С рождеством девы марии. Рождество Пресвятой Богородицы: поздравления и картинки

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - первый (от славянского «дванадесять » - двенадцать) церковного года. Первый он и по хронологии событий новозаветной истории, и по церковному календарю, который начинается с сентября и потому называется в богослужебных песнопениях «началом нашего спасения ». Рождение Божией Матери явилось исполнением пророчеств о том, что вскоре придет на землю Христос, Спаситель мира. Праздник ежегодно отмечается Церковью 21 сентября (8 сентября по старому стилю ), является непереходящим и имеет 1 день предпразднества и 4 дня попразднества.

Рождество Пресвятой Богородицы. Событие праздника

Из Евангелия мы узнаем только основные, самые главные события жизни Богородицы , но там не сказано ни об обстоятельствах Её рождения, ни о дальнейшей Её жизни. Эти подробности доносит до нас церковное предание , то есть древние сказания, церковно-исторические сочинения, а также гимнографическое богослужебное наследие, то есть тексты церковной службы. Родителей Пресвятой Богородицы, Иоакима и Анну , Церковь называет «богоотцами ». Иоаким был потомком царя Давыда , Анна происходила из рода первосвященника Аарона . Они вели жизнь праведную и благочестивую. Предание говорит о том, что для себя они оставляли только третью часть доходов - остальное раздавали нуждающимся и жертвовали на храм. Достигнув преклонных лет, супруги оставались бездетными. Следует сказать, что бесчадие считалось в еврейском народе наказанием за грехи , и потому Иоаким и Анна терпели несправедливые обвинения в тайных грехах. Но они не отчаивались, а надеялись на милость Божию и верили, что Господь и в старости может послать им дитя, как некогда Аврааму и Сарре.


Святые Иоаким и Анна. Фреска из монастыря Дионисиат на Афоне

В один из великих еврейских праздников Иоаким пришел в храм Иеросалимский, чтобы по закону Моисееву принести жертву Богу. Но первосвященник не принял даров Иоакима, обвиняя его в грехах, за которые Господь наказывает бесчадием. Опечаленный Иоаким не вернулся домой, а пошел в пустыню, где паслись его стада. Анна, узнав о том, что произошло в храме, также опечалилась. Однако они не роптали на Господа, а горячо молились, прося у Него милости. Их молитва была услышана Господом. По преданию, Иоакиму в пустыне, а Анне в саду было явление Ангела с радостной вестью, что у них родится дочь. Оба тотчас же пошли в Иеросалим и встретились у Золотых ворот. В положенное время у них родилась дочь, Которую назвали Марией . Иоаким и Анна с радостью благодарили Господа и обещали посвятить свое чадо служению Богу. Дата Рождества Богородицы отстоит ровно на 9 месяцев от даты православного праздника Зачатия святой Анны (22 декабря).

Рождество Пресвятой Богородицы в истории

Одно из первых упоминаний о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке в словах святого Прокла , архиепископа Константинопольского (439–446). У иаковитов и несториан, отделившихся от Православной Церкви в V веке, также 8 сентября есть праздник под названием «Рождество Владычицы Марии ». В VII–VIII веках в Греческой Церкви праздник уже отмечается с большой торжественностью. Официальное утверждение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикию .

Библиотека Русской веры

Богослужение на Рождество Пресвятой Богородицы

В службу праздника входят творения преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век) - первый канон; святителя Андрея Критского (VII век) - второй канон; Германа, патриарха Константинопольского (VIII век) - стихеры на стиховне; Анатолия, епископа Солунского (IX век) - некоторые стихиры на литии; Стефана и Сергия Святоградцев (IX век) - стихеры на «Господи воззвах» и некоторые на литии и стиховне. В стихерах празднику Рождества Богородицы содержится вероучительная мысль, что в лице Девы Марии Господь приготовил Себе земной Престол и Царский чертог; что Матерь Божия Своим величием превосходит всех жен, потому что от Нее родился Сын Божий; что, разрешив неплодие родителей Матери Божией, Господь может разрешить и наше духовное неплодие, т.е. дать нам силу делать добро. В то же время в тех же стихерах все люди и ветхозаветные и новозаветные (присутствующие в храме) приглашаются возрадоваться и прославить Матерь Божию, потому что через Нее небо соединилось с землею, ад посрамился, двери рая, т.е. Царства Небесного, снова открылись людям, мы обновились и «обожились », т.е. сделались причастными Божией благодати.

В паремиях , читаемых в праздник Рождества Богородицы, в первой (Быт. XXVIII, 10–17) говорится о видении Иаковом лестницы, которая прообразовала собой Божию Матерь, соединившую небо с землею; во второй паремии (Иез. XLIII, 27; XLIV, 1–4) содержится пророчество Иезекииля, назвавшего Матерь Божию вратами, чрез которые прошел Святой Старейшина и Святой Домостроитель; в третьей (Притч. IX, 1–11) говорится о Доме, уготованном для себя Ипостасной Премудростью, т.е. Исусом Христом (Дом этот, построенный Премудростью - Матерь Божия, Пресвятая Дева Мария, в которую вселился Господь).

Библиотека Русской веры

Мысли канона празднику близки к мыслям стихер. В Апостоле (Филипп. II, 5–11) говорится о самоуничижении и смирении Сына Божия, принявшего зрак раба, смирившего Себя до смерти крестной, и за это препрославленного выше всякого имени. В Евангелии (Луки X, 38-42. XI, 27–28) говорится о пребывании Христа в доме у Марфы и Марии. Самое древнее песнопение праздника, составленное, вероятно в V–VII веках, - это тропарь.

Церковно-славянский текст:

Р жcтво2 твоE, бцdе дв7о, рaдость возвэсти2 всeй вселeннэй. и3з8 тебE бо восіS сlнце прaвдэ хrт0съ бGъ нaшъ, ра€руши1въ клsтву, дaстъ блгcвeніе. и3 ўпраздни1въ смeрть, даровA нaмъ жив0тъ вёчныи.

Русский текст:

Рождение твое, Богородица Дева, возвестило радость всей вселенной: потому что из Тебя воссияло Солнце Правды - Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Ї wаки1мъ и3 ѓнна поношeніz безчaдства, и3 адaмъ и3 є4вва. t тли2 смeртныz свободи1стасz, пречcтаz с™hмъ ржcтв0мъ твои1мъ. то2 прaзднуютъ и3 лю1діе твои2, вины2 грэх0вныz и3збaвльшесz вопію1ще ти, непл0ды раждaетъ бцdу и3 питaтельницу жи1зни нaшеz.

Русский текст:

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Евва - от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

Праздник Рождество Пресвятой Богородицы. Народные традиции

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы именуется также «Малая Пречистая », «Аспосов день ». По народному преданию, время, ближайшее к этому дню, называли Оспожники, Спожинки или Госпожинки . Размах праздничных гуляний зависел от того, каким выдался урожай в новом году. При хорошем урожае Госпожинки праздновали в течение целой недели: чем урожайнее лето, тем дольше праздник. Деревенское «пировство», приуроченное к празднествам церковного цикла, проходило в период от и до . Пир разворачивался по всем законам гостеприимства: варили пиво согласно количеству гостей, резали овцу или барана, готовили яства из говядины, голову и ноги быка использовали для студня, доставали рыбу из кулебяки, а также, несмотря на то, что праздничный день был скоромным, пекли пирог из домашней пшеничной муки с примесью купленной крупчатки. За день или за два до праздника дети созывали родственников на пир, отдавая предпочтение тем, кто готов оплатить угощение на своем празднике. Исключение делалось для зятьев, особенно молодых: ни тесть, ни теща не обходили их приглашением, даже если сами не рассчитывали на ответное. Было очень важно, чтобы между зятьями и свекром и свекровью дочери существовали добрые отношения, как в пословице: «Не для зятя-собаки, а для милого дитяти».

Сват и сватья у тестя и тещи их сына были самыми важными гостями, которые и садились за стол в передний угол, под самые образа. Более широким и разнообразным деревенское веселье было в той местности, где были храмы в честь Рождества Богородицы , тогда в этих селениях проходили различные ярмарки, приуроченные к празднику.

Рождество Богородицы. Иконы

Древнейшие изображения праздника Рождества Богородицы известны с VI века и получают широкое распространение в византийском и русском искусстве в XI–ХII веках. К этому времени восходят основные элементы иконографии: Анна в красном мафории на высоком ложе, поддерживаемая служанкой; справа или слева внизу - сцена омовения младенца. К Анне подходят три женщины с дарами. Из окна палаты выглядывает отец Богоматери, праведный Иоаким.

Рождество Богородицы. Середина XIV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Рождество Богородицы. Двусторонняя икона-таблетка. Конец XV - начало XVI вв. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Фрагмент иконы Рождество Богородицы. ХVI век. Музей им. А. Рублева
Рождество Богородицы. Невьянская икона. 1830-1840 гг.
Рождество Богородицы с житием. ХVI век. Из местного ряда собора Рожества Богородицы в Устюжне
Рождество Пресвятой Богородицы. Из праздничного чина. Середина XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов Великий
Рождество Богородицы. Невьянская икона. Круг Богатыревых. Вторая четверть XIX в.

Храмы во имя Рождества Богородицы на Руси

Храмы и монастыри в честь Рождества Богородицы строились в XII–XIV веках по всей Руси. Покровительство Богородицы в освобождении русских земель от татаро-монгольского ига было отражено в массовом строительстве храмов, посвященных богородичным праздникам .

Рождеству Богородицы был посвящен собор Бобренева монастыря (1381) близ Коломны и надвратная церковь Андроникова монастыря.


Бобренев монастырь близ Коломны

Вдовой великого князя Димитрия Донского княгиней Евфросинией в 1392 году в Московском Кремле был основан Вознесенский монастырь и возведена белокаменная церковь в честь Рождества Богородицы в традициях владимиро-суздальского зодчества. Церковь была расписана в 1395 году выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным.


Вознесенский монастырь. 1850-1865 г.

В честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен Боголюбский монастырь во Владимирской области. Монастырь был основан в XII в., а главный храм построен в период между 1158 и 1751 гг. Богородицерождественский собор украшали резные рельефы и фрески, медь и позолота, керамические полы и оконные витражи. Круглые, раскрашенные под мрамор колонны, поддерживали своды. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIII в. был заменен новым. Над лестничной башней надстроили шатер колокольни. Место княжеских покоев занял келейный корпус. В XIX в. древние ворота с надвратной церковью сменила Успенская надвратная церковь с колокольней, тогда же построили и огромный пятиглавый собор. 3 июня 1923 года монастырь был закрыт, а в 1991 году началось возрождение обители.


Богородицерождественский собор Боголюбского монастыря во Владимирской области

В честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен Ферапонтов монастырь в с. Ферапонтово Вологодской области. Собор Рождества Богородицы был построен в 1490 году. Его объем, поставленный на высоком подклете, завершается тремя ярусами кокошников и небольшим изящным барабаном. Фасады вверху орнаментированы поясами из балясин и керамических плит с растительным орнаментом, внизу - поясом с тератологическим (звериным) и растительным орнаментом, являющимся реминисценцией резьбы по белому камню владимирского зодчества. Три перспективных портала вытесаны из белого известняка. Внутри собор разделен четырьмя квадратными столпами на три нефа с повышенными арками под барабаном. В 1924 году Богородицерождественский Ферапонтов монастырь был закрыт. С 1975 года монастырь использовался как музей. В 2018 году Синод постановил возобновить иноческую жизнь в обители.


Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Ферапонтово Вологодской области

В честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен монастырь в Москве. Богородицерождественский собор был построен в 1501-1505 гг. Здание собора сильно пострадало от пожара 1547 года, но к 1550 году было полностью восстановлено. Четырехстолпный трехапсидный храм имеет одну главу. Нижний объем кубический. Угловые части перекрыты крестовыми сводами и понижены по отношению к центральной части, крестообразной в плане. Ступенчатые подпружные арки несут высокий барабан с шлемовидной главой. Завершение имеет пирамидальный вид. Под барабаном - два ряда кокошников. В 1676-87 гг. разобрали звонницу собора и взамен ее пристроили с юго-запада шатровую колокольню. К концу XVIII в. Богородицерождественский собор был перестроен: южную пристройку удлинили вдоль всего южного фасада, а с севера возвели на всю длину фасада еще один объем, служивший крытой папертью. В 1835 г. шатровая колокольня собора пострадала от удара молнии и была разобрана. Богородицерождественский монастырь был закрыт в 1921 г. В 1960-64 гг. собор монастыря был частично отреставрирован; при реставрации ему возвращен первоначальный вид. В 1991 г. здания монастыря возвращены РПЦ.


Ансамбль монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Москве

В честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен Пафнутиев Боровский монастырь в п/о Роща Калужской области. Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский монастырь был основан в 1444 г. преподобным Пафнутием Боровским. Первоначально здесь была срублена небольшая деревянная церковь Рождества Богородицы, на месте которой вскоре был построен небольшой белокаменный храм. В начале XVI в. были возведены оборонительные укрепления. В 1511 г. была сооружена каменная трапезная, а в восьмидесятых годах этого же столетия на месте церкви был возведен собор. В 1610 г. Боровский монастырь был осажден войсками Лжедмитрия II. Предательство двух воевод позволило «тушинскому вору» войти в крепость. В страшном побоище на территории самого монастыря погибли 12000 человек. Монастырь был сожжен, сгорели и все документы его ранней истории. После окончания Смуты многое было восстановлено, были возведены новые башни и храмы. В середине XVII в. была построена колокольня. В середине XVII веке в Пафнутиевом монастыре в разное время дважды находился в заточении протопоп Аввакум и боярыня Морозова, которая умерла там голодной смертью в земляной яме. В 1923 г. на территории монастыря разместили исправительную колонию, затем сельхозтехникум. С 1960 г. велись реставрационные работы. Вновь Пафнутиев монастырь был передан Церкви в 1991 г.


Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

В честь Рождества Богородицы освящена церковь в Волоколамске Московской области. Церковь служила собором Возьмищенского монастыря, известного с XV в. и упраздненного в 1764 г. Здание церкви построено в 1535 г. Кирпичный четырехстолпный храм первоначально был трехглавым. Два восточных барабана были разобраны в 1792 г., когда позакомарное покрытие переделывалось на четырехскатную кровлю. Стены расчленены лопатками на три неравных прясла, завершенные полукруглыми закомарами. В средних закомарах помещены круглые киоты. Стены посередине высоты опоясывает карниз, переходящий в карниз апсид. Из трех порталов сохранился северный перспективный портал с килевидным архивольтом, керамическими капителями и дыньками. Барабан завершен шлемовидной главой с ажурным крестом XVII в. Штукатурный декор барабана относится к середине XIX в. Трехъярусная колокольня и двухпридельная трапезная были сооружены в 1850 г. В годы советской власти храм оставался действующим. Лишь во время Великой Отечественной войны богослужения были ненадолго прерваны, но вскоре возобновлены.


Богородицерождественская церковь в Волоколамске

В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящена Медведева пустынь в Дмитровском районе Московской области. Первая постройка деревянного храма в Медведевой пустыни относится к 1360 г. В 1547 г. было начато строительство каменного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Медведевой пустыни. Небольшой кирпичный четырехстолпный одноглавый храм с тремя равновеликими апсидами принадлежит к крестово-купольному типу. Гладкие плоскости фасадов расчленены лопатками на три равные прясла и украшены в основании полукруглых закомар терракотовым орнаментальным фризом. Невысокие щелевидные окна расположены в разбежку в двух уровнях. Входы в собор акцентированы перспективными килевидными порталами. Покрытие храма претерпело значительные изменения. Первоначально собор завершался, помимо закомар, двумя рядами кокошников, расположенных параллельно фасадным плоскостям. Их квадратные постаменты скрыты поздней четырехскатной кровлей. Кирпичный световой барабан и луковичная глава — новые. В XVI веке также была выстроена трехъярусная колокольня, перестроенная в 1871 году. В это же время из соседнего с. Дулова в Медведеву пустынь была перевезена Спасская церковь. В XIX веке храм Рождества Пресвятой Богородицы был реконструирован. В 1937 году Медведева Богородице-Рождественская Пустынь была закрыта, а ее имущество разграблено. В 1999 году храм Рождества Пресвятой Богородицы был передан РПЦ. Действующий храмовый комплекс медленно возрождается.


Богородицерождественская церковь одноименной Медведевой пустыни в Дмитровском районе Московской области

В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящен Лужецкий Ферапонтов монастырь в г. Можайске Московской области, основанный в 1408 году. Собор Рождества Пресвятой Богородицы был возведен в первой половине XVI века. Перестраивался в середине XVIII века, галереи, окружающие собор, разобраны. В 1960-х годах XX столетия реставрировался. В 1922 году монастырь был официально закрыт и разорен. В 1994 году был возвращен РПЦ. В Богородицерождественском соборе почивают мощи преподобного Ферапонта Белозерского.


Можайский Лужецкий Богородицерождественский Ферапонтов монастырь в Можайске Московской области

В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящен Саввино-Сторожевский монастырь в г. Звенигороде Московской области. Монастырь был основан в 1398 году, а крестовокупольный четырехстолпный одноглавый собор сооружен из в 1405 г. Фасады, верх апсид и барабана декорированы поясами белокаменной резьбы. Порталы перспективные с килевидным верхом. Завершение с тремя ярусами закомар в XVIII-XIX вв. было заменено четырехскатной кровлей. Луковичная глава относится к XVII в. В середине 1919 г. монастырь был закрыт, а в 1990-х гг. возвращен РПЦ.


Богородицерождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря в г. Звенигороде Московской области

В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящен Антониев монастырь в Великом Новгороде. Монастырь был основан в 1106 году. Первая Новгородская летопись отмечает закладку собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1117 году, а в 1119 году говорит о завершении строительства. Здание представляло собой трехнефный одноглавый храм с круглой лестничной башней. До наших дней собор дошел с переделками и перестройками. Вместо узких с полуциркульным завершением окон были пробиты широкие. Над сводчатым покрытием была устроена шатровая железная кровля. Главки получили характерную для позднего времени луковичную форму. Галереи паперти, окружающие собор, также были пристроены позднее. В композиции здания интересно ассиметричное расположение трех глав, одна из которых венчает выдвинутую из общего объема круглую башню. В этой башне заключена лестница, ведущая на «полати» - современные хоры собора. В 1920 году Антониев монастырь был упразднен. Сегодня монастырские постройки входят в состав Новгородского музея-заповедника. На территории монастыря расположен ряд факультетов Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.


Богородицерождественский собор Антониева монастыря в Великом Новгороде

В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящен Десятинный монастырь в Великом Новгороде. Первое упоминание о монастыре датируется 1327 г. Каменная Богородицерождественская церковь была выстроена в 1397 г. Первоначально это был четырехстолпный однокупольный одноапсидный храм. С 1918 года в Десятинном монастыре расположилось Новгородское ГубЧК и Новгородский отдел ОГПУ. Подвал Рождественского собора был приспособлен под камеры для арестованных, настоятельский корпус - под клуб чекистов. В 1929 году была снесена кладбищенская церковь Всех Святых и уничтожено монастырское кладбище. Собор Рождества Богородицы получил серьезные повреждения во время Великой Отечественной войны, однако сохранил купол и местами разрушенные стены. В середине 1950 годов он был снесен и разобран на кирпич. Монастырь сохранился фрагментарно. Кроме монастырской колокольни сохранились корпуса монастырских помещений и руины храма Рождества Богородицы.


Десятинный монастырь до революции

В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящена церковь в Перынском скиту под Великим Новгородом. Перынский Рождества Богородицы мужской скит - монастырь, располагавшийся в новгородском урочище Перынь и действовавший с XIV века по 1764 год. В летописях упоминается впервые под 1386 годом, когда монастырь сожгли новгородцы. На Перыни в 995 году построили деревянную церковь Рождества Богородицы, которая простояла около двухсот лет; о ней практически ничего не известно. Тогда же, вероятно, был основан монастырь, хотя впервые в летописи он упомянут в 1386 году в списке монастырей. Каменная постройка церкви в честь Рождества Богородицы датируется 30-ми годами XIII века. Церковь имеет трехлопастное покрытие, фрагменты фресковой росписи в притолоках окопных проемов барабана. Чуть сужающиеся кверху стены, лопатки, окна, барабан церкви усиливают эффект легкости и устремленности ввысь. Внутрь здания ведут три просторных входа. Они и широко расставленные стройные подкупольные столбы способствуют тому, что и при малых размерах церковь производит впечатление просторного, высокого сооружения. Основу дошедшего до нас здания составляет кладка домонгольского времени - сочетание известняка и тонкого кирпича-плинфы, положенных на известковом растворе, с примесью кирпичной крошки (цемянки). Крест, венчающий церковь, - так называемый «крест накупольный с полумесяцем», типичной для домонгольского периода формы, которая происходит от «креста расцветшего», или «креста виноградной лозы». В настоящее время памятник реставрирован в первоначальном виде.


Церковь Рождества Богородицы в Перынском скиту под Великим Новгородом

В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящен Снетогорский монастырь в Пскове. Впервые монастырь упоминается в псковской летописи конца XIII века, согласно которой 4 марта 1299 года уже существовавшая к тому времени обитель была сожжена при нападении на Псков ливонских рыцарей. В XIV-XV веках Снетогорский монастырь становится главным духовным и монашеским центром Пскова. Главная святыня монастыря, собор Рождества Пресвятой Богородицы, был построен в 1311 году. Внутреннее пространство собора решено в форме равноконечного креста с примыкающими к нему по углам меньшими по высоте объемами. В соответствии с внутренним устройством интерьера боковые фасады храма асимметричны. Их восточные прясла оформлены высокими арками, соответствующими высоте ветвей креста. Здесь расположены боковые порталы храма, над ними помещены предназначенные для росписи ниши-киоты и окна. Западные прясла снизу оформлены невысокими арками-нишами, соответствующими нижнему ярусу западных угловых помещений. Восточный фасад с тремя апсидами в основном сохранил свои первоначальные формы. Западный фасад, первоначально завершавшийся тремя закомарами, в настоящее время закрыт возникшими в последующие столетия пристройками к храму. Собор завершен поставленным по центру внутреннего креста куполом, барабан которого снаружи оформлен необычным поясом из стрельчатых арок, восстановленным при реставрации. В XV веке барабан купола был повышен, а арочный пояс заменен лентами бегунца и поребрика. Форма кровли неоднократно менялась в ходе истории собора. Первоначально храм был покрыт тесом по форме закомар, а глава купола деревянным лемехом-чешуей. В XVI столетии поверх полукруглых закомар были надложены треугольные щипцы, глава купола сделана луковичной. После 1920 года началось разорение монастыря. Территорию монастыря занял дом отдыха. В 1934 году была частично разрушена Вознесенская церковь-колокольня. Во время Великой Отечественной войны здесь расположился штаб группы армий «Север». Территория и здания монастыря были благоустроены для проживания немецких офицеров. При этом в Никольской церкви был устроен зал собраний, в соборе винный склад и тир, в руинах Вознесенской церкви гараж. В послевоенный период продолжил свое существование дом отдыха и детский санаторий. В 1993 здания Снетогорского монастыря были переданы Псковской епархии РПЦ.


Снетогорский Богородицерождественский монастырь в Пскове

В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящен Солотчинский монастырь в пос. Солотча Рязанской области. Обитель была основана в 1390 году. В 1570-1580-х годах монастырь считался одним из главнейших на Руси. В 1618 году Солотчинский монастырь подвергся опустошительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного. Новый расцвет монастыря пришелся на конец XVII века. В 1917 году монастырь был закрыт советской властью, в нем находилась колония для несовершеннолетних преступников. Впоследствии архитектурный комплекс монастыря вошел в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. В 1960-х годах началась реставрация зданий.


Богородицерождественский собор Солотчинского монастыря

В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящен Палеостровский монастырь на о. Палей Республики Карелия. Палеостровский Рождественский Богородицкий монастырь был основан в XV веке. В XVII веке монастырь стал местом заключения епископа Павла Коломенского. В монастырь после раскола Русской Церкви бежали старообрядцы, находя немало сочувствующих. В 1928 году Палеостровский монастырь был разрушен, храм Рождества Богородицы официально закрыт. На острове была создана колония для малолетних преступников. В настоящее время монастырь возрождается.


Богородицерождественский Палеостровский монастырь в Республике Карелия

В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящена Коренная пустынь в пос. Свобода Курской области. Основана в 1597 году, в том месте, где при корне дерева явилась чудотворная икона Знамения Божией Матери, именуемая Коренною, или Курскою. В смутные времена Коренная пустынь была разрушена до основания. С 1618 по 1764 годы пустынь была приписана к Курскому Знаменскому монастырю. В 1792 году в ней было устроено общежитие. После революции обитель была заграблена и закрыта. Храм Рождества Пресвятой Богородицы был взорван, купол колокольни снесен, а на ней устроена смотровая площадка для отдыхающих в доме отдыха, каковым стала Коренная пустынь. В 1989 году пустынь передана РПЦ.


Богородицерождественская Коренная пустынь в пос. Свобода Курской области

В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящена Софрониево-Молчанская Печерская пустынь в с. Новая Слобода Сумской области Украины. Согласно преданию, осенью 1405 года на Чудной горе, над болотом Молче, появилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Местные жители сразу же заметили святыню. На месте чудесной находки люди поставили небольшую деревянную церковь Пресвятой Богородицы. Со временем у нее начали селиться иноки, сооружая неподалеку пещеры на склонах холмов для проживания и постоянных молитв. Впоследствии здесь и возник небольшой монастырь. Его назвали Молчанской Рождества Богородицы пустынью. В XVI веке пустынь разрослась и превратилась в большой монастырь-острог, поэтому монахи, которые в нем проживали, приобрели несколько «осадных дворов», где поставили церковь святых Флора и Лавра и в 1580-х годах возвели в остроге храм Рождества Богородицы. В 1605 году Софрониевский монастырь был разграблен войском Лжедмитрия I, направлявшегося в Москву. XVII и XVIII века были периодом расцвета Софрониевской пустыни. Уже в начале 1920-х годов советская власть закрыла Софрониевский монастырь. В первые послевоенные годы руины, оставшиеся от Софрониевского монастыря, начали разбирать на кирпич для свинарников, колхозных зданий и промышленных объектов. Так, бульдозерами сравняли с землей храм Рождества Пресвятой Богородицы, а на его месте появился участок для выпаса колхозного скота. Возрождение обители началось с 1999 года.


Богородицерождественская Софрониево-Молчанская Печерская пустынь в с. Новая Слобода Украины

В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящен Молчанский монастырь в г. Путивль Украины. История основания Молчанского монастыря тесно связана с Софрониевой пустынью. В 1592 году Молчанская пустынь была сожжена татарами, а в 1593 году все иноки переселились в Путивль, где было несколько «осадочных дворов» и превратили монастырский двор на новый Молчанский монастырь. В течение 1602-1604 годов было построено каменные укрепления и обитель стала настоящим оборонительным форпостом. Монастырь служил мощной крепостью, в которой неоднократно находили себе прикрытие монахи монастыря и местные жители. С 18 ноября 1604 по 26 мая 1605 года Лжедмитрий I использовал монастырь как свою резиденцию. Именно в это время был построен собор Рождества Богородицы и другие сооружения. Поскольку собор возводился посреди тесного крепостного двора, застроенного со всех сторон, пришлось объединить в его здании амбар - в подвале и в подклете, трапезную и кухню - в подклете, собор и теплую церковь - на втором ярусе, боевую камеру с бойницами - на третьем ярусе, над алтарем. В архитектурном плане здания есть три неординарные особенности: алтарь в виде квадратной башни, а не полукруглой апсиды; камера оборонного назначения на третьем ярусе алтаря увенчана шатром; перекрытия подклетка нефа системой крестовых сводов со столбом посередине. В 1605 году Молчанская пустынь была приписана к Путивльскому Молча′нскому монастырю, а на ее территории устроена монастырская пасека. Во время гражданской войны Смутного времени в монастыре возник пожар, в результате которого здание сильно пострадало. В 1653 году разрушенный монастырь был восстановлен. Чтобы избежать путаницы, монастырь в Путивле стал именоваться Большим Молчанским, а восстановленный над болотом Молча, - Малой Молчанской пустынью. Последний с конца XVII века стали называть Софрониева пустынь, или Софрониевский монастырь. С конца XVII века монастырь, как и сам город Путивль, начал постепенно приходить в упадок. В послереволюционный период обитель закрыли, а монахов разогнали. С 1930-х годы территорию и сооружения монастыря занимали детский дом, профтехучилище, военный завод. С 1960 года в монастыре велись реставрационные работы, а уже через 17 лет здесь был создан Государственный историко-культурный заповедник. В 1991 году монастырь был передан УПЦ.


Богородицерождественский Молчанский монастырь в г. Путивль (Украина)

В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящена церковь в Юрьево (Великий Новгород, МДЗ «Витославицы»). Богородицерождественская церковь была построена в период между приблизительно 1530 и 1540 гг. Церковь была перевезена из д. Передки. Кресчатая, трехалтарная, стоит на высоком подклете и увенчана высоким венчатым шатром. С пяти сторон: северной, северо-западной, западной, юго-западной и южной церковь опоясывает открытая наружу галерея, покоящаяся на кронштейнах-помочах - выпущенных бревнах из основного сруба. Северо-западная и юго-западная стороны галереи не повторяют контуры стен церкви, а спрямлены. На западе перед галереей устроено крыльцо. Ветви срубного креста перекрыты двухскатными крышами, боковые алтари и галерея - односкатными. Яркая особенность церкви: боковые стены креста в ее плане не параллельны, как обычно делалось в таких случаях, а резко отодвинуты от середины помещения наружу.


Богородицерождественская церковь в Юрьеве под Великим Новгородом

В честь Рождества Пресвятой Богородицы была освящен собор в Суздале Владимирской области, построенный в период между 1222 и 1225 гг. В 1237 г., при нашествии на Суздаль орды Батыевой, собор Богородицы был разграблен. Позднее восстановлен. 25 марта 1577 г. в Суздале произошел большой пожар, от которого сильно пострадал и собор. В 1635-36 гг., после нашествия поляков, собор был вновь отреставрирован. В 1719 г. в Суздале произошел большой пожар, уничтоживший почти все церкви и дома обывателей. Пострадал и собор в этом пожаре: крыша и главы, сделанные из олова, растопились и верхний ярус в соборе обрушился. Затем собор был возобновлен. В советские годы не действовал. В 1991 году в соборе прошли богослужения.


Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале Владимирской области

В честь Рождества Богородицы освящена церковь в Московском Кремле. Церковь была построена на территории Кремля в 1393-1394 гг. на месте древней деревянной церкви Воскрешения праведного Лазаря. Церковь Рождества Богородицы находилась на женской половине Кремля и являлась домовой церковью великих княгинь. Во время пожара 1479 года верх церкви обрушился, его пришлось восстанавливать. В 1514 году была перестроена и церковь Рождества Богородицы на Сенях. В 1681-1684 гг. церковь Рождества Богородицы на Сенях снова была практически полностью перестроена. Новая церковь была одноглавой, с запада располагалась трапезная. В последующем церковь Рождества Богородицы на Сенях реставрировали в 1923-1928 годах и в 1949-1952 годах. До нашего времени сохранилось древнее белокаменное четырехапсидное здание с главным порталом, а также достроенные позже элементы храма.


Церковь Рождества Богородицы что на Сенях в Московском Кремле

В честь Рождества Богородицы освящена церковь в Старом Симонове в Москве, построенная в 1509 г. на месте деревянного храма, который был первоначально возведен в 1370 г. Храм является частью существовавшего на этом месте первоначального Симонова монастыря. В XVII в. монастырь упразднен, храм стал приходским. В 1927 г. церковь закрыта. В 1930-х гг. обезглавлена. В здании разместилась компрессорная станция завода «Динамо». В 1932 г. была снесена колокольня. В 1980-х гг. церковь передана Историческому музею. В 1989 г. возвращена РПЦ.


Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове в Москве

В честь Рождества Богородицы освящена церковь в Путинках в Москве. Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы известна с 1625 г. В 1648 г. деревянная церковь сгорела и затем была построена в камне. Храм представляет собой узкий, вытянутый поперечно двухсветный четверик, завершенный тремя шатрами. Звонница восьмигранная, шатровая, расположенная между приделом и храмом, стоит на сводах трапезной. Композицию дополняет крупное шатровое крыльцо на западном фасаде трапезной, вынесенное на Малую Дмитровку. В оформлении фасадов церкви использованы стрельчатые кокошники, колончатые килевидные наличники и сложные раскрепованные карнизы, характерные для XVI века. После закрытия храма в 1938 г. в нем долгое время располагались конторы, затем репетиционный зал московской дирекции «Цирк на сцене». Постепенно здание храма пришло в критическое состояние, и в 1959-1960 гг. была проведена его комплексная реставрация. В 1990 г. храм был возвращен РПЦ.


Церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве

В честь Рождества Пресвятой Богородицы была освящена церковь в д. Мурованка Республики Беларусь. Храм-крепость был возведен в 1524 году в готическом стиле. По архитектуре представляет собой четырехстолпное одноэтажное строение с высокой двускатной крышей. Монументальная каменная постройка по углам закреплена цилиндрическими оборонительными башнями. Башни органически связаны с корпусом. В разные времена храм служил не только местом для совершения богослужений, но и защитой крестьян от разорительных набегов. В 1656 году церковь была сильно повреждена, а в 1706 году обстреляна шведами во время Северной войны. В 1928 году церковь польскими властями была переоборудована под костел и передана местной католической общине. В августе 1993 году церковь была возвращена общине РПЦ.


Церковь Рождества Богородицы в д. Мурованка Республики Беларусь

В честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен собор в Муроме Владимирской области, построенный в период между приблизительно 1549 и приблизительно 1557 гг. Первоначально каменный собор был увенчан тремя главами, в середине XVII века собор был отремонтирован и увенчан уже пятью главами. В Петропавловском приделе собора почивали мощи муромских чудотворцев Петра и Февронии. В 1934 году «с согласия» общины верующих собор был сдан в аренду одному из расквартированных в городе полков. С середины 1930-х годов соборная площадь была превращена в футбольное поле, а колокольня стала пожарной каланчой и раздевалкой для игроков. В 1939 году по постановлению Городского Совета приступили к слому собора и церкви около колокольни. Собор был разобран перед Великой Отечественной войной, а колокольня — восемь лет спустя.


Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме Владимирской области

В честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен придел церкви Спиридона Тримифийского, что на Козьем болоте в Москве. Храм известен с 1627 года. В 1633-1639 годах храм был отстроен в камне и в народе назывался не по главному престолу в честь Рождества Богородицы, а по приделу святителя Спиридона. В XVII-XIX веках церковь не раз перестраивалась и расширялась. Церковь серьезно пострадала в 1812 году, во время великого московского пожара, а потом была заново восстановлена. Древнее ядро церкви сохраняло черты древнерусской архитектуры. Кубическое здание храма было увенчано единственной главой, покоившейся на круглом барабане с аркатурно-колончатым поясом. Под поздней четырехскатной кровлей сохранялись ряды превосходных килевидных кокошников, завершавших все четыре фасадные стены. В августе 1930 года храм был уничтожен.


Спиридоновская церковь на Козьем болоте в Москве

В честь Рождества Пресвятой Богородицы была освящена церковь в с. Свияжск Республики Татарстан. Собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен около 1567 г. Разрушен в 1928 г.


Богородицерождественский собор в Свияжске

В честь Рождества Пресвятой Богородицы была освящена церковь в д. Лиственка Ленинградской области. Это одна из старейших клетских церквей Ленобласти. Церковь была построена в 1599 году. Здание трехобъемное: церковь, алтарный прируб и трапезная. В 1720 году церковь подверглась перестройке: была возведена трапезная и новое крыльцо. Без изменений сохранились резной клирос и тябла иконостаса с надписью и изображениями святых. Храм был закрыт в 1932 году, вновь действует с 1992 года.


Богородицерождественская церковь в д. Лиственка Ленинградской области

В честь Рождества Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Пскове. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы от Пролома датируется 1581 годом. Церковь Покрова Богородицы «Покровского от Угла» или «От Пролома» монастыря известна с XIV века. Монастырь стоял у пятой стены в Окольном городе при вратах на Великую и огромной башне, названных в честь обители также - Покровскими. Изначально в монастыре главным был храм во имя Покрова Богородицы, к которому после осады Пскова в 1581-1582 г. войсками короля Стефана Батория, в память о чудесном избавлении «от лихих градоимцев», присоединили вновь возведенный храм Рождества Богородицы. С тех пор храм являет собой маленькое архитектурное чудо: одинаковые, клетские, крохотные, одноглавые, одноапсидные церкви и симметрично поставленная над притворами звонница на общей стене соединяет их в одно целое. Ныне в храме Покрова размещается историческая экспозиция; церковь Рождества принадлежит казачьей общине Пскова.


Церковь Покрова и Рождества от Пролома в Пскове

В честь Рождества Пресвятой Богородицы была освящена церковь в г. Порхов Псковской области. До середины XVIII века на месте современной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на южной окраине Порхова, находился Рождественский девичий монастырь, упраздненный в 1764 году в ходе секуляризации монастырских земель. После упразднения монастыря здесь вплоть до 1930 года располагалась приходская церковь. Перед войной приход закрыли, в здании разместили порховскую пожарную дружину, после войны - спортивное общество, а в 1980-е годы - городской клуб-дискотеку. Лишь в 1991 году церковь вернули общине РПЦ.


Богородицерождественская церковь в Порхове Псковской области

В честь Рождества Пресвятой Богородицы была освящена церковь в с. Городня Тверской области. Предположительно церковь была построена в 1390 году. За время существования церковь неоднократно горела и перестраивалась. После пожара 1412 года она была возобновлена на старом основании и заново расписана. После пожара 1716 года храм был восстановлен. Церковь была сильно повреждена во время Великой Отечественной войны. В 1966 году начали капитальный ремонт храма. Объем храма, прямоугольный в плане, увенчан золоченой луковичной главкой. Территория окружена массивной каменной оградой с трехпролетными арочными вратами, также увенчанными золоченой главкой.


Богородицерождественская церковь в с. Городня Тверской области

В честь Рождества Пресвятой Богородицы была освящена церковь в г. Рогатин Ивано-Франковской области Украины. Церковь Рождества Богородицы была построена в 1421 году. Сложена из камня и красного кирпича на известковом растворе, трехнефная, одноапсидная, двустолпная, двуглавая. Стены укреплены контрфорсами. На уровне сводов их соединяют арки, напоминающие закомары в древнерусских храмах. Фасады декорированы глубокими нишами, в которых утоплены стрельчатые окна, а также маленькими нишами. Во время нападения немцев на Галицию во Вторую мировую войну в храм попала бомба. В результате ее попадания сгорела крыша, остались только стены. Вскоре церковь была восстановлена. Но через три года, в 1944, в храм попала фугасная бомба и уничтожила церковь изнутри. После войны начались восстановительные работы в храме, которые длились почти 10 лет.


Богородицерождественская церковь в г. Рогатин Украины

В честь Рождества Пресвятой Богородицы была освящена церковь в с. Стеблевка Закарпатской области Украины. Деревянная, трехсрубная, с башней над бабинцем была построена в 1643 году. Срубы нефа и бабинца равноширокие прямоугольные в плане, более узкий восточный сруб с трехгранной восточной частью. Церковь была возведена из дубовых брусьев, покрыта лемехом. В отличие от многих аналогичных сооружений западный сруб, так же как восточный и неф, перекрыт коробовым сводом. Церковь была покрыта двумя крутыми крышами — высокой над центральным срубом и низкой — над восточным срубом. Каркасная башня-колокольня возвышалась над западным срубом и завершается подсебитьем, ошалеванным вертикально досками с фигурной порезкой внизу и высоким конусным шпилем с фартуком у основания. Богородицерождественская церковь горела. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии.

Дворищи Масалишская , Слижишская в Литве.

Ежегодно 21 сентября Православная церковь отмечает большой праздник – Рождество Пресвятой Богородицы. Установлен он в честь чудесного рождения Девы Марии от пожилых родителей – благочестивых Анны и Иоакима. Впервые о празднике упоминается в V веке.

О Божией Матери в Новом Завете мало информации. Историю Её жизни до нас донесло предание, согласно которому родители Девы Марии происходили из рода Давида. Церковь называет их святыми Богоотцами, потому что по плоти они являются предками Иисуса.

Чудесным образом на Анне и Иоакиме проявился Божественный Промысел о спасении человечества: спустя 50 лет супружеской жизни бездетная Анна зачала и родила Богоотроковицу. Ещё до рождения девочки Ангел дал ей имя Мария. Она стала единственной и святейшей Девой, Которой было предсказано исполнить пророчество Исаии: «Се, Дева во чреве принесет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил» (Ис. 7:14).

История Рождества Пресвятой Богородицы

Согласно преданию, место, где появилась на свет Богородица, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной церкви распространение получила версия, выдвинутая святителем Дмитрием Ростовским: о том, что Дева Мария была рождена в Назарете, где проживали её родители.

Назарет был небольшим городком, ничем не примечательным. Евреи отзывались о нем даже несколько презрительно: «Может ли из Назарета быть что-то доброе?». В этом городе и проживала благочестивая чета Анны и Иоакима, которые были избраны Господом стать прародителями Спасителя людей. Анна происходила из священнического рода, а Иоаким – из рода царя Давида. Племянница Анны, праведная Елисавета, стала двоюродной сестрой Девы Марии и матерью Иоанна Предтечи.

Иоаким был зажиточным человекам, держал большое количество скота. Несмотря на богатство, всю свою жизнь праведная чета верила в Бога и была милосердна к людям. За это их любили и уважали ближние. Омрачала существование супругов только бездетность, которая у евреев считалась Божьим наказанием. Они постоянно просили Господа подарить им малыша. Но чем старше они становились, тем слабее была надежда.

Однажды Иоаким, принося дар Богу, услышал жестокий укор в свой адрес от другого еврея: «Зачем ты раньше других хочешь принести свои дары Господу? Ведь ты, как бесплодный, недостоин этого?». Услышав такое Иоаким сильно огорчился. От великого горя он ушел в пустыню для молитвы и поста.

Узнав об этом, Анна почувствовала себя виновницей их бесчадства, и стала ещё усерднее молиться, чтобы Господь услышал ей и посла им ребенка. Во время одной из молитв явился ей Архангел Гавриил и сказал: «Твоя просьба услышана Богом. Скоро ты зачнешь и родишь благословенную Дочь, которая будет выше всех земных дочерей. Нареки Её Марией». Услышав радостную весть, Анна пообещала отдать дитя на служение Господу.

Архангел Гавриил явился и Иоакиму. Он тоже сообщил святому прекрасную новость и наказал идти в Иерусалим, где у Золотых ворот он встретит свою супругу. Иоаким поспешил в Иерусалим, взяв с собой дары для Бога и священников.

У Золотых ворот Иоаким встретился с Анной. Они рассказали друг другу о чудесном явлении Ангела Господнего. Ещё какое-то время они провели в Иерусалиме, а потом вернулись домой, в Назарет. Через девять месяцев Анна родила дочь, которую нарекли Марией.

Когда девочке исполнился годик, её отец устроил пир, на который созвал старейшин, священников и всех знакомых. Во время торжества он всем присутствующим показал свою Дочь и попросил священнослужителей Её благословить.

По церковным преданиям, Дева Марии появилась на свет в период, когда религия находилась в упадке и большую популярность получили разные предрассудки. С каждым годом моральные силы людей истощались. Верующие понимали, спасти духовность может только какое-то необыкновенное событие, вмешательства Бога в дела земные. Человеческий образ решил принять Божий Сын, чтобы прийти на землю и спасти от грехов человечество. На роль матери Иисуса была избрана Мария, потому что Она вела очень благочестивую жизнь. Всю себя Она посвятила служению Господу. С детских лет Дева Мария старательно училась, изучая Священное Писание, поэтому идеально подходила для выполнения этой важной миссии.

Рождество Богородицы отмечается как день, в который начал осуществляться Божий промысел относительно спасения человеческого рода от дьявольских затей. С праздником также связан день рожениц. Женщины, мечтающие познать радость материнства, приглашали на обед гостей и заказывали в церкви службу.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» помогает каждому, кто к ней обращается со своими просьбами. Она защищает от всего дурного, отводит беду, помогает исцелить человеческую душу и наставляет на путь истинный. Также у святого образа молятся бездетные люди, мечтающие, чтобы Господь подарил им дитя.

Рождество Пресвятой Богородицы православные христиане отмечают 21 сентября. Не забудьте отправить своим родным и друзьям поздравительные смс или поздравьте их лично.
Мы подобрали для вас самые лучшие и красивые поздравления с Рождеством Пресвятой Богородицы в стихах, прозе (своими словами) и короткие смс.

Праздник святой к нам пришел —
Девы Марии рождение!
Пусть сегодня Господь
Дарует вам благословение.
Голодному хлеба даст,
Недуги все исцелит,
Добрее сделает всех,
В делах удачу сулит!

Светел праздник этот и чист —
Девы Марии рождение.
Пусть этот чудесный день
Подарит вам спасение
От бед земных, грехов,
От зависти и прочего.
И будет в жизни все
Прекрасное, хорошее!


Иоаким и Анна долго Господа молили.
И он им даровал, о чем они просили.
Ты тоже попроси того, о чем мечтаешь
И без чего ты жизнь свою не представляешь.
Наш милостивый Бог тебя услышать может.
Он добр и в беде всегда твоей поможет.
Ты только в это верь и рук не опускай.
Все сбудутся мечты, ты твердо это знай!

В Богородицы День рождения
Желаю тебе просветления.
Пусть мысли будут чисты,
Поступки будут просты,
Людям ошибки прощай,
Несбыточного не обещай,
Имей запросы скромные,
Дела твори лишь добрые!

Богородицы Святой Рождение
Несет пусть благое настроение.
Чтоб вы могли всех неприятелей простить
И в уголках души обиду не таить.
Чтоб страждущим хотели помогать,
Взамен за это ничего не брать.
Чтоб сердце ваше добротой наполнилось,
И все хорошие желания исполнились!

Настало рождение Девы Марии!
Желаю с собой вам в ладу жить и мире.
Друзья пусть у вас будут такие,
Которые камень в спину не кинут.
Родителей вы своих почитайте,
Любите, во всем им всегда помогайте.
Детишек своих доброте вы учите,
Сейчас что посеете, в старости ждите!

Пусть Дева Мария тебя охраняет
От всех проблем и несчастий.
Подарит она надежду тебе,
Любовь, веру и счастье.
От недругов всех тебя защитит,
В беде никогда не бросит.
Благие намерения осуществит,
Взамен ничего не попросит!

Пресвятая Дева Мария
От любой беды хранит пусть.
Принесет в твою жизнь радость,
Отведет любую гадость,
Поможет справиться с недугом,
Недруга сделает другом,
Сердце любовью святой наполнит,
Мечту благую поможет исполнить!

В Богородицы доброй рождение
Пусть уходит подальше смятение,
И тревоги пусть мимо проходят,
Грусть-тоска с ума пусть не сводит.
Ваше сердце пусть ровно бьется,
И спокойна душа остается!


Родилась сегодня Богородица!
Пусть поможет всем желаниям исполниться.
Пусть работу и дела благословит,
Если трудности настанут — подбодрит.
И побороть поможет искушение,
И отведет тебя от прегрешения.

Праздник наступил сегодня
У православного населения.
Празднуют и стар, и млад
Богородицы рождение!
В этот славный день
Можно обратиться к Богу,
И подскажет он тебе
В жизни верную дорогу.
Да и Дева никогда
От тебя не отвернется.
За все добрые дела
В будущем тебе зачтется!

С Богородицы вас Рождеством!
Пусть вера крепнет день за днем,
Любовь в душе не угасает,
Надежда вас не покидает,
Лицо улыбка освещает,
И радость сердце наполняет!

Пусть Дева Мария ваши мечты
Поможет скорее осуществить.
Способствует пусть в добрых делах.
И ближнего вас научит любить.
Ведь только любовь, доброта и тепло
От зла и от боли нас могут спасти.
И вы постарайтесь, преградам назло,
Все самое лучшее людям нести!


Она когда-то Бога родила
И многим людям очень помогла.
И ты, попробуй, Деве помолись,
Проблемой с ней своею поделись.
Она поможет, ты не сомневайся,
Ты чаще к ней в молитвах обращайся!

Ты только выгляни в окно —
Какое наслаждение!
Ведь радуются все кругом
Чудесному рождению!
Мария Дева родилась
Прекрасная и светлая.
И в жизни делала своей
Она дела заметные.
Ты эту Деву почитай,
Она ведь мать Господня.
Твори лишь добрые дела
И светлые сегодня!


Поздравления с Рождеством Пресвятой Богородицы в прозе

21 сентября празднуется Рождество Пресвятой Богородицы. Желаю, чтобы в этот праздник ваше сердце наполняется радостью, а душа — спокойствием. Желаю вам семейного благополучия, счастья и успехов во всех наших делах.


Поздравляю с Рождеством Пресвятой Богородицы. Пусть чистыми и непорочными будут мысли твоей души, пусть добрыми и благородными будут твои поступки, пусть светлым и счастливым будет твой путь, пусть большой и самой искренней будет любовь твоего сердца.

От души поздравляем с Рождеством Пресвятой Богородицы. Пусть все мечты сбываются, пусть надежда не покидает никогда, пусть дети и близкие всегда вам улыбаются, а в доме живет только радость и доброта.

С Рождеством Пресвятой Богородицы вас и ваших близких. В этот светлый праздник хочется пожелать тихого семейного счастья и уютного домашнего очага. Чтобы дом всегда был полон гостей и любви. Понимайте друг друга и принимайте себя такими, какие вы есть.

Пресвятая Матерь Божья родилась в этот сентябрьский день. Она дала жизнь Господу, благословив этим все человечество. Мира, света, добра и чистых помыслов желаю тебе и твоим близким!

Сегодня светлый праздник — Рождество Пресвятой Богородицы. Искренне поздравляю и желаю лёгкости и праздника на душе, семейного счастья, любви и доверия, правильных жизненных решений, честности, добродушия и милосердия.

Сердечно поздравляем вас со светлым и великим праздником — Рождеством Пресвятой Богородицы! От всей души желаем вам и вашим близким всегда быть под покровительством Пресвятой Девы Богородицы, чтобы все невзгоды обходили вас стороной, мира вам, радости, благополучия и любви!

Поздравляем с Рождеством Пресвятой Богородицы. Пусть чистота и свет этого праздника наполняют вашу душу благодатью, а вера будет искренней и крепкой. И тогда в вашей жизни непременно будут случаться настоящие чудеса.

Примите поздравления с Рождеством Пресвятой Владычицы нашей Богородицы! Пусть в этот светлый День все наши души наполняет лишь радость и сияние! Пусть Она ниспошлёт нам всем благ в семейной жизни и поддержит нуждающихся Своим покровительством!

Поздравляю вас с замечательным православным праздником — Рождеством Пресвятой Богородицы. Пусть в душе всегда будут покой и вера, а в сердце не будет места злобе и разочарованию. Ведь Богородица покровительствует тем, кто несет доброту, любовь и радость.


С Рождеством Пресвятой Богородицы — поздравления короткие (смс)

В Рождество Пресвятой Богородицы
Все печали и скорби уйдут.
Пусть душа твоя счастьем наполнится,
А молитвы до неба дойдут.

Рождество Пресвятой Богородицы —
Этот праздник наполнен любовью!
Поздравляю вас с ним и желаю,
Чтобы Ангел прильнул к изголовью!

История праздника

Праздник установлен Церковью в IV веке и является первым двунадесятым праздником церковного года, ибо по старому стилю церковный год начинается 1 сентября. Об обстоятельствах, связанных с этим событием, поведало нам Предание.

В небольшом галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара — Иоаким и Анна. Оба супруга были праведны и благочестивы. Святые супруги Иоаким и Анна долгое время были бездетны и плакали о том, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Божиим.


Тем временем жена его, бывшая дома, тоже услышала, что первосвященник в храме отказался принять их дары из-за бездетности. Она узнала также, что муж ее, скорбя и плача, ушел в пустыню, и сама заплакала. Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула и, взглянув на небо полными слез глазами, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», — подумала Анна.

Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».

В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».

Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой.

Через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая. Выше всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего спасения, наша заступница пред Богом. О рождестве Ее радовались небо и земля. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Потом он устроил в своем доме большой пир, и все веселились и славили Бога.

Святая Церковь справедливо называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери девы Марии родился Иисус Христос.

Традиции: что нужно делать в этот день

Богородица, Богоматерь, мать дева Мария, мать Иисуса Христа. Она считается «молитвенницей», заступницей за женщин перед Богом.

Этот праздник так и назывался, Праздник Урожая. Чем больше урожай собрали люди, тем дольше длился праздник. Он мог длиться от трех дней до двух недель. В эти дни было принято ходить друг к другу в гости, угощать блюдами, которые были приготовлены из того, что собрано. И чем хлебосольнее будет стол, тем лучше урожай будет в следующем году. Таким образом старались задобрить природу, чтобы следующий год был не хуже, чем этот.

В гости к молодым – уму разуму учить. Когда все уборочные работы закончены, в народе начинали играть свадьбы. Так вот, если на селе была недавно сыграна свадьба, то в этот день все старики, живущие на селе, шли к молодоженам. Конечно же, к молодым обязательно приходили и их родители, бабушки и дедушки. Молодая хозяйка должна была расстараться в этот день, накрыть богатый стол, приветить родных и сторожил. Прожившие долгую жизнь люди, угощались и молодых учили, как жить, что и как правильно делать. Кстати говоря, именно на таких посиделках молодым и передавались знания в виде народных примет. И если молодые не чурались, а слушали и на ус мотали, то и жизнь у них после этого складывалась просто замечательно, как в семейном плане, так и в материальном.

В давние времена женщины рано утром старались пойти на речку и встретить этот день у воды. Считалось, что если женщина умоется в этот день водой до восхода солнца, то она будет красива до самой старости. А если девушка умывалась до восхода солнца — быть ей в этом году просватанной.

Обнови огонь, чтобы жизнь была благополучной. Была такая примета, что с этого дня жизнь человеческая начинает новый круг, который продлится один год. Такие круги начинались каждую осень в этот день. Такой вот своеобразный Новый год. Обычно в домах на селе обязательно горела, так называемая, дежурная лучина, которую никогда не гасили, а поджигали от нее новую. Спичек тогда не было. Но в этот день было принято эту лучину гасить и зажигать заново. Считалось, что если так поступить в этот день, то все болезни и неприятности останутся в прошлом. А в новый год вы возьмете с собой только все самое лучшее, а то, отчего хотите избавиться, останется в старой жизни.

Верующий молится – Богородица улыбается. В такой день в народе было принято молиться Пресвятой Богородице обо всем, что тревожило душу. Считалось, что ни одна молитва, произнесенная в этот день, не останется без внимания. Хотя, следует отметить, что в какой бы день не обратиться к Богородице – она всегда поможет, если человеку нужна ее помощь. Но в данной примете говорится не о том, чтобы обращаться к Пресвятой Деве с просьбами. Имеется в виду, что Богородица возрадуется, если верующие просто будут возносить ей благодарственные молитвы.

Что нельзя делать:

Одним из важных моментов является то, что на Рождество Пресвятой Богородицы не следует употреблять мясо и непостную пишу, а также алкоголь. В этот день нужно соблюдать пост, отказаться от физической нагрузки, домашней работы, ссор с близкими людьми, осуждения. Близкие, родственники, друзья собираются вместе на Рождество Пресвятой Богородицы.

Что делают в этот день мы уже говорили. Но хотелось бы дополнить, что православные люди должны не только молиться и поститься, но и соблюдать душевную чистоту, делать добрые дела, помогать словом и теплотой души.

Дева Мария родилась во времена, когда люди дошли до такого предела нравственного упадка, при котором их восстание уже казалось невозможным. Величайшие умы той эпохи часто открыто говорили о том, что Господь должен сойти в мир, чтобы не допустить погибели человечества. Сын Божий для спасения людей захотел принять человеческое естество. Он избрал Себе Матерью Пречистую Деву Марию.

Рождество Пресвятой Богородицы Церковью празднуется, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, появилась на свет Дева Мария, которая стала Матерью Спасителя мира, Иисуса Христа. По всей земле верующие люди достойно чтут хвалами и песнями Ту, которая в мире рассеяла тьму безблагодатности и избавила человечество от вечной смерти.

Родилась Дева Мария в Галилейском городе Назарете. Ее родителями были праведные Иоаким и Анна, которые соблюдали все заповеди Господни и окружающим были известны своим милосердием и смирением. Жили они безбедно, во владении Иоакима были многочисленные стада. Одну треть своих доходов супруги тратили на себя, вторую раздавали бедным, а третью жертвовали в храм.

Семейная пара была бездетна. В еврейском народе бесчадие считалось карой Божией за грехи, поэтому святым и праведным Иоакиму и Анне приходилось терпеть несправедливое поношение от своих соотечественников. Дожив до преклонных лет, Иоаким и Анна дали обет Господу, что дитя, которое Он им пошлет, посвятят для служения Богу в храме.

В один из праздников Иоаким в Иерусалимский храм понес свою жертву Господу, но первосвященник её не принял, назвав старца недостойным, из-за его бесчадия. В глубоком горе ушел святой Иоаким в пустыню, где пребывал в молитве и посте в течение 40 дней. Святая Анна, узнав о произошедшем в Иерусалимском храме, горька плакала, но не роптала на Господа, а наоборот стала ещё усерднее молиться, призывая милосердие Божие. Господь исполнил просьбу праведных супругов и скоро архангел Гавриил принес им радостную весть, что у них родится Дочь, через Которую будет даровано спасение всему миру.

Своей чистотой и добродетелью Пресвятая Дева Марии превзошла всех людей и явилась Божиим храмом и «Небесной Дверью, вводящей во Вселенную Христа для спасения человеческих душ».

В возрасте трех лет Пресвятую Деву ввели во храм. В Назарете к торжеству посвящения собрались многие родные и близкие Анны и Иоакима. После вступления в город и семидневного очищения молитвою и постом праведные родители с сопровождающими их людьми подошли к храму, ведя свою дочь. Из храма им на встречу вышел первосвященник Захария и другие священники.

Ведущее к храму крыльцо состояло из 15 высоких ступеней. Родители поставили Марию на первую ступень и, к большому удивлению окружающих, девочка без посторонней помощи взошла на самый верх, где её принял первосвященник Захария. По преданию, он ввел Её в Святое Святых, куда, во время пребывания в храме, Марии разрешалось беспрепятственно входить для молитвы.

После введения родители принесли благодарственную жертву и вернулись домой, а Марию оставили при храме для воспитания с другими девами. Её жизнь при храме отличалась особенной святостью и чистотой. Она вставала на рассвете и три раза в день совершала молитву, а остальное время читала книги Священного Писания и занималась рукоделием.

Когда Марии было около 9 лет, умерли её праведные родители: сначала отец, а потом и мать.

Уважаемая в христианстве девственная чистота не считалась у евреев добродетелью. Все воспитанные в храме девы по достижению возраста должны были вступать в супружество. В четырнадцатилетнем возрасте первосвященник объявил Марии, что скоро Ей предстоит оставить храм и выйти замуж, на что Пресвятая Дева ответила, что посвящена Богу и всю Свою жизнь хочет соблюсти девство. Она дала обет вечного девства.

Когда Мария достигла совершеннолетия, Ей нашли престарелого супруга Иосифа Обручника, который с уважением и пониманием отнесся к Её обету. В его доме Мария работала над изготовлением пурпурной пряжи для храмовой завесы. Во время прядение произошло Благовещенье.

После появления на свет Иисуса, Мария и Иосиф бежали от царя Ирода в Египет, а после его смерти вернулись в Назарет. Богородица присутствовала на Голгофе во время распятия Христа, и, по христианской традиции, Христос после Своего воскресения явился прежде всего Ей. После Вознесения Господнего, Мария жила в доме Иоанна Богослова, а за три дня до успения Ей явился ангел и оповестил, что Её душа разлучится с телом, а потом произойдет чудесное воссоединение и телесное вознесение на небо.

Рождество Пресвятой Богородицы: традиции, обычаи и приметы

Появление на свет Богородицы связано со временем, когда начались исполняться великие и утешительные обещания Божьи о спасении человеческого рода от рабства дьявола. Рождение Пресвятой Марии стало преддверием явления на землю Сына Божьего, Бога во плоти. Всю свою жизнь и даже после успения Пречистая Богоматерь ходатайствует перед Господом о даровании людям вечного блаженства.

В народе этот праздник получил такие названия:

  • Госпожинки;
  • Малая Пречистая;
  • Аспожки;
  • Оспожин день;
  • Вторые Осенины;
  • Вторая встреча осени;
  • Спасов (Аспасов) день;
  • Пасеков день;
  • Луков день;
  • День луковой слезинки.

На Руси в этот день отмечали праздник урожая, который ещё называли оспожинки или осенины. Праздновали его несколько дней, а то и целую неделю, всё зависело от того, насколько богатый получилось собрать урожай. Этот праздник считали концом лета. Овсяным хлебом было принято встречать матушку осень: самая старшая женщина держала хлеб, а остальные пели песни и просили Богородицу «избавить душу от маеты и надсады, и освятить их житье-бытье». Потом хлеб разламывали на части и по кусочку раздавали присутствующим. Каждая женщина относила свой кусочек в хлев и по крошке скармливала скотине.

Ещё в этот день ходили к родникам и молились Пресвятой Деве, потому что в народном представлении Её рождение связывали с кристально чистой водой. Воду в родниках вначале освящали, а затем набирали и несли домой, чтобы по глоточку пить по утрам.

По традиции, к молодоженам в этот день приходили в гости родные. Молодой семье полагалось показать порядок на дворе и в доме, похвастаться добром, нажитым со дня бракосочетания, а также домашней утварью и новыми нарядами. Главными на столе были пиво и румяный каравай, символизирующий солнце и силы природы. Гости хвалили молодых супругов и давали им наставления.

Приметы дня:

  1. Какой день, такая и осень будет.
  2. Если на растения ложится паутина, то в ближайшие дни погода будет теплой.
  3. Красное небо сулит ветер и дождь.
  4. На траве морозный иней – к дождю.
  5. Листья осины на землю «лицом» вверх падают – к холодной зиме.
  6. Чем больше на луке шелухи, тем суровее будет зима.
  7. Низко летят перелетные птицы – к похолоданию.

Видео: Рождество Пресвятой Богородицы

Рубрики

    • . Другими словами, гороскоп – это астрологическая карта, составленная с учетом места и времени, учитывающая расположение планет относительно линии горизонта. Для построения индивидуального натального гороскопа необходимо с максимальной точностью знать время и место рождения человека. Это требуется для того, чтобы узнать, как располагались небесные тела в данное время и в данном месте. Эклиптика в гороскопе изображена в виде окружности, разделенной на 12 секторов (знаки зодиака . Обратившись к натальной астрологии, вы сможете лучше понять себя и других. Гороскоп – это инструмент самопознании. С его помощью можно не только исследовать собственный потенциал, но и разобраться в отношениях с окружающими и даже принять некоторые важные решения.">Гороскоп130
  • . С их помощью узнают ответы на конкретные вопросы и предсказывают будущее.Узнать грядущее можно по домино, это один из очень редких типов гадания. Гадают и на чайной и кофейной гуще, по ладони, и по китайской Книге Перемен. Каждый из этих способов направлен на предсказание будущего.Если вы желаете знать, что ожидает вас в ближайшее время, выберите то гадание, которое вам больше всего по душе. Но помните: какие бы события ни были вам предсказаны, принимайте их не как непреложную истину, а как предупреждение. Используя гадания, вы предугадаете свою судьбу, но, приложив определенные усилия, сможете её изменить.">Гадания67