Завоевание князя рюрика. Правление рюрика на руси

Рюрик, первый князь русичей, считается одной из самых таинственных исторических личностей. Точной даты рождения его нет, но предположительно он появился на свет между 806 и 808 годами, в городе Рерик, именуемом иначе Рарог.

В 808 году король датский Готфрид пытался на основе Дании, Швеции и Норвегии создать государство, противостоящее франкской империи. Он нанес удар по землям прибалтийских славян и захватил город Рерик. Князя Годолюба, отца Рюрика, Готфрид приказал повесить. Матерью Рюрика, согласно Иоакимовской летописи, была дочь Гостомысла, князя новгородского, – Умила, и овдовевшая княгиня вместе с малолетними детьми бежала на чужбину. Детский период жизни Рюрика практически неизвестен. Упоминание о нем встречается в «Бертинских анналах» лишь в 826 году, когда братья Рюрик и Харальд прибыли в резиденцию франкского императора – Ингельгейм. Король франков Людовик Благочестивый крестил братьев, и они получили от него наделы земель за Эльбой в так называемое ленное владение.

Судя по тому, что Рюрик с братом приняли крещение при дворе франкского императора, до этого они скрывались в землях западных славян, в те времена бывших язычниками. Если разобраться, то «земли за Эльбой», отданные Людовиком Рюрику в лен скорее всего и были землями отца Рюрика. Таким образом, франкский король признал права Рюрика на отцовское княжество, однако лишь на правах вассала. Саму франкскую империю в это время разрывали междоусобицы, и сыновья Людовика Благочестивого, между которыми он поделил империю на королевства, отчаянно воевали друг с другом за расширение пределов своих владений. История умалчивает о том, принимал ли участие в этих усобицах Рюрик, но получение земель от Людовика являлось лишь формальным признанием их притязаний, а военную помощь франкский император оказать не мог чисто физически, да, впрочем, вряд ли и собирался.

В 829 году в результате очередного передела империи король Лотарь получил Фрисланд и земли вдоль Эльбы, а потому, скорее всего, Рюрик окончательно лишился отцовского наследства. Подобный поворот судьбы для таких безземельных князей открывал только одну дорогу – в варяжскую дружину. Собственно, варяги представляли собой весьма разношерстные отряды искателей удачи, которые собирались на береговых базах и вокруг хозяев кораблей. Обида Рюрика на франков была, вне сомнений, велика, и позже он заслужил, несмотря на свое крещение, прозвище, отражающее его отношение к этой религии: «язва христианства». Тем более что обычно в варяжских дружинах руководитель исповедовал веру большинства своих дружинников.

В 843 году в Нанте объявилась крупная эскадра норманнов, напрочь сожгла город и в устье Лауры, на острове Нуартье организовала временную базу. На следующий год норманны провели ряд набегов на города, расположенные по реке Гаронне и дошли аж до Бордо. Отсюда они развернулись на юг, захватили Ла Корунью, затем Лиссабон и в Африке разграбили город Нокур. Возвращаясь, варяги посетили Андалузию и взяли Севилью. Хронист халифа Испании, Ахмед-ал-Кааф, утверждает, что Севилью штурмовали «русы» под предводительством Рюрика и Харальда. Историк и поэт Г. Р. Державин, опираясь на архивы древних документов, уверяет, что Рюрик, будучи пиратским вождем, совершил множество «подвигов» и захватывал не только перечисленные выше города, но и Нант, Тур, Орлеан, Лимузен и даже принимал участие в осаде Парижа. В этот период брат Рюрика Харальд, по-видимому, погиб, так как в хрониках его имя более не упоминается.

В 845 году варяги под предводительством Рюрика поднялись на ладьях вверх по Эльбе и разгромили почти все города на протяжении реки. А через пять лет Рюрик уже предводительствовал целым флотом, состоящим из трехсот пятидесяти кораблей, и обрушил всю эту армаду на Англию. Многие историки сомневаются в этом – по той причине, что в суда викингов вмещалось от сорока до шестидесяти человек, и при указанном количестве кораблей армия Рюрика должна была включать в себя около двадцати тысяч человек. Следует учесть и то, что в те времена грабежами Англии занимались датские ватаги викингов, и вторжение Рюрика на чужую территорию можно рассматривать как акт возмездия датчанам за отца.

Следующий свой удар Рюрик нанес по городам Рейна и Фрисланду. Утверждается, что король Лотарь был вынужден в результате этого набега заключить с Рюриком договор и даже вернуть ему земли во Фрисланде. Однако в 854 году Лотарь нашел нужным отобрать у Рюрика земли и даровать новые владения – в землях Ютландии. По законам того времени это было вовсе не подарком, а смертельным оскорблением для феодала, и кроме того считалось нарушением сюзереном собственной части вассального договора. Тем более что Ютландия Лотарю никогда не принадлежала и даже не являлась частью империи франков. Но Рюрик воевать с Лотарем не стал, а принудил его заранее признать земли, которые завоюет в будущем, частью империи франков, таким образом обеспечив себе мощное покровительство.

Рюрик со своей дружиной высадился на подконтрольных датчанам землях и занял довольно обширную территорию, принадлежавшую как славянам, так и Ютландии. За это его прозвали в западных хрониках Рюриком Ютландским. Однако Лотарь побоялся войны с датчанами и разорвал вассальский договор с Рюриком – то есть, отказался признать земли, захваченные Рюриком, принадлежностью империи, а самого Рюрика – вассалом. В результате Рюрик остался один на один с сильнейшим противником – датским королевством.

«Повесть временных лет», летописный свод XII века, говорит, что уставшие от междоусобиц и нападок соседей племена чуди, мери, кривичей и ильменских словен в 862 году договорились пригласить к себе князя из варягов. Сделано это было в надежде, что чужая, но объединяющая власть не только примирит племена меж собой, но и защитит их с помощью опытной дружины. Такая идея во многом опиралась и на легенду о том, что перед самой своей смертью Гостомысл, новгородский князь, сыновья которого уже погибли, увидел во сне, как чрево его дочери Умилы породило чудесное дерево, плод которого насытил людей всей земли. Волхвы истолковали княжий сон в пользу уже существовавшего мнения – и к Рюрику, сыну Умилы и внуку Гостомысла, были направлены послы.

Сам Рюрик, вне сомнений, был тоже заинтересован в постоянстве, так как удерживать при себе наемную варяжскую дружину он мог с огромным трудом – ведь оборонительные войны с датчанами добычи не сулили, а следовательно, платить дружинникам было нечем. А потому предложение новгородцев было для него весьма своевременным, не говоря уже о том, что в то время Рюрику было около пятидесяти лет, и возраст также требовал определиться с прочным пристанищем.

И вот в 862 году Рюрик прибыл в новгородские земли – по летописи не один, а со своими братьями Трувором и Синеусом. Трувора он послал княжить в Изборске, Синеуса посадил в Белоозеро, а сам занял новгородский княжий престол. Удивителен факт, что братья Рюрика Трувор и Синеус умерли едва ли не в одночасье. Одна из исторических версий гласит, что таких людей не существовало в природе вообще, и появление Трувора с Синеусом в летописях – это в буквальном смысле проблема более позднего перевода с варяжского на русский. Однако подобная ошибка указывает на тот факт, что хроники времени правления Рюрика в Новгороде изначально писались по-норманнски, а не по-русски. В подтверждение этому есть и другие факты. Женой Рюрика стала Ефанда – родственница королей Норвегии, а правой рукой нового князя новгородского, его советником, а позже и опекуном сына Рюрика, Игоря, был родной брат Ефанды Олег, получивший впоследствии прозвище «Вещий». Похоже, что в конце своих подвигов на Балтике Рюрик сдружился с норвежцами для более эффективного сопротивления датчанам.

Буквально через два года после того, как Рюрик сел на княжий престол, новгородцы подняли восстание под предводительством Вадима Храброго. Можно считать, что это восстание было обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, прибывшие с Рюриком дружинники сразу заняли все ключевые посты управления в новгородском княжестве. А во-вторых, свободолюбивые новгородцы привыкли решать все основные вопросы при помощи вече – собрания на площади. Рюрик же в своей власти ориентировался на систему управления западных королей и пресекал любые проявления демократии. Возможно, сказались и религиозные причины – ведь восточные славяне свято хранили устои древней митраистской и ведической религии, а прибалтийские венды по религиозным убеждениям достаточно сильно отличались от славян, так как впитали элементы германских и балтских культов. В свою очередь дружины варягов исповедовали довольно пестрый конгломерат верований, к тому же предельно упрощенный. Если на стоянках они еще прислушивались к жрецам, то в походах считали вполне нормальным обращаться к своим богам без посредников. Распорядителем ритуалов выступал обычно их предводитель.

Рюрик в полной мере доказал, что способен управлять столь непокорными подданными, и жесточайшим образом подавил восстание новгородцев. Вадим Храбрый погиб, а его сторонники были вынуждены бежать в киевские земли. Судя по всему, к 864 году Рюрику удалось резко изменить политику Новгорода, в результате активной войны с хазарами подчинить себе Муром и Ростов и расширить Новгородское княжество от устья Оки до Волхова. В период своего правления Рюрик активно укреплял границы и закладывал города. Его политика была достаточно понятна, так как князь осознавал важность речных путей, по которым передвигалась основная масса грузов с Востока на Запад. Благодаря своей политике он мог контролировать практически все торговые пути, а следовательно делал Новгород еще богаче. Над Волховом Рюрик срубил город, в котором жили позднее новгородские князья и который называется теперь Городище.

До самой своей смерти Рюрик прочно удерживал бразды правления Новгородом. Согласно летописи он княжил семнадцать лет и умер в 879 году во время похода на племена корелу и лопь. После его смерти правление Новгородом перешло к сыну Игорю, но из-за малолетства князя фактически править стал Олег. Святослав, сын князя Игоря продолжил династию Рюриковичей, прервавшуюся лишь в конце XVI века.

Кем был Рюрик? Ответив на этот вопрос, мы ответим и на вопрос "откуда есть пошла земля русская". Историки уже не один век ломают копья над этим вопросом, приводя различные аргументы в пользу той или иной теории.

Датчанин

По первой версии «наш» Рюрик - это Рорик Ютландский, датский конунг из династии Скьёльдунгов, ведущей свою родословную от самого Одина. Упоминания о Рорике встречаются во франкских хрониках, где он называется правителем Дорестада и нескольких фризских земель в 841-873 годах. В Ксантенских анналах его также называют «язвой христианства».

Первым версию о тождественности «нашего» Рюрика и датского Рорика высказал пастор Х. Холлман в своей работе «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт», опубликованной в 1816 году. Через 20 лет профессор Дерптского университета Фридрих Крузе также отождествил Рюрика с Рориком Ютландским.

Из российских ученых первым о тождестве этих исторических фигур написал Николай Тимофеевич Беляев в работе «Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи», изданной в Праге в 1929 году. В качестве доказательств верности теории ученый приводит временные пробелы в фризских хрониках (863-870 годы) и соответствующие упоминания о Рюрике Новгородском в русских летописях.

Также в качестве аргумента приводится близкое соответствие археологических слоёв ютландского города Рибе и Ладоги Рюрикова времени.
Из современных российских ученых датскую версию происхождения Рюрика поддерживали Борис Рыбаков, Глеб Лебедев, Дмитрий Мачинский и другие.

Вторая версия: Рюрик был шведом. Эта гипотеза имеет не больше доказательств, чем предыдущая. По ней Рюрик - это шведский конунг Эйрик Эмундарсон. Его упоминает исландский скальд Снорри Стурлусон в «Круге земном».

Скальд описывает тинг (всенародный сход) в 1018 году, проходивший в Упсалле. Один из его участников вспоминает об конунге Эйрике, говоря, что тот каждое лето ходил в походы и покорял разные земли: Финланд, Кирьялаланд, Эйстлайнд, Курланд и много земель в Аустрленд.

В сагах Финландом называлась Финляндия, Кирьялаландом - Карелия, Эйстландом - Эстония, Курландом - Курляндия, Аустрвегом - Восточный путь («из варяг в греки»), Аустрлендом назывались земли, позже ставшие русскими.

Однако по русским летописям Рюрик был призван править, а не пришел с завоевательным походом. Во-вторых, в «Повести временных лет» шведы не считаются варягами. «Варязи» и «Свеи» считаются разными народами: «Афетово бо и то колено: Варязи, Свеи, Урмане, Готе, Русь…».

В-третьих, Эйрик и Рюрик - это всё -таки разные имена. Они и переводятся по-разному. Эйрик (Eric, Erik) означает в переводе с древнегерманского «богатый честью», Рюрик (Ro/rik) - «славный знатностью».

Славянин

По антинорманнской теории Рюрик «из наших, из славян». Есть две версии славянского происхождения родоначальника русской государственности.

По первой версии, Рюрик были вождем славян-ободритов (полабские славяне), сыном Готлейба - ободритского князя, погибшего в 808 году. Эта гипотеза объясняет происхождение герба Рюрика - родовой тамги с пикирующим соколом, поскольку племенным символом славян-ободритов был именно сокол (по западнославянски - «ререг/рарог»).

По генеалогии Фридриха Хемница (XVII век), Рюрик и его братья также считались сыновьями уже упоминаемого Готлейба. Братьями Рюрика там названы Сивар и Труар. Что показательно, память о Рюрике, сыне Готлейба, сохранялась в тех местах (северо-восток Германии) еще долго. О князе Рюрике писал путешествующий в тех местах в середине XIX века француз Ксавье Мармье.

Вторая славянская версия говорит о происхождении Рюрика с балтийского острова Руян, который сегодня называется Руген. Происхождение Рюрика отсюда может объяснить само название «Русь» (версия с ободритами этого не объясняет). У того же Меркатора в «Космографии» остров Руян называется не иначе как «Русция».

Историк Николай Трухачев также отмечал, что в западных источниках жители Руяна неоднократно именуются русинами или рутенами.
Также типичным для острова Руян был культ белого коня, его следы сохранились в русском фольклоре, а также в традиции устанавливать на крыши изб «коньков».

В 2007 году в газете «Чеченское общество» вышла под авторством историка Муртазалиева. В ней рассказывается о том, что англосаксы, готы, норманны и русь - это один народ.

«Русы были не кем-нибудь, а чеченцами. Выходит, что Рюрик и его дружина, если они действительно из варяжского племени русь, то они чистокровные чеченцы, причем из царского рода и говорившие на родном чеченском языке».

Заканчивает статью Муртазалиев так: «Но все-таки хотелось бы, чтобы чеченские ученые не останавливались на достигнутом, а развивались в этом направлении, учитывая, что «погреть руки» на чеченской истории против логики хотят многие, игнорируя все моральные преграды. Все это отбрасывает наш народ год за годом, на десятилетия, а может и на сотни лет назад».

Именем Рюрика называли первого исторического русского князя. По причине давности скудные биографические сведения о нём вызывают массу противоречий и споров до сих пор.

Такие древнейшие летописи как Ипатьевская и Лаврентьевская впервые говорят о Рюрике в описании событий от 862 года, когда состоялось восстание северных племён, до этого покорённое варягами и обложенное данью, против самих поработителей. Именно это восстание стало причиной варягов.

Свободные племена стали управлять территориями самостоятельно, однако всё было не так. Дело дошло до усобицы и род встал на род. Тогда собранием племён было решено призвать князя для правления землями «со стороны». Были отосланы гонцы в разные страны за море на поиск достойной кандидатуры.

В ответ на разосланное варягам приглашение посольства, которое исторически называется Призванием варягов, три брата (Трувор, Синеус и Рюрик) со своими родными отправились в путь.

Древние летописи говорят, что по прибытии Рюрик основал Ладогу (город) и начал там княжить, а его братья сели княжить в Изборске и Белоозере. Именно от тех варягов (говорит нам летопись) и пошло называние Русская земля.

Дальнейшие события складывались так. Через два года братья Рюрика умерли, а сам князь пошёл к озеру Ильмень и срубил там город, назвав его Новгородом.

При этом, ранние летописи доносят нам крайне мало сведений о последующих событиях в жизни Рюрика. Известно, что в последующие годы сам Рюрик раздавал собственным дружинникам различные города, а также волости (точно известно о таких поселениях как Муром, Белоозеро, Ростов, а также Полоцк). Кроме того, двое из «мужей» Рюрика – Дир с Аскольдом выдвинулись с согласия князя на Киев, а от него пошли на Царьград (Константинополь).

Также известно из летописей, что Рюрик имел наследника – сына Игоря, который на момент кончины первого князя был очень мал и по этой причине Рюрик перед смертью поручил ведение всех своих дел своему родственнику (возможно племяннику) Олегу до того момента, пока Игорь не сможет править самостоятельно.

Во время своего правления, согласно древним летописям (в том числе и Воскресенскому своду), князь Рюрик не отличался дружелюбием по отношению к соседям, воюя и захватывая повсюду земли.

Летописи говорят, что одна из таких войн и стала причиной Рюрика, а именно в развязанной первым русским князем войне в Карелии.

Рюрик (примерно 817 – 879), согласно летописям, новгородский князь и родоначальник царской династии Рюриковичей. Считается основателем Древнерусского государства.

Происхождение

Теорий происхождения Рюрика существует немало. Многие из них основаны на сомнительных умозаключениях и псевдонаучных теориях любителей фантастики.

Если говорить об общепринятых, то можно выделить всего две, по поводу которых ученые спорят бесконечно. Это норманнская и западнославянская.

Норманнская версия гласит, что Рюрик был варягом. Многие летописи называют его именно так. Кто такие варяги? Здесь опять же нет единодушия во мнениях. Одни причисляют к ним норманнов и шведов, другие – скандинавских викингов.

Западнославянская версия склоняется к тому, что будущий русский князь происходил от западных славян. Эта идея, безусловно, звучит приятнее. Однако против нее восстают факты из множества летописных источников.

Биография. Ранние годы

Существуют предположения, что Рюрик появился на свет в 817 году, но многие источники называют 806-й или 807-й. Согласно одной из версий, родным городом Рюрика стал Рерик.

Матерью его была одна из дочерей новгородского князя, а отец происходил из местного княжеского рода. Как видно, мальчика ждала безбедная и достаточно легкая жизнь. Однако в те смутные времена неожиданные повороты в судьбах случались очень часто.

Вскоре после рождения Рюрика город и окружающие земли были захвачены датчанами. Его отца казнили, а мать с малышом на руках сумела сбежать от врагов. В итоге будущий князь лишился всего, на что мог рассчитывать по праву рождения. Это сделало его путь более сложным. Но и датчане обрели в лице будущего воина кровного врага.

Где скрывалась мать Рюрика, неизвестно. Возможно, она отправилась к своим родственникам. Как бы то ни было, но сам Рюрик вновь появился на сцене лишь двадцать лет спустя.

Путь к славе

В 826 году (по свидетельству летописей) Рюрик явился к королю Людовику Благочестивому. Тот принял его с распростертыми объятиями: обратил в христианство, благословил на борьбу с датчанами. Это означало, что отвоеванные назад земли могут по праву принадлежать Рюрику. Так и произошло. Однако постоянные междоусобные войны разрушили надежды Рюрика на приобретение собственного княжества.

Существует мнение, что именно после этих событий будущий князь и отправился к варягам, где занял довольно высокое место. В 843 году он со своими отрядами прокатился едва ли не по всей Европе, завоевывая, разрушая и грабя.

Военная слава Рюрика разнеслась широко. Он женился на дочке норвежского короля, завел детей. Старшим из них стал Игорь, а в роли его воспитателя выступал брат его жены – Олег. Тот самый, которого в будущем прозовут Вещим.

Новгородский князь

Тем временем новгородский князь отчетливо осознал, что уже стар, а поставить себе на смену ему некого. Он долго перебирал кандидатуры своих и чужих князей, пока не остановился на Рюрике. Вскоре последовало предложение принять на себя власть над новгородскими землями. И Рюрик не смог от него отказаться.

С 862 года он стал полноправным князем. В его руках была вся военная мощь княжества. Однако и врагов оказалось немало. Несколько лет потратил Рюрик на то, чтобы усмирить их или уничтожить. Во многих летописях описывается его борьба с Вадимом Храбрым, который осмелился претендовать на престол. Несмотря на поддержку многих влиятельных людей, последний не смог захватить власть. Восстание было жестоко подавлено. Настолько, что даже в те времена это произвело неизгладимое впечатление на возможных врагов и летописцев.

Затем Рюрик занялся расширением границ. Походы его неизменно оканчивались успешно. Однажды он дошел до Киева. И двинулся бы дальше, но не мог позволить себе уходить так далеко от собственных земель.

Поэтому Рюрик занялся поиском союзников для дальнейших походов. Ему это удавалось легко. Слава о нем гремела с неутихающей силой. Многие были рады разделить ее и богатые трофеи. Но амбициозным планам не суждено было сбыться.

В 879 году Рюрик умер. Однако враги его рано радовались. Вскоре на смену князю пришли Вещий Олег и Игорь Рюрикович, которые довершили его дело.

Рюрик – противоречивая фигура в русской истории. Можно сколько угодно спорить о его происхождении, но роль его в становлении Руси огромна.

В российской истории личность князя Рюрика поправку можно считать одной из самых загадочных и противоречивых. История его жизни покрыта завесой тайны, многие исследователи ведут оживленные споры о его происхождении, времени княжении и его значении для русской истории. Данная статья посвящена описанию биографии князя Рюрика.

Происхождение Рюрика

Рюрик, согласно сведениям, содержащимися в русских летописях, в частности в «Повести временных лет», скандинавский вождь, который был призван вместе со своей дружиной для правления в Новгородских землях. Считается родоначальником династии Рюриковичей, которая просуществовала вплоть до 16 века. Сведений о его жизни до того момента как он был призван славянами в летописях и других источников нет. Большинство современных исследователей считают, что он представитель скандинавского княжеского рода. В целом существуют две версии происхождения Рюрика:

  • Нормандская теория, согласно которой он шведский или датский конунг, призванный славянами.
  • Славянская теория гласит, что Рюрик выходец из Западных славян, в частности прусско-балтского народа, который вместе с тремя братьями был призван княжить.

Деятельность Рюрика во главе новгородского княжества

Согласно летописи начало правления Рюрика связано с 862 годом, когда из-за возникшей усобицы между разными племенами, он вместе со своим братьями был вызван править новгородскими землями. Так Синеус стал княжить в Белозерске, Трувор в Изборске, а Рюрик в Новгороде. Хотя в Летописях существуют противоречия о первом городе, в котором стал править Рюрик, так согласно Лаврентьевской летописи первой резиденцией князя стала Ладога, и в Новгороде Рюрик стал править только после гибели братьев. Тем не менее после их гибели Рюрик стал единоличным правителем Новгородских земель. Хотя существует версия, что братьев Рюрика на самом деле вообще не существовало, а их появление в летописи связано с неправильным прочтением летописцем иностранных слов.

Само же княжение Рюрика не содержит множества ярких событий. Единственное исключение — это восстание жителей Новгорода во главе с Вадимом Храбрым в 864 году, когда горожане, будучи недовольными его правлением попытались сместить Рюрика. Но волнение было подавлено и Вадим Храбрый вместе со своими подвижниками были казнены. Хотя и данное событие может быть вымыслом, так как единственным известным источником повествующем о восстании новгородцев против князя Рюрика, является Никоновская летопись датированная 16 веком.

Последствия правления

Умер князь Рюрик в 879 году, из наследников князь оставил единственного малолетнего сына Игоря, а его регентом и фактическим правителем Новгородских земель после смерти Рюрика стал Олег, который по одной версии приходился родственником князя, а по другой его близким соратником. При Олеге был захвачен и присоединён город Киев, позже он стал столицей древнерусского государства во главе с правителями из династии Рюриковичей.