Международные отношения 30 х годов.

Одним из важнейших последствий мирового экономического кризиса 1929--1933 гг. было обострение международных противоречий. В системе устройства мира, созданной державами-победительницами после первой мировой войны, возникли глубокие трещины. Побежденные страны стремились к реваншу и преобладанию над своими конкурентами.

В начале 30-х гг. заметно обострились противоречия между Германией, Италией, Японией, с одной стороны, Великобританией, Францией, США -- с другой. Основой внешней политики фашистских и милитаристских государств стала агрессия. Они стремились к уничтожению СССР и к переделу мира. Поэтому главной задачей агрессоры поставили подготовку и развязывание новой мировой войны с целью утвердить свое господство.

Правящие круги Великобритании, Франции и США по существу подталкивали агрессоров к нападению на СССР, рассчитывая при этом на взаимное истощение в войне обеих сторон. На почве антикоммунизма одновременно проводились агрессивный внешнеполитический курс фашистских и милитаристских государств и политика поощрения агрессии, которой придерживались западные державы.

Вооруженную борьбу за новый передел мира первой начала Япония. В сентябре 1931 г. японские войска начали военные действия и в течение трех месяцев оккупировали Маньчжурию. Гоминдановское правительство Китая не оказало сопротивления агрессору. Хотя японское вторжение в пределы Северо-Восточного Китая ущемляло интересы западных держав, правительства США, Великобритании и Франции воздержались от противодействия агрессии. Они ожидали, что Япония вскоре нападет на СССР. Захватив всю Маньчжурию, Япония создала на оккупированной территории марионеточное государство Маньчжоу-Го. Лишь в феврале 1933 г. после долгих проволочек Лига Наций приняла резолюцию, которая осуждала захват Маньчжурии и требовала ее возвращения Китаю. Ответом на эту меру стал выход Японии из Лиги Наций в марте 1933 г. и подготовка к новым захватам. При этом оккупированные территории превращались в плацдарм для войны против СССР и Китая. В связи с возникновением этого очага войны Советский Союз принял меры по укреплению своей обороны.

После прихода нацистов к власти Германия превратилась в главный очаг новой мировой войны. Гитлеровский фашизм рвался к мировому господству, поставив первой своей задачей порабощение Европы. Планы гитлеровцев предусматривали завоевание «жизненного пространства» на востоке - организацию военного похода против СССР с целью уничтожения Советского государства под лозунгом избавления Европы от «опасности большевизма». Намерения немецких фашистов были сочувственно встречены кругами США, Великобритании и Франции, которые рассчитывали использовать Германию как ударную силу для борьбы против СССР. Многолетние связи американских и английских финансово-промышленных магнатов с немецкими монополиями послужили экономической основой политики «умиротворения» Германии.

В октябре 1933 г. Германия демонстративно вышла из Лиги Наций, развязав себе этим шагом руки для гонки вооружений и агрессии. Гитлеровцы, в свою очередь, принимали меры к тому, чтобы на почве антисоветского сговора получить у западных держав уступки. Прежде всего они стремились к пересмотру статей Версальского договора.

Плебисцит в Саарской области, находившейся в течение 15 лет под управлением Лиги Наций, привел к тому, что 1 марта 1935 г. Саар отошел к Германии, которая выплатила компенсацию Франции за угольные шахты.

Односторонне нарушив военные статьи Версальского договора, Гитлер ввел в марте 1935 г. всеобщую воинскую повинность. Германия приступила к созданию армии и авиации. Англо-германское морское соглашение открыло немцам путь к увеличению тоннажа военно-морского флота и строительству подводных лодок. В марте 1936 г. Европа оказалась перед фактом занятия германскими войсками Рейнской демилитаризованной зоны. Гитлер шел на риск, понимая, что этот шаг, угрожающий безопасности Франции, может вызвать вооруженное сопротивление с ее стороны. Однако французское правительство бездействовало, и Гитлер добился выполнения своих планов. В результате Версальская система мирных договоров потерпела полный крах.

Советский Союз был фактически единственным государством, которое последовательно предпринимало энергичные усилия, чтобы обуздать агрессоров, преградить путь войне. Большое значение СССР придавал борьбе за разоружение. Участвуя в работе международной конференции по разоружению, Советский Союз предложил осуществить принцип всеобщего и полного разоружения. Но западные державы отклонили советское предложение. Свидетельством возросшего международного авторитета СССР явилось вступление Советского Союза в Лигу Наций в сентябре 1934 г. по приглашению 31 государства. Большую популярность приобрела выдвинутая Советским Союзом идея создания системы коллективной безопасности в Европе, которая предусматривала заключение договора о взаимной защите от агрессии коллективными усилиями всех заинтересованных европейских государств. Наиболее дальновидные французские политики, обеспокоенные ростом военной угрозы со стороны Германии, поддержали предложение СССР. Однако заключение договора было сорвано.

По инициативе СССР в мае 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий пакты о взаимной помощи против агрессии. Они предусматривали оказание друг другу немедленной помощи и поддержки в случае нападения на одну из сторон. По настоянию правительства Чехословакии в советско-чехословацкий пакт была включена оговорка о том, что обязательство взаимопомощи вступит в силу при условии, если на помощь жертве агрессии придет и Франция. Это ослабляло действенность договора. Правительства Франции и Чехословакии, подписавшие договоры с СССР под давлением народных масс, действовали неискренне. Министр иностранных дел Франции Лаваль, стремившийся к сговору с Германией, дал понять гитлеровцам, что ради соглашения с ними он готов отказаться от пакта с Советским Союзом. Договоры Советского Союза с Францией и Чехословакией могли послужить основой системы коллективной безопасности в Европе. Однако правящие круги западных держав не хотели ее создания.

Передел мира начался с «малых войн». Вместе с Германией и Японией агрессивную политику проводила фашистская Италия, взявшая курс на создание колониальной империи в Африке и в бассейне Средиземного моря. Ближайшей целью итальянские фашисты поставили захват Эфиопии, которая обладала большими сырьевыми богатствами и важным стратегическим положением. В октябре 1935 г. хорошо вооруженная итальянская армия вторглась в Эфиопию. Фашистские агрессоры жестоко расправлялись с воинами и мирными жителями, жгли и разрушали города и деревни. Против населения применялись отравляющие вещества. В мае 1936 г. итальянские войска заняли столицу страны Аддис-Абебу. Эфиопия была объявлена колонией Италии. Вооруженная агрессия против Эфиопии стала возможной в результате потворства со стороны западных держав. Французское правительство, например, вступило в прямую, сделку с Италией. За отказ от агрессивных действий в Экваториальной Африке, где преобладало влияние Франции, Муссолини получил свободу рук в Эфиопии. Под давлением международной общественности, Лига Наций была вынуждена объявить Италию агрессором и ввести ограничения в торговле с ней. Но эти меры не изменили положения, так как Италия увеличила торговлю со странами, не участвовавшими в санкциях, например с США. Правительство СССР добивалось применения Лигой Наций коллективных санкций против Италии, включая прекращение поставок нефти и закрытие Суэцкого канала для итальянских судов. Но в этой борьбе Советский Союз был одинок.

Новой ступенью на пути развязывания второй мировой войны стала итало-германская интервенция в Испании. Германия и Италия, помогавшие в организации заговора, хотели сорвать развитие испанской революции, разгромить республику и установить в Испании фашистский режим. После заключения рядом европейских государств международного соглашения о невмешательстве в испанские дела в Лондоне был создан Комитет по невмешательству, который не был наделен контрольными функциями.

Если бы все государства-участники строго соблюдали заключенное соглашение, судьба мятежников была бы решена в короткий срок. Но под прикрытием этого соглашения Германия, Италия и Португалия при явном попустительстве со стороны Великобритании, Франции и США осуществляли вмешательство в испанские события.

Испания стала важным источником снабжения государств-агрессоров различным сырьем и продовольствием. Кроме того, вермахт использовал испанскую территорию в качестве полигона для испытания своей авиации и танков и приобретения общего боевого опыта. Итало-германская интервенция ущемляла национальные интересы Великобритании и Франции. Пиренейский полуостров рассматривался Германией и Италией как выгодный стратегический плацдарм для ведения войны против западных держав.

Превращение Испании в союзницу фашистских государств создавало прямую угрозу морским коммуникациям, связывавшим Англию и Францию с их колониальными владениями. Особенно тяжелые последствия в случае поражения республиканцев в Испании могла ощутить на себе Франция, поскольку она оказалась бы в окружении фашистских государств. Однако реакционные круги Англии и Франции опасались, что успехи республиканской Испании будут содействовать подъему революционно-демократического движения в Западной Европе. Крупнейшие монополии западных держав, как и германские промышленные концерны, имели значительные капиталовложения в Испании и были заинтересованы в победе Франко. В 1938 г. Комитет по невмешательству принял решение о выводе всех иностранных добровольцев из Испании. Однако это решение коснулось только интернациональных бригад и никак не затронуло регулярные итало-германские воинские части.

Официальное признание правительствами Англии и Франции мятежного генерала Франко послужило сигналом для выступления заговорщиков, которые нанесли Испанской республике смертельный удар в спину. Они сдали фашистам Мадрид. Правительство. СССР присоединилось к соглашению о невмешательстве, полагая, что его безупречное соблюдение всеми участниками создаст преграды для интервентов. Но лондонский Комитет по невмешательству оказался неспособным противодействовать многочисленным нарушениям соглашения. Поэтому Советское правительство уже в октябре 1936 г. заявило, что оно не может считать себя связанным с этим документом в большей мере, чем любое другое правительство. СССР оказал испанскому народу значительную поддержку в его героической борьбе против фашизма. Но усиление блокады республики все больше затрудняло оказание эффективной помощи Испании

Военно-политическое сотрудничество Германии и Италии во время интервенции в Испанию ускорило образование блока фашистских государств. В октябре 1936 г. было подписано германо-итальянское соглашение о совместных действиях в основных вопросах международной политики и о разграничении сфер влияния в Центральной и Юго-Восточной Европе. Произошло сближение Германии и Японии. В ноябре 1936 г. Германия и Япония заключили так называемый «Антикоминтерновский пакт», к которому через год присоединилась Италия. Государства фашистско-милитаристского блока обязались информировать друг друга о деятельности Коминтерна и совместно бороться против «международного коммунизма». Секретные статьи этого пакта предусматривали совместные меры по борьбе против Советского Союза.

На самом деле фашистско-милитаристская коалиция возникла с целью подготовки и развязывания войны за передел мира. Острие блока было направлено не только против СССР, но и против США, Великобритании и Франции. После заключения «Антикоминтерновского пакта» агрессивность фашистских государств еще более возросла. В июле -- августе 1937 г. Япония вторглась в Северный и Центральный Китай и начала широкое наступление в глубь страны. Действия Японии угрожали интересам США и Англии в Китае. Но их правительства встали на путь попустительства агрессии и не приняли никаких мер для восстановления мира. Вашингтон и Лондон рассчитывали, что Япония вскоре нападет на Советский Союз. Монополии США поставляли японским милитаристам в больших количествах металл, станки, нефтепродукты.

Новые акты агрессии фашистские государства совершили и в Европе. Первым из них было «присоединение» Австрии к Германии (аншлюс), проведенное под лозунгом объединения всех земель, населенных немцами. Прежде чем решиться на этот шаг, Гитлер заручился поддержкой британского правительства, во главе которого стоял сторонник «умиротворения» Германии Н. Чемберлен. Правящие круги Англии, считавшие Германию «бастионом Запада против большевизма», предоставили ей свободу действий в Центральной и Восточной Европе. В марте 1938 г. немецко-фашистские войска вступили в Австрию, не встретив никакого сопротивления. Австрия вошла в состав германского «рейха».

Советский Союз решительно осудил агрессивные действия Германии и предложил созвать международную конференцию для организации коллективной защиты независимости тех стран, которым угрожала агрессия. Но западные державы, ставшие на путь сделок с Гитлером, и на этот раз отвергли предложение СССР.

Безнаказанность агрессии поощряла Германию к новым захватам. Взоры гитлеровцев были теперь обращены к Чехословакии, которая занимала выгодное положение в центре Европы и имела развитую промышленность. Предлогом для захвата страны послужило германское требование к Чехословакии отказаться от суверенитета.

Особенностями международных отношений 30-х годов являлось разрушение Версальско-Вашингтонской системы договоров, возникновение очагов войны на Западе и Востоке, становление мира перед угрозой новой войны.

Во времена мировой экономической депрессии (1929-1933 гг.) процесс разрушения соглашений еще более усилился. В расстановке сил в Европе произошли серьезные изменения, усилилась конкуренция между странами, которая особенно просматривалась в гонке вооружений. При поддержке США Германия обрела равные права в системе безопасности.

На деле это было равносильно признанию восстановления военной мощи Германии. Ревизия в этой части Версальского мирного договора изменила положение победителей и побежденных. Особенно ухудшилось положение Франции. В начале 30-х годов стала ощущаться угроза со стороны Германии. В этих условиях Франция в 1932 году заключила с Советским государством договор о ненападении.

Резко обострилась обстановка и на Дальнем Востоке. Китай стал своего рода яблоком раздора между Великобританией, США и Японией. Япония желала создания «Великой азиатской империи», а потому в 1931 году напала на Китай и захватила Манчжурию. Таким образом, образовался первый очаг новой мировой войны. Фашистские круги в Германии горели желанием отомстить за результаты Первой мировой войны. В это время они выступили с идеей господства во всем мире. Версальские договора в действительности не работали. В 1935 году была введена общая воинская повинность, и Рурская область присоединена к Германии. В марте 1936 года германские войска захватили демилитаризованную зону и ускорили гонку вооружений. Таким образом, образовался второй очаг новой мировой войны.

В это же время и фашистская Италия не сидела сложа руки. В октябре 1935 года ее войска вошли в Эфиопию. Весною 1936 года эта страна стала колонией Италии. Данная война стала открытой агрессией европейских фашистских государств.

В июне 1936 года итальянские и немецкие фашисты оказали военную помощь фашистам Испании. Великобритания и Франция объявили в данном вопросе о своей политике невмешательства. Таким отношением они помогли перевороту в Испанской Республике в 1939году в Испании был установлен фашистский режим генерала Франко.

Именно тогда и образовался союз инициаторов новой мировой войны.В частности, в ноябре 1936 года Германия и Япония подписали «Антикоминтерновский пакт». В 1937 году к этому пакту присоедилась и Италия.Таким образом, образовался агрессивный союз Берлин-Рим-Токио, который намеревался с помощью военной силы поделить мир по-новому. Воодушевшись произошедшим, Япония начала одно из своих крупных наступлений на Китай. Германия же захватила Австрию.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

В 30 годы внешняя политика СССР прошла 3 основных этапа

    1928-1933 год в Европе союзнические отношения с Германией. Расширение контактов с другими государствами. На востоке продвижение в Китай, активизация отношений с Афганом и Ираном. 1929 году произошёл конфликт на восточно-китайской ж/д, находившейся под совместным советско-китайским управлением. Части китайкой армии при поддержке русских эмигрантов попытались захватит КВЖД, вторглись на советскую территорию, но были разбиты особой дальневосточной армией под командованием Блюхина.

    1933-1939 годы соблюдение с Англией Францией и США на антигерманской и антияпонской основе. План создания коллективной безопасности в Европе. Стремление сохранить сферы влияния на востоке. И избежать прямой конфронтацией с Японией.

1933 году ЦК ВКП. Принял решение вести борьбу за коллективную безопасность. Предложил заключить коллективный пакт о взаимной помощи широкого круга Европейских государств. В1934 году СССР был принят в лигу наций. Когда Германия ввела всеобщую воинскую повинность. Началось сближение Франции и СССР. В 35 году состоялось подписание советско-французского договора о взаимной помощи в случае нападении какого-либо европейского государства. В сентябре аналогичный договор был подписан с Чехословакии. С октября 1936 года СССР начинает оказывать значительную военную помощь советским испанским республиканцам. В то же время на западе была присоединена к германии Австрия. В 1938 году был проведён «мюнхенский сговор» по которому к германии была присоединена Чехословакия. Эти события окончательно убедили СССР сменить курс своей внешней политики. Летом 1938 года Часть японской армии перешли советскую границу в районе озера ХАСАН. Но в ходе ожесточённых боёв были выбиты с территории советского союза. В мае 1939 года происходит нападении Японии на Монгольскую народную республику в районе реки Халхенгол. В августе советские войска под командованием Жукова разгромили Японию.

    1939-июнь 1941 СССР сблизилась с Германией Японией. Летом 1939 года были провалены Англо-Русско-Французские переговоры. И СССР Сделало выбор в пользу Германии. В августе 39 года между Германией и СССР был заключён пакт о ненападении. (Молотова-Ребинтропа). Секретным приложении к пакту разделялись сферы влияния Германии и СССР. По этому приложению Германия вводит свои войска в Польшу 1 сентября 39 года. СССР присоединяет западную Украину и западную Белоруссию (17 сентября). И в сентябре был заключён договор о дружбе.

21. Эпоха наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года.

В самом начале XIX в. Россия придерживалась нейтралитета в европейских делах. Однако агрессивные планы Наполеона заставили Александра I выступить против него. В 1805 г. сложилась 3-я коалиция против Франции: Россия, Австрия и Англия. Начавшаяся война оказалась крайне неудачной для союзников. В ноябре 1805 г. их войска потерпели поражение под Аустерлицем. Австрия вышла из войны, коалиция развалилась.

Россия, продолжая бороться в одиночку, пыталась создать против Франции новый союз. В 1806 г. образовалась 4-я коалиция: Россия, Пруссия, Англия и Швеция. Однако французская армия в течение всего нескольких недель вынудила Пруссию капитулировать. Вновь Россия оказалась одинокой перед грозным и сильным противником. В июне 1807 г. она проиграла сражение под Фридляндом. 7Это заставило Александра I вступить с Наполеоном в переговоры о мире.

Летом 1807 г. в Тильзите Россия и Франция подписали мирный, а потом и союзный договор. По его условиям из отторгнутых от Пруссии польских земель создавалось Герцогство Варшавское под протекторатом Наполеона. Эта территория в будущем стала плацдармом для нападения на Россию. Тильзитский договор обязал Россию примкнуть к континентальной блокаде Великобритании и разорвать с ней политические отношения. Разрыв традиционных торговых связей с Англией наносил значительный ущерб экономике России, подрывая ее финансы. Дворяне, материальное благополучие которых во многом зависело от продажи в Англию русской сельскохозяйственной продукции, проявляли особое недовольство этим условием и лично Александром I. Тильзитский мир был невыгоден для России. Вместе с тем он дал ей временную передышку в Европе, позволив активизировать политику на восточном и северо-западном направлениях.

Причины и характер войны . Отечественная война 1812 г. является крупнейшим событием русской истории. Ее возникновение было вызвано стремлением Наполеона достичь мирового господства. Несмотря на Тильзитский договор, Россия продолжала противодействовать расширению наполеоновской агрессии. Особое раздражение Наполеона вызывало систематическое нарушение ею континентальной блокады. С 1810 г. обе стороны, понимая неизбежность нового столкновения, готовились к войне.

В военном конфликте двух сторон агрессором стал Наполеон. Он начал военные действия и вторгся на российскую территорию. В связи с этим для русского народа война стала освободительной. Отечественной. В ней приняли участие не только кадровая армия, но и широкие народные массы.

Соотношение сил . Готовясь к войне против России, Наполеон собрал значительную армию до 678 тыс. солдат. Это были прекрасно вооруженные и обученные войска, закаленные в предшествующих войнах. Уязвимым местом его армии был ее многонациональный состав(Немецы, испанцы, поляки, португальцы).

Деятельная подготовка к войне, которую Россия вела с 1810 г., принесла свои результаты. Войска возглавляли талантливые военачальники М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион и др. Они отличались большим военным опытом и личным мужеством. Преимущество русской армии определялось патриотическим воодушевлением всех слоев населения, большими людскими ресурсами и запасами продовольствия.

Планы сторон. Наполеон планировал захватить значительную часть русской территории вплоть до Москвы и подписать с Александром новый договор, чтобы подчинить Россию. Он намеревался не дать соединиться рассредоточенным русским силам и решить исход войны в одном или нескольких приграничных сражениях. Русский император и его окружение еще накануне войны приняли решение не идти с Наполеоном ни на какие компромиссы.

Начало войны. Утром 12 июня 1812 г. французские войска переправились через Неман и форсированным маршем вторглись в Россию.

1-я и 2-я русские армии отступали, уклоняясь от генерального сражения. Две главные задачи стояли перед русскими войсками не дать разбить себя поодиночке и установить единоначалие в армии. Первая задача была решена 22 июля, когда 1-я и 2-я армии соединились под Смоленском. Таким образом был сорван первоначальный замысел Наполеона. 8 августа Александр назначил М.И. Кутузова Главнокомандующим русской армией. Это означало решение второй задачи. М.И. Кутузов принял командование объединенными русскими силами 17 августа. Он не изменил тактику отступления. Поэтому он отдал приказ искать позицию для генеральной битвы. Она была найдена у села Бородино в 130 км от Москвы.

Бородинское сражение. М.И. Кутузов избрал оборонительную тактику и в соответствии с этим расставил свои войска. Наполеон придерживался наступательной тактики. Он намеревался прорвать оборону русской армии на флангах, окружить ее и окончательно разгромить.

Рано утром 26 августа французы начали безуспешное наступление на левом фланге. Русские организованно отступили и заняли позицию у Семеновского оврага. Наполеон направил главный удар в центр. М.И. Кутузов приказал казакам и конному корпусу совершить рейд в тыл французов. Наполеон был вынужден почти на 2 часа прервать штурм батареи.

Наступательный порыв французской армии иссяк. Потери с обеих сторон были огромные. Бородино явилось моральной и политической победой русских: боевой потенциал русской армии был сохранен, наполеоновской значительно ослаблен.

Or Москвы до Малоярославца. После Бородино русские войска начали отступление к Москве. 1 сентября состоялся военный совет русского командования в деревне Фили. М.И. Кутузов, принял решение оставить Москву. Французская армия вошла в нее 2 сентября 1812 г.

Занятие Москвы не принесло пользы Наполеону. Оставленная жителями, она полыхала в огне пожаров. В ней не было ни продовольствия, ни других припасов. Ее разложение было настолько сильным, что у Наполеона оставалось только два выхода или немедленно заключить мир, или начать отступление. Но все мирные предложения французского императора были безоговорочно отвергнуты М.И. Кутузовым и Александром.

7 октября французы покинули Москву. 12 октября у г. Малоярославец произошло еще одно кровопролитное сражение. Французы были остановлены и вынуждены отступать по ими же разоренной Смоленской дороге.

Изгнание Наполеона из России. Отступление французской армии было похоже на беспорядочное бегство. Его ускоряло развернувшееся партизанское движение и наступательные действия русских войск.

На заключительном этапе войны М.И. Кутузов избрал тактику параллельного преследования. Серьезный урон был нанесен французам под г. Краевым в начале ноября, когда из 50 тыс. человек отступающей армии более половины было взято в плен или пало в бою. Опасаясь окружения Наполеон поспешил переправить свои войска 14-17 ноября через реку Березина. Сражение при переправе довершило разгром французской армии. Наполеон бросил ее и тайно уехал в Париж. Приказ М.И. Кутузова по армии 21 декабря и Манифест царя 25 декабря 1812 г. ознаменовали завершение Отечественной войны.

Значение войны . Отечественная война 1812 г. величайшее событие в русской истории. В ее ходе ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь всех слоев общества и особенно простых людей к своей Родине. Однако война нанесла существенный, ущерб экономике России, который оценивался в 1 млрд. рублей. Погибло около 2 млн. человек. Многие западные районы страны были разорены. Все это оказало огромное влияние на дальнейшее внутреннее развитие России.













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Общедидактическая цель : создать условия для обобщения и систематизации полученных учащимися знаний, а также способов деятельности с использованием технологии критического мышления.

Цели урока:

  • обучающие : способствовать выявлению причин и последствий появления политики умиротворения и коллективной безопасности, причин и сущности внешней политики СССР, установлению причин Второй мировой войны;
  • развивающие : содействовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи, определять основные закономерности исторического процесса, обобщать и систематизировать факты; способствовать развитию умений общения в познавательном поиске – выслушивать оппонентов, правильно строить речевые фразы, вести полемику и находить в споре компромиссное решение;
  • воспитательные: способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.

Оборудование урока : Алексашкина Л.Н. Россия и мир в XX – начале XXI века: 11 кл./ Л.Н. Алексашкина, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2007; Антонова Т.С. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник / Т.С. Антонова, А.Л. Харитонов, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Клио Софт, 2004; Гевуркова Е.А. Задания для самостоятельных работ по истории СССР: 11 кл.: Кн. для учителя / Е.А. Гевуркова, А.Г. Колосков. – М.: Просвещение, 1991; компьютерная презентация к уроку, мультимедиапроектор.

Подготовка урока : учебная группа, класс разбивается на несколько дискуссионных групп. Каждая из них получает задание по исследованию проблем международных отношений 20-30-х годов XX века:

А) политики умиротворения;
Б) политики коллективной безопасности;
В) внешней политики СССР.

Каждая группа включает учащихся в следующих ролях:

  • ведущий – организует обсуждение частных задач в группе, вовлекает всех участников;
  • эрудит – является источником информации для всей группы;
  • аналитик – подвергает сомнению все гипотезы и предположения, организует полемику;
  • протоколист – фиксирует все, что относится к решению проблемы, письменно оценивает каждого участника дискуссии.

План урока:

I. Определение темы, целей и задач урока.

II. Усвоение, обобщение, систематизация знаний.

  1. «Эра пацифизма».
  2. Очаги военной опасности и сближение агрессоров.
  3. Причины недооценки опасности миру.
  4. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности: сущность, попытки реализации и крах.
  5. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

III. Закрепление. Решение проблемного задания.

IV. Подведение итогов.

Ход урока

I. Определение темы, целей и задач урока.

1. Вводное слово учителя.

В 2009 году исполняется трагическая дата – ровно 70 лет назад началась самая кровопролитная, самая разрушительная, самая жестокая из всех войн – вторая мировая война.

(Демонстрируется фрагмент начала войны.)

Что произошло 70 лет назад, когда мир, еще не оправившись от ужасов первой мировой войны, был втянут в горнила второй мировой? Почему?

2. Фронтальная беседа по схеме.

(Презентация – слайд № 2)

  1. Что обозначают символы I, II на схеме? (Первая и Вторая мировые войны).
  2. Каковы их хронологические рамки?(1914-1918, 1939-1945 г.г.)
  3. Что стало водоразделом между 20-ми и 30-ми годами? (мировой экономический кризис)
  4. ПЗ: Опираясь на предложенную схему, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Международные отношения в 20-30-е годы XX века)

3. Моделирование ситуации для определения целей урока и постановки проблемного задания.

(На каждой парте лежит красная лента, которая делит парту на две неравные части (одна – больше, другая - меньше)

  1. Исходя из темы урока, что на ваш взгляд символизирует лента на парте? (различие в положении победителей и побежденных).
  2. Как чувствуют себя те, у кого мало места? (некомфортно, как будто тебя в чем-то обделили, хочется отодвинуть ленту, увеличить свою часть парты).
  3. Какие государства по условиям Версальско-Вашингтонской системы чувствовали себя униженными и обездоленными? (Германия и Италия).
  4. А что испытывают те, у кого места много? (Желание сохранить преимущества за собой).
  5. Какие государства вышли победителями из первой мировой? (Англия, Франция, США)

Слово учителя: Думаю, что смоделированная ситуация поможет лучше понять, какие настроения господствовали в общественном сознании различных стран в 20-30-е годы. А теперь, вновь используя схему, давайте попробуем определить цель урока (на схеме появляется ПОЧЕМУ?) (Презентация - слайд №3)

ППЗ: Что привело ко Второй мировой войне?

Можно ли было ее предотвратить?

На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока. Но урок у нас непростой, урок исследования и проходит в не совсем обычной форме – это урок открытых мыслей: каждый из вас может высказываться по наиболее интересующим вас проблемам сегодняшнего исследования, соблюдая порядок и правила выступления. Кроме того, каждый является участником творческой группы, которая занималась исследованием проблем: 1 группа – политики умиротворения; 2 группа – политики коллективной безопасности; 3 группа – внешней политики СССР.

На сегодняшнем уроке нам необходимо разобраться в следующих проблемах: почему на смену «эре пацифизма» приходит агрессия, каковы причины появления политики умиротворения и коллективной безопасности, почему происходит смена ориентиров во внешней политике СССР в конце 30-х годов.

II. Усвоение, обобщение, систематизация знаний.

1. Тестирование «Эра пацифизма».

Взаимопроверка в парах . (Приложение 1)

2. Очаги военной опасности и сближение агрессоров .

Но в начале 30-х годов происходят значительные изменения в международных отношениях. И они были связаны с нарушением условий Версальско-Вашингтонской системы.

У каждой группы на столах лежат карточки: «Япония», «Италия», «Германия». Необходимо выбрать одну из карточек и ответить на вопрос:

Каким образом данное государство виновно в нарушении условий Версальско-Вашингтонской системы?

(Ответы сопровождаются показом по карте и по ходу изложения позиция каждой державы – Презентация – слайд № 4). (Приложение 2)

3. Причины недооценки опасности миру . Фронтальная беседа.

  1. Как вы считаете, почему страны демократии не смогли оценить эти события как реальную угрозу существующему миру?
  2. В чем заключалось отличие международной обстановки 30-х годов по сравнению с 1914 годом?
  3. Как мировой экономический кризис повлиял на международные отношения 30-х годов?
  4. Какую позицию в происходящих событиях заняли США?

(Презентация – слайд № 5)

Ответы: Международные отношения 30-х годов отличались от кануна первой мировой войны. В 30-е годы лишь небольшая группа стран стремилась к войне, тогда как большая часть этого не хотела. Существовала реальная возможность погасить очаги войны, все зависело от способности мирового сообщества организовать совместные действия.

Первой проверкой этой способности стал экономический кризис. Он был мировым, и бороться с его последствиями разумнее было сообща.

Однако выявилась неспособность к совместным действиям: США установили самые высокие таможенные пошлины, Великобритания установила такой обменный курс фунта, который создал условия для расширения экспорта британских товаров. Другие страны последовали их примеру. Началась настоящая таможенная и валютная война, которая дезорганизовала мировую торговлю и углубила кризис. Каждая страна пыталась переложить тяжесть кризиса на других, возросло экономическое соперничество, способность к совместным действиям была утеряна. Отсутствовало понимание целостности и неделимости мира .

Нарастание напряженности в мире породило в США стремление уединиться в своей «американской крепости». Самая богатая страна с колоссальными ресурсами и способностью влиять на мировые события как бы выпала из мировой политики. Это резко увеличивало шансы агрессоров на успех.

Приход Гитлера к власти не сразу был воспринят как коренной поворот в политике Германии. Долгое время в нем видели лишь сильного национального лидера, стремящегося восстановить для Германии справедливость. Планы нацистов по переделу мира поначалу не воспринимались всерьез. Еще не работали лагеря смерти, а народы Европы не испытали ужасов оккупации. Все это было впереди. Многим политикам Гитлер казался лидером, с которым вполне можно вести дело.

4. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности: сущность, реализация, причины неудач.

(Презентация – слайд № 6)

Начиная с 1936 года, в Европе формируются два противоположных направления в международных отношениях: политика умиротворения и политика коллективной безопасности.

А) Политика умиротворения. Сообщение учащегося из 1 группы.

Активным сторонником этой политики был премьер-министр Великобритании в 1937-1940 годах Невилл Чемберлен.

По его мнению, главная опасность состояла не в действиях Германии, а в возможности потери контроля над развитием событий. Он считал, что первая мировая война возникла именно потому, что великие державы на время утеряли контроль над развитием событий. В итоге локальный конфликт из-за Сербии перерос в мировую войну. Для того, чтобы предотвратить такую опасность, нужно не терять контактов со всеми участниками международного конфликта и пытаться решать возникшие проблемы на основе взаимных уступок. На деле это означало, что Гитлер выдвигал все новые претензии, они становились объектом обсуждения, после чего надо было идти на все большие уступки Германии. Подобная политика требовала жертв и территориальных уступок со стороны третьих стран, т.е. тех, к кому Германия предъявляла претензии.

Б) Политика коллективной безопасности.

Сообщение учащегося из 2 группы.

Политика коллективной безопасности предложена французским министром иностранных дел Луи Барту. Эта политика была нацелена на сохранение в Европе статус-кво, неизменности сложившихся границ. Государства, заинтересованные в этом, должны были заключить между собой соглашения о взаимопомощи. Участие СССР в этой системе Барту считал жизненно важным. Проводником этой политики в нашей стране стал нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов. В ходе реализации этого курса Советскому Союзу удалось добиться упрочения своего положения:

  • в 1934 году СССР был принят в Лигу наций в качестве члена ее Совета;
  • в 1935 году был подписан советско-французский договор о взаимопомощи (текс договора имеется на столах и отвечающий может ссылаться на него);
  • в 1936 году подписан договор с Чехословакией;
  • в 1935 году VII конгресс Коминтерна взял курс на развертывание антифашистской борьбы.

Почему другие государства не поддержали политику коллективной безопасности?

Ответы:

  1. СССР не имел общей границы с Германией. Чтобы выполнить свои обещания по договору, его войска должны быть пропущены через территорию Польши или Румынии, но правительства той и другой стороны боялись СССР больше Германии и категорически отказывались давать обещания относительно возможного пропуска советских войск через свою территорию.
  2. Военный потенциал СССР оценивался чрезвычайно низко после массовых репрессий среди командного состава Красной Армии.

Итог: Франция в 1938 году отказывается от политики коллективной безопасности и плетется за британской политикой умиротворения.

В) Реализация политики умиротворения.

  • Фронтальная беседа.

1. Вспомните, в чем состояла, по мнению Гитлера, историческая миссия германского фашизма?

Ответ: Завоевание мирового господства. А для этого необходимо: ликвидировать условия Версальского договора, создать мощную армию, объединить всех немцев в едином государстве, завоевание необходимого «жизненного пространства» на Востоке.

2. Какие пункты этого плана уже были реализованы Гитлером?

Ответ: Ликвидированы частично условия Версальского договора относительно ограничений Германии, создана мощная армия. Можно было приступать к реализации следующего этапа – объединение всех немцев в едином государстве.

  • Компьютерная презентация, подготовленная 1 творческой группой..

3. Немецкий генерал-фельдмаршал В. Кейтель заявил после окончания войны: «В период Мюнхена Германия не была подготовлена к вооруженному конфликту. Если бы в марте 1938 года союзники позволили Чехословацкой республике провести мобилизацию, Гитлер не смог бы оккупировать даже Австрию…» Была ли уступка Гитлеру со стороны западных держав в Мюнхене вызвана явным военным превосходством Германии или иными обстоятельствами?

Содержание презентации : В 1938 году Гитлер решил приступить к реализации своей внешнеполитической программы: передел границ с целью включения в состав германии всех населенных немцами регионов. Первой в списке стояла Австрия- родина Гитлера. Гитлер ультимативно потребовал передать власть в Австрии в руки местных нацистов. Те пригласили германские войска помочь им в наведении порядка. 12 марта 1938 года вермахт вторгся в Австрию. Ее независимость была ликвидирована, она стала областью Германии. Хотя большинство австрийцев с энтузиазмом восприняли присоединение, видя только в нем будущее страны. Но так или иначе в Европе перестало существовать суверенное государство. Никто не смог этому помешать.

Вслед за этим Гитлер выдвинул претензии к Чехословакии, требуя присоединения к Германии Судетской области, населенной в основном немцами. Но Чехословакия оказалась твердым орешком. Она имела одну из лучших армий в Европе и не собиралась уступать. Гитлер решил добиться отделения Судет, пугая великие державы перспективой начала новой войны. 30 сентября 1938 года в Мюнхене с участием Англии, Германии, Италии и Франции было решено удовлетворить претензии Гитлера. Чехословакия, которую даже не пригласили на конференцию, потеряла 1/5 часть территории, граница проходила в 40 км от Праги.

(Ответ на ПЗ)

4. Каковы итоги политики умиротворения к концу 1938 года?

Ответ: Германия превратилась в сильнейшее государство Европы. Гитлер уверовал в свою безнаказанность. Это приблизило начало войны. Запад был слеп: оценка сговора – восторженная: «Мир этому поколению!»

Г) Крах политики умиротворения. Рассказ учителя.

Какие действия Англии и Франции свидетельствовали о том, что их политика умиротворения потерпела полный крах?

Ответ: Март-апрель 1939 года предоставление Англией и Францией гарантий военной помощи всем граничащим с Германией государствам в случае нападения на них Германии.

5. Внешняя политика СССР в 30-е годы. (Презентация – слайд № 7)

А) Причины сближения СССР И Германии.. Фронтальная беседа.

1. Какие выводы сделало для себя советское руководство после подписания Мюнхенского соглашения?

Ответ: СССР пытаются отодвинуть от активного участия в европейских делах. Попытка направить агрессию Германии на Восток, против СССР.

2. Как развивались советско-японские отношения в 1938 – 1939 годах?

Ответ: Летом 1938 года японские войска вторглись на территорию СССР в районе озера Хасан. Летом 1939 года японская армия спровоцировала конфликт в районе Халхин-Гола, в Монголии, связанной с СССР военным договором. СССР мог оказаться в состоянии войны на два фронта.

3. Почему Германия начинает искать пути сближения с СССР в 1939 году?

Ответ: Главным объектом притязаний для Гитлера теперь была Польша. Но Англия и Франция предоставили Польше гарантии военной помощи. Напав на нее, Германия рисковала оказаться в состоянии войны с Англией, Францией. Захват Польши выводил германию на границу с СССР, и если СССР будет продолжать антигерманскую политику, то германия окажется в состоянии войны на два фронта. Узнав о гарантиях Польше и твердом намерении Англии и Франции их соблюдать, он стучал кулаками по мрамору своего письменного стола, пообещав сварить «чертово зелье» Англии. Эти зельем и стало сближение с СССР.

Б) Работа с документами . (Приложение 3 – рабочий лист № 1)

  1. Заявление Гитлера Верховному комиссару Лиги наций в Данциге 11 августа 1939 г.
  2. Из выступления В.М. Молотова на сессии Верховного Совета 31 мая 1939 года.

Почему Англия и Франция, осознавая военную опасность со стороны фашистской Германии, тем не менее уходили от того, чтобы заключить союз с СССР?

Почему СССР начал отходить от политики коллективной безопасности в августе 1939 года?

Ответ: СССР настаивал на предоставлении ему права ввести свои войска на территорию Польши и Румынии для отражения агрессии Германии, установив свой контроль над Восточной Европой. Советская сторона видела в позиции Польши и Румынии предлог для затягивания переговоров и доказательство того, что Англия и Франция не желают по-настоящему сотрудничать с СССР, а используют переговоры как средство давления на Гитлера в попытке договориться с ним.

В) Выбор сделан. Рассказ учителя.

В середине августа 1939 года СССР оказался в центре мировой политики. Его благосклонности активно добивались как Германия, так и ее военные противники. Перед Советским Союзом встала проблема выбора между противоборствующими противниками. От этого выбора зависела судьба мира. Поворот произошел 21 августа 1939 года. Сталин получил телеграмму от Гитлера, в которой тот заявил, что стремится к заключению пакта о ненападении с СССР и готов подписать любое дополнительное соглашение, касающееся урегулирования всех спорных вопросов. Для Сталина стало ясно, что СССР может получить контроль над Восточной Европой, но не в обмен на согласие участвовать в войне, а в качестве цены за неучастие в ней. В этот же день переговоры с Англией и Францией были прерваны на неопределенный срок. 23 августа был подписан пакт о ненападении.

Г) Пакт о ненападении. Секретные протоколы. Работа с документами . (Приложение 4 – рабочий лист № 2).

  1. Соответствовал ли договор нормам международного права?
  2. Нарушал ли интересы других государств?
  3. Какие выгоды получало каждое государство, подписывая этот документ?
  4. Какую оценку можно дать этому документу?

III. Закрепление.

Слово учителя. Подписанные в Москве документы завершили переориентацию внешней политики СССР. Смысл этого поворота не может быть оценен однозначно – попытка обеспечить безопасность страны путем прямой договоренности с Германией. СССР превращался в невоюющего союзника Германии. Разрушался образ страны, последовательно выступавшей против фашизма и его агрессивной политики, что в исторической перспективе намного перевешивало те временные преимущества, которые обеспечивались пактом.

Непосредственным итогом подписания этих документов стало окончательное решение Гитлера начать агрессию против Польши.

(Презентация – слайд № 8)

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу. 3 сентября 1939 года Англия и Франция объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война – самая кровопролитная, самая жестокая, охватившая 61 государство мира, где проживало 80% населения Земли. Число погибших составило 65-66 миллионов человек.

Ответ на ППЗ: Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание

Международные отношения и внешняя политика СССР в 30-е годы ХХ века

Образование очага войны на Дальнем Востоке. Японские правящие круги на протяжении многих лет вынашивали обширные захватнические планы и активно готовились к их осуществлению. Эти планы с предельной откровенностью были изложены в ʼʼмеморандуме Танакаʼʼ, поданном японскому императору в 1927 ᴦ. Автор этого меморандума, занимавший тогда пост японского премьер-министра, требовал захвата Северо-Восточного Китая (Маньчжурии) и Монголии, войны с Советским Союзом и захвата советского Дальнего Востока и Сибири, установления японского господства над всœем Китаем, а затем над Юго-Восточной Азией и Индией.

Первый шаг к осуществлению этой программы японские империалисты сделали в 1931-1932 гᴦ., захватив Северо-Восточный Китай.

Международная обстановка 1930-1931 гᴦ. характеризовалась обострением отношений между СССР и капиталистическими странами. В этих условиях можно было рассчитывать на то, что западные державы не окажут противодействия японской агрессии в Северном Китае, явно нацелœенной против СССР.

18 сентября 1931 ᴦ. японские войска, расположенные в зоне Южно-Маньчжурской желœезной дороги, приступили к оккупации Северо-Восточного Китая. В качестве предлога для этой оккупации японские власти использовали лживое сообщение, будто китайцы произвели взрыв на Южно-Маньчжурской дороге.

Китайские правящие круги не оказали японским захватчикам никакого сопротивления. В феврале 1932 ᴦ. японские войска завершили оккупацию всœего Северо-Востока Китая. 1 марта 1932 ᴦ. японские власти официально объявили о создании на захваченной территории нового ʼʼгосударстваʼʼ, так называемого Маньчжоу-Го. Во главе его был поставлен свергнутый в 1912 ᴦ. последний китайский император Пу И. На Дальнем Востоке был создан первый очаг новой мировой войны.

В октябре 1931 ᴦ. Совет Лиги наций рассмотрел жалобу китайского правительства на агрессию Японии. Большинство членов Совета поддержало резолюцию, обязывавшую Японию в трехнедельный срок вывести свои войска из Китая. Япония голосовала против этой резолюции и тем сорвала принятие решения по обсуждаемому вопросу (поскольку решения Совета Лиги наций могли приниматься только единогласно).

В декабре 1931 ᴦ. Совет Лиги наций назначил комиссию для обследования японо-китайского конфликта на месте и предоставления рекомендаций Лиге наций.

В январе 1932 ᴦ. государственный секретарь США Н. Стимсон направил правительствам Японии и Китая ноту, в которой заявил о непризнании правительством США положения, созданного односторонними действиями Японии, но ʼʼДоктрина Стимсонаʼʼ не предусматривала никаких эффективных мер в защиту территориальной неприкосновенности Китая.

Фактически как Лига наций, так и правительство США устранились от оказания какой-либо помощи Китаю и тем самым развязали Японии руки для дальнейших актов агрессии.

Обсуждение японо-китайского конфликта в Лиге наций стало началом ʼʼполитики невмешательстваʼʼ.

Несмотря на то, что Лига наций фактически признавала господство Японии на Северо-Востоке Китая, она вызвала бурное возмущение японских военных. 27 марта 1933 ᴦ. Япония вышла из Лиги наций. Одновременно она приступила к оккупации ряда провинций Северного Китая.

Агрессивные действия Японии и политика непротивления им со стороны западных держав ободрили всœех сторонников передела мира в Европе и, прежде всœего в Германии.

Захват Японией Северо-Восточного Китая обострил советско-японские отношения. Маньчжурские власти и японские военные приступили к организации новых провокаций на КВЖД и вдоль советских дальневосточных рубежей. Советское правительство, стремясь к укреплению мира на Дальнем Востоке, обратилось в конце 1931 ᴦ. к Японии с предложением заключить пакт о ненападении. При этом Япония отклонила это предложение.

Советский Союз не признал захвата Японией Северо-Востока Китая. В декабре 1932 ᴦ. были восстановлены дипломатические отношения между СССР и Китаем , разорванные в 1929 ᴦ. по винœе гоминьдановского правительства.

Образование очага войны в Европе. Новый толчок к обострению международной обстановки в Европе дал захват власти в Германии национал-социалистской партией. Взгляды гитлеровцев были давно уже известны международной общественности. Еще в 1924 ᴦ. А. Гитлер в ʼʼМайн кампфʼʼ изложил программу завоевания немцами Европы и установления мирового господства.

Объявляя немцев ʼʼвысшей расойʼʼ, ʼʼрасой господʼʼ, он призывал их к приобретению для себя ʼʼжизненного пространстваʼʼ, к порабощению и истреблению ʼʼнизших расʼʼ. А. Гитлер рисовал обширную программу германской экспансии как на континœенте Европы, так и в колониях. При этом он подчеркивал, что новые территории нужно искать прежде всœего на востоке Европы, за счёт Советского Союза, он призывал немцев к тотальной, истребительной войне, не знающей разницы между фронтом и тылом.

В годы мирового экономического кризиса нацисты развернули агитацию за отмену Версальского мира, за вооружение Германии, за насильственный передел карты Европы.

Приход А. Гитлера к власти в 1933 году в Германии вызвал беспокойство международной общественности. Первые же шаги нового германского правительства на международной арене показали, что это беспокойство было вполне обоснованным. Фашистская партия создала угрозу безопасности всœех европейских государств. Ее усилиями Германия была превращена в очаг войны в Европе.

В июне 1933 ᴦ. в Лондоне открылась международная экономическая конференция. Глава германской делœегации на этой конференции выступил с заявлением, в котором потребовал передачи Германии Советской Украины и других окраинных территорий Советского Союза.

Это заявление вызвало огромное возмущение в демократических кругах и официальный протест со стороны Советского правительства.

На возобновившей свою работу Женевской конференции по разоружению германская делœегация в ультимативной форме потребовала признания ʼʼравноправияʼʼ Германии с другими державами в области вооружений. При этом ей было в данном отказано. 14 октября 1933 ᴦ. Германия покинула конференцию по разоружению, а через несколько дней заявила о своем выходе из Лиги наций. Этим гитлеровцы развязали себе руки для односторонней ликвидации военных ограничений Версальского договора.

В марте 1934 ᴦ. германский рейхстаг утвердил военный бюджет, который предусматривал крупные ассигнования на содержание военно-воздушного флота͵ запрещенного Германии Версальским миром. В июле 1934 ᴦ. Гитлер пытался захватить Австрию. На австрийских границах были сконцентрированы германские войска. В Вене произошел нацистский путч. Австрийский канцлер Дольфус был убит. Австрия избежала германской оккупации в 1934 ᴦ., только потому, что этому воспротивился итальянский фашистский диктатор - Б. Муссолини, который сам стремился завладеть этой страной.

В январе 1935 ᴦ. в Саарской области (Франция) происходил плебисцит (опрос народа), предусмотренный Версальским миром. Гитлеровцы, искусно спекулируя на естественном желании населœения Саара вернуться в состав Германии и жестоко преследуя всœех сторонников сохранения в Сааре существующего положения, обеспечили себе большинство голосов. Саарская область была возвращена Германии, что в значительной степени увеличило ее военно-промышленный потенциал.

В марте 1935 ᴦ. германское правительство приняло закон о восстановлении в Германии всœеобщей воинской повинности. Был восстановлен германский Генеральный штаб. Германия воссоздала также военную авиацию и подводный флот.

7 марта 1936 ᴦ. немецкое правительство официально заявило об отмене пункта Версальского мирного договора относительно создания Рейнской демилитаризованной зоны. В тот же день в Рейнскую зону вступили германские войска и приступили к строительству в ней военных сооружений.

Одностороннее расторжение Германией военных статей Версальского договора и бурный рост германской армии вплотную подвели Европу к войне.

В этих условиях в декабре 1933 ᴦ. советское правительство предложило создать систему коллективной безопасности, при которой государство-агрессор должно было встретить сопротивление всœех европейских стран. Для пропаганды этой идеи активно использовалась трибуна авторитетной международной организации - Лиги Наций, куда СССР вступил в 1934 ᴦ. В 1935 ᴦ. Советский Союз подписал договоры с Францией и Чехословакией, предусматривавшие помощь, в т.ч. и ограниченную военную, в случае нападения агрессора. Москва осудила фашистскую Италию, начавшую захватническую войну в Абиссинии (современная Эфиопия), оказала помощь антифашистским силам в Испании (1939 ᴦ.), а также Китаю.

Аншлюс Австрии 1938 года. К концу 1937 года фашистская Германия в основном закончила подготовку к большой войне. На совещании у А. Гитлера был решен вопрос принципиальной важности: в каком направлении фашистская Германия нанесет первый удар – против СССР или против западных стран. Руководство фашистской Германии решило начать борьбу за мировое господство с нападения на Англию и Францию, что бы уже за тем вступить в войну с СССР. В качестве крайне важно й предпосылки успешного военного похода на Запад фашистское руководство рассматривало захват Австрии, Чехословакии и ʼʼнейтрализациюʼʼ Польши.

В феврале 1938 года в руководстве фашистской Германии произошли изменения. Командование вермахтом А. Гитлер в качестве Верховного главнокомандующего взял на себя. Министром иностранных дел стал А. Риббентроп.

Ставя на повестку дня открытые акты агрессии, гитлеровцы в полной мере учитывали четко определœенную готовность западных держав к тому, что бы отдать А. Гитлеру Австрию, Чехословакию, Польшу, Балканы. Взамен правительства ведущих европейских государств рассчитывали получить от Германии гарантии безопасности западно-европейских стран и сохранения их колониальных владении. Австрия стала первой жертвой фашистской Германии в Центральной Европе.

На рассвете 12 марта 1938 года 300-тысячная немецкая армия хлынула в Австрию. А. Гитлер объявил о ʼʼвоссоединœенииʼʼ - аншлюсе Австрии с Германией. Австрия превратилась в одну из провинций фашистского третьего рейха.

Англия, Франция и США официально признали захват Австрии. Закрыли свои посольства в Вене.

После аншлюса Австрии не одна Европейская страна не могла чувствовать себя в безопасности. Чехословакия была теперь окружена с трех сторон, а установление непосредственной границы Германии с Италией, Югославией и Венгрией облегчало фашистам экспансию на Балканы.

Мюнхенское соглашение 1938 года. Раздел Чехословакии. Захват Чехословакии обеспечивал бы Германии приобретение богатейших промышленных и сельскохозяйственных ресурсов. Вдохновленные безнаказанным захватом Австрии, гитлеровцы в соответствии с захватнической программой, сформулированной А. Гитлером 5 ноября 1937 года, спешили с осуществлением новой агрессивной акции, теперь уже против Чехословакии, чтобы открыть себе дорогу для большой войны.

Высокоразвитая в индустриальном отношении, богатая запасами каменного угля, желœезной руды и другого сырья, Чехословакия давно являлась объектом агрессивных планов германских нацистов. Гитлеровцы намеривались ликвидировать национальную государственность чехов и словаков.

Глава национал-социалистической партии в Судетах – Г. Генлейн, выступая 24 апреля 1938 года в Карловых Варах, потребовал полной автономии для всœех немцев, проживающих в Чехословакии, и полной свободы фашистской пропаганды. При этом развитие событий в мае 1938 года опрокинуло гитлеровские планы немедленного захвата Чехословакии. В стране была проведена частичная мобилизация. Чехословацкие войска заняли пограничные укрепления и были готовы во всœеоружии встретить фашистское нашествие. Согласно немецкому плану ʼʼГрюнʼʼ в операции против Чехословакии предусматривалось использовать 30 дивизий.

21 мая 1938 года английское и французское правительства в категорической форме предостерегли Германию от военного нападения на Чехословакию. Οʜᴎ даже заявили, что в противном случае выступят в защиту Чехословакии. Гитлер вступил с ними в переговоры и потребовал прежде всœего решить чехословацкую проблему ʼʼпутем возвращенияʼʼ в рейх 3 млн. судецких немцев. В результате 19 сентября 1938 года правительства Англии и Франции вручили Чехословакии ультиматум: Чехословакия должна была передать Германии районы, где немцы составляли более половины населœения. Пакты о взаимопомощи, заключенные Чехословакией с Францией и СССР, подлежали аннулированию. Взамен Англия и Франция обещали Чехословакии ʼʼгарантиюʼʼ ее новых границ. 21 сентября 1938 года чехословацкое правительство приняло англо-французский ультиматум.

29 сентября 1938 года в Мюнхене состоялась встреча А. Гитлера с главами правительств Англии (Н. Чемберлен), Франции (Э. Даладье) и Италии (Б. Муссолини), которые поставили свои подписи под предложенным гитлеровцами документом о разделœе Чехословакии. Ей предписывалось в недельный срок передать Германии Судетскую область и пограничные с ней районы. Представители самой Чехословакии были вызваны в Мюнхен лишь для того, чтобы выслушать приговор.

На следующее утро, 30 сентября 1938 года, стали известны условия, на которых правящие круги Англии согласились выдать фашистской Германии Чехословакию. Это было ʼʼобещаниеʼʼ А. Гитлера не нападать на Англию, зафиксированное в англо-германской декларации, подписанной Н. Чемберленом и А. Гитлером. Позднее была подписана аналогичная франко-германская декларация. Гитлеровцы могли теперь разрабатывать планы экспансии на Восток. СССР был отстранен от участия в разрешении военно-политического конфликта͵ возникшего в Европе вокруг Чехословакии.

Мюнхенское соглашение западных держав с А. Гитлером явилось крупнейшим стратегическим просчетом западной дипломатии ХХ столетия. Это нанесло тяжелый удар по всœей системе безопасности, возникла мировая угроза фашизма. После Мюнхена начался необратимый процесс стремительного скатывания к войне.

Вскоре Германия оккупировала всю Чехословакию. Большая часть страны была включена в третий рейх под названием ʼʼПротекторат Богемия и Моравияʼʼ. В Словакии было создано зависимое от Германии государство. Захват Чехословакии открыл Гитлеру дорогу для экспансии в страны Восточной и Юго-Восточной Европы.

После Мюнхена Германия предъявила претензии к Польше, и военная опасность возросла чрезвычайно. Английские деятели, провозгласившие поначалу, что Мюнхен обеспечил мир для целого поколения, принимали меры к усиленному вооружению своей страны, чтобы с более выгодных позиций продолжать мюнхенскую политику.

Международные отношения и внешняя политика СССР в 30-е годы ХХ века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Международные отношения и внешняя политика СССР в 30-е годы ХХ века" 2017, 2018.