Правительство пытается увеличить явку избирателей на выборах. Явка строго необязательна Какой должна быть явка избирателей на выборах

Высокий уровень явки в ЦИК объяснили несколькими причинами. Как рассказал РБК зампредседателя комиссии Николай Булаев, явка, в частности, выросла за счет того, что на этих выборах активно голосовала молодежь, которую ЦИК удалось привлечь на избирательные участки. Сколько представителей «молодежи» проголосовало, Булаев не уточнил. Кроме того, заметил Булаев, явка оказалось высокой благодаря тому, что «и исполнительная, и законодательная власть проявили максимум уважения к избирателю и попытались убедить, что его голос важен», к тому же сейчас, по словам зампреда комиссии, «люди начали больше задумываться о своем будущем»; причины этого Булаев не назвал.

Самая высокая явка была зафиксирована на первых президентских выборах 12 июня 1991 года. Тогда в голосовании приняли участие 79 498 240 человек — 74,66% от общего числа граждан, имеющих право голосовать. Наименьшая активность наблюдалась на президентских выборах 2004 года, когда явка составила 69 572 177 человек (64,38%).

В 2018 году количество избирателей в России составило 107,2 млн человек, это в том числе 1,5 млн россиян, которые находятся за рубежом. Больше всего избирателей — 109,8 млн — было занесено в списки на выборах 2012 года, меньше всего — 106,4 млн — в 1991 году.

На этих выборах впервые голосовали жители Крыма, который вошел в состав России в марте 2014 года. Явка в Крыму к 18:00 составила 63,86%, в Севастополе — 65,69%. Ранее крымчане голосовали только на выборах депутатов Госдумы в 2016 году: тогда к 18:00 явка на полуострове составляла 42,37%. На выборах президента Украины в 2010 году явка в Крыму составила 63,3%.

Судя по данным о явке ЦИК на 18:00 мск, активнее всего голосовали в Ямало-Ненецком автономном округе (84,86%), Тыве (83,36%) и Чечне (78,11%).

На президентских выборах в 2012 году, по данным на 18:00, самая высокая явка была зафиксирована в Чечне — 94,89% избирателей. Тогда явку более 80% зафиксировали еще в двух регионах — в Ямало-Ненецком автономном округе (85,29%) и в Карачаево-Черкесии (80,85%). Еще в восьми регионах к 18:00 проголосовали более 70% жителей — в Тыве, Мордовии, на Чукотке, в Дагестане, Ингушетии, Тюменской области, Татарстане и Кемеровской области. Самая низкая явка в 2012 году была зафиксирована в Астраханской области (47,14%), в Ставропольском крае (47,47%) и во Владимирской области (47,79%).

Явка в столицах

Города-миллионники традиционно показали явку ниже средней по стране. Председатель Мосгоризбиркома Валентин Горбунов сообщил, что явка в столице в течение всего дня превышала на 4-6% результаты прошлых президентских выборов за аналогичные периоды времени: по данным на 18:00 явка в столице составила 52,91%.

На президентских выборах 2012 года итоговая явка на выборах в Москве составила 58,34%. Столица заняла 75-е место среди регионов по активности избирателей. На дому проголосовали 3,75% московских избирателей, по открепительным удостоверениям — 3,97%. По данным на 18:00 4 марта 2012 года, явка в столице составила 49,12%, самой маленькой она была в трех районах: Пресненском (44,3%), Бескудниковском (44,44%) и Внуково (45,01%).

В Санкт-Петербурге к 18:00 явка достигла 55,47% (на прошлых президентских выборах там проголосовали 62,27% избирателей), по этому показателю город занял 49-е место по стране. «Надомников» было 6,02%, по месту пребывания — 2,45%.

Рост явки был зафиксирован и на участках за рубежом. Всего ЦИК зарегистрировала свыше 1,5 млн избирателей, из которых 35 тыс. проголосовали досрочно. Голосование было организовано на 394 участках в 144 странах.

На выборах президента России, состоявшихся в 2012 году, за рубежом имели право голосовать 1,79 млн человек, а приняли участие в них тогда 25,24% (442 тыс., данные ТАСС со ссылкой на ЦИК).

«На отдельных участках активность избирателей выросла вдвое. Но наиболее характерная цифра повышения явки — 12-15%», — сказал 18 марта член ЦИК Василий Лихачев (цитата по «Интерфаксу»).

Рост явки был зафиксирован во многих странах. Так, в Узбекистане проголосовали свыше 5,5 тыс. человек, сообщил «Sputnik Узбекистан». Явка вдвое увеличилась по сравнению с результатами на выборах 2012 года и в пять раз по сравнению с показателем, который был зафиксирован на выборах в Госдуму 2016 года, сообщили агентству в посольстве.

В США и Великобритании — странах, отношения с которыми у России находятся в кризисе, голосование также состоялось. В середине дня на вход на избирательный участок в посольстве в Лондоне стояла очередь, сообщал «Интерфакс» . В ней находилось до 300 человек. Напротив посольства в течение дня шла манифестация, организованная бизнесменом Евгением Чичваркиным, призывавшим бойкотировать выборы (о ходе акции он сообщал в Instagram).

На Украине граждане России не смогли принять участие в выборах президента России. В пятницу, 16 марта, МВД Украины объявило, что не будет пропускать граждан на участки для голосования, организованные в посольстве в Киеве, а также в консульствах во Львове, Харькове и Одессе.

Как хотел Кремль

Источники РБК, близкие к Кремлю, РБК, что хорошей явкой по итогам выборов в администрации президента сочтут показатель от 65% — не ниже, чем в 2012 году. Судя по тому, как росла явка на протяжении дня голосования, ее окончательные результаты должны удовлетворить Кремль, считает политконсультант Дмитрий Фетисов.

Высокая явка обусловлена политизацией общества, уверен он. Активное информирование о выборах вместе с международными скандалами убедили россиян в важности выборов. Особенно яркими в этом смысле были скандалы с Международным олимпийским комитетом, который запретил российской сборной участвовать в Олимпиаде, и покушение на убийство бывшего российского разведчика Сергея Скрипаля в Великобритании; британские власти считают, что за убийством может стоять Москва. «При этом каждая из групп населения нашла свой мотив: сторонники Владимира Путина услышали тезис о важности явки как критерия легитимности выборов, а противники же действующего президента получили возможность выразить протест ему, голосуя за Павла Грудинина [кандидат от КПРФ] и Ксению Собчак [кандидат от партии «Гражданская инициатива»]», — заявил Фетисов.

Главная причина высокой явки — очень активная работа властей по информированию граждан, считает политолог Аббас Галлямов. «Если бы не организационная работа, то явка не превысила бы 50%. Все-таки выборы были неинтересными с точки зрения содержания», — сказал он РБК. В избирательной кампании и самих выборах не было интриги, говорит политолог: кандидаты не предложили ничего существенно нового и нестандартного, а победитель выборов был известен заранее. «Обычно такие вещи сильно бьют по явке», — отметил Галлямов.

По мнению Фетисова, идти на выборы россиян сподвигнул и «образ внешнего врага», который власть создавала в последние месяцы, заявляя о вмешательствах в российский госсуверенитет. С этим согласен политолог Евгений Минченко: правда, он внешним врагом, необходимым для президентской кампании, посчитал образ призывавшего к бойкоту выборов оппозиционера Алексея Навального. Его активность и подогреваемый конфликт с Западом и привели к росту явки, убежден Минченко.

Накануне старта президентской кампании (заседание Совета Федерации, на котором должны принять постановление о назначении выборов, запланировано на пятницу), о желании прийти на избирательные участки заявляют 58% россиян, следует из декабрьского опроса «Левада-центра». Декларируемая явка складывается из ответов «совершенно точно буду голосовать» (28%) и «скорее всего, буду голосовать» (30%), еще 20% не знают, будут ли голосовать, а 19% с той или иной степенью уверенности говорят, что не пойдут на выборы. Самой высокой явка на президентских выборах в России была в 1991 г. (76,66%), самой низкой – в 2004 г. (64,38%), на выборах в 2012 г. она составила 65,34%.

Как считать избирателей

Реальная явка, как правило, ниже декларируемой и исходя из декабрьских данных может составить 52–54%, говорит директор «Левада-центра» Лев Гудков. Для расчета прогноза каждой категории ответов присваивается свой коэффициент, поясняет социолог: 1 – для ответа «точно пойду», 0,7 – «скорее всего, буду голосовать» и 0,2 – «не знаю, буду голосовать или нет». Обычно такой прогноз делается ближе к концу кампании, но пока можно прогнозировать самую низкую явку за все время наблюдений, подчеркивает Гудков: «Крымский синдром заканчивается, нарастает ощущение неопределенности, снижается материальный уровень, сама кампания вялая. Все это снижает готовность идти на выборы». В ходе кампании ожидаемая явка будет расти, но «нет никаких предпосылок для того, чтобы она вышла за 60%», – резюмирует социолог.

Явка будет между 60 и 70%, возражает гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров: «По нынешним данным сложно ориентироваться. Путин только объявил о выдвижении, это значит, что люди только начали задумываться о выборах. Вопрос не в их позиции, а в том, захотят ли они эту позицию зафиксировать действием». По данным ВЦИОМа на конец марта 2017 г., на президентские выборы были готовы прийти почти 70% россиян (52% – «точно» и 17% – «скорее всего»). На думских выборах не было задачи поднимать явку и она составила 48%, напоминает он: «В этот раз будет иначе, Центризбирком будет работать как угорелый, чтобы все узнали про выборы».

На явку может повлиять и актуальный проблемный фон – например, итоги зимней Олимпиады или новые санкции против России, полагает Федоров: «Теоретически явка будет ниже, чем на предыдущих выборах, потому что электорат молодеет, а молодые на выборы ходить особо не любят».

Декларируемая явка может быть высокой, особенно учитывая значимость выборов и социально одобряемые ответы, говорит политолог Дмитрий Бадовский: «Надо подробнее анализировать варианты ответов, их динамику от опроса к опросу, значения в разных электоральных группах». Коэффициенты для пересчета декларируемой явки в прогноз растут по мере приближения к выборам, продолжает эксперт: «По таким приблизительным расчетам прогнозируемая явка до начала активной фазы мобилизационной кампании – чуть менее 50%».

Реальный замер, который покажет, насколько успешна была мобилизация, должен проходить в первой половине февраля – к этому времени категория «точно пойду» должна превысить 40%, полагает Бадовский: «Общая же прогнозируемая явка подтянется к 57–60% с пониманием, что еще остается время на финиш кампании».

Исходя из декларируемой явки по версии «Левада-центра» из 110 млн избирателей на участки придет 64 млн, но четверть из них – это люди, которые дают социально одобряемый ответ, но на выборы не пойдут, говорит политолог Дмитрий Орешкин. Их надо вычесть из 64 млн, но добавить туда 12 млн человек, которые попадут в число проголосовавших в регионах, где явка будет «нарисована», полагает Орешкин. Таким образом, по его подсчетам, на выборы придет 60 млн избирателей, или 55%, и оснований для того, чтобы явка превысила 60%, он не видит.

Как повышать явку

От политтехнологов давно собирают предложения по повышению явки, говорит человек, близкий к администрации президента. Беспокойство Кремля связано и с тем, что из-за низкой явки кое-где может быть слишком высокий процент голосования за Владимира Путина, добавляет он: «Большинство считают, что Путина и без них выберут, и на участки не придут. С такими аудиториями надо работать, будут применяться мобилизационные технологии».

При этом стоит задача провести честные выборы, а мобилизацию осуществить законными методами, уверяет собеседник: есть множество хитростей, позволяющих повысить явку чисто технологически – например, вычистить списки от мертвых душ: в некоторых регионах это от 3 до 10% избирателей. По его словам, референдумы регионы могут проводить по своему усмотрению, а вот от лотерей, которые тестировались на губернаторских выборах, решено отказаться.

Задача провести абсолютно легитимную кампанию ставится очень жестко и к явке это тоже относится, говорит человек в Центризбиркоме. По его словам, поднимать явку ЦИК будет за счет информационно-разъяснительной работы и это было четко обозначено на всех мероприятиях комиссии. Уже есть хороший информационный продукт, будет активная разъяснительная работа плюс участковые комиссии станут работать не 10 дней, как раньше, а 30, что даст им больше времени, например, на рассылку приглашений избирателям, добавляет собеседник.

Когда нет проблемы с итогами выборов, то проблемой становится явка, говорит политтехнолог Григорий Казанков. Повысить ее можно, введя дополнительную интригу – например, сделать акцент на борьбе за второе место, приводит пример эксперт: «Или, скажем, те, кто придет голосовать за Ксению Собчак, если бы ее не было, вообще не пришли бы на выборы – это еще несколько процентов». Будут использованы и технологические методы – от создания праздничного настроения до региональных референдумов, полагает Казанков: «Но задача легитимности выборов первичнее явки и результата».

«Нужно, чтобы президент представлял интересы большинства электората, поэтому важна явка, сопоставимая с прошлыми кампаниями, – говорит политолог Андрей Колядин, приводя много законных технологических способов ее повышения: – Поквартирные обходы с агитацией, профессиональная или территориальная мобилизация, партийная мобилизация «1 к 5» или «1 к 10» – когда член партии приводит на выборы пять или 10 человек. Избиркомы будут информировать о выборах». Но могут сказаться последствия сушки явки на предыдущих выборах, добавляет Колядин: «Например, пересушили явку на муниципальных выборах в Москве, а людей, которым показали, что в них не нуждаются на одних выборах, трудно заманить на следующие».

Уже совсем немного осталось до 18 марта, когда по всей России пройдут выборы президента. Согласно опросу социологов, голосовать на избирательные участки пойдут более 80% опрошенных респондентов. В этом году минимальная явка на выборах не установлена.

Ранее в России на законодательном уровне был выставлен минимальный порог явки на выборы президента или в парламент. Однако со временем закон был изменён.

Какой минимальный порог явки избирателей на выборах президента 2018 года

С наступлением выборов многие россияне интересуются, если ли в законе России статья о минимальной явке избирателей на участки для голосования. То есть могут ли выборы считаться недействительными, если в них примут участие небольшое количество граждан.

Для того, чтобы знать об этом наверняка, нужно внимательно изучить законодательство РФ с 2005 года в не обойти 2006 год, в котором произошли изменения в законе о праве граждан на участие в выборах и референдумах.

До 2006 года в законе действительно предусматривалась минимальная явка избирателей на выборы. Для того, чтобы избирательный процесс считался состоявшимся, прийти на избирательные участки должны были 50% и более избирателей. Если такое число не было достигнуто, ЦИК должен был заявить о повторном голосовании.

В 2006 году президент России подписал изменения в закон о праве граждан голосовать на выборах и референдумах. После вступления его в силу минимальный порог голосования на президентских и парламентских выборах был отменён.

Почему отменён минимальный порог явки избирателей на президентских выборах

Сейчас с точностью нельзя ответить на вопрос, почему в России с 2006 года отменён минимальный порог явки на выборах президента. Во время обсуждения этого законопроекта, который был готов в 2005 году, многие депутаты призывали за него не голосовать.

К примеру, в ЛДПР считали, что отсутствие минимального порога явки избирателей может поставить под сомнения легитимность власти. Об этом также заявляли в оппозиции, считая, что обязательно должен быть установлен 50% барьер, который нужно достигнуть при голосовании.

По мнению экспертов, отсутствие интереса к выборам у населения заставило власть отметить минимальный порог. Конечно же, народ можно было стимулировать и в итоге добиться нужного количества избирателей, но на это нужно затрачивать деньги.

Выборы не интересны россиянам и по сей день. По крайней мере, на это указывают данные, которые были обнародованы во время парламентских и последних президентских выборов. Хотя в этом году социологи пророчат большую явку на предстоящих президентских выборах.

Когда выборы считаются несостоявшимися? Данному вопросу традиционно уделяется не слишком много внимания, тогда как средства массовой информации фокусируют свой интерес на предвыборной гонке и набирающих все большую популярность в последние годы случаях фальсификаций и нарушений в ходе проведения выборов. Между тем в случае признания выборов несостоявшимися проводятся повторные выборы, на организацию которых снова идут средства налогоплательщиков - деньги из карманов избирателей. В свете создания нового законопроекта о выборах в 2013 г. эта тема становится как никогда актуальной.

Необходимость в процедуре признания выборов несостоявшимися возникла в связи с вероятностью возникновения ситуаций, в которых одни кандидаты имеют формально-техническое преимущество перед другими. Законодательная база вопроса претерпевала неоднократные изменения с целью объективно соответствовать изменяющимся условиям российской действительности. Последними серьезными поправками в 2006 г. стали отмена минимального порога явки на избирательных участках (20% для региональных выборов, 25% - на выборах в Государственную Думу, 50% - на выборах президента Российской Федерации) и графы «Против всех» в бюллетенях. Последнее вызвало большой общественный резонанс, до сих пор многие граждане и политические деятели продолжают настаивать на возвращении этой графы. Отмена минимального порога, с одной стороны, объективно обусловлена добровольным участием граждан в выборах, с другой - создает благоприятные условия для различного рода нарушений и фальсификаций.

В настоящее время основаниями для признания выборов несостоявшимися выступают следующие причины:

  • К распределению депутатских мандатов должен быть допущен один список кандидатов. Здесь речь идет о проходном барьере, который в настоящий момент составляет 5%. Необъективность и несостоятельность сформированного подобным образом государственного законодательного (представительного) органа очевидна.
  • К распределению депутатских мандатов должны быть допущены списки кандидатов, в сумме получившие менее 51% голосов избирателей, посетивших избирательные участки.
  • При повторном голосовании все кандидаты выбыли.
  • Ни один из двух кандидатов не набрал достаточное для избрания число голосов в случае, когда законом предусмотрено повторное голосование.

Решение о признании выборов несостоявшимися выносит избирательная комиссия.

Проведение повторных выборов также назначается в случае признания результатов первых выборов недействительными - эти понятия неравнозначны, не следуют путать в несостоявшимися выборами. В реальности подобная ситуация менее вероятна по причине отсутствия строгих однозначных критериев недействительности результатов. В законе речь идет о нарушениях, не позволяющих достоверно определить результаты волеизъявление граждан, однако точный перечень нарушений (к ним относятся нарушения во время проведения предвыборной кампании и агитации, противозаконные манипуляции с бюллетенями и непосредственно предумышленные нарушения в работе избирательной комиссии) и степень серьезности определяется в каждом конкретном случае по факту. Результаты выборов также могут быть признаны недействительными по решению суда. В данном случае понятие «несостоявшиеся выборы» содержит в значительной степени больше определенности, чем определение «недействительные результаты».

С уверенностью можно сказать, что законодательная база и критерии в оценке данного вопроса будут меняться неоднократно, на данный момент закон 2013 г. в полной мере отвечает изменениям российской политической действительности последних лет и готовит почву для проведения очередных выборов в Государственную Думу в 2016 г.

Чего ждать от предстоящих выборов? Обсуждение на нашем форуме.

1. Графа против всех

Что было ранее
Официально графа «против всех» появилась в избирательных бюллетенях в
1993 году на выборах в Государственную думу
Через год её узаконили на выборах всех уровней. В 1997 году Госдума утвердила положение, при котором выборы считались несостоявшимися, если число голосов против всех превышало число голосов,поданных за фаворита президентской гонки. В 2005 году больше 14% голосующих в 11 субъектах проголосовали «против всех» на региональных выборах. Тогда же властям регионов разрешили самостоятельно выбирать, включать ли графу в бюллетень на региональных и местных выборах.
В 2005 году глава Центризбиркома Александр Вешняков заявил, что графу «против всех» нужно убрать из бюллетеней. По его словам, граждане использовали эту графу из-за лени выбирать из большого списка кандидатов. Сторонники исключения формы упирали на то, что вынуждает властей тратить дополнительные деньги на повторные выборы. В 2006 году Госдума проголосовала за исключение графы. Опрос «Левада-центра» показал, что 18% избирателей считали существование графы «против всех» оправданным – граждан лишили, таким образом, возможности выразить свой протест на выборах.

А что сейчас
В 2013 году опрос ВЦИОМа показал, что 43% граждан поддержали возвращение графы «против всех», в том числе 34% сторонников «Единой России». В тот же год в Госдуму внесли (http://www.interfax.ru/russia/352263) законопроект о возвращении формы. Инициативу депутатов одобрили в 2014 году, реформа о возвращении графы вступила в силу в 2015 году. По итоговому варианту региональные власти могут добавить графу «против всех» на муниципальных выборах. Пока этой возможностью воспользовались (http://cikrf.ru/news/relevant/2015/09/11/01.html) только шесть субъектов: Республики Карелия и Саха, Белгородская, Вологодская, Калужская и Тверская области.
//Партия ЕдРо («Партия жуликов и воров») понимала, конечно, что при такой лукавой формулировке графа «Против всех» на выборах 2018 не появится – ведь вся власть в регионах в руках ПЖиВ. В Иркутске, например, красный губернатор Левченко не смог «пробить» даже выборы мэра. Пока Путин у власти деградация России будет продолжаться вплоть до её распада на отдельные княжества.

2. Минимальный порог явки
Минимальный порог явки был отменён Путиным в 2006 году (http://www.kprf.org/showthread.php?t=63), когда народ стал голосовать «ногами». Отмена порога дала Путину, практически, гарантию того, что он останется на царстве пожизненно – чиновники-то всегда придут на выборы и всегда проголосуют так, как надо.

В 2013 году был подготовлен законопроект, в соответствии с которым выборы или референдум будут признавать состоявшимися, если проголосовать придут не менее 50% избирателей (http://m.ppt.ru/news/118335). Минимальный порог явки планируется установить для выборов президента, депутатов Государственной Думы и для референдумов. Сейчас Законопроект находится в архиве //Прошло четыре года, а перспективы принятия законопроекта туманны. Спасибо Путину. Напомню избирателям его "регалии": Главный коррупционер мира 2014 года,
Враг русского народа, Враг свободной прессы и пр., пр.
Опубликовано: 30.01.2018