Пзрк против поршневых самолетов. Боевые успехи ракетных комплексов

FIM-92 «Стингер» (англ. FIM-92 Stinger - Жало ) – это переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК) американского производства. Основное его предназначение – поражение низколетящих воздушных объектов: вертолетов, самолетов и БПЛА.

Разработку ПЗРК «Стингер» вела компания General Dynamics. Он создавался в качестве замены для ПЗРК FIM-43 Redeye . Первую партию из 260 ед. зенитно-ракетных комплексов ввели в опытную эксплуатацию в середине 1979 года. После этого компании-производителю заказали еще одну партию в 2250 ед. для .

«Стингеры» приняли на вооружение в 1981 году, они стали самыми распространенными в мире ПЗРК , которыми укомплектованы армии более двадцати государств.

Всего было создано три модификации «Стингера» :

  • Базовая («Stinger»),
  • «Stinger»-RMP (Reprogrammable Microprocessor),
  • «Stinger»-POST (Passive Optical Seeking Technology).

У них одинаковый состав средств, высота поражения цели и дальность стрельбы. Различие между ними в головках самонаведения (ГСН ), которые используются на зенитных ракетах FIM-92 (модификации А, В, С). В настоящий момент компания «Raytheon» производит модификации: FIM-92D , FIM-92E Block I и II . У этих модернизированных вариантов лучшая чувствительность ГСН, а также защищенность от помех.

Устройство и ТТХ ПЗРК «Стингер»

ГСН POST, которую применяют на ЗУР (Зенитная управляемая ракета — прим. Last Day Club ) FIM-92B , работает в двух диапазонах длины волны– ультрафиолетовом (УК) и инфракрасном (ИК). Если в ракете FIM-92A ИК ГСН получает данные о положении цели относительно ее оптической оси из сигнала, который модулирует вращающийся растр, то ГСН POST использует безрастровый координатор цели. Детекторы УФ и ИК излучений работают в контуре с двумя микропроцессорами. Они могут проводить розеткообразное сканирование, которое обеспечивает высокую возможность выбора цели в условиях сильных фоновых помех, а также защищено от средств противодействия, работающих в ИК диапазоне.

Производство ЗУР FIM-92B с ГСH POST запустили в 1983 году. Однако в 1985 году фирма General Dynamics начала разработку ЗУР FIM-92C , поэтому темпы выпуска несколько снизились. Разработка новой ракеты была завершена в 1987 году. В ней используется ГСH POST-RMP, процессор которого можно перепрограммировать, что обеспечивает адаптацию системы наведения к целевым и помеховым условиям при помощи соответствующей программы. Корпус пускового механизма ПЗРК «Stinger»-RMP содержит сменные блоки памяти с типовыми программами. Последние доработки ПЗРК предусматривали оснащение ракеты FIM-92C литиевой батареей, кольцевым лазерным гироскопом, а также модернизированным датчиком угловой скорости по крену.

Можно выделить следующие основные элементы ПЗРК Stinger :

  • Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) с ЗУР;
  • Оптический прицел, позволяющий проводить визуальное обнаружение и сопровождение цели и определять приближенную дальность до нее;
  • Пусковой механизм и блок охлаждения и электроснабжения с емкостью жидкого аргона и электрической батарей;
  • Также установлена аппаратура «свой-чужой» AN/PPX-1 с электронным носителем, который закрепляется на поясе стрелка.

На ракетах FIM-92E Block I устанавливаются двухдиапазонные помехозащищенные розеточные головки самонаведения (ГСН), которые работают в УФ и ИК диапазонах. Кроме того осколочно-фугасные боевые части, вес которых составляет три килограмма. Их дальность полета составляет 8 километров, а скорость М=2.2 В ракеты FIM-92E Block II устанавливается всеракурсная тепловизионная ГСН, в фокальной плоскости которой расположена оптическая система матрицы ИК-детекторов.

При производстве ракет использовалась аэродинамическая схема «утка». Носовая часть содержит четыре аэродинамических поверхности: две играют роль рулей, а две другие сохраняют неподвижность относительно ракетного корпуса. При маневрировании при помощи одной пары рулей ракета вращается вокруг продольной оси, при этом сигналы управления, которые на них поступают, согласованы с движением ракеты вокруг этой оси. Начальное вращение ракете обеспечивают наклонные сопла стартового ускорителя относительно корпуса. Вращение в полете поддерживается благодаря раскрытию плоскостей хвостового стабилизатора при выходе из ТПК, которые также расположены под углом к корпусу. Использование пары рулей при управлении существенно снизило массу и стоимость приборов управления полетом.

Ракета приводится в движение твердотопливным двухрежимным маршевым двигателем Atlantic Research Mk27, обеспечивающим разгон до скорости M=2.2 и поддерживающим ее в течение всего полета к цели. Этот двигатель начинает работать после того, как стартовый ускоритель отделился, а ракета отошла на безопасное расстояние от стрелка – примерно 8 метров.

Вес боевого снаряжения ЗУР составляет три килограмма – это осколочно-фугасная часть, взрыватель ударного действия, а также предохранительно-исполнительный механизм, который обеспечивает снятие предохраняющих ступеней и дает команду на самоликвидацию ракеты в случае, если она не попала в цель.

Для размещения ЗУР используется герметичный цилиндрический ТПК из ТПК, который заполнен инертным газом. У контейнера две крышки, которые разрушаются при пуске. Материал передней пропускает ИК и УФ излучения, что дает возможность захвата цели без необходимости нарушать уплотнение. Контейнер достаточно надежен и герметичен, чтобы обеспечить хранение ракет без необходимости технического обслуживания в течение десяти лет.

Для присоединения пускового механизма, подготавливающего ракету к запуску и запускающего ее, используются специальные замки. При подготовке к пуску в корпус пускового механизма устанавливают блок охлаждения и электроснабжения с электрической батареей, который подключается к бортовой системе ракеты при помощи штепсельного разъема. Емкость с жидким аргоном соединяется с магистралью системы охлаждения посредством штуцера. В нижней части пускового механизма есть штепсельный разъем, который используется для подключения электронного датчика системы «свой-чужой».

На рукоятке находится спусковой крючок, у которое есть одно нейтральное и два рабочих положения. При переводе крючка в первое рабочее положение активизируются блоки охлаждения и энергоснабжения. На борт ракеты начинают поступать электроэнергия и жидкий аргон, которые охлаждают детекторы ГСН, раскручивают гироскоп и выполняют другие операции для подготовки ЗРК к запуску. При переводе крючка во второе рабочее положение начинается активизация бортовой электрической батареи, которая обеспечивает питание электронной аппаратуры ракеты в течение 19 секунд. Следующий шаг – начало работы воспламенителя стартового двигателя ракеты.

В процессе боя информация о целях передается внешней системой обнаружения и целеуказания или номером расчета, который наблюдает за воздушным пространством. После того как цель обнаружена, оператор-стрелок кладет ПЗРК на плечо, начиная наведение на выбранную цель. После захвата цели ГСН ракеты, срабатывает звуковой сигнал, а оптический прицел начинает вибрировать при помощи устройства, прилегающего к щеке оператора. После этого по нажатию кнопки включается гироскоп. Кроме того перед пуском стрелку необходимо ввести необходимые углы упреждения.

При нажатии на спусковую скобу активизируется бортовая батарея, которая выходит на нормальный режим после срабатывания патрона со сжатым газом, отбрасывающего отрывной штекер, отключая тем самым питание, передаваемое блоком охлаждения и электроснабжения. Затем включается пиропатрон, запускающий стартовый двигатель.

ПЗРК «Стингер» обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

  • Зона поражения:
    • Дальность — 500-4750 м
    • Высота — 3500 м
  • Масса комплекта: 15.7 кг
  • Масса ракеты: 10.1 кг
  • Размеры ракеты:
    • Длина — 1500 мм
    • Диаметр корпуса — 70 мм
    • Размах стабилизаторов — 91 мм
  • Скорость ракеты: 640 м/с

Как правило, расчеты ПЗРК во время боевых действий выполняют задачи самостоятельно или в составе подразделения. Огнем расчета управляет его командир. Возможен автономный выбор цели, а также с использованием команд, которые передает командир. Огневой расчет производит визуальное обнаружение воздушной цели, определяет принадлежит ли она противнику. После этого, если цель достигает расчетной дальности и дана команда на уничтожение, расчет запускает ракету.

В действующих инструкциях по ведение боя присутствуют приемы ведения огня для расчетов ПЗРК . К примеру, для уничтожения одиночных поршневых самолетов и вертолетов применяют метод под названием «пуск-наблюдение-пуск», для одиночного реактивного самолета «два пуска-наблюдение-пуск». В этом случае по цели одновременно стреляют и стрелок, и командир расчета. При большом количестве воздушных целей, огневой расчет выбирает самые опасные цели, причем стрелок и командир обстреливают разные цели при помощи метода «пуск-новая цель-пуск». Происходит следующее распределение функций членов расчета – командир обстреливает ведомую или летящую слева от себя цель, а стрелок атакует ведущий или правый крайний объект. Огонь ведут до полного расхода боекомплекта.

Координацию огня между разными расчетами проводят с использованием предварительно обговоренных действий по выбору установленных секторов обстрела и выбору цели.

Стоит отметить, что огонь в ночное время демаскирует огневые позиции, поэтому в этих условиях рекомендуется вести стрельбу в движении или во время коротких остановок, меняя позицию после каждого пуска.

Послужной список ПЗРК «Стингер»

Первое боевое крещение ПЗРК «Стингер» прошло во время Британо-Аргентинского конфликта в 1982 году, причиной которого стали Фолклендские острова.

При помощи ПЗРК обеспечивалось прикрытие для британского десанта, который высадился на берег, от ударов штурмовиков аргентинской армии. По словам английских военных, они сбили один самолет, а еще нескольким сорвали атаки. В то же время произошла интересная вещь, когда ракета, которую выпустили по турбовинтовому штурмовику «Пукара», поразила вместо него один из выпущенных штурмовиком снарядов.

Но настоящую «славу» этот ПЗРК получил после того, как его стали применять афганские моджахеды для атак на правительственную и советскую авиацию. С начала 80-х годов моджахеды использовали американские системы «Ред Ай» , советские «Стрела-2» , а также британские ракеты «Блоупайп» .

Стоит также отметить, что до середины 80-х годов при помощи ПЗРК сбивалось не более 10% всех летательных аппаратов, принадлежащих правительственным войскам и «ограниченному контингенту». Самая эффективная ракета на то время — поставляемая Египтом «Стрела-2м» . Она превосходила всех конкурентов в скорости, маневренности и мощности боевой части. К примеру, у американской ракеты «Ред Ай» были ненадежные контактные и бесконтактные взрыватели, иного ракета разбивалась об обшивку и отлетала от вертолета или самолета. В любом случае, успешные пуски происходили достаточно регулярно. Однако вероятность попадания были почти на 30% ниже, чем у советской «Стрелы» .

Дальность обеих ракет не превышала трех километров для огня по реактивным самолетам, двум для Ми-24 и Ми-8. А по поршневым Ми-4 они и вовсе не попадали из-за слабой ИК-сигнатуры. Теоретически, у британского ПЗРК «Блоупайп» были гораздо большие возможности.

Это была всеракурсная система, которая могла вести огонь по боевому самолету на встречном курсе на расстоянии до шести километров, а по вертолету – до пяти километров. Она легко обходила тепловые ловушки, а вес боевой части ракеты составлял три килограмма, что обеспечивало приемлемую мощность. Но было и одно, но… Наведение посредством ручных радиокоманд, когда для управления ракетой использовался джойстик, перемещаемый большим пальцем, при недостатке опыта у стрелка означало неминуемый промах. Кроме того, весь комплекс весил более двадцати килограмм, что также мешало его широкому распространению.

Ситуация кардинально изменилась, когда на территорию Афганистана попали новейшие американские ракеты «Стингер» .

Небольшая 70-мм ракета была всеракурсной, а наведение было полностью пассивным и автономным. Максимальная скорость достигала значений в 2М. Всего за одну неделю использования с их помощью было сбито четыре самолета Су-25. Машину не могли спасти термоловушки, а трехкилограммовая боевая часть была весьма эффективна против двигателей Су-25 – в них перегорали тросы для управления стабилизаторами.

В течение первых двух недель боевых действий с использованием ПЗРК «Стингер» в 1987 году было уничтожено три Су-25. Два летчика погибли. В конце 1987 года потери составили восемь самолетов. При стрельбе по Су-25 хорошо зарекомендовал себя метод «смещения», но он был малоэффективен против Ми-24. Однажды в советский вертолет попал сразу два «Стингера» , причем в один и то же двигатель, но поврежденной машине удалось вернуться на базу. Для защиты вертолетов использовались экранированные выхлопные устройства, которые снижали контрастность ИК-излучения примерно в два раза. Также был установлен новый генератор подачи импульсных ИК-сигналов под названием Л-166В-11Е. Он уводил ракеты в сторону, а также провоцировал ложный захват цели ГСН ПЗРК .

Но у «Стингеров» были и слабые стороны, которые сначала отнесли к плюсам. У пусковой установки был радиодальномер, который обнаруживался летчиками Су-25, что позволяло использовать ловушки превентивно, увеличивая их эффективность. Душманы могли использовать «всеракурсность» комплекса только в зимний период, так как у разогретых передних кромок крыльев штурмовиков не хватало контрастности для пуска ракеты в полусферу спереди.

После начала использования ПЗРК «Стингер» понадобилось внести изменения в тактику использования боевой авиации, а также улучшить ее защищенность и постановку помех. Было принято решение увеличить скорость и высоту во время огня по наземным целям, а также создать специальные звенья и пары для прикрытия, которые начинали обстрел, в котором были обнаружены ПЗРК . Очень часто моджахеды не решались использовать ПЗРК , зная о неминуемом возмездии со стороны этих самолетов.

Стоит отметить, что самыми «несбиваемыми» самолетами стали Ил-28 – безнадежно устаревшие бомбардировщики афганских ВВС. Во многом это произошло из-за установленной на корме огневой точки из спаренных 23-мм пушек, которая могла подавить огневые позиции расчетов ПЗРК .

ЦРУ и Пентагон вооружали моджахедов комплексами «Стингер» , преследуя ряд целей. Одна из них — испытания нового ПЗРК в реальном бою. Американцы соотносили их с поставками советского оружия во Вьетнам, где советские ракеты сбили сотни американских вертолетов и самолетов. Однако СССР помогал законным властям суверенной страны, в то время как США отправляли оружие для антиправительственных вооруженных моджахедов – или «международных террористов, как их сейчас классифицируют сами американцы.

Официальные российские СМИ поддерживают мнение, что впоследствии афганские ПЗРК использовались чеченскими боевиками для огня по российской авиации в ходе «контртеррористической операции». Однако это не могло соответствовать действительности по некоторым причинам.

Во-первых, одноразовые батареи питания хранятся два года, после чего их необходимо менять, а саму ракету можно хранить в герметичной упаковке десять лет, после чего ей необходимо техническое обслуживание. Афганские моджахеды не могли самостоятельно заменить батареи и обеспечить квалифицированное обслуживание.

Большую часть «Стингеров» перекупил в начале 90-х годов Иран, который смог ввести часть из них обратно в строй. По словам иранских властей, в настоящий момент у «Корпуса стражей исламской революции» есть около пятидесяти комплексов «Стингер» .

В начале 90-х годов с территории Чечни вывели подразделения советских военных, а после них осталось множество складов с оружием. Поэтому особой необходимости в «Стингерах» не было.

Во время Второй чеченской кампании боевики применяли ПЗРК разных типов, которые поступали к ним из разных источников. Большей частью это были комплексы «Игла» и «Стрела» . Иногда встречались и «Стингеры» , которые попадали в Чечню из Грузии.

После того как на территории Афганистана начались операции международных сил, не было зафиксировано ни одного случая использования ПЗРК «Стингер».

В конце 80-х годов «Стингеры» использовали солдаты Иностранного Французского легиона. С их помощью они вели огонь по ливийским боевым машинам. Но достоверных подробностей в «открытых источниках» нет.

В настоящее время ПЗРК «Стингер» стал одним из самых эффективных и распространенных на планете. Его ракеты используются в различных зенитных комплексах для ведения ближнего огня – Aspic, Avenger и других. Кроме того, они используются на боевых вертолетах в качестве оружия самообороны от воздушных объектов.

Переносные зенитно-ракетные комплексы относятся к числу "оружия бедных". Получив широкое распространение в мире, они позволяют армиям "третьих стран", национально-освободительным и террористическим движениям относительно дешево и эффективно бороться с авиацией. Советский комплекс "Стрела-2" стал первым, примененным в реальных боевых действиях - это произошло в 1969 году во время "войны на истощение" между Египтом и Израилем. Затем он попал в Юго-Восточную Азию, и там с ним впервые "познакомились" вооруженные силы США. Американцы называли его SA-7, северовьетнамцы - A-72. Советская/российская статистика применения ПЗРК в Юго-Восточной Азии чрезвычайно скупа. Обычно указывается, что произведено 589 пусков и достигнуто 204 то ли попадания, то ли сбития. Вместе с тем имеются заявления главного конструктора комплекса Сергея Непобедимого о более значительных успехах "Стрелы". Вот цитата из книги "ЛОМО. Сквозь призму времени" (Санкт-Петербург, 2002; фрагмент доступен на веб-сайте http://pvo.guns.ru), касающаяся первых боевых эпизодов в Египте и Вьетнаме: " И вот в августе 1969 г. - первый бой. Десять ракет - шесть самолетов! Об этом сразу доложили в Кремль Брежневу, Гречко. Вызвали меня. Помимо общего одобрения, были высказаны пожелания увеличить зоны поражения и повысить скорость, чтобы сбивать еще более скоростные цели. И мы за восемь месяцев сделали "Стрелу-2М". Ею в Египте уничтожили 40 самолетов разных типов. Цель была достигнута: израильскую авиацию удалось оторвать от земли и сделать уязвимой для других средств ПВО. Потом - Вьетнам. Научили вьетнамцев - и те сбили 205 американских самолетов... " В сентябре 2011 года Непобедимый в интервью "Российской газете" сказал следующее: "Нашими ПЗРК "Стрела-2" за время войны во Вьетнаме было сбито 205 американских самолетов и вертолетов". Остается непонятным, что означают 205 сбитых по версии генерального конструктора - только самолеты или же самолеты и вертолеты. С американской и южновьетнамской стороны полной открытой статистики потерь от ПЗРК не обнаружено. Несмотря на это, имеющиеся источники (в первую очередь классическая книга Криса Хобсона и веб-сайт "Army Air Crews") позволяют составить достаточно полный список сбитых летательных аппаратов США. Для начала следует определиться, когда и как происходило противоборство авиации и "Стрел". В некоторых русскоязычных публикациях утверждается, что американцы впервые отметили использование ПЗРК во время лаосской кампании февраля-марта 1971 года (операция Lam Son 719). Но именно у американцев такая информация не встречается. Наоборот, везде подчеркивается, что первая встреча с новым оружием произошла в ходе "Пасхального наступления" весной 1972-го. Принято считать, что первый достоверно зафиксированный пуск отмечен 29 апреля, когда одна ракета была безуспешно выпущена по "Фантому" к северу от города Куангчи (военный регион I). После утраты четырех летательных аппаратов в течение 1-2 мая американцы начали принимать меры по противодействию ПЗРК, включая использование тепловых ловушек и конструктивные изменения, направленные на снижение инфракрасной сигнатуры самолетов и вертолетов. "Ракетный бум" продолжался в течение мая-июня, после этого периода потери значительно снизились и носили эпизодический характер вплоть до подписания Парижского соглашения в январе 1973 года, когда США вышли из войны. Практическая результативность "Стрел" оказалась не слишком высокой, но их появление оказало определенный психологический эффект на американских пилотов, так как опыт первых недель показывал, что пережить попадание ракеты в вертолет невозможно. В случае обнаружения пуска ПЗРК вертолетчикам было предписано трижды передать по радио предупреждение "Ракета!". Без сомнения, какую-то помощь американцам оказало изучение комплексов, захваченных армией Южного Вьетнама. В частности, 22 мая подразделения южновьетнамской дивизии морской пехоты захватили два ПЗРК в военном регионе I; еще одна "Стрела" была взята морпехами в провинции Тхыатхиен в ходе локальной операции 8-9 июня, и четыре - во время наступления в провинции Куангчи 18 июня. Далее перечислены летательные аппараты США, уничтожение которых относят на счет ПЗРК. 1 мая - самолет передового наведения O-2 сбит в районе Куангчи, пилот выпрыгнул с парашютом. 1 мая - штурмовик A-1 поражен ракетой в районе Куангчи, участвуя в поисково-спасательной операции. Пилот дотянул на подбитой машине до Тонкинского залива и катапультировался. 2 мая - два штурмовика A-1 сбиты в провинции Куангчи, участвуя в поисково-спасательной операции. Оба пилота катапультировались. 2 мая - транспортный вертолет UH-1 сбит, участвуя в поисково-спасательной операции в провинции Куангчи. Погибли 5 человек. 11 мая - ударный вертолет AH-1 сбит в районе Анлока, экипаж погиб. 11 мая - возле Анлока сбиты два самолета передового наведения O-2. Допускается возможность того, что они стали жертвами ПЗРК, хотя точно это не установлено. 14 мая - самолет передового наведения O-1 сбит в районе Анлока, пилот выпрыгнул с парашютом. 22 мая - истребитель-бомбардировщик F-4 сбит зенитным огнем или ракетой ПЗРК после атаки наземной цели в провинции Куангчи. Экипаж катапультировался. 24 мая - транспортный вертолет UH-1 сбит в районе Хюэ. Погибли 4 человека. 24 мая - ударный вертолет AH-1 сбит в районе Анлока, экипаж погиб. 25 мая - самолет передового наведения OV-10 сбит в районе Хюэ, экипаж катапультировался. 26 мая - штурмовик TA-4 поражен ракетой в районе Хюэ и упал в Тонкинский залив на подлете к аэродрому Дананг, экипаж катапультировался. 11 июня - вертолет наблюдения OH-6 сбит неизвестной ракетой в провинции Тхыатхиен. Достоверно не установлено, чем именно он был поражен. Экипаж погиб. 18 июня - самолет огневой поддержки AC-130 сбит в районе долины Ашау, из 15 членов экипажа выжили трое. 20 июня - ударный вертолет AH-1 сбит в районе Анлока, экипаж погиб. 21 июня - ударный вертолет AH-1 сбит в районе Анлока, экипаж выжил. 29 июня - самолет передового наведения OV-10 поражен ракетой в районе Куангчи и совершил вынужденную посадку на воду в Тонкинском заливе. Пилот погиб (посмертно награжден Медалью Почета), наблюдатель выжил. 2 июля - самолет передового наведения O-1 сбит над территорией Камбоджи вблизи границы с Вьетнамом. Пилот, очевидно, выжил. 5 июля - штурмовик A-37 сбит в районе Хюэ, пилот катапультировался. 11 июля - транспортный вертолет CH-53 поражен ракетой во время высадки десанта в районе Куангчи, совершил аварийную посадку и сгорел. На борту находились 6 американцев и 50 южновьетнамских солдат, выжили 3 американца и 7 вьетнамцев. 31 октября - транспортный вертолет CH-47 сбит в провинции Диньтыонг. Погибли 15 человек (согласно поименному списку; в источниках встречаются цифры до 22 погибших). 23 ноября - самолет передового наведения O-2 сбит в районе Анлока, пилот спасся. 3 декабря - ударный вертолет AH-1, экипаж выжил. 19 декабря - самолет передового наведения OV-10 поражен ракетой в районе Куангчи, пилот попытался дотянуть до Тонкинского залива. Экипаж катапультировался, один летчик выжил, другой погиб. 8 января - транспортный вертолет UH-1 сбит двумя ракетами в районе Куангчи. Погибли 6 человек. 27 января - самолет передового наведения OV-10 сбит в районе Донгха, участвуя в поисково-спасательной операции. Экипаж катапультировался и расстрелян северовьетнамскими солдатами в воздухе или уже на земле. Список в определенной степени условен (не всегда было возможным установить точную причину потери летательного аппарата, за пуски ПЗРК могли приниматься выстрелы из РПГ, и так далее), однако общую картину он отражает. В него включены все зафиксированные потери самолетов, а также все потери вертолетов, сопровождавшиеся гибелью членов экипажа и пассажиров. Единственная категория, по которой нет полной информации - потери вертолетов без жертв, но таких случаев, судя по всему, было крайне мало. Обобщенная статистика по установленным американским потерям от ПЗРК за май 1972 - январь 1973: - всего сбито 24 летательных аппарата (14 самолетов и 10 вертолетов), еще 4 предположительно; - по видам вооруженных сил: ВВС - 13, Армия - 9, Корпус морской пехоты - 2; - самолеты - четыре OV-10, три A-1, по два O-1 и O-2, по одному A-37, AC-130, TA-4, а также два O-2 и один F-4 предположительно; - вертолеты - пять AH-1, три UH-1, по одному CH-47 и CH-53, а также один OH-6 предположительно; - на борту сбитых летательных аппаратов находились 79 американцев и около 50 южновьетнамцев; - из числа американцев 24 выжили и спасены, 53 погибли при сбитии, 2 убиты противником после катапультирования; из числа южновьетнамцев 7 выжили и спасены, около 43 погибли. Наибольшую часть жертв "Стрелы" составляли поршневые и турбовинтовые самолеты, лишь две сбитые машины были реактивными (штурмовики A-37 "Дрэгонфлай" и TA-4F "Скайхок"). Другие основные боевые самолеты США того времени (F-4, F-8, A-6, A-7) не поражались, за исключением одного возможного случая сбития F-4. Практически всегда потеря летательного аппарата происходила после одного попадания; только сбитый 8 января вертолет UH-1 был поражен дважды. Известен единственный случай, когда летательный аппарат сумел вернуться на базу с повреждениями от попадания "Стрелы" - самолет огневой поддержки AC-130, подбитый 12 мая. Интересно, что десять из тринадцати экипажей самолетов благополучно пережили сбитие. У вертолетчиков дела обстояли намного хуже - выжили всего два из десяти экипажей, оба они пилотировали ударные вертолеты AH-1 "Кобра". Подробно описан первый из этих случаев, произошедший возле Анлока 21 июня. Вертолет был поражен, выходя из боевого захода и находясь на высоте свыше 1 км. Пилот (капитан Майк Браун) своевременно получил предупреждение о пуске ракеты, знал, чем поражена его машина, и на послеполетном разборе назвал это ключевым фактором, способствовавшим их выживанию. Сохраняя минимальный контроль над падающей машиной, он предпринял все действия, которые продумал заранее именно для такой ситуации. "Кобра" упала на деревья, смягчившие удар. Пожара не было, летчики не имели серьезных травм и успешно покинули разбитый вертолет. География потерь показывает, что в 1972 году переносные зенитно-ракетные комплексы состояли на вооружение, по-видимому, в немногих подразделениях ВНА. Наиболее успешно они применялись в военном регионе I (главным образом возле Куангчи и Хюэ), где "Стрелы" появились раньше всего. Другим опасным местом стал Анлок в военном регионе III, первые пуски там замечены 8-9 мая. На крайнем юге страны, в военном регионе IV, произошла всего одна потеря (CH-47 "Чинук") при 43 зарегистрированных пусках. Наконец, в военном регионе II первый пуск замечен 10 июня, потерь не имелось. У некоторых русскоязычных авторов встречаются сведения о применении "Стрел", вызывающие определенные сомнения. Так, в статье Михаила Жирохова и Александра Котлобовского "Шайтан-арба" под огнем. Потери и повреждения Ми-24 в Афганистане" (Авиация и время, 2006, N 5) написано следующее: "В качестве отступления от темы и нтересна статистика применения "Стрел" против " Кобр " в Индокитае. 25-ю пусками ракет были уничтожены 18 " Кобр" (все - в 1972 г.). Черным днем для американцев оказалось 12 мая. когда в ходе боев в районе г. Анлок за полчаса расчетами ПЗРК были сбиты пять АН-1 . " Как уже говорилось, достоверно установлены всего пять потерь "Кобр" от ПЗРК. С большой долей уверенности можно говорить о том, что за всю войну не было ни одного дня, когда бы потери AH-1 составили пять машин (по любым причинам). Возле Анлока 11 мая были сбиты пять летательных аппаратов, включая одну "Кобру", из них ракетами уничтожены максимум четыре, включая три американских и один южновьетнамский, а 12 мая единственной известной потерей в этом районе стал AC-130, подбитый ракетой и благополучно вернувшийся на базу. Котлобовский в своей более ранней работе "ЗРК в локальных войнах" (1998) приводил другие данные о применении ПЗРК против вертолетов: 46 пусков и 13 сбитых машин (четыре "Кобры" и девять "Ирокезов"). Там же он со ссылкой на американские данные сообщал, что переносными комплексами сбито не менее трех ганшипов AC-130. Обстоятельства потерь всех шести "Спектров" в Юго-Восточной Азии хорошо описаны (в частности, у того же Хобсона), и зенитные ракеты в качестве причины потери фигурируют только для двух самолетов, причем один был сбит "Стрелой", а другой - С-75. Помимо военной авиации США в Юго-Восточной Азии летала гражданская авиакомпания Air America, принадлежавшая ЦРУ. Известны следующие ее потери, имеющие отношение к вьетнамским ракетам: 9 февраля 1973 - транспортный самолет C-123 сбит ракетой (тип неизвестен) в Лаосе. 3 человека погибли (включая двух американцев) и 1 выжил. 7 апреля 1973 - транспортный вертолет UH-1, перевозивший сотрудников Международной комиссии по контролю и наблюдению (их задачей было следить за соблюдением перемирия), сбит в провинции Куангчи. Погибли 9 человек, включая четырех сотрудников комиссии и двух представителей НФОЮВ/ВНА (по крайней мере один из них был офицером Вьетнамской народной армии). 13 мая 1974 - транспортный самолет C-123 авиакомпании Air China, выполнявший рейс по контракту с Air America, поражен огнем противника (вероятно, ракетой ПЗРК) и совершил вынужденную посадку в районе Тэйниня. Из 4 членов экипажа один получил травмы, самолет брошен. 27 июля 1974 - транспортный самолет C-123 авиакомпании Air China, выполнявший рейс по контракту с Air America, сбит в районе Мокхоа. Погибли 5 человек (4 китайца и филиппинец). 3 января 1975 - транспортный самолет C-123 сбит в районе Нячанга, погибли 9 человек (китайский экипаж и неизвестные пассажиры). Южновьетнамская авиация страдала от "Стрел" намного дольше американской - до самого конца войны весной 1975 года. Угроза ПЗРК заставляла штурмовики работать с больших высот, тем самым снижая их боевую эффективность. Статистика о потерях в 1972 году отсутствует. Известно, что за май-июнь ракетами были сбиты 6 летательных аппаратов, причем эти данные касаются, вероятно, только военного региона I. Японская газета "Джапан Таймс" сообщала, что к середине лета в дельте Меконга (военный регион IV) жертвами ПЗРК стали по крайней мере 8 летательных аппаратов, включая транспортник C-119. 28 января 1973 года формально вступило в силу перемирие во Вьетнаме. За первые пять мирных месяцев, до конца июня, были отмечены 22 пуска ПЗРК, вычеркнувшие из состава южновьетнамских ВВС 7 летательных аппаратов. Имеется их список с указанием даты и места сбития (см. Уильям Ле Гро, "Vietnam: Cease Fire To Capitulation"): 4 февраля - штурмовик A-37, Куангчи 28 марта - штурмовик A-1, Биньлонг 29 марта - штурмовик A-1, Биньлонг 29 марта - истребитель-бомбардировщик F-5, Биньлонг 7 апреля - транспортный вертолет UH-1, Куангчи (его включают в число южновьетнамских потерь этого периода, хотя это вертолет Air America, его сбитие описано выше) 20 апреля - штурмовик A-1, Кьенфонг 20 апреля - транспортный вертолет UH-1, Кьенхоа 3 июня - транспортный вертолет CH-47, Тэйнинь Как и в случае с американской авиацией, самолетов было уничтожено больше, чем вертолетов. По периоду с января 1973 по лето 1974 года есть данные из двух источников, относящихся к американскому военному атташе в Сайгоне, но эти источники противоречат друг другу. На сайте globalsecurity.org размещена статистика потерь ВВС Южного Вьетнама из неназванного документа будто бы до июня 1974-го. Там перечислены потери от ПЗРК по типам летательных аппаратов: A-1 - 5 A-37 - 5 AC-119 - 1 F-5 - 1 UH-1 - 3 CH-47 - 2 Итого - 17 летательных аппаратов (12 самолетов и 5 вертолетов, 20 % от общих боевых потерь в воздухе за указанный отрезок времени) Другой источник - доклад военного атташе за период с 12 декабря 1972 по 21 августа 1974 года. В нем сказано, что с начала перемирия и до 30 июня 1974 зафиксировано свыше 130 пусков ПЗРК, половина из которых произошла в военном регионе III, а наименьшее число - в военном регионе I. Потеряно 23 летательных аппарата. На 31 декабря 1974 года количество подтвержденных потерь южновьетнамских ВВС от зенитно-ракетных комплексов (вероятно, в том числе уже и от С-75, развернутых в Южном Вьетнаме) с начала перемирия составляло 28 летательных аппаратов. Успехи "Стрел" в 1975 году остаются по большей части загадкой. В предпоследний день войны, 29 апреля, над Сайгоном ими были сбиты штурмовик A-1 и как минимум один самолет огневой поддержки AC-119. Эффективность переносных комплексов против реактивной авиации южновьетнамцев, как и в случае с американцами, была ограниченной. Энтони Тамбини, гражданский советник при ВВС Южного Вьетнама в 1974-1975 годах, в своей книге о применении истребителей-бомбардировщиков F-5 в Юго-Восточной Азии описывает два случая, когда F-5 возвращались на базу после поражения "Стрелой". В одном самолет поломал шасси при посадке из-за отказа гидросистемы; полученные повреждения были ремонтопригодными, однако ремонт не состоялся из-за захвата авиабазы Бьенхоа северовьетнамской армией. В другом посадка прошла благополучно и самолет восстановили. Согласно свидетельству Тамибини из иного источника, всего он видел три F-5, вернувшихся в Бьенхоа с повреждениями от ракет ПЗРК. Использование "Стрел" на других фронтах Индокитайского полуострова - в Камбодже и Лаосе - сплошное "белое пятно" истории. Единственный достоверный факт - первый успешный пуск в Камбодже состоялся 8 августа 1972 года, когда ракета уничтожила вертолет правительственной армии UH-1, перевозивший беженцев; погибло 14 человек. Нехватка данных позволяет сделать лишь приблизительные выводы о результатах использования переносных зенитно-ракетных комплексов во Вьетнамской войне. Установить причину падения летательного аппарата не всегда возможно; эта проблема в особенности касалась ВВС Южного Вьетнама, четверть потерь которых с 1973 по середину 1974 года произошла по неопределенным причинам. С другой стороны, с северовьетнамскими/советскими/российскими данными тоже не все понятно. Суммируя все сказанное выше, можно заключить, что комплексами "Стрела-2" во Вьетнаме было уничтожено до 30 летательных аппаратов США и свыше 40 летательных аппаратов Южного Вьетнама (и еще некоторое число - предположим, от десяти до тридцати - не учтено). В Камбодже и Лаосе потери вряд ли были значительными. Таким образом, общее число самолетов и вертолетов, сбитых ракетами ПЗРК в небе Юго-Восточной Азии между 1972 и 1975 годами, может достигать или несколько превышать 100 единиц. Результаты использования "Стрелы" неоднозначны. Ими не был достоверно поражен ни один из наиболее современных американских реактивных самолетов (F-4, A-6, A-7), потери вертолетов оказались умеренными, и в целом появление ПЗРК не привело к перелому в борьбе с авиацией в Южном Вьетнаме. Вместе с тем "Стрела" уверенно уничтожала одним попаданием большинство целей, в том числе специализированные боевые вертолеты, продемонстрировала способность успешно поражать винтовые и легкие реактивные самолеты (A-37, F-5), затруднила применение южновьетнамской штурмовой авиации. Южанам приходилось считаться с этим оружием. Вне зависимости от количественных показателей переносные зенитно-ракетные комплексы внесли свой вклад в победу Демократической Республики Вьетнам.

26 сентября 1986 года советская авиация в Афганистане впервые попала под удар нового оружия – американского переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК) «Стингер». Если раньше советские штурмовики и боевые вертолеты чувствовали себя полными хозяевами в афганском небе, то теперь они были вынуждены действовать на предельно малых высотах, прячась за скалами и складками местности. Первое применение «Стингера» стоило советским войскам трех вертолетов Ми-24 , всего до конца 1986 года было уничтожено 23 боевые машины.

Появление ПЗРК «Стингер» на вооружении моджахедов не только серьезно усложнило жизнь советских и афганских ВВС, но и вынудило командование ограниченного контингента менять тактику борьбы с партизанами. Ранее для борьбы с партизанскими группами использовались отряды спецназа, которые забрасывались вертолетами в нужный район. Новые ПЗРК сделали подобные рейды очень рискованными.

Есть мнение, что появление ПЗРК «Стингер» серьезно повлияло на ход Афганской войны и значительно ухудшило положение советских войск. Хотя, этот вопрос до сих является весьма дискуссионным.

Во многом именно благодаря Афганской войне ПЗРК Fim-92 Stinger стал самым известным переносным зенитным комплексом в мире. В СССР, а затем и в России это оружие превратилось в настоящий символ той войны, оно попало в литературу, о Fim-92 Stinger даже сняты несколько фильмов.

ПЗРК Fim-92 Stinger был разработан американской компанией General Dynamics в конце 70-х годов, комплекс был принят на вооружение армии США в 1981 году. «Стингер» является самым известным и популярным оружием своего класса: с момента начала производства было изготовлено более 70 тыс. комплексов, в настоящее время он стоит на вооружении тридцати армий мира. Его основными эксплуатантами являются вооруженные силы США, Великобритании и Германии. Стоимость одного ПЗРК (на 1986 год) составляла 80 тыс. американских долларов.

«Стингер» прошел огромное количество «горячих точек». Кроме Афганистана, это оружие применялось во время боевых действий в Югославии, в Чечне, Анголе, есть информация о наличии Fim-92 Stinger у сирийских повстанцев.

История создания

Переносные зенитно-ракетные комплексы появились в начале 60-х годов и впервые были массово применены на Ближнем Востоке в ходе очередного арабо-израильского конфликта (1969 год). Использование ПЗРК против низколетящих самолетов и вертолетов оказалось настолько эффективным, что в дальнейшем ПЗРК стали излюбленным оружием различных партизанских и террористических группировок. Хотя, следует отметить, что зенитные комплексы того времени были далеки от совершенства, их характеристики были недостаточны для уверенного поражения летательных аппаратов.

В середине 60-х годов в США была начата программа ASDP, целью которой являлась проработка теоретических оснований для создания нового переносного зенитного комплекса с ракетой, оснащенной всеракурсной ГСН. Именно эта программа дала старт созданию перспективного ПЗРК, который получил обозначение Stinger («Жало»). Работы над «Стингером» начались в 1972 году, их проводила компания General Dynamics.

В 1977 году новый комплекс был готов, компания приступила к изготовлению опытной партии, испытания были завершены в 1980 году, а на следующий год он был принят на вооружение.

Первым вооруженным конфликтом, в котором были использованы «Стингеры» стала Фолклендская война 1982 года. С помощью этого переносного комплекса был сбит аргентинский штурмовик Pucara и вертолет SA.330 Puma. Однако настоящим «звездным часом» Fim-92 Stinger стала война в Афганистане, которая началась в 1979 году.

Следует отметить, что американцы долго не решались поставить новейшее (и очень дорогое) оружие малоуправляемым отрядам исламских фанатиков. Однако в начале 1986 года решение все же было принято, и в Афганистан было отправлено 240 пусковых установок и тысяча зенитных управляемых ракет. На вооружении моджахедов уже находились несколько видов ПЗРК: советские «Стрела-2М», поставленные из Египта, американские Redeye и британские Blowpipe. Однако эти комплексы были довольно устаревшими и не слишком эффективными против советской авиации. В 1984 году с помощью переносных зенитных комплексов (было произведено 62 запуска) моджахедам удалось сбить всего лишь пять советских летательных аппарата.

ПЗРК Fim-92 Stinger могли поражать самолеты и вертолеты на дальности до 4,8 км и высоте от 200 до 3800 метров. Устраивая огневые позиции высоко в горах, моджахеды могли поражать воздушные цели, находящиеся на гораздо более значительных высотах: есть информация о советском Ан-12 , который был подбит на высоте девять километров.

Сразу после появления «Стингеров» в Афганистане у советского командования возникло сильное желание познакомиться с этим оружием поближе. Были сформированы специальные отряды, которым была поставлена задача добыть трофейные образцы этих ПЗРК. В 1987 году одной из групп советского спецназа улыбнулась удача: в ходе тщательно подготовленной операции удалось разгромить караван с оружием и захватить три единицы Fim-92 Stinger.

Вскоре после начала применения «Стингеров» были предприняты контрмеры, которые оказались довольно эффективными. Была изменена тактика применения авиации, самолеты и вертолеты были оснащены системами установки помех и отстрела ложных тепловых ловушек. Чтобы поставить точку в споре о роли ПЗРК «Стингер» в афганской кампании, можно сказать, что за время боевых действий советские войска потеряли больше самолетов и вертолетов от огня обычных зенитных пулеметов.

После окончания Афганской войны перед американцами встала серьезная проблема: как получить свои «Стингеры» обратно. В 1990 году США пришлось выкупать у бывших союзников-моджахедов ПЗРК, за один комплекс они платили по 183 тыс. долларов. Всего на эти цели было потрачено 55 млн долларов. Афганцы передали часть ПЗРК Fim-92 Stinger Ирану (есть информация о 80 пусковых установках), что также вряд ли обрадовало американцев.

Есть информация, что «Стингеры» использовали против войск коалиции в 2001 году. И даже про американский вертолет, подбитый с помощью этого комплекса. Однако это выглядит маловероятным: за более чем десять лет у ПЗРК должны были сесть батареи и прийти в негодность управляемая ракета.

В 1987 году Fim-92 Stinger использовали во время военного конфликта в Чаде. С помощью этих комплексов были сбиты несколько самолетов ливийских ВВС.

В 1991 году боевиками УНИТА в Анголе с помощью «Стингера» был сбит гражданский самолет L-100-30. Пассажиры и члены экипажа погибли.

Есть информация, что Fim-92 Stinger использовался чеченскими сепаратистами во время первой и второй кампаний на Северном Кавказе, но эти данные вызывают скепсис у многих экспертов.

В 1993 году с помощью данного ПЗРК был сбит Су-24 ВВС Узбекистана, оба пилота катапультировались.

Описание конструкции

ПЗРК Fim-92 Stinger – это легкий переносной зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для уничтожения низколетящих воздушных целей: самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов и крылатых ракет. Поражение воздушных целей может производиться как на встречных, так и на догонных курсах. Официально расчет ПЗРК состоит из двух человек, но огонь может вести и один оператор.

Изначально были созданы три модификации «Стингера»: базовая, Stinger-POST и Stinger-RMP. Пусковые установки этих модификаций абсолютно идентичны, различаются только головки самонаведения ракет. Базовая модификация оснащена ракетой с инфракрасной ГСН, которая наводится по тепловому излучению работающего двигателя.

ГСН модификации Stinger-POST работает в двух диапазонах: инфракрасном и ультрафиолетовом, это позволяет ракете избегать помех и более уверенно поражать воздушные цели. Модификация Fim-92 Stinger-RMP является самой современной и имеет самые продвинутые характеристики, ее разработка была завершена в 1987 году.

ПЗРК всех модификаций состоит из следующих элементов:

  • зенитной управляемой ракеты (ЗУР) в транспортно-пусковом контейнере (ТПК);
  • пускового механизма;
  • прицельного приспособления для поиска и сопровождения цели;
  • блока электропитания и охлаждения;
  • системы обнаружения «свой-чужой», ее антенна имеет характерный решетчатый внешний вид.

ЗУР ПЗРК «Стингер» выполнена по аэродинамической схеме «утка», с четырьмя аэродинамическими поверхностями в передней части, две из которых являются управляемыми. В полете ЗУР стабилизируется вращением, для придания ей вращательного движения сопла стартового ускорителя расположены под углом относительно центральной оси ракеты. Под углом расположены и задние стабилизаторы, которые раскрываются сразу после выхода ракеты из пускового контейнера.

ЗУР оснащена твердотопливным двухрежимным маршевым двигателем, который разгоняет ракету до скорости 2,2 Маха и поддерживает ее высокую скорость на всем протяжении полета.

Ракета оснащена осколочно-фугасной боевой частью, ударным взрывателем и предохрательно-исполнительным механизмом, который обеспечивает самоликвидацию ЗУР в случае ее промаха.

ЗУР находится в стеклопластиковом одноразовом контейнере, который заполнен инертным газом. Передняя крышка прозрачная, что обеспечивает наведение ракеты по ИК и УФ излучению прямо в пусковом контейнере. Срок хранения ракеты в контейнере без технического обслуживания составляет десять лет.

К ТПК с помощью специальных замков присоединяется пусковой механизм, в него при подготовке к стрельбе устанавливается электрическая батарея. Также перед использованием к пусковому контейнеру подключается емкость с жидким азотом, который необходим для охлаждения детекторов ГСН. После нажатия спускового крючка происходит запуск гироскопов ракет и охлаждения ее ГСН, затем активизируется батарея ракеты и начинает работать стартовый двигатель.

Захват воздушной цели сопровождается звуковым сигналом, который дает знать оператору о том, что можно производить выстрел.

Последние версии ПЗРК комплектуются тепловизионным прицелом AN/PAS-18, который обеспечивает возможность использования комплекса в любое время суток. Кроме того, он работает в том же ИК-диапазоне, что и детектор ГСН ракеты, поэтому он идеально подходит для обнаружения воздушных целей за пределами максимальной дальности полета ЗУР (до 30 км).

Способы борьбы с ПЗРК «Стингер»

Появления в Афганистане ПЗРК Fim-92 Stinger стало серьезной проблемой для советской авиации. Ее пытались решить разными способами. Была изменена тактика использования авиации, это касалось как ударных машин, так и транспортных вертолетов и самолетов.

Полеты транспортных самолетов стали проводится на больших высотах, где их не могла достать ракета «Стингера». Посадка и взлет с аэродрома происходили по спирали с резким набором или потерей высоты. Вертолеты, наоборот, стали прижиматься к земле, используя сверхмалые высоты.

Вскоре появились системы, которые воздействовали на ИК-детекторы ГСН ракеты. Обычно это источники инфракрасного излучения. Традиционным способом обмануть ракету является отстрел тепловых ложных целей (ТЛЦ) самолетом или вертолетом. Однако у тепловых ловушек есть много недостатков (например, они достаточно пожароопасны), да и обмануть современные ПЗРК с помощью ТЛЦ достаточно сложно.

Сразу после отстрела ТЛЦ воздушное судно обязано выполнить противоракетный маневр, в противном случае оно все равно будет поражено ракетой.

Еще одним способом защиты летательных аппаратов от поражения ПЗРК может быть повышение их бронирования. Таким путем пошли создатели российского ударного вертолета Ка-50 «Черная акула» .

Характеристики

Ниже указаны основные ТТХ ПЗРК Fim-92 Stinger.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В конце сентября 1986 года советские летчики из состава временного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан впервые почувствовали на себе силу нового оружия, которым американцы оснастили афганских моджахедов. До этого момента советские самолеты и вертолеты свободно себя чувствовали в афганском небе, осуществляя транспортные перевозки и воздушное прикрытие наземных операций, проводимых советскими армейскими частями. Поставка переносных зенитно-ракетных комплексов «Стингер» отрядам афганской оппозиции кардинально изменила обстановку в ходе афганской войны. Советские авиационные части вынуждены были изменить тактику, а летчики транспортной и штурмовой авиации стали более осторожными в своих действиях. Несмотря на то, что решение о выводе советского воинского контингента из ДРА было принято значительно раньше, принято считать, что именно ПЗРК Стингер стал ключом к сворачиванию советского военного присутствия в Афганистане.

В чем главная причина успеха

Американские стингеры к тому времени уже не считались новинкой на рынке вооружений. Однако с технической точки зрения, боевое применение ПЗРК Стингер подняло уровень вооруженного сопротивления на качественно новый уровень. Обученный оператор мог самостоятельно сделать точный выстрел, находясь при этом в совершенно неожиданном месте или укрываясь на скрытой позиции. Получив примерное направление полета, ракета совершала последующий полет к цели самостоятельно, используя собственную систему теплового наведения. Главной мишенью зенитной ракеты становился горячий самолетный или вертолетный двигатель, излучавший тепловые волны в инфракрасном диапазоне.

Стрельбу по воздушным целям можно было вести на дистанциях до 4,5 км, а высота реального поражения воздушных целей варьировалась в диапазоне 200-3500 метров.

Не стоит говорить, что афганская оппозиция была первой, кто применил в боевой обстановке американские Стингеры. Первый случай боевого применения нового переносного зенитно-ракетного комплекса отмечен в ходе Фолклендской войны 1982 года. Вооруженные американскими ПЗР комплексами британские спецназовцы успешно отражали атаки аргентинских войск в ходе захвата Порта-Стенли, главного административного пункта Фолклендских островов. Британские спецназовцы сумели тогда из переносного комплекса сбить поршневой штурмовик аргентинских ВВС «Пукара». Через время следом за аргентинским штурмовиком в результате попадания зенитной ракеты, выпущенной из Стингера, на землю отправился десантный вертолет аргентинского спецназа «Пума».

Ограниченность применения авиации для наземных операций в ходе англо-аргентинского вооруженного конфликта не позволила до конца раскрыть боевые возможности нового оружия. Боевые действия велись в основном на море, где друг другу противодействовали авиация и военные корабли.

По поводу поставок новых ПЗРК Стингер отрядам афганской оппозиции в Соединенных Штатах не было однозначной позиции. Новые зенитные ракетные комплексы считались дорогой и сложной военной техникой, которую могли бы освоить и применять по делу полулегальные отряды афганских моджахедов. К тому же попадание нового орудия в качестве трофеев в руки советских солдат могло стать лучшим доказательством прямого участия США в вооруженном конфликте на стороне отрядов афганской оппозиции. Несмотря на страх и боязнь, Пентагон принял решение начать с 1986 года поставку пусковых установок в Афганистан. Первая партия составила 240 пусковых установок и более одной тысячи зенитных ракет. Последствия этого шага хорошо известны и заслуживают отдельного изучения.

Единственное отступление, на котором следует сделать акцент. Американцам уже после вывода советских войск из ДРА пришлось выкупать оставшиеся на вооружении оппозиции неиспользованные зенитные комплексы по цене втрое дороже, чем стоили стингеры на момент поставки.

Создание и разработка ПЗРК Стингер

В американской армии до середины 70-х годов основным средством ПВО пехотных подразделений являлся ПЗРК FIM-43 Redeye. Однако с увеличением скорости полета штурмовой авиации и появления на авиационной технике элементов бронирования, требовалось более совершенное оружие. Ставка делалась на улучшенные технические характеристики зенитной ракеты.

Разработкой нового средства ПВО занялась американская компания «General Dynamics». Проектные работы, начатые еще в далеком 1967 году, велись долгие семь лет. Только в 1977 году окончательно обрисовался проект будущего ПЗРК нового поколения. Такая длительная задержка объясняется отсутствием технологических возможностей для создания системы теплового наведения ракеты, которая должна была стать изюминкой нового зенитно-ракетного комплекса. Первые опытные образцы поступили на испытания в 1973 году, однако их результаты оказались неутешительными для конструкторов. Пусковая установка имела большие размеры и требовала увеличение расчета до 3-х человек. Пусковой механизм часто отказывал, что приводило к самопроизвольному подрыву ракеты в пусковом контейнере. Только в 1979 году удалось выпустить более-менее отработанную партию зенитно-ракетных комплексов в количестве 260 единиц.

Новое средство ПВО поступило в американские войска для проведения комплексных полевых испытаний. Чуть позже армия заказала разработчикам уже крупную партию – 2250 ПЗРК. Пройдя все этапы роста, ПЗРК под индексом FIM-92 в 1981 году был принят на вооружение американской армии. С этого момента началось парадное шествие этого оружия по планете. Сегодня о Стингерах знают во всем мире. Этот комплекс стоял на вооружении армий более 20 стран. Помимо союзников США по блоку НАТО, Стингеры поставлялись в Южную Корею, в Японию и в Саудовскую Аравию.

В процессе производства были проведены следующие модернизации комплекса и Стингеры выпускались в трех версиях:

  • базовая версия;
  • версия Stinger FIM-92 RMP (Reprogrammable Microprocessor);
  • версия Stinger FIM-92 POST (Passive Optical Seeking Technology).

Все три модификации имели идентичные тактико-технические характеристики и комплектацию. Единственным отличием было наличие у двух последних версий самонаводящихся головок. Ракетами с самонаводящейся боевой частью комплектовались пусковые установки модификаций А,В и С.

Последние версии ПЗРК fim 92 оснащены зенитной ракетой, на которой стоит ГСН повышенной чувствительности. К тому же ракеты стали оснащаться комплексом против помех. Другая версия Стингеров FIM-92D стреляет ракетой с головкой POST, которая работает сразу в двух диапазонах — в ультрафиолетовом и в инфракрасном диапазоне.

На ракетах стоит безрастовый координатор цели, который позволяет микропроцессорам самостоятельно определять источник ультрафиолета или инфракрасного излучения. В результате ракета во время полета к цели сама сканирует горизонт на предмет излучения, выбирая для себя оптимальный вариант цели. Наиболее массово в первый период серийного производства выпускалась версия FIM-92B с самонаводящейся головкой POST. Однако в 1983 году компания-разработчик представила новую, более совершенную версию ПЗРК с зенитной ракетой, оснащенной самонаводящейся головкой POST-RMP. В этой модификации имелись микропроцессоры, которые можно было перепрограммировать в полевых условиях в соответствии с боевой обстановкой. Пусковая установка уже представляла собой переносной вычислительный программный центр, который содержал сменные блоки памяти.

К основным особенностям конструкции ПЗРК Стингер можно отнести следующие моменты:

  • комплекс имеет пусковой контейнер (ТПК) в котором размещена зенитная ракета. Пусковая установка оснащена оптическим прицелом, который визуально позволяет не только идентифицировать цель, но и сопровождать ее, определить реальную дистанцию до цели;
  • пусковое устройство стало на порядок надежнее и безопаснее. В состав механизма входил блок охлаждения, заправленный жидким аргоном, и электрическая батарея;
  • на комплексах последних версий устанавливаются системы распознавания «свой/чужой», которая имеет электронную начинку.

Технические характеристики ПЗРК FIM 92 Stinger

В качестве основной технической детали конструкции является схема «утка», используемая при создании корпуса зенитных ракет. В носовой части имеется четыре стабилизатора, два из которых подвижны и выполняют функцию рулей. Ракета во время полета осуществляет вращение вокруг собственной оси. За счет вращения ракета сохраняет устойчивость в полете, которая обеспечивается наличием хвостовых стабилизаторов, раскрывающихся при выходе ракеты из пускового контейнера.

За счет применения в конструкции ракеты всего двух рулей, отпала необходимость в установке сложной системы управления полетом. Соответственно снизилась и стоимость зенитной ракеты. Старт и последующий полет обеспечивается работой твердотопливного ракетного двигателя Atlantic Research Mk27. Двигатель работает на всем протяжении полета ракеты, обеспечивая высокую скорость полета, до 700м/с. Маршевый двигатель запускается не сразу, а с задержкой. Это техническое новшество вызвано желанием обезопасить стрелка-оператора от непредвиденных ситуаций.

Вес боевой части ракеты не превышает 3 кг. Основной тип заряда — осколочно-фугасный. На ракетах ставились взрыватели ударного действия и предохранители, которые делали возможным осуществить самоликвидацию ракеты при промахе. Для транспортировки зенитных ракет использовался транспортно-пусковой контейнер, заполняемый аргоном. При пуске газовая смесь разрушает защитные крышки, позволяя тепловым датчикам ракеты включаться в работу, выискивая цель по инфракрасным и ультрафиолетовым лучам.

Полная масса ПЗРК Стингер в укомплектованном состоянии составляет 15,7 кг. Сама зенитная ракета весит чуть более 10 кг при длине корпуса 1,5 метра и диаметре 70 мм. Такая компоновка зенитного комплекса позволяет оператору в одиночку справляться с переноской и пуском зенитной ракеты. Обычно расчеты ПЗРК состоят из двух человек, однако по штату, предполагается использование ПЗРК в составе батареи, где всеми действиями руководит командир, а оператор только выполняет команды.

Заключение

В целом, по своим тактико-техническим характеристикам американский ПЗРК FIM 92 превосходит советский переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-2», созданный еще в 60-х годах. Американские зенитные комплексы были не лучше и не хуже советских переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла-1» и последующей модификации «Игла-2», которые обладали аналогичными ТТХ и могли составить конкуренцию американскому оружию на рынке.

Следует отметить, что советский ПЗРК «Стрела-2» сумел существенно потрепать нервы американцам во время Вьетнамской войны. Не прошло бесследно появление у СССР нового комплекса «Игла», который уровнял шансы двух сверхдержав на рынке вооружений в этом сегменте. Однако неожиданное появление нового ПЗРК на вооружении афганских моджахедов в 1986 году, существенно изменило тактические условия применения советской авиации. Даже учитывая тот факт, что Стингеры редко когда попадали в умелые руки, ущерб от их применения был значительным. Только за первый месяц применения ПЗРК Fim 92 в небе Афганистана советские ВВС потеряли до 10 самолетов и вертолетов различных типов. Особенно доставалось штурмовикам Су-25, транспортным самолетам и вертолетам. В срочном порядке на советской авиационной технике стали устанавливать тепловые ловушки, способные сбить с толку систему наведения ракеты.

Только спустя год, после того, как впервые в Афганистане применили Стингеры, советская авиация сумела найти контрмеры против этого оружия. За весь следующий 1987 год советская авиация потеряла от ударов переносных зенитных комплексов всего восемь машин. В основном это были транспортные самолеты и вертолеты.