Где жили пикты? Пикты Пикты народ.

Пикты приковывают к себе общественное внимание, как и другие древние культуры. Экзотическое и таинственное, их имя вызывает в воображении образ поклоняющихся солнцу нагих воинов, чье тело покрыто татуировками. Эти воины теснят с заснеженного севера римские легионы, заставляя их укрыться за Адриановым валом. Они появились из туманного прошлого с тем, чтобы доминировать на севере Британии на протяжении пяти веков, а затем исчезнуть также загадочно, оставив после себя лишь легенды и непонятные артефакты, о которых историки продолжают спорить по сей день.

В этой картине есть доля правды. Пикты действительно занимают важное место в истории Британии, но по более прозаической причине. Пикты представляю собой осколок кельтской цивилизации, сохранившей независимость и потому продолжавшей свое развитие. Пикты стали первыми варварами, которые образовали нацию.

Нельзя отрицать того, что таинственная аура, окружавшая пиктов, вполне ими заслужена. Впервые пикты упоминаются по имени в 297 г. н.э., хотя из контекста следует, что к тому времени пикты уже стали привычной для римлян проблемой в Британии. Но сколько времени пикты уже были известны к тому моменту? Почему о них не упоминалось раньше? Были ли пикты туземцами или кельтами-переселенцами? Само слово «пикт» имеет латинское происхождение или это самоназвание племени? Говорили ли они на кельтском диалекте? Если да, то на каком: бриттском или гэльском?

Действительно ли они вели родословную по женской линии? Раскрашивали ли они свои тела? Что означали их символы? Были ли они язычниками или христианами? И наконец, почему пикты исчезли?

Как говорят, слово «пикт» происходит от латинского слова pictus, т.е. «раскрашенный». Такое название возникло из-за традиции пиктов покрывать тела татуировками. Хотя у нас нет оснований сомневаться в том, что пикты действительно увлекались татуировками, этимология их названия кажется неубедительной. Римлянам не было никакого резона изобретать новое имя для племени любителей татуировок. Римляне видали племена еще экзотичнее, но никогда не давали никому новое название, а старались использовать оригинальные названия.

Есть несколько альтернативных объяснений слова «пикт». Вегеций, живший в IV веке, сообщает, что бриттское слово pictas означает камуфлированную разведывательную лодку, выкрашенную в шаровой цвет – pictae. На валлийском языке лодка будет peithas, моряк – peithi, а пиктов валлийцы называют словом peithwyr. В средневековых ирландских хрониках лодки называли словом picard, тогда как для обозначения пиктов использовали слова Picti или Pictones, иногда путая это название со словом piccardach или picars (т.е. «пираты»).
Реконструкция внешнего вида пиктов, сделанная Робертом Хавеллом, 1815 г.
На старо-норвежском слово «пикт» звучит как Pettr, на старо-английском – Poechta, на старо-шотландском – Pecht. Таким образом, получаем, что во всех языках пиктов называли именно так. Поэтому логичнее предположить, что «пикты» – это самоназвание племени, а «раскрашенные» или «пираты» – это всего лишь пример «народной этимологии.

Кто же такие пикты? Простейший ответ на этот вопрос – жители северной Британии в 297-858 гг. Этот ответ правильный, но ничего принципиального не сообщает. По крайней мере мере было бы интересно узнать, почему их имя не появляется в римских хрониках первые века присутствия римлян в Британии.

В первом веке н.э. земли к северу от Форта населяли представители двух культурных групп. В центральных областях Шотландской возвышенности обитала конфедерация бриттов, среди которых наиболее заметными были каледонцы, чья история восходит к VIII в. до н.э. Это племя оставило после себя деревянные укрепления на холмах, металлические предметы и другие следы кельтской культуры. На Оркнейских, Шетландских и Гебридских островах, а также на северо-западном краю Шотландии обнаруживаются строения совершенно другого типа – круглые каменные башни, так называемые «брохи». Всего с I в. до н.э. и до II в. н.э в этом районе возвели более 500 подобных башен. Хотя укрепленные поселения имели более длительную историю, брохи строились наряду с ними в одно и то же время. То есть сохранялась четкая культурная граница между двумя группами народов, населявших север Британии.

Римские отношения с Оркнейскими островами описаны Плинием Старшим и Тацитом. Оба автора сообщают, что местные жители брохов предлагали Риму союз. Формально Оркнейские острова присоединились к Империи в 43 г. н.э. и позже присылали эмиссаров с просьбой о помощи. Этим воспользовался Агрикола, который вторгся в Шотландию. В ходе борьбы у гры Грауп в 84 г. шотландцы были разбиты. Флот Агриколы обогнул Британию с севера, попутно приняв присягу верности от жителей Оркнейских островов. В брохах появилось множество римских предметов, а также местных копий римских образцов, что говорит о значительном влиянии Рима.

Вскоре Агрикола перешел к оборонительной тактике, так как каледонцы развязали партизанскую войну. Для защиты от вторжений с севера римляне возвели Адрианов вал, а затем и Антонинов вал. Каледонцы продолжали доставлять римлянам беспокойство до тех пор, пока в 208 г. в Британию не прибыл сам император Септимий Север. Север не ставил задачи покорить каледонцев, его целью было полностью уничтожить непокорное племя. Он приступил к планомерному разрушению среды обитания каледонов: жег посевы, резал скот, вешал вождей, разрушал постройки. Политика Севера быстро принесла плоды. Почти столетие каледоны не могли вести активных действий, и вскоре на сцену вышли пикты.
Брохи представляли собой круглые строения с каменной стеной, уложенной без раствора. Диаметр внутреннего двора около 10 м. В центре двора располагается колодец. Толщина стен 3,6 метров, внутри стен находятся чуланы и лестницы. Стены слегка завалены внутрь, на верхнем ярусе вдоль стены мог проходить балкон.

«Довольно длительное время, древний народ пиктов был незаслуженно забыт. Лишь изредка, его имя, в романизированном виде, возникало на страницах художественных произведений, таких как "Вересковый мёд” Р. Л. Стивенсона, или "Пак с Холмов” Р. Киплинга. Официальная же наука, всецело опиралась на свидетельства римских авторов, которые были далеко не наилучшего мнения о пиктах. И все они однообразно говорят о том, что пикты были самыми худшими, и самыми дикими из всех варваров, которые когда-либо встречались римлянам. Но, несмотря на такие нелестные эпитеты, их трудно обвинить в предвзятости – они видели преимущественно воинов, которые и впрямь шокировали своим внешним видом, и ничего не знали об образе жизни этого народа.»

И поэтому неудивительно, что ещё не так давно, единственное, что мы знали о пиктах , это то, что они были свирепыми воинами, идущими в бой голышом, предварительно раскрасившись с головы до пят синей краской. Но то, что воспринималось римлянами как свидетельство крайней дикости, на самом деле было психологическим элементом боевой организации пиктов . И, исходя из того, что запомнилось им больше всего, можно предположить, что не у одного закалённого в боях легионера, сдавали нервы при одном виде этого, мягко говоря, странного воинства. На протяжении всей своей истории, пикты наводили ужас на все народы, селившиеся в Британии . Именно для защиты от их нападений, римляне возвели Адрианов вал , лишь изредка решаясь продвигаться дальше на север. А суровые англы Берниции и Дейры жили в постоянном страхе, находясь в непосредственной близости от границ Королевства пиктов.

Пикты, как название народа, то, под которым их сейчас знают, дали им римляне - Picti (раскрашенные). Существует версия, что сами они называли себя как Pryden , но как бы там ни было, в историю, с подачи римлян этот народ вошел как пикты , и останутся таковыми, даже если когда-то откроются какие-то новые подробности, доселе неизвестные науке. Относительно их этнической принадлежности, сейчас существует три основные версии:

1) Пикты имеют кельтское происхождение, но выделились в самостоятельную ветвь ещё в начале I тысячелетия до н. э.;

2) Они были потомками индоевропейских племён, проникших на Британские острова в IV-III тысячелетии до н. э.;

3) Пикты были коренным народом Британии .

Последняя версия находит некоторые подтверждения, в частности в том, что язык, на котором говорили пикты, не имеет ничего общего с кельтским. И тем более, не имеет никаких родственных связей ни с одной из групп индоевропейских языков, известных лингвистам. К тому же, следы деятельности пиктов в Британии датируются ещё серединой IX тысячелетия до н. э., к этому времени, относится начало строительства ими каменных могильников на Оркнейских островах , позже возникавших на территории всего острова Британия. И это было задолго до начала индоевропейской миграции, и особенно появления в этих краях кельтских племён, что произошло не ранее 500 г. до н. э. Опираясь на эти свидетельства, можно утверждать, что даже если пикты не были коренным народом Британии, то, во всяком случае, самым древним. И их вполне можно называть аборигенами, и не только Шотландии , а всей Британии, и быть может, даже Европы, наряду с басками.

Тем это очевидней, что из всех народов, когда-либо населявших Европу, пикты наиболее близки именно к иберам и лузитанам, которые считаются коренным населением Пиренейского полуострова . Неизвестно, можно ли говорить о какой-то степени родства между этими народами, но спиралевидные петроглифы пиктов и иберов, по стилистике очень схожи между собой. И тут можно говорить, о как минимум, достаточно тесных контактах, происходивших между ними ещё в глубокой древности. Так же дело обстоит и с таинственным "народом кубков ”, поселившимся на Оркнейских островах в середине IV тысячелетия до н. э., с которым пикты поддерживали близкие связи. Это в свою очередь, дало повод некоторым учёным утверждать, что между ними произошла ассимиляция, результатом которой, и стало появление полностью сформировавшегося пиктского народа. Это маловероятно, но, несомненно, то, что "народ кубков” оказал сильное влияния на культуру пиктов, которые именно после знакомства с ними начали строить каменные круги, подобные Санхани (ок. 3300 г. до н. э.). Незадолго до этого, очевидно, тоже под влиянием пришельцев, пикты, которые до этого были кочевым народом, перешли к оседлому образу жизни, и занялись земледелием.

Что касается кельтов, переселившихся на Британские острова в середине I тысячелетия до н. э., то отношения с ними у пиктов не сложились с самого начала. Неизвестно, какой была область расселения пиктов, на момент прибытия кельтских племён, но после этого она постоянно сокращалась, и к 100 г. до н. э. их вытеснили на территорию находящуюся за Ферт-оф-Фортом. Но, несмотря на то, что с этого времени, они были фактически заперты в Центральной Шотландии , постоянно совершали походы на юг, доходя иногда до самой Темзы.

Римляне впервые "познакомились” с пиктами в 83 г. н. э., когда сошлись с ними в битве у Грампианских гор. На тот момент вся Британия, кроме Пиктавии была полностью покорена, тогдашний наместник Гней Юлий Агрикола решил исправить эту оплошность, и в 82 г. н. э. началось продвижение на север. Пикты, к тому времени, были объединены в два племенных союза – Веникония и Каледония , по имени которого, римляне впоследствии назвали всю Шотландию. По словам Тацита, зятя Агриколы, оба "королевства” выставили 30 000 воинов, (в действительности, их было не больше 8000) и руководил ими вождь каледонцев Калгак . В этом бою пикты потерпели поражение, т.к. римляне были лучше организованы и вооружены, но разгромом назвать это было трудно, потому как пикты без всякого панического бегства, организованно отступили. После этого, римляне захватили почти всю Южную Шотландию, где построили 7 крепостей, по линии Стирлинг – Перт, но территорию собственно Пиктавии они заняли лишь частично.

Вскоре римляне поняли, что от этого приобретения им больше вреда, нежели пользы, т.к. регион этот был довольно бедным, содержать гарнизоны так далеко на севере было неудобно и очень дорого. В придачу ко всему, нападения пиктов держали эти гарнизоны в постоянном напряжении, их укрепления периодически сжигались, а пока они отстраивались заново, нападения становились ещё интенсивнее. Находясь на территории Южной Шотландии, римляне постоянно несли ощутимые потери, причём оправданность их ставилась под большим вопросом. Место это стало настоящим кошмаром для римских солдат. Несмотря на жёсткие меры, всё более учащались случаи дезертирства, чего никогда прежде не было в римской армии. Понимая всю бессмысленность этого предприятия, и опасаясь назревавшего открытого бунта в армии, император Адриан приказал отвести легионы на юг. Здесь, в самом узком месте, между Тайном и Солуэем в 122-126 гг. построили цепь укреплений, известных сейчас как Адрианов вал . Это было довольно внушительное сооружение: каменная стена, достигавшая 6 м. в высоту, с башнями, и фортами, построенными на равном расстоянии друг от друга, в которых располагались гарнизоны, находившиеся в относительной безопасности.

В 142 г. Антонин Пий счёл такое решение опрометчивым и римляне снова заняли территорию Лотиана, продвинувшись ещё севернее в земли пиктов. В районе нынешнего Эдинбурга, между Фортом и Клайдом, по узкому Шотландскому перешейку, начали строить новое укрепление, получившее название вал Антонина . Но его даже не удалось достроить из-за постоянных нападений со стороны пиктов. Всего через 2 года, в 144 г. римляне были отброшены на исходные позиции – за стены Адрианова вала , который без ремонта, постепенно ветшал, а некоторые его участки и вовсе приходили в запустение. И, несмотря на то, что римляне постоянно держали на валу 3 легиона, пикты почти беспрепятственно проникали на территорию римской Британии и безнаказанно грабили и сжигали их поселения. А мощная вначале стена, вскоре потеряла всякое значение как оборонный объект, став бесполезной против непрекращающихся вторжений с севера.

К концу II в. нападения пиктов приняли настолько интенсивный и ожесточённый характер, что II, VI, и XX легионы, защищавшие Адрианов вал, в 193 г. были вынуждены оставить свои позиции и отойти далеко на юг. Хорошо организованные пиктские отряды 15 лет опустошали Северную Британию, без разбору грабили и жгли римские виллы и селения бриттов, а волны их бесчинств, докатывались почти до самого Лондиниума . Положение становилось катастрофическим, и в 208 г. наместнику Ульпию Марцеллу пришлось, прямо таки молить императора о помощи. На следующий год Септимий Север лично прибыл в Британию с флотом и армией в 40 000 солдат. Высадившись в устье Ферт-оф-Форта, император устроил настоящий террор жителям Каледонии. Все пиктские армии, встреченные им, были разбиты, а десятки племенных вождей обезглавлены. Но покорить Пиктию ему так и не удалось, а в одном из походов, в 211 г. Септимий Север умер.

Тем не менее, пикты надолго усвоили жестокий урок, преподнесённый им римским императором, набеги в Северную Британию прекратились, и почти на целое столетие в Каледонии воцарился мир и тишина. Римские гарнизоны снова вернулись на Адрианов вал , отремонтировали его и основательно укрепили. В 305 г. вторжения пиктов возобновились, к тому же, теперь они действовали не в одиночку, а в купе со скоттами , ставшими их союзниками. Нападения повторились в 343 г. и 367 г. когда союзники прорвались через стену, опустошили Северную и Центральную Британию, и попытались захватить Лондиниум . Но город был сильно укреплён и имел многочисленный гарнизон, нападение было отбито, а нагруженные добычей пикты и скотты, вернулись в Каледонию . В 383 г. союзники повторили попытку, но далеко продвинуться им не удалось, и они были остановлены и отброшены Магном Максимом. В этом же году, римляне ушли со стены, в результате последнего вторжения, она была настолько разрушена, что восстанавливать её не стали. А в 409 г. последние римские легионы навсегда покинули Британию, брошенную на произвол судьбы.

После ухода римлян, у пиктов появился новый заклятый враг – скотты, бывшие до этого их союзниками, принимавшими участие во всех грабительских походах на римскую территорию. И тут, пословица: Нет хуже врага, чем вчерашний друг, оправдала себя в полной мере. В 498 г. скотты, около столетия уже селившиеся в Аргайле , возглавляемые Фергусом Мором Мак Эрком напали на западные земли пиктов и захватили область Эпидии, принадлежавшую последним. В 501 г. Фергус Мор стал правителем, образованного им королевства Дал Риада , Эпидия вошла в его состав. В ответ на это, пикты в 508 г. объединили все свои земли в королевство Фортриу во главе с Дрестом Гурдинмохом сыном Нехтона Морбета. В результате вспыхнувшей войны, Дал Риада, была разгромлена и распалась на небольшие королевства Лорн, Гебрен и Энгус, ставшие вассалами короля пиктов.

В середине VI в. к югу от границ Фортриу образовались королевства англов Берниция и Дейра , объединившиеся вскоре в королевство Нортумбрия , которая сразу начала экспансию на север. Пикты отразили все попытки захвата их земель, но тут в войну вмешались скотты, которые предательски ударили им в спину, разрушили столицу пиктов Инвернесс , и оттеснили их далеко на север. Но плоды их победы пали в руки англов , захвативших Южную Пиктию, а заодно и почти всю Дал Риаду. Новый король пиктов Дрест, сын Гартнэйта, попытался вернуть потерянные территории, но был разбит нортумбрийским войском во главе с королём Экгфритом и, вернувшись на север, был смещён Бруде, сыном Бели.

Король Бруде III Великий начал своё правление с захвата в 681 г. древней крепости своего народа Дуннотар , которую на тот момент удерживали скотты. В 682 г. он во главе пиктского флота отплыл на Оркнейские острова, где наголову разбил оркнейцев, бывших союзниками англов, и либо потопил, либо сжёг почти все их корабли. Вернувшись в Фортриу, он на следующий год отправился на юго-запад, где захватил и разрушил до основания столицу скоттов Дуннат , отомстив им, таким образом, за коварство. В 685 г. в битве при Нехтансмере , Бруде Великий разгромил войско англов. Нортумбрийская армия была полностью уничтожена, король Экгфрит убит, англов, успевших уже обжиться на землях Южной Пиктии, без всякой пощады убивали, остатки их, в ужасе бежали на юг. Для Нортумбрии это был сокрушительный удар, от которого она, так никогда и не оправилась. Пиктия же, на непродолжительное время стала самым могущественным государством в Шотландии.

В 847 г. умер Дрест сын Фераха, и поскольку у пиктов право наследования переходило по женской, а не по мужской линии, корона Пиктии отошла Кеннету Мак Альпину, бабка которого была пиктской принцессой. Кеннет был на тот момент, также королём Дал Риады , в 848 г. оба королевства были объединены на правах личной унии, возникло новое государственное образование под названием Альба. Столицей нового королевства стал Скон, где короновались короли пиктов. Гэльский язык стал официальным, гэльская культура быстро вытеснила пиктскую, причём никаких притеснений или насилия со стороны скоттов не было. Спустя 150 лет Альба стала именоваться Шотландией (Земля скоттов), к этому времени о пиктах все забыли, и не только в названии государства. И совершенно непонятно, как в течение всего трёх поколений пикты на собственной земле превратились в народ-призрак.

Пикты. Происхождение и история

“Venit et extremis legio praeterna Britannis, Quae Scotto dat frena truci ferronque notatas Perlegit examines Picto moriente figuras (Это легион, который сдерживал дикого скотта и изучал рисунки сделанные железом на лице умирающего пикта)”. Римляне называли этот до-кельтский народ Pictii или “раскрашенные”, однако вышеприведенные слова Клавдиана, возможно, являются доказательством того (как утверждают многие ученые), что древние пикты татуировали свои тела. Впрочем, версия о том, что пикты просто раскрашивали свои тела перед боем, имеет право на существование, поскольку некоторые племена кельтов, тесно контактировавшие с ними в Британии, делали именно это, хотя среди их континентальных сородичей такой обычай не был отмечен. Однако до сих пор, не ясно является ли слово “pictus” названием, присвоенным римлянами враждебным им племенам Северной Британии или же это их самоназвание. Для не романизированных кельтов – скоттов и ирландцев – они были известны как “cruithni”.

Кто такие пикты и откуда они пришли? Эта одна из многих загадок окружающих этот таинственный народ. История происхождения пиктов окружена множеством мифов, легенд и откровенных выдумок.

Наиболее ранние следы обитания человека в Шотландии датированы примерно 8500 годом до н.э. За несколько тысячелетий до рождения Христа люди эпохи неолита из Испании и Франции уже переправлялись в Шотландию и разводили там скот. Некоторые археологи предполагают, что эти люди строили и огромные каменные могильники (cairn) которые рассеяны по всей Шотландии. Предполагают также, что их потомки позднее смешались с “народом кубков” пришедшим, по всей видимости, из Северной Европы, и этот этнический союз породил до-кельтскую расу Северной Британии.

Связь этого раннего населения с их иберийскими предками можно найти во множестве спиральных узоров вырезанных на камнях и скалах северных земель Британии, которые также можно найти в Испании, Франции и Ирландии. Конструкция могильников находящихся на Оркнейских островах также является важным доказательством иберийского происхождения их строителей. Земледелие появилось на этих островах примерно в 4000 году до н.э. (через 3000-4000 лет после своего возникновения в Малой Азии) заменив кочевой образ жизни, и Оркнеи стали островами-крепостями с множеством каменных укреплений (broch). Во времена, когда Рим стал мировой империей, оркнейцы считались римлянами могущественной морской силой. По данным последних археологических раскопок, можно предположить, что оркнейцы были стройными, темноволосыми людьми кавказского типа, с длинными узкими головами.

Большие каменные круги, такие как Санхани были, возможно, построены около 3300 года до н.э., вероятно в то время когда сюда, из Северной и Центральной Европы, прибыл “народ кубков”. Эти новые переселенцы этнически отличались от иберийцев в Северной Британии, так как их череп был более широкий и круглый. Доказательства связи этого нового народа с их континентальными предками были открыты в результате нескольких археологических раскопок, которые возможно доказывают также процветающую торговлю между древней Шотландией и Европой. Некоторые ученые предполагают, что союз этих двух различных племен привел к появлению до-кельского народа, который был известен римлянам как пикты, а кельтам как круитни.

Прибытие кельтов в Британию и Ирландию принесло уже иную культуру на эти территории. Кельты появились в Британии около 500 года до н.э. Представители этого народа, культура которого распространялась от Восточной Европы до Иберии, обычно описывались греками как светловолосые, высокие и свирепые воины (так как многие кельты красили свои волосы, многие ученые считают, что именно это имели в виду греки, называя их светловолосыми). Однако британские кельты, с которыми столкнулись римляне, описывались ими как темноволосые и невысокие. Будучи воинственным народом, кельты однажды едва не уничтожили Рим на заре его существования, за что стали врагом империи, к которому она не знала пощады. Из-за того, что в первом историческом упоминании о пиктах, относящемся к 297 году, они упомянуты как враги Рима вместе с иберниями (ирландцами), скоттами и саксами, некоторые ученые предполагают, что пикты являлись просто еще одним кельтским племенем. И хотя существует возможность, что это было одно из кельтских племен в составе федерации племен, которая, в конце концов, превратилась в нацию пиктов, более вероятным кажется, что большая часть пиктов, по крайней мере, севернее Форта, все же была до-кельтским народом. Пикты, сражавшиеся с Агриколой при Мон Грампии, были описаны как высокие и светловолосые. Однако затем римляне встретили иное племя варваров, которых они описали смуглыми и похожими на иберов, которых они завоевали в Испании. Не смотря на то, что некоторые ученые-кельтофилы считают, что пикты говорили на бриттско-галльской форме кельтского языка, Адомнан, биограф Св. Колумбы, вполне четко отмечает, что святому ирландцу требовался переводчик для того, чтобы проповедовать пиктскому королю Бруде, сыну Мэлкона, при его дворе у озера Лох-Несс. Известно, что пикты пользовались известным в кельтском мире огамическим шрифтом, однако сохранившиеся оставленные ими надписи написаны не на кельтском языке.

Одним из главных доказательств не кельтского происхождения пиктов считается их редчайший для западных обществ обычай наследования по женской линии. Ни у одного из кельтских племен такой обычай не был отмечен. По-видимому, королевская корона наследовалась членами семи королевских домов, внутри которых заключались браки. Однако именно эта редкая форма наследования принесла в 843 году корону Пиктии скотту по крови Кеннету Мак Алпину, который уничтожил остававшихся членов семи правящих домов. После этого произошло экстраординарное исчезновение из истории, как самого народа пиктов, так и его культуры. Фактически уже через три поколения королей династии Мак Алпинов их имя стало легендарным.

Все что осталось от пиктов, это каменные изваяния. Были ли пикты потомками древних басков, известных римлянам под именем пиктоны, или они были наследниками скифов, как писали некоторые древние авторы? Об этом знают лишь камни оставшиеся от них в Шотландии.

“Мы наиболее отдаленные обитатели земли, последние из свободных, были защищены … нашей удаленностью и неизвестностью окружающей наше имя…За нами нет народов, ничего кроме волн и скал”. Эти слова пиктского вождя Калгака записанные его римскими врагами в лице Тацита лишний раз подтверждают то, что уже в то время пикты были таинственным и легендарным народом.

Римляне пришли в Шотландию и даже разбили пиктов в сражении, но никогда не смогли покорить их и земли им принадлежащие. В III веке римский полководец Агрикола уничтожил пиктскую армию, руководимую Калгаком (по римским источникам было убито 10000 пиктов и 340 римлян). Легионы Агриколы остановились около Абергарди в Пертшире, где построили укрепление. Чтобы держать под контролем завоеванное Агриколой, были сооружены семь крепостей от Калландера (около Стирлинга) до Перта. В течение 30 лет пикты сжигали и разрушали римские укрепления, и согласно викторианской легенде, знаменитый IX легион был послан на север из Инхтутила, вероятно чтобы сдержать их давление. В легенде говорится, что легион был полностью уничтожен и навсегда исчез в неизвестном сражении с разрисованными людьми севера. Однако история показывает нам, что позднее IX легион появляется в Иудее.

Император Адриан решил, что Шотландия не стоит того, чтобы отправлять туда дополнительные легионы, и отодвинул границы империи назад к Тайну и Солуэю. Здесь он построил знаменитую стену длиной 70 миль от моря до моря, носящую его имя. Возможно из-за того, что военные действия и нападения на стену не прекратились, Антонин Пий позднее вновь вернул границу к узкому Шотландскому перешейку между Фортом и Клайдом. Стена длиной 39 миль, с 20 каменными крепостями, возможно, разделила пиктские племена по обеим ее сторонам. Она защищалась II, VI и XX легионами в течение 40 лет. Пикты никогда не прекращали своих нападений на нее, и римляне дважды теряли и вновь отвоевывали ее, прежде чем не отступили окончательно в конце II века к стене Адриана . Мы знаем со слов Диона Кассия, что северные племена “пересекли стену, нанесли великие разрушения и убили полководца и его отряды”.

В 208 году правитель Британии был вынужден обратиться к императору за помощью против варваров, и Септимий Север решил отправиться в Британию вместе со своими сыновьями. Старый солдат привел римский флот с 40000 легионеров к Ферт-оф-Форту, высадился с армией на берег. Не смотря на то, что он победил все пиктские армии, которые встретил, и обезглавил всех пиктских вождей, захваченных им, он не смог покорить страну, которую он называл Каледонией и вскоре умер. Тем не менее, жестокий урок, преподнесенный римлянами и казни привели к тому, что в течение почти целого века здесь сохранялся мир. Римляне укрепились на стене Адриана , а северные племена, остановленные их жестокостью, населяли холмы к северу от нее.

В IV веке вновь разразилась война, и в 305 году римляне опять сражались против “каледонцев и других пиктов”. Кроме того, римлянам добавили проблем вторгавшиеся в Южную Британию скотты, саксы и франки. В 343 году Констант начал компанию против пиктов и вероятно заключил с ними перемирие. В 360 году Амманий Марцелл утверждал, что “пикты теперь являются двумя народами – дикалидонами и вертурионами”. В тот же год перемирие было нарушено и пикты, объединившись с ирландскими скоттами, перешли через стену в Северную Англию, но были отбиты. Они продолжали нападать на стену, и возможно фактически присоединились к межплеменному союзу против Рима. В 382-383 годах, в союзе со скоттами они вновь вторглись в Англию, и на этот раз разрушения, причиненные ими стене и ее укреплениям, уже никогда не были исправлены, хотя нападавшие были отражены Магном Максимом. Конец века принес еще одно пиктское нападение на этот раз встреченное великим римским полководцем Стилихоном.

В 409 году последние римляне державшиеся в Британии покинули ее, и бриттам было сказано защищаться самим. Примерно в это же время кельтское гэльское племя скоттов начало переселяться в Юго-Западную Шотландию, создавая королевство Далриада в Аргайле. Вынужденные защищаться от варварских пиктских и скоттских орд, бритты, говорившие на кельтском языке очень похожем на язык родственных им кельтов Уэльса, создали новое королевство Стратклайд. В 450 году пикты вновь вторглись на юг, и монах Гилдас назвал их “грязные орды пиктов и скоттов, как куча черных червей, которые выползают из расщелин в скале, когда солнце высоко и согревает воздух”. Это был последний раз, когда мы слышим о пиктах и скоттах сражающихся как союзники, и если понимать Гилдаса дословно, скотты вернулись обратно в Ирландию примерно в это время.

Изучая римские отчеты о пиктских войнах, так же как и более поздние источники, становится ясным, что пиктские земли в основном находились севернее линии Форт-Клайд, т.е. к северу от стены Антонина. Усмирение, предпринятое римлянами, а также кельтская и саксонская миграции с юга уничтожили любые возможные пиктские претензии на земли южнее стены. На западе, пиктское присутствие в Аргайле должно было быстро исчезнуть после появления там Далриадских скоттов около 500 года, однако мегалит, находящийся у въезда в замок Инверари в стране Кэмпбеллов, свидетельствует о том, что они в свое время были здесь. На севере влияние пиктов распространялось вплоть до самых северных островов, и их мегалиты были найдены почти на каждом из них. Эта страна долгое время после ухода римских легионов продолжала защищаться. Пикты боролись со скоттским вторжением на западе, с бриттами и англами на юге, с викингами на севере. Иногда они проигрывали великие сражения и теряли огромные территории, чтобы затем получить их обратно в ужасных войнах Темной Эры. В VII веке скотты отодвинули их границы далеко на север, и победоносная кельтская армия прошла за полдня путь до пиктской столицы Инвернесс на севере, разрушив ее. На юге, англы повели свои германские армии на север и захватили пиктские земли и владели ими 30 лет до того как были разбиты и обращены в бегство на юг объединенной армией пиктов.

Пикты и их эль Федорчук Алексей Викторович

Где жили пикты?

Где жили пикты?

Традиционно считается, что некогда пикты заселяли всю ту страну, которая ныне называется Шотландией – как минимум от залива Фёрт-оф-Форт (а то и от границы Нортумбрии) до самой северной оконечности. Близлежащие острова – Гебридские и Оркнейские, а иногда и Шетландские, – также включаются в зону первоначального расселения пиктов. Правда, о помещении их на Фареры сведений мне не попадалось.

Такой ареал расселения пиктов обосновывается тем, что по всей указанной территории местами встречаются географические названия с непонятной этимологией. Каковые и считаются пиктскими. Поскольку, как говорилось в предыдущем разделе, на каком языке говорили пикты, мы не знаем, опровергнуть такой довод невозможно. Как, впрочем, и считать его доказательством чего бы то ни было – географические названия с непонятной этимологией встречаются и в Ближнем Подмосковье.

Далее, некоторые исследователи полагают, что пикты жили и в Ирландии, по крайней мере в северной её части. Ирландские источники отмечают там некий народ круитни. Кто они – не ведомо. И вообще о них известно только то, что они долгое время воевали с уладами за гегемонию в Ольстере – вследствие чего ныне некоторые полагают их первыми северо-ирландскими сепаратистами (любители поискать тех, кто ещё встарь за советскую власть стояли, есть, оказывается, не только у нас). В конце концов они потерпели поражение и были ассимилированы – в частности, некоторые современные исследователи приписывают великому ирландскому эпическому герою Кухуллину происхождение от круитни, впрочем, без особых на то оснований. Правда, при этом они успели дать одну из династий королевства Дал Риада – речь о нём ещё впереди.

Кроме того, ирландские источники именем круитни называли пиктов Шотландии – собственно, только на этом и основывается представление о том, что круитни были ветвью последних. Само по себе перенесение имени близко проживающего народа на дальний – штука обычная. А в данном случае она, как мы со временем увидим, имела некоторое косвенное основание. Впрочем, к проблеме расселения пиктов ни малейшего отношения не имеющее.

Кроме того, некоторые современные исследователи считают возможным рассматривать вопрос о пиктском происхождении таких ирландских народов, как соганы и сенхинолы – но о них известно ещё меньше, чем о круитни.

Как бы то ни было, во всех областях, где источниками фиксируется проживание поминаемых народов, археологически никаких отличных от кельтских памятников не обнаруживается. И тем более памятников, которые можно сопоставить с пиктскими. В частности и потому, что, за редким исключением, достоверно не известно, какие памятники в Шотландии точно принадлежали пиктам.

Таким образом, никаких оснований говорить о повсеместном присутствии пиктов в Шотландии и тем более Ирландии нет. Ещё меньше поводов считать их докельстким субстратом этих областей.

Исторически засвидетельствованное (правда, уже довольно поздно, накануне конца его существования) королевство пиктов занимало достаточно ограниченную территорию в сегменте между заливами Мори-Фёрт на севере и Фёрт-оф-Форт на юге – примерно две его северо-восточные трети. Позднее, уже во времена объединённого королевства скоттов и пиктов, эта область называлась Морэй, и правили ею мореморы, могуществом своим почти равные королям. А некоторые, как Макбет, известный, королями становившиеся – на законных заметьте, основаниях, чтобы ни врал по этому поводу Билл Шакспер (или тот, кто выступал в драматургии под именем Шекспира).

На западе королевство пиктов граничило с гаэльским королевством Дал Риада, на юго-западе – с бриттским королевством Стратклайд, и на юге – с владениями англов в Нортумбрии.

Кто проживал на самом севере Шотланди, и чьи владения там находились – существуют противоречивые сведения. Но, поскольку жители тех мест активно не участвовали в интересующих нас событиях – по крайней мере, как организованная военно-политическая сила, – с этим пробелом в знаниях мы смиримся.

Предполагается, что на раннем этапе своего существования было несколько независимых пиктских королевств – от двух до шести. Впрочем, по имени уверенно называется только Фортриу. Но уже к середине 6-го века фиксируется единое королевство пиктов с первым более-менее историческим королём – Бриде, сыном Маэлкона. Впрочем, здесь у нас кончается география и начинается история, которая будет предметом рассмотрения в следующих разделах.

Из книги Самураи [Рыцари Дальнего Востока] автора Тарновский Вольфганг

Где и как жили самураи? Как мы уже говорили, самураи были изначально сельскими жителями - главами семейств, правившими своими имениями. Они брались за оружие, лишь когда их призывал господин. Спустя столетия, после установления нового режима под началом Иэясу Токугавы,

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Где жили индоевропейцы? Как считают историки и лингвисты, предки современных европейцев происходят из могучей индоевропейской языковой семьи. Представители этого субэтноса в 5–2 тысяч. до н. э широко расселились на огромных пространствах от Британии до отрогов Енисея. В

автора

«Жили мы весело» Селезнев Николай Георгиевич, 1920 год, дер. Афоничи, учительОй, жили мы раньше весело, не то что вы сейчас. Весело гуляли, выходили замуж, женились. Я со своей женой познакомился в школе, она тоже учитель, приехала после института, молоденькая, симпатичная.

Из книги Речи немых. Повседневная жизнь русского крестьянства в XX веке автора Бердинских Виктор Арсентьевич

«Все жили в ожидании» Шишкина Мария Васильевна, 1910 год, рабочаяРаботали с семи до семи, без выходных, да еще рыли траншеи, так как немцы от нас были в 100 километрах. Один раз потопили пароход, люди ехали, и их всех, 300 человек, потопили. Опаздывать было нельзя, если опоздаешь на

Из книги Варварские нашествия на Европу: германский натиск автора Мюссе Люсьен

II. Пикты и скотты В середине III в. контакты римской Британии с Ирландией были мирными и довольно незначительными; с независимой Шотландией они примерно до 350 г. ограничивались стычками вдоль Мура: внешняя угроза с запада и севера отсутствовала. В IV в. все переменилось. При

Из книги Карфаген. "Белая" империя "чёрной" Африки автора Волков Александр Викторович

ТАК ЖИЛИ В КАРФАГЕНЕ ХРОНИКИ НЕИЗВЕСТНОГОИстория Карфагена начинается еще в IX веке до нашей эры, но вплоть до 480 года до нашей эры, до битвы при Гимере, написать эту историю нельзя, признавался один из ведущих знатоков карфагенских древностей Жильбер-Шарль Пикар. Немецкий

Из книги Рождение Шотландии автора Мак-Кензи Агнес

Глава II Римляне и пикты 80-432 гг. Вот Цезарь… покоривший Галлию. Песня римских легионеров В те времена, когда Пифей совершал свое плавание к островам претаннов, Римская республика уже встала на ноги, но еще не играла сколь-нибудь значимой роли в европейской истории. Это был

Из книги Исследование истории. Том II [Цивилизации во времени и пространстве] автора Тойнби Арнольд Джозеф

5. Жили счастливо с тех пор? Если бы мы могли представить мировое сообщество, в котором человечество впервые избавилось бы от войны и классовой борьбы и продолжало решать проблему перенаселенности, то мы могли бы предположить, что следующей проблемой, с которой столкнется

автора Хендерсон Изабель

ПИКТЫ И АЭДАН, СЫН ГАБРАНА, КОРОЛЬ ДАЛ РИАДЫ Коналл умер около 574 года, и его двоюродный брат Аэдан, сын Габрана, стал королем Дал Риады. Аэдан был способным и амбициозным лидером, и, пожалуй, он занимает второе место после Бриде по роли, которую он сыграл в ранней истории

Из книги Пикты [Таинственные воины древней Шотландии] автора Хендерсон Изабель

ПИКТЫ И НОРТУМБРИЯ Сведений о том, что происходило с пиктами в первой половине VII века, у нас практически нет. Все, чем мы располагаем, - это имена королей и продолжительность их царствования, указанные в королевских списках, которые достаточно последовательно

Из книги Пикты [Таинственные воины древней Шотландии] автора Хендерсон Изабель

Глава 3 ЦЕРКОВЬ И ПИКТЫ ЯЗЫЧЕСТВО ПИКТОВ Племена, которым было суждено в конечном счете образовать пиктский народ, определенно должны были исповедовать какую-то разновидность языческого идолопоклонства, причем обряды и имена богов могли у разных групп быть разными.

Из книги Русский Холокост. Истоки и этапы демографической катастрофы в России автора Матосов Михаил Васильевич

12.1. КАК МЫ ЖИЛИ РАНЬШЕ Не вызывает сомнений утверждение, что после 1991 года жизнь в России для значительной части населения резко изменилась в худшую сторону. Распад Союза и резкое обрушение всесоюзной единой плановой экономики, закрытие и разорение многих промышленных и

Из книги Пикты и их эль автора

Кем могли быть пикты? Кем были исторические пикты? Потомственные головорезы и грабители, опустошавшие своими набегами будущие Шотландию и Англию с момента своего появления на исторической арене. И об этом известно гораздо больше, чем об их происхождении.Потому что

Из книги Пикты и их эль автора Федорчук Алексей Викторович

Из книги Пикты и их эль автора Федорчук Алексей Викторович

Так кто же такие пикты? Вот теперь, рассмотрев вопросы географии и истории пиктов, можно вернуться к их происхождению. Разумеется, в предположительной форме – всё сказанное ниже основано исключительно на логике и доказано быть не может. Впрочем, как и любая другая

Из книги Пикты и их эль автора Федорчук Алексей Викторович

Пикты Крупной культурной группой народов, проживающих на территории Шотландии с доисторических времён, были пикты. Они населяли территорию Центральной и Северной горной Шотландии, которая была не затронута романизацией. О доисторических пиктах, или протопиктах, почти

История

По одной из точек зрения, пикты вели происхождение от кельтов , однако пиктская ветвь выделилась из кельтской семьи очень рано, вероятно в начале I тысячелетия до нашей эры. Согласно другой гипотезе, пикты - наследники первых волн пра-индоевропейских мигрантов, проникших на территорию Британии еще в эпоху ранней бронзы и не состоявших в особо близком языковом родстве ни с одной из существующих в наше время языковых групп индоевропейской языковой семьи. Сторонники этой версии сравнивают пиктов с иберийскими лузитанами - представителями первой волны индоевропейской миграции, проникшей на Иберийский полуостров задолго до прихода кельтов. Наконец, в соответствии с наиболее распространенной гипотезой, пикты являлись остатками доиндоевропейского населения Европы. Так, часть британских исследователей вслед за Юлием Цезарем полагает, что по происхождению пикты близки к коренным жителям Иберии. Петроглифы Галисии (северо-запад Испании) по стилистике имеют много общего с петроглифами, обнаруженными в Британии . Впрочем, данный факт свидетельствует лишь в пользу возможного родства (либо тесных контактов) между доиндоевропейским населением Иберии и Британии, но не указывает на происхождение собственно пиктов.

Родственным пиктам народом были круитни (Cruthin , Cruithnig , Cruithni ), проживавшие на территории Ирландии .

Пикты населяли территории центральной и северной Шотландии , к северу от залива Ферт-оф-Форт . Пикты постоянно совершали набеги на юг Британии ; в 360-х годах дошли до Лондона . Первоначально пикты представляли собой союз племён, к VI веку сформировалось несколько государственных образований, позднее объединившихся в Королевство пиктов . В VI веке пикты были обращены в христианство ирландским миссионером Колумбой . Расцвет пиктского государства пришелся на VIII век , после того, как пиктам удалось остановить продвижение англов на север (битва при Нехтансмере г.), а позднее дать отпор натиску скоттов с запада.

Особенностью пиктского государственного устройства была передача трона не по мужской, а по женской линии. В результате, в разные периоды времени королями пиктов были представители королевских династий гэльской Дал Риады , бриттского Стратклайда , англской Нортумбрии , потомки пиктских принцесс. В г. королём пиктов стал король Дал Риады Кеннет I . Ему удалось объединить государства пиктов и скоттов в Королевство Шотландию . Постепенно гэльский язык скоттов вытеснил пиктское наречие (о генетической принадлежности которого ведутся споры), а вскоре в результате ассимиляции пикты прекратили своё существование как отдельный народ.

В валлийской литературе пикты называются словом Pryden , а Британский остров - словом Prydain . Таким образом, названия «Британия», «бритты» первоначально могло относиться к пиктам и лишь затем перейти на весь остров и его обитателей.

В литературе

  • Пиктам посвящена одна из баллад Р. Л. Стивенсона «Heather Ale» (дословно: «Вересковый эль» ) (1890 г.) , перевод которой на русский С. Я. Маршака под названием «Вересковый мёд » стал очень популярен. По этому переводу был выпущен мультфильм «Вересковый мёд ».
  • Редьярд Киплинг в цикле рассказов «Пак с Холмов » пишет о центурионе, служившем на Великой Пиктской Стене и познакомившимся с обычаями пиктов. Также ему принадлежит стихотворение «Песнь Пиктов » .
  • Пикты являются персонажами некоторых фантастических рассказов американского писателя Роберта Говарда , в частности, в цикле о вымышленном короле пиктов Бране Мак Морне ; также фигурируют в его произведениях о Кулле и Конане и многих других.
  • О народе пиктов также упоминается в третьей книге Талтос серии книг «Мэйфейрские ведьмы» американской писательницы Энн Райс .
  • В произведении Вильгельма Гауфа «Пещера Стинфолла. Шотландская сага » упоминается алтарь пиктов .

В кинематографе

  • «Король Артур » () - художественный фильм Антуана Фукуа в жанре исторического боевика . Фильм описывает историю короля Артура и рыцарей Круглого Стола с точки зрения теории, идентифицирующей Артура с римским полководцем Луцием Арторием .
  • «Центурион » () - художественный фильм Нила Маршалла в жанре исторического триллера о гибели IX Испанского легиона , отправившегося на север, чтобы уничтожить пиктов и их вождя.
  • «Орёл Девятого легиона » () - художественный фильм в жанре исторического боевика , посвященный экспедиции в земли пиктов римского центуриона, искавшего символ легиона своего погибшего отца. Поставлен Кевином Макдональдом по мотивам одноименного романа Розмэри Сатклиф .

В музыке

  • У английской рок-группы Pink Floyd в альбоме Ummagumma есть песня «Several Species of Small Furry Animals Gathered Together in a Cave and Grooving with a Pict» (англ. Несколько особей маленьких пушистых тварей, собравшихся в пещере и балдеющих вместе с пиктом).
  • У российских фолк-рок групп «The Hobbit Shire», «Wallace Band » и «Мельница» существуют песни «Вересковый мёд» на перевод С. Я. Маршака.
  • Шотландская прог-рок группа «Writing on the Wall» записала единственный студийный альбом «The Power of the Picts » (1969) (Мощь пиктов).

В компьютерных играх

См. также

  • Пиктоны - галльское племя.

Напишите отзыв о статье "Пикты"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Пикты

Я подошла поближе – кристалл засиял ярче. Это было очень красиво, но не более, и никакого восторга или приобщения к чему-то «великому» не вызывало. Кристалл был материальным, просто невероятно большим и великолепным. Но и только. Он не был чем-то мистическим или значимым, а всего лишь необычайно красивым. Только вот я пока никак не могла понять, почему этот с виду совершенно вроде бы простой «камень» реагировал на приближение человека? Могло ли оказаться возможным, что его каким-то образом «включало» человеческое тепло?
– Ты совершенно права, Изидора... – вдруг послышался чей-то ласковый голос. – Недаром, тебя ценят Отцы!
Вздрогнув от неожиданности, я обернулась, тут же радостно воскликнув – рядом стоял Север! Он был по-прежнему приветливым и тёплым, только чуточку грустным. Как ласковое солнце, которое вдруг закрыла случайная туча...
– Здравствуй Север! Прости, что пришла непрошенной. Я звала тебя, но ты не явился... Тогда я решила сама попробовать найти тебя. Скажи, что означают твои слова? В чём моя правота?
Он подошёл к кристаллу – тот засиял ещё ярче. Свет буквально слепил, не давая на него смотреть.
– Ты права насчёт этого «дива»... Мы нашли его очень давно, много сотен лет тому назад. И теперь он служит хорошую службу – защитой против «слепых», тех, которые случайно попали сюда. – Север улыбнулся. – Для «желающих, но не могущих»... – и добавил. – Как Караффа. Но это не твой зал, Изидора. Пойдём со мной. Я покажу тебе твою Мэтэору.
Мы двинулись вглубь зала, проходя, стоящие по краям, какие-то огромные белые плиты с выбитыми на них письменами.
– Это не похоже на руны. Что это, Север? – не выдержала я.
Он опять дружески улыбнулся:
– Руны, только очень древние. Твой отец не успел тебя научить... Но если захочешь – я научу тебя. Только приходи к нам, Изидора.
Он повторял уже слышанное мною.
– Нет! – сразу же отрезала я. – Я не поэтому сюда пришла, ты знаешь, Север. Я пришла за помощью. Только вы можете помочь мне уничтожить Караффу. Ведь в том, что он творит – и ваша вина. Помогите же мне!
Север ещё больше погрустнел... Я заранее знала, что он ответит, но не намеревалась сдаваться. На весы были поставлены миллионы хороших жизней, и я не могла так просто отказаться от борьбы за них.
– Я уже объяснил тебе, Изидора...
– Так объясни ещё! – резко прервала его я. – Объясни мне, как можно спокойно сидеть, сложа руки, когда человеческие жизни гаснут одна за другой по твоей же вине?! Объясни, как такая мразь, как Караффа, может существовать, и ни у кого не возникает желание даже попробовать уничтожить его?! Объясни, как ты можешь жить, когда рядом с тобой происходит такое?..
Горькая обида клокотала во мне, пытаясь выплеснуться наружу. Я почти кричала, пытаясь достучаться до его души, но чувствовала, что теряю. Обратного пути не было. Я не знала, получится ли ещё когда-нибудь попасть туда, и должна была использовать любую возможность, прежде чем уйти.
– Оглянись, Север! По всей Европе пылают живыми факелами твои братья и сёстры! Неужели ты можешь спокойно спать, слыша их крики??? И как же тебе не сняться кровавые кошмары?!
Его спокойное лицо исказила гримаса боли:
– Не говори такого, Изидора! Я уже объяснял тебе – мы не должны вмешиваться, нам не дано такое право... Мы – хранители. Мы лишь оберегаем ЗНАНИЯ.
– А тебе не кажется, что подожди Вы ещё, и Ваши знания уже не для кого будет сохранять?!. – горестно воскликнула я.
– Земля не готова, Изидора. Я уже говорил тебе это...
– Что ж, возможно она никогда готовой не будет... И когда-нибудь, через каких-нибудь тысячу лет, когда ты будешь смотреть на неё со своих «вершин», ты узришь лишь пустое поле, возможно даже поросшее красивыми цветами, потому что на Земле в это время уже не будет людей, и некому будет срывать эти цветы... Подумай, Север, такое ли будущее ты желал Земле?!..
Но Север был защищён глухой стеной веры в то, что говорил... Видимо, они все железно верили, что были правы. Или кто-то когда-то вселил эту веру в их души так крепко, что они проносили её чрез столетия, не открываясь и не допуская никого в свои сердца... И я не могла через неё пробиться, как бы ни старалась.
– Нас мало, Изидора. И если мы вмешаемся, не исключено, что мы тоже погибнем... А тогда проще простого будет даже для слабого человека, уже не говоря о таком, как Караффа, воспользоваться всем, что мы храним. И у кого-то в руках окажется власть над всеми живущими. Такое уже было когда-то... Очень давно. Мир чуть не погиб тогда. Поэтому – прости, но мы не будем вмешиваться, Изидора, у нас нет на это права... Наши Великие Предки завещали нам охранять древние ЗНАНИЯ. И это то, для чего мы здесь. Для чего живём. Мы не спасли даже Христа когда-то... Хотя могли бы. А ведь мы все очень любили его.
– Ты хочешь сказать, что кто-то из Вас знал Христа?!.. Но это ведь было так давно!.. Даже Вы не можете жить так долго!
– Почему – давно, Изидора?– искренне удивился Север. – Это было лишь несколько сотен назад! А мы ведь живём намного дольше, ты знаешь. Как могла бы жить и ты, если бы захотела...
– Несколько сотен?!!! – Север кивнул. – Но как же легенда?!.. Ведь по ней с его смерти прошло уже полторы тысячи лет?!..
– На то она «легенда» и есть... – пожал плечами Север, – Ведь если бы она была Истиной, она не нуждалась бы в заказных «фантазиях» Павла, Матфея, Петра и им подобных?.. При всём при том, что эти «святые» люди ведь даже и не видели никогда живого Христа! И он никогда не учил их. История повторяется, Изидора... Так было, и так будет всегда, пока люди не начнут, наконец, самостоятельно думать. А пока за них думают Тёмные умы – на Земле всегда будет властвовать лишь борьба...
Север умолк, как бы решая, стоит ли продолжать. Но, немного подумав, всё же, заговорил снова...
– «Думающие Тёмные», время от времени дают человечеству нового Бога, выбирая его всегда из самых лучших, самых светлых и чистых,… но именно тех, которых обязательно уже нет в Круге Живых. Так как на мёртвого, видишь ли, намного легче «одеть» лживую «историю его Жизни», и пустить её в мир, чтобы несла она человечеству лишь то, что «одобрялось» «Думающими Тёмными», заставляя людей окунаться ещё глубже в невежество Ума, пеленая Души их всё сильнее в страх неизбежной смерти, и надевая этим же оковы на их свободную и гордую Жизнь...
– Кто такие – Думающие Тёмные, Север? – не выдержала я.
– Это Тёмный Круг, в который входят «серые» Волхвы, «чёрные» маги, денежные гении (свои для каждого нового промежутка времени), и многое тому подобное. Проще – это Земное (да и не только) объединение «тёмных» сил.
– И Вы не боретесь с ними?!!! Ты говоришь об этом так спокойно, как будто это тебя не касается!.. Но ты ведь тоже живёшь на Земле, Север!
В его глазах появилась смертельная тоска, будто я нечаянно затронула нечто глубоко печальное и невыносимо больное.
– О, мы боролись, Изидора!.. Ещё как боролись! Давно это было... Я, как и ты сейчас, был слишком наивным и думал, что стоит людям лишь показать, где правда, а где ложь, и они тут же кинутся в атаку за «правое дело». Это всего лишь «мечты о будущем», Изидора... Человек, видишь ли, существо легко уязвимое... Слишком легко поддающееся на лесть и жадность. Да и другие разные «человеческие пороки»... Люди в первую очередь думают о своих потребностях и выгодах, и только потом – об «остальных» живущих. Те, кто посильнее – жаждут Власти. Ну, а слабые ищут сильных защитников, совершенно не интересуясь их «чистоплотностью». И это продолжается столетиями. Вот почему в любой войне первыми гибнут самые светлые и самые лучшие. А остальные «оставшиеся» присоединяются к «победителю»... Так и идёт по кругу. Земля не готова мыслить, Изидора. Знаю, ты не согласна, ибо ты сама слишком чиста и светла. Но одному человеку не по силам свергнуть общее ЗЛО, даже такому сильному, как ты. Земное Зло слишком большое и вольное. Мы пытались когда-то... и потеряли лучших. Именно поэтому, мы будем ждать, когда придёт правильное время. Нас слишком мало, Изидора.