План-конспект занятия по развитию речи «Аквариумные рыбки. Конспект интегрированного занятия по развитию речи средней группы «Аквариумные рыбки Наглядный материал и оборудование

Программное содержание:

— расширять представления об особенностях проживания, питания и строения рыб

— совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать имена существительные с числительными

— развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы

— воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций рыб, чтение и обсуждение «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, беседа об аквариумных рыбках и способах ухода за ними.

Ход занятия:

Дети входят в группу, садятся на стулья, перед ними на столе стоит пустой аквариум накрытый плотной тканью.

Воспитатель: Предлагаю отгадать вам загадку, чтобы узнать, о ком сегодня пойдет речь!

Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает. Кто это?

Дети: Рыба!

Воспитатель: Верно, именно о них мы сегодня поговорим. И разговор наш будет не простой, а волшебный: в благодарность за хорошие знания о своих подводных обитателях – рыбах, морской царь подарит нам аквариум, наполненный рыбками.

Детям демонстрируется пустой аквариум на столе.

Воспитатель: Все вы знаете, что рыбы живут под водой, а дышат они жабрами, которые находятся на голове. Скажите, есть еще какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой?

Дети: У рыб вместо ног – плавники и хвост, с их помощью они плавают.

Воспитатель: А чем покрыто туловище рыбы?

Дети: Чешуей.

Воспитатель: Да. Она защищает туловище рыб от повреждений. А теперь предлагаю поиграть в игру «Подбери похожее словечко» к слову рыба.

Дети: Рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий.

Воспитатель: Верно. Зверей и птиц ловят охотники, а рыбу?

Дети: Рыбаки и рыболовы ловят рыбу.

Воспитатель: А чем можно поймать рыбу?

Дети: Удочкой, сетью, неводом.

Воспитатель: Рыбу поймали, сварили суп и назвали его ….?

Дети: Уха.

Воспитатель: Верно, и навариста и вкусна, получилась у повара – уха. Открою вам секрет: названий рыб в реке — великое множество, а деток их зовут одним словом – мальки, и все они боятся большой и зубастой охотницы – щуки. Поиграем в игру.

Подвижная игра «Щука и мальки».

Ведущий становится щукой, который поднимаясь со дна на охоту пытается поймать как можно больше детей мальков.

Воспитатель: Игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова?»

— у щуки голова – щучья

— у карася хвост — карасий

— у сазана плавник – сазаний

А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение»

— Рыбка к камню… (подплыла),

— Рыбка от берега…(отплыла),

— Рыбка всю реку …(переплыла).

Дидактическая игра « Кто где живет? »

— Вспомните, ребята, какие рыбы, где живут?

Дети: В аквариуме – аквариумные рыбки …(гуппи, неоны, скалярии, сомики),

— в реке – речные … (щука, сазан, плотва, пескарь),

— в море – морские …(акулы, камбала, мурена, семга),

— в океане – океанические… (кит, рыба-меч, касатка).

Воспитатель: Да, много у рыб сходств и различий. Одно из них по способу питания – одни едят водоросли (травоядные), другие – мальков, икринок, мелких рыб (хищники). Что ж, про рыб сказали мы немало, настало время чудесам! Морской царь сдержал слово и пожелал наполнить наш аквариум, закрывайте глаза!

Воспитателем вносится аквариум с рыбками и накрывается той же тканью, что и прежде пустой. Дети открывают глаза и рассматривают рыбок.

Воспитатель: Рыбки наши хороши, постарайтесь правильно их пересчитать.

Дети: Одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок.

Воспитатель: — Надеюсь, ваши знания помогут вам ухаживать за этими рыбками в уголке живой природы! Занятие закончено.

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе на тему «В гостях у речных рыб»
Автор конспекта ННОД: Колобова Гельсина Фидаиловна, воспитатель I квалификационной категории
Задачи приоритетной образовательной области ("Познавательное развитие"): приобщать детей к основам экологической грамотности; способствовать освоению детьми представлений о речных рыбах, их внешнем виде, чем питаются, как размножаются; развивать умение пользоваться моделью и схемой.Развивать мышление, память, логику, умение анализировать, выражать свои мысли в активной речи.Воспитывать у детей любовь к живой природе.
Задачи ОО в интеграции:

Скачать конспект
Речевое развитие: продолжать учить подбирать определения, упражнять в образовании прилагательных от существительных; обогащать активный словарь новыми словами (размножение, икра, личинка, мальки).
Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками
Оборудование: мольберт, конверт, схема-модель для описания рыб, голубая ткань («река»), картинки водорослей, камней, речных рыб, бытовые отходы (кульки, банки, коробки, крышки и т.п.), эмблемы «Защитники природы», схема развития рыбы.

Содержание ННОД:
Вводная часть:
Воспитатель вносит в группу Письмо, на конверте «SOS».
- Что означают эти буквы? (бедствие)
В конверте модель «Рыбы».
- От кого письмо?
-Где могут жить рыбы?
-Отгадайте от каких рыб это письмо?
Загадка про речку:
-Перекаты, повороты,
Мели и водовороты.
Разливая берега,
Мчится быстрая...(река)

Значит письмо пришло от каких рыб? (речных). А если рыбы живут в озере, то как они называются – озерные, в море – морские, в океане – океанические. А нам нужно спешить на речку к каким рыбкам? (речным)

Основная часть:
Дети проходят, на полу из ткани имитация реки. Кругом мусор (пакеты, коробочки из - под сока, бутылки пластиковые, фантики, кожура от фруктов).
- Что же случилось с рекой? Сколько мусора. Откуда он здесь взялся? (выводы детей). - А вы, когда отдыхаете на берегу реки, озера, вы что делаете с мусором?
-Как же нам помочь жителям реки и самой реке? (предложения детей)
Что бы нам начать убирать мусор, что нужно одеть? Надеваем сапоги (имитация), а какие сапоги? (резиновые), а перчатки? (резиновые). Игра «Собери мусор».
Вот молодцы, дружно, вместе мы навели чистоту. А чтобы больше такой беды не случилось, мы поставим около речки запрещающий знак. (Педагог еще раз обращает внимание, что мусор надо всегда за собой убирать, чтобы было чисто).
После того, как мы с вами очистили от мусора дно нашей реки, стало видно, какая рыба водится здесь. Я сейчас загадаю загадки, а вы покажете, что это за рыба. Загадки:
Под водою проплыла
Рыба с пастью, как пила.
Всех пугала эта злюка.
Оказалась это (щука).
-Ребята, почему в загадке говорится, что щука злюка? (хищник)
-На какое животное похожа щука? (на крокодила)

Колюч, да не еж.
Кто это? (Ерш)
-Зачем ершу такие на плавнике колючки?

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
Ответ: Сом

От зубастой щуки скрылся,
В зарослях он притаился.
Выплыл с тины серебрясь...
Как зовут его (карась).

Хоть и рыба и мала,
Очень все ж она сильна,
Трудно вынуть из пруда,
Небольшого (окунька).
-А окунь тоже хищник, нападает на маленьких рыбок.

Воспитатель обращает внимание на, то с помощью чего так быстро плавают рыбы (тело плоской формы, плавники, хвост).
-Ребята подойдите тихонько сюда к водорослям, здесь происходит чудо - рыба мечет икру, потом из икры появятся малыши их называют – мальки, мальки подрастут и будут похожи на рыбку, которая метала икру. Вот так рыбки размножаются. Поэтому их так много.
-А сейчас присядем на берегу и попробуем выложить из картинок как рыбка размножается. Вывешивается схема размножения, дети сравнивают.
Пальчиковая игра «Рыбка озорница».
Рыбка плавает в водице
Рыбке весело играть
Рыбка, рыбка озорница
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла
Рыбка хвостиком махнула.
Рыбка быстро уплыла.

А чтобы рыбки были здоровые, веселые им конечно же нужно питаться. А чем питаются рыбы? Дети называют и вывешиваются заготовленные заранее
картинки с изображением того, чем питается рыба: водоросли, икра, червячки, насекомые, рыба.
- Ребята, посмотрите, что у меня есть? (внесение картинки с изображением рыбки в аквариуме). Аквариум с рыбкой вуалехвост. Если рыбка живет в аквариуме как она называется? (аквариумная) Каких еще аквариумных рыбок вы знаете? Может выпустим ее в речку, чтобы ей было не скучно? Можно? Почему? (яркая окраска, привыкла, что за ней ухаживают, нет корма, нападут хищные рыбы, не умеет прятаться).

Заключительная часть:
-Молодцы, сколько мы добра сделали. Наше пребывание на речке закончилось.
-Что мы сегодня делали?
-Что понравилось? На память о нашем путешествии я вам хочу подарить эмблемы «Защитники природы».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№ 16 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

с детьми средней группы

по познавательному развитию

Тема: «Рыбы. Строение рыб»

подготовила

воспитатель А.А. Богославская

Санкт – Петербург

2017

Цель :

Дать элементарные представления о рыбах, .

Планируемые результаты : имеют представления о строении рыб и среде их обитания ; проявляют желание заботиться о рыбках.

Задачи :

1. Учить детей выделять части тела. (Рот, глаза, жабры, хвост, плавники, чешуйки) .

2. Закрепить имеющиеся представления об аквариуме, дать новую информацию о его обитателях (особенности поведения)

3. Вызвать желание заботиться о рыбах и о чистоте аквариума.

Активизация словаря :

Аквариум, хватает (ртом, корм, плавники, чешуйки, жабры, икринки.

Оборудование :

Заряженный аквариум с рыбками, иллюстрации, «Волшебный телевизор» , слайдов-DVD, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа :

Экскурсия в «Уголок природы» , наблюдение за аквариумными рыбками, чтение сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка.

Ход НОД:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами поговорим о ком-то очень интересном. А о ком, вы узнаете, если отгадаете загадку :

Плаваю под мостиком-

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю.

(рыба)

Правильно, это рыбка. (показ слайда) .

А какие они - рыбы ? Чем они отличаются от нас, людей? (перечисление детьми характерных особенностей) .

Всю остальную информацию педагог дает после высказывания детей : нет рук, ног; нет шерсти, а есть чешуя, плавники, дышат жабрами. (схематический рисунок) .

А где живут рыбки? (в воде) . Вы правильно сказали, рыбки живут в воде, но не в любой. Могут ли они жить в лужах? (ответы детей с добавлениями педагога) . Кроме воды рыбам нужно многое другое : свет, тепло, растения, корм.

А могут ли люди жить в воде? Правильно, не могут, но людей всегда привлекал подводный мир, ведь так хочется узнать, что там происходит! Под водой существует интереснейший и разнообразный мир, населенный удивительными обитателями (показ слайда и его рассматривание) . Но путешествовать под водой сложно и не всегда возможно, поэтому люди придумали специальный домик, в котором могут жить рыбки. Кто знает, как он называется? (аквариум) . А есть ли у нас аквариум? (да) . Где он находится? Но прежде чем мы пойдем туда, давайте с вами сделаем разминку :

Разминка.

Рыбки плавают в пруду,

Хвостиками машут.

Вот нырнули в глубину,

Испугались Машу.

Я фонариком свечу,

Позову их светом.

И, конечно, накормлю

Вкусным кормом этим.

А теперь, ребята, пошлите к нашему аквариуму. Вот он, наш аквариум! А для кого он приготовлен? А что есть в аквариуме? (камушки, водные растения, улитки) . Ребята, рыбкам стало тесно в одном аквариуме, поэтому мы с вами переселим маленьких рыбок в аквариум поменьше. Наши рыбки называются ГУППИ. (выпускаем с детьми рыбок в аквариум) .

А рыбки большие или маленькие? А где находятся глазки? А что есть у рыбок? А где находятся плавники? (на спине и на животе) Ребята, а покажите, как рыбка помогает себе плавать хвостом (показ движений детьми) .

А для того, чтобы рыбка жила в нашем аквариуме, что нужно делать? (кормить) .

Кормят рыбок специальным кормом для рыб. Давайте ее покормим. Что делает рыбка? (ест) . А чем она хватает корм? (ртом)

Новая информация : Рыбы никогда не бывают неподвижны, они постоянно двигаются : плавниками, жабрами, ртом.

А сейчас ребята давайте пойдем в наш кинозал (Показ слайдов-шоу) . Посмотрите, рыбы бывают разными по размеру, окраске. Они живут в различных водоемах и в пресной воде (реки, озера) и в соленой воде (моря и океаны) . Но у всех рыб есть плавники, жабры, глаза, рот, чешуйки, хвост.

А кто знает, откуда появляются рыбы ? (ответы и рассуждения детей) Рыбы мечут икру , а из икринок вылупляются рыбки, сначала маленькие, а затем они вырастают.

В заключение можно попросить детей показать те части тела рыбок, которые они запомнили на иллюстрации.


Зоомагазин - это такой магазин, где продают различных домашних питомцев, а также различные корма для них, клетки, аквариумы и многое другое. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

В нашем зоомагазине продают различных рыбок (выставляет картинку-схему): меченосец, гуппи, скалярия. Давайте, внимательно рассмотрим этих рыбок.

Ребята, посмотрите внимательно и скажите, чем похожи все эти рыбки?

Правильно у всех рыбок одинаковое строение: у них есть голова, жабры, туловище, хвостик, плавники. Тело всех рыбок покрыто чешуей. Выставляет картинку-схему на мольберте.

А чем же отличаются эти рыбки?

Правильно, у рыбок различные форма, размер и цвет частей тела.

Ребята, давайте подойдем к аквариумы, чтобы внимательно рассмотреть рыбок.

Сначала мы рассмотрим тело рыбок.

Какой формы тело у меченосца?

Какой форму тело у гуппи?

У скалярии?

Теперь рассмотрим размер и форму плавников. Какие плавники у меченосца?

Какие плавники у гуппи?

У скалярии?

Теперь рассмотрим размер и форму хвостика. Опишите верхнюю часть хвоста меченосца и нижнюю?

Какой хвостик у гуппи?

Какой хвост у скалярии?

Теперь мы расскажем об окрасе рыбок. Каким цветом меченосец?

Каким цветом гуппи?

Каким цветом скалярия?

Вот мы и узнали об особенностях каждой рыбки, скажите, чем они отличаются? Выставляет картинку-схему.

Ребята, рыбки хотят проверить, как вы их запомнили, они приглашают нас поиграть в прятки.

Посмотрите внимательно на картинку и отгадайте, где какая рыбка спряталась.

Ребята, рыбки очень устали, пришло время их покормить. Как вы думаете, чем мы угостим рыбок?

Эти рыбки питаются животной пищей: мотылями, циклопами - и растительной: водорослями, крапивой.

Ребята, давайте угостим наших рыбок. Подойдите к квадратному аквариуму. Выбирайте рыбку и то, чем вы хотите ее угостить.

Я выбираю скалярию. Скалярия съела мотыля.

Спасибо, ребята, покормили рыбок! Чем нужно угощать рыбок? Выставляет картинку-схему.

Ребята, мы уже знаем, как называются рыбки, как они выглядят, чем питаются. Как за ними ухаживать? Выставляет картинку-схему.

Чтобы рыбкам было комфортно, мы должны содержать аквариум в чистоте: мыть его и менять воду; поддерживать температуру воды, следить, чтобы рыбкам было светло.

Ребята, мы узнали о рыбках все. Выставляет картинку-схему.

Давайте выберем рыбок для нашего аквариума (Педагог подходит с коробочкой, в которой находятся рыбки).

АУДИОЗАСТАВКА.

Я обожаю тину

И мокрые места

Поганки, плесень, сырость

Такая красота…

Я не люблю рыбешек,

Их красоту и цвет.

Их затяну в болото

Забудут о них все.

Рыбы затягиваются тиной, теряют цвет.

Ребята, что натворила Кикимора?

И теперь мы не сможем забрать этих рыбок в наш аквариум. Зачем она это сделала?

Что же нужно сделать, чтобы победить зло Кикиморы?

Точно! Разукрасив рыбок, мы вернем им красоту. А что же сделать, чтобы все о них узнали?

Ребята, выбирайте рыбок и проходите в мастерскую.

Посмотрите внимательно, чего нет у наших рыбок?

Ребята, как вы думаете, с помощью чего мы нарисуем чешую рыбкам?

Чешую рыбкам нарисуем с помощью картонных рулончиков. Возьмите рулончик, обмакните в краску, а теперь прижимаем рулончик к туловищу рыбки. Выпуклая сторона рулончика направлена вправо. Педагог показывает.

Какое туловище у скалярии (меченосца, гуппи)?

Вот мы и вернули красоту нашим рыбкам, но, зло до конца не побеждено, что же осталось сделать?

Точно! Но как сделать так, чтобы о рыбках узнали все, все, все?

А давайте наши рассказы снимем на камеру и отправим на телевидение! Но рассказывать мы должны очень подробно и в этом нам поможет схема: вы должны сказать, как называется рыбка, описать ее строение, рассказать какие у нее плавники, туловище, хвостик, чем она питается, как за ней ухаживать. Указание на схему.

Педагог поочередно вызывает детей.

Ребята, посмотрите, мы разрушили зло Кикиморы! Пришло время возвращаться в группу, ведь теперь мы можем рыбок из зоомагазина отправить в наш аквариум.

Елена Коротченко
Конспект занятия «Рыбки плавают в водице» (средняя группа)

Цель. Формировать умение рассказывать по картине с опорой на вопрос воспитателя; углубить знания детей о рыбках (строение, образ жизни, питание) ; развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать, находить сходство и отличие; вызвать желание заботится о животном.

Учить детей конструировать аквариумных рыб из природного материала. Закреплять умение украшать поделку с помощью аппликации дополнительных деталей. Развивать навыки коллективной работы (детей и родителей) и объединять общие усилия для получения красивой поделки.

Материал. Картина «Дети кормят рыбок» , таблицы на сравнение, игрушечная рыбка , картон синего цвета (для аквариума, природный материал (желуди, скорлупки грецкого ореха, шишки, семена ясеня, папоротник, листья рябины и т. д., цветная бумага, ножницы, клей.

Ход занятия.

Воспитатель загадывает детям загадку :

На столе стеклянный пруд,

А рыбачить не дают.

(Аквариум)

Воспитатель вносит в группу игрушечную рыбку . Просит детей описать ее. Живая она или нет? Почему так думаете? (Ответы детей) . Опускает в тазик с водой.

Беседа с детьми по картине «Дети кормят рыбок» :

1. Где живут рыбки в природе ?

2. Зачем поместили рыбок в аквариум?

3. Как устроено тело рыбки ?

4. Чем питаются рыбы? Как они берут корм? Как плавают ?

5. Надо ли заботиться о рыбках , живущих, а водоемах?

6. Когда им особенно трудно без помощи человека?

После беседы по картине продолжить разговор с детьми о рыбках . Закрепить знания детей о строении, форме тела, питании аквариумных рыб. Спросить, что они знают еще об уходе за рыбами в аквариуме? Какая должна быть вода в аквариуме? Нужны ли еще другие животные и растения в аквариуме? Зачем? Нужен ли свет рыбам? Как часто и чем нужно кормить рыб?

Дидактическая игра «Учимся сравнивать» . Обратить внимание детей на красоту рыбок. Показать разных рыбок, попросить сравнить их.

Пальчиковая гимнастика. «Рыбки »

Рыбки пляшут в синем море –

Хорошо им на просторе.

Вытянуть ладошки и качать запястьями влево и право. Текст повторить несколько раз.

Предложить ребятам смастерить рыбок из природного материала. Туловище можно сделать из желудей или скорлупки ореха, шишки; плавники можно сделать из семян ясеня и листиков рябины.

Дети вместе с родителями мастерят рыбок. Что бы им было уютно в аквариуме, можно изготовить водоросли из природного материала (папоротника, травинок) . Камушки можно сделать из бумаги. Для этого бумагу надо нарезать полосками и смять так, что бы получились шарики, похожие на камушки. Аквариум готов!

В конце занятия предложить ,родителям и детям, подвижную игру «Рыбаки и рыбки » . (Родители-ловишки парами, взявшись за руки, ловят убегающих детей рыбок) .

Публикации по теме:

Конспект НОД по рисованию «Рыбки плавают в аквариуме» Тема: «Рыбки плавают в аквариуме» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», Коммуникация», «Художественное.

Конспект итогового занятия по математике (средняя группа) Игра- приключение (Средняя группа) Цель: Закрепление знаний детей Задачи: Образовательные: Продолжать учить детей различать группы содержащие.

Конспект занятия средняя группа «Тайны воздуха» Познавательное занятие в средней группе «Тайны воздуха». Цель: познакомить детей с воздухом и его свойствами Задачи: формировать у детей.

Конспект занятия «Снегирь» (средняя группа) Конспект занятия Тема «Снегирь» Возраст детей - средняя группа 4-5 лет. Ровенская Ирина Александровна, воспитатель, МБДОУ д/с №161 г. Твери.

НОД по аппликации в старшей логопедической группе «Рыбки плавают в аквариуме» Задачи: Образовательные - Учить детей составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников) - Активизировать.

Цель: вызвать у детей интерес к нетрадиционной технике изобразительной деятельности «пластилинография» Задачи: углублять знания детей о.