Эмпирически полученный результат включает. Эмпирический анализ

Оно противопоставляется априорному , доопытному знанию, доступному через чисто умозрительное мышление .

Значения понятия

Эмпирические данные - это информация, которая подтверждает представление об истинности или ложности какого-либо утверждения. С точки зрения эмпиризма , заявить о знании чего-либо можно только при наличии истинного представления, основанного на эмпирических данных. Такая позиция отличается от рационалистского подхода, в котором доказательством истинности или ложности некоторого суждения может быть умозаключение . Основной источник эмпирических данных - чувственное восприятие . Хотя другие источники данных, такие как память и показания других людей, в конечном счёте сводятся к чувственному восприятию, они считаются вторичными, или косвенными .

В другом значении выражение «эмпирические данные» означает результат эксперимента. В этом контексте также используется понятие «полуэмпирические методы» - уточняющие теоретические методы, в которых наряду с результатами экспериментов используются базовые аксиомы или постулированные научные законы.

Проблема нейтральности эмпирического знания

См. также

Напишите отзыв о статье "Эмпирические данные"

Примечания

Литература

  • Bird, Alexander . Stanford Encyclopedia of Philosophy (2013). Проверено 25 января 2012.
  • Craig, Edward (2005), "a posteriori", The Shorter Routledge Encyclopedia of Philosophy , Routledge , ISBN 9780415324953
  • Feldman, Richard (2001), "Evidence", in Audi, Robert, The Cambridge Dictionary of Philosophy (2nd ed.), Cambridge, UK: Cambridge University Press , ISBN 978-0521637220
  • Kuhn Thomas S. The Structure of Scientific Revolutions. - 2nd. - Chicago: University of Chicago Press , 1970. - ISBN 978-0226458045 .
  • Pickett, Joseph P., ed. (2011), "Empirical", The American Heritage Dictionary of the English Language (5th ed.), Houghton Mifflin , ISBN 978-0-547-04101-8

Отрывок, характеризующий Эмпирические данные

В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова.
Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище.
В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке.
Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер.
– Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него.
– Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова.
– Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных.
– Отчего? – спросил Ростов.
– Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши.
Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова.
– Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру.
Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор.
– Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был.
– Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера.
Фельдшер однако не подтвердил слов доктора.
– Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор.
Ростов описал наружность Денисова.
– Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев?
– Списки у Макара Алексеича, – сказал фельдшер. – А пожалуйте в офицерские палаты, там сами увидите, – прибавил он, обращаясь к Ростову.
– Эх, лучше не ходить, батюшка, – сказал доктор: – а то как бы сами тут не остались. – Но Ростов откланялся доктору и попросил фельдшера проводить его.
– Не пенять же чур на меня, – прокричал доктор из под лестницы.
Ростов с фельдшером вошли в коридор. Больничный запах был так силен в этом темном коридоре, что Ростов схватился зa нос и должен был остановиться, чтобы собраться с силами и итти дальше. Направо отворилась дверь, и оттуда высунулся на костылях худой, желтый человек, босой и в одном белье.
Он, опершись о притолку, блестящими, завистливыми глазами поглядел на проходящих. Заглянув в дверь, Ростов увидал, что больные и раненые лежали там на полу, на соломе и шинелях.
– А можно войти посмотреть? – спросил Ростов.
– Что же смотреть? – сказал фельдшер. Но именно потому что фельдшер очевидно не желал впустить туда, Ростов вошел в солдатские палаты. Запах, к которому он уже успел придышаться в коридоре, здесь был еще сильнее. Запах этот здесь несколько изменился; он был резче, и чувствительно было, что отсюда то именно он и происходил.
В длинной комнате, ярко освещенной солнцем в большие окна, в два ряда, головами к стенам и оставляя проход по середине, лежали больные и раненые. Большая часть из них были в забытьи и не обратили вниманья на вошедших. Те, которые были в памяти, все приподнялись или подняли свои худые, желтые лица, и все с одним и тем же выражением надежды на помощь, упрека и зависти к чужому здоровью, не спуская глаз, смотрели на Ростова. Ростов вышел на середину комнаты, заглянул в соседние двери комнат с растворенными дверями, и с обеих сторон увидал то же самое. Он остановился, молча оглядываясь вокруг себя. Он никак не ожидал видеть это. Перед самым им лежал почти поперек середняго прохода, на голом полу, больной, вероятно казак, потому что волосы его были обстрижены в скобку. Казак этот лежал навзничь, раскинув огромные руки и ноги. Лицо его было багрово красно, глаза совершенно закачены, так что видны были одни белки, и на босых ногах его и на руках, еще красных, жилы напружились как веревки. Он стукнулся затылком о пол и что то хрипло проговорил и стал повторять это слово. Ростов прислушался к тому, что он говорил, и разобрал повторяемое им слово. Слово это было: испить – пить – испить! Ростов оглянулся, отыскивая того, кто бы мог уложить на место этого больного и дать ему воды.

С момента зарождения эмпирической психологии главной задачей данного направления являлось наблюдение и выявление психических фактов , а также принципов их взаимной связи.

Таким образом, эмпирическая психология делает акцент на конкретных явлениях психической жизни и состояниях человека, а не на бессмертной душе.

Определение основных понятий

Эмпиризм — что это такое? Это направление в философии, отрицающее любые источники знания кроме чувственного (непосредственного) опыта.

Эмпиризм в психологии предполагает, что большую часть знаний люди получают посредством изучения и опыта, а не благодаря генетической предрасположенности.

Эмпирики (эмпиристы) — кто это такие? Это сторонники теоретико-познавательной позиции, при которой знание считается достоверным лишь тогда, когда оно опирается на опыт.

Эмпирики склонны к практической деятельности, пологая, что деятельность является прямой дорогой к получению результата.

Эмпирически — посредством опыта, эксперимента или личного наблюдения.

Эмпирический материал — любой материал, собранный опытным путем или путем личного наблюдения/сбора данных.

Эмпирическое мышление — мышление, продуктом которого является первичное обобщение полученного путем практики опыта. Эта простая ступень познания, не углубляющаяся в теоретически .

Эмпирическое мышление часто путают с практическим мышлением, но на самом деле это две разные категории.

Эмпирическое обобщение — создание определенных выводов или выделение свойств предметов по единому общему признаку, выраженному в словесной форме. Создание классификаций по свойствам позволяет работать с большим объемом единиц (предметов или фактов).

Эмпирическое наблюдение — один из методов эмпирического исследования, выражающийся в преднамеренном и направленном восприятии какого-либо предмета (объекта) познания, чтобы получить информацию о его качествах, свойствах и отношениях.

Эмпирический анализ — анализ объекта, базирующийся на чувственном восприятии и личном опыте.

Эмпирический способ — способ исследования посредством наблюдений и экспериментов с дальнейшим выявлением закономерности.

Эмпирические доказательства — информация, подтверждающая или опровергающая веру в правдивость каких-либо суждений. Все доказательства основаны в первую очередь на чувствах.

Эмпирическая проверка — метод, при котором объект исследования подвергается систематическому наблюдению с целью получения достоверной информации.

Эмпирические данные в психологии — данные, полученные через органы чувств, опытным путем.

В психологии это материал, собранный после непосредственного наблюдения или проведения экспериментов, без сопутствующего теоретического умозаключения.

Эмпирическое и теоретическое мышление

В истории психологического знания произошло деление понятийного мышления на две категории .

Теоретическое и эмпирическое мышление различают как два противопоставленных друг другу понятия.

Первый тип мышления направлен на выявление, регистрацию и описание результатов чувственного опыта и называется эмпирическим.

Другой тип мышления работает с сущностью субъектов, скрытым и недоступным органам чувств законам развития. Этот тип называют теоретическим.

И эмпирическое и теоретическое мышление берут за основу особенный тип абстрагирования и обобщения . Для эмпирического уровня это сравнение отдельных качеств объектов и поиск различий между ними на основе выявленных качеств.

Т.е. сначала выявляются формально схожие признаки, которым можно присвоить статус «общих». Затем их отделяют от других, фиксируя с помощью слова-понятия. Результатом является знание, опирающееся на внешние (наглядные) доказательства .

Эмпирический тип мышления не подразумевает анализ особенностей самого объекта, связь его сторон, скрытую от органов чувств. Мысль идет по направлению от частного к общему, не вникая в природу предметов.

Теоретическое мышление работает со специфическими чертами, вычленяя основы для единства целых систем.

Психология

Классическая эмпирическая психология отличается от понятия «эмпирический», которым оперируют сегодня.

Она базируется на идее о том, что науке необходимо отойти от рассуждений о душе и перейти к изучению душевных явлений.

Классическая эмпирическая психология сознания находится в рамках позиции, при которой идеи возникают в опыте. Данное направление не занимается изучением психических явлений через эмпирический подход.

Оно не требует опытных исследований . А данные, полученные чувственным изучением или самонаблюдением/наблюдением, имеют место быть только как примеры. В данной школе точка зрения распространяется лишь на источник возникновения идей.

Сторонники этого направления в психологии полагают, что психические процессы не могут подлежать объективному изучению через самонаблюдение, так как для каждого отдельно взятого индивида психические переживания будут индивидуальны и не смогут выступать в качестве универсального шаблона.

Анкетирование

За основу берут данные, полученные путем наблюдения и других методов.

Затем на базе этой информации составляют анкеты.

Виды анкет в психологии:

  • прямые (вопросы подразумевают свободный и осознанный ответ со стороны анкетируемого объекта);
  • селективные (испытуемый выбирает наиболее подходящий/близкий ему ответ из готового списка);
  • анкеты-шкалы (испытуемый оценивает правильность тех или иных утверждений-ответов методом оценки в баллах).

Беседа

В процессе беседы участники вступают в диалог. Один из участников диалога является испытуемым . Второй участник выявляет психологические реакции и особенности испытуемого, а затем фиксирует их.

Опрос

В ходе опроса испытуемый дает ответы на адресованные ему вопросы, которые помогают выявить психологические особенности индивида.

Виды опросов :

  • устный;
  • письменный;
  • свободный;
  • по заданным стандартам.

Тест

Тесты применяют для получения точных характеристик (выраженных в качестве и количестве).

Метод подразумевает четко установленную модель сбора и последующей обработки полученных данных.

  • тестовый опросник;
  • тестовые задания.

Эксперимент

Метод психологического исследования, при котором формируется ситуация, способствующая проявлению личных психологических свойств изучаемого объекта.

Виды экспериментов :

  • естественный;
  • лабораторный.

Моделирование

Создание модели , которая повторяет ключевые особенности изучаемого феномена с целью провести наблюдение (при отсутствии возможности изучить реальный прототип).

Социометрия

Исследование группы на предмет (как пример структуры взаимоотношений и совместимостей).

По Ананьеву к обсервационным методам исследования относятся наблюдение, эксперимент, психодиагностика, праксиометрический метод, моделирование, биографический метод.

К эмпирическому методу относятся все перечисленные выше методы.

Структура знания кратко

Структура эмпирического знания содержит 4 уровня:

  1. Начальный уровень . Единичные или протокольные высказывания, содержащие условие существования или нет. В подобных протоколах обязательно регистрируют время и место как условия наблюдения.
  2. Второй уровень. Основой уровня являются факты (утверждения общего порядка в статической или универсальной форме). В них регистрируется информация об отсутствии или наличии определенных событий, свойств, отношений и т.д. в исследуемой плоскости. Также регистрации подлежит количественные параметры зафиксированных данных.
  3. Третий уровень. Основой уровня являются эмпирические законы, которым присущи временное и/ или пространственное постоянство.
  4. Четвертый (высший) уровень. Феноменологические теории или совокупность связанных между собой законов и фактов.

Благодаря эмпирической школе психология отошла от умозрительного анализа психики и сделала шаг к экспериментальным методам ее изучения. Это породило множество открытий в области психологической жизни.

Эмпирические методы познания :

1.Программа социологического исследования . Цели социологического исследования – анализ проблем, имеющих ключевое значение для жизни общества. Главная причина обращения к социологическим исследованиям – потребность в обширной, содержательной и актуальной информации, отражающей наиболее важные стороны жизнедеятельности и взаимодействия индивидов, групп, коллективов, социальных слоев общества, которые чаще всего скрыты.

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно – технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Методология – составная часть и особая область социологического познания, имеющая своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, система норм и регулятивов проведения социологического исследования. Создавая исследовательские программы, социолог – методолог должен знать, что следует отбирать, наблюдать, как анализировать собранный эмпирический материал, преобразовывать его в соответствии с теоретическими положениями. Теория дает объяснение тому или иному явлению и процессу, указывая на то, что надо исследовать, какую конкретную проблемную ситуацию предстоит изучить, а методология показывает, как надо исследовать, т.е. дает объяснение ситуации и способы ее изучения.

этап социологического исследования – подготовка- обдумывание целей, программы, плана, определение средств, сроков проведения, способов обработки информации и т.д.

этап – сбор первичной социологической информации – записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т.д.

этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, контент – анализа и т.д.) информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ.

этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.

Виды социологического исследования: разведывательное (пилотажное, зондажное), описательное, аналитическое.

разведывательное – самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути идет « обкатка» инструментария: анкеты, бланка – интервью, опросного листа, карточек наблюдений, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек. Разведывательное исследование позволяет получить оперативную социологическую информацию.

Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа- относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т.д. Выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп (например, по уровню образования, возрасту) дает возможность оценить, сравнить интересующие характеристики, выявить наличие или отсутствие связей между ними. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.

Самый серьезный вид исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно – следственных связей – главное назначение такого исследования. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т.д.

Аналитическое исследование невозможно без детально разработанной программы и отшлифованного инструментария. Оно обычно завершает разведывательное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса. Аналитическое исследование чаще всего носит комплексный характер. По используемым методам оно богаче, разнообразнее не только разведывательного, но и описательного исследования.

Программа социологического исследования состоит из двух разделов: методологического и методического.

Методологический: формулировка и обоснование социальной проблемы; определение объекта и предмета социологического исследования; определение задач исследователя и формулировка гипотез.

Методический: определение изучаемой совокупности; характеристика методов сбора первичной социологической информации; последовательность применения инструментария для ее сбора; логическая схема обработки собранных данных на ЭВМ.

Социальная проблема – «социальное противоречие», сознаваемое субъектами как значимое для них несоответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей.

Объект исследования – любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие – либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.

Предмет исследования – те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что, подлежит непосредственному изучению.

Определение целей, задач исследования.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких либо факторов, явлений и процессов, которое надо или подтвердить, или опровергнуть. Выдвижение гипотез в программе исследования обусловливает логику процесса социологического анализа.

Логический анализ понятий – упорядочение основных категорий – наиболее общих понятий, которые будут применяться в исследовании. Основные категории занимают ведущее место в определении предмета исследования.

Выборка – это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности, подлежащие изучению, и есть единицы анализа.

Рабочий план исследования - основные процедурные мероприятия, которые надо осуществить при исследовании.

2.Методы социологического исследования . Анкетный опрос – важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности. Начинается он с формулировки программных вопросов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых.

Интервью – своеобразная целенаправленная беседа «с глазу на глаз» с опрашиваемым. Характер общения, степень контакта, взаимопонимание интервьюера и опрашиваемого во многом определяют глубину и качество получаемой информации о том или ином социальном факте или явлении.

Наблюдение – сбор первичной специальной информации путем прямой и посредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место.

Эксперимент – общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях нового знания. Для выявления эффективности эксперимента целесообразны его многократные проведения, в ходе которых отрабатывается чистота эксперимента и проверяются основные варианта решения социальной проблемы.

Анализ документов. Под документом в социологии подразумевают те или иные источники, содержащие информацию о социальных фактах и явлениях общественной жизни, о тех или иных социальных субъектах, функционирующих и развивающихся в обществе. Контент – анализ или научный анализ содержания текста – метод исследования, применяемый в самых различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении.

3.Анализ эмпирических данных. Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с контроля за качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки (выбраковки) некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п. Категории качества заполнения инструментария разнообразны, подходы здесь неоднозначны. Все зависит от условий работы анкетеров, интервьюеров, места опроса и других факторов.

Допущенные к обработке документы нумеруются, начиная с № 1, в целях контроля за их прохождением. В дальнейшем массив документов передается на кодирование.

Кодирование – связующее звено между качественной и количественной информацией. На данной основе и осуществляются числовые операции с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произойдет сбой, замена или потеря кода, то информация окажется неправильной.

Сущность обработки первичной информации заключается в его обобщении. Результаты обобщения называют социологической информацией.

Каждый вопрос в анкете или бланке интервью представляет собой в определенной степени шкалу измерений. Единицами измерений выступают соответствующие альтернативы (позиции), варианты ответов. По этим позициям (вариантам ответов) проводится группировка респондентов. Кроме того, определенную шкалу измерений представляют объективные характеристики опрашиваемых, их субъективные оценки, предпочтения и пр.

Наиболее простой формой обобщения первичной социологической информации является группировка. На этом этапе выделяются существенные признаки или один какой – либо признак, и респондент зачисляется в ту или иную группу в соответствии с выбранным признаком. Когда суммируются ответы респондентов с учетом, например, пола, то осуществляется простая группировка. Точно такую же работу можно проделать, взяв в качестве важнейшего признака уровень образования. Но в данном случае групп будет не две, а как минимум три или четыре.

Более глубоко проанализировать социологическую информацию позволяют широко применяемые в эмпирических исследованиях статистические и математические методы анализа получаемой информации. Однако при всем значении получаемых распределений, математических и статистических методов, используемых в исследовании, решающую роль в интерпретации полученных данных играет, прежде всего, сама концепция проводимого исследования, научная эрудиция социолога.

Итоги анализа полученной информации отражаются, как правило, в отчете о проведенном социологическом исследовании, который содержит в себе информацию, интересующую заказчика (исследователя), научные выводы и рекомендации. Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем индукции, постепенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается ответ на главную гипотезу.

Приложение к отчету содержит все методологические и методические документы исследования: программу, план, инструментарий, инструкции и т.п. Кроме того, в приложении чаще всего выносят таблицы, графики, индивидуальные мнения, ответы на открытые вопросы, которые не вошли в ответ. Это необходимо делать потому, что данные документы, ответы могут быть использованы при подготовке программы нового исследования.


Похожая информация.


Стратификация является единственным способом исследования и контроля значений других, помимо экспозиции и заболевания, переменных при анализе данных. Под стратификацией понимают деление данных на подгруппы, или страты. Например, стратификация по полу или возрасту означает, что данные классифицируются по мужчинам и женщинам или по категориям возраста. В разделе содержится раздел о стандартизации, в котором в качестве примера приводится стандартизация по возрасту. Процедура стандартизации является одним из типов стратифицированного анализа.

Основной целью стратифицированного анализа является оценка и при необходимости контроль мешающих факторов. Смешивание возникает, когда какая-либо причина помимо исследуемой экспозиции является более распространенной в экспонированной группе, чем в неэкспонированной. При стратификации данных по мешающему фактору, например, на мужчин и женщин, каждая страта окажется свободной от смешивающего эффекта стратифицированной переменной. То есть, если связь между экспозицией и заболеванием анализируется отдельно, скажем, у мужчин и женщин, каждая из двух страт по полу даст оценку эффекта экспозиции, свободную от мешающего фактора пола. Такие стратифицированные результаты часто сообщаются не отдельно, а объединяются в один результат. Примером этого служит стандартизация по возрасту в том же разделе, где контролируется таким образом смещение со стороны возраста.

Еще одной целью проведения стратифицированного анализа является анализ модификации эффекта. Модификация эффекта означает, что эффект экспозиции в одних стратах сильнее, чем в других. Если, например, относительный риск заболевания в связи с экспозицией составляет 2 для женщин и 3 для мужчин, пол будет модифицировать это влияние и являться, таким образом, модификатором эффекта.

Основной принцип использования стратификации для контроля смешивания будет проиллюстрирован на двух примерах: из когортного исследования и из исследования случай-контроль.

Похожие статьи:

Примите к сведению

Информация на этом сайте представлена в справочных и образовательных целях и не должна быть использована как инструкция по лечению. В любых случаях необходимо консультироваться у врача.

Анализ различий выраженности показателей предполагает, что Вы в табличной или графической форме представляете средние значения выраженности психологических показателей по группе данных по шкалам соответствующей методики. Рассмотрим на примере.

Пусть одна из методик, используемых в работе, - это «Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко».

Методика позволяет определять уровень эмпатических способностей по 6 шкалам, отражающим различные виды (каналы) эмпатии: рациональная, эмоциональная, интуитивная, установки на эмпатию, проникающая, идентификация.

Оценки по каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов.

Общая эмпатия определяется как сумма 6-ти компонентов.

Итоговый показатель уровня эмпатии варьируется от 0 до 36 баллов. При этом автор теста предлагает следующую градацию общего уровня эмпатии по уровням:

Менее 14 баллов - очень низкий уровень эмпатии;

15-21 - заниженный уровень эмпатии;

22-29 - средний уровень эмпатии;

30 баллов и выше - очень высокий уровень эмпатии.

Таблица исходных данных для 10 испытуемых выглядит следующим образом:

Таблица 1. Результаты психодиагностики уровня эмпатии

№ исп.

Рациональная

Эмоциональная

Интуитивная

Установки на эмпатию

Проникающая

Идентификация

Общий уровень эмпатии

Среднее

19,3

Такого рода сводные таблицы результатов психодиагностики обычно помещаются в приложении.

Если расчеты проводятся в статистической программе , то в ней есть удобные функции построения гистограмм средних значений и распределений.

Важно отметить, что описание данных по каждой из тестовых методик (средние значения и распределения ) не всегда связано непосредственно с сутью эмпирического исследования. Эти результаты часто даже не включаются в выводы. Для более серьезных исследований такой анализ уместен, так как позволяет проводить предварительный анализ данных, что важно для последующих расчетов (например, проверка показателя на нормальность распределения ). Но в большинстве курсовых, дипломных и магистерских работ по психологии такого рода первичный анализ данных носит сугубо иллюстративный характер. Тем не менее, грамотное оформление этой части эмпирического исследования показывает понимание студентом сущности диагностируемых по тестам психологических показателей.

Статистическая обработка и анализ данных

Обязательным требованием ко всем курсовым, дипломным и магистерским работам по психологии исследовательского типа является наличие в них статистического анализа.