История семейной реликвии. Рассказ семейной реликвии

Савельева Олеся

МКОУ СОШ №6 г.Острогожска, 6 «В» класс

Руководитель — Лахина Тамара Николаевна

Рассказ семейной реликвии.


Я очень люблю рассматривать вещи, которые в нашей семье считаются семейными реликвиями. Мне кажется, что все они ведут неслышный рассказ о тех людях, с которыми они были связаны, о тех событиях, немыми свидетелями

которых они стали. С особым волнением пересматриваю документы времен Великой Отечественной войны. События тех страшных лет оставили неизгладимый след в истории каждой русской семьи. И моя семья не исключение.

С трепетом беру в руки маленькую, потрёпанную от времени красную книжечку с надписью «Военный билет» и пятиконечной звездой на обложке. Этот документ, ставший теперь семейной реликвией, принадлежал когда-то моему прадедушке по маминой линии Сотникову Ивану Петровичу. К сожалению, мне не довелось увидеть его живым, потому что прадедушка умер задолго до моего рождения, но в нашей семье бережно хранится память о нем и его военном пути. Перелистывая страницы «Военного билета», я будто слышу его шелестящий тихий голос и мысленно погружаюсь в историю жизни родного мне человека.

Мой прадед, Сотников Иван Петрович, родился 20 августа 1913 года в небольшом селе Терновое Острогожского (в то время Коротоякского) района Воронежской области в крестьянской семье. Родители были простыми людьми,

держали небольшое хозяйство, работали в поле. Кроме Ивана, в семье было еще трое сыновей: Степан, Егор и Федор. Прадедушка был самым старшим из них, поэтому с ранних лет помогал родителям во всем. Жизнь была очень трудной, особенно после революции 1917 года и в годы Гражданской войны. Но постепенно все налаживалось: отец вступил в колхоз, дети пошли учиться. В 1927 году прадедушка окончил 4 класса сельской школы, хотя в то время ему было уже 14 лет. Сразу пошел работать в колхоз, так как родителям трудно было содержать большую семью. 2 сентября 1935 году был призван на действительную службу Острогожским РВК и зачислен в запас. В 1936 году в жизни прадедушки случилось важное событие: он привел в родительский дом молодую жену, Дарью Ивановну. Через два года у них родилась дочь Евдокия. Началась счастливая семейная жизнь, которая была прервана 30 мая 1941 года. В этот день прадедушку призвали на военную переподготовку, которую он проходил в селе Петропавловка Острогожского района в 57 стрелковом полку.

22 июня 1941 года, в день, когда военные сборы заканчивались, прадедушка узнал, что началась война. Домой он так и не вернулся. Успел лишь сообщить, что отправляют на фронт. Ему было очень трудно расставаться с женой, ждущей второго ребенка, до рождения которого было всего несколько месяцев. Разве мог прадедушка предположить, что даже о том, кто у него родился, он узнает почти через пять лет?! А еще он понимал, что кроме него в ближайшие дни отправятся защищать Родину и его братья. Старшим в семье останется Федор.

57 стрелковый полк был преобразован в149 стрелковую дивизию, в составе которой Сотников Иван Петрович 26 июня 1941 года был направлен на Смоленский фронт. Дивизия перемещалась по маршруту Острогожск - Воронеж - Елец - Ефремов - Волово - Горбачёво - Сухиничи. В начале июля 1941 года заняла оборону на левом берегу р.Десны, потом отражала наступление врага в направлении Ельни. До конца июля дивизия вела тяжёлые наступательные бои под Смоленском, с трудом продвигаясь вперёд. 2 августа танковые дивизии противника атаковали части 149 стрелковой дивизии и, фактически смяв их, стали продвигаться на юг, к Рославлю. К 3 августа дивизия оказалась в окружении вместе со 145-й стрелковой дивизией и 104-й танковой дивизией. Во время страшного боя 4 августа 1941 года при попытке прорыва

окружения под городом Рославлем мой прадедушка оказался в немецком плену, а потом в концлагере.

Это был пересыльный лагерь для советских военнопленных на окраине Рославля. Территория лагеря была обнесена двумя рядами изгороди из колючей проволоки. Люди жили под открытым небом и в бараках. Был страшный голод: Кормили один раз в день, еда состояла из отрубей, размоченных в холодной воде, да и тех давали не больше 70 граммов. Колонны за пищей выстраивались за час-полтора до начала раздачи, которая длилась в среднем четыре часа. Все это время приходилось стоять под открытым небом в любую погоду. Спать приходилось прямо на холодной земле, даже под дождем. За любую провинность избивали и лишали пищи. Люди доходили до того, что пытались есть свои вещи. Условия жизни военнопленных были невыносимыми.

К сожалению, прадедушка почти ничего не рассказывал об этом страшном периоде своей жизни, говорил, что родным не надо знать о том ужасе. Он всегда плакал, как только его начинали расспрашивать о концлагере. Не сохранилось точных данных, куда он был отправлен после этого лагеря. Точно известно только то, что из плена он был освобожден лишь 25 марта 1945 года войсками 3 Армии. После фильтрационной проверки был направлен в 18 армейский запасный стрелковый полк (по данным списка освобожденных военнопленных), а затем в 1174 стрелковый полк, в составе которого автоматчик Сотников Иван Петрович принимал участие в боевых действиях по окружению и ликвидации группы немецких войск юго-восточнее Берлина, за что 2 мая 1945 года получил благодарность за отличные боевые действия в приказе №357 Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза тов.Сталина.

После Победы над фашистской Германией прадедушка продолжал служить до октября 1945 года, а потом вернулся в родное село, к своей семье. Ему суждено было прожить еще много счастливых мирных дней, воспитать пятерых детей, понянчить внуков. Но память о страшной войне навсегда осталась незаживающей раной в сердце и душе солдата Сотникова Ивана Петровича.

Я закрываю «Военный билет» и понимаю, что Великая Победа нашей Родины над страшным врагом складывалась из судеб таких простых русских солдат, каким был мой прадедушка, Сотников Иван Петрович. Ему я посвящаю

эти строки:

Спасибо, мой родной, спасибо, дорогой,

За то, что воевал и жертвовал собой,

Чтоб я сейчас жила, училась и спала

Спокойно потому, что ты прошёл войну.

План

1.Старый альбом

2.Снимок с секретом

У нас в семье есть старый альбом. Он большой, обшитый красным бархатом, с черно-белыми фотографиями. Большинство людей на тех снимках мне не знакомо, потому что это мои прабабушки и прадедушки.

Помню, когда бабушка еще была живая, мы часто смотрели этот альбом. Она рассказывала мне о своей жизни. На первой странице альбома фотография вся размытая желтого цвета. Это был мой прадед - молодой и красивый, стоит у танка. А рядом в кармашке почтовый конверт, в форме треугольника. Во время войны все письма так сворачивали и отправляли домой.

Письмо это бабушка часто читала мне вслух, а потом долго плакала. Фото прислал её отец своей семье с войны. Вскоре пришла телеграмма о его смерти. Долго горевала мама моей бабушки и дети. А через полгода пришло письмо с фронта и оказалось, что отец живой. С тех пор эта страница альбома стала особенной в жизни всех нас. Это реликвия, память о нашем предке, о радости жизни.

Семейная реликвия сочинение 5 класс

1.Интересное открытие

2.Мои предки

3.Оберег

Недавно в школе нам задали составить генеалогическое древо. Как же я была удивлена, когда узнала, что предки моей прабабушки были дворянами. У них в подчинении была небольшая деревня и крестьяне. Я даже вести себя стала иначе, после того, как узнал данную информацию, все же происхождение требует.

Чуть позже, мама показала мне еще одну удивительную вещь. Это был резной медальон. Внутри него был маленький камушек. Оказалось, что это не простое украшение. Этот медальон принадлежал моей прабабушкие. Её муж, подарил в день венчания подарок - камушек малахит. А на день рождения первенца медальон. Потом были трудные времена - революция, Первая мировая, раскулачивание, Великая отечественная война.

Провожая мужа на фронт, пробабушка отдала ему медальон и положила в него камушек. К великой радости, глава семейства вернулся домой живым, сохранив медальон. Какое это было счастье для всей семьи. С тех времен повелось, что этот оберег передавался из поколения в поколение.

Я рассматриваю медальон, потемневший от времени, держу в руке камушек и пытаюсь представить, как все это было. Как жили мои предки, как горевали и радовались. Рада, что есть в семье дорогая вещь, память моего рода.

Семейная реликвия сочинение 8 класс

План

1.Загадочный лик

2.Откуда реликвия

3.Еще одно чудо

Приезжая в гости к бабушке, я видела в её доме очень много икон. Однако одна икона особенно выделялась среди других. Нет, она не была в золотой оправе, или выполненная в особой технике, совсем наоборот. Икона это была достаточно старой, судя по её внешнему виду. На небольшой дощечке, которая уже в нескольких местах успела лопнуть, среди оставшихся кусков цветной краски был едва различим лик Господа. Бабушка старалась сохранить её, ставила на самое видное место, украшала цветочками и зажигала рядом с иконой лампадку.

Я спросила, почему такое трепетное отношенее? Оказалось, что икона очень ценная для нашей семьи. Это настоящая реликвия, передовалась из поколения в поколение. Еще давно, в девятнадцатом веке, предки были верующие, иконами благословляли молодоженов. Берегли и почитали святыню. Вера спасала от бед и болезней. Только человек тоже должен потрудиться - не обижать, не ругаться, не красть. Так говорила бабушка моей бабушке, так теперь говорит мне моя бабушка.

Еще был случай - когда бабуля была маленькой, в их доме случился пожар. Сгорело все их имущество, и дом пострадал. Бабушка же от страха спряталась на веранде, она сидела там, не шевелясь, пока взрослые не вытащили её от туда. В руках у неё нашли эту икону. И самое удивительное, что на веранду огонь не перебросился, хотя дверь, разделяющая её и дом, сгорела дотла.

Хорошо, когда есть история семьи, память и почитание. Я точно расскажу такие истории своим детям, пусть ниточка семьи не кончится никогда.

Семейная реликвия сочинение 10 класс

План

1.Традиции каждого дома

2.История

3.Память

У каждого в семье есть свои традиции и обычаи. И главное, в каждом доме можно найти предмет с определенным смыслом для всех жителей этого дома. Мы - не исключение из правил. У нас в зале стоит большой буфет в котором хранится множество посуды. Там стоят хрустальные фужеры, подаренные родителям на новоселье, чайный сервиз, из которого мы с удовольствием пьем чай на семейных праздниках. Еще есть несколько ваз, причудливые фарфоровые подсвечники, украшенные маленькими фигурками ангелочков и многое другое.

Среди всего этого добра можно заметить серебряную чашу, с гравировкой. Внешне она напоминает бокал для вина, однако больше похожа на кубок, из которого пили рыцари или императоры. История этой диковинки довольно интересна, хотя во многом банальна. На свадьбе моих бабушки и дедушки, одна из родственниц предложила проверить в шутливой форме насколько прочен их семейный союз. Для этого нужно было одновременно двоим из этой самой чаши выпить все содержимое. Молодожены ничуть не противились подобному испытанию, кроме того выпили все не пролив не единой капли. Как позже признался дедушка, они немного схитрили, ведь пил только он, а бабушка лишь умело делала правдоподобный вид. С тех пор эта чаша хранилась у них на самом почетном месте.

Когда же пришел черед, выходить замуж моей маме, то по доброй традиции бабуля предложила провести подобный эксперимент. Таким образом, этот «священный любовный Грааль» оказался в нашем буфете. Мои родители же, дожив до своей серебряной свадьбы решили сделать на нем памятную гравировку:«Прочность любовных уз, проверенная временем».

Таким образом, пусть пока лишь в двух поколениях, но эта серебряная чаша стала своеобразной реликвией в нашей семье, причем смысл её хранения достаточно четко изложен в словах гравировки. И я не сомневаюсь, настанет день, когда она будет красоваться в моем буфете, среди другой посуды. Но это будет уже другая история.

В каждой семье есть своя реликвия, то есть вещь, имеющая своё прошлое, которая может рассказать о многом: например о предках семьи, о событиях пережитых этой семьёй. Её передают по наследству из поколения в поколение, т.к. она имеет особое значение. К сожалению, не все знают историю своей семьи или не интересуются прошлым своих родственников. Поэтому многие не знают о своих реликвиях и историю, связанную с ними.

На занятиях по истории мы разговаривали о реликвиях, узнали, какие бывают реликвии, как они хранятся, а самое главное, откуда появляются семейные реликвии и какое значение они имеют.

Мне стало интересно узнать, есть ли реликвия в нашей семье? Какая она, от кого предаётся и кому, историю этой реликвии.

Из рассказов своих родственников, фотографий, я много нового узнала не только про нашу реликвию, но и много про своих предков и их жизнь.

Я очень горжусь тем, что в нашей семье есть такая реликвия и ценю, как бережно наша семья хранит память о наших родственниках. Оказалось, что наша реликвия (кольцо, о котором речь пойдёт позже) оказывала особенное влияние на жизнь моих предков, особенно по женской линии. Наша семейная реликвия - это и моё прошлое и моё будущее. Наши предки умирают, но оставляют нам память и реликвии, которые в семье являются очень важными для будущего поколения.

Многие задаются вопросом: «А что такое реликвия?». Я нашла ответ на этот вопрос. Хранящая в себе ту или иную историю прошлого вещь – это реликвия. Реликвию хранят, почитают и передают из поколения в поколение в государстве, сообществе, семье. Слово «реликвия» произошло от латинского слова, которое переводится как «оставаться». Из «Византийского словаря» я узнала, что это понятие означает: «вещь, свято хранимая как память о прошлом».

Некоторые люди считают, что реликвия имеет значение материальное, но я думаю, что они не правы. Реликвия, прежде всего, имеет духовную ценность, это заключено в написании слова «реликвия». Сразу бросается в глаза корень «лик», что означает «лицо». Получается, что реликвия – это лицо семьи, рода, государства. Получается, что семейная реликвия – это память и лицо семьи.

С семейными реликвиями во всех семьях связаны воспоминания. Как правило, истории о семейной реликвии рассказывают детям родители, в разные периоды жизни в самые значимые и важные.

Поисковая деятельность по сбору информации позволила установить родственные связи нескольких поколении и составить мое родословное древо. (Приложение №1)

Семейная реликвия может представлять собой документы, картины или вещи, которые принадлежат семье или всему роду. В нашей семье тоже есть такая вещь. Это золотое кольцо с рубином, в ажурной золотой каёмочке. Я видела кольцо дома, но не знала о нем ничего. Я стала расспрашивать у своих родных историю появления этого кольца и это оказалась нашей реликвией.

Я узнала, что кольцо передаётся по наследству, из поколения в поколение, но только по женской линии. Предание нашей семьи гласит, что кольцо приносило и приносит удачу только дочерям в нашей семье. Из архива семьи (альбома с фотографиями) я узнала, что кольцо было у прапрабабушки (Евдокии Савельевны Черновой), с которой и началась традиция, связанная с нашей реликвией. Кольцо было передано и принадлежало моей прабабушке, после её совершеннолетия - Нине Федоровне Черновой (Буинцевой).

(Приложение № 2). Она была участником Великой Отечественной войны. Мы каждый год отмечаем этот главный праздник не только как главное событие нашей страны, но и это праздник главный и для нашей семьи тоже. Прабабушка добровольцем пошла на фронт и прошла всю войну. В годы Великой Отечественной войны Нина Фёдоровна была награждена боевыми медалями и орденами. Служила санинструктором военно-полевой службы. Её обязанностью было выносить раненых с поля боя, перевязывать их и отправлять в тыл, в госпиталь.

Однажды, когда она оказывала помощь солдатам, рядом взорвался снаряд и осколок попал ей в ногу. К счастью, прабабушке вовремя пришли на помощь, вынули осколок. Рана быстро заживала и моя прабабушка быстро поправлялась.

Оказалось, что кольцо она всегда держала при себе. После операции ей сказали, что чудом ранение оказалось не смертельным. Кольцо считалось реликвией потому, что оно приносило только хорошее тому, кто владеет этой вещью, особенно женщинам из нашей семьи. Были трудные времена: голод, разруха, но кольцо не продавали, ни при каких обстоятельствах, даже в самых трудных ситуациях в жизни нашей семьи. Кольцо прабабушке было дорого и потому, что оно приносило ей воспоминания о её родных. После ранения она не снимала кольцо очень долго. Через некоторое время она передала кольцо моей бабушке - Людмиле Васильевне Буинцевой. (Приложение № 3) Все главные и важные события, как вспоминала бабушка были благодаря, как все считали и считают до сих пор - нашей реликвия. Она оберегала от тяжёлой болезни, когда бабушка была в больнице. В её семье почти не было горя и несчастья. Семья была дружная и крепкая. Если происходило что- то плохое, (кто–то болел или, какие трудности, особенно у женщин), то обязательно оказывалось, что в это время не было рядом нашей реликвии, т.е. кольца. Когда родилась моя мама - Наталья Валерьевна Кривоногова, то кольцо досталось ей. Моя мама родилась в городе Новосибирске. Работает рентгено-лаборантом компьютерной томографии. Мама мне рассказала, что когда она выходила замуж за папу (Андрей Ильич Кривоногов), то кольцо она надевала обязательно. Мама носит кольцо долгое время и почти его не снимает. В нашей семье всё хорошо. Мама здорова, работает, меня воспитывает. В будущем оно достанется и мне.

Когда я создам свою семью, то тоже, как и мои родные, буду хранить, и беречь нашу реликвию и передам своим дочерям.

В моей семье много традиций, например: по воскресениям только папа готовит завтрак. Каждый Новый год мы наряжаем елку вместе. На летних и зимних каникулах мы уезжаем к друзьям родителей в Бийск. Передавать реликвию по женской линии - одна из традиции. Теперь я могу с уверенностью сказать, что реликвия – это очень важно, как и всё, что связано с памятью о своих предках. Очень важно помнить о своем прошлом, без этого не будет и будущего. Моя реликвия – это прошлое моей семьи. Когда я смотрю на это кольцо, я вспоминаю прабабушку, бабушку, думаю о моей маме, как они жили, как буду жить и я. Существование реликвии дает мне некую опору в жизни, уверенность в благополучном будущем. Я бы очень хотела, что бы это кольцо передавалось всегда и в моей будущей семье. Всё, что мне рассказывали мама и бабушка, я буду рассказывать и своим детям, а они своим. И так эта цепочка тогда не окончится.

Реликвия для меня означает что-то очень загадочное и волшебное, то, что мы бережно храним и почитаем. Не зря реликвия имеет значение «оставаться», значит, остается с нами в настоящем и помогает идти в будущее.

Поисковая деятельность по сбору информации позволила установить родственные связи нескольких поколении и узнать удивительную семейную историю. Проделанная работа обогатила мои знания о личной и общественной жизни членов семьи. Я хочу пожелать, особенно своим сверстникам, если у кого-то ещё нет семейной реликвии, найдите в своей семье вещь, которая особенно дорога вам, и начните изучать историю семьи с неё. Памятные вещи – реликвии - впитают в себя ваше тепло и энергию, а позднее, и энергию ваших потомков. Возможно, в этом и заключается наше бессмертие.

Моя работа помогла мне узнать историю появления моей семейной реликвии. Я узнала, кому она принадлежала и почему. Выявила ценные для людей особенности реликвии. Составила генеалогическое древо своей семьи.

Кривоногова Екатерина, ученица 8 класса, МБОУ СОШ №57

Приложение №1

Приложение № 2

Прабабушка Нина Федоровна

Приложение № 3

Бабушка - Людмила Васильевна
Мама- Наталья Валерьевна
Дедушка – Валерий Германович

Мама Наталья Валерьевна и прадедушка Герман Николаевич


Илья Новгородов – прапрадедушка

Ирина Ильинична - прапрабабушка

пн., 27.04.2015

Воспитатель первой квалификационной

Что же такое семья? Семья. Слово это понятно всем, как слова «хлеб» и «вода». Семья – это дом, это мама и папа, дедушка и бабушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастья и печали, привычки, традиции и реликвии. Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово – «ПОНИМАНИЕ». И действительно в семьях царит любовь и мир, когда есть взаимопонимание.

В семейном кругу мы с вами растем

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Когда появилось слово семья? Когда-то о нём не слыхала Земля. Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

– Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток родит мне, богиня моя?

Ева тихонько ответила:

– Кто их воспитает, царица моя?

Ева покорно ответила:

– Кто есть приготовит, о радость моя?

Ева всё также ответила:

– Кто платье сошьёт, постирает бельё, меня приласкает, украсит жильё?

Я, я, – тихо молвила Ева.

«Я, я»,- сказала она знаменитых семь «Я». Вот так на земле появилась семья.

Слова «отчий дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья - это великий дар. Семья - один из шедевров природы. Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.

Когда-то Лев Толстой оказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Каждая семья по-своему уникальна. В каждой семье есть свои устои, традиции, имеющие глубокие исторические корни, реликвии, передающие из поколения в поколение. Семейные реликвии являются уникальным материальным носителем, отображающим конкретные исторические события эпохи. Эти события необходимо не только сохранить, но и донести до следующих поколений, чтобы сберечь в них память о предках.

Память и знание прошлого, заполняя мир, делают его более интересным и значительным. Без прошлого мир пуст для людей, без прошлого нет и будущего. В каждой семье, в каждом доме есть своя семейная реликвия. Реликвия - это вещь, которая нам досталась в наследство от уже ушедших предков и хранящая светлую память о них. Реликвии - это предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом. Семейные реликвии ценны вдвойне. Они помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки, позволяют прикоснуться к истории семьи и почувствовать, что она нам близка, что она затрагивает и нашу жизнь, влияет на всё происходящее сегодня.

Реликвия (от латинского глагола relinquere - «оставаться») - свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.

Семейные реликвии - документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение.

Семейные реликвии – это частицы семейного единения, связующие звенья между поколениями. Соприкосновение с семейной реликвией даёт ощущение опоры времени. Практически в каждой семье есть картина, статуэтка, старинный шкаф или пианино, которые передавались из поколения в поколение. Мы храним семейные реликвии и порой даже не представляем себе истинную ценность «бабушкиного наследства».

У хозяев в каждом доме

Есть что-то такое, что всем дорогое.

О прошлом семьи расскажет оно,

О том, что в семье это было давно.

Семейной реликвией это зовётся,

И память о ней мы свято храним.

Чтоб в будущем все поколения наши

Могли бы гордиться предком своим!

С чего начать?

Прошлое рода.

Отправляясь в прошлое своего рода, нам хочется узнать больше и больше. Очень жаль, что жизнь не стоит на месте и время смывает на своем пути многое, оставляя лишь яркие воспоминания. В наш век высоких технологий можно запечатлеть фрагменты жизни в фотографиях, видеосъемках, что невозможно было сделать раньше. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Не следует забывать о своем вечном долге перед родителями, что они подарили нам жизнь, воспитали нас. И тогда фундамент нашего уважения к старшим, станет ничуть не меньше, чем некогда у предков. Где бы мы ни были, мы всегда помним о доме, он словно притягивает своим теплом. Родительский дом начало начал, не стоит забывать об этом.

Семейные реликвии.

В качестве семейных реликвий могут выступать самые различные вещи: фамильные драгоценности, часы, ордена, боевое оружие, документы, посуда, предметы быта, книги, дневники, письма, открытки, игрушки, срезанные детские локоны, браслеты из роддома и многое другое. Это любая вещь, доставшаяся нам от предков и хранящая память о них. Хранить семейные реликвии – это замечательная традиция, которая есть во многих семья

Существуют ли в вашей семье какие-либо реликвии, передаваемые из поколения в поколение? И если да, то как к ним относятся ваши дети, знают ли они историю этих памятных вещей? Что чувствуете вы сами, держа в руках семейную реликвию? Это может быть письмо прадеда с фронта, или старинная семейная икона, кольцо вашей прабабушки или пожелтевшая от времени фотография. Главное, что эти вещи наполнены смыслом, они помнят руки ваших предков и могут многое поведать вам о них, но лишь в том случае, если вам это интересно.

Вот мальчишка шести-семи лет держит в руках орден прадеда за Отвагу в бою… Вот маленькая девочка примеряет старинную шляпку с вуалью. Их глаза светятся любопытством, дети в восторге от того, что им дали прикоснуться к таким интересным и важным вещам, они обязательно выслушают ваш занимательный рассказ об их ушедших владельцах – их предках. Но отношение детей к семейным реликвиям полностью зависит от родителей. Если в семье не ценят, не соблюдают традиций и не уважают память ушедших родных, то все эти вещи будут для подрастающего поколения не более, чем ненужным, пыльным хламом, который кто-то там зачем-то хранил, забивая место на антресолях. И тогда орден прадеда очень скоро окажется на прилавке антикварного магазина, а прабабушкина модная шляпка с вуалью - на помойке. В мусорный бак отправятся и многочисленные старые фотоальбомы, письма, открытки многое другое, не оставив от семейной памяти камня на камне. К сожалению, я сама нередко наблюдала как из мусорного бака обреченно выглядывали углы старинных выпускных альбомов, и советских поздравительных открыток, написанных выцветшими от времени чернилами.

Для того, чтобы семья была богата не только материально, чтобы в ней росли неравнодушные, духовно здоровые люди необходимо:

  • поддерживать семейные традиции, а если их нет, то придумать свои, новые и нескучные, направленные на то, чтобы объединить всех членов семьи;
  • рассказывать детям историю вашей семьи, вместе с ними пытаться узнать что-то новое, интересоваться своими предками (например, можно составить красочное генеалогическое древо – обычно такое задание дают ученикам средней школы);
  • вместе с детьми рассматривать старые фотоальбомы, по возможности рассказывая им о людях, изображенных на фотографиях, их жизни и судьбе;
  • прививать подрастающему поколению бережное отношение к семейным реликвиям, интересоваться историей этих вещей;
  • тараться развивать в детях чувство гордости за своих предков, любовь к родине, гуманизм и неравнодушие к окружающему миру.

Всего этого можно достичь, только подавая своим детям собственный пример. Я думаю, что это не трудно, если действовать от души.

На первом подготовительном этапе я предлагаю подобрать одну или несколько семейных реликвий, наиболее значимых для человека сейчас. Это не простая задача.

Во - первых, большинство российских семей очень бережно относятся к старым вещам, которые, даже перестав быть нужными, ещё много лет хранятся на антресолях. Сделать выбор из такого многообразия очень сложно. Возможна и обратная ситуация, когда семья, переезжая на новое место жительства, берёт с собой лишь минимум вещей. И тогда все напоминания о прошлом остаются в этом самом прошлом.

Во – вторых, подчас реликвии оказываются или слишком громоздкими (бабушкин буфет или прабабушкин сундук), или слишком хрупкими (фарфор, старинные книги), или слишком ценными (бриллиантовая диадема). И тогда почти не реально показать эту вещь.

В – третьих, реликвии могут быть весьма интимного свойства (любовные письма, предметы туалета и т. п.), и представление их публике также нежелательно.

Однако трудности эти преодолимы, и на первом этапе работы с реликвиями происходит погружение в семейную историю, мифы и традиции. Тогда надо начинать собирать информацию у родственников о хранящихся в семье вещах и их первых хозяевах, размышлять о предках и их роли в твоей судьбе. Всё это помогает формированию запроса.

На втором этапе работа продолжается по прояснению и уточнению информации, когда отобранные реликвии хранятся. Как правило, рассматривание реликвий и рассказ о них создают в семье атмосферу благоговейного трепета и уважения, что, безусловно, благотворно сказывается на состояние ребенка, наполняя его гордостью и уважению к собственным корням.

Задача родителей на этом этапе состоит в прояснении запроса. Для этого используют следующие вопросы:

1. Чья это вещь? Что значит этот человек в вашей судьбе и для вашей семьи?

2. У кого хранится эта вещь? Как с ней обращаются? Принято ли демонстрировать её гостям?

3. Какие мысли и чувства рождает в Вас соприкосновение с этой вещью? Какие воспоминания навевает?

4. Знаете ли Вы историю этой вещи и её обладателя достаточно полно или эта история полна загадок и тайн, «белых пятен»?

5. Если Вы являетесь хранителем этой вещи, то кому и когда Вы передадите её для дальнейшего хранения? Зачем? Как бы Вы хотели, чтобы с ней обращались?

Всё глубже погружаясь в контакт с «материальным свидетельством» семейной истории, ощущая интерес и поддержку взрослых, ребенок испытывает всё меньше тревоги и всё больше чувствует уверенность в своих силах. На этом этапе запускается процесс примирения и принятия своих корней такими, каковы они есть.

В заключении хочется отметить, что подобная работа является не только эффективным способом переработки семейной истории, но и увлекательнейшим процессом, дающим практически неограниченное пространство для творческой активности.

Каждая реликвия – это прикосновение к живущей в памяти людей истории Великой Отечественной войны. Расспросите взрослых о реликвиях, хранящихся в вашем доме. Оживите страницы истории рассказами о дорогих вам предметах. Семейные реликвии – это огоньки нашей памяти. Сегодня зажигаем их мы с вами. Он и Она. Ты и Я. Пусть через много лет дети скажут: «Мы знаем. Мы помним. Мы сохраним».

Семейная реликвия – это дорогая по воспоминаниям вещь, оставленная по наследству родными людьми. Семейная реликвия – это лицо семьи или целого рода.

Какой будет семья завтра?

Ученые строят прогнозы, а создавать семью нам. Но, чтобы каждый был счастлив у себя дома, нужно, чтобы все мы вместе и каждый в отдельности тоже взяли под защиту тот мир, в котором живем, - мир семьи. Мы стоим на пороге жизни. Перед нами множество дорог. Выбирая свой путь, знай, что он будет нелегким. Приведет ли он к счастью? Это зависит в первую очередь от нас!

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!