Илиада как образец героической эпопеи. Героический эпос

Поэмы Гомера носят величественный, монументальный характер, присущий героическому эпосу. «Илиада» - это военно-героическая поэма, создана примерно в 730 г. До н.э. Троянская война – не только конец века героев, но и первое столкновение между Европой и Азией.

Великое имя Гомера связано прежде всего с зарождением авторской поэзии. Именно Гомер является самым первым европейским поэтом. На протяжении 30 веков поэмы Гомера вызывают восхищение. Читатели испытывают восторг, поэты и критики изучают особенности творчества великого поэта. Самым удивительным является то, что Гомер в своей поэме «Илиада» по большому счету не описывает события Троянской войны как таковые. Один лишь эпизод из десятилетней осады Трои, небольшие стычки и сражения, которые не имели особого стратегического значения. Но зато чувства главных героев Ахилла, Патрокла, Гектора, Приама… читатель видит в развернутом виде. Надежды, разочарования, боль утраты… вот что принесло славу Гомеру на века. Гомер развернул эти события в 24 главы, это свыше 5 тысяч стихов. Стихи Гомера не обошли и Богов. Олимп с небожителями по разрешению Зевса принимал активное участие в развертывающихся событиях. Справедливости ради стоит заметить, что вся Троянская война, собственно говоря, была спровоцирована Богами. Каждый из них принимал участие в войне, покровительствуя своим героям с противоборствующих сторон. Исключение составлял Зевс. Поэма «Илиада» Гомера является образцом героического эпоса.

Принципы худ. стиля эпоса:

1. Объективность эпоса (эпический художник как бы не пользуется своей фантазией. не только реальные вещи, но и все сказочное, мифическое, мыслится им как нечто объективное и невыдуманное)

2. Обстоятельная деловитость эпоса ("Каталог кораблей" занимает 300 строк, щит Ахилла - 132 строки)

3. Живописность и пластика изображений (любовное рассматривание вещей, хронологическая несовместимость или закон плоскостного изображения, отсутсвует способность трехмерного восприятия мира,перед нами не рельефное, но плоскостное восприятие мира, геометрический стиль, пластика - даны не только ранения, но и их последствия, как Патрокл тащил троянца, поддетого копьем)

4. Антипсихологизм и чисто вещественное изображение всякого внутреннего переживания (отсутствие анализа внутренних переживаний человека,отсутствие внутренней мотивировки его событий. Пример: Парис любит Елену, но как именно, об этом ничего не известно; Одиссей и Пенелопа)

Но личность, в которой еще не проснулось ее "я" подчинена своему родоплеменному коллективу. Отсюда вытекает преданность всему тому, что получено от предков,т.е. всему великому и значительному. К числу основных принципов эпоса обязательно относятся

5. Традиционность (то, что изображается в эпосе для всех важно. Все уверены, что так оно и было всегда и будет. Все рассказывается медленно и степенно, как будто бы речь идет о вечной истине. Повторения или постоянные эпитеты)

6.Монументальность (эпическое произведение всегда будит высокие, благородные чувства, воспитывает героическую волю, не терпит ничего низменного)

7. Отсутствие в нем мелочей (они присутствуют, но всякая мелочь изображена в свете общего, дана в окружении героической жизни, несет печать великих событий)

Все эти принципы художественного стиля эпоса концентрируются в одном, который одинаково относится к стилю, к образу жизни эпического человека. Это принцип эпического героизма . Реальным носителем всех этих особенностей эпического стиля является герой, понимаемый как продукт общинно - родовой формации периода патриархата, то есть как индивидуальное воплощение самой же патриархальной общины.

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область

Урок на тему:

«Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в поэме «Илиада». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни»

Учитель русского языка и литературы

Курбатова Г.Н.

2016 год

Гомер. Краткий рассказ о Гомере.
«Илиада» и «Одиссея» как эпические поэмы.
Изображение героев и героические подвиги
в поэме «Илиада». Описание щита Ахиллеса:
сцены войны и мирной жизни

Задачи деятельности учителя: создать условия для расширения знаний учащихся о личности Гомера, известного по курсу истории Древнего мира, раскрытия содержания поэмы «Илиада», выяснения истинных и мифических причин Троянской войны; способствовать развитию интереса к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации; содействовать воспитанию уважительного и бережного отношения ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Илиада».

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: знать сюжетные основы поэм, главных героев; иметь представление о понятии «гомеровский эпос»; владеть навыками анализа поэмы; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; различать образ поэта и лирического героя в поэме;

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к поэмам Гомера;приобщаться к духовно-нравственным ценностям мировой литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции;

коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения;

эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении; создавать собственные иллюстрации и защищать их.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (пересказ, рассказ, практическая работа), коллективная (составление плана учебной статьи).

Интернет-ресурсы:

Гомер. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Гомер

Оборудование: скульптурное изображение Гомера; обложки книг «Илиада» и «Одиссея»; эпиграф к уроку «Его (Гомера) художественный гений был плавильной печью, через которую грубая руда народных преданий и поэтических песен и отрывков вышла чистым золотом» (В. Г. Белинский).

Основные понятия и термины: героический эпос .

Сценарий урока

Его (Гомера) художественный гений был плавильной печью, через которую грубая руда народных преданий и поэтических песен и отрывков вышла чистым золотом.

В. Г. Белинский

I. Постановка целей и задач урока.

– Когда мы говорим о Древней Греции, мы в первую очередь вспоминаем Гомера и его великие поэмы – «Илиаду» и «Одиссею». В первой говорится о военном походе ахейцев на Трою (город на полуострове Малая Азия), во второй – о возвращении домой одного из участников похода – Одиссея, царя Итаки. Эти поэмы были знакомы всем жителям Эллады. Уже в VI веке от Рождества Христова в Афинах были приняты регулярные исполнения поэм Гомера. Есть рассказ, что особая комиссия записала текст поэм со слов рапсодов. Рапсоды не были создателями поэм, они были исполнителями и декламировали поэмы на торжественных праздниках. Многие из них знали текст каждой поэмы наизусть. Греческие и римские писатели считали «Илиаду» и «Одиссею» созданиями непревзойденного мастера. «Его (Гомера) художественный гений был плавильной печью, через которую грубая руда народных преданий и поэтических песен и отрывков вышла чистым золотом», – писал известный русский критик В. Г. Белинский.

На русский язык поэма «Илиада» была переведена Н. И. Гнедичем. Этой работой он занимался на протяжении многих лет. В «Предисловии» к переводу «Илиады» Николай Иванович пишет: «Гомер не описывает предмета, но как бы ставит его перед глазами: вы его видите. Это волшебство производит простота и сила рассказа».

Свое восхищение поэмой «Илиада» в переводе Николая Ивановича Гнедича, друга, поэта и переводчика, А. С. Пушкин выразил в таких поэтических строках:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи;

Старца великого тень чую смущенной душой.

Рассказ учителя о Н. И. Гнедиче. (См. Ресурсный материал.)

II. Изучение нового материала.

1. Комментирование учителем некоторых положений статьи учебника «Гомер и его поэмы “Илиада” и “Одиссея”».

2. Коллективная работа: составлением плана статьи учебника.

План (примерный)

2. Сюжетная основа поэм.

3. Троянская война и ее причины. (См. Ресурсный материал.)

4. Борьба героев, Ахилла и Одиссея, за свою честь:

а) испытания Ахилла и его гибель;

б) противоречивый характер Одиссея, приключения и пережитые им испытания.

5. Освещение олимпийских героев Гомером:

а) преклонение перед богами;

б) комическое в жизни богов.

3. Пересказ статьи учебника.

4. Рассказ ученика «Археологические находки Генриха Шлимана». (См. Ресурсный материал.)

5. Краткий пересказ «Илиады» (песнь восемнадцатая).

6. Беседа по содержанию поэмы «Илиада».

Вопросы и задания:

– Охарактеризуйте главных героев «Илиады» (Париса, Гектора, Агамемнона, царя Приама, Елену).

– Расскажите историю о Хрисе и Агамемноне.

– Кем был оскорблен Ахилл и как защищал он свою честь.

– Назовите богов и мифических героев, которые вмешивались в действия людей.

– Рассмотрите иллюстрацию учебника (с. 195) художника Д. Бисти и постройте устный рассказ, используя цитирование.

– Чем заканчивается поэма «Илиада»?

III. Практическая деятельность.

1. Выразительное чтение отрывка из поэмы «Илиада».

2. Выполнение эскиза рисунка для обложки к поэмам «Илиада» и «Одиссея», объяснение замысла (по желанию) .

– Первое, прочитайте выразительно отрывок из поэмы и объясните, чем он для вас интересен, как вы поняли его содержание.

– Второе, на классной доске вы видите две обложки книг поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Но они не оформлены художественно. Предлагается эскиз этой работы выполнить сейчас, когда у вас достаточно информации, чтобы придумать обложку к поэмам.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Итак, мы знаем, что исторических данных о Гомере не существует. О времени жизни Гомера нет сведений. Достоверно только то, что в VII веке до Рождества Христова поэмы были известны в Афинах. Значит, поэмы были написаны до этого времени. Они стали самыми любимыми и известнейшими произведениями Древней Греции, и само существование этих поэм доказывает существование их автора.

Красота и выразительность поэм привлекали к себе сердца людей. Друг А. С. Пушкина Н. И. Гнедич перевел на русский язык «Илиаду». Он писал: «Творение Гомера есть превосходнейшая энциклопедия древности». Время доказало справедливость и точность этого высказывания. Гомеровский эпос по праву считается энциклопедией древней жизни, отразившей в художественных образах жизнь общества, элементы быта, картины природы.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2. Составить план отрывка «Одиссей на острове циклопов. Полифем».

Ресурсный материал

Рассказ учителя «Н. И. Гнедич – переводчик “Илиады”» *

В 1807 году Н. Н. Гнедич приступает к главному делу своей жизни – полному стихотворному переводу «Илиады». С древнегреческим языком и «Илиадой» Гомера Николай познакомился еще ребенком. Он заболел ею раз и навсегда, мечтая перевести такие звучные и торжественные строки на русский язык. К этому времени было сделано уже несколько таких попыток. Первая принадлежала Ломоносову, но дальше небольших фрагментов Михаил Васильевич не продвинулся. Существовал еще полный прозаический вариант Якимова (1776) и переложение 9 песен из 24 (александрийским стихом), весьма далекое от оригинала, сделанное в 1787 году Костровым. Брался за перевод Гомера и известный поэт Тредиаковский, но его попытка тоже закончилась неудачей. Складывалось впечатление, что древнегреческий язык Гомера и русский язык вообще не сопоставимы. От мечты до начала ее осуществления Николаю Гнедичу понадобилось 20 лет.

В 1829 году вышел в свет его полный перевод «Илиады», пройдя обязательную цензуру, книга, наконец, увидела свет. Русское общество проявило живейший интерес к работе Гнедича. О нем говорили и в литературных кружках, и в светских салонах. Пушкин характеризует перевод «Илиады» как подвиг и рисует портрет Гнедича, о нем в своих стихах пишут Дельвиг и Рылеев, один из отрывков публикуется в декабристском альманахе «Полярная звезда» вместе с пушкинскими поэмами, а Жуковский, вдохновленный примером Гнедича, берется за перевод «Одиссеи».

Пушкин, приветствуя выход долгожданного труда, пишет в «Литературной газете»: «С чувством глубоким уважения и благодарности взираем на поэта, посвятившего гордо лучшие годы жизни исключительному труду, бескорыстным вдохновениям и совершению единого, высокого подвига».

С Гомером долго ты беседовал один,

Тебя мы долго ожидали,

И светел ты сошел с таинственных вершин

И вынес нам свои скрижали.

А. С. Пушкин

Несомненные достоинства перевода Н. И. Гнедича – в точной передаче подлинника, силе и яркой образности языка.

Троянская война и ее причины **

1. Историческая основа Троянской войны.

Археологические раскопки показали, что ахеяне (греки) начали заселять запад Малой Азии еще в XV–XIV веках до н. э. Переселение в Малую Азию было связано с перенаселением Греции. Ощущая потребность в новых землях, Эллада (Греция) все дальше и дальше устремлялась на северо-запад Малой Азии. Около 1275 года до н. э. в Трое произошло землетрясение. Этим решили воспользоваться эллины (греки).

Война с Троей требовала большой армии, а следовательно, объединения греческих династов. Не все из них хотели идти на Трою, но страх перед главным организатором похода, могущественным царем Микен Агамемноном, заставил подчиниться несогласных.

Незадолго до 1200 года до н. э. Троя была полностью разрушена. Это был героический период могущества ахеян, который именно этой войной и завершился, после чего настали долгие годы упадка.

2. Причины войны в объяснении мифов.

В мифах и легендах это объясняется по-другому. Причина войны – похищение Парисом, троянским царевичем, спартанской царицы Елены.

Парис был судьей в споре трех главных греческих богинь: Геры, Афины и Афродиты – за звание самой красивой. Он должен был одной из них вручить золотое яблоко (яблоко раздора).

Парис присудил яблоко Афродите, и она помогла ему похитить самую прекрасную женщину Европы – Елену, жену царя Спарты Менелая.

В поход за Еленой в Трою отправились 28 героев-царей, среди них был и хитроумный царь Итаки Одиссей. Благодаря его выдумке – огромному деревянному коню, в котором спрятались вооруженные греки, – на десятом году сражений была взята и разрушена Троя.

В поэме описаны приключения Одиссея на пути домой. Десять лет длилось путешествие героя. Держала его в плену нимфа Калипсо. Она полюбила Одиссея, хотела, чтобы он женился на ней, обещая дать ему бессмертие. Побывал Одиссей в стране лотофагов, где некоторые из его спутников, вкусив плодов лотоса, забыли обо всем на свете и не хотели возвращаться на родину; сражался с чудовищным циклопом Полифемом. Посетил Одиссей бога ветров Эола, который дал мех с ветрами, а спутники, уже находясь в виду Итаки, развязали его и выпустили заключенные в нем ветры. Корабли были отнесены обратно. Одиннадцать кораблей и большинство товарищей Одиссея погибли от рук людоедов-лестригонов, а сам он с одним уцелевшим кораблем прибыл на остров волшебницы Кирки (Цирцеи).

Далее следуют рассказы об отъезде Одиссея с острова Кирки и о других приключениях: как он благополучно миновал остров сирен, заманивающих мореходов своим пением, как потерял нескольких товарищей, проезжая между чудовищами Сциллой и Харибдой, как на острове Фринакии его товарищи зарезали священных быков Гелия, бога Солнца, и как за это Зевс разбил корабль, после чего все спутники Одиссея погибли, только сам он, уцепившись за обломок судна, спасся.

Феакийцы, выслушав рассказы Одиссея, одарили его и снарядили в путь. К берегу Итаки корабль подошел ночью. Благодаря своему мужеству, находчивости и хитрости Одиссей выдворил бесчинствовавших в его доме «женихов» Пенелопы и обрел счастье и покой.

Рассказ ученика «Археологические находки
Генриха Шлимана (1822–1890)»
***

Почти полтора века назад в Германии жил мальчик по имени Генрих Шлиман. В детстве он познакомился с «Илиадой», полюбил сказания о Троянской войне и поверил в то, что Троя существовала на самом деле. Шлиман воспитывался в бедной семье, смолоду переменил несколько профессий: служил продавцом в лавке, юнгой на корабле, не раз попадал в тяжелое положение, бывало, просил милостыню. Потом Шлиману повезло, он занялся торговлей, стал миллионером.

Шлиман никогда не забывал мечту своей юности: найти и раскопать Трою. Мечта Шлимана вызвала насмешки ученых. В те времена считали, что рассказы о Трое – чистейший вымысел. Искать Трою так же бессмысленно, говорили они, как и дворцы богов на Олимпе.

Генрих Шлиман был талантливым человеком, он много читал и вот теперь, обладая миллионами, отправился на поиски гомеровской Трои.

Он на свои деньги организовал несколько экспедиций в Грецию и на полуостров Малая Азия. Раскапывая большой холм в Малой Азии в нескольких километрах от берега Эгейского моря, были обнаружены разрушенные стены троянской крепости и стены зданий, следы большого пожара, бронзовое оружие, золотые браслеты, кольца, броши и многое другое. Итак, в 1873 году Шлиман нашел остатки города Трои, затем – остатки кремля в Микенах и в Тиринфе. Это была настоящая сенсация.

Воодушевление охватило археологов. Ученые тщательнее, чем прежде, стали изучать греческие мифы, поэмы Гомера, восстанавливая картину жизни греков в далеком прошлом. И следом за открытиями Шлимана было совершено множество других открытий. Вскоре стало ясно, что поход ахейцев на Трою действительно был! Ученые нашли большое количество надписей, в которых встречались имена героев гомеровских поэм. Затем последовали еще более удивительные находки, полностью соответствующие гомеровским описаниям: нашли кубок Нестора, ручки которого украшены изображениями голубок, распростерших крылья; шлем Одиссея, унизанный зубами вепрей; огромные щиты, покрывающие все тело – «словно башня», у Гектора и у Аякса; застежку, которая была на плаще Одиссея.

Таким образом, с помощью поэм Гомера удалось открыть крито-микенскую культуру (культуру III–II тысячелетия до Рождества Христова, центрами которой были остров Крит и город Микены), узнать о многих событиях древней истории, о том, как жили, во что верили, что любили люди Древней Греции.

Это интересно!

Сказание о Троянской войне – это миф или легенда?

Легендарные сказания в Древней Греции исполняли аэды.

Аэды профессиональные певцы. Они обрабатывали народные предания и исполняли поэмы под аккомпанемент струнного инструмента (лиры или кифары).

Мастерство аэдов передавалось из поколения в поколение. Существовали целые роды профессиональных певцов, например, род Гомеридов. Во время праздников греки очень любили слушать сказания о героях в исполнении аэдов. К сочинителям и исполнителям поэм в Древней Греции относились с большим почтением.

Гомер был величайшим аэдом Греции.

* Гнедич Николай Иванович. URL: gnedich.lit-info.ru/review/gnedich/001/6.htm

** Мифы народов мира. URL: www.prosv.ru/metod/poluhina/1.htm

*** Радциг С. И. История древнегреческой литературы. М.: Высшая школа, 1982. С. 41.

До эпоса были созданы мифы, а также поэтические формы, связанные с религиозной и бытовой практикой – тренос, энкомий, трудовая песня и др.

Историческая основа поэмы «Илиада»

Троянская война отдалена от нас не менее чем 3-мя тысячелетиями, но это признанный исторический факт. Союз ахейских царей во главе с правителем Микен Агамемноном выступил против троянского племенного (видимо, фракийско-анатолийского объединения).

В поэме два лагеря: материковые греки зовутся ахейцы, данаи, аргивяне (Аргос). Троянцы – илионцы, дарданцы : Ил – правнук Дардана (троянские эолийцы).

Место великого побоища – самый стык Европы и Азии. Тема какой-либо войны безрадостна, но войны наполняют обозримую историю человечества. (Древняя игра в войну и любовь). Одна из первых – Троянская, наиболее известная в европейской литературной традиции. Она – главнейшая тема самых ранних песен, исполнявшихся в Древней Греции народными певцами –аэдами. Созданные по воспоминаниям о ней поэмы Гомера положили начало всей европейской художественной культуры.

О раскопках, произведенных Шлиманом, см. в книге: Штоль Генрих Александр. Генрих Шлиман: Мечта о Трое. - М.: Мол.гвардия, 1991. - 432 с. ГЕНРИХ ШЛИМАН(1822-1890). Раскопки вел в 70-80-е гг. 19 столетия.

«… Шлиман навсегда останется человеком, который нашел Трою и подарил нам целое тысячелетие греческой истории, или, точнее говоря, истории человечества. Шлиман открыл тысячелетие греческой истории и заставил заговорить даже камни. Он вырвал из недр земли то, что она с незапамятных времен хранила и прятала».

«Ночь забвения опустилась над этим холмом, и только лягушки квакали в болотах Скамандра, да изредка доносился издали скрип турецкой арбы. И вот теперь, через три с лишним тысячи лет после гибели Трои, стоит здесь худой пятидесятилетний человек, у которого нет никакого иного оружия, кроме любимого им Гомера и слепой веры в него, стоит и смотрит на холм Гиссарлык. Глаза его сверлят землю, как глаза скульптора – глыбу мрамора. Как тот видит скрытую в камне фигуру, которая только и ждет, чтобы резец вызволил ее на свободу, так и Шлиман видит глубоко в недрах холма стены Трои, которые дожидались его три тысячи лет» (с.227).

«Гиссарлык всегда был местом, где возводились постройки; после разрушения Трои на протяжении полутора тысяч лет один город за другим строился на развалинах предыдущего».(Г.Штоль).

Шлиман открыл Трою(1876) и культуру более древнюю, чем культура гомеровской Греции. Гомер пишет о прошлом – это микенская культура, пришедшая на смену критской. Открытие Шлимана – культура Греции началась не с Гомера, а со 2 тыс. до н.э. Ранний период греческой истории – микенская эпоха 15-12 вв. до н.э.


Н.Флоренсов: «Особое отношение к поэмам Гомера еще и в том, что они имеют огромное значение для исторической науки, т.к. относятся к переходной эпохе между высокоразвитым общинно-родовым и зародившимся в его недрах рабовладельческим строем. Читая поэмы, мы оказываемся как бы свидетелями великого рубежа в истории материальной культуры человечества – вплотную надвинувшейся смены бронзового века железным».

Мир Гомера соткан из нескольких веков. Война под Троей – 13 век; песнь о ней – 8 век. «Илиада» - не историческая летопись, а легендарно-мифологическая поэма.

Мифологическая основа . Сюжеты «Илиады» и «Одиссеи» взяты из Троянского цикла мифов. Сборы греческого войска для похода на Трою подтверждают сепаратизм и панэллинизм как тенденции греческой жизни. Межполисное общение направлено на поддержку общегреческих традиций (спортивные игры, оракулы и др.)

Троянский цикл . Пелей, сын Эака, берет в жены Фетиду, морскую богиню. Свадьба. Эрида. Яблоко раздора. Суд Париса (Александра). Возвращение Париса в Трою. Его поездка в Спарту. Похищение Елены, жены Менелая (Он и его брат Агамемнон – Атриды, дети Атрея, - Тиест – Пелопс – Тантал). Сборы войска греков. Плавание. Гавань в Авлиде – змей поедает 9 птиц, Калхас разъясняет – 10 лет войны предстоит. Одиссей спрыгивает на щит – Протесилай гибнет. Осада. Троянский конь.

Троянская война была основной канвой для самой ранней, еще дописьменной народной поэзии, сыгравшей немалую роль в сохранении и распространении мифологии. Аэд – певец, исполнитель героических сказаний, импровизатор. Рапсод – сшиватель песен.

Психологическая составляющая (психология воинской доблести). Н.Флоренсов: «Жизнь в наилучших природных условиях Средиземноморья при обилии даров земли и моря, полнокровность, здоровье духа и тела сделали древних греков страстными потребителями жизненных благ, и наивысшего из них – обладания прекрасными женщинами, чего они не могли не отнести также к блаженству своих богов». Битва за женщину – центральный мотив и древнеиндийского эпоса «Махабхарата». Древняя игра в войну и любовь, причем ярко выраженный эротический характер действа требовал кровавой неистовости. Согласно Н.Флоренсову, выявлена чувственная подоплека воинской доблести, будоражащий выход за пределы собственного эгоизма, в тревожную атмосферу риска для жизни; глубокое сочувствие при виде доблести боевого товарища, упоение, черпаемое в верности и самоотверженности. Это переживание, устремляющееся к благородному образу человеческого совершенства, родственного греческой калокагатии, напряженного чаяния прекрасной жизни, столь сильно воодушевлявшего последующие столетия. Но вместе с тем и маска, за которой – мир корыстолюбия и насилия.

Трансформация мифа. Мифы о Троянской войне, обработанные в форме эпоса, являются мифологизированными историческими преданиями. На стыке мифа и исторического предания (историческое предание соперничает с мифом) складывается и священная история типа библейских повествований. Гомер – своего рода библия древних греков, в его поэмах исторические воспоминания мифологизируются и сакрализуются. Предания воспроизводят мифологические схемы, прикрепляя их к историческим событиям. Легенды более сакрализованы, склонны к изображению «чудес» и «фантастики». Эпический фон заполнен богами. Но при этом у Гомера – классическая стадия в истории эпоса – воинские сила и храбрость, неистовый героический характер полностью заслоняют колдовство и магию. Мифическое раннее время преобразуется в славную эпоху ранней могучей государственности.

Гомер соединил в одном целом пласты мифологического и исторического бытия.

Сюжет «Илиады»: события 10-го года осады Трои (51 день), изложение не охватывает последних событий войны и оканчивается смертью и погребением главного троянского героя Гектора.

Содержание сосредоточено вокруг гнева Ахилла. (Буало: «Не накопичуйте без ладу різних дій,/ сам тільки Ахиллес та гнев його страшний /гомерів архитвір виповнюють до краю») Иногда встречаются отступления, как перечисление сил ахейцев и троянцев (песнь 2-я – «список кораблей» . Гомер: «Всех же бойцов рядовых не могу ни назвать, ни исчислить/ Если бы десять имел языков я и десять гортаней/ Если б имел не слабеющий голос и медные перси». Осип Мандельштам: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел наполовину»); как характеристика главных героев ахейского войска, вложенная в уста Елены - «смотр со стены» (песнь 3-я). Преобладают батальные сцены с участием отдельных героев и военные советы. Экспозиция – мор в ахейском лагере. Завязка – ссора Ахилла и Агамемнона, кульминация – гибель Патрокла (песнь 16-я); развязка – месть Ахилла и погребение героев (22 – гибель Гектора; 23-24- похороны). Тип героя. Эпос – об аристократии (родоплеменная аристократия – басилевсы); с этим высоким статусом связан максимум самореализации, который пленяет слушателей, сублимирует их собственные чаяния). Главный герой – Ахилл – цельная и благородная натура, олицетворение той военной доблести, которая служит идеологической основой всей поэмы. Ахилл и Гектор – «сверкающие светила «Илиады» (А.Боннар). Нестор – вечный тип мудрого старца, вспоминающего годы юности и дающего наставления. Престарелый троянский царь Приам – тип патриарха, окруженного многочисленной семьей.

Сюжет «Одиссеи» (сказочно-бытовая поэма) – последние 40 дней 10-летнего странствия Одиссея на обратном пути из Трои в Итаку. (Война и путешествие – архетипические сюжеты). С «Илиадой» соединена хронологически (в мифологическом времени и времени создания). Песнь 1-4-я связана с сыном Одиссея Телемахом – тип идеального юноши, эфеба. 5-я песнь – собрание богов (повтор начальной сцены 1-й песни ) . Рассказ Одиссея на пиру у царя феаков Алкиноя (9-12 песни) дает представление обо всех предыдущих злоключениях героя (Киконы – лотофаги – циклопы – Эол – лестригоны – Кирка-Цирцея – царство Аида – Кирка – Сирены – Сцилла и Харибда – быки Гелиоса (о.Тринакрия) – Калипсо – феаки – Итака). Песнь 24-я - свидание Одиссея с отцом Лаэртом и восстание родичей убитых женихов.

6. «Илиада» как эпическая поэма. Композиция. Система образов.

Тема поэмы объявлена в первом же стихе, где певец обращается к Музе, богине песнопения: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына».

«Илиада» охватывает в качестве событий всего 50 дней последнего года войны. Гнев Ахилла и его последствия. «Илиада» - военно-героическая эпопея, где центральное место занимает рассказ о событиях. Аристотель писал, что Гомер гениально выбрал сюжет. Ахилл – особый герой, он заменяет собой целое войско. Задача Гомера – описать всех героев и быт, но Ахилл затмевает их. Ахилл велик, но смертен. Героизм – осознанный выбор Ахилла. Эпическая доблесть Ахилла: храбрый, сильный, бесстрашный, воинственный клич, быстрый бег.

Действие поэмы протекает в двух параллельных планах, человеческом - под Троей и божественном - на Олимпе. Троянская война разделила и богов на два лагеря, между которыми постоянно происходят грубые пререкания, изображенные не без значительной примеси комического элемента. В земном плане все определяется последствиями гнева Ахилла, в небесном – волей Зевса. Но его воля не всеобъемлюща. Зевс не может распорядиться судьбами греков и троянцев. Он использует золотые весы судьбы.

Композиция: чередование земной и небесной линии сюжета, которые к концу смешиваются. Гомер свою поэму на песни не разбивал. Впервые ее разбили александрийские ученые в 3 в до н э. Главы нумеруются по буквам греческого алфавита.

Гомер показывает, что родовая коллективность уходит в прошлое, начинает формироваться новая нравственность, где на первый план выходит представление о ценности собственной жизни.

События в «Илиаде» развиваются поступательно и последовательно.

Гомер впервые дает нам опыт сравнительной характеристики. (III песнь «Илиады»: Елена рассказывает о героях. В расспросах Приама и ответах Елены встает ряд образов -величавый Агамемнон, «многоумный» Одиссей, могучий Аякс (Аянт)) Боевые картины «Илиады» чередуются с трогательными сценами в стенах осажденной Трои и несколько комическими пререканиями на Олимпе

Длинным перечнем кораблей, племен и вождей греческого войска («каталог кораблей»), а также троянских сил, выступающих из города под предводительством своего храбрейшего витязя Гектора, сына царя Приама, заканчивается II книга.

3-я книга знакомит с виновниками войны - Парисом, Менелаем, Еленой. Парис «перед началом сражения вызывает храбрейшего из ахейцев на единоборство, но в страхе отступает перед оскорбленным мужем Елены; лишь упреки Гектора заставляют его вернуться обратно; В единоборстве Менелай уже почти оказывается победителем, но Афродита похищает Париса с поля сражения. Смотр со стены.

Центральное место в описании первого дня боя занимает 5-я книга, «подвиги Диомеда». Диомед убивает Пандара и ранит покровительствующих троянцам богов Ареса (Арея) и Афродиту. Эта книга имеет очень архаический характер и заключает в себе ряд сказочных» черт, обычно чуждых повествованию «Илиады» (мотив шапки-невидимки). Боги и люди представлены здесь сражающимися как равные.

Совершенно иной характер имеет 6-я книга, действие которой развертывается главным образом в стенах осажденной Трои. Обреченность города показана в двух сценах: шествие Троянских женщин к храму Афины-градодержицы с мольбой о спасении. Вторая - прощание Гектора с его женой Андромахой и сыном.

Безрезультатным единоборством Аякса и Гектора (кн. 7) кончается первый день боя.

С 8-й книги вступает в силу решение Зевса помогать троянцам, и они начинают одолевать ахейцев. Тогда Агамемнон снаряжает посольство к Ахиллу (9-я книга).

Особняком в общем ходе повествования «Илиады» стоит 10-я книга - рассказ о ночной экспедиции Одиссея и Диомеда в троянский стая, три которой они захватывают в плен троянского лазутчика и производят резню в лагере вновь прибывшего союзника Трои, фракийца Реса.

Книга 11-я и последующие - новые успехи троянцев. Описание боя разбито на ряд эпизодов, посвященных «подвигам» различных ахейских героев, и перемежается с действием в «олимпийском» плане, где дружественные ахейцам боги пытаются помочь им, обманув бдительность Зевса.

Особенно интересна сцена «обольщениям Зевса» в 14-й книге: Гера отвлекает Зевса с помощью любовных чар и усыпляет его.

Проснувшись, Зевс заставляет богов прекратить всякую помощь ахейцам. К концу 15-й книги положение греков почти безнадежно: они оттеснены к берегу моря, и Гектор уже готовится зажечь их корабли и отрезать таким образом путь к возвращению домой.

С 16-й книги начинается поворот в ходе событий. Ахилл дает согласие на то, чтобы его друг Патрокл одел его доспехи и отразил непосредственную опасность. Обезоруженный Аполлоном, он гибнет от руки Гектора.

Вокруг тела Патрокла возгорается ожесточенный бой, но Гектор уже завладел доспехами, и ахейцы, не надеясь отстоять тело, посылают к Ахиллу сообщить о случившемся (кн. 17).

Ахилл потрясен гибелью друга; «гнев» сменяется жаждой мести. 19-я книга приносит «отречение от гнева». Ахилл возвращается к военным действиям.

Запруженный трупами поток Ксанф тщетно убеждает Ахилла ослабить рвение и даже обрушивается на него своими волнами, но на помощь Ахиллу приходит Гефест, обратив против вод огонь (кн. 21). Наибольшей напряженности повествование достигает в 22-й книге («умерщвление Гектора»)

23-я книга, очень интересная для истории греческих религиозных представлений, посвящена похоронам Патрокла. Душа Патрокла является к Ахиллу в виде призрачной тени и требует скорейшего погребения. Описывается погребальный обряд и состязания, устроенные по этому случаю Ахиллом.

Примиряющую ноту вносит в поэму последняя, 24-я книга. Приам у ног Ахилла, и Ахилл, держа Приама за руку, - оба плачут о горестях человеческого существования. Ахилл соглашается принять выкуп и вернуть тело. Описанием погребения Гектора заканчивается «Илиада»

Особенности композиции

Древнейшие песни не знали еще искусного гекзаметра, который и для нас теперь неразрывно связан с понятием об эпической поэзии. Размером для них служил простой короткий стих, который эллины вывезли из своей общей индоевропейской родины. Этот тип стихосложения сохранился еще в тех древних изречениях народной мудрости, которыми пользовались Гомер и Гесиод; в устах народа этот стих, кажется, жил еще долгое время. постепенно возник эпический литературный язык с бесконечными стереотипными оборотами. Рассказ об обыденных происшествиях всегда облекался в одну и ту же форму; даже для подробного повествования повторяющихся событий, как-то: поединков, массовых битв, жертвоприношений, трапез - установился известный шаблон, который существенным образом облегчал работу поэта-импровизатора. Стремясь к большей наглядности, которая породила также и сравнения, певцы снабжали отдельные предметы поэтическими эпитетами; эти сочетания названия с эпитетом становились настолько постоянными, что употреблялись иногда и невпопад, например в том случае, когда герой среди белого дня простирает руки к "звездному" небу или Навсикая собиралась стирать "ослепительно белые" одежды. Эти свойства эпического стиля сообщали ему ровный и спокойный характер и вместе с тем служили для памяти певца-сказителя известными моментами отдыха.

Итак, особенность композиции и двуплановость «Илиады» заключаются в следующем: С одной стороны, действие происходит под стенами Трои, где сражаются ахейские и троянские герои. С другой – на горе Олимп, откуда всемогущие боги наблюдают за боевыми действиями.

Образу главного героя ахейского войска соответствует фигура троянского воителя Гектора. Хотя поэт никогда не забывает, что это - представитель враждебного народа, к которому нельзя относиться как к соплеменнику. Гектор является вождем троянского войска, и на него ложится вся тяжесть войны. В трудные минуты он всегда впереди всех и подвергается наибольшей опасности. Он обладает высоким чувством чести и пользуется общим уважением и любовью. Он остается один на поле битвы, в то время как остальные прячутся в городе. Ни мольбы отца, ни слезы матери не могут поколебать его: долг чести в нем превыше всего. Ярче всего Гектор показан в сцене свидания с Андромахой (VI, 392-502), где мы видим его как мужа и отца. Если идеал воинской доблести дан в лице Ахилла, то носителем житейской мудрости представляется Одиссей - герой “хитроумный” и “многострадальный”. В “Илиаде” он выступает и как воин, и как мудрый советник, но также и как человек, готовый на всяческий обман (X, 383; III, 202). Само взятие Трои при помощи деревянного коня было делом его хитрости. Всегда настороженный, он имеет наготове целый запас вымышленных историй.

Кроме главных героев выведено еще много второстепенных. Некоторые из них обрисованы также очень яркими красками. В “Илиаде” таких лиц больше чем в “Одиссее”. Микенский царь Агамемнон, старший из Атридов, является предводителем всего похода и называется “владыкой мужей” или “пастырем народов”. Менелай - спартанский царь, муж похищенной Парисом Елены - главное заинтересованное в войне лицо. Однако поэт изображает их обоих далеко не привлекательными чертами.

Обаятельными чертами наделен образ Нестора - вечный тип старца, который любит вспоминать годы юности и давать свои наставления. Совершая подвиги, он увлекается мечтой овладеть Троей и погиб от руки Гектора (XVI, 817-857).

Престарелый троянский царь Приам обрисован исключительно привлекательными чертами. Это тип настоящего патриарха, окруженного многочисленной семьей. По старости он уступил право военачальника старшему сыну Гектору. Он отличается мягкостью и обходительностью. Даже к презираемой и ненавидимой всеми Елене он относится очень сердечно.