Зачем детям летние каникулы. Зачем нужны каникулы

Для детей лето – это долгожданный праздник, когда нет строго расписания, не нужно рано вставать, а по вечерам готовиться к урокам. Три месяца вольной жизни, прогулок на свежем воздухе, встреч с друзьями, поездок и путешествий.

Многие родители понимают важность полноценного отдыха для перегруженных всяческими занятиями детей. Но все равно опасаются, что ребенок слишком расслабится и забудет то, что знал. А так как на каникулах у детей появляется очень много свободного времени, то у мамы возникает соблазн использовать его с пользой и по делу.

Стоит ли заниматься во время каникул, подтягивать предметы, и какая самая важная задача летнего отдыха для ребенка, рассказывает психолог Юлия Гусева.

Каникулы

Каникулы! Заветное слово для всех школьников и большинства родителей. Действительно, дети ждут летних каникул точно так же, как их ждали когда-то их родители, а до этого бабушки и дедушки. А вот что с родителями?

Да, с одной стороны радость: не нужно больше вместе с ребенком учить вечерами уроки, не нужно возить его на дополнительные занятия. А с другой стороны, не забудет ли все, что знал за три месяца? Чем будет заниматься? Родители часто думают, что если не занять ребенка как следует, то он целыми днями будет играть в компьютерные игры или смотреть фильмы. Как же быть? Отправить в лагерь? Но родители беспокоятся, что и там дети много времени играют в телефон, а без телефона совсем (то есть без связи) отправлять в лагерь не хочется… Может быть, записать на курсы иностранного языка или отправить в языковой лагерь?

Зачем вообще нужны каникулы? Основная функция каникул или отпуска – это восстановление организма от того напряжения, которое накопилось за целый учебный или рабочий год. Учебный год – это время, когда у ребенка много обязанностей, которые нельзя не выполнить. Каждый день нужно идти в школу, учить уроки и жить по расписанию. Это стрессовая ситуация для организма.

А давайте, дорогие родители, проведем небольшой эксперимент. Попробуем «прочувствовать» каникулы на себе. Представьте себе, что с завтрашнего дня у вас отпуск. А теперь закройте глаза и подумайте, что вы хотите делать. Когда я предлагала такой эксперимент взрослым, то получала разные ответы. Кто-то хотел почитать, кто-то разобрать завалы в шкафах, кто-то позаниматься хобби. То есть взрослые хотели сделать то, что не успевают сделать в обычное время, до чего «руки не доходили». Они хотели удовлетворить те потребности, которые не удовлетворяются полностью вне отпуска. Это один момент. А еще взрослые хотели получить пару дней передышки. Не то чтобы они хотели лежать целый день на диване, а важно было просто перестроиться на отдых.

А детям? Нужно ли детям удовлетворить свои неудовлетворенные во время учебного года потребности? Нужна ли им передышка? Да. Все это детям очень нужно и важно. И не надо беспокоиться, что эта передышка затянется на три месяца. Поделюсь своим опытом. Когда начались каникулы, я ничего не предлагала своему сыну, который окончил первый класс. Никаких дел, никаких развлечений. Два дня он носился по улице: катался на велосипеде, играл в футбол, волейбол, стрелял из лука и делал что-то еще, о чем я не знаю. Он не трогал книг. Он ел, гулял и спал. На третий день, набегавшись, сын начал читать и рисовать, день на четвертый-пятый сел за фортепиано, еще через пару дней взял в руки ксилофонные палочки. При этом гулять продолжал много. Очень много.

В младшем школьном возрасте детям очень важно играть, общаться с родителями и другими детьми, в среднем и старшем на первый план выступает потребность общения со сверстниками. Именно эти потребности, к сожалению, нередко не удовлетворяются во время учебного года. А неудовлетворенные потребности приводят к напряжению, к стрессу. Получается, чтобы не создать ребенку еще большую стрессовую ситуацию во время каникул, мы должны обеспечить ему возможность играть и общаться с другими детьми.

А как же занятия? Стоит ли заниматься во время каникул? Бывает, что родители за каникулы стараются решить те проблемы, которые накопились за год. Например, подтянуть математику (физику, английский). В дом приходит репетитор и… прощай вольная жизнь. Казалось бы, занимается ребенок всего-то час в день, да уроков зададут часа на два. Остальное время – отдых. Но тогда снова подступает стресс. Потому что снова жизнь по расписанию, снова обязанности (уроки). И тогда напряжение не уходит во время каникул, оно остается, и в новый учебный год вступает неотдохнувший ребенок…

Важно обеспечить максимально активный отдых ребенку: велосипед, роликовые коньки, волейбол, футбол, городки и т.д. За учебный год стресс накопился в том числе и за счет малой подвижности ребенка. Увы, дети недостаточно гуляют, мало двигаются. Давайте исправлять эту ситуацию летом. Ходите с детьми в походы, просто в лес за грибами или ягодами, катайтесь на велосипеде, сплавляйтесь по реке на лодке. Летом можно научиться многим вещам: ставить палатку, разжигать костер, готовить еду на костре, грести веслами, варить варенье, выращивать овощи на огороде и многое другое. И самое главное, что это полноценное общение родителей и детей.

А как же заниматься? Я бы предложила повнимательнее отнестись к потребностям ребенка и подумать о том, какие потребности ребенка не были удовлетворены во время учебного года и каким образом их можно удовлетворить с пользой. Приведу такой пример. В течение года ребенок-первоклассник хотел заниматься рисованием. К сожалению, такой возможности не было из-за плотного графика. Однако в первый день каникул мама подарила ему очень хорошую книгу – самоучитель по рисованию. В книге были приведены уроки, где пошагово объяснялось, как нужно рисовать. Ребенок с удовольствием начал рисовать, при этом читать объяснения. Полезное занятие? Очень! Развиваются пространственные представления, ребенок изучает пропорции, перспективу, задумывается о свойствах предметов и многое-многое другое.

Постарайтесь обеспечить ребенку возможность заниматься теми занятиями, которыми он хотел заниматься во время учебного года! Это может быть лепка, конструирование, выпиливание, вязание и т.д. Кто-то сделает скворечник, а кто-то научится печь пирог. А ведь чтобы испечь пирог, младшеклассник сначала должен прочесть рецепт (вот и занятие чтением), отмерить все необходимые ингредиенты (математика), следить за процессом. А скворечник? Нужно прочесть инструкцию, все отмерить-посчитать. Чем не развитие?

Вернемся же к занятиям. Если вы еще планируете заниматься с ребенком математикой, прошу вас сначала посмотреть (или вспомнить) новый мультфильм, который вышел в прошлом году, – «Маленький принц». Когда я смотрела этот мультфильм, а было это как раз на зимних каникулах, меня поразило расписание, которое мама составила для дочери на каникулы. Расписание, в котором играм с подругой отводилось полчаса в неделю и только со следующего года. А доска с фишечками пугает меня до сих пор, когда я ее вспоминаю. Посмотрите этот мультик. Он не только про маленького принца. Он про всю нашу жизнь. Про общение и отношения, про радость и печаль, про полноту жизни и ее пустоту, про достижения и мотивацию.

Это было про младших школьников. А как же старшеклассники? Они не очень-то готовы ходить с родителями в походы, а тем более отдыхать на даче с бабушкой. Для них главное -общение со сверстниками. Как раз время для лагеря. И да, приятное можно совместить с полезным. Языковой международный лагерь, например, понравится многим подросткам. Спортивные лагеря хороши для тех, кто любит отдых. Собственно, не стоит перечислять. Подросток и сам может выбрать себе место отдыха из тех, которые ему предлагают родители.

Каникулы очень важны. Как и отпуск. Просто многие взрослые не умеют полноценно отдыхать. Начните с себя. Проведите отпуск полноценно. Научившись отдыхать сами, вы научите отдыхать детей. Хороших каникул!

По материалам:

ЗАЧЕМ ДАНЫ КАНИКУЛЫ???

Часто учителя задают на каникулы домашние задания, хотя и не должны этого делать. Иногда педагоги просто рекомендуют некоторым родителям позаниматься с ребенком дополнительно определенной темой, которую ребенок пропустил по болезни или просто не усвоил. Поэтому родителям приходится самим садиться за учебники, либо нанимать ребенку репетитора.

Конечно, отдельно взятому родителю очень тяжело устоять перед искушением, позаниматься с ребенком в каникулы чем-то полезным, тем более, если у чада действительно по какому-то предмету есть трудности. Ведь совсем скоро наступит следующая четверть, когда уже точно будет некогда заниматься пропущенным материалом. В идеальной школе такого, конечно, нет. Никаких уроков детям на каникулы задавать не должны. Мы живем не в идеальном мире, но, тем не менее, можем прислушаться к мнению специалистов.

Известно, что детские психологи рекомендуют не заниматься в каникулы, говорят и пишут о том, что детям нужен полноценный отдых, чтобы была налажена смена циклов «учеба - каникулы», во избежание перегрузки у детей, нельзя загружать их математикой, письмом и другими предметами еще и в каникулы. Книги, конечно, читать можно и нужно, но ведь есть большая разница между внеклассным чтением по определенному списку и чтением для удовольствия.

Многим родителям жалко детей и хочется, чтобы они отдохнули. Что же делать? Откладывать учебники вместе с последним уроком или, все-таки, пытаться «подтянуть хвосты»? Попробуйте следовать нескольким простым советам:

1. Как можно раньше постараться поговорить с учителем о том, какие задания он может рекомендовать именно вашему ребенку, понять и оценить объем работы.

2. Определить вместе с педагогом, что действительно жизненно необходимо сделать именно в каникулы. Ситуации бывают разные. Например, ребенок много болел и полностью пропустил тему о том, что такое единицы, десятки и сотни. Возможно, вам придется разобраться в этом вопросе самостоятельно, хотя ничто не мешает спросить учителя, не может ли он пару раз в неделю, после уроков, сам объяснить ему азы того, что было пропущено. Все-таки, это должен делать профессионал, а не родители.

3. Если вы видите, что предполагаемые задания на каникулы состоят, в основном, из повторения пройденного материала, закрепления того, что проходили на уроках, или вообще из дополнительных заданий, то попытайтесь договориться с учителем о сокращении этого списка. Нужно максимально снизить объем того, что придется делать.

4. Все задания, которые, все-таки, нужно выполнить, лучше разделить на небольшие части и постараться не заниматься каждый день. Полностью освободите от уроков выходные дни. Детям действительно нужен отдых и это не шутка! Составьте план занятий вместе с ребенком. Если уроков слишком много и не удается сделать так, чтобы заниматься только 2-3 раза в неделю, можно, например, посвятить понедельник, среду и пятницу математике, а вторник и четверг – русскому языку.

5. Обязательно обсудить с ребенком, как ему будет комфортнее – сначала сделать уроки, а потом отдыхать остаток дня, или наоборот, утром играть и веселиться, а после обеда сесть и позаниматься. Ребенку нужен выбор, но выбор ограниченный. Да, уроки должны быть сделаны, но он сам может выбрать, когда и как.

6. По возможности, найти музей или выставку по теме, которую проходит ребенок, спектакль по книге, которую задали прочитать, мастер-класс, лекцию или другие развлечения, чтобы сформировать у ребенка положительные ассоциации с предметом, например, с математикой или чтением. Детям всегда нравится, когда после прочтения книги есть возможность посмотреть спектакль, мюзикл или мультфильм. После повторения темы про электричество можно посмотреть демонстрацию опытов в музее, а если пришлось изучать историю, то можно поиграть в настольную игру, посетить музей или сделать задания в книжке с наклейками и головоломками по теме. Конечно, родителям придется найти музей, купить билеты на спектакль, купить игру или книжку, но стресс от уроков в каникулы будет гораздо меньше.

Конечно, этот подход требует времени, но без такой подготовительной работы сил и нервов на выполнение домашних заданий придется потратить во много раз больше.

Очень трудно встретить школьника, который бы любил школу из-за занятий. Многие любят ее именно за то, что в школе можно пообщаться с одноклассниками, со старшими друзьями, набраться опыта в спортивных занятиях, и, конечно же, школу любят именно за каникулы. Когда начинаются осенние каникулы в школе – вопрос, который интересует не только школьников, но и их родителей. Уже хочется посидеть дома, отдохнуть от этой школьной мишуры, даже если каникулы занимают только одну неделю.

Особенности каникул

На сегодняшний день любое учебное заведение РФ может подобрать для себя оптимальный вариант каникул, чаще всего они попадают на последнюю неделю октября и на первую неделю ноября. Каникулы длятся 9 дней, учитывая выходные дни. Этого вполне достаточно, чтобы отдохнуть от повседневной учебной жизни, соскучиться по друзьям и одноклассникам, а также захотеть возвращаться в школу.

В этом году осенние каникулы уже закончились, дети с новыми силами выходят на обучение, горят желанием получать образование и радовать не только родителей, но еще и учителей. Стоит также отметить, что для первоклассников в некоторых странах существуют определенные облегчения, малыши могут выходить на дополнительные каникулы, чтобы пройти быстрейшую адаптацию к получению новых знаний.

Особенности каникул для школьников

Во всех странах каникулы создаются, исходя из следующих аспектов:

  • Система организации того или иного учебного заведения. В каждой школе могут иметься свои правила обучения, по семестрам или же по четвертям.
  • Возраст детей. Первоклассникам положено иметь дополнительные каникулы и выходные.
  • В зависимости от государственных праздников, условий погоды.

Директорат сегодня имеет право самостоятельно решать, в какое время детям нужно идти на каникулы, сколько они будут длиться и когда. По статистике, учебный процесс длится 271 день, из них 90 дней должно обязательно отводиться на отдых и восстановление умственной деятельности каждого ребенка, независимо от того, начальные классы или выпускные.

Дополнительная информация о каникулах

Не стоит забывать, что впереди нас ожидает холодная и неприятная зима с большими морозами, которая и создает детям дополнительные каникулы. Помимо осенних и зимних каникул, в это время могут наблюдаться незапланированные выходные. Каникулами их назвать сложно, потому что, как правило, такие выходные занимают 3-4 дня, до возобновления оптимальной погоды для получения образования.

Для первоклассников причиной внеплановых каникул могут стать морозы от -20 градусов, средняя школа закрывается при -22, а для старших классов показатель должен составлять -25 градусов. Каникулы у школьников могут быть не только осенними, зимними, весенними и летними, но еще и межсезонными.


Чаще всего такие каникулы наблюдаются именно в начале декабря, когда после приятной осени начинаются сильные и невыносимые морозы. Детям объявляется карантин, который не имеет четкого графика появления и окончания. Все зависит от погодных условий.

Зачем ребенку нужны каникулы?

Независимо от возраста, ребенок в школе получает достаточно большую мозговую нагрузку, и не всегда выходные тратятся на отдых. Очень часто современное образование полностью заполняет выходные детей обучением, не давая им времени спокойно отдохнуть, сменить умственную работу на физическую, погулять с друзьями. Именно поэтому родители время от времени должны по необходимости сами создавать для своего малыша однодневные выходные или недельный карантин, если в этом возникает потребность.


Психологи говорят, что для школьников отдых играет не меньшую роль, чем обучение. В силу своего возраста, ребенок должен стараться всесторонне развиваться, изучать что-то новое для себя, которое не входит в рамки образования. Если ваш ребенок тоже нуждается в таких перерывах между обучением и школой, позволяйте ему это делать, не ожидая кратковременных плановых каникул. Детство одно, и получать новые знания и умения можно не только от школьной программы, но еще и от самостоятельного развития, которым дети занимаются в свободное время от школы.