Пособия по рисованию карандашом. Литература по рисованию

Если вы хотите освоить новое интересное занятие и научиться рисовать карандашом с нуля, для новичков существуют особые методы. Они облегчают процесс создания изображения. Даже если вы никогда не ходили в изостудию или художественную школу, при желании, терпении и усидчивости вполне можно освоить эту технику.

Выбор основного инструмента

Если вы решили научиться рисовать карандашом с нуля, прежде всего, вам потребуются грифели различной твердости. Чаще всего применяется HB или ТМ в русском варианте, но также необходимо иметь H (Т), B (М), 2B (М). Маркировка обозначает мягкость, а цифра соответствует ее степени. Номер — 2H (2Т) самый твердый, который обычно используют. Он оставляет очень тонкую, едва заметную линию. Если сильно нажать хорошо заточенным карандашом, на бумаге может даже остаться царапина. Обозначение HB соответствует средней твердо-мягкости. Чем больше номер у маркировки B (М), тем темнее и шире будет получаться линия на листе.

Чтобы научиться вполне достаточно трех разных грифелей. Стоит отметить, что графит может продаваться как в деревянной оправе, так и в виде стержней для механического инструмента. Также производят палочки диаметром с обычный карандаш, которые снаружи покрыты специальным не пачкающимся слоем. В этом случае удобно использовать боковую поверхность заточенной части для штрихования больших поверхностей. Их чаще покупают для быстрых набросков. Выбирать можете любой вариант.

Что еще необходимо?

Если вы пытаетесь научиться рисовать карандашом с нуля, обязательно подготовьте хороший ластик. Он должен быть мягким, чтобы не травмировать лишний раз слой бумаги.

С этой же целью наносите контуры тонкими линиями. Имейте в виду, что карандаши всегда должны быть остро заточенными. Новичку допустимо использовать точилку, однако профессионалы применяют только нож. Это связано с получающейся формой заостренной части. Для выполнения правильной штриховки рекомендуется полого затачивать инструмент, то есть грифель освобождают от дерева на один, а то и два сантиметра, делая постепенный переход среза к сторонам цилиндра карандаша. Новичку это стоит знать лишь для общего сведения. Делайте так, как вам проще и удобнее.

Возможные техники исполнения

Научиться рисовать карандашом с нуля проще всего линейно. сделать легче, чем с тональной проработкой.

Иногда неопытному художнику кажется, что он сделал портрет очень похожим на оригинал, но в процессе штриховки мнение меняется. Для тренировки можно выполнить несколько работ именно линейно, нанеся лишь в некоторых местах легкие тени. Будет создаваться впечатление быстрого наброска. Ведь необязательно всем рассказывать, что вы просто еще не имеете достаточно опыта.

В процессе практики рука будет обретать уверенность, и вы сможете перейти к выполнению светотеневой проработки формы. В пособиях "Как научиться рисовать карандашом для начинающих" чаще предлагают использовать растушевку. Она представляет собой растирание графита по листу.

В таком варианте вы не увидите отдельных линий, а переходы между тонами будут очень плавными. Штриховку освоить сложнее. Каждый отдельный элемент должен очень плотно располагаться рядом с соседним, иначе не получится цельности объекта, а будет впечатление полосатости, волосатости — чего угодно, только не единой формы.

Так что, на первом этапе воспользуйтесь растушевкой. Растирать след карандаша можно с помощью мягкого листочка бумаги или даже пальца, однако стоит помнить, что профессионалы так не делают. Если вы соберетесь учиться в художественной школе, придется забыть о таком способе рисования. При серьезных намерениях лучше сразу осваивать технику штриховки, постепенно разрабатывая руку. Это пригодится в будущем.

Как правильно выполнять штриховку?

Если вы решили действовать профессиональным методом, лучше потренироваться предварительно на обычных листах.

Попробуйте карандаши разной мягкости в действии. Попытайтесь сделать тональные переходы с помощью одного и того же грифеля. Главное, старайтесь, чтобы штрихи плотно прилегали друг к другу, не используйте перекрещенные под прямым углом линии. Лучше накладывать их по форме, то есть если перед вами куб, то штриховку следует выполнять либо в вертикальном направлении, либо параллельно линиям граней. Больше делайте упражнений. Помните, мастерство приходит с опытом.

Как исправлять ошибки?

Если во время работы вас что-то не устраивает по качеству, карандаш легко стирается.

Однако чтобы не удалить лишнее, имеет смысл сделать ножом срез на ластике, сформировав тонкий край. Если начать активно стирать штриховку, можно размазать слишком много выполненной работы или сильно травмировать бумагу. На испорченную поверхность новый слой графита плохо ложится. Для удаления большого количества штриховки или частичного ослабления тона, если предмет получился слишком темный, воспользуйтесь специальной массой для стирания. Она напоминает пластилин или На профессиональном сленге называется клячкой. Она легко вбирает в себя излишки графита. Тем же свойством обладает комок мякиша обычного хлеба. Так что, даже если вы в чем-то перестарались в своем первом опыте, ошибки справить можно всегда. Главное — старайтесь не повторить их в следующий раз.

Что лучше рисовать начинающим?

Если вы интересуетесь, как научиться рисовать карандашом поэтапно, все просто — работу нужно всегда выполнять от простого к сложному и от общего к деталям.

Какой бы сюжет вы ни выбрали, последовательность шагов будет схожая. Конечно, новичкам лучше не использовать слишком сложных мотивов с большим количеством составляющих элементов. Это можно выполнить, только имея четкую наглядную поэтапную инструкцию. Для самостоятельного рисования выбирайте простые предметы и композиции из них, например, натюрморт из бытовых предметов, фрукты, овощи, лежащие на столе или в корзинке.

Стоит запастись терпением, если вы решите изучить, как научиться рисовать портреты карандашом.

Это одно из самых сложных заданий даже для профессионала. Новичку его освоить очень непросто. Конечно, у каждого есть предметы, которые независимо от уровня мастерства и опыта хочется изобразить. Выбирайте любимые сюжеты, просто старайтесь найти и изучить как можно больше советов и рекомендаций по их рисованию. Речь идет о таких непростых объектах, как животные, цветы, архитектура, автомобили, мотоциклы, катера, люди.

Как научится рисовать машины карандашом? Можно срисовывать их с фотографии (например, по клеткам, подробнее методика описана в следующем разделе). Начинающим художникам проще всего будет изобразить автомобиль сбоку.

карандашом?

Выполнить лицо человека — одно из самых сложных заданий. Новичку можно предложить метод создания изображения по клеткам с фотографии.

Он позволяет более точно передать пропорции. Для этого делаете следующие шаги:

1. Чертите ячеистую структуру на прозрачной пленке.

2. Накладываете ее на фото и закрепляете, чтобы она случайно не сдвинулась.

3. На своем листе бумаги, приготовленном для портрета, также выполняете вспомогательное построение в виде клеток.

4. Сравниваете, как линии на оригинале пересекают ячейки, стараетесь максимально точно повторить их карандашом.

Итак, вы узнали, как научиться рисовать карандашом. Поэтапно это достаточно легко. Самое главное — соблюдайте последовательность работы от общего к деталям, а также вначале старайтесь выбирать простые объекты для выполнения.

Знакомая художница говорила, если рисовать по 30 минут каждый день, через 2 года (350 ч.) можно научиться фотографически срисовывать что угодно. Я поверил.

Ошибка №1: Чтобы научиться рисовать – надо уметь рисовать прямую линию и круглый круг. Вычитал на свою голову в отстойной статье. Линии у меня до сих пор – кривые, и круги – не круглые. И что? Посмотрите на мой честный глаз, не плохо для кривых рук.


Ошибка №2: Учимся без плана и цели . Я несколько раз пытался рисовать: выводил «не круглые круги», сразу брался за портрет – пока понял, что не моё. Деморализация обеспечена. Вера в свои кривые руки и бесталанность только крепнет. До 28 лет верил, что нет у меня «таланта».

Для начинающего взрослого вопрос «Как научиться рисовать?» превращается в «Как научиться срисовывать?». А за ним возникает – «Что срисовывать?». Необходим пошаговый план, список картинок на каждый день. Если вы сели учиться – вы должны знать, что будете рисовать, чтобы не зависнуть на выборе подходящей картинки.


Для начинающего важно учиться рисовать поэтапно . Не просто сегодня рисую карандашом Гомера, завтра Микки-Мауса. Нет. Сложность должна нарастать. Я искал план в книжных магазинах, выбирал книгу . В основном, там академический рисунок: 10 страниц теории и 1 пример. Вместо пошаговых иллюстраций, что и как делать, гора текста и рекомендаций – как держать карандаш, какие карандаши выбрать, какие штрихи бывают – отстой. Я хочу научиться рисовать что-то простое и забавное, а меня словно в академию искусств готовят.

И ура, попалась на глаза книга Марка: «Вы сможете рисовать через 30 дней», с кучей поэтапных примеров, с минимумом теории. Этот курс – самое мощное, что я знаю, если вы хотите самостоятельно научиться рисовать карандашом. Без плана рисования – шансов мало.

Зачем учимся рисовать

Следующие рисунки я начал рисовать в уверенности, что я бездарный к рисованию. Но так как я знаю, что почти всё, что знаю о себе – не правда. Решил перепроверить себя: у меня действительно кривые руки или это в школе так пострадал.


Сфера

Основной элемент рисования. Рисуем тени и полутени сферы.

Указано время с учётом чтения учебника. Само рисование требует времени в два раза меньше.




Куб

Базовый строительный кирпич любого рисунка.



Модификации куба




Рисуем текстуру карандашом



Флаги и роза






Рисуем кубы – продвинутый уровень




Рисуем сферы – продвинутый уровень

С этого этапа вы обязаны купить растушёвку – бумажный карандаш. В предыдущих уроках я растушёвывал пальцем, затем растушёвкой #3.

Вся магия полутеней: объёма, мелких теней в уголках, при рисовании глаза и портрета – благодаря растушёвке. Ваша способность рисования словно умножится на три! Сами офигеете, когда сравните свои результаты.





Флаги, свитки





Цилиндры: вулкан, чашка


Рисуем живое дерево


Комната в перспективе

Улица в перспективе


Рисуем в центральной перспективе: замок, город



Надпись в перспективе


Учимся рисовать портрет

Учимся рисовать руку


Экзамен: первый портрет!

Рисовать людей намного сложнее, чем розы или аниме. Лицо нельзя искажать – каждую ошибку сразу же заметно. Учиться рисовать людей нужно, когда почувствуете уверенность в том, что сможете узнаваемо нарисовать очертание и скетч лица.

Портреты нельзя рисовать быстро, требуется усердие и внимательность. Вот какой у меня получился портрет жены:

Учимся рисовать с нуля картины

Восемь картин рисовал суммарно сутки, половину времени. Карандашом практиковался тоже одни сутки. Научиться рисовать до таких же результатов, даже если «руки из жопы растут», можно за 50–150 часиков. В пересчёте на сериальчики – это 2–3 сезона Доктора Хауcа .

Первую картину акрилом «А ты мне нравишься» Васи Ложкина рисовал 6 часов. Что такое акрил и как с ним управиться – не знал. Кисть тоже держал впервые после школы.

Месить нужный оттенок нелегко. Всё бросить потому, что не получается – я рвался каждые полчаса. Нужен человек, который поддержит. Пошёл обучаться в арт-студию и рисовал под присмотром художника. Через год, пару раз брал уроки рисования онлайн у того же преподавателя.


Научился рисовать карандашом, а сноровка оказалась комплексной. Взял кисть впервые после школы и нарисовал. Долгих 6 часов, кривовато, но как же здорово! Теперь я могу сделать неординарный подарок – нарисовать картину другу, закладку в блокнот, карикатуру по работе. Даже делал небольшой мультик.

Первая картина: пастелью, акрилом, гуашью и маслом. Все техники с нуля, а повесить на стену – не стыдно.

Как правильно научиться рисовать – алгоритм

Обучение рисованию карандашом – это база : сносить углы, размеры линий, соблюдать пропорции. Просто научиться не боятся рисовать. Освойте начальный уровень, а дальше только веселее и проще.

Чем учиться рисовать

    Рисуем простым карандашом .

    Фундаментальный инструмент для рисования. Почти все иллюстрации, скетчи и картины рисуются сперва карандашом. Далее он затирается до еле видимых линий, либо поверху рисуем красками. Ошибки легко исправляются. №1 для начинающих.

    Рисуем гелевыми ручками .

    Простой инструмент для рисования в цвете. Техника рисования схожа с техникой рисования карандашом – всё-таки ручка, а не кисть. Исправить ошибки можно только в Фотошопе.



    Рисуем фломастерами . Аналоги: маркеры и профессиональные «копики».

    Больше разнообразия цветов, чем у гелевых ручек. Набор будет стоить дешевле. Через 1–2 года фломастеры засыхают и нужно покупать новый набор.



    Фломастеры немного пропитывают бумагу и она начинает раскисать, из-за этого мне не нравится ими рисовать. Можно наводить по 2–3 раза и линия становится более насыщенной, можно рисовать полутени.

    Рисуем акварелью .

    Дешёвые материалы, и знакомы со школы. Разбавляются водой, поэтому новый слой краски размывает предыдущий. Сложно освоить как она поведёт себя. С нуля, самостоятельно, не просто научиться рисовать детали. Преимущество – доступность.

  • Рисуем гуашью .

    Матовый окрас, более густой, чем акварель, тоже разбавляется водой. Отлично подходит для новичков: ею легче исправить неточности, чем акварелью. Дешёвый материал.


  • Рисуем акриловыми красками .

    Самый доступный профессиональный материал. Акрил быстро сохнет, 5–15 минут. Им легко нанести второй слой, исправить огрехи. Если качественный, то устойчив к воде.

    Акрилом рисуют на холсте. Также можно обрисовать что угодно: стену, табурет, чашку, шлем, пепельницу, футболку, рамки для фото. Рекомендую затем вскрывать работу лаком с баллончика.

  • Рисуем пастелью – сухой и масляной .

    Техника рисования пастелью необычна – рисовать нужно мелками, растирая их об бумагу.


    Техника рисования масляной пастелью похожа на рисование карандашами, но имеет свои особенности.


  • Рисуем маслом .

    Сложные профессиональные краски. Долговечные, но нельзя покупать дешёвые – трескаются.

    Долго сохнет, около 2–10 дней. Это плюс – всегда можно снять слой, дорисовать, растушевать. Но и минус, нужно очень осторожно наносить слой поверху, чтобы не испортить то что есть. Не рекомендую их использование для начинающих.

Вы способны научиться рисовать карандашом . Найдите «Зачем?», купите учебник и срисовывайте в удовольствие. Через месяц – удивитесь своим способностям.



Основы рисунка - я рассказываю о способе обучения, благодаря которому мне, в свое время, удалось пройти курс училища за четыре месяца и поступить с первого раза в престижный художественный институт, набрав на экзаменах 298 баллов из 300 возможных. Надеюсь, мой опыт поможет и вам. После изучения материала вы поймете, что рисунок не такая уж сложная наука, как кажется с первого взгляда. Очень важно перед началом изучения основ рисунка посетить страницу о том, как правильно держать в руке карандаш. Эти знания нужны для правильной постановки руки. Изучите материал, я вас подожду.

Основы рисунка

Если вы начинающий художник, то вам сейчас нужны базовые знания основ рисунка. Не смотрите на работы великих художников, вы будете понимать их немного позже. Сконцентрируйтесь на себе. А начинать мы будем с понимания самого рисунка.

Все предметы находятся в пространстве, они окутаны им, гармонично в него вписываются и подчиняются его законам. В самом простеньком натюрморте нужно воспринимать не отдельные предметы, а целый ансамбль, созвучие линий и форм. Нужно смотреть на это как на непрерывный тондем линий, форм, света и тени. Рисунок- это условное пространство листа , в котором есть предметная плоскость, пропорциональные соотношения всех предметов и свето-тень, распределяющаяся по форме предметов.

Основные элементы изобразительной грамоты:

Плоские фигуры (двухмерные)

Объемные фигуры (трехмерные)
Все предметы, так или иначе имеют в себе, в своей основе построения- эти фигуры.

Куб- как основа трехмерного изображения в условном пространстве листа:

Основы рисунка. Понимание.
Для начала я хочу вам рассказать небольшую историю о маленьком муравье. Представляете? Маленький муравей, лазил себе по травке и набрел на что-то... На что- неизвестно. Он незнал и сам. И захотелось ему узнать, что-же преградило ему дорогу. Муравей с трудом залез на это что- то, облазил со всех сторон, вдоль и поперек но так ничего и не понял. Непонял, потому- что сам-то он был очень маленький и видел только отдельные участки предмета и не мог составить о нем картину. Тогда он вскарабкался на высокое дерево, взглянул с высоты и увидел общую картину....

Ну а что он увидел нам впринципе и не важно, зато смысл, думаю, ясен. Так и мы, чтобы было быстрее и яснее начнем с общей картины.

Продолжим. Куб является основой трехмерного изображения в условном пространстве листа. В нем есть вертикаль, горизонталь и глубина. В нем самом заложено понимание рисунка вообще. Вот для начала мы и поработаем с нашим кубом. Мы будем развивать логическое мышление на анализе реальной формы с помощью образно- логических построений.

В словосочетание "логическое мышление" вложено не так уж и мало. Это и наблюдательность, и воображение, и фантазия, в конце концов особое видение мира, которое в нашем случае позволяет создавать иллюзию видимого мира в пространстве листа. Мы будем учиться правильно видеть объемную форму предмета и логически последовательно изображать его на понимании основной нашей рабочей формы- куба.

Развить в себе логическое мышление это ваша первостепенная задача, это ваш инструмент , с помощью которого вы сможете самостоятельно понимать рисунок. И на самом деле это не сложно и даже не скучно. Это доступно каждому для понимания.

И перед работой избавимся от маленьких форматов. Отныне, ваш главный рабочий формат бумаги- А2. Переходите на большие размеры, если до сих пор вы этого не делали. Можно использовать планшеты 40/60 или 40/50 или даже больше. По началу кажется, что перед вами просто громадная белая стена и совсем не понятно, как ее заполнять. Не страшно. Вспомните об этом через пару недель. Тогда обычный альбомный лист вам покажется крохотным и совершенно неудобным.

Основы рисунка

Упражнение 1 для понимания основ рисунка:

Автор книги подробно рассказывает о целой системе приемов рисования,которые можно применить для любой модели,
для любого вида рисунка - даже если ваши художественные способности вызывают у вас сомнения.
В основу книги положены постепенно представляемые читателю 55 "ключей" к рисованию.
Ключи перемeжаются десяткaми упражнений,которые помогут вам усвоить теоретические принципы на практике.
Вы узнаете:
что такое дополнительное yтoчнение рисунка,
фокусировка зрения, визирование и пропорции;
как расслабить руку и заново научиться управлать ее движениями;
как передавать ощущение света,глубины, текстур;
как с помощью творческой игры стимулировать свое воображение.

  • Эрнест Норлинг "Объёмный рисунок и перспектива"

    Описание:

    Создать перспективу очень легко, однако, на удивление, лишь немногие художники знакомы с простыми законами, которые определяют эту легкость.
    Цель этой книги - объяснить данные законы.
    В книге дано пошаговое объяснение перспективы с иллюстрациями.
    Некоторые шаги повторяются, но это сделано специально чтобы подчеркнуть их важность.
    Сильный акцент делается на понятии «уровень глаз».
    Человек ростом метр восемьдесят пять, идя через толпу, видит шляпы и волосы, лица и плечи.
    Малыш ростом чуть больше метра видит руки и перчатки, сумочки и полы одежды.
    Оба они смотрят на одних и тех же людей в одно и то же время. Но как же различается наблюдаемый ими мир!

  • "Основы рисунка"

    Описание:

    Книги серии «Начинающему художнику» вводят читателя в увлекательный мир живописи и графики, в очень доступной и наглядной форме знакомят с азами рисования.
    Овладение техникой рисунка необходимо как начинающему графику, так и начинающему живописцу.
    Книга «Основы рисунка» - подробный самоучитель, который познакомит вас с материалами для рисования, научит, как выбрать нужный кадр и скомпоновать предметы на картинной плоскости, объяснит, как построить перспективу и добиться объемности изображения.
    Большое количество фотографий и лаконичные поясняющие тексты помогут вам освоить технику рисунка в самые короткие сроки.

  • Дуг Дюбоск "Как рисовать перспективу"

    Описание:

    Чёткие инструкции, примеры и фотографии помогут вам осознать, что такое перспектива в изобразительном искусстве, правильно выстраивать её и использовать при создании иллюзорного пространства в рисунках или картинах.
    Для широкого круга начинающих художников.

  • А.Сапожников "Полный курс рисования"

    Описание:

    Представляем Вам один из лучших российских учебников по изобразительному исскуству, впервые вышедший в середине 19 века.

  • Джин Фрэнкс "Рисунок карандашом"

    Описание:

    Эта книга в доступной и наглядной форме поможет начинающему художнику освоить технику карандашного рисунка.

  • 2. Рисование человека (фигура,анатомия,движения)

    • Кристофер Харт "Анатомия для художника. Совсем просто"

      Описание:

      Книга содержит информацию о пропорциях, мускулатуре и костной основе всех элементов человеческого тела, необходимую тому, кто обучается рисованию.
      Для широкого круга начинающих художников-графиков.

    • Джек Хамм "Как рисовать голову и фигуру человека"

      Описание:

      Если анатомию изучать поэтапно, она не покажется художнику такой непостижимой.
      Как и все остальное, "она проста, если вы знаете, как это делать". Следовательно, наша задача - узнать, "как это делать".
      Цель этой книги - научить начинающих художников рисовать фигуру человека. Мы даем читателям то, что они могут легко понять и запомнить.

    • Уилли Погейни "Искусство рисования"

      Описание:

      «Искусство рисования» - наиболее популярное и информативное руководство по рисованию, явившееся источником вдохновения для многих поколений художников.
      Автор передает основные принципы искусства рисования в простой конструктивной манере. Более того, Погейни представляет полное анатомическое описание каждой части тела, включая кости скелета и мышцы.
      Книга содержит множество иллюстраций, наглядно демонстрирующих процесс создания законченного рисунка.

    • Эндрю Лумис "Рисование голов и рук"

      Описание:

      Эта книга поделена на части, посвященные рисованию мужчин, женщин и детей разных возрастов.
      Как мы увидим, хотя технические отличия невелики, имеется заметная разница в подходах и ощущениях.


      Умение правильно рисовать руки так же важно для художника. Часть 5 поможет понять принципы конструкции, на которой основано реалистичное изображение рук.


    • Бёрн Хогарт "Рисование динамичных рук для художников"

      Описание:

      Совершенное искусство рисования динамичных рук - ключевой момент рисунка и живописи.
      Книга Бёрна Хогарта, американского художника, автора знаменитой серии учебных пособий по рисованию, знатока человеческой анатомии - oдна из самых исчерпывающих книг, когда-либо опубликованных в этой области.
      B ней свыше 300 иллюстраций, на которых человеческая рука представлена в cамых разнообразных положениях и ракурсах.
      Данная книга - cправочник для профессиональных художников, для студентов художественных вузов, художников-любителей.

    • Бёрн Хогарт "Рисунок человека в движении"

      Описание:

      Эта книга знакомит читателя с собственной революционной системой автора в рисовании фигуры - системой, которая позволяет мысленно представить формы человеческого тела с любого ракурса.
      С помощью этой системы вы сможете нарисовать невероятное множество поз, движений и жестов без всякой модели и с правильной взаимосвязью между формами.

    • Джованни Чиварди "Рисунок. Художественный портрет"

      Описание:

      Портрет всегда был и остается одной из основных тем в изобразительном искусстве.
      Художники часто обращаются к портретным изображениям - ведь это не только хорошо востребованный и высоко ценимый в обществе живописный жанр, но и весьма интересная возможность изучить физическую, а в особенности психологическую сущность человека.
      В этой книге художник с мировым именем, преподаватель Миланской академии изобразительного искусства Джованни Чиварди попытался упростить и свести воедино все основные проблемы, с которыми обычно сталкивается человек, начинающий осваивать общий рисунок головы, а затем и портрет как таковой, то есть имеющий сходство с натурой.
      Основанная на богатой практике, методика Д. Чиварди предполагает последовательно изучение рабочих инструментов, затем пропорций, анатомии, элементов лица, композиции, освещения, процесса исполнения (с упором на «общий вид» головы).

    • Уолт Рид "Фигура. Методика рисования и построения"

      Описание:

      Излагаются принципы практического рисования человеческой фигуры, проверенные годами преподавательского опыта

    • Хосе Паррамон "Портрет. Уроки мастерства"


      Описание:

      В этой книге подробно рассмотрены технические аспекты портретного жанра, включающие выбор композиции и способы передачи внешнего сходства, а также приведены упражнения, позволяющие на практике изучить особенности создания портрета разными изобразительными материалами.

    Елизавета Румянцева

    Для усердия и искусства нет ничего невыполнимого.

    Содержание

    Детская мечта об окончании художественной школы сбывается не у всех, но научиться рисовать карандашом можно в любом возрасте. Умение пользоваться графитовым стержнем – основной навык, необходимый для начала обучения. Продвинуться дальше помогут простые советы начинающим.

    Подготовьте инструменты

    Перед началом работы подберите карандаши для создания эскиза. Механические стоит использовать там, где необходима точность, простые – при заполнении больших областей. Новичку важно правильно держать грифель: если поместить пальцы ближе к концу, это даст контроль, но утяжелит штрихи. Захватывая стержень дальше, вы получите меньше точности, но более воздушные линии.

    Твердость графита обозначается буквами:

    • М – мягкий;
    • Т – жесткий;
    • ТМ – средний.

    К каждой букве добавлена цифра, обозначающая степень жесткости: чем больше число, тем мягче грифель. Начать следует со среднего ТМ, чтобы научиться контролировать силу нажима. Для коррекции, затенения рисунка или нанесения специальных эффектов используют ластик. Лучше выбрать мягкий, чтобы при стирании не царапать листы. Первые наброски стоит делать на недорогой бумаге для эскизов, для финальной работы понадобится более плотный и качественный материал.

    Освойте основные техники

    Методы создания эскизов отличаются для разных стилей и эффектов: глубину, форму предметов показывают множеством способов. Важно пробовать новое, находить то, что улучшает вашу манеру изображения. Способность контролировать штрихи и создавать целостный образ придет с опытом. Чередуйте темные и длинные, короткие и светлые линии – такая техника рисования карандашом создаст динамичную, интересную картину.

    Методики изображения фактур:

    • штриховка;
    • зернистость;
    • растушевка пальцем;
    • перекрестная штриховка.

    Пробуйте различные сорта карандашей, от 3М до 6Т, держите стержень под разными углами. При затенении подкладывайте под кисть чистый лист – это убережет от пятен, которые рука оставляет на карандашных линиях. Используйте затирание при сглаживании теней, пользуясь кусочком папиросной бумаги.

    Есть четыре типа контуров объекта. Тонкие и жесткие выглядят сплошными границами. Прерывистые – нечеткими краями, объект почти сливается с фоном. Размытые контуры зрители только угадывают. Тренируйтесь, чтобы понять, как рисовать правильно, объединяйте способы для создания интересных работ.

    Научитесь располагать композицию

    Применяйте принцип 70/30. Идея в том, что 30% эскиза заполняется главным фокусом и его детализацией, а остальные 70% – фоном. Акцент должен занимать меньшую часть картины – это поможет подготовить эффектный рисунок. Изображение в целом должно быть симметричным, также важно следить за пропорциями отдельных элементов.

    Иногда можно нарушать это правило, несколько меняя размер предметов. Оставляйте зеркально ровными общие линии, но не мелкие детали: «поиграйте» с ними, попробуйте внести что-то необычное. Асимметричность некоторых элементов поможет избежать скучного повторения, характерного для идеально ровных изображений.

    Создайте контраст

    Существует прием, помогающий притянуть внимание к определенной части картины: резкий переход от темных областей к светлым направляет взгляд зрителя в нужную часть эскиза. Сильный контраст лучше располагать в центральной зоне картины – применяйте такую технику для выделения фактур, отдельных предметов.

    Эффектности можно добиться, создав контраст:

    • форм;
    • оттенков;
    • насыщенности;
    • текстур;
    • пропорций.

    Не поддавайтесь соблазну использовать разницу фактур по всему рисунку: легкое затенение столь же действенно демонстрирует форму, детали. Более мягкий контраст позволяет взгляду блуждать, не фокусирует его. Плавный переход цвета визуально приятен, создает акцент. Чтобы графика выглядела объемной и яркой, примените тонкий градиент: существенная разница темных пятен и светлых бликов привлекает внимание.

    Добавьте детали и несовершенства

    Делайте ваши объекты отличающимися, а не просто узнаваемыми: причуды и недостатки придают характер эскизу, предлагают зрителю домыслить историю. Реалистично изображенная фигура, с подчеркнутыми вмятинами и шишками, вызывает интерес. Чтобы она стала забавной и фантастической, дорисуйте несовершенства.