Гендерные стереотипы мужа и жены. Гендерные стереотипы: что это такое, влияние на социум, примеры

Стереотип поведения - вещь обоюдоострая. Он определяет не только ожидания окружающих, но и корректирует непосредственно поведение субъекта. Не выделяться, не выпадать из общей нормы, быть таким, как нужно, быть правильным - стимул, достаточно сильный для того, чтобы всю жизнь играть навязанную обществом роль, а со временем даже забыть, что это не маска, а лицо.

Проблема гендерных стереотипов в обществе

Сейчас гендерные стереотипы обычно упоминаются в связи с дискриминацией по половому признаку. И это довольно плохо, потому что создает неправильное представление о проблеме. Беда стереотипов не в том, что они создают неправильное представление о женщинах, тем самым обеспечивая почву для дискриминации.

Проблема намного обширнее. Подобные устоявшиеся представления одинаково искажают мнение как о женщинах, так и о мужчинах, загоняя людей в узкие рамки норм и правил, навязывая им определенный способ действий. Мягкий, чувствительный мужчина наверняка столкнется с большой долей негатива именно потому, что его поведение отличается от предписываемого. Вот только дискриминацией это почему-то никто не считает.

Мужские роли, женские роли

Гендерные стереотипы существуют столько же, сколько существует человечество. Наверняка они менялись: вряд ли во времена матриархата представления о роли мужчин и женщин в социуме были одинаковыми.

И даже сейчас некоторые народности, живущие достаточно изолированно, искренне удивляются, когда им рассказывают о том, что пол определяет не только физическую силу, но и характер, образ мышления. Четкое гендерное разделение ролей - прерогатива больших социальных групп, которые могут себе это позволить. А если каждое копье, каждый меч на счету, если нужны рабочие руки, кому бы они ни принадлежали - мужчине ли, женщине ли - тут уже не до предрассудков.

Но это скорее исключение, чем правило. Наша культура унаследовала традиционную сепарацию мужского и женского начала, строгое разделение на мягкое и жесткое, активное и пассивное, инь и ян.

Еще философы Древней Греции писали о различиях между мужчинами и женщинами, наделяя их диаметрально противоположными чертами. Мужчина - сильный, активный, разумный, логичный, властный, женщина - слабая, пассивная, эмоциональная, подверженная порывам, покорная. И эти представления о психологии полов оказались на удивление устойчивыми. Шли века, один государственный строй сменял другой, менялись традиции и правила, этикет и религия. Но гендерные стереотипы оставались незыблемыми, как скалы.

Даже сейчас, когда никого не удивляет ни право женщины на работу, ни ее право избирать и быть избранной, традиционная формула «Мужчина - голова, женщина - шея» по-прежнему в ходу. И вреда от этого больше, чем пользы.

Стереотипы в действии

Впервые проблемой гендерных стереотипов заинтересовались в 70-х годах прошлого века. Тогда ученые задались вопросом о том, насколько соответствует истине то, что всем кажется очевидным фактом. Почему все уверены, что дела обстоят именно так? Это результат объективного положения вещей или просто предубежденность?

Первые исследования гендерных стереотипов выявили любопытную закономерность.

В результате проведенных опросов выяснилось, что мужчины априори считаются более компетентными и профессиональными, их успехи объяснялись высоким уровнем знаний и хорошей подготовкой, а карьерный рост оценивался как естественное следствие таких преимуществ. В то же время женщины, по мнению опрашиваемых, либо добились успеха случайно, либо специально стремились занять более высокую ступеньку в социальной или профессиональной иерархии, прилагая к этому дополнительные усилия. Именно так проявляли себя гендерные стереотипы. Примеры таких искажений восприятия весьма многочисленны. Во время эксперимента наблюдателям предлагали оценить уровень подготовки студентов. При одинаковой компетентности ответы мужчин всегда оценивались выше, чем ответы женщин, хотя фактически разницы не было.

Необъективность как норма

Впрочем, у этого социального феномена есть и обратная сторона. Тот же эксперимент с опросом студентов показал, что если отвечающие одинаково некомпетентны, то наблюдатели склонны завышать оценки именно женщинам, находя мужчин по сравнению с ними менее знающими.

Предъявляя к сильному полу завышенные требования, социум предоставляет им фору, но жестче судит за любой промах. Это оборотная сторона медали. Говоря о том, что современные гендерные стереотипы ущемляют женщин, нельзя игнорировать и тот факт, что они также ущемляют и мужчин. Просто необъективность проявляется в оценке других факторов.

Если женщине социум с трудом прощает успех, то мужчине никогда не простят провала. Социальные стереотипы требуют, чтобы юноша одерживал победу за победой, в любом другом случае он будет признан неудачником.

Стереотипы с точки зрения этологии

Самое необычное в сложившейся ситуации то, что и мужчина, и женщина действительно по-разному видят мир. Эти отличия не кардинальны, но они есть. У любого биологического вида поведение самцов и самок разнится. Причем различия эти находятся совсем не там, где их предполагают найти стереотипы. Примеры тому многочисленны. Скажем, легендарная тестостероновая агрессивность самцов. В отношении гомо сапиенс именно этим оправдывают склонность мужчин к насилию.

На самом деле внутривидовые бои носят скорее показательный характер, их назначение всего лишь привлечь внимание самки, а не уничтожить противника. Это такая же демонстрация, как токование у тетеревов или ритуальные танцы у журавлей. В противном случае самцы просто перебьют друг друга - и популяция вымрет.

Борьба за лидерство выглядит совсем иначе. Здесь все определяет не столько физическая сила и агрессивность, сколько интеллект и сила воли. Здоровый, злобный и тупой - не лучшие качества для лидера. Особенно хорошо это видно на примере популяций, чье выживание напрямую зависит от совместных скоординированных действий. Собаки, волки, широко всем известные сурикаты. И в таких популяциях лидер-самка - не редкость. Но то, что естественно в природе, гендерные стереотипы с негодованием отвергают.

Актеры и роли

Возникает парадокс. Оправдывая устоявшиеся поведенческие модели, люди ссылаются на природные наклонности, при этом не обращая внимания на то, что в своем первозданном виде такие инстинкты реализуются совсем иначе. Гендерные стереотипы в обществе предполагают, что по умолчанию ведущий - мужчина, а ведомый - женщина, никак не увязывая вопросы лидерства с возможностями психики. В то же время в природе это зависит сугубо от личностных характеристик и ни от чего больше. Управлять будет самый умный, самый энергичный и самый решительный, потому что так лучше для популяции. А уж половая принадлежность лидера - факт малозначимый и никому не интересный. Если, конечно, речь идет не о стаде коров - так там особой потребности в интеллекте и не наблюдается.

Причины возникновения стереотипов

Почему же возникли гендерные социальные стереотипы? Теорий на этот счет существует много.

В качестве причин ученые называли и социальные факторы, и экономические, и исторические. Самая распространенная теория гласит, что по мере усложнения хозяйственных процессов все большее значение приобретала грубая сила, которой обладали именно мужчины. Если в первобытном обществе функции, выполняемые обоими полами, были равно важны, то при переходе к оседлости и культурному земледелию именно мужчины стали выполнять активную функцию.

Строительные работы и занятие сельским хозяйством требовали приложения значительной силы. То же касалось и военных конфликтов, которые приобрели организованную форму, перестав быть просто столкновением двух кочующих племен.

В подтверждение этой теории говорит тот факт, что именно в конце 20 века, когда автоматизация производства нивелировала значение физической силы, гендерные стереотипы в современном обществе подверглись ревизии.

Мужчина: миф и реальность

Если ученые, придерживающиеся такой версии, правы, гендерная сегрегация на том этапе развития была вполне оправдана. Больше шансов на выживание у того племени, в котором больше сильных боеспособных мужчин.

И абсолютно логично, что именно эти качества культивировались, насаждались в ходе воспитания. Стереотипы о мужчинах знакомы всем. Сильный, уверенный, активный, рассудительный, прирожденный боец и лидер, кормилец семьи.

Качества очевидно хороши. Человек, обладающий всеми этими достоинствами - это же просто помесь Кларка Кента, Альберта Эйнштейна и Александра Македонского. Вряд ли найдется кто-то, кому не хотелось бы стать таким совершенством. Беда в том, что реальный мужчина редко соответствует заданным стандартам. И, пытаясь дотянуться до идеала, наживает невроз, гастрит и хроническую депрессию. Не справляешься с ролью кормильца? Неудачник. Физически неразвит? Неудачник. Не можешь сделать карьеру? Конечно же снова неудачник!

Мальчика с детства учат держать эмоции при себе, не плакать и не жаловаться. А потом оказывается, что единственный способ справиться с сильными эмоциями для мужчины - это алкоголь. Все другие ведь под запретом. Настоящий мужик не плачет в жилетку, он пьет и решает свои проблемы сам. Подобный стереотип поведения вряд ли может считаться конструктивным.

Чего ждут от женщины

То же касается и женщин. Образ «хорошей девочки» тоже сам по себе неплох. Доброжелательная, неконфликтная, общительная, сочувствующая. Заботливая мать и жена, трудолюбивая хозяйка. Наверняка в реальности такая женщина произведет самое благоприятное впечатление на окружающих, и это будет абсолютно справедливо. Карьерные устремления - это, конечно, хорошо, но не они отличают хорошего человека от плохого. Если девочка ощущает себя именно такой, если ей легко и комфортно в рамках этих представлений - что ж, значит, ей повезло. Ее внутреннее самоощущение и стереотипы о женщинах не будут вступать в противоречие.

Проблемы возникают тогда, когда девочка заданным стандартам не соответствует. В этом случае объективно хорошие, полезные качества - напористость, активность, решительность - подавляются и воспринимаются исключительно в негативном ключе.

Стереотипы - причина необъективности

Именно такая двойственность трактовок и оценок и выступает в качестве основного разрушительного фактора. Формирование стереотипов предполагает, что одно и то же поведение оценивается по-разному в зависимости от того, кто именно совершает действие, мужчина или женщина.

Плачет девушка? Она просто очень ранимая и чувствительная. Плачет парень? Хлюпик и слабак. Девушка спорит и отстаивает свое мнение, не соглашаясь на компромисс? Склочная стерва. То же самое делает парень? Он просто уверен в себе и решителен.

Система оценок, построенная не на объективных критериях, а на субъективных представлениях о правильности поведения того или иного человека, корректной быть не может. А, значит, эффективность социального взаимодействия снижается. Люди делают не то, что умеют делать хорошо, а то, что считают правильным, пусть и на порядок хуже.

О власти и не только

Почему же стереотипы, если они настолько неэффективны, все еще существуют?

Один из крайне важных факторов - распределение власти. Быть мужчиной - быть лидером по определению. Не нужен ни ум, ни сила. Можно не добиться ничего в этой жизни. Все равно мужчина по отношению к женщине автоматически занимает лидирующую позицию. Именно по такому принципу строятся гендерные стереотипы в семье, и не только там. Лучший начальник - мужчина. Лучший служащий - мужчина. Лучший организатор - мужчина. Сломать этот стереотип, отказаться от него для мужчины, в реальности такими качествами не обладающего, - это признать себя неудачником.

Вместе с тем на мужчин падает огромная ответственность, вне зависимости от того, готовы они к этому или нет. Человек, не желающий быть лидером, предпочитающий позицию ведомого, получает в руки вожжи и должен править. Вряд ли он справится с этим хорошо. И наверняка он будет чувствовать себя очень и очень некомфортно. Гораздо логичнее было бы, если роли в социуме распределялись в соответствии с личностными характеристиками, а не по половому признаку.

Но пока миром правят стереотипы, ситуация вряд ли изменится к лучшему.

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ взаимосвязи образов мультипликационных фильмов и гендерных стереотипов дошкольников

1.1 Психологический анализ понятия «гендерный стереотип»

1.2. Особенности гендерных стереотипов в поведения мужчин и женщин

1.3.Влияние мультипликационных образов на восприятие гендерных стереотипов дошкольников


Глава 1. Теоретический анализ взаимосвязи образов мультипликационных фильмов и гендерных стереотипов дошкольников

Психологический анализ понятия «гендерный стереотип»

(Стереотип-что это такое, а после идет(и + и - стериотипов, что такое гендерный стереотип))В настоящее время мы все чаще сталкиваемся со стереотипами, которые могут касаться абсолютно любой сферы в повседневной жизни человека. Одни стереотипы могут затрагивать этнический аспект. Это можно проследить в таких утверждениях, как «норвежцы спокойны и медлительны, итальянцы экспрессивны и темпераментны», когда рассматриваются особенности национального характера. Другие стереотипы касаются профессиональных групп, а именно «все врачи – циники». Третьи – социального статуса: «люди высшего класса более умные, чем из низшего сословия». Наша цель проанализировать стереотипы, в которых содержатся различные суждения о качествах и свойствах, присущие мужчинам и женщинам.

В настоящее время можно встретить множество определений понятия «гендерный стереотип».Если мы обратимся копределению?(кто это, психолог,врач или… и так к каждой фамилии) А.В.Меренкова, то увидим, что он рассматривает гендерный стереотип какустойчивую программу восприятия, поведениячеловека. Он акцентирует наше внимание на том, что они напрямую зависят от принятых в данномобществе норм и правил жизнедеятельности представителей конкретного пола[меренков]. В другом определении они представлены устойчивыми представлениями о различиях между мужчинами и женщинами для конкретного общества в определенный исторический период [генд.подх.Штылева]. Схожее трактование изучаемого нами понятия мы можем встретить у И.С.Клециной. Его она рассматриваетв качестве стандартизованных представлений о моделях поведения и чертах характера, которые соответствуют понятиям «женское» и «мужское» [клецина].

Если мы обратимся к мнению зарубежного автора Ф. Л. Джеса, то увидим иное представление о гендерных стереотипах. Ф. Л. Джес считает гендерные стереотипы «истинными», трансформирующиеся в ценности и формирующие нормативные образы «истинной» фемининности-маскулинности. Также автор утверждает, что они определяют статусные характеристики женщин и мужчин, а именно закрепляется доминирующее положение мужчин в отношении женщин [джес].


Рассмотрев несколько определений данного понятия, мы можем трактовать гендерные стереотипы как совокупность образов поведения и черт характера мужчин и женщин.(это кто сказал?) Они упрощены, устойчивы, а также эмоционально окрашены. Изучаемые нами данные стереотипы можно проследить во многих сферах жизни человека, а именно в самосознании, в межличностном общении, межгрупповом взаимодействии[малкины-пых].

Гендерные стереотипы были сформированы на основании восприятия и толкования половых различиях в разных культурах и в различных исторических периодах, а также по итогам ранее существовавшего несколько веков разделения труда. Обращаясь к мнениям С. Фаррела и Д. Лорбера, можно заметить, что в обществе наблюдалось "табу на подобие", которое заключалось в том, что было утверждение и подтверждение существования половых различий, разницы в социальных ролях мужчин и женщин, и, соответственно, возникло гендерное неравенство [бендас].

Так, можно сказать, что гендерные стереотипы предстают генеральными соглашениями о взаимодействии "женского" и "мужского". Культурные стереотипы, по мнению Дж. Мани и П. Такера, должны быть единовременно и ригидными, и гибкими, для того, чтобы, с одной стороны было обеспечение устойчивости представлений, а с другой - не останавливалось развитие общества [малышева].

Далее рассмотрим, в чем же именно заключается отрицательное воздействие гендерных стереотипов? Они могут негативноотражаться на самореализации,как мужчин, так и женщин, а также выступать барьером или препятствием в развитии индивидуальности человека [КЛЕЦИНА 2].

Можно заметить, что следование гендерным стереотипам зачастую связано с механизмами долженствования. К.А. Абульханова-Славская акцентировала наше внимание на том, что самореализация и самовыражение будут не возможны при условии, что определенная деятельность человека исполняется на основании чувства долга. В такой ситуации не будут учитываться личные интересы, потеряется чувство "Я", сформируется покорность и зависимость. Подобные самоощущение и самовосприятие не будут соответствовать идеям самореализации и свободного выбора[бендас2].

Однако даже индивид, который будет признавать свою независимость и отвлеченность от гендерных стереотипов, сможет им следовать на бессознательном уровне. Именно таким образом гендерные представления будут превращаться в исполняющиеся само по себе пророчества. Такое пророчество не является осознанным, оно рассматривается, как внутреннее убеждение личности, ее установка по отношению к каким-то определенным объектам или конкретным событиям, которая реализуется в реальном поведении. При наличии неосознаваемых установок по отношению самого к себе, индивид внешне будет заявлять независимость от гендерного стереотипа, но, тем самым, будет привносить его в жизнь, реализовывать стереотипное представление[джес].

В гендерной психологии можно найти общепринятую классификацию гендерных стереотипов В.Е. Кагана и И. С. Клециной. Они выделили 3 группы гендерных стереотипов. Далее подробно рассмотрим каждую группу в отдельности.

К первой относятся стереотипы маскулинности и фемининности. Другими словами, рассмотрим стереотипы мужественности и женственности соответственно. Опираясь на анализ значения термина «маскулинность» И. С. Кона, опишем различные значения, которые вложены в изучаемое нами понятие.

1. Данные понятия отражают психические и поведенческие свойства и черты, «объективно присущие» (по мнению И. С. Кона) мужчинам или женщинам, соответственномаскулинность илифеминность.

2. Эти термины содержат в себе разнообразные социальные представления, установки, мнения о том, какими именно являются мужчин, а какими женщины, а также какие качества им могут приписываться.

3. В изучаемых нами понятиях отражаются нормативные эталоны и идеальной женщины идеального мужчины.

Итак, стереотипы в первой групперассматриваются, как стереотипы, которые характеризуют мужчин и женщин с помощью определенных конкретных личностных качеств, социально-психологических свойств.Вних отражены представления, как о мужественности, так и о женственности. К примеру, женщинам приписываются следующие качества:зависимость, пассивность, эмоциональность. Мужчинам – прямопротивоположное – активность, независимость, компетентность, агрессивность. Можно заметить, что качества маскулинности и феминностисодержат полярные полюса: пассивность –активность, слабость –сила. Опираясь на данныепо исследованию Н.А.Нечаевой, можно сказать, что традиционный идеал женщины включает следующие свойства:преданность, скромность, нежность, мягкость, терпимость[нечаева].

Схожие результаты были получены и в работеоднойстудентки(что это за студента, какой универ и тд, короче данные, если их нет, то пишем так_ибрагимова ссылается на работу студентки и тд)Национального Университета, изучавшей идеальные представления студентов о мужчине и женщине. Так, большинство опрашиваемых участников отдало предпочтение качествам и свойствам, которые характеризуют мужчину и женщину с традиционных позиций. В их понимании женщина – мягкая, нежная, верная, а мужчина – сильный, активный, надежный [ибрагимова].

Можно сказать, что в стереотипном представлении кмаскулинностиотносятся «активно-творческие» характеристики, инструментальные черты человека. А фемининностьотражает в себе «пассивно-репродуктивное начало», которое проявляется в экспрессивных личностных характеристиках, а именнотревожность, зависимость, эмоциональность, низкая самооценка. Таким образом, маскулинные характеристики могут не только противопоставляться фемининным, но и рассматриваться как взаимодополняющие друг друга[берн ш].

Ко второй группе гендерных стереотипов относят представления и понимания о распределении социальных, а именно семейных и профессиональных ролей. Женщинев большей степени значимой социальной ролью присваивается роль домохозяйки, матери. Мужчинам наиболее присущапрофессиональная успешность, включённость в общественную жизнь, ответственность за содержание, обеспечение семьи. Важно отметить, что самой значимой социальной ролью для мужчины является именно профессиональная роль.Как отмечает И. С. Клецина, «мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, а женщин - по наличию семьи и детей» [клецина] .

Если рассматривать отдельную сферу, к примеру, семейную, то набор ролей, которую приписывают мужчине и женщине, сильно различен. В одном из исследований,(что за исследование, когда было,где, и с скобках квадратных ссылка)в котором приняло участие 300 человек от 18 до 60 лет, была выявлена следующая дифференциация в распределении различных семейных обязанностей между супругами. По результатам опроса, в качестве сугубо «женских» были отмечены такие роли, которые связаны непосредственно с приготовлением пищи, уборкой в доме, стиркой, мытьем посуды, глажением белья. Соответственно к мужским функциям в семье, по мнению опрашиваемых, относят функции добывания денег, вынос мусора и ремонтные работы по дому. С такими утверждениями, как «Главное призвание женщины – быть хорошей женой и матерью» и «Мужчина – основной кормилец и глава семьи», которые отражают наиболее традиционные представления о ролях мужчин и женщин в семье, согласились около 90 % из числа всех опрошенных людей. Также, было выявлено, что высказывания участников опросатого же самого исследования, показали, что женщинам чаще принадлежит роль хранительницы семейного очага, которая, по мнению опрашиваемых, поддерживает положительную атмосферу в семье, доме. Отметим, что мужчина осуществляет такую роль, какопора семьи, и она имеетруководящий характер.В семье мужчина управляет, указывает, и, в общем, является примером для подражания. Однако различные досуговые роли гораздо чаще относят к мужчинам, чем женщинам. Ими могут являться отдых на диване, общение с друзьями за кружкой пива, просмотр телевизора, чтение газет, рыбалка, футбол и др. [ким].Эти положения были также подтвержденыдругими результатами исследования по изучению различных школьных учебников,(какими результатами, каких исследований)показавшее, что большинство мужских персонажей изображаются в ситуациях отдыха гораздо чаще, чем женские[Алимджанова].

Последняя, третья группа гендерных стереотипов характеризуется спецификой содержания труда. Так, полагается, что женский труд должен носить обслуживающий,исполнительский характер, быть некоторой частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины, как правило, чаще всего работают в сфере здравоохранения, торговли. В то же время для мужчин присуща творческая и руководящая работа, а их трудовая деятельность определяется в инструментальной сфере.

Важно отметить, что гендерный стереотип может выступать генеральным соглашением о взаимодействии «мужского» и «женского». Дж. Мани и П. Такер считают поддержку межличностного и межгруппового взаимопонимания и сотрудничества позитивным аспектом в действии гендерных стереотипов. Отрицательное воздействие заключается в отрицательном влиянии на самореализацию мужчин и женщин, выступление в роли барьера в развитии индивидуальности, по мнению Дж. Майерса [майерс].

Если обратиться к данным ЮНЕСКО(год, кто, где, когда, откуда взяла данные,или можно так, что ким ссылается на данные ….)то можно увидеть, что стереотипный перечень мужских специальностей включает профессии архитектора, инженера, водителя, пожарного, исследователя, механика и т.д., а женских – воспитательницы, библиотекаря, учительницы, телефонистки, секретарши, продавец и др [мишель]. Опираясь на мнение участников интервью исследования, в реестр мужских профессий входит огромный набор специальностей различных сфер: технической, строительной, промышленной, военной, сельскохозяйственной. При этом женщинам, как правило, отводятся специальности в следующих сферах:медицина (акушерка, медсестра, врач), образования (учитель, воспитатель), обслуживания (официантка, продавец, горничная). Если рассматривать научную сферу, то в основном занятости мужчин связываются с точными, естественными, общественными областями, а женщин – соответственно, с гуманитарными [ким 2].

Важно отметить, что в совокупности с ранее рассмотренным «горизонтальным» разделением, выделяют и вертикальное разделение сфер труда на женские и мужские. Оно выражается в следующем:в подавляющем большинстве руководящие должности отдаютсямужчинам, а позициям женщин принадлежит подчиненный характер.

Приведенная выше классификация гендерных стереотипов нельзя считать полностью исчерпывающей.Можно сказать, что она имеет довольно условный характер, и, соответственно, ее можно использовать в том числе из-за простоты анализа. Из ранее перечисленных трех групп гендерных стереотипов наиболее общими считают стереотипы первой группы, а именно стереотипы феминности имаскулинности. Астереотипы следующих двух групп, второй и третьей, по большей части носят довольно частный характер, и прослеживаются, как правило, в семейной или профессиональной сферах. Следует отметить, что ранее описанные три группы гендерных стереотипов достаточно тесно взаимосвязаны между собой.

Как и любые стереотипы, так и гендерныереализуют определенные, основные функции. Итак, гендерные стереотипы выполняют следующие функции:

1) объяснительная функция;

2) регулятивная функция;

3) дифференцирующая функция;

4) ретрансляционная функция;

5) защитная или оправдательная функция.

Ниже рассмотрим каждую в отдельности.

Первая, объяснительная функция – это самая простая из всех перечисленных функций;она применима для интерпретации поведения,как мужчины, так и женщины, с использованием распространенных гендерных стереотипов о мужских и женских качествах.

Вторая, регулятивная функция связывается с различиями, которые наблюдаются в поведении мужчины или женщины. Например, зарубежныеисследователи(кто, и должность, не исследователи может, а психологи) экспериментально выявили, что лица разного пола совершенно по-разному проявляют себя при переходе дороги на красный свет. В результате, женщины наиболееменьше нарушали правила, когда находились на дороге одни, однако чаще всего совершали это вслед за другими нарушителями. Это поведение можно было объяснить тем, что женщины, непосредственно, являются более «дисциплинированными пешеходами», чем мужчин, и вследствие этого, намного реже пренебрегают правилами дорожного движения. Но выделяется группа, как более «конформные», а именно те, ктоможет быть подвержен давлению со стороны других.Такие женщины могут нарушать правила дорожного движения вслед за кем-то другим или другими [алешина].

Исходя из ранее сказанного, те приписываемые стереотипные качества (в нашем случае, это конформностьидисциплинированность) выступают в качестве своеобразных регуляторов поведения человека.

Третья, дифференцирующая функция, выступает как общая функция всех социальных стереотипов.

С помощью нее сводятся к минимуму какие-либо различия между представителями одной группы, и, наоборот, начинают возрастать различия между людьми разных групп. Если мужчин и женщин рассматривать как совершенно две различные социальные группы, которые обладают разными статусными позициями, то обычно первых описывают как высокостатусную, а вторых, наоборот, как низкостатусную группу.

Одновременно с этим различия между двумя, рассматриваемыми нами, группами возрастают. Исходя из вышесказанного, высокостатусныммужчинам обычно приписываются деловой успех и компетентность, а низкостатусных женщин наделяют такими качествами, как доброта, понимание, гуманность. Но можно встретить и иное понимание данного аспекта некоторых западных авторов. Многие из них утверждают, что все позитивные и положительные черты женского стереотипа, которым относят теплоту, эмоциональную поддержку, уступчивость и т.п., – это всего лишь типичная компенсация, которая появляется в результате отсутствия достижений в «силовой позиции»[агеев]. Так, разделение мужчин и женщин очень часто может приводить к поляризации черт, которые приписываются им (к примеру, сила мужчин – слабость женщин).

Отметим, что в повседневной жизни исследуемую нами функцию гендерных стереотипов довольно хорошо можно проследить в следующих аспектах:различные анекдоты, шутки о мужчинах и женщинах, которые гротескно подчеркивают ту или иную разницу между полами. При этом они достаточно четко фокусируются на отрицательных, негативных качествах представителей противоположного пола и, тем самым, начинают создавать внутреннюю солидарность однополовых групп.

Следующая, ретрансляционная функция проясняет роль таких институтов и агентов социализации, какшколы,семьи, искусства, средств массовой информации и др.Она отражаются в образовании, передаче, распределении и закреплении стереотипов между полами. Через выше сказанные институты само общество начинает предъявлять к личности определенные, конкретные ожидания, каким быть и что необходимо делать, чтобы тот или иной человек соответствовал нормативным представлениям о своем поле. С помощью конкретныхпредписаний-ожиданий, непосредственно, и происходит «конструирование пола» человека.

И наконец, последняя, защитная или оправдательная функция, по мнению многих исследователей, значится, как одна из наиболее негативных, отрицательных функций гендерных стереотипов, которая связывается с такой попыткой, как оправдание и защита существующего положения вещей, в частности, фактического неравенства между полами [агеев].

С помощьюнее возможно оправдание неравного положения мужчин и женщин,как в семье, так и в обществе. Если обратимся к мнению Э. Аронсона, заметим, что довольно удобным считается восприятие женщин в качестве того, что «биологически более предрасположенных к работе по дому, если общество, в котором доминирующая роль принадлежит мужчинам, желает и дальше держать женщин привязанными к пылесосу»[аронсон].

Так,с помощьюсуществующих стереотипов о якобы «природных качествах» мужчин и женщин, могут быть объяснены, и в целом, оправданы различные проявления домашнего насилия, двойных стандартов в отношении представителей разных полов.

Подводя итог, можно сказать, чтопонятие «гендерные стереотипы» подразумевают, во-первых, качества и характеристики, с помощью которых обычно описываются мужчины и женщины. Во-вторых, в гендерных стереотипах содержатся нормативные образцы поведения, традиционно приписываемые лицам мужского или женского пола. В третьих, в гендерных стереотипах отражены обобщенные мнения, суждения, представления людей о том, чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины. И, наконец, в-четвертых, гендерные стереотипы зависят от культурного контекста и той среды, в которой они находят свое применение. Также, важно сказать, что гендерные стереотипы осуществляют ряд функций, которые связаны с необходимостью объяснения той или иной разницы между полами, репрезентаций этих различий, а также оправдания их существования. Будучи последствием категоризации или обобщения, гендерные стереотипы сформировывают наши ожидания и представления в отношении поведения мужчин и женщин.

Гендерные стереотипы это некие общие представления и о роли каждого пола в обществе. Гендерные роли, как правило, ни положительны, ни отрицательны, они просто приблизительно обобщают мужские и женские качества. Так как каждый человек имеет индивидуальные характеристики, мысли и чувства, эти стереотипы бывают не верны в каких-то конкретных ситуациях. Кроме того, какие то их аспекты периодически устаревают по мере развития общества и изменения сложившихся представлений о том, что могут и чего не могут делать представители разных полов.

Хотя большинство людей понимают, что стереотипы не всегда соответствуют действительности, но чаще всего в любом случае делают предположения, основанные на поле. Есть много стереотипов, например то, что женщины спешат выйти замуж, а мужчины обожают спорт. Представления о гендерных ролях навязываются нам через СМИ и журналы, в рекламе

В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные клише о социальной роли полов. Ниже приведены примеры некоторых наиболее традиционных в наше время гендерных стереотипов, относящихся к мужчинам и женщинам.

Женские гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы начинаются, например, при появлении ребенка. Как только мы узнаем, что это девочка, мы сразу же начинаем украшать розовым детскую комнатку, заполняем ее бабочками и куклами барби. Мы считаем, что наша дочь будет типичной “девчушкой” и заполняем ее шкаф платьицами, коробками игрушек и чайным набором, для чаепития с куклами. Что же мы делаем по существу? Многие родители не понимают, что делают из своего ребенка типичную «Прекрасную Леди». Мы учим ее, что девочки должны носить платья, готовить пищу, заботиться о детях, это самые большие и наиболее распространенные стереотипы по отношению к женщинам.

Вы когда-нибудь наблюдали, как маленькая девочка играет дома? Даже в возрасте пяти-шести лет, она хорошо понимает, что ее задача будет сидеть дома и нянчится с ребенком, ее муж должен ходить на работу, и к его возвращению должен быть готов обед, все как у людей. Это еще один стереотип, женщины остаются дома, а мужчины ходят на работу. Хотя есть миллионы гендерных стереотипов о женщинах, это, безусловно, старейший и наиболее обсуждаемый феминистками. Вот некоторые другие представления:

  • женщины должны иметь “чистые рабочие места», например, секретари, учителя и библиотекари;
  • женщины – медсестры и врачи;
  • женщины не так сильны, как мужчины;
  • женщины должны зарабатывать меньше, чем мужчины;
  • женщины не должны получать хорошего образования;
  • женщины не занимаются спортом;
  • женщины не являются политиками;
  • женщины тише, чем мужчины, и не предназначены для ораторства;
  • женщины должны подчиняться и делать то, что говорят мужчины;
  • женщины должны готовить и делать работу по дому;
  • женщины несут ответственность за воспитание детей;
  • женщины не имеют технических навыков и не разбираются в ремонте автомобилей или других стереотипно мужских задач;
  • женщины, предназначены для того что бы быть «принцессами закованными в замке» либо просто быть в роли жертвы, но никогда не как героини;
  • женщины должны выглядеть красиво;
  • женщины любят петь и танцевать;
  • женщины не играют в видеоигры;
  • женщины флиртуют;
  • женщины никогда не подходят первыми, чтобы познакомиться.

Мужские гендерные стереотипы

Типичные мужские стереотипы, девушки думают, что у парня, например огромный бардак в доме, в шкафу лежат сапоги и грязная одежда, и все это разбросано по комнате. Игрушки для мальчиков состоят из грузовиков, динозавров, фигурок и видео игр. С самого детства мальчиков учат быть жесткими, чтобы быть сильными, и защитить себя.

Вы удивлены, узнав, что большинство родителей признают, что они не учат своих сыновей, как мыть посуду или складывать вещи для стирки? Вместо этого, их учат выносить мусор или делать какую-то тяжелую работу во дворе, отсекая остальную работу по дому, вешая на нее ярлыки «женской работы». Это главный стереотип, но большинство семей ведут воспитание именно так. Мужчины должны делать грязную работу и все, что требует мышц, они также должны идти на работу и обеспечивать семью. Маленькие мальчики видят этот стереотип и следуют ему.

Другие гендерные стереотипы, касающиеся мужчин:

  • мужчины получают удовольствие от работы на автомобилях;
  • мужчины не могут быть в роли «медсестры», они бывают только врачами;
  • мужчины делают “грязную работу”, такую как строительство и механика, они не являются секретарями, учителями, или косметологами;
  • мужчины не делают работу по дому, и они не несут ответственность за уход за детьми;
  • мужчины играют в видео игры;
  • мужчины занимаются спортом;
  • мужчины любят отдых на природе, например походы, рыбалка;
  • мужчины несут ответственность за все;
  • мужья говорят своим женам, что делать;
  • мужчины ленивые и грязные;
  • мужчины хороши в математике;
  • мужчины именно те люди, которые работают в науке, технике и других технических областях;
  • мужчины не готовят и не шьют.

Вспомните своих знакомых и друзей обоих полов, и как много стереотипов относится к ним или к вам самим? Конечно, все эти стереотипы не относятся к каждому отдельному мужчине или женщине. Они превращаются в стереотипы, поскольку мы считаем их нормой, и ожидаем от каждого мужчины или женщины. Конечно, гендерные стереотипы меняются вместе с развитием общества, и в наше время уже никого не удивишь, когда женщина начинает свой собственный бизнес, в то время как мужчина сидит дома с детьми.

Гендерные стереотипы в анекдотах

Для представления женщин, пожалуй, наиболее характерными являются целые циклы анекдотов про блондинок и про женщин за рулем. В них рисуется как слабый уровень владения техникой, так и общая легкомысленность. Примеры:

Молодая дама останавливает свою машину перед красным светом светофора.
Загорается желтый – дама стоит, зеленый
– дама стоит. Снова горит красный свет, сзади гудят другие машины… Медленно подходит полицейский и вежливо говорит:
– Мадам желает какой-нибудь другой цвет?..

– Моня, этот пешеход – самоубийца! Он уже 10 минут бежит перед нашей машиной. Что мне делать?
– Розочка, попробуй съехать с тротуара на дорогу…

Мужские стереотипы представлены, пожалуй, не так ярко. Скорее всего из-за того, что анекдоты придумывают именно мужчины. Чаще всего в них описываются пристрастия мужчин. Например:

Сидит рыбак зимой рыбу ловит. Мороз.
Проходит мимо другой рыбак и спрашивает:
– Мужик, ты чего? На улице такая холодина, а ты без шапки.
– Ага, я вот так вчера сидел в шапке, мне выпить предложили, а я не услышал.

(англ. Gender based stereotypes)

1. Взгляды и оценки, которые, как правило, основаны на гендерных предубеждениях, на сексизме, а не на рациональном знании.

2. Один из видов стереотипов социальных, основанный на принятых в обществе представлениях о маскулинном и феминном.

3. Стереотип восприятия человека по принципу пола, который исходит из того, что все люди, принадлежащие к одному полу, похожи друг на друга, имеют существенное сходство в неких важных аспектах их жизнедеятельности.

4. Сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

5. Упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей.

Пояснения:
Стереотипы гендерные исторически сформировались в традиционной патриархальной культуре, которая отводила главную роль в социальной, экономической и политической жизни мужчине. Основной, ключевой принцип стереотипного изображения представителей мужского гендера - выделение его пола как важнейшей, ключевой социальной характеристики, как ведущего статусного показателя, определяющего доминирующее положение мужчин в системе властных отношений. Сама принадлежность к мужчинам делает любого представителя этой гендерной общности более высоко ценимым в общественном мнении, нежели любого представителя противоположного гендера. Поэтому модель гендерных отношений выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины.

Можно выделить бинарные оппозиции, стереотипно приписываемые мужчине-женщине:
Логичность - интуитивность, абстрактность - конкретность. Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты. Мужчина логичен, полон инициативы, более рационален, его мышление отличается абстрактностью и склонностью к обобщениям. Женщина инстинктивна (интуитивна), склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и чистоты. Женщины конкретны в своей мыслительной деятельности, их интересуют конкретные вещи.

Инструментальность - экспрессивность, сознательность - бессознательность. Женская чувственность, эмпатичность, эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны.

Власть - подчинение. Женскими считались преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные – властные качества. Мужчине приписывается право распоряжаться женщиной, быть покровителем и вождем, право женщины - в дар за любовь свою получить мужественного и сильного покровителя.

Порядок - хаос. Мужское начало - проявление порядка, а женское - беспорядка (хаоса).
Каждый пол отличается своим своеобразным типом деятельности. Мужчины склонны сначала зафиксировать любую проблему, а лишь затем рассматривать её, женщины же анализируют взаимоотношения по ходу дела. Мужчинам свойственно фокусироваться на одной проблеме, а женщины фокусируются на цели, но держат в уме и широкую картину поля действия.
В современной культуре очень часто женщин, которые могут думать и наслаждаться мыслительным процессом, обвиняют в мужеподобности. А так как эмоциональные проявления и экспрессивность ассоциируются с женской социально-половой ролью, они не считаются мужскими. И пока мужчины, переживающие тонкие и глубокие эмоции, будут считаться в обществе женоподобными, они не смогут полностью реализовать свой мощный потенциал с учетом ограничений, накладываемых на эти «женские» проявления культурой. Следует помнить, что как женщина способна развивать свое мышление так, чтобы оно стало эквивалентно мужскому, так и мужчина может дифференцировать свои потребности и чувства не хуже женщины. Кроме того, следует помнить о разных типах мужчин и женщин, содержащих в различных вариациях фемининные и маскулинные проявления. Только изменение стереотипов культурных поможет полной реализации личности, сочетающей в себе как мужские, так и женские качества.

Независимость, индивидуальность - близость, коллективность. Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких-то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения. Женщины же более осторожны, отзывчивы и демократичны. Они на первое место ставят отношения между людьми, в то время как мужчины во всех обществах более независимы, доминантны, авторитарны и решительны.

Сила Я - слабость Я. Стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности, у мужчины – сильная, у женщины - слабая.

Импульсивность, активность - статичность, пассивность. Сила, активность, движение исходят из мужского начала, женское начало дает только пассивность. Современные исследователи противопоставляют активность, склонность к риску, деспотичность, импульсивность мужчин и покорность, пассивность, зависимость, слабость женщин.

Непостоянство, неверность, радикализм - постоянство, верность, консерватизм. Бытует стереотипное убеждение, что женщин отличает консервативность, верность всему состоявшемуся, мужчин же - радикализм, непостоянство.

Наблюдения показывают, что ни в биологическом, ни в психологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности. У каждой личности наблюдается «смесь» биолого-психологических признаков своего и противоположного пола.
Выделяют четыре полоролевых типа, свойственных мужчинам и женщинам: мужественный, женственный, андрогинный и недифференцированный. Но следует понимать, что двуполое человеческое существо наделено определенным полом, и оно не может соединять в себе противоположные сущности, пока не обретет свою собственную. Эта сущность должна стать тождественной самой себе и принимающей себя во всех аспектах свойств, мужских и женских.

Как и всякий стереотип социальный, Стереотип гендерный предельно обобщает качества лиц, принадлежащих к одному полу. Следование стереотипному восприятию приводит к неточному восприятию личности, к запоминанию только той информации о ней, которая соответствует усвоенному ранее стереотипу. Так, пол ребенка прямо влияет на то, как его воспринимают взрослые: мальчиков чаще запоминают и характеризуют как активных, агрессивных, даже если они не проявляют подобных качеств в конктерных наблюдаемых случаях. Кандидата-женщину чаще воспринимают как плохого оратора, проигрывающего кандидату-мужчине в дебатах, даже если они говорят одно и то же. Люди чаще категоризуют друг друга по полу, нежели по другим социально-демографическим признакам, а также тот факт, что находящегося в гендерном меньшинстве человека окружающие чаще всего будут оценивать именно по биологическому полу, а не по профессиональным или иным качествам. Именно поэтому в предвыборных кампаниях критическое внимание аудитории привлекают редкие кандидаты-женщины: их оценивают куда строже по всем параметрам, чем мужчин.

Стереотипы гендерные часто приводят к созданию в сознании ложных связей между гендером и теми или иными качествами, навыками или формами поведением людей. Так, основываясь на стереотипе о том, что женщины меньше склонны к математике, чем мужчины, можно приписывать всем женщинам нелюбовь к этой науке, установить так называемые иллюзорные корреляции (между полом и успехами в математике, бизнесе и т.д.).
Стереотипы гендерные могут играть негативную роль в трудовой и политической сферах: согласно Стереотипам гендерным, женщины больше интересуются семьей, чем работой или политикой, поэтому женщине труднее получить продвижение или занять общественную должность, чем мужчине.
Прочность Стереотипов гендерных ведет к тому, что даже получение информации, в корне противоречащей стереотипу, далеко не всегда ведет к их разрушению.

Стереотипы гендерные передаются в процессе социализации. На ранней стадии социализации, гендерная категоризация играет большую роль в моделировании поведения детьми. Дети начинают подражать взрослым, имитировать их поведение, опираясь на традиционные характеристики мужских и женских ролей. Они получают соответствующее подкрепление в зависимости от того, насколько верно они моделируют эти роли, формируют понятия о мужественности и женственности.
Дети чаще и охотнее проявляют интерес к моделированию действий, характерных для их собственного гендера, и таким образом получают и закрепляют информацию о социальных ролях, якобы предписанных культурой и природой (а по сути, социально сконструированных) мужчине и женщине.
Семья и школа формируют Стереотипы гендерные, а последующая жизнь просто закрепляет их.

Действия на основе Стереотипов гендерных могут вызвать так называемые самореализующиеся пророчества, например, мужчина, уверенный в том, что женщины не могут хорошо водить машину, и заявляющий об этом своей жене, сидящей за рулем, может вывести ее из равновесия и тем самым спровоцировать аварию. Подобные пророчества часто самореализуются в семьях, где партнеры оценивают друг друга в соответствии со Стереотипами гендерными и ведут себя, заведомо ожидая стереотипного поведения от другого.

Стереотипы гендерные используются в познавательном процессе и выступают регуляторами поведения людей на бессознательном уровне. Они широко используются в массовой культуре, особенно в голливудских фильмах с традиционными образами беззащитных сексуальных красавиц-женщин и мужественных защитников-суперменов. Те же стереотипы представлены в народном творчестве, мифологии.
Стереотипы гендерные могут использоваться для дискриминации представителей женского пола наряду с другими социальными категоризациями - раса, этническая принадлежность. Однако гендерная категоризация - самая сильная и используется чаще других.
В некоторых случаях Стереотип гендерный может стать стигмой.

Стереотипы гендерные редко поддаются коррекции, для их изменения требуются весьма значительные промежутки времени, часто жизнь поколений.

Люди естественным образом отличаются друг от друга - у них бывает разный цвет кожи и волос, они принадлежат к разным народам и говорят на разных языках, однако самыми яркими и бросающимися в глаза отличиями являются отличия по половым признакам - традиционная разница между мужчинами и женщинами. Различия эти влияют на нашу жизнь и наши представления о должном. Но даже половые, биологические различия являются всего лишь фундаментом других, формируемых культурой и обществом рамок, норм и стандартов. Эти стандарты - гендерные стереотипы - приобретают устойчивый вид в качестве общепринятых убеждений в том, как должны себя вести и и женщины.

Подобные представления существуют в каждом обществе, но в зависимости от исторического периода или географической территории, устоявшиеся мнения о том, какова социальная роль и предназначение «настоящих» мужчин и женщин, очень изменяются. Общепринятые устойчивые представления в каком-либо конкретном обществе о должном "женском" и "мужском" поведении, их предназначении, социальных ролях и деятельности, определяются социокультурной средой и, соответственно, подвержены изменениям. Хотя наши различия могут и помогать, и мешать нам жить, гендерные стереотипы чаще всего мешают развитию личности, потому что формируют гендерные ожидания, по которым другие люди судят о нас и нашем поведении и диктуют нам, что мы должны и не должны делать, чтобы этим ожиданиям соответствовать.

Человеческая культура исторически складывалась так, что различия между полами играли большую роль, чем различия индивидуальные. Более того, в общественном сознании и психологии закреплялись установки, когда определенные обобщенные черты и характеристики, присущие определенной части мужчин и женщин (не обязательно большей) распространялись на весь женский или мужской пол. Так формируется гендерный стереотип, который переносит биологические черты на поведенческие особенности и у мужчин и женщин, а также взаимоотношения между ними, и закрепляет эти особенности в качестве обязательных. Например, если половые различия диктуют такие формы поведения, что женщины могут кормить грудью или рожать, а мужчины могут зачинать ребенка, то эти признаки, вследствие психологической стереотипизации, переносятся и на Большинство Древнего мира утверждали гендерные стереотипы, говоря о том, что мужское начало - это нечто инициативное, деятельное, логическое, доминирующее, а женское - пассивное, страдательное, принимающее, интуитивное.

Такие представления обусловили традиционное ролей мужчин как смелых, сильных, агрессивных, честолюбивых, разумных, а женщин, как эмоциональных, слабых, покорных, неспособных к глубоким размышлениям. Этот дисбаланс, часто выдаваемый за природное равновесие полов, на самом деле порождает гендерное неравенство. Прежде всего, женщины считались неспособными к рациональному мышлению, управлению и расчету, чуждыми науке и порядку, а также всему, что связано с самоконтролем. Во-вторых, эти убеждения оправдывают дисбаланс власти, подчиняющий женщину мужчине, как в семье, так и в обществе. Ведь они описывают женщину как покорную сильному и активному мужчине и дающую свою любовь ему в дар за покровительство, и одновременно как существо, которое не может ни управлять домашним хозяйством, ни государством, ни самостоятельно распоряжаться деньгами.

Гендерные стереотипы часто используются в качестве оправдания насилия над женщинами, ведь они формируют искаженное представление о психологии женщины - что ей якобы нравится, что ее третируют, бьют, унижают и даже насилуют. Даже Зигмунд Фрейд писал о том, что мазохизм - это признак женской сущности. Стереотипы в этой области порождают серьезные социальные проблемы - они являются причиной дискриминации представительниц прекрасного пола, они лишают женщин достоинства и заставляют их привыкать к своей униженной роли, а вследствие этого, терпеть насилие и не бороться за свои права.