«На рыбачьей тропе (Рассказы о природе)», Евгений Носов. «На рыбачьей тропе (Рассказы о природе)», Евгений Носов Рассказ хитрюга носов читать

Урок внеклассного чтения по программе «Школа России», 3 класс.

Урок внеклассного чтения по теме «Красота родной природы в рассказах Е.И. Носова»

Цели урока: кратко познакомить учащихся с биографией и произведениями Е.И. Носова, особенностями его рассказов, раскрывающих красоту природы родного края; развивать устную речь, образное и логическое мышление, наблюдательность, формировать читательскую самостоятельность; воспитывать бескорыстное отношение к природе, сочувствие к животным; умение согласованно работать в парах.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Постановка целей и задач урока.


- Урок внеклассного чтения я хочу начать вот такими словами: «Природу нельзя трогать грубыми руками, как нельзя прикасаться к жемчужной капле росы в чашечке цветка, к пыльце на крыльях бабочки, к серебристой головке одуванчика, сотканной из пуха и воздуха, пронизанной солнцем… Всем этим можно только любоваться. Тронул и все испортил».

Что можно сказать о человеке, который написал такие строки?

А почему?

III. Знакомство с биографией писателя. Рассказ учителя, показ фотографий.

Да, это человек, который очень любил природу. И не просто природу, а природу нашего родного курского края. Эти слова принадлежат самому знаменитому курскому писателю – Евгению Ивановичу Носову (портрет). Посмотрите на эти фотографии. Природа курского края. Именно на таком берегу реки Сейм под Курском в селе Толмачево в далеком 1925 году родился этот писатель. Родители мальчика работали на заводах в Курске, а дед и бабушка были простыми колхозниками и жили в селе, где родился мальчик. Здесь среди полей, лугов, лесов и рек прошло детство будущего писателя. Приезжая на каникулах в деревню, он помогал своему деду. Очень любил ловить рыбу. С самого раннего детства научился наблюдать за животными и птицами, просто за деревьями и травами. Многие воспоминания из детства попали в его рассказы.
Евгений Иванович Носов еще очень любил фотографировать и рисовать. Это был Мастер слова и Мастер художник. По его произведениям изданы книги, сняты художественные фильмы, поставлены спектакли. Писатель удостоен многих государственных премий, является Почетным гражданином Курска. Умер в 2002 году.
В Курске открыт памятник замечательному человеку, писателю, певцу природы курского края. Мы с вами посетили этот памятник. Кто помнит, какие слова написаны на нем? («Покормите птиц»). В старших классах вы еще не раз встретитесь с творчеством этого писателя.

IV. Работа по теме урока. Анализ рассказов «Разбой на большой дороге», «Хитрюга», «Белый гусь», «Усатый».

1) Игра «Угадай рассказ»

  • а) Вычеркнуть повторяющиеся буквы и прочитать название рассказа: БХЯСОИКЗЖТЛРУЛБСЖЮОУГЯЗКА («Хитрюга»)
  • б) Прочитать только русские буквы: WRБGDЕSZЛJLIUЫRWQЙQW GJFDГSУRYUСLZVЬW («Белый гусь»)
  • в) Соотнести буквы первого столбика с цифрами второго столбика:

Т Й А 4 6 3 («Усатый»)

– Я знаю, что вы к этому уроку рисовали главных героев произведений. Кто же является главным героем этих произведений? (Рисунки вывешиваются на доску). Ребята, а кто еще прочитал какие рассказы Носова и сделал к ним рисунки? («Тридцать зерен», «Зимородок», «Разбой на большой дороге»; рисунки сороки, зимородка и синички).

2) Анализ рассказа «Разбой на большой дороге».

Ребята, так какова основная тема рассказов Е.И. Носова? Мне кажется, что название одного рассказа не подходит к нашей теме. Какой?

Да, послушайте, как резко и грубо звучит название этого рассказа. Так кто же является разбойником в этом рассказе?

Что же сороку заставило стать разбойницей?

Кем же является сорока – разбойницей-воровкой или голодной птицей?

Трудно приходится птицам в жизни, особенно зимой. Надо бороться за выживание.

3) Анализ рассказа «Хитрюга».


- Если я скажу слово «хитрюга», о ком прежде всего можно подумать?
- Давайте подберем к этому слову родственные слова.
- Так кто же главный герой этого рассказа?
- Почему автор так назвал свой рассказ?
- Почему ежа долго не могли найти?
- Как автор все же поймал ежа?
- Чем вас удивил ежик?
- Как автор описывает осенний день (повадки ежа)?
- Выполните задание карточки № 4.
«Ежу очень удобно собирать _______ . Найдет ______ где их больше, растопырит иголки – и ну ______ , с боку на бок переваливаться. Листья и накалываются на его ________ . Встанет на ________ еж, а его под листьями и не видать. Так и бежит он в _______ одежде в свою норку».
Слова для справок: кататься, местечко, листья, колючки, золотой, лапки.
- Вот с такой не совсем обычной стороны мы узнали о ежике.

4) Анализ рассказа «Белый гусь».


- В каком рассказе Носова главным героем стала самая обыкновенная домашняя птица?
- Почему обычный гусь стал героем рассказа?
- А что удивило автора?
- Какие чувства у вас вызвал этот рассказ?
- Давайте прочитаем описание этого удивительного гуся.
- Каким вы увидели гуся?

Какие надо взять краски, чтобы нарисовать свинцовую тучу?
- Какие приемы использует автор для описания, чтобы мы лучше представили ярость надвигающейся тучи?
- Ребята, а что вас поразило в рассказе?
- Какие прилагательные помогут нам описать характер белого гуся? Выполните задание в карточке №5.

Подчеркните слова, которые помогут вам описать характер гуся.
Находчивый, заботливый, добродушный, сильный, слабый, благородный, глупый, мудрый, смелый, злой.
- Я хочу обратить ваше внимание на последние строчки рассказа о маленьком гусенке. В этих словах автора заключается главная мысль рассказа. Что хотел нам сказать автор этими словами?

5) Анализ рассказа «Усатый».

К этому рассказу я составила вот такую схему (картинка детей, стрелка, кузнечик»; над стрелкой большой красный вопросительный знак). Почему?
- Какие чувства вызвал кузнечик у детей?
- Найдите описание концерта.
- Как выглядел кузнечик? Найдите описание в тексте.
- Вот такой герой рассказа. Что произошло дальше?
- Как вы относитесь к коллекционированию Вовкой насекомых?
- Давайте вернемся к нашей схеме. Дети поймали кузнечика и посадили его в банку – это нехорошо, кормили травой, слушали концерт, но на свободу не выпускали – тоже нехорошо. А затем он погиб. Дети не сделали ничего хорошего. Так относиться к животным нельзя. Да, люди к природе относятся по-разному: заботливо и внимательно, бережно и жестоко, безразлично и равнодушно. А животные дают возможность человеку ощутить радость, восторг. И иногда они за это расплачиваются жизнью.

6) Выступления детей, выполнивших дополнительные задания по теме урока (аннотация к рассказам «Тридцать зерен», «Зимородок» и др.).

V. Итог урока, выводы и обобщение материала.


- Чем похожи все эти рассказы?
- А чему учат произведения нашего курского писателя?
Урок я хочу закончить замечательными словами Евгения Ивановича Носова: «Человек – это тот, кто понимает, что жизнь на земле возможна только при бережном отношении к природе»

Е. Носов «Тридцать зёрен»

Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. Но снег был твёрд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»

Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зёрна. Первое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать — в моей комнате.

Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец она схватила первую коноплинку и унесла её на ветку. Расклевав твёрдую скорлупку, она выщипала ядро.

Всё обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент, подобрала зёрнышко номер два...

Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмерена её судьба.

— Можно, я склюю ещё одно зёрнышко? Одно-единственное?

И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с коноплинкой на дерево.

— Ну, пожалуйста, ещё одно. Ладно?

Наконец осталось последнее зерно. Оно лежало на самом кончике линейки. Зёрнышко казалось таким далёким, и идти за ним так боязно!

Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. Её особенно поразили живые зелёные цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.

— Ты здесь живёшь?

— А почему здесь нет снега?

Вместо ответа я повернул выключатель. Под потолком ярко вспыхнула электрическая лампочка.

— Где ты взял кусочек солнца? А это что?

— Это? Книги.

— Что такое книги?

— Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. И ещё научили насыпать тебе конопляных зёрнышек.

— Это очень хорошо. А ты совсем не страшный. Кто ты?

— Я — Человек.

— Что такое Человек?

Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.

— Видишь нитку? Она привязана к форточке...

Синичка испуганно оглянулась.

— Не бойся. Я этого не сделаю. Это и называется у нас — Человек.

— А можно мне съесть это последнее зёрнышко?

— Да, конечно! Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. Ты будешь навещать меня, а я буду работать. Это помогает Человеку хорошо работать. Согласна?

— Согласна. А что такое работать?

— Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без неё нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу.

— А чем ты помогаешь людям?

— Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать конопляных зёрен...

Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклёвывает его на кончике линейки.

Носов Евгений Валентинович

На рыбачьей тропе (Рассказы о природе)

Евгений Носов

НА РЫБАЧЬЕЙ ТРОПЕ

Рассказы о природе

Тридцать зерен

Весенними тропами

Дымит черемуха

Белый гусь

Где просыпается солнце?

Живое пламя

Забытая страничка

Деревенские ласточки

Лесной хозяин

Трудный хлеб

Таинственный музыкант

Черный силуэт

Разбой на большой дороге

Как патефон петуха от смерти спас

Как ворона на крыше заблудилась

Ракитовый чай

Зимородок

Коварный крючок

Репейное царство

Неспешными проселками

Под старым осокорем

Палтарасыч

Пропавшая заря

Тропа длиною в лето

ТРИДЦАТЬ ЗЕРЕН

Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. Но снег был тверд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: "Как же теперь быть?"

Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил ее кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зерна. Первое зернышко оказалось в саду, зернышко под номером тридцать - в моей комнате.

Синичка все видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец она схватила первую коноплинку и унесла ее на ветку. Расклевав твердую скорлупку, она выщипала ядро.

Всё обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент, подобрала зернышко номер два...

Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. А она, все еще робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмеряна ее судьба.

Можно, я склюю еще одно зернышко? Одно-единственное?

И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с коноплинкой на дерево.

Ну, пожалуйста, еще одно. Ладно?

Наконец осталось последнее зерно. Оно лежало на саном кончике линейки. Зернышко казалось таким далеким, и идти за ним так боязно!

Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. Ее особенно поразили живые зеленые цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.

Ты здесь живешь?

А почему здесь нет снега?

Вместо ответа я повернул выключатель. Под потолком ярко вспыхнула электрическая лампочка.

Где ты взял кусочек солнца? А это что?

Это? Книги.

Что такое книги?

Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. И еще научили насыпать тебе конопляных зернышек.

Это очень хорошо. А ты совсем не страшный. Кто ты?

Я - Человек.

Что такое Человек?

Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.

Видишь нитку? Она привязана к форточке...

Синичка испуганно оглянулась.

Не бойся. Я этого не сделаю. Это и называется у нас - Человек.

А можно мне съесть это последнее зернышко?

Да, конечно! Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. Ты будешь навещать меня, а я буду работать. Это помогает Человеку хорошо работать. Согласна?

Согласна. А что такое работать?

Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без нее нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу.

А чем ты помогаешь людям?

Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает ее, положил бы на своем окне по тридцать конопляных зерен...

Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклевывает его на кончике линейки.

ВЕСЕННИМИ ТРОПАМИ

Не знаю, как в других краях, а в нашей стороне зима нынче не по совести застоялась. Уж и марту конец, а она и не думает раскланиваться. Разлеглась по полям свежей наметью, пушит инеем продрогшие леса, на окнах занавески из тонкой изморози развешивает, а узоры на тех занавесках все еловыми лапами да можжевеловыми ветками.

Оно, конечно, ядреная зима русскому человеку не в тягость. Любит он и крутой морозец и спорую порошу. Иной раз ввалится в сени, на шапке сугроб, борода смерзлась, аж хрустит; постучит валенком о валенок у порога, хлопнет шапкой о колено и крякнет: "Ну и метет. Носа не видно!" А у самого в глазах так и прыгают лукавинки. А спросить: чему радуется?

Но всему свой черед. В день, когда по народному поверью зима с молодой весной силой меряется, всяк тайно желает, чтобы верх весна взяла. А загостившейся зиме намекает, что-де пора и честь знать: проводы с блинами устраивают, скворечники на шестах вывесят, а на колхозной усадьбе нетерпеливый тракторист запустит мотор и, окутанный грохотом, вслушивается во что-то, а у самого в глазах тоже удаль да лукавство.

И я все с большим нетерпением ожидаю перелома в природе: когда, наконец, всполошится все вокруг от хмельной радости обновления?

Но слышно: опять синица в окно кормушкой стучит. Значит, ночью снег выпал, все прикрыл, нечем птахе поживиться. Под вечер снова черемуха веткой по стеклу скребет. И как только она царапнет, тотчас чайник на плите заскулит тоскливо, по-щенячьи. Я по этим своим приметам и узнаю: опять вьюжит.

Зима надломилась лишь спустя несколько дней после равноденствия. Вдруг с юга потянуло влажным теплом, отпотели окна в доме, и по стеклу, прокладывая путь сквозь матовую морось, побежала робкая струйка. С нее все и началось.

В тот день меня разбудила синица. Она сидела на ветке черемухи у окна и торопливо и возбужденно звала меня: "Ци-ци-пи, ци-ци-пи, ци-ци-пи! Что ты спишь? Что ты спишь? Что ты спишь?"

Я выглянул в окно и зажмурился от яркости огромного многоярусного облака, повисшего среди начисто выметенного неба. Оно было соткано из солнечного сияния и нетронутой белизны, и казалось, что сама весна прилетела на этом белом чуде. А синица все раскачивалась на ветке и неистово и громко, так что звоном в ушах отдавалось, выкрикивала радостное: "Ци-пи! Ци-пи! Не спи! Не спи!"

Я и без нее знаю, что теперь спать не приходится. Весна вся в движении. Надо поспеть за нею, ничего не упустить в ее чародействе.

Зарядил фотоаппарат, вытащил из ящика болотные сапоги. Трубач увидел сапоги, вскочил с подстилки, запрыгал, застучал хвостом по стульям. Он давно ожидал, когда я, наконец, начну собираться.

Идем, дружище, весну встречать.

Трубач понимающе тявкнул густым, сочным баском, и в буфете зазвенела посуда.

После многодневной осады весна ворвалась в город и вела жаркие уличные бои. Рушились, подточенные солнцем, снежные валы и крепости, воздвигнутые ребятишками, в лужах терпели бедствие бумажные флотилии, дымились очищенные от снега крыши; невесть когда появившиеся грачи, словно минеры, озабоченно прощупывали длинными белыми носами побуревшие дороги.

Зима отступила в сады, укрылась за сараями и заборами и только по ночам осмеливалась на вылазки, перехватывала морозцем ручьи, эти неутомимые связные весны.

Город полнился ярмарочным гамом. Одержимо, разноголосо дудели автомашины, наверно оттого, что улицы полны народу. Под всеми крышами барабанила капель, во всех дворах звенели детские голоса, а над домами и дворами, над улицами и перекрестками выписывали головокружительные виражи горластые грачи.

Среди всей этой весенней суматохи слышно, как на той стороне улицы, у ворот промысловой кооперации, толстенький, хрустящий хромом Степан Степаныч посылал своего сторожа разорять грачиные гнезда.

Экий ты, Афанасий, раскоряка: на дерево не можешь залезть.

Не могу, Степан Степаныч, головокружение.

А ты пей поменьше.


Евгений Иванович Носов

Хитрюга

Давно приставал ко мне сынишка: принеси да принеси из лесу ежа. Они в школе живой уголок устроили: есть кролик, ящерица, воробей, даже морскую свинку где-то достали. А вот ежа нет. Раза два всем классом в лес ходили, да разве его скоро найдёшь? Вот сынишка и пообещал товарищам, что я обязательно поймаю. Я, мол, знаю, где какая птица, какой зверь прячется.

Пожурил я сына за поспешное обещание, которое может остаться и невыполненным, да делать нечего. Пришлось искать ежа. Правда, специально за ним я не ходил. Отправлюсь на охоту или рыбную ловлю, ну и про ежа помню: может, по пути встретится. А оно всегда так бывает: когда чего не надо-попадается, а когда ищешь - не найдёшь.

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру за окунями. Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днём. Светло оттого, что листья осыпались и больше не затеняют землю, а тихо потому, что и ветер не шумит кроной, и птиц не слышно - они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо, будто колонны. Между ними по-стлан мягкий ковёр из сухих листьев. Изредка попадаются молодые дубки с ещё не опавшей листвой. Освещённые солнцем, они вспыхивают в просветах между стволов, словно зажжённые факелы. И эхо. гулкое, раскатистое, блуждает в лесу тоже, как в большом пустом здании.

В таком лесу далеко слышен каждый звук. Скачет ли заяц или осторожно крадётся лисица - нет-нет да и хрустнет сухая ветка, зашуршат опавшие листья.

Слышу и я: кто-то бежит под кустами лещины. Топ-топ-топ… Присел на корточки, чтобы под ветки заглянуть. Вижу: прямо на меня катится возок, доверху нагруженный листьями. Точь-в-точь, как телега с сеном. Только величиной-то этот возок с шапку и движется он сам собой, без лошади.

Ежик!-догадался я.- Тащит сухие листья в нору на подстилку.

Ежу очень удобно собирать листья. Найдёт местечко, где их побольше. растопырит иголки - и ну кататься, с боку на бок переваливаться. Листья и накалываются на его колючки. Встанет на лапки ёж. а его под листьями и не видать. Гак и бежит он в золотой одежде в свою нору.

Почуял меня ёж - остановился, припал к земле. Только листья шевелятся на его взъерошенной спинке.

Это было до того, как сын попросил ежа. к тому же я шёл к озеру, и брать зверюшку было не с руки. Ну и уступил ему дорогу.

Попадись он мне теперь - накрыл бы шапкой и в рюкзак! Но вот беда: хожу-хожу. а он всё не попадается. Едва я вечером на порог, а сын уже вопросительно смотрит: принёс?

Нет, не принёс,- говорю.

Не надо было обещать! Нехорошо получается. Последняя надежда на следующее воскресенье. Если и тогда не встречу, там уже холода начнутся, все ежи по норам спрячутся до весны.

Очередной выходной день я ожидал с не меньшим нетерпением, чем сын. Охотничий азарт взял. Впервые отправился специально за этой колючей дичью. Проходил полдня, заглядывал под каждое корневище, под каждую кучку валежника - нет ежа! Рассердился, даже по зайцу стрелять не стал, когда он из-под напиленных поленьев выскочил.

Повернул я домой. Чтобы быстрей идти, выбрался на железнодорожную насыпь. Шагаю по шпалам, а сам всё про сына вспоминаю. Сейчас открою дверь, а он - скок навстречу: «Принёс? Эх ты. охотник!»

Прошёл переезд. Скоро и лес должен кончиться, завиднеется город. И вдруг впереди между рельсами вижу, какой-то серый клубок катится, не прямо, а зигзагами: то к одному рельсу, то к другому жмётся и так ловко через шпалы прыгает. Снял я ружьё, прибавил шагу. Клубок ещё быстрее покатился. Я - бежать. Он тоже прибавил ходу. Чего бы ему через рельс не перепрыгнуть? Откос высокий, враз скатился бы, только его и видели.

Но серый клубок не думал сворачивать. Наконец нагнал я его. Да ведь это же ёжик! Вот выручил, вот спасибо тебе, глупенький ты зверюшка. Припал ёж в углублении между шпалами, ощетинился. А бока так и вздымаются, колючки так и ходят. Видно, запалил я его. А перепрыгнуть через рельс не догадался, не видел края, что ли? Наверное, на переезде переходил пути, да я помешал, он и угодил между двух рельсов. Накрыл я ёжика шапкой и сунул в рюкзак. А потом сбежал с насыпи в лес, набрал побольше листьев и набил ими мешок. Думаю, передам сыну пленника вместе с листьями. Пусть устроит ему настоящее гнездо.

Сына дома не оказалось: он не ожидал меня так рано и пошёл^ к товарищу. Ну ладно, думаю, так ещё лучше. Придёт, а ёж уже будет бегать по комнате.

Налил я в блюдечко молока, накрошил в него булку, а рядом кусок сырого мяса положил. Выбирай, ёжик, что понравится! Но ежишка даже не взглянул на лакомства. Посидел тихонько взъерошенный, потом высунул из-под колючего чуба остренькое рыльце и затопал под шкаф.

В кухне света не стали зажигать, чтобы не беспокоить зверюшку, а сами перешли в столовую, закрыв за собой дверь.

Пришёл сынишка, увидел на полу рюкзак с листьями, рядом блюдечко с молоком, запрыгал, забил в ладошки:

Принёс! Принёс! Ну-ка. покажись, ёжик, какой ты? Пап, где же ёжик?

Под шкафом,- сказал я, включая свет.

Ну как нету? Туда побежал. Тебе просто не видно.

Хорошо видно. Там сзади стена освещена.

Тогда, значит, в другое место перебежал. Посмотри под столом.

Сынишка, не вставая, на четвереньках дополз до кухонного с дверцами стола и заглянул под него.

Тоже нет.

Ну как нет? - не поверил я и сам посмотрел под стол. Ежа и вправду не было.

Может, кошка его съела?

Выдумал! С ним собака и та не сладит…

Мы с сыном сидели на полу и, недоуменно глядя друг на друга, гадали,

Чик! - закричали воробьи, пускаясь вслед за ним.- Чик! Это нечестно!

Оказывается, они все видели, как старая ворона заблудилась на крыше.

Давно приставал ко мне сынишка: принеси да принеси из лесу ежа. Они в школе живой уголок устроили: есть кролик, ящерица, воробей, даже морскую свинку где-то достали. А вот ежа нет. Раза два всем классом в лес ходили, да разве его скоро найдешь? Вот сынишка и пообещал товарищам, что я обязательно поймаю. Я, мол, знаю, где какая птица, какой зверь прячется.

Пожурил я сына за поспешное обещание, которое может остаться и невыполненным, да делать нечего. Пришлось искать ежа. Правда, специально за ним я не ходил. Отправлюсь на охоту или рыбную ловлю, ну и про ежа помню: может, по пути встретится. А оно всегда так бывает: когда чего не надо попадается, а когда ищешь - не найдешь.

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру за окунями. Тихо и светло бывает в лесу осенним днем. Светло оттого, что листья осыпались и больше не затеняют землю, а тихо потому, что и ветер не шумит кроной, и птиц не слышно - они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо, будто колонны. Между ними постлан мягкий ковер из сухих листьев. Изредка попадаются молодые дубки с еще не опавшей листвой. Освещенные солнцем, они вспыхивают в просветах между стволами, словно зажженные факелы. И эхо, гулкое, раскатистое, блуждает по лесу тоже как в большом пустом здании.

В таком лесу далеко слышен каждый звук. Скачет ли заяц или сторожко крадется лисица - нет-нет да и хрустнет сухая ветка, зашуршат опавшие листья.

Слышу и я: кто-то бежит под кустами лещины. Топ-топ-топ... Присел на корточки, чтобы под ветки заглянуть. Вижу: прямо на меня катится возок, доверху нагруженный листьями. Точь-в-точь, как телега с сеном. Только величиной-то этот возок с шапку и движется он сам собой, без лошади.

Ежик! - догадался я.- Тащит сухие листья в нору на подстилку.

Ежу очень удобно собирать листья. Найдет местечко, где их побольше, растопырит иголки - и ну кататься, с боку на бок переваливаться. Листья и накалываются на его колючки. Встанет на лапки еж, а его под листьями и не видать. Так и бежит он в золотой одежде в свою нору.

Почуял меня еж - остановился, припал к земле. Только листья шевелятся на его взъерошенной спинке.

Это было до того, как сын попросил ежа, к тому же я шел к озеру и брать зверюшку было не с руки. Ну и уступил ему дорогу.

Попадись он мне теперь - накрыл бы шапкой и в рюкзак! Но вот беда: хожу-хожу, а он все не попадается. Едва я вечером на порог, а сын уже вопросительно смотрит: принес?

Нет, не принес,- говорю.- Не надо было обещать! Нехорошо получается. Последняя надежда на следующее воскресенье. Если и тогда не встречу, там уже холода начнутся, все ежи по норам спрячутся до весны.

Очередной выходной день я ожидал с не меньшим нетерпением, чем сын. Охотничий азарт взял. Впервые отправился специально за этой колючей дичью. Проходил полдня, заглядывал под каждое корневище, под каждую кучку валежника - нет ежа! Рассердился, даже по зайцу стрелять не стал когда он из-под напиленных поленьев выскочил.

Повернул я домой. Чтобы быстрей идти, выбрался на железнодорожную насыпь. Шагаю по шпалам, а сам все про сына вспоминаю. Сейчас открою дверь, а он - скок навстречу: «Принес? Эх ты, охотник!»

Прошел переезд. Скоро и лес должен кончиться, завиднеется город. И вдруг впереди между рельсами вижу, какой-то серый клубок катится, не прямо, а зигзагами: то к одному рельсу, то к другому жмется и так ловко через шпалы прыгает. Снял я ружье, прибавил шагу. Клубок еще быстрее покатился. Я - бежать. От тоже прибавил ходу. Чего бы ему через рельс не перепрыгнуть? Откос высокий, враз скатился бы, только его и видели.

Но серый клубок и не думал сворачивать. Наконец нагнал я его. Да ведь это же ежик! Вот выручил, вот спасибо тебе, глупенький ты зверюшка. Припал еж в углублении между шпалами, ощетинился. А бока так и вздымаются, колючки так и ходят. Видно, запалил я его. А перепрыгнуть через рельс не догадался, не видел края, что ли? Наверно, на переезде переходил пути, да я помешал, он и угодил между двух рельсов. Накрыл я ежика шапкой и сунул в рюкзак. А потом сбежал с насыпи в лес, набрал побольше листьев и набил ими мешок. Думаю, передам сыну пленника вместе с листьями. Пусть устроит ему настоящее гнездо.

Сына дома не оказалось: он не ожидал меня так рано и пошел к товарищу. Ну ладно, думаю, так еще лучше. Придет, а еж уже будет бегать по комнате.

Налил я в блюдечко молока, накрошил в него булку, а рядом кусок сырого мяса положил. Выбирай, ежик, что понравится!

Но ежишка даже не взглянул на лакомства. Посидел тихонько взъерошенный, потом высунул из-под колючего чуба остренькое рыльце и затопал под шкаф.

В кухне света не стали зажигать, чтобы не беспокоить зверюшку, а сами перешли в столовую, закрыв за собой дверь.