Значение арно антуан венсан в большой советской энциклопедии, бсэ.

Арно (Arnault) Антуан Венсан (22.1.1766, Париж, ‒ 16.9.1834, Годервиль, департамент Ниж. Сена), французский драматург и поэт, член Французской академии. Автор трагедий в духе классицизма, содержавших злободневные намёки на современность: «Лукреция» (пост. 1792), где в уста Брута вложены республиканские тирады, и др. Пользовались известностью остроумные, подчас остро сатирические басни (изд. 1814 и 1819) и лирические стихи, одно из которых ‒ «Листок» (1815), приобрело исключительную популярность и было переведено почти на все европейские языки; существует не менее восьми русских переводов (В. А. Жуковского, В. Л. Пушкина, Д. В. Давыдова и др.). Автор содержательных мемуаров.

Соч.: CEuvres, v. 1‒ 8, P., 1824‒27; Souvenirs d"un sexagénaire, v. 1‒4, P., 1833, 2 éd., 1910; [стих. «La feuille»‒ «Листок»], в кн.: Французские стихи в переводе русских поэтов XIX‒XX вв. На французском и русском языках, М., 1969.

Лит.: Пушкин А. С., Французская академия, в кн.: Полн. собр. соч., 2 изд. АН СССР, т. 7, М., 1958; Оксман Ю., Сюжеты Пушкина, в кн.: Пушкин и его современники, в. 28, П., 1917, с. 76‒87; Обломиевский Д., Литература французской революции (1789‒1794), М., 1964; Biographic universelle ancienne et moderne, nouv. éd., publ. sous la dir. de М. Michaud, t. 2, P., 1843, p. 255‒65.

  • - Франсуа Никола - деятель франц. бурж. революции конца 18 в., один из руководителей эбертистов. К сторонникам революции примкнул после 1789, играл активную роль в демократич...

    Советская историческая энциклопедия

  • - пейзажист, живя в СПб., † 1806 г. 12 авг., 77...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - французский публицист, род. в 1560 году, происходит из древней овернской фамилии, члены которой не раз отличались военными и государственными заслугами...
  • - французский поэт; род. в Париже 1 янв. 1766 г. Ему доставили известность первые произведения его - трагедии "Marius à Minturnes" и "Lucrèce" . После сентябрьских событий в 1792 г. он уехал в Англию, а затем в Брюссель...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - французский естествоиспытатель, род. в 1780 году, с молодых лет выказывал особую любовь к естественным наукам и в 1798 г. пристроился к экспедиции капитана Бодена в Австралию, но по дороге отстал от него и до 1802 г....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - французский писатель. Род. в Амьене, в семье виноторговца...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - известный французский гидрограф. В 1837 г. участвовал в кругосветной экспедиции Дюмон-Дюрвиля...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - франц. писатель. Около 1800 г. был послом в Голландии. Главные его соч.: "Le Banquier ou ie Négociant de Genève" , комедии в стихах; "Le Journaliste ou l"Ami des moeurs" , комедия; "Neslie" , поэма в 8 песнях...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Грегуар, латинизированное Санкт-Винценциус - бельгийский геометр. Учился у иезуитов в 1613 г., получил сан священника и кафедру греческого языка в иезуитской коллегии в Брюсселе...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Арно Антуан, французский революционер, член 1-го Интернационала, член Парижской Коммуны 1871. По профессии ж.-д. служащий. Был близок к бланкистам. Участник восстания в Париже 31 октября 1870 ...
  • - Арно Антуан Венсан, французский драматург и поэт, член Французской академии...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Ориоль Венсан, французский государственный и политический деятель...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Распай, Распайль Франсуа Венсан, французский деятель республиканского и демократического движения, химик и медик. Поселился в Париже в 1816...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ВЕНСАН ОРИОЛЬ, президент Французской республики. Родился 27 августа 1884 в Ревеле. Учился в университете Тулузы, где получил степень доктора права...

    Энциклопедия Кольера

  • - президент Франции в 1947-54, один из руководителей СФИО. В 1936-38 министр в правительствах Народного фронта. В 1943 присоединился к "Сражающейся Франции"...
  • - д - французский композитор, дирижер и педагог. С 1890 председатель Национального музыкального общества. Опера "Фервааль" , симфонии, симфоническая баллада "Зачарованный лес" и другие произведения для оркестра...

    Большой энциклопедический словарь

"Арно Антуан Венсан" в книгах

Номер 45. Жан-Клод Пирот. Ангел по имени Венсан (2001)

Из книги Конец света: первые итоги автора Бегбедер Фредерик

Номер 45. Жан-Клод Пирот. Ангел по имени Венсан (2001) Что такое поэзия? Последовательность слов, смысл которых постигаешь не сразу, но сочетание которых так красиво, что их хочется читать, слушать, произносить вслух. О них хочется мечтать. Поэзия - это книга, способная

БАБАДЖАНЯН АРНО

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

БАБАДЖАНЯН АРНО БАБАДЖАНЯН АРНО (композитор: «Лучший город земли», «Королева красоты», «Чертово колесо», «Свадьба» и др.; скончался в ноябре 1983 года на 62-м году жизни).Бабаджанян заболел раком крови в конце 70-х. Сначала он лечился у себя на родине, но потом отправился во

БАБАДЖАНЯН Арно

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

БАБАДЖАНЯН Арно БАБАДЖАНЯН Арно (композитор: «Лучший город земли», «Королева красоты», «Чертово колесо», «Свадьба» и др.; скончался в ноябре 1983 года на 62-м году жизни). Бабаджанян заболел раком крови в конце 70-х. Сначала он лечился у себя на родине, но потом отправился во

2.1. Антуан Арно (1612–1694), Клод Лансло (1616–1695), Пьер Николь (1625–1695). Логические и рациональные основы языка

Из книги Феномен языка в философии и лингвистике. Учебное пособие автора Фефилов Александр Иванович

2.1. Антуан Арно (1612–1694), Клод Лансло (1616–1695), Пьер Николь (1625–1695). Логические и рациональные основы языка Логика и Грамматика Пор-Руаяля (1660, 1662) Основные труды и источники: Арно А. Лансло Кл. Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля. Пер. с фр., коммент. И послесл. Н. Ю.

Жерар Венсан Анкосс Папюс (1865 – 1916)

Из книги Фавориты правителей России автора Матюхина Юлия Алексеевна

Жерар Венсан Анкосс Папюс (1865 – 1916) Жерар Венсан Анкосс Папюс – личность настолько же примечательная, насколько и загадочная. Он был известен как великий маг и оккультист, обладавший безграничными способностями. Его родителями были французский химик и испанская цыганка.

Арно Антуан

БСЭ

Арно Антуан Венсан

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Венсан Жан

БСЭ

Венсан Франсуа Никола

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

Monsieur Vincent Господин Венсан

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Monsieur Vincent Господин Венсан 1947 - Франция (110 мин)· Произв. EDIC, UGC· Реж. МОРИС КЛОШ· Сцен. Жан Бернар-Люк, Жан Ануй, Морис Клош· Опер. Клод Ренуар· Муз. Жан-Жак Грюненвальд· В ролях Пьер Френэ (господин Венсан де Поль), Лиз Деламар (мадам де Гонди), Эме Кларион (Ришелье), Габриэль

Распай Франсуа Венсан

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Ориоль Венсан

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОР) автора БСЭ

АМАЛЬРИК, Арно (Арно-Амори)

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

АМАЛЬРИК, Арно (Арно-Амори) (Amalric, Arnaud (Arnaud-Amaury),? – 1225), французский священник, папский легат во время крестового похода на альбигойцев 185 Убейте их [всех]. Поистине, Господь знает своих. // Caedite eos. Novit enim Dominus qui sunt eius (лат.). Ответ на вопрос, как отличить еретиков от истинных

АРНО

Из книги Радиоэлектронный шпионаж автора Анин Борис Юрьевич

АРНО Работа Быстролётова с источником, получившим псевдоним Арно, явилась еще одним захватывающим сюжетом в истории советской радиоразведки. Местом действия вновь стала французская столица. К советскому военному атташе в Париже явился скромно одетый человек,

ВЕНСАН

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ВЕНСАН (Vincent) Луи, иером. (1872–1960), франц. католич. библеист и археолог. В 1891 вступил в Орден доминиканцев; послушничество прошел в Голландии и был послан в Иерусалим для изучения богословия, с 1897 по 1953 - проф. *археологии библейской в библ. школе (Еcole biblique). В 1895 принял сан

Биография и творчество

От дружной ветки отлученный,
Скажи, листок уединенный,
Куда летишь?.. «Не знаю сам;
Гроза разбила дуб родимый;
С тех пор по долам, по горам
По воле случая носимый,
Стремлюсь, куда велит мне рок,
Куда на свете все стремится,
Куда и лист лавровый мчится,
И легкий розовый листок.»

Первая пьеса Арно «Марий в Минтурне» (1791) принесла ему большой успех, и он был одним из самых популярных драматургов эпохи Французской революции и Первой империи. В трагедии «Лукреция» (1792) автор вложил в уста Брута Старшего республиканские тирады. В 1798 году Арно написал наиболее популярную свою трагедию «Бьянка и Монкассино, или Венецианцы». Главные роли в его пьесах обычно играл крупнейший трагик наполеоновской эпохи Тальма . Драматургия Арно не выходит за жанровые каноны классицизма .

Листок иссохший, одинокой,
Пролетный гость степи широкой,
Куда твой путь, голубчик мой?-
«Как знать мне! Налетели тучи,
И дуб родимый, дуб могучий
Сломили вихрем и грозой.
С тех пор, игралище Борея,
Не сетуя и не робея,
Ношусь я, странник кочевой,
Из края в край земли чужой;
Несусь, куда несет суровый,
Всему неизбежимый рок,
Куда летит и лист лавровый
И легкий розовый листок!»

Как многие писатели того времени, он занимался и политической деятельностью; в 1797 году генерал Бонапарт поручил ему управление Ионическими островами . Впоследствии Арно оставался верен Наполеону всю его карьеру. В 1809 возведён в дворяне Империи, во время Ста дней (1815) был министром народного образования Франции. После падения императора был вынужден покинуть Францию (1816), когда его трагедия «Германик» вызвала политические волнения среди публики. В 1819 смог вернуться на родину.

Помимо драматургии, известностью пользовались басни Арно (два сборника - 1814, 1819). Особую популярность получило его стихотворение «Листок» (1815, часто его также относят к басням), изображающее участь эмигранта; оно неоднократно переводилось на разные языки, включая русский.

В 1803 году Арно был избран во Французскую академию , но после изгнания в 1816 г. исключён, и его место занял дюк де Ришелье , премьер-министр Людовика XVIII. В 1829 году вернувшийся во Францию Арно был вновь избран в Академию и занимал там место до конца жизни. За год до смерти стал непременным секретарём Академии, в том же году вышли его мемуары - «Воспоминания шестидесятилетнего». Его преемником в академическом кресле был также популярный драматург - Эжен Скриб .

По случаю смерти Арно и избрания Скриба А. С. Пушкин опубликовал заметку «Французская академия», где перевёл хвалебную речь Скриба в честь предшественника, а также дал собственную характеристику Арно:

Арно сочинил несколько трагедий, которые в свое время имели большой успех, а ныне совсем забыты. Такова участь поэтов, которые пишут для публики, угождая её мнениям, применяясь к её вкусу, а не для себя, не вследствие вдохновения независимого, не из бескорыстной любви к своему искусству! Две или три басни, остроумные или грациозные, дают покойнику Арно более права на титло поэта, нежели все его драматические творения. Всем известен его «Листок»… Участь этого маленького стихотворения замечательна. Костюшко перед своею смертью повторил его на берегу Женевского озера ; Александр Ипсиланти перевел его на греческий язык; у нас его перевели Жуковский и Давыдов ,

Наш боец чернокудрявый
С белым локоном на лбу.

Может быть, и сам Давыдов не знает стихов, которые написал ему Арно, услыша о его переводе. Он поместил их в примечаниях к своим сочинениям:

A vous, poète, à vous, guerrier,
Qui sablant le champagne au bord de l’Hippocrène,
Avez d’une feuille de chêne
Fait une feuille de laurier .

Помимо перечисленных Пушкиным версий Жуковского и Давыдова, известны ещё как минимум шесть русских переводов «Листка», в том числе его дяди - В. Л. Пушкина . Влияние этого стихотворения отразилось впоследствии также в стихотворении Лермонтова «Листок» («Дубовый листок оторвался от ветки родимой…», 1841) . Образ гонимого бурей листка встречается и в более ранних произведениях Лермонтова («Портреты», 1; «К ***» («Дай руку мне»); «Аул Бастунджи»; «Демон» (ред. 1833-34); «Мцыри») .

Пушкин использовал первую строку из процитированного им четверостишия Арно в своём собственном послании Денису Давыдову («Тебе, певцу, тебе, герою!..»).

Сочинения

  • Oeuvres, v. 1‒8, P., 1824‒27
  • Souvenirs d’un sexagénaire, v. 1‒4, P., 1833, 2 éd., 1910

Литература

  • Оксман Ю., Сюжеты Пушкина, в кн.: Пушкин и его современники, в. 28, П., 1917, с. 76‒87;
  • Обломиевский Д., Литература французской революции (1789‒1794), М., 1964;
  • Biographie universelle ancienne et moderne, nouv. éd., publ. sous la dir. de М. Michaud, t. 2, P., 1843, p. 255‒65.

Годервиль, Нижняя Сена) - французский драматург, поэт-баснописец и государственный деятель, автор известного стихотворения «Листок».

Биография и творчество

От дружной ветки отлученный,
Скажи, листок уединенный,
Куда летишь?.. «Не знаю сам;
Гроза разбила дуб родимый;
С тех пор по долам, по горам
По воле случая носимый,
Стремлюсь, куда велит мне рок,
Куда на свете все стремится,
Куда и лист лавровый мчится,
И легкий розовый листок.»

Первая пьеса Арно «Мариус в Минтурне» (1791) принесла ему большой успех, и он был одним из самых популярных драматургов эпохи Французской революции и Первой империи. В трагедии «Лукреция» (1792) автор вложил в уста Брута Старшего республиканские тирады. В 1798 году Арно написал наиболее популярную свою трагедию «Бьянка и Монкассино, или Венецианцы». Главные роли в его пьесах обычно играл крупнейший трагик наполеоновской эпохи Тальма . Драматургия Арно не выходит за жанровые каноны классицизма .

Листок иссохший, одинокой,
Пролетный гость степи широкой,
Куда твой путь, голубчик мой?-
«Как знать мне! Налетели тучи,
И дуб родимый, дуб могучий
Сломили вихрем и грозой.
С тех пор, игралище Борея,
Не сетуя и не робея,
Ношусь я, странник кочевой,
Из края в край земли чужой;
Несусь, куда несет суровый,
Всему неизбежимый рок,
Куда летит и лист лавровый
И легкий розовый листок!»

Как многие писатели того времени, он занимался и политической деятельностью; в 1797 году генерал Бонапарт поручил ему управление Ионическими островами . Впоследствии Арно оставался верен Наполеону всю его карьеру. В 1809 возведён в дворяне Империи, во время Ста дней (1815) был министром народного образования Франции. После падения императора был вынужден покинуть Францию (1816), когда его трагедия «Германик» вызвала политические волнения среди публики. В 1819 смог вернуться на родину.

Помимо драматургии, известностью пользовались басни Арно (два сборника - 1814, 1819). Особую популярность получило его стихотворение «Листок» (1815, часто его также относят к басням), изображающее участь эмигранта; оно неоднократно переводилось на разные языки, включая русский.

В 1803 году Арно был избран во Французскую академию , но после изгнания в 1816 г. исключён, и его место занял дюк де Ришелье , премьер-министр Людовика XVIII. В 1829 году вернувшийся во Францию Арно был вновь избран в Академию и занимал там место до конца жизни. За год до смерти стал непременным секретарём Академии, в том же году вышли его мемуары - «Воспоминания шестидесятилетнего». Его преемником в академическом кресле был также популярный драматург - Эжен Скриб .

По случаю смерти Арно и избрания Скриба А. С. Пушкин опубликовал заметку «Французская академия», где перевёл хвалебную речь Скриба в честь предшественника, а также дал собственную характеристику Арно:

Арно сочинил несколько трагедий, которые в своё время имели большой успех, а ныне совсем забыты. Такова участь поэтов, которые пишут для публики, угождая её мнениям, применяясь к её вкусу, а не для себя, не вследствие вдохновения независимого, не из бескорыстной любви к своему искусству! Две или три басни, остроумные или грациозные, дают покойнику Арно более права на титло поэта, нежели все его драматические творения. Всем известен его «Листок»… Участь этого маленького стихотворения замечательна. Костюшко перед своею смертью повторил его на берегу Женевского озера ; Александр Ипсиланти перевел его на греческий язык; у нас его перевели Жуковский и Давыдов ,

Наш боец чернокудрявый
С белым локоном на лбу.

Может быть, и сам Давыдов не знает стихов, которые написал ему Арно, услыша о его переводе. Он поместил их в примечаниях к своим сочинениям:

A vous, poète, à vous, guerrier,
Qui sablant le champagne au bord de l’Hippocrène,
Avez d’une feuille de chêne
Fait une feuille de laurier .

Помимо перечисленных Пушкиным версий Жуковского и Давыдова, известны ещё как минимум шесть русских переводов «Листка», в том числе его дяди - В. Л. Пушкина . Влияние этого стихотворения отразилось впоследствии также в стихотворении Лермонтова «Листок» («Дубовый листок оторвался от ветки родимой…», 1841) . Образ гонимого бурей листка встречается и в более ранних произведениях Лермонтова («Портреты», 1; «К ***» («Дай руку мне»); «Аул Бастунджи»; «Демон» (ред. 1833-34); «Мцыри») .

Пушкин использовал первую строку из процитированного им четверостишия Арно в своём собственном послании Денису Давыдову («Тебе, певцу, тебе, герою!..»).

Наполеон Бонапарт в своем завещании определил «Арно, автору „Мариуса“» сто тысяч франков.

Сочинения

  • Oeuvres, v. 1‒8, P., 1824‒27
  • Souvenirs d’un sexagénaire, v. 1‒4, P., 1833, 2 éd., 1910

Литература

  • Оксман Ю., Сюжеты Пушкина, в кн.: Пушкин и его современники, в. 28, П., 1917, с. 76‒87;
  • Обломиевский Д., Литература французской революции (1789‒1794), М., 1964;
  • Biographie universelle ancienne et moderne, nouv. éd., publ. sous la dir. de М. Michaud, t. 2, P., 1843, p. 255‒65.

Примечания

  1. Arnault, Antoine Vincent // 1911 Encyclopædia Britannica - 11 - New York City : 1911. - Vol. 2. - P. 627.
  2. data.bnf.fr : платформа открытых данных - 2011.

Оригинал взят у katani08 в Искусство солнечной Франции времён Короля-Солнце (часть 2)

Костюмы Аполлона, лютниста и воина, созданные специально для Людовика XIV (приблизительно 1660)
Доподлинно известно, что костюм Аполлона принадлежит руке французского рисовальщика и дизайнера
Анри де Гиссеи (Henri de Gissey) (1621-1673)
Рисунки других танцевальных костюмов, исходя из стиля, предположительно, тоже принадлежат руке Анри де Гиссеи


Людовик XIII Справедливый (Louis XIII le Juste), родился в 1601-ом году в Фонтенбло - умер в 1643-ем году в Сен-Жермен-ан-Лэ - король Франции и Наварры из династии Бурбонов.
Отец Короля-Солнце Людовика XIV.

Благодаря множеству исторических романов, в первую очередь Александра Дюма-отца, сложился стереотип о сильном главном министре короля - Ришелье и слабовольном короле, однако многочисленные исторические источники свидетельствуют об обратном. Никакого диктата кардинала не было. А отношения короля и его первого министра, хотя и не были гладкими, но, как сказали бы сегодня, были конструктивными.

Людовик XIII был страстным любителем музыки. Он играл на клавесине, виртуозно владел охотничьим рожком, пел партию первого баса в ансамбле, исполняя многоголосные куртуазные песни (airs de cour) и псалмы.

Король с детства учился танцам и в 1610-ом году официально дебютировал в придворном "Балете Дофина". Людовик исполнял в придворных балетах благородные и гротескные роли, а в 1615-ом году в "Балете Мадам" выступил в роли Солнца.

Филипп де Шампень (1602-1674)
Портрет Людовика XIII (1665)

Людовик XIII - автор куртуазных песен и многоголосных псалмов. Его музыка звучала в знаменитом Мерлезонском балете (1635), для которого он сочинил танцы (Simphonies), придумал костюмы, и в котором сам исполнил две небольшие роли: роль торговки приманками - в 3-м акте и роль крестьянина - в 13-м акте.

Мерлезонский балет (Le ballet de la Merlaison) - дословно переводится как "Балет дроздования", то есть "Балет об охоте на дроздов" - балет в шестнадцати актах, сочинённый и поставленный королём Франции Людовиком XIII. Традиция проведения подобных придворных балетов появилась во Франции ещё во время правления Генриха III и переживала расцвет в эпоху Людовика XIII. Эти балеты исполнялись членами королевской семьи, придворными, профессиональными танцорами и были красочными представлениями, часто сочетавшими хореографию, вокальную и инструментальную музыку, поэзию и театр.



Правда, нам более привычно произношение "Марлезонский балет", которое мы услышали в фильме "Д"Артаньян и три мушкетёра". Благодаря смешному эпизоду фильма, фраза "Вторая часть Марлезонского балета" стала синонимом внезапной неприятности.
Да и собственно музыка этих самых частей балета, как и вся остальная музыка в фильме, принадлежит композитору Максиму Дунаевскому, а никак не Людовику XIII.

Первая и вторая части Малезонского балета из кинофильма "Д"Артаньян и три мушкетера" (1979)
Режиссёр - Георгий Юнгвальд-Хилькевич
Композитор - Максим Дунаевский



Людовик XIV, как и его отец - Людовик XIII, любил танцевать в балетных представлениях. Король регулярно занимался танцами и, начиная с тринадцати лет, выступал в спектаклях.

Людовик XIV танцевал в "Балете ночи" (Le Ballet де La Nuit), который был поставлен в 1653-ем году на музыку нескольких композиторов, среди которых был и Жан Батист Люлли.

Этот придворный балет длился двенадцать часов, начиная с захода солнца и до утра.

Анри де Гиссеи (1621-1673)
Людовик XIV в роли Аполлона

Король Солнце
Статуэтка, Англия (1950-е годы)

Балет включал в себя сорок пять танцев, в которых аллегорические эпизоды, мифологические, экзотические и рыцарские сцены чередовались с красочными и комическими городскими и сельскими жанровыми сценами. Людовик XIV появлялся в пяти танцах. Самый известный танец "Балета ночи" - танец, в котором Людовик XIV исполняет партию Аполлона - Короля-Солнце.

В те времена в балетах не только танцевали, но и пели. Так в заключительной части "Балета ночи" на сцене в своей колеснице появлялась Аврора - богиня утренней зари и провозглашала: "Восходящее солнце следует за мной. Это молодой Луи!" А затем Людовик XIV танцевал свой знаменитый танец Короля Солнце.
В некотором смысле балеты во Франции того времени с участием самого короля были не только культурным явлением, но и политическим инструментом.

Для развития балетного искусства в 1661-ом году Людовик XIV учредил Королевскую Академию танца

Король танцует (2000) - художественный фильм производства Франции, Бельгии и Германии

Режиссёр - Жерар Корбьё
В фильме использована музыка Жана Батиста Люлли

В роли Людовика XIV - Бенуа Мажимель
В роли Люлли - Борис Терраль

Жан-Батист Люлли, родился в 1632-ом году во Флоренции - французский композитор, скрипач, дирижер и основоположник французской оперы. Его музыку исследователи называют "Версалем, запечатленным в звуках, царством гармонии и пропорций".

Чтобы оказаться при дворе Людовика XIV, Люлли немало потрудился, овладев не только музыкальным искусством, но и искусством интриги и лести. Он едва умел петь и играть на гитаре, когда тринадцатилетним мальчиком приехал во Францию. Единственным учителем Люлли был неизвестный флорентийский монах. Парижская карьера будущего "короля Оперы" началась работой на кухне поваренком у сестры короля. Там Люлли открыл в себе новый талант: он понемногу овладел игрой на скрипке и вскоре стал одним из первых скрипачей своего времени.

Жан-Батист успешно учился композиции и игре на клавесине. И наконец, Люлли - суперинтендант Оперы. В его распоряжение попали три придворных ансамбля: Капелла, которую составляли певцы, Камера, куда входили знаменитые "скрипки короля", сопровождавшие своей игрой обеды и приемы, и Большая Конюшня - особый ансамбль духовых инструментов, который выезжал с королем на охоту. Люлли быстро навел среди музыкантов железный порядок.

Никола Миньяр (1606-1695)
Портрет Люлли

Теперь Люлли мог смело сказать о себе: "Опера - это я". Согласно специальному королевскому указу, написанному под диктовку Люлли, другие композиторы могли сочинить для какой-либо постановки не более двух арий и не более чем для двух скрипок. Так Люлли безжалостно пресекал все попытки конкуренции с ним.
Одна за другой появлялись его оперы: "Кадм и Гермиона", "Альцеста", "Тезей", "Амадис", "Армида" и многие другие. Но современники знали Люлли прежде всего как автора прекрасной балетной музыки. Исследователи утверждают, что он оживил танец. В его балетах танцевал и сам король.

Дерзкий Люлли (Lully l"Incommode), (2009) - документальный фильм производства Франции

Жан Батист Люлли - опера "Армида"
Постановка парижского Театра на Елисейских полях (2008), Франция
Балетная труппа Национального балетного центра, Гренобль

Дирижёр - Уильям Кристи
В роли Армиды - Стефани д"Острак

Жан Батист Люлли - опера "Персей"
Премьера оперы состоялась в 1682-ом году в Версале

Запись сделана вживую на спектакле в Историческом Elgin театре в Торонто, Канада
К сожалению, имена исполнителей вокальных партий и дирижёра не указаны.



Во Франции XVII век практически полностью был посвящен воспеванию абсолютной монархии и, особенно, правлению Людовика XIV, что нашло свое отображение и в драматургии. Благодаря великим произведениям драматургов Пьера Корнеля и Жана Расина, преобладающим театральным жанром того времени становится трагедия.

Но и комедия тоже пользовалась популярностью. Она, в отличие от трагедии, была не столь претенциозной и выспренней. Французская комедия затрагивала повседневные проблемы и была максимально приближена к настоящей жизни. Главный комедиограф того времени - Жан-Батист Мольер.



Пьер Корнеель (Pierre Corneille, произносится как Корней), родился в 1606-ом году в Руане - французский поэт и драматург, отец французской трагедии.

В 1622-ом году Корнель окончил коллеж иезуитов, который теперь носит его имя.
С 1624-го года - лиценциат юриспруденции (в средневековых университетах - промежуточная степень между бакалавром и доктором).
На протяжении четырёх лет стажировался в качестве адвоката при Руанском парламенте.
В 1628-ом году получил место прокурора, однако мало интересовался служебной карьерой.
До 1635-ого года занимал различные чиновничьи должности.
В 1647-ом году стал членом Французской академии.
В 1662-ом году переехал в Париж.

Неизвестный художник XVII-го века
Портрет Корнеля
Версальский дворец

Поскольку чиновников в академию не избирали, то Корнелю, как и прочим академикам, нужно было отличиться в изящной словесности. К моменту своего избрания он был известен как сочинитель галантных стихов и комедий "Мелита, или Подметные письма", "Клитандр, или Освобождённая невинность", трагедии "Медея", трагикомедии "Сид", в которых автор отразил взаимоотношения между личностью и абсолютистским государством, что ознаменовало собою начало театра французского классицизма, где симпатии автора были на стороне власти.
Эти симпатии стали еще более явными в трагедиях "Гораций", "Цинна, или Милосердие Августа".
К началу 1644-ого года у Корнеля, начиная с трагедий "Родогуна", "Теодора" и "Гибель Помпеи", происходит разочарование в абсолютизме, и эти его трагедии получили в литературоведении название "второй манеры", ибо их содержание - это не судьбы нации, а образ монарха-тирана и кипящие вокруг него страсти придворных интриганов и проходимцев.

Последние годы жизни Корнель провёл очень уединённо и был в крайне стеснённых обстоятельствах. Только благодаря хлопотам его друга Буало, Корнелю была назначена маленькая пенсия.

Корнель умер в 1684-ом году в Париже в полной нищете, и лишь Французская революция 1789-ого года принесла ему посмертную славу.

Пьесы Корнеля практически не ставились на советской сцене. На российской сцене тоже нет хоть сколько-нибудь заметных постановок, поэтому и найти видео с какой-нибудь трагедией великого драматурга не удалось. Даже такой известный сюжет, как сюжет трагедии "Медея", взятый Корнелем у древнегреческого драматурга Еврипида, появляется на российской сцене либо в виде оригинальной версии от самого Еврипида, либо в надрывно-эксцентричной версии Жана Ануя.


Изображение Пьера Корнеля на французских франках 1962-ого года выпуска


Жан-Батист Поклен (Jean-Baptiste Poquelin), театральный псевдоним Мольер (Molière), родился в 1622-ом году в Париже - французский комедиограф XVII-го века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера (Troupe de Molière, 1643-1680).

Жан-Батист Поклен происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Отец Жан-Батиста, Жан Поклен (1595-1669), был придворным обойщиком и камердинером Людовика XIII и отдал сына в престижную иезуитскую школу - Клермонский коллеж (ныне лицей Людовика Великого в Париже), где Жан-Батист основательно изучил латынь, поэтому свободно читал в подлиннике римских авторов и даже, по преданию, перевёл на французский язык философскую поэму Лукреция "О природе вещей". К сожалению, этот перевод утерян. По окончании коллежа в 1639-ом году Жан-Батист выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав.

Юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Жан-Батист избрал профессию актёра, взяв театральный псевдоним Мольер. После встречи с комедиантами Жозефом и Мадленой Бежар, в возрасте двадцати одного года Мольер стал во главе "Блистательного театра" (Illustre Théâtre), новой парижской труппы из десяти актёров. Но "Блистательный театр" проигрывает в жестокой конкуренции с другими парижскими труппами - труппой Марэ и труппой "Бургундского отеля".

Никола Миньяр (1606-1695)
Портрет Мольера в роли Цезаря (1658)

В 1645-ом году Мольер с друзьями-актёрами решают искать счастья в провинции, примкнув к труппе бродячих комедиантов, возглавляемой Дюфреном.
В 1650-ом году Мольер сам возглавляет труппу.

Фарсовый репертуар, исполняемый труппой Мольера под его руководством и с его участием в качестве актёра, способствовал упрочению её репутации. Ещё больше возросла она после сочинения Мольером двух больших комедий в стихах - "Шалый, или Всё невпопад" (L’Étourdi ou les Contretemps, 1655) и "Любовная досада" (Le dépit amoureux, 1656), написанных в манере итальянской литературной комедии.

В Париже труппа Мольера дебютировала 24 октября 1658 года в Луврском дворце в присутствии Людовика XIV. Утерянный фарс "Влюблённый доктор" имел громадный успех и решил судьбу труппы: король предоставил ей придворный театр Пти-Бурбон, в котором она играла до 1661-го года, пока не перешла в театр Пале-Рояль, где уже оставалась до смерти Мольера. С момента водворения Мольера в Париже начинается период его напряжённой драматургической работы, которая не ослабевала до самой его смерти. За 15 лет (1658-1673) Мольер создал все свои лучшие пьесы.

Написанная смертельно больным Мольером, комедия "Мнимый больной" - одна из самых весёлых и жизнерадостных его комедий. На её четвёртом представлении 17 февраля 1673-го года Мольер, игравший роль Аргана, почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля. Он был перенесён домой и через несколько часов скончался. Парижский архиепископ запретил было хоронить нераскаявшегося грешника (актёры на смертном одре должны были приносить покаяние), но всё же отменил запрет по указанию короля. Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где обычно хоронили самоубийц.


Изображение Жана Батиста Мольера на французских франках 1963-ого года выпуска

О популярности пьес Мольера свидетельствуют рисунки, к сожалению, неизвестных авторов XVII-XVIII-го веков, приведенные ниже.

Французские и итальянские комические персонажи, среди которых крайний слева сам Мольер в роли Сганареля

Сганарель (Sganarelle) - действующее лицо в амплуа простака в целом ряде пьес Жана-Батиста Мольера:

"Сганарель, или Мнимый рогоносец" (1660) - самая успешная пьеса при жизни Мольера;
"Дон Жуан, или Каменный пир" (1665) - Сганарель - слуга Дон Жуана;
"Школа мужей" (1661);
"Брак поневоле" (1664);
"Любовь-целительница" (1665);
"Лекарь поневоле" (1666).

Представление "Мнимого больного" в Версале в 1673-еи году

С 1664-го года Мольер и Люлли совместно работали над такими комедиями-балетами Мольера: "Брак поневоле", "Любовь-целительница", "Мещанин во дворянстве". Но в 1672-ом году между ними начинается разлад. Люлли добивается от короля запрета музыки в пьесах.
Против желания Люлли и без соизволения короля Мольер пишет комедию-балет "Мнимый больной". Написать музыку к этому спектаклю Мольер попросил главного соперника Люлли композитора Марка-Антуана Шарпантье.
Этот спектакль будет поставлен в Версале незадолго перед смертью великого комедиографа.

Сцена из комедии-балета Мольера "Любовь-целительница"

Спектакль "Кабала святош" в постановке Московского художественного театра имени Чехова (1988)
По пьеса Михаила Афанасьевича Булгакова

Режиссер - Адольф Шапиро
Композитор - Владимир Дашкевич
В ролях:
Жан Батист Поклен де Мольер - Олег Ефремов
Мадлена Бежар - Наталья Тенякова
Людовик Великий - Иннокентий Смоктуновский

Пьесу "Кабала святош" о Мольере Михаил Афанасьевич Булгаков написал специально для Художественного театра в октябре - декабре 1929-го года.
У пьесы была сложная сценическая судьба: её несколько раз разрешали к постановке и несколько раз запрещали.

В 1981-ом году её постановку осуществил московский театр "Современник". Мне посчастливилось посмотреть этот спектакль в Москве в 1983-ем году. Роль Мольера исполнял Игорь Владимирович Кваша.

В июле 1932-ого года Булгаков подписал договор на написание книги о Мольере для серии "Жизнь замечательных людей" (ЖЗЛ) с Журнально-газетным издательством. Первое название написанной биографии было "Всадник де Мольер. Полное описание жизни Жана Батиста Поклэна де Мольера с присовокуплением некоторых размышлений о драматургии".

Однако при жизни Михаила Афанасьевича роман опубликован не был. Впервые эта книга вышла в издательстве "Молодая гвардия" в 1962-ом году в серии "ЖЗЛ".

Всего несколько слов в честь господина де Мольера (1973)
Поставлено на Центральном телевидении СССР
Режиссёр - Анатолий Эфрос
В роли Мольера - Юрий Любимов

Кроме Любимова в спектакле заняты такие замечательные артисты: Александр Ширвиндт, Леонид Броневой, Валентин Гафт, Лев Дуров, Вера Майорова, Леонид Каневский, Григорий Лямпе.

"Всего несколько слов в честь господина де Мольера" - телевизионный спектакль Анатолия Эфроса, поставленный на Центральном телевидении (Главная редакция литературно-драматических программ) по мотивам пьесы Михаила Афанасьевича Булгакова "Кабала святош" и комедии самого Мольера "Дон Жуан" . В спектакле эпизоды из жизни Мольера чередуются со сценами из его пьесы.

Жан Батист Мольер - Мещанин во дворянстве
Постановка театра имени Евгения Багратионовича Вахтангова (1977)

Режиссёр - Владимир Шлезингер
В роли Журдена - Владимир Этуш

Жан Батист Мольер - Плутни Скапена
Постановка Малого театра СССР (1979)

Режиссёр - Евгений Весник
Музыка - Алексей Рыбников
В роли Скапена - Валерий Носик

Жан Батист Расин (Jean-Baptiste Racine), родился в 1639-ом году в городе Ла-Ферте-Милон, графство Валуа (ныне департамент Эн), в семье чиновника таможенной службы - французский драматург, один из трёх выдающихся драматургов Франции XVII века, наряду с Корнелем и Мольером.

В 1649-ом году Жан-Батист поступает в школу в Бове при монастыре Пор-Рояль.
В 1655-ом году его принимают учеником в само аббатство. Три года, проведённые там, оказали сильное влияние на литературное развитие Расина. Он учился у четырёх выдающихся филологов-классиков того времени (Пьер Николь, Клод Лансло, Антуан Ле Мэстр, Жан Гамон), благодаря кому он стал превосходным эллинистом.

После обучения в парижском коллеже Аркур в 1660-ом году знакомится с знаменитым баснописцем Жаном де Лафонтеном (1621-1695), Мольером, поэтом и критиком Никола Буало-Депрео (1636-1711). В это же время пишет придворную оду "Нимфа Сены", за которую получает пенсию от Людовика XIV), а также две не дошедшие до нас пьесы.

В 1661-ом году переезжает к дяде, бывшему священником в Юзесе, для переговоров о получении от церкви бенефиция (в Средние века условное срочное пожалование -преимущественно в виде земельного участка - за выполнение военной или административной службы), что дало бы ему возможность полностью отдаться литературному творчеству.
Жан Батист Сантерр (1651-1717)
Портрет Расина
Версальский дворец

Однако церковь отказала Расину, и в 1663-ем году он возвращается в Париж. Считается, что первые его пьесы, дошедшие до нас, "Фиваида, или Братья-враги" (La thebaïde, ou les frères ennemis), и "Александр Великий" (Alexandre le grand), были написаны по совету Мольера, поставившего их соответственно в 1664-ом и 1665-ом годах.

Помимо названных, перу Расина принадлежат такие пьесы:
1667 - Андромаха
1668 - Сутяги (Челобитчики)
1669 - Британик
1670 - Береника
1672 - Баязет
1673 - Митридат
1674 - Ифигения
1677 - Федра
1689 - Эсфирь
1691 - Гофолия (Афалия)

Драматург умер в 1699-ом году в Париже.


Изображение Жана Батиста Расина на французских франках 1964-ого года выпуска

Жан Расин (1639-1699г) - сюжет канала Энциклопедия, посвящённый великому французскому драматургу

Жан Расин - Береника
Постановка Российского академического молодёжного театра (РАМТ), (1998)

Режиссёр - Алексей Бородин
Композитор - Стефан Андрусенко

В роли Тита - Евгений Дворжецкий
В роли Береники - Нина Дворжецкая

В основе сюжета - присущая большинству властителей извечная борьба любви и чувства долга, где по законам классической трагедии долг побеждает любовь, несмотря на то, что любовь жива и не заживает рана, нанесённая этой борьбой. Сюжет взят из древнеримской истории.
Но мне представляется более жизненной версия Лиона Фейхтвангера. В его историческом романе "Сыновья", посвящённом древнеримскому историку Иосифу Флавию, есть линия римского императора Тита и иудейской царевны Береники.

"Что же случилось? Ведь все эти годы он безмерно радовался, что увидит, как эта женщина восходит по ступеням; сотни раз его воображение украшало пустые ступени образом поднимающейся Береники, – и вот она приехала, но почему же все так тускло и пусто? Куда делось очарование, исходившее от нее? Разве она стала другой? Разве он стал другим? Вероятно, такова судьба каждого человека, что даже самое прекрасное свершение не может заполнить той чудовищной пустоты, которую создало ожидание. Или, может быть, человек слишком хрупкий сосуд и не в силах принять в себя чрезмерно большую радость? Или, может быть, ему пришлось ждать слишком долго, и случилось то, что бывает с очень старым, благородным вином, которое уже нельзя пить?"

Классическое подтверждение русской поговорки "с глаз долой - из сердца вон".


Хачатрян Н.

ЕГЛУ им. В. Я. Брюсова

СВОЕОБРАЗИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ ДРАМЫ
РУБЕЖА XVIII-XIX ВЕКОВ

Ереванский государственный лингвистический университет им. В. Я. Брюсова
Научные труды. Вопросы филологии.
Выпуск 1. Ереван. "Лингва". 2003.
http://www.brusov. am/docs/Ban-harcer-Final. p

Многообразие эстетических и литературных течений конца XVIII-начала XIX веков во Франции не могло не отразиться и в многообразии жанров - прозаических, поэтических и драматических. Победное утверждение романтизма, впитавшего в себя почти все достижения литературы предыдущего века, происходило не во всех жанрах одновременно: первые французские романтики, выступавшие против классицизма, разрабатывали исключительно "неклассицистские", прозаические жанры. Так Шатобриан, де Сталь, Сенанкур, наследуя жанровую структуру XVIII века, разрабатывали жанры трактата, исповедальной прозы, сентиментального романа.

Через почти четверть века, в 10-20-x годах, оформилась романтическая поэзия, которая, даже в творчестве великих поэтов Ламартина, Виньи, Гюго, Мюссе, особенно на первом этапе их творчества, обнаруживает значительное влияние классицизма. Это влияние достаточно основательно исследовано, однако в формировании романтической поэзии не менее значительную роль сыграла до сих пор малоизученная поэзия конца XVIII века. Это богемная, "пьянящая" лирика Эшуара Ле Брена, автора очень известной в 1790 годы оды на гибель военного корабля "Мститель", аристократическая интимность стихов Жака Делиля, идиллический экзотизм поэзии Парни, куртуазная элегичность лирики Мильвуа и, конечно, рефлективность эпической поэзии Андре Шенье.

Наконец, романтический театр утвердился во Франции через почти десятилетие - точнее в 1829 году. В связи с фактической неизученностью французской драматургии позднего классицизма может создаться впечатление, что после Бомарше до вступления в литературу Дюма, Гюго и Мериме во Франции не было драмы, заслуживающей внимания исследователей. На самом же деле эпоха, предшествующая рождению романтической драмы, была наполнена сложной борьбой эстетических принципов, направлений, школ и влияний.

После 1789 года театр продолжал играть важную роль в жизни страны. Лидеры Революции - от Мирабо до Робеспьера - понимали значение торжественных массовых представлений для поддержания национального духа и не жалели денег на их проведение. Они покровительствовали и созданию новых частных театров. Так, декретом от 13 января 1791 г. любому гражданину разрешалось открыть театр, достаточно было лишь сообщить об этом в муниципалитет. За последнее десятилетие XVIII века только в Париже было открыто около 30 театров, многие из которых просуществовали недолго, но некоторые из них составили серьезную конкуренцию субсидируемым государством престижным театрам (Одеону и Комеди Франсез). Многие из пьес, написанных известными писателями эпохи и сыгранных прекрасными актерами, пользовались большой популярностью и не могли не оказать значительного влияния на формирование романтического театра.

Покровительство властей, обилие театров и интерес зрителей не могли не способствовать развитию драматического жанра, в котором мы выделяем три основных направления. Это позднеклассицистическая трагедия и комедия, мелодрама и историческая драма, по традиции той эпохи называемая "исторические сцены".

Позднеклассицистическая трагедия и комедия традиционно преобладали в театрах Одеон и Комеди Франсез. Трагедия сохраняла нормативность, т. е. архитектоничность композиции, единства времени и места, абстрагирование от содержания (т. е. деление любого материала на пять актов, строгое соблюдение мест завязки, кульминации и развязки, замкнутую целостность сюжета, исчерпываемого в рамках данного произведения).

В поддержании интереса к трагедии большую роль играло парижское "Общество знатоков", где обсуждались новые произведения и постановки, создавалось и даже диктовалось мнение критики. Идейным главой этого общества был драматург и литературный критик Гримо де Ла Реньер, который резко выступал против посягательств на театральные традиции, открыто высказывал презрение к авторам, увлекающимся мелодрамой, и зрителям, "глухим к величию Корнеля и зевающим от стихов Расина". Наиболее интересными авторами трагедий конца XVIII века являются Ж. -Ф. Дюси, известный в свое время настолько, что занял кресло Вольтера во Французской Академии, Суме и Пиша - авторы известных в те годы трагедий "Клитемнестра" и "Леонид".

Дюси был первым из французских авторов, кто обратился к шекспировским пьесам. С 1769 по 1792 годы он "переписал" пять трагедий Шекспира ("Гамлет", "Ромео и Джульетта", "Король Лир", "Макбет" и "Отелло"), переделав их в духе классицизма, т. е. изложил шекспировский текст александрийским стихом, ввел единства времени, места и действия, убрал фантастический элемент (тень отца Гамлета, ведьм из "Макбета"), и благодаря этим "поправкам" цитадель классицизма - Комеди Франсез - впервые приняла Шекспира к постановкам, большой успех которых был обусловлен в значительной степени блистательной игрой Тальма.

Вообще роль талантливых актеров в успехе трагедий трудно переоценить, а на рубеже веков их оказалась целая плеяда - м-ль Дюшенуа (которая давала молодому Стендалю уроки дикции), м-ль Рокур, фаворитка Наполеона м-ль Жорж и, конечно, великий Тальма, которого де Сталь считала образцом дерзости и такта, естественности и достоинства.

Развитию трагедии в самом начале XIX века покровительствовал сам первый консул, считавший, что трагедия согревает душу и воспитывает героев. Он распорядился, чтобы Театр Франсе раз в неделю ставил новую трагедию дополнительно к имеющимся в репертуаре. Став императором, Наполеон лично заказал драматургу Рейнуару трагедию о преимуществах правления Карла Великого по сравнению с "тиранами" Меровингами.

Из авторов комедий можно отметить подражателя мольеровским пьесам Паризьена Пикара. Его комедии "Жалкий и ползающий" и "Дюокур", построенные по образцу "Тартюфа", что подтверждает сходство главных героев, - могут быть охарактеризованы как "комедии нравов".

Трагедии и комедии конца XVIII века, хоть и сохраняли нормативность классицистической эстетики, но были уже наполнены новым содержанием, отвечавшим вкусам новой публики, более демократичной и менее образованной, ожидавшей от трагедии более сильных эмоций, отражавших перипетии переживаемой бурной эпохи.

Второе направление в развитии французской драмы рубежа веков возникло в русле сформировавшегося в соответствии со вкусами эпохи и распространившегося в эпоху Реставрации так называемого "экзотерического" (exоterikos - внешний, годный для непосвященных) искусства ("бульварный" роман, фельетон, водевиль, мелодрама), создаваемого для уставшей от политических катаклизмов, неискушенной, хотя и грамотной публики. Разбогатевшие лакеи, лавочники, торговцы приходили вечером в театр получить на заработанные за день полпистоля массу катастроф, пожаров и похищений.

Сама жизнь Франции в эпоху Революции и Империи напоминала кровавую драму, наполненную битвами, эшафотами, темницами и порохом. Порожденное временем, экзотерическое искусство имеет свои эстетические принципы, это, с одной стороны, упрощение действительности и характеров, приводящее к созданию клише, с другой - усложнение и запутывание интриги путем увеличения роли случайностей. Несмотря на общепринятое снисходительное отношение к этому искусству, нельзя отрицать огромную популярность "хорошо сделанных пьес" (piece bien faite) Эжена Скриба и, несомненно, талантливых мелодрам Гильбера де Пиксерекура.

Отец жанра мелодрамы, автор более 100 пьес, Пиксерекур хвастался, что пишет для тех, кто не умеет читать. Его вступление в литературу, сразу ознаменованное бурным успехом, связано с переложением для сцены двух "черных" романов Дюкре-Дюминиля "Виктор, или Дитя леса" и "Селина, или Дитя тайны". В оригинальных своих пьесах он выводит почти одинаковую систему образов: тиран или предатель, способный на самые страшные преступления, преследуемая и страдающая от разлуки с любимым женщина, благородный герой, поборник справедливости, и комической персонаж, разряжающий общую напряженность мелодрамы. Прекрасно чувствующий настроение зрителя автор делит пьесы на три акта: любовь, несчастья, победа добродетели. В первом акте зритель должен полюбить героев, во втором - с замиранием сердца следить за великим множеством преследующих их всевозможных напастей и, наконец, в третьем акте с облегчением убедиться в благополучной развязке запутанного сюжета.

Лучшие мелодрамы Пиксерекура написаны на исторические сюжеты - "Христофор Колумб", "Карл Смелый, или Битва при Нанси", "Замок Лох-Левен, или Побег Марии Стюарт", "Вильгельм Телль" и др. Средневековая тематика, вольное обращение с историческими фактами, свободное, не скованное правилами воображение, загадочные персонажи пьес Пиксерекура явно подготавливают художественную систему романтической драмы.

Принцип построения пиксерекуровских мелодрам, основанный на идентификации протагониста со зрителем, был несколько видоизменен другим талантливым драматургом - Эженом Скрибом. Композиция его пьес представляет собой так называемый "каскад", т. е. состоит из нанизанных эпизодов, развивающихся по мере нарастания драматического напряжения и неожиданно разрешающихся благополучной развязкой. При этом сохраняется деление на три акта, так построены его "Бертран и Ратон, или Искусство заговора", "Товарищество, или Лестница славы", "Стакан воды, или Причины и следствия", "Пуф, или Ложь и истина", "Адриенна Лекуврер" и др.

Под влиянием Пиксерекура и Скриба во Франции было создано огромное количество мелодрам, причем если проследить эволюцию жанра, можно обнаружить его развитие в двух направлениях: первое - это "романтизация" мелодрамы, т. е. процесс формирования "романтической трагедии", когда счастливые развязки, характерные для первых образцов жанра сменяются в 1810-x годах "ужасными" развязками, с гибелью положительных персонажей. Второе направление связано с влиянием Шекспира на французскую драматургию начала XIX века. В соответствии со вкусами эпохи пьесы великого англичанина переделывались в духе мелодрамы. Так, в 1780-х годах были очень популярны пьесы Л. -С. Мерсье "Веронские гробницы" и "Старик и его три дочери". Отметим, что в отличие от Дюси и его последователей, которые, "исправляя" сюжеты шекспировских трагедий, оставляли их названия, Мерсье тактично их изменяет. В пьесах Мерсье Ромео и Джульетта не умирают, их родители раскаиваются и мирятся, старшие дочери Лира также раскаиваются, и отец их прощает. Мелодраматизация шекспировских сюжетов была настолько популярна, что даже Дюси ей отдал дань, не убив Отелло и Дездемону: в финале пьесы все разъясняется, супруги изгоняют Яго, и клянутся друг другу в вечной любви.

Наконец, третье направление - наиболее продуктивное для развития французского романтического театра XIX века - представлено исторической драмой Арно, Рейнуара, Лемерсье и, конечно, Мари- Жозефа Шенье.

Антуан Арно (1766-1834) дебютировал трагедиями ("Лукреция", "Цинциннат"), но успех ему принесла его историческая драма "Бланш и Монкассен, или Венецианцы", написанная в Венеции, куда он был отправлен Наполеоном в качестве губернатора. Драма написана прозой, в ней очевиден уже "местный колорит", акцент смещен с исторического события на судьбу личности, главный герой Монкассен своим неизвестным происхождением и благородством поступков и помыслов предвосхищает образы Эрнани и Антони (в драмах "Эрнани" Гюго и "Антони" Дюма).

Не менее громкий успех выпал на долю пьесы Франсуа Рейнуара (1761-1836) "Тамплиеры", в которой автор, сохранив все классицистические требования (единства, александрийский стих, корнелевский пафос), сумел остаться верным исторической правде, воссоздать живую картину французского Cредневековья с изысканностью, присущей лирике трубадуров.

Непомюсен Лемерсье (1771-1840), более смелый, чем его современники, отошел от классицистической эстетики в своих пьесах "Кловис", Карл Великий", "Ришелье" и, особенно, в популярной драме "Пинто" о восстании португальцев против Испании. В предисловии к "Пинто" он признавался, что хотел создать персонажей, которые действуют и разговаривают на сцене как в жизни, поэтому драма написана прозой, а перипетии сюжета объяснял тем, что политические интриги способны побудить самых благородных людей к низменным поступкам. Образ главного героя - Пинто - человека из народа, одновременно полулакея и преданного друга герцога Берганца, умного советчика, философа и влюбленного, меланхоличного и волевого, предвосхищает образ Рюи Блаза, и символично, что Гюго займет в Академии кресло Лемерсье.

Наиболее яркое воплощение историческая драма нашла в творчестве Мари-Жозефа Шенье (1764-1811). Этот поэт Революции вошел в историю литературы как автор нашумевшей драмы "Карл IX, или Школа королей". Шенье вольно обращается с историческими фактами, ища в них исключительно нужные для сюжета характеры, допуская при этом явный анахронизм. Карл IX явно похож на Людовика XVI, Мишель де л"Опиталь - на Неккера, Колиньи - на Лафайета. Его "философская" трагедия была рассчитана не только на восприятие интеллигенцией, неискушенный зритель был потрясен обилием на сцене костров, драк, эффектных трюков. Шенье смело убирает обязательную любовную интригу, считая, что главное в трагедии - воплощение идеалов Свободы, и только в этом случае она перестает быть спектаклем для мещаночек и лакеев. Славу Шенье подтвердили его дальнейшие пьесы "Генрих VIII", "Жан Калас", "Гай Гракх" и, особенно, драмы "Фенелон" (в которой выведен образ великодушного прелата, напоминающего Мириеля из "Отверженных") и "Тимолеон", призывающий к свержению тиранов.

В развитии исторической драмы вновь обнаруживается влияние Шекспира, его исторических хроник, принципа соединения истории и трагедии. Французским драматургам это сочетание очень импонировало, т. к. "недостаток истории заключается в ее холодности, а недостаток трагедии - в сведению ее к одному моменту" . 1 Романтики особенно ценили в "хрониках" обращение к исключительной, неоднозначной личности, открытость композиции, расширение конфликта до масштабов Мира, Вселенной.

Таким образом, развитие драмы во Франции в конце XVIII- начале XIX веков шло в трех разных направлениях, которые свидетельствуют о сложности и напряженности поисков новых драматических форм, предвосхищавших основные тенденции романтического театра и оказавших несомненное влияние на его формирование.

1 Левро Л. Драма и трагедия во Франции. -П. -М.,1919,с. 52