За что критиковали гузееву после жестокого романса. Как снимался фильм "жестокий романс"

Одна из лучших картин Эльдара Рязанова - " Жестокий романс" . Фильм, как известно, снят по мотивам пьесы Островского. События " Бесприданницы" разворачиваются в небольшом провинциальном городе на Волге. Где снимали " Жестокий романс" ? В чем секрет успеха этой картины?

Произведение входит в школьную программу. Однако сюжет его для многих известен именно благодаря фильму Рязанова. Во-первых, драматургическое произведение читать любит не каждый. А во-вторых, трагические события, которые происходят в пьесе Островского, понять и прочувствовать современному человеку непросто. Именно поэтому содержание " Бесприданницы" после прочтения довольно быстро забывается.

"Бесприданница"

Фильм с литературным произведением имеет немало расхождений. О чём повествует пьеса Островского? Главная героиня - Лариса Огудалова . Отец умер, оставив жене и дочери лишь долги. Семья не бедствует, но переживает сложные времена. Лариса осталась без приданого, а для девушки XIX столетия, имеющей неплохое образование и дворянское происхождение, хуже ничего не может быть.

Главная героиня любит барина Паратова, но он никогда не женится на ней. Ларисе приходится принять предложение от жалкого Карандышева , который в конечном счете убивает ее из ревности. Таков сюжет " Бесприданницы" , которую в 1984 году экранизировал Рязанов.

Вольная экранизация Островского

Режиссер отнесся к авторскому тексту довольно небрежно, к тому же добавил в сюжет некоторые подробности, тем самым адаптировав его для современного зрителя. В противном случае , возможно, картина не пользовалась бы зрительским успехом. Рязанов подобрал блестящих актёров, использовал хорошую музыку. Немаловажное значение имеет и то, где снят фильм " Жестокий романс" . Создан он отнюдь не в том городе, о котором говорит классик.

Пьеса Островского была экранизирована трижды. Впервые в 1912 году режиссером Каем Ганзеном. Вторым кинематографистом, перенесшим на экран пьесу "Бесприданница", стал Яков Протазанов. В 1936 году состоялась премьера одноименной киноленты. Фильм Рязанова вызвал противоречивые отзывы критиков. Однако исполнительница главной роли в фильме Протазанова поддержала режиссера, заявив, что творчество Островского безгранично и каждую из его пьес в кинематографе можно интерпретировать по-разному.

Мнение критиков

Прежде чем ответить на вопросы о том, как и где снимали " Жестокий романс" , стоит рассказать об отзывах видных деятелей искусства относительно фильма Эльдара Рязанова. Режиссёр был известен прежде всего как автор комедий. Создание фильма " Жестокий романс" многие расценили как неудачную попытку выйти из этого жанра. Кинолента имела зрительский успех. Она и сегодня довольно популярна. Тем не менее " Жестокий романс" вызвал гневные отзывы литературных и театральных критиков, которые обвинили режиссера в неуважительном отношении к русской классике.

В чем расхождения между фильмом и пьесой?

В XIX веке девушка из приличного общества не могла отправиться кататься с мужчиной на пароходе. Такой поступок навсегда бы запятнал ее репутацию. Лариса в пьесе Островского совершила подобную ошибку, но ни о какой интимной близости с Паратовым в авторском тексте речи не было и не могло быть.

Для того чтобы " погубить" Ларису, Паратову достаточно было лишь пригласить ее на прогулку. Один из видных в то время критиков написал разгромную статью о фильме Рязанова. Режиссер не остался в долгу и в следующей своей картине - " Забытая мелодия для флейты" - наделил именем литератора одного из отрицательных персонажей.

Однако зрители к мнению критиков не прислушивались. Фильм смотрели с большим удовольствием. Михалков, Мягкова, Петренко - знаменитые актеры были как всегда на высоте. Песни, прозвучавшие в фильме, стали, что называется, хитами. Молодая актриса, для которой роль Ларисы стала дебютной, в 1984 году прославилась.

Почему так важно, где снят фильм " Жестокий романс" ? Эльдар Рязанов однажды сказал, что главные персонажи в его картине - Волга и пароход " Ласточка" . А потому к выбору места для съемок режиссер относился очень серьезно .

В России немало городов с набережной и старинными постройками, но, по мнению Рязанова, немногие могли бы служить подходящим фоном для истории о бесприданнице. Где снимали фильм " Жестокий романс" ? Безусловно, не в павильонах " Мосфильма" . Съемочной группе пришлось выезжать относительно далеко от столицы. Впрочем, отдельные сцены, например, напыщенные званые вечера в доме Огудаловых , созданы именно в павильонах.

Прежде чем рассказать о живописных местах, где снимали " Жестокий романс" , представим актёрский состав. Имя исполнительницы главной роли сегодня известно всем. К 1984 году она только успела получить диплом о театральном образовании, до съемок в " Жестоком романсе" принимала участие только в массовках.

Лариса Гузеева

В 1979 году актриса сыграла в эпизоде в сериале " Место встречи изменить нельзя" . Эта роль едва ли кому-нибудь запомнилась. Спустя пять лет Эльдар Рязанов, как сегодня выразились бы, проводил кастинг. На главную роль было около тысячи претенденток. Режиссер искал начинающую актрису, которая бы соответствовала по возрасту Ларисе Огудаловой . После долгих раздумий остановил выбор на Гузеевой.

Рязанов был известен как режиссёр, который в подборе актеров проявляет удивительное постоянство. Алиса Фрейндлих, Лия Ахеджакова , Андрей Мягков, Георгий Бурков - эти артисты играли во многих его фильмах. Гузееву, дебютировавшую в киноленте " Жестокий романс" , Рязанов больше не приглашал. Кроме того, в фильме по пьесе Островского актрису озвучивала Анна Каменкова , песни исполняла Валентина Пономарёва. Гузеева сыграла в кино более двадцати ролей, но и сегодня ее зрители помнят по роли в " Жестоком романсе" .

Андрей Мягков

Актер впервые появился на экране в 1965 году. На протяжении последующих десяти лет он играл в театре, снимался в кино. Настоящая известность к нему пришла после комедии Эльдара Рязанова, повествующей о незапланированной поездке Жени Лукашина в Ленинград. Мягков - актер широкого диапазона. После главной роли в "Иронии судьбы" он сыграл в экранизации Булгакова "Дни Турбиных". В 1977-м - в "Служебном романе". Спустя два года в "Гараже". Наконец, в восьмидесятых, неожиданно для зрителей, появился в образе довольно неприятного персонажа в киноленте Рязанова.

Никита Михалков

Как снимали " Жестокий романс" ? Съемки проходили в 300 км от Москвы. Рязанов изначально видел в роли Паратова только Никиту Михалкова, который примерно в это же время задумал снять киноленту " Очи черные " .

Режиссер хотел было уже отдать роль Сергею Шакурову . Но в последний момент съемки фильма " Очи черные " , работа над которым, к слову сказать, должна была частично проходить там же, где снимали " Жестокий романс" , отложили. Барина, погубившего бесприданницу, сыграл Никита Михалков. После этой роли он 15 лет не снимался. В фильме также сыграли Алиса Фрейндлих, Виктор Проскурин, Алексей Петренко, Георгий Бурков.

Музыка

При создании каждой своей картины Рязанов немалое внимание уделял музыкальному сопровождению. Для фильма " Жестокий романс" режиссер подбирал композиции, которые бы сочетали в себе цыганские мотивы и дворянскую сдержанность. Романс, ставший знаменитым и не утративший всенародную любовь даже спустя тридцать лет после выхода картины, исполнил Никита Михалков. Кто написал песню " А цыган идет " ?

Слова из знаменитого романса принадлежат Редьярду Киплингу . Музыку написал композитор, который сочинил множество мелодий для советских фильмов, - А. Петров. Знаменитая известная исполнительница цыганских романсов - Валентина Пономарёва - в фильме Рязанова спела за Ларису Гузееву. В титрах ее имени нет, потому как в восьмидесятые годы было еще не принято указывать исполнителей музыкальных композиций. Пономарёва, кстати, об этом не знала и еще долго обижалась на режиссёра. В картине также использованы стихи Марины Цветаевой. Слова к романсу " Любовь - обманная страна" написал сам Эльдар Рязанов.

Награды

Перед началом съемок Эльдар Рязанов позвонил Нине Алисовой, сыгравшей главную героиню в экранизации 1936 года, и попросил своего рода благословение на создание новой киноленты на основе пьесы Островского. Актриса отнеслась к этой идее положительно. Когда же фильм вышел на экраны, стала единственной из деятелей советского кинематографа, кто одобрил работу Рязанова. В 1985 году кинолента получила приз на Международном фестивале в Дели. На родине фильм заслужил лишь зрительские симпатии.

Наконец, расскажем о том, в каком городе снимали фильм " Жестокий романс" . Ведь старинный русский пейзаж создал удивительный фон для трагической истории бесприданницы и сыграл немалую роль в успехе картины.

В каком городе снимали "Жестокий романс"?

Островский, как правило, в своих произведениях не использовал названия реально существующих населённых пунктов. Персонажи пьесы " Бесприданница" обитают в городе Бряхимове , которого на карте России нет. Рязанов полагал, что это должен быть Нижний Новгород или Ярославль. Последний показан лишь в начальных титрах. Нижегородских достопримечательностей и вовсе нет в " Жестоком романсе" . Как снимались в советские времена фильмы? Режиссёр должен был действовать в рамках бюджета, который, как правило, был небольшим. А значит, съёмки не всегда проводились там, где, по его мнению, имелись наиболее подходящие условия.

Рязанов должен был сделать выбор - снимать киноленту в Суздале или Костроме. В Нижнем Новгороде не удалось создать ни одной сцены. Однако фильм от этого не стал хуже. " Жестокий романс" снимали в Костроме - в старинном русском городе с интересной историей и уникальными достопримечательностями. Одну из сцен - на фоне посадского храма XVII столетия.

Церковь Воскресения на Дебре

В конце первой серии, где показана снежная зима, Лариса вместе со своей матерью приходят на могилу к отцу, которая находится, как и положено, на территории церкви. Затем, по дороге домой, они обсуждают ее судьбу. Харита Игнатьевна снова уговаривает дочь выбрать, наконец, жениха. Ведь с каждым днём шансы Ларисы уменьшаются. Девушка отвечает, что выйдет замуж за того, кто первый сделает ей предложение. Этот эпизод снят на фоне Церкви Воскресения на Дебре. Женщины выходят из ворот храма, садятся в пролетку , а у дома Ларису поджидает герой Мягкова.

Одна из древнейших улиц Костромы, где снимали " Жестокий романс" , называется Нижняя Дебря . Отсюда и название храма. Недалеко протекает река, берега которой когда-то были покрыты густыми зарослями. Церковь построена в XVII веке мастерами из Великого Устюга. Расписана вскоре после завершения строительства. В советские времена самую известную церковь Костромы, как и другие православные храмы в стране, закрыли. Здесь устроили зернохранилище. Но уже после Великой Отечественной войны храм снова открыли.

В Костроме, где снимали фильм " Жестокий романс" , в восьмидесятые годы прошлого века находилась одна из немногих действующих церквей в Советском Союзе. Большая часть храмов была полуразрушена и находилась в плачевном состоянии.

Кострома

Город, где снят "Жестокий романс", основан в XII столетии. Здесь протекает Волга, на набережной которой во второй серии фильма Эльдара Рязанова Мокий Парменыч беседует с матерью Ларисы Огудаловой.

За долгую историю Кострому не раз грабили, сжигали. Самое страшное опустошение произошло в 1609 году. Но к счастью, достопримечательности города сохранились. Одна из них церковь, о которой сказано выше. Здесь также находится Ипатьевский монастырь, являющийся частью историко-архитектурного музея-заповедника.

Почему Рязанов предпочел Кострому, а не Суздаль ? По мнению режиссера , фильм нужно было снимать на фоне дворянского города. А Суздаль по его архитектурным особенностям скорее купеческий. В начальных титрах показана набережная в Ярославле. В заключительной сцене Карандышев убивает Ларису. Сняли эту сцену на пароходе " Спартак" .


Наверное, ни один фильм Эльдара Рязанова не получал таких разноречивых отзывов. Это был своего рода эксперимент: никогда до этого режиссер не экранизировал русскую классику, тем более что по пьесе Н. Островского «Бесприданница» уже был снят фильм в 1936 г. Новое прочтение встретило раздраженную и даже гневную реакцию: «Жестокий романс» называли откровенной пошлостью. А во время съемок происходило немало интересных, забавных, а иногда и трагических эпизодов.



Еще в то время, когда Эльдар Рязанов принял решение снимать фильм по «Бесприданнице» и перечитывал пьесу Н. Островского, в ролях Паратова и Карандышева он представлял Никиту Михалкова и Андрея Мягкова. Без этих актеров фильм бы не состоялся. Поэтому еще до начала съемок он заручился их согласием. В роли матери Ларисы, Хариты Огудаловой, Рязанов видел только Алису Фрейндлих. Поэтому проб не проводили, только главную героиню выбирали из нескольких претенденток. Выбор пал на 23-летнюю Ларису Гузееву, для которой эта работа стала дебютной.



Гузеева признавалась, что с Ларисой Огудаловой у нее не было ничего общего: актриса на тот момент хипповала, курила «Беломор», сквернословила и явилась на пробы в рваных джинсах. К тому же, опыт несчастной любви ей был абсолютно незнаком. Эльдар Рязанов вспоминает: «Не все в ней, конечно, устраивало, не во всем я был уверен, когда утверждал Гузееву на роль, но все актеры-партнеры проявили великолепную солидарность, доброе отношение к молодой артистке, поддерживали ее, ободряли, делились своим опытом… Поначалу ее профессиональное невежество было поистине безгранично, но когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче».





Съемки в фильме едва не стоили жизни Андрею Мягкову. По сюжету, его герой бросается в погоню за «Ласточкой». Актер не заметил, как подплыл слишком близко к пароходу, и лопасть ударила по носу лодки. Она перевернулась, и Мягков ушел под воду. К счастью, ему удалось спастись. Несмотря на серьезность ситуации, он отреагировал очень спокойно, а позже отшучивался и говорил: «Я сразу же подумал, насколько нелепой будет такая гибель. Ведь во всем обвинят съемочную группу, и в частности Рязанова. А мне этого не хотелось. Я сразу же вспомнил жену, дом в Москве, и мне стало удивительно спокойно».







Рязанов заранее знал, что экранизация пьесы Островского не будет одноименной, ведь одна «Бесприданница» уже вышла на экраны в 1936 г. Название «Жестокий романс» появилось само собой – режиссер признается, что всегда питал слабость к романсам: «Я как поклонник старинных романсов поначалу решил использовать только их. У Островского Лариса поёт “Не искушай меня без нужды”. Я тоже сначала хотел использовать “Я ехала домой”, “Снился мне сад...” и другие. Но перечитал моих любимых поэтесс: Цветаеву, Ахмадулину. И понял – то, что надо. А романс “Я, словно бабочка к огню...” от отчаяния написал сам. Тут же и Киплинг с “мохнатым шмелем” оказался к месту».



Во время съемок, которые проходили в Костроме, Михалков часто устраивал банкеты для съемочной группы, с поистине паратовским размахом: пели и плясали под цыганские песни до утра. Однажды зарплату актерам задержали, перебивались сухим пайком. Тогда Михалков отправился на охоту, убил медведя и потом неделю кормил всех медвежатиной. «Опять жеребцует!» – комментировал режиссер хулиганский кураж Михалкова.







Тем не менее в год выхода фильма его посмотрели 22 млн зрителей, в 1985 г. его признали лучшим фильмом по опросу журнала «Советский экран», а Никиту Михалкова – актером года и одним из

Наверное, ни один фильм Эльдара Рязанова не получал таких разноречивых отзывов. Это был своего рода эксперимент: никогда до этого режиссер не экранизировал русскую классику, тем более что по пьесе Н. Островского «Бесприданница» уже был снят фильм в 1936 г. Новое прочтение встретило раздраженную и даже гневную реакцию: «Жестокий романс» называли откровенной пошлостью. А во время съемок происходило немало интересных, забавных, а иногда и трагических эпизодов.


Еще в то время, когда Эльдар Рязанов принял решение снимать фильм по «Бесприданнице» и перечитывал пьесу Н. Островского, в ролях Паратова и Карандышева он представлял Никиту Михалкова и Андрея Мягкова. Без этих актеров фильм бы не состоялся. Поэтому еще до начала съемок он заручился их согласием. В роли матери Ларисы, Хариты Огудаловой, Рязанов видел только Алису Фрейндлих. Поэтому проб не проводили, только главную героиню выбирали из нескольких претенденток. Выбор пал на 23-летнюю Ларису Гузееву, для которой эта работа стала дебютной.

Гузеева признавалась, что с Ларисой Огудаловой у нее не было ничего общего: актриса на тот момент хипповала, курила «Беломор», сквернословила и явилась на пробы в рваных джинсах. К тому же, опыт несчастной любви ей был абсолютно незнаком. Эльдар Рязанов вспоминает: «Не все в ней, конечно, устраивало, не во всем я был уверен, когда утверждал Гузееву на роль, но все актеры-партнеры проявили великолепную солидарность, доброе отношение к молодой артистке, поддерживали ее, ободряли, делились своим опытом… Поначалу ее профессиональное невежество было поистине безгранично, но когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче».

Кадр из фильма *Жестокий романс*, 1984


Андрей Мягков в фильме *Жестокий романс*

Съемки в фильме едва не стоили жизни Андрею Мягкову. По сюжету, его герой бросается в погоню за «Ласточкой». Актер не заметил, как подплыл слишком близко к пароходу, и лопасть ударила по носу лодки. Она перевернулась, и Мягков ушел под воду. К счастью, ему удалось спастись. Несмотря на серьезность ситуации, он отреагировал очень спокойно, а позже отшучивался и говорил: «Я сразу же подумал, насколько нелепой будет такая гибель. Ведь во всем обвинят съемочную группу, и в частности Рязанова. А мне этого не хотелось. Я сразу же вспомнил жену, дом в Москве, и мне стало удивительно спокойно».

Лариса Гузеева и Алиса Фрейндлих в фильме *Жестокий романс*



На съемках фильма *Жестокий романс*, 1984

Рязанов заранее знал, что экранизация пьесы Островского не будет одноименной, ведь одна «Бесприданница» уже вышла на экраны в 1936 г. Название «Жестокий романс» появилось само собой – режиссер признается, что всегда питал слабость к романсам: «Я как поклонник старинных романсов поначалу решил использовать только их. У Островского Лариса поёт “Не искушай меня без нужды”. Я тоже сначала хотел использовать “Я ехала домой”, “Снился мне сад...” и другие. Но перечитал моих любимых поэтесс: Цветаеву, Ахмадулину. И понял – то, что надо. А романс “Я, словно бабочка к огню...” от отчаяния написал сам. Тут же и Киплинг с “мохнатым шмелем” оказался к месту».

Кадр из фильма *Жестокий романс*, 1984

Во время съемок, которые проходили в Костроме, Михалков часто устраивал банкеты для съемочной группы, с поистине паратовским размахом: пели и плясали под цыганские песни до утра. Однажды зарплату актерам задержали, перебивались сухим пайком. Тогда Михалков отправился на охоту, убил медведя и потом неделю кормил всех медвежатиной. «Опять жеребцует!» – комментировал режиссер хулиганский кураж Михалкова.

Никита Михалков в фильме *Жестокий романс*


На съемках фильма *Жестокий романс*, 1984


На съемках фильма *Жестокий романс*, 1984

Критики разнесли «Жестокий романс» в пух и прах. Фильм называли опошленной и упрощенной адаптацией пьесы Островского, писали, что на фоне корифеев кино Михалкова, Мягкова и Фрейндлих начинающая актриса Лариса Гузеева выглядела беспомощной, Рязанова клеймили за то, что он исказил смысл пьесы и не сумел правильно передать атмосферу.

Лариса Гузеева в роли Ларисы Огудаловой


Кадр из фильма *Жестокий романс*, 1984

Тем не менее в год выхода фильма его посмотрели 22 млн зрителей, в 1985 г. его признали лучшим фильмом по опросу журнала «Советский экран», а Никиту Михалкова – актером года.

На берегу Волги в провинциальном городе Бряхимове в семействе овдовевшей дворянки Хариты Игнатьевны Огудаловой свадьба – выдают замуж за Тифлисского князя среднюю дочь Ольгу. Старшая, Анна, замужем за иностранцем и живет в Монте-Карло. Однако выясняется, что муж ее был уличен в шулерстве. Харита Игнатьевна озабочена тем, как раздобыть деньги для Анны. После смерти мужа дела пошли неважно. И семейство Огудаловых едва сводит концы с концами.

Харита Игнатьевна вынуждена прибегать к хитростям и просить деньги для себя и дочерей у гостей дома, регулярно посещающих с визитами Огудаловых ради компании младшей дочери Ларисы Среди постоянных гостей: Мокий Парменович Кнуров - самый состоятельный купец города. Он женат и не годится Ларисе в женихи. Однако не жаден и не отказывает Харите Игнатьевне в небольших ссудах, которые не намерен требовать назад. Другой завсегдатай – купец Василий Вожеватов, друг детства Ларисы. Богат, но недостаточно, чтобы позволить взять в жены девушку, за которой нет хоть какого-нибудь состояния. За Ларисой, очевидно с самыми серьезными намеренями, ухаживает молодой небогатый чиновник Юлий Капитонович Карандышев. Он влюблен в Ларису, но совершенно ей неинтересен, потому что глуп, болезненно самолюбив и жалок. Среди всех ухажеров Лариса выделяет лишь Сергея Сергеевича Паратова, красивого и обаятельного барина-судовладельца. Девушка влюблена в него, и чувство ее взаимно. Лариса и Харита Игнатьевна ожидают предложения, но вместо этого Паратов спешно уезжает из города – разбираться с управляющими, которые довели его до банкротства.

Лариса тяжело переживает отъезд любимого. Проходит несколько месяцев, а от Паратова нет вестей. Харита Игнатьевна продолжает устраивать вечера и уговаривает Ларису выбрать жениха. Во время одного из приемов в доме Огудаловых арестовывают одного из гостей, представившегося банкиром, а на самом деле оказавшегося кассиром, сбежавшим с деньгами банка. Это происшествие отваживает от дома Огудаловых многих постоянных гостей. Харита Игнатьевна умоляет дочь определиться с кандидатом в женихи. Лариса соглашается выйти замуж за первого посватавшегося. Им оказывается Карандышев.

Карандышев и Лариса помолвлены. Юлий Капитонович ликует: Лариса предпочла его всем ухажерам. Его честолюбие, тщеславие и мелочность унизительны для Ларисы. Она просит жениха сразу после свадьбы увезти ее в имение.

Неожиданно возвращается Паратов. От Кнурова и Вожеватого он узнает о скорой свадьбе Ларисы и Карандышева и об обеде, который намерен устроить жених, чтобы порисоваться перед своими бывшими соперниками. Во время обеда, на котором оказываются все действующие лица, Карандышев выпивает лишнего, ведет себя глупо и жалко. Лариса страдает от унизительности ситуации. Паратов вынуждает Ларису признаться в любви и уговаривает ее бежать с ним. Между тем, он помолвлен и должен жениться, чтобы спастись от разорения. Лариса соглашается отправиться с Паратовым и компанией в поездку по Волге на «Ласточке», пароходе Паратова, который он ввиду расстроенного состояния вынужден продать Вожеватову. Охмелевший Карандышев засыпает и пропускает отъезд компании.

Утро следующего дня. Кнуров и Вожеватов, зная о предстоящей женитьбе Паратова, понимают, что для Ларисы поездка на «Ласточке» означает падение. Зато у Кнурова и Вожеватого появляется шанс взять Ларису в любовницы. На палубе коммерсанты решают определить, кому достанется Лариса, подкинув монету. В это время к судну причаливает Карандышев. Он понимает, что Лариса провела ночь с Паратовым и застает купцов за игрой в орлянку. Лариса узнает о предстоящей свадьбе Паратова. Раздавленная предательством Паратова она покидает его каюту и блуждает по пароходу. Ее настигает Карандышев. Силой он пытается овладеть ею, но Лариса вырывается и идет на палубу, чтобы уже если и отдаваться кому-нибудь, то подороже, имея ввиду Кнурова. Обезумевший от ревности Карандышев стреляет в Ларису.

Один из моих любимых фильмов, кстати:) Премьера его состоялась в год моего рождения - 1984.

Решение Эльдара Рязанова экранизировать знаменитую пьесу А.Н. Островского «Бесприданница» было неожиданным для поклонников его комедийного таланта. В «Жестоком романсе» режиссер собрал блестящий актерский ансамбль. Художник А.Борисов создал для фильма удивительно достоверные интерьеры купеческих особняков, пароходных кают, ресторанов ХIХ века. Оператор Вадим Алисов (чья мать в 30-х сыграла «Бесприданницу» у Якова Протазанова) в багровых контражурах осеннего солнца снял восхитительные по колориту и настроению пейзажи…



Казалось бы, все предвещало удачу. Но окружение - окружением, а главная героиня в «Бесприданнице», как известно, Лариса. На эту роль была приглашена тогдашняя дебютантка Лариса Гузеева. Как и прежде, режиссер хотел открыть новое актерское имя. Ведь именно с его легкой руки к Людмиле Гурченко и Ларисе Голубкиной сразу после дебютов пришла известность.

Когда осенью 1984 года на экраны страны вышел фильм Эльдара Рязанова “Жестокий романс”, режиссер обнаружил, что с первой постановки драмы Александра Островского “Бесприданница” 12 ноября 1878 года на сцене Малого театра в Москве на саму пьесу и ее последующие экранизации неизменно обрушивался шквал критики, по большей части незаслуженной и обидной. “Русские ведомости” в ноябре 1878 года писали: “Драматург утомил всю публику, вплоть до самых наивных зрителей”. “Автор не был вызван после представления пьесы, - вторили “Биржевые ведомости”. - Очевидно, что драма не увлекла зрителей”.

"А ведь неслабые актеры играли: Гликерия Федотова, Михаил Садовский, Мария Савина, Мария Ермолова, - рассказывал Эльдар Александрович. - Когда в 1936 году на экраны вышла “Бесприданница” Якова Протазанова, “Вечерняя Москва” писала, что фильм дает всего лишь слащаво-сентиментальную историю несчастной любви Ларисы к Паратову. Самого Паратова в исполнении Кторова журнал “Искусство кино” тогда назвал откровенным и прямолинейным пошляком. А рецензент Бродянский писал в “Красной звезде”: “Люди, окружающие Ларису, хозяева общества и их приспешники, показаны бледно”.

Вот и “Жестокому романсу” досталось. Критики от картины камня на камне не оставили. Рецензии были огромные и все без исключения погромные. В течение полутора месяцев “Литературная газета” посвящала в каждом номере целиком одну из страниц нашей ленте. Заголовки: “К чему? Зачем?”, “Всего лишь романс”, “Победитель проигрывает”, “Обман приобщения”. Слов не выбирали, в выражениях не стеснялись. Об исполнителе роли Паратова Никите Михалкове в “Труде” было написано: “Чувствительный супермен (вспомните отнюдь не скупую мужскую слезу, сбегающую по его щеке под пение Ларисы) - вот что такое Паратов в фильме”.

Рязанов никогда и не думал браться за экранизацию “Бесприданницы”. “Не то чтобы я не любил этой пьесы… Она, как принято говорить, не находилась в русле моих режиссерских интересов. Больше того - я читал пьесу очень давно, в школьные годы, и с тех пор не возвращался к ней… После окончания фильма “Вокзал для двоих” образовалась пауза, которая в силу моего непоседливого характера не могла быть долгой. Я стал думать о новой работе. Тогда моя ныне покойная супруга Нина посоветовала мне прочитать “Бесприданницу”. У соседа по дачному поселку сценариста Эдуарда Володарского нашлась книга. Я прочитал. Словно в первый раз. И понял: буду снимать.

“Еще в процессе чтения я сразу же представил себе исполнителей двух главных ролей. Я увидел в Паратове Никиту Михалкова, а в Карандышеве - Андрея Мягкова и заручился предварительным согласием этих двух актеров”. (Из книги “НЕподведенные итоги”)

"Получив добро от Михалкова и Мягкова, я отправился к председателю Госкино Филиппу Ермашу, поскольку именно от него зависело, разрешат ли мне экранизацию, - вспоминает Рязанов. - Ведь она была повторной - со времен протазановской, любимой зрителями “Бесприданницы” прошло 47 лет. Немало! Однако у нашего зрителя была благодарная память. Но Филипп Тимофеевич пошел мне навстречу. Никаких проб не было, я заранее знал, кто кого будет играть. За исключением Ларисы Гузеевой. И то там было всего несколько претенденток, но пробы проходила только Лариса."

"Но мое видение персонажей не совпадало с принятым и устоявшимся за эти годы. Я, например, был уверен, что Харита Игнатьевна Огудалова - не монументальная купчиха, какой она была в фильме Протазанова в исполнении Ольги Пыжовой. Мне Огудалова виделась еще молодой женщиной лет сорока максимум. Да, она мать троих дочерей, но в те времена рожали рано. И она еще не прочь устроить свою личную жизнь. А на руках три дочери. Одну выдала замуж за иностранца - неудачно, оказался шулером. Другая вышла замуж за грузина - он ее зарезал из ревности. Теперь надо младшую, самую дорогую, отдавать. Мне хотелось, чтобы, с одной стороны, Харита Игнатьевна вызывала сочувствие, с другой - внушала бы отвращение тем, что заискивает перед богатыми. Сыграть совокупность этих качеств, по-моему, могла только Алиса Фрейндлих".

“Лариса Гузеева - очень нервная, легко возбудимая натура. У Ларисы привлекательное лицо, огромные глаза, стройная фигура, и в ней существует какая-то экзотичность. Не все в ней, конечно, устраивало, не во всем я был уверен, когда утверждал Гузееву на роль, но все актеры-партнеры проявили великолепную солидарность, доброе отношение к молодой артистке, поддерживали ее, ободряли, делились своим опытом… Поначалу ее профессиональное невежество было поистине безгранично, но когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче”.

"У вчерашней студентки ЛГИТМИКа Гузеевой, до этого никогда нигде не снимавшейся, был еще и заметный оренбургский говорок. Это могло бы оставаться, но тогда все остальные персонажи должны были разговаривать в том же ключе. А меня это не устраивало. Я хотел показать в фильме большой волжский город, передать впечатление от Волги, которые у меня, урожденного самарца, остались с детства. Прототипом города Бряхимова, где происходят события в “Бесприданнице”, на мой взгляд, мог быть Ярославль или Нижний Новгород. Не захудалый уездный городишко, как в “Ревизоре” у Гоголя, с курами и свиньями на улице, а крупный промышленный центр. Еще и поэтому, когда передо мной встал выбор, где снимать “Жестокий романс” - в Суздале или Костроме, - я выбрал последний вариант. Повторюсь: я снимал дворянскую картину, а в Суздале она бы получилась купеческой".

"В самом начале пьесы Островского на 11 страницах текста Кнуров и Вожеватов долго вводят зрителя в курс дела относительно того, что происходило в семье Огудаловых за последний год, - рассказывает режиссер. - Это огромный поток информации, с нюансами, деталями, прямой и косвенной речью других персонажей драмы. Вот я и решил заменить их рассказ показом. Ни на йоту не отступив от Островского, я из этих 11 страниц написал всю первую серию “Жестокого романса”.

“Название фильма “Жестокий романс” появилось сразу, как только я принял решение об экранизации, - утверждает режиссер. - Я как поклонник старинных романсов поначалу решил использовать только их. У Островского Лариса поет “Не искушай меня без нужды”. В фильме Протазанова - “Нет, не любил…”. Я тоже сначала хотел использовать “Я ехала домой”, “Снился мне сад…” и другие. Возникло ощущение вторичности. Потом перечитал моих любимых поэтесс: Цветаеву, Ахмадулину. И понял - то, что надо. Не столь архаично. Одно стихотворение - “Я, словно бабочка к огню” - от отчаяния написал сам. Тут же и Киплинг с “мохнатым шмелем” оказался к месту".

"Замечательную Валентину Пономареву, чьим голосом в фильме поет героиня Гузеевой, мне нашла музыкальный редактор “Мосфильма” Раиса Александровна Лукина. Для Пономаревой это был не совсем обычный опыт. До того она пела в трио “Ромэн”, исполняла джаз, где слов не так много. А тут ей приходилось петь серьезные тексты. У нас с ней, кстати, произошла досадная размолвка после “Жестокого романса”. Тогда не было принято указывать, кто поет в фильме, а Валентина об этом не знала. Не увидев своего имени в титрах, обиделась, и мы потом долго не общались".

“Все финальные эпизоды снимались во время рассветного тумана. Такое решение позволило уйти от ненужных реалий, создать своеобразную непроницаемую среду, некий вакуум, в котором происходили последние трагические события. Этот туман мы придумали вместе с художником Александром Тимофеевичем Борисовым, - продолжает рассказ Эльдар Александрович. - И в один из дней на Волгу опустился как раз такой туман, какой нам был нужен. Несмотря на то что в производственном плане в тот день значилась съемка других сцен, я все переиграл, и мы успели снять финал в настоящем тумане. Уверяю вас: так красиво у нас не получилось бы, даже если бы использовали самую современную и совершенную дым-машину".

“Оператором фильма должен был быть Вадим Алисов, сын Нины Алисовой, которая так трогательно сыграла Ларису Огудалову в прежней ленте. Я позвонил Нине Ульяновне и спросил, не возражает ли она, что мы примемся за новую версию… У нас состоялся очень сердечный разговор, который кончился тем, что Нина Ульяновна пожелала нам успеха и сказала, что будет с нетерпением ждать нашу картину…”

Несколько романсов из фильма:

спасибо 1001material.ru