САУ "Ягдтигр" (Jagtiger). Ягдтигр Обзор танка ягдтигр

Чел.

6 чел. История Годы производства 1944-1945 гг. Годы эксплуатации 1944-1945 гг. Количество выпущенных, шт. 79 машин Основные операторы Размеры Длина корпуса , мм 10654 Длина с пушкой вперёд, мм 10654 Ширина, мм 3625 Высота, мм 2945 Клиренс , мм 980 Бронирование Тип брони Стальная катаная и литая Лоб корпуса (верх), мм/град. 150 / 50° Лоб корпуса (низ), мм/град. 100 / 50° Борт корпуса, мм/град. 80 / 0° Корма корпуса, мм/град. 80 / 30° Крыша корпуса, мм 40 Лоб рубки, мм/град. 250 / 15° Борт рубки, мм/град. 80 / 25° Корма рубки, мм/град. 80 / 10° Крыша рубки, мм/град. 45 Вооружение Калибр и марка пушки Pak 44 L/55 калибра 128 мм Тип пушки Противотанковая пушка Длина ствола , калибров 55 Боекомплект пушки 40 снарядов Углы ВН, град. −6…+15° Углы ГН, град. ±10° Пулемёты 1 пулемёт МG 34 калибра 7,92 мм Подвижность Тип двигателя Maybach HL 230 P45,12-цилиндровый,карбюраторный,V-образный,жидкостного охлаждения;мощность 650 л.с.(478 кВт) при 2600 об/мин, рабочий объём 23095 куб.см. Мощность двигателя, л. с. 700 л.с. Скорость по шоссе, км/ч 41,5 км/ч Скорость по пересечённой местности, км/ч 15,5 км/ч Запас хода по шоссе , км 170 км Запас хода по пересечённой местности, км 70 км Тип подвески Индивидуальная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см² 1,06 Преодолеваемый подъём, град. 35° Преодолеваемая стенка, м 0,85 м Преодолеваемый ров, м 2,5 м Преодолеваемый брод , м 1,75 м Ягдтигр на Викискладе

Боеприпасы к 128-мм орудию

Снаряды к орудию 12,8 cm PaK 44 L/55
Снаряды Бронебойный снаряд Panzergranate 39/43 APC Бронебойный снаряд Panzergranate 40/43 APBC (с баллистическим колпачком) Осколочно-фугасный снаряд Sprenggranate
Масса 28,3 кг 28,0 кг
Масса взрывчатого вещества 0,55 кг 3,6 кг
Метательный заряд 15 кг 12,2 кг
Длина снаряда 49,65 см 62,3 см
Начальная скорость 930 м/с 750 м/с
Бронепробиваемость при угле встречи 30° к вертикали
На дистанции 500 м 166 мм 235 мм
На дистанции 1000 м 143 мм 210 мм
На дистанции 2000 м 117 мм 190 мм

Средства наблюдения и связи

Для механика-водителя был установлен бинокулярный перископ Fahrerfernrohr K.F.F. 2 с полем зрения в 65° и кратностью в 1х. Для лобового пулемёта применялся монокулярный прицел K.Z.F. 2 с полем зрения 18° и кратностью увеличения 1,8х. Для орудия использовался монокулярный прицел Winkelzielfernohr (W.Z.F.) 2/7 либо 2/1 с кратностью 10х и полем зрения 7°.

Двигатель и трансмиссия

Ни двигателем, ни трансмиссией «Ягдтигр» не отличался от линейного танка, оснащённого 12-цилиндровым бензиновым двигателем Maybach HL 230 P30 мощностью 700 л. с. при 3000 об/мин.

Ходовая часть

Ходовая часть практически полностью была заимствована у базового танка и применительно к одному борту состояла из ведущего колеса переднего расположения, пяти двойных катков с опорой на внешнюю часть гусеницы, четырёх двойных опорных катков с опорой на внутреннюю часть гусеницы и направляющего колеса. Правда, в отличие от танка, у которого половинки направляющего колеса частично перекрывали девятый опорный каток, из-за увеличившейся длины корпуса направляющее колесо было отнесено назад. Ширина гусеницы составляла 800 мм. М. Свирин утверждает, что ходовая часть САУ была двух типов: типа Хеншель с торсионами и типа Порше c двухосевыми тележками и рессорными балансирами. С молчаливого согласия ОКНХ вторая ходовая часть была принята к исполнению. И оказалась более удачной. Она была легче подвески Хеншеля, мало того, допускала ремонт в полевых условиях. Лебедка, выполнявшая «предзакрутку» торсионов, имелась только на одном заводе - в Сент-Валентине.

Серийное производство

Итого 88, в то время, как по разным данным, их было от 70 до 79…

В действительности было собрано всего 80 машин. Из них ходовую часть "Порше" имели 11 (февраль - 1, июль - 3, август - 3, сентябрь - 4). В апреле 1945 года успели достроить только 3 САУ, остальные 8 к окончанию войны собраны не были. При этом стоит отметить, что 4 установки выпуска апреля 1945 года были вооружены 88-мм пушками, но так как не получили прицелов, то окончательно приняты не были и в боевых действиях не участвовали.

Организационно-штатная структура

«Ягдтигры» поступали на вооружение отдельных тяжёлых противотанковых батальонов (schwere Panzerjagerabteilung, s.Pz.Jgr.Abt). Планировалось, что они заменят в этих подразделениях САУ «Фердинанд». Однако из-за сложности в производстве и постоянных бомбёжек авиации союзников удалось выпустить сравнительно небольшое количество машин, и этим планам не суждено было сбыться. В результате «Ягдтиграми» было вооружено по две из трёх рот в двух тяжёлых противотанковых батальонах - знаменитых 653-м и 654-м, ранее проявивших себя на Курской дуге.

Боевое применение . После нескольких дней боёв, когда германские войска в Рурском мешке сдались, почти вся техника была уничтожена самими немцами, чтобы та не досталась противнику.

Оценка машины

Не вызывает сомнения, что «Ягдтигр» в вопросе противотанковой борьбы превосходил все танки и САУ как антигитлеровской коалиции, так и самого Третьего рейха. Как минимум до 1948 года в мире не имелось танка, который мог бы выдержать выстрел этой машины даже в лоб. Пушка PaK 44 с длиной ствола в 55 калибров, созданная на базе зенитки, позволяла поражать любой танк на всех разумных дистанциях боя.

Вместе с тем, самоходка обладала целым набором существенных недостатков, самыми важными из которых были следующие:

  • Ходовая часть «Ягдтигра» была крайне перегруженной, что привело к очень низкой надёжности машины. По этой причине в конструкцию САУ штатно входили два стационарных подрывных заряда для её уничтожения в случае технической неисправности. Один заряд размещался под двигателем, второй - под казёнником пушки.
  • Мощность двигателя в 700 л. с. для машины массой 75 тонн была явно недостаточной. Следствием этого была плохая подвижность САУ, что в известной степени уменьшало преимущества мощнейшего лобового бронирования и вооружения. Для сравнения, аналогичный двигатель был установлен на танке «Пантера », который весил на 30 тонн меньше. По этой причине самоходка в основном использовалась в укрытиях на стационарных позициях, где её низкие ходовые качества особой роли не играли.
  • При отсутствии вращающейся башни, невысокой скорострельности из-за раздельного заряжания и численном превосходстве противника, атака во фланг «Ягдтигру» становилась более чем вероятной. В 1944-1945 гг. его бортовая броня не обеспечивала надёжной защиты от современных танковых и противотанковых пушек стран антигитлеровской коалиции. Это же обстоятельство делало машину уязвимой к атакам пехоты со средствами ближнего противотанкового боя - гранатомётами «Базука » или трофейными фаустпатронами .
  • Дороговизна и нетехнологичность производства.
  • САУ была крайне тяжела, легко вязла на мягком грунте (распаханной пашне) и не могла проехать по ряду мостов из-за большой массы.

В результате число выпущенных машин было весьма невелико, и они не оказали сколько-нибудь значительного влияния на исход боевых действий.

Стендовый моделизм

Ягдтигр широко представлен в стендовом моделизме. Сборные пластиковые модели-копии Ягдтигр различных модификаций в масштабе 1:35 выпускаются фирмами Тамия (Япония) с ходовой Хеншеля и Драгон (Китай).Примечания

История создания САУ "Ягдтигр"

"Традиционно считается, что к созданию тяжелых противотанковых орудий немцы приступили, столкнувшись с советскими танками Т-34 и КВ. Однако это не совсем верно, так как впервые с танками, имевшими противоснарядное бронирование, им пришлось столкнуться в ходе Французской кампании.

Так что неудивительно, что уже в мае 1941 года на совещании в Бергхофе Гитлер приказал начать разработку самоходных противотанковых установок с мощными пушками калибра 105 и 128 мм и опробовать их против захваченных сильно бронированных французских и английских танков. В качестве базы решили использовать два шасси VK 3001(H). Это были шасси опытного 30-тонного танка. Лобовая броня корпуса составляла 60, а бортовая – 50 мм. В ходовой части использовалась подвеска с шахматным расположением опорных катков и гусеница шириной 520 мм. На машине был установлен двигатель Maybach HL116 мощностью 300 л.с. На базе этого шасси фирма Rheinmetall-Borsig в Дюссельдорфе и изготовила тяжелые САУ 12,8 cm Panzer-Selbstfahrlafette V. 128-мм пушка Gerat 40 с длиной ствола 61 калибр и начальной скоростью снаряда 910 м/с, созданная на базе зенитного орудия, была установлена в открытой сверху рубке в кормовой части корпуса. Для размещения орудия массой 7 т пришлось удлинить ходовую часть, введя восьмой опорный каток. В рубке с толщиной стенок 30 мм размещались пять членов экипажа и 18 пушечных выстрелов. Масса машины достигла 36 т. После уточнения характеристик орудия Управление вооружений пришло к выводу, что при начальной скорости бронебойного снаряда 900 – 920 м/с любой танк является практически не защищенным от стрельбы этой САУ на всех дистанциях действительного огня. Однако, имевшиеся средства наведения позволяли вести эффективный огонь из этого орудия на дистанциях до 1500 м.


Самоходно-артиллерийская установка 12,8 cm Panzer-Selbstfahrlafette V во дворе завода фирмы Rheinmetall

Первый образец САУ был изготовлен в августе 1941 года, а в конце года две машины этого типа были отправлены на Восточный фронт для испытаний в боевых условиях. Зимой 1943 года одна из них была захвачена войсками Красной Армии в районе Сталинграда. Эта машина поступила на НИБТПолигон ГБТУ Красной Армии в Кубинке, где она находится и поныне. Судьба второй машины неизвестна.

Поскольку немецкая САУ прибыла на полигон в неисправном состоянии, полноценные ее испытания провести не удалось, тем не менее, трофей подвергся тщательному изучению, о чем свидетельствуют выдержки из отчета.


Panzer-Selbstfahrlafette V в сборочном цеху

«Главной особенностью указанного штурмового орудия является его мощное вооружение из 128-мм пушки, позволяющей эффективно поражать все типы советских танков на очень больших дистанциях (около 1500 м и более). Поскольку пушка частично неисправна, испытания ее на месте штатными боеприпасами не проводились.

Несмотря на то, что в боекомплекте орудия имеются выстрелы с осколочным снарядом, пленные показывают, что по пехоте огонь из орудия практически не велся (только по танкам и автомобилям). Мощность осколочного снаряда достаточна для поражения легких танков и автомобилей любого типа.

Видео: ПТ САУ "Ягдтигр" в действии.

Штатно оборонительного пулемета орудие не имеет, что делает его легкой добычей пехоты и малоразмерных огневых средств.

Примененный в машине новый тип шестицилиндрового двигателя является очень удачным с точки зрения его конструкции и надежности работы. Однако указанный тип двигателя очень критичен к чистоте топлива и требует специальной подготовки по обслуживанию (регулировка и ремонт).

Из имеющихся в настоящее время в немецкой армии данный тип штурмового орудия наиболее интересен и перспективен для массового использования, как в наступлении, так и в обороне».

Проанализировали советские специалисты и особенности использования самоходки, а также способы борьбы с ней.

«По показаниям пленных указанная тяжелая штурмовая машина использовалась немецкими войсками в специальном подразделении (дивизионе) для отражения атак советских танков тяжелых и средних типов... преимущественно на позициях изготавливания к атаке. Используя вооружение из мощной длинноствольной пушки, немецкое тяжелое штурмовое орудие может эффективно применяться против всех типов наших танков на всех дальностях действительного огня в пределах видимости.


Интерьер боевого отделения. Вид на правый борт

К моменту захвата расчет штурмового орудия уничтожил приблизительно за месяц боев не менее 7 советских танков, преимущественно тяжелого типа (уничтожение 6 отмеченных танков подтверждено дополнительно). Против легких танков штурмовое орудие не применялось.


Вид на лафет и механизмы наведения 128-мм пушки

Броня танка типа KB даже с учетом ее предельно допустимого наращивания не является препятствием для бронебойного снаряда тяжелой пушки K.40(R) на всех дальностях стрельбы.

В настоящее время наиболее эффективным средством защиты от подобного тяжелого штурмового орудия является, по-видимому, не увеличение толщины брони (каковое смысла уже не имеет), а значительное улучшение подвижности и уменьшение размеров отечественных танков и иных бронемашин. Пленные показывают, что вести прицельный огонь против движущихся советских легких танков типа Т-60, Т-70 и «Валентин» значительно сложнее, чем против танков тяжелого типа (KB и Т-34).

Благодаря монтажу орудия в невращающейся установке и применению в нем выстрелов раздельного заряжания, наиболее эффективным способом противодействия ему следует считать постоянное маневрирование танка, затрудняющее расчету произведение прицельного выстрела. Орудие легко обнаружить путем наблюдения, так как при выстрелах из-за действия дульного тормоза поднимается большое облако пороховых газов.


128-мм немецкая САУ на выставке трофейного вооружения в ЦПКиО им. Горького. Москва, весна 1943 года

Немцы избегают применять в бою такие штурмовые орудия без поддержки легких и средних танков, а также противотанковых и штурмовых орудий средних и малых калибров».


128-мм противотанковая пушка Рак 44 фирмы Krupp в походном положении

Судя по всему, немецкое командование не испытывало никаких иллюзий по поводу дальнейшего использования 12,8 cm Panzer-Selbstfahrlafette V. Однако в том числе и этот опыт заставил Управление вооружений летом – осенью 1942 года обратиться к идее создания специализированных полностью бронированных противотанковых САУ, вооруженных орудиями средних и больших калибров. При этом разработка новой самоходки со 128-мм пушкой первоначально не предусматривалась. Но уже 2 февраля 1943 года Управление вооружений передало тактико-технические требования к тяжелому «Ягдпанцеру» в артиллерийское конструкторское бюро фирмы Friedrich Krupp AG в Эссене. Техтребования предусматривали создание 128-мм САУ на базе танка Tiger НЗ (Tiger II) с рубкой, расположенной в кормовой части. Контракт на поставку шасси был заключен с фирмой Henschel & Sohn в Касселе. К середине апреля 1943 года последняя предложила два варианта проекта 12,8 cm Panzerjager на шасси Tiger НЗ (Tigerjager). Один – с кормовым размещением рубки, другой – с рубкой, установленной в средней части корпуса. В итоге предпочтение было отдано второму варианту, в наибольшей степени унифицированному с танком Tiger НЗ.


Прототип «Ягдтигра» с ходовой частью конструкции Ф.Порше на полигоне. Вооружение еще не установлено. Весна 1944 года

На САУ с передним расположением двигателя предполагалось, кстати, установить 128-мм пушку с длиной ствола в 70 калибров. Разместить это орудие в машине с компоновкой как у танка Tiger II было крайне затруднительно. В этом случае вылет ствола за пределы корпуса САУ составил бы 4,9 м. Кроме того, заряд для этой пушки имел длину ИЗО мм против 870 мм у пушки Рак 44 с длиной ствола в 55 калибров. В итоге предпочтение и было отдано последней.


Прототип «Ягдтигра» с ходовой частью конструкции Ф.Порше в сборочном цеху. Хорошо видны фланцы крепления тележек подвески


В сборочном цеху – прототип «Ягдтигра» с ходовой частью, заимствованной у «Королевского тигра». Хорошо видны отверстия в борту корпуса, предназначенные для установки торсионных валов

Необходимо отметить, что серийный выпуск 128-мм пушки Рак 44 начался в декабре 1943 года в качестве буксируемой противотанковой. Пушка была сконструирована на основе баллистики 128-мм зенитного орудия, но в отличие от последнего имела раздельно-гильзовое, а не унитарное заряжание. Несмотря на это, пушка имела скорострельность до 5 выстр./мин. Орудие было установлено на крестообразном лафете, обеспечивавшем круговой обстрел. Из-за большой массы артсистемы – более 10 т – его могли буксировать только 12– и 18-тонные полугусеничные тягачи. Всего было изготовлено 18 таких орудий.


Первые прототипы «Ягдтигра» поступили на Куммерсдорфский полигон соответственно в феврале (с подвеской Порше, вверху) и в мае (с подвеской Хеншеля, внизу) 1944 года

В боекомплект Рак 44 входили выстрелы с бронебойным снарядом массой 28,3 кг и осколочным массой 28 кг. Бронепробиваемость Рак 44 составляла 200 мм на дистанции в 1,5 км. Пушка могла поразить любой советский, американский или английский танк на дистанциях для них запредельных. Кроме того, из-за большой массы снаряда при его попадании в танк, даже без пробития брони, в 90% случаев он все равно выходил из строя.

В феврале 1944 года начался выпуск 128-мм противотанковых орудий Рак 80. От Рак 44 они отличались главным образом отсутствием дульного тормоза. Поскольку лафет для него сконструирован не был, то качающуюся часть стали устанавливать на лафетах трофейных советских 152-мм гаубиц М-10, гаубиц-пушек МЛ-20 и французских 155-мм пушек. Всего по январь 1945 года было изготовлено 132 орудия, из которых 80 установили в САУ, сверхтяжелый танк Maus, а также использовали для подготовки экипажей.

Деревянный макет САУ в натуральную величину был показан на полигоне Арис в Восточной Пруссии. САУ произвела на фюрера самое благоприятное впечатление, и последовало «высочайшее» распоряжение начать ее серийный выпуск в следующем году. 7 апреля 1944 года машине присвоили название Panzerjager Tiger Ausf.B (Sd.Kfz.186), позже упрощенное до Jagdtiger. Спустя 13 дней изготовили в металле первый образец.


Сборочный цех завода «Нибелунгенверке» в городе Сент-Валентин (Австрия)

Выпуск «ягдтигров» (точнее, их изготовление) начался в июле 1944 года в цехах завода Niebelungenwerke в Сент-Валентине, принадлежавшего концерну Steyr-Daimler-Puch AG. Не считая трех первых прототипов, было изготовлено 74 «Ягдтигра».

Производство САУ «Ягдтигр»

Планами предусматривалось изготовить в 1944 году 150 «ягдтигров», а в 1945-м еще 100 до мая-месяца. Затем производство предполагалось перенести на завод фирмы Jung в Юнгентале. На новом месте немцы собирались выпустить 5 машин в мае, 15 в июне, а затем изготавливать ежемесячно по 25 штук до конца 1945 года. Планам этим не суждено было сбыться. Выпуском «ягдтигров» занимался только завод Niebelungenwerke, причем, как это видно из таблицы, с существенным отставанием от графика, что и неудивительно. 16 октября 1944 года союзная авиация совершила воздушный налет на завод в Сент-Валентине и сбросила на него около 143 т бомб. Производство «ягдтигров» на некоторое время полностью прекратилось, а потом велось очень медленными темпами, достигнув своего максимума в марте 1945 года (скорее всего за счет сдачи машин, сборка которых была начата еще в феврале). Но 23 марта 1945 года завод Niebelungenwerke был подвергнут еще одной массированной бомбардировке (сброшено около 258 т фугасных бомб), практически остановившей производство. Последние 4 «Ягдтигра» были собраны к 15 апреля 1945 года. Эти машины получил 653-й батальон тяжелых истребителей танков (Panzerjager Abteilung 653), причем последняя самоходка была передана экипажу 4 мая 1945 года. Спустя четыре дня завод в Сент-Валентине был занят Красной Армией.


«Ягдтигр» в сборочном цеху. Хорошо видны балансиры подвески Хеншеля

В связи с нехваткой 128-мм орудий Рак 44 было принято решение об установке на «Ягдтигр» 88-мм пушки Рак 43/3. Планировалось в апреле 1945 года изготовить 4 таких машины, а в мае – 17. Проект САУ Panzerjager Tiger fur 8,8 cm Pak 43/3 (Sd.Kfz.185) был разработан, но в металле ни одна машина изготовлена не была.


Описание конструкции САУ "Ягдтигр"


Компоновка истребителя танков «Ягдтигр»

Общая компоновка САУ Jagdtiger в целом сохранилась такой же, как у танка Tiger II. Однако нагрузка на шасси при выстреле предполагалась большей, чем у танка, поэтому его удлинили на 260 мм.

Отделение управления находилось в передней части САУ. В нем размещались главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота. Слева от коробки передач располагались органы управления, контрольные приборы и сиденье механика-водителя. Справа находился курсовой пулемет и сиденье стрелка-радиста. Радиостанция также находилась в отделении управления – над коробкой передач и правой бортовой передачей.

Внутри ПТ САУ "Ягдтигр"

Боевое отделение располагалось в средней части самоходной установки. Над ним размещалась бронированная рубка, в которой монтировалось орудие. Слева от пушки находились перископический прицел, механизмы наведения и сиденье наводчика. Сиденье командира находилось справа от орудия. В нишах по стенкам корпуса рубки и на полу боевого отделения размещался боекомплект. В задней части рубки размещались два заряжающих.

В моторном отделении, располагавшемся в кормовой части корпуса, размещались двигатель, вентиляторы и радиаторы системы охлаждения, топливные баки. Между моторным и боевым отделениями имелась перегородка.

Следует отметить, что бронекорпус танка почти не претерпел изменений ни в части конструкции, ни в части толщины брони. Борта рубки представляли собой одно целое с бортами корпуса и имели такую же толщину – 80 мм. Лобовой и кормовой листы рубки соединялись с бортами «в шип», усиливались шпонками, а затем обваривались. Толщина лобового листа рубки достигала 250 мм, располагался он под углом 75° от горизонтали, что делало его практически неуязвимым для всех противотанковых средств противника на дистанции свыше 400 м. Кормовой лист имел толщину 80 мм. В нем располагался люк для демонтажа орудия, загрузки боекомплекта и эвакуации экипажа, закрывавшийся двухстворчатой крышкой на петлях. Крыша рубки изготавливалась из 40-мм бронелиста и крепилась к корпусу болтами. В правой передней части крыши рубки располагалась командирская вращающаяся наблюдательная башенка со смотровым прибором, прикрытым П-образной броневой скобой. Перед прибором в крыше башенки имелся лючок для установки стереотрубы. За командирской башенкой размещался посадочный люк командира, а слева от нее – амбразура перископического прицела пушки. Кроме того, в крыше рубки устанавливались вентилятор, «устройство ближнего боя» и четыре прибора наблюдения.

«Ягдтигр» (шасси № 305003) с подвеской конструкции Порше перед отправкой на фронт

В амбразуре переднего листа рубки, прикрытой массивной литой маской, устанавливалась пушка 12,8 cm Pak 44 (Pak 80) калибра 128 мм. Начальная скорость бронебойного снаряда достигала 920 м/с. Длина ствола орудия, разработанного фирмой Кгарр и изготавливавшегося на предприятии Bertha-Werke в Бреслау, составляла 55 калибров (7020 мм). Масса орудия – 7000 кг. Затвор – клиновой, горизонтальный, имел 1/4 автоматики, то есть открывание затвора и экстрактирование гильзы производились вручную, а после досылания снаряда и заряда затвор закрывался автоматически. Пушка была смонтирована на специальном станке, установленном в корпусе САУ. Вертикальное наведение осуществлялось в пределах от -7° до +15°, горизонтальное – 10° на сторону. Противооткатные устройства располагались над стволом орудия. Предельная длина отката – 900 мм. Наибольшая дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом достигала 12,5 км. Как уже отмечалось, пушка Рак 44 отличалась от 128-мм зенитной пушки Flak 40 раздельно-гильзовым заряжанием. В тесной рубке САУ с громоздким и тяжелым «унитаром» не было возможности развернуться. Для ускорения процесса заряжания в экипаж «Ягдтигра» входили два заряжающих: в то время как один досылал в камору снаряд, другой – подавал гильзу с зарядом. Тем не менее, скорострельность «Ягдтигра» не превышала 2 – 3 выстр/мин.


«Ягдтигр», вид сзади. Обращают на себя внимание кожухи выхлопных труб и массивная двухстворчатая броневая дверь в кормовом листе рубки

Panzerjager Tiger Ausf.B

Чертеж выполнил В.Мальгинов

Станок 128-мм пушки:

1 – кронштейн крепления цапфы;

2 – цапфа;

3 – тормоз отката;

4 – маховик горизонтальной наводки;

5 – привод к прицелу;

6 – маховик вертикальной наводки

Боекомплект САУ размещался на полу боевого отделения и бортах рубки в хомутиковых укладках и составлял 38 – 40 выстрелов.

Перископический прицел WZF 2/1 имел десятикратное увеличение и поле зрения 7°, что позволяло поражать цели на дистанции до 4000 м.

Вспомогательное вооружение «Ягдтигра» состояло из пулемета MG 34, размещенного в шаровой установке в лобовом листе корпуса. Боекомплект пулемета – 1500 патронов. На крыше рубки было смонтировано «устройство ближнего боя» – 26-мм противопехотный гранатомет. На машинах поздних выпусков стал устанавливаться зенитный пулемет MG 42.

Боевое отделение САУ «Ягдтигр». На переднем плане – казенная часть 128-мм пушки. Слева от нее – рабочее место наводчика и маховик горизонтальной наводки. Над ним, в крыше рубки, установлено так называемое «устройство ближнего боя» – казнозарядная мортирка для стрельбы дымовыми и осколочными гранатами. По бортам рубки – стеллажи для пеналов с зарядами

На «Ягдтигре» устанавливался такой же силовой блок, что и на танке «Королевский тигр» – 12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный двигатель Maybach HL 230Р30 мощностью 700 л.с. (515 кВт) при 3000 об/мин (на практике число оборотов не превышало 2500). Цилиндры располагались V-образно под углом 60°. Степень сжатия 6,8. Сухая масса двигателя составляла 1300 кг. Для питания двигателя использовался этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость семи бензобаков составляла 860 л. Подача топлива принудительная, с помощью двух диафрагменных насосов Solex. Карбюраторов – четыре, марки Solex 52FFJIID.

Рабочее место механика-водителя. Хорошо видны штурвал, панель приборов (справа над коробкой передач) и прибор наблюдения механика-водителя. Слева – рычаг и сервомеханизм открывания крышки посадочного люка механика-водителя

Система смазки – циркуляционная, под давлением, с сухим картером. Циркуляция масла осуществлялась тремя шестеренчатыми насосами, из которых один нагнетающий и два отсасывающих.

Система охлаждения – жидкостная. Радиаторов – четыре, соединенных по два последовательно. Емкость радиаторов – около 114 л. По обеим сторонам двигателя располагались вентиляторы типа Zyklon.

Для ускорения запуска двигателя в холодное время года предназначался термосифонный подогреватель, отапливаемый паяльной лампой, которая устанавливалась с наружной стороны кормового листа корпуса.

Запуск двигателя штатно осуществлялся с помощью электростартера. В случае необходимости был возможен запуск двигателя вручную или с помощью пускача. Рукоятка ручного запуска двигателя соединялась с кулачковой муфтой на коленчатом валу двигателя. Рукоятку вставляли в небольшое отверстие в кормовом листе корпуса с правой стороны, чуть ниже выхлопной трубы. Отверстие закрывалось бронекрышкой.

Укладка зарядов 128-мм пушки в боевом отделении «Ягдтигра»

Для пуска двигателя с помощью пускача снималась крышка большого люка на уровне коленчатого вала двигателя. Пускач неподвижно фиксировался на броне САУ с помощью двух держателей, и шестерня на валу пускача входила в зацепление с шестерней на коленчатом валу двигателя.

Общий вид тележки подвески конструкции Ф.Порше (слева и в центре), сломавшейся во время испытаний из-за некачественного материала

С помощью специального устройства был возможен запуск двигателя САУ от двигателей автомобилей Kubelwagen или Schwimmwagen.

Трансмиссия состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов. При этом главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота, состоявший из двух суммирующих планетарных рядов, конструктивно были объединены в единое целое – двухпоточный механизм передач и поворота.

Направляющее колесо ходовой части конструкции Ф.Порше

Коробка передач Maybach OLVAR OG(B) 40 12 16В продукции завода Zahnradfabrik в Фридрихсхафене – безвальная, с продольным расположением осей, восьмиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с центральным синхронизатором и индивидуальными тормозами, с полуавтоматическим управлением. Коробка обеспечивала 8 передач вперед и 4 назад. Ее особенностью являлось отсутствие общих валов для нескольких шестерен, каждая шестерня монтировалась на отдельных подшипниках. Коробка снабжалась автоматическим гидравлическим сервоприводом. Для переключения передач было достаточно перевести рычажок, не выжимая педали главного фрикциона. Сервопривод автоматически, без участия водителя, выключал главный фрикцион и ранее включенную передачу, производил синхронизацию угловых скоростей включаемых зубчатых муфт, включал новую передачу, а затем плавно включал и главный фрикцион.

Истребитель танков «Ягдтигр» с ходовой частью конструкции Ф.Порше.

Истребитель танков «Ягдтигр» с 88-мм пушкой Рак 43/4 (проект)

Крыша рубки «Ягдтигра». Вверху справа – командирская башенка с лючком для стереотрубы, перед ней – посадочный люк командира, вверху слева – дугообразная амбразура перископического прицела

В случае порчи гидравлической аппаратуры переключение шестерен и выключение главного фрикциона можно было производить механическим путем. Система смазки шестерен – струйная, с подачей масла в место зацепления при сухом картере.

Компоновка боевого отделения истребителя танков «Ягдтигр»

Многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле был конструктивно встроен в коробку передач, так же как и стояночный тормоз.

Фрикционно-шестеренчатый механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал танку по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. При этом максимальный радиус составлял 114 м, минимальный – 2,08 м. Более крутые повороты при включенной передаче, в том числе вокруг отстающей гусеницы, трансмиссией не обеспечивались. При нейтральном положении коробки передач был возможен поворот вокруг центра тяжести САУ движением забегающей гусеницы вперед и отстающей назад с радиусом В/2, где В – ширина САУ.

Бортовые передачи – двухрядные, комбинированные, с разгруженным ведомым валом.

Следует подчеркнуть, что двигатель и трансмиссия САУ были заимствованы у танка «Тигр II» с минимальными изменениями. Например, отсутствовал отбор мощности на гидропривод поворота башни, по причине ее отсутствия.

«Ягдтигр» с подвеской Ф.Порше на железнодорожной платформе. На машине транспортные гусеницы, фальшборта демонтированы

Ходовая часть также была в основном аналогична танковой. Удлинение корпуса на 260 мм повлекло за собой увеличение длины опорной поверхности с 4120 до 4240 мм. Однако из-за увеличения массы САУ по сравнению с танком на 5 т удельное давление на грунт не только не уменьшилось, но даже возросло с 1,02 до 1,06 кг/см2.

Сборка ходовой части САУ «Ягдтигр» (как, впрочем, и самого «Королевского тигра») была одной из наиболее трудоемких операций, серьезно задерживавшей процесс производства. Поэтому конструкторское бюро Фердинанда Порше в инициативном порядке предложило применить на «Ягдтигре» подвеску, аналогичную установленной на истребителе танков «Фердинанд».


Для сравнения размеры других немецких танков и САУ

Особенностью этой подвески было то, что торсионы располагались не внутри корпуса, а снаружи, внутри тележки. Каждый из таких продольно расположенных торсионов «работал» на два опорных катка. Выигрыш в массе подвески составлял 2680 кг, а во времени изготовления и монтажа – 390 кг.

Кроме того, установка и закручивание торсионов стандартной подвески были возможны только в собранном корпусе, в строгой последовательности и с использованием специальной лебедки. Замена торсионов и балансиров подвески могла производиться только в заводских условиях. Сборка же тележек подвески Порше была возможна отдельно от корпуса, а их монтаж мог производиться без применения специального оборудования.

Не представлял трудностей ремонт и замена вышедших из строя тележек подвески в фронтовых условиях.

Американские солдаты осматривают брошенный немцами «Ягдтигр» из состава 653-го батальона тяжелых истребителей танков. Германия, апрель 1945 года. Машина получила попадание по касательной в проушину левой передней буксирной серьги (фото внизу), из-за чего вышла из строя бортовая передача



С подвеской Порше построили семь машин (два прототипа и пять серийных), первая из которых вышла на испытания даже раньше, чем машина с подвеской фирмы Henschel. Тем не менее, несмотря на все преимущества ходовой части конструкции Ф.Порше, Управление вооружений не рекомендовало ее в серийное производство. Главной причиной были более чем натянутые отношения между чиновниками и конструктором. Сыграла свою роль и поломка тележки подвески во время испытаний, произошедшая по вине изготовителя. Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов и стремление к элементарной унификации между танком и САУ.

В итоге ходовая часть САУ «Ягдтигр» применительно к одному борту состояла из девяти цельнометаллических сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией, расположенных в шахматном порядке в два ряда (пять катков во внешнем ряду, четыре – во внутреннем). Размеры катка – 800x95 мм.

Подвеска – индивидуальная, торсионная, одновальная. Диаметр торсиона – 60...63 мм. Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса.

Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 18 зубьев в каждом. Зацепление цевочное. Направляющие колеса диаметром 650 мм имели металлические бандажи и кривошипные механизмы натяжения гусениц.

Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 94 траков каждая (47 гладких траков, 47 – двухгребневых траков). Ширина боевых гусениц Kgs 73/800/300 – 818 мм, транспортных Kgs 73/660/52 – 658,5 мм. Транспортные гусеницы «Ягдтигра» представляли собой боевые гусеницы «Пантеры» и использовались при перевозке по железной дороге.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ Jagdtiger

Американские солдаты выгружают из захваченного «Ягдтигра» (шасси №305004) боекомплект. Германия, 1945 год

Боевое применение ПТ САУ "Ягдтигр"

Первые 14 серийных «ягдтигров» должны были поступить в 3-ю роту 130-го учебного батальона истребителей танков Учебной танковой дивизии. По-немецки это звучит 3.Companie Panzerjager Lehr Abteilung Panzer Lehr Division. Полное немецкое название приводится не случайно. Дело в том, что в литературе слово Abteilung переводится то как батальон, то как дивизион. И то, и другое правильно, все зависит от контекста. Если танковый, то батальон, если артиллерийский, то дивизион. С истребителями танков происходит путаница, конца которой не видно. Хотелось бы поставить точку в этом вопросе, поскольку имеется явная подсказка – слово Companie. Это рота, а никак не батарея, как переводят некоторые авторы (батарея по-немецки – Battarie). Ну а если рота, то, значит, батальон.

Итак, 130-й батальон должен был получить «ягдтигры» в марте 1944 года. Речь шла о 14 машинах – две в штаб и по четыре в каждый из трех взводов. Однако, как известно, в феврале 1944 года были изготовлены только два прототипа, которые доставили на полигон в Куммерсдорфе в мае 1944 года. Так и недолждавшись новых машин, рота в июне 1944 года убыла на фронт, имея в своем составе 9 истребителей танков Jagdpanzer IV.

Реально же первые «ягдтигры» получил 653-й батальон тяжелых истребителей танков. Этот батальон воевал на Восточном фронте и в Италии, будучи укомплектованным истребителями танков «Элефант» (в «девичестве» – «Фердинанд»). К 1 августа 1944 года батальон потерял 60% своей матчасти – в строю осталось только 12 «элефантов», которые собрали во 2-ю роту. В декабре 1944 года это подразделение было переименовано в 614-ю отдельную роту тяжелых истребителей танков. Весь остальной личный состав батальона отправился в Австрию для переучивания на истребители танков «Ягдтигр». К концу ноября 1944 года батальон получил 16 «ягдтигров».

«Ягдтигр» (шасси №305004), подготовленный к буксировке. Эта машина, оснащенная ходовой частью Порше, демонстрируется ныне в британском Королевском танковом музее в Бовингтоне

Командование Вермахта планировало использовать 653-й батальон тяжелых истребителей танков в наступлении в Арденнах в декабре 1944 года. Поскольку батальон не был укомплектован полностью, на фронт из учебного лагеря Деллерсхайм отправилась только 1-я рота со своими 14 «ягдтиграми». Ее путешествие вылилось в отдельную эпопею. Тремя железнодорожными эшелонами техника роты к 12 декабря была доставлена в Витлих, что в 50 км от линии фронта группы армий «Б».

Отсюда «ягдтигры» было необходимо доставить в Каль в распоряжение 6-й танковой армии. Но для этой цели был предоставлен только один железнодорожный состав (речь идет о специальных платформах для перевозки тяжелых танков, которые, судя по всему, были в большом дефиците), с помощью которого 6 «ягдтигров» были доставлены в Бланкенхайм к 21 декабря. Здесь, в 10 км от линии фронта, они и оставались и в наступлении не участвовали, вопреки утверждениям отдельных изданий, что «дивизион нанес большие потери наступавшим англо-американских танковым частям, вооруженными большей частью «Шерманами», которые представляли для немецких наводчиков прекрасную мишень благодаря своей непомерно большой высоте».

«Ягдтигр» (шасси №304004) во время буксировки

Оставляя без комментариев стиль, орфографию и грамматику данной цитаты, хотелось бы обратить внимание читателя на то, что в декабре 1944 года наступали как раз немцы, а также и на то, что высота «Шермана» в зависимости от модификации колеблется от 2743 до 2972 мм. Для сравнения, высота Т-34-85 – 2720 мм, то есть «Шерман» выше либо на 2,5, либо на 25 см. Ничего не скажешь, непомерно высок! Это сильно облегчало немецким наводчикам стрельбу, особенно с 2 км! Сколько можно кормить читателей баснями? Впрочем, вернемся к «ягдтиграм» 653-го батальона.

«Ягдтигр» (шасси №304004) на тележке-трейлере для транспортировки

23 декабря 1944 года батальон получил приказ принять участие в операции «Нордвинд». На этот раз батальон был обеспечен спецплатформами, но из-за нехватки локомотивов и повреждения путей авиацией союзников переброска «ягдтигров» в район сосредоточения близ Цвайбрюкена так и не началась. В последующие дни предпринимались маловразумительные попытки достигнуть этого района как с помощью железнодорожного транспорта, так и своим ходом. Последние привели к выходу большей части боевых машин из строя. В итоге 2 января 1945 года Цвайбрюкена достигли только четыре «ягдтигра», которые присоединились к трем САУ, прибывшим 30 декабря из Австрии.

«Ягдтигр» (шасси №305058) из состава 653-го батальона тяжелых истребителей танков, захваченный американскими войсками. Март 1945 года

Тот же «Ягдтигр», вид сзади

В соответствии с приказом Гитлера 653-й батальон тяжелых истребителей танков был передан в оперативное подчинение 17-й моторизованной дивизии СС «Гетц фон Берлихинген», которая входила в состав 1-й полевой армии группы армий «Г». К началу наступления 31 декабря 1944 года в батальоне имелось всего три боеготовых «ягдтигра». Никакой информации об их участии в боевых действиях нет. Впрочем, и сама операция «Нордвинд» имела локальный успех, и уже к 5 января стало ясно, что она провалилась.

Тем временем началось формирование новой 2-й роты, и 653-й батальон к 23 января 1945 года приобрел, наконец, свой законченный вид. К уже имевшимся в наличии 33 «ягдтиграм» в его состав передали еще 11 машин из резерва Главного командования. В это число вошли все семь САУ с подвеской Порше. Эти 11 «ягдтигров» использовались ранее в Милау и Деллерсхайме для подготовки экипажей.

Тот же «Ягдтигр». Хорошо видна оригинальная установка зенитного пулемета MG42 на крыше моторного отделения (слева)

Следует, правда, отметить, что достигнутая с таким трудом штатная численность 653-го батальона была условной, так как часть его машин была разбросана на достаточно большой территории от Витлиха до Бонна. Все они находились в неисправном состоянии, эвакуировались или готовились к эвакуации. Некоторые ремонтировались на месте и вступали в бой. Так, например, два «ягдтигра» поддерживали пехоту 14-го корпуса СС близ Ауэнхайма. В этом бою, кстати, они успешно обстреляли контратакующие «шерманы» фугасными снарядами. В январе 1945 года был безвозвратно потерян первый «Ягдтигр».

Исправный «Ягдтигр» (шасси №305020), захваченный американскими войсками, подготовлен к отправке в США. 1945 год. Эта машина ныне находится в экспозиции военного музея на Абердинском полигоне в США

Американские солдаты осматривают «Ягдтигр» из 3-й роты 512-го тяжелого дивизиона истребителей танков, уничтоженный 15 апреля 1945 года севернее Сент-Андреасберга (Германия)

На 1 февраля 1945 года в 653-м батальоне имелось 22 боеготовых «ягдтигра», 19 машин нуждались времонте. Батальон использовался как мобильный резерв на левом фланге группы армий «Г». В конце марта началась переброска 653-го батальона в район Штутгарта. При этом в процессе вывода боевых машин с передовой 7 неисправных «ягдтигров» пришлось взорвать, так как их буксировка была невозможна. Подобное явление в последующем стало обыденным. В результате к 30 марта 1945 года в батальоне насчитывалось уже 28 «ягдтигров», а к 14 апреля – 17.

Спустя два дня экипажам 653-го батальона были переданы 4 «ягдтигра» из армейского арсенала в Линце. Сведенные в боевую группу они провели последние бои восточнее Линца, пока 5 мая 1945 года в Амштетене не были пленены американскими и советскими войсками. Один из захваченных там «ягдтигров» демонстрируется ныне в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке.

Один из последних «ягдтигров», выпущенных в марте 1945 года. Судя по всему, эта машина, оснащенная узкими транспортными гусеницами, просто зарылась в грунт, а затем была подорвана экипажем. Германия, апрель 1945 года

Летом 1944 года в Падерборне на базе 500-го запасного батальона начал формироваться 512-й батальон. Личный состав во вновь формируемый батальон тяжелых истребителей танков переводили из тяжелых танковых батальонов. Боевую подготовку 512-й батальон проходил на полигоне в Деллерсхайме, откуда 11 февраля 1945 года отправилась на фронт его 1-я рота.



«Ягдтигр» с ходовой частью Порше (шасси №305001) из состава 653-го батальона тяжелых истребителей танков, ставший жертвой американской авиации. На втором плане виден еще один подбитый «Ягдтигр»

10 марта 1-я рота 512-го батальона тяжелых истребителей танков вступила в бой с американскими войсками в районе городка Ремаген на берегу Рейна. Пушки «ягдтигров» поражали американские танки на дистанции 2500 м. После боев под г.Зиген в состав роты включили несколько штурмовых орудий StuG III и танков Pz.IV и преобразовали в боевую группу Ernst, названную так по имени ее командира – капитана Альберта Эрнста. Боевая группа занимала оборону на доминирующих над местностью высотах на берегу р. Рур.

Остатки 1-й роты 512-го тяжелого дивизиона истребителей танков сдаются американским войскам. Германия, Изерлон, 16 апреля 1945 года

Видео: момент сдачи 1-ой роты 512-го тяжелого дивизиона истребителей танков, май 1945 года (не уточненные данные)

Еще один подорванный и сгоревший «Ягдтигр». 1945 год

Когда появилась большая колонна американских войск, немцы обрушили на нее шквальный огонь. «Ягдтигры» обстреливали дальние цели, а штурмовые орудия и танки – ближние. В результате скоротечного боя американцы потеряли 11 танков и до 50 других боевых и транспортных машин. Немцы потеряли один «Ягдтигр», пораженный с воздуха ракетой, пущенной с истребителя Р-51 «Мустанг».

Встреча советских и американских солдат в мае 1945 года. За СУ-76М стоит «Ягдтигр». Место съемки неизвестно

16 апреля 1-я рота в составе 6 относительно исправных «ягдтигров» сдалась американским войскам в районе г. Изерлон.

2-я рота 512-го батальона, которой командовал немецкий танкист-ас Отто Кариус, отправилась на фронт под Зигбург 8 марта 1945 года. Во время марша к линии фронта истребители-бомбардировщики союзников уничтожили два «Ягдтигра», еще один был подбит несколькими днями позже в бою под Вальденау.

«Ягдтигры» Кариуса принимали участие в боях в «Рурском мешке». По свидетельству некоторых зарубежных источников, 11 апреля 1945 года в районе г. Унна Кариус подбил около 15 танков противника. Однако это представляется маловероятным. Во всяком случае, судя по воспоминаниям самого Кариуса, ничего подобного не было. Речь, скорее всего, идет о танках, подбитых всей ротой. В последние недели войны САУ 2-й роты принимали участие в обороне Дортмунда, где 15 апреля сдались американским войскам. Часть боевых машин была уничтожена экипажами.

Трофейный «Ягдтигр» во время испытаний на НИБТПолигоне в Кубинке. 1947 год

Что касается 3-й роты, в которой по состоянию на 26 марта 1945 года насчитывалось 10 «ягдтигров», то она в тот момент находилась в Зеннелагере. О дальнейших боевых действиях этой роты ничего не известно.

2 мая 1945 года примерно 40 танкистов 501-го тяжелого танкового батальона СС прибыли в Сент-Валентин на завод Niebelungenwerk для получения шести «ягдтигров». Однако «поставить на ход» удалось только две машины. 5 мая они заняли оборонительные позиции в районе г. Сент-Пельтен. 8 – 9 мая остатки личного состава батальона отступили на запад и сдались американцам.

_________________________________________________________________________

Цитата из книги М.Братинского ""Ягдтигр" и другие истребители танков"

В ходе проектирования тяжелого танка Tiger II фирма Henschel в сотрудничестве с фирмой Krupp приступила к созданию тяжелого штурмового орудия на его базе Новую самоходку планировалось вооружить 128-мм пушкой, осколочно-фугасный снаряд которой имел значительно большее фугасное действие, чем у 88-мм зенитного орудия FlaK 40 Деревянный макет САУ в натуральную величину был продемонстрирован Гитлеру 20 октября 1943 года на полигоне Арис в Восточной Пруссии САУ произвела на фюрера самое благоприятное впечатление и последовало «высочайшее» распоряжение начать ее серийный выпуск в следующем году 7 апреля 1944 года машине присвоили название Panzerjager Tiger Ausf В (Sd Kfz 186), позже упрощенное до Jagdtiger Спустя 13 дней изготовили в металле первый образец При полной боевой массе 75,2 т САУ была самой тяжелой из всех участвовавших во Второй мировой войне боевых машин.

Общая компоновка моторно-трансмиссионной группы и ходовой части самоходной установки сохранилась такой же, как у танка «Королевский тигр» Однако нагрузка на шасси при выстреле предполагалась большей, чем у танка, поэтому его удлинили на 260 мм.

Бронекорпус танка почти не претерпел изменений ни в части конструкции, ни в части толщины брони Борта рубки представляли собой одно целое с бортами корпуса и имели такую же толщину - 80 мм. Лобовой и кормовой листы рубки соединялись с бортами «в шип», усиливались шпонками, а затем обваривались Толщина лобового листа рубки достигала 250 мм, располагался он под углом 75° к горизонтали, что делало его практически неуязвимым для всех противотанковых средств противника на дистанции свыше 400 м Кормовой лист имел толщину 80 мм. В нем располагался люк для демонтажа орудия, загрузки боекомплекта и эвакуации экипажа, закрывавшийся двухстворчатой крышкой на петлях Крыша рубки изготавливалась из 40-мм бронелиста и крепилась к корпусу болтами В правой передней части крыши рубки располагалась командирская вращающаяся наблюдательная башенка со смотровым прибором, прикрытым П-образной броневой скобой Перед прибором в крыше башенки имелся лючок для установки стереотрубы За командирской башенкой размещался посадочный люк командира, а слева от нее - амбразура перископического прицела пушки Кроме того, в крыше рубки устанавливались вентилятор, «устройство ближнего боя» и четыре прибора наблюдения.

В амбразуре переднего листа рубки, прикрытой массивной литой маской, устанавливалась пушка 12,8 cm Pak 44 (Раk 80) калибра 128 мм Начальная скорость бронебойного снаряда достигала 920 м/с Длина ствола орудия, разработанного фирмой Krupp и изготавливавшегося на предприятии Bertha-Werke в Бреслау, составляла 55 калибров (7020 мм) Масса орудия - 7000 кг Затвор - клиновой, горизонтальный, имел 1 / 4 автоматики, то есть открывание затвора и экстрактирование гильзы производились вручную, а после досылания снаряда и заряда затвор закрывался автоматически Пушка была смонтирована на специальном станке, установленном в корпусе САУ Вертикальное наведение осуществлялось в пределах от -7° до +15°, горизонтальное - 10° на сторону Противооткатные устройства располагались над стволом орудия Предельная длина отката - 900 мм Наибольшая дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом достигала 12,5 км.

Пушка Раk 44 отличалась от 128-мм зенитной пушки Flak 40 раздельно-гильзовым заряжанием В тесной рубке САУ с громоздким и тяжелым «унитаром» не было возможности развернуться. Для ускорения процесса заряжания в экипаж «Ягдтигра» входили два заряжающих в то время как один досылал в камору снаряд, другой подавал гильзу с зарядом Тем не менее скорострельность «Ягдтигра» не превышала 2 - 3 выстр/мин.

Боекомплект САУ размещался на полу боевого отделения и бортах рубки в хомутиковых укладках и составлял 38 - 40 выстрелов.

Перископический прицел WZF 2/1 имел десятикратное увеличение и поле зрения 7°, что позволяло поражать цели на дистанции до 4000 м.

Любопытно отметить, что 128-мм пушка Pak 44 впервые появилась на фронте в августе 1944 года как полевое противотанковое орудие Поскольку лафет для нее сконструирован не был, то качающуюся часть устанавливали на лафетах трофейных советских 152-мм гаубиц М-10, гаубиц-пушек МЛ-20 и французских 155-мм пушек Всего таким образом изготовили 116 орудий.

Вспомогательное вооружение «Ягдтигра» состояло из пулемета MG 34, размещенного в шаровой установке в лобовом листе корпуса Боекомплект пулемета - 1500 патронов На крыше рубки было смонтировано «устройство ближнего боя» - мортирка для стрельбы осколочными и дымовыми гранатами.

На «Ягдтигре» устанавливался такой же, что и на танке «Королевский тигр», 12-цилиндровый V-образный карбюраторный четырехтактный двигатель Maybach HL 230P30 мощностью 700 л. с. при 3000 об/мин (на практике число оборотов не превышало 2500) Сухая масса двигателя составляла 1300 кг В качестве топлива использовался этилированный бензин с октановым числом не ниже 74 Емкость семи бензобаков достигала 860 л.

Трансмиссия САУ состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов При этом главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота, состоявший из двух суммирующих планетарных рядов, конструктивно были объединены в единое целое - двухпоточный механизм передач и поворота.

В целом же двигатель и трансмиссия САУ были заимствованы у танка «Королевский тигр» с минимальными изменениями Например, отсутствовал отбор мощности на гидропривод поворота башни, так как ее на САУ не было.

Истребитель танков «Ягдтигр»:

1 - 128-мм пушка; 2 - маска пушки, 3 - банник, 4 - буксирный трос; 5 - антенна, 6 - бронировка курсовою пулемета, 7 - фара со светомаскировочной насадкой, 8 - кормовой люк, 9 - выхлопные трубы, 10 - домкрат, 11 - люк стрелка-радиста, 12 - люк механика-водителя, 13 - командирская башенка, 14 - амбразура перископическою прицела пушки, 15 - амбразура «устройства ближнего боя»; 16 - посадочный люк командира, 17 - отверстие воздухопритока, 18 - отверстие воздуховывода, 19 - бронировка отдушины для притока воздуха к воздушным фильтрам.

Ходовая часть также была в основном аналогична танковой и применительно к одному борту состояла из девяти цельнометаллических сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией, расположенных в шахматном порядке в два ряда (пять катков - во внешнем ряду, четыре - во внутреннем) Размеры катка - 800×95 мм Подвеска - индивидуальная, торсионная, одновальная Диаметр торсиона - 60. 63 мм Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 18 зубьев в каждом Зацепление цевочное Направляющие колеса диаметром 650 мм имели металлические бандажи и кривошипные механизмы натяжения гусениц

Удлинение корпуса на 260 мм повлекло за собой увеличение длины опорной поверхности с 4120 до 4240 мм. Однако из-за возросшей массы САУ по сравнению с танком на 5 т удельное давление на грунт не только не уменьшилось, но даже возросло с 1,02 до 1,06 кг/см 2 .

Сборка ходовой части САУ «Ягдтигр» (как, впрочем, и самого «Королевского тигра») была одной из наиболее трудоемких операций, серьезно задерживавшей процесс производства Поэтому конструкторское бюро Фердинанда Порше в инициативном порядке предложило применить на «Ягдтигре» подвеску, аналогичную установленной на истребителе танков «Фердинанд» Особенностью этой подвески было то, что торсионы располагались не внутри корпуса, а снаружи, внутри тележки Каждый из таких продольно расположенных торсионов «работал» на два опорных катка. Выигрыш в массе подвески составлял 2680 кг, а в ходе изготовления и монтажа - 390 кг

Кроме того, установка и закручивание торсионов стандартной подвески были возможны только в собранном корпусе, в строгой последовательности и с использованием специальной лебедки. Замена торсионов и балансиров подвески могла производиться только в заводских условиях Сборка же тележек подвески Порше была возможна отдельно от корпуса, а их монтаж мог производиться без применения специального оборудования Не представляли трудностей ремонт и замена вышедших из строя тележек подвески во фронтовых условиях.

С подвеской Порше построили две машины (всего изготовили четыре комплекта подвесок), первая из которых вышла на испытания даже раньше, чем машина с подвеской фирмы Henschel. Тем не менее, несмотря на все преимущества ходовой части конструкции Ф. Порше, Управление вооружений не рекомендовало ее в серийное производство. Главной причиной были более чем натянутые отношения между чиновниками и конструктором. Сыграла свою роль и поломка тележки подвески во время испытаний, произошедшая по вине изготовителя Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов и стремление к элементарной унификации между танком и САУ.

Выпуск «ягдтигров» начался в июле 1944 года в цехах завода Niebelungenwerke в Сент-Валентине, принадлежавшего концерну Steyr-Daimler-Puch AG До конца года было изготовлено 48 (по другим данным - 51) самоходных орудий 16 октября 1944 года союзная авиация совершила воздушный налет на завод в Сент-Валентине и сбросила на него около 143 т бомб Производство «ягдтигров» на некоторое время полностью прекратилось, а потом велось очень медленными темпами До марта 1945 года, когда Niebelungenwerke были подвергнуты еще одной массированной бомбардировке (сброшено около 258 т фугасных бомб), практически остановившей производство, заводские цеха покинули 26 (по другим данным, 28) «ягдтигров» Таким образом, всего было выпущено 74 (или 79) САУ этого типа.

В связи с нехваткой 128-мм орудий Раk 44 было принято решение об установке на «Ягдтигр» 88-мм пушки Раk 43/3 Планировалось в первом полугодии 1945 года изготовить 20 таких машин. Проект САУ Panzerjager Tiger fur 8,8 cm Pak 43/3 (Sd Kfz 185) разработали, но в металле эта машина изготовлена не была Остался на бумаге и проект вооружения «Ягдтигра» 128-мм пушкой с длиной ствола 66 калибров.

Первые 14 серийных «ягдтигров» поступили в 130-й учебный батальон истребителей танков, который в боевых действиях участия не принимал Все последующие машины поступали в 512-й и 653-й батальоны тяжелых истребителей танков.

512-й батальон начал формироваться летом 1944 года в Падерборне на базе 500-го запасного батальона В июле в часть прибыла первая САУ, еще три - в конце августа Личный состав во вновь формируемый батальон тяжелых истребителей танков переводили из тяжелых танковых батальонов Боевую подготовку 512-й батальон проходил на полигоне в Деллерсхайме, откуда 11 февраля 1945 года отправилась на фронт его 1-я рота.

10 марта 1-я рота 512-го батальона тяжелых истребителей танков вступила в бой с американскими войсками в районе городка Ремаген на берегу Рейна Пушки «ягдтигров» поражали американские танки на дистанции 2500 м. После боев под городом Зиген в состав роты включили несколько штурмовых орудий StuG III и танков Pz.IV и преобразовали в боевую группу Ernst, названную так по имени ее командира - капитана Альберта Эрнста Боевая группа занимала оборону на доминирующих над местностью высотах на берегу реки Рур Когда появилась большая колонна американских войск, немцы обрушили на нее шквальный огонь. «Ягдтигры» обстреливали дальние цели, а штурмовые орудия и танки - ближние В результате скоротечного боя американцы потеряли 11 танков и до 50 других боевых и транспортных машин. Немцы лишились одного «Ягдтигра», пораженного с воздуха ракетой, пущенной с истребителя Р-51 «Мустанг».

2-я рота 512-го батальона отправилась на фронт под Зигбург 8 марта 1945 года Во время марша к линии фронта истребители-бомбардировщики союзников уничтожили два «Ягдтигра», еще один был подбит несколькими днями позже в бою под Вальденау В последние недели войны САУ 2-й роты принимали участие в обороне Дортмунда, где 15 апреля сдались американским войскам Часть боевых машин была уничтожена экипажами.

Девять «ягдтигров» из 512-го батальона воевали в Австрии в составе 6-й танковой армии СС. Это подразделение, несмотря на частые выходы из строя материальной части, наносило тяжелые потери советским войскам. 9 мая 1945 года последние три САУ прорвались в американскую зону и сдались.

653-й батальон тяжелых истребителей танков вступил в бой в начале декабря 1944 года В его составе насчитывалось только девять САУ, но к концу месяца их число возросло до 16 Причем в состав этого батальона входили оба «Ягдтигра» с ходовой частью конструкции Порше. В течение первых месяцев 1945 года батальон эпизодически участвовал в боях с американскими войсками на юге Германии 6 мая несколько «ягдтигров» были окружены советскими частями При попытке прорваться в американскую зону у одной машины огнем нашей артиллерии была повреждена ходовая часть, и экипаж оставил ее.



В заключение можно сказать, что «Ягдтигр» был, безусловно, самым мощным истребителем танков периода Второй мировой войны, но одновременно такой же бесполезной боевой машиной, как и «Королевский тигр» Целей, достойных 128-мм пушки, у противников гитлеровской Германии не было Из металла же, необходимого для изготовления одного «Ягдтигра», можно было сделать четыре «хетцера» - лучших легких противотанковых САУ времен войны, от которых было куда больше толку.

Тактико-технические характеристики САУ Jagdtiger

Боевая масса, т: 75,2 (74)

Экипаж, чел: 6

Габаритные размеры, мм:

длина с пушкой вперед - 10 654 (10 370)

ширина - 3755 (3590)

высота - 2945 (3050)

клиренс - 495 (565)

Высота линии огня, мм: 2172

Толщина брони, мм:

лоб корпуса - 150

борт и корма - 80

днище - 40-25

лоб рубки - 250

борт и корма - 80

Макс скорость движения, км/ч:

по шоссе - 36

по пересеченной местности - 20

Запас хода, км:

по шоссе - 170

по пересеченной местности - 120

Преодолеваемые препятствия:

угол подъема, рад - 35

ширина рва, м - 2,5

высота стенки, м - 0,85

глубина брода, м - 1,6

Длина опорной поверхности, мм: 4240 (4415) Удельное давление, кг/см 2: 1,06 (1,05)

Удельная мощность, л. с. /т 9,3 (9,46)

Примечание: в скобках приведены данные для САУ с ходовой частью конструкции Ф. Порше.

М. БАРЯТИНСКИЙ

В этом материале Вы узнаете больше о немецкой ПТ9, JagdTiger.

Историческая справка.

Причиной создания Германией тяжелой ПТ-САУ JagdTiger была гонка вооружений с СССР, обеспечивающая качественное преимущество на некоторое время. Немецкие конструкторы рассматривали шасси новосозданных танков для установки орудия с более лучшими характеристиками. В конце войны даже 88-мм немецкая зенитка с длиной ствола в 71 калибр, не имевшая равных в противотанковой борьбе, уже не удовлетворяла требованиям немецкого командования. Было решено использовать новое 128-мм орудие. Для которого было выбрано шасси нового тяжелого танка «Тигр 2».

Постоянные авиа налеты врага на производственные мощности привели к тому, что было выпущено менее 80-тиJagdTiger. Не имея достаточно времени на доведение ПТ до ума, тем не менее, немецкие инженеры смогли создать мощнейшее противотанковое орудие Второй Мировой Войны.

На корпус танка «Тигр 2» была установлена боевая неподвижная рубка с бронированием лобовой части 250мм, в которую было практически намертво вмонтировано 128-мм орудие PaK44 с длиной ствола 55 калибров. Его мощность и точность позволяла уверенно уничтожать самые бронированные цели врага с расстояния 4 км. Ни один воевавший вражеский танк не давал никакой защиты от огня 128-мм зенитки на всех мыслимых дистанциях боя. Был зафиксирован случай, когда «Ягдтигром» с 7600 метров был уничтожен вражеский «Шерман». Надежная защита от обстрела в лобовой проекции из PaK44 была воплощена лишь спустя 5 лет, в 1949-м году в танке ИС-7.

Тем не менее, несмотря на всю свою устрашающую мощь, JagdTiger имел существенные недостатки. Большинство проблем передались от корпуса танка «Тигр 2»: ненадежность двигателя и ходовой части, слабые маневренность и бронирование бортов, а также огромный силуэт. Еще больше приводила в негодность ходовую часть отдача 128-мм орудия. Ввиду особенностей крепления орудия, JagdTiger обладал также плохими углами вертикального и горизонтального наведения.

Согласно подтвержденной статистике, ни один «Ягдтигр» не был уничтожен вражескими танками. JagdTiger были либо взорваны собственными экипажами при отступлении за неимением снарядов и топлива, либо уничтожены вражеской авиацией.

JagdTiger в игре.

«Ягодный», как ласково прозвали своего любимца поклонники, немецкая ПТ9. Это одна из самых грозных машин в игре, невольно вызывающая осторожность и уважение у врагов. После введения в игру ПТ10, JagdTiger не лишился своих качеств, как это было с СТ9 после введения СТ10.

Главным отличием «Ягдтигра» от других ПТ9 есть его орудие. При серьезном калибре оно остается очень точным, при достаточно серьезном разовом уроне - скорострельным, пробивным и быстро сводящимся. За счет всего этого, даже после ввода ПТ10, JagdTiger имеет самый лучший показатель урона в минуту в игре. При лобовом бронировании и запасе прочности, которым позавидуют некоторые ТТ9, JagdTiger в очной дуэли способен перестрелять почти любого врага. В остальном ПТ достаточно хорошо сбалансирована - имеет хорошую динамику, обзор и лобовое бронирование.

Из минусов - сравнительно слабое бортовое бронирование, а также переднее расположение трансмиссии, попадания в которую могут вызвать её повреждение и даже пожар. Не стоит забывать и о высоком силуэте, что отрицательно влияет на общую незаметность. А это важно для ПТ.

Тактика игры на JagdTiger.

Из набора преимуществ и недостатков исходит и тактика применения «Ягодного». Сочетание ряда взаимоисключающих преимуществ (большой калибр при высокой скорострельности, большой урон при высокой точности, адекватное бронирование при хорошей динамике) делает ПТ очень сбалансированной и предполагает более широкий выбор тактики на бой. Так, располагаясь ниже середины списка, Вам не даст почувствовать себя бесполезным точное скорострельное орудие с быстрым сведением и серьезным пробитием. Вы способны приносить неоценимую пользу команде, находясь далеко от эпицентра боя. А в топе Ваше лобовое бронирование в совокупности с прекрасным орудием позволит Вам уверенно танковать, в одиночку успешно противостоять превосходящему противникау. Словом, будь то открытая карта или вязкие позиционные городские бои - JagdTiger будет чувствовать себя одинаково к месту. Пожалуй, единственное, чем Вы не должны пренебрегать даже в топе - так это безопасностью собственных бортов. Так, в городском бою не слишком увлекайтесь прорывом - следите, чтоб Вы не оторвались от остальной группы союзников настолько, что они не смогут защитить Вас от маневра вражеских танков Вам в борт. Застигнутый в расплох JagdTiger становится легкой добычей 2-3 врагов. Также даже в топе старайтесь прятать Вашу нижнюю лобовую деталь, так как она пробивается топ-орудиями танков с 6 уровня. Основной прием здесь - постановка ромбом насколько это позволит угол горизонтальной наводки, чтоб при этом вражеский танк все еще оставался в Вашем прицеле. Помогут и «виляния» корпусом. «Ягдтигр» - одна из самых желанных и самых легких целей для вражеской артиллерии. Помните об этом.

Дополнительные умения/модули.

В случае с JagdTiger полезно устанавливать:

Досылатель (увеличиваем и так один из лучших показателей урона в минуту)

Стереотруба (на случай дальнего боя и обороны)

Вентилятор (на случай ближнего городского боя)

Из умений почти нет смысла прокачивать маскировку, ведь такую дуру, да еще если она пальнет, спрятать довольно тяжело. Прокачивать ли пожаротушение - это дело каждого. Кто-то горит часто, кто-то нет. Ремонт - очень важен: на открытой местности он даст шанс вовремя уйти от чемодана, а в городском бою -меньше времени оставаться под обстрелом, если собьют гусеницу. В совокупности с вентилятором целесообразно вкачать боевое братство.

Командир - орлиный глаз (увеличит обзор, важно для ПТ), шестое чувство (поможет избежать лишних дырок в середине и ниже списка, где броня пробивается), мастер на все руки (позволит сохранить аптечку в высокоуровневом бою)

Наводчик - злопамятный (из-за скорострельного орудия), снайпер (с таким-то пробитием и и разовым уроном)

Мехвод - король бездорожья (улучшаем маневренность), виртуоз (лучше вертимся, быстрее убираем борт в городском бою), чистота и порядок (уменьшаем шанс возгорания в лоб)

Радист - радиоперехват и изобретатель (улучшаем обзор, а также обмениваемся с союзниками данными о расположении врага на более дальних расстояниях - это поможет лучше оценивать ход боя)

Заряжающие - бесконтактная боеукладка (ввиду слабо защищенных бортов), можно отчаянный (позволяет высокая прочность машины).

Зоны пробития.

Давать общую визуальную информацию о зонах пробития танка для разных орудий было бы некорректно ввиду из разной пробивной способности. Единственное, что Вам полезно знать - то, что в борт ПТ берется танками начиная с 6-го уровня. В НЛД - с ТТ7, СТ8, некоторые ПТ6. В ВЛД - ТТ9, СТ9, ПТ8. В лоб рубки JagdTiger пробить достаточно тяжело даже самым мощным орудиям.

Монструозный танк Гитлера Jagdtiger, созданный для масштабного уничтожения танков противника, потерпел колоссальную неудачу и обернулся для Германии потерей времени и средств.

Больше - значит лучше! Такого девиза Гитлер придерживался во всем, и танки не исключение. Несмотря на то, что командование вермахта вступало с ним в постоянные споры о необходимости создавать больше маленьких и маневренных танков типа Stug III или , Гитлер готов был вкладывать огромные деньги и ресурсы в создание по-настоящему гигантских, и от того совершенно бесполезных машин. В разгар немецкие разработчики решились на грандиозный проект: взять свое самое большое 128-миллиметровое орудие и установить его на самый большой и тяжелобронированный танк. Результатом стал гигантский Jagdtiger. Масса этого танка настолько огромна, что даже современные танки не превзошли его. Именно собственная масса впоследствии стала для Тигра злейшим врагом.

Разработка танка

В годы Второй мировой войны немецкие заводы наладили выпуск бесшумных штурмовых орудий Sturmgeschutz и САУ на базе Jagdpanzer. САУ немецкого производства отлично показали себя в бою, и как отметил , не нуждались в доработке. Однако, отсутствие башни на этих танках делало их уязвимыми в наступательных операциях. С другой стороны, это позволяло им использовать тяжелое орудие и прочную броню. САУ были крайне эффективны для ведения огня из засады или при обеспечении огневой поддержки.

Немецкие конструкторы решили сделать танк с башней, но установить на него орудие от САУ. Чтобы комплектовать тяжелый танк пушкой 128 мм, его нужно было сделать по-настоящему большим. В качестве платформы для будущего танка был выбран огромный 70-тонный . 20 октября 1943 года Гитлеру был представлен полноразмерный деревянный макет Ягдтигра, и фюрер с энтузиазмом одобрил его производство.

Jagdtiger был почти 11 метров в длину и три метра в высоту и имел вес 79 тонн, которые превращались в 83 вместе со снаряжением и экипажем. Большая часть этой массы приходилась на броню 250 мм и пушку. Однако, бронирована таким образом была только передняя часть танка, он оставался уязвимым для выстрелов сверху, сзади и с боков.

В танке-гиганте был установлен двигатель Maybach HL 230 P30 на 690 лошадиных сил. Этот же двигатель стоял на танке Panther, несмотря на то, что Jagdtiger был на 60% тяжелее. Максимальная скорость танка должна была достигать 33 км/ч, но в реальных условиях она редко достигала 14 км/ч. Одной заправки танку едва хватало на 100 километров, его двигатель попросту был недостаточно мощным для такого размера и веса.

Пушка Jagdtiger имела всего 10 градусов наклона, что ограничивало танк в условиях ведения ближнего боя. Помимо основной 128-мм пушки на танк были установлены 2 пулемета: один в корпусе и один в задней части машины. Любой поворот пушки должен был осуществляться при помощи подворотов корпусом, из-за этого трансмиссия и рулевое управление быстро выходили из строя.

Jagdtiger в бою

Ягдтигр предполагалось использовать как танк прорыва. Он должен был обстреливать вражеские танки с расстояния трех-пяти километров и иметь достаточный запас прочности, способный защитить от ответного огня. Однако у Германии уже была , которая прекрасно справлялась с теми же задачами, но была легче, скорострельнее и маневреннее Тигра.

Первые три Ягдтигра приняли участие в операции «Нордвинд» и последующем наступлении на Страсбург во Франции. Дебют был провальным. Тигры были разбиты противником благодаря своей уязвимой боковой броне и малой скорости. В танках произошел взрыв боеукладки, что привело к смерти всего экипажа. Это случилось 4 января 1945 года.

К 23 января сорок два Ягдтигра при поддержке шести зенитных танков Möbelwagen провели несколько успешных боев, повторно заняв утерянные ранее позиции. Однако уже 14 марта колонна была уничтожена истребителями-бомбардировщиками и огнем артиллерии.

22 марта три Ягдтигра попали в засаду недалеко от Нойштадта и частично смогли отбиться. Но во время отступления танки сломались, и выжившим членам экипажа пришлось выбираться с поля боя своим ходом. В тот же день взвод Ягдтигров в Бёле уничтожил 9 танков противника, но в процессе часть из них сломалась, другая была уничтожена артиллерией.

В своих дальнейших боях Тигры так же не показали хороших результатов. Танки ломались, выходили из строя, были медлительными, неманевренными, и их конструкция исключала точный прицельный огонь. Однако когда немецкие войска оказались захвачены в кольцо в кармане Рур, Ягдтигры смогли проявить себя. Они оказались в тех условиях, для которых и были предназначены. Было уничтожено 50 танков ценой всего одного Ягдтигра.

Важно учитывать, что потери союзных танков скорее всего преувеличены Германией, потому что у немецких командиров часто обнаруживалась такая склонность. Даже несмотря на это, показания одного из британских офицеров, Джорджа Форти, впечатляют: «Я наткнулся на целый полк танков Шерман, который лежал в руинах. Их турели и корпуса разорвало. Большая часть из них была оплавлена. Эти десятки танков были застигнуты врасплох одним единственным Ягдтигром, который занял выигрышную позицию на ферме, на вершине холма».

Таким образом, Ягдтигры были способны полностью оправдать свою устрашающую репутацию, если им удавалось соблюсти правильные условия для ведения огня. Тигры хорошо показывали себя, ведя обстрел противника с небольшого расстояния и при наличии хорошей огневой поддержки со стороны небольших и маневренных танков. Либо если им удавалось занять выигрышную позицию и стрелять из укрытия. По большому счету, можно сказать, что Ягдтигр был неплохим танком, но он не был универсальным. Его можно было использовать только в специальных случаях, предоставить которые в боевых условиях не всегда возможно.