Подводный дрон — для чего он нужен и какая модель лучше. Подводный дрон — для чего он нужен и какая модель лучше Подводный дрон

Судостроительная компания Huntington Ingalls и аэрокосмический гигант Boeing объявили о том, что объединяют свои усилия по созданию подводного дрона Echo Voyager. Цель – как можно быстрее наладить поставки подводных беспилотных систем военно-морским силам США.

Работа над пятидесятитонным Echo Voyager ведется с 2014 года в сотрудничестве с DARPA, а на днях стало известно, что Boeing приступила к испытаниям этого дрона уже не в тестовом бассейне, а в открытом океане. Echo Voyager - это пока самый большой разрабатываемый подводный дрон и относится к классу XLUUV (extra large unmanned undersea vehicle). Пока идут краткосрочные погружения на небольшие глубины, но планируется на следующем этапе отправить дрон на большую глубину на длительный срок. По словам создателей, он сможет находиться месяцами в автономном плавании, самостоятельно возвращаться на базу, всплывать на поверхность и передавать информацию. Сам дрон состоит из модулей, что позволяет снаряжать его под разные задачи определенной начинкой.

Подводные дроны рассматриваются как одно из приоритетных направлений развития военно-морских сил. Потенциальные противники США, то есть Китай и Россия, совершенствуют свои вооруженные силы и американское господство на поверхности воды становится не столь очевидным и гарантированным.

Другая проблема - это все более совершенные системы слежения за крупными подводными лодками. Американцы предполагают, что тот же Китай строит так называемую «великую подводную стену» - систему датчиков, которые в режиме реального времени отслеживают подводные и надводные цели.

Третий фактор - это цена содержания крупных подводных лодок с многочисленным экипажем на борту. Автономные дроны, дешевые и без людей, выглядят привлекательной заменой уже в ближайшем будущем.

Поэтому в Пентагоне возникла идея - уйти под воду и воспользоваться технологическим преимуществом там, создавая небольшие и менее шумные чем подводные лодки дроны. В идеале рассматривается создание «материнских» подводных дронов, которые бы несли под водой целые рои более мелких беспилотников самого разного назначения.

В прошлом году контр-адмирал Матиас Винтер (Mathias Winter) заявил: «Департамент военно-морских исследований США (Office of Naval Research, ONR), который занимается разработкой передовых технологий в сфере беспилотных подводных аппаратов, планирует размещение «магистральной сети Эйзенхауэра» на морском дне во всех районах Мирового океана... Мы хотим, чтобы беспилотники выходили в море на задание один раз и затем действовали в глубинах морей в течение десятилетий».

Речь идет о создании подводных баз или технических станций, где подводные дроны могли бы самостоятельно заряжаться или проходить техобслуживание, передавать и хранить собранную информацию.

По данным The Washington Post, в Пентагоне планировали выделить около 3 млрд долларов на разработку подводных беспилотников на ближайшие несколько лет.

Помимо Boeing над подводными дронами работает и General Dynamics, которая в прошлом году приобрела компанию робототехническую компанию Bluefin Robotics. Дрон Bluefin-21 от этого разработчика может запускать свои подводные микро-дроны Sand Sharks и даже через трубу «выстреливать» небольшой летательный дрон для съемки с воздуха и передачи информации.

Lockheed Martin также смогла запустить летательный дрон со своего подводного беспилотника, хотя для этого подводному дрону пришлось всплыть на поверхность. В планах почти всех занимающихся этой темой компаний - создание роя надводных, подводных, летательных беспилотников, которые могут работать в связке друг с другом.

К 2020 году в планах у Пентагона появление и первой подводной группировки беспилотников. В DARPA задумываются о создании под водой хранилищ «спящих» дронов, которые могут находиться на дне годами и активироваться в случае начала военных действий.

Есть и еще один проект - создание подводного аналога системы GPS, чтобы подводные дроны могли ориентироваться в глубинах мирового океана и при этом не всплывать на поверхность. Над акустической системой такого рода работают такие компании и организации как DARPA, BAE Systems, Raytheon BBN и Draper Laboratory. Параллельно в DARPA изучают возможность установки на подводные дроны съемных небольших антенн для передачи электромагнитных сигналов в водной среде. Испытания новых антенн начнутся этим летом.

Если пока подводные дроны используются в основном для пассивного для сбора информации, то в будущем на них будут возлагаться транспортно-логистические функции, а позже - и ударные.

Даже в ООН уже озаботились развитием морских беспилотных систем. Отмечается, что так как под водой связь с беспилотниками является одной из главных проблем, то подводные системы становятся все более и более автономными, и недалек тот день, когда они будут выполнять не только разведывательные или логистические функции, но и применять оружие. Именно в море, по мнению докладчиков ООН, можно ожидать первое появление автономных «роботов-убийц», так как операции под водой не привлекают столько внимания общественности, СМИ и правозащитников, как удары беспилотных систем с воздуха.

Илья Плеханов

Какие отечественные разработки имеются в военной и гражданской сферах данного класса дронов? Какова практическая польза и коммерческая выгода данных аппаратов? Какие предприятия ведут разработку данных комплексов? Всю информацию Вы узнаете, прочитав статью от специалистов компании “ЦЕНТР БЕСПИЛОТНИКОВ ARMAIR. ”

Какие подводные дроны уже производятся в гражданском секторе экономики?

Все подводные беспилотные аппараты можно подразделить на легкие, средние и тяжелые. К легким классам можно отнести аппарат типа “Trident”. Данный дрон работает на небольших глубинах, связь с управляющим пультом идет по проводу, под водой может находиться не более 25 минут. Обладает одной камерой, способен двигаться вперед, назад, по дуге. К среднему классу подводных дронов можно отнести аппарат типа DEEPFAR, разработка китайской компании Deepfar Ocean Technology Co., Ltd. Аппарат может погружаться на глубину до 100 метров, работать автономно 2-3 часа. Снабжен 3D камерой, сонарами и GPS навигацией. Соединение аппарата со станцией управления проводного типа. Тяжелые аппараты для гражданской сферы пока еще в разработке, но военные уже вовсю осваивают данное направление.

Какие есть наработки подводных БПЛА в военной сфере?

Передовые разработки ведутся в США, агентством DARPA, Lockheed Martin Corporation. Разрабатываются следующие типа подводных автономных аппаратов:
  • Для охоты за вражескими кораблями.
  • Для обнаружения и обезвреживания морских мин.
  • Для разведки и наведения ракет, кораблей самолетов на подводные, надводные цели.
В России ОПК также ведет работу в данном направлении. Уже разработаны модель подводного аппарата «Обзор-600», ведутся разработки над другими типами подводной техники. Не отстает и Китай. Все данные по военным аппаратам полностью засекречены, в ближайшие 3-5 лет данные разработки значительно изменят тактику и стратегию военных действий и усложнят методы и технологии ведения войны. Компания “Центр беспилотников ARMAIR” поставляет исключительно мирные беспилотные аппараты, наземного, воздушного типа. Посмотреть и ознакомиться с моделями Вы можете на странице, посвященной беспилотникам. Либо оставить заявку или позвонить нам для получения полной консультации по нашим аппаратам.

На прошлой неделе судостроительная компания Huntington Ingalls и аэрокосмический гигант Boeing объявили о том, что объединяют свои усилия по созданию подводного дрона Echo Voyager. Цель - как можно быстрее наладить поставки подводных беспилотных систем военно-морским силам США.

Работа над пятидесятитонным Echo Voyager ведется с 2014 года в сотрудничестве с DARPA, а на днях стало известно, что Boeing приступила к испытаниям этого дрона уже не в тестовом бассейне, а в . Echo Voyager - это пока самый большой разрабатываемый подводный дрон, который относится к классу XLUUV (extra large unmanned undersea vehicle). Пока идут краткосрочные погружения на небольшие глубины, но на следующем этапе планируется отправить дрон на большую глубину на длительный срок. По словам создателей, он сможет находиться месяцами в автономном плавании, самостоятельно возвращаться на базу, всплывать на поверхность и передавать информацию. Сам дрон состоит из модулей, что позволяет снаряжать его под разные задачи определенной начинкой.

Подводные дроны рассматриваются как одно из приоритетных направлений развития военно-морских сил. Потенциальные противники США, то есть Китай и Россия, совершенствуют свои вооруженные силы и американское господство на поверхности воды становится не столь очевидным и гарантированным.

Другая проблема - это все более совершенные системы слежения за крупными подводными лодками. Американцы предполагают, что тот же Китай строит так называемую «великую подводную стену» - систему датчиков, которые в режиме реального времени отслеживают подводные и надводные цели.

Третий фактор - это цена содержания крупных подводных лодок с многочисленным экипажем на борту. Автономные дроны, дешевые и без людей, выглядят привлекательной заменой уже в ближайшем будущем.

Поэтому в Пентагоне возникла идея - уйти под воду и воспользоваться технологическим преимуществом там, создавая небольшие и менее шумные чем подводные лодки дроны. В идеале рассматривается создание «материнских» подводных дронов, которые бы несли под водой целые рои более мелких беспилотников самого разного назначения.

В прошлом году контр-адмирал Матиас Винтер (Mathias Winter) заявил: «Департамент военно-морских исследований США (Office of Naval Research, ONR), который занимается разработкой передовых технологий в сфере беспилотных подводных аппаратов, планирует размещение „магистральной сети Эйзенхауэра» на морском дне во всех районах Мирового океана… Мы хотим, чтобы беспилотники выходили в море на задание один раз и затем действовали в глубинах морей в течение десятилетий».

Речь идет о создании подводных баз или технических станций, где подводные дроны могли бы самостоятельно заряжаться или проходить техобслуживание, передавать и хранить собранную информацию.

Власти США подтвердили существование проекта российской беспилотной подводной лодки, способной нанести ядерный удар по Соединенным Штатам. К такому выводу пришли американские СМИ после анализа 47-страничного текста проекта новой ядерной доктрины США.

«В дополнении к текущей модернизации советского ядерного наследия Россия разрабатывает новые ядерные боеголовки и пусковые аппараты. Эти попытки включают обновление каждого компонента ядерной триады: стратегических бомбардировщиков, ракет морского и наземного базирования. Также в России разрабатывается как минимум два новых межконтинентальных ударных комплекса, гиперзвуковой глайдер и новая стратегическая атомная подводная автономная торпеда», - говорится в материале The Huffington Post.

Речь идет о проекте атомной роботизированной системы «Статус-6». Ранее американские власти не подтверждали информацию о существовании этого секретного российского проекта. В конце 2016 года официальный представитель Пентагона Джефф Дэвис заявил следующее: «Мы внимательно следим за развитием российских подводных технологий, но не станем это комментировать». Однако «Статусу-6» все же был присвоен индекс по классификации НАТО - «Каньон» (Kanyon).

Гроза американского могущества

Принято считать, что впервые о «Статусе-6» стало «случайно» известно из презентации для президента РФ Владимира Путина. «Секретный слайд» был показан 9 ноября 2015 года на одном из совещаний по вопросу развития оборонно-промышленного комплекса.

«Действительно, некоторые секретные данные попали в объектив камеры, поэтому они впоследствии были удалены. Надеемся, что такое больше не повторится», - прокомментировал «утечку» пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Впрочем, российские и зарубежные аналитики оказались не склонны доверять объяснению спикера Кремля. В экспертном сообществе утвердилась точка зрения, что Москва преднамеренно допустила демонстрацию широкой публике проекта «Статус-6». Это может свидетельствовать о том, что разработка подводного беспилотника близится к завершению.

На Западе опасаются, что смертоносный дрон может стать очередным «ядерным козырем» в рукаве Москвы. В такой ситуации США придется наращивать военные расходы, изобретая новые методы противодействия атомному подводному флоту РФ.

В России проект «Статус-6» воспринимают как дополнительный и очень эффективный инструмент сдерживания Соединенных Штатов. Учитывая потенциальную мощь боезаряда этого атомного дрона, аналитики приходят к выводу, что проект является ассиметричным ответом Москвы на политику Вашингтона. Столь разрушительное оружие перечеркивает усилия США по совершенствованию глобальной ПРО и созданию некоего супероружия против РФ.

Предполагается, что «Статус-6» обеспечит гарантированное поражение военно-морских баз заокеанской сверхдержавы. Главным образом под угрозой находятся причалы американских подводных крейсеров, несущих межконтинентальные баллистические ракеты. Американские ракетоносцы могут быть поражены российскими беспилотниками как в период боевого дежурства в Мировом океане, так и во время пребывания в доке.

Кроме того, «Статус-6» может стать оружием Судного дня. В случае начала ядерной войны дроны нанесут удары по американским городам, которые крайне уязвимы для подводного флота РФ, так как находятся на побережье океанов.

Конечно, в ответ на появление «Статуса-6» в составе ВМФ России США могут в короткие сроки создать аналогичный ядерный дрон (вполне возможно, что американцы уже разрабатывают его). Однако очевидно, что эффект от его применения против РФ будет несопоставим. Почти все крупные города России находятся внутри континента.

Наследник советской царь-торпеды

В «Статусе-6» Россия де-факто воплощает идею времен холодной войны о создании царь-торпеды (советский проект Т-15), способной доставить ядерный заряд к побережью США. Однако Т-15 является лишь отдаленным прообразом российского «Статуса-6», которого будет отличать развитый искусственный интеллект. Этот роботизированный беспилотник будет максимально автономным от своего оператора.

Из допущенной ранее «утечки» следует, что российский подводный дрон, оснащенный мини-атомным реактором, будет выполнять задачи на расстоянии до 10 тысяч километров, погружаясь на глубину до одного километра. «Статус-6» будет размещаться на атомоходах «Белгород» проекта 949АМ «Антей» и «Хабаровск» проекта 09851. Обе подлодки находятся в процессе строительства, которое, предположительно, завершится в 2020 году.

Длина дрона составит 24 метра, а боевого модуля - 6,5 метра. Скорость аппарата поражает воображение. Утверждается, что она может достигать 90 узлов (166 км/ч). Для сравнения американская торпеда МК-48 обладает скоростью в 55 узлов. Такие скоростные характеристики делают российский беспилотник неуязвимым для перехвата.

Техническим обеспечением и ремонтом «Статуса-6» будут заниматься опытная дизель-электрическая субмарина Б-90 «Саров» проекта 20120 и вспомогательные суда проекта 20180 «Звездочка». Разработку дрона ведет петербургское ЦКБ МТ «Рубин» - флагман конструкторской мысли РФ в сфере подводного флота.

На текущий момент известно лишь об одном испытании «Статуса-6». В декабре 2016 года издание The Washington Free Beacon со ссылкой на данные разведки США сообщило, что осенью дрон был выпущен в море с борта «Сарова». О результатах теста информация отсутствует.

В ноябре 2017 года на страницах The National Interest была опубликована статья аналитика Майкла Пека под названием «Россия создает очень странное оружие - подводные межконтинентальные баллистические ракеты». Автор материала сомневается в том, что Москва способна разработать атомный беспилотник, соответствующий заявленным в СМИ характеристикам.

«На океанской глубине в тысячу метров есть множество подводных гор и каньонов (одна американская атомная подлодка едва не затонула, столкнувшись с такой горой на глубине 160 метров). Каким же образом торпеда «Статус-6» проплывет 10 тысяч километров, не врезавшись при этом в какую-нибудь скалу, если у нее нет ультрасовременной системы навигации, или если за штурвал не посадят штурмана-камикадзе?», - задает риторический вопрос Пек.

Действительно петербургским конструкторам придется решить массу сложнейших задач. Отечественные эксперты признают, что Россия сильно отстает от США в развитии автономных подводных комплексов и искусственного интеллекта. В то же время не стоит недооценивать возможности того же «Рубина». По крайней мере на Западе убеждены, что Россия прилагает максимум усилий, чтобы ликвидировать отставание по воздушным и подводным беспилотникам.

Подпишитесь на нас

В октябре 2017 года в структуре ВМФ США была сформирована первая эскадра подводных беспилотников UUVRON 1 (Unmanned Undersea Vehicle Squadron 1, то есть 1-я эскадра необитаемых подводных аппаратов).

Поскольку информации на порядок меньше, обсуждение подводных дронов осталось в тени крылатой ракеты, но, тем не менее, технологии в данном случае может быть даже более высокие, а история создания не менее насыщенная. О каком же таком дроне шла речь? Есть такая программа, как океанская многоцелевая система "Статус-6" (Kanyon по классификации НАТО).

Статус-6 – это дистанционно управляемый автоматический подводный робот или если хотите дрон, по-иноземному, несущий ядерное оружие мегатонного класса, обладающий компьютерным интеллектом и способный действовать самостоятельно на удалении в несколько тысяч километров от носителя. Максимальная скорость аппарата позволяет уйти от любой существующей на сегодня торпеды противника, при этом выбор скоростного режима и траектории маневрирование дрон осуществляет самостоятельно. "Статус-6" предназначен для поражения важных военных и экономических объектов противника в прибрежных районах и нанесения гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения. "Статус-6" способен уничтожать базы ВМС или авианосные ударные группы. Разработка осуществлена АО "ЦКБ МТ "Рубин" (Россия). Статус-6 относится к глубоководным необитаемым подводным аппаратам (НПА), которые могут погружаться на глубину до 1000 метров и представляет собой по сути высокоскоростную торпеду с атомным реактором и ядерной боевой частью.

В России разработан и готовится к производству первый автономный подводный аппарат "Концепт-М", способный погружаться на глубину до тысячи метров. Роботизированный комплекс „Галтель“ прошел опытную эксплуатацию в районе порта Тартус в Сирии. Отзывы самые позитивные: по оценке Минобороны, он свою боевую задачу выполнил. В Тартусе на робот «Галтель» была возложена задача охранения кораблей, находившихся в районе порта. Он обследовал дно бухты и днища кораблей и судов обслуживания с целью нахождения мин, которые могли устанавливать диверсанты, а также неразорвавшихся снарядов. Перед погружением робота в него закладывалась программа, которую он отрабатывал под водой. Глубина погружения - 400 метров. Это означает, что дрон способен использоваться подводными лодками в открытом море, для которых это рабочая глубина. Запас хода - 100 км. За 12 часов непрерывной работы способен обследовать 4 кв.км. дна. В состав комплекса входят два автономных дрона. Это позволяет, поочередно их используя, проводить обследование дна непрерывно. Под водой робот ориентируется при помощи сонара. Он выдает сообщение о препятствиях, и «Галтель», меняя курс, их обходит, а затем опять выходит на заданный курс. Опытную эксплуатацию проходит еще один подводный аппарат, имеющий примерно такое же назначение как и «Галтель». Это разработанный в ЦКБ «Рубин» подводный автономный дрон «Клавесин». Он имеет некоторые отличия с точки зрения управляемости. В подводном положении «Клавесин» способен принимать по гидроакустическому каналу команды коррекции выполняемой программы. Этот дрон поосновательнее в отношении силовых характеристик. Его максимальная глубина погружения - 6000 метров, а дальность хода - 300 км. Подводная скорость - 3 узла. Длина аппарата - 5,8 м, диаметр - 0,9 м. Масса - 2500 кг. «Клавесин» решает более широкий круг задач, что обусловлено наличием помимо гидролокатора и фото/видеоаппаратуры еще и магнетометра, и датчиков температуры и электропроводности. «Клавесин» используется не только для инспекции акватории баз ВМФ, но и для разведывательных операций и исследовательских мероприятий. «Клавесин» был применен для поисков потерпевшего катастрофу 6 ноября 2009 года авиалайнера Ту-134М. За несколько дней дрон провел сканирование и фотографирование около 1 млн. кв.м. дна Татарского залива на Дальнем Востоке. Это позволило найти все фрагменты Ту-143М и черные ящики. В настоящий момент ЦКБ «Рубин» завершает создание модифицированного варианта «Клавесина» - «Клавесин-2Р-ПМ» - с улучшенными характеристиками. К другому классу подводных роботов относится создающийся на ЦКБ «Рубин» дрон «Суррогат». Он имеет солидные размеры по сравнению с «Клавесином» и «Галтелем» габариты: длина - 17 метров, водоизмещение - 40 тонн. Способен развивать скорость в 24 узла. Дальность хода - 600 миль, рабочая глубина - 600 метров. «Суррогат» предназначен для использования его в качестве условной мишени во время маневров и учений ВМФ.

А что же с дронами в НАТО и США: судостроительная компания Huntington Ingalls и аэрокосмический гигант Boeing объявили о том, что объединяют свои усилия по созданию подводного дрона Echo Voyager. Цель - как можно быстрее наладить поставки подводных беспилотных систем военно-морским силам США. Работа над пятидесятитонным Echo Voyager ведется с 2014 года в сотрудничестве с DARPA. Echo Voyager - это пока самый большой разрабатываемый подводный дрон, который относится к классу XLUUV (extra large unmanned undersea vehicle). Контр-адмирал Матиас Винтер (Mathias Winter) заявил: «Департамент военно-морских исследований США (Office of Naval Research, ONR), который занимается разработкой передовых технологий в сфере беспилотных подводных аппаратов, планирует размещение „магистральной сети Эйзенхауэра" на морском дне во всех районах Мирового океана… Мы хотим, чтобы беспилотники выходили в море на задание один раз и затем действовали в глубинах морей в течение десятилетий». Речь идет о создании подводных баз или технических станций, где подводные дроны могли бы самостоятельно заряжаться или проходить техобслуживание, передавать и хранить собранную информацию.

В начале октября 2017-го Пентагон на условиях конкурса заказал компаниям Boeing и Lockheed Martin проектирование первых опытных образцов аппаратов Orca ("Косатка"). Сумма контрактов составила 43,2 и 42,3 миллиона долларов соответственно. Длина подводного беспилотника достигнет сорока метров, всего ВМС США намерены получить девять таких аппаратов. Среди главных требований к новой системе - повышенная автономность и способность действовать самостоятельно без постоянной связи с центром управления. Судя по имеющейся информации, радиус действия "Косатки" может достигать 12 тысяч километров, а автономность плавания несколько месяцев. В этих целях Boeing предлагает применить в силовой установке аппарата дизель-электрическую схему: электродвигатель и оборудование лодки будут питаться электричеством от аккумуляторов, которые будут периодически подзаряжаться дизель-генератором. То есть фактически дальность плавания аппарата будет ограничиваться лишь запасом дизельного топлива на борту. Американские ВМС рассматривают XLUUV в том числе и как средство борьбы с подводными лодками и нанесения ядерных ударов по наземным целям. Разработка "Косатки" активизировалась после того, как Пентагон впервые узнал о планах России по созданию необитаемого подводного аппарата "Статус-6", работа над проектами сверхбольшого подводного дрона Orca и его бортового беспилотника Hunter уже идет "стахановскими" темпами.

Приступили США к испытаниям и надводного дрона «Морской охотник», он оснащён дизельным двигателем и способен развивать скорость до 27 узлов - это примерно 50 км/ч. На скорости в 12 морских узлов судно может пройти около 10 тыс. морских миль (18,5 тыс. км) и находиться в автономном плавании до трёх месяцев. Одним из ключевых преимуществ «Охотника» военные считают дешевизну эксплуатации - на обслуживание морского дрона уйдёт $15-20 тыс. в сутки, когда на эксплуатацию обычного эскадренного эсминца требуется около $700 тыс. ежедневно. Навигация «Морского охотника» обеспечивается аппаратурой приёма спутниковых сигналов GPS и радиолокационными станциями, а также оптико-электронной системой. Кроме того, судно оборудовано станцией радиоэлектронной борьбы (РЭБ), системой компьютерного анализа выявленных целей и мощной системой связи для передачи собранных данных в центр. Уточняется, что характеристики имеющегося на борту гидроакустического комплекса позволят вести поиск не только подлодок, но и других объектов, например морских мин.