Вопросы для опроса студентов. Анонимное анкетирование студентов "Отношение к обучению, преподавателям и изучаемым предметам

Проблема исследования:

В настоящее время наблюдается раздражительное отношение студентов технических специальностей к наличию в списке обязательных предметов курсов по гуманитарным дисциплинам. Студенты утверждают, что предметы эти неинтересны, и не нужно их изучать. Такое отношение к предмету является причиной плохих взаимоотношений с преподавателем. Зачастую у таких студентов возникают сложности при подготовке и экзамену или зачёту. Некоторые сдают на неудовлетворяющую их оценку.

Цель исследования:

Основной целью является выявление тенденций в отношении к гуманитарным наукам студентов БГУИР различных факультетов и специальностей.

Объект исследования:

Студенты всех факультетов БГУИР.

Предмет исследования:

Отношение студентов БГУИР к гуманитарным дисциплинам.

Инструмент исследования:

Анкета из 11 вопросов. Используются как закрытые, так и открытые вопросы.

Методы сбора информации:

Опросный метод – формализованная анкета.

Задачи исследования:

    Выявить и сравнить отношение студентов разных факультетов к гуманитарным наукам.

    Узнать степень надобности гуманитарных наук.

    Определить, какую роль играют гуманитарные науки в жизни студентов.

    Изучить их предложения по изменению способов подачи гуманитарных наук.

Гипотеза исследования:

    Отношение студентов БГУИР к гуманитарным наукам прямо зависит от их специальности.

    Чем старше курс, тем негативнее мнение по этому вопросу.

    Старшие курсы раздражают гуманитарные предметы.

    Студенты предложат ввести курсы по гуманитарным дисциплинам как необязательные.

Анкета

Уважаемый респондент! Мы, студенты ФИТиУ, просим Вас принять участие в социологическом исследовании «ОБРАЗОВАНИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ». Ответьте, пожалуйста, на ряд несложных вопросов, это не займет много времени. Для правильного заполнения анкеты достаточно поставить галочку или обвести вариант ответа, наиболее точно соответствующий вашему мнению. Благодарим за внимание.

1. Определите Ваше отношение к гуманитарным наукам:

1 - они меня раздражают;

2 - они меня не интересует, я к ним безразличен;

3 - я их изучаю лишь для положительной отметки в зачётке;

4 - они мне нравятся;

5 - я могу получить из них важную и интересную информацию.

6. Выберите утверждение и закончите его:

1 – гуманитарные предметы следует запретить, так как

_____________________________________________________

2 – гуманитарные предметы нельзя запрещать, так как

______________________________________________________

2. Как на Ваш взгляд преподаватель влияет на отношение

учащихся к гуманитарным предметам?

1 – профессионально подготовленный преподаватель прививает

огромный интерес к предмету; и, наоборот, скучный преподаватель

отбивает всякий интерес от изучения предмета;

2 – профессионализм преподавателя не влияет на личностное

отношение учащихся к предмету.

7. Что, по Вашему мнению, является главной причиной нежелания

изучать гуманитарные науки?

1 – скучный материал;

2 – скучный преподаватель.

3. Выберите утверждение, которое вам ближе и закончите его:

1 – гуманитарные науки мне не нравятся, потому что__________________

2 – гуманитарные науки мне нравятся, потому что ____________________

_______________________________________________________________

8. Изучаете ли Вы самостоятельно гуманитарные науки, пользуясь

дополнительным материалом?

1 – нет, никогда;

2 – да, так как можно найти что-нибудь новое/интересное;

3 – изредка.

4. Изучение каких гуманитарных наук, на Ваш взгляд, следует

исключить в первую очередь?

1философия;

2 – экология;

3 – социология;

4 – политология;

5 – история;

6 – логика;

7 – другое (укажите, что именно) _________________________________________

9. Какой вид изучения гуманитарных наук Вы бы предпочли?

1 – обязательное прохождение всех курсов гуманитарных наук с последующим экзаменом/зачётом;

2 – самостоятельный выбор курсов в качестве факультативных занятий с последующим зачётом;

3 – исключение курсов гуманитарных предметов из программы, но ввод кружков, дополнительных занятий без последующего контроля знаний;

4 – другое (укажите, что именно)________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

5. Какие гуманитарные науки Вам нравятся больше всего?

1 – философия;

2 – экология;

3 – социология;

4 – политология;

5 – история РБ;

6 – логика;

7 – не нравится ни один гуманитарный предмет;

8 – нравятся все гуманитарные предметы

9 – другое (укажите, что именно) _____________________________________________

10. Укажите Ваш пол

11. Укажите Ваш курс (нужное подчеркнуть)

АНКЕТА

Здравствуйте. Это анонимное анкетирование студентов отделения социологии экономического факультета НГУ. Данная анкета позволит Вам отобразить свое отношение к обучению на отделении социологии. Пожалуйста, читайте внимательно вопросы и будьте предельно честны в ответах. Данная Вами информация представляет незаменимую важность не только для данного исследования, но и для кафедры социологии НГУ.

Отвечая на вопросы можно выбирать не более одного варианта, если об этом ничего дополнительно не сказано в вопросе анкеты. Если Вы выбрали подсказку «другое», или отвечаете на вопрос без вариантов ответов, то, пожалуйста, напишите сами полный развернутый ответ.

Время заполнения анкеты не более 10 минут.

Итак, приступаем.

Ваше отношение к обучению.

1. Почему Вы поступили на отделение социологии экономического факультета НГУ? Выберите, пожалуйста, не более двух вариантов.

1 привлекла специальность

2 посоветовали друзья, знакомые, преподаватели

3 это выбор родителей

4 на это отделение поступали мои друзья

5 для меня не была важна специальность, я хотел(а) учиться в НГУ

6 я посчитал(а), что мне здесь будет легче учиться, чем на других отделениях экономического факультета

7 я посчитал(а), что на это отделение легко будет поступить

8 другое:____________________________________________________________________

2. Сложно ли Вам учиться на отделении социологии?

2 скорее да, чем нет

4 скорее нет, чем да

3. Считаете ли Вы, что учиться на отделении социологии гораздо труднее, чем на каком-либо из других отделений факультета?

1 да, это отделение является одним из самых сложных

2 нет, учиться на этом отделении относительно легко по сравнению с другими

3 на мой взгляд, учеба на этом отделении значительно не отличается от других

4 не знаю, мне сложно сравнивать

5 другое:_________________________________________________________________

Ваше отношение к преподавателям и изучаемым предметам.

4. Удовлетворены ли Вы качеством преподавания?

2 скорее да чем нет

4 скорее нет, чем да

5. Как Вы считаете, Ваши оценки адекватны Вашим знаниям?

1 нет, я считаю, что мои оценки занижены

2 нет, я считаю, что мои оценки завышены

3 в целом мои оценки адекватны моим знаниям

6. Возникают ли у Вас проблемы с преподавателями?

1 да, довольно часто

2 да, но довольно редко

3 практически не возникают

4 никогда не возникают (переход к вопросу 8)

7. Какие именно проблемы возникают у Вас с преподавателями?

8.Считаете ли Вы, что получаете достаточно информации по изучаемым предметам?

1 да (переход к вопросу 11)

2 скорее да, чем нет

4 скорее нет, чем да

9. По каким предметам Вам хотелось бы получить больше информации? Можно выбрать несколько вариантов ответа.

1 социологическим

2 экономическим (переход к вопросу 11)

3 гуманитарным (переход к вопросу 11)

4 другое:__________________________________________________ (переход к вопросу 11)

10. По каким социологическим дисциплинам Вам хотелось бы получить больше информации?

11. Удовлетворены ли Вы оснащенностью литературой по изучаемым предметам?

1 да, ее вполне хватает

2 да, но иногда возникают проблемы с некоторыми предметами

3 нет, литературы не хватает примерно в половине случаев

4 нет, мне практически всегда не хватает нужной литературы

Ваши планы относительно дальнейшего обучения

12. Вы планируете продолжать обучение именно по специальности социология?

1 да я планирую поступать в магистратуру НГУ

2 я планирую продолжать обучение в магистратуре другого ВУЗа

3 я не планирую продолжать обучение по этой специальности

4 затрудняюсь ответить

13. Чем Вы планируете заниматься после окончания обучения?

1 я планирую заниматься научной деятельностью, связанной с социологией

2 моя работа будет непосредственно связанна с прикладной социологией

3 моя работа никак не будет связанна с социологией

4 я еще не решил(а), чем буду заниматься после окончания обучения

5 я не планирую работать вообще

И напоследок, немного информации о Вас.

14. Какое образование у Вас имелось на момент поступления в НГУ?

2 неполное высшее

3 средне специальное

4 среднее

15. Укажите Ваш курс.

16. Укажите Ваш возраст.

___________________________

17. Укажите Ваш пол.

Большое спасибо за участие в анкетировании!

Как и другие учащиеся социологических факультетов, студенты Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ регулярно участвуют в проведении социологических опросов. Как правило, они самостоятельно составляют вопросы для анкетирования, которые затем подвергают правке их научные руководители. Ниже приводятся образцы анкет, составленных преподавателями и студентами ИПССО.

Пример анкеты № 1 на тему "Отношение современной молодежи к религии и нравственности"

Уважаемый участник опроса, просим вас ответить на представленные ниже вопросы. Ваши ответы помогут в организации международной конференции "Психология нравственности и религия: XXI век". Опрос имеет анонимный характер, и полученные данные будут использованы только в обобщенном виде. Отвечая на каждый вопрос, выбирайте один вариант ответа (если в формулировке вопроса не указано иное).

  • 1. Ваш пол :
    • а) мужской;
    • б) женский.
  • 2. Ваш возраст :
    • а) младше 17 лет;
    • б) 17–22 года;
    • в) 23–27 лет;
    • г) старше 27 лет.
  • 3. Ваше образование :
    • а) неполное среднее;
    • б) среднее;
    • в) неполное высшее;
    • г) высшее.
  • 4. Какую религию Вы исповедуете?
  • а) православие;
  • б) неправославное христианство (католицизм, протестантизм);
  • в) иудаизм;
  • г) ислам;
  • д) другая (неавраамическая) религия;
  • с) я не верю.
  • 5. В какой степени Вы относите себя к религиозным людям?

Отметьте один из 10 баллов на шкале, где цифры увеличиваются в порядке возрастания религиозного чувства:

Не верю 12 3 456789 10 Верю

  • 6. В Вашей семье существуют какие-либо религиозные традиции или обычаи (посещение храма, проведение обрядов, чтение религиозной литературы и т.п.)?
  • а) да;
  • б) да, такие традиции существуют, но мы не придаем им большого значения;
  • в) нет.
  • 7. Как часто Вы посещаете религиозные службы?
  • а) никогда;
  • б) раз в год или реже;
  • в) раз в месяц или раз в полгода;
  • г) раз в неделю или чаще.
  • 8. Отмечаете ли Вы религиозные праздники?
  • а) да, постоянно, у нас есть календарь, где отмечены все праздники нашей веры;
  • б) да, но только самые известные;
  • в) редко, когда как получится;
  • г) нет, в нашем кругу это нс принято.
  • 9. Если Вы когда-нибудь принимали участие в религиозных обрядах, то почему?
  • а) потому что это необходимо для верующего;
  • б) потому что это выглядит со стороны красиво;
  • в) участвовал(-а) из простого любопытства;
  • г) сходил(-а) за компанию с друзьями (родственниками);
  • д) не принимаю участие в подобных ритуалах.
  • 10. При выборе одежды (украшений) Вы ориентируетесь на предпочтения вашего вероисповедания?
  • а) да, я всегда выбираю одежду, которая не противоречит религиозным нормам;
  • б) обычно да, но если вещь очень нравится, то несмотря на несоответствие с нормами моей религии я ее куплю;
  • в) религиозная символика в одежде (украшениях) – просто часть моего стиля;
  • г) нет, мой облик с религией не связан.
  • 11. Оказывает ли религия влияние на Вашу профессиональную (учебную) деятельность?
  • а) да, я выбрал(-а) профессию (специальность), которая не противоречит этическим нормам моего вероисповедания;
  • б) отчасти, это скорее касается взаимоотношений с сотрудниками (одногруппниками). Мы бескорыстно помогаем друг другу и поздравляем друг друга с религиозными праздниками;
  • в) нет, на мою работу (учебу) религия не оказывает никакого воздействия.
  • 12. Оказывает ли религия влияние на Ваше поведение (образ жизни)?
  • а) да, я всегда живу по предписаниям моей религии и отказываюсь от всего, что подпадает под религиозный запрет;
  • б) я пытаюсь соответствовать религиозным этическим нормам (стараюсь не вступать в конфликты с людьми, не ругаюсь, не обманываю намеренно);
  • в) мой образ жизни не зависит от религиозных убеждений. Я сам(-а) решаю, как мне жить.
  • 13. Какие поступки Вы бы могли оправдать?

Отметьте галочкой наиболее близкие Вам варианты ответа.

Поступки

Оправдываю

Затрудняюсь

ответить

Не оправдываю

Приобретение денег и имущества при первой же возможности

Частое потребление спиртных напитков ради удовольствия

Супружеская измена

Пренебрежительное отношение к людям, не способным добиться в жизни успеха

Отказ от дружбы с человеком, который богатеет и не хочет делиться

Грубый ответ на несправедливость

Самоубийство после длинной полосы жизненных неудач

14. Какие из 10 библейских заповедей Вы признаете наиболее важными для исполнения?

Отметьте галочкой близкие Вам варианты ответа.

Заповеди

Затрудняюсь

ответить

Почитай единого Бога

Не делай себе кумира

Не произноси имени Бога напрасно

Шесть дней работай, а день седьмой посвящай Богу

Почитай отца твоего и мать твою

Не убивай

Не прелюбодействуй

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Не желай дома ближнего твоего

  • 15. Доверяете ли Вы современному духовенству?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 16. Способны ли Вы совершить поступок, который является неприемлемым с позиции вашего вероисповедания, но не порицается, а может быть, даже одобряется обществом?
  • а) однозначно нет;
  • б) а почему бы и нет? В конце концов, сейчас в обществе принято много такого, что не одобряется с точки зрения религии;
  • в) на мои поступки не может влиять вероисповедание.
  • 17. Укажите Ваше отношение к лицам, поступающим безнравственно, но лишь в тех случаях, когда в отступлении от морали не видно вреда для окружающих?
  • а) терпимое (с пониманием);
  • б) безразличное;
  • в) резко отрицательное.
  • 18. Почему некоторые люди пренебрегают нормами морали?
  • а) люди искренне не осознают их важности для общества;
  • б) люди просто пытаются самоутвердиться;
  • в) люди привыкли не соблюдать установленные другими правила;
  • г) люди уверены, что их не накажут;
  • д) нормы морали слишком сложны для соблюдения;
  • е) другое.
  • 19. Как Вам кажется, чем можно оправдать безнравственные поступки?
  • а) юным возрастом;
  • б) незначительностью причиненного людям морального или материального ущерба;
  • в) действием в состоянии крайней жизненной необходимости;
  • г) незнанием норм морали;
  • л) ничем;
  • е) другое.
  • 20. Согласны ли Вы с утверждением о том, что современный образ жизни и светская система ценностей способствуют распространению аморальных поступков?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 21. Как, по Вашему мнению, можно предотвратить распространение безнравственности в обществе?
  • а) разъяснением практической важности соблюдения норм морали;
  • б) ужесточением наказания за разные правонарушения;
  • в) личным примером;
  • г) пропагандой религиозных нравственных ценностей;
  • д) другое.
  • 22. Нужно ли ввести в школах и вузах учебную дисциплину, которая бы знакомила учащихся с основными положениями религиозных доктрин?
  • а) да, нужно ввести как обязательный предмет "Основы религиозного знания", причем желательно, чтобы занятия вел священнослужитель;
  • б) можно ввести лишь чисто ознакомительный курс вроде "Истории религий" или "Религиоведения";
  • в) любую подобную дисциплину можно преподавать лишь факультативно, по желанию учащихся;
  • г) у нас светское государство, и всякая пропаганда религии должна быть вынесена за пределы учебных заведений.

Спасибо за участие!

Пример анкеты № 2 на тему "Отношение московской молодежи к идеям феминизма"

Здравствуйте! Предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе молодежи. Пожалуйста, ответьте на 20 вопросов. Анкета анонимна, а полученные данные будут использованы в научных и практических целях.

  • 1. Ваш пол :
    • а) женский;
    • б) мужской.
  • 2. Ваш возраст :
    • а) 18–21 год;
    • б) 22–25 лет;
    • в) 26–29 лет.
  • 3. Ваше образование :
    • а) ниже среднего;
    • б) среднее;
    • в) среднее специальное;
    • г) неоконченное высшее;
    • д) высшее.
  • 4. Ваше семейное положение :
    • а) не женат/не замужем;
    • б) женат/замужем;
    • в) гражданский брак.
  • 5. Как Вы считаете, феминизм – это :
    • а) борьба дискриминируемых женщин за уравнение с мужчинами в социальных правах;
    • б) стремление женщин к господству над мужчинами;
    • в) политическое движение, целью которого является предоставление женщинам избирательных прав;
  • 6. Как Вы относитесь к идеям феминизма?
  • а) полностью одобряю;
  • б) частично одобряю;
  • в) категорически отрицаю;
  • г) отношусь равнодушно.
  • 7. Сохранился ли феминизм до настоящего времени?
  • а) да, конечно;
  • б) да, но он сильно изменился за последние годы;
  • в) нет.
  • 8. На сегодняшний день в России существует ряд женских общественных движений. Как Вы считаете, демонстрируют ли их действия идеи феминизма?
  • а) да, потому что женщины в них отстаивают права женщин;
  • б) возможно, но это не имеет смысла в России;
  • в) нет, так как у них нет конкретной идеологии;
  • г) другое (напишите, что именно);
  • д) затрудняюсь ответить.
  • 9. В настоящее время ущемлены ли права женщин в России?
  • а) да;
  • б) да, в некоторых вопросах;
  • в) нет.
  • 10. Равноправие между мужчиной и женщиной – это :
    • а) равные социальные права;
    • б) равные права и обязанности;

η) что-то из области фантастики;

  • г) другое (напишите, что именно).
  • 11. Могут ли мужчина и женщина меняться социальными ролями?
  • а) да, конечно: мужчина может выполнять обязанности женщины, а женщина – обязанности мужчины;
  • б) да, могут, но не во всех сферах деятельности;
  • в) да, могут, но ни к чему хорошему это, как правило, не приводит;
  • г) нет, это противоестественно.
  • 12. Если женщина занимает "правящую" позицию в семье, то это :
    • а) недопустимо;
    • б) нормально;
    • в) допустимо в том случае, если она пользуется данным положением во благо семье и не принижая супруга;
    • г) другое (напишите, что именно).
  • 13. Оттолкнет ли Вас попытка представителей противоположного пола доминировать над Вами?
  • а) да, в любом случае;
  • б) нет, на умеренном уровне это допустимо;
  • в) нет, я отношусь к этому спокойно.
  • 14. Как увлечение девушек феминизмом может повлиять на их общение с молодыми людьми?
  • а) никак;
  • б) большинство таких девушек будут одинокими;
  • в) молодые люди получат стимул взять все в отношениях в свои руки;
  • г) молодые люди "сядут на шею" таким девушкам;
  • д) будут постоянные ссоры по поводу того, кто в отношениях главный;
  • ж) затрудняюсь ответить.
  • 15. Что может привести молодого человека к согласию с идеями феминизма?
  • а) принципиальная поддержка идеи социального равноправия;
  • б) влияние круга общения, в котором имеются девушки-феминистки;
  • в) влияние гендерных стереотипов, сформировавшихся в семье;
  • г) любовь к девушке-феминистке;
  • л) влияние пропаганды;
  • е) другое (напишите, что именно);
  • ж) затрудняюсь ответить.
  • 16. Насколько легко молодому человеку общаться с девушкой, признающей идеи феминизма?
  • а) вполне легко;
  • б) трудно;
  • в) просто невозможно;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 17. Каковы основные проблемы, которые могут возникнуть во время общения молодого человека с девушкой-феминисткой?
  • а) конфликт из-за обоюдного стремления к лидерству;
  • б) взаимное непонимание;
  • в) желание поменьше общаться друг с другом;
  • г) конфликт из-за стремления молодого человека "перевоспитать" свою подругу;
  • д) насмешки и оскорбления со стороны партнера;
  • е) никаких проблем быть не должно;
  • ж) другое (напишите, что именно);
  • з) затрудняюсь ответить.
  • 18. Какие чувства вызывает у Вас образ девушки-феминистки?
  • а) привлекает;
  • б) вызывает любопытство;
  • в) вызывает смех;
  • г) отталкивает;
  • д) вызывает равнодушие;
  • е) другое (напишите, что именно).
  • 19. Стали бы Вы общаться с девушкой-феминисткой?
  • а) да, так как я тоже придерживаюсь идей феминизма;
  • б) да, так как для меня идейные разногласия не столь важны;
  • в) да, но с большой осторожностью;
  • г) нет, ни в коем случае;
  • д) затрудняюсь ответить.
  • 20. Есть ли среди Ваших знакомых люди, склонные к феминизму?
  • а) да, я общаюсь с таким человеком (людьми);
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.

Спасибо!

Пример анкеты № 3 на тему "Проблема безработицы молодых специалистов"

Уважаемый респондент!

Просим вас принять участие в социологическом исследовании, проводимом с целью выяснения отношения московской молодежи к проблеме безработицы молодых специалистов. Вам будет предложено несколько вопросов. Выберите вариант ответа, наиболее соответствующий вашему мнению. Анонимность и конфиденциальность полученной информации гарантируем.

  • 1. Как Вы думаете, безработица – это :
    • а) в целом позитивное явление в экономике страны (стимул для повышения квалификации и активности населения);
    • б) закономерная реальность (издержки рыночной экономики, без которых она не сможет работать);
    • в) негативное явление (причина социальных конфликтов и роста преступности).
  • 2. Как Вы считаете, каков уровень безработицы сегодня в Москве?
  • а) высокий;
  • б) нормальный (естественный);
  • в) низкий.
  • 3. Каковы, по Вашему мнению, основные причины безработицы в Москве?
  • а) сокращение промышленного производства;
  • б) приток мигрантов из ближнего зарубежья;
  • в) появление совершенно новых отраслей экономики, для которых трудно подобрать кадры;
  • г) другое (напишите)____________________________.
  • 4. Какие категории людей, но Вашему мнению, сегодня больше других подвержены безработице?
  • а) молодые люди;
  • б) люди среднего возраста (от 30 до 40 лет);
  • в) люди старшего возраста (от 40 до 55 лет);
  • г) пенсионеры;
  • д) другое (укажите)______________________________.
  • 5. Ваши планы по окончании вуза?
  • а) пойду работать;
  • б) продолжу учебу в своем вузе (магистратура, аспирантура);
  • в) собираюсь получить новое образование в другом вузе;
  • г) пойду служить в армию;
  • д) свой вариант__________________________________.
  • 6. При трудоустройстве вы рассчитываете на :
    • а) содействие родственников и друзей;
    • б) помощь учебного заведения;
    • в) службу занятости;
    • г) агентства по трудоустройству;
    • д) собственные способности;
    • е) благоприятное стечение обстоятельств;
    • ж) другое (укажите)______________________________.
  • 7. Какие причины, на Ваш взгляд, могут повлиять на отказ в трудоустройстве молодого специалиста?
  • а) отсутствие практического опыта;
  • б) не импонирующие работодателю личные качества кандидата;
  • в) неблагоприятное семейное положение;
  • г) недостаток образования;
  • д) отсутствие вакантных мест;
  • е) предубеждение администрации против "зеленых" сотрудников;
  • ж) иные причины__________________________________.
  • 8. Желали бы Вы пройти "последипломную" стажировку на предприятии с вероятностью дальнейшего трудоустройства?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 9. Пытались ли Вы когда-нибудь трудоустроиться?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 10. Есть ли у Вас острая необходимость в получении работы?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 11. Что для Вас первостепенно при выборе места работы?
  • а) уровень предлагаемого заработка;
  • б) престижность фирмы;
  • в) социально-психологический климат в организации;
  • г) сфера деятельности;
  • д) возможность самовыражения;
  • е) возможность профессионального роста;
  • ж) получение практического опыта;
  • з) гибкий график работы;
  • и) другое___________________________________.
  • 12. Расцениваете ли Вы занятие предпринимательской деятельностью как альтернативу для себя в случае невозможности трудоустроиться?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 13. Если бы Вы организовывали собственный бизнес, чем бы вы занимались?
  • 14. Чем лично Вас не устраивает безработица?
  • а) понижение социального статуса;
  • б) отсутствие денег;
  • в) узкий круг общения;
  • г) невозможность реализовать себя;
  • д) материальная зависимость от родителей;
  • е) ничем;
  • ж) другое____________________________________.
  • 15. Какие причины, по-Вашему, способствуют безработице молодых специалистов в Москве?
  • а) излишние претензии самих молодых людей к желаемому месту работы;
  • б) отсутствие желания работодателей в трудоустройстве молодых специалистов;
  • в) недостаток внимания местной администрации к вопросам занятости молодежи Москвы;
  • г) нежелание самих молодых людей трудиться;
  • д) другое______________________________________.
  • 16. На Ваш взгляд, в Москве легче найти работу, чем в других городах?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 17. Ситуация, когда молодой специалист с высшим образованием нс работает, обусловлена :
    • а) невозможностью трудоустроиться;
    • б) нежеланием трудиться;
    • в) не удовлетворяющими условиями труда.
  • 18. Как Вы считаете, можно ли бороться с проблемой безработицы?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 19. Как Вы считаете, какие существуют пути борьбы с безработицей?
  • а) создание новых рабочих мест;
  • б) создание бирж труда и иных видов служб занятости;
  • в) повышение квалификации работников;
  • г) поддержка развития малого и среднего бизнеса;
  • д) перераспределение рабочих мест в пользу местного населения перед приезжими;
  • г) другое___________________________________.
  • 20. Считаете ли Вы, что предприятия должны заранее готовить для себя специалистов, заключая договора с учебными заведениями о трудоустройстве их выпускников?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 21. Какую помощь Вы хотели бы получить от специалиста- профконсультанта службы занятости?
  • а) узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда;
  • б) пройти тестирование с целью профессионального самоопределения;
  • в) выбрать учебное заведение для последующего поступления;
  • г) найти работу;
  • д) никакую;
  • е) другую помощь__________________________________.
  • 22. Как Вы думаете, кто виноват в сегодняшней ситуации с безработицей молодых специалистов?
  • а) государство;
  • б) биржи труда;
  • в) молодежь;
  • г) работодатели;
  • д) предприятия;
  • е) учебные заведения;
  • 23. Есть ли сегодня в Вашей семье безработные?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 24. Как Вы считаете, в какой форме государство могло бы поддерживать ищущих работу молодых специалистов? (Отметьте несколько пунктов);
  • а) организация курсов повышения квалификации (или переквалификации);
  • б) распределение выпускников вузов на работу по их специальности;
  • в) финансовая поддержка при открытии собственного дела;
  • г) создание рабочих мест;
  • д) развитие молодежных бирж труда;
  • е) создание центров социально-психологической адаптации выпускников;
  • ж) другое (напишите)_________________________________.
  • 25. Как Вы относитесь к случаям отказа при приеме на работу женщин?
  • а) на мой взгляд, это надуманная проблема;
  • б) с пониманием – есть профессии, предназначенные только для мужчин;
  • в) отрицательно – половая дискриминация недопустима. Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе.
  • 26. Ваш возраст?
  • а) менее 20 лет;
  • б) от 20 до 25 лет;
  • в) от 25 до 30 лет.
  • 27. Ваш пол?
  • а) мужской;
  • б) женский.
  • 28. Какое у Вас образование?
  • а) среднее общее;
  • б) начальное профессиональное;
  • в) среднее профессиональное;
  • г) высшее;
  • д) неоконченное высшее.

Спасибо! Успехов в трудоустройстве!

Пример анкеты № 4 на тему "Причины возникновения конфликтов в молодой семье"

  • 1. Ваш пол?
  • а) мужской;
  • б) женский.
  • 2. Ваш возраст?
  • а) до 21 года;
  • б) 21–25 лет;
  • в) 26–30 лег;
  • г) 31–35 лет.
  • 3. Ваше образование?
  • а) среднее;
  • б) среднее специальное;
  • в) неоконченное высшее;
  • г) высшее.
  • 4. Ваш брак официально зарегистрирован?
  • а) да, наш брак зарегистрирован в ЗАГСе;
  • б) нет, мы живем "гражданским браком";
  • в) я не состою в брачных отношениях.
  • 5. Укажите продолжительность Вашего брака :
    • а) до 1 года;
    • б) 1–3 года;
    • в) 4–6 лет;
    • г) 7–9 лет;
    • д) более 9 лет;
    • е) я не состою в браке.
  • 6. Есть ли у Вас дети?
  • а) да, один ребенок;
  • б) да, двое детей;
  • в) трое и более детей;
  • г) детей нет, но мы планируем завести ребенка;
  • д) детей нет, и пока мы не планируем их рожать.
  • 7. Вас устраивает доход Вашей семьи?
  • а) да, полностью;
  • б) скорее да;
  • в) не совсем;
  • г) нет, полностью не устраивает.
  • 8. Укажите Ваши жилищные условия :
    • а) имеем собственное жилье;
    • б) живем с родителями (другими родственниками);
    • в) снимаем жилье;
    • г) взяли жилье в ипотечный кредит;
    • д) живем в общежитии.
  • 9. Насколько Вас устраивают Ваши жилищные условия?
  • а) полностью устраивают;
  • б) устраивают, но не совсем;
  • в) совершенно не устраивают.
  • 10. Как Вы оцениваете психологическую обстановку в Вашей семье?
  • а) благоприятная;
  • б) удовлетворительная;
  • в) дискомфортная;
  • г) конфликтная.
  • 11. У Вас происходят серьезные конфликты в семье?
  • а) да, часто;
  • б) да, время от времени;
  • в) нет.
  • 12. Каковы основные причины конфликтов в Вашей семье? Можно выбрать несколько вариантов ответа :
    • а) жилищный вопрос, бытовая неустроенность;
    • б) нехватка финансовых средств, невысокий уровень дохода;
    • в) проблемы с трудоустройством;
    • г) проблемы с устройством детей в (до-)школьное учреждение;
    • д) проблемы во взаимоотношениях с родителями одного или обоих супругов;
    • е) вредные привычки (алкоголизм, курение, игромания);
    • ж) отсутствие тепла в отношениях, проблемы общения;
    • з) супружеская неверность, ревность;
    • и) отсутствие общих интересов, разница в образовании;
    • к) грубость, насилие со стороны супруга(-и);
    • л) отсутствие общих взглядов, убеждений (политических, религиозных);
    • м) желание супруга(-и) делать карьеру;
    • н) проблемы с рождением, воспитанием ребенка;
    • о) выплата долга (кредита);
    • п) в нашей семье нет конфликтов;
    • р) другое (напишите, что именно)__________________________.
  • 13. Каковы, но Вашему мнению, основные проблемы молодых семей в нашей стране? Можно выбрать несколько вариантов ответа :
    • а) жилищные проблемы;
    • б) низкие зарплаты;
    • в) безработица;
    • г) необходимость сочетать работу с учебой;
    • д) отсутствие поддержки со стороны государства;
    • е) проблемы в личных взаимоотношениях супругов;
    • ж) конфликты между родителями и детьми;
    • з) неподготовленность молодежи к принятию ответственных решений;
    • и) другое (напишите, что именно)____________________________.
  • 14. Что чаще приводит к созданию конфликтных ситуаций в семье?
  • а) социальные проблемы (бытовая неустроенность, нехватка денег);
  • б) психологические проблемы (отсутствие взаимопонимания, разница в характерах);
  • в) ценностные расхождения (разные убеждения и интересы);
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 15. Влияет ли на конфликты в Вашей семье социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране?
  • а) да, и очень сильно;
  • б) да, но незначительно;
  • в) нет, нс влияет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 16. Насколько серьезно разная этническая (или религиозная) принадлежность супругов может повлиять на семейные конфликты?
  • а) очень сильно влияет;
  • б) влияет, но только если между супругами нет любви;
  • в) практически не влияет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 17. Есть ли прямая взаимосвязь между семейными конфликтами и уровнем образования супругов?
  • а) да, конечно;
  • б) да, но она редко проявляется;
  • в) нет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 18. Как Вы считаете, кто должен решать проблемы молодых семей?
  • а) сами супруги самостоятельно;
  • б) супруги при помощи родных и близких;
  • в) государство;
  • г) другое (напишите, что именно)___________________________
  • 19. Как Вы относитесь к государственной политике поддержки молодой семьи?
  • а) считаю ее эффективной;
  • б) считаю ее неэффективной;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 20. Участвуете ли Вы в каких-либо государственных программах поддержки молодых семей?
  • а) нет;
  • б) нет, но хотели бы;
  • в) да, участвуем (укажите, в каких именно)______________________

2. С кем у вас бывают конфликты:

    с преподавателями,

    с администрацией,

    со студентами,

    с родителями.

3. Где вы обычно разряжаетесь (снимаете напряжение):

4. Часто ли вы болеете:

    1 раз в месяц,

    1 раз в семестр,

    болею редко.

5. Как вы считаете: у вас сплоченный коллектив?

6. Раздражает ли вас характер и тональность критики со стороны педагогов,

классного руководителя, администрации?

    __________________________(иное мнение)

7. Принимали ли вы участие в разработке программы развития вашего учебного

заведения или каких-либо других частных программ?

    __________________________(иное мнение)

8. Чувствуете ли вы наличие в учебном заведении творческой атмосферы?

    __________________________(иное мнение)

9. Устраивает ли вас характер общения, сложившийся в коллективе?

    __________________________(иное мнение)

10. Есть ли в коллективе люди, с которыми вам не хочется общаться?

    __________________________(иное мнение)

11. Испытываете ли вы гордость оттого, что учитесь в этом коллективе?

    __________________________(иное мнение)

12. Есть ли в учебном заведении традиции, которые для вас очень значимы?

    __________________________(иное мнение)

13. Замечает ли администрация, педагоги студенты ваши достижения?

    да (какие)__________________________

    __________________________(иное мнение)

14.Вы считаете, что между членами коллектива сложилось взаимопо­нимание?

    да __________________________

    __________________________(иное мнение)

15. Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга?

    __________________________(иное мнение)

16. Успехи и неудачи каждого находят заинтересованную поддержку членов коллектива?

    да __________________________

    __________________________(иное мнение)

17. Текущие конфликты в коллективе не бывают затяжными:

    да _________________________

    __________________________(иное мнение)

18. Вы с удовольствием принимаете участие в коллективных делах, занимаетесь

общественно-полезной деятельностью?

    да (в каких)__________________________

    __________________________(иное мнение)

19. Когда вы сталкиваетесь с недостатками, вы прямо говорите об этом?

    да __________________________

    __________________________(иное мнение)

20. Любите ли вы шутить?

    да __________________________

    __________________________(иное мнение)

21. Вас раздражает музыка?

    да (какая)__________________________

    __________________________(иное мнение)

22. Вы обычно перебиваете собеседника в разговоре?

    да __________________________

    __________________________(иное мнение)

23. В коллективе есть люди, которые вам:

    симпатичны,

    безразличны,

    антипатичны.

24. Часто ли ваши идеи и предложения используются в коллективе?

    да (какие)__________________________

    __________________________(иное мнение)

25. Вы с удовольствием приходите и уходите из учебного заведения?

    да __________________________

    __________________________(иное мнение)

Анкета позволяет определить уровень и характер толе­рантности во взаимоотношениях между членами коллектива, какие факторы способствуют успешному достижению поставленных целей и какие мешают, какие тенденции следует развивать и что требует пе­реосмысления.

АНКЕТА КУРАТОРА «СТУДЕНТЫ ГРУППЫ».

    Кого из студентов Вы могли бы поставить в пример другим?

в плане учебы_________________________________________________

в плане поведения _____________________________________________

    Кто из студентов группы является лидером («+», «-»)?

    С кем из студентов Вам труднее всего найти общий язык?

    Кто из студентов постоянно мешает Вам вести занятия, мешает группе?

___________________________________________________________

    Самый творческий студент группы?

___________________________________________________________

    Самый спортивный студент группы?

__________________________________________________________

    Какие черты характера Вы больше всего цените в студентах?

___________________________________________________________

    К кому в группе чаще всего обращаются за помощью?

__________________________________________________________

    Какие черты характера студентов Вам больше всего не нравятся?

__________________________________________________________

    Кто из студентов Вашей группы пользуется наибольшим авторитетом у

сокурсников?

__________________________________________________________

    Кто из студентов, с Вашей точки зрения, испытывает трудности в отноше­ниях с сокурсниками?______________________________________________

    Кто из студентов, с Вашей точки зрения, испытывает трудности в обучении?__________________________________________________

    У кого из студентов, по Вашему мнению, проблемы с преподавательским составом?

___________________________________________________________

11.О ком из Ваших студентов Вы хотели бы получить консультацию психо­лога,

врача?_____________________________________________________

Анкета позволяет куратору четко сформулировать мнение о проблемных и авторитетных студентах, определить свои ценностные ориентации. На основе анкеты могут быть составлены запросы для психолога по изучению личности студентов.

Анкета для студентов

«КТО Я?»

ВЫ ОБЩИТЕЛЬНЫ? РОБКИ? КОНТАКТНЫ?

(Ответы - «да», «нет»)

    Делаете ли Вы над собой усилие, чтобы ладить с теми людьми, которые Вам не нравятся?

    Предпочитаете ли Вы шумную компанию тихому и мир­ному месту отдыха?

    Нравится лиВам ходить на вечеринки, в дискотеки и шумные бары?

    Всегда ли Вы рады видеть друзей, если они неожиданно к Вам заглянули?

    Начинали ли Вы когда-нибудь первым разговаривать с незнако­мым человеком в поезде, на улице, в театре?

    Нравится ли Вам организовывать вечеринки?

    Много ли у Вас друзей и знакомых?

    Предпочитаете ли Вы вечера, проведенные шумно и оживленно, спокойным вечерам, проведенным дома?

    Нравятся ли Вам игры на вечеринках?

    Знаете ли Вы большинство своих сокурсников по именам?

    Вам больше нравится принимать участие в спортивных играх, чем выигрывать?

    Вы предпочитаете играть с людьми, а не с игровыми автоматами?

    Нравится ли Вам помогать людям?

    Вы находитесь в гостях. Хозяйка дома подает блюдо, которое Вы считаете ужасным. Вы его будете есть?

    Посылаете ли Вы поздравления с Рождеством (или Новым годом) людям, которые Вам не очень нравятся?

    Называли ли Вас когда-нибудь «душой компании»?

    Нравится ли Вам знакомиться с новыми людьми?

    Чувствуете ли Вы себя уверенно, когда входите в комнату с людь­ми, из которых Вы почти никого не знаете?

    Вы доброжелательны к незнакомцу?

    Вы более предпочитаете писать письма, чем звонить по телефону?

    Легко ли Вы находите новых друзей?

    Делаете ли Вы когда-нибудь вид, что Вас нет, если видите приближение нежелательных посетителей?

    Часто ли в Вашем доме собираются студенты группы?

    Беспокоитесь ли Вы о том, что думают о Вас окружающие?

Подсчитайте очки.

Во всех вопросах, кроме № 21и 23,каждый положительный ответ приносит одно очко, отрицательный - 0.Если вы отрицательно ответили на вопросы № 21или 23,то можете при­бавить себе еще по одному очку за каждый вопрос.

Если Вы набрали от 16 до 25 очков, то Вы действительно общи­тельный человек. Вы любите людей. Вы любите быть с людьми и, ве­роятно, Вы больше всего счастливы, когда Вы в компании.

Если Вы набрали от 8 до 16 очков, то Вам нравится быть с людь­ми, но к бурным вечеринкам Вы относитесь спокойно. Ваше терпение небезгранично, и Вы, вероятно, не идете туда, где много людей. А если Вы вечером оказались предоставлены сами себе, то и с этим Вы прекрасно справитесь.

Если Вы набрали 7 очков или меньше, то Вы, похоже, любите одиночество. Скорее всего Вы уютно устроитесь с хорошей книгой, усядетесь смотреть телевизор или займетесь какими-нибудь делами, а,не пойдете веселиться с компанией друзей. Вы самостоятельны и по­лучаете удовольствие от одиночества.

ВЫ ОТВЕТСТВЕННЫ?

    Вы приходите на занятия вовремя?

    Можно ли положиться на такого человека, как Вы?

    Вы всегда поможете сокурснику в трудный момент?

    Узнав, что друзья занимаются чем-то незаконным, будете ли Вы сообщать об этом в милицию?

    Отдохнув на природе, вы обязательно уберете за собой оставшийся мусор?

    Вы регулярно делаете зарядку?

    Стараетесь ли Вы не употреблять в пищу такие продукты, которые плохо сказываются на здоровье?

    По-вашему, на первом месте должна стоять работа?

    Всегда ли Вы участвуете в выборах?

    Вам свойственно отвечать на письма в течение одного или двух дней после их получения?

    Вы придете на деловую встречу даже в том случае, если будете плохо себя чувствовать?

    Были у Вас когда-нибудь неприятности с милицией?

    Выбирали ли Вас старостой группы или курса?

    В детстве Вы регулярно помогали по дому?

Подсчитайте очки. Каждый положительный ответ приносит Вам одно очко, а каждый отрицательный -ноль. Только в вопросе № 12 все будет наоборот: «нет» -одно очко, «да» -0.

Если вы набрали от 10 до 15 очков: Вы человек очень ответственный и чувствительный, осторожный и вежливый. На Вашу честность можно положиться.

От 3 до 9 очков: Вы можете быть человеком ответственным, но часто совершаете безответственные поступки.

2 очка и меньше: Вы, безусловно, человек безответственный и, вероятно, попадаете из одного кризиса в другой. Вам свойственно ча­сто менять место работы, постоянно испытывать нехватку в деньгах.

ЕСТЬ ЛИ У ВАС ЧУВСТВО ЮМОРА?

1.Смеетесь ли вы наедине с собой, когда читаете или смотрите по телевизору что-нибудь смешное?

2.Умеете ли вы с юмором выходить из неприятных ситуаций вне учебы?

3.Если вы заметили, что вас обманывают, можете ли вы не пока­зать вида?

4.Как часто вы смеетесь над шутками ваших друзей?

5.Рассказывают ли вам сокурсники анекдо­ты, веселые истории?

6. Если вы находитесь в компании, то хотите ли быть центром вни­мания?

7.Когда Вы в плохом настроении, раздражает ли вас смех окружаю­щих?

8.Из всех жанров вы предпочитаете.... комедию?

Если вы ответили «да» на 5 и более вопросов , то у вас с чувством юмора все в порядке. И это помогает вам выйти из самых трудных ситуаций.

Если же у вас 4 и менее ответов «да», то с чувством юмора плохо­вато. Попытайтесь изменить себя и посмотреть на жизнь, окружающих и себя со смешной, веселой стороны.

НАСКОЛЬКО ВЫ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫ?

1.Жалуются ли на вас, что вы создаете много шума?

2.Нравится ли вам посещать новые места?

3.Любите ли вы встречаться с новыми людьми?

4.Вы хотите быть независимым?

5.Нравится ли вам решать проблемы?

6.Интересуетесь ли тем, как устроены разные вещи?

7. Увлекают ли вас документальные телефильмы?

8.Предпочитаете ли научную литературу романам?

9.Бывают ли у вас неприятности из-за собственного любопытства?

10.Много ли вы задавали вопросов взрослым, когда были ребенком?

11.Любите ли разбирать вещи, чтобы узнать, как они работают?

12.Пытались ли проследить генеалогическое древо предков?

14.Слушаете ли сплетни, которые обсуждают ваши друзья и соседи?

Подсчитайте очки.

Каждый положительный ответ -одно очко, ка­ждый отрицательный -0.

Если вы набрали от 9 до 15 очков, то вы очень всем интересуетесь. Некоторые люди могут считать вас слишком любопытным и даже могут напомнить, что «у любопытной Варвары...» Однако информация играет очень большую роль в современной жизни. Продолжайте задавать вопро­сы, оставайтесь любознательным, продолжайте собирать информацию, и у вас будет больше шансов достичь ваших целей и амбиций.

Если вы набрали от 3 до 8 очков, то вы достаточно любознатель­ны. Ваши вопросы могут не всегда нравиться окружающим. Но если вы не будете задавать вопросов, то вы далеко не уйдете.

Если вы набрали 2 очка или меньше, то вас почти или совсем не интересует окружающий вас мир. Если вы полностью удовлетворены своей жизнью и никогда не страдаете от разочарования, гнева или неосуществленных амбиций, то вы, вероятно, правильно делаете, мало, чем интересуясь. Но ваши надежды и мечты не осуществились.

НАСКОЛЬКО ВЫ АРТИСТИЧНЫ?

1.Смогли бы вы написать книгу?

2.Любите ли вы общаться с людьми?

3.Вы предпочитаете думать и размышлять, а не действовать?

4.Вы хотите создать телевизионную программу?

5.Трудно ли вам выражать свои мысли?

6.Часто ли вас обвиняют в том, что «витаете в облаках»?

7.Нравятся ли вам необычные люди?

8.Много ли у вас творческих и изобретательских идей?

9.Вы любите фотографировать?

10.Нравится ли вам рисовать?

11. Получаете ли удовольствие, рассматривая дома и архитектуру?

12.Моделируете ли вы для себя одежду?

13.Часто ли пишете письма в газеты и журналы?

14.Вы любите ходить на выставки?

15.На ваш взгляд, вы одеваетесь со вкусом?

Подсчитайте очки.

За ответ «да» вы получаете 1очко, кроме вопроса№ 5,который оценивается в 0очков. В случае отрицательного ответа все наоборот: за все ответы 0очков, кроме вопроса № 5:за него - I очко.

Если вы набрали от 6 до 15 очков, то у вас очень артистическая натура. Вы очень счастливы, когда имеете свободу самовыражения в каком-нибудь виде творческой деятельности.

Если вы набрали от 3 до 7 очков, то у вас артистическая натура, но творческие способности не играют главной роли в вашем характе­ре. Вам нравится творить и нравится искусство (в самом широком смыс­ле), но вы не готовы жертвовать чем-то ради своих творений. Может быть, потому что вас вознаграждает более прозаичная жизнь?

Если вы набрали 2 очка или меньше, то у вас достаточно слабая артистическая натура. Вы можете иногда оценить произведение искус­ства, хороший фильм или книгу. Вкусы ваши достаточно просты. Вы знаете, что вам нравится, а некоторые виды искусства просто не при­нимаете.