Баба даг крым. Мангуп-Кале в Крыму: как добраться до города и что посмотреть? Дворец Князей Феодоро

Крым всегда привлекал многих людей не только своим мягким климатом. Любители археологии и истории приезжают сюда со всего мира, чтобы увидеть удивительные остатки древних цивилизаций. Здесь, на небольшом полуострове, сосредоточено большое количество различных замков, которые представляют собой культурную и историческую ценность. Мангуп-Кале является одним из них и считается древним пещерным городом. Он представляет собой крепость с большим количеством ходов и катакомб.

Краткая история Мангуп-Кале

Первые сведения о данном поседении датированы 3 веком. На этой территории жили скифы и сарматы. Однако они не возводили никаких фортификационных сооружений. Впервые построили стены для защиты населенного пункта только в 6 веке, а укрепление называлось Дорос. В конце 7 века Дорос захватывают хазары, но уже в 787 году его отбивают повстанцы. В качестве назидания высылается карательный отряд, который штурмом берет крепость и уничтожает ее до основания. С 9 по 14 век крепостью владеет могущественное на то время княжество Феодоро. Именно этот период наименее изучен археологами.

Название Мангуп-Кале дословно переводится, как крепость на горе. Действительно, ее соорудили на горе Баба-Даг. В силу своего положения она считалась неприступной, однако различные народы неоднократно доказывали обратное. Интересно, что именно каменное строение появилось на этом месте на рубеже 14-15 веков. Со временем Мангуп-Кале стал настоящим подземным городом, где мирно жили представители различных народов. Здесь были развиты рыболовство, сельское хозяйство и некоторые ремесла.

Стоит отметить, что каждый народ. Который владел этой крепостью, ухаживал за ней и отдавал ей должное внимание, сооружая новые укрепления. Это было необходимо ввиду выгодного стратегического положения форта. Но после того, как Российская Империя выбила турок с полуострова, Мангуп-Кале стал потихоньку ветшать, так как крепости не реконструировали и не укрепляли.

Во время наступления немецко-фашистских захватчиков на Севастополь, данное укрепление было выбрано Манштейном в качестве основного наблюдательного пункта. Действительно, с него удобно просматривать вдаль на много километров.

Роль озера на развитие города

Близ Мангуп-Кале располагается озеро Мангупе. Оно сыграло важную роль в развитие поседения. Именно благодаря нему оно начало разрастаться, так как местные жители активно занимались рыболовством и сельским хозяйством. Озеро имело стратегическое значение для подземного города.

Сегодня данное озеро стало водохранилищем, которое затопило некоторые свидетельства древних поседений. Это отличное место для туристов, которое оборудовано шезлонгами и имеет развитую инфраструктуру.

Именно с воды лучше всего можно увидеть скальные выступы, которые окружают древнее поселение Мангуп-Кале.

Пещерный город сегодня

Сегодня Мангуп-Кале представляет собой множество руин. Поднимаясь к нему, можно понять, почему так сложно было захватить это поседение. Оно не только находится на горе, но и во время подъема захватчиков окутывает туман, дезориентируя их.

Археологи утверждают, что протяженность укреплений составляла 1,5 километра, а с учетом естественных преград она увеличивается до 7 километров. Единственные ворота в крепость защищала трехэтажная башня, с которой можно было увидеть вражескую армию заранее и подготовиться к обороне.

На территории был княжеский дворец, который стоял здесь до 1425 года, а в последствии был разрушен почти до основания. Отличительной его особенностью было наличие стен, которые выходили за пределы форта-города и служили дополнительным устрашением для потенциального врага.

Почему Мангуп-Кале называется пещерный город

Действительно, это город, который состоит из множества искусственно созданных пещер. Гора служила естественным укрытием для многих народов в течение долгого времени. Снаружи она чем-то напоминает муравейник, так как кое-где имеются своеобразные окна.

Большое количество подземных ходов может запутать многих, кто впервые оказался в этом месте. Поэтому, чтобы не заблудиться, лучше ходить с гидом. Хотя, сегодня везде стоят указатели, которые тоже помогут выйти из города-форта.

Интересно, что на территории города существуют различные постройки, свидетельствующие о его былом величии и есть кладбище, которое насчитывает более тысячи захоронений. Большинство из них принадлежат евреям. Это связано с законом о черте оседлости, согласно которому представителям этой нации нельзя было жить везде в Российской Империи. Однако после отмены этого закона евреи начали активно покидать город и переезжали ближе к столице.

Как добраться до Мангуп-Кале

Доехать можно наличном автомобиле и общественном транспорте. Так, если использовать автобусы, но можно легко доехать из Бахчисарая на автобусе, который едет до Залесного. Необходимо выйти на остановке Ходжа-Сала.

Если ехать из Севастополя, Балаклавы и других городов, то лучше делать это с пересадкой в Бахчисарае. Есть и прямые автобусы, однако интервал движения у них довольно большой, поэтому придется потратить много времени на ожидание. Задержавшись в Мангуп-Кале, можно арендовать комнату и переночевать здесь. Таким образом, каждый сможет увидеть этот удивительный город при заходе солнца, что является действительно удивительным зрелищем.

Если ехать на машине, то нужно придерживаться Ялтинского шоссе, если маршрут начинается из Севастополя. Около поселка Терновка надо будет повернуть, а достигнув этого населенного пункта, найти пещерный город не составит проблем. Также можно ехать через Балаклаву с заездом в Терновку.

Посещение Мангуп-кале возможно с 9.00 до 16.00. существуют различные экскурсии, но можно прийти и одному, чтобы заснять все интересующее и сфокусировать внимание на особо интересных местах. Стоимость входного билета 100 рублей для взрослого и 50 рублей для ребенка. Дополнительные услуги оплачиваются отдельно.

Мангуп расположен в юго-западной части предгорья Крымских гор недалеко от Бахчисарая. Общая площадь плато, на которой находится Мангуп-Кале, – около 90 гектар, абсолютная высота составляет 583,7 метров над уровнем моря. С трех сторон плато окружено вертикальными обрывами высотой до 60 метров, северный склон прорезан тремя ущельями. Мангуп-Кале – самый крупный «пещерный город» Крыма. Заселение плато началось около пяти тысяч лет назад. Первое оседлое поселение появляется здесь во второй половине третьего века нашей эры. С тех пор Мангуп был домом для разных народов Крымского полуострова, от готов и алан до караимов и турок. И он до сих пор хранит множество тайн и загадок. Информационно-туристический портал «Крым-Инфо» предлагает ознакомиться с интересной и познавательной статьей Н. Дрёмовой, опубликованной в журнале «Полуостров сокровищ», а также собственными фотографиями, сделанными в октябре 2016 года.

Миллионы лет назад на месте Мангупа существовал целый горный известняковый массив, но сохранился только один останец, над которым продолжают «трудиться» ветер и время. В Средние века природа окружающей местности была сильно изменена человеком: лес полностью вырубили, добыча камня для строительства производилась непосредственно на плато; в итоге была выбрана почти вся толща инкерманских известняков. Многочисленных путешественников, побывавших на Мангупе и оставивших описание крепости, геология интересовала в меньшей степени, чем, например, удачное для обороны положение. К примеру, турецкий странник Эвлия Челеби, проезжавший здесь в XVII веке, так делился своими впечатлениями: «Это высокая крепость, расположенная на вытянувшейся к небу белой скале. Окружность скал, на которых находится крепость, составляет 20 тысяч шагов. Это ровный луг и приятная поверхность, а со всех сторон этой горы на тысячи аршинов – ущелья, как адские колодцы. Она похожа на какой–то гриб, с тонкой ножкой и широкой поверхностью, на которой находится поле. Подойти к этой крепости невозможно, только со стороны ворот». Челеби побывал в живом городе, Мангуп тогда населяли татары, турки и караимы, зарабатывавшие на жизнь выделкой шкур – «...в Крыму знаменита телячья кожа с Мангупа». Упоминал он и о том, что многочисленные пещеры внутри и снаружи цитадели используются как склады. Путеводитель Марии Сосногоровой, изданный в конце XIX века, описывает уже руины, опустевшие улицы, тающую с каждым годом тень присутствия человека: «Тут недавно еще видны были следы христианской церкви, татарской мечети и караимской синагоги, но теперь трудно отыскать их развалины. Внимательно всматриваясь в груды мусора, образовавшиеся из прежних зданий, можно, однако, и теперь распознать, где стояли дома и как шли некоторые улицы. На каменном грунте заметны углубленные колеи, выбитые колесами. От прежних садов уцелели в двух местах кусты сирени; а в конце прошлого столетия Паллас еще видел здесь одичалые маслины и груши». Лет десять назад в мертвом городе снова объявились люди. СМИ тогда с упоением писали о современных пещерных жителях, которые удобствам цивилизации и суетному миру предпочли величественность Мангупа и единение с природой. Публика здесь, которую называли «индейцами», действительно подобралась разношерстная: встречались «идейные» философы, но все больше бомжи, наркоманы, алкоголики. Случалось, милиция отыскивала тут преступников, скрывающихся от правосудия. В одной из пещер у бывшей москвички, а затем «мангупчанки» Яны появился на свет мальчик. Ребенок рос как настоящий Маугли, бегал зимой и летом голышом, мать уверяла, что закаливание идет только на пользу малышу. Житье-бытье на Мангупе этих новых троглодитов, по собственному вкусу обустраивавших пещеры памятника истории и археологии, в конце концов закончилось – после масштабной милицейской облавы, во время которой выловили одиночек и вычистили местную «коммуну». С тех пор на плато и повывелись «индейцы» – впрочем, возможно, какая–то небольшая рассеянная популяция и обитает там летом.

У Мангупа среди всех крымских древностей одна из самых необычных летописей исследования. Собственно, раскопки (очень скромные) здесь впервые были проведены только в середине XIX века. До этого описания крепости изобиловали предположениями: строительство оборонительных стенприписывали то готам, то генуэзцам, рукотворные пещеры – таврам и скифам. К началу прошлого века памятник считался уже хорошо изученным. В довоенное время Мангуп своим вниманием археологи особо не баловали. Правда, в период Великой Отечественной, когда в Крым вошли немецкие войска, не в самое подходящее время для научных изысканий – в июле 1942 года, здесь снова появились люди с кирками и лопатами. Но эти раскопки были частью политики: археологам поставили цель собрать материал о германских племенах, некогда проживавших на полуострове. Те должны были подкрепить теорию о «неотъемлемых правах» оккупантов на Крым. Заказ участники научно–исследовательского похода выполнили и даже перевыполнили, назвав ряд крымских крепостей разного времени готскими. Специальная экспедиция нацистов изучала древний город. «Во время войны немцы водили на Мангуп экскурсии, у них было даже экскурсбюро в Бахчисарае, – рассказывает крымский краевед Павел Хорошко. – И еще там находился наблюдательный пункт: отсюда замечательно просматривались окрестности». На «хорошо изученный» Мангуп в 1967 году экспедиция под руководством известного археолога, исследователя Юго–Западного Крыма Евгения Веймарна выехала в поисках доказательств того, что памятник этот поздний, не ровня раннесредневековому средоточию экономики и культуры Эски-Кермену. Предполагалось, что именно Эски-Кермен был тем самым Доросом, столицей Готии. По словам ученого Александра Герцена, мнение о «второстепенности» Мангупа было выработано еще в 20-30-х годах прошлого века, пусть и не все ученые его разделяли. Существовала еще и гипотеза о том, что пещерные города были цепью византийских укреплений. Но против нее была сама логика: не все города были укреплены и имели стратегическое значение, и относятся они к разному времени. В общем, экспедиция 1967 года показала, что точку в исследовании Мангупа ставить рано. И сейчас, четверть века спустя, Александр Герцен, продолжающий все это время раскопки в древней крепости, уверен, что о Мангупе предстоит узнать еще много нового.

До того, как Мангуп принялись планомерно изучать, считалось, что эпоха его основания – примерно X-XI века. Но выяснилось, что люди облюбовали плато на добрых шесть столетий раньше. Вряд ли «романтики пещерной жизни» осознают, каким тяжелым было существование людей в раннем средневековье. До «преклонного» тридцатилетнего возраста доживала примерно пятая часть обитателей Мангупа. В то время, когда в экспедиции работали два молодых врача, стоматолог и судмедэксперт, была частично воссоздана «история болезней» местного населения. Ведь все невзгоды, которые приходится переживать человеку, оставляют след на его костях и зубах. Например, по ним можно узнать, как часто и в каком возрасте он голодал, какой пищей питался, чего не хватало в рационе. И останки жителей Мангупа рассказали о том, что мясо было на их столе редким гостем, что не раз приходилось туже затягивать пояса, что часто страдали они от зубной боли, и некому было ее облегчить. Кариес настолько поражал зубы, что они просто сгнивали во рту; следов удаления больных зубов не было – значит местные знахари стоматологией не занимались. Болезни сердца, ревматизм, артрит, туберкулез – это далеко не полный перечень недугов древних жителей Мангупа. Некоторые останки носили следы давних травм, которые здесь, видимо, не умели лечить: сломанные руки и ноги не вправляли, если пострадавший не умирал от заражения, то всю оставшуюся жизнь он мучился от боли в неправильно сросшейся конечности. Кости мужчин сохранили следы ранений от топоров, копий. Пожалуй, хуже жизни средневекового обитателя Мангупа было только существование женщин – они имели еще меньше шансов дожить до «преклонных» тридцати лет. Представительницы слабого пола умирали от болезней, вызванных образом жизни и тяжелой работой, питались скудно, во множестве гибли при родах.

Во второй половине VI века на Мангупе разворачивается строительство огромной византийской крепости. То, что она самая большая в Крыму (без малого квадратный километр) видят туристы: остатки башен и стен. И непонятно было: зачем же подпускать врага так близко? Но, оказывается, оборонительные стены были вынесены далеко вперед, они делали все плато неприступным, существовала целая система защитных сооружений. Населяли тогда плато, сердце той самой Готии – страны Дори, готы и аланы, союзники Византийской империи. Два века спустя город был захвачен хазарами, И Крым вошел в состав Хазарского каганата – о чем упоминается в «Житие Ионаа Готского». Позже хазар вытеснили византийцы, и Мангуп стал частью великой империи. A X-XI века, которые когда-то считались временем основания города, оказались периодом запустения. Тогда люди ушли с Мангупа, и почти четыре столетия он оставался мертвым городом. «Можно строить самые разные предположения, почему крепость оказалась покинутой, но причиной могла стать сейсмическая катастрофа, – считает Александр Герцен. – И, видимо, средств на восстановление Мангупа на тот момент не было». Но три века спустя люди снова сюда вернулись.

Княжество Феодоро, включавшее Юго-Западное нагорье и Южный берег от Ласпи до Алушты – это отдельная глава в истории Мангупа. Время основания княжества остается предметом научных дискуссий, достоверные известия о его существовании относятся к середине XIV века. Наиболее раннее из дошедших до нас описаний крепости принадлежит иеромонаху Матфею, побывавшему в Крыму в 1395 году. Свои впечатления он изложил в поэме. Обозревать ему пришлось полуразрушенный город, переживший нашествие кочевников. «Я могу поведать тебе о моих утратах, войнах, ужасах, битвах; о народах, осаждавших меня семь лет... набегах, засадах, ржании лошадей; а внутри вопли и жалобы людей, терпящих девятый год осаду, лишенных пищи. Они так страдали от мук голода, что поедали ослов, собак и кошек. Я мог бы рассказать тебе, как под тяжестью жалоб они сдали меня», – так от имени самого города рассказывал Матфей о событиях в столице Феодоро. Пока история княжеских династий, правивших Феодоро, для историков состоит из фрагментов с огромными пробелами. Популярна гипотеза о том, что первыми правителями были представители византийского рода Гаврасов. В одной из родословных записей русских князей Головиных упоминается князь Стефан Васильевич, приехавший с сыном в Москву в конце XIV века «из вотчины Судака, да из Кафы, да из Мангупа». Сказать, что в те времена княжество было процветающим – справедливо: в культурном слое того времени обнаружили немало предметов, рассказывающих, что выращивали феодориты и какими ремеслами они занимались. На Мангупе сохранились остатки княжеского дворца, построенного в XV веке. Сооружение было двухэтажным, с башней, обширным двором, из которого широкая лестница вела на второй этаж. Внутренний двор украшали колонны в греческом стиле. Дворец сопротивлялся туркам, как небольшая крепость. После штурма он, скорей всего, некоторое время служил новым хозяевам, но вскоре был заброшен. Пало княжество Феодоро в 1475 году под ударами турецкой армии, и с этого времени крепость стала владением османов. Мангуп был единственной крепостью, которая оказала невероятное сопротивление захватчикам: осада города началась в июле и длилась полгода. Жители крепости не сдались, даже когда туркам удалось прорваться через внешнюю стену. Защитники организовали прямо в цитадели кузницу, в которой изготовляли оружие. Через полгода оккупанты поняли, что крепость штурмом не взять. Турецкий военачальник стал отводить свои войска, но оставил в заса де отряд янычар. Жители города, увидев, что основные силы отступают, совершили вылазку, но воины из засады сумели прорваться в незапертые ворота и занять крепость. Турки перестроили укрепление, назвав его Мангуп-Кале (крепость Мангуп), и почти три столетия город был центром кадылыка (административно–территориальной единицы Османского государства), в состав которого входило 150 деревень. В 1774 году цитадель покинул турецкий гарнизон, а в 1792 году Мангуп оставили и его последние обитатели – община караимов.

«Основание Мангупа, судя по преданию стариков, положено какими-то женщинами, мужья которых выступили на воинственный промысел в отдаленные богатейшие страны света. Женщины эти поселились на самой вершине Баба-Кая, а рабов своих разместили в пещерах, остужающих эту возвышенность. Долго они проводили жизнь свою прилично женщинам, разлученным с мужьями, и строго обращались с рабами», – так начинается одна из мангупских легенд из «Универсального описания Крыма» Василия Кондараки 1875 года. История о бунте невольников, покусившихся на замужних дам, имеет оптимистичный для того времени хэппи-энд: вернулись храбрые мужчины-завоеватели, рабов наказали, «изменниц» истребили, и «от крови их повыростали те которых ныне собираются здесь в громадном количестве для окраски сафьянов». Классической можно считать старую легенду о дочери мангупского бея, которую пришел сватать чужестранный богатырь. Получив отказ, воин победил выставленных против него солдат, разнес часть крепости, добился, чтобы вывели к нему красавицу. Но нашел ее тщедушной, невзрачной и... жениться передумал. Павел Хорошко приводит легенду, которой любят развлекать нынешних туристов экскурсоводы – о карстовой пещере Скыр-Коба, расположенной недалеко от южного монастыря. Это рассказ о юноше, который копил деньги для женитьбы. Нашел невесту, организовал пир, нанял музыкантов и пошел в пещеру, чтобы принести драгоценности, подготовленные в подарок невесте, но обратно не вернулся. Девушка пошла искать жениха и тоже сгинула. А в пещере якобы бродит ее зрак – нет-нет, да слышат звон украшений невесты. Легенда о храбром казаке, открывшем ненадолго жадному турку сокровища Мангупа – одна из самых ранних, где упоминаются клады крепости. Потом была вереница народных сказаний о сундуках с золотом и серебром. Легенды о мангупских кладах привлекали на плато множество народа из отдаленных мест. Балаклавские греки приезжали сюда на поиски сокровищ и даже развалили одну из башен крепости. А если расспросить жителей Бахчисарайского района – многие будут клясться, что их отцы и деды чуть ли не своими глазами видели, как с Мангупа на двух полуторках вывозили золото. Впрочем, экспедиции клады находили – и драгоценности, спрятанные горожанами под стенами, и комплекты богатой конской упряжи. Но в глазах ученых ценнее всего золота – это открытие печей, в которых производилась черепица для Мангупа и окрестных городов. Или припрятанный неведомым работягой полный набор инструментов для обработки камня, а также орудия труда кузнеца и камень с надписью.

Темными ночами, особенно когда Мангуп окутывают туманы, на плато слышится детский плач. И тогда перед заплутавшим туристом из ниоткуда возникает полупрозрачная фигура ребенка в богатых одеждах – это мангупский мальчик, призрак последнего принца княжества Феодоро. Он может вывести потерявшего дорогу к людям, а может, напротив, загнать к отвесному обрыву... Вам еще не страшно? А как же свидетельства тех, кто «ощущал совсем рядом присутствие привидения», или ссылки на некие отчеты крымских спасателей о заблудившихся на плато туристах, которых якобы потом находили в состоянии тяжелейшего нервного потрясения? Ну, тогда самое время узнать правду о мангупском мальчике... С 1977 года по начало 1990-х Мангупская археологическая экспедиция получала для работы солидное подкрепление из групп учащихся Севастопольского ПТУ № 3. Годы, когда приезжало самое большое количество таких помощников, были «золотым веком благоустройства». На ПТУ тогда государство и шефы-предприятия тратились щедро, на раскопки приезжали даже со столами для пинг-понга, не говоря о роскошных палатках и кухонном оборудовании. Копали будущие трудовые кадры всего по 4 часа в день, а остальное время проводили в развлечениях: от походов до военных игр. И руководил группой мастер производственного обучения Лев Шерешев – нумизмат, поэт, творческий человек. «Однажды утром выхожу будить лагерь и застаю Льва у костра, – вспоминает Александр Герцен. – Говорит, что вот все думаю, как обормотов своих развлечь, и сочинил легенду, которая может стать основой игры, создать какой–то мистический ореол, даже немного припугнуть... И рассказал мне о мангупском мальчике, последнем наследнике погибающего княжества, которого враги загнали в пещеру, а скала расступилась и поглотила его». Легенда оказалась настолько живучей, что очевидцы, своими глазами видевшие мальчика, не переводятся по сей день. Помните пушкинскую строчку: «Нам не дано предугадать, чем слово наше отзовется»? Экскурсоводы порой уверяют, что на Мангупе находился женский монастырь. И аргументируют они это тем, что рядом Женский источник – не зря же его так века тому назад прозвали? Еще пару лет, немного фантазии – и к этому самому источнику можно водить туристок, желающих с помощью волшебной «женской» воды сохранить молодость и красоту... «В 1973 году мы вывезли на летнюю археологическую практику на Мангуп огромное количество народа, 75 человек – весь первый курс, – вспоминает Александр Герцен. – Зашла речь о том, где удобнее всего совершать гигиенические процедуры. Решили, что девушки будут ходить к ближайшему источнику, в балке Табана-Дере, а мальчики – к тому, что подальше, в другой стороне, в Гамам-Дере. Оттуда и пошло: «женский источник», «мужской источник». Обожают Мангуп и всевозможные космические контактеры, а также охотники за потусторонними сущностями. В 1986 году Александр Герцен в одно прекрасное утро, высунувшись из палатки, наблюдал почти библейское зрелище: по плато шествовала вереница одетых в какие–то балахоны беременных женщин – как в народе говорят, на сносях. Вел их мужчина, сообщивший удивленному археологу, что здесь, в балке Табана-Дере, находится уникальная купель, в которой крестили детей мангупской знати. И если женщина родит в этой купели (в моде тогда были роды в воде), то ребенок станет необычайно одаренным. Огромное корыто в балке действительно было: поилка для бычков, которых колхоз в зимнее время выгонял на Мангуп. Позже Герцену показывали газету с фотографией будущих мам у чудо-купели... Рожали-то они у подножия плато, куда и воду привезли в резервуарах, но в газете сделали упор на чудо. Так что у членов экспедиции были основания опасаться, что однажды они обнаружат в хозяйственном корыте экзальтированную роженицу.

Нашествия экстрасенсов на Мангуп случаются регулярно, с такой же частотой, как и стихийные явления. Одни ловят энергетические шары, якобы выпивающие позитивные эмоции – и даже показывают снимки с ними (впрочем, приземленные физики утверждают, что техника всего-навсего отображает известковую пыль). Другие полны желания помочь в установлении научной истины. Одна из таких групп коллективным разумом довольно удачно проникала в прошлое на Чуфут-Кале, более-менее точно датируя древние стены. Но дело-то в том, что памятник частично изучен и информацию о нем можно было почерпнуть из литературы или экскурсионных рассказов. Но решивший удостовериться в точности метода Александр Герцен завлек экстрасенсов на караимское кладбище, услышал, как каменные тумбы, поставленные Авраамом Фирковичем в середине XIX века, они причислили чуть ли не к античным изделиям – и решил, что на Мангупе эту методику использовать не стоит. Цитадель, остатки оборонительных стен, многочисленные пещеры (одну из них выдают за узилище, где содержали пленных), базилика, монастырь, каменные цистерны и зернохранилища – все это можно увидеть своими глазами. Прошлое Мангупа намного интереснее всех баек и легенд, которые были о нем выдуманы. Другое дело, что многие страницы его истории еще предстоит открывать, точнее, восстанавливать. Узнавать о том, как он рос и менялся, чем занимались люди, жившие там, какая иерархия существовала в обществе. Конечно, в феодальное время были на Мангупе свои «сливки общества»: к сожалению, могилы этих людей в большинстве своем были разграблены еще в древности. Хотя в 2005 году ученым посчастливилось исследовать нетронутое парное захоронение мужчины и женщины, чью одежду когда-то украшали богатые поясные наборы в золотоордынском стиле. Находили на Мангупе захоронения священников: по традиции им перед погребением закрывали лицо «воздухами» – тканью, вышитой золотой или серебряной канителью, и укладывали рядом некоторые предметы, свидетельствовавшие об их статусе. Один из пастырей даже оставил в наследство ученым клад из 111 серебряных монет, припрятанный в алтаре церкви. Судя по всему, это были не его личные накопления, а дар для церкви, потому что монеты явно были получены единовременно, как сегодня бы сказали, разовым траншем.

Мангуп – уникальный экскурсионный объект. Вы можете посетить одну из главных достопримечательностей Крыма в ходе тура , который мы организуем круглый год. Или совершить однодневную экскурсию к этому таинственному месту, приехав летом на отдых в . Тем же, кто только раздумывает над поездкой, рекомендуем посмотреть небольшой фильм об одной из самых главных загадок Мангупа, который называется



Страницы крымской истории будут неполными, если не упомянуть пещерный город Мангуп Кале. Когда-то это была роскошная и неприступная столица древнейшего княжества Феодоро.

Неприступная крепость заставляла с собой считаться отважных генуэзцев, турок, османов, которые, в конце концов, и сломили сопротивление. Но это было потом, а сначала был период расцвета, невероятного богатства и мастерства зодчих, сумевших покорить скальные породы и сделать их пригодными для жизни. Отправляясь в путешествие, обязательно посетите пещерный город Мангуп Кале, как добраться и что смотреть мы обязательно расскажем.

Где находится Мангуп Кале?

Невероятно притягательный Мангуп Кале – одно из самых популярных мест на полуострове. Ежегодно сюда приезжают тысячи туристов, чтобы осмотреть достопримечательность, остановиться на несколько дней, порыбачить, прокатиться на конях и как следует отдохнуть. Тут можно все, ведь Мангуп Кале – пещерный город, откуда не так просто уехать, он манит и затягивает своим покоем, тайнами и бодрит чувственной энергетикой, заставляя забыть все ненужное и напрасное.

Располагается пещерный город Мангуп на высоте 583 метров, недалеко от Бахчисарая. Ровное плато Баба-Даг, где и находится бастион, лежит в 20 км от города, добраться можно либо пройдя через береговую линию озера, затем минуя караимское кладбище, либо рядом с пещерным монастырем Благовещенским, который тоже стоит осмотреть.

Гора Мангуп

Упоминания о плато и горе встречаются в древних рукописях путешественников. Один из них был очарован красотой плато, природными богатствами местности написал, что гора Мангуп Кале – создание Аллаха, предназначенная для основания неприступной крепости. И сегодня каждый путешественник, приезжающий сюда, может сам убедиться в справедливости этих слов.

Дату образования горы точно никто не может назвать. Говорят, что прошли миллионы лет прежде, чем плато отделилось от массива гор и образовалась долина, а за нею плоскогорные равнины. Ущелья прорезали тело гор, а природа обтесала скальные массивы, вылепив из них четверку сильно выступающих мысов. Если подняться над плато на вертолете, то рисунок плоскогорья отчетливо напоминает четырехпалую лапу-ладонь.

Возможно, отсюда и пошли легенды о великане, который держал в страхе всю округу до тех пор, пока не провалился под землю, оставив на поверхности лишь свою развернутую ладонь. Но старики говорят, что это и не великан вовсе, а могучий зверь, до времени окаменевший под тяжестью людских жестокостей и придет срок – оживет чудовище, поднимется и начнет творить свой суд. И действительно, если взглянуть на плоскогорье чуть под углом, гора Мангуп Кале отчетливо напоминает огромного зверя, который лежит на боку.

Восточная окраина Мангупа называется Тешкли-Бурун (Дырявый мыс). Скалы испещрены отверстиями, через которые видно небо. Есть мыс Едли-Бурун (мыс Ветров) – тут постоянно перемещаются потоки воздуха, создавая интересные окустические эффекты, между двумя этими ущельями располагается Капу-Дере (овраг Ворот) с сохранившимися главными воротами крепости.

Самый интересный Чуфут-Чеарган-Бурун (мыс Вызова Иудеев). Почему он так называется, неизвестно, но именно третий мыс был местом поселения караимской общины. Не обошлось и без чудес – в гроте горы до сих пор жив родник с чистейшей водой! Ни один пещерный город Крыма не имеет подобной достопримечательности. Когда-то тут рядом, в ущелье Гамам-Дере (Банный овраг) была выстроена даже турецкая баня.

Завершает весь ансамбль огромный, мощный и крутой мыс Чамны-Бурун (Сосновый). Он густо порос лесом, спускающимся даже в овраг Табана-Дере (овраг Кожевников). Название не случайно, ведь выделка кож была одним из основных занятий караимов. Чуть ниже мыса виднеется вырубленная в скале ванна для замачивания кож. Возможно, место рядом с лесом было выбрано специально: кожи выделываются и дубятся с помощью сока растений и других природных ингредиентов, которые росли как раз у подножия сосновых стволов.

История пещерного города Мангуп Кале

Гора Мангуп Кале была заселена очень давно, археологи нашли тут уникальные предметы быта и орудия из камня диорита, возраст которых оценивается не менее 5 тысячелетий. Это плато заселялось людьми постоянно и обильно, видимо самые первые поселенцы и начали вырубать в скалах пещеры, чтобы охраниться от злого зверя и человека.

Так началась история Мангуп Кале. Пещерный город постепенно превратился в жилище тавров, от них остались многочисленные предметы быта, оружие и хозяйственные принадлежности. Потом началась эпоха переселения народов и на плато пришли готы-аланы. Воинствующие и непреклонные поселенцы нашли место особенно удобным и образовали многочисленные становища, села, укрупнившиеся к концу VII века.

А затем пещерный город Мангуп перешел под власть Рима и стал называться Дорос. Под этим именем поселение встречается в рукописях, отчетах и прочих документах, дошедших до наших дней. Недолго правили городом и окрестностями римляне, хазарское ханство в VIII веке буйствовало на полуострове и только на время город удалось отбить войскам Иоанна Готского. После этой несправедливости, на Мангуп были брошены все силы хазар и бастион пал, получив теперешнее называние Мангуп Кале.

Два столетия город развивался, рос и богател, пока в X веке Византийцы не обнаружили, что тут на стыке всех торговых путей располагается удобнейшая точка и не отвоевали Мангуп, сделав его столицей княжества Феодоро. Все сведения правдивы и подтверждены документальными упоминаниями и даже высечены на камне, отрытом археологами при раскопках большой Мангупской базилики.

Страшна и опасна была жизнь людей в городе: со всех сторон на укрепление поглядывали враги, набегами и разбоем пытаясь вернуть утраченные земли. Именно поэтому начали строители возводить каменные дома над скальными пещерами, и селение понемногу приобретало свой вид. Название «пещерный» ушло в прошлое, теперь это выглядело как неприступная крепость, взять набегом которую не удавалось очень долго.

Сегодня к осмотру доступно трехэтажное мощное строение, возможно бывшее местом жительства князей. По некоторым фрагментам можно догадаться о красоте фасада, изысканности декора и узорности украшениях, немного дальше есть остатки княжеской церкви уникальной восьмигранной планировки, больше таких в Крыму нигде нет. Дополняется ансамбль колодезной шахтой глубиной 24 метра, чтобы достать до источника пресной воды и дозорной башней. Мало что осталось от древнего Мангупа, но тому есть причины.

В конце мая 1475 года в Крым пришла беда в лице турко-османских войск. Знаменитые генуэзские крепости падали, как соломенные стебли: Алустон, Кафа, Чембало. Держался только Мангуп и не сдавался покорителям почти всей Европы с такими странами, как: Испания, Римская империя, Галлия, часть Азии.

Султанат был взбешен и принял решение победить Мангуп любыми силами и средствами. Пять атак несметного войска выдержал город, штурмовики откатывались от стен как мелкая галька. И только через полгода постоянной осады и с помощью военной хитрости удалось взять пещерный бастион. Когда воины ворвались в город, они обезумили: привыкнув к быстрым победам, турко-османы не терпели позора промедления и крушили все, убивая каждого на своем пути. Правда, оставили в живых маленького наследника князя из уважения к подвигу отца.

Так закончилась еще одна страница славного Мангупа. В память о боях остались пробоины в стенах многометровой толщины, укреплениях, подкопы и прочие сооружения. Когда в середине XV века плато облюбовали караимские общины, уже не было и слуха о набегах и славном прошлом города. Вплоть до XVIII века люди жили и укрепляли Мангуп, но вскоре Крым был присоединен к России и город опустел окончательно. Сегодня это развалины, оставшиеся от некогда величайшей столицы. Но до сих пор жив дух непокоренности и путешественники отчетливо ощущают повышенный эмоциональный накал здешних мест.

И не стоит отказываться от поездки, плоскогорье предлагает отменный отдых. Мангуп – это беседки, открытые ветрам и выполненные в изящном, насколько это возможно в скалах, стиле. Всем, кому не нравится безделье, предлагается отличный отдых на Мангупе. Прекрасные места сегодня также заселены и застроены. В селе Ходжа-Сала есть изумительная гостиница, базы отдыха. Магупское озеро полно рыбы и чистой воды, которая манит искупаться.

Есть возможность отправиться на экскурсию, поднявшись по Ванному или Кожевенному ущелью, проехать на лошадях или внедорожнике, тихо посидеть в беседке на Мангупе, послушать ветер, отведать вкуснейшей родниковой воды и постичь настоящую тишину, возможную только в Крыму. Кстати, озеро Мангуп Кале славится не только отменной рыбалкой, чистотой воды, но и лечебными свойствами. Вековые скальные породы накопили немало микроэлементов и полезных веществ и все это щедро дарят людям, приезжающим на отдых на Мангупе.

Как добраться?

Пещерный город Мангуп Кале на карте обозначен координатами: N 44.35397 E 33.48287, а если искать как добраться до Мангуп Кале, пригодится адрес: Бахчисарайский район, рядом с селом Ходжа-Сала. Тут до плато горы рукой подать. Вообще, место находится далековато от основных транспортных шоссе, поэтому авто не станет помехой. Если собрались своим ходом до Мангуп Кале, то вот как добраться на машине:

1. По трассе Симферополь-Севастополь до Сирени;

2. Свернуть на Танковое, на въезде сразу свернуть на Красный Мак и через Залессное добраться до Мангуп Кале.

Из Симферополя

Из Севастополя

Из Ялты

Если смотрим, как добраться до Мангуп Кале от Севастополя, то ехать по Ялтинской трассе, свернуть на Черноречье и миновать Треновку – озеро Мангуп Кале будет справа и стоит объехать толпу сборщиков «дани» в виде входной платы, они прячутся именно за озером. Альтернатива – подняться в гору через монастырь. Если есть карта, Мангуп Кале легко увидеть и просчитать количество километров от ближайшей остановки. Сюда редко ходят автобусы из Симферополя, Ялты и Бахчисарая.

1. Из Симферополя ехать на автобусе маршрут до Терновки и Родное (отправка с автостанции «Западная»).

2. Из Бахчисарая идет автобус до Хмельницкой, выходить на остановке «Мангуп», что сразу за Залессным и рядом с озером.

3. Из Ялты идет автобус (садиться на автовокзале) на Бахчисарай через Терновку.

4. Из Севастополя ехать только от станции «5-й километр» на автобусе № 37 в Терновку. А потом пешком через лесок несколько километров и откроется пещерный город Мангуп Кале.

Как добраться теперь известно, осталось лишь собраться в путь навстречу приключениям! Поверьте, пещерный город Мангуп Кале стоит того, чтобы уделить ему много внимания. Невероятная красота плато, легенды, тайны, мифы и открытия ждут своих ценителей. Не стоит недооценивать вековую память скальных оснований, они умеют и могут многое рассказать тем, кто слышит. Отправляясь в пещерный город Мангуп Кале, рассчитывая как добраться на своей машине, не беспокойтесь об остановках – тут очень продуманное место отдыха как для пеших, так и для «колесных» туристов.

А про посещение Мангуп-Кале я сначала даже писать не хотела — как-то не слишком удачно у нас прошло его посещение.

Но потом подумала: а почему и нет? Такой не слишком удачный опыт — тоже опыт. И кому-то наверняка пригодится та информация, которую я могу рассказать.

В этой статье вы найдёте нашу историю поездки в Мангуп-Кале и пару десятков фотографий с места. И сделаете выводы для себя: каким образом туда добираться и надо ли это делать.

Пещерный город Мангуп-Кале в Крыму: фотоотчёт о посещении

Для начала расскажу, как нас занесло вообще на Мангуп-Кале . Чтобы было понятно, в чём заключался первоисточник нашего приключения.

Мы славно отдохнули в . И теперь нам предстояло перебраться на своей машине на Южное побережье Крыма. Дорога вдоль побережья, через Севастополь была нами освоена, много раз объезжена и особого энтузиазма не вызывала. А потому мы решились на небольшое приключение: поехать на Ялту через горы, мимо Бахчисарая через сёла Танковое, Куйбышево и т.п. Нам хотелось посмотреть Большой каньон Крыма да и просто новую дорогу освоить.

До Бахчисарая ехали через второстепенные дороги, по навигатору. Любовались пейзажами за окном — Крым в мае прекрасен!

Остановились на смотровой площадке под Танковым, купили по мороженому, и не спеша ели его, оглядывая окрестности со смотровой:


Силуэты гор на горизонте были прекрасны.


Но что-то меня дёрнуло полезть в навигатор, посмотреть — как они называются… А в следующую минуту я уже тянула мужа за рукав:

— Дим, а Дим! А тут недалеко, оказывается, находится пещерный город Мангуп-Кале! Помнишь, мы с тобой в Чуфут-кале были? Круто же, да, тебе же понравилось? Может, глянем и этот Мангуп-Кале?

Муж, зная мой характер (раз решила что-то для себя — не отговоришь), только спросил:

— Большой ли крюк от нашего начального маршрута получится, дорогая?

— Нет, всего 9 км! — воскликнула я. И уже тише добавила: в одну сторону.

— О’кей, давай заедем!

Дети тоже уже ничему не удивлялись: раз мама говорит, что будет интересно, значит… Значит, с мамой не надо спорить.

Как добраться на машине

Строить по навигатору маршрут на Мангуп-Кале , если вы едете на своей машине, не надо ! В этом и была наша ошибка. Он-то построил нам этот маршрут:


Только вот «забыл» написать в примечании: «Ребята, проехать последние несколько километров можно только на внедорожнике типа УАЗа!»

А по-хорошему надо было ехать до местечка Ходжа-Сала (см. фото выше), оставлять машину на здешней парковке и дальше идти либо пешком, либо арендовать место в джипах — тех самых УАЗиках.


Почти все желающие посетить пещерный город хоть ненадолго, но попадают в Ходжа-Сала (кроме таких «умников», как мы). Потому здесь обустроены мини-гостиницы для туристов, многочисленные кафе и чайханы.


Есть рукотворное озеро Мангуп .


На его берегу оборудована турстоянка, разрешено купание и установка палаток. Разрешена и рыбалка, но она платная (впрочем, цены не кусаются).


Также здесь пасутся лошади — местные жители организуют прогулки на плато верхом .

В общем, все варианты забраться на Мангуп-Кале хороши. Кроме того, который выбрали мы. И в результате — не получили никакого удовольствия.

Потому что, доверясь навигатору, мы бодро пролетели мимо местечка Ходжа-Сала, вплоть до поворота с асфальтовой дороги. Здесь наш ждал шлагбаум. Мужчина при нём, посмотрев на нас как-то подозрительно, тем не менее заверил: да, до Мангуп-Кале доедете, вы ж на джипе. Взял по 100 руб. с носа (типа экологический сбор) и пропустил за шлагбаум.

Началась пыльная, но хорошо укатанная грунтовка:


Пока езда по ней не доставляла никаких проблем. Виды по сторонам были тоже весьма симпатичные:


Эта идиллия закончилась в ближайшем леске. Здесь начинала прорисовываться довольно глубокая колея. Через метров 700-800 колея превратилась в две траншеи. А с двух сторон от этой так называемой дороги теснились деревья. Было страшно — одно неверное движение рулём, и наша ласточка окажется на боку в одной из этих траншей. А когда нам навстречу показался УАЗик, мы поняли — разъехаться с ним негде, кому-то придётся сдавать назад…

Водитель УАЗика нас пожалел и попятился задом до первого поворота. Здесь нам удалось разминуться. Но водитель нас предупредил: дальше только хуже будет. Заехать можно, если совсем не жалко машину — там и уклон приличный, и ямы такие, что запросто повиснете на двух колесах. Короче, мы не рискнули (и как потом увидели — правильно сделали). В 15 метрах от поворота обнаружился небольшой «карман», там мы и оставили машину.


Шли довольно долго. Мимо нас каждые 5-7 минут проносились УАЗики с туристами. Подсесть в них не было возможности: все машины были укомплектованы полностью, свободных мест не было.

Так что, когда минут через 40-50 мы всё-таки достигли плато, где находится пещерный город, то особой радости не почувствовали.


Во-первых, мы устали (набор высоты в 300 метров по жаре и пыли вымотал изрядно) и потратили свои запасы воды почти полностью.

А во-вторых, был ещё один нюанс: мы не слишком вникали, что нам предстоит увидеть. Просто прочитали, что Мангуп-кале — самый большой пещерный город в Крыму, и готовились к зрелищу, не уступающему тому, что мы увидели в Чуфут-Кале.

Ага, он самый большой. Но только по площади, а не по количеству пещер и сохранившихся объектов. Впрочем, кое-что мы всё-таки увидели.

Например, вот такие потрясающие виды на Адым-Чокракскую долину:


Ну, и следы былых цивилизаций на Мангуп-Кале тоже кое-какие имеются. Об этом стоит рассказать поподробнее.

Мангуп-кале: история и современный вид


Итак, короткая историко-географическая справка о Мангуп-Кале:

Средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма. Историческое название - Дорос. Столица княжества Феодоро (Крымская Готия), затем турецкая крепость. Расположен на вершине горы-останца, возвышающейся над уровнем моря на 583 м и образующей плато площадью около 90 га

Первыми здесь освоились тавры, ещё в 1 тысячелетии до нашей эры. В 3- 5 веках мангупское плато заселили скифо-сарматы. За ними были готы, аланцы, византийцы . Город Дорос даже был столицей поздневизантийского православного княжества Феодоро, контролировавшего Юго-Западный Крым. Сам город называли также Феодоро. Именно с этой эпохи сохранились множественные искусственные пещеры, оборонительные стены, фундаменты базилик и руины цитадели.


В 1475 г., после полугодовой осады город был захвачен османскими войсками . Османы его укрепили и перестроили. С тех же времен к названию Мангуп добавилась приставка кале крепость . Мангуп-Кале – крепость Мангуп. Последними из постоянных жителей были караимы , и покинули они Мангуп-Кале в 1794 году.

Так что, древние камни Мангуп-кале могли бы многое рассказать, если б умели говорить:


Но они не умеют. И лишь по надписям на информационных стендах мы узнаём, что подразумевалось под той или иной грудой камней.

Например, вон те кладки камней — бывшая церковь Св.Константина, XV-XVII вв. От неё остались две неполных стены:


А вот — малая базилика IX-X веков. Точнее, оставшийся от нее фундамент. Рядом с ней — прямоугольники бывших захоронений:


А вот эти правильные квадратные дыры называются тарапаны. Это выдолбленные в известняке винодавильни:


И кстати, собственно пещер в Мангуп-Кале совсем немного. Мы увидели одну большую пещеру и несколько поменьше:


Да и пещерным городом Мангуп-Кале можно назвать условно. Таким он был только на заре своего развития. Скорее всего, первые люди, приходившие в такие места, оценивали их удобство и хорошую обзорность, а известняк давал возможность относительно быстро сделать временные убежища. Эти убежища потом использовались как хозяйственные помещения, ритуальные комплексы. А жилые постройки, общественные, оборонительные сооружения возникали уже над ними на уровне поверхности. Но именно пещерные комплексы наилучшим образом сохранились до наших дней, в отличие от надземных построек.

Впрочем, довольно неплохо сохранилась вон та постройка XIV-XV века:


Это цитадель времён княжества Феодоро. Толщина оборонительных стен цитадели достигала 2,8 м. Слева от цитадели располагались главные ворота.

Делаем пару фото здесь, и на этом наш осмотр Мангуп-Кале подходит к концу. Пора отправляться в обратный путь. Нам ещё предстоит выбираться отсюда по плохой дороге, и ехать по лихому серпантину в сторону Ялты:


Даже на карте он выглядит мозговыносительно. А уж ехать по нему в потёмках совсем не хочется.

Про посещение Большого каньона на этот раз тоже приходится забыть. Добраться бы до Ялты засветло… Мангуп-кале «съёл» все наши физические и временные ресурсы. Прогулка по Мангупу, а также путь до него с трассы и обратно до поворота на трассу заняли у нас почти 4 часа.

Выходим на дорогу со стороны парковки для УАЗиков и начинаем спускаться.


Минут через пять один из обгонявших нас УАЗиков тормозит — его водитель предлагает нам запрыгнуть в машину, у него есть свободные места. Короче, под конец приключения нам повезло.

Выводы

В общем, если вы никогда не были в пещерных городах, то побывать на Мангуп -кале стоит. Но если вам предстоит выбирать между Чуфут-кале и Мангуп-Кале, езжайте в первый.

Для посещения Мангуп-Кале нужно запастись хорошей спортивной обувью, удобной одеждой, водой и какой-нибудь едой. Торговых точек на Мангуп-Кале нет.

Ну, и рассчитывайте свои силы и время, отправляясь в это место. Или просто купите готовую экскурсию, чтобы не ломать голову, как добраться и т.п.:

Если наш рассказ оказался полезен вам в подготовке ваших поездок по Крыму — буду рада прочитать об этом в комментариях.

До встречи на блоге!

Столица княжества Феодоро – город Мангуп-Кале, расположен в 20 км от Бахчисарая. Этот средневековый город построен на труднодоступных грядах Крымских гор, известных под названиями Баба-Кая, гора Мангуп. Пещерный город Мангуп-Кале ранее являлся мощным оборонительным укреплением, который сочетал в себе природные условия и созданные человеком укрепления в виде башен и стен. Туристам стоит посетить цитадель, которая лучше всего сохранилась, а также множество пещер-казематов.

Исторические факты

К основным временным рамкам города относят VI - XV вв. Когда в XV в. Крым захватила Османская империя, крепости начали пустеть. Продолжило свое существование лишь некоторые монастыри: Каламита, Успенский, Мангуп, Качи-Кальон, а также крепость Чуфут-Кале, которая в те времена стала столицей Крымского ханства. Когда Россия вторглась в эти земли в XVIII в. остался действующим только город Чуфут-Кале, но и он был покинут местными жителями в XIX веке.

Как возникли загадочные пещерные города Крыма, ученые не могут дать точных ответов. Существует много версий: одни предполагают, что это были небольшие государства, сражавшиеся друг против друга, другие считают, что во времена правления императора Юстиниана I это были укрепленные горные районы Крыма, которые защищались от северных племен.

Сотни туристов спешат посмотреть пещерный город, который покрыт тайнами и загадками.

Мангуп сегодня

В конце прошлого века начал быстро преображаться Южный монастырский комплекс, находящийся естественном гроте, его наполнили множеством икон. Сейчас здесь действует Благовещенский монастырь, в котором совершаются богослужения, и возносится молитва. Храм, вырубленный в скале, хранит в себе изображающие Господа Вседержителя, Спаса Нерукотворного, Христа-Младенца и Богоматерь фрески.

Мангуп-Кале является самым большим средневековым городом южной части полуострова. Длина всех крепостных сооружений достигает 1500 м, а длина оборонительных укреплений - 6600 м, с учетом скалистых обрывов более 50 м. Территория крепости окружена многочисленными рудниками, а у самого подножья Мангупского плато расположен искусственный водоем.

Гора Мангуп представляет собой средневековые пещерные монастыри и остатки наземных храмов, которые являются частью истории Православия, а также местом, свидетельствующим о подвигах святых. Многие верующие приезжают сюда, чтобы помолиться, хотя добраться в пещерный город Мангуп-Кале достаточно сложно. Приезжающие туристы замирают от великолепного вида с верхнего плато, который заставляет задуматься о Создателе.

Сейчас каждое воскресенье и в церковные праздники совершаются богослужения в пещерном храме. Здесь всегда рады гостям.

Как добраться

Вы сможете добраться в город Мангуп-Кале любым маршрутным транспортом или на своем автомобиле доехав до с. Ходжа-Сала. После вам нужно проехать 1 км в сторону с. Терновка, и повернуть с трассы на грунтовую дорогу в Адым-Чокракскую долину. Поднимайтесь на плато с южной стороны на подножье горы Мангуп.