Социологическое исследование отношение молодежи. Исследование отношения молодежи к своему здоровью и здоровью будущих детей

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социально–философские и социологические исследования идеального мужчины. Интерпретация и операционализация основных понятий. Метод сбора информации, техника и инструментарий. Логический анализ основных понятий. Анкетный опрос молодежи г. Дубна.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2015

    Определение степени заинтересованности современной молодежи в чтении, выявление наиболее предпочтительных жанров литературы и оценка молодыми людьми качества современной литературы. Методика и этапы проведения данного исследования методом фокус-группы.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2012

    Молодежь как особая социальная группа, социальные проблемы современной молодежи. Алкоголизм как социальная угроза, его основные причины и последствия. Опыт борьбы с алкоголизмом среди молодежи. Исследования отношения молодежи к употреблению алкоголя.

    реферат , добавлен 08.10.2011

    Ознакомление с понятиями творчества и творческой деятельности. Социально-психологический портрет современной молодежи. Проведение социологического исследования на тему "Особенности организации молодежного досуга и творческой деятельности в КДЦ "Рассвет".

    курсовая работа , добавлен 05.05.2013

    Понятие исследования в социальной работе. Программа, объект и предмет, выборка, цель и задачи социологического исследования. Гипотезы исследования, интерпретация основных понятий. Положения социологической теории и конкретных социологические явления.

    реферат , добавлен 16.03.2010

    Интерпретация и операционализация понятий, связанных с изучением игровой зависимости в молодежной среде. Игровые предпочтения молодежи г. Саратова и их социально-психологические последствия. Факторы, влияющие на уровень игровой зависимости молодежи.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2015

    дипломная работа , добавлен 13.05.2014

1. Методологический раздел.

1.1. Актуальность темы.

1.2. Определение проблемы.

1.3. Научная разработка темы исследования.

1.4. Логический анализ понятий.

1.5. Цель исследования.

1.6. Задачи исследования.

1.7. Объект исследования.

1.8. Предмет исследования.

1.9. Гипотезы.

2. Методика – процедурный раздел.

2.1. Методы сбора первичной эмпирической информации.

2.2. Место, время проведения исследования. Название инструментария.

2.3. Характеристика инструментария.

2.4. Выборка.

2.5. Методы обработки социальной информации.

2.6. Практическая значимость исследования.

Приложения:

2.7. Анкета.

2.8. Рабочий план проведения исследования.

2.9. Библиография.

3. Аналитический раздел.

1. Методологический раздел программы.

1.1. Актуальность темы.

В настоящее время все большие масштабы приобретает проблема связанная с тем, что люди разных возрастов, социальных принадлежностей и национальностей начинают все меньше читать книги, т.к. используют в основном только Интернет или слушают музыку.

Лично меня сподвигло на выбор этой темы, то, что все люди стали меньше читать и уровень разговорной речи становится хуже, а некоторые даже не знают очень известных писателей.

В данный момент количество людей, которые любят читать становится все меньше. Это явление связано все с большим проникновением западной культуры в нашу страну и с возрастающим давлением ее на сознание наших соотечественников, особенно на молодежь. Вот почему мне интересно мнение людей, не столько пожилых, сколько молодых.

Пусть моя программа социологического исследования будет стимулом для всего этого. Ведь читать различную литературу полезно, каждый раз можно познавать все больше и больше.

1.2 Определение проблемы.

В настоящее время стоит огромная проблема того, что люди не хотят читать. Я думаю, это связано с тем, что некоторые не имеют времени, другие после работы или учебы очень устают и поэтому уже не могут читать, другие же больше предпочитают Интернет или послушать музыку.

1.3. Научная разработка темы исследования.

Читательская культура молодежи: мифы и реальность.

Анна Акимова

1) Респонденты отвечали и на вопрос об отношении к школьной программе по литературе. 42% ответили, что она нуждается в дополнении современной литературой. На втором месте ответ «в ней собрана лучшая литература» – 32,2%. Но в основном так отвечали те, кто еще учится в школе. У тех, кто уже работает, а значит, имеет возможность больше читать для себя, отношение к школьной программе очень скептическое – 21,1% ответили, что она нуждается в полном пересмотре.

Наиболее известными современными писателями для респондентов оказались Борис Акунин, Сергей Лукьяненко , а также авторы иронических детективов. На вопрос о современном британском писателе смогли ответить только 19 человек, все они назвали автора серии книг о Гарри Поттере (Джоан Роллинг) . Остальные называли либо старых английских писателей, либо и вовсе американских.

По ответам молодежи видно, что у них есть домашние библиотеки: 38,6% ответили, что имеют дома более 200 книг, 43,6% – от 50 до 200 книг. Но, несмотря на это, молодежь предпочитает книги для прочтения покупать в книжных магазинах (42,9%), на третьем месте после домашних библиотек оказались публичные библиотеки (18,7%). Конечно, источник получения книги сильно зависит от возраста: школьники берут книги в библиотеках (39,4%), среди работающих библиотеками пользуются всего 2,8%.

80% библиотекарей уверены, что современная молодежь читает меньше, чем в 80-е и 90-е годы XX столетия. Хотя анализ продаж и активности читателей показывает, что сейчас молодежь читает больше, чем в 1990-е, когда острые социальные проблемы вытолкнули молодых на улицы, кроме того, не было новых известных авторов, которые выступали бы «локомотивами». Сейчас такие книги, как «Гарри Поттер», книги Коэльо , Лукьяненко, Акунина, привлекают молодежь все больше, а известные экранизации только разжигают этот интерес. По поводу 1980-х годов что-то определенное сказать трудно из-за того, что официальная статистика тех лет дает очень искаженную информацию.

Что мешает чтению? 45% респондентов ответили, что телевидение является самым главным препятствием для чтения молодежи; более 50% – что мешают Интернет и компьютеры. Высокая нагрузка в школе здесь тоже оказалась среди лидеров – 25% библиотекарей видят в этом основное препятствие для чтения молодежи.

Вишникина Катя (источник " Газета АЛЬТЕРНАТИВА ")

Адрес : http://www.kalitva.ru/2007/06/14/chto_chitaet_molodezh.html

2) Наиболее популярнее сейчас это - современная философия. Оказалось, что в большинстве своем подростки выбирают «разрекламированных» авторов философских экшенов - Анхеля де Куатье и Пауло Коэльо. Также популярны сегодня японский философ Харуки Мураками, Ричард Бах, написавший знаменитую (и не менее сложную) «Чайку Джонатан Ливингстон».Выяснилось, что после выхода в 2006 году книги Дэна Брауна «Код да Винчи», ее мгновенно смели с прилавков магазинов, а в библиотеках эта книга вечно «на руках». Очень уж модное произведение! На втором месте обычно фантастика. Многие молодые люди предпочитают именно ее. Фантастику можно разделить на две ветви - это фэнтези (сказки) и ужасы. Королем ужасов неизменно является Стивен Кинг («Парень из Колорадо»). Как ни ругайте Кинга, уважаемые учителя литературы, его книги всегда будут популярны, их читают люди разного возраста.
Несколько уступает Кингу Дин Кунц - современный замечательный писатель-фантаст.
Самые читаемые книги - серия про Гарри Поттера писательницы Джоан Роллинг. Их читают все - от мала до велика. Тему полюбившегося сказочного мира продолжают книги знаменитого французского режиссера Люка Бессонна. Волшебные приключения мальчика Артура даже начали экранизировать. К сожалению, лишь единицы читают книги с интересом, увлечением. Около 70 процентов школьников берут в библиотеках только школьную литературу и материалы для докладов. Из классических произведений молодежь предпочитает «Мастера и Маргариту». Это произведение влечет подрастающие поколения уже долгое время.И, наконец, самой развлекательной литературой являются - журналы. Их «развелось» очень много самых разных. Например, «YES!», «Лиза», «GLAMOUR».Думаю, не стоит сетовать на то, что читать мы стали меньше. Да, факты весьма плачевны: 52% россиян не покупают книг вообще, 37% их не читают, 79% не пользуются библиотеками.

О литературной эволюции.

Ю. Н. Тынянов

3) Положение истории литературы продолжает оставаться в ряду культурных дисциплин положением колониальной державы. С одной стороны, ею в значительной мере владеет индивидуалистический психологизм (в особенности на Западе), где вопрос о литературе неправомерно подменяется вопросом об авторской психологии, а вопрос о литературной эволюции - вопросом о генезисе литературных явлений. С другой стороны, упрощенный каузальный подход к литературному ряду приводит к разрыву между тем пунктом, с которого наблюдается литературный ряд, - а им всегда оказываются главные, но и дальнейшие социальные ряды, - и самым литературным рядом. Построение же замкнутого литературного ряда и рассмотрение эволюции внутри его наталкивается то и дело на соседние культурные, бытовые в широком смысле, социальные ряды и, стало быть, обречено на неполпоту. Теория ценности в литературной науке вызвала опасность изучения главных, но и отдельных явлений и приводит историю литературы в вид "истории генералов". Слепой отпор "истории генералов" вызвал в свою очередь интерес к изучению массовой литературы, но без ясного теоретического осознания методов ее изучения и характера ее значения.

Наконец, связь истории литературы с живою современною литературой - связь выгодная и нужная для науки - оказывается не всегда нужною и выгодною для развивающейся литературы, представители которой готовы принять историю литературы за установление тех или иных традиционных норм и законов и "историчность" литературного явления смешивают с "историзмом" по отношению к нему. В результате последнего конфликта возникло стремление изучать отдельные вещи и законы их построения во внеисторическом плане (отмена истории литературы).

Евгений Лещинский (источник "Наш мир")

Адрес: http://www. knigi .ru/lilit/.html

4) Подобным же образом решается вопрос наиболее трудный, наименее исследованный: о литературных жанрах. Роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют. Жанры "рассказ", "повесть" в системе 20-х - 40-х годов определялись, как то явствует из самых названий, другими признаками, нежели у нас. Мы склонны называть жанры по второстепенным результативным признакам, грубо говоря, по величине. Названия "рассказ", "повесть", "роман" для нас адекватны определению количества печатных листов. Это доказывает не столько "автоматизованность" жанров для нашей литературной системы, сколько то, что жанры определяются у нас по иным признакам. Величина вещи, речевое пространство - не безразличный признак. В изолированном же от системы произведении мы жанра и вовсе не в состоянии определить, ибо то, что называли одою в 20-е годы XIX века или, наконец, Фет, называлось одою не по тем признакам, что во время Ломоносова.

На этом основании заключаем: изучение изолированных жанров вне знаков той жанровой системы, с которой они соотносятся, невозможно. Исторический роман Толстого не соотнесен с историческим романом Загоскина, а соотносится с современной ему прозой.

Строго говоря, вне соотнесенности литературных явлений и не бывает их рассмотрения. Таков, напр., вопрос о прозе и поэзии. Мы молчаливо считаем метрическую прозу - прозой и неметрический верлибр - стихом, не отдавая себе отчета в том, что в иной литературной системе мы были бы поставлены в затруднительное положение.

Но проза дифференцируется, эволюционирует, одновременно эволюционирует и стих. Дифференция одного соотнесенного типа влечет за собою или, лучше сказать, связана с дифференцией другого соотнесенного типа. Возникает метрическая проза (напр., Андрей Белый). Это связано с перенесением стиховой функции в стихе с метра на другие признаки, частью вторичные, результативные: на ритм как знак стиховых единиц, особый синтаксис, особую лексику и т. д. Функция прозы к стиху остается, но формальные элементы, ее выполняющие, - другие.

Дальнейшая эволюция форм может либо на протяжении веков закрепить функцию стиха к прозе, перенести ее на целый ряд других признаков, либо нарушить ее, сделать несущественной; и подобно тому как в современной литературе малосущественна соотносительность жанров (по вторичным, результативным признакам), так может настать период, когда несущественно будет в произведении, написано ли оно стихом или прозой.

Анна Скворцова

Адрес: http:// gazeta . ru /

5) Если мы условимся в том, что эволюция есть изменение соотношения членов системы, т. е. изменение функций и формальных элементов, - эволюция оказывается "сменой" систем. Смены эти носят от эпохи к эпохе то более медленный, то скачковой характер и не предполагают внезапного и полного обновления и замены формальных элементов, но они предполагают новую функцию этих формальных элементов. Поэтому самое сличение тех или иных литературных явлений должно проводиться по функциям, а не только по формам. Совершенно несходные по видимости явления разных функциональных систем могут быть сходны по функциям. и наоборот. Вопрос затемняется здесь тем, что каждое литературное направление в известный период ищет своих опорных пунктов в предшествующих системах, - то, что можно назвать "традиционностью".

Так, быть может, функции пушкинской прозы ближе к функциям прозы Толстого, нежели функции пушкинского стиха к функции подражателей его в 30-х годах и Майкова.

Резюмирую: изучение эволюции литературы возможно только при отношении к литературе как к ряду, системе, соотнесенной с другими рядами, системами, ими обусловленной. Рассмотрение должно идти от конструктивной функции к функции литературной, от литературной к речевой. Оно должно выяснить эволюционное взаимодействие функций и форм. Эволюционное изучение должно идти от литературного ряда к ближайшим соотнесенным рядам, а не дальнейшим, пусть и главным.

Доминирующее значение главных социальных факторов этим не только не отвергается, но должно выясниться в полном объеме, именно в вопросе об эволюции литературы, тогда как непосредственное установление "влияния" главных социальных факторов подменяет изучение эволюции литературы изучением модификации литературных произведений, их деформации.

Молодежь в новом веке будет читать все меньше, не оправдываются. Молодежь сейчас много читает, причем самостоятельно, без нажима со стороны школы и родителей. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы, индустрия книжного бизнеса дает возможность узнавать все новые и новые имена. Не пострадало чтение и от развития новых информационных технологий, пока чтению составляет конкуренцию только телевидение. Чтение за эти годы стало прежде всего развлечением, к самым популярным жанрам теперь относятся детективы и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение. Библиотеки в такой ситуации должны способствовать развитию вкуса и критического мышления у молодых читателей. Читать в наше время действительно престижно!

1 .4. Логический анализ понятий.

1.4.1. Интерпретация и операционализация понятий.

Ключевые понятия:

3. Литературные жанры;

4. Молодежь.

Теоретическая интерпретация ключевых понятий:

1. Книги - подборка листов бумаги, пергамента или другого листового материала, содержащих каким-либо способом перенесённые на них текст и (или) иллюстрации, скреплённая по одному краю и защищённая обложкой. Каждая сторона листа в книге называется страницей. Иногда книгой называется большой раздел документа или литературного произведения. Книга, записанная в электронном формате, называется ещё e-книга или электронная книга.

2. Жанр - совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий. Возможные определения понятия «жанр» иногда ограничены искусством и культурой, особенно литературой, но длинная история использования данного понятия наблюдается также и в риторике. В исследованиях жанра понятие не сравнивается с исходным значением. Скорее, все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.

3. Литературные жанры: былина, драма, ода, элегия, рассказ, повесть, роман, стихотворение, поэма.

Былина - героическая песня повествовательного характера.

Драма - главное отличие драмы от других литературных жанров - предназначение для сцены.

Ода - торжественное патетическое стихотворение. В V - IV вв. до н.э. исполнялась только с музыкой, пением, танцами. В Древней Греции одами прославляли спортивные соревнования. В Древнем Риме Гораций разлучил оду с музыкой. Большой мастер од считался в 16-17 веке во Франции Малербо. В это же время в России лучшими в жанре оды были Ломоносов, Тредиаковский, Державин.

Элегия - жанр лирики, возник в 7 веке до нашей эры в древней Греции.

Рассказ - это малая форма эпической прозаической литерату ры.

Повесть - древнейший жанр русской литературы.

Роман произошёл на романских языках в древние и средние века, но имел только некоторые черты современного романа.

Стихотворение - разнообразие тематики этого поэтического жанра.

Поэма - большая форма лиро-эпического жанра, стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией, повесть или роман в стихах. Расцвет данного жанра связан с романтизмом. Поэмы писали Байрон, Шелли, Мицкевич, Пушкин, Лермонтов.

4. Молодежь - это специфическая социально-демографическая физическая группа, отличающаяся периодом социальной адаптации, становлением социальной зрелости и психологическими особенностями.

1.5. Цель исследования.

Выявить какие жанры литературы наиболее предпочтительнее у молодежи, так как я считаю, что сейчас в наше время очень важно читать.

1.6. Задачи исследования.

1) определить отношение молодежи к чтению книг;

2) выяснить зависимость выбора жанра книги от возраста;

3) выявить зависимость выбора жанра книги от пола;

4) выявить любимые места для чтения книг;

5) какие книги, интересуют нынешнюю молодежь.

1.7. Объект исследования.

Объектом исследования являются студенты дневного отделения РГТЭУ города Москвы, которые отдают предпочтение различным жанрам литературы.

1.8. Предмет исследования.

Предмет исследования – жанры, которые предпочитают студенты различных возрастов.

1.9. Гипотезы.

  1. Большинство студентов считают, что читать книги это пустая трата времени. (Для проверки использовался вопрос в анкете №5).
  2. Чем взрослее человек, тем больше он начинает читать научных книг. (Для проверки использовался вопрос в анкете №1).
  3. Девушки предпочитают романы, а молодые люди рассказы и повести. (Для проверки использовался вопрос в анкете №3).
  4. Большинство предпочитают читать в транспорте, на отдыхе, дома, на работе и в университете. (Для проверки использовался вопрос в анкете №11).
  5. Обстоятельства, препятствующие чтению - это отсутствие книг, дефицит времени, жизненный цикл семьи, дефицит интереса. (Для проверки использовался вопрос в анкете №6,7 и 8).

2. Методический раздел программы.

2.1. Методы сбора первичной социологической информации.

Опрос в форме анкетирования.

2.2. Место и время проведения исследования. Название инструментария.

Место: г. Москва.

Время проведения: Ноябрь, 2008.

Инструментарий: Анкета.

Название инструментария: Литературные жанры литературы.

2.3. Характеристика инструментария.

Всего в анкете 12 вопроса, в том числе:

1. Вопросы по содержанию:

1.1. О личности респондента - №1-3.

1.2. О фактах поведения - №10.

1.3. О фактах сознания - №5.

2. Вопросы по форме:

2.1. Открытые - № ---.

2.2. Закрытые - №6,7,8,11.

2.3. Полуоткрытые - №10.

3. Вопросы по оформлению:

3.1. Линейные - № 1-12.

3.2. Табличные -№ ---

4. Вопросы-фильтры -№1-12.

5. Вопросы-ловушки -№---.

6. По функции:

6.1 Основные - 10.

6.2 Неосновные – 2.

2.4. Выборка.

В данном социологическом исследовании приняло участие 50 человек в возрасте от 17 до 25 лет.

2.5. Методы обработки социологической информации.

В данном социологическом исследовании предусмотрен ручной метод обработки эмпирической информации.

2.6. Практическая значимость исследования.

Данное социологическое исследование имеет большое практическое значение. Обработанные данные могут быть применены как уже действующими библиотеками для дальнейшего развития отдельных направлений или разработки абсолютно нового, ранее не привлекавшего внимания.

Кроме того, результаты исследования могут показать, какой жанр литературы наиболее предпочтительней в Российской Федерации.


Приложение 1.

АНКЕТА

Уважаемый участник опроса! Обращаемся к Вам с просьбой высказать свое предпочтение в литературе.

Анкетирование анонимно. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде.

Техника заполнения: прочитав вопросы, подчеркните (обведите) код ответа, который наиболее близок к Вашему личному мнению или напишите свой вариант.

Студентка 2-го курса ФУ

Трубицына Наталья

1. Ваш возраст.

а) младше 18

б) от 18 до 20

в) от 20 до 23

г) от 23 до 25

2. Ваш род деятельности.

а) студент, не работающий

б) студент, работающий

Если ваш ответ б) укажите профессию _______________

3. Ваш пол.

а) мужской

б) женский

4. Ваше образование.

а) среднее

б) среднее специальное

в) неполное высшее

Если Вы ответили НЕТ, переходите к вопросу №12

6. Что вы предпочитаете больше отечественную или зарубежную литературу?

а) отечественная литература

б) зарубежная литература

7. Что вы читаете? (возможно два варианта ответа)

а) классика

б) современные книги

8. Какой жанр книги вы предпочитаете?

а) былина

б) драма (трагедия, комедия)

г) лирика (элегия)

д) рассказ (эссе, очерк, новелла)

е) повесть

з) стихотворение

9. Сколько обычно, по времени, в день вы читаете?

а) меньше часа

б) от 1 до 3 часов

в) от 3 до 5 часов

г) другое ______________

10. За сколько вы прочитали свою последнюю книгу?

а) за день

б) за неделю

в) за месяц

г) другое _________________

11. Где вы обычно читаете? (возможно несколько вариантов ответа)

б) в институте

в) на работе

г) в общественном транспорте

д) на отдыхе

е) другое ______________

12. Если у вас домашняя библиотека?

Спасибо за ответы!!!
Приложение 2.

Рабочий план проведения исследования.

Наименование мероприятий Сроки исполнения

Ответственный

Разработка программы КСИ 05.11 – 07.11 Трубицына Н.Д.
Разработка инструментария 08.11 – 10.11 Трубицына Н.Д.
Разработка инструкций для организаторов и анкетеров 11.11 – 12.11 Трубицына Н.Д.
Тиражирование инструментария 13.11 -15.11 Трубицына Н.Д.
Инструктаж организаторов и анкетеров 16.11 – 18.11 Трубицына Н.Д.
Сбор, обработка и подготовка анкет 19.11 – 21.11 Трубицына Н.Д.
Анализ полученной информации, её обобщение и отображение 22.11 – 23.11 Трубицына Н.Д..
Подготовка аналитических записок и отчетов 24.11 - 27.11 Трубицына Н.Д.
Презентации и внедрение итогов исследования в практику 28.11 – 30.11 Трубицына Н.Д.

Приложение 3.

Библиография.

1. Читательская культура молодежи: мифы и реальность. Анна Акимова.

2. Вишникина Катя (источник " Газета АЛЬТЕРНАТИВА ") http://www.kalitva.ru/2007/06/14/chto_chitaet_molodezh.html

3. О литературной эволюции. Ю. Н. Тынянов.

4. Евгений Лещинский (источник "Наш мир") http://www. knigi .ru/lilit/.html

5. Анна Скворцова http :// gazeta . ru /


3. Аналитический раздел.

1. Читает ли молодежь (в %):

Вывод: молодежь сейчас много читает, причем самостоятельно. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы. Пока чтению составляет конкуренцию только телевидение. Чтение за эти годы стало прежде всего развлечением, к самым популярным жанрам теперь относятся детективы и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение.

2. Выбор литературного жанра, в зависимости от возраста (в %):

Былина Драма Ода Лирика Рассказ Повесть Роман Стихотворение Поэма
<18 0 14 7 0 7 0 36 14 22
18-20 1 17 2 4 13 17 26 13 5
20-23 0 32 0 17 0 17 17 0 17
23-25 0 0 0 0 50 50 0 0 0

Вывод: роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют. Он наиболее предпочтительнее у молодежи до 18 лет. В основном молодежь в возрасте от 18 и до 25 лет предпочитают: "рассказ", "повесть". На этом основании заключаем: изучение изолированных жанров вне знаков той жанровой системы, с которой они соотносятся, невозможно.

3. Выбор литературного жанра, в зависимости от пола:

Вывод: подобным же образом решается вопрос наиболее трудный, наименее исследованный: о литературных жанрах.

Дело в том, что проза и поэзия соотносятся между собою, есть взаимная функция прозы и стиха. Функция стиха в определенной литературной системе выполнялась формальным элементом метра.

Из таблицы видно, что молодые люди любят стихи, а девушки романы.

4. Наиболее предпочтительные места для чтения:

5. Какие книги больше всего предпочитает молодежь:

Вывод: сейчас такие современные книги, как «Гарри Поттер», книги Коэльо , Лукьяненко, Акунина, привлекают молодежь все больше, а известные экранизации только разжигают этот интерес, зарубежная литература также пользуется успехом.


Общий вывод.

В ходе исследования многие гипотезы были доказаны, некоторые опровергнуты.

По итогам можно сделать вывод, что многие студенты любят читать, другие же не любят.

Большинство студентов читают в общественном месте, по пути из института или в институт, получается, что в метро и в автобусах.

Дело в том, что проза и поэзия соотносятся между собою, есть взаимная функция прозы и стиха. Функция стиха в определенной литературной системе выполнялась формальным элементом метра.

Роман, кажущийся целым, внутри себя на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным, с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и самые признаки жанра эволюционируют.

  1. Социологические исследования в библиотеках

    Книга >> Социология

    ... отношений между библиотекой и читателем в социологическом исследовании ... количественных методов в социологических исследованиях чтения . Формирование принципа индивидуализации... социокультурным аспектам эстетического воспитания молодежи в библиотеках, во второй...

  2. Теория и методология социологических исследований

    Книга >> Социология

    То чудным образом сопряжена с чтением газет. Разумеется, сколь угодно... хотел сказать. Это отношение называется экспрессивным. В социологических исследованиях данная проблема часто... расширены до «учащихся» или «молодежи» . Очевидно, чем больше общность...

  3. Молодежь новой России Какая она Чем живет К чему стремится

    Реферат >> Философия

    Провёл общероссийское репрезентативное социологическое исследование на тему: “Молодежь новой России: Какая... либо осмысленная политика в отношении молодежи как самостоятельной социально- ... коммуникации предполагают, что чтение имеет даже некоторый приоритет...

  4. Материалы прикладного социологического исследования

    Реферат >> Социология

    Материалы прикладного социологического исследования . Программа прикладного социологического исследования . 1. Актуальность... задач. Читающая молодежь предпочитает не... 2. Цель исследования : Проанализировать отношение учащихся ГФ ТГТУ к чтению и узнать...

  5. Культура молодежи

    Реферат >> Социология

    Познавательные потребности (образование, чтение и т.п.) и потребление... молодежи» . Социологические исследования . 1999 г. № 6. стр. 98. 9 В.Г. Васильев, В.О. Мазеин, Н.И. Мартыненко «Отношение студенческой молодежи к религии». Социологические исследования ...

К. С. Степанов

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ « УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В

СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА»

SOCIOLOGICAL RESEARCH «YOUTH PARTICIPATION IN IN TOWN’ SOCIAL LIFE»

ГОУ ВПО Кировская ГМ А Минздравсоцразвития

В статье представлены итоги социологического исследования «Участие молодежи в социальной жизни города». Тема социальной активности молодежи является острой в нашем городе. Было проведено анкетирование разных слоев молодежи. Большая часть молодежи города отмечала, что власти города уделяют мало внимания проблемам молодежи. Финансовая помощь для развития культурной и спортивной жизни не достаточна.

Ключевые слова: социологический, исследование, участие, деятельность, власти.

In the article the results of sociological research Participation of the youth in the social life of the town are exposed. The theme of social activity of the youth is sharp in our town. The main part of the youth marked that the authorities pay little attention to the problems of the youth. The financial help to the development of cultural and sports life is not enough.

Key words: sociological, research, participation, activity, authorities.

Особенность социологии в том, что она рассматривает общество как единую целостную систему, а его составные части именно как части единого целого. Основной целью изучения общества в социологии, в отличие от других наук, является повышение уровня и улучшение условий жизни человека, изучение общественной жизни человека, социальных групп, изучение явлений и факторов развития общества, а также социальной обусловленности здоровья человека. Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляется ее предназначение и роль. Среди наиболее значимых функций можно выделить теоретикопознавательную, мировоззренческо - идеологическую, критическую, практическую и др. Основной ее функцией является изучение действительности, накопление знаний о социальной реальности, их обобщение и составление наиболее полной характеристики современных социальных процессов. Эта функция относится ко всем уровням социологического знания и служит основой для осуществления остальных функций. Практическая функция социологии связана с совершенствованием социально-управленческих и социально-политических отношений. Прикладная функция связана с тем, что социология не ограничивается познанием социальной реальности. Она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления общественными процессами. Социология выступает в качестве одной из теоретических основ политики я практики. Особенно большое значение имеют социальное предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации прикладной функции социологии.

Действительное использование результатов социологических исследований в выработке принципиальных основ социальной политики и в практике управления

общественными процессами - одна из актуальных задач развития нашего общества.

Прикладные социологические исследования, под которыми обычно понимают применение общих положений социологической теории и изучение конкретных социологических явлений и процессов, являются важнейшей со став-ляющей частью процесса социологических исследований. Конкретные социологические исследования представляют собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно- технических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем .

Социологическое исследование состоит из четырех последовательных, взаимосвязанных этапов:

подготовка исследований; сбор первичной информации; подготовка собранной информации к обработке и ее обработка; анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и предложений.

В соответствии с характером поставленной цели и выдвигаемых задач различают три основных вида социологического исследования: разведывательные, описательные и аналитические.

Анкетный опрос

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса

Анкетирование. Сбор информации осуществляется с помощью вопросника (анкеты), разрабатываемого специально в соответствии с программой исследования.

Анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Респондент получает анкету на руки и заполняет ее, отвечая на поставленные вопросы письменно. Личного контакта с анкетером не происходит. Анкетер - это человек, проводящий анкетирование. Участников опроса в прикладной социологии принято называть респондентами.

По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым.

Групповое анкетирование применяется по месту работы или учебы. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются для опроса, включенные в выборку, респонденты. При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондентов, а время возврата анкет заранее обговаривается.

В массовом опросе респондентами являются различные социальнопрофессиональные и демографические группы населения. В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом изучения. Участники таких оп-

росов являются экспертами. Анкета должна иметь четкую композицию. Она состоит из трех смысловых блоков: вводная часть, основная часть и «паспортичка». Вводная часть представляет собой обращение к респонденту, где излагаются тема, цели, задачи опроса, объясняется техника заполнения анкеты. Основной блок содержит вопросы, раскрывающие содержание исследуемой темы. В «паспортичке» помещают вопросы, с помощью которых получают данные о личности опрашиваемого. Вопросы анкеты различают по трем основаниям: по содержанию, по форме и по функции.

После окончания компоновки анкеты ее необходимо подвергнуть логическому контролю и апробировать ее, проведя пробное исследование.

Обоснование выбора темы «Участие молодежи в социальной жизни города Кирова»

Многочисленные социологические опросы последних лет выявляют общий ценностный и нормативный кризис у молодёжи. Анализ результатов убеждает, что за прошедшее десятилетие в молодёжной среде произошли сложные процессы, свидетельствующие о переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта. Процессы реформирования, происходящие в России, по-новому высвечивают проблему социального участия молодёжи. Во- первых, молодёжь - одна из крупных социально демографических групп российского общества. Во-вторых, вчерашние выпускники учебных заведений пополняют ежегодно социально активное население страны. Наконец, актуальность социализации молодёжи определяется сложностью времени, в котором оказалась молодёжь. Распались ранее созданные молодёжные объединения и организации, молодые люди оказались предоставлены самим себе, начался процесс десоциализации, приведший к значительному росту числа молодёжи с девиантным поведением. Сегодня ситуация жизненного самоопределения молодёжи неоднозначна. С одной стороны, представители молодого поколения составляют значительную долю в составе новых социальных слоёв, увеличилось число молодых людей, возглавляющих общественные движения и политические партии. С другой стороны, молодёжь оказалась одной из самых незащищённых социальных групп, значительно ухудшилось её противоречие, вызванное несоответствием новых социально-экономических требований и качеств личности молодого человека, традиционно формируемых социальными институтами российского общества . Объект исследования - молодёжь города Кирова. Предмет исследования - социальная активность молодёжи. Цель исследования: выявить уровень активного участия молодёжи города Кирова в социальной жизни города. Гипотезы исследования:

1) молодёжь не считает нужным участвовать в социальной жизни города Кирова;

2) участие в культурной, спортивной и общественно-политической жизни города положительно влияет на молодёжь города Кирова;

3) администрация города не достаточно уделяет внимания молодёжи и её развитию.

В качестве предположительных факторов участия молодёжи в социальной жизни города Кирова являются:

Уровень участия молодежи в социальной жизни города;

Влияния общественного мнения на отношение молодёжи к социальной жизни города;

Посещаемость молодежью культурных и спортивных заведений города;

Влияние на молодежь участие в культурной жизни города;

Достаточное внимание со стороны администрации города к молодёжи.

Для определения уровня участия молодежи в социальной жизни города Кирова мы ввели вопросы № 1, 8, 21.

Для определения влияния общественного мнения на отношение молодёжи к социальной жизни города мы ввели вопросы № 25, 28.

25. Что или кто, по Вашему мнению, может в большей степени стимулировать молодёжь заниматься спортом? (можно выбрать не более 2-х вариантов ответа).

б) друзья;

в) родители;

г) свой вариант__________________________________________

28. Кто или что, по Вашему мнению, может более эффективно влиять на социальную активность молодёжи? (можно выбрать не более 2-х вариантов ответа).

а) родители;

в) ближайшее окружение;

г) свой вариант_____________________________________________

Для определения посещает ли молодежь культурные и спортивные заведения города, мы ввели вопросы № 2, 19.

2. Как часто Вы посещаете культурные заведения нашего города (музеи, выставки, театры и т.д.)?

а) 1 раза в месяц;

б) 1 раз в полгода;

в) 1 раз в год;

г) не посещаю;

а) посещал раньше;

б) посещаю регулярно;

в) посещаю по возможности;

г) не посещаю, но собираюсь;

д) не посещаю и не собираюсь.

Для обоснования гипотезы о положительном влиянии на молодежь участие в культурной жизни города мы ввели вопрос № 3.

а) положительно;

г) отрицательно;

д) никак не влияет.

Для обоснования гипотезы о том, что молодёжь не считает нужным участвовать в социальной жизни города, мы ввели вопрос №29.

29. По Вашему мнению, должна ли молодёжь участвовать в культурной,

спортивной и общественно-политической жизни города?

а) да, должна;

б) нет, не должна;

в) свой вариант__________________________________________

Обоснования гипотезы о том, что администрация города недостаточно уделяет внимания молодёжи и её развитию, мы ввели вопросы № 20, 26.

20. Как Вы думаете, доступны ли для молодёжи спортивные секции в материальном плане?

а) достаточно доступны;

б) мало доступны;

в) не доступны;

г) затрудняюсь ответить.

26. Как Вы считаете, достаточно ли материальных средств выделяет администрация города на развитие культурной и спортивной жизни города?

а) достаточно;

б) недостаточно;

в) свой вариант__________________________________

Обоснование выбора методов сбора социальной информации

В качестве основного метода сбора информации выбран анкетный опрос, который отличается от других методов относительной простой дешевизной, большой выборочной совокупностью и оперативностью объёма информации, позволяющий в короткие сроки собрать информацию о мыслях, чувствах людей, их

мнениях, настроениях.

Дополнительным методом сбора информации будет интервью. Этот вид опроса позволяет выявить нюансы сознания. Достоверность информации определяется эффективностью взаимопонимания интервьюера и опрашиваемого

В качестве дополнительных методов сбора первичной информации также выбраны следующие методы:

Анализ документов классическим способом;

Включённое наблюдение.

Обоснование выборочной совокупности

Предполагается опросить с учётом брака 120 человек. Выборочная совокупность составляет 100 человек - это допустимое количество для пилотного исследования. При этом предполагается, что выборочная совокупность не является репрезентативной. Генеральная совокупность: молодёжь города Кирова. Выборку планируется сформировать на основании методики стратификационной выборки. Критериями отбора являются два социальных признака: возраст (возрастные группы предварительно делятся на две категории: от 18 до 23 лет и от 24 до 29 лет);образование (группа предварительно делится на две категории: с не высшим образованием и с высшим образованием).

1) Выявить уровень участия молодёжи в социальной жизни города:

а) культурной;

б) спортивной;

в) общественно-политической.

1. Принимаете ли Вы участие в культурных мероприятиях города?

а) принимал раньше и буду принимать в дальнейшем;

б) принимал раньше, но не собираюсь принимать в дальнейшем;

в) не принимал, но собираюсь принять;

г) не принимал и не собираюсь принимать

13. Принимаете ли Вы участие в различных общественно-политических мероприятиях города Кирова (митинги, встречи с депутатами и т.д.)?

а) принимал раньше и буду принимать в дальнейшем;

б) принимал раньше, но не собираюсь принимать в дальнейшем;

в) не принимал, но собираюсь принять;

г) не принимал и не собираюсь принимать.

21. Принимаете ли Вы участие в спортивных мероприятиях города?

а.) принимал раньше и буду принимать в дальнейшем;

б) принимал раньше, но не собираюсь принимать в дальнейшем;

в) не принимал, но собираюсь принять;

г) е принимал и не собираюсь принимать.

После анализа ответов на вопрос анкеты: “Принимаете ли Вы участие в культурных мероприятиях города? ” был получен результат, представленный на рисунке 1.

Принимаете ли Вы участие в культурных мероприятиях города?

18-23 не высшее 18-23высшее 24-29 не высшее 24-29 высшее

О б. принимал раньше, но не собираюсь принимать в дальнейшем (3 в. не принимал, но собираюсь принять

Рис. 1. Результаты социологического исследования «Участие молодежи в культурных мероприятиях города»

Вывод: из рисунка 1 видно, что большинство респондентов «не принимало и не собирается принимать» участие в культурных мероприятиях города. Так ответило 46,7% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет,

50% респондентов с высшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 30% рес-

пондентов с невысшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет, 30% респондентов с высшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет.

После анализа ответов на вопрос анкеты: “Принимаете ли Вы участие в различных общественно-политических мероприятиях города (митинги, встречи с депутатами и т. д.)?” был получен результат, представленный на рисунке 2. Вывод: из рисунка 2 видно, что молодежь от 18 до 29 лет с высшим и невысшим образованием в основном «не принимала и не собирается принимать» участие в различных общественно-политических мероприятиях города, так ответило 80% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 30% респондентов с высшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 70% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет, 50% респондентов с высшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет. Большинство респондентов ответили: «Всем этим я не интересуюсь, это для меня абсолютно не интересно» и «Нет. Считаю,

это напрасной тратой времени».

Принимаете ли Вы участие в различных общественнополитических мероприятиях города

образование образование образование образование

□ а. принимал раньше и буду принимать в дальнейшем

Ш б. принимал раньше, но не собираюсь принимать в дальнейшем

□ г. не принимал и не собираюсь принимать

Рис. 2. Результаты исследования» Участие молодежи в различных общественнополитических мероприятиях города»

После анализа ответов на вопрос анкеты: “Принимаете ли Вы участие в спортивных мероприятиях города Кирова?”, был получен результат, представленный на рисунке 3.

Принимаете ли Вы участие в спортивных мероприятиях

18-23 не высшее образование

18-23 высшее образование

24-29 не высшее образование

24-29 высшее образование

□ а. принимал раньше и буду принимать в дальнейшем

П б. принимал раньше, но не собираюсь принимать в дальнейшем

□ в. не принимал, но собираюсь принять

□ г. не принимал и не собираюсь принимать

Рис. 3. Результаты исследования «Участие молодежи в спортивных меро-

приятиях города»

Вывод: из рисунка 3 видно, что большинство респондентов «принимало раньше и будет принимать в дальнейшем» или «принимало раньше, но не собирается принимать в дальнейшем» участие в спортивных мероприятиях города Так же большая часть молодежи от 18 до 29 лет с невысшим и высшим образованием «не принимала и не собирается принимать» участие в спортивных мероприятиях города, так ответило 23,3% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 45% респондентов с высшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 26,7% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет, 25% респондентов с высшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет.

2) Выявить влияние общественного мнения на отношение молодёжи к социальной жизни города.

На данную задачу были составлены следующие вопросы:

25. Что или кто, по Вашему мнению, может в большей степени стимулировать молодёжь заниматься спортом? (не более 2-х вариантов ответа)

а) пропаганда здорового образа жизни;

б) друзья;

в) родители;

28. Кто или что, по Вашему мнению, может более эффективно влиять на социальную активность молодёжи? (можно выбрать не более 2-х вариантов ответа)

а) родители;

в) ближайшее окружение;

г) свой вариант_______________________________________________

Из анализа ответов на вопрос анкеты: “Что или кто, по Вашему мнению, может в большей степени стимулировать молодёжь заниматься спортом? ” был получен результат, представленный на рисунке 4.

Что или кто, по Вашему мнению может в большей степени стимулировать молодёжь заниматься спортом?

18-23 не высшее 18-23 высшее 24-29 не высшее 24-29 высшее

образование

образование

образование

образование

□ а. пропаганда здорового образа жизни Ш б. друзья

□ в. родители

□ г. свой вариант

Рис. 4. Результаты исследования «Стимулирование молодежи заниматься спортом»

Вывод: из рисунка 4 видно, что для молодежи от 18 до 23 и от 24 до 29 лет с невысшим образованием в большей степени стимулировать заниматься спортом могут «друзья», так ответило 70% и 42,5% соответственно. Такое же мнение у Г. Он ответил: «Стимулировать молодёжь заняться спортом могут в первую очередь друзья, с которыми у них общие интересы». Мнение же молодежи от 18 до 23 лет с высшим образованием почти поровну разделились между вариантами ответов а,

б, и в. - это «пропаганда здорового образа жизни», «друзья» и «родители». По мнению молодежи от 24 до 29 лет с высшим образованием, в большей степени стимулировать заниматься спортом могут «пропаганда здорового образа жизни» и «друзья».

После анализа ответов на вопрос анкеты: “Кто или что, по Вашему мнению, может более эффективно влиять на социальную активность молодёжи?”, был получен результат, представленный на рисунке 5.

Кто или что, по Вашему мнению, может более эффективно влиять на социальную активность молодёжи?

образование

образование

образование

образование

Ш а. родители Ш б. СМИ □ в. ближайшее окружение □ г. свой вариант

Рис. 5. Результаты исследования «Влияние на социальную активность молодежи»

Вывод: из рисунка 5 видно, что по мнению всех респондентов более эффективно влиять на социальную активность молодёжи может «ближайшее окружение», так ответило 46,7% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 48,4% респондентов с высшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 43,8% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет, 34,4% респондентов с высшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет.

3) Выявить, посещает ли молодёжь культурные и спортивные заведения города.

На данную задачу были составлены следующие вопросы:

2. Как часто Вы посещаете культурные заведения нашего города (музеи, выставки, театр и т.д.)?

а) 1 раз в месяц;

б) 1 раз в полгода;

в) 1 раз в год;

г) не посещаю.

19. Посещаете ли Вы спортивные секции города?

а) посещал раньше;

б) посещаю регулярно;

в) посещаю по возможности;

г) не посещаю, но собираюсь;

д) не посещаю и не собираюсь.

После анализа ответов на вопрос анкеты: “Как часто Вы посещаете культурные заведения нашего города?” был получен результат, представленный на рисунке 6.

Как часто Вы посещаете культурные заведения нашего

18-23 не высшее образование

18-23 высшее образование

24-29 не высшее образование

24-29 высшее образование

□ а. 1 раза в месяц □ б. 1 раз в полгода □ в. 1 раз в год □ г. не посещаю

Рис. 6. Результаты исследования «Посещение молодежью культурных заведений города»

Вывод: из рисунка 6 видно, что культурные заведения нашего города молодёжь в основном «не посещает», с которыми совпало мнение у К. Он ответил: «Нет, культурные заведения нашего города я не посещаю, потому что считаю, что в нашем городе практически нет таких заведений, которые вызвали бы у меня хотя бы какой-то интерес». Можно отметить, что респонденты от 24 до 29 лет с невысшим образованием больше всех остальных посещают культурные заведения «1 раз в год», чаще всего «1 раз в месяц» посещают культурные заведения нашего города молодёжь от 18 до 23 лет с невысшим образованием.

После анализа ответов на вопрос анкеты: “ Посещаете ли Вы спортивные секции города?”, был получен результат, представленный на рисунке 7. Вывод: из рисунка 7 видно, что большая часть респондентов «посещает по возможности» спортивные секции города, так ответило 26,7% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 30% респондентов с высшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 50% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет, 30% респондентов с высшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет. К ним также можно отнести мнение В., который ответил: «Да, занимаюсь и мои друзья тоже, хотя не все».

Посещаете ли Вы спортивные секции города?

18-23 не высшее образование

18-23 высшее образование

24-29 не высшее образование

24-29 высшее образование

□ а. посещал раньше В в. посещаю по возможности Е1 д. не посещаю и не собираюсь

б. посещаю регулярно г. не посещаю, но собираюсь

Рис. 7. Результаты исследования «Посещение молодежью спортивных секций города».

3. Выводы по гипотезам

Гипотезы:

1) Молодёжь не считает нужным участвовать в социальной жизни города. - Г ипотеза опровергнута.

29. По Вашему мнению, должна ли молодёжь участвовать в культурной, спортивной и общественно-политической жизни города?

а) да, должна;

б) нет, не должна;

в) свой вариант___________________________________________________

После анализа ответов на вопрос анкеты: “По Вашему мнению, должна ли молодёжь участвовать в культурной, спортивной и общественно-политической жизни города?”, был получен результат, представленный на рисунке 8.

Вывод: из рис. 8 видно, что почти все респонденты считают, что молодёжь «да, должна» участвовать в культурной, спортивной и общественно-политической жизни города, так ответило 76,7% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 90% респондентов с высшим образованием в возрасте от 18 до 23 лет, 70% респондентов с невысшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет, 85% респондентов с высшим образованием в возрасте от 24 до 29 лет.

2) Участие молодёжи в культурной жизни города положительно влияет на молодёжь города. - Г ипотеза подтверждена.

По Вашему мнению, должна ли молодёжь участвовать в культурной, спортивной и общественно-политической жизни города?

образование образование образование образование □ а. да, должна Ш б. нет, не должна □ в. свой вариант

Рис. 8. Результаты исследования «Участие молодежи в культурной, спортивной и общественно-политической жизни города»

На данную гипотезу был составлен следующий вопрос:

3. По Вашему мнению, как влияет посещение культурных заведений на молодёжь?

а.) положительно;

б) скорее положительно, чем отрицательно;

в) скорее отрицательно, чем положительно;

г) отрицательно;

д) никак не влияет.

После анализа ответов на вопрос анкеты: “По Вашему мнению, как влияет посещение культурных заведений на молодёжь?”, был получен результат, представленный на рисунке 9. Вывод: из рисунка 9 видно, что основная часть респондентов считает, что администрация города на развитие культурной и спортивной жизни города выделяет «недостаточно» материальных средств, и поэтому часть молодёжи города не принимает и не собирается принимать участие в культурных и общественно политических мероприятиях города. В то же время большая часть респондентов принимает и будет принимать в дальнейшем участие в спортивных мероприятиях города. Это означает, что современная молодёжь больше интересуется спортивной, нежели культурной и общественно-политической жизнью города.

Как Вы считаете, достаточно ли материальных средств выделяет администрация города на развитие культурной и спортивной жизни города?

18-23 не высшее 18-23 высшее 24-29 не высшее 24-29 высшее образование образование образование образование

ЕЭ а. достаточно Ш б. не достаточно 13 в. свой вариант

Рис. 9. Результаты исследование «Выделение администрацией города материальных средств на развитие культурной и спортивной жизни города»

Часть молодёжи города вне зависимости от образования не посещает культурные заведения, а спортивные заведения посещает по возможности Часть опрошенных отметила недостаточное выделение материальных средств администрацией города Кирова на развитие культурной и спортивной жизни города. Спортивные секции для молодёжи недостаточно доступны в материальном плане. Большинство респондентов дали рекомендацию администрации города и всем владельцам спортивных секций уменьшить цены на посещение спортивных секций или сделать какие-либо скидки для молодёжи.

Список литературы:

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М.: Книжный дом «Университет», 2002. 215 с.

2. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. 308 с.

Степанов Константин Сергеевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры социальных наук ГОУ ВПО Кировская ГМА Минздравсоцразвития, e-mail: vas7 01 @rambler.ru

Многофункциональный молодежный центр «Шанс» провел социологический опрос «Отношение молодежи к институту семьи» .

Дата проведения: апрель - май 2017.

Количество респондентов: 500 человек.

Возраст респондентов: от 14 до 30 лет.

Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Семейные ценности современной молодежи

Чтобы говорить об образе современной молодежи, для начала нужно изучить семью как первичный институт социализации личности и понять условия воспитания нового поколения. Об этом и поговорим в нашем исследовании «Отношение молодежи к институту семьи, которое МБУ ММЦ «Шанс» провел в апреле-мае этого года.В целом, можно сказать о том, что в тольяттинских семьях благоприятный климат: большинство респондентов отметили, что в их доме хорошие взаимоотношения.

Современные девушки и парни в браке предпочитают равноправие (59%), когда всегда можно найти компромисс. За мужское лидерство проголосовали 19% и 7% - за женское.

Мы решили узнать, какие традиции существуют в тольяттинских семьях. Большинство опрошенных отметили, что привыкли собираться все вместе за праздничным столом и отмечать различные праздники. Также, в течение совместной жизни складываются традиции, связанные с бытовыми вопросами, такими, как приготовление пищи, покупка продуктов питания, уборка по выходным. Немаловажную часть в жизни тольяттинцев занимает рекреационная сфера жизни (совместный отдых, путешествия, походы в кино), а также – поддержание теплых отношений.

Далее мы решили узнать у молодежи о планах в создании собственной ячейки общества, так 63% отметили, что хотели бы создать собственную семью. Причем 86% респондентов отдают предпочтение официальному браку. Были получены данные об идеальном возрасте для вступления в брак, по мнению молодых тольяттинцев. У женщин средний возраст составил 23,5 лет, а у мужчин он равен – 25,3.

В современной России государственная политика ориентирует россиян на увеличение рождаемости в стране, этому свидетельствуют различные поощряющие программы. Данные опроса показали: большинство молодых (52%) считают идеальным два ребенка в семье, 23% - «Три ребенка» и 12% ответили, что в настоящее время идеально, когда в семье один ребенок.

Интересные данные были получены при изучении мнений тольяттинцев о том, как они видят свою семью и как они могут ее охарактеризовать. Нами был предложен ряд прилагательных, отражающих различные типы семьи. Результаты показывают, что в Тольятти живут дружные семьи, так отметили 54% респондентов. Воспитанной и спокойной охарактеризовали свою семью 44% и 38% молодежи соответственно. 30% тольяттинских семей являются интеллигентными и 28% – большими. 27% участников опроса сказали о том, что их семья маленькая. О шумности своей семьи упомянули 24%. Почетного звания семьи героев удостоены 6%. Также, в Тольятти присутствуют взрывные (12%), скандальные (7%) и неблагополучные (2%) семьи.


Более подробную информацию смотрите ниже в аналитической записке.


Анализ социологического исследования


Диаграмма №1 «Укажите Ваш пол»

В исследовании приняло участие 500 респондентов, из которых мужчин 41% (205 человек), женщин – 59% (295 человек).


Диаграмма №2 «Возраст респондентов»

Возрастной состав респондентов распределился следующим образом: наибольшая часть опрошенных представляет возрастную группу 14-18 лет – 49% (244 респондента), вторая по численности группа – 19-23 года – 26% (133 респондента) и самая малочисленная – 24-30 лет – 25% (123 респондента).



Диаграмма №3 «Ваш социальный статус»

Учусь– 394 (79% респондентов). Из них:

Школьник – 171 (44% респондентов)

Студент колледжа (техникума, училища) – 96 (24% респондентов)

Студент ВУЗа – 127 (32% респондентов)

Работаю – 210 (42% респондентов)

Работаю в сфере услуг – 164 (78% респондентов)

Работаю в производстве – 46 (22% респондентов)

Учусь и работаю – 114 (23% респондентов)

Другое – 2% (10 респондентов). Среди ответов такие, как: «Эколог», «Состою на государственной службе», «Фрилансер», «Инженер проектировщик», «Декретный отпуск», «Безработный».


Диаграмма №4 «Как Вы оцените взаимоотношения в Вашей семье?»

Семья является одним из самых древних социальных институтов. Семья возникла намного раньше религии, государства, армии, системы образования, рынка. Институт семьи считается базовым, фундаментальным в социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы знания, навыки поведения. В связи с огромным вкладом в развитии человечества, исследованием института семьи занимались многие великие западные и отечественные социологи. Чтобы говорить об образе современной молодежи, нужно изучить их семьи, понять условия воспитания нового поколения, определить ценности, которые закладывает первичный институт в умы подрастающего поколения. Для начала мы решили задать респондентам вопрос: «Как Вы оцените взаимоотношения в Вашей семье?». В целом, можно сказать о том, что в тольяттинских семьях благоприятный климат и высокий уровень социального самочувствия. Так большинство респондентов оценили взаимоотношения в семье как «Хорошие» и «Очень хорошие» (43% и 37% соответственно). Удовлетворительные отношения у 12% семей респондентов. Варианты «Плохие» и «Очень плохие» выбрали 4% и 1% молодежи соответственно. Затруднились дать оценку семейной обстановке 2%. И 1% участников опроса предложили свои варианты ответа: «Супер классные», «Смотря с кем», «Я пока не создал своей семьи», «Нет семьи».


Диаграмма №5 «Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты?»

Немаловажной частью семьи является психологическая атмосфера. Практически в каждой семье время от времени возникают недопонимания и конфликты. И тольяттинские семьи в этом плане не стали исключением. Половина опрошенных респондентов (47%) отметили, что в их семьях иногда случаются ссоры и конфликты. Вариант «Да, редко» выбрали 34% молодежи. Частые разногласия в семье случаются у 11%. О том, что в их семье не бывает конфликтов, заявили 5% исследуемой выборки. Затруднились дать ответ 2%. И еще 1% респондентов предложили свои варианты ответов: «Очень-очень редко», «Слишком серьезные конфликты, которые затрагивают личность, случаются раз в год», «Нет семьи».


Диаграмма №6 «Каковы способы разрешения конфликтов в Вашей семье?»

Для того чтобы быть успешным, иметь крепкие отношения в семье либо с близкими нам людьми, необходимо знать, как можно разрешить конфликтные ситуации. Мы выяснили, как решаются спорные моменты в тольяттинских семьях. 43% молодежи отметили, что при возникновении конфликта идет обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения. 36% видят основным способом разрешения конфликтов – примирение. К помощи других лиц прибегают в 6% семьях участников опроса. 9% респондентов отметили, что в их семье конфликты практически не разрешаются и имеют затяжной характер. Также 5% молодежи сказали, что вовсе не попадают в такую ситуацию, так как в их семье не бывает конфликтов. И еще 2% предложили свои варианты ответов: «Смирение», «Когда как», «Само собой все разрешается», «По-разному бывает», «Все отходят сами», «Подчинение старшему поколению», «Нет семьи».


Диаграмма №7 «Какой тип взаимодействия наиболее приемлем для Вас?»

От типа распределения в семье зависит характер взаимоотношений между членами семьи, распределение обязанностей и общая семейная политика. На вопрос: «Какой тип взаимодействия в семье наиболее приемлем для Вас?» 59% респондентов выразили симпатию к равноправным отношениям, где всегда можно найти компромисс. Кардинальных различий между ответами мужчин и женщин в данном вопросе не прослеживается. На втором месте был ответ «патриархат», 19% участников опроса считают, что мужчина должен быть главным. За матриархат – 7% молодежи, они уверены, что женщина способна брать на себя ответственность. 14% всех опрошенных затруднились ответить на этот вопрос. Также, 1% респондентов предложили свои варианты: «Равноправие, но мужчина пусть считает, что он главный», «Считаю, что может быть и то, и то: в зависимости от характера людей», Семьи ещё нет, но я за равноправие – вести каждый раз должен тот, кто больше разбирается в конкретном деле». Был и такой вариант ответа, как: «В разных жизненных ситуациях каждый из членов семьи берёт на себя ответственность и решает появившуюся проблему: зависит от её направленности».

Диаграмма №8 «Какие традиции существуют в Вашей семье?»

Еще одним направлением в формировании внутрисемейной культуры является влияние глобализации на обрядовые, бытовые празднества и традиции, т.е. бытовую культуру. Технические возможности быта, бытовой обрядности значительно увеличились, в связи с этим происходит сближение, а порой унификация ритуалов. Так, мы решили узнать, какие традиции существуют в тольяттинских семьях. Всего рассказали о традициях в их семье 32% респондентов. 29% из числа ответивших на данный вопрос отметили, что в их семье не существует никаких традиций и 2% затруднились ответить на данный вопрос. Данные ответы были систематизированы, затем нами был составлен список традиций, которые существуют в тольяттинских семьях, так, среди ответов, были такие традиции, как:

1) все делать вместе;

2) совместные празднования семейных и общенародных знаменательных дат;

3) дарить всем подарки на праздники;

4) наряжать елку всем вместе;

5) обсуждение важных вопросов и того, что происходило за день;

6) звонить и говорить членам семьи о результатах важного дня (дни сессии, конкурсов);

7) приготовление определенных блюд к определенным праздникам;

8) готовить вместе;

9) совместная трапеза;

10) каждый моет посуду за собой;

11) кто последний покушал, тот и убирает;

12) по выходным убираться всей семьей;

13) просмотр фильмов и телепередач и их обсуждение;

14) на каждую годовщину смотреть свадебный фильм;

15) совместное проведение выходных;

16) баня по выходным;

17) семейные ежегодные выезды за грибами, ягодами и т.д.;

18) ездить на рыбалку и охоту;

19) совместные путешествия, поездки на родину, к родственникам;

20) выезжать на семейный отдых, природу;

21) каждый вечер гулять перед сном;

22) посещать кафе раз в неделю, ходить в кино;

23) открытие дачного сезона;

24) всей семьей ходить в кругосветку, походы;

25) ездить на Грушинский фестиваль каждый год;

26) устраивать домашние музыкальные концерты;

27) в день знакомства ходить туда, где познакомились;

28) делать семейное фото в день годовщины свадьбы;

29) совместная молитва;

30) четкое распределение обязанностей по дому;

31) не входить в комнату без стука;

32) махать в окошко уходящему;

33) встречать домочадцев, когда они возвращаются домой;

34) проявление заботы друг о друге (пожелание удачного дня, спокойной ночи и т.д.);

35) уважение друг к другу, любовь и доверие как традиция. Таким образом, в большинстве тольяттинских семей существуют определенные традиции, которые складываются на протяжении всей совместной жизни. Для большинства семей респондентов характерно собирание всей семьей за праздничным столом, отмечание семейных праздников. Также, в течение совместной жизни складываются традиции, связанные с бытовыми вопросами, такими, как приготовление пищи, покупка продуктов питания. Немаловажную часть в жизни тольяттинцев занимает рекреационная сфера жизни, а также большое значение для большинства семей имеет поддержание теплых отношений.

Таким образом, в большинстве тольяттинских семей существуют определенные традиции, которые складываются на протяжении всей совместной жизни. Для большинства семей респондентов характерно собирание всей семьей за праздничным столом, отмечание семейных праздников. Также, в течение совместной жизни складываются традиции, связанные с бытовыми вопросами, такими, как приготовление пищи, покупка продуктов питания. Немаловажную часть в жизни тольяттинцев занимает рекреационная сфера жизни, а также большое значение для большинства семей имеет поддержание теплых отношений.


Диаграмма №9 «Хотели бы Вы создать свою семью?»

Далее мы решили узнать у респондентов о планах в создании собственной ячейки общества. Так, 63% молодежи отметили, что хотели бы создать собственную семью. При этом среди мужчин так ответили 57%, а среди женщин – 67%. Еще не задумывались об этом 17% опрашиваемых. Каждый десятый участник опроса (11%) уже создал свою семью. И не хотят вступать в семейные отношения 8% молодых. Примечательно, что данный вариант мужчины выбирали в 2 раза чаще, чем женщины (12% и 5% соответственно). Еще 1% респондентов дали свои ответы: «Не сейчас», «Да, но после того, как сам поднимусь с колен», «В раздумьях», «Это очень обширный и трудный вопрос с дискуссиями не на одни сутки», «Нахожусь в бракоразводном процессе».


Диаграмма №10 «Как Вы считаете, каков идеальный возраст для вступления в брак?»

Затем, респондентам был задан открытый вопрос о том, какой возраст они считают идеальным для вступления в брак. Полученные данные показали, что средний возраст для женщины составил 23,5 лет, а у мужчин он равен – 25,3. Минимальный возраст для вступления в брак для женщины составил 16 лет, что является возрастом младше совершеннолетнего, максимальный – 55. Максимальный возраст узаконивания отношений для мужчин чуть выше – 18 лет, а максимальный возраст, который указывали респонденты, также составил 55 лет. Особых возрастных и гендерных в данном вопросе не обнаружено. Несколько респондентов выразили свое мнение: «Это не имеет значения», «Все индивидуально», «Для каждого свой возраст», «Нет идеального возраста», «Это личный выбор каждого», «По уму», «Любви все возрасты покорны», «Не в возрасте дело, а в возможностях». Также были такие варианты, как: «Тот, когда осознаешь все обязанности в браке и берешь ответственность на себя», «Когда созреют умственно (в разном возрасте)», «Зависит от состояния, но не раньше 20», «Для каждого свой возраст: все люди развиваются по-разному (в зависимости от воспитания, характера, жизненного опыта)», «Тогда, когда человек сам к этому будет готов: и морально и психологически (у всех это в разный возраст наступает)».



Диаграмма №11 «Какой брак для Вас является предпочтительнее?»

Подавляющее большинство молодежи (86%) отдает свое предпочтение официальному браку. За сожительство – 6%. Никакой брак не привлекает 5% молодых тольяттинцев. Различий между ответами мужчин и женщин не выявлено. И 3% предложили свои варианты ответа: «Без разницы», «Любой», «Не вижу разницы», «Главное – любовь», «Роспись не обязательна», «Религиозное бракосочетание», «Ведение общего бюджета и хозяйства», «Брак – не самое важное, возможно жить вместе и не состоять в браке, это все формальности», «В котором комфортно всем членам семьи», «Пока не думал об этом».


Диаграмма №12 «Вступили бы Вы в брак по расчету?»

На вопрос «Вступили бы Вы в брак по расчету?» больше половины опрошенной молодежи (55%) ответили отрицательно. Причем женщины на 10% чаще мужчин выбирали данный вариант. Четверть респондентов отметили, что это будет зависеть от обстоятельств. Каждый десятый участник опроса не против браков по расчету и мог бы рассмотреть для себя такой вариант. Затруднились дать ответ 9%. И еще 2 человека дали свои ответы: «Вряд ли», «Нет, чаще всего молодых девушек выдают замуж за стариков».


Диаграмма №13 «При создании семьи Вы бы хотели заключить брачный договор?»

Мнения респондентов по поводу брачного договора разделились поровну. 29% молодежи отметили, что хотели бы заключить брачный договор при создании семьи. Столько же процентов заявили, что не стали бы этого делать. Примечательно, что в данном вопросе мужчины чаще женщин изъявляли желание заключить данный договор (34% мужчин и 25%женщин). Еще 27% участников опроса сказали, что решат данный вопрос в зависимости от обстоятельств. Немало и тех, кто затруднился ответить на данный вопрос – 15%. И 2% респондентов предложили свои варианты ответов: «Зачем?», «Нет, я не собираюсь выходить замуж».


Диаграмма №14 «Насколько важно для Вас материальное положение Вашего партнера?»

Затронули и финансовую сторону семейной жизни. 55% молодежи заявляют, что материальное положение партнера – это не самое главное. Для каждого пятого тольяттинца это важно и вариант «Очень важно» выбрали 6%. Совсем не важно материальное положение партнера для 11% респондентов. Затруднились ответить на данный вопрос 7%. И 1% участников опроса предложили свои варианты ответов: «Важно, но не самое главное», «Важно, но не первостепенно», «Вообще не важно, главное – что есть мы», «Главное, чтобы человек был целеустремленным, а не богатым», «Куда важнее умственные и психологические способности», «Это не самое главное, но важно. Как минимум, если не хватает финансов, необходимо наличие желания это исправить и реальные действия».


Диаграмма №15 «Как Вы относитесь к смене фамилии при регистрации брака?»

Нередко смена фамилии при регистрации брака становится предметом спора между парой, которая решила узаконить свои отношения. Мы решили выяснить, что этому поводу думает современная молодежь. По-прежнему, большинство опрошенных (50%) солидарны с распространенной практикой, когда жена берет фамилию мужа. Немало и тех, кто считает, что пара должна сама решить, как им будет комфортнее – 39%. На том, что при регистрации брака каждый должен оставлять свои фамилии настаивают 5% участников опроса. Только 3% убеждены, что при регистрации брака муж должен взять фамилию жены. Воздержались от ответа 2%. Гендерных различий в данном вопросе не обнаружено. И еще 1% молодежи предложили свои варианты ответов: «Не важно», «Нужна двойная фамилия», «Никто ничего не должен, все по желанию пары. Сам склоняюсь к двойной или к тому, чтобы выдумать новую», «Нейтрально. Как говорила героиня фильма Керри Брэдшоу «Каждая пара устанавливает свои правила». Я планирую взять фамилию будущего мужа».


Диаграмма №16 «Какова, по Вашему мнению, должна быть разница в возрасте между супругами?»

Какова наилучшая разница в возрасте супругов, позволяющая сохранить крепкую и счастливую семью? Существует много точек зрения на эту проблему. Всегда считалось, что супруг должен быть старше. Но сегодня женщины выходят замуж за мужчин младше себя. Существует ли формула идеального соотношения возрастов? Данный вопрос мы задали респондентам нашего исследования. 31% опрошенных считают, что разница в возрасте должна составлять до 5-ти лет. 29% респондентов выбрали вариант «Не имеет значения». Число тех, кто считает идеальной разницу между супругами в 3 года, составляет 22%. До 10-ти лет считают нормальной разницу в возрасте 13% молодежи. Затруднились ответить на данный вопрос 4%. И еще 1% исследуемой выборки предложили свои варианты ответов: «2-3 года», «От 3 до 5 лет», «Не важно», «По желанию пары», «Нет разницы», «Любви все возрасты покорны».



Диаграмма №17 «Какое количество детей в семье Вы считаете идеальным?»

В современной России государственная политика ориентирует россиян на увеличение рождаемости в стране. Этому свидетельствуют различные программы, поощряющие рождение второго и третьего ребенка. Также, в средствах массовой информации в рекламных роликах можно проследить тенденцию транслируемого образа семьи с тремя детьми. Поэтому, в рамках нашего исследования, актуальным будет вопрос о том, какое количество детей в семье тольяттинцы считают идеальным. Большинство опрошенных, а именно 52% респондентов, считают идеальным два ребенка в семье. 23% молодежи полагают, что число детей в семье должно быть равно трем. 12% тольяттинцев отметили, что в настоящее время идеальным будет иметь одного ребенка в семье, возможно, это связано с финансовыми возможностями семей содержать ребенка. 4% считают, что в семье должно быть четыре и более ребенка. И 5% молодежи за бездетную семью (8% мужчин и 2% женщин). Также, 4% респондентов предложили свои варианты ответов: «Сколько душе угодно», «Любое количество идеально», «Два и больше», «10 детей», «Детей много не бывает», «Сколько получится», «Сколько Бог даст», «В зависимости от обстоятельств», «Выбор каждого», «Столько, сколько возможно, в зависимости от желания, финансового благополучия и обстоятельств», «Сколько захочет женщина и потянет воспитать семья», «Когда есть хотя бы один ребенок в семье - это уже радость», «Сложный вопрос», «Пока не знаю», «Лично я не хочу ребенка, но думаю, что один ребенок в семье – это хорошо», «Кому как больше нравится, большинству лучше вообще не заводить».


Диаграмма №18 «Как Вы относитесь к браку с иностранцем?»

Россия является многонациональной страной, в последнее время формируется толерантное отношение к представителям разных наций. Мы решили выяснить отношение тольяттинцев к бракам с иностранцем. У большинства тольяттинцев наблюдается нейтральное отношение к таким бракам, так ответили 64% респондентов. Четверть тольяттинцев (24% респондентов) положительно относятся к браку с иностранцем. Отрицательно настроены 11%. Также, 1% респондентов написали свой вариант ответа: «Класс», «В зависимости от обстоятельств», «Национальности не имеют значения», «Скорее отрицательно, но все зависит от обстоятельств».



Диаграмма №19 «Как Вы относитесь к браку с представителем другой религиозной конфессии?»

С наибольше опаской тольяттинцы относятся к бракам с представителями другой религиозной конфессии. Всего 10% респондентов положительно относятся к данному браку и считают, что это делает семью разносторонней в духовном плане. Нейтрально относятся к данным бракам большинство опрошенных – 69% респондентов, они считают, что в этом нет никакой проблемы. И 17% молодежи отрицательно относятся к такому браку, по их мнению, нельзя жениться на представителе другой веры. Также, 4% участников опроса предложили свои варианты ответов: «Сложный вопрос», «Это не имеет значения», «Все индивидуально», «Какая разница, кто какой национальности», «Нежелательно, будут разногласия в мировоззрениях», «Положительно, если один не принуждает второго сменить веру». Также были такие варианты ответов, как:
-«Если другой конфессии – нормально, другой религии – отрицательно»;
-«Нейтрально, но если представитель одной не будет требовать перехода в его веру партнера»;
-«Нейтрально, если это не будет мешать или ущемлять права друг друга или одного из супругов»;
-«Может возникнуть вопрос о воспитании детей, на этой почве и на многих других могут возникнуть разногласия»
-«Я не являюсь последователем какой-либо веры, и заводить отношения с верующим человеком не стал бы, не говоря уже о вступлении с ним в брак»;
-«В зависимости от того, какую роль играет религия для партнера»;
-«Не рекомендуется, могут быть в будущем разногласия»;
-«Я не думаю, что это проблема. Меня больше смущает фанатизм в религии, нежели ее направленности. Если человек является фанатиком, то я отношусь к этому с небольшой опаской»;
-«Смотря как оба относятся к вере - если очень религиозные, то ничего хорошего не получится, если малорелигиозны - то проблем не возникнет»;
-«Трудно ответить на подобный вопрос, главное, чтобы супруги были верующими; но когда у них разные религиозные взгляды - это тяжело».


Диаграмма №20 «Как Вы охарактеризуете свою семью?»

Интересные данные были получены при изучении мнений тольяттинцев о том, как они видят свою семью и как они могут ее охарактеризовать. Нами был предложен ряд прилагательных, отражающих различные типы семьи, также у респондентов была возможность предложить свой вариант ответа. Так, получилось, что в г.о. Тольятти живут дружные семьи, так отметили 54% респондентов. Воспитанной и спокойной охарактеризовали свою семью 44% и 38% молодежи соответственно. 30% тольяттинских семей являются интеллигентными и 28% тольяттинских семей – большие. 27% тольяттинцев сказали о том, что их семья маленькая. О шумности своей семьи упомянули 24% участников опроса. Почетного звания семьи героев удостоены 6%. Также, в Тольятти присутствуют взрывные (12%), скандальные (7%) и неблагополучные (2%) семьи. И еще 2% респондентов предложили свои варианты: «Понимающая», «Творческая», «Надежная», «Замечательная», «Любящая, открытая, веселая, разношерстная», «Веселая», «Моя», «Обычная нормальная семья», «Сложная», «Не полная», «Нет семьи».

Скачать социологическое исследование с диаграммами вы можете