История создания иглы кратко. История наперстка

Если бы в каменном веке существовало патентное бюро и первобытный человек принес туда заявку на орудие для шитья, в которой говорилось, что «игла - это заостренный стержень для шитья с ушком на конце» , все изобретатели за последующие тысячелетия не смогли бы ничего добавить, настолько игла совершенна. Пожалуй, ни одно орудие труда не прошло столь неизменным сквозь всю историю человечества. Рыбья кость, в тупом конце которой сделана дырка - вот и все изобретение. Но этой же «костью», только из металла, мы пользуемся и сегодня. Спустя некоторое время после создания костяной иглы (очень уж она хрупкая!) стали искать ей замену. В дело пошли терновые шипы, затем иглы стали делать из бронзы, железа. Стальные в Европе появились в 14 веке, когда узнали тайну прочной дамасской стали. Ушко вначале делать не умели - просто загибали тупой кончик. Появление волочильной доски значительно облегчило изготовление игл, улучшило их внешний вид.

В Россию стальная игла была завезена в 17 веке из Германии ганзейскими купцами. А вскоре и русские мастера овладели искусством ее изготовления. Конечно, и ранее Русь знала иглы - их ковали из бронзы и железа, а для богатых домов и дворцов - серебряные. Но все-таки самыми лучшими оказались стальные.

Из рук безвестных мастериц, державших это нехитрое устройство для шитья, выходили и умопомрачительные наряды модниц всех времен и народов, и тончайшие вышивки-картины, и шитые жемчугами и бисером оклады икон, и повседневная одежда, и детские игрушки...

Порой игла приобретала совершенно новые для нее «специальности». Так, в 16 веке ею стали пользоваться художники для создания офортов. Офорт - это вид гравюры, рисунок которой процарапан на металлической доске, покрытой слоем лака. После нанесения рисунка доску погружают в кислоту, которая разъедает бороздки, оставленные рукой художника. Гравировальная игла очень похожа на обычную швейную, только острие заточено в форме конуса, лопатки, цилиндра.

Возможно, этот вид гравюры родился на свет благодаря тому, что игла была в любом доме, всегда «под рукой». А художнику захотелось получить копии своих произведений с помощью бумаги и литографского камня. Но вырезать на камне резцом - довольно тяжкий труд. Тут и пригодилась игла и кислота, которые значительно облегчили и ускорили дело.

Первые офорты создавали в Германии в 16 веке Альбрехт Дюрер, Д. Хопфер и другие художники. В 17 веке с помощью иглы творили А. Ван-Дейк, А. ван Остаде, X. Рибера и величайший из офортистов Рембрандт. 17 век - работы Дж. Б. Тьеполо, А. Ватто, Ф. Буше, У. Хогарта, Ф. Гойи. В России в это время офорт также завоевывает позиции: с помощью иглы работали А. Ф. Зубов, М. Ф. Казаков, В. И. Баженов и другие. Иглой часто рисовали лубки, в том числе народные картинки времен Отечественной войны 1812 года, иллюстрации к книгам, карикатуры. И сегодня эта техника жива, ею пользуются многие современные художники.

Следующая «специальность» иглы - медицина.

Всем нам не раз делали уколы. При этом мы испытывали не совсем приятную встречу с иглой шприца. Это трубочка из нержавеющей стали со срезанным под острым углом концом. Такую иглу используют не только для введения лекарств, но и для отсасывания жидкостей и газов (например, из грудной полости). Специальными иглами хирурги сшивают ткани и органы. В зависимости от назначения эти иглы бывают круглыми, трехгранными, овальными. На конце обычно делается разрезное ушко для нити, поверхность хромируется или никелируется, чтобы игла не ржавела. Глазные (офтальмологические) иглы, с помощью которых, например, сшивают разрезы роговицы, имеют толщину в доли миллиметра. Пользоваться такой иглой можно только с помощью микроскопа!


А иглоукалывание, известное с древнейших времен? В строго определенные точки на теле человека (их насчитывается около 660) вводятся специальные иглы. Они бывают длиной от полутора до двенадцати сантиметров, толщиной 0,3 - 0,45 миллиметра.

Но и этим не исчерпывается «послужной список» нашей скромной труженицы. Когда мы ставим свою любимую пластинку на проигрыватель, мы тоже пользуемся ее услугами. Она нужна и при изготовлении ковров, нетканых текстильных материалов (не случайно один из способов) их получения так и называется - иглопробивной).

Если мы заглянем в «Словарь русского языка», то помимо перечисленных значений найдем там, что слово «игла» означает листья хвойных деревьев, твердые, колючие образования на теле у некоторых животных (есть даже особый тип морских беспозвоночных животных - иглокожие), твердые заостренные кристаллы (например, самый обычный иней), а также острый шпиль здания (у Пушкина - «светла Адмиралтейская игла»).

В прошлом веке существовало так называемое игольчатое ружье. При спуске курка игла прокалывала бумажное дно патрона и воспламеняла ударный состав капсюля. Вытеснено оно было винтовкой. Есть игольчатые подшипники (разновидность роликовых). Словом, трудно даже просто перечислить все сферы «деятельности» иглы.

Но вернемся к нашей обычной, всем хорошо известной швейной иголке. Оказывается, изготовить ее - дело совсем не простое. Лишь в нескольких государствах мира налажено массовое изготовление этого популярнейшего инструмента. Несколько килограммов высокосортных машинных игл могут стоить дороже прекрасного автомобиля!

Для многих женщин обязательным спутником ручной швейной иглы является наперсток. О его появлении существует красивая легенда... В 17 веке жил в столице Голландии Амстердаме золотых дел мастер Николя Беншонтен. Юноша, как полагается, был влюблен. Приглянулась ему Анита, дочь скупого соседа ван Ранселье. Девушка целыми днями сидела перед окном и вышивала. Искусные руки Аниты словно по волшебству создавали на шелке сказочные замки, невиданные заморские растения, небывалых птиц. Но тонкая игла больно колола пальчик мастерицы. И сердце Николя, видевшего это, каждый раз обливалось кровью. И вот в один из прекрасных дней в дом Аниты слуга принес золотой колпачок с маленькими углублениями на нем. Назначение его было понятно. Но подарок хранил и другой тайный смысл. До этого юноша никогда не говорил Аните о любви. Однако колпачок был сделан с таким мастерством и старанием, что она сразу догадалась об этом...

Так ли было на самом деле или по-другому, сказать трудно. Но факт остается фактом: в одном из архивов Амстердама хранится послание: «Уважаемой госпоже ван Ранселье приношу в дар безделушку моей выдумки и творения, дабы служила она защите ее чудных и работящих пальчиков». Подпись: Николя Беншонтен. Дата послания - 1640 год. Возможно, Беншонтен заново изобрел это нехитрое приспособление для шитья, поскольку известно, что уже в средние века были мастера, занятые изготовлением этих вещиц. От тех времен до нас дошли изящные, украшенные эмалью, инкрустацией и гравировкой шедевры. А самые старые, кстати, золотые. Позднее их делали из позолоченного серебра или бронзы, но цвет оставался традиционно желтым. В этом был свой смысл: на этом фоне можно легко различить серебристо-белую иглу.

На Руси металлический колпачок для пальца появился в конце 17 века и быстро завоевал популярность. Между прочим, слово «наперсток» (как его стали называть) не было создано специально для него. Так издавна на Руси называли свинцовые грузики для утяжеления руки при ударе в кулачном бою.

Как название грозного и жестокого оружия перешло к мирному приспособлению для шитья, до сих пор остается загадкой для филологов.

А кстати, почему игла называется иглой? Вот один из вариантов происхождения ее названия. В древние времена волов запрягали в ярмо, которое закрепляли тонкой заостренной с одного конца деревянной палочкой - иглой. Отсюда и перешло название на нашу знакомую. Лингвистическим «родственником» иглы является печально знаменитое слово «иго». Ярмо и хомут - слова тюркского происхождения. А древнеславянское название этой упряжи - иго. В народе ярмо и хомут всегда символизировали угнетение, подневольность. Не случайна поговорка «Была бы шея, хомут найдется». И поэтому страшные годы нашествия и владычества Золотой Орды на Руси получили свое краткое и такое емкое название - иго.

Удивительно, как много значений и предметов несет в себе такое простое слово - игла!

Недавно на побережье Флориды под толстым слоем песка искатели сокровищ обнаружили огромный деревянный сундук с надписью «Сан-Фернандо». Действительно, было такое судно и затонуло оно почти 250 лет назад на пути из Мексики в Испанию с солидной добычей на борту: 150 миллионами серебряных песо. Кладоискатели долго возились над замком, наконец раздался долгожданный щелчок, несколько дрожащих рук откинули крышку, и... жадным взорам предстало древнее сокровище: тысячи, десятки тысяч матросских игл для латания парусов!

Первобытная одежда из толстых, плохо выделанных шкур шилась жилами животных, тонкими лианами растений или жилками пальмовых листьев, как в Африке, и древние иглы были тоже толстыми, неуклюжими. С течением времени люди научились более тонкой выделке шкур, и им понадобилась более тонкая игла. Они научились добывать металл и иглы стали делаться из бронзы. Некоторые из найденных образцов настолько маленькие, что в них, видимо, вставлялось нечто типа конского волоса, потому что ни одна жилка, способная выдержать нагрузку, в них бы просто не влезла.
Первые железные иглы были найдены в Манчинге, в Баварии, и датируются 3 веком до н.э. Не исключено, правда, что это были "импортные" образцы. Ушка (дырочки) в то время еще не знали и просто загибали тупой кончик маленьким колечком. В античных государствах тоже знали железную иглу, а в Древнем Египте уже в V веке до н.э. активно применялась вышивка. Иглы, найденные на территории Древнего Египта, по внешнему виду практически не отличаются от современных. Первую же стальную иглу нашли в Китае, датируется они примерно Х веком н.э.

Считается, что в Европу иглы были завезены примерно в VIII веке н.э. мавританскими племенами, которые жили на территориях современного Марокко и Алжира. По другим сведениям, это сделали арабские купцы в XIV веке. В любом случае, там стальные иглы знали намного раньше, чем в Европе. С изобретением дамасской стали иглы начали делать из нее. Случилось это в 1370 году. В тот год и появилось в Европе первое цеховое сообщество, специализирующееся на иголках и других предметах швейного производства. Ушка в тех иголках по-прежнему не было. И делались они исключительно вручную методом ковки.
Начиная с ХII века в Европе становится известен метод волочения проволоки с помощью специальной волочильной плиты, и иглы стали делать в гораздо больших масштабах. (Точнее, метод существовал давно, еще с античных времен, но потом был благополучно забыт). Внешний вид игл значительно улучшился. Центром игольного ремесла стал Нюрнберг (Германия). Революция в игольном деле свершилась в XVI веке, когда метод волочения проволоки был механизирован с помощью изобретенного в Германии гидродвигателя. Основное производство сосредоточилось в Германии, в Нюрнберге и в Испании. "Испанские пики" - так назывались в то время иголки - даже шли на экспорт. Позже - в 1556 году - эстафету перехватила Англия с ее промышленной революцией, и основное производство сосредоточилось уже там. До этого иголки были очень дорогими, редко у какого мастера было больше двух иголок. Теперь же цены на них стали более приемлемыми.
С XVI века игле было найдено неожиданное применение - с ее помощью стали делать офорты. Офорт - самостоятельный вид гравюры, в котором рисунок процарапывается иглой на металлической доске, покрытой слоем лака. Кислота, в которую потом погружают доску, разъедает бороздки, и они становятся более отчетливыми. Потом доска выступает в роли штампа. Иглы, которые использовались для этого вида искусства, похожи на швейные, только без ушка и кончики у них заточены в виде конуса, лопатки, цилиндра. Без крепких стальных игл офорт вряд ли бы родился. Благодаря игле мир в XVI веке узнал таких германских художников, как А.Дюрер, Д. Хопфер, в XVII - испанца Х.Риберу, голландцев А.Ван-Дейак, А. ван Остаде, величайшего из офортистов Рембрандта ван Рейна. Во Франции работали А. Ватто, Ф. Буше, в Испании Ф. Гойя, в Италии Дж. Б. Тьеполо. В Росси работали А.Ф.Зубов, М.Ф.Казаков, В.И.Баженов. Иглой часто рисовали и лубки, в том числе народные картинки времен Отечественной войны 1812 года, прославлявшие, например, кавалергард-девицу Дурову или поэта-партизана Дениса Давыдова, иллюстрации к книгам, карикатуры. Эта техника жива и сегодня, ею пользуются многие современные художники.
Но вернемся к швейной игле. Настоящее механизированное производство открылось в 1785 году, Европа и Америка оказались наводнены новыми иголками. Любопытный факт: недавно искатели сокровищ обнаружили на побережье Флориды под толстым слоем песка огромный деревянный сундук с надписью "Сан-Фернандо". Подняли архивы и обнаружили, что такое судно действительно затонуло по пути из Мексики в Испанию в середине XVIII века. На борту, судя по описи, находилось товара на сумму около150 миллионов серебряных песо - сумма по тем временам баснословная. Когда сундук был вскрыт, жадным взорам кладоискателей открылось неожиданное зрелище: сундук был полон десятками тысяч матросских игл для латания парусов.

В 1850 году англичане придумали специальные игольные станки, позволяющее сделать в игле привычное нам ушко. Англия выходит на первое место в мире по производству иголок, становится монополистом и очень долгое время является поставщиком этого нужного товара во все страны. До этого иглы с той или иной степенью механизации рубили из проволоки, английский же станок не только штамповал иглы, но еще и ушки сам проделывал. Англичане быстро смекнули, что хорошие качественные иглы, которые не деформируются, не ломаются, не ржавеют, хорошо отполированы, ценятся очень высоко, и этот товар - беспроигрышный. Весь мир понял, что такое удобная стальная игла, которая не задевает за ткань своим кустарным ушком в виде петельки.
Иголка - это та вещь, которая всегда, во все времена была в любом доме: что у бедняка, что у короля. Во время многочисленных войн, которыми так богата наша планета, у каждого солдата обязательно была своя иголка, перемотанная ниткой: пуговицу пришить, заплату поставить. Эта традиция сохранилась и до сегодняшних дней: у всех военнослужащих имеется по несколько иголок с разным цветом нитей: белым для пришивания подворотничков, черного и защитного для пришивания пуговиц, погон, для мелкого ремонта.

Буквально до ХIХ века одежду каждый шил для себя сам, потому что рукодельничать умели все независимо от сословия. Даже у знатных дам считалось обязательным приходить в гости с рукоделием - с вышиванием, с бисером, с шитьем. Несмотря на изобретение в начале ХIХ века швейной машины ручное шитье и вышивка продолжали оставаться невероятно популярны, созданные в буквальном смысле слова произведения швейного искусства не устают нас поражать своей красотой и сейчас.

Рукодельницам посвящены многие картины известных художников. Достаточно вспомнить "Крестьянскую девушку за вышиванием" А.Г.Венецианова, ряд картин В.А.Тропинина - "Золотошвейка", "За прошивками".
Кстати, в России первые стальные иглы появились лишь в XVII веке, хотя возраст костяных игл, найденных на территории России (село Костенки, Воронежская область) определяется специалистами примерно в 40 тысяч лет. Постарше кроманьонского наперстка!
Стальные иглы были завезены из Германии ганзейскими купцами. До этого на Руси пользовались бронзовыми, позже железными иглами, для богатых заказчиков их ковали из серебра (золото, кстати, для изготовления игл не прижилось нигде - слишком мягкий металл, гнется и ломается). В Твери уже в XVI веке было производство так называемых "тверских игол", толстых и тонких, которые с успехом конкурировали на российском рынке с иглами из Литвы. Они тысячами продавались и в Твери, и других городах. "Однако даже в таком крупнейшем центре металлообработки, как Новгород, в 80-х годах XVI века игольников было всего семь и один булавочник:" - пишет историк Е.И.Заозерская.
Собственное промышленное изготовление игл в России началось с легкой руки Петра I. В 1717 году он издал указ о строительстве двух игольных фабрик в селах Столбцы и Коленцы на реке Проне (современная Рязанская область). Их построили братья-купцы Рюмины и их "коллега" Сидор Томилин. Россия к тому времени не имела своего рынка труда, так как была страной аграрной, поэтому рабочих катастрофически не хватало. Петр дал разрешение нанимать их "где приищут и по какой цене похочат". К 1720 году набрали 124 ученика, в основном, посадских детей из ремесленно-торговых семей пригородов Москвы. Учеба и труд были настолько тяжелыми, что редко кто выдерживал.
Существует легенда, передаваемая из поколения в поколение в заводской рабочей среде (производство игл до сих пор существует на старом месте), как Петр, посетив как-то фабрики, демонстрировал рабочим свое кузнечное мастерство.
С тех пор стальная игла прочно вошла в быт бедняка, став настоящим символом трудолюбия. Была даже такая поговорка: "Иглой да бороной деревня стоит". Да что бедняка! Этими иглами пользовалась и несчастная жена Петра Евдокия Федоровна Лопухина, коротавшая время за вышиванием во время своего почти тридцатилетнего заточения в монастыре Шлиссельбургской крепости. Когда царица дарила своему внуку Петру II ленту и звезду по случаю своего освобождения, она сказала: "Я, грешная, низала своими руками".
После изобретения шейной машинки появилась надобность и в машинных иглах. От ручных иголок они отличаются прежде всего тем, что ушко у них на остром кончике, а тупой превращен в некий штырек для закрепления его в машинке. Конструкции машинных иголок менялась с развитием конструкции машинки, по ходу дела вносились различные дополнения и усовершенствования типа бороздок, в которые прячется нитка. Сейчас лишь в нескольких странах налажено массовое изготовление машинных иголок. Несколько килограммов этого высокосортного товара могут стоить дороже автомобиля представительского класса! Да и обычную иглу изготовить - дело непростое несмотря на все достижения цивилизации.
Иголка настолько давно и прочно вошла в быт, что стала нести даже определенный сакральный смысл. Недаром ей посвящено так много примет, гаданий, запретов, сказок и легенд. И вопросов относительно иглы намного больше, чем о других предметах. Почему смерть Кощея на конце иглы? Почему игла никогда не несла на себе декоративной функции, как большинство предметов одежды и аксессуаров, включая булавку? Почему иглу нельзя вкалывать в одежду, надетую в данный момент? Да в любую для хранения вкалывать иголки запрещали еще наши бабушки! Почему нельзя одежду зашивать на себе, а нужно обязательно предварительно снять? Почему иглу ни в коем случае нельзя подбирать на улице, да вообще не рекомендуется пользоваться чужой? Почему при помощи иглы производятся привороты и наводятся самые страшные порчи? Почему любая хозяйка тщательно хранит и прячет свои иглы несмотря даже на то, что их у нее десятки да и стоят они копейки? Этих "почему" много, если привести их все, да еще и приметы со снами вспомнить - никакого блога не хватит.
В Японии есть одна удивительная буддийская церемония, называется "Фестиваль сломанных игл". Проходит фестиваль по всей Японии уже более тысячи лет 8 декабря. Раньше в нем принимали участие только портные, сегодня - любой, кто умеет шить. Для игл сооружается специальная гробница, в которую кладут ножницы и наперстки. В центр ставят миску с тофу, ритуальным соевым творогом, а в нее - все иглы, что сломались или погнулись за прошедший год. После этого одна из швей произносит специальную молитву-благодарность иглам за хорошую службу. Затем тофу с иглами заворачивают в бумагу и опускают в море.
В настоящее время швейных иголок у каждой хозяйки много, и они все разные, имеют разный размер и форму в зависимости от того, что ими шьют (всего существует двенадцать размеров). Иглы бывают не только швейные и вышивальные, но шорные, скорняжные, парусные: Для обычных швейных работ и наметывания применяют длинные тонкие иглы, для вышивания хорошо подходят позолоченные - они буквально "пролетают" сквозь ткань. Для тех, кто вышивает обеими руками, есть очень удобные двусторонние иглы. Они имеют отверстие посередине и позволяют прокалывать ткань, не переворачивая иглу. Для вышивки нитями мулине игла должна быть хромированной с позолоченным ушком, чтобы благодаря контрасту легко вдевать цветные нити. Ушко для таких игл делают более длинное, чтобы нитка свободно скользила при шитье и не лохматилась при прохождении сквозь ткань. Для штопки тоже применяют иглы с длинным ушком, но гораздо толще и обязательно с острым кончиком. Для шитья шерсти кончик делают тупым, чтобы не разрывал толстые волокна. Для бисера и стекляруса игла должна иметь толщину чуть не в волос и она должна быть одинаковой на всем своем протяжении, а игла для кожи - толстая и с трехгранной заточкой острия. Гобеленовые иглы делают с большим ушком и закругленным концом, который не прокалывает, а раздвигает волокна ткани. Для вышивки крестом тоже используют похожие иглы. Самые толстые (от 2 до 5 мм) и длинные (70-200 мм) - "цыганские", они же мешочные иглы, используемые для грубых тканей типа парусины, мешковины, брезента и т.п. Они могут быть изогнутыми. Существуют специальные иглы, используемые при изготовлении ковров, нетканых текстильных материалов. Неслучайно один из способов их получения так и называется - иглопробивной. Есть иглы для слабовидящих, в них очень легко вдевать нитку, т.к. ушко сделано по принципу карабина. Появились даже так называемые "платиновые иглы", сделанные из нержавеющей стали и покрытые тонким слоем платины, уменьшающим трение о ткань. Такие иглы сокращают время шитья и не поддаются воздействию масел и кислот, поэтому не оставляют пятен.
Так, как народ постоянно пользовался этим предметом, так и придумывал разные приметы об игле.
Уколоть палец иголкой - считалось для девушки слушать чью-то похвалу.
Если человек потерял иголку без нитки, его ждет встреча с любимым человеком, а если пропажа была с нитью, с ним придется расстаться.
Если на уровне сердца держать крест-накрест две иглы, это защитит от сглаза и наведения порчи.
Наступить на иглу — недобрая примета: предстоит разочароваться в друзьях и с ними разругаться.
Нечаянно сесть на иголку — пережить любовное разочарование и чье-то предательство.
Иголки нельзя дарить - к ссоре; если всё же дарите — слегка уколи того в руку.
Верите или нет вы в приметы, но в то, что иголка незаменимая вещь в нашем доме в это верит каждый.
Машинные иглы не отстают от простых и тоже разделяются не только по толщине, но и по назначению. Есть обычные, универсальные иглы, а есть и специальные иглы для шитья джинсовой ткани, трикотажа и кожи. Их носики заточены специальным для этого образом.
Однако неправильным будет думать, что иглы - они только для шитья. Об одних - офортных - мы рассказали в начале. А ведь есть еще патефонные (точнее, были), позволявшие "снимать" звук с бороздок пластинки: Есть игольчатые подшипники как разновидность роликовых. В XIX веке существовало даже так называемое "игольчатое ружье". При спуске курка специальная игла прокалывала бумажное дно патрона и воспламеняла ударный состав капсюля. "Игольчатое ружье", правда, просуществовало не очень долго и было вытеснено винтовкой.
Но самые распространенные "не швейные" иглы - это иглы медицинские. Хотя почему не швейные? Ими хирург как раз шьет. Только не ткань, а людей. Не дай нам Бог познакомиться с этими иглами на практике, а в теории. В теории это интересно.
Для начала иглы в медицине применялись только для инъекций, примерно с 1670 года. Однако шприц в современном понимании этого слова появился лишь в 1853 году. Поздновато, если учесть, что прообраз шприца французский математик, физик и философ Блез Паскаль придумал уже в 1648 году. Но тогда его изобретение мир не принял. Зачем? Какие микробы? Какие инъекции? Бесовщина и ничего более.
Игла для инъекций представляет собой полую трубочку из нержавеющей стали со срезанным под острым углом концом. Уколы нам делали всем, так что все помнят не очень приятные ощущения от "знакомства" с такой иглой. Теперь уже можно уколов не бояться, т.к. уже существуют безболезненные микроиглы, которые не затрагивают нервных окончаний. Такую иголку, как утверждают медики, не то что в стоге сена, а и на гладком-то столе не сразу найдешь.
Иголку в виде полой трубочки используют, кстати, не только для уколов, но и для отсасывания газов и жидкостей, например, из грудной полости при воспалениях.
"Швейные" же медицинские иглы хирурги используют для сшивания ("штопки" на их профессиональном сленге) тканей и органов. Эти иголки не прямые, как мы привыкли, а изогнутые. В зависимости от назначения бывают полукруглыми, трехгранными, полуовальными. На конце обычно делается разрезное ушко для нити, поверхность иглы хромируется или никелируется, чтобы игла не ржавела. Есть и платиновые хирургические иглы. Офтальмологические (глазные) иглы, при помощи которых делают операции, например, на роговице глаза, имеют толщину в доли миллиметра. Понятное дело, что пользоваться такой иглой можно только с помощью микроскопа.
Нельзя не упомянуть еще об одних медицинских иглах - для иглоукалывания. В Китае этот метод лечения был известен еще до нашей эры. Смысл иглоукалывания в определении точки на теле человека, которая по проекции "отвечает" за тот или иной орган. В какую-либо точку (а их известно около 660 штук) специалист вводит специальную иглу длиной до двенадцати см. и толщиной от 0,3 до 0,45 мм. При такой толщине игла для иглоукалывания не прямая, а имеет винтообразную структуру, ощутимую лишь на ощупь. Кончик, который остается "торчать", заканчивается своеобразным набалдашником, так что такая игла напоминает своре булавку, а не иголку.

Вот так плавно мы перешли еще на один швейный предмет - булавку.
Булавок за долгие века человечество изобрело довольно много. Они все разные и имеют разное назначение и историю. Для начала мы поговорим о швейных булавках, выглядящих как иголочка с головкой в виде шарика или ушка. В том виде, в каком они знакомы нам, они известны с XV века. Сейчас портновские булавки имеют не только металлический, но и яркий пластмассовый шарик. Такие булавки особенно удобны при шитье. Есть еще и так называемые "гвоздики" - булавки для упаковки мужских сорочек. Они похожи на обычные, только короче и шарик из металла у них совсем маленький.
В принципе, история иглы и швейной булавки очень похожи в своих этапах, т.к. необходимость в булавках портные испытывали всегда, когда нужно было сколоть детали одежды для примерки или пошива, а, значит, им одновременно нужны были и иглы, и булавки. История булавки, применяемой для шитья, конечно, короче истории иглы, т.к. древние люди не испытывали в булавках необходимости из-за простого кроя и простой технологии пошива. Необходимость появляется в позднюю готику, когда одежда стала прилегающей к телу, а, значит, требующей точного кроя. Это в свою очередь изменило и технологию пошива: стало трудно удерживать многочисленные детали кроя во время их сшивания, и потребовались булавки. Любопытно другое: ни цеховые сообщества средневековья по изготовлению игл, ни фабрики или мануфактуры в дальнейшем никогда не обращали внимания на запросы портных. Они изготавливали булавки, но для других целей: декоративные (о них мы поговорим в следующем номере), булавки для крепления бумаг, для крепления одежды (в носке) и т.п. Портновские булавки их почему-то не интересовали, и портные были вынуждены использовать их по "остаточному" принципу: что перепадет, тем и довольствовались.
Положение выправлялось постепенно. В середине XVIII века французы сделали первые булавки современного типа. Не отстала и Англия, ставшая к тому времени основным поставщиком иголок. В 1775 году Континентальный конгресс североамериканских колоний объявил об учреждении премии, которую вручили бы тому, кто смог бы изготовить первые 300 булавок, равные по качеству тем, которые привозились из Англии. Но только в XIX веке с развитием индустрии моды промышленность стала изготавливать швейные булавки, что называется, персонально для портных.
Что касается булавок для "бумажных" целей, то необходимость в них остро встала в начале эпохи Возрождения, когда появились ученые и писатели, а у них возникло много бумаг, требующих временного скрепления (в отличие от традиционного сшивания - ведь скоросшивателей в те времена не было). Булавки производились методом растягивания металлических брусков в проволоку, которая потом разрезалась на части нужной длины. К получившимся заготовкам прикреплялась металлическая же головка. С изобретением специальной волочильной доски работа пошла быстрее, и в час производилось около 4 тысяч булавок. Стопорилась работа из-за того, что упаковщики не успевали за машиной - им удавалось упаковать в день всего около полутора тысяч штук. Нужно было срочно что-то придумать. И придумали. Принцип разделения труда. (Позже этот принцип был положен в основу конвейерной линии). Выдающийся экономист XVIII века Адам Смит как-то подсчитал, что если бы не этот принцип, в день производилось бы всего несколько булавок. Этот его расчет вошел позже в учебники по экономике и некоторым другим дисциплинам.
На протяжении истории было изобретено всего несколько машин для производства булавок. Самую удачную придумал физик Джон Айреленд Хоу, однофамилец Элиаса Хоу, одного из создателей швейной машинки в Америке. Это не было его первым изобретением, до этого он экспериментировал совершенно в иной области - с резиной, но потерпел там неудачу. На изобретение булавочной машины его подвигла тяжелая работа в богадельне, где он делал булавки вручную. Первая машина получилась плохо (не очень удачливый, видно, был изобретатель). Зато при помощи второй выпускалось 60 тысяч булавок в день. Тут же встала необходимость изобрести еще и машину, которая сразу же упаковывала бы булавки (в те времена их прикалывали к картонным листкам).
Любопытно, что человечество постоянно испытывало недостаток в булавках. Генрих VIII даже издал указ, запрещающий продажу булавок каждый день, для этого отводились специальные дни. Ситуацию с дефицитом это не улучшило, даже наоборот - началась неразбериха, давка, сутолока, очереди (!); указ через некоторое время пришлось отменить.
Анализируя эту ситуацию, приходишь к совершенно неожиданным выводам: представляете, какая была у людей тяга к знаниям и учению, если булавки для скрепления бумаг были таким страшным дефицитом?!
Понятное дело, что на портновские нужды булавок просто не хватало и о портных никто и не думал. Булавки были не только дефицитом, они были большой ценностью и стоили дорого. Набор булавок был настолько нужной вещью, что служил замечательным подарком практически к любому празднику. Трепетное отношение к булавкам сохранилось и до наших дней - мы тщательно собираем рассыпавшиеся булавки и убираем их в надежное место.


Даже если вы не шьёте сами себе наряды, и не занимаетесь вышивкой, всё равно напёрсток у вас есть. Верный помощник, напёрсток, предохраняет наши пальцы от повреждений иглой. Любая женщина знает необходимость этого маленького помощника, ведь нам приходится сшивать не только тонкие, но и грубые материалы, даже пуговицу пришить на джинсы, и то – потребуется надеть напёрсток.



Какие же они были раньше, напёрстки?
Самые ранние напёрстки, сохранившиеся в разных странах Европы, имеют плоские головки. Такие напёрстки были в IX – X веках, они относятся к периоду Византийской Империи. А маленькие, круглые напёрстки были привезены в Европу из Азии несколько позже.


В середине XIV века в Европе делали напёрстки литые, кованые и чеканные из бронзы или меди. Для них характерна желудеобразная форма головки. Эти образцы хранятся в Музее археологии в Мадриде, где можно увидеть большую коллекцию напёрстков, сделанных испанскими мастерами. В Турции делали бронзовые напёрстки. В тех образцах, которые были обнаружены археологами, можно увидеть даты их изготовления – с X по XVI века.


Всем, кто интересуется искусством, известен период – с XV по XVI столетия, который в истории культуры Италии отмечен расцветом во всех областях художественных ремёсел. В это время портной стал уважаемым человеком в обществе.


Но не только пошив одежды требовал определённые инструменты для работы, а также и возрождающееся в ту пору игловое кружево, то есть кружево, шитое иглой. Этот вид рукоделия был особенно развит в Венеции. Здесь же делали и напёрстки, в создании которых принимали участие и ювелиры, и художники, и мастера по бронзовым изделиям. Напёрстки делали золотые, серебряные, а с XVI столетия стали изготавливать из латуни (сплав меди с цинком). На напёрстках из благородных металлов мастера наносили своё имя и дату изготовления. Напёрстки были необходимым предметом в рукоделии, ведь тогда многие занимались не только шитьём, но и вышивкой.





Вышивку любили все, и одежду она украшала и мужскую, и женскую. Да и вышивали не только женщины, но и мужчины. Примером может быть такая известная личность, как кардинал Ришелье (1585–1642), который всё своё свободное время посвящал этому занятию. Вот поэтому сам напёрсток тоже стал произведением искусства, так как он был нужен всем. Его украшали, им любовались.



В это же время в Англии занялись напёрстками всерьёз. В Букингеме основали фабрику Thread-needle («нитка-иголка»), на которой в числе разных предметов для шитья изготавливали и напёрстки. Англичане делали их из латуни, золота и серебра, украшали мелкими рельефами в виде крошечных кружочков и даже наносили тексты религиозного содержания. Английские напёрстки отличались правильными пропорциями и изящными формами.


В конце XVI века появился новый метод литья, возникли крупные предприятия по изготовлению напёрстков в Исландии. В конце XVII века Кристофер Пинчбек создал новый сплав, который состоял из пяти частей меди и одной части цинка, что позволило создавать напёрстки разными по форме и декоративному оформлению. Появляются напёрстки, которые стали отвечать современному стилю, модному в определённый период.







Золотые и серебряные наперстки


Созданием напёрстков так увлеклись, что изготовление их уже не ограничивалось лишь металлом или сплавами. Напёрстки делали из камня ( , ), стекла, кожи, рога животных, панциря черепахи, перламутра, фарфора, глины, дерева и даже из плотной ткани. Конечно, некоторые из них были лишь предметами, украшавшими интерьер, их называли objets de virtue – милые пустячки, но они были прекрасным подарком для женщины. Среди них были фарфоровые напёрстки, украшенные картинками, изображающими прекрасных дам с галантными кавалерами.


В XVIII столетии эти напёрстки были особенно популярны. Большим спросом пользовались в это время и напёрстки из серебряной филиграни, украшенные эмалью. В целом напёрстки стали в этот период изящнее и стройнее, напоминая изящество и галантность XVIII века. В конце XVIII - в начале XIX века приобрели большую популярность напёрстки-игрушки. Внутри этих напёрстков находились маленькие пузырьки с духами.


Перламутровые напёрстки, которые создавали мастера Франции, были настоящими произведениями искусства, их выполняли в единичном экземпляре, украшали вставками из эмали в виде цветочков или имени владельца напёрстка. Создание уникальных напёрстков привело и к их коллекционированию. А в 1851 году на выставке в Лондонском Хрустальном Дворце напёрсткам была посвящена целая экспозиция.



В Англии о напёрстках есть целые монографии с научными статьями. Во многих странах существуют музеи напёрстков: в Нидерландах, Германии, Шотландии, а в Канаде в Торонто ему поставлен памятник. Вот так, оставаясь постоянным помощником всех портных и вышивальщиц, напёрсток стал произведением искусства.


В наш XXI век напёрстки декорируются иной тематикой, например, портретами известных политиков или сюжетами определённых событий наших дней. Есть в Америке напёрсток, украшенный памятником Аврааму Линкольну, а в Англии – с портретом леди Дианы. Такие напёрстки становятся мечтой коллекционеров или являются сувенирами, которые можно приобрести, побывав в той или иной стране, в которой он создан.



Подобные напёрстки украшают сюжетами из старинных легенд, народных преданий или известных исторических событий, происшедших в стране. Например, в Испании есть напёрстки с изображением монаха-пилигрима, что поясняет туристам о том факте, что в городе Сантьяго-де-Компостелло находится святыня, посещаемая паломниками со времён Средневековья, – гробница святого Иакова, обнаруженная в IX веке. И там же, в Испании, есть напёрстки с изображением корриды – жестокого и захватывающего зрелища.


А как вы думаете, что изобразили на своём напёрстке во Франции?... Да, именно лягушку. Есть и напёрстки фарфоровые, выпускаемые на знаменитой фарфоровой фабрике Лиможе.


В Португалии часто на сувенирных изделиях изображают петушка. Ведь петух для Португалии стал символом справедливости. Рассказывают легенду, что однажды пилигрим из Галиции пришёл посетить святые места в Сантьяго-де-Компостелло, и, находясь в небольшом городке, оказался обвинён по ложному доносу. Ему грозила казнь. Тогда, воспользовавшись случаем, он решил оправдаться перед судьёй в своей невиновности. Но судья не верил ему, и, собираясь в этот момент поужинать жареным петухом, сказал, что поверить пилигриму также невозможно, как невозможно, что этот петух сейчас оживёт. И как вы уже догадались, жареный петух ожил и даже закукарекал. Пилигрим был спасён. Вот поэтому и петух стал символом справедливости.


Кто знает, если люди так долго об этом помнят и пересказывают, возможно, это не просто легенда…


На напёрстках Финляндии из тонкого фарфора любят изображать красивые пейзажи страны и девушек в национальных финских костюмах. Греческие напёрстки украшены героями Эллады, чешские фарфоровые напёрстки украшены розами, национальными орнаментами и знаменитыми замками.



Сейчас во всех странах любят и производят фарфоровые напёрстки-сувениры. Особенно превосходит по разнообразию декора Великобритания. В тематике английских напёрстков фрагменты картин великих художников, сцены охоты, есть напёрстки с необычными формами – в виде домиков, книг и т.д. Есть в Англии и Клуб коллекционеров напёрстков.


Напёрсток был и остаётся важным предметом портновского искусства, с помощью которого создаются шедевры. Но он и сам стал не только произведением искусства, но и свидетелем многих событий, происходивших в разных странах.


Если у вас обычный простой напёрсток, не привлекающий к себе внимания, всё равно вы чувствуете в нём необходимость, он остаётся верным помощником.
















Напёрсток — колпачок, который надевается на палец с целью его защиты от укола иголкой при шитье на руках и для проталкивания иглы сквозь толстый материал.

Напёрстками начали пользоваться в древнейшие времена (например, более двух тысяч лет назад в Китае или даже ещё раньше в Египте).

С появлением швейной машинки напёрстки стали менее популярны. В Китае в III веке до нашей эры, придумали наперсток.

Никто не может точно сказать, когда появился наперсток, однако известно, что он существовал уже в средние века. От тех времен остались изящные, с богатой гравировкой и орнаментом наперстки-шедевры и легенды, связанные с их возникновением.

Согласно одной из них, в далекие времена жил-был один очень трудолюбивый портной, который с раннего утра до позднего вечера корпел над своей работой и без конца прокалывал пальцы иглой. Однажды вечером, в полнолуние, он отвлекся от работы и взглянул на свой сад.

Неожиданно среди любимых цветов, которые напоминали маленькие красные колокольчики, он увидел удивительную сценку: несколько гномов срывали колокольчики и бесшумно исчезали между грядками.

Утром портной обнаружил, что цветы стоят на месте нетронутые. На следующую ночь все повторилось, но на этот раз портной отправился вслед за гномами.

Таинственная тропка привела в подземное царство, и вот что он увидел: за длинным столом сидели малюсенькие эльфы, которые кроили и шили для гномов рубашки, штанишки и плащи. А на средний палец у всех были надеты красные колокольчики - цветочки из сада портного.


Напёрсток-календарь

Тогда-то он и вспомнил о своих исколотых пальцах. Вернулся к себе домой и на следующее утро, как всегда, принялся за работу. А когда повернул голову к окну, заметил на подоконнике сверкающий наперсток из чистого серебра, который идеально подходил к его пальцу. Это была награда от гномов за цветы, которые он вырастил, и за молчание. С наперстком работа пошла живее, а израненные пальцы вскоре зажили.

Исторические материалы утверждают, что появился наперсток в XVII столетии в Амстердаме. Мастер-ювелир Николай Бентотен был влюблен в соседскую девушку Аниту Ван Ранселье, которая была ловкой вышивальщицей и целыми днями вышивала по указанию скупого отца. Игла часто колола нежные девичьи пальцы и причиняла ей боль.

Смотря на эти девичьи страдания, Николай Бентотен решил облегчить работу любимой девушке и в 1648 году на день рождения подарил ей маленькую золотую шапочку на пальчик с насечками. В послании он написал: «Прошу уважаемую барышню принять в дар это мое изобретение, чтобы оно защищало от уколов прекрасные и трудолюбивые пальцы».

Самые первые наперстки изготавливали из толстой кожи. Позднее их стали делать из меди и бронзы. Самые древние дошедшие до нас наперстки были изготовлены из золота. Позднее их делали из позолоченного серебра или бронзы традиционного желтого цвета - возможно, чтобы заметнее была игла, которая чаще всего делалась из белого металла.

Древнейшие сохранившееся напёрстки сделаны из золота, бронзы и серебра. Напёрстки были не только предметом труда, но и украшением с картинками и орнаментом.

Разумеется, самые красивые образцы изготавливались по поручению дочерей царей, королей и князей. Эти редкие экземпляры были обычно из золота с украшениями.

По всей вероятности, фабричное производство наперстков было начато в 20-е годы XIX столетия на одной из фабрик металлических изделий. В 1824 году владелец фабрики изобрел специальное устройство для изготовления наперстков «любого вида».

Был зарегистрирован патент и вскоре началось серийное производство. На фабричных напёрстках гравировалось название изготовителя. Позже тайну устройства узнали в других странах, а один французский промышленник заявил, что производит 14 видов наперстков из золота, серебра, латуни и других металлов.

Другой догадливый торговец поручил своей фабрике, производящей наперстки, гравировать на них название его фирмы. Его примеру последовали другие промышленники. Так к концу века наперстки стали продавать для массового применения. Однако с появлением швейной машинки слава наперстка резко упала. И все-таки он и сегодня верно служит и портному, и домохозяйке.

Первое письменное упоминание о наперстках на Руси мы находим в приходно-расходной книге Иверского монастыря за 1669 год, когда было куплено в монастырь 40 наперстков и 300 швейных игл. Иверский монастырь находится на одном из островов Валдайского озера — Рябиновом. Основан патриархом Никоном в XVII веке.

Самый ранний наперсток XIV века на территории России был найден в Новгороде. Новгород — один из древнейших городов России, впервые упоминается в Софийской 1-й летописи под 859 годом.
Не сразу русский наперсток стал таким, каким мы его знаем.

Сначала так назывался кистень, который применяли в кулачном бою, затем — кольцо, которое надевали на большой палец правой руки при стрельбе из лука. C XVII века наперстки ввозили из-за границы, где их производство было механизированным, а также делали в России.

В 15 км от Тулы на реке Тулица между деревнями Торхов и Слободка (Городище) в 1632 году голландский купец Виниус построил Городищенские металлургические заводы. При археологических раскопках на этом месте среди других находок обнаружили бронзовый наперсток.

Кроме своего прямого назначения - служить защитой пальца от укола иглой, наперстки стали использовать, как украшение.

В XVIII веке вошли в моду несессеры - своеобразные контейнеры с набором предметов туалета или принадлежностей для шитья. В таком несессере и хранился наперсток, зачастую из драгоценных металлов, искусно отделанный.

Только что зарождающаяся в конце XVIII - начале XIX века промышленность и частные мастера начали выпуск специальных наборов для рукодельниц - сhatelaine.

Шатлен выглядел как цепочка, к которой подвешивались самые разнообразные инструменты, в том числе и ножницы в изящном футляре, наперстки - часто тоже в футляре, лупы для особо тонких работ, игольницы, булавочницы и прочие милые красивые безделушки.

Точнее, безделушками-то они как раз и не были. Женщины в те далекие времена без дела не сидели, поэтому эти предметы были очень нужными. В таком несессере и хранился наперсток, зачастую из драгоценных металлов, искусно отделанный. В XIX веке русские ювелирные наперстки изготавливались в Великом Устюге, Санкт-Петербурге, Москве, а также во Владикавказе.

Интересный факт: одна из профессиональных наград в индустрии моды во Франции называется «Золотой наперсток». Лучшего кутюрье тайным голосованием выбирает международное жюри, состоящее из 30 журналистов, пишущих для журналов мод. Учредителем премии стала супруга Жака Ширака Бернадетт Ширак.

По традиции супруги Ширак открывали конкурс, в заключительный момент мадам Ширак вручала Золотой наперсток победителю. Первое вручение Золотого наперстка состоялось в 1976 году.

По приблизительным подсчетам золотых наперстков не так уж и много: около 67 штук. Кстати, один из золотых наперстков принадлежит кутюрье из России Валентину Юдашкину.

Из блога Сударушка

В ледниковый период наши предки ощутили острую нужду в теплой одежде. Им потребовалась звериная шкура, причем не одна. Поначалу шкуры соединяли так: жилы зверей вставляли в отверстия, проделанные подобием шила. Но по мере того как одежда становилась тоньше, возникала потребность в более тонком инструменте. Около 20 тысяч лет назад появилась иголка с ушком. Иные из найденных образцов столь мелки, что, вероятно, для шитья в них вставляли конский волос.

По известному евангельскому выражению, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в царство небесное. Некоторые толкователи этой сентенции утверждают, что имелось в виду не само животное, но канат из верблюжьей шерсти. При таком прочтении участь богачей представляется немногим более обнадеживающей... Другие же ученые придерживаются мнения, что речь тут идет не про реальную иголку, а про городские ворота Иерусалима. На ночь их запирали, оставляя открытой узенькую калитку, как раз называвшуюся «Игольным ушком». Какой-нибудь припозднившийся купец в нее протиснуться мог – но без своего каравана. Как бы то ни было, сама метафора доказывает повсеместное распространение иглы в самых бедных слоях общества, для которых и писался Новый Завет.

Древность долго не знала , их роль тоже выполняли иголки: такие остроконечные застежки из меди находят уже в самых ранних египетских захоронениях. Их тупой конец обычно украшали каким-нибудь навершием (отсюда и русское «булавка» – от слова «булава», названия древнего орудия, имевшего вид палки с круглым набалдашником). Острие такой застежки могло поранить, и еще в ХIII веке до н. э. на севере нынешней Италии была изобретена безопасная булавка, которую мы теперь упорно именуем английской (кстати, совершенно без всяких на то оснований, ведь позже, в 1849 году безопасную булавку запатентовал житель Нью-Йорка Уолтер Хант. Значит, она скорее «американская»). В Древнем Риме это приспособление, без которого было бы немыслимо носить тогу со всеми ее сложными складками, получило название «фибулы». Вся античность заполнена фибулами, ими закалывали одежду и персы, и римляне, и варвары – и только в средние века эти булавки были вытеснены шпильками, а потом и пуговицами.

Но вернемся к иголке. Уже в Древнем Египте с ее помощью не только сшивали, но и вышивали. С течением времени вышивка распространилась с Востока на Запад, но это, конечно, совершенно другая история. Первые железные иглы найдены не в римском, а в кельтском ареале, – в Манчинге (ныне Бавария), и относятся они к III веку до н. э. Но вообще иголка мало менялась с течением столетий. Технологический прорыв произошел только в середине XIV столетия, когда метод волочения проволоки был механизирован с помощью гидродвигателя. Производство иголок сосредоточилось в Германии и Испании. Оттуда иголки, называвшиеся «испанскими пиками», шли и на экспорт. В Англии, которой с XIX века предстояло стать главным поставщиком игл, их производство началось лишь в 1556 году. В России собственное игольное дело было учреждено по указу Петра I в 1717 году в Рязанском уезде, в двух селах – Столпцы и Коленцы.

У иголки много разных обличий. С появлением ушко было перенесено на острый конец, игла для хирургических целей искривилась... Еще в 1670-х годах иглу стали использовать для инъекций, но современный шприц появился только в 1853 году. Теперь уже существуют безболезненные микроиглы, которые не затрагивают нервных окончаний. Такую иголку не то что в стоге сена, а и на гладком-то месте не найдешь.

Игла на протяжении всей своей истории оставалась предметом сугубо прагматическим. Все декоративные функции она передала своей сестре броши. Иначе сложилась судьба предмета, обычно сопутствующего иголке, – наперстка. Он был независимо изобретен римлянами и китайцами на рубеже нашей эры. В разные эпохи и в разных странах его делали из бронзы, камня, глины, дерева, кожи, рога, кости, фарфора. В ХV веке в Нюрнберге придумали дешевые нецельнолитые наперстки, изготовление которых оставалось секретом в течение двух веков.

Техническое усовершенствование этого простого предмета заключалось в том, чтобы не дать иголке соскочить и поранить швею. С этой целью, во-первых, рабочая поверхность наперстка из сферической постепенно становилась гладкой, а во-вторых, покрывалась сетью маленьких углублений (если они нанесены нерегулярно, значит, наперсток изготовлен до середины ХIХ века, когда этот процесс сумели наконец механизировать).

Защитить нежные дамские пальчики от уколов было делом чести мужчин, для которых предназначались все эти расшитые дамами платочки. В результате наперсток – разумеется, не всякий – сделался чуть ли не ювелирным украшением. Для его изготовления применялись черепаховый панцирь, бриллианты, сапфиры, рубины, агат... Серебряные и золотые, с эмалью и чернением, наперстки зачастую становились предметом коллекционирования. И конечно же, изысканная вещица была прекрасным подарком.