Год был ознаменован гейдар джемаль. Для чего гейдар джемаль прикинулся шизофреником и получил инвалидность


Россия Мать:

Ирина Игоревна Шаповалова

Дети:

Гейда́р Джахи́дович Джема́ль (азерб. Cəmal Heydər Cahid oglu (6 ноября , Москва) - российский исламский деятель, радикальный и маргинальный философ-оккультист и общественный деятель. Председатель Исламского комитета России; постоянный член Организации Исламо-арабская народная конференция (ОИАНК); член Совета Левого фронта России ; депутат Национальной ассамблеи Российской Федерации . По вероисповеданию - мусульманин-шиит . , «специалисты по исламу нередко отмечали то обстоятельство, что, называя себя шиитом, Гейдар Джемаль очень положительно отзывается о салафизме и нередко озвучивает его идеологические установки».

Биография

К тому времени Джемаль уже был женат, у него рос сын Орхан .

Позиционирует себя как выразителя интересов и мнений всей мусульманской общины России, несмотря на то, что большинство российских мусульман, а также наиболее видные мусульманские лидеры России, такие как Талгат Тадзетдинов и Равиль Гайнутдинов, не считают его таковым.

Философия и взгляды

Философские взгляды Джемаля можно охарактеризовать как исламский марксизм . Марксизм и ислам совпадают в моменте эсхатологии, причем мессианскую роль пролетариата играет умма (исламское сообщество). Современный мир, пришедший на смену империализму , Джемаль именует мондиализмом , где основным противоречием является конфликт транснациональных корпораций против администрации США. Транснациональные корпорации образуют сверхэлиту , корни которой уходят в европейские (прежде всего, британские) аристократические семьи. События 11 сентября он трактует как грандиозную провокацию сверхэлиты против США и исламского мира, напоминая, что Усама бин Ладен и талибы - это «креатуры ЦРУ ». Сионизм и КГБ считает инструментами, в равной мере приводящими сверхэлиту к господству над планетой.

В философии религии он, опираясь на традицию немецкого романтизма, различает религию пророков (религию пассионарного взрыва и энтропии) и религию жрецов. Пророки авраамической традиции начинали с критики традиции, тогда как жрецы всегда являются яростными апологетами традиции. Истинная религия - это религия веры (проекта) и смерти. Однако не все течения ислама Джемаль принимает. Он отвергает суфизм , хашимитский ислам арабского истэблишмента и «господство тюркской стихии», приведшей к застою.

Антропология Джемаля базируется на дихотомии божественной искры и «глины» в человеке.

Апология ваххабизма и терроризма

По поводу захвата террористами Шамилем Басаевым , Асланбеком Абдулхаджиевым и Асланбеком Исмаиловым больницы в Будённовске , Гейдар Джемаль сказал, что «Басаев действовал адекватно, захватывая заложников в Буденновске» .

Отвечая в прямом эфире телеканала «Культура », на вопрос: «Можете ли вы сейчас, публично, заявить, что шахиды , которые убивают невинных людей, это преступники? Что ни в какой рай они не попадут и гурий никаких не получат?» , он ответил: «Шахиды - это, конечно, мусульмане. Они делают то, что они должны делать. И они получат всё, что им обещано…» .

Высоко отзываясь об исламских террористах-смертниках, Гейдар Джемаль одобрил заявление Доку Умарова , что исламистские террористы будут рассматривать как свои дозволенные цели российских мирных граждан, утверждая:

«Здесь нет ничего, что выходило бы за рамки современных методов ведения войны, когда нет фронта и тыла. Американская авиация бомбила всю Германию вдоль и поперёк, не различая военные и гражданские объекты, аналогичным образом она вела себя во Вьетнаме и Ираке. То есть это современный подход к войне, когда весь субъект истории, весь субъект политики вовлечен в боевые действия и несет ответственность за свое участие в войне, независимо от того, сколько лет составной части этого субъекта и какого она пола» .

Гейдар Джемаль активно приветствовал появление в среде исламских террористов Саида Бурятского (Александра Тихомирова), что по его мнению свидетельствовало об интернационализации борьбы кавказских муджахедов и появление некоего Интернационала исламской революции в России . После того, как в сентябре 2009 года появилось ложное сообщение об убийстве Саида (прославившегося к тому времени рядом крупных терактов), Гейдар Джемаль опубликовал воззвание под заглавием «Провокация против братьев»:

В интервью чеченскому эмигрантскому сайту Prague Watchdog Гейдар Джемаль заявляет себя сторонником исламизма (политического ислама). В ваххабизме и исламизме Джемаль ценит, прежде всего, мятеж против ненавистных ему либеральных и гуманистических ценностей западной цивилизации. Последнюю он противопоставляет исламизму как бездуховную, лишившуюся даже собственных христианских ценностей: «это Рим против Иерусалима в начале нашей эры» . По его словам, политический ислам должен возглавить «мировое протестное движение»:

"Все привыкли к позитивистскому либеральному мышлению, конструирующему себя в рациональных категориях. Все забыли, что борьба народов за социальную и политическую справедливость, за своё присутствие на исторической сцене всегда шла под теологическими знаменами и возглавлялась прежде всего теологами. Сегодня мы к этому возвращаемся, и, естественно, есть серьёзные проблемы встраивания в такой высокий дискурс, в такую высокую планку политической философии, достаточно глубоко разработанной, скажем так, западными мыслителями. А для мусульманских умов это пока что ещё некое новое поле. Тем не менее самое главное - это политический Ислам, который является точкой сборки самых разных сил, пришедших к выводу, что проблема истории - это их личная конкретная беда и что они должны возглавить мировое протестное движение".

Кавказ Гейдар Джемаль рассматривает как колыбель исламской революции в России, целью же этой революции считает модернизацию России: «Без Кавказа и без его развития в этом ключе никогда не поднимется и не преобразится Россия, которая нуждается во втором модернизационном шансе. Без этого она развалится и сойдет на нет как субъект мирового процесса» . На вопрос интервьюера о «человеческом измерении» борьбы - войне, крови, убийствах - Гейдар Джемаль отвечает:

"…аспект слабости, смешение, преступления, кровь и так далее, которые характеризуют человека и человеческую историю, есть тот инструментарий, посредством которого осуществляется исторический процесс. Вы не можете иметь историю без крови и страданий. Можно было бы, конечно, представлять, что история могла бы двигаться таким путем, но это будет либеральный взгляд, совершенно исключенный из религиозной парадигмы, в том числе и из традиционалистской, архаической. [Либеральный взгляд исходит из того, что человек создан для счастья, как птица для полета, и все существует для человека и во имя человека. Но этот взгляд не имеет ни веса, ни перспективы"

Гейдар Джемаль об Армении и Израиле

По сути, армяне могут прекрасно ужиться на территории Иреванского ханства, то есть на территории Азербайджана. Ради Бога, они могут там жить себе спокойно, чинить ботинки, играть на дудках. Просто Армении как суверенного государства не должно быть, вот и всё. Точно так же не должно быть и Израиля - это фундаментальное требование всех правоверных мусульман. Евреи могут жить там исключительно на правах граждан единого Палестинского государства . Никто не говорит о том, что евреев надо уничтожить. Может быть, так не думают мусульмане, которые являются либералами по своим убеждениям и которые большей частью находятся, к примеру, в Баку . Но зато так думает подавляющее большинство в многомиллионной Индонезии , Малайзии , Сомали , в мусульманских диаспорах Лондона и Парижа …

Обвинение в экстремизме

В июне 2009 года депутат Государственной Думы РФ Максим Мищенко направил запрос Генеральному прокурору РФ, в котором, основываясь на публикациях сайта Гейдара Джемаля islamcom.ru, требовал признать «Исламский комитет» экстремистской организацией и привлечь Джемаля к уголовной ответственности. В частности, цитировался следующий материал с сайта, посвящённый террористическом акту в Нальчике, в результате которого было убито 12 мирных жителей и 35 сотрудников силовых структур: «В России мучеников, павших в боях за веру, называют террористами. (…) 13 октября 2005 года в Нальчике погибло более 90 мусульман, совершивших отчаянную, героическую атаку на врагов Аллаха, годами притеснявших верующих. Последние фотографии этих героев, сделанные их врагами уже в морге, мы публикуем здесь» .

После этого запроса, сайт Гейдара Джемаля переместился с домена ru на домен org.

Библиография

  • Революция пророков . - М .: Ультра.Культура, 2007. - ISBN 5-98042-018-5
  • Освобождение ислама . - Ультра.Культура, 2008. - ISBN 5-98587-006-5
  • Ориентация - Север . - Ультра.Культура, 2009. - ISBN 5-98042-018-5

Документальные фильмы

См. также

Примечания

  1. Силантьев Р. А. ISBN 978-5-9265-0322-4 (С.259 )
  2. Силантьев Р. А. Новейшая история ислама в России / Р. А. Силантьев. - М.: Алгоритм, 2007. - 576 с. ISBN 978-5-9265-0322-4 (С.207 )
  3. Силантьев Р. А. Новейшая история ислама в России / Р. А. Силантьев. - М.: Алгоритм, 2007. - 576 с. ISBN 978-5-9265-0322-4 (С.47)
  4. От имени всех мусульман…
  5. Силантьев Р. А. Новейшая история ислама в России / Р. А. Силантьев. - М.: Алгоритм, 2007. - 576 с. ISBN 978-5-9265-0322-4 (С.295 )
  6. Интервью с Гейдаром Джемалем на Эхе Москвы
  7. ДЖЕМАЛЬ Гейдар Джахидович - БД "Лабиринт" (рус.) , База данных "Лабиринт .
  8. Джемаль Гейдар Джахидович
  9. Григорий Нехорошев - «Истоки современных идеологий: Гейдар Джемаль, соратник Илюхина и Макашова, Басаева и Хачилаева» , Независимая Газета, 12 ноября 1999
  10. Центр «Панорама»: Головин Евгений Всеволодович
  11. Александр Верховский, Владимир Прибыловский, Екатерина Михайловская. Национализм и ксенофобия в российском обществе. М., «Панорама», 1998
  12. «Терапия оказалась бессильной перед манией Дугина-младшего переустроить мир», «Стрингер», 01.05.2003
  13. Новые правые - малочисленное общественное движение, объединившее в себя русский национал-большевизм и национал-социалистическую идеологию Западной Европы . - Институт русской цивилизации
  14. Е. Л. Мороз. Русское неоязычество.
  15. Ultima Thule (северный предел обитаемого мира)//Вести" (Иерусалим), 24.01.2002
  16. Тимур Полянников, политолог. По тропам Химеры, или размышления о евразийстве и «новом мировом порядке»
  17. «Память». Документы и тексты / Сост. В.Прибыловский. - М., ИЭГ «Панорама», 1990. С.25-26
  18. [Александр Верховский, Владимир Прибыловский, Екатерина Михайловская. Национализм и ксенофобия в российском обществе. М., «Панорама», 1998 стр. 52
  19. Муфтий Равиль Гайнутдинов отмежевался от провокационного заявления муфтия Аширова и Джемаля…
  20. Силантьев Р. А. Новейшая история ислама в России / Р. А. Силантьев. - М.: Алгоритм, 2007. - 576 с. ISBN 978-5-9265-0322-4 (С.307 )
  21. Тимур Полянников, политолог.По тропам Химеры, или размышления о евразийстве и «новом мировом порядке» // «Континент» № 21(83) 30 октября - 12 ноября 2002 г.

Пропагандирующий исламские устои на территории России. Является одним из лидеров популярной нынче организации под названием «Российское исламское наследие». Был основателем координационного совета Левого фронта и его активным участником.

Гейдар Джемаль: биография ранних лет

Гейдар Джахидович Джемаль родился в столице России Москве 6 ноября 1947 года. Его отцом был Джахим Джемаль, а матерью - Ирина Шаповалова. Семья была интернациональной, так как глава семейства являлся чистокровным азербайджанцем, а его супруга - русской (правда, с кавказскими корнями).

Огромный вклад в воспитание Гейдара внес его дед, который взял мальчика к себе после того, как его родители развелись. Именно он привил ему любовь к философии и исламу, что в дальнейшем и определит то, кем станет Джемаль Гейдар.

Окончив школу, Джемаль поступает в один из самых уважаемых на то время вузов Москвы - Институт восточных языков при МГИ. Но к сожалению, учеба там долго не продлилась, так как на втором курсе его отчислили за неприемлемую идеологию. Поэтому в конце 1966 года Джемаль Гейдар устраивается работать корректором в издательство журнала «Медицина». Там он заводит новые знакомства, благодаря которым и попадает в кружок на Южинском (известный читательский клуб, который практиковал

Мир ислама

Новые знакомые из эзотерического клуба помогли окончательно сформировать мировоззрение Гейдара. Благодаря этому к концу 70-х годов он сильно сближается с известными исламскими общественными деятелями. Подобное общение привело к тому, что вскоре Джемаль Гейдар и сам начинает активно пропагандировать мусульманские устои на территории СССР.

Из-за подобного поведения он вплоть до 1989 года стоял на учете в МВД СССР. При этом ему приписывали шизофрению и инвалидность второй группы. Но с приходом перестройки его неустойчивое положение изменилось.

Так, в 1990 году он создает новую партию исламского возрождения в Астрахани. А в 1991-м начинает печатать собственную газету «Аль-Вахдат».

В 1993 году основывает всероссийское движение «Исламский комитет» и примерно в этот же период начинает вести ряд телевизионных программ, посвященных традициям мусульман.

Начиная с 2000 года является ярым противником текущей политической системы в России. Дошло даже до того, что в 2010 году Гейдар подписает оппозиционную петицию «Путин должен уйти».

Джемаль Гейдар сегодня

На данный момент Джемаль является активным общественным деятелем и пропагандистом ислама. На его счету несколько опубликованных книг о мусульманском мире, а также множестве подобных статей на его личном сайте и блоге.

Также он выступает против любой тирании у власти, что вызывает определенную реакцию со стороны чиновников. Так, ему уже неоднократно выдвигали обвинения в экстремизме, но пока еще ни одно из них не было доказано на практике.

5 декабря на 70-м году жизни скончался известный исламский деятель Гейдар Джемаль. Об этом сообщается на его странице в фейсбуке. Гейдар Джахидович Джемаль (6 ноября 1947 — 5 декабря 2016, Москва) — председатель Исламского комитета России; сопредседатель и член президиума Общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие»; постоянный член Организации Исламо-арабская народная конференция (ОИАНК); один из инициаторов создания и член координационного совета Левого фронта России. Принимал участие в Маршах несогласных.

В 1979 году установил связи с исламскими кругами в Таджикской ССР. В то же время наряду с философом А.Г. Дугиным вступил в эзотерический кружок «Чёрный орден SS», группировавшийся вокруг Евгения Головина. Был участником знаменитого южинского кружка - он же «мамлеевский кружок» — неформальный литературный и оккультный клуб, первоначально собиравшийся на квартире писателя Юрия Мамлеева, расположенной в доме по Южинскому переулку. Считается, что собрания Южинского кружка оказали существенное влияние на идеологию и взгляды многих впоследствии известных российских гуманитариев. После высылки из страны самого Мамлеева кружок продолжил свои собрания на той же квартире и продолжил своё существование до начала 1990-х годов.


Члены Южинского кружка: Александр Дугин, Гейдар Джемаль, Евгений Головин и Юрий Мамлеев.

Марк Сэджвик в своей книге о российском традиционализме (Сэджвик М. Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века / Пер. с англ. М. Маршака (1-5 главы) и А. Лазарева; научная редактура Б. Фаликова. — М.: Новое литератур-ное обозрение, 2014) писал о Джемале следующее:

"В кружок Головина входили Стефанов, Гейдар Джемаль и (чуть позже) Александр Дугин. Эти трое впоследствии стали самыми влиятельными традиционалистами России. Джемаль, вошедший в кружок в 1967 году, был москвичом азербайджан-ского происхождения, чье образование и воспитание было светским и советским, а не мусульманским. Еще юношей он открыл для себя философскую библиотеку своего деда по ма-тери, турка, который родился в Османской империи, эмигри-ровал в Россию, принимал участие в Октябрьской революции на стороне большевиков, а потом преподавал в престижном Государственном институте театрального искусства (ГИТИС). Дугин, присоединившийся к кружку в 1980 году, был сыном полковника советской армии.

Головин, Стефанов, Джемаль и Дугин трудились над ре-конструированием традиционализма по книгам, которые они нашли в Ленинской библиотеке и Библиотеке ино-странной литературы, порой пытаясь угадать по контексту содержание недоступных книг, известных им только по на-званиям. Хотя «Symbolisme de la Croix» («Символизм креста») Генона был недоступен (он находился в «закрытом фонде» Ленинки), «Pagan Imperialism» («Языческий империализм») Эволы (в исправленном, более традиционалистском лейп-цигском издании 1933 года) в той же Ленинской библиотеке стоял в открытом доступе с самого момента приобретения в 1957 году — кто бы ни отвечал за такие решения, он явно не заглядывал в эти книги. Большинство российских традицио-налистов, хотя и опирались в конечном счете на объяснение модерности, которое дал Генон, все же откликнулись (после 1991 года, по крайней мере) на модель, предложенную Эволой.


Стефанов, Дудинский, Головин и Джемаль

<...> Хотя Джемаль, может быть, и вступил в суфий-ский орден наюибандийа в 1980 году в Таджикистане, суфизм, судя по всему, не был для него чем-то особенно важным. Ког-да в 1980 или 1982 году он взял с собой Дугина в месячное путешествие по горам Зеравшана на северо-востоке Пами-ра, они посетили не шейха Джемаля, а могилы различных суфийских святых. Кружок Головина почти не привлекал внимания властей, хотя Джемаля, по слухам, несколько раз сажали в сумасшедший дом (это был стандартный способ репрессий, направленных на диссидентов). КГБ явно терпел подобные кружки, но лишь в определенных рамках, которые Дугин заметно переступил...

Гейдар Джемаль вступил в общество «Память», а затем вышел из него вместе с Дугиным. После этого он стал одним из учредителей Партии исламского возрождения (ПИВ), основанной в 1990 году Ахмадом Кади Актаевым в Астрахани. Не будучи крупнейшей или важнейшей политической организацией мусульман на всем пространстве бывшего СССР, ПИВ тем не менее была единственной значи-тельной партией, охватывавшей всю Российскую Федерацию; все прочие группы были ограничены региональными или этническими рамками. Таким образом, ПИВ имела значение именно в России, то есть за пределами чисто мусульманских республик СССР.

Джемаль был идеологом ПИВ, издателем ее печатного ор-гана Алъ-Вахдат {«Единение») и главой ее исследовательского центра в Москве. Ранние номера Таухид {«Единство»), малоти-ражного журнала, выпускаемого лично Джемалем, были от-четливо традиционалистскими по своей тональности. В его первом номере Джемаль анализировал статус ислама в терми-нах традиционализма, добавив исторический аспект, редкий где бы то ни было еще и извлеченный им из работ ислами-стов. Ислам, указывал он, существует во времени и подвержен упадку, как и все остальное. Далее он заявляет, что подлинного исламского правления не было с момента смерти Пророка и уж точно — начиная с монгольского завоевания. С тех пор дела шли только хуже, так как «постколониальные элиты» в исламском мире были либо националистами (а следователь-но, врагами универсального ислама), либо «атеистами-космо-политами», такими же врагами истинного ислама.


Мэр Стамбула Тайип Эрдоган (ныне президент Турции) и Гейдар Джемаль

Статья Джемаля, опубликованная Дугиным в «Гиперборее» в 1991 году, показала, сколь многим он обязан Эволе. Сравнив экзистенциальное значение смерти в эволианском традицио-нализме с метафизическим значением смерти (конечное воз-вращение к Богу) в исламе, он утверждал, что «аутентичный ислам и аутентичные правые являются нонконформистами; их призвание в жизни — оппозиция, несогласие, неиденти- фикация». Рене Домаль, художник-сюрреалист, о котором рассказывалось в четвертой главе, одобрил бы это заявле-ние. Для христианина «Бог — это нечто синонимичное ги-перконформизму», тогда как ислам — «это протест... против сведения Бога к “консенсусу”». Политические правые и ис-лам борются с искушениями мира, включая такие духовные и интеллектуальные ловушки, как «самообожествление» и «профанный элитаризм», продолжал Джемаль.

Такой традиционалистский исламизм для многих оказал-ся чрезмерным. Партия раскололась в 1992 году в связи с во-просом, как относиться к Ельцину и его проекту российской демократии: большинство членов ПИВ поддерживали этот проект, в то время как Джемаль увел более радикальное мень-шинство из партии, ища союза с радикальными исламиста-ми на Ближнем Востоке и с внутренней оппозицией Ельцину в лице КПРФ, руководимой Геннадием Зюгановым, правых «патриотов» Александра Проханова и прочих. Оба политика были знакомы Джемалю со времен его членства в «Памяти», и оба были связаны с другим главным традиционалистом Рос-сии, Дугиным. Этот «красно-коричнево-зеленый союз» и будет анализироваться ниже.


Гейдар Джемаль и Александр Дугин на вечере, посвящённом барону фон Унгерну

На Ближнем Востоке Джемаль связался с такими людьми, как Хасан аль-Тураби, вождь Суданского исламского фронта и в течение многих лет «серый кардинал» за спиной исламист-ского военного режима Судана. Так, вместо ПИВ в качестве своей институциональной базы Джемаль обрел Исламский ко-митет России — сеть таких исламских комитетов была созда-на под руководством аль-Тураби на конференции в Хартуме в 1993 году, их целью было объединение лидеров различных радикальных исламистских движений, подобно Националь-ному исламскому фронту самого Тураби, Хамасу в Палестине и Хизболле в Ливане. Джемаль стал главой московского отделе-ния Исламского комитета. В интервью 1999 года он говорил о своих контактах с Хамасом, Хизболлой, Волками ислама (чечен-ская группа) и афганскими талибами. В это время Джемаль был одним из двух-трех главных представителей радикально-го исламизма в Российской Федерации. Он прославился как «ваххабит»; правда, тут надо напомнить, что в России данный термин имеет несколько другое значение, не то, которое при-нято в академической среде. Учитывая хорошо известную антипатию саудийского ваххабизма к шиитам, многие удив-лялись, как Джемаль, мусульманин-шиит, может быть вах-хабитом. На самом деле противоречие здесь только кажуще-еся: Джемаль никогда не был ваххабитом в точном, строгом смысле этого слова.

В России во времена Ельцина Джемаль поддерживал поли-тическое сотрудничество с оппозицией, и круг союзников у него был такой же, что и у Дугина. В середине 1999 года в прохановской газете «Завтра» было размещено интервью с Джемалем, в котором он объявил о создании объединенного фронта «зеленых и красных», включающего Исламский комитет России и Движение в поддержку армии, оборонной промышленности и во-енной науки, независимую группу, связанную с КПРФ и перво-начально возглавляемую председателем Комитета по обороне Государственной думы Львом Рохлиным (который был убит в 1998 году), а также генерал-полковником в отставке Альбертом Макашовым.


Гейдар Джемаль, Илья Пономарев, Лев Пономарев, Евгения Чирикова

Невероятный союз между радикальным исламистом п Дви-жением в поддержку армии (ДПА), которая как раз тогда вступила во вторую фазу конфликта с исламистами на Кавказе, стал возможным благодаря особой разновидности неоевразийства, характерного для России. Как сказал один отставной офицер и региональный глава ДПА в это время: «Мы все дети одной матери, независимо от национальности и религии. И имя на-шей матери — Россия». С точки зрения ДПА, те, кто убивал русских солдат на Кавказе, были бунтовщиками, а не чечен-цами или мусульманами; против мятежников надо принимать соответствующие меры, будь они чеченцами или русскими, казаками, мусульманами или православными. Война, которая велась в 1999 года, велась, с их точки зрения, не с мусульмана-ми как таковыми.

Для Джемаля и Движения в поддержку армии настоящим врагом был Ельцин, а также израильтяне: «Кто-то разыгры-вает свою карту, чтобы поссорить православие и ислам», — объявил Макашов на одной пресс-конференции и продол-жил, обвинив «тех на Ближнем Востоке, кому не нравится быть соседями арабского мира». Точно так же, по мнению Джемаля, конфликт на Кавказе служил интересам Ельци-на и израильтян. Согласно его логике, иностранные кон-фликты позволяли отвлечь внимание от провалов во вну-тренней политике и вели к росту российско-израильского сотрудничества, что помогало израильтянам добиваться экстрадиции некоторых арабских исламистов, живущих в России, а значит, играло на руку «атлантистскому лобби»8. Подобные объяснения близки взглядам многих сторонни-ков оппозиции, равно как и тех простых россиян, кто скло-нен доверять теориям заговора.


Мамлеев, Джемаль, Головин и Дугин nu.arcto.ru

Радикальный исламизм и традиционализм, как прави-ло, несовместимы. Они придерживаются фундаментально различных взглядов на традицию, на будущее человечества и на все религии помимо ислама. Вероятно, по этой при-чине Джемаль модифицировал свою собственную позицию до такой степени, что теперь его вряд ли можно назвать чи-стым традиционалистом; так, Дугин в частной беседе назвал его «посттрадиционалистом». Джемаль очень критично относится к очевидному противоречию между исламской практикой Генона и тем, что он пишет об индуизме, и по крайней мере формально осуждает Эволу за смешение по-литики с духовностью. Таким образом, его следует считать одним из тех, для кого традиционализм послужил лишь «ступенькой на пути». Но, несмотря на это, как было от-мечено в двенадцатой главе, он остается ориентиром для многих российских традиционалистов, проявляющих ин-терес к исламу.

При президенте Путине, когда упало значение оппозиции ельцинского времени, Дугину потребовались новые союзни-ки. Тесные контакты с радикальными исламистами за рубе-жом становились все менее полезными, так как и простыми россиянами, и Кремлем исламизм и чеченский терроризм начали восприниматься как нечто очень близкое друг другу. Спустя какое-то время после 2001 года Джемаль основал но-вую организацию, пафосно названную Интернациональной социальной лигой (ИСЛ). Эта лига носит скорее анархистский характер и атакует «Систему» от имени «бездомных планеты», которые «Системе» не нужны, — а в число «бездомных плане-ты» входят все диаспоры и иммигранты, а не только мусуль-мане России".

В Москве в семье художника. Его мать была дрессировщицей хищников. Дед по отцовской линии возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом в НКВД Закавказской республики, во время Великой Отечественной войны был военным комиссаром Карабаха, затем председателем верховного суда Азербайджана. Дед по матери, Игорь Шаповалов, был директором Малого театра и заместителем министра культуры СССР.

В 1965 году Гейдар Джемаль при МГУ, но спустя два года он был исключен из университета с формулировкой "за буржуазный национализм".

По договору Джемаль работал рецензентом иностранных поступлений в Фундаментальной библиотеке общественных наук (ФБОН), Всесоюзной государственной библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ), Государственной публичной исторической библиотеке и др.

Входил в круг так называемого Южинского клуба, объединявшего интеллектуалов, занимавшихся проблемами метафизики, эзотерической традиции, "психологии глубин" и т. д.

В 1979 году установил связи с исламскими кругами в Таджикской СССР.

С 1980 года — активный член преследуемого в СССР Исламского движения Таджикистана, с 1987 года был членом политсовета.

В 1990 году совместно с представителями нелегальных организаций Поволжья и Кавказа Джемаль участвовал в организации Всесоюзной исламской партии возрождения. В 1991 году, после распада Советского Союза и выхода таджикского республиканского филиала, превратившегося в самостоятельную партию, он стал представителем "российского центра" при Центральном комитете Таджикской Исламской партии возрождения.

В 1992 году Джемаль был политическим советником вице-премьера исламо-демократического коалиционного правительства Давлата Усмона, отвечавшего за силовые структуры. После поражения коалиции стал партнером доктора Тураби (Хасана ат-Тураби) в Судане и курировал российский отдел в постоянном совете Хартумской международной исламской конференции (1992-1998).

В 1990-х годах он создал информационный центр "Таухид", издавал газету "Аль-Вахдат" ("Единение").

В это же время Джемаль участвовал в академической жизни города Кум — центра иранской шиитской теологии. В 1994 году он выпустил часовой документальный фильм "Исламская республика Иран".

Параллельно в Москве в 1993-1995 годах создавал передачи по религиозной исламской тематике в рамках программы "Ныне" на Первом канале. Также вел программы "Все суры Корана" на канале "Культура" и "Тысяча и один день" на канале РТР.

В 1995 году по предложению Тураби создал в Москве Исламский комитет, тесно сотрудничающий с Союзом мусульман России.

В этот же период Джемаль сотрудничал с мусульманскими организациями Европы, входил в президиум Всеевропейской конференции "Ислам — шанс Европы" со штаб-квартирой во Флоренции; поддерживал контакты с Британским советом мусульман, Исламским парламентом Великобритании, сорбоннским Клубом друзей ислама и др.

В 1998 году Джемаль читал факультативный курс лекций по социальной антропологии и политической философии в Кейптаунском университете в ЮАР. За этот курс он получил диплом почетного доктора Кейптаунского университета.

Также он читал лекции на тему "Традиция и реальность" на философском факультете МГУ.

С 2005 года был членом президиума Российского исламского наследия.

В последние годы Джемаль занимался чтением лекций, публичными комментариями по текущим событиям, сотрудничеством с различными интеллектуальными клубами в России и за рубежом.

Гейдар Джемаль родился 6 ноября 1947 года в Москве в семье художника и профессональной наездницы, заслуженного мастера спорта. Его отец Джахид Джемаль - азербайджанец по национальности, а мать - Ирина Шаповалова -русская. По отцу Джемаль происходит из бекской семьи Нагорного Карабаха, которая по линии ханов Сарыджалинских восходит к карабахскому хану Панах Али-хану, а дед по матери Игорь Шаповалов был директором Малого театра и потом заместителем министра культуры СССР. Ирина Шаповалова родила Джемаля в 18 лет и очень быстро с мужем развелась. Второй раз она вышла замуж за военного моряка и уехала с ним в Эстонию. Спустя несколько лет, уже с третьим мужем вернулась в Москву, где работала в Уголке Дурова. Гейдара воспитывали бабушка с дедушкой.

В 1965 году, после окончания школы, при содействии деда, Гейдар поступил в один из самых престижных вузов Москвы - Институт восточных языков при МГУ, но через год был отчислен из него с формулировкой «за буржуазный национализм». Недоучившегося студента устроили корректором в издательство «Медицина». Там он познакомился с выпускником биологического факультета МГУ Ильей Москвиным. Тот работал в «Медицине» редактором, занимался литературой по психиатрии. Джемаль говорил знакомым, что Москвин «открыл ему новый мир». Кроме психиатрии, Москвин познакомил Джемаля в начале 1968-го с «шизоидным подпольем» (кружок на Южинском).
К тому времени Джемаль уже был женат, у него рос сын Орхан.
С 1979 года был активистом подпольного всесоюзного исламского движения. В то же время наряду с А. Г. Дугиным вступает в неофашистско-эзотерический кружок, группировавшийся вокруг Евгения Головина. Кружок впоследствии наименовал себя «Чёрный орден SS», причём Головин считался его рейхсфюрером.

В конце 1988 года Джемаль вместе с Дугиным вступил в общество «Память», но менее чем через год с ним же был изгнан за то, что «контактировал и контактирует с представителями эмигрантских диссидентских кругов оккультистско-сатанинского толка, в частности, с неким писателем Мамлеевым».. В 1990 году Гейдар Джемаль принял участие в создании в Астрахани Исламской партии возрождения и стал заместителем председателя этой партии. В том же году он создал информационный центр «Таухид». С 1991 по 1993 год издавал газету «Аль-Вахдат» («Единение»). С 1993 по 1996 годах Гейдар Джемаль вёл несколько телепрограмм, посвященных исламской проблематике («Ныне», «Минарет» и т. д.). В 1998 году Гейдар Джемаль посетил с циклом лекций ЮАР. В 1999 году на православно-исламской конференции в Санкт-Петербурге он выдвинул тезис о возможности стратегического союза ислама и православия в рамках антизападного проекта.
В 2001 году Джемаль возглавил проект взаимодействия политического ислама и западных антиглобалистов.

Позиционирует себя как выразителя интересов и мнений всей мусульманской общины России, несмотря на то, что большинство российских мусульман, а также наиболее видные мусульманские лидеры России, такие как Талгат Таджуддин и Равиль Гайнутдин, не считают его таковым.
10 марта 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».