Провалы рынка и их виды. Понятие провалов рынка

В экономической литературе сбои в работе рыночного механизма экономисты называют по-разному: недостатками, несовершенством, неполадками, провалами, фиаско, неэффективностью, дефектами, неспособностью, небезупречностью, бессилием, ограниченностью, что не меняет сути. «Провалы» рынка представляют собой ситуацию, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов (внешние эффекты, общественные блага, неравенство в доходах, рыночная власть, асимметричность информации).

1). Внешние эффекты или экстерналии- эффекты (издержки или выгоды), не имеющие стоимостной оценки, в результате рыночных сделок между экономическими субъектами, которые получают третьи лица. Рыночная система учитывает лишь индивидуальные потребности и не способна учитывать общественные, коллективные потребности (например, национальная оборона, охрана окружающей среды, строительство автомагистралей)

Внешними эффектами называют все факторы, которые не учитываются в рыночной цене, но влияют на благосостояние и качество жизни людей. К ним относятся выгоды, приносимые фирмами, повышающими квалификацию и образование своих работников, выгоды от создания интеграционных союзов производителей, выгоды фирм, получающих от потребителей бесплатно информацию о выявленных недостатках товаров и т.д.

Внешние эффекты могут иметь и отрицательную направленность, например, нечестная конкуренция за клиентский капитал, ущерб при нарушении авторских прав, загрязнение окружающей среды в результате производства товара и т.д.

Специфика внешних эффектов, заключается в том, что они: возникают в ходе рыночных сделок между экономическими субъектами; обладают «внешней» направленностью для участников рыночной сделки, т.к. воздействуют на третьих лиц; не имеют стоимостной оценки, а значит, не могут быть учтены в рыночных ценах; имеют различные сферы возникновения (производство, распределение, обмен, потребление экономических благ); могут быть как положительными, так и отрицательными;

Отрицательные внешние эффекты возникают при негативных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. Отрицательные эффекты связаны с дополнительными издержками, не имеющими стоимостной оценки, в результате рыночных сделок между экономическими субъектами, которые получают третьи лица. "К примеру, целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений."



Положительные внешние эффектывозникают при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. Возникающий при этом выигрыш присваивается не владельцем ресурсов, обусловивших возникновение эффекта, а третьими лицами, притом бесплатно. Положительный внешний эффект- дополнительная полезность, возникающая в результате использования блага и не находящая отражения в его рыночной цене.

Развитие образования выступает в качестве положительного внешнего эффекта. В обществе каждый выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Не удивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Возникновение отрицательных внешних эффектов связано с тем, что не установлены права собственности на ресурс (например, чистый воздух) отсутствует его рыночная (стоимостная) оценка; возможность бесплатного использования ресурса; перепроизводство товара с отрицательными внешними эффектами (заниженная его цена); неэффективное распределение ресурсов. Сходная ситуация возникает с положительными внешними эффектами: не установленные права собственности на ресурс (например, образование); отсутствует стоимостная оценка; возможность бесплатного получения выгод; недопроизводство товара с положительными внешними эффектами (завышенная его цена); неэффективное распределение ресурсов.



2). Общественное благо (pure public good) - это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью (потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других; такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю) и неисключаемостью (ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить; общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех) в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.

Частное благо (pure private good) -- это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.

В отличие от частного блага общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать "мелкими" партиями) и быть продано по частям. Невозможно так же определить цену на отдельные единицы общественного блага. Потребление общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако в реальной действительности наличие такой информации - большая редкость.

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, "зайца".

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско.

3). Неравенство в доходах(рынок игнорирует социальную справедливость). Рынок не способен распределять доходы среди различных слоев населения в соответствии с целями демократического общества: ничем не сдерживаемая рыночная система может предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим - получать несоразмерные или чрезмерные доходы. Рынки конкурирующих продавцов не гарантируют, что доход и потребление будут именно у тех, кто считается наиболее нуждающимся или достойным. Рыночный механизм может привести к массовому неравенству, к увековечиванию неравенства в доходах и богатстве из поколения в поколение.

Рынок может либо обеспечить, либо не обеспечить справедливое распределение ресурсов. Вопрос о том, следует ли недобросовестность, неравенство и экономическую несправедливость в условиях рыночной экономики называть фиаско рынка, относится скорее к разряду терминологических, нежели существенных. В литературе фиаско рынка определено таким образом, что оно имеет отношение только к проблеме эффективности. Однако это определение не отрицает важности проблем экономической справедливости.

4). Рыночная власть (рынок не противостоит монополистическим тенденциям). Контрольный механизм рынка - конкуренция - с течением времени теряет первоначальную силу в результате слияний фирм, тайных сговоров компаний, беспощадной конкурентной борьбы, образования монополий. Некоторые экономисты считают, что технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствовал упадку конкуренции, так как новейшие технологии требуют использования огромных количеств реального капитала, крупных рынков (комплексных, централизованных и интегрированных), а также богатых и надежных источников сырья. Такого рода технология означает необходимость в существовании фирм-производителей, являющихся крупномасштабными не только в абсолютных величинах, но также и по отношению к размерам рынка.

Достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования небольшого числа крупных фирм, а не большого числа относительно мелких. Таким образом, несовершенная конкуренция служит причиной неэффективности. Рынок не может самостоятельно устранить препятствия на пути к конкуренции, бороться с неэффективной конкуренцией. Конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильности уровня цен, проблемы безработицы, инфляции, экономического роста сами по себе, автоматически, разрешиться не могут. Особую опасность экономическому развитию представляет инфляция и циклическая безработица: экономика, подверженная чрезмерной инфляции и безработице, создает неблагоприятную экономическую среду для координации действий покупателя и продавцов от дельных товаров и факторов производства.

5). Асимметричность информации. Информацияв рыночной экономике выступает в качестве общественногоблага, однако у экономических субъектов возникают проблемы, связанные с затратами на поиски информационных источников; оценкой надежности достоверности информации; проблемами усвоения (потеря части информации); проблемами обработки (когнитивные ограничения); проблемами использования информации. Все это способствует явлению «неполноты информации» для эффективного функционирования рынков.

Асимметричность информации- неравномерность распределения информации среди экономических субъектов, вызванная ее неполнотой. Асимметричность информации воздействует на:

1) общее благосостояние(способствует перераспределению излишков потребителя и производителя);

2) условия рыночной конкуренции(является источником ценовой дискриминации);

3) рыночную стратегию поведения фирм(причина реализации рыночной власти продавцов, способствует снижению эффективного использования производственных мощностей).

Асимметричная информация охватывает различные рынки, где качество товаров неоднородно и существенно колеблется. Чем меньше осведомленность покупателей и ниже интенсивность рыночных сделок, тем выше асимметричность информации. Так, продавец продукта знает о качестве товара больше, чем покупатель. Работник о своих способностях имеет более полную информацию, нежели предприниматель. Кредитор располагает меньшими сведениями о платежеспособности заемщика. Менеджеры знают свои возможности лучше в сравнении с собственниками фирм. К рынкам с большой долей асимметричной информации относятся: рынок товаров длительного пользования; рынок страхования; рынок кредитов; рынок труда.

Главная проблема асимметричности информации заключается в том, что она дает возможность злоупотребления рыночной властьюучастникам рыночных отношений и ведет к закреплению на рынке некачественного блага, в результате негативного отбора потребителей.

Асимметричность информации ликвидировать невозможно,но ее можно значительно уменьшить при помощи рыночных сигналов.

Рыночные сигналы - это механизмы, позволяющие экономическим субъектам минимизировать асимметричность информации о качестве продукции и услугах. Концепция рыночных сигналов была впервые разработана американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике 2001 г. М. Спенсом, который установил, что асимметричность информации уменьшается, когда покупателям поступают сигналы о качестве благ со стороны продавцов этих благ (реклама, репутация фирмы, квалификационные дипломы, сертификаты качества, гарантии, поручительства и т.д.).

Так, на рынке труда рыночным сигналом для работодателей является образованиеработников, которое измеряется числом лет обучения, полученной степенью, средним баллом, престижностью заведения и т.д. Действительно, образование выступает в качестве «индикатора», который позволяет фирмам судить о трудовых возможностях работника и его перспективности. Однако диплом о высшем образовании выступает в роли именно рыночного сигнала, а не гарантии высокооплачиваемого труда и без него у работника нет возможности претендовать на более оплачиваемую работу. Выбирая уровень образования работников, фирма сопоставляет выгоды от него с издержками на его подтверждение и оценку. То же самое делают и потенциальные работники. Разница между ними состоит в том, что фирмы имеют в виду производительность труда, а работники - уровень оплаты труда.

Рыночные сигналы уменьшают асимметричность информации о качестве продукции и услуг, в то же время издержки на поддержание соответствующих рыночных сигналов могут значительно увеличить цену товаров, поэтому эффективность системы рыночных сигналов зависит от сопоставления выгод и издержек от ее использования.

Экономическая практика выявила в XIX веке и подтвердила в XX веке, что существуют ситуации (так называемое «фиаско» рынка ), когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о провалах («фиаско») рынка:

1) существование монополий. Поскольку монополии, стремящиеся к максимуму прибыли, не доводят выпуск до оптимального с позиций общества объема, то правительство создает антимонопольное законодательство, запрещающее монополизацию отраслевого сбыта, осуществляет разделение монополиста на несколько конкурирующих между собой предприятий, регулирует деятельность естественных монополий;

2) наличие несовершенной (ассиметричной) информации. Постоянное обновление ассортимента продукции под влиянием изменяющихся потребностей и усложнение продукции в результате внедрения достижений НТП сопровождается несвоевременным информированием потребителей о качестве товара. Из-за недостатка информации многие потребители с подозрением относятся к новым торговым маркам и разнообразию товаров. Для устранения ассиметричности информации государство создает специальные организации, проводящие экспертизы качества товаров и услуг, выдающие сертификаты, подтверждающие безопасность товара для потребителя, устанавливает госты на выпускаемую продукцию и гарантийные сроки службы изделий и т. д.;

3) образование внешних эффектов. При производстве и потреблении некоторых экономических благ часто возникают прямые, неопосредованные непосредственно рынком, благоприятные и неблагоприятные воздействия одного экономического субъекта на результаты деятельности другого субъекта;

4) создание общественных благ. Рынок не предусматривает производство общественных благ (противопожарная безопасность, национальная оборона и др.), которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю.

Внешние эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные эффекты, возникающие в результате как производства, так и потребления товаров и услуг. Положительный внешний эффект имеет место тогда, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности (прибыли) других субъектов. Например, вакцинация студентов и учащихся от гриппа приводит к уменьшению числа людей, заболевших гриппом. Отрицательный внешний эффект образуется в случае, если деятельность одного хозяйствующего субъекта вызывает издержки для других. Например, нефтехимический комбинат осуществляет сброс загрязненной воды в реку и травит рыбу, которую вылавливает рыболовецкая артель. Поскольку завод не очищает воду, то его частные предельные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек (рис. 4.1). Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции фирмой превышает эффективный с точки зрения общества объем выпуска Цена товара, не учитывающая затраты на создание очистных сооружений , оказывается ниже оптимальной цены и позволяет фирме получать незаслуженную прибыль. Площадь треугольника показывает чистые потери общества, возникающие из-за производства продукции больше

Существует пять основных способов регулирования отрицательных внешних эффектов.

Первый способ - запрет на производство (потребление) некоторых благ.

Второй способ - осуществление антирекламы (предупредительные надписи на упаковке сигарет).

Рис. 4.1 - Отрицательный внешний эффект

Третий способ - введение налогов на производство (потребление) товаров. Введение налога (T) сдвигает кривую в положение и превращает внешние эффекты во внутренние, а рыночное равновесие - в эффективное .

Американский экономист А. Пигу предложил устанавливать налог на каждую единицу продукции, выпускаемой предприятием (налог Пигу ) . Рассмотрим следующий пример. Предположим, что фирма производит товар Х в условиях совершенной конкуренции и находится в состоянии равновесия (MR = MC ) (рис. 4.2). Ее предельные издержки МС при оптимальном выпуске не включают затрат на нейтрализацию отрицательного внешнего эффекта. После установления налога на единицу выпускаемой продукции кривая частных предельных издержек МС смещается влево в положение

Новое равновесие наблюдается в точке , где пересекаются две кривые: кривая предельных общественных издержек включающая частные и внешние предельные затраты, и новая кривая частных предельных издержек Таким образом, налог Пигу заставит предприятие учитывать внешние затраты и тем самым способствовать достижению общественно-оптимального уровня производства. Для того чтобы этот налог полностью компенсировал негативные для общества последствия, его величина t должна равняться внешним предельным издержкам при общественно-оптимальном выпуске.

Рис. 4.2 - Налог Пигу

Четвертый способ - создание рынка на экстернальную продукцию через закрепление собственности на право производить внешние эффекты. Для того чтобы рынок экстерналий мог работать нормально, необходимы два условия:

во-первых, пострадавший субъект должен иметь право собственности на использование ресурса, который необходим фирме для производства «вредного» товара. Только в этом случае он сможет препятствовать производству и требовать компенсации за причиненный ущерб. Например, строительство новой дороги в городе требует разрушения домов, находящихся на пути прохождения магистрали. Самый простой способ решения задачи - предоставить жильцам квартиры в этом же районе, не ухудшающие их положения;

во-вторых, издержки на проведение переговоров фирмы с пострадавшими субъектами о компенсации не должны быть слишком велики. Если сроки строительства дороги жесткие, то практически невозможно при отсутствии жилья в этом районе удовлетворить потребности жильцов. В этом случае трансакционные издержки слишком велики, и теорема Коуза (регулирование отрицательных внешних эффектов без вмешательства государства в форме выплаты компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне) не действует.

Рассмотрим способы нейтрализации отрицательного эффекта при ситуациях, когда права собственности на объекты, их порождающие, закреплены сначала за нефтехимическим комбинатом, а затем за рыболовецкой артелью. Предположим, что комбинат согласился на снижение объема выпуска с до общественно оптимального выпуска получая сумму денег, способную возместить потери, обусловленные сокращением выпуска (рис. 4.3). Расстояние между и при характеризует максимальный размер выплат рыбохозяйства комбинату в обмен за его отказ от производства соответствующей единицы продукции.

Однако рыболовецкая артель настаивает на сокращении выпуска до и готова заплатить комбинату за каждую непроизведенную дополнительную единицу продукции сумму, равную расстоянию АВ. Сделка не состоится в связи с тем, что каждая дополнительная единица продукции приносит комбинату при выпуске сумму, равную разности между рыночной ценой продукта и частными предельными издержками (отрезок СВ). Она могла бы произойти, если бы суммы компенсации устроили обе стороны.

Рис. 4.3 - Теорема Коуза

Приведенный пример показывает применимость теории Коуза и в обратном направлении, когда право собственности на озеро принадлежит рыболовецкой артели. В этом случае предметом соглашений станет размер платежей комбината рыбохозяйству за загрязнение водоема отходами производства. Рыболовецкая артель согласится на загрязнение только в том случае, если платежи комбината будут выше предельных затрат (для рыбохозяйства) на вылов рыбы в условиях загрязнения. Комбинат согласится платить за разрешение на выброс отходов химического производства, если этот платеж будет ниже, чем избыток предельного дохода каждой дополнительно выпущенной единицы продукции над связанными с ее производством предельными затратами (Р – МС ). Несмотря на передачу права собственности на водоем, комбинат также выйдет на общественно-оптимальный выпуск продукции Анализ практики использования теоремы Коуза показал ее применимость в тех случаях, когда в соглашения вовлечено небольшое количество участников и источник отрицательных экстерналий можно определить.

Пятый способ - интернализация внешнего эффекта , т. е. превращение внешних издержек (нейтрализуемых за счет государственных или иных сторонних средств) в частные, не включающие издержки на нейтрализацию внешнего эффекта. Предположим, что после увеличения сброса отходов в реку, рыболовецкая артель вынуждена ловить рыбу в более отдаленных местах и ее издержки возрастают. Чтобы снизить издержки на выпуск своей продукции, комбинат и рыболовецкая артель решают объединиться. До объединения комбинат выпускал , а после объединения - . На рис. 4.3 видно, что интернализация внешнего эффекта привела к сокращению выпуска и величины отрицательного внешнего эффекта. Когда внешний эффект оказывает воздействие на благосостояние не одного, а многих субъектов, тогда проблема внешних эффектов переходит в проблему производства общественных благ.

Общественные блага - это блага, которые не могут производиться в достаточном количестве частными фирмами, и обладают двумя свойствами:

– неисключаемостью, т. е. невозможностью лишить какого-либо индивида возможности пользоваться данным благом, даже по его собственному желанию. Отсюда следует свойство неделимости общественного блага: субъект не может сам выбирать объем потребления блага;

– неконкурентностью. С увеличением числа потребителей блага уровень потребления каждого из них не уменьшится.

Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. С точки зрения дифференциации границ потребления выделяются следующие общественные блага:

· международные (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, стандарты, сокращающие трансакционные издержки, международная стабильность и т. д.);

· общегосударственные (оборона страны, охрана общественного порядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей и т. д.);

· местные (освещение улиц, озеленение площадей, содержание парков и т. д.)

Чистых общественных благ очень мало. В большинстве случаев общественные блага являются смешанными, обладающими чертами как общественных, так и частных благ. Например, услуги по оказанию экстренной медицинской помощи предоставляются бесплатно всему населению, но если машина скорой помощи отправилась к одному больному, то она не может приехать к другому (свойство неисключаемости не работает).

Оптимальный объем производства общественных благ - это объем, при котором достигается равенство спроса и предложения (рис. 4.4) .

Роль кривой предложения общественных благ выполняет кривая предельных общественных издержек , состоящая из предельных частных затрат производителя и положительных и отрицательных внешних эффектов производства.

Кривая спроса на общественное благо имеет отрицательный наклон, но определяется сложением индивидуальных кривых спроса не по горизонтали, как для частного блага, а по вертикали.

Предположим, что в обществе находятся два человека, которые живут в одном доме. Общественное благо - уборка лестницы. На рис. 4.4 представлены кривые индивидуального спроса двух потребителей и На оси абцисс показано число производимых уборок, а на оси ординат возможные расходы на оплату каждой уборки лестницы. Первый индивид готов заплатить за одну уборку в месяц 30 руб., а за две уборки 50 руб., так как вторая уборка, согласно его кривой спроса, имеет цену, равную 20. Второй индивид готов заплатить за одну уборку 20 руб., а за две - 30 руб. (). За третью уборку оба платить не готовы. Суммируем расходы двух субъектов на первую уборку и получим сумму, равную 50 руб. Поскольку общие расходы на уборку равны 80 руб., то суммарная цена второй уборки равна 30 руб. (). Соответствующие точки (1 уборка - 50) и (2 уборка - 30) лежат на кривой суммарного спроса на общественное благо

Общественные блага. Чисто общественное благо (pure public good) - это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона. Свойство неизбирательности в потреблении означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.

Свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех. В условиях командно- административной системы в разряд общественных благ попали такие блага, которые не должны были там оказаться, например, централизованное водоснабжение, электроснабжение, общественный транспорт. В условиях рыночной экономики из-за централизованного распределения этих благ их невозможно исключить из потребления, что затрудняет рыночные реформы в нашей стране. Чтобы глубже понять особенности чисто общественного блага, сравним его с чисто частным благом.

Чисто частное благо (pure private good) - это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать "мелкими" партиями) и быть продано по частям. Невозможность определения цены на отдельные единицы чисто общественного блага объясняет особенности определения совокупного спроса на чисто общественное благо. Цена в данном случае не является переменной величиной.

Проблема безбилетника . Потребление чисто общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако в реальной действительности наличие такой информации - большая редкость.

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, "зайца" (free-rider problem).

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить "провалы" рынка помогает государство.

Провалы рынка. Функции государства в рыночной экономике . «Провалы» (фиаско) рынка (market failures) - это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о "провалах" рынка:

1) монополия;

2) несовершенная (асимметричная) информация;

3) внешние эффекты;

4) общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее, доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах в XX в. имеет тенденцию к росту. К тому же обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия все более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидно, почему роль государства в течение XX в. неуклонно возрастала.

Государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы.

Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной эко­номики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определенные ограничения.

Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т. д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики.

Способы разгосударствления могут быть различны. Это, прежде всего, поощрение конкуренции и либерализация рынков , снижение барьеров для вступления в отрасль, активная антимонопольная политика. Эффективной мерой может стать и стимулирование смешанного предпринимательства . Наконец, сильной мерой является денационализация государственной собственности , развитие процессов приватизации.

Опыт показывает, что приватизация может быть успешной лишь при наличии определенных условий. Главным образом, к ним относятся:

Ø наличие надежной правовой базы проведения денационализации;

Ø создание развитой рыночной инфраструктуры (и фондового рынка в первую очередь);

Ø хорошо продуманная процедура продажи государственных предприятий;

Ø предварительная оценка величины спроса на денационализируемый сектор (или отрасли) экономики.

Лишь при наличии этих условий денационализация экономики может быть эффективной. Следует помнить, однако, что этот процесс во многом зависит от самого государства. Между тем разрастание бюрократического аппарата усложняет сам процесс принятия решений. Поэтому "провалы" рынка могут быть дополнены, а иногда и усилены "провалами" государства.

В экономической теории эти неудачи чаще всего обозначают термином «провалы» (иногда – «несостоятельность, дефекты»). Провалами рынка называют такие проявления рыночных механизмов, которые побуждают субъектов рынка принимать неоптимальные или нежелательные для общества экономические решения. В экономической теории обычно выделяют следующие провалы рынка:

1.Тенденция к установлению отдельными экономическими субъектами монопольного контроля над рынком. В стремлении максимизировать прибыль каждый субъект рынка стремится подавить конкурентов.

2.Неравномерность распространения информации в экономической среде.

3.Неспособность производить общественные блага.

4.Неспособность соблюдать социально приемлемые границы неравенства в распределении доходов.

5.Особое место среди провалов занимает неспособность рынка устранить «внешние эффекты». Эти нежелательные для общества решения, вытекающие из самой природы рынка, устраняются с помощью государственного регулирования. Так, монопольным тенденциям должна быть противопоставлена антимонопольная политика государства. Именно к этому пришли США и страны Западной Европы в конце XIX-начале XX в., когда свободный и конкурентный капитализм привел к образованию мощных монополий, грозивших подорвать основы рынка.

Такие провалы рынка, как превышение социально допустимых границ неравенства и неспособность производить общественные блага, компенсируется государственной социальной политикой и работой государственного сектора экономики.

Особым фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Современная рыночная экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему капитализму.

Как известно, существуют экономические проблемы, которые принято называть провалы рынка. Это такие ситуации, когда рыночный (ценовой) механизм не может эффективно распределить ресурсы. При этом не обеспечивается равенство МС = MR, или МС = Р. В таких ситуациях возможно и необходимо использование механизма государственного регулирования. В связи с этим основными сферами деятельности государства являются следующие: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов.

Особую роль играет государство в правовом обеспечении функционирования рыночного механизма. Во всех указанных случаях государство способствует минимизации трансакционных издержек, с которыми связано действие рыночного механизма. Это положение не совсем ново для нас, поскольку, институты способствуют экономии трансакционных издержек, облегчая координацию действий экономических агентов.

Важнейшим из институтов и является государство. Государство в переходный период должно быть инициатором и субъектом проводимых экономических рыночных реформ, направленных на реформирование своей роли в экономике.

В связи с тем, что рынок терпит «поражение» рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в рыночную экономику.

Прежде всего, это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства:

1. Это правильная организация денежного обращения.

2. Предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т.д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

3. Устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику. Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. Кратко обозначим эти сферы.

1. Производство общественных благ: является одной из важнейших функций государства. Рыночный механизм не может предоставить общественные блага. К общественным относят такие блага, которые обладают двумя характерными свойствами: не соперничество и не исключаемость из потребления. Оба свойства тесно связаны между собой:

Не исключаемость из потребления означает, что на практике сложно или невозможно обеспечить потребление данного блага отдельными лицами, не предоставляя их всем другим. У частного сектора нет стимулов производить такие блага, поскольку положительным внешним эффектом от их создания и потребления могут воспользоваться любые лица, независимо от того, платили они за эти блага или нет. К общественным благам относятся: национальная оборона, дорожная разметка и знаки, маяки, и целый ряд аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. Общественным благом является и законотворческая деятельность государства, общественный порядок и т.[

Принято различать чистые общественные блага и смешанные общественные блага. Чистые общественные блага обладают двумя указанными свойствами в ярко выраженной степени.

Классический пример: национальная оборона. У смешанных общественных благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее.

Пример смешанного блага: автодороги. В некоторых случаях (при перегрузках движения) вводится плата при въезде на отдельные участки.

Блага, которые не обладают вообще указанными свойствами, называются «частными» и производятся на рыночной основе. Для приобретения частного блага требуется заплатить за него. Кроме того, есть блага, которые, по определению, не относятся к общественным, но из-за неспособности рынка обеспечить их производство, государство берет на себя их финансирование. Это связано с таким явлением, как неполнота рынков - ситуацией, когда рынки не в состоянии обеспечить предоставление какого-либо товара или услуги даже тогда, когда издержки, связанные с такой деятельностью, ниже цены, которую платят индивиды. Частные компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, и тогда этим занимается государство. Очень часто на государственной основе базируется страхование вкладчиков от потерь в случае банкротств банков, страхование от наводнений, пожаров и т. д.

Существуют два основных способа минимизации отрицательных экстерналий.

Первый способ - принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналии. На государство возлагается осуществление контроля за деятельностью, порождающей отрицательные внешние эффекты с применением административно-командных мер, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды и т. д.

Последний из перечисленных способов ограничения государством отрицательных экстерналии стал основой образования рынка прав на причинение внешних издержек. Другими словами, государство административными мерами способствует созданию рыночных механизмов борьбы с отрицательными внешними эффектами.

Государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналии. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных экстерналии. Предоставляется ли субсидия потребителю (он сможет платить более высокую цену за пользование положительными экстерналиями) или производителю (снижаются его издержки), в любом случае это ведет к увеличению потребления блага. Как правило, государство стремится предоставить субсидию тому, у кого большая эластичность спроса по доходам, так как чувствительность спроса на блага после субсидии будет выше. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом: ведь чем больше здоровых, образованных и культурных людей будет в обществе, тем меньше трансакционные издержки координации деятельности между людьми. Следовательно, при прочих равных условиях, тем больше предпосылок для экономического роста имеет такое общество.

2. Пресечение асимметричной информации: те, кто пытается застраховать, например, свое здоровье, обладают большей информацией, чем те, кто предоставляет услуги страхования. В связи с этим из-за асимметричной информации частные страховые компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, и тогда этим занимается государство.

Государство может сглаживать асимметричность информации путем контроля за качеством товаров и услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т. д. Большое значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, предоставления ложной информации о деятельности фирм и т. д. Государство, предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, о степени риска в сферах инвестирования и страхования и т. п., создает тем самым общественное благо (информацию), которой бесплатно пользуются все экономические субъекты.

3. Защита конкуренции: монополизация экономики имеет ряд негативных последствий: возникает дефицит (недопроизводство) благ, завышений цен, средние издержки не достигают минимума, появляется «мертвый убыток». С помощью исключительно рыночных методов невозможно решить проблему монополизации. Борьба с монополизацией, защита конкуренции - задача государства. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент недобросовестного соперничества.

4. Сглаживание макроэкономических колебаний: явление цикличности, свойственное рынку, порождает массу экономических проблем. Преодолеть эти проблемы чисто рыночными способами не представляется возможным. Поэтому антициклическая политика является прерогативой государства.

5. Политика поддержания доходов: это - особый пункт. Неравенство в распределении доходов, строго говоря, нельзя назвать фиаско рынка, и оно вполне сочетается с Парето - эффективностью, но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет к социальной нестабильности.

Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.

7. Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма: рынок представляет собой систему добровольного обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, т. е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи).

Таким образом, государство приходит на помощь рынку в тех сферах, где рынок терпит провалы.

Контрольные вопросы:

21. Провалами рынка называют?

22. Как государство приходит на помощь рынку в тех сферах, где рынок терпит провалы?

23. В экономической теории обычно выделяют следующие провалы рынка?

Задания на самостоятельную работу студента (СРС): Коробка Эджуорта (конспект).

Office-hours (СРСП): «Провалы» рынка и государственное регулирование в РК (реферат, 6-8 стр.).

Понятие провалов рынка

Провал рынка или как его еще называют "фиаско рынка" - это ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование. То момент, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов и производство необходимого количества благ, тогда говорят о провалах рынка. Ситуация, когда рыночный механизм не приводит к оптимальному распределению ресурсов общества и называется провалами или фиаско рынка.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о "провалах" рынка:

1. Монополия;

2. Несовершенная информация;

3. Внешние эффекты;

4. Общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров, стимулируя производство и потребление экономических благ. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, финансирование сферы образования, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и другое. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия все более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование. Всё это отражается на рисунке номер 3.

Рисунок 3. Провалы рынка

Разновидности рыночных фиаско

Существует список наиболее типичных провалов рынка. Первыми обычно называют нарушения условий совершенной конкуренции, выражающиеся в ограничении доступа к природным ресурсам. Это могут быть искусственные (квоты, лицензии, прямые запреты) или естественные барьеры. В последнем случае возможно появление естественных монополий. Естественная монополия - это такая рыночная ситуация, при которой минимум средних производственных затрат достигается при наличии одной фирмы, производящей данный продукт или услугу. Возникает там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, кроме того, увеличение числа фирм в этой отрасли вызывает рост средних затрат. Примерами естественных монополий являются нефтедобывающие компании, электроэнергетические компании, железные дороги, телефонные компании, космическая и военно-промышленная отрасли. Другим провалом рынка считают его неспособность обеспечить доступ к полной и совершенной информации о товарах, продавцах, условиях коммуникации всем участникам рынка. Возможны ситуации, когда продавец знает о том, что его товар неоднороден, что качества отдельных единиц товара могут существенно отличаться, а покупатель не имеет об этом четкого представления. В таких случаях говорят об асимметрии информации. График асимметрии информации представлен на рисунке 4.


Рисунок 4. Асимметрия информации

Комментарий к рисунку 4: На рисунке 4 представлено изменение объема продаж земельных участков из-за асимметрии информации: уменьшение объемов продаж более качественных земельных участков и увеличение объемов продаж менее качественных земельных участков. Dк, Sк - спрос и предложение на более на качественные земельные участки, Dн, Sн - спрос и предложение на менее на качественные земельные участки. Qоб. усл - объем покупок земельных участков более качественных и менее качественных, совершаемых на рынке земли в условиях отсутствия информационной асимметрии, Qас. к - объем покупок более качественных земельных участков под влиянием информационной асимметрии, Qас. н - объем покупок менее качественных земельных участков под влиянием информационной асимметрии. Если асимметрия информации не позволяет покупателям идентифицировать земли по качеству, их ожидания связаны с тем, что среди представленных на рынке земельных участков часть - более качественная, а часть - менее, то кривая спроса переместится в положение Dасим, между кривыми спроса на более качественные и менее качественные земельные участки. Сдвиг прямых предложения не произойдет, так как продавцы точно осведомлены о качестве продаваемых ими земельных участков. В результате происходит смещение объема покупок в сторону менее качественного блага.

Другое условие, которое может снизить эффективность рыночного механизма - иммобилизация ресурсов. Множество причин сегодня стоят на пути российского рабочего, который пожелает сменить место работы в одном городе, и еще больше таких причин возникнет, если он решит переехать в другой город. Это и отсутствие многих социальных гарантий, различия в уровнях жизни в разных регионах, неопределенность правового статуса гражданина и так далее. В результате образуются монополии на рынках труда, снижается эффективность производства, увеличивается разрыв в уровне доходов различных слоев населения. В других случаях иммобилизуются активы предприятий, когда средства, вложенные в основные фонды, не могут быть быстро высвобождены и снова пущены в оборот.

Существую и так называемые внешние эффекты, они от экономической деятельности могут быть как положительными, так и отрицательными. Внешние эффекты - затраты отдельных людей или общества, не получившие отражения в ценах (отрицательные внешние эффекты) или выгоды, которыми пользуются лица, не участвующие в сделке (положительные внешние эффекты). Когда какая-либо экспедиция случайно находит древний город, это можно считать положительным внешним эффектом. К сожалению, хозяйственная деятельность в современной экономике имеет гораздо больше примеров отрицательных внешних эффектов. Один из ярких и типичных примеров отрицательных внешних эффектов - загрязнение окружающей среды. Например, химический завод производит удобрения. Его владелец получает доход, покупатель полезность, то есть минеральные удобрения, а местные жители - загрязнение окружающей среды, сокращение количества птиц и насекомых, болезни, сокращение продолжительности жизни. Отрицательные внешние эффекты - это потери, затраты третьих лиц, в рыночной сделке не участвующих. Эти внешние издержки не находят отражения в индивидуальных издержках производства фирм, так как последние не включают в себя затраты на снижение выбросов вредных веществ в атмосферу или обработку сточных вод. Наличие отрицательных внешних эффектов означает, что цена не полностью отражает общественные издержки производства, которые фактически выше индивидуальных. Для смягчения этого недостатка рынка государство осуществляет разного рода корректирующие меры, призванные отразить общественные издержки или общественную полезность в рыночной цене. Графики внешних эффектов приведены на рисунках 5 и 6.