Павлов иван петрович открытия в биологии. Иван павлов краткая биография

Павлов Иван Петрович

(род. в 1849 г. – ум. в 1936 г.)

Выдающийся российский физиолог, биолог, врач, педагог. Создатель учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы современности, новых подходов и методов физиологических исследований. Академик Петербургской АН (с 1907 г.), академик РАН (с 1917 г.), академик АН СССР (с 1925 г.), почетный член 130 академий и научных учреждений. Четвертый лауреат Нобелевской премии в мире (1904 г.) и первый в области естественных наук. Автор классических трудов по физиологии кровообращения и пищеварения.

«Если какой-либо человек достигает таких значительных успехов, как Павлов, и оставляет после себя наследство столь значительное как по величине полученных данных, так и в идейном отношении, то мы естественно заинтересованы узнать, как и каким образом он это совершил, чтобы понять, каковы же были психофизиологические особенности этого человека, которые обеспечивали ему возможность таких достижений? Конечно, он всеми был признан гением», – так говорил современник великого ученого, член-корреспондент Польской Академии наук, физиолог Ю. Конорский.

Сам же Павлов, чистосердечно причисляя себя к «маленьким и средним», не раз повторял: «Ничего гениального, что мне приписывают, во мне нет. Гений – это высшая способность концентрировать внимание… неотступно думать о предмете, уметь с этим ложиться и с ним же вставать! Только думай, только думай все время – и все трудное станет легким. Всякий на моем месте, поступая так же, стал бы гениальным». Но если бы все было так просто – мир бы состоял из одних гениев. А их по-прежнему каждый век рождаются единицы.

Да и кто мог представить, что мальчик Ваня, появившийся на свет в старинном русском городе Рязани 26 сентября 1849 г., достигнет невиданных высот в физиологии – науке, столь далекой от устремлений его родителей. Отец, Петр Дмитриевич Павлов, выходец из крестьянской семьи, был в ту пору молодым священником одного из захудалых приходов. Правдивый и самостоятельный, он часто не ладил с начальством и жил небогато. Высокие нравственные качества, семинарское образование, которое для жителей провинциальных городишек тех времен считалось значительным, снискали ему репутацию весьма просвещенного человека. Мать, Варвара Ивановна, также происходила из духовной семьи, но никакого образования не получила. В молодости она была здоровой, веселой и жизнерадостной, но частые роды (она родила 10 детей) и переживания, связанные с безвременной смертью некоторых из них, подорвали ее здоровье. Природный ум и трудолюбие сделали ее умелой воспитательницей своих детей, и они боготворили ее, наперебой старались чем-нибудь помочь: наколоть дров, истопить печь, принести воды.

Иван Петрович вспоминал о своих родителях с чувством нежной любви и глубокой благодарности: «А подо всем – всегдашнее спасибо отцу с матерью, приучившим меня к простой, очень невзыскательной жизни и давшим возможность получить высшее образование». Иван был первенцем в семье Павловых. Он охотно играл с младшими братьями и сестрами, с малых лет помогал отцу в огороде и саду, а при постройке дома выучился немного столярному и токарному делу. На протяжении многих лет садоводство и огородничество являлись существенным подспорьем семьи Павловых, в которой кроме своих детей воспитывались и племянники – дети двух братьев отца.

Грамоте Иван обучился к восьми годам, но в школу поступил с запозданием на три года. Дело в том, что однажды, раскладывая для просушки яблоки на высоком помосте, он упал на каменный пол и сильно ушибся, что имело тяжелые последствия для его здоровья. Он потерял аппетит, стал плохо спать, похудел и побледнел. Домашнее лечение заметного успеха не принесло. И тогда мальчика взял к себе крестный – игумен Троицкого монастыря, расположенного близ Рязани. Чистый воздух, усиленное питание, регулярные гимнастические занятия вернули Ивану здоровье и силу. Опекун мальчика оказался добрым, умным и весьма образованным по тем временам человеком. Он много читал, вел спартанский образ жизни, был требователен к себе и к окружающим. Под его руководством Иван приобрел недюжинную силу и выносливость, даже забавлялся кулачными боями. Но больше всего он любил игру в городки, которая требовала внимательности, ловкости, точности и учила сохранять спокойствие. Дома отец также соорудил для сыновей гимнастические снаряды, чтобы «вся лишняя сила в пользу шла, а не на баловство».

Вернувшись в Рязань осенью 1860 г., Иван поступил в Рязанское духовное училище сразу во второй класс. Спустя четыре года он успешно окончил его и был принят в местную духовную семинарию, где дети священников получали определенные льготы. Здесь Павлов стал одним из лучших учеников и даже давал частные уроки, пользуясь репутацией хорошего репетитора. Именно тогда Иван очень полюбил педагогическое дело и был счастлив, когда мог помочь другим в приобретении знаний.

Годы учения Павлова были отмечены бурным развитием передовой общественной мысли в России. И Иван зачастил в публичную библиотеку. Однажды ему попалась статья Д. Писарева, где были слова «Всемогущее естествознание держит в руках ключ к познанию всего мира». В семинарии твердили о бессмертии души и загробной жизни, а в литературе призывали отказаться от слепой веры и изучать важнейшие жизненные проблемы. После увлекательной монографии отца русской физиологии И. Сеченова «Рефлексы головного мозга» и популярной книги английского ученого Дж. Льюиса «Физиология обыденной жизни» Павлов «заболел рефлексами», стал мечтать о научной деятельности.

Окончив шестой класс семинарии в 1869 г., Павлов решительно отказался от духовной карьеры и стал готовиться к вступительным экзаменам в университет. В 1870 г. он уезжает в Петербург, мечтая поступить на естественное отделение физико-математического факультета. Но так как семинария не давала достаточных знаний по математике и физике, Иван был вынужден избрать юридический факультет. И все-таки он добился своего: спустя 17 дней после начала занятий по специальному разрешению ректора его перевели на физико-математический факультет. Правда, из-за этого он лишился стипендии. В этот первый год ему пришлось очень туго, а потом в университет поступил его брат Дмитрий, который с присущей ему хозяйственностью наладил их нехитрый студенческий быт. Спустя год естественное отделение пополнилось еще одним Павловым – Петром. Все братья стали учеными: Иван – физиологом, Дмитрий – химиком, а Петр – зоологом, но только для старшего серьезная научная работа, непрерывная и всепоглощающая, стала смыслом жизни.

Учился Иван весьма успешно, обращая на себя внимание профессоров. Невысокий, кряжистый, с густой каштановой бородой, отпущенной для солидности, он был на редкость серьезен, вдумчив, трудолюбив и страстно увлечен учебой. На втором году обучения ему назначили обычную стипендию (180 руб. в год), на третьем году он уже получал так называемую императорскую стипендию (300 руб. в год). На естественном отделении в это время сложился отличный преподавательский коллектив факультета, где среди профессоров факультета были выдающиеся химики Д. Менделеев и А. Бутлеров, знаменитые ботаники А. Бекетов и И. Бородин, известные физиологи Ф. В. Овсянников и И. Цион. Под влиянием последнего Павлов решил посвятить себя изучению физиологии животных, а также химии. Илья Фадеевич не только мастерски излагал самые сложные вопросы, поистине артистически ставил опыты, но и виртуозно владел хирургической техникой. Он мог прооперировать собаку, даже не сняв белоснежных перчаток и при этом не запятнав их и капелькой крови. Идя по стопам учителя, Павлов, будучи левшой, научился блистательно оперировать двумя руками. Очевидцы говорили, что, когда он становился к столу, «операция заканчивалась, не успев начаться».

Исследовательская деятельность Павлова началась рано. Будучи студентом четвертого курса, Иван под руководством Ф. Овсянникова исследовал нервы в легких лягушки. Затем совместно с однокурсником В. Великим под руководством Циона он выполнил первую научную работу о влиянии гортанных нервов на кровообращение. Результаты исследования были доложены на заседании Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей, после чего Павлов стал регулярно посещать заседания, общаться на них с Сеченовым, Овсянниковым, Тархановым и другими физиологами, участвовать в обсуждении докладов. А его научную работу по физиологии нервов поджелудочной железы совет университета удостоил золотой медали. Правда, увлеченный исследованиями студент практически забыл, что на носу выпускные экзамены. Пришлось писать прошение, чтобы остаться «на второй год». В 1875 г. Павлов блестяще окончил университет, получил ученую степень кандидата естественных наук и продолжил обучение в Медико-хирургической академии, поступив сразу на третий курс, но «не с целью сделаться врачом, а с тем, чтобы впоследствии, имея степень доктора медицины, быть вправе занять кафедру физиологии». Ему шел тогда 26-й год.

С радужными надеждами выходил молодой ученый на дорогу самостоятельной жизни. И. Цион, занявший оставленную Сеченовым должность заведующего кафедрой физиологии в Медико-хирургической академии, пригласил его в качестве своего ассистента. Поначалу все складывалось для И. П. Павлова удачно. Но вскоре его учитель вынужден был уйти из академии, и Павлов счел нужным отказаться от должности ассистента, предложенной ему новым руководителем кафедры профессором И. Ф. Тархановым. Таким образом, он лишился не только прекрасного места для научной работы, но и заработка. Продолжая учебу, Иван стал ассистентом профессора К. Н. Устимовича на кафедре физиологии ветеринарного отделения.

За время работы в лаборатории (1876–1878 гг.) Павлов самостоятельно выполнил ряд ценных работ по физиологии кровообращения. В этих исследованиях впервые проявились зачатки его гениального научного метода изучения функций организма в их естественной динамике в ненаркотизированном целостном организме. В результате многочисленных опытов Павлов научился измерять давление крови у собак, не усыпляя их наркозом и не привязывая к опытному столу. Он разработал и осуществил свой оригинальный метод вживления хронической фистулы мочеточников в наружный покров живота. За работы, сделанные за время учебы, Павлов получил вторую золотую медаль, а окончив Академию в декабре 1879 г. – диплом лекаря с отличием. Летом же он на с трудом сэкономленные деньги по рекомендации Устимовича побывал в Бреславле, где познакомился с работами видного физиолога профессора Р. Гейденгайна. Исследования Павлова по физиологии кровообращения привлекли внимание физиологов и врачей. Молодой ученый становился известным в научных кругах.

В 1879 г. Павлов принял заведование физиологической лабораторией при клинике С. Боткина, куда знаменитый русский клиницист пригласил его еще в декабре 1878 г. Тогда формально Ивану Петровичу предложили занять должность лаборанта, на деле же он должен был стать руководителем лаборатории. Павлов охотно принял это предложение, потому что незадолго до этого было закрыто ветеринарное отделение Медико-хирургической академии и он лишился работы и возможности проводить опыты. Здесь молодой ученый работал до 1890 г., достиг выдающихся результатов в области изучения физиологии кровообращения и пищеварения, принимал участие в разработке некоторых актуальных вопросов фармакологии, совершенствовал свое незаурядное экспериментальное мастерство, а также приобрел навыки организатора и руководителя коллектива научных работников.

Двенадцатилетняя работа в трудных условиях практически нищей физиологической лаборатории была вдохновенной, напряженной, целеустремленной и исключительно плодотворной, хотя и сопровождалась острой материальной нуждой и лишениями в личной жизни. Павлов стал видной фигурой на поприще физиологии не только у себя на родине, но и за ее пределами.

Выстоять в это трудное время Ивану Петровичу помогла жена. С Серафимой Васильевной Карчевской, слушательницей Педагогических курсов, Павлов познакомился в конце 1870-х гг. Их объединяла не только любовь, но и общность духовных интересов, близость взглядов. Они были привлекательной парой. Серафима Васильевна признавалась, что ее притягивала «та скрытая духовная сила, которая всю жизнь поддерживала его в работе и обаянию которой невольно подчинялись все его сотрудники и приятели». Любовь на первых порах целиком поглотила и Ивана Петровича. По свидетельству брата Дмитрия, молодой ученый некоторое время был больше занят сочинением писем к любимой девушке, чем лабораторными делами.

В 1881 г. молодые люди поженились, несмотря на то что родители Павлова были против этого брака, так как намеревались женить своего первенца на дочери состоятельного петербургского чиновника. После женитьбы и проявилась полная беспомощность Ивана Петровича в житейских делах. Супруга взяла на себя всю тяжесть семейных забот и на протяжении многих лет безропотно переносила все неприятности и неудачи, которые в ту пору сопутствовали ему. Своей верной любовью она, бесспорно, немало способствовала поразительным успехам Павлова в науке. «Искал в товарищи жизни только хорошего человека, – писал Павлов, – и нашел его в моей жене, терпеливо переносившей невзгоды нашего допрофессорского житья, всегда охранявшей мое научное стремление и оказавшейся столь же преданной на всю жизнь нашей семье, как я лаборатории». Материальные лишения вынудили молодоженов некоторое время жить у брата Ивана Петровича – Дмитрия, который работал ассистентом у знаменитого русского химика Д. И. Менделеева и имел казенную квартиру, и у своего приятеля Н. Симановского. Было в семейной жизни Павловых и горе: в младенчестве умерли два первых сына.

Иван Петрович всецело был предан любимому делу. Нередко свои мизерные заработки он тратил на покупку подопытных животных и прочие нужды исследовательской работы в лаборатории. Особенно тяжелое материальное положение семья испытала в период, когда Павлов готовил диссертацию на степень доктора медицинских наук. Серафима Васильевна неоднократно умоляла его ускорить защиту, справедливо укоряя, что он все время занимается оказанием помощи своим ученикам по лаборатории и совсем забросил собственные научные дела. Но Павлов был неумолим; он стремился получить все более значительные и достоверные научные факты для своей докторской диссертации и не помышлял об ускорении ее защиты. Со временем материальные невзгоды остались в прошлом, особенно после присуждения ученому Варшавским университетом премии им. Адама Хойнацкого (1888 г.).

В 1883 г. Павлов блестяще защитил докторскую диссертацию о центробежных нервах сердца. Он установил, что существуют особые нервные волокна, влияющие на обмен веществ в сердце и регулирующие его работу. Этими исследованиями было положено начало учению о трофической нервной системе. В июне 1884 г. Иван Петрович был командирован в Лейпциг, где в течение двух лет работал совместно с известными физиологами К. Людвигом и Р. Гейденгайном. Заграничная поездка обогатила Павлова новыми идеями. Он установил личные контакты с видными деятелями зарубежной науки.

Возвратившись на родину с солидным научным багажом, Иван Петрович начал читать лекции по физиологии в Военно-медицинской академии (так к этому времени была переименована Военно-хирургическая академия), а также врачам клинического военного госпиталя и с энтузиазмом продолжил исследования в убогой лаборатории при клинике Боткина. Она помещалась в маленьком, совершенно не приспособленном для научной работы ветхом деревянном домике, изначально предназначавшемся не то для дворницкой, не то для бани. Недоставало необходимого оборудования, не хватало денег на покупку подопытных животных и на другие исследовательские нужды. Но все это не мешало Павлову развить здесь кипучую деятельность.

За годы работы в лаборатории в полной мере проявились колоссальная трудоспособность, неукротимая воля и неисчерпаемая энергия ученого. Он сумел заложить крепкий фундамент своих будущих исследований физиологии пищеварения: обнаружил нервы, регулирующие секреторную деятельность поджелудочной железы, и поставил свой ставший классическим опыт с мнимым кормлением собак. Павлов считал, что эксперименты на животных необходимы при разрешении многих сложных и неясных вопросов клинической медицины. В частности, он стремился выяснить свойства и механизм терапевтического действия новых или уже применяемых в медицине лекарственных препаратов растительного и иного происхождения.

О результатах своих исследований Павлов регулярно сообщал на страницах отечественных и зарубежных научных журналов, на заседании физиологической секции Общества естествоиспытателей Санкт-Петербурга и на съездах этого же общества. За выслугу лет в 1887 г. его произвели в надворные советники, а три года спустя назначили на должность профессора фармакологии в Томском, а вслед за этим и в Варшавском университетах и, наконец, в самой Военно-медицинской академии. Это место ученый занимал в течение пяти лет, до перехода на кафедру физиологии, которой он бессменно руководил три десятка лет, успешно сочетая блестящую педагогическую деятельность с интересной, хотя и ограниченной по масштабам научно-исследовательской работой. Его лекции и доклады пользовались исключительным успехом. Иван Петрович завораживал аудиторию своей страстной речью, неожиданными жестами, пылающим взглядом. Американский ученый Дж. Б. Келлог, побывав на одном из докладов, сказал, что не доведись Павлову стать известным физиологом, из него вышел бы превосходный драматический актер. Но лучшим красноречием Павлов считал язык фактов.

В 1890 г. был открыт Императорский Институт экспериментальной медицины, созданный на базе Пастеровской станции при материальной поддержке известного мецената – принца А. Ольденбургского. Именно он пригласил Павлова для организации отдела физиологии, которым ученый затем бессменно руководил 46 лет. В основном здесь были выполнены классические работы Павлова по физиологии главных пищеварительных желез, принесшие ему мировую славу. Метод фистул, разработанный Павловым, был крупнейшим достижением и позволял исследовать работу желез при разных условиях и составе пищи. Операция не нарушала нормальных связей организма со средой и в то же время позволяла проводить длительные наблюдения.

Все свои исследования Павлов проводил на собаках. Подопытное животное выхаживалось после операции не менее тщательно, чем больной человек. Так, при изучении столь важного органа, как поджелудочная железа, и создании маленького желудка для чистоты эксперимента ученому в течение полугода понадобилось три десятка собак, ни одна из которых не погибла. Наглядным доказательством правоты идей ученого стал пес Дружок, прославившийся на весь мир. Это была настоящая научная победа Павлова, за которой последовала целая серия блестящих экспериментов. Ученый рассказал о своих опытах, наблюдениях и приемах работы в книге «Лекции о работе главных пищеварительных желез» (1897 г.). За этот труд Иван Петрович стал четвертым лауреатом Нобелевской премии за выдающиеся достижения в области изучения физиологии пищеварения (1904 г.). До него этой награды удостаивались исключительно врачи. Работа физиолога была оценена как «принесшая наибольшую пользу человечеству». Она обессмертила имя Павлова и прославила российскую науку.

По инициативе Ивана Петровича перед зданием института был поставлен памятник собаке – дань уважения верному другу, помощнику и полноправному соратнику по работе. Надпись у его подножия гласит: «Пусть собака, помощник и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы это происходило непременно и всегда без ненужного мучительства. Иван Павлов».

Нельзя не отметить одну особенность жизненного пути Павлова: почти все его достижения в науке получали официальное признание государственных учреждений России значительно позже, чем за рубежом. Иван Петрович стал профессором только в 46 лет, а академиком – лишь три года спустя после присуждения ему Нобелевской премии, хотя до этого был избран членом академий ряда стран и почетным доктором многих университетов. Ученый никогда не получал никакой государственной помощи и всегда остро ощущал нужду в постоянных сотрудниках. Так, в отделе физиологии Института экспериментальной медицины у него работало всего два штатных научных сотрудника, в лаборатории Академии наук – лишь один, да и тому Павлов платил из личных средств. Влиятельных царских чиновников раздражал его демократизм. Вокруг ученого плелись всевозможные интриги: на него постоянно натравливали знатных дам-ханжей, вопивших о греховности научных опытов над животными; защиты диссертаций сотрудников Ивана Петровича зачастую проваливались; его учеников с трудом утверждали в званиях и должностях; при переизбрании на пост председателя Общества русских врачей его кандидатуру забаллотировали, несмотря на то что на этом посту Павлов проделал большую работу.

Но своим авторитетом, выдающимися научными достижениями, удивительным темпераментом Павлов как магнитом притягивал к себе молодых энтузиастов науки. Многие российские и зарубежные специалисты работали под руководством талантливого физиолога без денежного вознаграждения. Иван Петрович был душой лаборатории. Им была введена новая форма научной работы – «коллективное думание», которое теперь величают «мозговой атакой или штурмом». На введенных ученым коллективных чаепитиях по средам требовалось «распустить фантазию» – творческий процесс происходил на глазах у всех. Так складывалась павловская научная школа, которая вскоре стала самой многочисленной в мире. Павловцы выполнили почти полтысячи работ, написав только около сотни диссертаций. Страстный садовод, Иван Петрович не зря называл своих питомцев «отсадками». Его ученики Э. Асратян, Л. Орбели, К. Быков, П. Анохин со временем стали академиками, возглавили целые области физиологии, создали самостоятельные научные школы.

Павлов вовсе не был похож на ученого сухаря. К науке он относился увлеченно, с азартом. Его супруга вспоминала: «Он любил всякую работу. Со стороны казалось, что данная работа для него самая приятная, настолько она его радовала и веселила. В этом и заключалось счастье его жизни». Серафима Ивановна назвала это «кипением сердца». Павлов походил на маленького ребенка, постоянно придумывал различные соревнования, веселые штрафы и поощрения для сотрудников. И отдыху Иван Петрович предавался с таким же упоением. Начав коллекционировать бабочек, он превратился в отменного энтомолога; выращивая овощи, стал селекционером. Во всем Павлов предпочитал быть первым. И не дай бог, если на «тихой охоте» кто-то собирал на один гриб больше него – соревнование начиналось сначала. А уж в спорте за ним не могли угнаться даже молодые. Персональной машине Павлов до старости предпочитал пешие «пробежки» и езду на велосипеде, на турнике и в любимой игре – городки – не знал себе равных.

Когда всем казалось, что ученый уже достиг самой вершины, он вдруг сделал крутой поворот от изучения пищеварения к психике. Его увещевали: не поздно ли в пятьдесят три года браться за новую проблему, но Павлов был непреклонен и переключил всех сотрудников на исследование нервной системы. Он «полез в собачью душу», потому что «психическое» слюноотделение мешало чистоте опытов. Ученый понимал, что психика не исчерпывается низшими безусловными рефлексами. «Чужак в неврологии» провел революционный эксперимент (ставший ныне классическим) с голодной собакой, которая должна была реагировать на звук колокольчика, который ассоциировался с едой. Если собака видит пищу (безусловный раздражитель) и при этом слышит звон колокольчика (условный раздражитель), то при многократном повторении комбинации «пища + колокольчик» в коре головного мозга собаки устанавливается новая рефлекторная дуга. После этого слюна выделяется, стоит только собаке услышать звонок колокольчика. Так Иван Петрович открыл условные рефлексы (термин введен самим Павловым). Безусловные рефлексы одинаковы у всех животных вида, а условные – различны.

Такая система сигналов, формирующаяся в коре больших полушарий головного мозга, – первая сигнальная система – есть и у животных и у человека. Но человек обладает еще одной системой сигнализации, более сложной и более совершенной. Она выработалась у него в процессе тысячелетнего исторического развития, и именно с ней связаны коренные различия между высшей нервной деятельностью человека и любого животного. Павлов назвал ее второй сигнальной системой. Она возникла у людей в связи с общественным трудом и связана с речью.

Для чистоты проведения экспериментов по выработке условных рефлексов в 1913 г., благодаря субсидии московского мецената К. Леденцова, было построено специальное здание с двумя башнями, названными «башнями молчания». В них первоначально были оборудованы три экспериментальные камеры, а в 1917 г. вступили в строй еще пять. С помощью разработанного метода изучения условных рефлексов Павлов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования им физиологии высшей нервной деятельности (1-й и 2-й сигнальных систем, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий и др.) оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики.

Только в 1923 г. Павлов решился выпустить в свет труд, который так и назвал «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных». Павловское учение о высшей нервной деятельности – это не просто блестящая страница, вписанная в историю науки, – это целая эпоха.

Февральскую революцию Павлов принял с энтузиазмом, считая, «что выборное начало должно лежать в основе как всего государственного строя, так и отдельных учреждений». К Октябрьскому перевороту он отнесся резко отрицательно, фрондируя по отношению к новым властям, даже надевал царские ордена, которые никогда не носил при старом режиме, как, впрочем, и мундир, а в его кабинете висел писанный маслом портрет принца Ольденбургского в военном сюртуке с генерал-адъютантским аксельбантом и императорской короной сверху.

В 1922 г., в связи с отчаянным материальным положением, ставившим под сомнение дальнейшее проведение исследований, Павлов обратился к Ленину с просьбой перенести свою лабораторию за границу. Но тот ответил отказом, мотивировав это тем, что Советская Россия нуждается в таких ученых, как Павлов. Было издано специальное постановление, в котором отмечались «исключительные научные заслуги академика И. П. Павлова, имеющие огромное значение для трудящихся всего мира»; специальной комиссии во главе с М. Горьким поручалось «в кратчайший срок создать наиболее благоприятные условия для обеспечения научной работы академика Павлова и его сотрудников»; соответствующим государственным организациям предлагалось «отпечатать роскошным изданием заготовленный академиком Павловым научный труд» и «предоставить Павлову и его жене специальный паек». От последнего пункта Иван Петрович отказался: «Я не приму все эти привилегии, пока они не будут предоставлены всем работникам лаборатории».

В 1923 г. Павлов посетил США и по возвращении открыто высказался о пагубности коммунизма: «На тот социальный эксперимент, который коммунисты проводят в стране, я не пожертвовал бы даже лягушачьей лапки». Когда в 1924 г. из Военно-медицинской академии в Ленинграде стали увольнять тех, у кого было «непролетарское происхождение», Павлов отказался от своего почетного места в Академии, заявив: «Я тоже сын священника, и если вы выгоняете других, то я тоже уйду!» В 1927 г. он оказался единственным, кто проголосовал против назначения партийных функционеров в Академию. Профессор написал письмо И. В. Сталину, в котором были такие строки: «В свете того, что вы делаете с русской интеллигенцией, деморализуете ее и лишаете ее всяких прав, – мне стыдно называть себя русским».

И все же Павлов не покинул родину, отказавшись от лестных предложений Шведского и Лондонского королевских обществ. В последние годы жизни он стал более лоялен к власти и даже заявлял, что в стране происходят явные изменения к лучшему. Этот перелом произошел, по всей видимости, в результате увеличения государственных ассигнований на науку. В Институте экспериментальной медицины была закончена постройка «башни молчания». К 75-летию ученого физиологическая лаборатория Академии наук была реорганизована в Физиологический институт Академии наук СССР (ныне носящий имя Павлова), а к его 80-летию в Колтушах (под Ленинградом) начал работать специальный научный институт-городок (единственное в мире научное учреждение такого рода), прозванный «столицей условных рефлексов». Осуществилась и давняя мечта Павлова об органической связи между теорией и практикой: при институтах были образованы клиники нервных и психических заболеваний. Все руководимые им научные учреждения были оснащены новейшим оборудованием. В десятки раз выросло число постоянных научных и научно-технических сотрудников. Кроме обычных, крупных бюджетных средств ученому ежемесячно отпускали значительные суммы для расходования по личному усмотрению. Началось регулярное издание научных трудов лаборатории Павлова.

Г. Уэллс в 1934 г. отметил, что «репутация Павлова способствует престижу Советского Союза». Избранный членом многочисленных научных обществ, академий, университетов, Иван Петрович в 1936 г. был признан Всемирным конгрессом физиологов старшиной физиологов всего мира (princeps physiologorum mundi).

Гениальному ученому шел 87-й год, когда он сам поставил себе диагноз: отек коры головного мозга (это подтвердилось при вскрытии). Но умер Иван Павлович 27 февраля 1936 г. от пневмонии. Смерть ученого явилась полной неожиданностью для всех. Несмотря на преклонный возраст, он был физически очень крепок, горел кипучей энергией, неослабно творил, с энтузиазмом строил планы дальнейших работ. Накануне Павлов побывал в Англии, где руководил организацией и проведением XV Международного конгресса физиологов, посетил родную Рязань. Однако годы давали себя знать, Иван Петрович уже был не таким, как прежде: имел нездоровый вид, быстро уставал и чувствовал себя неважно. Тяжелым ударом для Павлова оказались болезнь и быстрая смерть младшего сына Всеволода. Но от лечения Иван Петрович упорно отказывался, тщательно регистрируя все симптомы заболевания. После очередной простуды, переросшей в пневмонию, спасти жизнь великого ученого не смогли лучшие медицинские силы страны.

Павлов говорил своим сотрудникам, что будет жить не меньше ста лет, причем лишь в последние годы жизни оставит лаборатории, чтобы написать мемуары о виденном на своем долгом жизненном пути. Наверное, это единственное, что ему не удалось…

Известный американский физиолог У. Кеннон писал: «В учении Ивана Петровича Павлова меня всегда поражали два явления. Необычайный примитивизм эксперимента и возможность именно с помощью этого примитивизма увидеть насквозь всю бездну человеческой психики и установить основные принципы ее работы. С одной стороны – такое-то число капель слюны за такое-то число минут, а с другой – краеугольные камни физиологии высшей нервной деятельности. Аналог Павлову в физикохимии – Фарадей, обосновавший электродинамику с помощью кусочка железа, проволоки и магнита. Оба, конечно, – гении без всяких оговорок, проникшие в природу вещей с помощью по-детски наивных способов. В этом – их величие и бессмертие. Знамена физиологии всех стран склонились к его ногам. На всех континентах земного шара знают имя Павлова, знают даже дети, знают его портрет – человека с белой бородой, хитрого и умнейшего русского мужика».

Из книги Богданов Иван Петрович автора Минченков Яков Данилович

КУЗЕНОВ Иван Петрович Иван Петрович Кузенов родился в 1922 году. Русский. С 1929 года жил в Магнитогорске. Окончил среднюю школу № 47 и одновременно аэроклуб. С 1940 года в Советской Армии, окончил авиаучилище. С мая 1942 года участвует в боях с немецко-фашистскими захватчиками на

Из книги Под кровом Всевышнего автора Соколова Наталия Николаевна

Яков Данилович Минченков Богданов Иван Петрович Улица оканчивалась тупиком, в конце его дома стояли на одной только стороне, на другой высился длинный скучный забор, за которым во много рядов тянулись запасные пути какой-то железной дороги. За ними шли пустыри, места для

Из книги И.П.Павлов PRO ET CONTRA автора Павлов Иван Петрович

Хирург Иван Петрович По вероисповеданию своему Иван Петрович принадлежал к церкви евангелистов. Детство его прошло на Украине, он был крещен в православном храме. Но веры на селе не было, кругом царило пьянство, разврат. А душа Вани была чутка к страданию людей: будучи еще

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Н. А. КРЫШОВА Иван Петрович в нервной клинике Осенью 1933 г. я была приглашена работать в нервную кли нику Всесоюзного института экспериментальной медицины, где И. П. Павлов вместе с группой сотрудников занимался изучени ем патологии высшей нервной деятельности человека. На

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

Граф Иван Петрович Салтыков (1730–1805) Блестящей, хотя и слишком малоизвестной страницей военной истории России считал историк А.А. Керсновский русско-шведскую войну 1788–1790 гг. Велась она в чрезвычайно трудной политической обстановке (борьба с Турцией, угроза войны со

Из книги Знаменитые личности украинского футбола автора Желдак Тимур А.

СКУЛЬПТОР ИВАН ПЕТРОВИЧ МАРТОС В 1811 году в особняке графа Николая Петровича Румянцева на Английской набережной Бетанкур познакомился со знаменитым русским скульптором, профессором Академии художеств Иваном Петровичем Мартосом и сразу заказал ему гипсовый бюст

Из книги Великие открытия и люди автора Мартьянова Людмила Михайловна

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Павлов Иван Петрович (1849-1936) Русский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности Первый российский Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 года в Рязани. Его отец, Петр Дмитриевич, выходец из крестьянской семьи,

Из книги Солдатская доблесть автора Ваганов Иван Максимович

Гуров Иван Петрович Родился в 1924 году в селе Силино Куркинского района Тульской области в бедной крестьянской семье. В первые же дни организации колхоза родители вступили в артель. 11 ноября 1941 года добровольно пошел на фронт Великой Отечественной войны. Звание Героя

Из книги Герои Гражданской войны автора Миронов Георгий

Качанов Иван Петрович Родился в 1920 году в деревне Никифоровке Веневского района Тульской области в крестьянской семье. В 1929 году семья переехала в гор.Москву. Окончив семилетнюю школу, работал учеником, а затем токарем на одном из заводов. В 1940 году призван в ряды

Из книги Русские предприниматели. Двигатели прогресса автора Мудрова Ирина Анатольевна

МАТЮХИН ИВАН ПЕТРОВИЧ В конце июля 1943 года, развивая наступление на Курско-Орловском выступе, батальон, в котором Матюхин командовал отделением автоматчиков, подошел к большому селу Веселое. Попытка овладеть им с ходу не удалась. Роты вернулись на исходные

Из книги Против течения. Академик Ухтомский и его биограф автора Резник Семен Ефимович

ИВАН ПАВЛОВ Среди широкой степи, близ железной дороги, по которой уходит вдаль бронепоезд, стоит серебристый самолет. На его крыльях алеют пятиконечные звезды, но на фюзеляже выделяется свежая надпись на французском языке - «Vieux ami» («Старый друг»), У самолета - летчик в

Из книги автора

Из книги автора

Глава пятнадцатая. Иван Павлов и его команда 1.Иван Петрович Павлов и Николай Евгеньевич Введенский принадлежали к одному поколению, и жизненные пути их во многом были сходными. Оба были выходцами из семей провинциальных священников, оба окончили духовную семинарию, оба

Отшатнуться от гибельной пропасти, отдернуть руку руку от обжигающего огня - Иван Петрович исследовал нервную систему живых существ и ее реакцию на различные раздражители. Благодаря Павлову стало понятнее, как мы выжили и выживаем на этой планете. Например, ученый первый разделил рефлексы на безусловные (заложенные в нас генетически, многими поколениями) и условные (которые мы сами приобретаем в течение жизни).

Но главное, Павлов доказал, что в основе работы психики человека (в том числе того, что раньше называли «душой» или «сознанием») и всех сложнейших отношений высокоразвитого организма с окружающей внешней средой лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Стараниями нашего героя даже появился на свет новый раздел науки - «Физиология высшей нервной деятельности».

2. Выяснил про пищеварение

Иван Петрович выяснил, что конкретно происходит с омлетом, который ты сегодня проглотил за завтраком. Ученый провел сотни опытов, чтобы понять, как химически и механически обрабатывается пища в организме, как она расщепляется и усваивается клетками организма (благодаря Павлову, в частности, мы теперь можем лечить большое количество болезней желудочно-кишечного тракта).

Иван Петрович, например, сделал уникальную операцию, которая до этого никому не давалась: проделал фистулу (отверстие в желудке собаки), добился, чтобы животное при этом осталось здоровым и можно было в естественных условиях наблюдать, как и сколько организм выделяет желудочного сока (в зависимости от того, какая именно по составу и количеству пища поступает в желудок). Так вот Павлов и заработал в 1904 году Нобелевскую премию по медицине -
«за исследование функций главных пищеварительных желез».

Иван Петрович Павлов

Родился 14 сентября 1849 года в Рязани в семье священника. Сам закончил Рязанскую духовную семинарию, но под влиянием работ Ивана Сеченова решил сменить профессию. Учился в Санкт-Петербургском университете и Императорской медико-хирургической академии. Помимо Нобелевской премии получил и другие важные международные награды: например, «Медаль Котениуса» (1903) и «Медаль Копли» (1915). Был директором Физиологического института Академии наук СССР (сейчас - Институт физиологии им. И.П. Павлова). Умер 27 февраля 1936 года в Ленинграде.

Академик Иван Петрович Павлов - советский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности и современных представлений о процессе пищеварения.

Из русских ученых он первым был удостоен Нобелевской премии в 1904 г. за многолетний труд по исследованию механизмов пищеварения. И. П. Павлов изучил характер секреции главных пищеварительных желёз при переваривании различных видов пищи и участие нервной системы в регуляции пищеварительного процесса, заново создав физиологию пищеварения. Для этого ему пришлось разработать целую серию остроумных операций, позволивших, не нарушая пищеварительных процессов, увидеть, что происходит в пищеварительных органах, скрытых в глубине тела.

И. П. Павлов внес важный вклад во многие разделы физиологии, в том числе в физиологию сердечно-сосу-дистой системы, исследовав особенности рефлекторной регуляции и саморегуляции кровообращения. Главная его заслуга - изучение функций больших полушарий головного мозга, создание учения о высшей нервной деятельности. В процессе этих исследований Павлов открыл особый тип рефлексов, образующихся у животных в индивидуальной жизни. Впоследствии их назвали условными рефлексами. С одной стороны, условные рефлексы представляют собой физиологические реакции и могут быть изучены физиологическими методами, а с другой - элементарное психическое явление.

Ни один физиолог мира не был так знаменит, как Павлов. Он был избран членом академий наук 22 стран и почетным членом 28 научных учреждений.

После Великой Октябрьской социалистической революции Совет Народных Комиссаров издал специальный декрет, подписанный В. И. Лениным, о создании условий для обеспечения научной деятельности ученого как совершенно исключительной, имеющей огромное значение. В Ленинграде был организован Физиологический институт, а в селе Колтуши - биостанция, получившая известность как «столица условных рефлексов».

Выдающийся ученый воспитал огромную армию учеников и последователей. От лица физиологов нашей планеты, собравшихся в 1935 г. в Ленинграде на Всемирный конгресс, Павлову был присвоен титул «старейшины физиологов мира». В том же году, обращаясь к молодежи, Иван Петрович писал: «Помните, что наука требует от человека всей его жизни». Вся его жизнь - подтверждение этих слов.

И. П. Павлова помнят не только как великого ученого, но и как борца за мир во всем мире. Делегаты конгресса из 37 стран стоя аплодировали ему, когда он, открывая заседание, обратился к полутора тысячам слушателей со страстным призывом заклеймить войну как самое позорное явление человеческой жизни. «...Я счастлив, - сказал ученый, - я счастлив, что правительство моей великой Родины, борясь за мир, впервые в истории провозгласило: «Ни пяди чужой земли...»

Все творчество Павлова было проникнуто горячей любовью к Родине. «Что ни делаю, - писал он, - постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке».

71 год назад умер великий рязанец, физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности - Иван Петрович Павлов

Имя академика Ивана Петровича Павлова, первого русского лауреата Нобелевской премии, навсегда вошло в золотой фонд мировой науки. Наиболее крупные научные открытия были сделаны им в области физиологии кровообращения, пищеварения.

Ему же принадлежит открытие естественнонаучного объективного метода изучения функции головного мозга - метод условных рефлексов, пользуясь которым он создал обессмертившее его имя учение о высшей нервной деятельности. Иван Павлов родился 26 сентября 1849 года в Рязани. После окончания духовного училища в 1864 году поступил в Духовную семинарию, но, не закончив ее, в 1870 году поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет, но вскоре перешел на естественное отделение физико-математического факультета. Учился в Медико-хирургической академии, после окончания которой занял место заведующего физиологической лабораторией при терапевтической клинике.

Павлов был основателем самой многочисленной и плодотворной научной школы физиологов (более 300 учеников и сотрудников), создателем Российского общества физиологов, Русского физиологического журнала (1917), Физиологического отдела Института экспериментальной медицины (1890), Физиологического института РАН (1925), Биостанции в Колтушах (1926), на протяжении двадцати лет (1893-1913) руководил Обществом русских врачей в Петербурге. Вся научно-профессорская деятельность Павлова была пронизана идеей о лидирующей роли физиологии как фундаментальной науки, научной основы медико-биологических дисциплин, психологии, педагогики и социологии, психиатрии и невропатологии. Исследования Павлова обогатили физиологию фундаментальными открытиями и идеями. Февральскую революцию Иван Павлов встретил настороженно, Октябрьскую революцию переживал крайне болезненно. Родственники и знакомые, ученые из США, Германии, Швеции, Чехословакии настойчиво звали его за границу, но советское правительство сделало все для того, чтобы удержать Павлова от эмиграции.

В 1918 году В.И.Ленин подписывает специальный декрет о создании условий, обеспечивающих работу первого русского лауреата Нобелевской премии, а в 1920-е годы, в период гражданской войны и интервенции, молодая республика создала Павлову необходимые условия для научной работы. Постановление Совнаркома «Об условиях, обеспечивающих научную работу академика И.П.Павлова и его сотрудников», подписанное Лениным 24 января 1921 года, - один из самых известных актов советского правительства. Это постановление стало своего рода охранной грамотой на многие годы. Иван Петрович Павлов прожил долгую и счастливую жизнь. Из 86 лет 62 года были отданы науке, высшему медицинскому образованию, организации исследований в области физиологических наук. Умер он 27 февраля 1936 года в Ленинграде, похоронен на Волковском кладбище. На его надгробии отчеканены слова: «Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было две жизни, то и их бы не хватило вам».

Ива́нПетро́вичПа́влов(1849- 1936) - один из авторитетнейших учёных России, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы. В 1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена И. П. Павлову, - он стал первым российским Нобелевским лауреатом.

Павлов, как последователь Сеченова, много занимался нервной регуляцией. Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И. П. Павлов так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта - отслюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных. Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного сока. За 10 лет Павлов, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения.

Павлов ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности (2-й сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий и др.) оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики.

В 1921 г. вышло Постановление Совнаркома о создании особых условий для научной деятельности И.П. Павлова. Научная жизнь в его лабораториях стала оживляться. В 1925 г. в Академии наук был создан Институт физиологии, директором которого Павлов оставался до конца жизни. Размах физиологических исследований в нашей стране достиг невиданных размеров. И.П. Павлов стоял во главе всех этих работ. Всемирное уважение к этому человеку было настолько велико, что на XV Международном конгрессе физиологов в 1935 г. он был назван «первым физиологом мира» - такого «титула» не был удостоен ни один ученый. Более 120 Академий, университетов и научных обществ избрали И.П. Павлова своим действительным или почетным членом.



Вся жизнь Павлова была отдана науке. Редкие часы отдыха, которые он себе позволял, использовались для посещения театра, концертов и особенно художественных выставок. Павлов любил русских художников-передвижников, знал и понимал реалистическую живопись, был в близких отношениях с И.Е.Репиным, М.В.Нестеровым, Н.Н.Дубовским и др. В конце жизни он собрал значительную коллекцию картин русских художников.

И.П. Павлов обладал громадным педагогическим талантом. Веселый, доброжелательный, открытый людям, он привлекал их, умел вдохнуть энергию и интерес самым, казалось, апатичным натурам. Эти качества позволили ему создать крупнейшую научную школу в области физиологии.

Исследования Павлова явились эпохой в развитии физиологии; они выдвинули его в ряды классиков естествознания, сделали фигурой, равной Ньютону, Дарвину, Менделееву.

Созданное Павловым учение о нервной высшей деятельности - одно из величайших достижений современного естествознания. Павлов был многогранным ученым. Его выдающиеся исследования по физиологии сердечно - сосудистой системы и особенно его классические исследования в области физиологии пищеварения, снискавшие ему мировое признание и славу создателя этого важного раздела современной физиологии.

Академии наук и научные общества России, Англии, Франции, США, Германии и Италии и других стран мира избрали его своим членом. Научные заслуги Павлова и его высокие человеческие качества привлекали внимание ученых, писателей и других деятелей культуры. За эти годы Павловская условно-рефлекторная тематика стала занимать почетное место не только в программах международных конгрессов физиологов, но и в программах международных конгрессов психологов и психиатров. Во многих странах систематически издаются как монографические работы, так и тематические сборники, посвященные актуальным проблемам учения Павлова. Поистине Павлов стал символом эпохи и путеводной звездой в изучении функций мозга.

Работы Павлова привлекли внимание С.П.Боткина, выдающегося широко образованного клинициста, который был сторонником физиологического направления в клинике. С.П.Боткин стремился связать клиническую работу своих сотрудников- врачей с экспериментальными исследованиями в области физиологии и фармакологии. Поэтому он решил устроить при своей клинике специальную физиологическую лабораторию и организацию этого дела поручил молодому исследователю - Павлову, который и начал работать в этой лаборатории с 1878г. в должности лаборанта (фактически в качестве руководителя лаборатории).

Материал по физиологии пищеварения был обобщен Павловым в «Лекциях о работе главных пищеварительных желез».

За 20лет в лабораториях Павлова в Институте экспериментальной медицины и в Военно-медицинской академии было выполнено и опубликовано свыше 250 научных работ, в том числе около 90 диссертаций.

В эти же годы Павлов принимал активное участие в работе "Петербургского общества русских врачей. В 1892г. он был избран действительным членом, а в 1900г. - почетным членом этого общества. На протяжении 13 лет он был товарищем председателя этого общества и в течение 7 лет его председателем.

Начиная с 1900г. Павлов участвовал в международных конгрессах физиологов, а затем психологов и неврологов. Особенно следует отметить доклад «Экспериментальная психология и психопатологии на животных», здесь впервые Павлов заявил о возможности строго объективного, физиологического анализа явлений, которые до того времени объяснялись только с психологической точки зрения.

В 1901г. Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907г. -действительным членом Российской академии наук. В 1912г. он получил почетное звание доктора старинного английского университета в Кембридже.

В начале 90-х годов Павлов приступил к изучению физиологии высших отделов центральной нервной системы - коры больших полушарий. Наблюдая, что при различных раздражениях, связанных с пищей, - при виде и запахе ее, звуках, напоминающих о ней, - у животного происходит выделение слюны, секреции желудочного сока и т.д. Физиолог говорил, что причиной секреции в этих случаях является желание пищи, воспоминание о ней, психические переживания животного.

Павлов на протяжении 35 лет изучал рефлекторную функцию головного мозга. Павлов создал свое учение о типах нервной системы. В основу Павловской классификации типов положено индивидуальное различие особенностей нервной системы: сила нервных процессов, их уравновешенность и подвижность. Соответственно этому Павлов признал наличие 4 основных типов нервной системы:

1. Тип сильный, но неуравновешенной нервной системы, которая характеризуется преобладанием возбуждения над торможением («безудержный тип»).

2. Тип сильной уравновешенной нервной системы с большой подвижностью нервных процессов («живой», подвижный тип).

3. Тип сильной уравновешенной нервной системы с малой подвижностью нервных процессов («спокойный», малоподвижный).

В последние годы жизни Павлова его деятельность протекала в трех учреждениях: в разросшемся физиологическом отделе Института экспериментальной медицины, в Физиологическом институте академии наук СССР и на биологической станции в селе Колтуши. Павловские лаборатории были снабжены превосходным оборудованием.Систематическое изложение всего учения об условных рефлексах Павлов дал в 1926г. в труде «Лекции о работе больших полушарий головного мозга».

И.П.Павлов дожил до 86 лет. Он умер от воспаления легких 27 февраля 1936 года. Павлов похоронен в Петербурге наВолковом кладбище рядом с могилой другого великого русского ученого - Д.И.Менделеева.