Почему не хочется идти церковь. Прием тринадцатый:«В церковь ходить не получается»

Многие родители, делающие первые шаги в храме, сталкиваются с трудностями. Им бы самим во всем разобраться, а вместо молитвы приходится успокаивать неугомонное чадо, которое, в отличие от мамы с папой, в церкви чувствует себя просто как дома. Но проходит время, дети вырастают и, случается, наотрез отказываются идти в храм, и родителям снова приходится ломать голову: «Что делать?»… За советом мы обратились к клирику саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» священнику Анатолию Конькову. Отец Анатолий пришел в Церковь после рождения дочери, и мы надеемся, что его ответы на «детские» вопросы помогут и другим родителям.

Опять не слушается. То рвется задувать свечи, то, расталкивая людей, идет через весь храм за святой водой, то начинает «регентовать», забравшись на солею, а то вдруг ни с того ни с сего бросается на пол и начинает класть земные поклоны… Однажды и вовсе пытался пробраться в алтарь, а потом начал громко разговаривать во время проповеди. Пришлось снова выволакивать его из храма, за что получила выговор от подруги: «Что ты от него хочешь, он же еще маленький! Так ты совсем отобьешь у него охоту в храм ходить!». Может, и правда, нужно подождать, пока вырастет? Но в нашем храме так много родителей с грудными детьми…

- С какого возраста и как часто нужно приводить детей в храм?

Приносить детей в храм нужно сразу же после крещения, а крестят малышей обычно на 40-й день. Можно, конечно, и раньше крестить, особенно если есть опасение за здоровье ребенка, в таких случаях священник приглашается прямо в больницу. Часто приходится крестить детей, которых врачи считают безнадежно больными, и после Таинства эти малыши выздоравливают.

Желательно приходить с детьми в храм каждое воскресенье и в праздничные дни. Естественно, что не каждый маленький ребенок может спокойно выстоять всю службу, поэтому разрешается приводить малышей только к Причастию. Но постепенно нужно приучать их и к более длительному пребыванию в храме.

Вполне естественно, что ребенок может «уставать» в храме, поэтому можно разрешить ему чем-то заниматься, например, задувать свечи, только чтобы это занятие не стало основным. Нужно постараться объяснить, что главное - это молитва, но полное понимание этого приходит со временем… И, конечно, необходимо следить, чтобы ребенок не баловался. Иногда дети берут свечку и без конца зажигают ее и тушат, чего нельзя допускать. Можно разрешить задувать коротенькие свечи и класть их в ящички для огарков, как это делают взрослые.

В большом храме всегда есть тихий уголочек, куда можно усадить ребенка и занять его чем-то интересным. Взять, к примеру, с собой в храм любимую игрушку малыша или карандаши, тетрадь для рисования. При этом нужно обязательно приучать ребенка вести себя тихо, объяснить, что люди пришли в храм молиться и нехорошо им мешать. Также можно рассказать, что происходит в алтаре во время богослужения, полистать вместе с ним книжку - сейчас выпускается много различных изданий Библии для детей с красивыми иллюстрациями. Можно вместе рассматривать иконы, объяснять, кто или что изображено на них - для взрослого это прекрасный повод самому вспомнить Священное Писание или перечитать житие… Однажды мы всей семьей были в Новгороде, в Софийском соборе, и дочка заинтересовалась фресками с библейскими сюжетами, которыми расписан храм. Пока я ходил по храму, моя супруга стала рассказывать о них, и позже, когда мы пришли в другую церковь, дочка, увидев подобную роспись, вспомнила: «Это Господь изгнал из Рая Адама и Еву, и поэтому они плачут».

- Что делать, если ребенок капризничает в храме?

Во-первых, нужно выяснить причину этого, ведь просто так дети не будут плакать. Если капризничает грудничок, нужно посмотреть, не жарко ли ему, не мокрый ли он. Может, просто голоден? Грудных детей перед Причастием можно покормить (натощак приучать принимать Святое Тело и Кровь надо с 3–4 лет, а если ребенок в храме с рождения, то еще раньше).

Словом, нужно попытаться выяснить, что ему не нравится. Ребенок постарше сам может это объяснить. Если он устал стоять - можно посадить его на скамейку или выйти с ним на улицу, пусть побегает во дворе (например, если возле храма есть отгороженная территория). Ради ребенка родителям часто приходится прерывать молитву, но это естественно, ведь обязанность мамы и папы, прежде всего,- воспитание детей, забота о них. Ни в коем случае нельзя злиться, иначе ребенок решит: если в храме на меня кричат, лучше я вообще в храм ходить не буду. Зачем ходить туда, где мне плохо?

Бывает, что дети отказываются идти к Причастию. Родителям нужно постараться выяснить, что случилось. Я знаю малыша, у которого больные зубки, и он отворачивается от Чаши просто потому, что ему неприятно. Однако причастить ребенка в любом случае нужно обязательно. Мама может попросить кого-то помочь ей, потому что часто бывает, что и враг рода человеческого пытается помешать принять Святое Тело и Кровь. Обычно после Причастия маленькие дети сразу перестают плакать.

Естественно, священник и диакон и, в первую очередь, родители должны следить, чтобы ребенок проглотил все то, что ему дали в лжице, дать ему запить. А после Причастия можно и покормить, соску можно дать только после запивки. Бывает, что маленький ребенок срыгивает сразу же после Причастия. Если это произошло через час или полтора, то одежду надо отнести в храм на сожжение. Как бы ни было жалко, стирать и надевать эту вещь больше нельзя. Если священник или диакон посчитает возможным, то лишь вырежет участок, на который попала Кровь, в таком случае одеждой можно пользоваться.

А с какого возраста надо объяснять детям, что такое Причастие? Иногда можно услышать, как мама говорит ребенку: «Сейчас тебе вкусняку дадут»…

Лично я против того, чтобы детям и в повседневной жизни говорили про конфету: «Вот тебе вкусняшка» или про лошадь: «Вот иго-го идет». Это не иго-го! Это лошадь! Все надо называть своими именами. И Тело и Кровь Христовы тоже. Маленькому ребенку этого объяснения будет достаточно. Детям постарше, которые больше интересуются и задают много вопросов, можно попытаться объяснить, что такое Таинство Евхаристии.

Кризис «среднего» возраста

Каждое воскресное утро дома происходит маленькое сражение: сын не хочет идти в храм. Сначала долго уговариваю «по-хорошему», обещаю купить диск с новой игрой или сводить в парк на аттракционы. Когда уговоры не действуют, иду на шантаж, говорю, что не разрешу смотреть телевизор или играть в компьютер. В ответ слышу недовольное: «Как ты меня достала!». Но «победа» остается за мной: сын все-таки идет в храм, где, встретив своих «собратьев по несчастью», забивается в дальний угол и начинает бурно обсуждать что-то. Может, я что-то делаю не так? У других дети как дети, а мой…

На одном православном форуме вычитала такой совет: нужно превращать каждый поход в храм в праздник, после Причастия давать ему какую-нибудь сладость, устраивать семейное торжество…

Если ребенок ходит в храм раз в год - то пожалуйста. А если каждую неделю? Получая раз за разом подарки и конфеты, он будет ходить в храм только из-за них, как дрессированная собачка. Мы не дрессируем детей, мы воспитываем их духовно, пытаемся привести к Богу.

Кроме того, в православном календаре очень много праздников, которые можно праздновать дома всей семьей. Самые большие - Пасха и Рождество. Обязательно нужно отмечать именины ребенка, рассказывать ему о святом, имя которого он носит.

- Видна ли разница в поведении детей, которых часто водят в храм, и тех, кто бывает лишь изредка?

Честно говоря, я не сравнивал детей по признаку: «храмовые» они или «не храмовые». Знаю детишек, которых еженедельно водят в храм, но они в силу своей подвижности или еще по каким-то причинам ведут себя не очень хорошо. И наоборот.

Поведение ребенка зачастую зависит от воспитания, от родителей, которым дети всегда подражают и которые должны быть примером для них, в том числе примером духовным. Ведь бывает, что мама малыша водит в храм, причащает, а сама не причащалась никогда или всего раз в год причащается. Мало только говорить с ребенком, объяснять ему заповеди - надо самому жить по ним, чтобы маленький человек понимал, что белое, а что черное. Если ребенок видит, что его родители причащаются, значит, в этом ничего плохого нет, и он будет стараться им подражать, делать, как они.

- Но бывает, что в семье только или мама, или папа ходит в храм…

В этом случае нужно прийти к единому мнению. Если супруг, который не ходит в церковь, не против православного воспитания, нужно продолжать водить ребенка в храм. Если же придти к компромиссу не получается, то спорить, доводить до скандалов не надо. Лучше в присутствии этого члена семьи вообще избегать разговоров о Церкви. Нужно молиться - кроме Бога никто не поможет. И по возможности стараться все же бывать с ребенком в храме. Конечно, таким детям сложнее будет воцерковляться, но, по крайней мере, они будут видеть, что один из родителей все-таки горит этим.

Для подростков храм зачастую становится клубом по интересам, куда они приходят пообщаться, порой разговаривают даже во время богослужения. Как быть в этом случае?

Нужно толково объяснить ребенку, что такое богослужение. Никто не запрещает общаться в храме, но в первую очередь мы пришли сюда, чтобы помолиться. Поговорить можно после службы. Если ребенок уже взрослый, об этом с ним нужно вести беседы дома.

- А можно ли помочь ребенку готовиться к исповеди? Бывает, мамы сами пишут за детей листочки с грехами…

Вот это самое неправильное, что может быть. К семи годам обычно все дети умеют читать и писать сами. Кроме того, сейчас очень много издается книг для подготовки к детской исповеди. Естественно, что в семь лет не может быть таких грехов, как у нас, взрослых. И притом свои грехи воспринимаются по-своему. Поэтому перечислять грехи за сына или дочь, говорить: «Ты вот это сделал тогда-то столько раз, столько-то раз обидел маму, папу, бабушку» ни в коем случае нельзя. Ребенок может сказать это на исповеди, но он не осознает, что это грех. Он не поймет, что тем, что он совершил, он оскорбил Бога или попытался Его обмануть и этим самым проявил свою нелюбовь к Нему. Ребенку можно просто назвать, какие грехи бывают, и посоветовать ему подумать о том, что из перечисленного «царапает» душу.

И конечно, нужно стараться, чтобы ребенок исповедовался чаще. Если он раз в неделю исповедуется, начиная с семи лет, то это очень хорошо. Гораздо легче вспомнить, что произошло за неделю, чем то, что было месяц назад.

- Обязательно ли ребенок и мама должны исповедоваться у одного духовника?

Это не обязательно, но было бы неплохо. Когда вообще вся семья имеет одного духовника, это удобнее и для духовника, и для семьи, потому что этот священник знает каждого из членов семьи, знает, какие у них отношения между собой, кому что можно посоветовать и кому как можно помочь. Сегодня это большая редкость. Раньше на Руси было по-другому, тогда один район был приписан к какой-то церкви и все ходили к одному священнику, исповедовались у него, причащались, венчались, крестили детей. Сейчас каждый выбирает себе духовника по своему духовному состоянию, по своим духовным стремлениям и потребностям. Но если у всей семьи - один духовник, то это хорошо.

Смотря сколько лет ему. Если подросток в 13–14 лет чего-то не хочет, то, скорее всего, его уже и не заставишь. В этом случае надо собираться и идти одной, по возможности избегая упреков и угроз. Вообще 13 лет - переломный возраст, когда ребенок начинает осознавать себя личностью, отдаляется от родителей, хочет быть независимым. Я думаю, что через это все проходят. Вспомните себя в этом возрасте! Возможно, спустя какое-то время он и поймет, что это было ошибкой, что он поступал неправильно в отношении своих родителей. Но чувство раскаяния придет позже. А пока - лучше не конфликтовать. Это самое неблагородное и неблагодарное дело. Главное, родителям нельзя оставлять молитвы за своего ребенка. Материнская молитва - самая сильная. Ведь сердце матери не может перестать любить свое чадо. И эту любовь нужно сохранять, именно с ее помощью можно победить то зло, которым привлечен ребенок. Он может отойти от церковной жизни, а потом, как осознавший свою неправоту блудный сын из евангельской притчи, вернуться. Он поймет, что все тленно и есть лишь одно Вечное и Неизменное - это Бог. Но для того, чтобы вернуться к Богу, человеку порой нужно пройти какой-то жизненный путь, обрести профессию, побывать в разных передрягах. И, возможно, вспомнив свои детские ощущения, то, как ему было хорошо в храме, он уже больше никогда не отойдет от Бога.

…Где-то пропадает ночами. Не отвечает на телефонные звонки. Приходит домой, только чтобы отоспаться и поесть. О том, чтобы вместе пойти в храм, боюсь даже и говорить. Всё забыл. Начинаю рассказывать, как хорошо у нас в храме,- хмурится в ответ. На все мои расспросы молчит или бросает со злобой: «Отстань от меня». И все равно молюсь, молюсь, не переставая, чтобы Господь сохранил его на всех путях. Только по вечерам, собираясь уходить куда-то, просит робко: «Перекрести меня, мама!». Торопливо крещу его и шепчу: «С Богом, сынок!».

(4 голоса : 5,0 из 5 )

Наступает момент, когда воскресным утром оторвать ребенка от подушки нереально. А если у вас это и получается, то в храме он такое начинает вытворять во время службы, что хоть беги, захватив его в охапку.

Нет, речь не о ясельнике или младенце. Это наши взрослеющие дети делают все, чтобы только не идти на службу. Их аргументы, мол, молиться можно в любом месте, обескураживают любого… Порой мы сами даже ловимся на их просьбы типа «давай сегодня не пойдем на службу». Ведь нам тоже бывает лень, или мы устали. А почему бы не пропустить одну службу?

Что ж, через это (когда дети начинают бунтовать против походов в церковь) проходят не только миряне, а и священники. Кто-то говорит даже, что это естественный процесс. Но нас, родителей, это не устраивает. Что делать, если ? Можно ли сделать так, чтобы у детей церковная жизнь была регулярной? Как ответить на их простые вопросы, которые частенько ставят нас впросак?

Прежде всего, нам самим надо понять некоторые вещи. За чем мы идем в храм по воскресеньям? Чего мы не будем получать, оставаясь дома? Как научить детей любить Господа? Ну и получить ответы на важные вопросы о Церкви тоже не мешало бы. Итак…

Вы, читающий сейчас эти строки, не единственный, кто стремится исправить ситуацию. Ведь не только вы думаете, как сделать, чтобы дети, которым уже не хочется бывать на службе, не спорили с нами, а с удовольствием шли с нами вместе в храм. Давайте же вместе решим, что предпринять. Благо, есть варианты решений.

  1. Помогите . Для этого сначала сами изучите вопрос, а потом купите книгу, где бы было выложено объяснение, скажем, литургии. Важно, чтобы язык книги был адаптирован к его возрасту. Проговаривая каждый раз новые моменты, вы поймете, что литургия и стала и для вас более значимой, и для ребенка более понятной.
  2. Занятие в храме. Какое занятие в храме может приблизить ребенка к храму? Можно в алтаре помогать (мальчикам), петь в хоре, учиться звонарному делу, ухаживать за свечами и др. Как правило, дети, занявшись реальными делами в церкви, посещают службы регулярно. Даже если чадо, проснувшись, и спросит, зачем идти снова в храм, можно ответить, что батюшка удивится, если ты не появишься в алтаре, в хоре и т.д. Детям надо почувствовать себя не захожанами, а прихожанами своей церкви, чтобы понимали, что там точно их будет не хватать.
  3. Дружба в храме. На приходе есть друзья? Это не просто замечательный повод повидаться с ними. Ведь можно соединиться семьями и после службы заглянуть в кафе или приготовить что-то необычное дома, сходить на каток или в цирк. Хорошо бы завести традицию с детьми-прихожанами и их семьями дни рождения вместе отмечать, праздники и т.д. Если на приходе есть какие-то мероприятия, старайтесь вместе с ребенком их посещать. Помогите молодежной группе, которая точно есть в вашем храме, активизироваться. Видя, что люди, любящие друг друга, не только на службу собираются вместе, а и по разным поводам, ребенок получит навык посещать богослужения.
  4. Последовательность. Нельзя в воскресное утро даже мысли допускать – идти в храм или нет. Мол, не пойти ли на тренировку, не поспать бы еще, а потом, мол, нагоним. Помните — для вас только что-то неординарное может стать причиной для откладывания визита в храм. Чтобы ваше чадо не могло находить веские поводы для того, чтобы еще понежиться в кровати утром. Регулярно ходить на службу в воскресные и праздничные дни – это полуспеха.
  5. Режим. Да, вовремя всем лечь спать накануне – это тоже должно стать правилом. Вставать утром невыспавшимся – это и нам, взрослым, нелегко. Кстати, речь и об уроках. Их бы в субботу сделать!

Если ребенок отстаивает свою свободу?

Просто поговорите с ним об отношениях с Богом и Церковью. Это потом у него будет взрослая жизнь, и он потом сможет сам выстраивать свои отношения с Богом. А сейчас, пока он живет в семье, надо жить по ее правилам, в т.ч. ходить в храм. И это не обсуждается. Ведь Бог на родителей возложил обязанность за воспитание. Вот и надо задание это выполнить, наставляя чад своих, чтобы на Страшном Суде нам не было стыдно…

Зачем ходить в храм? – что ответить на это

Богу не так важно, где я молюсь – в кровати, на спортплощадке или в церкви, зачем я на службу должен идти. Ребенок вполне может говорить и так. Ведь так и вы рассуждаете, постепенно отходя от церковной жизни, и поступаете так же — оставаясь дома, включая телевизор, когда в храме идет служба, непринужденно болтая с друзьями…

Да, молиться можно везде — Бог всегда и везде нас слышит. Но и вы, и ваше чадо должны понять, что есть в совместной молитве на литургии, например, нечто особенное. Ведь мы на службе не пассивными зрителями выступаем. Мы — участники общей молитвы, очень значимого события для всего мира!

Понятное дело, что томление и скука во время службы одолевает и взрослых. Дети тем более с трудом переносят затянутые, на их взгляд, изматывающие службы. Вот тут важно объяснить, что все мы в Церкви важны, каждый – ребенок, взрослый, мирянин и священник – имеет свою задачу и роль в этом общем деле. В одиночку его совершить нелегко. Поэтому мы и собираемся вместе. Напомните ребенку, как дьякон провозглашает в молитве «О мире всего мира… Господу помолимся». Он призывает НАС всех помолиться. И если нас тут не будет, важной для всего мира и нас самих молитвы не состоится…

Мы становимся частью Церкви, участвуя в богослужении, молясь совместно в храме, где поются молитвы в ответ на возгласы священнослужителей. Ведь и хор, и мы присоединяемся к хору славословящих Бога ангелов. Это возможно только в храме, где нам, собравшимся тут, Господь всегда являет чудо в виде причастия и других Таинств. Он входит в нас, и это возможно только в случае, если мы придем сюда, на службу. Дома невозможно преобразиться, как это обычно бывает после принятия Таин Христовых. И никто другой, как Христос, установил нам собираться вместе на литургию. Это произошло на Тайной Вечери.

Выйти из зоны комфорта, встав в воскресенье из теплой постели, нас побуждает и то, к чему призывает нас Спаситель. Любить врагов. Служить Христу (читайте — людям). Да, у нас нет возможности омыть Его ноги, накормить Его или подать воды. Но мы это можем сделать другим, служа им тем или иным образом. Так вот, – это тоже вид служения Господу через других.

Да, молитесь, сколько можете, гуляя, идя на работу, слушая музыку и т.д. Но служба в храме – это святое. И ваш ребенок должен это не на словах слушать, а видеть пример перед глазами.

Аргументы и доводы: не переборщить бы…

Да, они не должны становиться нашим оружием в борьбе за любовь ребенка к службе и молитве в храме. Сколько угодно говорите ребенку, как это хорошо – ходить в церковь, рассказывайте о сути литургических процессов. Знания мало. Да и риск оттолкнуть чрезмерными увещаниями велик. Веру, надо будить и разбудить в детском сердечке

Здесь в помощь надо призвать молитву. Упорную, с великой верой и упованием на Бога. Помолимся коленопреклоненно ко Господу, чтобы зажег в душе ребенка огонек веры. А еще… Если мы будем любить Христа и церковную жизнь, дети тоже будут приносить добрые плоды. Заразительны не только плохие примеры. Видя, что вы ходите на службу не ради норм и правил, а по зову души, и дети станут искренними!

Но опять же, не будем давить… С терпением ждем, пока зажжется эта искорка веры – искренней и нелицемерной, и нежно будем поддерживать, пока она не перерастет в пламя. Не бороться с сопротивлением ребенка нам надо. Нам надо, чтобы он всегда стремился ко Христу… Давайте же идти к этому!

Элиса Бьелетич- директор православной воскресной школы при храме Преображения Господня вг.Остин, США (Греческая православная архиепископия Америки) имать пятерых дочерей. Эту статью она опубликовала всвоем блоге « Воспитывая святых» наизвестном англоязычном портале для православных христиан « Древняя вера» . Предлагаем почитать.

Когда мыговорим одетях вЦеркви, тообычно имеем ввиду младенцев идетей ясельного возраста- самых маленьких, которым трудно спокойно сидеть или лежать. Это большое испытание для родителей ивсего прихода. Ночто происходит снашими малышами, когда они становятся старше? Мыредко обсуждаем, что делать, когда ваш десятилетний сын заявляет: « Янепонимаю, зачем нужна Церковь» , или одиннадцатилетняя дочь больше нехочет ходить вхрам. Они говорят, что лучше помолятся дома. « Ведь Бог слышит нас влюбом месте, правда?» Что наэто ответить?

Друзья часто задают мне такой вопрос, думая, что меня-то эта проблема наверняка некасается- мол, раз япишу овопросах веры, значит, мои дети ужточно любят ходить вцерковь! Ноправда втом, что каждый родитель- будь тосвященник, психолог, учитель, дакто угодно- проходит через это вместе сосвоими детьми. Иэто нормально.

Даже тедети, которые искренне любят Христа ицерковь, иногда спрашивают: « Аможет, сегодня непойдем наслужбу?» Новедь тоже самое происходит исовзрослыми- бывает, мыустали или нам просто лень, имыспрашиваем себя: почему нам каждое воскресенье нужно быть вхраме?

Хороший вопрос. Давайте рассмотрим его сразных сторон. Яподелюсь практическими советами, которые помогут сделать регулярную церковную жизнь наших детей чуточку легче, апотом подумаем, что отвечать натеглубокие вопросы оЦеркви, которые они порой задают. Почему мыходим вцерковь? Что дает нам присутствие вхраме ичего мынеполучим, оставшись дома? Вчем наше родительское предназначение икак научить ребёнка любить Бога иискать Его присутствия всвоей жизни?

Несколько практических советов

Есть несколько « приемов» , которые сделают споры сдетьми нетакими частыми ипомогут переубедить ребенка, который больше нехочет ходить вхрам:

- Найдите ребенку занятие вцеркви. Если ваш ребенок помогает валтаре, поет вхоре или учится звонить вколокола, вероятность того, что онбудет регулярно ходить вхрам, стремительно возрастает. Иесли чадо спросит, зачем сегодня идти вцерковь, высможете сказать: батюшка будет ждать тебя валтаре. Или: мытак хотим слышать твой голос вхоре. Когда ваши дети чувствуют себя активными прихожанами, они знают, что ихприсутствие наслужбе важно, что ихтам будет нехватать.

- Найдите друзей. Когда уребенка есть наприходе друзья, поход вцерковь для него еще иповод сними повидаться. Водите его наприходские молодежные мероприятия. Позвоните каким-нибудь прихожанам сдетьми, пригласите ихнаужин. Зовите детей-прихожан надни рождения. Если ввашем храме неслишком активная молодежная группа, займитесь ееразвитием. Чем больше ваши дети будут чувствовать, что церковь- это место, где собираются любящие друг друга люди, тем легче вам будет уговаривать ихпойти вхрам.

- Разберитесь вособенностях богослужения. Купите ребенку книгу собъяснением литургии. Постарайтесь, чтобы книга была адаптирована квозрасту вашего ребенка. Литургия становится для нас более значимой, когда мыеепонимаем.

- Будьте последовательны. Если, проснувшись утром ввоскресенье, выкаждый раз решаете, идти вцерковь или нет, вам, скорее всего, будет намного труднее уговорить ребенка пойти туда, чем тем родителям, которые ходят вхрам регулярно. Дети хорошо понимают, когда можно настоять насвоем. Иесли высами ходите вхрам « каждое воскресенье» , кроме тех, когда высильно устали, накануне поздно легли или планируете поиграть вфутбол, ваши дети знают: если придумать вескую причину (или хорошенько поканючить), вынебудете настаивать. Авот если они вкурсе, что только ураган, землетрясение или серьезная болезнь могут вынудить вас остаться дома, они нестанут свами спорить. Вернее, спорить-то они всё равно будут, ноуже нетак часто, ивылегко уговорите ихпойти свами вхрам.

Ночто, если дети всёже отстаивают свою Богом данную свободу непосещать богослужения? Что яговорю втаких случаях? « То, как тыпостроишь свои отношения сБогом иЦерковью, когда повзрослеешь, зависит только оттебя. Нопока тыживешь снами, мывсе вместе будем ходить вхрам» . Это очень разумный, проверенный временем ответ. Ямного раз объясняла своим детям, что, раз ужГосподь возложил наменя ответственность заихвоспитание, ясделаю всё отменя зависящее, чтобы эту задачу выполнить. Ихотношения сБогом- это ихдело, нозато, какие отношения сБогом увсей нашей семьи, ябуду отвечать наСтрашном суде. Поэтому ядолжна помере сил наставлять ихдотех пор, пока они непокинут мой дом и, даст Бог, несоздадут собственные семьи.

Когда дети спрашивают: « Зачем ходить вхрам?»

Очень часто дети повторяют теже слова, что ивзрослые, которые перестали жить церковной жизнью: Бог ненуждается втом, чтобы яходил вцерковь. Ямогу молиться Богу где угодно- лёжа надиване, вовремя прогулки. Янеобязан молиться вхраме.

Оставим встороне тот очевидный факт, что, когда мывочередной раз, вместо того чтобы пойти вхрам, остаемся дома, мычаще всего немолимся, ачасами смотрим телевизор, спим или болтаем сдрузьями. Нодаже если увас получается молиться, лёжа надиване, всё равно лучше прийти налитургию ипомолиться вместе совсем приходом.

Ихотя молиться действительно можно где угодно иБог всегда нас слышит, всовместной молитве есть что-то особенное. Вцеркви мынепассивные зрители, которые пришли посмотреть, как молится священник; мыактивно участвуем влитургии. Слово это обычно переводится сгреческого как « общее дело» , нооднажды мне сказали, что более точный перевод- « приношение людей всему миру» . Впрочем, неважно, « дело» это или « приношение» , важно, что люди собираются вместе, чтобы совершить нечто значимое для всего мира.

Икаждый член Церкви здесь одинаково важен: дети ивзрослые, миряне исвященники. Увсех нас разные роли изадачи, нокаждый значим ипризван участвовать вэтом общем деле.

Его невозможно совершить водиночку. Священник неможет прийти вхрам иотслужить литургию, если там никого, кроме него, нет. Евхаристия- это когда люди собираются вместе: друг сдругом, сангелами исвятыми- исБогом. Ипричастие нельзя принять водиночестве, для этого нужно, чтобы воимя любви собрались хотябы двое.

Когда дьякон провозглашает: « Омире всего мира… Господу помолимся» , онпока еще немолится, онтолько призывает кэтому нас. Ноесли вынепридёте инепомолитесь, молитва несостоится. Чтобы она произошла, еевхраме должны произносить люди, как можно больше людей, потому что молитва эта важна иприносит плоды.

Когда люди собираются вместе, поют молитвы, отвечают навозгласы священнослужителей, они присоединяются кхору ангелов, которые славословят Господа. Ведь ангелы тоже совершают литургию, имыстановимся еечастью. Нотолько если находимся вхраме. Домашняя молитва совсем другая- еехор ангелов несопровождает. Авот каждая Божественная литургия- возможность войти вэту удивительную общность.

Именно когда мыучаствуем влитургии, мыявляемся Церковью.

Мыприходим вхрам, чтобы стать свидетелями чуда- оно обещано нам каждый раз, когда мысобираемся вместе. Вовремя Евхаристии Христос насамом деле оказывается внутри чаши; Онприходит кнам ипризывает нас принять Его, чтобы мымогли жить воХристе, аОн- внас. Ноэто происходит, только если кроме священника вхраме есть еще кто-то . Христос может войти внас через Святое Причастие, только если мысами придём кНему- если мыостанемся дома, нам будет недоступно топреображение, которое дарит причащение Тела иКрови Христовой. Аведь Святое Причастие действительно может нас изменить.

Кстати, это немысами придумали- собираться вместе налитургию. Христос установил Причастие наТайной Вечере; зная, кто мыикак устроены, Онпоказал: чтобы принять Его, мыдолжны собраться вместе истать единым целым.

Яиногда рассказываю, как вначале моей церковной жизни мне казалось, что яуже достаточно знаю освятых, Священном Писании исмысле вероучения, нообязательно появлялся кто-то , кто приносил новый « кусочек» знания, окотором яникогда неслышала.

Меня ужасно расстраивало, что яникак немогла узнать всё. Анаш батюшка посмеялся исказал, что Бог специально так устроил: Ондает каждому изнас свою частичку пазла, чтобы мысложили его все вместе. Онустраивает всё для нашего единения, специально призывает нас быть вместе. Имыдолжны соединиться влюбвидруг сдругом, чтобы соединиться сБогом.

Общность- это очень важно. Недаром говорят: « один христианин- нехристианин» , потому что только через единение через Причастие мывозрастаем влюбви истановимся похожими наХриста. Ноэто незначит, что надо общаться только сосвоимидрузьями, найти группу единомышленников ивсё время проводить сними. Христос призывает нас любить врагов, преломить хлеб стеми, кто нанас непохож, кто ставит нас внеловкое положение. Итот факт, что другие люди могут нас раздражать, что ходить вхрам значит вставать степлой постели ивыходить изсвоей зоны комфорта- только подтверждает, как важно посещать церковь.

Нас призывают выйти изобычной зацикленности насамих себе. Есть только один способ служить Христу- это служить другим людям. Мынеможем омыть Его ноги или накормить Его, ноесли мысделаем это для самой меньшей овцы Его стада- мысделаем это для Него. Если мыхотим найти Христа, мыдолжны искать Его вдругих людях, найти Его вних ислужить Ему через них.

Мыспасаемся вместе, нравится вам это или нет.

Как нистранно, вера- это нечто-то сугубо личное, индивидуальное. Да, уменя своя вера, утебя- своя; возможно, укаждого изнас свои отношения сБогом. Новконечном итоге мыпризваны любить друг друга ивместе славить Его. Ислова молитвы, которую завещал нам Христос- « Отче наш» , ане« Отче мой» . Более того, Христос говорит нам: где двое или трое соберутся воИмя Его, там будет иОн.

Так что есть большая разница между молитвой дома ивхраме. Мынеможем молиться иславословить, как вцеркви, когда сидим надиване или гуляем- какойбы потрясающий вид нам ниоткрывался икакоебы вдохновение мыниощущали. Молитесь дома, гуляйте покрасивым местам, нонезабывайте ходить вхрам- это очень важно. Одно незаменит другое.

Собираться вместе необходимо иподругим, более « земным» причинам: нам нужны любовь иподдержка, мынеможем без них, мынужны друг другу.

Есть одна история, еерассказывают по-разному , иянезнаю, как она звучала воригинале, ноистория эта замечательная.

Участник группы психологической поддержки (или просто прихожанин храма- это могло быть любое сообщество, члены которого полагаются друг надруга) вдруг перестал ходить насобрания своей группы. Через пару недель наставник решил его навестить. Был холодный вечер, его ученик был дома один- сидел укамина.

Пытаясь угадать, зачем пришел наставник, онпригласил его пройти вкомнату, усадил вкресло рядом скамином истал ждать. Тот уселся поудобнее, нотак ничего инесказал- молча смотрел, как горят поленья, потом взял вруки кочергу, вытащил изпламени горящий уголёк, положил рядом сочагом иснова вернулся насвое место, несказав нислова. Ученик заворожено наблюдал запроисходящим. Уголёк горел уже нетак сильно, ивдруг, ярко вспыхнув, совсем погас.

Так они ипросидели молча. Аперед тем, как уйти, наставник поднял холодный, мертвый уголёк ибросил его обратно вогонь. Ионтутже снова разгорелся вместе сдругими угольками.

Провожая наставника, ученик сказал: « Спасибо, что пришли, иособенно- завашу пламенную проповедь. Увидимся завтра насобрании» .

Мынужны друг другу, чтобы поддерживать друг вдруге огонь- как вовремя крестного хода наПасху: батюшка выносит нам изалтаря Свет Христова Воскресения, имыпередаем его друг другу изрук вруки. Этот огонь мыполучаем вобщине ивыходим сним наулицу. Иногда там спокойно итепло, иногда- ветрено ихолодно. Порой ветры жизни задувают наше пламя, и, если рядом никого нет, некому снова его зажечь. Как трудно бывает недать погасить всебе искру веры инадежды!

Унаших увещеваний всегда есть границы

Ноесли мыхотим вырастить детей, которые любят Бога илитургию, аргументы идоводы- несамое сильное наше оружие.

Мыможем часами говорить, почему нужно ходить вцерковь, ноочень важно помнить: никакими доводами человека врай неприведешь. Глубокое понимание того, что такое литургия, прекрасно, ноэто сфера интеллекта. Анастоящая вера рождается всердце. Преподобный Максим Исповедник говорил: « Как воспоминание обогне несогревает тела, так вера без любви непроизводит вдуше света ведения» .

Мысль обогне несогреет мое тело, это правда. Знание овере непреобразит наши души, если только оно ненаполнено истинной любовью кБогу. Инашим детям мыхотим непросто передать знания олитургии, апривить любовь клитургии икоХристу. Наша единственная цель- чтобы они всем сердцем возлюбили Бога. Ноэтого невозможно добиться спомощью увещеваний.

Святые советуют нам меньше говорить ибольше молиться; мыдолжны просить Господа, чтобы Онзажег вихсердцах пламя любви, чтобы они каждый по-своему жаждали присутствия Божия иискали Его напротяжении всей жизни.

Кроме того, исследования показывают, что уродителей, которые любят Христа, полноценно участвуют вжизни Церкви иприносят добрые плоды, дети стараются подражать ихпримеру. Аесли уних перед глазами родители, которых неособенно занимает литургия иони ходят вцерковь только потому что так положено, дети это запоминают ипотом говорят, что люди вЦеркви « поверхностные» и« неискренние» . Самое сложное- это вырастить святых, ведь для того, чтобы ихвоспитать, нужно самому стать святым.

Думаю, сэтого инадо начать: давайте опустимся наколени ипопросим Бога зажечь огонь любви внаших сердцах ивсердцах наших детей. Давайте попросим научить нас любить Его истать кНему ближе, чтобы мывсе вместе стремились налитургию имогли ощутить преображающую силу Святого Причастия.

Апотом- наберемся терпения идадим Ему время. Запомните, наша главная цель- непобороть сопротивление наших детей кследующему воскресенью. Наша цель- сделать так, чтобы они стремились коХристу напротяжении всей жизни иввечности.

Надеюсь, мыобязательно кэтому придем.

Скажу по своему опыту - в церковь пошёл в 1993 году, когда мне было 16 лет. Причина? Поиск душевного спокойствия. Непростые школьные годы, учился в основном на тройки, конфликты с учителями, с родителями, постоянно под давлением, нервы на пределе… В общем жить было совсем невесело. Насмотревшись телепередач и наслушавшись рассказов знакомых о том, что церковь даёт душевное спокойствие, смысл жизни, я пошёл в церковь, крестился.

Да, жить стало легче - стал жизненные проблемы принимать, как испытания, закаляющие меня, больше прощать своих врагов, так как прощение - удел сильных и враги со злобой в душе достойны сочувствия…

Конечно, периодически срывался, когда слишком много проблем наваливалось, что называется «крест не по силам было нести» и когда не получалось простить человека, который сотворил большое зло. Но потом, всё-таки возвращался к поведению христианина, снова с упокоением в душе ходил в церковь, ставил свечки, читал молитвы.

Перелом, когда я начал отходить от церкви, от христианства, наступил после 30 лет.

Я тогда стал много задавать вопросов и видеть не применимость христианских правил к нашей жизни, и также много несоответствия в поведении людей, которые ходят в церковь, при этом, не исполняя правил, которые церковь от них требует.

Давайте, честно разберём.

Начнём с первого, «Ударили по правой щеке - подставь левую». Почти никто так не поступает, нормальным считается защищать себя, своих близких, своё имущество. Когда начинаешь об этом говорить церковным служителям, набожным людям, они отвечают что-то вроде «Нет, конечно, надо себя защищать… Смысл заповеди глубже, думать надо…» Думать глубже надо? Скажите, а вы сами, покупая технику, что захотите, чтобы инструкция по эксплуатации к ней была краткая и простая или чтоб это была толстая книжка с намёками, чтоб долго пришлось думать? Лучше всего послушают того человека и ту книгу, которые объяснят правило действия кратко и понятно…

Далее, «Не обмани»… Не всегда мы говорим правду, часто нас просто вынуждают лгать, так как если сказать правду, то последствия будут хуже. Это во всём - врёшь в школе, что не получил плохую оценку, вырвав страницу из дневника, чтоб не получить ремня от родителей; врёшь на работе, что опоздал по уважительной причине, типа отменили электричку или полиция позвала понятым, когда шёл по станции метро, так как начальник оштрафует, если ему честно скажешь, что проспал; врёшь жене, что на работе выпил за день рождения коллеги, а не что сидел баре с сослуживцами, так как она последнее не считает уважительной причиной и устроит истерику, от того, что ты сразу не пошёл с работы домой. В общем, мы, скорее следуем правилу «Ложь во спасение».

«Не укради» я обсуждать не буду - понятное дело, красть у человека то, что он нажил своим трудом не хорошо, а когда умирающий с голоду ворует продукты, картошку с поля и т.п., так как или не дадут, если попросить по-хорошему, или не может решиться попросить - это другая ситуация…

Далее - чего церковь требует от нашей молодёжи? Верно, воздержание от сексуальных отношений до брака. Причём не только для девушек, но и для парней. Но в реальной жизни мы видим, что большой процент парней и также большой процент девушек имеет сексуальные отношения до вступления в брак. Есть в этом свой плюс, что партнёры узнают друг друга до вступления в брак, и в случае, если они не подходят друг другу по темпераменту, сексуальным интересам, то они просто расстаются, чтоб не создавать неудачный брак, обречённый на развод или постоянные измены.

Также церковь не одобряет гражданского брака, она признаёт сожительство мужчины и женщины, даже если они не заводят детей, только в официальном браке и, желательно, в венчанном.

Если человек был женат, развёлся, то с точки зрения церкви он не может до того, как вновь решится на очередной брак, просто хорошо провести время с другим человеком, он должен с другим человеком сначала вступить в официальный брак, и только потом с ним спать… Но в жизни не всё так просто, и официально оформлять брак, венчаться, чтоб потом, если не сложится, заморачиваться с разводом через ЗАГС или просить разрешения у церкви люди не хотят…

Также церковь считает самоудовлетворение грехом, но жизнь показывает, что почти никто от этого не воздерживался ни до первого сексуального опыта, ни потом, даже при наличии постоянного сексуального партнёра.

Некоторые священники говорят, что контрацепция допустима, главное чтобы не абортивного действия, без убийства эмбриона. Другие говорят, что любая, даже не абортивная контрацепция - грех и рожать надо столько, сколько Бог даст. Уважаемые, если Бог женщине, с момента вступления в брак до наступления климакса, даст возможность родить от мужа 10 -15 детей - он женщине и её мужу даст денег, чтобы достойно их содержать и поставить на ноги? В большинстве случаев нет, мало у нас граждан с зарплатами в несколько сотен тысяч рублей… Если же Богу угодно, чтоб супружеские пары не предохранились, рожали много детей, чтоб они росли в тесноте и нужде, то где тогда любовь Бога к людям?..

«Не прелюбодействуй» - это, согласен, очень хорошая заповедь, и хорошо если супруги не изменяют друг другу, мало кому приятно узнать об измене, и мало кто не ревнует вторую половину, но, увы, жизнь показывает, что в большинстве семей это имеет место быть - люди изменяют из-за сексуальной дисгармонии, из-за обиды на супруга, снимая таким образом стресс в отношениях, как говорится «Хороший левак укрепляет брак». И кто-то может решиться развестись и искать новые отношения, где будет лучше, а кто-то так и проживёт всю жизнь.

Это основные моменты, которые я затронул. Есть ещё много споров по другим заповедям. Есть сомнения, что большинство событий, описанных в Библии, были на самом деле.

Так вот жизнь показывает, что большинство христианских правил просто не применимо к нашей жизни, и часто некоторые поступки людей по этим правилам считаются грехами, нарушениям - ударить в ответ, если тебя ударили, не говорить правду во избежание неприятностей, иметь сексуальные отношения вне официального брака... Но при этом, с точки зрения совести, общества они грехами не являются.

Вот так большинство людей, либо посвятив несколько лет христианству, уходят от него, либо сразу, узнав христианские правила, не идут в церковь, не принимают крещения.

Церковь могла бы привлечь к себе народ, вернуть тех, кто ушёл, если б поменяли порядки, сделали их применимыми к нашей жизни, но произойдёт ли это когда нибудь?

P.S. А когда видишь, что кто-то ведёт себя далеко не так, как требуют христианские правила - грубит, матерится, злоупотребляет алкоголем, не соблюдает посты, врёт, изменяет второй половине и т.п., но при этом ходит в церковь, называет христианином, говорит «Вот, да, грешу, но исповедуюсь батюшке, грехи замаливаю…» - то от этого лицемерия становится просто неприятно. Может, раз ты не можешь соблюдать христианские порядки, лучше честно сказать, что эта религия тебе не подходит, снять с шеи крестик и не ходить в церковь?

Почему один человек приходит в храм, а другой нет? Почему столько людей остается за церковной оградой? По сути, этот вопрос ответа не имеет. Каждый раз, когда кто-то открывает для себя Церковь, это тайна и чудо. Однако не имеющий окончательного земного ответа вопрос с неизбежностью встает перед каждым из нас. Мы попытаемся проанализировать причины, не пускающие наших ближних в православный храм. Хотя бы отчасти. Хотя бы некоторые. Ради себя, ради них и ради Церкви.

Священник Вячеслав Данилов, настоятель храма в честь Рождества Христова в селе Рыбушка Саратовского района:

— Среди нашего населения крещеных — большинство, а регулярно в храме бывают из этого большинства… разве что несколько процентов. Перед тем как совершить Таинство Крещения, я каждый раз объясняю — как взрослым крещаемым, так и родителям, и крестным родителям младенцев,— что смысл Крещения как духовного Рождения заключается в последующей жизни в Церкви. И при этом знаю, что реально жить этой жизнью после Крещения будут — единицы. Каковы основные причины? Многие убеждены, что молитва в храме — это удел исключительно пожилых людей, то есть — что человек может быть этим озабочен только в старости, в преддверии смерти, среди болезней и т. д. А в молодости человек должен жить земными интересами. «Мы еще успеем!», «Состаримся — придем» — довольно распространенные ответы людей на вопрос, почему они не бывают в церкви. Люди не думают о том, что жизнь коротка и часто может оказаться короче, чем мы рассчитывали.

Еще одна причина — привычка к потребительскому отношению, распространяемая и на Церковь также. В отношении Церкви такой подход можно назвать магическим. Заболел ребенок — надо прийти и поставить свечку. Что-то не ладится в семье — надо освятить квартиру. Человек не думает, что ему надо освящать себя. Надежда на какое-то механическое действие заменяет людям живую веру, общение с Богом через молитву и участие в Таинствах. Поэтому люди если и заходят в церковь с этими своими нуждами, то по-настоящему в Церковь не приходят. И самое, может быть, страшное — отсутствие желания заполнить духовную пустоту, не заполняемую ни достатком, ни внешним благополучием, ни успехом. Если у человека есть желание эту пустоту в себе заполнить, он начнет это делать хотя бы теоретически, станет книги читать, ведь при любом, даже сельском, храме есть библиотека. И от этих книг перейдет к практическим действиям, к участию в жизни Церкви. Но у людей этого стремления нет, или они пытаются иначе эту пустоту заполнить. Кто-то просто водкой ее заливает. Очень трудно сказать, отчего это. Но вероятней всего — от бездуховности воспитания. От отсутствия духовной составляющей в воспитании человека с детства. Отсюда — духовная неразвитость и духовная глухота, которую потом, в зрелом возрасте, очень трудно преодолеть.

Инна Стромилова, клиросная храма в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение» при областной клинической больнице г. Саратова:

— На мой взгляд, главная причина того, что люди не спешат в храм, лежит в непонимании реального значения Церкви для построения отношений человека с Богом. Если человек осознает и поверит всем сердцем, что самый удобоприемлемый, самый надежный, самый верный способ богообщения — это тот, который предложен Церковью через Ее богослужения и Таинства, то он попытается примириться со всеми своими обидами, вызванными недружелюбием, сухостью, порой грубостью тех, кто встретил его на пороге храма. Он попытается преодолеть в себе неловкость и стыд перед своими неверующими или невоцерковленными близкими. Он будет терпеливо бороться с собственной неграмотностью и неопытностью в духовной жизни. Он будет стараться не замечать многочисленных внутрицерковных проблем, лишь бы только не потерять главное — возможность живого богообщения. А уж когда человек и возможность эту перенесет из плоскости земной жизни в область вечности (то есть увидит смысл богообщения не в интересном препровождении земного бытия, а в обретении вечной жизни, жизни с Богом), то тогда он еще больше и еще скорее укоренится в желании прийти в Церковь и остаться там.

Ведь, оказавшись на необитаемом острове, где каждую минуту поджидает опасность, болезнь, даже смерть, и увидев причаливший к берегу корабль, я не погнушаюсь ни внешним видом, ни нравами его матросов — только бы меня вывезли из этого ужасного места. Вот и Церковь является для нас таким кораблем. И все, что мне непонятно и неприятно на этом корабле, не имеет значения, потому что он везет меня к спасительному пристанищу — ко Христу.

Руслан Измайлов, кандидат филологических наук, доцент Педагогического института Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского:

— Почему не идут люди в Церковь? Чтобы найти ответ на этот вопрос, наверное, необходимо сначала задаться другим. Почему люди в нее идут? То есть зачем человеку нужна Церковь? Ответ здесь до банальности прост. Чтобы жить вечно.

Человек не может жить без воздуха, воды, еды. Но все эти необходимые вещи не дают главного — вечной жизни. И только Церковь обладает дарами вечности и преподает их человеку. Жажда вечности влечет к Источнику вечности. Из этого следует, что в Церковь не идет человек, у которого нет этой жажды. Он вполне доволен своим временным благополучием и совсем не желает возвращаться к Отцу. Он не думает о смерти — ему так комфортней. Он не берет на себя никакой ответственности — перед кем ему отвечать?

Но вот главный вопрос: как оторвать ближнего от этой, образно говоря, тарелки с едой, как вывести его из состояния ложного довольства? Как привести человека к Богу, ко Христу, в Церковь? Каждый христианин призван к апостольскому служению. Ежедневно, ежечасно, ежесекундно он должен свидетельствовать об Истине, свидетельствовать о Христе. Словом, делом, а главное — любовью! Человек встретит и примет Христа, если он встретит и увидит подлинного Христа в православном человеке.

Михаил Сычев, студент Института филологии и журналистики Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского:

— В суете повседневной жизни мы порой не задумываемся над тем, почему вдруг заныло в сердце, когда мы прошли мимо замерзающего нищего. Прошли мимо, заглушив в себе зов совести. «Жалко, голодный... Хотя… Да ну его! Сам виноват, что до такой жизни докатился».

То же и с Церковью. Ваша душа стремится быть с Богом. Проходя каждый день мимо того или иного храма, вы вдруг испытываете необъяснимое желание зайти туда и хотя бы поставить свечку. Но наперекор возникшему желанию тут же возникает мысль: «Нет, не пойду — времени мало» или — у девушек: «Не пойду — я в джинсах, да еще и без платка».

В современном нам обществе царит дух безразличия, самооправдания и самоутверждения. Мы не хотим слушать тот голос, который звучит у каждого из нас внутри и говорит нам, что так — нельзя, а надо как-то по-другому. Мы отвыкли слушать собственную душу и доверять ей. Современный мир отучил нас от этого. А когда мы перестанем дышать, когда нас понесут вперед ногами? Что будет после этого? Не знаем. И, что интересно, не стремимся узнать это.

Если мы не переборем себя, спросит нас Господь на Страшном Суде: «А что вы сделали для того, чтобы быть со Мной?». Мы ответим: «Верили». Но в ответ нам прозвучат слова святого апостола Иакова: «Вера без дел мертва».

Иван Дорошин, кандидат философских наук, преподаватель кафедры религиоведения факультета философии и психологии Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского:

— Отвечая на вопрос, я буду говорить о молодежи: молодым людям я читаю лекции, они делятся со мной своими размышлениями об окружающем мире.

Во-первых, большая часть молодых людей не идет в Церковь потому, что сейчас люди очень мало читают или не читают вовсе. А христианство — это религия, которая плохо воспринимается без книг и вдумчивого чтения.

Во-вторых, многие придумывают себе такие отговорки: «продажа» в храмах, в храме «некомфортно». Воцерковленные христиане понимают, знают, что продажи в церкви нет — есть пожертвования: деньги можно и не платить, священник окрестит, обвенчает и малоимущих людей. Но чтобы это понять, нужно прийти в храм. А если говорить о «некомфорте»… На пути к Богу требуется некое усилие, конечно же, а часто молодому человеку напрягаться не хочется совсем. И все же — если в храме душно, может, поставить кондиционер?

В-третьих, многие жалуются на священников, на «ревность не по разуму». О случаях немилостивого отношения к себе мои студенты могут рассказывать и рассказывать. Например, молодой батюшка перед Таинством Крещения увидел у девушки неправильный, по его мнению, нательный крестик и сразу объявил, что это — грех. Может быть, крест был действительно неканоническим, но для этой девочки грех — что-то ужасное, гнусное, вроде кражи и разврата, а тут во всеуслышание объявляют, что она — грешница. В общем, церковные кадры решают все — и не только священники, но и простые прихожане. В храме людей должны ждать, тогда они и придут.

Протоиерей Александр Писларь, благочинный Южного округа Саратовской епархии:

— Почему человек не ходит в Церковь? Одно из двух: или он еще не начал борьбу с грехом, поэтому еще не испытывает потребности в благодатной силе Святого Духа, которая подается в Святой Церкви; или же он, уже поняв смысл христианской жизни, осознав, как нужно жить, не решается совершить в своей жизни коренной перелом и вступить в эту тяжелую борьбу со грехом, в борьбу, из которой он без помощи Церкви никогда не выйдет победителем.

Жизнь современного человека отличается крайне опасной духовной расслабленностью, а жизнь христианина требует мужества, самоотречения, борьбы с грехом, борьбы со страстями. Как только эта борьба прекращается, прекращается и богообщение, и человек становится бесплодной высохшей ветвью, которая, по словам Святого Евангелия, годится только в огонь. Церковь предъявляет к человеку самые серьезные требования! Но современный человек не хочет их принять и находит для себя такого рода оправдания: Церковь устарела, закоснела, обряды бессмысленны, посты и молитвы не нужны, все это надо реформировать… Хотя реформировать человеку надо прежде всего себя.

Протодиакон Михаил Беликов, клирик Духосошественского кафедрального собора г. Саратова:

— Причин того, почему люди не хотят идти в Церковь, я вижу несколько. Причем все они взаимосвязаны друг с другом.

Уже давно мы наблюдаем процесс расцерковления общества. Начался он не в прошлом столетии даже, а гораздо раньше — в эпоху Ренессанса, когда Церковь отодвинули на периферию жизни человека. Сегодня в западном обществе процесс этот достиг своего апогея — там даже слово «Бог» нельзя употреблять в официальном общении. В России же сила православных традиций и устоев была такова, что вырвать их с корнем не удалось и за 80 лет безбожия. Однако этот потенциал уже заканчивается.

Что остается в мире взамен христианства? Идеология потребления с культом индивидуализма. Люди разъединяются, обособляются друг от друга, запираются в своих квартирах. Принцип «Мой дом — моя крепость» приобретает смысл: «Моя хата с краю». Человек, отгороженный от других, удобен обществу потребления.

Индивидуализм порождает неприятие главного принципа жизни в христианской общине, где люди общаются друг с другом в духе братской любви. Собственно, только через это общение людей и становится ясна их любовь к Небесному Отцу. А образ жизни современного человека прямо противоречит тому, чему Христос учит в Евангелии.

Комфорт — это тот кит, на котором зиждется общество потребления. Желание получить результат без усилий распространяется, к сожалению, и на сферу духовной жизни. Отсюда — всплеск интереса к оккультизму, суевериям. Даже церковные люди заражены подобным отношением.

Еще одна причина заключается и в нас самих, в христианах. Порой мы не подаем того примера христианского отношения к жизни, к людям, к Богу, который должны, тем самым отталкивая людей от храма. А мы должны показывать этот образ, быть истинными христианами. И сделать так, чтобы в Церкви людям было лучше, чем где бы то ни было.

Юрий Кудинов, актер Саратовского государственного академического театра драмы им. И.А. Слонова:

— Наше поколение слишком долго находилось за бортом Церкви; осознание того, что себя и этот мир надлежит воспринимать несколько иначе, не так, как нас учили, пришло поздно. Немалая часть жизни была посвящена другим целям, другим идеалам. Этих лет уже не вернешь. Признать, что шел по ложному пути, круто развернуться — для этого нужно определенное мужество. Оно есть не у всех. Но то, что я сейчас говорю,— относится все же к людям, умеющим в какой-то степени думать. А многие думать не привыкли вовсе. Они живут тем, чем их в какой-то момент загрузили,— и не задумываются. Беда в том, что вся современная жизнь, сегодняшняя цивилизация убивает в человеке эту способность мыслить, искать смысл существования. Люди ведь не только в церковь не ходят, они и книг серьезных не читают, и музыки настоящей не слушают. Жизнь в Церкви — это нелегкий труд, труд духовный, интеллектуальный, нравственный, а современный человек отучен от этого, он хочет расслабиться и получить удовольствие. И еще одна причина — то, что человек не умеет полагаться на Бога. Если он все же еще не старик, если у него есть еще нормальные человеческие амбиции, он надеется чего-то в жизни достигнуть — он умеет, как правило, полагаться только на себя. Жизнь учила его именно этому. Фильмы учили быть героем, суперменом. В результате он не умеет просить у Бога помощи. А преодолеть себя и научиться этому совсем не просто.