Отдых в ура-тюбе, лучшие цены на туры в ура-тюбе. Ура-Тюбе: отели, цены Путешествие в ура тюбе

ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ УРА-ТЮБЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Обширные собрания таджикских средневековых документов, хранящихся в Гос. Публичной библиотеке им. Фирдоуси в г. Душанбе, а также в Отделе востоковедения и в Институте истории им. А. Дониша Академии наук Таджикской ССР 1 , до сих пор не изучались и не издавались. Между тем эти документы представляют большую ценность как подлинные исторические источники, освещающие именно те стороны социально-экономической жизни народов Средней Азии, которые пока еще остаются не изученными.

Учитывая первостепенную важность научной публикации этих документов, мы начинаем с издания коллекции, приобретенной нами в 1954 г. в г. Ура-Тюбе у одного из потомков ишанов, занимавших видное положение в феодальном Ура-Тюбинском владении.

В настоящий сборник вошли 47 из этих документов, относящихся к периоду с начала XVII в. до 1866 г., т. е. до присоединения г. Ура-Тюбе к России. В их числе имеются хукм-наме (ханские указы), инайет-наме (жалованные грамоты), письма бухарских ханов на имя удельных правителей, один документ о махре (калыме) и заключении брака, ярлыки о назначении на административные должности и на должность мударриса (преподавателя медресе) и др. Все документы касаются г. Ура-Тюбе и относящейся к нему территории. Они выданы правителями Бухары, Коканда и Ура-Тюбе. В будущем намечено опубликовать еще более 100 документов этой коллекции, представляющих собой васика (купчие) о продаже земли, воды и пр.

Ура-Тюбинский вилайет занимал северную часть территории современного Таджикистана, так называемую Ура-Тюбинскую и Шахристанскую котловины и предгорья Туркестанского хребта.

Столицей Ура-Тюбинского владения был город Ура-Тюбе - один из древнейших городов Средней Азии.

С конца IX в. на протяжении многих столетий область Ура-Тюбе (древняя Усрушана) находилась большей частью в удельном владении правителей Самарканда и Бухары.

Во второй половине XVIII в. Ура-Тюбинское владение усиливается и приобретает независимость. Во главе его становятся хакимы из узбекского племени юз. В состав владения, кроме г. Ура-Тюбе, в это время входили города Пенджикент, Ходжент и Джизак, укрепленные пункты Заамин, Ям и Hay. По преданию, даже один из кварталов Ташкента платил дань ура-тюбинскому беку Кулику 2 .

Среди других бекств Ура-Тюбинское владение выделялось своим выгодным географическим положением, размерами территории, которая немногим уступала территории Кокандского ханства, и крупными городами - центрами торговли и ремесла. Во второй половине XVIII в. Ура-Тюбе не подчинялось ни Кокандскому, ни Бухарскому ханству. Его владетели не только успешно защищались от нападений своих соседей, но и совершали военные походы с целью грабежа и захвата территорий соседних ханств.

Ура-Тюбинское владение имело внешнеполитические связи как со среднеазиатскими ханствами, так и с другими государствами Востока. Правитель Ура-Тюбе Худаяр-диванбеги, вступив в сношения с правителем Афганистана Тимур-шахом (1773-1792), толкнул его на войну с Бухарой 3 . Однако надежды Худаяра-диванбеги на ослабление Бухары не оправдались, война окончилась в 1791 г. поражением Афганистана. В начале XIX в. Ура-Тюбинское владение теряет ряд территорий и становится постоянным яблоком раздора между Бухарским и Кокандским ханствами. Династическая борьба, происходившая внутри узбекского племени юз, владевшего Ура-Тюбе, облегчала захват вилайета соседними ханствами.

За период с начала XIX в. до присоединения к России в октябре 1866 г. в Ура-Тюбе сменилось 17 правителей. Из них только Мухаммад-Рахим-аталыку удалось продержаться у власти 12 лет (1816-1828). Остальные правили недолго: от двух лет до одной недели. Правители Ура-Тюбе, пытаясь утвердить свою самостоятельность, заключали союзы то с одним, то с другим ханом против своих врагов. За этот период на г. Ура-Тюбе было совершено около пятидесяти походов, сопровождавшихся грабежами и угоном населения.

Бесконечные войны и феодальные усобицы, безжалостная эксплуатация крестьян и ремесленников со стороны местных феодалов и пришлых завоевателей привели к упадку сельское хозяйство, ремесло и торговлю. Численность населения сократилась со 100 тыс. до 36,6 тыс.

В результате к середине XIX в. Ура-Тюбе был одним из самых разоренных районов Средней Азии.

По мнению проф. А. А. Семенова, земли амлак и земли хараджи - это два различных вида землевладения 4 . К. Мирзаев ставит между ними знак равенства 5 . При этом, отвергая мнение А. А. Семенова, В. В. Бартольда и некоторых других историков, он ссылается не на первоисточники, а на труды М. Ковалевского и других исследователей - не востоковедов. Приводя документы из архива кушбеги, К. Мирзаев в большинстве случаев не сообщает, к какому времени они относятся, кем выданы и т. п. Документы эти не приводятся им в текстах, и возникают большие сомнения относительно точности их перевода.

На основе имеющихся у нас материалов можно утверждать, что в Ура-Тюбинском владении существовали и земли амлак и земли хараджи. Дальнейшее тщательное изучение исторических источников даст возможность уточнить вопрос, о формах землевладения в феодальных государствах Средней Азии. Публикация земельных актов, относящихся к истории отдельных районов, поможет правильному разрешению этого вопроса.

Основная группа документов, публикуемых в данной работе, касается вопроса о феодальной собственности на землю и на воду в Ура-Тюбинском владении.

Большинство документов относится к частновладельческим землям феодалов, освобожденным от налогов в соответствии с ханскими или эмирскими указами. Этот вид милковых земель назывался милк-и хурр или милк-и халис.

В документах подтверждается право того или иного феодала на владение землей милк-и хурр, но ничего не говорится об образовании милка. Можно предположить, что земли милк-и хурр в Ура-Тюбинском вилайете существовали и ранее освещаемого периода. Документы свидетельствуют об издавна существовавшей практике владения землей на правах милк-и хурр. Так, в декабре 1867 г. 36 милковладельцев Ура-Тюбинского вилайета подали прошение на имя военного Губернатора Сыр-Дарьинской области об освобождении их от уплаты налогов. В этом прошении говорится: «мульки 6 , существующие в Ура-Тюбинском районе, получили свое право 400 лет назад, и с тех пор ни одного мулька не делалось» 7 .

После смерти милковладельца земли и воды обычно переходили к его наследникам. Последние представляли правителю Ура-Тюбинокого вилайета документы на право наследования земли (или воды) милк-и хурр. На основе этих документов правитель выдавал наследнику новый документ, подтверждающий, что земля предков является его милком. Правитель мог издать такой документ, основываясь на словах наследника, если тот был из числа сыновей или ближайших родственников почитаемого ишана.

То, что право на милк-и хурр должно было подтверждаться каждым новым правителем, ясно из ряда публикуемых документов на имя ишана Ходжа Мусы. Так документ, выданный в 1685-86 г. по повелению хана эмиром Мухаммад-Мурадтай-бием, подтверждает право ишана Ходжа Мусы на владение землей в селении Джавкандак (док. № 13). В конце XVII в. тот же ишан получает от другого правителя - Мухаммад-Аллаберди-бия - аналогичный документ, подтверждающий его право на владение имеющимися у него землей и водой в том же селении (док. № 15).

Из остальных документов видно, что такой порядок существовал и в XVIII и в XIX вв. Почти все правители Ура-Тюбе XIX в. выдавали документы на право владения землей и водой милк-и хурр. Это и понятно. Каждый новый правитель хотел заручиться поддержкой влиятельных представителей духовенства и феодалов - основных владельцев милков.

С другой стороны, очевидно, само по себе право собственности на земли и воды милк-и хурр было не абсолютным. Оно зависело от воли правителя, который мог признать или не признать это право за тем или иным лицом.

Некоторые феодалы приобретали милк-и хурр путем покупки. При этом все права прежнего милковладельца переходили к новому, но должны были подтверждаться государем. Так, в документе, выданном бухарским ханом Абдул-азизом в 1672-73 г., все должностные лица и земледельцы Ура-Тюбинского вилайета извещаются о том, что некий Мир Абдулла купил за 500 тенаг участок милковой земли, равный (по площади) шести манам (высеваемых) семян 8 , в местности Мулло Хамза упомянутой области у муллы Ходжа-калана по законному акту. Мир Абдулла, говорится дальше, испросил ханский указ о праве владения этими милковыми землями, на что последовало ханское повеление - признать упомянутую землю собственностью Мир Абдуллы и разрешить ему пользоваться всеми правами милка (док. № 9).

Публикуемые в настоящем сборнике документы дают некоторое представление о крупном феодальном землевладении на территории Ура-Тюбинского вилайета. К числу крупных милковладельцев следует отнести Ходжа Мир Абдуллу, Ходжа Мусу, Ходжа Мухаммад-Салиха, Турахан-ходжу и других, которые владели орошаемыми и неорошаемыми землями, пастбищами, садами и водой в кишлаках Джавкандак, Номингон, Суфи-Ориф, Дах-Манора, Аргу и прочих. Ходжам и ишанам принадлежали не только отдельные участки земли - за ними утверждались целые селения, где ишан-феодал был полновластным хозяином. Так, например, в начале XVIII в. вышеупомянутый ишан Ходжа Муса получает от правителя Акбута-бия селение Номингон, жители которого, согласно указу, должны были вносить причитающиеся с них налоги и подати не государству, а Ходжа Мусе. Кроме того, последний получает административную и судебную власть над жителями селения. В документе говорится, что, «если случится какой-либо проступок со стороны жителей селения, мы оставляем [это] на усмотрение ишана» (док. № 17).

О роли ишанов в управлении Ура-Тюбе свидетельствует также письмо, в котором бухарский хан Убайдулла (1702-1711) извещает ишана Ходжа Мусу о решении назначить кушбеги Акбуту правителем Ура-Тюбе, Ходжента и Чахорса-да и просит Ходжа Мусу сообщать ему о всех событиях, требующих каких-либо ханских распоряжений относительно этого вилайета (док. № 18).

Согласно другому документу, датированному маем 1782 г., некий ишан Ибадулла-ходжа совершает бракосочетание с Малика-бану Аим, дочерью Хатам-бия. При этом жених дает невесте в качестве махра 9 земли и имущество стоимостью 30000 тенег (док. № 24). Из документа ясно, что это лишь часть имущества ишана Ибадулла-ходжи и даже не весь махр, а та его треть, которая являлась условием бракосочетания. По этой части можно представить себе размеры всего имущества. В числе махра упоминается крепость Ак-Су.

В другом документе, датированном 1682-83 т., сообщается о передаче в Собственность ишану Ходжа Мусе селения Джавкандак (док. № 12). Все это еще раз подтверждает, что феодалы в Ура-Тюбе владели целыми селениями.

Земли феодалов милк-и хурр обрабатывались крестьянами - чайрикарами или каранда на условиях издольщины. В письме тридцати шести милковладельцев (см. выше, стр. 6) говорится, что «земли и вода под именем милк-и хурр, которые куплены за большие деньги, отдавались под хлебопашество желающим жителям с условием платить хозяину земли 1/4 часть урожая» 10 .

Из документа, датированного 1253/1837-38 г., мы узнаем, что в местности Дах-Манора 21 чайрикар ишана накиба освобождаются от всех ханских податей (таклиф) (док. № 40) 11 .

Зависимость крестьян от феодалов подтверждается документом, датированным 1839-40 г. В нем хан извещает парваначи Гадай-бая, что его пять семейств и еще шесть киргизских семейств пожалованы некоему Турахан-накибу (док. № 41) 12 .

Из документа, датированного 1682-83 г., явствует, что селение Джавкандак в Ура-Тюбинском владении по неизвестной причине превратилось в груды земли и жители его разбежались. Однако правитель приказывает жителям, вернувшимся в селение, несмотря на бедствие, внести положенное количество зерна мулазимам ишана Ходжа Мусы (док. № 12).

В условиях Ура-Тюбинского вилайета, где нет больших рек, вода имела особо важное значение. Она была необходима для орошения в первую очередь виноградников, которые играли значительную роль в экономике вилайета. Каждая мера 13 или полмеры воды по цене равнялась нескольким танабам 14 плодородной земли. Не случайно, что большинство публикуемых документов касается права на владение водой. Однако везде речь идет лишь о подтверждении прежних прав милковладельцев на пользование водой и об освобождении их от налогов. Возможно, что в XVII-XIX вв. вода уже не жаловалась в милк отдельным лицам.

После смерти милковладельца право пользования водой переходило к его наследнику. Новый указ объявлял арендаторам, кому им следует вносить налоги. Наследники должны были представить правителю указы прежних ханов или же первичный указ о пожаловании воды. Так, в документе, выданном Ялангтуш-бий-аталыком в 1642 г., говорится, что 3 1/2 меры воды, до того времени принадлежавшие мулле Ходжа-арбабу, теперь принадлежат его сыну, Ходжа Бабе, и последний, в подтверждение своих прав, имеет на руках указ Шейбанида Абдулла-хана (1583-1598), и во исполнение повеления последнего эту воду было приказано считать записанной за Ходжа Бабой (док. № 2).

Воду, как и земли, крестьяне получали от ее владельцев на условиях аренды. За пользование милковой водой взималась плата (налоги) натурой или деньгами. В документах не сообщается никаких сведений о количестве вносимой крестьянами платы. Мы узнаем только названия налогов - галлат, харадж, малуджахат, аваризат, ихраджат и т. д.

Несколько документов посвящено взаимоотношениям ханов Бухары с удельными правителями.

Из письма бухарского хана Субханкули от 1693-94 г. на имя Рахим-бия, правителя Ура-Тюбе и Ходжента, видно, что Фазил-бий 15 , Оз-Тимур-бий 16 и Тагма-бий 17 враждовали с Субханкули-ханом. При этом они пытались заручиться поддержкой правителей Хивы и Кувы (док. № 14). В письме Субханкули-хана сообщается, что отец Фазил-бия - Хошика-бий-аталык верно служил бухарским ханам, а Фазил-бий, в противоположность отцу, начал вести борьбу против Бухары. Из этого же письма ясно видна роль джуйбарских шейхов в междоусобных войнах, происходивших между правителями отдельных областей Средней Азии.

Вторая группа публикуемых в настоящем сборнике документов представляет ярлыки о назначении правителей области, кази, мударрисов и т. п.

По имеющимся ярлыкам можно восстановить территорию Ура-Тюбинского владения, а также феодальную иерархию, существовавшую там в период позднего средневековья.

Из ярлыка, выданного Убайдулла-ханом, видно, что в состав Ура-Тюбинского владения в начале XVIII в. входили города Ура-Тюбе, Ходжент и Чахорсада (между Ходжентом и Канибадамом) (док. № 18).

У нас нет документов о назначении хакимов во второй половине XVIII и в первой половине XIX в. По-видимому, к этому времени должность ура-тюбинского хакима стала наследственной.

После хакима старшим чином в вилайете, судя по ярлыкам, считался ходжа-калан (великий ходжа), который в XIX в. назначался кокандским ханом или бухарским эмиром из лиц сейидского происхождения.

В ярлыке кокандского хана Мухаммад-Али (1822-1842) от 1248/1832-33 г. на должность хеджа-калана был назначен ишан Мухаммад-Салих-ходжа (док. № 38). В ярлыке говорится, что эта должность считается высшей и что все должностные лица и придворные, от мала до велика, должны почитать и уважать лицо, удостоенное должности ходжа-калана 18 .

Великий ходжа в Ура-Тюбе, по-видимому, выполнял обязанности, соответствующие обязанностям кушбеги (первого министра) в Бухаре.

Существовала также должность мир-и асада. Ярлыком кокандского хана Омара (1809-1822) от 1817 г. на эту должность был назначен Турахан-ходжа (док. № 32). Очевидно, на эту должность, как и на должность ходжа-калана, назначались лица сейидского происхождения. Мир-и асад выполнял, по-видимому, такие же обязанности, как и мухтасиб 19 в Бухаре.

Из текста ярлыков мы узнаем о существовании в Ура-Тюбе должности накиба 20 . Указом кокандского хана Мухаммад-Али от 1832 г. на должность накиба Ура-Тюбинского владения был назначен Турахан мир-и асад (док. № 39). В приказе говорится, что это высшая должность и ее должны почитать и уважать все прочие должностные лица. В числе последних не упоминаются придворные. Поэтому можно предполагать, что, хотя должность накиба называется в приказе высшей, она стояла ниже должности ходжа-калана, но, очевидно, была выше должности мир-и асада, ибо Турахан, ранее занимавший должность мир-и асада, получал теперь в зиде повышения должность накиба. В приказе не говорится о смещении Турахана с должности мир-и асада. По-видимому, обязанности мир-и асада и накиба могли выполняться одним человеком одновременно. Такое совмещение двух должностей в одном лице мы наблюдаем и в отношении других должностей. Так, в начале 60-х годов XIX в., накануне присоединения Ура-Тюбе к России, должности аксакала города и сборщика податей совмещались в одном лице, которое называлось амином 21 . Кроме того, следует иметь в виду, что в Ура-Тюбе, судя по документам, понятия «чин» и «должность» не различались. Очевидно, здесь обладание чином было связано с определенной должностью.

В 1813-1814 гг. в политической жизни Ура-Тюбе наблюдается анархия; соседние ханы непрерывно вмешиваются в дела Ура-Тюбе, произвол назначаемых ими правителей достигает предела. Кокандский хан Омар, подозревая измену со стороны какима Ура-Тюбе Махмуд-хана, сместил его и отправил в Коканд, назначив вместо него своего дядю Сейид-кул-бия-дадху, но через неделю передал г. Ура-Тюбе Касим-беку, а еще через месяц - Раджабу-диванбеги 22 . Может быть, в связи с этим в ханских канцеляриях заранее заготовляли ярлыки о назначения тех или иных лиц на соответствующие посты, оставляя в строках пробелы для собственных имен получателей ярлыков. Например, в ярлыке Омар-хана кокандского от 1814 г. о назначении на должность садра области Ура-Тюбе имя лица не вписано, оставлен пробел (док. № 31). В ярлыке того же хана от 18 апреля 1817 г. о назначении Турахан-ходжи на должность мир-и асада имя получателя ярлыка вписано другими чернилами и тростником другой очинки. Оставленное место оказалось недостаточным для длинного имени получателя ярлыка, поэтому часть его имени вынесена над строкой (док. № 32).

В. Л. Вяткин сообщает о случае, когда чиракчинский кази бросил должность, явился к эмиру Хайдару и не хотел возвращаться обратно. Тогда эмир велел написать ярлык о назначении нового кази и, приложив печать, послал ярлык правителю Карши, приказав вписать имя такого-то, а если он не согласится, то другого 23 .

Могла быть и другая причина оставления пробелов в ярлыках: ярлыки составлялись перед походами на г. Ура-Тюбе с тем, чтобы после завоевания города вписать имя того лица, которое, получив высокую должность, могло покорно служить новому хану.

Из приведенных фактических материалов видно, что высшие административные должности в Ура-Тюбинском владении занимали, как правило, ишаны и ходжи, которые были крупными землевладельцами и выражали интересы господствующего класса феодалов.

В большинстве приобретенных нами документов были вырезаны печати. Документы вместе с вырезанными печатями и обрезками бумаг находились в хаотическом состоянии, но их удалось восстановить. Как нам сообщили, незадолго до Октябрьской революции между группировками духовенства г. Ура-Тюбе завязалась борьба за пост кази. Одна из групп выкрала приобретенные нами документы у другой и решила их уничтожить, с тем чтобы та не могла доказать своего права на оспариваемую должность. Считая уничтожение печатей делом греховным, они решили вырезать их и хранить отдельно. Почему документы все же не были уничтожены, остается неясным.

В настоящей работе публикуются фотокопии документов, дешифровка каждого из них и перевод на русский язык.

В легендах помещены сведения о размерах документов, характеристика бумаги и почерка, наличие печатей и основание датировки. В примечания к переводам вынесены некоторые термины и другие сведения. К сожалению, местонахождение некоторых географических пунктов (Фаъкат, Ничоникат, Хусонидак, Алавиён, Мулло Хамза и пр.) нам не удалось выяснить, ибо эти названия в настоящее время не бытуют и население их не помнит.

Для терминов, вынесенных в подстрочные примечания, сохранена таджикская орфография, в остальных случаях - общепринятая транскрипция.

Большую помощь при переводах публикуемых документов оказал покойный проф. А. А. Семенов, светлой памяти которого мы посвящаем эту работу.

В Таджикистан я попал, можно сказать, случайно... :) Основной целью моего первого путешествия 2016 года был Узбекистан. Но как только я узнал, что из Москвы есть прямой перелет до северной столицы Таджикистана города Худжант, находящего недалеко от границы двух государств, я решил заодно посетить и его.

Я прилетел рано утром, более часа проходил таможню. Самолет был полный и поэтому мне пришлось потолкаться в очереди с гражданами Таджикистана. Это было очень экзотично, тем более, что из туристов я был совершенно один:)

После штампа в паспорте был еще чемоданный контроль. Все летели с баулами, яблоку негде было упасть — мне было нелегко протиснутся со своим рюкзачком к выходу. Несколько минут сэкономил, заметивший меня пограничник и пропустил без очереди.

За периметром меня ждал водитель (договорились ещё до поездки). Гид родился тут, но по национальности был узбеком. По этой или другой причине историю страны знал на троечку с минусом:) Но как к водителю и человеку нареканий нет, все прошло четко и организовано.

Мы сели в машину, за окном шел дождь и было холодно. Начали думать, что делать в такую рань и темень. На часах стрелка показывала 6 утра. Я взглянул еще раз на листок, где дома записал список достопримечательностей (которых было немного) и понял, что весь день на Худжант это слишком много.

Хорошо, что последним пунктом, т. е. запасным вариантом, был указан городок Истаравшан, находящийся в 80 км южнее. Я читал про него в интернете и меня впечатлила история.

Узнав о том, что в городе был Александр Македонский мне захотелось пройтись по его нетленным следам.

Две тысячи рублей и мой каприз был воплощен в жизнь. Сразу из аэропорта мы поехали в Истаравшан. Правда, водитель не сразу сообразил куда нужно двигаться. Ему пришлось брать помощь — "звонок другу". Дело в том, что все это место знают как город Ура-Тюбе. Даже на картах он так и значится (см.выше).

Я был расстроен погодой. В последнее время как-то я частенько попадаю под немилость богини Дионы. Но, удивительно, проехав чуть больше половины пути начался красивый снегопад. В нескольких километрах от города меня встретили вот эти колоритные дорожные ворота. Фото сделал на обратном пути.

В Истаравшан мы въехали с западной стороны. На фото его окраина.

Ранее в интернете я видел только одну картинку города, ее и хотел найти воочию. Вскоре увидел знакомое сооружение на холме.

Спросив у местного жителя дорогу, поднялись на верх.

Как я уже писал, было ранее время, да еще и понедельник — дверь на замке, вокруг ни души. Позже я узнал, что здесь расположен интересный музей. Мне ничего не оставалось, как просто прогуляться вокруг.

Именно здесь находятся остатки крепости, которую брал Македонский.

С холма открываются панорамные виды на город. Жаль, что было пасмурно, но в тоже время здорово, ведь крыши домов покрылись снежными шапками.

Похоже эти холмы раньше были объединены в один оборонительный комплекс.

Рядом стоит памятник, но на нем нет таблички и в интернете никакой информации. Скорее всего это местный военачальник из далекого прошлого.

После этой исторической и самой значимой достопримечательности Истаравшана я попросил водителя просто немного прокатиться по провинциальному городку.

Портреты президента Таджикистана были повсюду. Один раз увидел фото и с нашим руководителем.

За 2 часа в Истаравшане мы подвезли трех разных человек. Эти были обычные прохожие. Они грелись на заднем сиденье и заодно показывали дорогу. С каждым из них я пытался пообщаться, но русского они не знали. Переводил водитель. Все приятно удивлялись, что я из России. Видимо туристы здесь бывают крайне редко, особенно зимой.

Я предложил найти какую-нибудь старую мечеть. В ее поисках мы заехали в глухие районы города, где может пройти только одна машина.

Мамы вели своих детей в школы и сады. Снег все не прекращался...

Мечетей в городе много, но как-то их все не было видно. Одну из них мы с трудом, но нашли.

Название её так же осталось для меня неизвестным.

Я снял несколько деталей крупным планом и мы уехали.

Было еще несколько коротких остановок, где я не мог не выйти из машины.

Больше всего времени я провел в центре города вот в этом месте.

Я нашел его название — Медресе Хазрати Шох (Намозгох)

По легенде, мечеть была построена богачом из квартала Тал, Мирзо Кобилом, в 1891-1892 гг. Айван мечети был построен позже аксакалом Салимбаем. Айван мечети с двумя рядами резных колонн возвышался над прозрачным хаузом с родниковой водой. Возле родника действовала холодная баня (тахоратхона) с несколькими комнатами. Мечеть отремонтирована в 1913 году.

Мечеть находится на территории гузара Намозгох, который в конце ХVIII и до начала XX века считался культурным, религиозным, торговым и общественным центром Ура-Тюбе.

Соборная мечеть Хазрат Шох являлась одновременно квартальной мечетью гузара Хазрати Шох и служила местом пятничных молитв жителей города в крупных мусульманских праздниках и в будние дни.

К данному религиозному объекту примыкает сквер с большим кол-вом памятников. Герои соцтруда и другие почетные жители города.

В снегу бюсты смотрятся нарядно.

В центре стоит самый большой монумент посвященный таджикскому и персидскому поэту - Рудаки.

За ним символическая крепостная стена, на которой изображены все знаменитые деятели творившие в этом городе. Несмотря на сильный снег я сделал фото почти всех персонажей. Я всегда фотографирую памятники, потому, что потом дома изучаю биографию этих личностей.

Город маленький, но информации по нему в интернете оказалось достаточно много, в основном по истории.

Истаравшан — второй по величине город в Согдийской области, административный центр Истаравшанского района. Расположен на севере Таджикистана, в предгорьях Туркестанского хребта.

Ранее по тюркоязычной традиции назывался Ура-Тюбе. 10 ноября 2000 года Постановлением Национального Совета Высшего Собрания Республики Таджикистан город был переименован на ираноязычный манер в Истаравшан.

Население города составляет 59,9 тыс. человек (2015). По переписи населения 1897 года 16 287 жителей города указало в качестве родного таджикский язык, 4 020 узбекский, 118 русский.

Истаравшан расположен на высоте около 1178 метров над уровнем моря. Климат мягкий, зима — многоснежная, лето жаркое, сухое. Площадь Истаравшана составляет 700 кв. км.
Климат мягкий, зима — многоснежная, лето нежаркое, сухое.

Истаравшан (Уротеппа) является одним из древнейших городов Азии. Ему более 2500 лет.

В 1954 году при археологических раскопках на окраине города найдена крупная удлиненно-треугольная по очертанию пластина из черного плотного сланца. Пластина относится к мустьерскому времени древне-каменного века и имеет стотысячелетнюю давность.

По письменным источникам и некоторым археологическим данным известно, что в VI—IV вв. до нашей эры в связи с развитием ремесел и торговли в оседлых среднеазиатских областях наряду с мелкими сельскими поселениями, возникли крупные населенные пункты городского типа.

Помимо Самарканда в Средней Азии того периода существовали и другие города. Одним из них был нынешний Истаравшан, а в прошлом Кирополь (Курушкада), названный так по имени основателя персидской державы Кира-Куруша (529—559 гг. до нашей эры).

Кирополь обязан своим происхождением росту ремесленного производства и торговли. К тому времени, когда Александр Македонский завоевал Среднюю Азию (IV в до н. э.), Курушкада была уже большим, хорошо укрепленным городом. В его обороне приняли участие 18 тысяч человек.

Жители Кирополя оказали ожесточенное сопротивление войскам Александра Македонского. Тогда он подтянул к городу много войск. Захватчики ввели в действие стенобитные машины. Но и они не помогли. Только хитростью удалось воинам Александра Македонского небольшим отрядом проникнуть по сухому руслу реки и открыть ворота.

Люди продолжали мужественно защищаться, однако из-за недостатка воды они не смогли долго продержаться. Именно здесь, у стен города, Александр Македонский впервые получает ранение.

По его приказу из-за частых восстаний город был разрушен. Позже под разными названиями город упоминается в различных источниках. Одно из них — Устурушана. Она занимала территорию между Гиссарским хребтом на юге, Голодной Степью и Сырдарьей на севере. Уструшана граничила на западе с Согдом, а на востоке с Ферганским округом Аспара (ныне Исфара).

Столицей Уструшаны был самый крупный город области Бунджикат, который большинством исследователей на основе совокупных данных письменных источников и археологического обследования помещается в районе средневекового и нынешнего города Истаравшан.

В конце XV века город находился под властью тимуридского правителя Султана Махмудхона. В его указе (ярлыке), датированном 900 г.х. (1449) Ура-тюбе назван «Уротеппа». Это название упоминает и в труде Мухаммади Солеха (1455—1535) и в «Бабур-наме» Бабура…

Это может означать, что в ХV в. город и отдельные местности, относящиеся к его территории, носили это название. Поэтому можно предположить, что настоящее название город Ура-тюбе носит с XIV в. Новое название города стало общеупотребительным и название Уртепа или Уротеппа стало известно далеко за его пределами.

Во второй половине XVIII в. Ура-Тюбинское владение усиливается и приобретает независимость. Во главе его становятся хакимы из узбекского племени юз. В состав владения, кроме г. Ура-Тюбе, в это время входили города Пенджикент, Ходжент и Джизак, укрепленные пункты Заамин, Ям и Hay. По преданию, даже один из кварталов Ташкента платил дань ура-тюбинскому беку Кулику.

По случая Победы, генерал Крыжановский 3 октября издал приказ, в котором говорилось: «2 октября бухарская крепость Ура-Тюбе, весьма важная для нас во всех отношениях, после восьмидневной осады, взята штурмом. Гарнизон защищался упорно».

О значении города Уротеппа генерал Романовский, командовавший войсками при штурме города, писал: «Ура-Тюбе, составляющий один из главнейших оплотов власти эмира в Средней Азии, пал… Можно надеяться, что падение этого столь важного для Бухары пункта будет иметь весьма большое значение не только в виде упрочения нашей власти в Средней Азии, но и весьма благотворно в видах общего умиротворения края».

Вторая половина XIX века в истории Уротеппа характеризуется установлением царской власти в Средней Азии, коренным образом отличающейся от порядков предыдущих периодов истории.

С другой стороны, это положило конец междоусобным феодальным войнам и переходу Уротеппинского владения из рук в руки, способствовало развитию земледелия, ремесленному производству и торговли. Однако положение ремесленников мало отличалось от положения крестьян. Их заработка едва хватало на обеспечение семьи и покупки сырья.

После присоединения к России были сохранены прежние границы Уротеппинского владения. В 1887 году Уротеппинский район перешел в состав вновь образованной Самаркандской области.

В конце XIX и в начале XX веков Уротеппа оставалась одним из центров ремесла и торговли, садоводства и огородничества. По сведениям 1878 г. под садами и огородами здесь было занято 676 десятин, под виноградниками — 792 десятин земель.
В 1882 г. в Уротеппа один из местных баев построил кирпичный завод.

После завоевания Средней Азии Россией в Уротеппа, по сведениям 1871 года имелись 4 медресе и 19 школ, где обучались 477 учеников, в основном, сыновья купцов, должностных лиц местной администрации и состоятельных людей.

В 1875 году начали проводить телеграфную линию от Ташкента до Самарканда через Худжант, Уротеппа и Джизах. В 1888 г. в русско-туземной школе занимались 17 мальчиков. Была открыта и женская школа. Изменились культура и быт людей.

В 1898 г. в Уротеппа существовал приемный покой, аптека и военный лазарет, где работали в основном русские врачи и младший медперсонал. По некоторым сведениям, еще в 1908 году в Уротеппа существовала общественная библиотека.

Таким образом, несмотря на сильное сопротивление местной феодальной верхушки и реакционного мусульманского духовенства, на реакционную политику царизма, задерживающего экономическое и культурное развитие своей колонии, под влиянием передовой, мировой культуры, во второй половине ХIХ-го и начале XX века произошли большие изменения во всех областях жизни среднеазиатских народов.

За годы Советской власти развивались и укреплялись культурно-просветительные учреждения. Первые кружки художественной самодеятельности работали ещё в первые годы Советской власти.

Сегодня Истаравшан является одним из крупнейших центров ремесла, в частности, по резьбе по дереву, гончарным изделиям и изготовлению национальной кожи. Народные умельцы города славятся не только в области, но и далеко за пределами Таджикистана.

В 25 км к северо-западу от города Истаравшан, на высоте 600 метров над уровнем моря расположены буровые скважины Хаватаг. Горячая минеральная вода хлоридно-натриевого типа, слабощелочная, кремнистая лечит в основном кожно-венерологические, женские заболевания, радикулит — ревматизм, печень и желудок. В 1954 году построена водолечебница на 70 коек. В настоящее время санаторий «Хаватаг» в сезон принимает до 1000 больных.

Санаторий «Уротеппа» — единственная в республике лечебница, где занимаются профилактикой и лечением различных заболеваний сердца, кровеносных сосудов, гипертонии, атеросклероза, ревматизма, дыхательных органов, нервной системы, радикулита.

Работают 28 клубных учреждений, из них 22 в сельских местностях, 2 автоклуба. Кроме этого в городе функционирует народный театр, историко-краеведческий музей, детская музыкальная и художественная школы, парк культуры и отдыха имени Сухайли.

Развивается физическая культура и спорт. Имеется стадион с трибунами на 15 тысяч мест и спортивными дорожками. Выросли хорошие спортсмены. Сейчас в городе живёт чемпион мира по таэквандо Калонов А. (1998 г.)

В городе немало древних средневековых исторических памятников, из них 7 исторических памятников республиканского значения, 14 памятников архитектуры городского значения, 30 памятников архитектуры областного значения, 59 археологических памятников республиканского значения, среди которых можно отметить городище Муг-теппа, крепость Ках-каха, Чилдухтарон, медресе Кук-гумбаз, мавзолей Боботаго, Худоёра Балъами, Хазрати Шох, ансамбль Сари Мазор, Чоргумбаз, 5 жилых домов Хайдара Рахматова, Абдулло Шамсиева и др. (источник Википедия).

На севере Таджикистана, в Согдийской области, неподалеку от Туркестанского хребта расположен прекрасный город Истаравшан. На востоке он граничит с Ганчинским р-ном Таджикистана, на юге — с Айнинским р-ном страны, на юго-востоке — с Киргизией, на северо-западе — с Узбекистаном. Примерно в 80 км от Истаравшана расположен г. Худжанд. Благоприятный местный климат отличается мягкостью, летом здесь наблюдается мало осадков и довольно жарко, а зимой выпадает очень много снега. Согласно статистике за 2000 г. в городе проживает 80500 человек.

Истаравшан принято считать музеем, который расположился прямо под открытым небом. В 2002 г. в городе отметили знаменательную дату — 2500 лет с момента его основания. С давних времен в этом живописном городе наблюдалось активное развитие ремесел и торговли. Истаравшан представляет собой одно из наиболее древних поселений в Центральной Азии. Город назывался Ура-Тюбе вплоть до конца 2000 г., но впоследствии его переименовали в Истаравшан.

Местных жителей называют уратюбинцами. Они известны в качестве профессиональных ремесленников, превзойти мастерство которых практически невозможно. Преимущественно они занимались изготовлением обуви, посуды, тканей и ножей, которые украшались резьбой. В Средней Азии эти изделия оценивались на высшем уровне. Сегодня город представляет собой важнейший центр оптовой торговли. Современный Истаравшан славится успешным функционированием и развитием предприятий, которые занимаются переработкой фруктов и виноделием.

Истаравшан в VI в. до нашей эры основал царь Кир, представитель династии Ахеменидов. Он приказал заняться укреплением поселка, находившегося на месте нынешнего города. Для этого была построена цитадель и возведены высокие стены в три ряда. Новый город стал называться Кирополь в честь царя, хотя определенные источники утверждают, что он назывался Курушкадой. Здесь наблюдался активный рост торговли, а также стремительное развитие ремесел.

В IV в. до н. э. войска А. Македонского завоевывали Среднюю Азию. На тот момент Кирополь представлял собой большой город, имеющий хорошее укрепление. Участие в оборонительных действиях приняли 18000 человек. Местные жители смогли оказать атакующим войскам серьезное сопротивление, после чего к стенам подошло многочисленное войско. Применение орудий для пробития стен не дало никакого результата. Тогда они решили использовать хитрость. Маленький отряд проник в Кирополь по высохшему руслу реки и открыл ворота. Несмотря на то, что местные жители продолжили оборону, критическая нехватка воды не позволила им выдержать наступление. По словам историков, А. Македонский впервые был ранен именно возле городских стен Кирополя. Впоследствии Александр Македонский приказал разрушить город по причине восстаний, которые происходили слишком часто.

В период со II по VII вв. до н. э. на территории Истаравшана находилось поселение под названием Мугтеппа. Оно было известно тем, что здесь жили аристократы, которые возводили замки, отличающиеся особой архитектурной выразительностью. Подтверждением этого являются такие города, как Чильхуджра и Бунджикат. Они имели прекрасно укрепленные здания. Здесь находилось множество дворцов и культовых сооружений. В те времена их украшали резными панно и росписями. В Бунджикате удалось обнаружить довольно интересную роспись. На ней была изображена волчица, которая кормила младенцев. Это свидетельствует о наличии определенных связей между восточными и западными странами.

Бунджикат представлял собой столицу Уструшана. Это государство граничило на востоке с Аспарой, а на западе — с Согдом. При переносе данной местности на административную карту можно убедиться, что в состав Уструшаны входила территория таких современных регионов Согдийской обл. Таджикистана как Айнинский, Гайчинский, Джаббар-Расуловский, Нау, некоторых районов Самаркандской области Узбекистана (Фариш, Джизак, Замин) и Лайлакского района Ошской области Кыргызстана.

Резиденция правительства находилась на холме Муг. Сегодня от нее остались только колонны и ворота между ними, а также купол. Во времена, когда здесь властвовали арабы, Истравшан являлся частью Арабского Халифата. Именно тогда появились сооружения исламской архитектуры, имеющие характерную конструкцию. Город стремительно развивался в IX — X вв. во времена правления династии Саманидов. Ее представители считаются прародителями таджиков.

Переломным в истории Истаравшана стал XIII в. Именно тогда монголы разрушили его. Однако город заново расцвел в XV в. во времена империи Тимуридов и стал называться Ура-Тюбе.

В XVI в. Ура-Тюбе, как и Мавераннахр, потерял свою значимость, поскольку образовалось государство Шейбанидов. Его столицей стал город Бухара.

В XVIII в. наступает следующий этап развития города. В этот период укрепляются стены и цитадель, реставрируются существующие сооружения и возводятся новые для защиты от набегов кочевников.

В 1886 г. Ура-Тюбе стал частью Российской Империи.

Не требуется
въезд по загранпаспорту

Москва - Худжанд
4 ч.

Таджикский сомони (TJS)
10 TJS = 65.97 RUR

2 ч. к Москве

Ура-Тюбе – старое название города Истаравшан. Находится в предгорьях Туркестанского хребта. Климат: сухой, умеренный, резко континентальный. Средняя температура летом составляет +26 градусов, зимой - –5 градусов.

Транспорт

Транспортная система города представлена автобусами, маршрутными такси, такси.

Достопримечательности

Можно посетить этнографический музей, где находятся десятки интересных экспонатов. Популярны также выездные экскурсии за пределы города.

Развлечения

Помимо экскурсий можно разнообразить свой досуг посещением театров, кинотеатров, картинных галерей, музеев, клубов, ресторанов.

Отели

Гостиницы Истаравшана (Ура-Тюбе) классифицируются по стандартной системе «звезд». Существуют номера категории «люкс» и «полулюкс», а также недорогие варианты размещения в гостиницах по типу хостелов.

Рестораны

В ресторанах города можно заказать плов, голубцы, слоеные пирожки с начинками, суп из конины, пельмени, манты, восточные сладости. Из напитков популярностью пользуются фруктовые отвары, вина, черный и зеленый чаи.

Магазины

Местные магазины торгуют специями, чаем, одеждой в национальном стиле, посудой, сувенирами, украшениями и другими товарами. Также здесь стоит присмотреть антиквариат и произведения искусства (например, картины).