Советская культура 20 х годов. Пособие по истории отечества

В 20-е годы главной задачей культурного развития стала задача ликвидации неграмотности. Декретом 1919 г. «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» вводилось обязательное обучение граждан в возрасте от 8 до 50 лет. К 1926 г. свою неграмотность ликвидировали 5 млн. человек. К концу 30-х гг. было введено обязательное начальное образование, а в городах – семилетнее. Для создания советской интеллигенции из рабочих и крестьян при институтах открывались рабочие фабрики. В высшем образовании с 1932 г. делается упор на качество и фундаментальность подготовки специалистов. Были восстановлены вступительные экзамены в Вузы, лекционный метод обучения. В 20-30 гг. советская наука добилась больших успехов: химики Лебедев и Губкин, физики Вавилов, Капица, Ландау и Курчатова. Деятели искусства встретили революцию. Часть старой интеллигенции подверглось репрессии и изгнанию. В 1922 г. большая группа деятелей культуры, среди них философы Бердяев, Булгаков, литераторы Осоргин, историк Мильгунов, были высланы из страны. В литературное искусство внедрялся метод социалистического реализма. Среди писателей выдвинулись Алексей Толстой, Шолохов, Твардовский. По-новому, раскрывая психологический конфликт, писали Бабель, Всеволод Иванов, Тринев. В этот же период раскрылся талант Сергея Есенина. В изобразительном искусстве возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Среди них ведущее место занимала ассоциация художников революционной России. Работы Грекова, Бродского, Чепцова раскрывали будни и героику социалистического строительства. Среди скульпторов выделялись работы Голубкиной, Матвеевой. Большой вклад в развитие культуры внес кинематограф. Были созданы такие фильмы, как «Чапаев» (Братья Васильевы), «Трилогия о Максиме» (Козинцев), «Мы из Кронштадта» (Зархи). Яркие образы в фильмах и спектаклях создавали артисты Жаров, Орлова, Олейников. Музыкальная жизнь страны связана с творчеством Прокофьева, Хачатуряна, Хренникова, Дунаевского, Кобалевского. Советская культура 20-х – 30-х гг. стала отражением социально-экономических и политических процессов, происходящих в стране.

Вариант 3

Культура СССР в 20 – 30 –е годы.

Одной из главных задач в области образования в послеоктябрьский период была задача ликвидации неграмотности (декрет о ликвидации безграмотности, 1919 г.; создание общества “Долой неграмотность”, 1923 г.; организация ликбезов, сети библиотек; реформирование образования - создание единой трудовой школы и т. д.). К началу 1930-х гг. была ликвидирована неграмотность, построено много новых школ, введено сначала всеобщее начальное, а затем - семилетнее образование. Школьная реформа 1930-х гг. была направлена на повышение уровня образования детей. Для подготовки квалифицированных кадров была расширена сеть вузов, рабфаков. Развитие науки, литературы, искусства находилось под жестким идеологическим (принцип классового характера культуры), а часто и административным контролем государства и партии. Призывы власти к достижению новых успехов в науке и искусстве, стремление привлечь научную и творческую интеллигенцию на свою сторону сочетались с административными методами управления, с высылкой из страны группы выдающихся ученых (1922). Многие деятели науки и культуры, не признавшие советскую власть, эмигрировали из страны. В стране были созданы Академия наук, ВАСХНИЛ и другие научные центры, образовано много научных институтов (научные достижения И. П. Павлова, К. Э. Циолковского, Н. Е. Жуковского, Н. И. Вавилова, В. И. Вернадского и др.). После революции были созданы новые организации в области культуры - Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей и др. Борьба различных творческих групп, реалистов и авангардистов, в литературе и искусстве (можно дать характеристику творчества деятелей культуры разных направлений - литераторов, художников, архитекторов, музыкантов, представителей театра, кинематографа и др.). Утверждение в литературе и искусстве принципов социалистического реализма, тоталитаризм в области культуры обусловили прославление в художественных произведениях новых устоев жизни, парадность и пышность в ее изображении. Это оказывало большое влияние на массовое сознание. Представители всех областей культуры, вся советская художественная интеллигенция находились под прессом цензуры, в полной зависимости от существующего режима, который поощрял приближенных к власти, наказывал инакомыслящих (привести примеры сложных отношений интеллигенции и власти, трагических судеб многих представителей культуры). Особенно острый характер приняло противостояние власти и церкви (травля церковной интеллигенции, преследование патриарха Тихона и других церковных деятелей, разрушение храма Христа Спасителя в 1931 г. и т. д.).

СССР в конце 30-х гг.: внутреннее развитие, внешняя политика. (Билет 16)

Вариант 1

Характер общества, построенного в СССР к концу 30-х гг., определялся теми процессами, которые происходили в стране в послереволюционный период:
- утверждение тоталитарной системы, имевшей свои политические, экономические, духовные основания;
- проведение форсированной индустриализации, обеспечившей складывание в стране основ индустриального общества, развитой тяжелой промышленности ценой разорения сельского хозяйства, снижения жизненного уровня населения, отставания легкой промышленности и др.
- проведение сплошной коллективизации, превратившей СССР в страну колхозов и сопровождавшейся существенным снижением сельскохозяйственного производства - осуществление массовых репрессий, несколько волн которых (наиболее известен так называемый большой террор августа 1936 - конца 1938 г.) уничтожили руководящее звено партии, государства, армии, нанесли невосполнимый урон науке и культуре. Точное число жертв террора до сих пор не известно, но оно измеряется миллионами человек во всех социальных слоях и группах населения (см. билет № 11);
- изменение социального облика страны - очень быстрый рост рабочего класса, снижение численности крестьянства (не менее чем на 30%, несмотря на введение паспортной системы и запрет колхозникам уезжать из деревни без трудового договора с предприятием), увеличение численности партийно-государственной номенклатуры и качественное изменение ее состава (гибель старых кадров, преобладание молодых партийцев, выдвинувшихся на волне террора, рост численности заключенных, спецпереселенцев, людей, находящихся на поселении.
Конкретные направления внутренней политики СССР в конце 30-х гг. определялись обострением международной обстановки, нарастанием военной угрозы, особенно после 1 сентября 1939 г. (нападение фашистской Германии на Польшу, развязывание Второй мировой войны).
В этих условиях были предприняты дополнительные меры, направленные на жесткую централизацию управления и планирования, укрепление трудовой дисциплины, ускорение развития оборонной промышленности, усиление Красной Армии. Эти меры были также призваны преодолеть кризисные явления, нараставшие в конце 30-х гг. (снижение темпов промышленного развития, текучесть кадров, нехватка квалифицированной рабочей силы):
- особое внимание уделялось развитию топливно-энергетического комплекса (строительство новых гидроэлектростанций на Волге, Каме и др.; за кладка угольных шахт и рудников в Сибири, на Урале; освоение нефтеносного района между Волгой и Уралом);
- форсировалось строительство так называемых предприятий-дублеров на востоке страны (эти предприятия дублировали те, которые находились в европейской части СССР);
- строились и модернизировались железные дороги, автомобильные трассы и транспортные узлы;
- были резко увеличены затраты на оборонную промышленность и науку, начато серийное производство новых типов самолетов (Як-1, МиГ-3 и др.). созданы образцы танков (KB, T-34), артиллерийских установок типа «катюша»;
- было принято решение о переходе на семидневную рабочую неделю и восьмичасовой (с весны 1941 г. - одиннадцати-двенадцатичасовой) рабочий день, введены трудовые книжки, запрещен самовольный уход с предприятия, введена уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины, выпуск некачественной продукции;
- была создана система профтехобразования для подготовки кадров для промышленности;
- была существенно увеличена численность Красной Армии, увеличены сроки службы рядового и младшего командного состава, призывной возраст установлен в 18 лет (ранее - 21 год), принят закон «О всеобщей воинской повинности», осуществлена реорганизация наркомата обороны, необходимость которой выявила неудачная для СССР зимняя война с Финляндией 1939-1940 гг.
О внешней политике СССР в конце 30-х гг. Подводя итоги, отметим: СССР готовился к отражению военной агрессии. Но первые дни и месяцы Великой Отечественной войны показали, что руководством страны были допущены серьезные военно-стратегические ошибки. Репрессии обезглавили армию, лишили ее опытных военачальников и офицеров. Документы показывают, что в начале войны лишь 7% офицеров имели высшее военное образование. Военная доктрина не учитывала особенностей современной механизированной войны и исходила из известного идеологического постулата о «переносе войны на территорию противника» и о «победе малой кровью». Неверно было определено направление главного удара гитлеровской армии. Генштаб справедливо полагал, что главным станет смоленско-московское направление, И. В. Сталин был уверен, что главный удар фашисты нанесут по Украине. Сталин упорно отказывался верить информации разведки о готовящемся нападении Германии. Трагически высокая цена этих ошибок определилась в начальный период Великой Отечественной войны.

В 20-30-е гг. большое внимание уделялось перестройке народного образования и ликвидации неграмотности. Введено бесплатное обучение, составлены новые учебные планы и программы. В 1923 г. появилось общество "Долой неграмотность". Созданы тысячи школ, кружков, пунктов, где грамоте обучали взрослых и детей. К 1926 г. грамотность населения поднялась до 40 %. В стране начитывалось около 100 тыс. школ с 9 млн. учащихся и около 1200 вузов и техникумов. В первой пятилетке начала работать широкая сеть ликбезов. К концу тридцатых годов 80 % населения умели читать и писать. В 1913 г. этот показатель составлял 27 %.

В 1930 г. ввели всеобщее начальное образование. К концу 30-х гг. завершили переход к обязательному семилетнему образованию. К 1940 г. сформировалась советская система народного образования. Ввели обязательные государственные программы обучения. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

В 20-е гг. правящая партия вынуждена была использовать знания старых специалистов. В годы первой пятилетки ситуация изменилась. В высшие учебные заведения после окончания рабфаков пришло около 150 тыс. коммунистов и комсомольцев. Новая интеллигенция формировалась за счёт выходцев из рабочих и крестьян. Им были предоставлены большие льготы в получении образования. В этот же период прошли судебные процессы над старыми специалистами - Шахтинское дело. Трудовой крестьянской партии, Академическое дело и другие. Старую интеллигенцию постепенно удалили из советских учреждений. К концу 30-х гг. в стране насчитывалось более 20 млн. специалистов. Большинство из них получило образование при Советской власти. I

В сложном положении оказалась церковь. У неё были конфис-;

кованы большие ценности, закрыты и уничтожены многие храмы. Тысячи священников оказались в лагерях. Особенно активно такую политику стали проводить с начала первой пятилетки. Вторая была

объявлена пятилеткой безбожия. За первые двадцать лет существования Советской власти количество церквей сократилось в десять раз. В сознание людей насаждали идеи атеизма.

Единственным методом в искусстве был социалистический реализм. Он требовал служения задачам социалистического строительства. Это выливалось в слепое восхваление успехов советского общества. К середине 30-х гг. создали единые союзы творческой интеллигенции (Союз писателей. Союз композиторов и др.), в рамках которых только и возможно было профессионально заниматься творчеством.

К числу известных писателей, создавших в этот период немалую часть своих произведений, принадлежали: А.М.Горький, А.П.Гайдар, М.А.Шолохов, В.В.Маяковский, А.А.Фадеев, А.Н.Толстой,/Й.Э.Бабель, О.Э.Мандельштам, Ю.К.Олеша, В.П.Катаев, М.М.Зощенко, Б.А.Пильняк.

Шло быстрое развитие отечественного кинематографа. Работы С.М.Эйзенштейна, В.И.Пудовкина, А.П.Довженко, С-А.Герасимова, Г.А.Александрова знала вся страна. Фильм Эйзенштейна "Броненосец Потёмкин" получил приз на международном фестивале. Самыми популярными фильмами стали те, где меньше всего было коммунистической идеологии - "Волга-Волга", "Весёлые ребята", "Цирк", "Семеро смелых", "Музыкальная история" и другие. При создании кинофильмов использовалась музыка популярных композиторов М.О.Дунаевского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича.

В живописи и скульптуре В.И.Мухина, М.Б.Греков, Б.В.Ио-гансон, И.И.Бродский создавали произведения историко-революци-онного содержания, портреты вождей и передовиков труда. Художники М.В.Нестеров, А.А.Пластов, А.А.Дейнека, М.С.Сарьян пытались уйти в пейзажную живопись и иные нейтральные темы.

Гонениям подверглось творчество Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина, С.А.Есенина, А.П.Платонова, М.И.Цветаевой, А.А.Ахматовой, живопись К.С.Малевича и П.Ф.Филонова, музыка С.В.Рахманинова как несоответствующие идеям соцреализма.

Советские учёные Н.Н.Семёнов, Д.В.Скобельцын, Л.И.Мандельштам, И.В.Курчатов внесли крупный вклад в развитие ядерной физики. А.А.Микулин, В.Я.Климов, А.Д.Шведов заложили основы конструирования отечественных авиационных двигателей. Громадная заслуга в решении ряда проблем химии (производство искусственных удобрений, переработка нефти, производство синтетического каучука) принадлежит С.В.Лебедеву и А.Е.Фаворскому. Выдаю-

щихся успехов добились физиологи и биологи И.П.Павлов и И.В.Мичурин. Благодаря исследованиям Н.И.Вавилова была создана отечественная генетика. К.Э.Циолковский и Ф.А.Цандер разработали теорию космических полётов и реактивного движения. В 1930 г. В СССР построили первый в мире реактивный двигатель. Серьёзные открытия в изучении Арктики сделали О.Ю.Шмидт и И.Д.Папанин.

Репрессии не обошли деятелей науки и культуры. В сталинских застенках закончили жизнь: генетик Н.И.Вавилов, поэт О.Э.Мандельштам, режиссёр В.Э.Мейерхольд и др. Долгое время находились в забвении А.Н.Туполев, С.П.Королев, М.А.Булгаков, М.И.Цветаева, Б.Л.Пастернак.

После гражданской войны за границей оказалось около 2 млн. российских граждан. Крупнейшими центрами русского зарубежья стали Франция, Германия, Сербия, Чехословакия, США. За рубежом выходили русские газеты и журналы, открывались учебные заведения, библиотеки, церкви. За границей продолжили работу философы: Н.А.Бердяев, И.Ильин, П.Б.Струве, социолог П.А.Сорокин. В эмиграции оказались: физик Г.А.Гамов, химик В.П.Ипатьев, авиаконструктор И.И.Сикорский. В изгнании продолжили своё творчество писатели и поэты: И.А.Бунин, А.И.Куприн, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, В.В.Набоков. Уехали из Советской России: композитор С.В.Рахманинов, певцы А.Вертинский, Ф.И.Шаляпин.

Революционные события раскололи интеллигенцию и творческих людей на тех, кто покинул родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры.

Одной из основных задач в построении нового общества была задача воспитания человека. В сентябре 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Была отменена плата за обучение, организована трудовая школа из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года. В 1920 г. была создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.

В 1930 г. было введено всеобщее начальное образование. Новая школа организовывалась на дореволюционных традициях. В сфере образования запрещались все эксперименты, оно проводилось на основе строгой дисциплины и расписания.

Изучали историю страны, гуманитарные и точные дисциплины. Учебники составлялись в соответствии с государственным стандартом. Декретами СНК и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. учреждена начальная школа (1-4-е классы), неполная средняя школа (1-7-е классы), средняя (1-10-е классы). Идеологическое руководство осуществляли опытные партработники и комсомольцы.

Техническая революция на производстве потребовала увеличения числа грамотных специалистов. В 1933-1937 гг. для повышения образовательного уровня работников были созданы системы рабочих школ и профессиональных курсов.

Открывались технические и сельскохозяйственные вузы, широкое распространение получило образование без отрыва от производства. Применялась практика получения образования молодежью, не имеющей начального образования, для дальнейшего обучения в вузах.

В 1925 г. из Ленинграда в Москву была переведена Академия наук СССР. В 1929 г. была учреждена Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук, которую возглавил Н.И. Вавилов. Отделения Академии наук создавались в союзных республиках и регионах РСФСР (создано более 850 НИИ).

Большое внимание партийное руководство уделяло оборонным отраслям производства и научным разработкам в этой области. В многочисленных конструкторских бюро и НИИ разрабатывались новые образцы танков (А.А. Морозов, М.И. Комкин, Ж.Я. Котин), самолетов (А.И. Туполев, С.В. Илюшин, Н.Н. Поликарпов, А.С. Яковлев), артиллерийских орудий, систем и минометов (В.Г. Грабин, Ф.Ф. Петров), стрелкового оружия (В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев). А.П. Александровым была создана уникальная защита кораблей ВМФ от магнитных волн.

Больших успехов достигли советские ученые, работавшие в фундаментальных и теоретических областях науки: физики - П.Л. Капица; атомного ядра - И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров и др.; физики полупроводников - А.Ф. Иоффе.

В середине 30-х гг. в культуре СССР утвердился «большой стиль», характерный для стран с тоталитарным режимом. Основными его чертами стала масштабность, пышность, гиперболизированный оптимизм.

Главной задачей «большого стиля» было воздействие на мироощущение и поведение людей. Этот стиль должен был закрепить в сознании народа стабильность и силу советской власти. Он выражался в массовых шествиях, парадах и празднествах, где прославлялись достижения народа под руководством КПСС.

Была пересмотрена российская история, которая стала представляться как череда сплошных побед, преемницей которых стала партия коммунистов.

Особое внимание уделялось кинематографу. Плеядой талантливых режиссеров и актеров кино создавались произведения, которые сильнейшим образом воздействовали на сознание и поведение всего общества. Члены ЦК лично просматривали все новые фильмы и были их цензорами.

Новый союз писателей, живопись и скульптура находились под строжайшим надзором партии. Деятелям культуры предоставлялись исключительные блага, как и партийным лидерам; формировалась зависимость искусства от государства.

Тема урока: « Культура СССР в 30-е годы »

Учитель истории I квалификационной категории

Багаутдинова Энже Азатовна

Форма урока: проблемно-диалогический урок по истории культуры

Цель урока:

Систематизация знаний о строительстве социализма (1922-1939 гг.)

Закрепление знаний о переходе к НЭПу, индустриализации, коллективизации

Формирование навыков публичного выступления.

Основные понятия урока: индустриализация, коллективизация, культ личности, ГУЛАГ, репрессии, административно-командная экономика.

Материалы к уроку:

1. учебник Д. Д. Данилова « Российская история» 9 класс

2. История Москвы / под общ. ред. С. С. Хромова – М. : Наука, 1974. – 504 с.
3. Капустин, М. П. Конец утопии? (Прошлое и будущее социализма) / М. П. Капустин. – М.: Новости, 1990. – 216 с.
4.Москва: иллюстрированная история. Том 2-ой / под общ. ред. Ю. А. Полякова - М. : Мысль, 1986. – 426 с.
5.Школьные уроки по теме « История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»-М.,изд.» Права человека»,2008.-674с.

6. Энциклопедия "Москва" / под общ. ред. А. Л. Нарочницкого – М. : Советская энциклопедия, 1980. - 402 с.

Техническое оснащение урока: Компьютер, проектор, экран.


Вначале урока звучат Песни советских композиторов 30 –годов (1 минута).

Презентация « Зеркало Советской жизни»

Ход урока:

Учитель: Ребята, мы изучили тему « Строительство социализма (СССР 1922-1939 гг.)». Настало время познакомиться с развитием культуры в эти годы. И так, какие ассоциации вызывает у вас 30-е годы. (10 минут)

Ответы учащихся: « Эти годы в моих глазах представляются темным лихолетием, где много крови и жертв».

Учитель: « Мне понятны ваши ассоциации. Но еще Сергей Есенин говорил: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Наши современники по разному относятся к этому периоду истории. Послушайте некоторые оценки: «…Очень уж густо мы мажем, в том числе и в печати, довоенные годы чёрной краской…» (писатель С.Баруздин). « Нет, и в тот период, вопреки культу личности, народная инициатива била ключом, ибо народ знал, во имя чего он работает, борется и живет». (Киноактер Борис Андреев).

Учитель: «Постараемся проследить за тем, как развивалась культура в 30- е годы? Как воспринимали люди свою эпоху? Во что они верили? О чём думали? Что оставили своим потомкам? Чему можно научиться у наших предшественников? Наш урок - исследование.

Любой человек, начиная дело, должен понимать каким будет результат. Каким он должен быть сказал поэт Владимир Маяковский:

« Я знаю - город будет

Я знаю - саду цвесть,

Когда такие люди

В стране советской есть!»

Образ сада - один из самых древних символов, образов, изображавших светлое будущее, красивую жизнь. Но сад сам по себе не появится, его надо сажать, растить, возделывать. Как вы думаете, кто был больше заинтересован в приукрашивании действительности, в создании мифа, что в 1930-х годах жизнь в СССР была сказкой, цветущим садом

Ответы учащихся: « Партийная власть во главе со И. В. Сталиным».

Учитель: « А как можно было в этом убедить такое большое количество людей, что это было так? Ведь даже сейчас некоторые считают, что тогда жизнь была прекрасной? И многие искренне в это верят».

Ответы учащихся: « Для этого используется один из самых демократических видов искусства - киноискусство». « Музыканты и литераторы тоже внесли свой вклад для создания образа счастливой страны». « Средства массовой информации – газеты, журналы писали только то, что разрешала власть» « Плакаты рисовали красивый и успешный образ действительности».

Учитель: Наша тема подразделяется на следующие темы:

    «Страна ученых»

    « Культурная революция»

    « Страна героев»

    Во время выступлений групп подумайте: Какие мифы советской действительности были созданы в это время?

Большое внимание уделялось развитию научных исследований. К концу 30-х гг. в стране действовало свыше 850 научно- исследовательских институтов. Создавались исследовательские центры, развивающие новые направления науки, такие как органическая химия, геофизика, микрофизика, полупроводников атомного ядра. Достижения советских ученых А.Ф. Иоффе, П.Л. Капицы приобрели широкую мировую известность.

Развитие образования и науки невозможно отдельно друг от друга. Еще во время Гражданской войны был создан ряд научно-исследовательских институтов: Институт физики и биофизики, Геологический институт, Центральная химическая лаборатория ВСНХ. К 1924 г. в Москве было уже 344 научных учреждения, и работало в них более 2700 научных сотрудников.
В 1923 г. была создана Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН). В состав этой ассоциации входили институты истории, экономики, философии, археологии, права, языкознания, литературы и т.д. Академия наук была переведена в Москву из Ленинграда (в 1934 г.) В 30-е годы в Москве проводятся международные научные форумы, например, Конференция по физике атомного ядра (1934 г.) или Международная конференция математиков-топологов (1935 г.) Все это способствовало становлению Москвы как научного центра всего Союза.
От ученых требовались не только достижения в естественно-научных, математических и других областях, но и пропаганда социалистических и коммунистических идей. Поэтому в 1920 г. в Москве открылся Институт К. Маркса и Ф. Энгельса, а еще через три года - Институт Ленина. Велась подготовка к изданию их сочинений.
Вообще идейное воспитание молодежи имело для того времени далеко не последнее значение. Ребенок с детства поднимался по своеобразной "лестнице", проходил путь от октябренка к пионеру, от пионера к комсомольцу, от комсомольца к коммунисту. В вузах вводятся новые учебные дисциплины, связанные с марксизмом и научным коммунизмом. Открываются учебные заведения, готовящие партийные кадры, например, Высшая партийная школа. В 1924 г. были представлены первые экспозиции Центрального музея В. И. Ленина и Музея революции СССР, при Институте К. Маркса и Ф. Энгельса создается музейное отделение (впоследствии Музей К. Маркса и Ф. Энгельса). Старые идеалы и ценности заменяются новыми, старое мировоззрение - новым, старые святые - новыми.
В декабре 1919 г. Ленин подписал декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". Согласно ему все граждане страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющие читать и писать, должны были обучиться грамоте на русском или родном языке (по желанию).
В 1923 г. возникло Всероссийское добровольное общество "Долой неграмотность" под лозунгом "Каждый грамотный обучи неграмотного". Пункты ликбеза организовывались в селах, деревнях и на предприятиях, и, само собой, столица не осталась в стороне от этого движения.
Но более важной задачей, нежели обучение уже взрослых людей, представлялось воспитание подрастающего поколения. Это было связано не только с необходимостью просвещения, но и с теорией "коммунистического воспитания", т.е. социалистические идеология и ценности должны была "усваиваться" ребенком с самых ранних лет.
Много внимания уделялось повышению качества образования". "Постановление "О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети" был принят в 1925 г., а осуществлен этот план был в 1930/31 учебном году. Подобный ему план об обязательном 7-летнем образовании был выполнен к 1937 г. И то, и другое в столице было сделано раньше, чем по всей стране.
Подготовка учителей осуществлялась педагогическими институтами. В 1932 г. в Москве открылся вечерний Педагогический институт (за два года он подготовил более 5800 учителей), а в 1933 - Городской педагогический институт.
Но требовались не просто грамотные или образованные люди, требовались специалисты. Иными словами, были нужные высшие учебные заведения для подготовки профессионалов во всех отраслях народного хозяйства. С этой целью в Москве были открыты первые рабфаки для подготовки рабочих в вузы. Окончившие рабфак составляли большинство вузовских студентов. Создавались и новые учебные заведения, такие, как Институт цветных металлов и золота им. М. И. Калинина, Нефтяной институт им. И. М. Губкина, Торфяной институт, Станкоинструментальный институт, Полиграфический институт. В это же время создаются Химическая и Инженерно-строительная академии и два медицинских института. При некоторых наркоматах создавались академии для переподготовки руководителей предприятий: Промышленная, Транспортная, Плановая т.д.

2. Содержание выступления второй группы. «Культурная революция».(7 минут)
Это было частью культурной революции, и не лучшей ее частью. Но у всякой медали две стороны. Второй стороной культурной революции стало именно "настоящее" распространение культуры.
Важную роль в этом сыграли библиотеки и музеи.
Если до революции многие крупные книжные собрания являлись частными, а значит, не были общедоступными, то после принятия Совнаркомом декрета "Об охране библиотек и книгохранилищ" они были национализированы.
Крупнейшей публичной библиотекой стала Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина. До революции она входила в состав Румянцевского музея, и в основе ее фондов были частные собрания графа Румянцева и еще несколько крупных. Музей был ликвидирован в 1925 г., а его фонды распределены между Третьяковской галереей и Музеем изобразительных искусств им. Пушкина, а книжное собрание Румянцева послужило основой для Гос. библиотеки.
После революции создаются и новые библиотеки, такие, как библиотека Социалистической академии общественных наук, Центральная городская библиотека, и специальные, как, например, основанная в 1921 г. Библиотека иностранной литературы или Медицинская центральная библиотека.
Примерно то же происходит и с музеями. Все они после революции были национализированы, доступ в них открыт (в принципе, он и раньше не был закрытым, хотя в большинстве случаев ограниченным). Крупнейшим в Москве и вторым по значению в Союзе (после Эрмитажа) стал Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (до 1937 г. - музей изящных искусств) . На основы бывших частных коллекций создаются Музей западного искусства, Музей иконописи и живописи, Музей фарфора и др. В музеи превращаются бывшие подмосковные усадьбы Останкино и Кусково, монастыри Новодевичий и Донской.
Что до новых музеев, то в начале 20-х г. в Москве существовали пролетарские музеи. Их значение было в ознакомлении рабочих с произведениями искусства. По сути, эти музеи можно назвать временным и экспозициями, т.к. по окончании этой культурной программы все экспонаты были переданы в "постоянные" московские музеи. Открываются и совершенно новые выставки и музеи, ранее никогда не существовавшие, "рожденные революцией". Это уже упомянутый выше Центральный музей В. И. Ленина, Музей Красной армии и флота, Музей революции СССР.
Появляются новые идеи и течения в литературе, живописи, музыке и театре. На все эти виды искусства наложен идейный отпечаток, каждое литературное или музыкально произведение несет идеологическую окраску самых ярких красных тонов. Тех, кто выбивается из этой общей канвы, убивают или травят, как травили Булгакова, как убили Гумилева.
Наибольшее значение имело проведение Первого всесоюзного съезда советских писателей (17 августа 1934 г.) и создание Союза советских писателей. Председателем Союза стал Максим Горький. В 20-30-е годы отношение к литературе меняется, ее рассматривают не только как вид искусства, но и как (опять!) идейное оружие, чему прекрасным примером могут послужить стихи В. Маяковского. Чтобы яснее выразить эту мысль я просто скажу, что в 1920 г. он выступал докладчиком на диспуте на тему: "Поэзия - обрабатывающая промышленность".
Вся печать того времени была централизованной, находилась "под опекой" какой-нибудь партийной организации и проводила только официальную линию правительства. Существовала строгая предварительная цензура. Быть главным редактором тогда означало ходить по лезвию ножа: никогда не знаешь, в чем вдруг будет усмотрен саботаж или подстрекательство к контрреволюции. Например, редактора и сотрудники "Московских новостей" менялись постоянно по той причине, что их попросту расстреливали. Дело в том, что газета предназначалась для американских рабочих, и ее задачей было показать, что жизнь в СССР прекрасна. Сделать ошибку в таком тонком деле было очень просто, а исправить ее - невозможно.
Не столь быстро отразилась революция на театральной жизни. Так, основу репертуара Большого театра в 20-е годы по-прежнему составляла русская классика: "Князь Игорь", "Борис Годунов", "Пиковая дама" и т.д. Из новых театральных постановок того времени можно назвать "Красный мак". Зато всего через пять-десять лет на сценах московских театров уже шли премьеры: "Человек с ружьем", "Оптимистическая трагедия", "Враги".
Большее значение приобретает музыкальное искусство. Теперь оно массовое, популярное. Конечно, 20-е годы были временем становления советской симфонической музыки, и многие композиторы, не поддаваясь веяниям времени, продолжают классицистические музыкальные традиции, другие привносят в музыку революционные мотивы ("Траурная ода" А. А. Крейна, посвященная смерти Ленина, и "Симфонический монумент 1905-1917" М. Ф. Гнесина). Но гораздо более популярными были чисто массовые песни типа "Расстрел коммунаров", "Смело в бой мы пойдем", "Гулял по Уралу Чапаев-герой", позднее - песни из популярных кинофильмов. Для 20-х годов были характерны многочисленные кружки хорового пения, и пелась в таких студиях никак не классика, а революционные песни вроде "Варшавянки".
Но важнейшим из искусств действительно становится кино, а кинофильмы (как и все произведения всех видов искусства) очень ярко идейно окрашены. Впрочем, в условиях культурной революции это естественно.
Уже в 1919 г. в столице была создана 1-я Государственная киношкола, позже Всесоюзный государственный институт кинематографии.
Послереволюционные советские фильмы носили хроникальный характер. Таковы были первые работы Э. Тиссэ, Д. Вертова, С. Эйзенштейна. Наиболее известен "Броненосец "Потемкин" Эйзенштейна, до сих пор считающийся классикой мирового кинематографа.
Первым советским звуковым фильмом была картина "Путевка в жизнь", снятая на киностудии "Мосфильм" режиссером Н. К. Экком в 1931 г. Фильм имел огромный успех: за полтора года после премьеры его посмотрели сотни тысяч зрителей не только СССР, но и еще 27-ми стран, а на первом Международном кинофестивале в Венеции (1932 г.) он был включен в число лучших работ.
В 30-е годы создается много талантливых кинофильмов самых различных жанров: исторические ("Александр Невский", "Суворов") , хроникальные (дилогия, включающая картины "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году") , комедийные ("Веселые ребята", "Волга-Волга") . Появляется жанр так называемого "социалистического реализма" ("Старое и новое", "Потомок Чингисхана") .
Экранизируются многие литературные произведения ("Мать", "Бесприданница") , снимаются детские фильмы ("Тимур и его команда") , мультфильмы. На студии "Союздетфильм" в 1936 г. был снят первый в Союзе цветной фильм "Груня Корнакова", на этой же студии было создано первое в мире безочковое стереоскопическое кино.
Подтверждением высокого уровня развития советского кино можно считать проведение в столице в 1935 г. международного кинофестиваля.

В 1930-х гг. руководители партии и государства не раз говорили слова « трудящиеся массы», « партийные массы», « энергия масс». Все исторические источники подтверждают, что советские граждане действительно массово участвовали в общественных событиях. Советские праздники 7 ноября, 1 мая проходили в виде массовых шествий, демонстраций.

Наиболее популярными в СССР стали массовые виды искусства и спорта. Работники объединялись в спортивные сообщества: «Спартак» (торговля), «Динамо» (милиция), «Локомотив» (железнодорожники). Десятки тысяч людей участвовали в легкоатлетических спартакиадах, чемпионатах СССР по футболу и волейболу.

Люди всех профессий и возрастов по многу раз ходили в кино и слушали пластинки с записями песен Леонида Утесова и Клавдии Шульженко.

Но и у этой массовой советской культуры была своя теневая сторона, не попадавшая в кинохронику. Так, например, создатели спортивного сообщества «Спартак» братья Старостины были осуждены и провели несколько лет в ГУЛАГе.

Организация Диалога с классом (10 минут).

После выступления групп учащиеся начинают высказываться по поставленной проблеме. Ответы записываются на доске. Например, могут быть записаны следующие высказывания Мифы:

« Жить стало лучше, жить стало веселее»

« Человек – хозяин необъятной родины своей»

« Вольно дышит человек!»

« Человек – это звучит гордо!»

« Сталин - вождь, отец, учитель».

« СССР - самая демократическая и справедливая страна мира»

Учитель: А что было на самом деле?

Также ответы записываются на доске. Например, ответы могут быть следующими:

Нищета, голод, разрыв между словом и делом.

Человек - винтик в большом механизме.

Предательство, доносы.

Человек лишен собственности.

Нарушение законности, несоблюдение прав и свобод.

Человек теряет чувство реальности.

Исторические задачи.

Как вы относитесь к словам историка Р. Медведева: « …К жертвам репрессий нельзя относить только тех, кто сидел в лагерях или погиб. В принципе жертвой репрессий был весь народ».

Ответы детей.

Учитель: « Как можно выжить в таких условиях? Выступить против официальной политики, замкнуться в равнодушии, быть лицемерными или же верить. Да, слепо верить в то, что Сталин отстаивает интересы простого народа и ведет широкую борьбу с врагами.

Как вы думаете, какой путь честнее?

Ответы учащихся.

Учитель: «Даже в таких условиях были люди выступившие против. Их было мало, но они наша гордость. Назовите, кого из них вы знаете?»

Учитель: « В 1930-е годы была цель - создать страну - сад, рай. Почему же это не удалось?»

Ученики: Для строительства такой красивой цели нужны были и красивые средства. А здесь власти использовали репрессии, страх, равнодушие, подавление человеческой личности.

Релаксация. (4 минуты)

Учитель: « Я вам хочу рассказать древнюю притчу. А вы подумайте. В чём смысл притчи?

Старательный дровосек честно собирал хворост. Ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шёл на костёр инквизиции, где сжигали людей».

Ответы учащихся.

Учитель: « Да, вы правы, наше общество было похоже на этого дровосека. В этом саду не нашлось места для человека...

У медали две стороны. Свет никогда не существует без тени и наоборот. На одной чаше весов - индустриальное развитие, улучшение материального положения, условий труда и быта, на друг ой - всеобщий страх, произвольные аресты и лагеря, на одной - просвещение и культура, на другой - разрушение "до основанья" "старого мира".
Говорят, что было плохо, что могло быть лучше. История не знает сослагательного наклонения. Было все так, как было. Предлагаю вам оформить плакат, который бы отразил 30-е годы».(Иллюстрации и ватман готовятся заранее).
Домашнее задание.

«Учитель: « Ребята, попробуйте написать небольшое эссе на тему « Моя семья в 30- е гг. Как ваша семья прожила эти годы, как выживала? Ведь каждая история семьи это петелька в кружеве истории нашей страны».

Международный Славянский институт

Калининградский филиал

Факультет «Экономики и организации предпринимательства»

Реферат

По дисциплине: Культурология

Тема: Культура СССР

Выполнил: студент 1 курса

группа: 09-УЭ

специальность: Финансы и кредит

Ушаков Михаил Васильевич

Научный руководитель: К.Ф.н

Бурдейный Владислав Владимирович

г. Калининград

Введение ................................................................................................................... 3

1. Культура в СССР в 20-е гг………………………………………....................……..4

2. Культурное развитие СССР в 30-е гг................................................................. 5

3. Культура СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный

период…………………………………………………………………………………...7

4. Культура в период "оттепели"........................................................................... 9

5. Культура периода застоя………………………………………………….………..11

6. Культурная жизнь в СССР в 1985-1991 гг………………………………………..14

Заключение …………………………………………………………………………….18

Список литературы

1. Культура в СССР в 20-е гг

Октябрьская революция оказала огромное воздействие и на развитие искусства. Литературный процесс первых лет советской власти отличается большой сложностью и многогранностью. Лидирующей сферой развития литературы в 20-е гг. несомненно, является поэзия. Замечательным, поистине мировым явлением в культуре стали С.А. Есенин и А.А. Ахматова.

Наибольшее значение для развития литературы имели объединения РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), «Перевал», «Серапионовы братья» и ЛЕФ (Левый фронт искусств).

Немало интересного было создано в 20-е гг. писателями-прозаиками. Модернистские тенденции в литературе проявились в творчестве Е. И. Замятина, автора фантастического романа-антиутопии «Мы» (1924 г.).

Сатирическая литература 20-х гг. представлена рассказами М. Зощенко; романами соавторов И. Ильфа (И. А. Файнзильберга) и Е. Петрова (Е. П. Катаева) «Двенадцать стульев» (1928 г.) и «Золотой теленок» (1931 г.) и др.

В 20-е гг. переживает период расцвета русское изобразительное искусство. Революционные потрясения, гражданская война, борьба с голодом и разрухой, которые, казалось бы, должны были снизить активность художественного творчества, в действительности дали ему новый импульс.

Господствующим стилем в архитектуре 20-х годов стал конструктивизм. На Западе принципы конструктивизма были разработаны известным архитектором Ле Корбюзье. Конструктивисты старались использовать новые технические возможности для создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций.

Одним из самых важных и интересных явлений в истории культуры 20-х гг. было начало развития советского кинематографа. Ленин понял огромные его возможности воздействия на широкие народные массы: «Важнейшим из искусств для нас является кино», – писал он. Развивается кинодокументалистика, ставшая одним из самых эффективных инструментов идеологической борьбы и агитации.

2. Культурное развитие СССР в 30-е гг

Годы советской власти значительно изменили облик России. Произошедшие изменения нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, нельзя не признать, что в годы революции и после нее культуре был нанесен большой урон: многие видные писатели, художники, ученые вынуждены были покинуть страну или погибли. Разрушались памятники архитектуры: только в 30-е гг. в Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя и многие другие.

Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфера образования. Планомерные усилия советского государства привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла. К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов.

Значительно изменилась ситуация в литературе. В начале 30-х гг. пришел конец существованию свободных творческих кружков и групп. Постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» был ликвидирован РАПП. А в 1934 г. на I Всесоюзном съезде советских писателей был организован «Союз писателей», в который вынуждены были вступать все люди, занимавшиеся литературным трудом. Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Помимо «Союза писателей» были организованы другие «творческие» союзы: «Союз художников», «Союз архитекторов», «Союз композиторов». В советском искусстве наступал период единообразия.

Произведя организационную унификацию, сталинский режим принялся за унификацию стилистическую и идеологическую. В 1936 г. развернулась «дискуссия о формализме». В ходе «дискуссии» посредством грубой критики началась травля тех представителей творческой интеллигенции, эстетические принципы которых отличались от «социалистического реализма», становящегося общеобязательным. По существу «борьба с формализмом» имела целью уничтожить всех тех, чей талант не был поставлен на службу власти. Многие деятели искусства были репрессированы.

Определяющим стилем в литературе, живописи и других видах искусства стал так называемый «социалистический реализм». Стиль этот имел с настоящим реализмом мало общего. При внешнем «живоподобии» он не отражал действительность в настоящем ее виде, а стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистская принципиальность – вот чем жили герои произведений официального искусства того времени. Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашаемого идеала.

Ограниченность идейных рамок соцреализма стала значительным препятствием развития советской литературы. Тем не менее в 30-х гг. появляется несколько крупных произведений, вошедших в историю русской культуры. Самой, пожалуй, масштабной фигурой в официальной литературе тех лет был Михаил Александрович Шолохов (1905–1984). Оставаясь, по крайней мере внешне, в границах соцреализма, Шолохову удалось создать объемную картину произошедших событий, показать трагедию братоубийственной вражды в казачьей среде, развернувшейся на Дону в послереволюционные годы. Шолохов был обласкан советской критикой. Его литературный труд был отмечен Государственной и Ленинской премиями, дважды его награждали званием Героя Социалистического Труда, он был избран академиком АН СССР.

Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, продолжала развиваться и свободная литература. Под угрозой репрессий, под огнем верноподданной критики, без надежды на издание продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в угоду сталинской пропаганде. Многие из них так и не увидели свои произведения опубликованными, это случилось уже после их смерти.

В 30-е гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира, сводятся к минимуму контакты с зарубежными странами, проникновение любой информации «оттуда» ставится под строжайший контроль. За «железным занавесом» остались многие русские литераторы, которые, несмотря на отсутствие читательской аудитории, неустроенность быта, душевный надлом, продолжают работать.

Сложными оказались 30-е годы для отечественной науки. С одной стороны, в СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты. В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук.

Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция, большинство представителей которой добросовестно служили советскому государству. В результате фальсифицированных разоблачений ряда «вредительских контрреволюционных организаций» («Шахтинское дело», процесс «Промпартии») в массах разжигалось недоверие и подозрительность по отношению к представителям интеллигенции, что в результате облегчало расправу с неугодными и гасило всякое проявление свободной мысли. В общественных науках определяющее значение приобрел «Краткий курс истории ВКП (б)», вышедший в 1938 г. под редакцией И. В. Сталина. В качестве оправдания массовых репрессий была выдвинута идея о неизбежном усилении классовой борьбы по мере продвижения к построению социализма. История партии и революционного движения была искажена: на страницах ученых трудов и периодических изданий превозносились несуществующие заслуги Вождя. В стране утверждался культ личности Сталина.

3. Культура СССР в годы Великой Отечественной

войны и послевоенный период

Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования. Потери были огромны: разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи и т. д. Из бюджета на образование выделялись большие средства. К делу восстановления школьного образования подключилась вся страна. Большое количество новых школьных зданий было построено методом народной стройки. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР.

Дополнительные инвестиции шли и в науку. В короткий срок была восстановлена материальная база научных учреждений. Открывались новые научно-исследовательские институты, были созданы даже новые Академии наук в Казахстане, Латвии и Эстонии. Однако по-прежнему в отношении власти к науке продолжал господствовать грубый диктат чиновников-непрофессионалов.

Великая Отечественная война, ставшая величайшим испытанием для советского народа, пробудила в людях лучшие качества. Окончание войны сопровождали оптимистические настроения. Народ, победивший фашизм и освободивший от него мир, чувствовал в себе силы и право на свободу и на достойную жизнь. Ослабление режима, однако, не входило в планы партийно-государственной верхушки. Отсюда новый виток репрессий и глубокий кризис, охвативший русскую культуру на излете сталинской эпохи.

По-прежнему закрывались возможности для развития многих перспективных направлений исследований. Государство цинично эксплуатировало труд ученых, осужденных за якобы антисоветскую деятельность. Их содержали в специальных зонах, «шарашках», где они отбывали свои сроки и бесплатно работали над на научными проблемами, решение которых имело важное оборонное значение.

Еще более губительным оказалось давление партийно-государственного пресса для гуманитарной науки. За послевоенное десятилетие достижения в этой сфере очень невелики. Научную общественность сотрясали разворачивавшиеся одна за другой кампании: кампанию по борьбе с формализмом сменила кампания по борьбе с «космополитизмом и низкопоклонством перед Западом». Неприятие достижений западной культуры стало официальной позицией. Главная цель этой кампании заключалась в том, чтобы воздвигнуть идеологическую стену между СССР и Западом. Многие деятели искусств и культуры, творчеству которых был чужд узко-патриотический обскурантизм, подвергались гонениям. Неосторожное высказывание, противоречащее насаждаемым догмам, могло стоить человеку не только работы и свободы, но и жизни. Кроме того, в кампании борьбы с космополитизмом был силен антисемитский компонент.

В литературе, живописи и скульптуре по-прежнему безраздельно господствовал соцреализм.

Главной задачей архитекторов было восстановление разрушенного войной. Почти заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев, Минск, Новгород. В стилистическом отношении продолжает господствовать неоклассика «сталинский ампир». В Москве возводятся знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусской. Наиболее удачным принято считать здание Московского университета на Воробьевых горах.

4. Культура в период «оттепели»

Разоблачение культа личности Сталина, произошедшее на ХХ съезде КПСС в 1956 г. ознаменовало начало нового периода в жизни страны. Начавшиеся вслед за съездом демократические преобразования, общая либерализация общественной жизни носили, однако, половинчатый характер. Не имея политической воли довести начатое до конца, инициатор этого процесса первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев сам со временем оказался жертвой реванша консервативных элементов административно-командной системы. Сталинский тоталитаризм вернулся в обличии брежневского «застоя». Эпоха Хрущева, краткий период относительной свободы, получил название «оттепели».

Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры.

Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. Рецидивы сталинских методов обращения с деятелями культуры случались периодически. В критике по прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей: А. А. Вознесенского, Д. А. Гранина, В. Д. Дудинцева. Жестокой травле подвергся Борис Леонидович Пастернак (1890–1960). Пастернака обвиняли в антинародности, презрении к «простому человеку». В довершение всего он был исключен из Союза писателей СССР.

В 50-е гг. возник «самиздат» – так назывались машинописные журналы (например, журнал «Синтаксис»), в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях.

Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы – время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи.

Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963–1967 гг., скульптор Е. В. Вучетич), мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге (1960 г., скульпторы В. Исаева, Р. Таурит) и др.

Развивается театр. Создаются новые театральные коллективы. Среди возникших в период «оттепели» новых театров следует отметить основанный в 1957 г. «Современник» (глав. реж. О. Н. Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (1964 г., глав. реж. Ю. П. Любимов, с 1964 г. и до конца своих дней актером Театра на Таганке был В. С. Высоцкий).

Серьезные реформы были проведены в сфере образования. В 1958 г. был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Этот закон положил начало школьной реформе, которая предусматривала введение обязательного 8-летнего образования (вместо 7-летнего). Успехи в сфере образования были достигнуты немалые: в 1958 – 59-м учебном году вузы СССР выпустили в 3 раза больше инженеров, чем США.

Больших успехов в конце 50 – начачале 60-х гг. достигли советские ученые. На переднем крае развития науки держалась физика, ставшая в сознании людей той эпохи символом научно-технического прогресса и торжества разума. Работы советских физиков получили всемирную известность. Под руководством ученого и конструктора С. П. Королева разрабатывалась ракетная техника. В 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника, а 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос.

5. Культура периода застоя

Застой, постепенно охватывавший общественно-политическую и экономическую жизнь в СССР после окончания краткой хрущевской «оттепели», затронул и культуру. Советская культура при Л. И. Брежневе развивалась во многом по инерции, заданной ей предыдущим периодом. Нельзя сказать, что достижений не было, но большинство из них уходят корнями в тот краткий период относительной свободы творчества, который был результатом ХХ съезда. Росли количественные показатели, но яркого и нового было создано немного.

В 70-е г. все отчетливей наблюдается разделение культуры на официальную и «подпольную», государством не признанную. В сталинские годы не признаваемой государством культуры существовать не могло, а неугодные деятели попросту уничтожались. Теперь, когда советский народ имел за плечами большую школу страха, таких грубых методов можно было избежать. Большинство талантливых поэтов, писателей, художников, режиссеров как правило оказывались в пограничном пространстве между официальной и неофициальной культурой. Поэтому достаточно было небольшого намека, и издательства прекращали принимать рукописи, снимались с репертуара спектакли, ложились на полку фильмы. Можно было не расстреливать, а вынудить уехать заграницу и объявить после этого предателем. Даже видные, заслуженные деятели искусств чувствовали на себе давление так называемых «художественных советов», решавших, что может быть нужно и понятно советскому зрителю, а что нет.

Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издавались, наибольшим читательским интересом пользовались Ю. В. Трифонов, В. И. Белов, В. П. Астафьев.

Однако далеко не все писатели имели возможность свободно публиковать свои произведения. Многое из того, что было написано в годы «застоя», вышло в свет только в эпоху «Перестройки». Единственным способом совершенно свободно, безо всякой цензуры дойти до читателя (правда, лишь до узкого круга посвященных) оставался «самиздат». В списках и машинописных копиях расходились по стране произведения А.И. Солженицына.

Уехать пришлось и ленинградскому поэту И.А. Бродскому. В его стихах не было никаких политических мотивов, тем не менее творчество Бродского и сама его личность раздражали официальные круги не меньше, чем Солженицын.

Вынужденная эмиграция ждала многих представителей творческой интеллигенции. Из страны пришлось уехать писателям В. Аксенову, В. Войновичу, поэту Н. Коржавину, барду А. Галичу, режиссеру Театра на Таганке Ю. Любимову, художнику М. Шемякину, скульптору Э. И. Неизвестному. Творчество «второй волны» эмиграции продолжило традиции культуры русского зарубежья, возникшего после Октябрьской революции, составив особую ее страницу.

Политика руководства живописью также строилась на балансе немотивированных запретов и временных послаблений. Так 15 сентября 1974 г. в Москве была разгромлена выставка 24-х художников-авангардистов («бульдозерная выставка»), но уже в конце сентября, видя, что событие это вызвало большой общественный резонанс, официальные власти разрешают провести другую выставку, в которой принимают участие те же самые авангардисты. Долгие годы засилья соцреализма в живописи привели к деградации вкуса и художественной культуры массового советского зрителя, не способного воспринимать ничего более сложного, чем буквальное копирование действительности.

Бурно развивается кино. Экранизируется литературная классика. Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина С.Ф. Бондарчука «Война и мир».

Огромную роль в культурной жизни советского человека играла эстрадная музыка. Западная рок-культура исподволь просачивалась из-под «железного занавеса», оказывая воздействие на советскую популярную музыку. Знамением времени стало появления «виа» – вокально-инструментальных ансамблей («Самоцветы», «Песняры», «Машина времени» и др.).

Своеобразным музыкальным и поэтическим «самиздатом» стали магнитофонные записи. Широкое распространение магнитофонов предопределило повсеместное распространение бардовской песни (В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора), в которой видели альтернативу официальной культуре.

Важнейшим достижением советской школы был переход ко всеобщему среднему образованию, завершенный к 1975 г. Девяносто шесть процентов советской молодежи вступало в жизнь, окончив полный курс средней школы или специального учебного заведения (ПТУ, техникум), куда поступали после восьмого класса и где наряду с обучением профессии было предусмотрено обязательное прохождение общеобразовательных предметов в объеме полного среднего десятилетнего образования.

Растут количественные показатели в высшем образовании: увеличивается количество студентов и высших учебных заведений. В начале 70-х проходит компания по преобразованию педагогических институтов в автономных республиках, краях и областях в университеты. К 1985 г. в СССР было 69 университетов.

Успехи отечественной науки были сосредоточены в основном в сфере фундаментальных исследований: по-прежнему передовые позиции в мире занимают советские физики, химики, по-прежнему Советский Союз держит лидерство и освоении космического пространства. Вместе с тем отсутствие заинтересованности представителей промышленности в интенсификации производства привело к тому, что все блестящие достижения научной и инженерной мысли не находили практического применения в народном хозяйстве. Слабо развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран остался Советский Союз по разработке компьютерной техники.

6. Культурная жизнь в СССР в 1985–1991 гг

Эпоха Перестройки относится к тем периодам отечественной истории, для которых значение процессов, происходивших в культуре, особенно велико. М. С. Горбачев начинал свои реформы именно в сфере общественной и культурной жизни. Одним из первых лозунгов новой эпохи была «Гласность», которая была задумана как оживление и модернизация государственной идеологии, и хотя с самого начала подчеркивалось, что она не имеет ничего общего с «буржуазной свободой слова», но удержать начавшийся процесс под государственным и партийным контролем не удалось. Повсеместно началось открытое обсуждение вопросов, которые раньше, в эпоху тотального контроля, обсуждались только тайком «на кухнях».

Гласность, открывшая перед советским человеком всю глубину кризиса, в который впала страна, и поставившая перед обществом вопрос о путях дальнейшего развития, вызвала огромный интерес к истории. Шел стремительный процесс восстановления тех ее страниц, которые замалчивались в советское время. В них люди искали ответы на вопросы, поставленные жизнью.

«Толстые» литературные журналы печатали неизвестные ранее широкому советскому читателю литературные произведения, воспоминания очевидцев и мемуары, представляющие новый взгляд на историческую правду. Благодаря этому тиражи их резко возросли, а подписки на самые популярные из них («Нева», «Новый мир», «Юность») попали в разряд острейшего дефицита и распространялись «по лимиту», т. е. ограниченным числом.

За несколько лет в журналах и отдельными изданиями в свет вышли романы А. И. Солженицина, Ю. Домбровского, Е. И. Замятина, Б. Л. Пастернака, М. А. Булгакова, В. В. Набокова. На театральных подмостках определяющее значение получает публицистическая драма. Особенный общественный резонанс вызывали произведения, в которых затрагивалась тема сталинизма и сталинских репрессий.

Сходная ситуация наблюдалась и в других видах искусства. Шел интенсивный процесс «возвращения» творческого наследия деятелей искусств, находившихся ранее под идеологическим запретом. Зрители смогли вновь увидеть работы художников П. Филонова, К. Малевича, В. Кандинского. В музыкальную культуру было возвращено творчество А. Шнитке, М. Ростроповича, на широкую сцену вышли представители музыкального «андеграунда»: группы «Наутилус», «Аквариум», «Кино» и т. д.

Художественный анализ феномена сталинизма стал определяющим направлением и в творчестве писателей, музыкантов и художников, работавших непосредственно в годы Перестройки. Заметным явлением в литературе Перестроечной поры, своеобразным бестселлером стал роман А. Н. Рыбакова «Дети Арбата» (1987 г.), в котором эпоха культа личности воссоздается через призму судьбы поколения 30-х гг.

Немногое из созданного в ту переломную эпоху прошло проверку временем. В изобразительном искусстве «дух времени» отразился в весьма посредственных и схематичных картинах И. С. Глазунова («Вечная Россия» 1988 г.). Вновь популярным жанром, как то всегда бывало в критические моменты истории, становится плакат.

В художественном и документальном кинематографе перестроечных лет появляется ряд замечательных фильмов, созвучных эпохе: «Покаяние» Т. Абуладзе, «Легко ли быть молодым» Ю. Подниекса, «Так жить нельзя» С. Говорухина, «Завтра была война» Ю. Кары, «Холодное лето пятьдесят третьего»). Вместе с тем кроме серьезных, глубоких фильмов, наполненных размышлениями о судьбе страны, о ее истории, снималось много весьма слабых картин, авторы которых старались обеспечить зрительский интерес за счет нарочито мрачного изображения социальной действительности. Такие фильмы были рассчитаны на скандальную популярность, их образная система строилась на контрасте с традиционным советским кинематографом, в котором принято было избегать излишнего натурализма, постельных сцен и прочих вульгарных приемов. Такие фильмы в просторечии получили название «чернухи» («Маленькая Вера» реж. В. Пичул).

Огромную роль в культурной и общественной жизни приобрела публицистика. Статьи печатались в журналах «Знамя», «Новый мир», «Огонек», в «Литературной газете».

Однако наиболее широкую аудиторию имели телевизионные публицистические передачи, такие как «Взгляд», «Двенадцатый этаж», «До и после полуночи», «600 секунд».

Неоднозначны результаты Перестройки в сфере образования. С одной стороны гласность вскрыла серьезные недостатки в средней и высшей школе: слаба была материально-техническая база, сильно отстали от жизни школьные и вузовские программы и учебники, явно устаревшими, а значит, недейственными были традиционные принципы воспитательной работы (субботники, пионерские слеты, тимуровские отряды). Таким образом, стала очевидной необходимость в незамедлительных реформах.

С другой стороны, попытки исправить сложившееся положение часто приводили лишь к ухудшению качества учебного процесса. Отказываясь от использования старой учебной литературы, школы оказывались либо совсем без учебников, либо вынуждены были использовать весьма сомнительного качества новые. Введение в школьные курсы новых предметов (таких, например, как «Этика и психология семейной жизни», «Информатика») оказалось неподготовленным: не было ни квалифицированных преподавателей, готовых вести новые дисциплины, ни технических возможностей, ни учебно-методической литературы. Изжившие себя пионерская и комсомольские организации были наконец упразднены, но взамен им не было создано ничего нового – подрастающее поколение выпало из воспитательного процесса. В большинстве случаев «реформы» свелись к перемене названий: в массовом порядке обыкновенные средние школы, ПТУ и техникумы стали именовать себя гимназиями, лицеями, колледжами и даже академиями. Суть с изменением вывески не менялась. Попытки создать гибкую систему образования, отвечающую потребностям времени, наталкивались на косность значительной части преподавательского состава и недостаток средств.

Сфера высшего образования, помимо проблем, общих для всей системы народного просвещения, столкнулась с проблемой дефицита преподавателей, многие из которых уходили из вузов в коммерческие фирмы или уезжали заграницу.

В еще большей степени проблема «утечки умов» стала актуальна для науки. Если исследования в прикладных областях в годы Перестройки заметно оживляются, то фундаментальная наука, на протяжении десятилетий являвшаяся предметом национальной гордости, неизбежно клонится к упадку, причинами которого стали трудности с финансированием, падение престижа и потеря понимания социальной значимости работы ученого в обществе.

В целом культурные последствия Перестройки еще ждут своей оценки. Вполне очевидно, что наряду с несомненным положительным эффектом, который принесла демократизация (обретение наследия писателей, художников и музыкантов, творчество которых замалчивалось, общее оживление культурной жизни), нельзя не заметить и отрицательных следствий не вполне продуманных реформ (углубление кризиса в системе образования, упадок фундаментальной науки).

При всех объективных минусах СССР стала мощной державой, заставившей с собой считаться все мировое сообщество, и в этом мы видим продолжение традиций Ярослава Мудрого, Петра Первого, Екатерины Великой и других правителей, которые всеми своими делами и мыслями ратовали за величие России. Мы сделались страной стопроцентной грамотности, самыми читающими, и этот ряд можно продолжать долго - вопрос в том, как на это смотреть. Главное, что необходимо понять и уяснить для себя, - нельзя просто так зачеркнуть этот сложный и противоречивый период российской культурной истории, на каких бы основаниях он ни был построен.

Список литературы

1. Боффа Дж. История Советского Союза. Т.1 – М., 1994.

2. Георгиева Г. С. История русской культуры. Учебное пособие. М., 1999.

3. Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней.: 1999-2001.

4. Ильина Т. В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.

5. Рапацкая Л. А. Русская художественная культура. Учебное пособие. М., 1998.

6. Руднев В.П. Словарь Культуры XX века. М.,1999.

7. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Учебное пособие по культурологии. М., 1996.

8. Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: Центр, 1997.