью-Йорк Лонг-Айленд Саунд до 16 сентября 1943 года. 18 сентября 1943 года он держал курс на Бермуды, где сделал остановку и прошёл ходовые испытания и подготовку. 15 октября 1943 года с частью конвоя судно покинуло область Бермудских островов, направляясь в Нью-Йорк.

Между 4 января 1944 года и 9 мая 1945 года, эскортному миноносцу Eldridge необходимо было выполнить задачу по сопровождению конвоя уязвимых кораблей, груженных важными материалами и перевозящих сухопутные войска в поддержку операций союзников в Северной Африке, а также в южной части Европы. Маршрут был проложен через Средиземное море, вследствие чего он сделал девять рейсов, благополучно доставив конвои в Оран, Бизерта и Касабланку. Затем военный корабль пришвартовался в Нью-Йорке.

Eldridge вышел из Нью-Йорка 28 мая 1945 года для выполнения заданий Тихом океане. Он прибыл в Окинаву 7 августа 1945 года вместе с местным эскортом и патрульными кораблями. Он продолжал служить сопровождающим на маршрутах Сайпан-Улити-Окинава до ноября 1945 года. Eldridge был выведен из боевого состава 17 июня 1946 в Грин-Ков-Спрингсе, штат Флорида и помещен в Резервный флот. 15 января 1951 года из военно-морской верфи Бостона, штат Массачусетс, он был переведен в Греческий королевский военно-морской флот, вместе с тремя другими эскортными миноносцами типа Cannon . Это были USS Slater DE-766 , USS Ebert DE-768 и USS Garfield Thomas DE-193 . Этот перевод был сделан в соответствии с положениями «Программы помощи США по взаимной обороне».

HNS Leon D-54 (ранее USS Eldridge DE-173 ) служил в Греческом королевском военно-морском флоте с 15 января 1951, пока не был выведен из эксплуатации 15 ноября 1992 года. Далее Eldridge использовался в качестве учебного корабля. 11 ноября 1999 года он был сдан на слом в V&J Scrap Metal Trading Ltd of Peiraia в Греции.

Командиры

Награды

Ленты Кампании

Медали: American Campaign, European-African-Middle Eastern Campaign, Asiatic-Pacific Campaign, World War Two Victory, Navy Occupation.

Известный миф или реальность

Исторические факты

Во второй половине двадцатого века жителей Соединенных Штатов и других стран потряс слух о невероятном физическом эксперименте, участником которого было военное судно Eldridge (DE-173) . По легенде, октябрьским утром 1943 года эскортный миноносец Eldridge , находившийся на военно-морской базе в Филадельфии, был использован для проверки электромагнитного оборудования, делающего судно невидимым. Основой для создания устройства послужила теория «Единого поля» американского физика Альберта Эйнштейна и труды сербского изобретателя Николы Тесла. В начале грандиозного опыта, носившего название «Радуга», судно Eldridge окутал зеленоватый туман, и корабль начал растворятся в воздухе, а затем и вовсе пропал, оставив углубление на воде. Тем временем, очевидцы, находящиеся неподалеку от другой базы - Норфлок, заметили такое же внезапное появление корабля Eldridge , как и его исчезновение. Затем корабль «телепортировался» из гавани Норфлока обратно на Филадельфийскую базу, при этом экипаж эскортного миноносца заметно пострадал. Чтобы не извещать общественность о происшествии на военно-морской базе, якобы, было решено засекретить все документы о ходе опыта, а выживших моряков корабля спрятать в клиники для душевно больных.

Так выглядела правдоподобная легенда, пока не начали всплывать факты, опровергающие данный эксперимент над эскортным миноносцем Eldridge . Родоначальником мифа оказался Карл Мигель Аллен, отправлявший странные по оформлению письма уфологу Моррису К. Джессупу, под псевдонимом Карлос Мигель Альенде. В этих посланиях как раз и описывалось все то, что происходило на Филадельфийской базе с судном и его экипажем: «…в результате корабль окутало некое поле, по форме напоминающее эллипсоид. Все, предметы и люди, что попали в поле, имели размытые очертания… Половина членов экипажа того корабля сейчас безумны…». Альенде так же отметил, что произошло с некоторыми выжившими моряками: «Один прошел сквозь стену собственной квартиры и исчез на глазах жены, ребенка и двух гостей. Два других офицера вспыхнули как спички и сгорели…». А в последнем письме Карлос признался, что служил на корабле «Эндрю Фьюресет» и лично наблюдал с него за ходом эксперимента. Моррис Джессуп не проявил особого интереса к этим письмам. Однако, экземпляр его книги «Аргументы в пользу НЛО», исписанный Альенде, пришел по почте в управление военно-морских исследований в Пентагоне и был переиздан военным Дж. Дж. Смит с теми же самыми странными заметками.

20 апреля 1959 года Моррис Джессуп скончался по дороге в больницу от передозировки снотворного, и уфологи стали поговаривать, что он «много знал», за что и поплатился. Миф стал приобретать широкую известность. За выдумку решили взяться исследователи аномальных явлений Чарльз Берлиц и Уильям Мур, которые удостоились личной беседы с «господином Альенде». В 1979 году вышел бестселлер Берлица и Мура «Филадельфийский эксперимент», основанный на рассказах Карлоса Мигеля об опыте над эскортным миноносцем Eldridge .
В начале 90-ых скептически настроенный исследователь Роберт Гоэрман решил пролить свет на миф об исчезновении корабля, так как он был одним из получателей писем Альенде. В ходе поисков автора сообщений он узнал, что Карлос является американцем, родившимся в Пенсильвании в 1925 году и то, что его настоящее имя - Аллен уже давно было известно в уфологическом сообществе. «Аллен писал мне и другим исследователям в течение многих лет, - рассказывает уфолог Лорен Коулмэн. - Он страдал психическим расстройством и часто переезжал из мотеля в мотель. Семья Аллена показала Роберту Гоэрману письма, в которых тот признается, что выдумал всю историю об эсминце от начала до конца и послал книгу Джессупа, исписанную им лично, военным».

Под сомнение так же была поставлена встреча кораблей «Элдриджа» и «Эндрю Фьюресета» в 1943 году на военно-морской базе в Филадельфии. Всю осень и декабрь 1943 года эскортный миноносец сопровождал конвои, идущие в столицу США, из чего следует, что в Филадельфии он никак не мог быть в то время. Что касается названия эксперимента, то «Радуга» никакого отношения к «Филадельфийскому эксперименту» не имеет. Во время Второй мировой войны «Радуга» была одним из штабных планов возможных военных действий против стран «оси» Рим - Берлин - Токио.

Опровержение того факта, что Эйнштейн и Тесла работали вместе над экспериментом так же существует. Дело в том, что великий сербский физик не дожил даже до спуска корабля Eldridge на воду. А Эйнштейн, по мнению директора ФБР Эдгара Гувера, был ненадежным лицом, так как проявлял большие симпатии к коммунизму, нежели к капитализму. Доверить физику научный проект под грифом «Секретно» не представлялось возможным.

Однако малая часть мифа вполне имеет место быть. В ВМС США на некоторых кораблях использовался процесс, называемый дегауссизацией (от «гаусс» - единицы магнитной индукции), делающий корабль «невидимым» для мин с магнитным детонатором. Судно снаряжалось «поясом», который при подключении к источнику тока становился мощным электромагнитом. Дегауссизация допускала два вида действия: при многократном усилении магнитного поля, мины взрывались в отдалении, а при подавлении магнитного поля корабля, судно становилось незаметным для мин.

Окончательно разрушить миф смогли собравшиеся моряки того самого корабля Eldridge в 1999 году в Атлантик-Сити. 84-летний капитан корабля ван Аллен сообщил: «Понятия не имею, как возникла эта история». Его так же поддержали другие моряки. «Я считаю, что это кто-то придумал, обкурившись дури», - сказал 74-летний Эд Вайз. «Никаких опытов с нами никогда не делали» заявил Тэд Девис.

Филадельфийским эксперимент – засекреченный опыт ВМС США, поставленный 28 октября 1943 года с боевым эсминцем «Элдридж». Суть эксперимента заключалась в создании сверхмощного электромагнитного поля вокруг корабля, который в результате этой манипуляции должен был стать невидимым для радаров вражеской техники. Проект, по которому проводился Филадельфийский эксперимент, носил рабочее название «Радуга».

На фоне идущей в то время войны с фашисткой Германией Филадельфийский эксперимент имел решающее значение. Секретная технология создания невидимости для крупных военных объектов могла значительно повысить уровень их выживаемости в боевых условиях.

Как стал невидимым эсминец «Элдридж»

На борту «Элдриджа» находилась секретная установка, которая создавала сверхмощное электромагнитное поле вокруг всего корпуса корабля. Предположительно оно имело форму эллипса. Наблюдавшие эксперимент рассказывали, что видели вокруг эсминца сильное свечение и зеленоватый туман.

Результатом проведенных учеными манипуляций стало буквальное исчезновение «Элдриджа» из порта, в котором он стоял. Через некоторое время эсминец был замечен в Норфолке. Расстояние между ним и Филадельфией - более 320-ти км. Это позволяет предположить, что эксперимент вышел далеко за рамки первоначального замысла. Корабль не просто стал невидимым для радаров противника. Он в буквальном смысле слова телепортировался в другое место на карте.

Что стало с командой «Элдриджа»

В начале эксперимента на борту эсминца находился 181 член команды. По его завершении полностью здоровым остался только 21 человек. 13 матросов умерли от полученного во время работы установки облучения. Остальные пропали без вести. Почти все члены экипажа, пережившие Филадельфийский эксперимент, испытали сильнейший стресс и были сильно напуганы. Они переживали странные галлюцинации и рассказывали неправдоподобные вещи.

Что говорит военное ведомство

ВМС США официально не подтвердило факт проведения Филадельфийского эксперимента. Но доподлинно известно, что работы в этом направлении велись. Их результатом стало появление военной технологии невидимости «Стелс» (Stealth). Она представляет собой целый комплекс способов, которые позволяют военным морским судам и самолетам-истребителям быть невидимыми для электроники противника.

Стелс имеет несколько иную сферу воплощения. Кораблю придается особая геометрическая форма, позволяющая ему стать для радаров максимально незаметным. Но главное достижение заключается в особой обшивке судна, которая поглощает радиоволны и превращает боевую машину для эхолотов в «невидимку».

Как просочились слухи о секретном эксперименте в прессу

Большинство военных, служивших на «Элдридже», не подтверждают слухов об эксперименте с телепортацией. И все же они просочились в прессу и стали достоянием широкой мировой общественности. Это произошло в 1955-ом, когда вышла в печати книга известного американского уфолога М. Джессупа. В ней автор приводил разные доводы в пользу реального существования НЛО.

В ответ на издание книги Джессупу пришло письмо от одного из читателей, некоего К. М. Альенде. Авто письма утверждал, что своими глазами видел телепортацию военного морского судна. Так и стала известная история эсминца «Элдридж». На основании рассказов Альенде в 1984 году был снят фильм «Филадельфийский эксперимент». Он наделал много шума и содействовал огромной популярности «Элдриджа».

Могла ли произойти телепортация

Противники теории телепортации утверждают, что между Норфолком и Филадельфией военная субмарина вполне могла пройти по Чесапикско-Делавэрскому каналу. Гражданскими судами эта водная артерия между рекой Делавэр и заливом Чесапик давно не использовалась, но для военных была всегда открыта.

Возможность корабля оказаться незаметным для радаров врага с помощью электромагнитного поля многие ученые подтверждают. Это возможно благодаря явлению дегауссизации, или размагничивания. Амплитуда колебаний магнитного поля, создаваемого катушкой мощного электромагнита, четко регулируется. Переменное поле способно размагничивать электронику, находящуюся в пределах доступа источника электромагнитного излучения.

Ввиду таинственности и фантастичности Филадельфийского эксперимента вокруг него ходило много слухов. Предполагали, что такой грандиозный опыт мог поставить только гениальный ученый А. Эйнштейн, который в то время был еще жив. Но едва ли ВМС США могли прибегнуть в его услугам в своих секретных разработках. Эйнштейн симпатизировал коммунистам, что априори делало его неблагонадежным в глазах американского военного ведомства.

Пролить свет на Филадельфийский эксперимент могли бы реальные его участники – члены экипажа «Элдриджа». Но все они единодушно отрицали факт существования проекта "Радуга". Даже если опыт с телепортацией эсминца и имел место на самом деле, наверняка оставшиеся в живых моряки были связаны узами военной тайны. О реальном положении вещей остается только догадываться по косвенным «уликам».

Египетские пирамиды и Большой сфинкс - самые древние строения в мире и единственные из семи чудес света, сохранившиеся до настоящего времени. Они простояли несколько тысяч лет, но сейчас им угрожает гибель. Как сохранить бесценное наследие Древнего Египта для будущих поколений? Существовал ли возле Великих пирамид второй сфинкс? Что мешает жителям современного Египта считаться полноценными наследниками великой цивилизации долины Нила? Обо все этом «Ленте.ру» рассказал кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра египтологических исследований РАН, член Международной ассоциации египтологов Роман Орехов.

«Воплощение бога-предка Атума»

«Лента.ру»: В прошлом интервью «Ленте.ру» про пирамиды Древнего Египта вы сказали, что их строительство «консолидировало население вокруг власти фараонов и скрепляло единство страны». Сооружение Большого сфинкса тоже было своего рода национальным проектом фараонов? Известно, когда этот огромный памятник появился на плато Гиза?


Роман Орехов

Роман Орехов: Он появился во времена царствования фараона Хуфу. Об этом факте косвенно свидетельствует памятник XXVI династии, так называемая «Стела дочери Хеопса» («Инвентарная стела»).

Каким образом?

Сфинкс - это воплощение бога-предка Атума, берущего под свое покровительство местность, выбранную для строительства царского некрополя. Сфинкс олицетворял идею передачи царственности - умирая, он передавал силы новому царю. Сейчас большинство египтологов сходятся во мнении, что фараон, повелевший создать эту скульптуру, в ее облике хотел увековечить собственный образ.

Многие считают, что это был фараон Хафра.

Я думаю иначе, мне ближе точка зрения германского египтолога Райнера Штадельмана и болгарского исследователя Васила Добрева. Штадельман, в частности, считает, что скульптурный канон, на основе которого высечен сфинкс, восходит не к правлению Хафры (Хефрена), а к эпохе его отца Хуфу (Хеопса). По мнению Райнера Штадельмана, изначальный проект подразумевал строительство двух сфинксов: один должен был охранять эту территорию с южной стороны, а другой - с северной.

Известный нам сфинкс стоит с юга плато Гиза, а где тогда северный его собрат?

Неизвестно: либо он не сохранился, либо его вообще не успели построить. Сохранившийся сфинкс был воздвигнут в каменоломнях Хуфу, то есть в том месте, где рабочие брали камень для строительства самой пирамиды. Но на самом деле все эти споры относительно того, чей лик воспроизводит сфинкс, не имеют значения. Важно то, что он воплощал собой бога-создателя, оберегавшего место упокоения фараонов.

Почему сфинкс сооружен в виде льва с головой человека, да еще с негроидными чертами лица?

Изображение фараона в виде льва - это древняя египетская традиция, в этом нет ничего удивительного. Что касается негроидных признаков, то они в той или иной степени присущи всем древним египтянам, особенно южанам (жители севера антропологически были ближе к европеоидам). Взять, например, изображения фараона Джосера - у него темная кожа и типичный негроидный рот. Но здесь стоит сразу оговориться, что египтяне не придавали цвету кожи абсолютно никакого значения.



Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре

У сфинкса имелась борода?

По этому вопросу ученые тоже до сих пор спорят. Я отношусь к тем, кто считает, что изначально сфинкс был безбородым и она у него появилась в более позднее время. Чтобы не возникло дисбаланса в весе, борода опиралась на основание скульптуры, на туловище сфинкса.

Когда эта борода исчезла?

Документально это нигде не зафиксировано, но это могло случиться в любое время - в правление греческих Птолемеев, при римском владычестве или уже при арабах. Фрагменты бороды нашли возле сфинкса относительно недавно.

«Общее достояние нашей цивилизации»

Нынешние жители страны ощущают свою преемственность с Древним Египтом? Я говорю про арабов, а не коптов - прямых потомков строителей пирамид.

Такое представление можно встретить разве что в элите местного общества. Для большинства населения, к сожалению, это наследие чуждо, люди воспринимают его чисто утилитарно, с точки зрения полезности в плане извлечения доходов. Хотя многие современные египтяне все же понимают, что они выживают благодаря великому прошлому своей страны.

В предыдущем интервью вы говорили, что огромное количество артефактов Древнего Египта погибло во время его завоевания арабами, которые переплавляли ценности в золото. Можно ли сказать, что именно с их приходом непрерывная египетская цивилизация закончилась? Разве нынешний Египет не представляет собой совсем иной мир с совершенно другой культурой?

Сказать, что наследие Древнего Египта полностью исчезло, забыто и растворилось в исламской цивилизации, было бы преувеличением. Но в целом вы, конечно, правы. Мусульманская культура - это не культура знака, это культура слова.

Она представляет собой культуру устной проповеди, но не буквы, изображения или иного знака. Как известно, ислам полностью отрицает изображения и знаки, но культура Древнего Египта целиком и полностью основана на изображении - на иероглифах, рисунках и прочих символах. Поэтому мусульманская религия сильно способствует отторжению нынешних жителей Египта от его древнего прошлого.

Из-за запрета изображений?

Дело даже не в этом, все сложнее. Воспитанные в мусульманских традициях, нынешние египтяне не воспринимают изображения, просто не считывают их.

Современные египетские студенты очень тяжело осваивают какую-либо информацию, потому что они выросли вне знаковой культуры

Сейчас, конечно, благодаря прогрессу ситуация постепенно меняется. Сначала признания в исламском обществе, хотя не сразу и с трудом, добились фотография и кинематограф, а теперь появились социальные сети (правда, и там преобладают контакты посредством голосовых сообщений, а не текстовых).

Удивительно, но совсем другая ситуация в Иране - это тоже мусульманское государство, но там не утратили неразрывной связи со своим доисламским прошлым. И хотя многие считают политический режим в этой стране жестким и даже теократическим, но там любят и ценят свою древнюю культуру. В Иране подрастающее поколение целенаправленно воспитывают в уважении к своему наследию - к Персеполю, столице державы Ахеменидов, относятся примерно так же, как к шиитским святыням. Современные иранцы туда ездят не как туристы, а почти как паломники.

Что нового наука еще может узнать про тайны египетских пирамид?

Я думаю, нас ждет еще немало неожиданных открытий. Ведь наука никогда не стоит на месте. Любой вновь найденный артефакт позволяет взглянуть на Древний Египет с нового ракурса. Конечно, значительная часть работы по исследованию его истории уже проделана. Сейчас про Египет опубликовали больше книг (самого разного качества), чем писали про себя сами египтяне.

Нынешний неослабевающий интерес к Древнему Египту зачастую основан на том, что современный человек часто пытается осознать себя через постижение этой цивилизации, которая во многом стала фундаментом для нашей. Поэтому пирамиды для нас становятся своеобразным маяком - именно по ним мы ориентируемся в загадочном мире Древнего Египта.

Египетские пирамиды - самые древние строения на земле и единственные из семи чудес света, сохранившиеся до настоящего времени. Угрожает ли сейчас им что-нибудь, особенно если учесть, что к плато Гиза почти вплотную подступили окраины Каира?

Изначально пирамиды были облицованы гранитными или известняковыми плитами, большинство из которых в арабское Средневековье растащили для строительства Каира. С того времени пирамиды оказались совершенно беззащитными перед эрозией, к которой теперь прибавились вредные выбросы от расположенной неподалеку обширной и стремительно разрастающейся Каирской агломерации.



Вид на пирамиды Гизы из пригорода Каира

Да, там очень тяжелая экологическая ситуация.

Это правда. Недавно пирамиду Хуфу частично обработали специальными химическими составами, которые предохраняют известняк от рассыпания. Поэтому ее состояние намного лучше, чем соседней пирамиды Хафра, которую еще ничем не обрабатывали, и поэтому с нее регулярно срываются вниз булыжники. Я своими глазами наблюдал, как некоторые ее каменные блоки постепенно разрушаются. Конечно, пирамиду Хафра нужно срочно спасать.

Почему ее тоже не обрабатывают защитными составами?

Это очень трудоемкая и дорогостоящая процедура. К сожалению, у властей нынешнего Египта с его множеством социально-экономических, политических и религиозных проблем нет на это денег. Стране должно помочь мировое сообщество, потому что Великие пирамиды и Большой сфинкс - это общее достояние нашей цивилизации, которое мы обязаны сохранить для своих потомков. Если сейчас никто не поддержит Египет в этом благородном деле, то со временем пирамиды просто погибнут.