Грамматика как основа языкознания. Грамматика как раздел яз-ия

Чередования и внутренняя флексия.

Способ аффиксации.

Лекции по грамматике

Грамматика как раздел языкознания.

Мы уже знаем, что такое лексика и то, что словарный состав языка сам по себе не составляет языка, а является строительным материалом.

Термин грамматика неоднозначен: он обозначает и науку – раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, то есть законы строения и функционирования слов и предложений и объект этой науки – грамматический строй языка, то есть система морфологических и синтаксических форм и категорий языка.

Грамматика изучает правила функционирования значимых единиц языка на разных уровнях его структуры. Она исследует закономерности изменения слов и принципы их объединения при построении высказывания.

Все правила построения прямо или косвенно соотнесены с какими-то чертами передаваемого содержания. Так, в русском языке употребление или неупотребление возвратной частицы на конце глагольной формы отражает отчетливое различие в значении глагола (моюсь – мою), а выбор формы согласованного определения может зависеть от реального пола соответствующего лица и, следовательно, указывать на этот пол, например, этот плакса или эта плакса, мой Саша или моя Саша. Другими словами, грамматические правила входят в общую систему соответствий между планом содержания и планом выражения языка, т.е. между значением и особенностями внешнего облика формируемых языковых единиц. Поэтому правила построения являются одновременно и правилами понимания выражаемых смыслов, т.е. правилами перехода от воспринимаемого плана выражения высказывания к плану содержания.

Составные части грамматики:

Словообразование изучает внутреннее строение слова, его членимость на словообразовательные морфемы, правила образования слов.

Морфология исследует формы слова и выражаемые ими значения, способы выражения грамматических значений (это грамматика слова)

Синтаксис изучает формы слова, словосочетания и предложения и их значения, явления сочетаемости слов, порядок их следования внутри предложения, общие свойства предложений, правила объединения простых предложений в составе сложных (это грамматика словосочетания и предложения; грамматика связной речи – единиц больших, чем отдельное слово).

Разделы грамматики:

· Общая грамматика (изучает универсальные черты и свойства, характерные всем языкам или ряду языков)

· частная грамматика (исследует грамматический строй конкретного языка)

Те элементы содержания, которые стоят за грамматическими правилами, называют грамматическими значениями. Грамматическое значение является внутриязыковым значением, т.к. содержит информацию об отношениях, связях между языковыми единицами (лексическое значение соотносит языковую единицу с внеязыковой действительностью (информацию о к.-л. явлении в совокупности всех его свойств). В слове теплая (в данной словоформе) грамматическим значением является указание на род (женский), число (единственное), падеж (именительный), а также (в любой словоформе – теплый, теплое, теплого, т.д.) на грамматический класс слов, т.е. часть речи (прилагательное). Грамматические значения в большей мере представлены в целом предложении. Грамматическое значение – есть значение отношения его к другим словам в предложении в процессе осуществления акта коммуникации и понимания


Формальными показателями грамматического значения являются – словоизменительные аффиксы, внутренняя флексия, повторение корня или слова, использование разных корней в одном грамматическом ряду, словесное ударение, служебные и вспомогательные слова, порядок слов, интонация. Наличие ф.п. обязательно для существования грамматического значения в к.-л. языке.

Для того чтобы лучше понять, что такое грамматическое значение и какова его роль в языке, рассмотрим короткое, состоящее всего из двух слов, русское предложение Петров – студент. Слова, входящие в состав этого предложения, выражают два лексических значения:

Имя собственное Петров выражает представление о конкретном лице, носящем такую фамилию

Нарицательное существительное студент выражает понятие о классе лиц, учащихся в вузах. Но значение предложения Петров – студент не сводится к простой сумме этих двух значений.

Смысл данного предложения заключается в специальном (стоящим в центре внимания) сообщении того факта, личность Петров есть член класса «студенты». Мы можем выделить здесь следующие грамматические значения:

· значение утверждения некоторого факта (сравним вопрос о факте с другой интонацией: Петров студент?)

· Значение специального отождествления двух мыслимых единиц

· Значение отнесенности факта к настоящему моменту (периоду) времени, что выражено здесь отсутствием глагола (сравним: Петров был студентом)

· Значение безусловной реальности факта, также выраженное отсутствием глагола (сравним: Петров был бы студентом)

· Значение единственного числа, выраженное и в одном, и в другом слове отсутствием окончания (Петровы – студенты)

Мы видим, что грамматические значения выявляются в противопоставлениях. Грамматические противопоставления (оппозиции) образуют системы, называемые грамматическими категориями. Грамматическую категорию можно определить как ряд противопоставленных друг другу однородных грамматических значений, систематически выражаемых теми или иными формальными показателями.

Есть категории двучленные – в р.я. число (ед. и мн), глагольный вид (совершенный – несовершенный), трехчленные (лицо – первое, второе, третье), многочленные (в р.я. и многих других – падеж).

2. Способы выражения грамматических значений: Способ аффиксации.

Основные способы выражения грамматических значений:

· Синтетический способ предполагает возможность объединения в пределах одного слова нескольких морфем (корневых, словообразовательных, словоизменительных), грамматическое значение выражается в рамках слова (напишу, столом)

· Аналитический способ предполагает раздельное выражение лексического и грамматического значений слова, что проявляется в морфологической неизменяемости слова и использовании служебных элементов, образующих сложные (аналитические) грамматические формы – буду писать, написал бы, an apple, das Fenster, werde arbeiten, suis entre)

Разновидности синтетического способа выражения грамматических значений: способ аффиксации

Способ аффиксации состоит в присоединении к корням (или основам) аффиксов.

Аффиксы – это морфемы с грамматическим значением. Это наименьшая единица языка, обладающая планом выражения и планом содержания. Аффиксы не существуют в языках вне слов, они сопровождают корень, служа для словообразования и словоизменения. По положению относительно корня аффиксы можно разделить на префиксы, стоящие перед корнем и постфиксы, стоящие после корня (это может быть суффикс и окончание).

Кроме префиксов и суффиксов бывают интерфиксы – служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах – лоб – о – тряс, каш-е-вар; конфиксы – комбинации из двух аффиксов – префикса и постфикса, которые, хотя и представляют собой две морфемы, действуют совместно (например, в нем.языке конфиксация префикса и постфикса в причастных формах - найденный, употребляемых при образовании сложного прошедшего времени; инфиксы – аффиксы, вставляемые в середину корня (редкий вид аффиксов – некоторые латинские глаголы, при помощи инфикса образующие основу настоящего времени:

Часть слова, к которой могут присоединяться аффиксы, называется основой.

§ 177. Термин "грамматика", так же как и многие другие лингвистические термину, греческого происхождения. Греческий термин grammatike образован от слова gramma – "буква, написание"; первоначально он использовался в значении "искусство писать и читать". В современной лингвистике термин "грамматика" используется в разных значениях. Обычно им обозначается определенный участок языковой системы, часто называемый грамматическим строем языка, и раздел языкознания, в котором изучается данный участок языковой системы.

"Термин грамматика ... употребляется в двух значениях: и как учение о строе языка, и как синоним выражения “строй языка”"; "Грамматикой называется наука о строе слова и строе предложения в отвлечении от конкретного материального значения слов и предложений, а также самый строй слова и срой предложения, присущие данному языку"; "Следует иметь в виду, что слово грамматика употребляется как в смысле учения о грамматике, так и в смысле грамматического строя языка, т.е. грамматического строя слова, словосочетания и предложения". При этом грамматический строй понимается "либо в широком смысле – как совокупность законов функционирования единиц языка на всех уровнях его структуры.., либо (чаще) в более узком смысле – как совокупность правил построения: 1) лексических единиц, прежде всего слов (и их форм) из морфем, и 2) связных высказываний и их частей – из лексических единиц, отбираемых в процессе речи каждый раз соответственно выражаемой мысли".

Наряду с данными определениями термина "грамматика" иногда особо выделяется значение этого термина, связанное с его употреблением по отношению к отдельным элементам грамматической системы, например, в словосочетаниях типа "грамматика имени", "грамматика глагола", "грамматика инфинитива" и т.д.

Термином "грамматика" нередко называется также книга, содержащая описание грамматического строя того или иного языка или же излагающая основы какого-либо языка и целом. В некоторых толковых словарях данное, последнее значение рассматривается как особый оттенок одного из двух основных значений.

Грамматика как особый участок системы языка в современном отечественном языкознании чаще всего определяется как совокупность, или система, правил, приемов, способов, средств или норм образования грамматических единиц – грамматических форм в широком смысле.

Правомернее было бы определить грамматику в этом смысле как совокупность, или систему, грамматических единиц (подобно тому, как определяются в современной лингвистике другие языковые подсистемы: фонетика, морфемика, лексика, словообразование. Единицами грамматики (грамматического строя) являются, прежде всего, грамматические формы (в широком смысле), грамматические категории и граммемы (подробнее о них см. ниже). Таким образом, грамматику следовало бы определить как совокупность (систему) грамматических форм, или грамматических категорий, или граммем, или тех, других и третьих вместе взятых.

Сравним некоторые подобного рода определения, предлагаемые разными лингвистами: "Грамма́тика ... – 1) формальный строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций..."; "Грамматика языка (грамматический строй) – это совокупность и система присущих языку грамматических категорий"; "Совокупность грамматических категорий составляет грамматику языка".

Итак, грамматика как определенная языковая система (подсистема), как объект грамматического учения, – это система грамматических единиц: грамматических форм (в широком смысле), грамматических категорий, граммем.

Как уже отмечалось, термином "грамматика" обозначается не только грамматический строй языка, по и учение о нем, т.е. раздел языкознания, занимающийся изучением грамматического строя языка.

Различия в понимании и объяснении термина "грамматика" как названия грамматического строя языка отражается в толковании данного термина как названия учения о грамматическом строе. Сравним некоторые определения (объяснения) данного понятия: "наука о строе слова и строе предложения", "наука о языковых формах, о формах слов (морфология) и формах словосочетаний (синтаксис)", "раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке", "раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений".

С целью терминологической дифференциации разных понятий – грамматики как области языковой системы и как раздела языкознания, для обозначения первого из них некоторые языковеды предлагают использовать составной термин "грамматика языка".

"Для того чтобы избежать двоякого понимания терминов “фонетика” и “грамматика” и им подобных, можно было бы говорить “фонетика” и “фонетика языка”, “грамматика” и “грамматика языка”". Термин "грамматика языка" в этом значении употребляется также другими учеными.

При использовании термина "грамматика" в значении учения о грамматическом строе данный термин нередко сопровождается сравнительными оборотами: "как наука", "как лингвистическая наука", "как раздел языкознания", "как учение о строе языка".

"В тех случаях, когда названные термины (т.е. термины "грамматика", "словообразование", "морфология" и другие подобные. – В. Н.) употребляются для обозначения науки, вводятся формулировки: “грамматика как наука”, “морфология как наука” и т.д.". Такие сравнительные обороты в подобных случаях используются и в других работах. Аналогичные сравнительные обороты используются и для обозначения соответствующей языковой системы (подсистемы) (ср.: "грамматика как строй языка", "грамматика как система" и др.).

§ 178. Грамматика языка, его грамматический строй, так же как и другие подсистемы языка и языковая система в целом, может изучаться с разных сторон, в разных аспектах. В соответствии с этим различаются разные типы, или виды, грамматической науки: грамматика общая и частная, описательная и историческая, сопоставительная и сравнительно-историческая, научная и школьная, формальная и функциональная и др.

Подобно тому, как языкознание делится на общее и частное, различается общая грамматика и грамматика частная. Общая и частная грамматика различаются в зависимости от объекта изучения (количества изучаемых языков) и характера изучаемых явлений. Общая грамматика изучает грамматические явления (единицы грамматического строя, их функционирование, изменение, взаимоотношения между ними и т.д.), характерные для разных языков мира, преимущественно языковые универсалии; частная грамматика занимается изучением соответствующих явлений, относящихся к отдельно взятому языку или определенной группе языков.

В зависимости от характера, способа изучения одних и тех же грамматических явлений различается грамматика описательная, дескриптивная, или синхроническая, и историческая, или диахроническая. В описательной грамматике изучаются грамматические явления отдельного языка или группы языков по их состоянию в определенный промежуток времени, например, в современном их состоянии, т.е. в синхроническом плане; в исторической грамматике те же явления рассматриваются с точки зрения их изменения в процессе исторического развития языка путем сравнения их состояния в разные промежутки времени, т.е. в диахроническом плане.

В рамках описательной грамматики особо выделяется грамматика сопоставительная, в рамках грамматики исторической – сравнительно-историческая. Сопоставительная, или контрастивная, грамматика занимается сравнением (сопоставлением) грамматического строя разных (обычно двух) языков, родственных или неродственных, с целью облегчить усвоение грамматического строя изучаемого неродного языка; в сравнительно-исторической грамматике сравниваются грамматические явления родственных языков, отраженные в письменных памятниках или зафиксированные в живом употреблении, с целью воссоздания более раннего их состояния, не засвидетельствованного в письменных памятниках.

Наряду с терминами "сопоставительная грамматика" и "сравнительно- историческая грамматика" в тех же значениях иногда употребляется термин "сравнительная грамматика".

В зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой грамматическая наука, различается научная (теоретическая, или общая) грамматика и грамматика школьная (учебная, практическая). Целью научной грамматики является углубленное изучение и описание грамматического строя отдельного языка или разных языков на основе современной лингвистической теории, новейших достижений лингвистической науки. Научная грамматика обычно является нормативной, в ней устанавливаются литературные нормы употребления грамматических форм слов, построения синтаксических конструкций. Нормативная научная грамматика, получившая одобрение основной научной организации страны (например, Академии наук СССР, Российской академии наук), называется академической. Академическими научными грамматиками являются, например, Грамматика русского языка в двух томах (М., 1953–1954), Грамматика современного русского литературного языка под редакцией Н. Ю. Шведовой (М., 1970), Русская грамматика в двух томах под редакцией Η. Ю. Шведовой (М., 1980). Школьной называется преподаваемая в школе грамматика, "излагающая в освещенном традицией духе элементарные грамматические сведения вместе с орфографическими и пунктуационными правилами". Основное различие между научной и школьной грамматикой заключается в том, что первая "изучает всесторонне все единицы и категории грамматического строя языка", в то время как последняя "изучает базовые (основные, типические) свойства грамматического строя конкретного языка". Необходимо отметить, что вопрос о соотношении научной и школьной грамматики учеными решается по-разному.

Научная грамматика может быть формальной (пассивной, грамматикой слушающего) и функциональной (активной, грамматикой говорящего). В формальной грамматике в основу описания грамматического строя языка положены грамматические формы, их классификация но разным признакам; описание осуществляется в направлении от формы к значению. Формальная грамматика ориентирована на слушающего, который чувственно воспринимает форму, материально выраженную грамматическую единицу, и через нее узнает соответствующее грамматическое значение. В функциональной грамматике, наоборот, в основе описания грамматического строя лежат сгруппированные определенным образом грамматические значения, функции разных грамматических единиц; описание идет от значения, от функции к форме, к конкретной единице, выражающей определенное значение, выполняющей ту или иную функцию. Функциональная грамматика ориентирована на говорящего, который выбирает из имеющегося у него арсенала необходимое грамматическое значение и сообщает его слушающему с помощью соответствующего формального средства.

Термин «грамматика» в языкознании имеет несколько значений:

1. Раздел языкознания, изучающий функционирование единиц языка, способы их связи между собой.

2. Объект изучения - грамматический строй языка, инвентарь грамматических значений и способов их формального выражения.

3. Правила, по которым строятся слова, формы слов, словосочетания, предложения для передачи определенного смысла.

4. Грамматика как раздел языкознания включает в себя два подраздела - морфологию и синтаксис.

5. МОРФОЛОГИЯ - это раздел грамматики, который изучает разные аспекты слова: его принадлежность к определенной части речи, структуру, формы изменения, способы выражения грамматических значениях.

ЧАСТИ РЕЧИ - это лексико-грамматические разряды, на которые распадаются слова языка вследствие наличия у них

1. семантического признака (некоторого общего значения, сопровождающего конкретное лексическое значение данного слова),

2. морфологического признака (системы грамматических категорий, специфических для данного разряда слов),

3. синтаксического признака (особенностей синтаксического функционирования).

В русском языке различаются самостоятельные и служебные слова.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Самостоятельные (знаменательные) части речи - это разряды слов, которые называют предмет, действие, качество, состояние и т.д. или указывают на них и которые обладают самостоятельным лексическим и грамматическим значением и являются членами предложения (главными или второстепенными).

К самостоятельным частям речи относятся:

1. имя существительное,

2. имя прилагательное,

3. имя числительное,

4. местоимение,

5. глагол,

6. наречие.

7. Классификация частей речи

Слов в языке много, и все они имеют свои значения. В морфологии все слова распределяются по группам (классам), которые называются частями речи. Части речи – это морфологические классы слов. В современном русском языке десять частей речи. Они делятся на самостоятельные, служебные и междометия. Части речи характеризуются:

1) общим значением;

2) морфологическими признаками (грамматическими значениями);

3) синтаксической ролью. Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные.

К самостоятельным частям речи относятся – имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.

К служебным частям речи относятся – предлог, частица, союз. Самостоятельными называют все, что есть в мире, это слова-названия, своеобразные «этикетки», а служебные слова обслуживают слова-этикетки, организуя их в связную речь, состоящую из предложений.

В предложении самостоятельные слова, называя предметы, их признаки, действия и прочее, выполняют роль членов предложения, а служебные чаще всего служат для связи самостоятельных слов. Например: Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет (А. С. Пушкин). В этом предложении существительное ветер выполняет роль подлежащего, глаголы гуляет, подгоняет – роль сказуемых, а существительные море и кораблик – роль второстепенных членов предложения. Ветер, море, кораблик, гуляет, подгоняет – самостоятельные слова. Союз и , предлог по – служебные слова. Союз и связывает сказуемые гуляет и подгоняет . Предлог по связывает со сказуемым гуляет слово море – гуляет (где?) по морю – и входит в состав второстепенного члена предложения.



Особую группу слов составляют междометия, которое не имеет грамматических категорий, поэтому не входит ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.

Классификация

Самостоятельные слова являются самостоятельными названиями предметов, действий, количества, признаков или указывают на них; могут быть членами предложения:

1) имя существительное (поле, завод);

2) имя прилагательное (честный, трудный);

3) имя числительное (пять, пятый);

4) местоимение (я, ты, мы, этот, никто);

5) глагол (причастие, деепричастие): (работать, учиться);

6) наречие (снова, всегда).

Служебные слова служат для связи между словами или частями предложения, вносят в них дополнительные оттенки; не являются членами предложения:

1) предлог (на, под, к, кроме, вместо);

2) союз (и, но, если, чтобы, так что);

3) частица (не, ни, бы, ли, же);

4) междометия (ах, эй, ой).

Как мы знаем, лексика, словарный состав языка сам по себе не составляет языка, а является строительным материалом для языка. Тип языка определяет грамматика как наиболее устойчивая его часть. (!!)

Грамматика на уровне общей лингвистики не изучается в узко – прикладном смысле, в данном случае мы будем изучать грамматику как узкую абстрактную модель, которая организует языковой материал в языке.

Очень часто грамматика – логика мышления, но грамматика не всегда логична.

Хотя есть некие универсальные грамматические закономерности, грамматические различия в разных языках.

Для того, чтобы выразить смысл, надо не только разобраться в семантике слов, но и понять, в какие связи Нои вступают между собой в процессе мысли (в какую форму мы облекаем мысль.)

Грамматика (греч. – письменное искусство) – раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка; сам грамматический строй языка.

Грамматический строй языка – это принципы и правила построения слов и предложений и сами единицы, из которых строятся слова и предложения; грамматические значения и как они формально выражаются в данном языке.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ АБСТРАКЦИЯ

Любое слово в языке соотносится не с отдельной, индивидуальной вещью, а с целым классом вещей, что обязательно предполагает абстрагирование от отдельного и индивидуального. Такова лексическая абстракция. Не следует думать, что грамматическая абстракция – это лишь «усиленная» лексическая абстракция, что это лишь количественное изменение того же самого.

Грамматическая абстракция качественно отличается от лексической, и поэтому явления лексики конкретны по сравнению с абстрактными фактами грамматики.

При наличии обязательной абстракции слово всегда связано с конкретностью, что и составляет лексическое значение слова, его лексическую индивидуальность. Для лексики топор и стол – разные слова с разным значением, и это лексически самое важное.

Для грамматики же, лишенной конкретности, топор и стол то же самое, так как грамматика имеет дело не с конкретными словами, а с их каркасами – лексемами. Грамматика у данных слов (топор и стол) одинакова, и ее можно показать следующей схемой:

единственное число множественное число

Им.п. - - ы

Род.п. – а - ов

Дат.п. – у - ам

Вин.п. - - ы

Твор.п. – ом - ами

Предл.п. – е - ах

Так же и для составления предложения грамматика абстрагируется от конкретных лексических значений слов; поэтому в одинаково построенном предложении мы можем заменить, судя по заданию высказывания, одно слово другим, не меняя ничего более в данном предложении, например: Я вижу этот большой шкаф (стол, дуб, топор, вокзал).

Грамматика по преимуществу выражает отношения не как конкретные отношения каких – либо конкретных слов, а как отношения лексем, т. е. отношения грамматические, лишенные всякой конкретности. Тем самым грамматическая абстракция – качественно особая абстракция, а не та, что лексическая.

Грамматически и лексемы, и их серии, и группы (организованные по тому или иному признаку) образуют те или иные модели в языке.

Модели:

1) словообразовательные (производные существительные с суффиксами –ец, -ник, -чик; -ание, -ение у существительных действия)

- словоизменительные (модели склонения, спряжения и др.)

2) продуктивные : модели не только охватывают очень большое количество лексического материала, но и служат образцом для любых новообразований (образование различных частей речи от заимствованных, искусственных и вообще новых слов), а также способны языковые факты, функционирующие по непродуктивным моделям, переводить под свой образец.

- непродуктивные : модели, которые не могут быть образцом для новых словообразований.

Грамматика: морфология и синтаксис.

4 кита (основные понятия грамматики):

- ГЗ – грамматическое значение

- ГФ – грамматическая форма

- ГС – грамматические способы (средства)

- ГК – грамматические категории

В билете про грамматику Ирисханова О. К. говорила рассказать про грамматику и синтаксис. Ну-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у, хотя бы затронуть. Это будет все в последующих вопросах.

Система морфологических категорий и форм синтаксических категорий и конструкций способов словопроизводства; 2 раздел языкознания изучающий такой строй его разноуровневую организацию его категории и их отношения друг к другу; 3 термин грамматика иногда также употребляют для обозначения функций отдельных грамматических категорий или лексикограмматических множеств. Цели теоретической грамматики – выявить что действительно реально используется в процессе коммуникации: какие языковые единицы какова форма этих единиц и какие значения...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


ГРАММАТИКА

Место грамматики в языкознании.

Теоретическая и практическая грамматика.

Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения.

Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой.

Грамматика (греч. Grammatike, от gramma – буква, написание):

1) строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства;

2) раздел языкознания, изучающий такой строй, его разноуровневую организацию, его категории и их отношения друг к другу ;

3) термин «грамматика» иногда также употребляют для обозначения функций отдельных грамматических категорий или лексико-грамматических множеств . Так, например, говорят о грамматике той или иной части речи или о грамматике того или иного падежа, инфинитива, отдельных предлогов.

Грамматический строй языка является исторической категорией, он находится в состоянии постоянного движения и развития и подчинён общим законам развития языка. На каждом этапе своей истории грамматический строй языка достаточно совершенен и служит формированию и выражению мыслей носителей языка, отвечая своему историческому назначению.

В определённый момент своего развития грамматический строй языка представляет собой, с одной стороны, относительно стабильную систему, организованную по строгим и твёрдым законам; с другой стороны, эта система находится в состоянии постоянного и активного функционирования, представляя свои средства для организации бесконечного количества отдельных, конкретных слов и высказываний.

В лингвистике выделяют теоретическую и практическую грамматику.

Предмет исследования теоретической грамматики. Грамматика как наука исследует грамматический строй языка.

Цели теоретической грамматики – выявить, что действительно, реально используется в процессе коммуникации: какие языковые единицы, какова форма этих единиц и какие значения данными формами выражаются.

Теоретическая грамматика занимается вопросами грамматического значения, грамматической формы и грамматической категории.

Грамматика практическая. Традиционно грамматика определяется как система правил изменения слов и правил соединения слов в предложении.

Отсюда и деление грамматики на две части: морфологию (правила изменения слов) и синтаксис (правила соединения слов в предложении). Это справедливо в отношении практической грамматики. Её задача – научить правильно пользоваться языком, избегать ошибок в устной и письменной речи.

Разделы грамматики. Каждая полная научная грамматика представляет следующие отделы:

1) фонетику или учение о звуковой системе данного языка , заключающее в себе точное описание звуков и представление их взаимных отношений;

2) морфологию - учение о внешней форме языка , распадающееся на две части: а) словообразование (из корней, суффиксов и префиксов) и б) словоизменение, или флексия (склонение, спряжение); учение о морфеме как минимальной двухсторонней языковой единице;

3) синтаксис , или учение о сочетании слов в предложении и о сочетании предложений между собою .

В конечном счете, все языковые средства служат одной цели – осуществлению осмысленной коммуникации. Правила морфологии и синтаксиса органически переплетаются при функционировании языковой системы. Важно понять динамику их взаимодействия.

Грамматическое значение слова.

Слово – одна из основных единиц грамматики. В слове соединены его звуковая материя и его значения – лексическое и грамматическое.

Грамматическое и лексическое значения представляют собой два основных вида языковых значений.

Грамматическое значение - обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ и синтаксических конструкций, находящее в языке свое регулярное (стандартное) выражение, например, значение падежа имен существительных, времени глагола и т.п.

Грамматическое значение противопоставлено лексическому значению, которое лишено регулярного (стандартного) выражения и не обязательно имеет абстрагированный характер.

Критерии разграничения лексического и грамматического значений:

1. Л ексическое значение (далее – ЛЗ) вещественно, конкретно , а грамматическое значение (далее – ГЗ) – абстрактно, отвлеченно.

2. ЛЗ индивидуально для каждого слова (всегда ли это верно?), а ГЗ характерно для целой группы слов с разными ЛЗ, например, сущ-ые ед.ч.

3. ЛЗ остается одним и тем же во всех формах слова, ГЗ меняется в различных формах слова.

4. При изменении ЛЗ образуются новые слова, а при изменении ГЗ – новые формы слов.

Характерным признаком грамматического значения признается также стандартность, регулярность способа выражения . В большинстве случаев значения, традиционно относимые к грамматическим, действительно бывают непосредственно выражены при помощи достаточно регулярных и стандартных средств выражения.

Грамматическая формы и грамматические категории

Грамматическая форма – это такая форма слова, в котором грамматическое значение находит своё регулярное (стандартное) выражение . В пределах грамматической формы средствами выражения грамматических значений являются специальные грамматические показатели (формальные показатели).

Грамматические показатели можно объединить в типы, которые условно можно назвать грамматическими способами, средствами выражения грамматического значения.

Средства выражения грамматического значения

  1. Синтетические средства

1. Аффиксация состоит в использовании аффиксов для выражения грамматического значения: книг-у; чита-л-и; мәктәп-ләр. Аффиксы – это служебные морфемы.

2. Супплетивизм . Под супплетивизмом понимается выражение грамматического значения словом с другой основой: иду – шел (ГЗ прошедшего времени), человек – люди (ГЗ мн.ч.), мы – нас (ГЗ Р. или В.п), I – me , good – best .

В одну грамматическую пару объединяются разнокорневые слова. ЛЗ у них одно и то же, а различие служит для выражения ГЗ.

3. Редупликация (повтор) заключается в полном или частичном повторении частей слова для выражения грамматического значения. Так, в малайском языке orang – ‘ человек’ , orang-orang – ‘люди’ .

4. Чередование (внутренняя флексия) представляет собой использование изменения звукового состава корня для выражения грамматического значения: ‘избегать – избежать’; ‘собирать – собрать’; ‘sing – sang’.

  1. Аналитические средства –

ГЗ получают свое выражение вне основного слова, часто в других словах.

1. Служебные слова могут использоваться для выражения ГЗ: буду читать (буд. время), прочитал бы (усл. наклонение) .

Мы шли в кафе (В.п.). – Мы щли из кафе (Р.п.).

2. Порядок слов. Дом (И.п.) заслонил лес(В.п.). – Лес (И.п.) заслонил дом (В.п.).

Особенно важен, например, для изолирующих языков.

Материальное средство выражения грамматического значения не всегда является сегментным, т.е. состоящим из цепочки (линейной последовательности) фонем. Оно может быть суперсегментным, т.е. может накладываться на сегментную цепочку.

3. Ударение : рУки (И. и В. п. мн.ч.) – рукИ (Р.п. ед.ч.).

4. Интонация: Ты пойдешь! – Ты пойдешь?

Грамматическая категория – система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями . Необходимым признаком грамматической категории является единство значения и его выражения в системе грамматических форм как двусторонних языковых единиц.

Понятие грамматической категории тесно связано с понятием грамматического значения. В этом плане любая грамматическая категория представляет собой объединение двух или более грамматических значений. С другой стороны, известно, что каждое грамматическое значение имеет свой способ выражения или грамматическую форму (или же ряд форм).

Так, в современном английском языке многие существительные могут иметь грамматические значения единственного либо множественного числа: ‘book-books’, ‘ man - men ’. Каждая пара образует противопоставление двух грамматических форм, что связано с противопоставлением двух грамматических значений. Такое противопоставление двух или более рядов грамматических форм, связанное с различием двух или более грамматических значений, и представляет собой грамматическую категорию.

Так, в прилагательных русского языка мы различаем три формы: ‘ большой-большая-большое’ . Они выражают значения мужского, женского и среднего рода. Это даёт нам основание утверждать, что прилагательным русского языка свойственна грамматическая категория рода.

Грамматическая категория характеризуется категориальным признаком , например, обобщенное значение времени (напр. настоящее, пошедшее, будущее время), значение лица (1,2,3) и т.п.; такое обощенное значение объединяет значения отдельных грамматических форм, входящих в данную категорию.

Необходимым признаком грамматической категории является регулярная выраженность теми или иными формами . Грамматические значения, противопоставленные в рамках грамматической категории получают регулярные, стандартные способы выражения, формальные показатели . Если в данном языке нет стандартных, регулярных показателей какого-либо обобщенного значения, то нет и грамматической категории.

Грамматическое значение (план содержания) и формальный показатель этого значения (план выражения) образуют грамматический знак – грамматическую форму, граммему. Граммема – компонент грамматической категории, представляющий собой по своему значению видовое понятие по отношению к грамматической категории как родовому понятию .

Грамматическая категория - это система противопоставленных друг другу граммем . Граммема , как и грамматическая категория, представляет собой единство значения и способов его выражения . В структуре грамматической категории граммема представляет собой один из противопоставленных друг другу рядов грамматических форм, конституирующих грамматическую категорию. Так, грамматическая категория падежа в русском языке включает 6 граммем.

Граммема может обладать многозначностью.

Так, граммема множественного числа имен существительных в русском языке имеет значения: множество ‘ столы’, ‘деревья’; сорта ‘ масла’, ‘вина’; большое количество ‘ снега’, ‘пески’.

Грамматические категории подразделяются на:

а) словоизменительные – проявляются в процессе образовании форм данного слова (напр. падеж и число русских существительных, род и число французских прилагательных, наклонение и время глагола);

б) классификационные категории присущи данному слову во всех его формах и относят его к классу подобных слов.

Члены классификационных категорий представлены разными словами, например, категория рода имен существительных в русском языке ‘ стол’ – муж.род, ‘ парта’ женск.род., ‘ окно’ - средн. род.

Языки мира различаются по количеству и составу грамматических категорий. Каждый язык характеризуется своим набором грамматических категорий, граммем и грамматических способов выражения грамматического значения. При сопоставлении грамматического строя языков следует учитывать

следующие критерии:

Наличие/отсутствие соответствующей грамматической категории;

Число граммем грамматической категории;

Способы выражения грамматических значений данной грамматической категории;

Разряды слов, с которыми связана данная грамматическая категория.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3278. Определение грамматики 52.91 KB
Грамматики представляют собой наиболее распространенный класс описаний языков. При описании грамматики необходимо начать с определения алфавита языка, который задается как набор допустимых терминальных символов
3099. Транслирующие грамматики 9.61 KB
Символы выходного алфавита в Т-грамматике называют операционными символами. При записи Т-грамматики каждый операционный символ во избежание путаницы каким-либо образом выделяют. Будем заключать такой символ в прямоугольные скобки. Определение Т-грамматики для перевода инфиксных логических выражений в ПОЛИ...
1603. Предмет исследования теоретической грамматики. Грамматический строй английского языка 52.61 KB
Грамматические классы слов. Порядок слов. Для того чтобы построить высказывание выражающее некоторую мысль недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранный слова а точнее слова подбираемые говорящим по мере разворачивания речи должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса целенаправленно включённого в ситуацию общения.
10809. Место человечества в биосфере 32.43 KB
Место человечества в биосфере 1 Особенности популяции человека Необходимо отметить неотделимость человека от биосферы. Норму реакции человека в свою очередь определяет генотип который представляет собой наследственную программу развития. Приведенный пример влияния условий среды обитания на организм человека можно дополнить и более свежими примерами например акселерацией – массовым увеличением среднего роста людей возникшим после окончания второй мировой войны причем в самых различных регионах планеты. Помимо акселерации приспособление...
6911. Автоматизированное рабочее место (АРМ) 265.97 KB
Системы обработки данных СОД на базе концепции АРМ получили широкое развитие. Комплекс обеспечивающих и функциональных информационных технологий поддерживающих выполнение целей управленческого работника – лица принимающего решение ЛРП реализуется на основе автоматизированных рабочих мест АРМ. Под АРМ специалиста следует понимать его рабочее место оснащенное персональным компьютером и представляющее собой самостоятельный программно технический комплекс индивидуального или коллективного пользователя который...
14825. Роль и место ИМА в химической промышленности 360.68 KB
Альтернативой стандартным методам с точки зрения оперативного контроля а также с точки зрения дополнительного источника информации служат физикохимические методы анализа основанные на разделении хроматография и или последующем определении спектроскопия состава и строения как индивидуальных соединений нефтяного происхождения так и смесей к которым в частности относятся нефтяные фракции и нефтепродукты получаемые при переработке сырой нефти. Самым распространенным и основным методом...
19009. Рабочее место слесаря-сборщика 4.19 MB
В нынешнее время для обеспечения точности и времени контроля параметров сборки всё чаще используют приспособления с автоматическим и полуавтоматическим циклом. Для совершенствования и развития сборочных процессов сейчас создаются не только специализированные организации и предприятия но и привлекаются к работе передовые рабочие и рационализаторы. Организация рабочего места слесаря – сборщика Рабочее место слесаря-сборщика – это часть участка цеха с необходимым инструментами приспособлениями и оборудованием которые применяет бригада для...
7065. Автоматизированное рабочее место специалиста (АРМ) 8.94 KB
Автоматизированное рабочее место (АРМ) - это рабочее место специалиста, оснащенное персональным компьютером, программным обеспечением и совокупностью информационных ресурсов индивидуального или коллективного пользования, которые позволяют ему вести обработку данных
1843. Автоматизированное рабочее место секретаря кафедры 465.21 KB
Разработать программный продукт для кафедры ИТиАУПП, позволяющий автоматизировать рабочий процесс секретаря кафедры на протоколирование заседания кафедры. В рамках проекта реализовать полностью готовый продукт с разработанной сопроводительной документацией и руководством пользователя.
18100. Автоматизированное рабочее место менеджера гостиницы 1.44 MB
Изучить основные понятия АРМ, функции, классификации, свойства. Исследовать организационную структуру гостиничного хозяйства. Изучить основные положения менеджера и выявить должностные обязанности менеджера гостиницы. Разработать и внедрить программный продукт в указанной гостинице.