Виды ощущений. Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения:зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека. В настоящее время насчитывается около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы.
Зрительные ощущения – это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным может быть только совершенно прозрачный предмет, который мы не видим. Цвета бывают ахроматические (белый и черный и промежуточные между ними оттенки серого) и хроматические (различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего).
Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза. Светочувствительным органом глаза является сетчатка, в которой находятся клетки двух типов – палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Таких клеток в сетчатке очень много – около 130 палочек и 7 млн. колбочек.
При дневном освещении активны только колбочки (для палочек такой свет слишком ярок). В результате мы видим цвета, т.е. возникает ощущение хроматических цветов -всех цветов спектра. При слабом освещении (в сумерках) колбочки прекращают работу (света для них недостаточно), и зрение осуществляется только аппаратом палочек -человек видит в основном серые цвета (все переходы от белого до черного, т.е. ахроматические цвета).
Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособность человека, на успешность учебной деятельности. Психологи отмечают, что наиболее приемлемый цвет для окраски стен учебных помещений оранжево-желтый, создающий бодрое, приподнятое настроение, и зеленый, создающий ровное, спокойное настроение. Красный цвет возбуждает, темно-синий угнетает, и тот и другой утомляют глаза. В некоторых случаях у людей наблюдаются нарушения нормального цветоощущения. Причинами этого могут быть наследственность, заболевания и травма глаз. Чаще всего встречается красно-зеленая слепота, называемая дальтонизмом (по имени английского ученого Д. Дальтона, впервые описавшего это явление). Дальтоники не различают красный и зеленый цвет, не понимают, почему люди обозначают цвет двумя словами. Такую особенность зрения, как дальтонизм, следует учитывать при выборе профессии. Дальтоники не могут быть шоферами, летчиками, не могут быть художниками-живописцами и модельерами и пр. Полное отсутствие чувствительности к хроматическим цветам встречается очень редко. Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжение в работе глаз, что может быть вредно для зрения, способствовать развитию близорукости, особенно у детей и школьников.
Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-слабый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.
Слух к звукам речи называется фонематическим. Он формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Овладение иностранным языком предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Развитый фонематический слух ребенка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в начальной школе. Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется, как и речевой слух. Здесь большое значение имеет раннее приобщение ребенка к музыкальной культуре человечества.
Шумы могут вызывать у человека определенный эмоциональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой ветра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего поезда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближающегося любимого человека, гром салюта). В школьной практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека.
Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибрационные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. Однако они достигают весьма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух.
Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запахи называется обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости. Отдельные частички разнообразных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием, как зрячие – зрением со слухом: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности и пр. Обонятельная чувствительность человека тесно связана с вкусовой, помогает распознать качество пищи. Обонятельные ощущения предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде (запах газа, гари). Благовоние предметов оказывает большое влияние на эмоциональное состояние человека. Существование парфюмерной промышленности всецело обязано эстетической потребности людей в приятных запахах.
Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса – вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Разнообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощущений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.д. Малое число качеств вкусовых ощущений не означает однако ограниченности вкусовых ощущений. В пределах соленого, кислого, сладкого, горького возникает целый ряд оттенков, каждый из которых придает вкусовым ощущениям новое своеобразие. Вкусовые ощущения человека находятся в большой зависимости от чувства голода, невкусная пища кажется вкуснее в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных. При сильном насморке любое, даже самое любимое, блюдо кажется безвкусным. Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Края языка чувствительны к кислому, а его основание – к горькому.
Кожные ощущения – тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла или холода). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или прикосновения, или холода, или тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений различна. Прикосновение больше всего ощущается на кончике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувствительна к прикосновению. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой, поясницы, живота, груди. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровождаются положительным чувством, характер эмоциональной окраски для тепла и холода различен: холод переживается как бодрящее чувство, теплота – как расслабляющее. Температура же высоких показателей, как в сторону холода, так и тепла, вызывает отрицательные эмоциональные переживания.
Зрительные, слуховые, вибрационные, вкусовые, обонятельные и кожные ощущения отражают воздействие внешнего мира, поэтому и органы всех этих ощущений расположены на поверхности тела или вблизи ее. Без этих ощущений мы ничего не могли бы знать об окружающем нас мире. Другая группа ощущений сообщает нам об изменениях, состоянии и движении в нашем собственном теле. К этим ощущениям относятся двигательные, органические, ощущения равновесия, осязательные, болевые. Без этих ощущений мы ничего бы не знали о самих себе.
Двигательные (или кинестетические) ощущения – это ощущения движения и положения частей тела. Благодаря деятельности двигательного анализатора человек получает возможность координировать и контролировать свои движения. Рецепторы двигательных, ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения.
Развитие кинестетических ощущений – одна из важных задач обучения. Уроки труда, физкультуры, рисования, черчения, чтения должны быть спланированы с учетом возможностей и перспектив развития двигательного анализатора. Для овладения движениями большое значение имеет их эстетическая выразительная сторона. Дети овладевают движениями, а следовательно и своим телом в танцах, художественной гимнастике и других видах спорта, развивающих красоту и легкость движений. Без развития движений и овладения ими невозможна учебная и трудовая деятельность. Формирование речевого движения, правильного моторного образа слова повышает культуру учащихся, улучшает грамотность письменной речи. Обучение иностранному языку требует выработки таких речедвигательных движений, которые не характерны для русского языка.
Органические ощущения рассказывают нам о работе нашего организма, наших внутренних органов – пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы. Пока мы сыты и здоровы, мы вообще не замечаем никаких органических ощущений. Они появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается. Например, если человек съел что-то не очень свежее, нарушится работа его желудка, и он сразу это почувствует: появится боль в животе.
Голод, жажда, тошнота, боль, половые ощущения, ощущения, связанные с деятельностью сердца, дыханием и т.д. – все это органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь болезнь и помочь своему организму справиться с ней.
«Нет сомнений, – говорил И.П. Павлов, – что для организма важен не только анализ внешнего мира, для неготакже необходимо сигнализирование вверх и анализирование и того, что происходит в нем самом».
Осязательные ощущения – это сочетания кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки. Маленький ребенок начинает познавать мир с осязания, ощупывания предметов. Это один из важных источников получения информации об окружающих его предметах.
У людей, лишенных зрения, осязание – одно из важнейших средств ориентировки и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут вдевать нитку в иголку, заниматься лепкой, несложным конструированием, даже шитьем, приготовлением пищи. Сочетание кожных и двигательных ощущений, возникающих при ощупывании предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки, называется осязанием. Органом осязания является рука.
Ощущения равновесия отражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве. Когда мы впервые садимся на двухколесный велосипед, становимся на коньки, ролики, водные лыжи, то самое трудное – удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом. При изменении положения тела происходит колебание особой жидкости (лимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы равновесия тесно связаны с другими внутренними органами. При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдаются тошнота, рвота (так называемая морская или воздушная болезнь). При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает. Вестибулярный аппарат дает сигналы о движении и положении головы. При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет все время падать.
Болевые ощущения имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, человек не чувствовал бы даже серьезных ранений. Полная нечувствительность к боли – редкая аномалия, и она приносит человеку серьезные неприятности. Болевые ощущения имеют различную природу. Во-первых, существуют «точки боли» (специальные рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних органах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущения боли. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверхсильного раздражителя на любой анализатор. Ослепляющий свет, оглушительный звук, сильный холод или тепловое излучение, очень резкий запах вызывают и болевое ощущение.
Имеются различные классификации ощущений. Широко распространенной является классификация по модальности ощущений (специфичности органов чувств) – это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные . Существуют интермодальные ощущения – синестезии. Известной является классификация Ч. Шеррингтона, выделяю-щая следующие виды ощущений:
экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи);
проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);
интероцептивные (органические) ощущения – возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.
Несмотря на разнообразие ощущений, возникающих при работе органов чувств, можно найти ряд принципиально общих признаков в их строении и функционировании. В целом можно сказать, что анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.
Классификация ощущений производится по нескольким основаниям. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.
По расположению нa поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают соответственно экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная и др.), проприоцепию (ощущения с мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды).
По времени возникновения в ходе эволюции животного мира выделяют древнюю и новую чувствительность. Так, дистантную рецепцию можно считать новой по сравнению с контактной, но в структуре самих контактных анализаторов выделяют более древние и более новые функции. Болевая чувствительность является более древней, чем тактильная.
Рассмотрим основные закономерности ощущений. К ним относятся пороги чувствительности, адаптация, сенсибилизация, взаимодействие, контраст и синестезия.
Пороги чувствительности. Ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенстгвности. Психологическую характеристику "зависимости" между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности".
В психофизиологии различают два вида порогов: порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению. Та наименьшая сила раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Та наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности.
Пороги ограничивают зону чувствительности к раздражителям. Например, из всех электромагнитных колебаний глаз способен отражать волны длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) миллимикрон;
Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.
Экспериментальное исследование чувствительности к различению позволило сформулировать следующий закон: отношение прибавочной силы раздражителя к основной есть величина постоянная для данного вида чувствительности. Так, в ощущении давления (тактильная чувствительность) эта прибавка равна 1/30 веса первоначального раздражителя. Это значит, что к 100 г нужно прибавить 3,4 г, чтобы почувствовать изменение в давлении, а к 1 кг – 34 г. Для слуховых ощущений эта константа равна 1/10, для зрительных– 1/100.
Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз. Взаимодействие ощущений. (Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы. Изменение чувствительности объясняется корковыми связями между анализаторами, в значительной степени законом одновременной индукции). Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность в другой. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.
Контраст ощущений. Контраст-изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст хорошо прослеживается в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом – темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным.
Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Физиологический механизм возникновения последовательного образа связан с явлениями последействия раздражителя на нервную систему. Прекращение действия раздражителя не вызывает мгновенного прекращения процесса раздражения в рецепторе и возбуждения в корковых частях анализатора.
Явление синестезии. Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Синестезию можно рассматривать как частный случай взаимодействия ощущений, который выражается не в изменении уровня чувствительности, а в том, что усиливается воздействие ощущений данной модальности через возбуждение ощущений других модальностей. Синестезия усиливает чувственный тон ощущений. (Так, звук становится окрашенным и т.п.)
К закономерностям ощущений относятся:
пороги ощущений;
адаптация;
сенсибилизация;
взаимодействие ощущений: компенсация; синестезия.
Первая из названных закономерностей является психофизической , Т.е. касается отношений между психикой и физическим миром; другие являютсяпсихофизиологическими , Т.е. относящимся к психики, и нервной системы человека.
Пороги ощущения делятся на абсолютные иотносительные (дифференциальные, ризнисни) ; абсолютные пороги бывают верхними и нижними. Все виды ощущений возникают при воздействии соответствующих раздражителей. Однако чтобы вызвать ощущение, необходимо, чтобы интенсивность раздражителя было достаточным. Переход от неосязаемых стимулов к ощутимым происходит не постепенно, а скачками.Минимальная сила раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущений . Дальнейшее увеличение силу раздражителей, действующих на рецепторы, вызывает или исчезновение ощущения или болезненный ощущения (например, громкий звук, яркость, что слепит глаза).Верхним абсолютным порогом называется максимальная сила раздражителя, при которой еще сохраняется адекватное действующих раздражителей чувства .
За величину абсолютного порога принимается значение стимула, примерно соответствующее 50% случаев возникновения и отсутствия ощущений. Нижний порог дает количественное выражение для ощущений, высказывается обратной зависимостью: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора.
Размер абсолютных порогов меняется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния анализатора, силу и продолжительности раздражения т.д.
Кроме величины абсолютных порогов, ощущение характеризуются также относительным (дифференциальным или ризнисним) порогом.Это величина, на которую должен быть изменен восходящий стимул, который уже вызывает ощущения, чтобы человек заметил, что он действительно изменился . Для раздражителей средней интенсивности эта величина является постоянной. Так, в ощущении давления величина приложения, необходимого для получения едва заметной разницы, должна всегда равняться приблизительно 1 / 30 исходного веса, для действия звука 1 / 10, для воздействия света 1 / 100.
Перейдем к изложению психофизиологических закономерностей ощущение .
Адаптация или приспособление органа к длительному воздействию раздражитель выражается в изменении чувствительности - понижении или повышении ее . Различают три разновидности этого явления:
Полное исчезновение ощущений в процессе длительного воздействия раздражителя. Например, четкое исчезновения обоняния, связанное с любым продолжалось действующим запахом, в то время как чувственность к другим запахов сохраняется
Притупленность ощущение под влиянием силу сильного раздражителя. Например, световая адаптация, связанная со снижением чувствительности глаза при интенсивном световом раздражении, когда из полутемной комнаты попадаешь в ярко освещенное пространство
Повышение чувствительности под влиянием силу слабого раздражителя. Например, для зрительного анализатора - это адаптация к темноте, а для слухового анализатора - адаптация к тишине.
Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А.
Чувствительность повышается, если человек ожидает тот или иной слабый раздражитель, когда перед ним выдвигается специальная задача различения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совершенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт.
У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).
Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях -к ее понижению, т.е. к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в “громких цехах” понижает зрительную чувствительность.
Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений.
С адаптацией тесно связано и явление контраста , Что отражается в изменении чувствительности под влиянием, предшествующего раздражителя (или сопровождает его). Так, действие контраста обостряет ощущения кислого после ощущения сладкого, ощущение холодного после горячего и др. Следует отметить также свойство рецепторов задерживать ощущения, что выражается в более или менее длительнойпоследействия раздражений. Благодаря этому происходит слияние отдельных ощущений в единое целое, как, например, при восприятии мелодии, кинокартины и др.
Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У разных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, А. И. Скрябин и др.).
На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в цветовые, и интенсивное исследование цветомузыки. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражений, вкусовых - в ответ на слуховые раздражители и т.д. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не вызывает сомнений возможность употребления таких выражений, как “острый вкус”, “кричащий цвет”, “сладкие звуки” и т. п. Явления синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира (по мнению Т.П. Зинченко).
Работа анализаторов, процесс возникновения ощущений в целом подчинены определенным закономерностям. К ним относятся: пороги чувствительности (или пороги ощущений), адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.
Пороги чувствительности. Ощущения могут возникать только при раздражении определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога чувствительности. Выделяют порог абсолютной чувствительности и порог разностной чувствительности. Абсолютная чувствительность характеризуется нижним и верхним порогами ощущений. Наименьшая сила раздражителей, способная вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения, называется нижним абсолютным порогом ощущения (чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора). Наибольшая сила раздражителя называется верхним абсолютным порогом ощущений.
Пороги ограничивают зону чувствительности анализатора к данному виду раздражителей. Например, глаз человека способен отражать электромагнитные волны длиной от 390 (фиолетовый цвет) до 780 (красный цвет) ммк; ухо человека способно различать звуковые волны с частотой колебания от 20 до 20 000 Гц.
Величины абсолютных порогов ощущения изменяются в зависимости от характера деятельности, возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения
Минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен различить, называется порогом различения, или разностным порогом. Не всякая разница в интенсивности двух однородных раздражителей ощущается. Необходимо, чтобы эта разница достигла определенной величины. Чем меньше величина разностного порога, тем выше чувствительность различения, т. е. способность данного анализатора дифференцировать раздражения.
Абсолютные и разностные пороги ощущений имеют большое значение в практической деятельности человека, особенно при освоении техники физических упражнений. В величинах абсолютных и разностных порогов ощущений имеются значительные индивидуальные различия. Чувствительность различения развивается в процессе практической деятельности человека. Так, у высококвалифицированных гимнастов разностный порог мышечно-двигательных ощущений значительно выше, чем у новичков.
Чувствительность можно совершенствовать в двух направлениях: раздвигая границы чувствительности (путем уменьшения нижнего и увеличения верхнего абсолютных ее порогов, а также увеличения порога различения) и сохраняя чувствительность (адекватность реакций) в условиях различного рода помех, в экстремальных условиях (развитие помехоустойчивости ощущений).
Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий. Для характеристики этого явления используется понятие «адаптация».
Адаптация. Это приспособление организма к условиям среды, в частности изменение порога чувствительности по мере привыка-
ния к постоянно действующему раздражителю. В жизни явление^ адаптации хорошо известно каждому. Например, когда человек входит в реку, вода сначала кажется ему холодной, затем ощущение холода проходит, вода кажется теплой. Это относится ко всем видам ощущений, кроме болевых.
Различают два вида адаптации: негативную, которая выражается в притуплении ощущения под влиянием сильного раздражителя или исчезновении ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя (адаптация к яркому свету, к одежде), и позитивную, которая выражается в повышении чувствительности под влиянием слабого раздражителя (адаптация к темноте, к тишине).
Взаимодействие ощущений. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств вызывается взаимодействием ощущений. Взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в повышении и понижении чувствительности. Слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Например, слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. В то же время чрезмерно сильные звуки, шум резко снижают различительную чувствительность глаза.
Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.
Синестезия. Возникновение под влиянием раздражителя одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора, называется синестезией. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда под воздействием звуковых раздражителей у того или иного человека возникают зрительные образы. Однако синестезия проявляется далеко не у всех людей. Известно, что способностью «цветного слуха» обладал композитор Скрябин.
Контраст ощущений. В практической деятельности большую роль играют контрасты ощущений, которые вызывают изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, чем на белом. Зеленая фигура на красном фоне кажется более насыщенной. Такой контраст при совместном действии двух раздражителей получил название одновременного. Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловатый раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому. Последовательные контрасты подробно изучены в зрительных ощущениях. Если в течение 15-20 секунд фиксировать глазом светлую фигуру и затем перевести взгляд на серую поверхность, то " можно заметить четкое темное пятно. Это и будет последовательный образ. Последовательный контраст может быть и хроматическим. После фиксации фигуры красного цвета глаз видит на сером фоне фигуру голубовато-зеленого цвета и т. д.
Мы даже не задумываемся о том, насколько важны в нашей жизни . Человек воспринимает мир своими сенсорными системами, познает его и изучает, мы мыслим нашими ощущениями, каждая мысль порождается именно ими.
Вопреки тому, что сенситивный мир кажется нам безграничным и неосязаемым, у ощущений все же есть свои закономерности. Ученым удалось обуздать даже мир чувств.
ЗакономерностиЕсть шесть основных закономерностей ощущений:
- порог чувствительности;
- адаптация;
- контраст;
- взаимодействие;
- сенсибилизация;
- синестезия.
1. Порог чувствительности – это опровержение того факта, который гласит – чем сильнее раздражитель, тем сильнее ощущения. На самом деле, в какой-то момент мы вообще перестаем воспринимать раздражители, когда они особо сильны. Так, человек не слышит звук выше 20 тыс. Герц.
У каждого рецептора есть нижний порог чувствительности – это характеризует остроту чувствительности рецептора. А вот верхний порог – это сила, при которой достигается максимальное ощущение раздражителя.
Главная закономерность ощущений в психологии заключается в том, что у каждого из нас чувствительность индивидуальна.
2. Адаптация – это процесс, когда ощущение от раздражителя меняется, под воздействием его постоянного влияния на рецептор. Лучший пример – это вхождение в реку. Сначала вода кажется холодной (потому что она холоднее воздуха), а потом уже – теплой.
3. Контраст – изменение интенсивности раздражителя, под предварительным или параллельным действием другого раздражителя. И пример этому виду закономерности ощущений: посмотрите на одну и ту же фигуру на фоне черного цвета, и без фона. На черном, она кажется светлее, а без черного – темнее.
4. Взаимодействие – это изменение чувствительности одной анализаторной системы (отдела коры головного мозга), из-за работы другой системы. К примеру, под воздействием кислого вкуса, у человека повышается .
5. Сенсибилизация – это повышение чувствительности рецепторов, в результате взаимодействия факторов или постоянным упражнениям. Свойства этой закономерности ощущений и является тот факт, что мы можем тренировать свои сенсорные системы. Так, парфюмеры учатся чувствовать запахи, которые раньше просто не замечали. Кроме того, «научить» может и сам организм по необходимости – известно, что слепые начинают лучше слышать, а глухие – лучше видеть.
6. Синестезия – это одна из разновидностей взаимодействия. Под действием одного раздражителя, могут возникнуть ощущения свойственные не ему, а другому сенсорному анализатору. Так, когда мы слушаем музыку, у нас могут возникать зрительные образы, правда, такое явление свойственно не всем людям.
Психический процесс - это течение психического явления, вызываемое как внешними воздействиями, так и раздражителями, идущими от внутренней среды организма. Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание и воображение.
Ощущение - это первейшая и простейшая форма чувственного познания. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные стороны или свойства предметов и явлений (цвет, форму, запах, жажду, тяжесть и т.д.).
Физиологическим аппаратом ощущения является анализатор, состоящий из трех частей:
рецептор - часть анализатора, преобразующая энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;
нервный путь, по которому нервные сигналы передаются в мозг;
корковая часть полушарий головного мозга, где нервные сигналы осознаются.
Типы ощущений:
Внешние ощущения - зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные. С их помощью человек познает свойства предметов или явлений, которые находятся вне его. Рецепторы этих ощущений расположены на поверхности тела.
Внутренние ощущения - голод, жажда, тошнота, изжога и т.д. Рецепторы этих ощущений находятся внутри организма.
Двигательные (кинестезические) ощущения - это ощущения движения и положения тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора находятся в мышцах и связках.
Ощущение каждого человека имеет определенный диапазон, ограниченный с двух сторон порогами ощущения. За пределами нижнего порога ощущение еще не возникает, так как раздражитель слишком слаб. За пределом верхнего порога - уже не возникает, так как раздражитель слишком силен.
Все ощущения имеют общие законы:
Закон сенсибилизации - состоит в повышении чувствительности под влиянием адекватных и неадекватных раздражителей. Согласно этому закону в результате систематических упражнений человек может повысить свою чувствител ьность.
Закон адаптации (приспособления) - состоит в изменении порога чувствительности под влиянием долго действующего раздражителя. Например, человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут, затем ощущение притупляется.
Закон контрастности - состоит в изменении чувствительности под влиянием предшествующего раздражителя. Например, одна и та же фигура на белом фоне кажется темнее, а на черном - светлее.
5. Восприятие, его виды и свойства
Восприятие - это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.
В отличие от ощущений, которые присущи всем живым существам, имеющим нервную систему, способностью воспринимать мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией.
Если результатом ощущения является некоторое чувство (например, ощущение яркости, громкости, соленого, равновесия и т.д.), то в итоге восприятия складывается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений. Образ, складывающийся в процессе восприятия, предполагает взаимодействие нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, различают и виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное восприятие.
Восприятия подразделяют также и на другие виды.
В зависимости от целей: преднамеренные и непреднамеренные восприятия.
В зависимости от степени организации: организованные (наблюдения) и неорганизованные восприятия.
В зависимости от формы отражения:
Восприятие пространства - это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояний между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся;
Восприятие времени - это отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений;
Восприятие движения - это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.
Свойства восприятия:
Избирательность восприятия - способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес.
Предметность восприятия - проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени.
Апперцепция - зависимость восприятия от прежнего опыта человека.
Осмысленность восприятия - показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.
Константность восприятия - относительное постоянство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, ракурса, освещенности и т.д.).
Целостность восприятия - выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются.
Нарушения восприятия:
Гиперстезия - повышенная чувствительность к обычным внешним раздражителям. Гипостезия - явление, обратное гиперстезии, то есть (ми кенная чувствительность.
Агнозия - нарушение узнавания предметов при ясном сознании и сохранении или незначительном снижении чувствительности.
Галлюцинации - восприятия, возникающие без наличия реальных объектов (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.д.). Галлюцинации следует отличать от иллюзий, то есть ошибочных восприятий реальных предметов и явлений.